Руководство хорошего тона содержалось в сочинении

Учебник получил название «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов».

Написанное Петром пособие состояло из двух частей. Первая включала азбуку, цифры и духовные наставления. Её можно считать одним из первых пособий по обучению гражданскому шрифту и арабскому написанию цифр, которые ввёл своим указом Пётр I в 1708 году вместо прежнего церковно-славянского обозначения.

Вторая часть — это собственно «зерцало», то есть правила поведения для «младых отроков» и девушек дворянского сословия. Фактически, это первый в России учебник этикета. «Юности честное зерцало» на долгие годы стало руководством о правилах хорошего тона и поведения в обществе. Популярность издания у современников была так велика, что в том же 1717 году книга была выпущена ещё дважды. Затем она неоднократно переиздавалась вплоть до конца 19-го века.

Фрагмент издания.jpg

Фрагмент издания. (wikipedia.org)

Вот некоторые из советов монарха:

В церкви имеет оной очи свои и сердце весьма к богу обратить и устремить, а не на женский пол, ибо дом божий, дом молитвы, а не вертеп блудничий, но, увы, коль часто случается, что тем другие соблазняются и подают злой пример, понеже простые смотрят больше на знатных и по тому себя ведут и поступают, но кто хочет быть знатнейший в чину, оной должен везде в страхе божием и благочинстве первым себя содержать.

Всегда время пробавляй в делах благочестных, а празден и без дела отнюдь не бывай, ибо от того случается, что некоторые живут лениво, не бодро, а разум их затмится и иступится, потом из того добра никакого ожидать можно, кроме дряхлого тела и червоточины, которое с лености тучно бывает.

Всегда недругов заочно, когда они не слышат, хвали, а в присутствии их почитай и в нужде их им служи, также и о умерших никакого зла не говори.

Дети не имеют без именного приказу родительского никого бранить или поносительными словами порекать, а ежели то надобно, и оное они должны учинить вежливо и учтиво.

Должно, когда будешь в церкви или на улице, людям никогда в глаза не смотреть, яко бы из их насквозь кого хотел провидеть, и ниже везде заглядываться или рот разиня ходить, яко ленивый осёл, но должно идти благочинно, постоянно и смирно, и с таким вниманием молиться, яко бы пред высшим сего света монархом стоять довлело.

Петр I и новинки.jpg

Пётр I и новинки. (wikipedia.org)

Един токмо цвет в девицах приятен, то есть краснение, которое от стыдливости происходит.

Ещё же зело непристойно, когда кто платком или перстом в носу чистит, яко бы мазь какую мазал, а особливо при других честных людях.

И сия есть немалая гнусность, когда кто часто сморкает, яко бы в трубу трубит, или громко чихает, будто кричит, и тем в прибытии других людей или в церкви детей малых пугает и устрашает.

Когда (куда) в которое место придёшь, где едят или пьют, тогда, поклонясь, поздравь им к пище их, и ежели поднесут тебе пить, отговаривайся отчасти, потом, поклонясь, прими и пей, вежливо благодари того, кто тебе дал испить, и уступи назад, пока тебя отправят, когда кто с тобою говорить станет, то встань и слушай прилежно, что он тебе скажет, дабы ты мог одуматься на оное ответ дать, буде что найдёшь, хотя б что ни было, отдай оное назад, платья своего и книг береги прилежно, а по углам оных не разбрасывай.

Когда им (детям) говорить с людьми, то должно им благочинно, учтиво, вежливо, разумно, а не много говорить, потом слушать, и других речи не перебивать, но дать всё выговорить, и потом мнение своё, что достойно, предъявить. Ежели случится дело и речь печальная, то надлежит при таких быть печальну и иметь сожаление, в радостном случае быть радостну и являть себя весела с весёлыми. А в прямом деле и в постоянном быть постоянну и других людей рассудков отнюдь не призирать и не отметать, но ежели чьё мнение достойно и годно, то похвалять и в том соглашаться, ежели же которое сумнительно, в том себя оговорить, что в том ему рассуждать не достойно. А ежели в чём оспорить можно, то учинить с учтивостью и вежливыми словами и дать своё рассуждение на то, для чего. А ежели кто совету пожелает или что поверит, то надлежит советовать, сколько можно, и поверенное дело содержать тайно.

