Руководство гражданской обороны на всех уровнях

Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

1. Руководство гражданской обороной в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.

1.1. Государственную политику в области гражданской обороны осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Президентом Российской Федерации на решение задач в области гражданской обороны.

(п. 1.1 введен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

2. Руководство гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Руководство гражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют соответственно высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) и должностные лица местного самоуправления, возглавляющие местные администрации (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований).

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 01.05.2019 N 84-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Руководители федеральных органов исполнительной власти, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), должностные лица местного самоуправления, возглавляющие местные администрации (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований), и руководители организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения.

(п. 4 в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 84-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

Гражданская оборона организуется на территории Российской Федерации по территориально-производственному принципу.

Подготовка государства к ведению ГО осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. 

  • Ведение ГО

    На территории Российской Федерации или в отдельных ее местно­стях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала воен­ных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положе­ния на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях.

  • Руководство ГО

    В Российской Федерации осуществляет Правительство Россий­ской Федерации; в федеральных органах исполнительной власти и организациях — их руководители, являющиеся по должности начальниками ГО указанных органов и орга­низаций; на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образо­ваний — главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и ру­ководители местного самоуправления, являющиеся по должности начальниками ГО.

  • Управление ГО

    Осуществляется соответствующими органами (штабами по де­лам ГО) всех уровней, специально уполномоченными на решение задач в области ГО, созданными в установленном порядке.

  • Силы ГО

    Являются воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области ГО, организационно объединенные в войска ГО, а также гражданские организации (формирования) ГО.

Гражданская оборона Российской Федерации является составной частью системы общегосударственных оборонных мероприятий. Организация и ведение гражданской обороны являются одной из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства обеспечения безопасности. Подготовка Российского государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или в следствие этих действий. Руководство гражданской обороны на территориях республик, краев, областей, городов, поселков и т.д. осуществляют главы администраций исполнительной власти субъектов и муниципальных образований Российской Федерации. Само же введение гражданской обороны на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введение Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях. Введение военного положения в Российской Федерации предусмотрено конституционным законом № 1 от 30 января 2002 г. «О военном положении». Согласно этому закону, военное положение – это особый правовой режим, вводимый на территории Российской Федерации или в отдельной местности указом Президента Российской Федерации в случае агрессии против России или в случае непосредственной угрозы агрессии.

Другие статьи

Эта статья полезна?

55,1% посетителей считают статью полезной

Что такое ГО

Гражданская оборона (ГО) – это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Мероприятия по защите населения и объектов экономики начали активно проводиться в ряде стран уже в первую мировую войну 1914-1918 годы и играли важную роль во второй мировой войне 1939-1945 годы, когда удары с воздуха наносились по всей территории многих воевавших государств. В 50-60-х гг. XX в. в связи с появлением и развитием ядерного оружия, ракет, значительным повышением боевых возможностей авиации и др. средств вооруженной борьбы уязвимость тыла значительно возросла. В этих условиях гражданская оборона приобрела значение стратегического фактора и в большинстве крупных государств была оформлена организационно. В СССР гражданская оборона была создана в 1961 году. До этого функции защиты населения, промышленных объектов и городов от нападения противника с воздуха выполняла Местная противовоздушная оборона (См. Местная противовоздушная оборона).

Гражданская оборона (ГО)

Цели, основные задачи, мероприятия и сколько их

Согласно ст. 2 Федерального закона РФ «О гражданской обороне» № 28-ФЗ от 12.02.1998 имеется 15 основных задач в области гражданской обороны и защиты населения в Российской Федерации:

  1. Подготовка населения в области гражданской обороны.
  2. Оповещение населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
  3. Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы.
  4. Предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты.
  5. Проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки.
  6. Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
  7. Первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
  8. Борьба с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов.
  9. Обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому или иному заражению.
  10. Санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий.
  11. Восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
  12. Срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время.
  13. Срочное захоронение трупов в военное время.
  14. Обеспечение устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
  15. Обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

Кроме того, в случае крупномасштабных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при террористических актах силы и ресурсы гражданской обороны могут привлекаться для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР). Гражданская оборона организуется и ведется на территории всей страны.

Организация и ведение ГО

Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства. Это положение исходит из конституционных прав и обязанностей личности, общества и государства по защите от внешних и внутренних угроз. Организацией и ведением гражданской обороны, как составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государство выполняет три важнейшие функции:

  • обеспечение защиты и жизнедеятельности населения, спасения и оказания помощи пострадавшим (социальная);
  • сохранение мобилизационных людских ресурсов и военно-экономического потенциала страны (оборонная);
  • сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики выживания населения в военное время, защита материальных и культурных ценностей (экономическая).

Гражданская оборона предусматривает заблаговременную в мирное время подготовку государства к ведению гражданской обороны с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Это продиктовано необходимостью принятия упредительных мер по защите населения, материальных и культурных ценностей в условиях ведения войн с применением современных средств поражения, способных нанести значительный ущерб экономике страны и вызвать неоправданный рост потерь населения. Заблаговременная подготовка государства к ведению гражданской обороны включает целый комплекс мероприятий, проводимых в мирное время и обеспечивающих успешную реализацию каждой из основных задач в области гражданской обороны (см. Подготовка государства к ведению гражданской обороны). Ведение гражданской обороны, т.е. практическое осуществление мероприятий по непосредственной защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории РФ или отдельных ее местностях.

