Руководство гражданской обороной в органах внутренних дел осуществляет

Приказ МВД России от 06.10.2008 N 861
(ред. от 05.12.2016)
«Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в системе МВД России»
(Зарегистрировано в Минюсте России 26.12.2008 N 13002)

Этот документ в некоммерческой версии КонсультантПлюс доступен
по расписанию:

  • по рабочим дням с 20-00 до 24-00 (время московское)
  • в выходные и праздничные дни в любое время

Вы можете заказать документ на e-mail

Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях»

Курочкин В.М. Консультант редакции журнала

В статье рассматриваются вопросы  организации и ведения гражданской обороны в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации. Основным ведомственным нормативно-правовым актом здесь является приказ МВД России от 06.10.2008 N 861 (ред. от 05.12.2016) «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в системе МВД России».

Руководство гражданской обороной (далее – ГО) в системе МВД России осуществляет Министр внутренних дел РФ (далее — Министр), который:

— устанавливает полномочия должностных лиц МВД России по самостоятельному решению ими вопросов ГО, относящихся к компетенции МВД России;

— издает в установленном порядке в пределах своей компетенции нормативные правовые акты МВД России;

— утверждает и вводит в действие в установленном порядке планы ГО МВД России;

— представляет МВД России в отношениях с органами государственной власти РФ, ведет в пределах своих полномочий переговоры и в установленном порядке подписывает международные договоры, соглашения и протоколы о взаимодействии и сотрудничестве по вопросам ГО, отнесенным к компетенции МВД России;

— определяет перечень органов внутренних дел, обеспечивающих выполнение мероприятий по ГО в системе МВД России.

Руководство ГО в органах внутренних дел осуществляют руководители (начальники) подразделений центрального аппарата МВД России, территориальных органов МВД России, образовательных, научных, медико-санитарных и санаторно-курортных организаций системы МВД России, окружных управлений материально-технического снабжения системы МВД России, а также иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел, которые несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по ГО.

Органы внутренних дел в соответствии с Порядком отнесения организаций к категориям по ГО[1] и в зависимости от показателей, определяющих их роль в системе МВД России, решением Министра могут быть отнесены к категориям по ГО: особой важности, первой и второй категориям (далее — категорированные по ГО органы внутренних дел).

Управление ГО в органах внутренних дел осуществляется структурными подразделениями, должностными лицами (сотрудниками, федеральными государственными гражданскими служащими и работниками), уполномоченными на решение задач в области ГО (далее — сотрудники по ГО), которые создаются (назначаются) в порядке, определенном Министром в соответствии с Положением о создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области ГО[2], а также с учетом Примерного положения об уполномоченных на решение задач в области ГО структурных подразделениях (работниках) организаций[3].

В установленном порядке в зависимости от объема решаемых задач в органах внутренних дел создаются отделы (отделения, группы) ГО, вводятся должности сотрудников по ГО (старших инспекторов и инспекторов по ГО; начальников служб, старших инспекторов и инспекторов радиационной и химической защиты).

В органах внутренних дел со штатной численностью до 200 единиц[4] решение задач по ГО может выполняться одним из сотрудников органов внутренних дел, лиц гражданского персонала в установленном Правительством РФ порядке по совместительству.

На должности сотрудников по ГО назначаются лица, имеющие соответствующую подготовку.

В категорированных по ГО органах внутренних дел либо расположенных в городах и иных населенных пунктах, отнесенных к группам территорий по ГО[5], либо в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах, обслуживающих радиационно, химически и биологически опасные объекты[6], в обязательном порядке вводятся должности сотрудников по ГО.

К объектам ГО органов внутренних дел относятся убежища, противорадиационные укрытия, укрытия (далее — защитные сооружения ГО) и иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по ГО в органах внутренних дел.

Убежища создаются для защиты сотрудников органов внутренних дел, лиц гражданского персонала, осуществляющих оперативно-служебную деятельность на объектах использования атомной энергии, особо радиационно опасных и ядерно опасных производственных объектах и организациях, обеспечивающих функционирование и жизнедеятельность этих объектов и организаций.

Противорадиационные укрытия создаются для защиты сотрудников органов внутренних дел, лиц гражданского персонала, учащихся, осуществляющих оперативно-служебную деятельность в зоне возможного радиоактивного заражения (загрязнения) и за пределами зоны возможных сильных разрушений, а также лиц, содержащихся в специализированных учреждениях полиции в зоне возможного радиоактивного заражения (загрязнения) и за пределами зоны возможных сильных разрушений.

Укрытия создаются для защиты сотрудников органов внутренних дел, лиц гражданского персонала, учащихся, осуществляющих оперативно-служебную деятельность на территориях, отнесенных к группам по ГО, находящихся за пределами зон возможного радиоактивного заражения (загрязнения) и возможных сильных разрушений, а также лиц, содержащихся в специализированных учреждениях полиции на указанных территориях за пределами названных зон.

Создание объектов ГО осуществляется на основании разрабатываемых органами внутренних дел планов в мирное время, в период мобилизации и в военное время — за счет приспособления существующих, реконструируемых и строящихся зданий и сооружений, которые по своему предназначению могут быть использованы как объекты ГО, а также строительства этих объектов.

Создание объектов ГО в период мобилизации и в военное время органами внутренних дел осуществляется в соответствии с заданиями по мероприятиям ГО, предусмотренными в мобилизационном плане МВД России.

В мирное время объекты ГО могут использоваться в интересах органов внутренних дел, а также для защиты сотрудников органов внутренних дел, лиц гражданского персонала, учащихся и лиц, содержащихся в специализированных учреждениях полиции, от поражающих факторов, вызванных чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, с сохранением возможности приведения их в заданные сроки в состояние готовности к использованию по назначению.

