Руководство государственного эрмитажа

Федеральное государственное учреждение «Государственный Эрмитаж», музей изобразительного и декоративно-прикладного искусства, расположенный в комплексе Зимнего дворца центра города Санкт-Петербург. Один из крупнейших и значимых художественных и исторических музеев мира. Свою историю начал с частной коллекции произведений искусства, приобретённых Императрицей Екатериной II. Первоначально собрание размещалось в дворцовом флигеле — Эрмитаже, откуда и закрепилось общее название будущего музея. До середины XIX века Эрмитаж соответствовал своему названию Ermitage — уединённое место, посещать музей могли лишь избранные.

Современный Государственный Эрмитаж представляет собой сложный музейный комплекс. Основная экспозиционная часть музея занимает 5 зданий, расположенных вдоль набережной реки Невы, главным из которых принято считать Зимний дворец, также музею принадлежат Восточное крыло Главного штаба на Дворцовой площади, Меншиковский дворец, фондохранилище в Старой Деревне и другие здания. Коллекция музея насчитывает около трёх миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры, начиная с каменного века и до нашего столетия.

Руководство Государственного Эрмитажа

Пиотровский Михаил Борисович — Генеральный директор Государственного Эрмитажа

Вилинбахов Георгий Вадимович
Заместитель генерального директора по научной работе, Государственный герольдмейстер Российской Федерации, профессор Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А. Л. Штиглица, доктор исторических наук

Адаксина Светлана Борисовна
Заместитель генерального директора, главный хранитель

Антипова Марина Владимировна
Заместитель генерального директора по финансово-плановой работе

Богданов Алексей Валентинович
Заместитель генерального директора по эксплуатации, кандидат технических наук, доцент Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы

Попечительский совет Государственного Эрмитажа

Потанин Владимир Олегович
Президент компании «Интеррос», председатель Попечительского совета

Авдеев Александр Алексеевич
Посол РФ в Ватикане

Блаватник Леонид Валентинович
Президент компании «Access Industries»

Греф Герман Оскарович
Президент, председатель Правления ОАО «Сбербанк России»

Дерипаска Олег Владимирович
Генеральный директор ОАО «Базовый элемент»

Кудрин Алексей Леонидович
Декан факультета свободных искусств и наук СПбГУ

Пьер де Лабушер

Любимов Юрий Сергеевич
Статс-секретарь — заместитель Министра юстиции Российской Федерации

Пиотровский Михаил Борисович
Генеральный директор Государственного Эрмитажа

Силуанов Антон Германович
Министр финансов Российской Федерации

Акимов Андрей Игоревич
Председатель Правления ОАО «Газпромбанк»

Фридлянд Леонид Яковлевич
Президент компании «Меркурий»

Швыдкой Михаил Ефимович
Специальный представитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству

Дин Гилфиллан
Генеральный директор JTI Россия

Якобашвили Давид Михайлович
Вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей

25 ноября 2019 года Российский музей «Эрмитаж» подписал соглашение с сирийским Управлением культурного наследия и музеев о сотрудничестве в реставрации памятников Пальмиры, планируется издание книги о том, как пальмирские памятники оказались в РФ. С сирийской стороны подписал соглашение директор DGAM Махмуд Хаммуд. Перед подписанием соглашения Пиотровский, арабист по образованию, прочитал в музее лекцию об Эрмитаже на арабском языке. Пиотровский и Хаммуд также открыли фотовыставку «Две Пальмиры» о сирийском городе и Санкт-Петербурге.

16 ноября 2019 года государственный Эрмитаж представил в зале Леонардо да Винчи картину Сандро Боттичелли «Мадонна делла Лоджиа» из коллекции Галереи Уффици, написанная в 1467 году. Вместе с ней в зале выставлена греческая икона «Богоматерь с младенцем Элиуса», которая относиться к этому же стилю. Изучить полотно смогут незрячие и слабовидящие люди, для них выставят тактильную копию картины и предоставят информацию с помощью аудиогида.

12 ноября 1917 года народный комиссар просвещения Анатолий Васильевич Луначарский объявил Зимний дворец и Эрмитаж государственными музеями. Царская резиденция открыла свои двери не только придворным особам, а всем желающим. В новое учреждение поступили художественные произведения из императорских дворцов столицы и пригородных резиденций — Гатчины, Петергофа и Царского села, а также дворцов петербургской знати. Кроме того, фонды Эрмитажа пополнились коллекцией Академии художеств и училища технического рисования барона Штиглица.