Организационное построение гражданской обороны позволяет обеспечивать:

  • соответствие ее структуры федеральному устройству страны;
  • преемственность методов управления, требующих относительной перестройки их в военное время;
  • необходимую централизацию и децентрализацию руководства.

Организационную основу гражданской обороны составляет:

  • руководство гражданской обороной, органы, осуществляющие управление гражданской обороной, эвакуационные органы;
  • комиссии по повышению устойчивости функционирования экономики и организаций в военное время;
  • силы гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в компетенцию которых входят вопросы защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Руководство гражданской обороной в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. Руководство гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители, на территориях субъектов РФ и муниципальных образований – соответственно главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления. Они несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий гражданской обороны в федеральных органах исполнительной власти на соответствующих территориях и в организациях.

Органы управления

В системе гражданской обороны и единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) в настоящее время создана и функционирует стройная система органов управления. В эту систему входят федеральные, региональные, муниципальные и объектовые органы управления.

Федеральные органы управления представляют МЧС России и структурные подразделения, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, федеральных органов исполнительной власти.

На территориях субъектов Российской Федерации функцию органов управления гражданской обороны несут главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации. Например, на территории Омской области органом управления гражданской обороны является Главное управление МЧС России по Омской области и т.д.

На территориях муниципальных образований органами, осуществляющими управление гражданской обороной, являются управления (отделы, секторы) ГОЧС администраций городов и сельских районов.

В администрациях сельских и городских поселений могут быть созданы нештатные органы управления гражданской обороны или функции органа управления могут быть возложены на заместителя главы сельского поселения.

Во всех организациях, независимо от сфер хозяйственной деятельности, форм собственности, органы управления гражданской обороны могут быть представлены штатными структурными подразделениями администраций, учреждений, предприятий (отделами, секторами и др.), уполномоченными на решение задач в области гражданской обороны или нештатными органами (например, штабами гражданской обороны).

Органы управления гражданской обороны, создаваемые в организациях, называются объектовыми.

Органы управления ГО

Органы управления гражданской обороной

После статьи по кнопке «Скачать» доступен плакат для учебного класса.

Таким образом, на всех уровнях государственного и муниципального управления в настоящее время созданы и функционируют соответствующие органы управления гражданской обороной.

В свою очередь они:

  • планируют и организуют выполнение мероприятий гражданской обороной, подготовку руководства состава гражданской обороной и всеобщее обязательное обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • осуществляют контроль за планированием эвакуационных мероприятий, накоплением фонда защитных сооружений, средств индивидуальной защиты и другого имущества гражданской обороны, организацией их хранения и содержания, соблюдением требований норм инженерно-технических мероприятий гражданской обороны;
  • организуют оповещение населения по сигналам гражданской обороны и обеспечивают готовность систем управления, связи и оповещения;
  • организуют и контролируют создание, подготовку и поддержание в состоянии постоянной готовности сил гражданской обороны;
  • обеспечивают управление силами гражданской обороны в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
  • организуют взаимодействие органов управления и сил, участвующих в совместном выполнении задач, в том числе и органах военного командования и др.

Следовательно, органы управления гражданской обороной играют главную роль в защите населений и территорий от опасностей, возникающих во время военных действий и занимают ведущее место в обеспечении устойчивого их функционирования в любых условиях обстановки.

В любом органе управления гражданской обороны, будь он штатный или нештатный, должны быть лица, выполняющие функции:

  • по решению внезапно возникающих задач (помощник руководителя органа управления по оперативным вопросам);
  • специалиста по связи;
  • специалиста по созданию, комплектованию сил гражданской обороны;
  • специалиста по решению задач материально-технического обеспечения;
  • специалиста по организации обучения работников учреждения, предприятия по вопросам гражданской обороны.

В орган управления гражданской обороной могут входить и другие специалисты.

При формировании органа управления гражданской обороны и включения в его состав должностных лиц необходимо учитывать профиль специальности их по занимаемой им штатной должности в данной организации. Например, в качестве специалиста по созданию, комплектованию сил гражданской обороны можно определить руководителя (работника) кадрового органа, а в качестве специалиста по связи – руководителя (работника) подразделения, обеспечивающего связь в данной организации.

Целесообразно, чтобы руководитель органа управления гражданской обороной в организациях имел властные полномочия, позволяющие ему, в отсутствии первого руководителя, осуществлять все мероприятия, направленные на защиту работников от опасностей, возникающих во время военных действий, сохранение производственного потенциала, материальных и культурных ценностей и обеспечение устойчивого функционирования организации в любых условиях обстановки в полном объеме.

В связи с тем, что в организациях властными полномочиями обладают только первые руководители и его заместители (частично), при формировании нештатного органа управления гражданской обороной необходимо его руководителем определить одного из заместителей первого руководителя (может быть – первого заместителя). А в случаях, когда в организациях создан и функционирует штатный орган управления гражданской обороной, его руководителя необходимо наделить соответствующими полномочиями. Эти полномочия должны находить отражение в положении об органе управления гражданской обороной, которое утверждается и вводится в действие распорядительным документом первого руководителя организации, который является руководителем гражданской обороны организации.

Также часто звучит вопрос: «В каком соотношении находятся органы управления гражданской обороны в организациях органами управления объектового звена территориальной подсистемы РСЧС? Не создают ли они неопределенность, не будут ли они мешать друг другу в практической деятельности?».