В системе МВД России силами ГО являются нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по ГО (далее — формирования ГО) и силы охраны общественного порядка.

Формирования ГО создаются в органах внутренних дел для защиты сотрудников органов внутренних дел, лиц гражданского персонала, учащихся и лиц, содержащихся в специализированных учреждениях полиции, от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

К силам охраны общественного порядка относятся структурные подразделения центрального аппарата МВД России и территориальных органов МВД России, выполняющие задачи по:

— обеспечению безопасности граждан и общественного порядка, в том числе в местах проведения публичных и массовых мероприятий, а также при чрезвычайных ситуациях и осложнениях оперативной обстановки;

— обеспечению безопасности дорожного движения.

В органах внутренних дел создаются комплексные команды, группы (звенья) по обслуживанию защитных сооружений ГО, разведывательные дозоры, расчетно-аналитические группы и посты радиационного, химического и биологического наблюдения.

Комплексные команды предназначены для проведения не связанных с угрозой жизни и здоровью людей неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее — «неотложные работы») на объектах органов внутренних дел[7].

Группы (звенья) по обслуживанию защитных сооружений ГО предназначены для обслуживания убежищ, противорадиационных укрытий и укрытий, находящихся в оперативном управлении органов внутренних дел или арендуемых ими, в период пребывания в них укрываемых.

Разведывательные дозоры предназначены для выполнения задач разведки в интересах органов внутренних дел.

Расчетно-аналитические группы предназначены для сбора, обработки и выдачи информации о применении оружия массового поражения и возникновении аварий (разрушений) на радиационно, химически и биологически опасных объектах.

Посты радиационного, химического и биологического наблюдения предназначены для ведения радиационного, химического и биологического наблюдения, установления факта применения противником оружия массового поражения, обнаружения радиоактивного и химического заражения, подачи в установленном порядке сигналов оповещения, взятия и направления проб на экспертизу.

Формирования ГО комплектуются сотрудниками органов внутренних дел, лицами гражданского персонала, за исключением предназначенных в специальные формирования или имеющих мобилизационные предписания.

Подготовка к ведению ГО в органах внутренних дел заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите сотрудников органов внутренних дел, лиц гражданского персонала, учащихся и лиц, содержащихся в специализированных учреждениях полиции, материальных и культурных ценностей органов внутренних дел на территории РФ от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Ведение ГО в органах внутренних дел на территории РФ или в отдельных ее местностях начинается с момента возникновения вооруженного конфликта, фактического начала военных действий или введения Президентом РФ военного положения на территории РФ или в отдельных ее местностях, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера[8].

Ведение ГО в органах внутренних дел осуществляется на основе планов ГО, которые определяют объем, организацию, порядок обеспечения, способы и сроки выполнения мероприятий по ведению ГО и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Степени готовности ГО устанавливаются в целях поддержания готовности ГО органов внутренних дел к переводу с мирного на военное время. Перечни мероприятий по ГО, проводимых органами внутренних дел по этим степеням готовности, определяются Министром в пределах своих полномочий в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ.

Приведение ГО в высшие степени готовности и выполнение соответствующих мероприятий по ГО осуществляются в общем комплексе мероприятий по переводу органов внутренних дел на работу в условиях военного времени по степеням готовности.

Ведение ГО в органах внутренних дел заключается в выполнении мероприятий по защите сотрудников органов внутренних дел, лиц гражданского персонала, учащихся и лиц, содержащихся в специализированных учреждениях полиции, материальных и культурных ценностей органов внутренних дел от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. При этом осуществляются:

— оповещение сотрудников органов внутренних дел, лиц гражданского персонала, учащихся и лиц, содержащихся в специализированных учреждениях полиции, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

— эвакуация сотрудников органов внутренних дел, лиц гражданского персонала, учащихся (с неработающими членами их семей, за исключением членов семей слушателей и курсантов образовательных организаций) и лиц, содержащихся в специализированных учреждениях полиции, материальных и культурных ценностей органов внутренних дел в безопасные районы;

— предоставление сотрудникам органов внутренних дел, лицам гражданского персонала, учащимся и лицам, содержащимся в специализированных учреждениях полиции, защитных сооружений ГО и средств индивидуальной защиты;

— проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки объектов органов внутренних дел;

— проведение неотложных работ на объектах органов внутренних дел, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

— первоочередное жизнеобеспечение сотрудников органов внутренних дел, лиц гражданского персонала, учащихся и лиц, содержащихся в специализированных учреждениях полиции, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

-борьба на объектах органов внутренних дел с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов;

— проведение санитарной обработки сотрудников органов внутренних дел, лиц гражданского персонала, учащихся и лиц, содержащихся в специализированных учреждениях полиции, специальной обработки материальных средств, обеззараживание объектов органов внутренних дел и мест несения службы;

— поддержание общественного порядка в городах, других населенных пунктах, на маршрутах эвакуации населения, обеспечение охраны материальных и культурных ценностей, восстановление и поддержание общественного порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

— обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому или иному заражению.

К выполнению органами внутренних дел задач по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности при ведении ГО в соответствии с федеральным законодательством в порядке, установленном нормативными правовыми актами Президента РФ, межведомственными и ведомственными нормативными правовыми актами, и по соответствующим планам привлекаются или могут привлекаться:

— войска национальной гвардии РФ;

— специальные формирования;

— соединения и воинские части (подразделения) Вооруженных Сил РФ, воинские формирования, органы и специальные формирования.

