Руководство финансовой разведки

Информация о деятельности Совета руководителей подразделений финансовой разведки государств – участников Содружества Независимых Государств

О деятельности Совета руководителей подразделений финансовой разведки государств – участников Содружества Независимых Государств

Совет руководителей подразделений финансовой разведки государств – участников Содружества Независимых Государств (далее – Совет, СРПФР) создан в соответствии с Соглашением об образовании Совета руководителей подразделений финансовой разведки государств – участников Содружества Независимых Государств (далее – Соглашение), подписанным 5 декабря 2012 года в  г. Ашхабаде.

Соглашение подписали главы семи государств – участников СНГ: Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан и Республики Узбекистан (для всех стран Соглашение вступило в силу). 10 октября 2014 года подписан Протокол о внесении изменений в названное Соглашение (г. Минск).

В соответствии с Положением о Совете (приложение к Соглашению) членами СРПФР являются руководители подразделений финансовой разведки (далее – ПФР), которые обладают равными правами.

Совет руководствуется в своей деятельности Уставом СНГ, договорами и решениями, принятыми в рамках СНГ, и Положением об СРПФР.

Совет подотчетен в своей деятельности Совету глав государств СНГ.

СРПФР осуществляет свою деятельность во взаимодействии с Исполнительным комитетом СНГ (далее – Исполком СНГ), Межпарламентской Ассамблеей государств – участников СНГ, другими органами СНГ, а при необходимости – рабочими (исполнительными) органами международных организаций, Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) и региональных групп по типу ФАТФ, а также органами государственной власти государств – участников СНГ.

Председательство в СРПФР осуществляется, как правило, в течение одного года поочередно каждым государством – участником Соглашения в лице его представителя в порядке русского алфавита названий государств, если иное не будет установлено решением Совета. Предшествующий и последующий председатели Совета являются его сопредседателями.

Председателем Совета избран Ю. А. Чиханчин – Директор Федеральной службы по финансовому мониторингу Российской Федерации, сопредседателями являются Председатель Государственной службы финансовой разведки при Правительстве Кыргызской Республики и директор Департамента финансового мониторинга при Национальном банке Республики Таджикистан.

В состав Совета с правом совещательного голоса входят руководитель Секретариата Совета (И.А. Корнев, заместитель Директора Федеральной службы по финансовому мониторингу Российской Федерации), а также представитель Исполкома СНГ.

Рабочим языком СРПФР является русский язык.

Задачи и функции

Основными направлениями деятельности СРПФР являются:

организация взаимодействия ПФР и иных заинтересованных органов государств – участников СНГ, а также органов СНГ, в сферу деятельности которых входит противодействие легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма (далее – ОД/ФТ);

определение приоритетных направлений сотрудничества и принятие совместных эффективных мер;

содействие выработке единых подходов в целях сближения и гармонизации национального законодательства государств – участников СНГ;

разработка предложений о совершенствовании правовой базы сотрудничества государств – участников СНГ;

обеспечение реализации принятых в рамках СНГ документов.

В целях выполнения возложенных на него задач СРПФР осуществляет в рамках СНГ следующие функции:

готовит предложения о разработке целевых программ и предложений по приоритетным направлениям сотрудничества государств в сфере противодействия ОД/ФТ;

содействует внедрению государствами рекомендаций ФАТФ;

готовит предложения по формированию единых стандартов информационного обмена между ПФР и содействует такому обмену;

разрабатывает совместно с заинтересованными органами рекомендации по выявлению и пресечению форм и методов, используемых в целях ОД/ФТ;

разрабатывает и реализует совместные меры по борьбе с ОД/ФТ;

взаимодействует с заинтересованными органами СНГ, а также рабочими (исполнительными) органами международных организаций, ФАТФ и региональных групп по типу ФАТФ в вопросах своей компетенции;

организует и координирует исполнение принятых документов в рамках СНГ по компетенции Совета и собственных решений;

анализирует тенденции (типологии) в сфере ОД/ФТ, содействует обмену опытом между ПФР, оказывает методическую помощь;

рассматривает вопросы организации подготовки и повышения квалификации кадров для ПФР, создания базовых организаций государств – участников СНГ по подготовке и переподготовке кадров, проведения совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проблемам, представляющим взаимный интерес;

осуществляет иные функции, входящие в компетенцию Совета.

Организация деятельности

Основной формой деятельности СРПФР являются заседания, которые проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в год, поочередно на территориях государств – участников СНГ.

Повестка дня заседания Совета формируется на основе решений высших органов СНГ, Плана работы СРПФР, предложений членов Совета.

СРПФР принимает участие в реализации положений среднесрочных программ сотрудничества в борьбе с преступностью, терроризмом, незаконным оборотом наркотиков, незаконной миграцией и торговлей людьми.

