Руководство государственного учреждения образования

Законодательство РФ устанавливает особенности правового положения руководителя образовательной организации:Законодательство о правовом положении руководителя образовательной организации

Законодательство РФ устанавливает особенности правового положения руководителя образовательной организации.

Нормативное определение руководителя организации дается в статье 273 Трудового кодекса РФ:

  • руководитель организации – это физическое лицо, которое в соответствии с Трудовым кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами:

    • осуществляет руководство этой организацией,

    • в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа.

Регулирование правового положения руководителя образовательной организации Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ

Общее регулирование правового положения руководителя любой организации содержится в Трудовом кодексе РФ.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ:

  • предусматриваются лишь специфические правила, определяющие особенности правового положения руководителей образовательных организаций,

  • их права и обязанности в дополнение к общим нормам;

  • в частности, данному вопросу посвящается статья 51 «Правовой статус руководителя образовательной организации. Президент образовательной организации высшего образования» Федерального закона об образовании № 273-ФЗ.

Часть первая данной статьи Федерального закона об образовании предусматривает несколько вариантов, как конкретное лицо может стать руководителем образовательной организации:

  • руководитель образовательной организации может быть:

    • избран общим собранием, конференцией педагогических работников и обучающихся образовательной организации с последующим утверждением учредителем образовательной организации;

    • назначен учредителем образовательной организации;

    • иные варианты, не актуальные для профессиональных образовательных организаций.

Конкретный способ избрания (назначения) руководителя образовательной организации устанавливается:

  • законодательством либо

  • уставом образовательной организации.

В связи с необходимостью руководствоваться и общими и специальными правилами при заключении трудового договора с руководителем образовательной организации следует отметить:

  • что в соответствии с принципами права в случае расхождения между нормами закона, имеющими общий характер, и специальными нормами Закона об образовании

  • приоритетом обладают и подлежат применению именно специальные нормы, т.е. законодательство об образовании.

Так, например, Федеральным законом от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» предусмотрено:

  • общее правило о назначении руководителя автономного учреждения учредителем;

  • однако, если данное автономное учреждение является образовательным, то руководитель должен назначаться по правилам, установленным для назначения руководителей образовательных организаций.

По данным правилам устанавливаются дополнительные требования к кандидатам на должность руководителя образовательной организации:

  • такие лица должны иметь высшее образование и соответствовать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, по соответствующим должностям руководителей образовательных организаций и (или) профессиональным стандартам:

  • тем лицам, которые не допущены к педагогической деятельности, запрещается в том числе и занимать должность руководителя образовательной организации.

Кандидаты на должность руководителя и руководитель государственной или муниципальной образовательной организации проходят обязательную аттестацию:

  • порядок и сроки проведения аттестации устанавливаются учредителем образовательной организации.

Руководителям образовательных организаций предоставляются следующие права, социальные гарантии и меры социальной поддержки, предусмотренные для педагогических работников:

  • право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством РФ;

  • право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством РФ;

  • право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения для проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа).

Вместе с тем, руководитель образовательной организации не является педагогическим работником:

  • и те или иные нормы, регламентирующие статус педагогических работников, распространяются на руководителя образовательной организации в силу прямого указания о том в нормативном правовом акте.

Руководителю государственной или муниципальной образовательной организации (а также руководителю её филиала) Федеральным законом № 273-ФЗ запрещается:

  • занимать свою должность в порядке совместительства.

Поскольку руководитель образовательной организации считается единоличным исполнительным органом образовательной организации, органом, осуществляющим текущее руководство деятельностью образовательной организации:

  • полномочия (права и обязанности) руководителя, его компетенция в области управления образовательной организацией подробно прописываются в уставе образовательной организации.

ч. 3 статьи 26 «Управление образовательной организацией» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Регулирование правового положения руководителя образовательной организации Трудовым кодексом РФ

В области трудовых правоотношений на руководителей образовательных организаций распространяются также общие правила заключения трудовых договоров и оплаты труда, которые установлены Трудовым кодексом РФ и другими нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Трудовое законодательство также учитывает особое положение руководителя в организации (учреждении) и предусматривает специальное регулирование в виде исключений из общих правил или дополнений к ним. Так, например, Трудовой кодекс РФ содержит специальную главу 43 «Особенности регулирования труда руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации», посвященную особенностям регулирования труда руководителей всех организаций, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности.

Предусматривается, в частности:

  • дополнительное основание для расторжения трудового договора в связи с принятием собственником имущества организации решения о прекращении трудового договора, которое может быть не мотивировано;

Статья 278 «Дополнительные основания для прекращения трудового договора с руководителем организации» Трудового кодекса РФ

  • есть и иные особенности статуса руководителя организации (работа по совместительству с учетом специальных ограничений и т.п.).

Одной из существенных особенностей трудового договора с руководителем организации является:

  • возможность заключения с ним срочного трудового договора на срок до 5 лет несмотря на то, что работа носит постоянный характер и, по общему правилу, для такого рода работ срочные трудовые договоры не допускаются;

  • при этом, если учредительными документами образовательной организации предусмотрено заключение срочного трудового договора, то трудовой договор в таком случае не может быть бессрочным.

Трудовой кодекс РФ предусматривает возможность установления испытания при приеме на работу:

  • по общему правилу срок испытания не может превышать 3-х месяцев;

  • к особенностям заключения трудового договора с руководителем организации можно отнести то, что для них может быть установлен более длительный испытательный срок – до 6 месяцев.

Статья 70 «Испытание при приеме на работу» Трудового кодекса РФ

Таким образом, руководитель образовательной организации обладает большой спецификой своего статуса в качестве работника организации:

  • устанавливается такая специфика как трудовым законодательством применительно к руководителю любой организации,

  • так и Федеральным законом об образовании № 273-ФЗ применительно к руководителю образовательной организации.

Данная специфика в полной мере обоснована тем особым положением, которое занимает руководитель образовательной организации:

  • с одной стороны, это работник организации,

  • с другой стороны, это единоличный исполнительный орган организации.

Влияние руководителя на деятельность образовательной организации существенно выше, чем любого другого работника. Возможностей, также, больше. Поэтому ряд гарантий, предоставляемых остальным работникам, не предоставляется руководителям образовательной организации с целью обеспечить достаточную степень влияния учредителей образовательной организации на созданное ими юридическое лицо.

Если у вас имеются какие-либо вопросы по нарушению Ваших прав, либо вы попали в затруднительную жизненную ситуацию, то дежурный юрист онлайн готов бесплатно проконсультировать вас по данному вопросу.

ПРАВА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

1 Права,
обязанности, ответственность и особенности правового статуса руководителя
образовательной организации общего образования

1.1 Понятие и особенности
правового статуса руководителя образовательной организации общего образования

Правовой статус –
это положение лица, регламентируемое нормативно-правовыми актами.