Такой вопрос возникает потому, что кроме органа управления гражданской обороны в организациях создаются органы управления объектового звена территориальной подсистемы РСЧС.

К ним относятся:

  • координирующий орган управления объектовым звеном – КЧСиОПБ, постоянно действующий орган управления – структурное подразделение, уполномоченное на решение задач в области гражданской обороны администрации организации;
  • орган повседневного управления – дежурно-диспетчерская служба (ДДС).

Да, такое множество органов управления может создавать некоторую неопределенность при решении практических задач. Поэтому первый руководитель организации, который по закону является руководителем гражданской обороны, должен определиться с концентрацией управления гражданской обороной и защитой от чрезвычайных ситуаций на одном органе. Таким органом может быть или штаб гражданской обороны (несмотря на то, что в законе «О гражданской обороне» слово «штаб» не упоминается) или КЧСиОПБ объектового звена территориальной подсистемы РСЧС.

Важно!!! Организация и ведение гражданской обороны в МЧС России регламентировано приказом МЧС России № 783 от 17.12.2008

Силы ГО

Силы гражданской обороны состоят из воинских формирований, специально предназначенных для решения задач в области гражданской обороны, организационно объединенных в войска гражданской обороны, спасательных служб и нештатных аварийно-спасательных формирований. Последние создаются в организациях, имеющих потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующие их, а также имеющих важное оборонное и экономическое значение или представляющих высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время. Для решения задач в области гражданской обороны могут привлекаться в установленном порядке Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования.

Серьезное значение придается гражданской обороне и в зарубежных странах. Законы о гражданской обороне приняты в большинстве ведущих и развитых стран: в США (1950), Великобритании (1948 и 1960), ФРГ (1957), Финляндии (1958), Швеции (1948), Норвегии (1953) и т.д. Органы руководства гражданской обороны в центре и на местах созданы с учетом особенностей государственного устройства стран. За последние годы в ряде ведущих зарубежных стран в связи с изменившимися военно-политическими и военно-техническими условиями происходит определенная трансформация взглядов на концептуальные основы гражданской обороны. К основным тенденциям в развитии гражданской обороны зарубежных стран следует отнести следующие. В большинстве стран полагают, что в современных условиях необходима гражданская оборона нового типа, способная быть эффективной не только в военное, но и в мирное время. Целесообразно и необходимо использовать силы и средства гражданской обороны для оказания помощи населению в ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф. Гражданская оборона все больше отходит от военной организации, так как ее мероприятия приобретают скорее социальный, чем военно-стратегический характер. В большинстве государств ответственность за гражданскую оборону возложена на министерства внутренних дел. В США органы гражданской обороны подчинены министерству внутренней безопасности, в Канаде – федеральному правительству, в Норвегии и Испании – министерству защиты населения. Только в отдельных странах гражданская оборона находится в ведении министерства обороны (Португалия, Швеция и др.). Особое внимание уделяется вопросам мобилизационной готовности гражданской обороны, так как значительно возрастает объем мероприятий на период развертывания систем гражданской обороны при переходе ее с мирного на военное время. Отмечается процесс перераспределения функций в области гражданской обороны. Это выражается в повышении прав и ответственности местных органов власти в решении задач гражданской обороны, передачи части управленческих функций из центра местным органам власти. Приоритетными мероприятиями в области гражданской обороны являются накопление фонда защитных сооружений (за счет строительства подземных сооружений двойного назначения), модернизация и растущие возможности оповещения населения, создание автоматизированной системы радиационного контроля, создание резервов материально-технических средств гражданской обороны в оптимально обоснованных объемах, качественная разработка планов гражданской обороны, совершенствование организационной структуры и технической оснащенности сил гражданской обороны, создание системы управления.

Источник: От МПВО к гражданской защите: Исторический очерк. Под редакцией С.К. Шойгу. –М., 1998; Федеральный закон РФ № 28-ФЗ от 12.02.1998 «О гражданской обороне».

Гражданская
оборона в Российской Федерации
организуется на территории всей страны
— на федеральном, региональном,
территориальном, местном и объектовом
уровнях, в том числе в организациях,
независимо от ведомственной принадлежности
и форм собственности (рис.1).

Организационную
основу гражданской обороны составляют:

— руководство
гражданской обороны;

— органы управления;

— эвакуационные
органы;

— комиссии по
повышению устойчивости функционирования
экономики и —- организаций в военное
время;

— органы
государственного надзора в области
гражданской обороны;

— силы гражданской
обороны.

В соответствии
с Федеральным законом «О гражданской
обороне» руководство гражданской
обороной осуществляют:

■ в Российской
Федерации — Правительство Российской
Федерации,

■ в федеральных
органах исполнительной власти и
организациях — их руководители,

■ на территориях
субъектов Российской Федерации и
муниципальных образований — соответственно
главы органов исполнительной власти.

Руководители
перечисленных органов и организаций
несут персональную ответственность за
организацию и проведение мероприятий
по гражданской обороне и защите населения.
Таким образом, несмотря на то, что
упразднен статус начальников гражданской
обороны, руководители, как и ранее,
осуществляют руководство и несут полную
ответственность за ее состояние.

Полномочия
органов государственной власти Российской
Федерации, органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации,
органов местного самоуправления,
организаций и, права и обязанности
граждан Российской Федерации в области
гражданской обороны определены
Федеральным законом «О гражданской
обороне» (главы II
и III).