В заседаниях СРПФР принимают участие:

руководители ПФР государств – участников СНГ – члены Совета, в исключительных случаях – их полномочные представители;

руководитель Секретариата и представитель Исполкома  СНГ – с правом совещательного голоса;

представители международных организаций, ПФР, заинтересованных государств, не являющихся государствами – участниками Соглашения – в качестве наблюдателей с предварительного согласия всех членов Совета;

официальные лица принимающего государства, представители уставных органов СНГ, средств массовой информации;

представители органов отраслевого сотрудничества СНГ, государственных органов и общественных организаций государств – участников Содружества –  по вопросам, относящимся к их деятельности и включенным в проект повестки дня заседания.

С 11 ноября 2015 года решением Совета подразделению финансовой разведки Республики Индия придан статус наблюдателя в СРПФР.

При принятии решений действует принцип: одно государство – один голос. Решения СРПФР по принципиальным вопросам принимаются на основе консенсуса. Любой член Совета может заявить о своей незаинтересованности в том или ином вопросе, что не является препятствием для принятия решения. Принятые решения подписываются членами Совета, присутствующими на заседании.

Председатель СРПФР:

осуществляет общее руководство деятельностью Совета;

проводит заседания Совета;

подписывает и направляет от имени Совета документы;

представляет в установленном порядке Совет в органах СНГ;

поддерживает и развивает по поручению Совета контакты с органами СНГ, рабочими (исполнительными) органами других международных организаций, ФАТФ и региональных групп по типу ФАТФ в пределах своей компетенции;

содействует обеспечению взаимодействия между ПФР;

осуществляет иные действия, связанные с обеспечением деятельности Совета.

Секретариат Совета

Организационно-техническое и информационное обеспечение деятельности СРПФР осуществляется его Секретариатом, а заседаний Совета – его Секретариатом во взаимодействии с ПФР принимающего государства. Решением СРПФР от 22 мая 2013 года функции Секретариата Совета поручено исполнять подразделению финансовой разведки Российской Федерации.

Руководителем Секретариата является представитель подразделения финансовой разведки, на которое возложено выполнение функций Секретариата (А.А. Корнев), а заместителем руководителя Секретариата – представитель Исполкома СНГ (И. И. Малашевич). Учет и хранение документов Совета осуществляет структурное подразделение Исполкома СНГ, представитель которого входит в состав Секретариата.

Рабочие группы СРПФР

Советом созданы три рабочие группы, в состав которых входят представители государств – участников Соглашения: 

группа по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем (РГПОД; руководитель группы – представитель Российской Федерации Е.С. Гилета); 

группа по противодействию финансированию терроризма (РГПФТ; руководитель группы – представитель Российской Федерации Ш.М. Ревишвили, заместители руководителя – представители Республики Казахстан Е.С. Барикенов и Кыргызской Республики Д.К. Эрматова);

группы по планированию и координации работы по созданию Системы обмена информацией между подразделениями финансовой разведки государств – участников Содружества Независимых Государств «СиНерГия» (РГСОИ; руководитель группы – представитель Российской Федерации И.А.Алексеев, заместитель руководителя – представитель МУМЦФМ Б.Ш. Сафонова).

Рабочие группы координируют практическое взаимодействие ПФР и иных заинтересованных органов в рамках реализации проекта «Пять элементов» (выявление профессиональных отмывочных площадок) и регулярной операции под условным наименованием «Барьер» (выявление лиц, причастных к деятельности международных террористических организаций).

Базовая организация

Решением Совета глав правительств СНГ от 30 октября 2015 года (г. Душанбе) Автономной некоммерческой организации «Международный учебно-методический центр финансового мониторинга» (Российская Федерация, г. Москва) придан статус базовой организации государств – участников СНГ по образованию в сфере противодействия ОД/ФТ и утверждено соответствующее Положение о базовой организации.

Взаимодействие с другими органами отраслевого сотрудничества СНГ и иными организациями

В целях координации взаимодействия заключен ряд протоколов (соглашений) между СРПФР и органами отраслевого сотрудничества СНГ, в их числе:

Протокол о сотрудничестве между СРПФР и Антитеррористическим центром государств – участников СНГ (17.06.2014);

Протокол о сотрудничестве между СРПФР и Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств – участников СНГ (17.06.2014);

Протокол о сотрудничестве между СРПФР и Советом командующих Пограничными войсками (17.06.2014);

Протокол о сотрудничестве между СРПФР и Советом по сотрудничеству в области фундаментальной науки государств – участников СНГ (16.05.2015);

Протокол о механизме взаимодействия и координации действий по вопросам борьбы с нарушениями налогового (финансового) законодательства между Координационным советом руководителей органов налоговых (финансовых) расследований государств – участников СНГ и СРПФР (07.07.2015);

Соглашение о взаимодействии между СРПФР и Координационным советом генеральных прокуроров государств – участников СНГ (08.06.2016).