В соответствии с
ч. 1 ст. 47 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
[18]
под правовым статусом руководителя образовательной организации общего
образования следует понимать совокупность прав и свобод, социальных гарантий и
компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, установленную
законодательством.

Руководитель
образовательной организации общего образования – это физическое лицо, которое в
соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного
самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и
локальными нормативными актами осуществляет руководство этой организацией, в
том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа (ст. 273
Трудового кодекса Российской Федерации) [6].

Руководитель
образовательной организации, уполномоченный выступать от ее имени, должен
действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и
разумно (п. 3 ст. 53 Гражданского кодекса Российской Федерации) [3].

Правовой статус
руководителя образовательной организации общего образования (права,
обязанности, ответственность) значительно отличается от статуса иных
работников, что обусловлено спецификой его трудовой деятельности, местом и
ролью в механизме управления организацией. От качества его работы во многом
зависят достижение уставных целей и задач, ради которых создавалась
организация, сохранность ее имущества, а зачастую и само существование
организации.

Кроме того,
полномочия по управлению имуществом, которыми наделяется руководитель, и
предъявляемые к нему в связи с этим требования предполагают в качестве одного
из необходимых условий успешного сотрудничества собственника с лицом,
управляющим его имуществом, наличие доверительности в отношениях между ними.

Результаты
деятельности директора школы (гимназии, лицея) и его решения во многом влияют
на конкурентоспособность организации в сфере образования.

Особенности
правового статуса руководителя образовательной организации определяются гл. 43 «Особенности
регулирования труда руководителя организации и членов коллегиального
исполнительного органа организации» и иными положениями ТК РФ, ГК РФ,
Федеральным законом    № 273-ФЗ, а также иными нормативными правовыми актами,
уставом и локальными нормативными актами организации.

К особенностям
правового статуса руководителя образовательной организации можно отнести:

– разнообразные
способы назначения на должность руководителя организации (ч. 1 ст. 51
Федерального закона № 273-ФЗ; ст. 18 ТК РФ);

– запрет на
занятие должности руководителя образовательной организации лицами, которые не
допускаются к педагогической деятельности по основаниям, установленным трудовым
законодательством (ч. 3 ст. 51 Федерального закона № 273-ФЗ; ст. 331 ТК РФ);

– увеличенный
испытательный срок при приеме на работу (6 месяцев)  (ст. 70 ТК РФ);

– возможность
нового собственника имущества организации расторгнуть с руководителем
организации трудовой договор не позднее 3 месяцев со дня возникновения у него
права собственности (ст. 75 ТК РФ);

– полную
материальную ответственность руководителя за прямой действительный ущерб,
причиненный организации (ст. 277 ТК РФ);

– право
работодателя заключать с руководителем организации срочный трудовой договор (ст.
59 ТК РФ);

– заключение
трудового договора работодателем по типовой форме, утвержденной Правительством
Российской Федерации;

– наличие
дополнительных оснований расторжения трудового договора (ст. 278 ТК РФ и ч. 27
ст. 30 Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ    «О внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием
правового положения государственных (муниципальных) учреждений» [17]);

 выплату руководителю организации при
досрочном расторжении трудового договора в размере, определяемом трудовым
договором, но не ниже трехкратного среднего месячного заработка, за исключением
случаев, предусмотренных ТК РФ (ст. 279 ТК РФ);

 право руководителя занимать другие
оплачиваемые должности в других организациях только с разрешения
уполномоченного органа юридического лица, либо собственника имущества
организации, либо уполномоченного собственником лица (органа) (ст. 276 ТК РФ);

 не может входить в состав органов,
осуществляющих функции надзора и контроля в данной организации (ст. 276 ТК РФ);

 возможность привлечения к
дисциплинарной ответственности руководителя организации при наличии заявления
представительного органа работников о нарушении руководителем организации
трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права,
условий коллективного договора, соглашения (ст. 195 ТК РФ);

 обязанность руководителя ежегодно
представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах
имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах
имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей в
установленном порядке      (ст. 275 ТК РФ,
ст. 8 Федерального закона «О противодействии коррупции» [16]);

 право руководителя расторгнуть
трудовой договор досрочно, письменно предупредив об этом работодателя не
позднее чем за один месяц  (ст. 280 ТК РФ);

 право руководителя привлекать
работников к дисциплинарной ответственности или поощрять (статьи 191–192 ТК РФ);

 признание руководителя организации во
всех случаях должностным лицом или лицом, выполняющим управленческие функции
(примечания к статьям 201 и 285 УК РФ [4]);

 отсутствие возможности исполнять
должностные обязанности руководителя по совместительству (ч. 5 ст. 51
Федерального закона № 273-ФЗ);

 обязательность прохождения кандидатом
на должность руководителя образовательной организации и (или) ее руководителя
аттестации в порядке, установленном учредителем образовательной организации (ч.
4 ст. 51 Федерального закона № 273-ФЗ);

 права и обязанности, компетенция
руководителя в области управления образовательной организацией определяются в
соответствии с законодательством об образовании и уставом (ч. 6 ст. 51
Федерального закона № 273-ФЗ);

 несет ответственность за руководство
образовательной, научной, воспитательной работой и организационно-хозяйственной
деятельностью образовательной организации (ч. 8 ст. 51 Федерального закона №
273-ФЗ).

Особенностью
правового статуса руководителя государственной (муниципальной) образовательной
организации является то, что он одновременно является:

– работником
по отношению к учредителю;

– работодателем
по отношению к работникам образовательной организации, с которыми заключается
трудовой договор, и к руководителям филиалов (представительств) образовательных
организаций.

С руководителем
государственной (муниципальной) образовательной организации заключается в
письменной форме трудовой договор в двух экземплярах (по одному для каждой из
сторон). При этом трудовой договор, не оформленный надлежащим образом,
считается заключенным, если директор приступил к работе с ведома и (или) по
поручению учредителя образовательной организации (ч. 2 ст. 67 ТК РФ). При
фактическом допущении руководителя к работе работодатель (учредитель) обязан
оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней
со дня фактического допущения руководителя к работе.

Распоряжением
Правительства Российской Федерации от 26 ноября    2012 года № 2190-р «Об
утверждении Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в
государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 годы» [20] предусмотрен
переход, в том числе руководителей образовательных организаций, на эффективный
контракт, то есть трудовой договор, в котором конкретизированы его должностные
обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности
деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов
труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг, а также
меры социальной поддержки.