17 февраля 1852 года В Санкт-Петербурге, при участии Императора Николая I, состоялось открытие Публичного музея, Нового Эрмитажа, одного из пяти связанных друг с другом зданий на Дворцовой набережной. Здания были построены специально для этой цели, по проекту баварского архитектора Лео фон Кленце. Тогда уже музей представлял богатейшие коллекции памятников древневосточной, античной и средневековой культур, искусства Западной и Восточной Европы.

11 февраля 1764 года Начал свою историю Императорский Эрмитаж как частная художественная коллекция Екатерины II, после того как в Берлине она приобрела у коммерсанта Иоганна Эрнеста Гоцковского коллекцию из 225 работ голландских и фламандских художников, общей стоимостью в 183 тысячи талеров, в счёт его долга, возникшего из-за неудачной поставки зерна русской армии, при участии князя Владимира Сергеевича Долгорукова. Поначалу великие картины размещались в апартаментах дворца, получивших первоначальное название Императорский Эрмитаж. 

«Фонтанка» — петербургская интернет-газета, где можно найти не только новости Петербурга, но и последние новости дня, и все важное и интересное, что происходит в России и в мире. Здесь вы отыщете наиболее значимые происшествия, новости Санкт-Петербурга, последние новости бизнеса, а также события в обществе, культуре, искусстве. Политика и власть, бизнес и недвижимость, дороги и автомобили, финансы и работа, город и развлечения — вот только некоторые из тем, которые освещает ведущее петербургское сетевое общественно-политическое издание. Санкт-Петербург читает «Фонтанку»! Наша аудитория — лидеры бизнеса и политики, чиновники, десятки тысяч горожан.

  • Пользовательское соглашение
  • Политика конфиденциальности
  • Правила использования материалов сайта
  • Политика использования cookies

«Государственный Эрмитаж» в Санкт-Петербурге — крупнейший в России и один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев, федеральное государственное бюджетное учреждение культуры.

Руководство государственного Эрмитаж

Директор компании — Пиотровский Михаил Борисович.

Официальный сайт: http://www.hermitagemuseum.org/

Новости

В здании Эрмитажа произошел пожар

В здании Эрмитажа в Зимнем дворце в Петербурге произошел пожар. Об этом ТАСС сообщили в пресс-службе ГУ МЧС по Петербургу.

На третью очередь фондохранилища Эрмитажа выделят 7,4 млрд руб

 Правительство России выделит Эрмитажу 7,4 млрд руб. на строительство третьей очереди реставрационно-хранительского центра «Старая Деревня». Об этом сообщила журналистам вице-премьер РФ Ольга Голодец, отметив, что в рамках третьей очереди будет построено 80 тыс. кв. м новых площадей для Эрмитажа.
ссылка: http://www.rbc.ru/rbcfreenews/20121214153100.shtml

Глава «Эрмитажа» Михаил Пиотровский поблагодарил прокуратуру за быструю проверку выставки братьев Чепменов

Глава Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский поблагодарил петербургскую прокуратуру за то, что проверка выставки братьев Чемпенов прошла быстро и четко, а также выразил уверенность в том, что другими результаты проверки быть не могли. Ранее в ведомство поступили жалобы по поводу экстремизма указанной выставки, однако прокуратура не согласилась с мнениями обвинителей. 
ссылка: http://www.dp.ru/a/2012/12/14/Mihail_Piotrovskij_poblag/

Михаил Пиотровский: Эрмитаж чуть не стал жертвой доносных настроений

Выставка британских художников братьев Чепменов в Санкт-Петербургском Зимнем дворце вызвала широкий общественный резонанс и закончилась проверкой прокуратуры.  О низком культурном уровне страны, о смешивании всевозможных табу и об огельминтизации Эрмитажа – в материале «ФедералПресс».
ссылка: http://fedpress.ru/news/poli

Михаил Пиотровский, «Эрмитаж»: «Проект Hermitage Line важен, прежде всего, для российской культуры»

Председатель совета директоров Татфондбанка Ильдус Мингазетдинов и гендиректор Государственного Эрмитажа (Санкт-Петербург) Михаил Пиотровский подписали соглашение о создании электронного издания музея Hermitage Line*. Торжественное мероприятие состоялось вчера в Казани. Основное отличие Hermitage Line от официального музейного сайта в том, что здесь акцент будет сделан на аналитические статьи, рецензии и эссе.
ссылка: http://www.business-gazeta.ru/article/61420/

Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский провёл ежегодную встречу с журналистами