11.11.2016 подписан Протокол о сотрудничестве между СРПФР и Евразийской группой по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма.

В заседаниях СРПФР при рассмотрении соответствующих вопросов участвуют представители АТЦ, БКБОП, ЕАГ и иных органов.

© 1996-2023, Первый канал. Все права защищены.
Полное или частичное копирование материалов запрещено.
При согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на ресурс.
Код для вставки видео в блоги и другие ресурсы, размещенный на нашем сайте, можно использовать без согласования.

Онлайн-трансляция эфирного потока в сети интернет без согласования строго запрещена.
Заявка на организацию трансляции.

Вы можете разместить у себя на сайте плеер с эфирной трансляцией Первого канала, скопировав его код. 

О деятельности Совета руководителей подразделений финансовой разведки государств – участников СНГ


В целях координации и понимая важности взаимодействия государств – участников Содружества Независимых Государств в рамках сотрудничества служб, занятых в области противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма на пространстве Содружества Независимых Государств, и на основании Соглашения, подписанного главами Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан и Украины 5 декабря 2012 года, создан Совет руководителей подразделений финансовой разведки государств – участников Содружества Независимых Государств (далее – СРПФР, Совет).

Организация СРПФР стала продолжением налаженного сотрудничества подразделений финансовой разведки государств – участников СНГ, которое было необходимо закрепить на правительственном уровне.

Сотрудничество подразделений финансовой разведки в сфере противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма (ПОД/ФТ) имеет целью не только выявление и пресечение случаев финансовых преступлений, но и поиск адекватных механизмов, новых форм и методов работы в решении проблем, стоящих перед подразделениями финансовой разведки на пространстве Содружества Независимых Государств.

В представленном Отчете отражена деятельность Совета за 2012–2017 годы, проанализированы основные результаты деятельности СРПФР, опыт взаимодействия подразделений финансовой разведки государств – участников СНГ за данный период, а также обозначены основные направления дальнейшей деятельности Совета.

СОСТАВ, ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ 
И ФУНКЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРПФР

Совет осуществляет свою деятельность в соответствии с утвержденным Регламентом его работы, в котором определены порядок организации и проведения заседаний Совета, функции Секретариата Совета, порядок председательства в Совете, процедура подготовки и принятия им решений, а также порядок их документального оформления.

СРПФР формируется из руководителей подразделений финансовой разведки государств – участников СНГ. Каждое государство имеет в Совете один голос.

Членами СРПФР являются и регулярно участвуют в его работе представители семи государств – участников СНГ:

Республика Армения

Центр финансового мониторинга Центрального банка

Республика Беларусь

Департамент финансового мониторинга Комитета государственного контроля

Республика Казахстан

Комитет по финансовому мониторингу Министерства финансов

Кыргызская Республика

Государственная служба финансовой разведки при Правительстве

Российская Федерация 

Федеральная служба по финансовому мониторингу
 

Республика Таджикистан

Департамент финансового мониторинга при Национальном банке Таджикистана

Украина

Государственная служба финансового мониторинга (с 2014 года не принимает участия в работе Совета)

С 11 ноября 2015 года решением Совета подразделению финансовой разведки Республики Индия придан статус наблюдателя в СРПФР.

В качестве приглашенных в заседаниях СРПФР участвуют представители органов отраслевого сотрудничества СНГ:

Антитеррористического центра государств – участников СНГ,

Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств – участников СНГ,

Совета командующих Пограничными войсками,

Координационного совета генеральных прокуроров государств – участников СНГ,

Совета по сотрудничеству в области фундаментальной науки государств – участников СНГ,

Координационного совета руководителей органов налоговых (финансовых) расследований государств – участников СНГ,

а также представители:

Исполнительного комитета СНГ,

Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма,

Международного учебно-методического центра финансового мониторинга Российской Федерации, являющегося базовой организацией государств – участников СНГ по образованию в сфере противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма.

В своей деятельности СРПФР руководствуется Уставом СНГ, межгосударственными и межправительственными договорами и решениями, принятыми в рамках СНГ, и осуществляет свою деятельность во взаимодействии с Исполнительным комитетом СНГ.

За время работы СРПФР определились основные направления его деятельности:

организация взаимодействия подразделений финансовой разведки и иных заинтересованных органов государств – участников СНГ, а также органов СНГ, в сферу деятельности которых входит ПОД/ФТ;

развитие взаимовыгодного сотрудничества с другими органами отраслевого сотрудничества СНГ и национальными структурами, в функции которых входят вопросы ПОД/ФТ;

интенсификация обмена информацией между подразделениями финансовой разведки государств – участников СНГ в области ПОД/ФТ;

определение приоритетных направлений сотрудничества и принятие совместных эффективных мер;

содействие выработке единых подходов в целях сближения и гармонизации национального законодательства государств – участников СНГ;

разработка предложений о совершенствовании правовой базы сотрудничества государств – участников СНГ;

обеспечение реализации принятых в рамках СНГ документов;

изучение международного опыта по вопросам ПОД/ФТ.