Правительством
Российской Федерации рекомендуется:

– конкретизировать
условия осуществления выплат: компенсационного характера (наименование выплаты,
размер выплаты, а также факторы, обусловливающие получение выплаты);
стимулирующего характера (наименование выплаты, условия получения выплаты,
показатели и критерии оценки эффективности деятельности, периодичность, размер
выплаты);

– отражать
должностные обязанности работника непосредственно в тексте трудового договора;

– конкретизировать
выплаты стимулирующего и компенсационного характера, а также предоставление мер
социальной поддержки в трудовом договоре или дополнительном соглашении к
трудовому договору в форме, понятной работнику и работодателю и исключающей неоднозначное
толкование этих условий;

– указывать
размер выплаты в трудовом договоре или дополнительном соглашении к трудовому
договору в абсолютном размере (в рублях), а размер выплат, устанавливаемых в
процентах, баллах и других единицах измерения, – в этих единицах с указанием
условий, при достижении которых они осуществляются.

На руководителя
государственной (муниципальной) образовательной организации, как на
работодателя, в свою очередь, возлагается обязанность знакомить принимаемых
работников с действующими локальными нормативными актами образовательной
организации, имеющими отношение к их трудовым отношениям (ч. 3 ст. 68 ТК РФ).
Такими документами являются устав образовательной организации, правила
трудового распорядка (правила поведения работника), приказы (инструкции) по
охране труда и соблюдению правил техники безопасности, должностная инструкция
работника, режим работы (график) и иные локальные нормативные акты,
регламентирующие трудовую деятельность работника.

1.2 Права, обязанности,
ответственность руководителя образовательной организации общего образования

Изменения в
образовательной системе современной России предполагают, что образовательные
организации становится субъектом правоотношений. Согласно действующему
законодательству образовательные организации самостоятельны в решении многих
кадровых, организационно-педагогических, финансово-хозяйственных вопросов.
Управленческие функции жизнедеятельности школы базируются на основных принципах
и ценностях права как универсального регулятора человеческих отношений и
являются его продолжением [31, с. 82]. Такой подход повышает требования к
правовой компетентности руководителей образовательных организаций общего
образования, которые разрабатывают и утверждают школьные документы.

Сегодня
эффективность управления образовательной организацией во многом зависит от
умелого использования знаний правовых основ гражданского, семейного, трудового,
международного законодательства, хозяйственной деятельности, знаний
нормативно-правовых актов и умений их применять на практике. Профессиональное
управление современной инновационной образовательной организацией однозначно
невозможно без работы с правовой информацией, без ее активного использования в
процессе управления [35, с. 128].

За последние
несколько лет в России резко изменилась роль руководителя образовательной
организации общего образования по причине того, что:

– школа
стала более автономной организацией, в обязанности школьных руководителей
входит управление человеческими и финансовыми ресурсами в сложных экономических
и социальных условиях;

– повышается
ответственность школы за результаты ее работы перед местным сообществом;

– повышается
значимость стратегического планирования и мониторинга для управления школьным
образованием [40, с. 190].

В соответствии с
квалификационной характеристикой к занимаемой должности руководитель
образовательной организации общего образования:

 должен знать: приоритетные
направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и
иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную,
физкультурно-спортивную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; педагогику;
достижения современной психолого-педагогической науки и практики; психологию;
основы физиологии, гигиены; теорию и методы управления образовательными
системами; методы формирования основных составляющих компетентности
(профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой); современные
педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения,
реализации компетентностного подхода, развивающего обучения; методы убеждения,
аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися (воспитанниками,
детьми) разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по
работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и
разрешения; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами,
электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; основы
экономики, социологии; способы организации финансово-хозяйственной деятельности
образовательного учреждения; гражданское, административное, трудовое,
бюджетное, налоговое законодательство в части, касающейся регулирования
деятельности образовательных учреждений и органов управления образованием
различных уровней; основы менеджмента, управления персоналом; основы управления
проектами; правила внутреннего трудового распорядка образовательного
учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности;

 должен соответствовать требованиям к
квалификации: высшее профессиональное образование по направлениям подготовки
«Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление
персоналом» и стаж работы на педагогических должностях не менее 5 лет или
высшее профессиональное образование и дополнительная профессиональная
подготовка в области государственного и муниципального управления или
менеджмента и экономики и стаж работы на педагогических или руководящих
должностях не менее 5 лет.

Права и
обязанности руководителя образовательной организации, его компетенция в области
управления образовательной организацией определяются в соответствии с
законодательством об образовании и уставом образовательной организации.

Примерный
перечень должностных обязанностей руководителя образовательной организации
предусмотрен типовой формой трудового договора с руководителем государственного
(муниципального) учреждения (Постановление Правительства Российской Федерации
от 12 апреля 2013 года № 329) [21] и Приказом Министерства здравоохранения и
социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 года № 761н «Об
утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей,
специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей
работников образования» [25]:

 осуществляет руководство
образовательной организацией в соответствии с законами и иными нормативными
правовыми актами, уставом образовательной организации, за исключением вопросов,
отнесенных законодательством и локальными нормативными актами образовательной
организации к компетенции учредителя и коллегиальных органов управления
образовательной организации;

 обеспечивает системную
образовательную (учебно-воспитательную) и административно-хозяйственную
(производственную) работу образовательной организации;

 обеспечивает реализацию федерального
государственного образовательного стандарта, федеральных государственных
требований;

 формирует контингенты обучающихся
(воспитанников, детей), обеспечивает охрану их жизни и здоровья во время
образовательного процесса, соблюдение прав и свобод обучающихся (воспитанников,
детей) и работников образовательной организации в установленном
законодательством порядке;

 определяет стратегию развития
образовательной организации;

 принимает решения о программном
планировании работы образовательной организации, участии ее в различных
программах и проектах;

 обеспечивает соблюдение требований,
предъявляемых к условиям образовательного процесса, образовательным программам,
результатам деятельности образовательной организации и к качеству образования,
непрерывное повышение качества образования в образовательной организации;

– обеспечивает
объективность оценки качества образования обучающихся (воспитанников, детей) в
образовательной организации;

– совместно
с советом образовательной организации и общественными организациями
осуществляет разработку, утверждение и реализацию программ развития
образовательной организации, образовательной программы образовательной
организации, учебных планов, учебных программ курсов, дисциплин, годовых
календарных учебных графиков, устава и правил внутреннего трудового распорядка
образовательной организации;

– создает
условия для внедрения инноваций, обеспечивает формирование и реализацию
инициатив работников образовательной организации, направленных на улучшение ее
работы и повышение качества образования, поддерживает благоприятный
морально-психологический климат в коллективе;

– в пределах
своих полномочий распоряжается бюджетными и (или) внебюджетными средствами,
обеспечивает результативность и эффективность их использования;

– в пределах
установленных средств формирует фонд оплаты труда с разделением его на базовую
и стимулирующую часть;

– определяет
структуру и утверждает штатное расписание образовательной организации;

– решает
кадровые, административные, финансовые, хозяйственные и иные вопросы в
соответствии с уставом образовательной организации;

– осуществляет
подбор и расстановку кадров; создает условия для непрерывного повышения
квалификации работников;