В среду, 5 декабря, директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский рассказал представителям средств массовой информации о том, что будет являться приоритетом для музея в следующем году. Михаил Борисович отметил, что сотрудники будут уделять большее внимание современному искусству зарубежных государств. Именно это искусство будет в числе основных приоритетов в 2013 году. Об этом сообщает РИА Новости.
ссылка: http://www.ermitazh.net/new

Михаил Пиотровский: Эрмитаж для президента — понятие нарицательное

 В последнее время все первые лица иностранных государств, приезжающие в Россию, обязательно посещают Петербург. Причем в поездке по северной столице их сопровождает Владимир Путин. Вместе они гуляют по городу, заходят в ресторан. И без посещения Эрмитажа еще не обошелся ни один визит на берега Невы на высшем уровне. О том, что обычно смотрят высокие гости в главном музее Петербурга и как при этом ведет себя президент, рассказал в интервью корреспонденту Ъ ОЛЬГЕ ДРАМАРЕЦКОЙ директор Эрмитажа МИХАИЛ ПИОТРОВСКИЙ.
ссылка: http://www.kommersant.ru/doc-rss/563360

За два с половиной века своей истории Эрмитажем руководили 19 человек. Директорами крупнейшей сокровищницы искусства нашей страны становились люди с разными взглядами и способностями, но почти всех их объединяет стремление сохранить национальное достояние  и приумножить уникальные  коллекции. Мы расскажем о самых масштабных личностях,  внесших наиболее заметный вклад в развитие главного музея страны. 

Первый директор. Степан Гедеонов (1863-1878) 

Русский историк, драматург, искусствовед Степан Александрович Гедеонов — первый директор Императорского Эрмитажа.

С работы в Риме он зарекомендовал себя удачной покупкой для Эрмитажа нескольких античных скульптур, вследствие чего в 1861 году ему поручили приобретение коллекции маркиза Кампана, обогатившей античное собрание музея. Степан Александрович самолично привез экспонаты в Петербург, и их разместили на первом этаже Нового Эрмитажа. 2 июня 1863 года создан пост директора Эрмитажа, на который и назначили Гедеонова с присвоением звания «в должности гофмейстера».

Прежде всего директор занялся изданием каталога картин. Вслед за этим под его кураторством появился каталог галереи древней скульптуры. А через год вышло уже созданное им самим новое издание — сначала на французском языке, а еще через год — на русском.

Степан Гедеонов первым предложил расширить круг посетителей, упростив процедуру посещения музея. До этого в Эрмитаж пускали лишь в вицмундирах или фраках, по особым входным билетам, выдававшимся Придворной Конторой. А уж разрешение на снятие копии с какой-нибудь картины получали с еще большими проволочками. По этой причине визитеров в Эрмитаже было мало. Директор не без труда добился, чтобы публику впускали безо всяких билетов и в обычных костюмах.

На своем посту Степан Александрович особое значение придавал археологическим памятникам и продолжал расширять коллекции Эрмитажа. В 1865 году он побывал в Милане и в Париже, где на аукционе купил для музея немало ценных вещей. Среди них — «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи. Спустя два года он отправился за новыми экспонатами в Лондон. Всего стараниями Гедеонова Императорский Эрмитаж стал обладателем около 800 ценных предметов — ваз, бронз, мраморов и 9 картин.

Остроумно пополнял коллекции. Александр Васильчиков (1879-1889)
 

Когда Васильчиков занял пост директора Эрмитажа, он уже был известным историком и искусствоведом. Возглавлял императорскую Археологическую комиссию, занимался иконографией, собирал редкие материалы о правлении Петра Великого. Дружил с Тургеневым, причем настолько близко, что писатель хотел продать ему родовое Спасское-Лутовиново. Назначение в Эрмитаж тоже было не случайным. Состоявший в ведомстве иностранных дел, Васильчиков хорошо знал музеи Европы и занимался вопросами искусства. Тогда пополнение фондов шло не очень активно, и новый директор нашел остроумный способ их расширить. Было решено передать в музей произведения искусства из императорских дворцов. Так, из Петергофа в Зимний отправились 22 картины, среди которых «Давид и Ионафан» Рембрандта. Пополнилось и античное собрание: в 1884 году в него влилась уникальная коллекция танагрских терракот П. А. Сабурова, а в 1888-м — античных памятников А. Д. Блудовой

В 1885-м в Париже по инициативе Васильчикова было куплено собрание произведений прикладного искусства эпохи Средневековья и Возрождения. Приобретение послужило толчком для образования в музее нового отделения. Одновременно Эрмитаж обогатился собранием оружия из арсенала Царского Села.