Особые обязанности
федеральных органов исполнительной
власти в области гражданской обороны
определяются в соответствии с Планом
гражданской обороны и защиты населения,
согласованным с этими органами и
утвержденными Президентом Российской
Федерации.

Выписки из плана,
в части их касающейся, рассылаются
соответствующим федеральным органам
исполнительной власти.

Особые обязанности
структурных подразделений органов
исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и органов местного
самоуправления в области гражданской
обороны определяют соответствующие
главы органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации и
руководители органов местного
самоуправления.

Управление
гражданской обороной осуществляют
специальные органы управления,
уполномоченные на решение задач в
области гражданской обороны.

Постоянно
действующими органами управления
гражданской обороны являются:

— на федеральном
уровне

Министерство Российской Федерации по
делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий
стихийных бедствий (далее — МЧС России),
структурные подразделения федеральных
органов исполнительной власти;

— на региональном
уровне

региональные центры по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациями и
ликвидации последствий стихийных
бедствий МЧС России (далее региональные
центры МЧС России);

на территориальном
уровне — Главные управления МЧС России
по субъектам Российской Федерации;

— на местном
уровне

структурные подразделения органов
местного самоуправления, уполномоченные
на решение задач в области гражданской
обороны и задач по предупреждению и
ликвидации чрезвычайных ситуаций;

— в организациях
— структурные подразделения (работники),
уполномоченные на решение задач в
области гражданской обороны.

Деятельность
органов управления, уполномоченных на
решение задач в области гражданской
обороны, регламентируется действующим
законодательством, нормативными
правовыми актами Российской Федерации,
настоящим Положением, а также приказами,
директивами и распоряжениями МЧС России,
приказами и распоряжениями соответствующих
руководителей гражданской обороны.

В целях обеспечения
совместного функционирования Главных
управлений МЧС России по субъектам
Российской Федерации и администраций
субъектов Российской Федерации между
МЧС России и администрациями субъектов
Российской Федерации заключается
соглашение о передаче друг другу
осуществления части своих полномочий.
Эти соглашения утверждаются Правительством
Российской Федерации.

По данным
соглашениям МЧС России передает, а
администрации субъектов Российской
Федерации принимает на себя оперативное
управление Главным управлением МЧС в
части выполнения им полномочий по
организации тушения пожаров, предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Что касается полномочий в области
гражданской обороны, то эти полномочия
остаются за МЧС России, однако Главное
управление МЧС принимает непосредственное
участие в планировании, организации и
проведении мероприятий гражданской
обороны совместно с органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации.

Оперативное
управление предполагает временное (на
период действия Соглашения) руководство
органами управления, силами и средствами
РСЧС ГПС, организацию их подготовки и
применения в режимах повседневной
деятельности, повышенной готовности и
чрезвычайной ситуации. При этом
исключается возможность использовать
оперативно подчиненные органы управления
и силы не по прямому назначению, изменять
организационную структуру и переназначать
руководящий состав.

В целях
финансового, материально-технического
обеспечения мероприятий по предупреждению
и ликвидации чрезвычайных ситуаций,
пожарной безопасности, являющихся
расходным обязательством субъекта
Российской Федерации, создается
территориальное агентство по финансовому,
материально-техническому обеспечению
мероприятий в области защиты населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций,
пожарной безопасности и безопасности
людей на водных объектах.

Управление в
области гражданской обороны на
региональном и местном уровнях
осуществляется на основании директивных
указаний Правительства Российской
Федерации.

Основными задачами
органов управления
,
уполномоченных на решение задач в
области гражданской обороны являются:

— планирование и
организация выполнения мероприятий
гражданской обороны и защиты населения;

— подготовка
руководящего состава в области гражданской
обороны и обучение населения способам
защиты от опасностей, возникающих при
ведении военных действий или вследствие
этих действий, а также при возникновении
чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера;

— обеспечение
постоянной готовности систем управления,
связи и оповещения;

— контроль за
планированием эвакуационных мероприятий,
накоплением фонда защитных сооружений,
средств индивидуальной защиты и другого
имущества гражданской обороны,
организацией их хранения и содержания;

— организация
повседневного наблюдения за состоянием
окружающей среды, всех видов разведки,
сбор и обобщение данных обстановки;

— оповещение
населения по сигналам гражданской
обороны;

— обеспечение
управления силами гражданской обороны
в ходе выполнения аварийно-спасательных
и других неотложных работ;

— организация
взаимодействия органов управления и
сил, участвующих в совместном выполнении
задач, в том числе с органами военного
командования.