– обеспечивает
установление заработной платы работников образовательной организации, в том
числе стимулирующей части (надбавок, доплат к окладам (должностным окладам),
ставкам заработной платы работников), выплату в полном размере причитающейся
работникам заработной платы в сроки, установленные коллективным договором,
правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами; принимает
меры по обеспечению безопасности и условий труда, соответствующих требованиям
охраны труда;

– принимает
меры по обеспечению образовательной организации квалифицированными кадрами,
рациональному использованию и развитию их профессиональных знаний и опыта,
обеспечивает формирование резерва кадров в целях замещения вакантных должностей
в образовательной организации;

– организует
и координирует реализацию мер по повышению мотивации работников к качественному
труду, в том числе на основе их материального стимулирования, по повышению
престижности труда в образовательной организации, рационализации управления и
укреплению дисциплины труда; создает условия, обеспечивающие участие работников
в управлении образовательной организацией;

– принимает
локальные нормативные акты образовательной организации, содержащие нормы
трудового права, в том числе по вопросам установления системы оплаты труда с
учетом мнения представительного органа работников;

– планирует,
координирует и контролирует работу структурных подразделений, педагогических и
других работников образовательной организации;

– представляет
образовательную организацию в государственных, муниципальных, общественных и
иных органах, учреждениях, организациях;

– содействует
деятельности учительских (педагогических), психологических организаций и
методических объединений, общественных (в том числе детских и молодежных)
организаций;

– обеспечивает
учет, сохранность и пополнение учебно-материальной базы, соблюдение правил
санитарно-гигиенического режима и охраны труда, учет и хранение документации,
привлечение для осуществления деятельности, предусмотренной уставом
образовательной организации, дополнительных источников финансовых и
материальных средств;

– обеспечивает
представление учредителю ежегодного отчета о поступлении, расходовании
финансовых и материальных средств и публичного отчета о деятельности
образовательной организации в целом;

– выполняет
правила по охране труда и пожарной безопасности.

Предусмотренные
вышеуказанными нормативными правовыми актами должностные обязанности служат
основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень
обязанностей руководителя образовательной организации, с учетом особенностей
организации труда и управления, а также прав, ответственности и компетентности.

При необходимости
должностные обязанности, включенные в квалификационную характеристику по
должности руководителя, могут быть уточнены в уставе образовательной
организации и (или) должностной инструкции по должности руководителя, в
зависимости от типа школы, территориального расположения, состава учащихся и
особенностей педагогического коллектива, сложившейся системы в работе с
родителями и общественностью.

В поле зрения
директора школы находятся такие разноплановые вопросы как: работа ученического
самоуправления, профориентация. От имени образовательного учреждения директор
школы в пределах своей компетенции заключает договоры и осуществляет другие
действия, направленные на реализацию права владения, пользования и распоряжения
имуществом школы [33, с. 47].

Также наряду с
обязанностями директора школы нужно говорить и о правах и ответственности.

В пределах своей
компетенции директор школы имеет право:

– издавать приказы и давать обязательные
распоряжения работникам школы;

– поощрять и
привлекать к дисциплинарной ответственности обучающихся за поступки,
дезорганизующие учебно-воспитательный процесс, в порядке, установленном Уставом
школы и Правилами о поощрении и взысканиях;

– открывать
и закрывать счета в банках;

– присутствовать
на любых занятиях, проводимых с учащимися школы (без права входить в класс
после начала занятий без экстренной необходимости и делать замечания педагогу в
течение занятий);

– вносить в
необходимых случаях временные изменения в расписание занятий, отменять занятия,
временно объединять группы и классы для проведения совместных занятий;

– делегировать
свои полномочия, выдавать доверенности.

В пределах своей
компетенции директор несёт ответственность:

– за уровень
квалификации работников школы, реализацию образовательных программ в
соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, за качество
образования выпускников, жизнь и здоровье, соблюдение прав и свобод обучающихся
и работников учреждения во время образовательного процесса в установленном
законодательством РФ порядке;

– за
неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и
Правил внутреннего трудового распорядка школы, иных локальных нормативных
актов, законных распоряжений органов управления образованием, должностных
обязанностей, установленных настоящей инструкцией, в том числе за не
использование предоставленных прав, директор школы несет дисциплинарную
ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством;

– за грубое
нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть
применено увольнение;

– за
применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим
и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, а также совершение
иного аморального поступка директор школы может быть освобожден от занимаемой
должности в соответствии с трудовым законодательством. Увольнение за данный
поступок не является мерой дисциплинарной ответственности;

– за
нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических
правил организации учебно-воспитательного процесса директор школы привлекается
к административной ответственности в порядке и случаях, предусмотренных
административным законодательством;

– за
виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба в
связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей директор
школы несет материальную ответственность в порядке и пределах, установленных
трудовым и (или) гражданским законодательством.

Руководителям
образовательных организаций, заместителям руководителей образовательных
организаций, руководителям структурных подразделений и их заместителям
предоставляются права, социальные гарантии и меры социальной поддержки,
предусмотренные для педагогических работников в части предоставления ежегодного
удлиненного оплачиваемого отпуска, досрочного назначения трудовой пенсии, в
части предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления
и освещения (для проживающих и работающих в сельских населенных пунктах,
рабочих поселках, поселках городского типа).

1.3 Правовая компетентность
руководителя образовательной организации общего образования

Федеральный закон
об образовании определяет, что кандидаты на должность руководителя
образовательной организации должны иметь высшее образование и соответствовать
квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, по
соответствующим должностям руководителей образовательных организаций и
профессиональным стандартам.

Кандидаты на
должность руководителя государственной или муниципальной образовательной
организации и ее руководитель (за отдельным исключением) проходят обязательную
аттестацию. Порядок и сроки проведения данной аттестации устанавливаются
учредителями этих образовательных организаций. Отрицательные итоги аттестации
должны признаваться как препятствие к занятию должности руководителя
образовательной организации, а применительно к руководителям – как основание
прекращения трудовых отношений с ними.

Должностные обязанности руководителя государственной или муниципальной
образовательной организации не могут исполняться по совместительству. Теперь
это правило распространено на руководителей филиалов данных образовательных
организаций. Это означает, например, что на учителя малокомплектной сельской
школы, присоединенной к школе райцентра в качестве филиала, не могут быть
возложены полномочия по руководству филиалом.

Эффективность
управления образовательным процессом в школе зависит от знаний управленцами
законов и других нормативных актов, которые регулируют жизнедеятельность школы,
важное значение играет то, насколько они уважают право как общественный
институт. Правовые знания руководителя образовательного учреждения должны
базироваться на основе компетентностного подхода.

Впервые проблема
исследования компетенций получила научное обоснование на конференции
«Компетенция: анализ, критика, переоценка» в Государственном университете штата
Пенсильвания, США, в мае 1980 года.