Проведение эвакуации в органах внутренних дел планируется заблаговременно в мирное время в соответствии с Правилами эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы[9] и в порядке, определенном Министром, в целях снижения вероятных потерь сотрудников органов внутренних дел, лиц гражданского персонала, учащихся и лиц, содержащихся в специализированных учреждениях полиции, материальных и культурных ценностей органов внутренних дел, а также обеспечения их устойчивого функционирования в военное время и создания группировок сил в безопасных районах.

Оповещение органов управления, сотрудников органов внутренних дел, лиц гражданского персонала, учащихся и лиц, содержащихся в специализированных учреждениях полиции, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, проводится органами, осуществляющими управление ГО[10], через территориальные автоматизированные системы централизованного оповещения населения, создаваемые на федеральном уровне, в субъектах РФ, городах, районах и иных муниципальных образованиях, а на объектах органов внутренних дел, и дежурными частями (дежурными) через системы оповещения (громкоговорящей связи) органов внутренних дел.

Для своевременного обеспечения органов внутренних дел информацией о факте, масштабах и последствиях применения оружия массового поражения, аварий (разрушений) на радиационно, химически и биологически опасных объектах в МВД России создается система выявления и оценки последствий применения оружия массового поражения, аварий (разрушений) на радиационно, химически и биологически опасных объектах (далее — СВОП). СВОП создается на базе имеющихся в органах внутренних дел сил и средств радиационного и химического наблюдения, связи, вычислительной техники. Состав, задачи и порядок функционирования СВОП определяются отдельным положением, утверждаемым приказом Министра.

В целях повышения устойчивости функционирования МВД России в военное время в органах внутренних дел разрабатываются и осуществляются организационные и инженерно-технические мероприятия ГО по повышению устойчивости их объектов к воздействию современных средств поражения, которые включают:

— соблюдение требований норм проектирования инженерно-технических мероприятий ГО, других нормативных документов в части размещения, застройки объектов органов внутренних дел, защиты сотрудников органов внутренних дел, лиц гражданского персонала, учащихся и лиц, содержащихся в специализированных учреждениях полиции, материальных и культурных ценностей;

— выполнение на объектах органов внутренних дел мероприятий по повышению надежности функционирования сетей энерго- и водоснабжения;

— соблюдение на объектах органов внутренних дел требований по пожарной безопасности;

— осуществление световой и других видов маскировки объектов органов внутренних дел.

Поддержание устойчивого морально-психологического состояния, служебной дисциплины и строгого соблюдения законности сотрудниками органов внутренних дел при выполнении задач ГО достигается проведением мероприятий по психологической подготовке, специально-правового и информационного обеспечения, культурно-досуговой и воспитательной работы, а также противодействием психологическому воздействию противника.

Выполнение морально-психологического обеспечения организуется в установленном порядке соответствующими начальниками органов внутренних дел и осуществляется подразделениями по работе с личным составом.

Подготовка сотрудников органов внутренних дел и лиц гражданского персонала по ГО проводится согласно Положению об организации обучения населения в области ГО[11] в системе профессиональной служебной и физической подготовки и в порядке, установленном Министром.

Подготовка по ГО осуществляется:

— руководящего состава, сотрудников органов внутренних дел и лиц гражданского персонала, осуществляющих управление ГО, — в Академии управления МВД России, Академии гражданской защиты МЧС России и учебных центрах по ГО и чрезвычайным ситуациям субъектов РФ;

— сотрудников органов внутренних дел и лиц гражданского персонала — в образовательных организациях системы МВД России, на сборах, в учебных центрах по ГО и чрезвычайным ситуациям субъектов РФ и на курсах ГО муниципальных образований.

С целью подготовки к выполнению задач ГО органов внутренних дел и сил ГО проводятся учения (командно-штабные, тактико-специальные, комплексно-объектовые) и тренировки (штабные тренировки).

Обеспечение потребностей органов внутренних дел и сил ГО в материальных средствах[12] осуществляется в порядке, определенном Министром, в соответствии со штатными расписаниями (штатами), табелями и нормами положенности (снабжения), по установленной номенклатуре и в пределах выделяемых бюджетных ассигнований.

В органах внутренних дел в соответствии с Положением о накоплении, хранении и использовании в целях ГО запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств[13] и в порядке, определенном Министром, создаются запасы материальных средств, которые предназначены для:

— первоочередного жизнеобеспечения сотрудников органов внутренних дел, лиц гражданского персонала и учащихся, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

— оснащения сил охраны общественного порядка при выполнении мероприятий по поддержанию общественного порядка в городах, других населенных пунктах, на маршрутах эвакуации населения, обеспечению охраны материальных и культурных ценностей, восстановлению и поддержанию общественного порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

— оснащения формирований ГО органов внутренних дел при проведении неотложных работ на объектах органов внутренних дел, а также органов внутренних дел при участии в других неотложных работах.

Медицинское обеспечение (проведение лечебно-профилактических, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора в интересах ГО органов внутренних дел организуется силами и средствами медицинских организаций системы МВД России, медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения во взаимодействии с органами, осуществляющими федеральный санитарно-эпидемиологический надзор в субъектах РФ, в порядке, установленном законодательством РФ.

Согласно заданиям, установленным МВД России, органами внутренних дел планируется развертывание в безопасных районах медицинских организаций системы МВД России (коечного фонда).

Для выполнения задач ГО органами внутренних дел используются здания и сооружения, материальные средства, защитные сооружения ГО (далее — здания, сооружения и материальные средства), находящиеся в оперативном управлении органов внутренних дел или арендуемые ими. При их отсутствии или недостаточном количестве — за счет заблаговременного закрепления зданий, сооружений и материальных средств других организаций.