На МЧС России в
области гражданской обороны

возлагается:

— разработка
основных направлений развития и
совершенствования гражданской обороны
Российской Федерации с учетом
государственных мероприятий по укреплению
обороноспособности страны;

— разработка и
представление на утверждение проекта
Плана гражданской обороны и защиты
населения Российской Федерации;

организация
разработки проектов федеральных законов
и нормативных правовых актов в области
гражданской обороны;

— организация и
обеспечение оповещения органов
гражданской обороны об угрозе нападения
противника;

— подготовка для
утверждения проектов нормативных
документов по структуре, составу войск
гражданской обороны и штатной численности
военнослужащих войск гражданской
обороны, а также проекта Положения о
войсках гражданской обороны;

— организация
обучения населения способам защиты от
опасностей, возникающих при ведении
военных действий, а также вследствие
этих действий;

— осуществление
методического руководства планированием
гражданской обороны в субъектах
Российской Федерации, министерствах,
ведомствах и организациях Российской
Федерации;

— организация
взаимодействия органов управления
гражданской обороной с командованием
военных округов (флотов) при решении
задач гражданской обороны;

— организация и
руководство силами и средствами
гражданской обороны по наблюдению,
прогнозированию и оценке обстановки,
сложившейся на территории страны;

— контроль за
готовностью ведомственных служб
наблюдения и лабораторного контроля
за заражением объектов внешней среды;

контроль за
накоплением и поддержанием в готовности
защитных сооружений, индивидуальных
средств защиты, техники и специального
имущества гражданской обороны;

— разработка
предложений для доклада Правительству
Российской Федерации о порядке накопления,
хранения и использования в целях
гражданской обороны запасов и резервов
материально-технических, продовольственных,
медицинских и иных средств;

— осуществление
методического руководства созданием,
хранением, использование и восполнением
резервов материальных ресурсов для
нужд гражданской обороны;

— организация и
методическое руководство мобилизационными
мероприятиями гражданской обороны;

— осуществление
государственного надзора в области
гражданской обороны за соблюдением
требований гражданской обороны
федеральными органами исполнительной
власти, органами государственной власти
субъектов Российской Федерации, органами
местного самоуправления и организациями;

— осуществление
контроля за выполнением задач гражданской
обороны в субъектах Российской Федерации,
министерствах, ведомствах и организациях,
оказание им необходимой помощи;

— осуществление
мер по поддержанию сил, органов управления
и средств гражданской обороны в постоянной
готовности к действию;

осуществление
функции государственного заказчика по
закупкам материально-технических
ресурсов для системы гражданской
обороны в рамках государственного
оборонного заказа;

— организация и
проведение научно-исследовательских,
опытно-конст-рукторских и испытательных
работ в интересах повышения эффективности
ведения аварийно-спасательных работ;

— организация и
координация научных исследований,
выполняемых в целях повышения устойчивости
работы объектов экономики в военное
время, создания новых средств и методов
защиты населения, повышения эффективности
аварийно-спасательных работ и сокращения
возможных потерь, подготовка с участием
федеральных министерств и ведомств
Российской Федерации исходных данных
для проведения этих исследований;

разработка с
участием строительных и проектных
организаций нормативных документов по
проектированию и строительству защитных
сооружений гражданской обороны;

— рассмотрение и
согласование в установленном порядке
типовых проектов и выборочная экспертиза
индивидуальных проектов защитных
сооружений гражданской обороны;

— организация и
проведение совместных учений сил
гражданской обороны и Вооруженных Сил
Российской Федерации, а также совместных
учений по гражданской обороне дружественных
стран.

На региональные
центры МЧС России

возлагается:

— координация
вопросов гражданской обороны на
территории региона;

осуществление
контроля за проведением мероприятий
по гражданской обороне, участие в
разработке и реализации планов гражданской
обороны в субъектах Российской Федерации,
органах местного самоуправления на
территории региона;

— контроль за
осуществлением мер в субъектах Российской
Федерации, органах местного самоуправления
на территории региона по поддержанию
сил гражданской обороны, органов
управления гражданской обороны в
состоянии постоянной готовности к
действию;

— организация и
обеспечение оповещения подчиненных
органов управления, организаций и сил
гражданской обороны, органов управления
субъектов Российской Федерации об
угрозе нападения противника;

— осуществление и
контроль за организацией подготовки
сил гражданской обороны, сил постоянной
готовности единой государственной
системы предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций и обучением
населения способам защиты от опасностей,
возникающих при ведении военных действий
или вследствие этих действий, а также
в результате чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера;

— осуществление
контроля за состоянием и поддержанием
в состоянии постоянной готовности к
использованию технических систем
управления, связи и оповещения гражданской
обороны и объектов гражданской обороны
в субъектах Российской Федерации,
муниципальных образованиях на территории
региона;

— участие в
мероприятиях по эвакуации населения,
материальных и культурных ценностей в
безопасные районы, их размещению,
развертыванию лечебных и других
необходимых для первоочередного
обеспечения пострадавшего населения
учреждений;

— участие в проведении
мероприятий по поддержанию устойчивого
функционирования организаций независимо
от их организационно-правовых форм и
форм собственности;

— участие в создании
и содержании в субъектах Российской
Федерации, муниципальных образованиях
на территории регионов в целях гражданской
обороны запасов материально-технических,
продовольственных, медицинских и иных
ресурсов;

— организация
взаимодействия органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации,
органов местного самоуправления на
территории региона, территориальных
органов министерств и иных федеральных
органов исполнительной власти Российской
Федерации с органами управления военного
округа и военно-морского флота, округа
внутренних войск МВД России, пограничного
округа, ФАПСИ и общественными объединениями
граждан по вопросам гражданкой обороны,
ликвидации чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера;

— руководство в
пределах своих полномочий подчиненными
соединениями, воинскими частями и
организациями войск гражданской
обороны, поисково-спасательной службой;

— планирование в
установленном порядке применения войск
гражданской обороны в соответствии с
основными задачами, возложенными на
них в мирное время;

— осуществление
закупок материально-технических средств
для содержания соединений и воинских
частей гражданской обороны,
поисково-спасательной службы по
утвержденной номенклатуре снабжения
и штатно-табельной потребности;

-обеспечение
территориальных органов управления
специальной связью, проведение мероприятий
по сохранению сведений, составляющих
государственную и служебную тайну.