Основными функциями Совета являются:

подготовка предложений о разработке целевых программ, а также предложений по приоритетным направлениям сотрудничества государств – участников СНГ в сфере противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма;

содействие во внедрении государствами – участниками СНГ рекомендаций Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (далее – ФАТФ);

содействие обмену информацией между подразделениями финансовой разведки;

подготовка предложений по формированию единых стандартов информационного обмена между подразделениями финансовой разведки;

разработка совместно с заинтересованными органами государств – участников СНГ рекомендаций по выявлению и пресечению форм и методов, используемых в целях легализации (отмывания) преступных доходов и финансирования терроризма;

разработка и реализация совместных мер, направленных на борьбу с легализацией (отмыванием) преступных доходов и финансированием терроризма;

взаимодействие с заинтересованными органами СНГ, а также рабочими (исполнительными) органами международных организаций, ФАТФ и региональных групп по типу ФАТФ в вопросах своей компетенции;

создание соответствующих органов и комиссий, направленных на борьбу с легализацией (отмыванием) преступных доходов и финансированием терроризма, утверждение положений о них;

взаимодействие с международными организациями;

организация и координация исполнения принятых решений и документов в рамках СНГ по компетенции Совета и собственных решений;

анализ тенденций (типологий) в сфере легализации (отмывания) преступных доходов и финансирования терроризма;

содействие обмену опытом между подразделениями финансовой разведки государств – участников СНГ, в том числе оказание методической помощи;

рассмотрение вопросов организации подготовки и повышения квалификации кадров для подразделений финансовой разведки государств – участников СНГ и создания базовых организаций государств – участников СНГ по подготовке и переподготовке кадров;

рассмотрение вопросов проведения совместных научно- исследовательских и опытно-конструкторских работ по проблемам, представляющим взаимный интерес;

осуществление иных функций, входящих в компетенцию Совета.

ЗАСЕДАНИЯ СРПФР

В соответствии с Положением об СРПФР заседания Совета проводятся на регулярной основе, не реже одного раза в год. К настоящему времени проведено девять заседаний СРПФР.

За время работы СРПФР на его заседаниях рассмотрено свыше 90 вопросов, в том числе вопросы организационно-правового, методологического, практического характера, направленные на расширение и углубление противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма как в рамках Содружества, так и на международном уровне.

Материалы заседаний Совета размещены на сайте Исполнительного комитета СНГ в разделе «Направления сотрудничества».

В рамках работы СРПФР проведено 13 экспертных заседаний, более 20 совещаний в режиме видеоконференцсвязи и т. д.

Отдельные из них нашли свое отражение в разработке и утверждении следующих документов:

Концепция системы обмена информацией между подразделениями финансовой разведки государств – участников СНГ, целью которой является переход на качественно новый уровень информационного взаимодействия подразделений финансовой разведки государств – участников СНГ;

Концепция сотрудничества подразделений финансовой разведки государств – участников Содружества Независимых Государств призвана консолидировать усилия и определить принципы, приоритеты и основные направления совместных действий подразделений финансовой разведки государств – участников СНГ;

Концепция сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, целью которой является выработка согласованных подходов государств – участников СНГ к вопросам отмывания денег, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения, повышение эффективности взаимодействия компетентных органов государств – участников СНГ в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ, определение основных рисков ОД/ФТ/ФРОМУ, актуальных для государств – участников СНГ, и мер, необходимых для их минимизации, а также взаимное содействие в обеспечении положительных результатов проводимых ФАТФ и региональными группами по типу ФАТФ оценок соответствия национальных систем ПОД/ФТ/ФРОМУ Рекомендациям ФАТФ;

Договор государств – участников Содружества Независимых Государств о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, в целях реализации которого сотрудничество государств – участников СНГ включает следующие основные направления и формы: гармонизация законодательства; оказание правовой помощи, в том числе вручение документов, арест, замораживание средств, осуществление конфискации; обмен информацией; проведение оперативно-разыскных мероприятий; консультации; обмен представителями, признание перечней физических и юридических лиц, групп и организаций, причастных к террористической деятельности и распространению оружия массового уничтожения.

В рамках исполнения межгосударственных программ сотрудничества государств – участников Содружества СРПФР во взаимодействии с другими заинтересованными компетентными органами, органами отраслевого сотрудничества СНГ, а также международными организациями на регулярной основе принимал участие в совместных межведомственных профилактических, специальных операциях, в работе научно-практических конференций, круглых столов, семинарах и иных мероприятиях, направленных на противодействие различным видам преступности, борьбу с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма, противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в том числе пресечение финансовых потоков и каналов поставки наркотиков, борьбу с преступлениями, совершаемыми с использованием информационных технологий, противодействие незаконной миграции.