Когда кого поздравлять, то должно не головою кивать и махать, яко бы от поздравляемого взаимной чести требовать, а особливо будучи далеко, но надобно дожидаться, пока ближе вместе сойдутся, и ежели другой тогда взаимной чести тебе не отдаёт, то после его никогда впредь не поздравляй, ибо честь есть того, кто тебя поздравляет, а не твоя.

Между другими добродетелями, которые честную даму или девицу украшают и от них требуются, есть смирение, начальнейшая и главнейшая добродетель, которая весьма много в себе содержит. И того не довольно, что токмо в простом одеянии ходить, и главу наклонять, и наружными поступками смиренна себя являть, сладкие слова испущать, сего ещё гораздо не довольно, но имеет сердце человеческое бога знать, любить и бояться. По том должно свои собственные слабости, немощи и несовершенство признавать. И для того пред Богом себя смирять, и ближнего своего больше себя почитать. Никого не уничижать, себя ни для какогодарования не возвышать, но каждому в том служить, охотну и готову быть

Младые отроки должны всегда между собою говорить иностранными языками, дабы тем навыкнуть могли; а особливо когда им что тайное говорить случится, чтоб слуги и служанки дознаться не могли и чтоб можно их от других незнающих болванов распознать; ибо каждый купец товар свой похваляя продаёт, как может.

Страницы из издания.jpg

Страницы из издания. (wikipedia.org)

Младые отроки не должны носом храпеть, и глазами моргать, и ниже шею и плеча яко бы из повадки трясти, и руками не шалить, не хватать или подобное неистовство не чинить, дабы от издёвки не учинилось вправду повадки и обычая: ибо такие принятые повадки младого отрока весьма обезобразят и остыжают так, что потом в домах, их пересмехая, тем дразнят.

На свадьбы и танцы младой отрок не зван и не приглашён для получения себе великой чести и славы отнюдь не ходи, хотя такой обычай принят, ибо, во-первых, хотя незамужние жёны и охотно то видят, однако ж свадебные люди не всегда рады тому бывают, и понеже невзначай пришедшие причиняют возмущения, а пользы от них мало бывает, но часто от таких нестройных поступков ссоры происходят, что-либо излишнего вина не могущи стерпеть и самим собою владеть, или, не узнав меры, пристойным, своим невежством подаст к ссоре причину, или незваный похочет посесть званого и тем возбудит великое неспокойство, ибо говорится: кто ходит не зван, тот не отходит не дран.

Не прилично им (детям) руками или ногами по столу везде колобродить, но смирно ести, а вилками и ножиком по тарелкам, по скатерти или по блюду не чертить, не колоть и не стучать, но должны тихо и смирно, прямо, а не избоченясь сидеть.

Непорядочная девица со всяким смеётся и разговаривает, бегает по причинным местам и улицам, разиня пазухи, садится к другим молодцам и мужчинам, толкает локтями, а смирно не сидит, но поёт блудные песни, веселится и напивается пьяна. Скачет по столам и скамьям, даст себя по всем углам таскать и волочить, яко стерва. Ибо где нет стыда, там и смирение не является.

Природа устроила нам токмо один рот, или уста, а уши даны два, тем показуя, что охотнее надлежит слушать, нежели говорить.

Умный человек намерения своего и воли никому не объявляет, дабы не упредил его другой, который иногда к тому ж охоту имеет.