На Главные
управления МЧС России по субъектам
Российской Федерации

возлагается:

— планирование
мероприятий гражданской обороны на
мирное и военное время;

— поддержание
органов управления, уполномоченных на
решение задач в области гражданской
обороны, на подведомственной территории,
сил и средств в постоянной готовности
к решению возложенных на них задач;

— участие в создании,
совершенствовании и обеспечении
постоянной готовности систем управления,
оповещения и связи гражданской обороны;

— организация
мероприятий по защите населения и его
первоочередному обеспечению;

— участие в
организации и проведении мероприятий
по повышению устойчивости функционирования
экономики на подведомственной территории
в мирное и военное время;

— участие в
организации подготовки по гражданской
обороне всех категорий населения;

— организация и
управление спасательными и другими
неотложными работами в ходе ликвидации
последствий военного нападения, аварий,
катастроф и стихийных бедствий;

— организация
взаимодействия с органами военного
управления и войсками при совместном
выполнении задач в мирное и военное
время;

— организация и
осуществление оповещения и информирования
подчиненных органов управления, сил
гражданской обороны и населения о
возникновении чрезвычайных ситуаций
в мирное время, об угрозе нападения
противника, о радиационном, химическом
и бактериологическом (биологическом)
заражении;

— участие в
организации повседневного наблюдения
и лабораторного контроля за состоянием
окружающей среды;

— осуществление
постоянного контроля за накоплением
необходимого фонда защитных сооружений
для населения, их содержанием,
эксплуатацией, использованием в
социальных целях, поддержанием их в
готовности к приему укрываемых;

— организация
накопления резервов средств индивидуальной
защиты, медицинских средств индивидуальной
защиты, приборов радиационной и
химической разведки и дозиметрического
контроля, средств управления, связи и
оповещения, организации их хранения и
содержания;

— организация
планирования эвакуационных мероприятий;

— организация
комплексной маскировки городов,
муниципальных образований и объектов
экономики;

— организация
разведки по обнаружению зон загрязнения
и заражения на соответствующей территории;

— организация всех
видов обеспечения действий сил гражданской
обороны и их взаимодействия при совместном
выполнении задач;

— использование в
приоритетном порядке для связи и передачи
информации государственных систем и
сетей связи, транспортных средств для
доставки в районы поражения и возвращение
в места постоянной дислокации сил,
средств и специальных грузов, необходимых
для ведения аварийно-спасательных
работ, по согласованию с соответствующими
органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, предприятиями,
учреждениями и организациями.

Для планирования,
подготовки и проведения эвакуационных
мероприятий в федеральных органах
исполнительной власти, органах
исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, органах местного
самоуправления и организациях создаются
эвакуационные
органы: эвакуационные и эвакоприемные
комиссии.

Задачи
эвакуационных органов, а также порядок
эвакуации населения, материальных и
культурных ценностей в безопасные
районы определяются Правительством
Российской Федерации.

Постоянно действующие
комиссии по повышению устойчивости
функционирования экономики и организаций
в военное время создаются при руководителях
соответствующих органов исполнительной
власти, органах местного самоуправления
и организациях. Задачей комиссий является
организация разработки и осуществления
мер по сохранению объектов, существенно
необходимых для устойчивого функционирования
экономики и выживания населения в
военное время.

В связи с упразднением
Федеральным законом № 122 от 22.08.04 г.
служб гражданской обороны, традиционно
входящих в организационную систему
гражданской обороны, их обязанности по
гражданской обороне выполняют организации
и учреждения соответствующего профиля
(органы здравоохранения, охраны
общественного порядка, предприятия
коммунального хозяйства и др.).

Эти организации
и учреждения осуществляют в соответствии
с планами гражданской обороны и защиты
населения подготовку соответствующих
сил и средств, организацию управления
мероприятиями.

Особые обязанности
по гражданской обороне для этих
организаций определяет глава администрации
субъекта Российской Федерации на
соответствующее министерство
(департамент). Руководители этих
организаций несут персональную
ответственность за выполнение этих
обязанностей. Они могут вносить
предложения главам администраций о
порядке привлечения в военное время
или в случае чрезвычайной ситуации
дополнительных сил из профильных
учреждений, непосредственно ему
неподчиненных.

Для обеспечения
управления гражданской обороны создается
соответствующая система управления,
включающая в себя органы и пункты
управления, системы связи и оповещения,
а также автоматизированную
информационно-управляющую систему
единой государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций с учетом адаптации ее структуры
и задач к условиям военного времени.

Одним из основных
элементов системы управления гражданской
обороной являются пункты
управления
,
создаваемые на всех уровнях.

В целях обеспечения
управления мероприятиями гражданской
обороны предусматривается:

загородный
защищенный запасный пункт управления
гражданской обороны

по одному для субъектов Российской
Федерации и городов, отнесенных к группам
по гражданской обороне;

городской
защищенный пункт управления гражданской
обороны
— по
одному для субъектов Российской Федерации
и городов, отнесенных к группам по
гражданской обороне;

городской пункт
управления с местами для укрытия личного
состава
— в
каждом районе, городе и населенном
пункте, не отнесенном к группам по
гражданской обороне;

подвижный
воздушный пункт управления гражданской
обороны

один на каждый субъект Российской
Федерации (на вертолетах, приписываемых
на военное время);

подвижный пункт
управления

(на автотранспорте) — один-два на каждый
субъект Российской Федерации и по одному
на каждый город, район.