В. А. Кальней и
С. Е. Шишов выдвигают следующее определение компетенции – «это общая
способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые
приобретены благодаря обучению». По мнению Л. П. Погребняк, «компетентность
представляет собой многоплановые и многоструктурные характеристики качества
профессиональной готовности руководителей образовательных учреждений» [37, с.
57].

Формулировка
понятия правовой компетентности на сегодняшний день связана с определенными
теоретическими и методологическими трудностями, вызванными многогранностью
данного феномена.

Если проанализировать различные точки зрения на понятие «правовая
компетентность», имеющиеся в научной литературе, можно сделать вывод, что под
правовой компетентностью директора школы следует понимать соблюдение
правопорядка и законности в процессе правоохранительной и правоприменительной
деятельности, которая выражается в принятии обоснованных и справедливых
решений, в их реализации в соответствии с законом [39, с. 105].

Однако роль формирования правовой компетентности руководителя
образовательной организации заключается в освоении и применении комплекса
современных профессиональных знаний и практических навыков, овладении
эффективными методами профессионального поведения и технологиями [27, с. 27].

Роль развития
правовой компетентности в современных российских условиях заключается в том,
чтобы каждый руководитель образовательной организации овладел необходимыми
знаниями, средствами и приёмами работы над собой, сознательно готовил себя к
профессиональной деятельности, создавая при этом максимально устойчивое к
внешним воздействиям правовое пространство школы, которое заключается в
следующем:

– правовая
осведомленность;

– активность
правовой деятельности руководителя образовательного учреждения со всеми
участниками образовательного процесса и органами управления;

– доверие
директора школы к институту права;

– признание
ценности права, готовность использовать правовое разрешение проблемной ситуации
[36, с. 7].

В развитии
правовой компетентности руководителя общеобразовательной организации важны
следующие параметры:

1. Знание
законов и нормативных положений;

2. Выстраивание
собственной деятельности согласно нормативным положениям (соблюдение на
практике требований нормативных положений);

3. Взаимодействие
деятельности органов школьного самоуправления и общественных объединений;

4. Стремление
учитывать интересы различных школьных общественных объединений;

5. Заключение
контрактов с поступающими людьми на работу;

6. Применение
документов, регулирующих деятельность школы;

7. Стремление
решать конфликты на правовой основе;

8. Проведение
собраний органов самоуправления;

9. Применение
мер по усилению контроля управления за соблюдением законодательства Российской
Федерации об образовании [28, с. 55].

Правовые
преобразования в современной России происходят быстрее, чем развитие и
становление личности в конкретном историческом периоде. Вследствие этого
существует необходимость подготовки руководителя образовательной организации к
будущей самореализации и самоопределению в изменяющихся социально-правовых
условиях. Именно от того, как директор и его заместители, педагоги и учащиеся
понимают свои права и обязанности, насколько хорошо они знают законы и другие нормативные
акты, регулирующие жизнедеятельность школы, насколько они уважают право как
общественный институт вообще и права друг друга, в частности, зависит
эффективность демократических преобразований в школе.

Оценка
профессионального статуса директора учебного заведения производится путем
аттестации, целью которой является подтверждение соответствия его как
педагогического работника занимаемой должности на основе оценки
профессиональной деятельности и по желанию в целях установления
квалификационной категории. Более того, к руководству образовательной
организацией не допускается лица, которые по тем или иным причинам были
отстранены от педагогической деятельности.

Оценка
управленческого опыта происходит при его утверждении на должность, во время
аттестации соответствия квалификационным требованиям, указанным в
квалификационных справочниках и в ежегодных отчетах. Важными факторами,
влияющими на управленческую деятельность директора школы, являются правовой
статус, а также высокая ответственность в рамках экономической деятельности и
финансового обеспечения в сфере образования.

Важны оценка
творческого и психологического особенностей руководителя учебным заведением с
точки зрения руководства группой людей, собранных в рамках определенной
структуры для выполнения задач, возглавляемые руководствам, с функциональным
разделением труда. Повергаясь анализу или самостоятельно анализируя личностные
качества, руководитель имеет возможность рефлексировать, изучать действия, а также
работать над собой с целью дальнейшего улучшения процесса управления школьными
кадрами. В итоге, это приводит к качественным изменениям в образовательном
пространстве учебного заведения.

1. Руководитель образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом образовательной организации:

1) избирается общим собранием, конференцией работников (общим собранием, конференцией работников и обучающихся) образовательной организации с последующим утверждением учредителем образовательной организации;

2) назначается учредителем образовательной организации;

3) назначается Президентом Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами;

4) назначается Правительством Российской Федерации (для ректоров федеральных университетов).

2. Кандидаты на должность руководителя образовательной организации должны иметь высшее образование и соответствовать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, по соответствующим должностям руководителей образовательных организаций и (или) профессиональным стандартам.

3. Запрещается занятие должности руководителя образовательной организации лицами, которые не допускаются к педагогической деятельности по основаниям, установленным трудовым законодательством.

КонсультантПлюс: примечание.

Требование о прохождении обязательной аттестации не распространяется до 01.09.2024 на руководителей и кандидатов на должности руководителей организаций, расположенных на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей (ФЗ от 17.02.2023 N 19-ФЗ).

4. Кандидаты на должность руководителя государственной или муниципальной образовательной организации и ее руководитель (за исключением руководителей, указанных в пунктах 3 и 4 части 1 настоящей статьи) проходят обязательную аттестацию. Порядок и сроки проведения аттестации кандидатов на должность руководителя и руководителя государственной или муниципальной образовательной организации устанавливаются учредителями этих образовательных организаций. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, кандидаты на должность руководителя федеральной государственной образовательной организации также согласовываются с уполномоченным Президентом Российской Федерации федеральным государственным органом.

5. Должностные обязанности руководителя государственной или муниципальной образовательной организации, филиала государственной или муниципальной образовательной организации, за исключением филиала, в котором организуется осуществление образовательной деятельности исключительно в форме практической подготовки обучающихся, не могут исполняться по совместительству. Должностные обязанности руководителя филиала государственной или муниципальной образовательной организации, в котором осуществляется образовательная деятельность исключительно в форме практической подготовки обучающихся, могут исполняться по совместительству лицами, являющимися работниками данных государственной или муниципальной образовательной организации или организации, осуществляющей деятельность по профилю соответствующей образовательной программы.

(часть 5 в ред. Федерального закона от 02.12.2019 N 403-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Права и обязанности руководителя образовательной организации, его компетенция в области управления образовательной организацией определяются в соответствии с законодательством об образовании и уставом образовательной организации.

7. Права и социальные гарантии, предусмотренные для педагогических работников пунктами 3 и 5 части 5 статьи 47 настоящего Федерального закона, предоставляются руководителям образовательных организаций.