Закрепление зданий, сооружений и материальных средств других организаций производится на договорной основе при участии заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления или их решениями. Непосредственная передача зданий, сооружений и материальных средств осуществляется с введением соответствующей степени готовности ГО.

Финансирование подготовки к ведению и ведения ГО осуществляется в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами МВД России за счет и в пределах средств федерального бюджета, выделенных получателем бюджетных средств на соответствующий год.

Финансирование научно-исследовательских работ по тематике ГО, выполняемых научными организациями системы МВД России, проводится по сметам этих организаций.

Основные задачи по организации и ведению ГО в органах внутренних дел

1. Подготовка сотрудников органов внутренних дел, лиц гражданского персонала и учащихся в области ГО.

2. Оповещение сотрудников органов внутренних дел, лиц гражданского персонала, учащихся и лиц, содержащихся в специализированных учреждениях полиции, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

3. Эвакуация сотрудников органов внутренних дел, лиц гражданского персонала, учащихся и неработающих членов их семей, лиц, содержащихся в специализированных учреждениях полиции, материальных и культурных ценностей органов внутренних дел в безопасные районы.

4. Предоставление сотрудникам органов внутренних дел, лицам гражданского персонала, учащимся и лицам, содержащимся в специализированных учреждениях полиции, защитных сооружений ГО и средств индивидуальной защиты.

5. Проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки объектов органов внутренних дел.

6. Проведение на объектах органов внутренних дел неотложных работ в случае возникновения опасностей для сотрудников органов внутренних дел, лиц гражданского персонала, учащихся и лиц, содержащихся в специализированных учреждениях полиции, при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

7. Первоочередное жизнеобеспечение сотрудников органов внутренних дел, лиц гражданского персонала, учащихся и лиц, содержащихся в специализированных учреждениях полиции, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

8. Борьба с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов на объектах органов внутренних дел.

9. Проведение санитарной обработки сотрудников органов внутренних дел, лиц гражданского персонала, учащихся и лиц, содержащихся в специализированных учреждениях полиции, специальной обработки материальных средств, обеззараживание объектов органов внутренних дел и мест несения службы.

10. Организация и проведение мероприятий, направленных на поддержание общественного порядка в городах и других населенных пунктах, на маршрутах эвакуации населения, обеспечение охраны материальных и культурных ценностей, восстановление и поддержание общественного порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

11. Разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов органов внутренних дел, необходимых для устойчивого функционирования системы МВД России в военное время.

12. Обеспечение постоянной готовности сил и средств ГО органов внутренних дел.

Основные мероприятия по ГО, осуществляемые в органах внутренних дел

1. Разработка или участие в разработке в пределах своей компетенции проектов законодательных и иных нормативных правовых актов и целевых программ РФ и субъектов РФ, а также разработка нормативных правовых актов и целевых программ МВД России в области ГО.

2. Разработка, согласование и утверждение планов ГО.

3. Планирование и осуществление подготовки сотрудников органов внутренних дел, лиц гражданского персонала, учащихся в области ГО.

4. Создание и поддержание в рабочем состоянии учебной материальной базы органов внутренних дел для подготовки сотрудников органов внутренних дел, лиц гражданского персонала, учащихся в области ГО.

5. Пропаганда знаний в области ГО.

6. Создание в интересах ГО органов внутренних дел и поддержание в готовности систем управления, связи и оповещения.

7. Организация планирования, подготовки и проведения эвакуации сотрудников органов внутренних дел, лиц гражданского персонала, учащихся, членов их семей и лиц, содержащихся в специализированных учреждениях полиции, материальных и культурных ценностей органов внутренних дел в безопасные районы.

8. Участие в подготовке и подготовка безопасных районов для размещения подлежащих эвакуации сотрудников органов внутренних дел, лиц гражданского персонала, учащихся, членов их семей и лиц, содержащихся в специализированных учреждениях полиции, материальных и культурных ценностей органов внутренних дел.

9. Подготовка к развертыванию и развертывание в безопасных районах медицинских организаций системы МВД России (коечного фонда).

10. Создание и организация работы эвакуационных органов, подготовка их личного состава.

11. Строительство защитных сооружений ГО, приспособление под них существующих, реконструируемых и вновь строящихся зданий и сооружений.

12. Организация и осуществление мероприятий по обеспечению сохранности и готовности к приему укрываемых защитных сооружений ГО, своевременному техническому обслуживанию, ремонту и замене вышедших из строя ограждающих конструкций, гидроизоляции, защитных устройств и оборудования.

13. Подготовка в мирное время и строительство при переводе ГО с мирного на военное время быстровозводимых защитных сооружений ГО с упрощенным внутренним оборудованием и простейших укрытий.

14. Обеспечение укрытия в защитных сооружениях ГО сотрудников[14] органов внутренних дел, лиц гражданского персонала, учащихся и лиц, содержащихся в специализированных учреждениях полиции.

15. Накопление согласно действующим табелям и нормам положенности (снабжения) средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля, хранение и поддержание их в технической исправности и готовности к использованию по назначению.

16. Обеспечение в установленные сроки сотрудников органов внутренних дел[15], лиц гражданского персонала и учащихся средствами индивидуальной защиты, приборами радиационной, химической разведки и контроля.

17. Определение объектов органов внутренних дел, подлежащих световой маскировке и другим видам маскировки.

18. Разработка и осуществление предварительных организационных и инженерно-технических мероприятий, обеспечивающих осуществление световой маскировки (в режимах частичного и полного затемнения) и других видов маскировки объектов органов внутренних дел.