Гражданская оборона

— система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а
также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 № 171-ФЗ).

    Основными задачами в области гражданской обороны являются:

  • подготовка населения в области гражданской обороны;
  • оповещение населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
  • эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы; 
  • предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты;
  • проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;
  • проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного
    характера;
  • первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
  • борьба с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов;
  • обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому или иному заражению;
  • санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий;
  • восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
  • срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;
  • срочное захоронение трупов в военное время;
  • обеспечение устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
  • обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
  • Требования в области гражданской обороны

     – специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты,
    другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    Мероприятия по гражданской обороне

     — организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Территория, отнесённая
    к группе по гражданской обороне — территория, на которой расположен город или иной населённый пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нём объектами, представляющий высокую степень опасности
    возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время.

      Руководство гражданской обороной

  • Руководство гражданской обороной в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.
  • Руководство гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители.
  • Руководство гражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют соответственно главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и
    руководители органов местного самоуправления.
  • Руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций несут персональную ответственность за организацию и
    проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения.
  • Схема управления гражданской обороной в Российской Федерации






    Основы государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года, утверждённые Указом Президента Российской Федерации от 20 декабря 2016 года № 696

    Целью 

    государственной политики в области гражданской обороны является обеспечение необходимого уровня защищенности населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных
    ситуациях.

    Задачами государственной политики в области гражданской обороны являются:


    а) совершенствование с учетом современных требований нормативно-правовой и нормативно-технической базы в области гражданской обороны в части, касающейся защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей,
    возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях;

    б) завершение реконструкции систем оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях, и создание в установленном порядке локальных систем оповещения;


    в) повышение качества подготовки должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций к выполнению мероприятий
    по гражданской обороне;

    г) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны;


    д) обеспечение эффективного функционирования сил и средств гражданской обороны, поддержание необходимого уровня их готовности к использованию по предназначению, оснащение их современным вооружением и специальной техникой;

    е) формирование условий для дальнейшего развития системы обеспечения выполнения мероприятий по гражданской обороне с учетом экономических, географических и других особенностей регионов;

    ж) оптимизация мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях, а также повышение эффективности их выполнения;


    з) внедрение современных технологий защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях, с использованием технических средств, созданных
    отечественными производителями;

    и) своевременный учет тенденций изменения характера современных вооруженных конфликтов и проявлений экстремизма;


    к) формирование новых подходов к организации и ведению гражданской обороны, обеспечивающих необходимый уровень защищенности населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, характерных для определенных
    территорий Российской Федерации, при минимальном уровне финансовых и материальных затрат.

    Приоритетными направлениями государственной политики в области гражданской обороны являются:


    а) совершенствование нормативно-правовой, нормативно-технической и методической базы в области гражданской обороны с учетом изменений, вносимых в законодательные акты Российской Федерации, и внедрения в Российской Федерации
    системы стратегического планирования;

    б) совершенствование системы управления гражданской обороной, систем оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях;

    в) совершенствование методов и способов защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях;

    г) развитие сил гражданской обороны путем совершенствования их организации и подготовки к использованию по предназначению, а также путем повышения уровня их оснащенности современной специальной техникой;

    д) повышение качества подготовки населения в области гражданской обороны;

    е) развитие международного сотрудничества в области гражданской обороны.

    Нормативные правовые акты в области гражданской обороны в Российской Федерации

    Федеральные конституционные законы


    1.

    Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении».


    2.

    Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении».

    Федеральные законы


    1.

    Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации».


    2.

    Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне».


    3.

    Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

    .


    4.

    Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».


    5.

    Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве».


    6.

    Федеральный закон от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно- спасательных службах и статусе спасателей».


    7.

    Федеральный закон от 9 января 1996 г. 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения».


    8.

    Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».


    9.

    Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне».


    10.

    Федеральный закон от 27 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».


    11.

    Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».


    12.


    Федеральный закон от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», в части касающейся
    полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области гражданской обороны.


    13.

    Федеральный закон от 9 февраля 2000 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности».


    14.

    Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании в Российской Федерации».


    15.

    Федеральный закон от 07 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи».


    16.

    Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».


    17.

    Федеральный закон от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ «Градостроительный кодекс Российской Федерации».


    18.

    Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».


    19.

    Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности». Федеральный закон от 6 мая 2011 г. № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране».


    20.

    Федеральный закон от 21.11.1995 № 170-ФЗ Об использовании атомной энергии


    21.

    Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».

    Указы Президента Российской Федерации


    1.

    Указ Президента РФ от 20.12.2016 N 696 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года».


    2.

    Указ Президента Российской Федерации от 30 сентября 2011 г. № 1265 «О спасательных воинских формированиях МЧС России».


    3.

    Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».


    6.

    Основы единой государственной политики в области гражданской обороны на период до 2020 года (утверждены Президентом Российской Федерации 3 сентября 2011 г. № ПР-2613).


    7.