(часть 7 в ред. Федерального закона от 01.03.2020 N 45-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7.1. Руководители образовательных организаций, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление мер социальной поддержки, предусмотренных для педагогических работников частью 8 статьи 47 настоящего Федерального закона. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки руководителям федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации, а руководителям образовательных организаций субъектов Российской Федерации, руководителям муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации.

(часть 7.1 введена Федеральным законом от 01.03.2020 N 45-ФЗ)

8. Руководитель образовательной организации несет ответственность за руководство образовательной, научной, воспитательной работой и организационно-хозяйственной деятельностью образовательной организации, а также за реализацию программы развития образовательной организации.

(в ред. Федерального закона от 25.05.2020 N 159-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Особенности замещения должностей, назначения на должности и статуса руководителя федеральной государственной образовательной организации, осуществляющей подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, определяются в порядке, установленном федеральными законами.

10. Особенности избрания, назначения на должность и статуса руководителя частной образовательной организации определяются в уставе частной образовательной организации в соответствии с трудовым законодательством.

11. В образовательной организации высшего образования может учреждаться должность президента образовательной организации высшего образования в порядке, определяемом ее уставом.

(в ред. Федерального закона от 25.05.2020 N 159-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

12. Совмещение должностей ректора и президента образовательной организации высшего образования не допускается.

13. Порядок избрания президента образовательной организации высшего образования определяется уставом образовательной организации высшего образования.

(в ред. Федерального закона от 25.05.2020 N 159-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

14. После избрания президента государственной или муниципальной образовательной организации высшего образования между ним и учредителем этой образовательной организации заключается трудовой договор на срок до пяти лет. Прекращение трудового договора с президентом государственной или муниципальной образовательной организации высшего образования осуществляется по основаниям, установленным трудовым законодательством, в том числе по основаниям прекращения трудового договора с руководителем этой образовательной организации.

15. Полномочия президента образовательной организации высшего образования, в том числе связанные с его участием в определении программы развития образовательной организации высшего образования, в деятельности коллегиальных органов управления образовательной организации высшего образования, в решении вопросов совершенствования образовательной, научной, воспитательной, организационной и управленческой деятельности образовательной организации высшего образования, а также связанные с представлением образовательной организации высшего образования в отношениях с государственными органами, органами местного самоуправления, общественными и иными организациями, устанавливаются уставом образовательной организации высшего образования.

(часть 15 введена Федеральным законом от 25.05.2020 N 159-ФЗ)

16. Президент образовательной организации высшего образования по решению ее ученого совета может быть председателем ученого совета образовательной организации высшего образования.

(часть 16 введена Федеральным законом от 25.05.2020 N 159-ФЗ)

ББК 60.83 УДК 37.014:005.3

К.М. Бурук

Специфика работы руководителя учреждения образования

В статье выявляются отличительные особенности работы руководителя образовательного учреждения, выделяющие его среди управленцев любой другой организации. Проводится сравнительный анализ основных целей его деятельности и трудовых функций. Рассматривается вопрос о необходимости наличия педагогического опыта у руководителя образовательной организации.

Ключевые слова: руководитель, профессиональный стандарт, цели, функции, трудовые действия, опыт преподавания.

Значительное влияние на состояние современной системы образования оказывают сложившиеся в ней социально-экономические условия: «Изменение требований к качеству образования, усложнение устройства образовательных организаций, их связей с внешней средой, необходимость решения задач обеспечения качества и эффективности деятельности образовательной организации»1. Такие изменения создают новые требования к руководителю образовательного учреждения (ОУ).

Так, согласно Единому квалификационному справочнику должностей руководителей2, человек, занимающий управленческую должность в образовательном учреждении, обязан иметь высшее профессиональное образование по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом» или получить дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления или менеджмента.

В Федеральном законе № 273 от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» в статье 51 сказано, что кандидаты на должность руководителя образовательной организации (ОО) должны иметь высшее образование и соответствовать

© Бурук К.М., 2018

Гришина И.В. Теоретико-методологические подходы к проектированию модульной программы в персонифицированной системе повышения квалификации руководителей школ // Управление образованием: теория и практика. 2016. № 3 (23). С. 22-37. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «Консуль-тантПлюс». URL: http:// www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_97378/ (дата обращения: 03.05.2018).

2

квалификационным требованиям, указанным в профессиональном стандарте.

Профессиональный стандарт — характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности3.

Для того, чтобы узнать, чем деятельность руководителя образовательной организации отличается от функционала руководителя любой другой организации, мы решили провести сравнительный анализ профстандартов руководителя образовательной организации и руководителя коммерческой (некоммерческой) организации.

Несмотря на то, что с 1 июля 2016 г. профстандарты стали обязательными для работодателей4, профессиональные стандарты руководителя образовательной организации и руководителя коммерческой (некоммерческой) организации все еще не утверждены. Однако есть проекты Приказа Минтруда России об утверждении данных профессиональных стандартов.

Гл. 3. Ст. 195.1: Понятия квалификации работника, профессионального стандарта // Трудовой кодекс Российской Федерации. М.: Юрайт, 2017. С. 508. Федеральный закон от 02.05.2015 Ш22-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_ LAW_178864/ (дата обращения: 03.05.2018).

3

4

Таблица 1

Сравнение проектов профстандарта руководителя образовательной организации от 01.10.2013 г. и профстандарта руководителя коммерческой (некоммерческой) организации по основным целям и трудовым функциям от 13.03.2014 г.

Профстандарт руководителя образовательной организации Профстандарт руководителя коммерческой (некоммерческой) организации

1 2 3

Основная цель вида профессиональной деятельности Управление деятельностью и развитием образовательной организации в соответствии с миссией и стратегическими целями На 4 квалификационном уровне: управление оперативной деятельностью подразделения для эффективного выполнения производственных задач На 5 квалификационном уровне: управление деятельностью подразделений для достижения функциональных целей организации На 6 квалификационном уровне: управление видами (направлениями) деятельности организации для достижения стратегических целей На 7 квалификационном уровне: обеспечение жизнеспособности и эффективного развития организации На 8 квалификационном уровне: получение максимальной отдачи для акционеров и заинтересованных сторон в долгосрочном развитии организации

Окончание табл. 1

1 2 3

Трудовые функции А — Управление организацией и ее развитием А — Управление работами в подразделении организации (предприятия, общества)

В — Управление проектами (процессами) в организации В — Управление технологиями в организации

С — Управление технологиями в организации С — Управление проектами/ процессами в организации

Б — Управление работами в организации Б — Управление организацией и ее развитием

Е — Управление корпоративными отношениями и их развитием в хозяйственном обществе

Первый проект профстандарта руководителя образовательной организации был составлен в 2013 г.

Из таблицы видно, что деятельность руководителя в сфере образования направлена на управление организацией и ее развитие. Целью руководителя коммерческой (некоммерческой) организации на 4, 5 и 6 квалификационных уровнях является также управление организацией, а на 7 и 8 уровнях — ее развитие.