19. Создание и поддержание в состоянии готовности к использованию по назначению запасов материальных средств, необходимых для проведения мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки.

20. Проведение инженерно-технических мероприятий по уменьшению демаскирующих признаков объектов органов внутренних дел.

21. Создание, оснащение и подготовка необходимых сил ГО органов внутренних дел для проведения неотложных работ на объектах органов внутренних дел.

22. Создание и поддержание в состоянии готовности к использованию по назначению запасов материальных средств для обеспечения проведения неотложных работ на объектах органов внутренних дел.

23. Организация взаимодействия органов внутренних дел с силами ГО РФ, органами военного управления Вооруженных Сил РФ, войсками национальной гвардии РФ в целях участия органов внутренних дел в обеспечении выполнения мероприятий по ГО и проведения не связанных с угрозой жизни и здоровью людей неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах органов внутренних дел.

24. Планирование и организация основных видов жизнеобеспечения сотрудников органов внутренних дел, лиц гражданского персонала, учащихся, членов их семей и лиц, содержащихся в специализированных учреждениях полиции, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

25. Создание и поддержание в состоянии готовности к использованию по назначению запасов материальных средств для первоочередного жизнеобеспечения сотрудников органов внутренних дел, лиц гражданского персонала, учащихся, членов их семей и лиц, содержащихся в специализированных учреждениях полиции, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

26. Организация и осуществление мероприятий по нормированному снабжению в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ и в порядке, установленном Министром, материальными средствами сотрудников органов внутренних дел, лиц гражданского персонала, учащихся, а также продовольственными и непродовольственными товарами лиц, содержащихся в специализированных учреждениях полиции.

27. Организация и предоставление сотрудникам органов внутренних дел, лицам гражданского персонала, учащимся, членам их семей и лицам, содержащимся в специализированных учреждениях полиции, коммунально-бытовых услуг в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ.

28. Проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий среди сотрудников органов внутренних дел, лиц гражданского персонала, учащихся, членов их семей и лиц, содержащихся в специализированных учреждениях полиции, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

29. Эвакуация пострадавших сотрудников органов внутренних дел, лиц гражданского персонала, учащихся, членов их семей и лиц, содержащихся в специализированных учреждениях полиции, в медицинские организации системы МВД России.

30. Предоставление сотрудникам, членам их семей и лицам, содержащимся в специализированных учреждениях полиции, информационно-психологической поддержки.

31. Разработка и осуществление организационных и практических мероприятий на объектах органов внутренних дел, направленных на обеспечение пожарной безопасности и тушение пожаров, возникших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов.

32. Создание в органах внутренних дел в установленном порядке противопожарных сил, их подготовка и оснащение необходимыми материальными средствами. Организация подготовки сотрудников органов внутренних дел, лиц гражданского персонала и учащихся мерам пожарной безопасности.

33. Оснащение объектов органов внутренних дел автоматизированными системами противопожарной защиты, средствами обнаружения и тушения пожаров, а также их содержание в исправном и работоспособном состоянии.

34. Обеспечение взаимодействия с органами управления и подразделениями пожарной охраны в целях обеспечения пожарной безопасности и тушения пожаров на объектах органов внутренних дел, возникших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов.

35. Выполнение при переводе ГО с мирного на военное время неотложных противопожарных инженерно-технических мероприятий: снос сгораемых малоценных строений; защита наружных сгораемых конструкций зданий и сооружений от теплового (огнезащитная обработка деревянных и металлических конструкций) и светового (установка экранов) излучений; увеличение запасов воды для целей пожаротушения путем строительства дополнительных открытых водоемов, заполнения водой естественных и искусственных котлованов, производственных и складских емкостей; освобождение помещений от взрыво- и пожароопасных веществ и материалов.

36. Участие в тушении пожаров на объектах органов внутренних дел.

37. Создание и поддержание готовности СВОП к обеспечению органов внутренних дел информацией о факте, масштабах и последствиях применения оружия массового поражения, аварий (разрушений) на радиационно, химически и биологически опасных объектах.

38. Ведение радиационного, химического, биологического наблюдения и разведки, дозиметрического контроля, выявление и оценка радиационной, химической и биологической обстановки.

39. Введение и выполнение режимов радиационной защиты.

40. Создание, оснащение и подготовка сил ГО для санитарной обработки сотрудников органов внутренних дел, лиц гражданского персонала, учащихся и лиц, содержащихся в специализированных учреждениях полиции, специальной обработки материальных средств, обеззараживание объектов органов внутренних дел и мест несения службы.

41. Накопление в соответствии со штатными расписаниями (штатами), табелями и нормами положенности (снабжения) по установленной номенклатуре средств специальной обработки, дезактивирующих, дегазирующих и дезинфицирующих веществ.

42. Проведение санитарной обработки сотрудников органов внутренних дел, лиц гражданского персонала, учащихся и лиц, содержащихся в специализированных учреждениях полиции, специальной обработки материальных средств, обеззараживания объектов органов внутренних дел и мест несения службы.

43. Подготовка и выполнение мероприятий по обеспечению общественного порядка и безопасности в городах и населенных пунктах, на охраняемых объектах, на объектах железнодорожного, воздушного и водного транспорта, на маршрутах эвакуации населения и выдвижения сил ГО, охране материальных и культурных ценностей, восстановлению и поддержанию общественного порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

44. Разработка и осуществление организационных и инженерно-технических мероприятий по ГО с целью повышения устойчивости функционирования объектов органов внутренних дел при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

45. Создание, оснащение материальными средствами и подготовка сил ГО и органов внутренних дел к ведению ГО.