Слово «этикет» (фр. etiquette) имеет французское происхождение и означает манеру поведения. К нему относятся правила учтивости и вежливости, принятые в обществе.
В русском языке слово известно с XVIII в. и означает «установленные правила поведения в каком-либо обществе».
На Руси негласный этикет исходит из глубокой древности. Обычай бытовал в ратном деле, в охотничьих и артельных промыслах, в семейном очаге, при всевозможных жертвоприношениях, празднествах, семейных обрядах, пиршествах.
Изба для русича имела большое значение, она была и домом, и храмом. На Руси оскорбление гостя влекло за собой общественную месть: сожжение дома. Любой путник, входящий под кров известного дома, вступал под охрану разведенного в очаге огня.
Русские всегда относились с большим почтением не только к самой пище, но и ко всему, что было с ней связано. Так, довольно почтенный возраст имеет столовая ложка. Еще до Крещения Руси данный предмет указывается как привычный для употребления.
В хозяйстве дорожили горшками, берегли их. Существовали на Руси так называемые братины – ковши с шаровидным туловом. Существовал обычай пить из них вкруговую. Для заздравного питься использовались чаши и роги.
За столом строго придерживались определенных правил поведения: нельзя было стучать или скрести ложкой о посуду, бросать остатки пищи на пол, громко говорить и смеяться. Перед тем, как сесть за стол, каждый должен был перекреститься. Иногда читались соответствующие молитвы перед вкушением пищи и после насыщения, в конце еды. Хозяин дома сидел в красном углу и следил, чтобы каждый ел, не обгоняя друг друга. На пирах было принято выпивать тару единым духом, до дна, а не пить глотками. Однако быстрое опьянение считалось неприличным.
После горшка большое значение имели миски, которые делали из глины, дерева, позже – из металла. Из одной миски зачастую ела вся семья или артель, соответственно, можно представить большие размеры этой утвари.
Первые письменные правила поведения на Руси были даны в «Поучениях» Владимира Мономаха. Вот некоторые отрывки из этого сочинения: «Куда не пойдете по своей земле, нигде не позволяйте ни своим, ни чужим отрокам обижать жителей ни в селениях, ни в полях… где не остановитесь в пути, везде напойте и накормите всякого просящего… чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел, – простой ли человек, или знатный, или посол, – угостите пищей или питьем… Больного посещайте, мертвого пойдите проводить… Не пройдите мимо человека, не приветствуя его, а скажите всякому при встрече доброе слово…»
Позже, в первой половине XVI века, в России была написана «Книга, называемая Домостроем, которая содержит в себе полезные сведения, поучение и наставление всякому христианину – и мужу, и жене, и детям, и слугам, и служанкам». Сокращенное название этого уникального сочинения, написанного Сильвестром, – «Домострой» – до сих пор известно каждому русскому человеку.
Автор «Домостроя» разработал правила поведения горожанина, основанные на справедливом и гуманном отношении людей друг к другу, как встречать гостей и наносить ответные визиты и т.д.
Этот кодекс поведения, представлявший собой «обрядник всего, что делать и как жить», устанавливал строгую иерархию в отношениях между людьми и требовал точного соблюдения определенных циклов в организации жизненных процессов как семьи, имения, так и города, государства. Это был своего рода сценарный план проведения жизненно важных семейных и общественных действий. «Домострой» охватывал практически все стороны жизни дворян, помещиков. В нем подробно излагались наставления по воспитанию детей, ведению хозяйства, приготовлению пищи, приему гостей, свадебным ритуалам, торговле и т.д.
Сами названия глав этого сочинения говорят за себя: «Как с домочадцами угощать благодарно приходящих в дом твой», «Наказ ключнику на случай пира», «Как детей учить и страхом спасать», «Как жене с мужем советоваться каждый день и обо всем спрашивать: и как в гости ходить, и к себе приглашать, и с гостями о чем беседовать» и т.д. Да и сами наставления достаточно красноречивы: «Есть и пить вам во славу Божию, не объедаться, не упиваться, пустых речей не вести», «Когда перед кем-то ставишь ты еду и питье и всякие яства или же перед тобою поставят их, хулить не следует, говоря: это «гнилое», или «кислое», или «пресное, или «соленое», или «горькое», или «протухлое», или «сырое», или «переварено», или еще какое-нибудь порицание высказывать, но подобает дар Божий – любую «еду и питье» – похвалить и с благодарностью есть», «Когда пригласят тебя на пир, не упивайся до страшного опьянения и не сиди допоздна, потому что во многом питии и в долгом сидении рождается брань и свара и драка, а то и кровопролитие»; «Хозяин дома (или слуги его) должен подавать всем есть и пить… разделив по достоинству, и по чину, и по обычаю».