Во время директорства Васильчикова здесь начали работать выдающиеся ученые: египтолог Голенищев, археолог Кизерицкий, составивший рукописный каталог собрания Отделения древностей. А также знаток Византии Кондаков, историк Сомов, возглавивший в 1886 году картинную галерею. К 25-летнему юбилею царствования Александра II под руководством Васильчикова издается книга «Императорский Эрмитаж, 1855-1880». 

Неудобный для новой власти. Дмитрий Толстой (1909-1918) 

Граф Дмитрий Иванович Толстой занимал пост директора Эрмитажа на протяжении девяти лет. Пост ему предложили после смерти Ивана Александровича Всеволожского. Сначала граф долго сомневался — соглашаться ли? Но после долгих колебаний и уговоров принял предложение, сохранив за собой и должность товарища управляющего Русским музеем.

Работе на этих двух позициях он посвящал себя полностью — чуть ли не круглосуточно находился в музеях, а отдыхать позволял себе лишь пару летних месяцев в году.

Годы войны Толстой провел в Петрограде, в нем же встретил обе революции. Даже в те тяжелые времена он, по воспоминаниям современников, оставался честным чиновником и способствовал сохранению музейных сокровищ, не позволяя их продавать или дарить. Однако крупные государственные и политические перемены внесли в культурную жизнь страны свои коррективы — людей старой закалки с высоких должностей начинают снимать.

В конце 1918 года Толстой, не подавая в отставку, получает разрешение советских властей на отпуск и уезжает в Киев. Дорога выдалась трудной — она проходила через Москву, там графа едва не задержали. Однако обошлось, и вскоре он оказался в Киеве, где к тому времени уже находилась его семья. Узнав о расстреле великих князей в Петропавловской крепости (конец января 1919 г. — Ред.), Толстой принял окончательное решение: в Петроград не возвращаться, с властями не сотрудничать. Таким образом и закончилась его работа в должности директора Эрмитажа.

Экспонаты над умывальником. Иван Всеволожский  (1899-1909) 

Внук князя Ивана Трубецкого Иван Александрович Всеволожский — четвертый директор Эрмитажа. Тесно связанный с царским двором, он прекрасно знал его жизнь и нравы, с юности имел личное знакомство с императором. 

В 1881-1899 годах он — директор Императорских театров и прямой подчиненный министра двора. Обладал широчайшим кругозором и массой регалий: русский театральный и музейный деятель, сценарист, художник служил тайным советником и обер-гофмейстером.

В 1899 году Всеволожский занял пост директора Эрмитажа. Имея связи за границей, он хорошо понимал, какое значение для всего мира имеет этот музей — к тому времени его залы уже были полны редчайшими произведениями искусства.

Всеволожский сумел провести большую разноплановую работу, которая вывела музей на новый этап существования. Так, серьезные изменения коснулись документирования музейной деятельности. В 1908 году была поставлена задача проведения инвентаризации во всех отделах и составлен подробный план работ с использованием существовавшей на тот момент описи экспонатов. Учетные работы осложнялись тем, что в то время в Эрмитаже не существовало единого реестра хранящихся в нем предметов.

Такой объемный и сложный труд, к сожалению, послужил тому, что приобретения того времени были невелики и фонды государственной сокровищницы искусства обновлялись хаотично. Самым значительным пополнением коллекции того периода можно назвать подарок сотрудника музея Голенищева, передавшего 38 античных предметов и ценную библиотеку из 848 томов.
Известный оперный певец Богомир Корсов вспоминал о деятельности Ивана Всеволожского так: «Он обратил внимание на иностранную живопись и пополнил коллекцию Эрмитажа массой хороших картин… многие думали, что это картины покупные. 

А меж тем Всеволожский находил их в забытых, заброшенных помещениях старых дворцов, в Петербурге, в Петергофе, Екатерингофе, которые по многу лет оставались незанятыми в ожидании случайных высоких гостей, иногда украшали стены над умывальниками, принимая на себя брызги умывающихся».

2 апреля 1906 года министр двора, барон Фредерикс объявил ему Высочайшую благодарность, вручив портрет императора и знак «За отличную беспорочную службу за пятьдесят лет». Деятельность Всеволожского на посту директора Эрмитажа была высоко оценена.