В целях совершенствования деятельности по борьбе с преступностью, а также выработки общих подходов в повышении эффективности противодействия финансированию терроризма и непосредственно при координации усилий Совета осуществлялся интенсивный информационный обмен, вносились предложения о необходимых изменениях и дополнениях как в действующее законодательство, так и во внутренние документы и методические рекомендации государств – участников СНГ, активно проводились финансовые расследования по выявлению лиц, причастных к деятельности международных террористических организаций, прежде всего ИГИЛ, а также выявлению финансовых центров, связанных с ними.

В рамках расширения взаимодействия с международными и региональными организациями, в том числе направленного на повышение уровня соответствия новым международным стандартам ФАТФ, подписан Протокол о сотрудничестве между Советом руководителей подразделений финансовой разведки государств – участников СНГ и Евразийской группой по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма.

В рамках двустороннего сотрудничества заключались межведомственные меморандумы с подразделениями финансовой разведки иностранных государств, в том числе и в области подготовки кадров и повышения квалификации сотрудников, путем реализации совместных проектов и мероприятий, развивается взаимодействие с международными организациями и центрами в сфере ПОД/ФТ.

Проведен комплекс проверочных мероприятий в отношении лиц, в том числе при участии крупнейших систем денежных переводов, находящихся в межгосударственном розыске за совершение преступлений террористического и экстремистского характера.

В целях выявления лиц, причастных к деятельности международных террористических организаций, а также их финансовых и идеологических центров регулярно проводился финансовый мониторинг организаций, деятельность которых запрещена, в том числе в рамках регулярной операции Совета под условным наименованием «Барьер».

Разработанная методология («Барьер») показала свою эффективность по организации финансового мониторинг-контроля за операциями, совершенными: в зонах с повышенной террористической активностью и приграничных к территориям боевых действий; лицами, находящимися в межгосударственном розыске СНГ за преступления террористического и экстремистского характера; с использованием бланков документов, удостоверяющих личность граждан Сирии и Ирака, попавших в распоряжение боевиков МТО «ИГИЛ».

В ходе анализа финансовых операций в зонах с повышенной террористической активностью и приграничных к территориям боевых действий ключевой акцент был сделан на операциях, совершаемых системами международных денежных переводов «WesternUnion», «Золотая Корона», «Юнистрим» и т.д.

Проведенная работа позволила выстроить взаимодействие между всеми участниками системы противодействия финансированию терроризма на территориях государств – участников СНГ по выявлению деятельности ячеек террористических организаций в целях недопущения осуществления ими террористических актов, а также пресечения деятельности пособнической базы, которая формирует финансово-логистическую инфраструктуру для материальной поддержки и обеспечения перемещения террористов.

В настоящее время на основании информации, полученной от ПФР, входящих в СРПФР, национальными правоохранительными органами взяты в проверку более 1,2 тысячи лиц и установлено более 800 лиц, имеющих повышенный риск связи с террористической деятельностью. В результате совместной отработки удалось вскрыть финансовую активность около 140 членов террористических ячеек.

Мониторинг-контроль финансовых операций с участием лиц, находящихся в межгосрозыске, показал следующие результаты.

Выявлено 35 физических лиц, находящихся в розыске, из них: 24 гражданина Узбекистана; 3 гражданина Кыргызстана; 3 гражданина России; 3 гражданина Таджикистана; 1 гражданин Азербайджана; 1 гражданин Беларуси.

Информация обо всех выявленных лицах передана в национальные правоохранительные органы.

В рамках мероприятий, направленных на борьбу с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и противодействие наркомании, сотрудники подразделений финансовой разведки государств – участников СНГ принимали активное участие в исследовании «Вскрытие финансовой составляющей наркобизнеса. Афганский наркотрафик». По результатам исследования создан общий банк критериев отбора подозрительных финансовых операций, связанных с наркобизнесом, составлена карта географии потоков наркодоходов, определен перечень банков, в которые поступают наркодоходы, установлены универсальные «отмывочные площадки», через которые осуществляется перераспределение наркодоходов от афганского героина и латиноамериканского кокаина, и многое другое.

В результате скоординированной работы правоохранительных органов ПФР Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана пресечены два канала доставки наркотиков из Афганистана в Россию. Выявить лидеров и активных участников международных наркосообществ, их ролевую структуру и финансовую систему, межрегиональные и международные связи стало возможным благодаря мониторингу указанными ПФР финансовых операций по разработанным критериям.

Возбуждены уголовные дела в Казахстане, Кыргызстане и России, в том числе и по статьям «легализация преступных доходов». Сумма легализованных наркодоходов в рамках неоконченного российского уголовного дела составила более 3 млн долларов США.