Интересным и важным с точки зрения становления хороших манер представляется и «Василия Кесарийского поучения юношам», вошедшие в «Домострой» в качестве фрагмента к главе «Как детей учить и страхом спасать». В этом поучении, в частности, говорится: «Следует оберегать душевную чистоту и телесное бесстрастие, имея походку кроткую, голос тихий, слово благочинно, пищу и питье не острые; при старших – молчание, перед мудрейшими – послушание, знатным – повиновение, к равным себе и к младшим – искреннюю любовь; нечестивых, плотских, любострастных людей избегать, поменьше говорить, да побольше смекать, не дерзить словами, не засиживаться в беседах, не бесчинствовать смехом, стыдливостью украшать, с распутными бабами не водиться… избегать прекословия, не стремиться к высокому сану и ничего не желать, кроме чести от всех ».
Глава семьи по «Домострою» был неограниченным хозяином в доме, которому все должны были повиноваться. Все правила поведения сводились к тому, чтобы повиноваться мужчине, выполнять его требования. Такая неограниченная власть мужчины волне соответствовала феодальному духу того времени, когда князю, боярину приписывалась роль «отца» своих подданных.
Из-за деспотичности и жестокости, характерных для «Домостроя», понятие «домострой» стало нарицательным и обозначающим консервативный уклад жизни.
Многие светские приличия, характерные для XVI-XVII вв, очень часто смешивались с религиозными правилами. Особенно это касалась уклада жизни женщин, которые воспринимались как создания порочные, нечистые и опасные. Поэтому, чтобы удалить опасность, женщину держали взаперти. Особенно строгим было отношение к знатным представительницам слабого пола. Их комнаты находились в глубине дома, ключ от дверного замка находился у самого боярина. Окна выходили на двор, который в свою очередь был обнесен высоким забором, дабы уберечь женщину от посторонних глаз. В церковь женщина могла ходить лишь по особым празднествам, соблюдая при этом определенные правила. По правилам жена не должна была показываться перед гостями мужа. Однако иногда женщине разрешалось выйти, чтобы показать тем самым свое расположение важным гостям. Во время пира происходила церемония, напоминающая обычаи западного рыцарства. По знаку хозяина боярыня спускалась по лестнице из своего терема, одетая в лучшие свои наряды, с золотым кубком в руке. Коснувшись его своими губами, она потом передавала его каждому гостю. Затем становилась на почетное место и принимала от них поцелуи.
Такие затворнические правила приличия порой доходили до того, что, если женщина начинала разговор с незнакомым мужчиной, то на нее навлекался всеобщий позор. Даже чрезмерное использование косметики (белил, румян) объяснялось стремлением обезличить женщину, убрать ее природное естество, телесность.
Однако, несмотря на это, у знатных женщин того времени был очень большой выбор украшений, драгоценностей, дорогой одежды.
К женщинам более низкого социального статуса таких строгих правил поведения не применялось.
Жизненный уклад в России начал резко меняться в эпоху Петра I, насыщенную значительными событиями.
Петр I добивался европеизации российского уклада жизни, вводил различные новшества в повседневную жизнь и быт российского дворянства.
Петр I преследовал следующие цели: приобщение русской женщины к общественной жизни по примеру западных стран; приучение высших классов русского общества к формам обхождения, распространенным в Европе; слияние различных классов и их смешение с иностранцами. Последняя цель не была достигнута – русские женщины продолжали выбирать своими кавалерами только соотечественников.
Реформы Петра I отразились на жизни дворянства, которая стала значительно отличаться от быта предыдущих поколений. Молодые люди могли обучаться в учебных заведениях, где они овладевали светскими приличиями, а так же танцам, красноречию, фехтованию и др.
В 1717 году по распоряжению Петра I была издана книга «Юности честное зерцало». Считается, что автором-составителем этой книги был друг Петра I генерал-фельдцейхмейстер Я.В. Брюс, прослывший в народе русским Фаустом. Впервые изданная при Петре I, она впоследствии много раз переиздавалась.
В книге давались советы молодым дворянам о том, как вести себя в светском обществе и в житейских ситуациях. Особенностью данного пособия было то, что заимствованные из европейского этикета правила были видоизменены и конкретизированы в соответствии российской действительности.
В данном сочинении содержались следующие наставления:
– «у родителей речей перебивать не надлежит, не следует им прекословить… но ожидать пока они выговорят. Часто одного дела не повторять, на стол, на скамью или на что иное не опираться и не быть подобным деревенскому мужику, который на солнце валяется, но стоять должно прямо»;
– «отрок должен быть весьма учтив и вежлив, как в словах, так и в делах: на руку не дерзок и не драчлив. Также, встретив знакомого, за три шага, должен шляпу приятным образом снять, а не мимо прошедши и назад оглядываясь приветствовать его. Ибо вежливым быть на словах, а шляпу держать в руках неизбыточно, а похвалы достойно. И лучше когда про кого говорят: он вежливый, смиренный молодец, нежели когда скажут про которого, он есть спесивый болван»;
– «рыгать, кашлять и подобные такие грубые действия в лице другого не чини, или чтобы другой дыхание и мокроту желудка, которая восстанет, мог чувствовать, но всегда либо рукой закрой, или отворотя рот на сторону, или скатертию, или полотенцем прикрой, чтобы никого не коснуться и тем сгадить»;