Музейный хранитель. Сергей Тройницкий (1918-1927) 

После ухода с руководящей должности графа Толстого коллектив Эрмитажа на пост директора избрал Сергея Николаевича Тройницкого, который сначала занимал должность заведующего Галереей драгоценностей, а затем — хранителя отделения древностей. За девять лет работы он успел провести реформу музея: при нем в фонды поступили (и тем были спасены) многие национализированные коллекции, по его инициативе началось экспозиционное освоение Зимнего дворца. 

Сергей Николаевич положил начало изучению и научному описанию собрания отдела прикладного искусства.

В июне 1920 года в Эрмитаже открывается факультет музейного дела, где читают курс лекций, программу для которого разрабатывает комиссия, в состав которой входит Тройницкий. В то же время в Эрмитаже организуется и Музей придворного быта. Ставя для себя приоритетом сохранение и приумножение музейной коллекции, всю свою деятельность директор направил на сохранение национального достояния страны. 29 октября 1922 года им организована Галерея серебра (нынешний зал майолики) и им же написан путеводитель по ней.

Но и в судьбе Сергея Николаевича политическая воля сыграла роковую роль: Тройницкий сначала был смещен с поста директора, а потом и вовсе снят с работы с запрещением занимать административно-руководящие должности. Это было прописано в постановлении Ленинградской областной комиссии Рабоче-крестьянской инспекции по чистке государственного аппарата. Дело в том, что ученый неоднократно выступал против навязываемой сверху распродажи сокровищ Эрмитажа. Его арестовали 28 февраля 1935 года как «социально опасный элемент» и сослали в Уфу.

Всю блокаду провел в Ленинграде. Иосиф Орбели (1934-1951) 

Орбели, востоковед с мировым именем, пришел в Эрмитаж летом 1920-го. 

В 1934-м он стал директором музея. Стране нужны были деньги, и в это время начинается масштабная продажа предметов искусства на западных аукционах. Именно бесстрашию Орбели мы обязаны тем, что многие шедевры все-таки сохранились. Такую же отчаянную борьбу за коллекции Эрмитажа вел он и в Великую Отечественную. В кратчайший срок была организована эвакуация ценностей. Сам академик всю блокаду оставался в осажденном Ленинграде, руководил охраной, переносом ценностей в хранилища. А в устроенное им бомбоубежище вмещались до двух тысяч человек. В это тяжелое время не затихали и научные поиски. Энергичные речи ученого постоянно звучали по радио, приезжал он и в воинские части. 

В 1946-м Орбели выступил на Нюрнбергском трибунале свидетелем обстрелов города на Неве. Рассказал о руинах Петергофа, Пушкина, Павловска. О том, что немцы прицельно бомбили Эрмитаж. Адвокат, защищавший гитлеровских генералов, попробовал оспорить его показания. Мол, свидетель — не артиллерист. Как же он может говорить о преднамеренности обстрелов? 

«Я никогда не был артиллеристом. Но в Эрмитаж попало тридцать снарядов, а в расположенный рядом мост всего один, и я могу с уверенностью судить, куда целил фашизм. В этих пределах я артиллерист!» — ответил Орбели.

Прекрасный организатор, он сделал все, чтобы после войны быстро восстановить экспозицию. Уже в октябре 1945-го 69 залов открылись для посетителей. В дальнейшем под руководством Орбели Эрмитаж стал подлинно народным музеем. Каким остается и до сих пор. 

Умер на работе. Михаил Артамонов (1951-1964) 

Михаил Артамонов родился в крестьянской семье, служил конторщиком и счетоводом, добровольцем ушел на фронт. Переломным стал 1921-й, когда юноша поступил в ЛГУ, начав изучать археологию и историю искусств. Участвовал в экспедициях, защитил диссертацию. В 1939-м возглавил Институт материальной истории, превратив его в мощный научный центр. После войны заведовал кафедрой археологии ЛГУ. В Эрмитаж пришел в 1951 году, и за 13 лет руководства проявил себя как человек талантливый и смелый.  

Его отличала принципиальность, в том числе по острым вопросам. При его поддержке в Эрмитаже была организована выставка Пикассо, удалось сохранить творения импрессионистов. В период «оттепели» он помог вернувшимся из заключения ученым — Гумилеву, Латынину, Спасскому. Его увольнение тоже связано со скандалом.

В 1964-м Артамонов принял на работу студентов, отчисленных из Академии художеств за приверженность к абстрактному искусству, и оформил их такелажниками. А затем разрешил бунтарям, среди которых были впоследствии широко известные Шемякин, Овчинников, Уфлянд, показать в Эрмитаже свои работы. Экспозицию закрыли через полтора дня, но она успела войти в историю мировой живописи XX века как «выставка такелажников». Еще через пару дней отстранили и строптивого директора. Затем он плодотворно трудился на историческом факультете ЛГУ.