В рамках предоставленной компетенции подразделения финансовой разведки государств – участников СНГ приняли участие в комплексе скоординированных оперативно-профилактических мероприятий и специальных операций по противодействию незаконной миграции граждан третьих по отношению к Организации Договора о коллективной безопасности стран, включая торговлю людьми, «Нелегал-2016».

В соответствии с решениями Совета и в целях реализации запланированных мероприятий в рамках СРПФР созданы и действуют рабочие группы:

Рабочая группа по противодействию финансированию терроризма (РГПФТ).

РГПФТ в соответствии с возложенными на нее задачами обеспечивает:

планирование совместных практических мер по противодействию финансированию терроризма;

обмен оперативной и иной финансовой информацией, представляющей интерес для подразделений финансовой разведки и правоохранительных органов государств – членов СРПФР, в целях повышения эффективности противодействия финансированию терроризма;

взаимодействие с национальными государственными органами и кредитно-финансовым сектором для решения задач по противодействию финансированию терроризма;

взаимодействие с международными организациями и органами отраслевого сотрудничества СНГ для выполнения задач, возложенных на СРПФР в части противодействия финансированию терроризма;

разработку методических рекомендаций, а также отчетных, итоговых и иных материалов по реализации утвержденных СРПФР мер, направленных на противодействие финансированию терроризма;

Рабочая группа по оценке рисков и угроз в сфере предотвращения легализации преступных доходов и финансирования терроризма и разработке процедур по управлению рисками в целях их ограничения (снижения) (РГОР).

Основными задачами РГОР являются:

способствование пониманию риск-ориентированного подхода (РОП) среди государств – участников СНГ в соответствии со Стандартами ФАТФ и Руководящими указаниями ФАТФ;

выявление региональных (местных) особенностей рисков легализации (отмывания) доходов и финансирования терроризма ОД/ФТ;

распространение на пространстве СНГ лучших практик оценки рисков и РОП;

осуществление обмена опытом по организации надзора в области ПОД/ФТ и РОП посредством распространения опыта эффективного взаимодействия надзорных и уполномоченных органов государств – участников СНГ;

обмен мнениями по способам достижения необходимого уровня в рамках Непосредственного результата 1 методологии эффективности ФАТФ;

изучение рисков ОД/ФТ как части РОП в рамках группы на международном уровне (Рекомендация 1) и обмен опытом надзорных органов;

иные задачи, которые ставит перед собой Рабочая группа.

Результатом деятельности рабочих групп стал запуск на постоянной основе двух проектов:

регулярной операции по выявлению лиц, причастных к деятельности международных террористических организаций, а также их финансовых и идеологических центров (условное наименование «Барьер»);

проекта «Пять элементов», направленного на установление и минимизацию рисков перемещения незаконных финансовых потоков из/в страны Содружества и выявление профессиональных «отмывочных площадок» и схем работы компаний – «перераспределительных» центров, обеспечивающих разрыв связи между реальными контрагентами (источником происхождения и пунктом конечного инвестирования денежных средств).

В целях максимально качественного выполнения специфических задач и вызовов, обращенных к государствам – участникам СНГ по линии ПОД/ФТ, а также достижения максимально оперативного обмена значимой (оперативной) информацией по защищенным каналам связи Советом рассматривается и анализируется возможность создать собственную сеть информационного обмена в рамках Содружества. В этой связи решением Совета утвержден План создания Международного ситуационного центра, в рамках которого организовано изучение программного комплекса СКЗИ (средство криптографической защиты информации) VipNet. Подтверждена устойчивая работа программы, в том числе и на пространстве Содружества. Решена проблема вывоза российской криптографии в страны СНГ. Рассчитаны стоимость и сроки введения в эксплуатацию Международного ситуационного центра. Завершение работы над этим проектом создаст устойчивый канал для обмена значимой информацией в рамках Совета, позволит усилить оперативную составляющую его деятельности.

Еще одно направление деятельности СРПФР – принятие мер, способствующих подготовке кадров для антиотмывочной системы. Так, по инициативе Совета Решением Совета глав правительств СНГ от 30 октября 2015 года автономной некоммерческой организации «Международный учебно-методический центр финансового мониторинга» (Россия) придан статус базовой организации государств – участников СНГ по образованию в сфере противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма.

Следует отметить активность представителей государств, входящих в состав Совета, как в формировании его повестки дня, так и в практической деятельности. Это подчеркивает, что Совет воспринимается его членами не как формальная «площадка», а как действительно рабочий, полезный формат. Обсуждение инициатив проходит не без дискуссий, что является индикатором рабочей атмосферы.