46. Осуществление планирования и проведения научно- исследовательских работ в области ГО и внедрение их результатов в практику деятельности органов внутренних дел.

47. Выявление, обобщение и внедрение в органах внутренних дел передового опыта организации и выполнения мероприятий по ГО.

Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях» N 3/2017.

 


[1] Правила отнесения организаций к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения утверждены постановлением Правительства РФ от 16.08.2016 N 804.

[2] Утверждено Постановлением Правительства РФ от 10.07.1999 N 782 «О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области ГО».

[3] Утверждено Приказом МЧС России от 31.07.2006 N 440 «Об утверждении Примерного положения об уполномоченных на решение задач в области ГО структурных подразделениях (работниках) организаций».

[4] При определении указанной численности учитываются: общая штатная численность сотрудников органов внутренних дел и лиц гражданского персонала; лимиты содержания переменного состава центров профессиональной подготовки, образовательных организаций системы МВД России; лимиты содержания лиц в специализированных учреждениях полиции.

[5] Территория, отнесенная к группе по ГО, — территория, на которой расположен город или иной населенный пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нем объектами, представляющими высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время. Порядок отнесения территорий к группам по ГО утвержден Постановлением Правительства РФ от 03.10.1998 N 1149 «О порядке отнесения территорий к группам по ГО».

[6] В целях данного документа под радиационно, химически и биологически опасными объектами понимаются объекты, на которых используют, производят, перерабатывают, хранят, эксплуатируют, транспортируют или уничтожают соответственно радиоактивные, опасные химические и биологические вещества.

[7] Под объектами органов внутренних дел понимаются здания и сооружения, транспортные средства, находящиеся в оперативном управлении органов внутренних дел (арендуемые ими), или здания, сооружения и транспортные средства других организаций, в установленном порядке закрепленные и используемые органами внутренних дел для выполнения оперативно-служебных задач.

[8] Введение режима чрезвычайной ситуации осуществляется в порядке, установленном Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 N 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

[9] Утверждены Постановлением Правительства РФ от 22.06.2004 N 303 «О порядке эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы».

[10] Под органами, осуществляющими управление ГО, понимаются: федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области ГО; территориальные органы — региональные центры по делам ГО, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, уполномоченные решать задачи ГО и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам РФ.

[11] Утверждено Постановлением Правительства РФ от 02.11.2000 N 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области ГО».

[12] Под материальными средствами понимается вооружение (стрелковое оружие, боеприпасы, приборы наблюдения и управления огнем, вооружение и средства радиационной, химической и биологической защиты, средства инженерного вооружения), средства индивидуальной бронезащиты и активной обороны, авто- и бронетехника, горюче-смазочные материалы, средства связи, криминалистическая, оперативная и вычислительная техника, продовольствие, вещевое, медицинское (лекарственные препараты для медицинского применения, иммунобиологические лекарственные препараты для иммунопрофилактики, дезинфекционные средства, медицинские изделия) и ветеринарное (ветеринарные лекарственные препараты, оборудование и инструменты) имущество, другие положенные по штатам, табелям и нормам положенности (снабжения) материальные средства, а также продукция производственно-технического назначения.

[13] Утверждено Постановлением Правительства РФ от 27.04.2000 N 379 «О накоплении, хранении и использовании в целях ГО запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств».

[14] Предоставление членам семей сотрудников защитных сооружений ГО осуществляется по планам органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

[15] Обеспечение средствами индивидуальной защиты членов семей сотрудников, лиц, содержащихся в специализированных учреждениях полиции, осуществляется по планам органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления.

Другие статьи по теме

28 декабря 2016 года в Министерстве юстиции Российской Федерации зарегистрирован приказ МВД России от 5 декабря 2016 г. № 789 «О внесении изменений в Положение об организации и ведении гражданской обороны в системе МВД России, утвержденное приказом МВД России от 6 октября 2008 г. № 861» (регистрационный № 45022).

Приказом исключены положения, касающиеся внутренних войск МВД России и подразделений вневедомственной охраны, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. № 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации».

Кроме того, внесены следующие уточнения.

В мирное время объекты гражданской обороны органов внутренних дел могут использоваться исключительно в интересах органов внутренних дел, а также для защиты сотрудников органов внутренних дел, лиц гражданского персонала, учащихся и лиц, содержащихся в специализированных учреждениях полиции, от поражающих факторов, вызванных чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, с сохранением возможности приведения их в заданные сроки в состояние готовности к использованию по назначению.

Определено, что ведение гражданской обороны в органах внутренних дел осуществляется на основе планов гражданской обороны, которые определяют объем, организацию, порядок обеспечения, способы и сроки выполнения мероприятий по ведению гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Теперь к выполнению органами внутренних дел задач по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности при ведении гражданской обороны в соответствии с федеральным законодательством в порядке, установленном нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, межведомственными и ведомственными нормативными правовыми актами, и по соответствующим планам привлекаются или могут привлекаться войска национальной гвардии Российской Федерации.

Определено, что проведение эвакуации в органах внутренних дел планируется заблаговременно в мирное время в соответствии с Правилами эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы и в порядке, определенном Министром внутренних дел Российской Федерации, в целях снижения вероятных потерь сотрудников органов внутренних дел, лиц гражданского персонала, учащихся и лиц, содержащихся в специализированных учреждениях полиции, материальных и культурных ценностей органов внутренних дел, а также обеспечения их устойчивого функционирования в военное время и создания группировок сил в безопасных районах.