Умер прямо за рабочим столом, редактируя статью. 

«Сторож» великого музея. Борис Пиотровский (1964-1990)

В Эрмитаж 14-летний Боря Пиотровский первый раз пришел в 1922 году на экскурсию. Там и произошло его знакомство с сотрудницей отделения древностей, пригласившей подростка на занятия по египетской иероглифике. Увлекшись, юноша затем поступил в ЛГУ, принимал участие в семинарах выдающихся ученых того времени, заинтересовался археологией, а затем урартской письменностью. Впоследствии написал большую исследовательскую работу «История и культура Урарту», за которую был удостоен Государственной премии СССР. 

В Эрмитаже Борис Пиотровский начал работать в 1931-м, сначала в должности младшего научного сотрудника. Однако уже через несколько лет он блестяще защищает диссертацию и заявляет о себе как выдающийся ученый. Великая Отечественная застала его в очередной научной командировке в Закавказье. Он мог там остаться, но вернулся в Ленинград. Самое тяжелое блокадное время, зиму 1941-1942 годов, Пиотровский провел вместе со своими сотрудниками. Занимался эвакуацией ценностей, сохранением сокровищ. Ни одно произведение искусства за это время не было повреждено. Затем Пиотровский вместе с другими специалистами эвакуировался в Ереван. Туда же отправились более двух млн уникальных произведений разных эпох. В Армении сотрудники Эрмитажа и коллекции пробыли до осени 1944 года. 

В этом же году в стенах научной академии Борис Борисович защитил докторскую, а темой его научных трудов стали история и культура древней цивилизации Урарту. В 1964-м он назначается директором Эрмитажа, в этой должности проработал 25 лет. Ученый в шутку нередко говорил, что является «сторожем» самого крупного в стране музея. Сегодня в здании на Дворцовой набережной воссоздан его кабинет, там все как при жизни академика. Так что ходит легенда, что он по-прежнему «охраняет» Эрмитаж. 

На посту — 27 лет. Михаил Пиотровский (1992 — наши дни) 

О нем говорят: «Директор, сын директора». Его отец, Борис Пиотровский — выдающийся археолог, также возглавлял музей. Судьба Михаила с самого начала связана с Эрмитажем. Родился он в 1944-м в Ереване, куда отец эвакуировался вместе с музеем из блокадного Ленинграда и где познакомился с будущей женой, тоже археологом. Как и родители, Михаил с ранних лет увлекся Востоком. Учился на восточном факультете ЛГУ (сейчас его декан. — прим.ред.), стажировался в Каире, преподавал в Йемене. В 1991-м его приглашают в Эрмитаж, а еще через год постановлением правительства РФ Михаил Пиотровский назначается его директором. 

Сегодня это знаковая для города и всей мировой культуры фигура. Он много делает, чтобы на благо Эрмитажа работали самые передовые технологии, а с его сокровищами могли познакомиться как можно больше людей. Не случайно филиалы музея открыты в Казани, Омске, Амстердаме, Выборге и  Екатеринбурге. 9 декабря Михаилу Пиотровскому исполнилось 75 лет.

«Свой день рождения я не праздную и всегда провожу в Эрмитаже, — признался директор. — Считаю, что это самое большое счастье». 

Смотрите также:

  • Профессия – «эрмитажник». Как работают сотрудники крупнейшего музея России →
  • Неизвестный Эрмитаж. 7 интересных фактов о главном музее Петербурга →
  • Жизнь в музее. Как Борис Пиотровский стал хранителем Эрмитажа →
Музей
Эрмитаж
Государственный Эрмитаж
Эрмитаж, 2016 год
Эрмитаж, 2016 год
Страна  Россия
Местоположение Санкт-Петербург
Основатель Екатерина II
Дата основания 1764 год
Здания
включает шесть зданий
Состояние действующий
Сайт https://hermitagemuseum.org

Эрмитаж (также Государственный Эрмитаж, до ноября 1917 года — Императорский Эрмитаж) — российский государственный музей изобразительного и декоративно-прикладного искусств в Санкт-Петербурге, один из крупнейших в мире.

Награждён орденом Ленина, со времени награждения этой наградой (1964) и до распада СССР (1991) назывался — Ордена Ленина Государственный Эрмитаж. Ансамбль Зимнего дворца и Эрмитажа являются памятником градостроительства и архитектуры, объектом культурного наследия федерального значения[1].