    Основы государственной политики в области обеспечения безопасности населения Российской Федерации и защищенности критически важных и потенциально опасных объектов от угроз природного, техногенного характера и
    террористических актов на период до 2020 года утвержденные Президентом Российской Федерации 15 ноября 2011 года №Пр-3400.


    8.

    Основы государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года утвержденные Президентом Российской Федерации 1 марта 2012 года № Пр-539.

    Постановления Правительства Российской Федерации


    1.


    Постановление Совета Министров Российской Федерации от 1 марта 1993 г. № 177 «Об утверждении Положения о порядке использования действующих радиовещательных и телевизионных станций для оповещения и информирования
    населения РФ в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени».


    2.

    Постановление Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 г. № 178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов».


    4.


    Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 1999 г. № 782 «О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны».


    10.

    Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».


    12.


    Постановление Правительства РФ от 5 декабря 2005 г. № 725 «О взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов
    исполнительной власти».


    15.

    Постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года № 87 «Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».


    16.


    Постановление Правительства РФ от 22 декабря 2011 г. № 1091 «О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно- спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя».


    17.


    Постановление Правительства Российской Федерации от 24.03.1997 № 334 «О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
    характера».

    Совместные приказы, приказы других министерств и ведомств


    2.


    Совместный приказ МЧС России, Минкомсвязи России и Минкультуры России от 07.12.2005 № 877/138/597 «Об утверждении Положения по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения»
    (зарегистрирован в Минюсте России 3 февраля 2006 г., регистрационный номер 7443).


    5.

    Приказ Минздрава России от 08.02.2013 № 61н «Об утверждении требований к комплектации медицинскими изделиями укладки санитарной сумки для оказания первой помощи подразделениями сил гражданской обороны».


    6.


    Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.02.2013 г № 70н «Об утверждении требований к комплектации лекарственными препаратами и медицинскими изделиями комплекта индивидуального медицинского гражданской защиты для
    оказания первичной медико- санитарной помощи и первой помощи».

    Приказы МЧС России


    1.

    Приказ МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны».


    2.

    Приказ МЧС России от 27.05.2003 № 285 «Об утверждении и введении в действие Правил использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля».


    3.


    Приказ МЧС России от 19.01.2004 № 19 «Об утверждении перечня уполномоченных работников, проходящих переподготовку или повышение квалификации в учебных заведениях министерства Российской Федерации по делам гражданской
    обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, учебно- методических центрах по гражданской обороне
    и чрезвычайным ситуациям субъектов российской федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований».


    4.

    Приказ МЧС России от 21.07.2005 № 575 «Об утверждении порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время».


    5.

    Приказ МЧС России от 01.10.2014 № 543 «Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты» (взамен приказа МЧС России от 21.12.2005 № 993).


    6.

    Приказ МЧС России от 18.12.2014 № 701 «Об утверждении Типового порядка создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне».


    7.


    Приказ МЧС России от 13.11.2006 № 646 «Об утверждении Перечня должностных лиц и работников гражданской обороны, проходящих переподготовку или повышение квалификации в образовательных учреждениях МЧС России, в
    образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования федеральных органов исполнительной власти и организаций, в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов
    Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований».


    8.

    Приказ МЧС России от 14.11.2008 № 687 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях».


    9.


    Приказ МЧС России от 26.06.2012 № 358 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
    исполнения государственной функции по осуществлению государственного надзора в области гражданской обороны».

    .


    10.

    Приказ МЧС России от 22.04.2013 № 276 «Об утверждении Перечня регламентирующих документов по организации планирования и управления деятельностью в системе МЧС России».


    11.

    Приказ МЧС России от 22.01.2013 № 33 «Об утверждении Порядка реализации и отмены дополнительных мер по защите населения и территорий от ЧС».


    12.


    Приказ МЧС России от 24.04.2013 № 284 «Об утверждении инструкции по подготовке и проведению учений и тренировок по ГО, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на
    водных объектах.

    Прочие регламентирующие документы

    СП 88.13330.2014 «Защитные мероприятия гражданской обороны. Актуализированная редакция СНИП II-11-77*».

    Ведомственные нормативные акты, планирующие документы и мероприятия в области гражданской обороны проводимые в Минобрнауки России

    Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 16 сентября 2019 г. № 774 «Об утверждении Положения о структурном подразделении (работниках) в Министерстве науки и высшего образования Российской
    Федерации и его территориальных органах, уполномоченном на решение задач в области гражданской обороны».

    Положение об организации и ведении гражданской обороны в Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации
    .

    Положение об Отделе мобилизационной подготовки и гражданской обороны – уполномоченном структурном подразделении Минобрнауки России на решение задач в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.

    План мероприятий Минобрнауки России по реализации Основ государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года, утверждённый Указом Президента Российской Федерации от 20 декабря
    2016 года № 696.

    Приказ об организации подготовки в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера федеральных государственных гражданских служащих Минобрнауки России.

    Приказ об организации подготовки в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера федеральных государственных гражданских служащих Минобрнауки России в 2019 году.

    Об организации подготовки в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций в Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • 12 июня 1990 года руководство рсфср приняло это документ в котором объявлялся государственный
  • Java пошаговое руководство
  • Самостоятельная работа под руководство
  • Третиноин гель инструкция по применению взрослым
  • Индезит bwsa 71052 ls отзывы инструкция