В число основных мероприятий по гражданской обороне, осуществляемых в органах внутренних дел, включены: организация взаимодействия органов внутренних дел с силами гражданской обороны Российской Федерации, органами военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации, войсками национальной гвардии Российской Федерации в целях участия органов внутренних дел в обеспечении выполнения мероприятий по гражданской обороне и проведения не связанных с угрозой жизни и здоровью людей неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах органов внутренних дел, разработка и осуществление организационных и инженерно-технических мероприятий по гражданской обороне с целью повышения устойчивости функционирования объектов органов внутренних дел при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

12 февраля 1998 года N 28-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ

Принят

Государственной Думой

26 декабря 1997 года

Одобрен

Советом Федерации

28 января 1998 года

(в ред. Федеральных законов от 09.10.2002 N 123-ФЗ,

от 19.06.2004 N 51-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ,

от 19.06.2007 N 103-ФЗ, от 25.11.2009 N 267-ФЗ,

от 27.07.2010 N 223-ФЗ, от 23.12.2010 N 377-ФЗ)

Настоящий Федеральный закон определяет задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны.

(преамбула в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия

(в ред. Федерального закона от 19.06.2007 N 103-ФЗ)

Гражданская оборона — система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

мероприятия по гражданской обороне — организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

территория, отнесенная к группе по гражданской обороне, — территория, на которой расположен город или иной населенный пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нем объектами, представляющий высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время;

требования в области гражданской обороны — специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 2. Задачи в области гражданской обороны

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 19.06.2007 N 103-ФЗ)

Основными задачами в области гражданской обороны являются:

обучение населения в области гражданской обороны;

(в ред. Федерального закона от 19.06.2007 N 103-ФЗ)

оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

(в ред. Федерального закона от 19.06.2007 N 103-ФЗ)

эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;

проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, оказание первой помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;

(в ред. Федерального закона от 25.11.2009 N 267-ФЗ)

борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;

обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;

санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий;

(в ред. Федерального закона от 19.06.2007 N 103-ФЗ)

восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

срочное захоронение трупов в военное время;

разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

(в ред. Федерального закона от 19.06.2007 N 103-ФЗ)

обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

Статья 3. Правовое регулирование в области гражданской обороны

1. Правовое регулирование в области гражданской обороны осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.

Статья 4. Принципы организации и ведения гражданской обороны

1. Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.

Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

2. Подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

(в ред. Федерального закона от 19.06.2007 N 103-ФЗ)

3. Ведение гражданской обороны на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

(в ред. Федерального закона от 19.06.2007 N 103-ФЗ)

Глава II. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ

ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

Статья 5. Полномочия Президента Российской Федерации

Президент Российской Федерации:

определяет основные направления единой государственной политики в области гражданской обороны;

(абзац введен Федеральным законом от 09.10.2002 N 123-ФЗ)

утверждает План гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

вводит в действие План гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в полном объеме или частично;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

утверждает структуру, состав спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, штатную численность военнослужащих и гражданского персонала указанных воинских формирований и положение о спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны;

(в ред. Федеральных законов от 27.07.2010 N 223-ФЗ, от 23.12.2010 N 377-ФЗ)

осуществляет иные полномочия в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 6. Полномочия Правительства Российской Федерации

Правительство Российской Федерации:

обеспечивает проведение единой государственной политики в области гражданской обороны;

руководит организацией и ведением гражданской обороны;

издает нормативные правовые акты в области гражданской обороны и организует разработку проектов федеральных законов в области гражданской обороны;

определяет порядок отнесения территорий к группам по гражданской обороне в зависимости от количества проживающего на них населения и наличия организаций, играющих существенную роль в экономике государства или влияющих на безопасность населения, а также организаций — к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения;

определяет порядок эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

(абзац введен Федеральным законом от 09.10.2002 N 123-ФЗ)

определяет порядок обучения населения в области гражданской обороны;

(в ред. Федерального закона от 19.06.2007 N 103-ФЗ)

определяет порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

осуществляет иные полномочия в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации и указами Президента Российской Федерации.

Статья 7. Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области гражданской обороны

Федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:

принимают нормативные акты в области гражданской обороны, доводят их требования до сведения организаций, находящихся в их ведении, и контролируют их выполнение;

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 19.06.2007 N 103-ФЗ)

разрабатывают и реализуют планы гражданской обороны, согласованные с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, организуют проведение мероприятий по гражданской обороне, включая подготовку необходимых сил и средств;

(в ред. Федерального закона от 19.06.2007 N 103-ФЗ)

осуществляют меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

(в ред. Федерального закона от 19.06.2007 N 103-ФЗ)

создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности технические системы управления гражданской обороны и системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

(в ред. Федеральных законов от 09.10.2002 N 123-ФЗ, от 19.06.2007 N 103-ФЗ)

создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Глава III. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ

ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНОВ

МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ОРГАНИЗАЦИЙ, ПРАВА

И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

Статья 8. Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области гражданской обороны

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

1. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

организуют проведение мероприятий по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения;

осуществляют меры по поддержанию сил и средств гражданской обороны в состоянии постоянной готовности;

организуют подготовку и обучение населения в области гражданской обороны;

(в ред. Федерального закона от 19.06.2007 N 103-ФЗ)

создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию технические системы управления гражданской обороны, системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны;

(в ред. Федерального закона от 19.06.2007 N 103-ФЗ)

планируют мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению, развертыванию лечебных и других учреждений, необходимых для первоочередного обеспечения пострадавшего населения;

планируют мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;

создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

2. Органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований:

проводят мероприятия по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения;

проводят подготовку и обучение населения в области гражданской обороны;

(в ред. Федерального закона от 19.06.2007 N 103-ФЗ)

поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны;

(в ред. Федерального закона от 19.06.2007 N 103-ФЗ)

проводят мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

проводят первоочередные мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;

создают и содержат в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств.