– «и сие есть немалая гнусность, когда кто часто сморкает, яко бы в трубу трубит, или громко чихает, будто кричит, и тем в прибытии других людей, или в церкви детей малых пугает и устрашает ;»
– «еще же зело непристойно, когда кто платком или перстом в носу чистит, яко бы мазь какую мазает, а особливо при других честных людях»;
– «младые отроки должны всегда между собой говорить на иностранных языках, дабы тем навыкнуть могли: а особенно когда им что тайное говорить случится, чтобы слуги и служанки дознаться не могли и чтобы можно было их от других не знающих болванов распознать».
Так же в этой книге часть разделов была посвящена девушкам, которые должны были обладать следующими добродетелями: смирение, трудолюбие, милосердие, стыдливость, бережливость, верность, чистоплотность и .т.д.
При составлении сборника все же была проявлена определенная забота о сохранении тех норм сложившегося русского национального этикета, которые диктовались бытовой целесообразностью и специфическим условиями России или являлись национальной гордостью русского народа.
В соответствии с этим при дворе, а позже и вообще в дворянстве, вошли в обиход некоторые элементы западноевропейского, преимущественно английского этикета, особенно в одежде, в воспитании детей.
Однако широкие народные массы продолжали по-прежнему вести уже сложившийся уклад жизни, воспринимая лишь малую часть нового, того, что непосредственно их касалось. Они продолжали руководствоваться своими, неписанными, но очень крепкими, устойчивыми правилами поведения, которые складывались веками в быту и находили свое выражение в фольклоре (сказках, песнях, пословицах и др.). Эти правила несложны, но глубоки и мудры, как основные нравственные правила всех народов (почтение к родителям, пожилым людям; бережное отношение к девушкам и взаимное уважение девушек к юношам; гостеприимство, честность, трудолюбие, скромность, мужество, любовь к родине и т.д.).
Одним из главных достижений русской культуры XVIII века стало создание новых устойчивых форм общественного порядка поведения. Российская аристократия была законодательницей новых правил поведения в обществе, соединивших в себе старые русские традиции и европейские нормы. В высших сословиях складываются некоторые обычаи, рождаются определенные правила учтивости и изысканности.
Правила учтивости и изысканности регламентировали все сферы жизненного уклада дворянства, все стороны его повседневной жизни, предписывали, как в светском обществе держать себя на крестинах, именинах, свадьбах, юбилеях, обедах, вечерах, балах, раутах, на прогулках, в театрах, маскарадах и т. п.
Свадебный, траурный, служебный, семейный, застольный, эпистолярный этикет и т. д. составляют в совокупности то, что принято называть светским этикетом. В этот список не следует включать церковный этикет, являющийся отдельным сводом правил.
В российском обществе того времени было сильно французское влияние. К примеру, было принято изъясняться на французском языке. Пышность, царившая в российских дворцах, изумляла даже французов, привыкших к блеску Версаля.
Некоторый спад этого влияния наблюдался лишь после отечественной войны 1812 года. Однако общение на французском языке в светском обществе сохранилось еще на некоторое время.
Уже в XVIII веке стало развиваться образование. Если раньше обучаться в университете можно было только за рубежом, то теперь он появился и в России. Поначалу образование было доступно лишь высшему сословию. Лишь в конце XIX века дети рабочих и крестьян смогли получать нормальное образование. Получить образование девушкам, даже знатным, удавалось не всегда. Они, как правило, получали образование на дому. Обучению светским манерам уделяли немаловажное значение.
Настоящий расцвет образования наблюдался во времена Александра II, когда доступ к образованию получили дети из не слишком знатных семей. Благодаря этому исчез образ идеального аристократа, который ничего не делая и имея массу свободного времени, занимался исключительно собой и проводил время на бесконечных балах и приемах.
К XIX веку удалось воспитать тип человека-интеллигента, сочетающего в себе черты лучших образцов эпохи античности с последующей образованностью.
Интеллигент — человек образованный, просвещенный, несущий в себе лучшие, прогрессивные черты своей эпохи, наполненный идеалами и ценностями Просвещения. Не случайно этот слой людей в России получил еще одно название — «просвещенный читатель». Книга в России того времени часто уподоблялась иконе, отражая духовный авторитет и духовное руководство. Чтение не было просто интеллектуальным занятием, это была некая нравственная обязанность и одновременно нравственная заслуга. Поэтому вполне естественно, что интеллигент — человек с книгой, человек, читающий ее, а тем более пишущий — стал духовным руководителем и авторитетом. А культура речи, которая вырабатывалась в результате постоянного общения с книгой, стала отличительной чертой интеллигентного человека. этикет русь интеллигент
Интеллигент был воплощением идейности, духовности, непрерывного самосовершенствования, личной нравственной ответственности перед обществом за свои действия и поступки, которые при этом должны были отличаться тонкостью и деликатностью.