На перспективу СРПФР необходимо стремиться сформировать на его базе межгосударственный центр оценки рисков ОД/ФТ/ФРОМУ, деятельность которого была бы направлена на минимизацию возникающих угроз, выявляемых на основе анализа информации об операциях, характеризующих трансграничные финансовые потоки, и который позволил бы давать главам государств и правительств стран СНГ конкретные рекомендации в этой области. Становление такого центра возможно только в условиях развития информационного обмена по создаваемым каналам связи и интенсификации проводимых Советом аналитических и оперативных мероприятий.

Кроме того, перспективным видится выстраивание взаимодействия с развивающимися интеграционными институтами, в первую очередь со структурами Евразийского союза.

Источник: Совет руководителей подразделений финансовой разведки государств – участников СНГ

Оглавление

  1. Кто и зачем занимается финансовой разведкой
  2. Правовое обеспечение финансовой разведки
  3. Что входит в задачи финансовой разведки
  4. Кто обязан подавать сведения в Росфинмониторинг
  5. Чек-лист для поднадзорной компании
  6. Порядок работы поднадзорной организации
  7. Как осуществляется контроль

Ежегодно в мире легализуется два трлн долларов преступных денег. Теневые доходы сопоставимы с бюджетами развитых стран. Например, в 2019 году в российский бюджет поступило 20,187 трлн рублей, т. е. 300 млрд долларов по курсу 2019 года. Бюджет США в 2019 году составил 3,4 трлн долларов, Китая — 2,9 трлн долларов. Бюджет европейских стран — Германии, Франции, Великобритании, — в сумме не превысил 4 трлн долларов (данные взяты из отчета Министерства финансов РФ за 2019 год и официальных СМИ).

Бюджет и теневые доходы

Если преступные деньги резко влить или, наоборот, вывести с финансового рынка в больших объемах, можно в корне изменить экономическую ситуацию, вплоть до социальных и политических катаклизмов. Нелегальные деньги опасны и тем, что часто идут на финансирование терроризма, наркобизнеса, торговли людьми и оружием. Незаконно полученные деньги угрожают национальной экономике и безопасности общества.

Для противодействия отмыванию денег или финансированию терроризма (ПОД/ФТ) в России работает финансовая разведка.

Кто и зачем занимается финансовой разведкой

Финансовой разведкой в России занимается Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг), которую создали в 2001 году.

Стараниями финансовой разведки имидж России на мировой арене сильно изменился в положительную сторону. За год работы, в 2002 году, Россия покинула черный список ФАТФ — международной группы, которая разрабатывает меры по противодействию легализации преступных доходов. В 2003 году Россия стала членом ФАТФ, а в 2013 — лидером. В 2019 году Россия заняла пятое место в мировом рейтинге по эффективности антиотмывочной деятельности. Высокие позиции в мировом сообществе открывают новые экономические возможности для страны.

Повысить рейтинг в списке ФАТФ удалось благодаря принятию жестких законов в области ПОД/ФТ и контролю за доходами граждан и компаний.

Правовое обеспечение финансовой разведки

В арсенале финансовой разведки четыре десятка правовых актов – федеральные законы, указы и распоряжения Правительства РФ, Центробанка, Пробирной палаты РФ и Росфинмониторинга.

Основополагающий закон, который регулирует работу поднадзорных организаций — 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 года. В нем прописаны права и обязанности организаций, которые работают с денежными средствами, и полномочия контролирующих органов.

Что входит в задачи финансовой разведки

Задача Росфинмониторинга — сбор, обработка и анализ информации о денежных сделках. Полученная информация консолидируется в единой базе и используется поднадзорными организациями, Центробанком и правоохранительными органами.

Росфинмониторинг собирает информацию не о всех сделках, а только об операциях обязательного контроля:

  • денежные или имущественные операции на сумму больше 600 000 рублей;
  • сделки с недвижимым имуществом на сумму больше 3 000 000 рублей;
  • денежные или имущественные операции, в которых хотя бы одна из сторон — гражданин или проживает в стране из черного списка ФАТФ.

Объекты контроля Росфинмониторинга

Кто обязан подавать сведения в Росфинмониторинг

Отчитываться перед Росфинмониторингом должны следующие организации:

  • юридические и аудиторские компании;
  • нотариальные конторы;
  • банки;
  • брокерские компании;
  • негосударственные пенсионные фонды;
  • участники фондового рынка;
  • микрофинансовые организации и кредитно-потребительские кооперативы;
  • ломбарды и ювелирные магазины;
  • лизинговые фирмы;
  • риэлторские агентства;
  • страховые компании;
  • операторы по приему платежей и финансовых платформ.

Перечисленные компании должны встать на учет в Росфинмониторинге и направлять ему информацию об операциях обязательного контроля, а также о подозрительных и замороженных сделках.

Чек-лист для поднадзорной компании

Компании нужно:

1. Зарегистрироваться в Личном кабинете Росфинмониторинга.