Сопоставляя трудовые функции по этим двум должностям, можно обратить внимание на то, что они практически идентичны, но у руководителя коммерческой (некоммерческой) организации есть одна отличительная обязанность — управление корпоративными отношениями и их развитием в хозяйственном обществе. Более того, схожи не только функции в обеих должностях, но и их подфункции.

Так, например, по функции «Управление организацией и ее развитием» совпали следующие подпункты:

Таблица 2

Сравнение функции «Управление организацией и ее развитием» руководителя образовательной организации (по проекту профстандарта от 2013 г.) и руководителя коммерческой (некоммерческой) организации

№ п/п Профстандарт руководителя образовательной организации Профстандарт руководителя коммерческой (некоммерческой) организации

1 2 3

1 — разрабатывает общую стратегию образовательной организации — разработка общей стратегии организации

2 — утверждает к исполнению план финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации — утверждение к исполнению бюджета организации

Окончание табл. 2

1 2 3

3 — управляет ресурсами образовательной организации. Представляет отчеты о результатах деятельности образовательной организации заинтересованным сторонам — обеспечение организации ресурсами и их распределение. Разработка и представление отчетов о результатах деятельности организации заинтересованным сторонам

4 — оценивает результаты деятельности членов команды руководителей — оценка результатов деятельности членов команды (менеджеров высшего звена управления)

5 — организовывает разработку и развитие организационной структуры, частных политик и процедур, руководит коллегиальными органами управления, участвует в корпоративном управлении — разработка организационной структуры, частных политик и процедур, участие в корпоративном управлении

6 — минимизирует риски изменения позиции образовательной организации на рынке образовательных услуг — минимизация рисков изменения позиции (положения) организации на рынке

7 — формирует команду руководителей высшего звена управления — организация команды менеджеров высшего звена управления

8 — планирует изменения в образовательной организации — планирование необходимых изменений в организации

9 — обеспечивает поддержку стратегии структурных единиц организации со стороны различных заинтересованных юридических и физических лиц — согласование стратегии организации с различными заинтересованными сторонами

10 — формирует эффективный стиль собственного поведения и поведения членов команды для осуществления изменений в образовательной организации — создание эффективных моделей собственного конструктивного поведения и поведения членов команды для осуществления изменений в организации

Таким образом, проекты профстандарта руководителя образовательной организации от 01.10.2013 г. и профстандарта руководителя коммерческой (некоммерческой) организации по основным целям и трудовым функциям от 13.03.2014 подобны.

Позже, в 2016 г., был подготовлен другой проект профстандарта руководителя образовательной организации.

Основной целью вида профессиональной деятельности стало не только обеспечение развития и деятельности образовательной организации, как в предыдущем проекте профстандарта от 2013 г., но и повышение качества оказания образовательных услуг.

Таблица 3

Сравнение проектов профстандарта руководителя образовательной организации от 23.06.2016 г. и профстандарта руководителя коммерческой (некоммерческой) организации по основным целям и трудовым функциям от 13.03.2014 г.

Профстандарт руководителя образовательной организации Профстандарт руководителя коммерческой (некоммерческой) организации

Основная цель вида профессиональной деятельности Обеспечение развития и эффективной деятельности образовательной организации, повышения качества оказания образовательных услуг На 4 квалификационном уровне: управление оперативной деятельностью подразделения для эффективного выполнения производственных задач. На 5 квалификационном уровне: управление деятельностью подразделений для достижения функциональных целей организации. На 6 квалификационном уровне: управление видами (направлениями) деятельности организации для достижения стратегических целей. На 7 квалификационном уровне: обеспечение жизнеспособности и эффективного развития организации. На 8 квалификационном уровне: получение максимальной отдачи для акционеров и заинтересованных сторон в долгосрочном развитии организации

Трудовые функции А — Руководство образовательной деятельностью образовательной организации Б — Управление организацией и ее развитием

В — Руководство развитием образовательной организации

С — Управление ресурсами образовательной организации. Из функции Б: обеспечение организации ресурсами и их распределение

Б — Представление образовательной организации в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными и иными организациями. Из функции С: отстаивание интересов предприятия в вышестоящих и партнерских организациях, органах государственной власти, управления и регулирования

Е — Управление научно-исследовательской, экспертно-аналитической, опытно-конструкторской, инновационной и учебно-производственной деятельностью образовательной организации Из функции С: организация управления основными производственными (технологическими) процессами

Функции в проекте профстандарта руководителя образовательной организации от 23.06.2016 г. схожи с функциями (или их подфункциями) руководителя коммерческой (некоммерческой) организации (таблица 3).

Несмотря на то, что эти проекты профстандартов по-прежнему имеют много общего, проект профессионального стандарта руководителя образовательной организации 2016 г. претерпел изменения, которые позволяют отличить данную организацию от других.

В документе появились такие трудовые действия для руководителя, которые характерны главным образом для образовательной организации, например:

— руководство разработкой основных образовательных программ;

— организация и управление процессом отбора средств обучения и воспитания, методов и технологий образования;

— формирование системы методической и организационно-массовой деятельности как неотъемлемой составляющей образовательной деятельности организации и управление ее ресурсами.

Таким образом, по новому проекту профстандарта от 2016 г. деятельность руководителя в сфере образования имеет свои отличительные особенности, присущие для управления только образовательным учреждением.

Перед нами встала задача определить, может ли человек, получивший управленческое образование и не имеющий опыта педагогической деятельности, успешно руководить образовательной организацией, в частности общеобразовательным учреждением (школой).

В квалификационных характеристиках должностей работников в сфере образования сказано, что «у руководителя ОУ должен быть стаж работы на педагогических должностях не менее 5 лет».

При этом в проекте профстандарта от 2016 г. для руководителей общеобразовательной организации предъявляется требование «не менее трех лет стажа педагогической или руководящей деятельности в образовательных организациях».

Несмотря на то, что в данных документах говорится о наличии педагогического стажа у главы школы, некоторые исследователи считают, что директор школы — прежде всего менеджер. Он должен хорошо разбираться в нормативно-подушевом финансировании в сфере образования5, системе государственных закупок6, новой системе стимулирования персонала и т. д. Такая точка зрения допускает, что высказанная В.А. Сухомлинским фраза «Если вы хотите быть хорошим директором, стремитесь прежде всего быть хорошим педагогом»7 уже устарела и не имеет актуальности в настоящей действительности.

Так, Н.А. Шкляева, заведующая кафедрой менеджмента одного из государственных педагогических университетов г. Сургут, говорит о необходимости «открыть путь в школу руководителям с опытом управления предприятием»8.

Руководители, которые перенесли модель управления какой-либо фирмой, предприятием на образовательную организацию,

5 Марова О. Нормативно-подушевое финансирование образовательных учреждений // Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение. 2014. № 7.