В среде интеллигенции вырабатывались свои каноны приличного и достойного поведения. Этикетный кодекс интеллигента включал в себя заниженное внимание ко всему внешнему, поверхностному: интерьерам, роскоши, одежде, различным этикетным атрибутам. Демократичность, неброскость, игнорирование дорогих украшений, обязательное наличие хотя бы небольшой библиотеки создавали стиль жизни интеллигента. Для него главным являлось не внешнее впечатление, производимое им в обществе, не манеры сами по себе, хотя им всегда отдавалось должное, а нравственное, духовное личностное начало.
Лучшие традиции русского национального этикета развивались в среде интеллигенции, поскольку она усваивала передовые идеи мировой культуры и развивала их на национальной почве, создавая тем самым великие произведения живописи, музыки, литературы, которые и по сей день являются памятниками русской культуры. В этой интеллигенции, вышедшей из демократических слоев населения, вырабатывались принципы новых отношений между людьми, отвергались, высмеивались бессмысленные условности как дворянского этикета, так и мещанско-купеческого быта, провозглашались и пропагандировались естественность, простота в общении людей друг с другом.
Опыт европейских стран, надежда на успехи просвещения и цивилизации в России, наконец, сочувствие к крестьянской участи – все питало веру в то, что в будущем постепенно сгладится неравенство слоев русского общества, и дворянская во всем ее объеме (от произведений до хороших манер) станет достоянием всех сословий, будет общим законным наследством свободных и просвещенных граждан России XX века.
Однако Россия пошла по-иному пути. После событий 1917 года естественная культурная эволюция была прервана, и теперь можно только гадать, каковы были бы ее результаты. Быт, стиль отношений, неписанные правила поведения оказались очень хрупкими, а сохранить их в практике реальной жизни оказалось невозможным.
Октябрьская революция 1917 года резко изменила представление о жизни. С этого момента хорошие манеры, благородство, тактичность, владение иностранными языками стало считаться признаком буржуазного общества. Правила этикета пролетарского общества во многом противоречили ранее существовавшим. Мужчины перестали быть галантными кавалерами, а женщины – прекрасными дамами. Все стали товарищами.
Большая часть интеллигенции, которая жила в соответствии с правилами этикета и нравственными нормами, иммигрировала за границу. Тех же, кто остался, ждала не самая счастливая судьба. Ярким примером служит трагическая участь А.Блока.
Во время гражданской войны было не до манер, да и потом понятие светского общества как таковое исчезло. Среди большинства людей распространилась даже мода на некоторую грубость, которая считалась признаком рабочего класса. Снижению уровня культуры городского населения также способствовало массовое переселение в города деревенских жителей.
С выходом советской России на международную арену, признанием ее международного статуса со стороны мирового сообщества вернулись европейские нормы этикетного взаимодействия. Прежде всего, этикет вернулся в среду советских дипломатов и высших партийных и правительственных деятелей, представлявших интересы России за рубежом. Внутри же страны Советов, прикрытой «железным занавесом», продолжал насаживаться классовый этикет «победившего пролетариата».
С другой стороны, образованность общества в советское время, благодаря общедоступному высшему образованию, значительно возросла. Если первое время быть рабочим или крестьянином было почетно, то во второй половине ХХ века большая часть населения стремилась получить высшее образование.
Нормы приличия и одежда были очень простыми, без излишних изысков. Распространились вежливые устойчивые выражения для определенных случаев («будьте любезны», «не затруднит ли вас» и т.п.). В одежде в моду вошел деловой мужской костюм для мужчин, строгие платья, блузки и юбки ниже колен для женщин. Несмотря на отсутствие в школах особых предметов по правилам этикета, общие нормы поведения в обществе знали и соблюдали большинство советских людей.
Россия прошла нелегкий исторический путь со времен славян-язычников до современного человека.
Манеры поведения, речи, гардеробный этикет менялся множество раз. Менялись эпохи, правители. Случались войны, болезни, пожары, которые тоже некоим образом влияли на формирование культуры народа.
Однако самые важные правила так и остались неизменными. Мы все так же заботимся о близких, родственниках, почитаем старших, бережем детей, защищаем природу, помогаем нуждающимся, больным. Все это веками остается неизменным, это формирует всю русскую культуру, делает ее в своем роде уникальной. Этикет тесным образом связан с традиционностью, т.к. правила поведения, которые формируются в обществе, невозможны без памяти о прошлом, о событиях, которые на эти правила и повлияли.
Поэтому каждый человек должен знать свою историю, прошлое свое народа, соблюдать культурные традиции этого народа, ведь без этого немыслимо ни одно цивилизованное общество, без этого немыслим этикет.