Статья 9. Полномочия организаций в области гражданской обороны

1. Организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:

планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне;

проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время;

осуществляют обучение своих работников в области гражданской обороны;

(в ред. Федерального закона от 19.06.2007 N 103-ФЗ)

создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения;

создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

2. Организации, имеющие потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующие их, а также имеющие важное оборонное и экономическое значение или представляющие высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, создают нештатные аварийно-спасательные формирования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и поддерживают их в состоянии постоянной готовности.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Статья 10. Права и обязанности граждан Российской Федерации в области гражданской обороны

Граждане Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:

проходят обучение в области гражданской обороны;

(в ред. Федерального закона от 19.06.2007 N 103-ФЗ)

принимают участие в проведении других мероприятий по гражданской обороне;

оказывают содействие органам государственной власти и организациям в решении задач в области гражданской обороны.

Глава IV. РУКОВОДСТВО ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНОЙ

Статья 11. Руководство гражданской обороной

1. Руководство гражданской обороной в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.

1.1. Государственную политику в области гражданской обороны осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Президентом Российской Федерации на решение задач в области гражданской обороны.

(п. 1.1 введен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

2. Руководство гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

3. Руководство гражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют соответственно главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

4. Руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения.

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 19.06.2007 N 103-ФЗ)

5. Утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

Статья 12. Органы, осуществляющие управление гражданской обороной

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Органами, осуществляющими управление гражданской обороной, являются:

1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны;

2) территориальные органы — региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации.

Территориальные органы — региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, комплектуются военнослужащими спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, лицами начальствующего состава федеральной противопожарной службы и гражданским персоналом.

(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 223-ФЗ)

Руководители указанных территориальных органов назначаются в установленном порядке руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, из числа военнослужащих спасательных воинских формирований этого федерального органа исполнительной власти, лиц начальствующего состава федеральной противопожарной службы и гражданского персонала, за исключением лиц, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 223-ФЗ)

3) структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны;

4) структурные подразделения (работники) организаций, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, создаваемые (назначаемые) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Статья 13. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

В целях реализации государственной политики в области гражданской обороны федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны, осуществляет соответствующее нормативное регулирование, а также специальные, разрешительные, надзорные и контрольные функции в области гражданской обороны.

Статья 14. Утратила силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

Глава V. СИЛЫ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

Статья 15. Силы гражданской обороны

1. Силы гражданской обороны — спасательные воинские формирования федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, подразделения федеральной противопожарной службы, аварийно-спасательные формирования и спасательные службы, а также создаваемые на военное время в целях решения задач в области гражданской обороны специальные формирования.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 223-ФЗ)

2. Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования выполняют задачи в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Для решения задач в области гражданской обороны воинские части и подразделения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований привлекаются в порядке, определенном Президентом Российской Федерации.

3. Аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования привлекаются для решения задач в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 16. Основы деятельности спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны

(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 223-ФЗ)

1. На вооружении спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, находится специальная техника, а также боевое ручное стрелковое и холодное оружие.

2. Военнослужащим спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, выдаются удостоверения личности установленного образца, подтверждающие их статус, и международные отличительные знаки гражданской обороны.

3. Военнослужащие спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, могут проходить службу на воинских должностях или не на воинских должностях в указанном федеральном органе исполнительной власти, его территориальных органах и организациях.

4. Деятельность спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, комплектование их военнослужащими и гражданским персоналом (федеральными государственными гражданскими служащими и работниками), социальная защита военнослужащих и членов их семей, а также финансирование деятельности указанных воинских формирований осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 23.12.2010 N 377-ФЗ)

5. Деятельность спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, осуществляется с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, а также в мирное время при стихийных бедствиях, эпидемиях, эпизоотиях, крупных авариях, катастрофах, ставящих под угрозу здоровье населения и требующих проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Статья 17. Утратила силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

Глава VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 18. Финансирование мероприятий по гражданской обороне и защите населения

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

1. Обеспечение мероприятий по гражданской обороне и защите населения, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти, в том числе содержание спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, является расходным обязательством Российской Федерации.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 223-ФЗ)

2. Обеспечение мероприятий регионального уровня по гражданской обороне, защите населения и территорий субъектов Российской Федерации является расходным обязательством субъекта Российской Федерации.

3. Обеспечение мероприятий местного уровня по гражданской обороне, защите населения и территорий муниципального округа является расходным обязательством муниципального образования.

4. Обеспечение мероприятий по гражданской обороне, проводимых организациями, осуществляется за счет средств организаций.

(п. 4 введен Федеральным законом от 19.06.2007 N 103-ФЗ)

Статья 19. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области гражданской обороны

Неисполнение должностными лицами и гражданами Российской Федерации обязанностей в области гражданской обороны влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 20. Вступление в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Иные нормативные правовые акты Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Президент

Российской Федерации

Б.ЕЛЬЦИН

Москва, Кремль

12 февраля 1998 года

N 28-ФЗ

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Гексализ инструкция по применению цена отзывы аналоги таблетки
  • Мануал nissan march k11
  • Инструкция по диагностике мостовых сооружений на автомобильных дорогах 1996 г
  • Уфсин россии по республике тыва официальный сайт руководство
  • Руководство главной военной прокуратуры рф