Музейная коллекция насчитывает около трёх миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры, начиная с каменного века до конца XX столетия. Расположенный в историческом центре Санкт-Петербурга, музейный комплекс включает шесть связанных между собой зданий:[2] Зимний дворец, Запасной дом Зимнего дворца, Малый Эрмитаж, Большой Эрмитаж, Новый Эрмитаж и Эрмитажный театр, где для посещения публики открыты более 300 залов[3] с экспозиционно-выставочной площадью около 100 000 м²[4]. В распоряжении Государственного Эрмитажа также находятся: Главный штаб, Музей Императорского фарфорового завода, реставрационно-хранительский центр «Старая Деревня» и Меншиковский дворец.

Директором Государственного Эрмитажа с 1992 года по настоящее время является Михаил Пиотровский.

История

Начало музея приходится на 1764 год, когда Екатерине II в Берлине приобрела 225 полотен[5][6] из художественного собрания торговца произведениями искусства и коллекционера Иоганна Гоцковского[7], среди которых были художественные полотна великих европейских мастеров, преимущественно голландско-фламандской школы первой половины XVII века. Для их размещения было специально построено здание, названное Малый Эрмитаж.[8]

Начало коллекции было положено в 1764 году, когда Екатерина II приобрела 225 картин

Активное приобретение картин продолжалось царицей до конца XVIII века, были куплены: художественные работы у графа Генриха фон Брюля — бывшего первого министра короля польского и курфюрста саксонского Августа III; коллекция картин француза Пьера Кроза (брата маркиза Антуана Кроза) и коллекция живописи британского премьер-министра Роберта Уолпола. Также Екатериной II было приобретено более 5 тысяч рисунков из коллекции Людвига фон Кобенцля в Брюсселе и французская коллекция графа Бодуэна, состоявшая из 119 картин (в их числе работы Рембрандта и ван Дейка). Значительным приобретением императрицы стала коллекция английского банкира Лайд-Брауна, включавшая античные статуи и бюсты, в том числе работу Микеланджело.[9] Вместе с другими приобретениями количество художественных произведений выросло так, что архитектором Юрием Фельтеном в 1771—1787 годах было построено новое музейное здание — Большой Эрмитаж[10].

После смерти Екатерины II коллекцию Эрмитажа уже в следующем веке продолжили пополнять императоры Александр I и Николай I.[4] Были приобретены художественные произведения из римского собрания маркиза Джустиниани и парижской коллекции графини Леви де Монморанси.[9] После завершения войны с французами Эрмитажу досталась коллекция Жозефины Богарне, супруги Наполеона.[4] Приобретение работ продолжалось в разных странах Европы, и при императоре Николае I 5 февраля (17 февраля по новому стилю) 1852 года[11] в специально построенном для этой цели новом здании, названном Новый Эрмитаж[12], доступ к культурным ценностям был открыт для широкой публики. Эрмитаж стал первым в России публичным художественным музеем.[9] В период правления Николая I также была проведена большая работа по внутреннему убранству Эрмитажа. В XIX веке в Эрмитаж начали поступать произведения русских мастеров-живописцев. В 1895 году часть произведений русских художников были переданы Русскому музею. К началу XX века в Эрмитаже хранились уже тысячи художественных экпонатов.

После Октябрьской революции и установления советской власти, собрание Эрмитажа, у которого исчезла приставка «Императорский», значительно выросло за счёт национализированных частных коллекций и собрания Императорской Академии художеств. В годы Великой Отечественной войны основная часть коллекции, в количестве более 1 миллиона предметов, была эвакуирована на Урал — в Свердловск. После окончания войны все ценности вернулись на свои места в Эрмитаж. Также после войны в Эрмитаж поступило трофейное искусство из музеев Берлина, включая ряд экспонатов его Египетского музея. Очередное пополнение фондов Эрмитажа произошло после закрытия в Москве в 1948 году Музея нового западного искусства.

Невосполнимым уроном для коллекции Эрмитажа была продажа в 1928—1934 годах ряд его полотен с целью получения средств для индустриализации СССР.[13][14]

В настоящее время Эрмитаж является самым крупным в России музеем изобразительного и декоративно-прикладного искусств. Невозможно представить в рамках энциклопедической статьи глубину и богатство его экспонатов.

В СССР выпускались наборы почтовых марок, представляющих некоторые художественные направления музейной коллекции (1973, 1977, 1982, 1983, 1984, 1985, 1987 годы).