6 Кузнецова И.В., Имано-ва М.Г. Реформирование системы государственных закупок в России // Теория и практика общественного развития. 2015. № 20. С. 91-93.

7 Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы // Pedagogic.ru. URL: http://pedagogic.ru/books/ item/f00/s00/z0000008/st188. shtml (дата обращения: 03.05.2018).

8 Шкляева Н.А. Проблемы определения компетентности руководителя муниципального образовательного учреждения // УЭкС. 2012. № 9 (45). С. 24.

воспринимают школу как «хозяйственный комплекс, который необходимо поддерживать в определенном состоянии, для того чтобы учителя осуществляли обучение»9.

Однако есть и те, кто считает, что человеку, занимающему руководящую должность в общеобразовательном учреждении, нужно осознавать суть и особенности педагогической работы, разбираться в современных образовательных технологиях.

По мнению президента Евразийской Ассоциации оценки качества образования Виктора Болотова, «любой директор школы, неважно с каким образованием, должен «постоять у станка», у доски в классе — иметь опыт преподавания. Иначе он не сможет быть эффективным директором школы»10.

Ряд исследователей (Д.И. Казанцев, И.Д. Чечель, Н.А. Бозина, Н.М. Савина и др.) полагают, что руководителю общеобразовательной организации необходимо не только выполнять административную работу, но и быть педагогом.

Главе школы следует «заниматься повышением качества образования, <…> в основе которого лежит повышение качества преподавания учебных предметов. Для российских директоров посещаемость уроков — это обязанность, им необходимо следить за методикой и качеством преподавания»11.

Действительно, директор школы должен регулярно посещать уроки не только молодых учителей, но и педагогов с большим стажем работы. Это необходимо для того, чтобы выяснить, на каком профессиональном уровне находится каждый подчиненный ему работник образования. После проведения урока выполняется его анализ, отмечаются его сильные стороны и то, над чем учителю стоит поработать, обратить внимание.

Человеку, управляющему учебным заведением, необходимо быть в курсе «о новых достижениях в педагогической и психологической науках, инновационных открытиях педагогов; обладать учебно-методическими умениями, а также способностью распространять педагогический опыт»12.

Ему требуются знания по психологии как младшего школьника, так и ученика средней и старшей школы, так как есть дети, у которых возникают различные трудности в процессе обучения: от усвоения каких-либо предметов до межличностных отношений со сверстниками, родителями и т. д.

В решении подобных вопросов принимают участие учителя-предметники, классные руководители, школьные психологи. Но порой, чтобы помочь учащемуся, собирают педагогический совет во главе с администрацией школы, в том числе и с участием директора.

Курс по возрастной психологии не изучается при получении менеджерской специальности, зато он является обязательным в педагогических учебных заведениях.

Что касается «привлечения к руководству школой специалистов из различных секторов экономики», то такие попытки предпринимаются в некоторых странах (например в США, Нидерландах), но «основная группа руководителей формируется из педагогических

9 Фархатдинов Н.Г., Евстигнеева Н.В., Куракин Д.Ю., Малик В.М. Модели управления общеобразовательной организацией в условиях реформ: опыт социологического анализа // Вопросы образования. 2015. № 2.

С. 196-219.

10 Директор школы должен уметь постоять у доски

в классе [Электронный ресурс] // Profi-news. URL: http://profi-news.ru/ world/20150212/2767/ (дата обращения: 15.08.2017).

11 Казанцев Д.И. Психологическая готовность руководителей образовательных учреждений к внедрению инноваций // Педагогическое образование в России. 2013. № 4. С. 200-206.

12 Бозина Н.А., Савина Н.М. Теоретические основы развития профессиональной компетентности руководителей образовательных учреждений // Инновационные проекты и программы

в образовании. 2013. № 6. С. 67-70.

кадров, <…> так как, имея опыт педагогической работы, учителю легче возглавить школьный коллектив»13.

Среди руководителей общеобразовательных организаций также нет единой точки зрения, но большинство из них придерживаются мнения, что директор школы — это не просто менеджер. В противном случае результатом будет «разочарование педагогического коллектива, понявшего, что руководитель ему не помощник в решении многих педагогических вопросов; <…> нельзя управлять школой, не зная специфики учительского труда»14.

Директор одной из российских школ Руслан Валентинович Лу-кутин считает, что «преподавательская работа» главы учебного заведения «необходима, поскольку она помогает укрепить отношения с педагогами и учениками»15.

Есть еще один немаловажный момент. Руководители ОО, которые также ведут преподавательскую деятельность (не менее 6 часов в неделю), могут претендовать на льготный выход на пенсию16. Тем самым органы государственной власти сами стимулируют управленцев в системе образования сочетать административную работу с учебной нагрузкой.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Подводя итоги, следует отметить, что спектр профессиональной деятельности руководителя образовательной организации, в частности школы, довольно широкий: не только административная работа, контроль за хозяйственно-финансовым состоянием школы, разработка и принятие локальных нормативных актов, но и «определение содержания образования, выбор учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам»17 и т. д.

Следовательно, требования к нему отличаются от требований к менеджеру рыночного сектора. Он в первую очередь должен быть человеком, на собственном опыте знающим специфику педагогического труда, а затем уже управленцем. Руководителю образовательного учреждения необходимо обладать знаниями и по педагогике, и по психологии, в том числе и возрастной, и различных методик, и умело применять эти знания в своей работе. А взаимодействие директора с педагогическим коллективом в качестве наставника, опытного методиста помогает выполнить главную задачу современной школы — повышения качества образования.

13 Чечель И.Д. Профессиональное развитие руководителей образовательного учреждения // Управление образованием: теория и практика. 2013. № 1 (9). С. 54-65.

14 Кирейшина Л.А. Руководитель новой школы -педагог или менеджер [Электронный ресурс] // Nsportal.ru. URL: http:// nsportal.ru/shkola/raznoe/ library/2012/05/07/ rukovoditel-novoy-shkoly-pedagog-ili-menedzher (дата обращения: 16.08.2017).

15 Приваленко О. Менеджеру быть! Но и про все остальное забывать не стоит // Учительская газета. 2017. № 27.

16 Федеральный закон «О страховых пенсиях» от 01.01.2015 № 400-ФЗ [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_ LAW_156525/ (дата обращения: 03.05.2018).

17 Юнина В.В. Какой директор нужен современной школе? // Специальное образование. 2017. Т. 1. С. 224-226.

На указанный в форме email придет запрос на подтверждение регистрации.

Введите символы с картинки
*

CAPTCHA

Согласен с обработкой моих персональных данных

Уже зарегистрировались?
Войти

Войдите через Госуслуги

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Афобазол показания к применению инструкция взрослым таблетки
  • Мануал по вин коду автомобиля
  • Аудит руководство контроль качества
  • Shark sport watch инструкция на русском языке
  • Тарифное руководство 1 прейскурант 10 01 таблицы