Вместе с регистрацией организация получит доступ к списку запрещенных лиц, с которым нужно сверяться в процессе работы. В личном кабинете можно подавать сведения о подозрительных клиентах. Также там можно сдавать отчетность в электронном виде.

2. Разработать внутренние правила.

В каждой организации должны быть правила внутреннего контроля (ПВК).

Правила разрабатываются руководителем организации по рекомендациям, которые приводит Росфинмониторинг. Если в 115-ФЗ вносятся изменения, в ПВК тоже нужно внести изменения в течение трех месяцев.

ПВК включают бланки внутренних сообщений о сомнительных сделках, анкеты клиентов и т. д.

3. Назначить ответственного сотрудника за ПОД/ФТ

Ответственный сотрудник должен пройти обучение в сфере ПОД/ФТ, пройти инструктаж и ежегодно повышать квалификацию. У него не должно быть непогашенной судимости за экономические преступления и преступления против государственной власти.

Требования к подконтрольным организациям

Порядок работы поднадзорной организации

Чтобы не нарушать закон, все сделки обязательного контроля компания должна проводить по следующем маршруту:

1. Идентифицировать клиента, изучить его деятельность, репутацию и источники дохода.

У физических лиц выясняются личные и контактные данные, гражданство. Обязательно нужна копия паспорта. У юридических лиц — регистрационные данные, организационно-правовая форма, ИНН.

Информация должна храниться 5 лет. Если работа с клиентом ведется на постоянной основе, как, например, в пенсионных или в инвестиционных фондах, информацию нужно регулярно обновлять.

Проверку старых и новых клиентов можно автоматизировать с помощью «1С‑Рарус: Бэк-офис». Всего в пару кликов можно проверить причастность клиентов к экстремистским организациям, актуализировать информацию по всем операциям, в том числе подозрительным.

Проверка клиентов в «1С‑Рарус: Бэк-офис»

Проверка клиентов в «1С‑Рарус: Бэк-офис»

2. Предоставлять информацию в Росфинмониторинг.

В течение трех дней после заключения сделки, нужно отправить отчет. В отчете нужно указать данные об операции и сведения о клиенте.

3. В случае сомнений в легальности используемых денег провести дополнительную проверку.

Данное требование распространяется на все сделки, даже если они не относятся к операциям обязательного контроля.

Сомнения может вызвать необычный характер сделки: подозрительное поведение клиента, несоответствие деятельности клиента покупаемым активам и т. д. В таких случаях формируется заявка в Росфинмониторинг, который принимает решение о легальности операции.

  1. Пока проходит проверка, заблокировать денежные средства и остановить операции клиента.

Заморозка длится 5 дней. За это время Росфинмониторинг проверяет сделку и решает ее дальнейшую судьбу.

Порядок работы поднадзорной организации

Как осуществляется контроль

Написать правила и назначить кого-то ответственным за ПОД/ФТ чисто для галочки и забыть про них не получится. Росфинмониторинг регулярно оценивает работу поднадзорных организаций. Для этого он разработал шкалу оценки добросовестности.

  1. Активность. Оценивается, насколько активно компания сотрудничает с финансовой разведкой: скачивает материалы из личного кабинета, заполняет опросники.
  2. Внутренний контроль Оценивается работа ответственного за ПОД/ФТ сотрудника, соответствие ВПК нормам закона.
  3. Информирование. Оценивается, насколько оперативно компания отправляет информацию в Росфинмониторинг. Для обычных сделок срок — три дня после подписания документов. для подозрительных — первый день приостановления сделки.
  4. Работа с перечнем. Оценивается, насколько регулярно компания скачивает списки террористов, замороженных операций и т. д., которые формирует Росфинмониторинг. Все списки появляются с разной периодичностью — еженедельно, раз в несколько месяцев и т. д. Поэтому личный кабинет нужно проверять хотя бы раз в пару дней.
  5. Работа с нарушениями. Проверяется, насколько оперативно компания устраняет внутренние нарушения.
  6. Обучение. Оценивается, как часто компания проходит обучение в сфере ПОД/ФТ. Все материалы есть в разделе «Обучение» в личном кабинете.

По каждому критерию компания получает оценку. Если рейтинг компании низкий, Росфинмониторинг может нагрянуть с неожиданной проверкой. Если найдет нарушения, организацию ждут санкции: от штрафов для должностных лиц до ликвидации.

Авторы статьи

Татьяна Просвирина

Татьяна Просвирина
помогала автору

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Оргэнергострой официальный сайт руководство фото сотрудников
  • Взаимоотношение с руководством анкета
  • Рексалтан инструкция по применению цена отзывы
  • Трекрезан инструкция по применению цена состав
  • Аппарат с инфракрасным излучением коралл 2000 инструкция по применению