Здания

Главный музейный комплекс Эрмитажа составляют шесть зданий:[2]

  • Зимний дворец (построен в 1762 году, архитектор Бартоломео Франческо Растрелли).
  • Малый Эрмитаж (построен в 1775 году, архитекторы Жан Батист Мишель Валлен-Деламот, Юрий Фельтен, Василий Стасов).
  • Большой Эрмитаж (Старый Эрмитаж, построен в 1787 году, архитектор Юрий Фельтен).
  • Новый Эрмитаж (построен в 1851 году, архитекторы Лео фон Кленце, Василий Стасов, Николай Ефимов).
  • Эрмитажный театр (построен в 1787 году, архитектор Джакомо Кваренги).
  • Запасной дом Зимнего дворца (построен в 1720-е годы, перестраивался).

Руководители

Михаил Пиотровский, 2018 год

  • до 1863 года — под личным управлением императрицы и императора
  • 1863—1878 годы — Степан Гедеонов
  • 1879—1888 годы — Александр Васильчиков
  • 1888—1899 годы — Сергей Трубецкой
  • 1899—1909 годы — Иван Всеволожский
  • 1909—1918 годы — Дмитрий Толстой
  • 1918—1927 годы — Сергей Тройницкий
  • 1927 — февраль 1928 года — Оскар Вальдгауэр (и. о.)
  • февраль 1928 — ноябрь 1928 года — Герман Лазарис (и. о.)
  • декабрь 1928 — август 1929 года — Павел Кларк
  • март 1929 — март 1930 — Владимир Забрежнев (и. о.)
  • 1930 год — Леонид Оболенский
  • 1930—1934 годы — Борис Легран
  • 1934—1951 годы — Иосиф Орбели
  • 1951—1964 годы — Михаил Артамонов
  • 1964—1990 годы — Борис Пиотровский
  • 1990—1992 годы — Виталий Суслов
  • с 1992 года — Михаил Пиотровский

Выставочные центры

Государственный Эрмитаж открыл свои филиалы (выставочные центры) в ряде городов Российской Федерации:[15] «Эрмитаж-Казань» (открыт в 2005 году в Казани, располагается на территории Казанского кремля); «Эрмитаж-Выборг» (открыт в 2010 году в Выборге в здании бывшего городского художественного музея); «Эрмитаж-Сибирь» (открыт в Омске 2019 году в одном из зданий Музея имени М. А. Врубеля); «Эрмитаж-Урал» (открыт в 2021 году в Екатеринбурге в здании, где находился филиал городского Музея изобразительных искусств).

Примечания

  1. Ансамбль Зимнего дворца и Эрмитажа
  2. 2,0 2,1 Эрмитаж в Санкт-Петербурге
  3. Схема (план) залов Эрмитажа
  4. 4,0 4,1 4,2 Санкт-Петербург Эрмитаж – всё, что нужно знать о музее мирового значения
  5. Погоня за шедеврами: как Екатерина II Эрмитаж основала
  6. Рождение Эрмитажа
  7. Эрмитаж 250: Приобретение коллекции И.-Э. Гоцковского. Дата обращения: 28 сентября 2018. Архивировано 17 сентября 2018 года.
  8. Малый Эрмитаж в Санкт-Петербурге
  9. 9,0 9,1 9,2 Коллекция живописи
  10. Большой Эрмитаж
  11. Эрмитаж: второй день рождения
  12. Новый Эрмитаж
  13. Н. Серапина. Эрмитаж, который мы потеряли. Документы 1920–1930 годов. — СПб.: Журнал «Нева», 2002. — 416 с. — ISBN 5-87516-003-9.
  14. Сталинские распродажи. Шедевры, покинувшие Эрмитаж и не только
  15. От Амстердама до Урала: где находятся филиалы Эрмитажа и чем они интересны

Литература

  • Никулин Н. Н. Детали картин Эрмитажа. Западноевропейская живопись XV—XVI веков. — Ленинград: Аврора, 1971.
  • Пиотровский М. Б. Эрмитаж. — М. : Слово, 2003. — 616 с. : ил. — (Великие музеи мира). — ISBN 5-85050-673-X.

Ссылки

  • Официальный сайт
  • Профиль на Telegram
  • Эрмитаж: Аудиогиды, история, фотографии, залы

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Респирон инструкция по применению в ветеринарии для телят
  • Руководство по эксплуатации рено логан 1 поколения
  • Акпп re5r05a мануал на русском
  • Многофункциональный спортивный комплекс atemi ags4100 инструкция
  • Тетрагидровит инструкция по применению для птиц цыплят