Список использованной литературы
1. Домострой. Юности честное зерцало. Русские пословицы и поговорки о семье./ Под ред. Т.Н. Терещенко. – 2-е изд. – М.: Даръ, 2007 – 320с
2. Емышева Е.М., Мосягина О.В. История этикета. Придворный этикет в России в XVIIIв.// Секретарское дело.- 2004.- №2.- С. 56-57.
3. Золотая книга этикета/ Авт.-сост. В.Ф. Андреев, второе издание, исправленное и дополненное – М.: Вече, 2005 – 400с
4. Лаврентьева Е.В., Повседневная жизнь дворянства пушкинской поры. Этикет, М., Молодая гвардия, 2007 – 672 с
5.
Малая энциклопедия этикета – М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 2000 – 640с
6.
Малышев М.И. Из истории русского этикета. – Л.: Знание, 1974.
7. Муравьева О.С., Как воспитывали русского дворянина, М., LINKA-PRESS, 1995 – 272 с
8. Советский этикет/ Авт.-сост. Л. Гринберг, Л.: Знание, 1974
9. Трофименко В., Волгин А., Поговорим об этикете, М., Московская правда, 1991
10. Школа этикета: Поучения на всякий случай/ Авт.-сост. Л.С. Лихачева – Екатеринбург: Средн. – Урал. кн. изд-во, 1998 – 448с
11. http://etiquetterules.ru/etiquette/106-istoriya-etiketa-rossii.html
Размещено на Allbest.ru

Сталевара премируют томом Грум-Гржимайло «Производство стали». Очень хорошо. Но зачем к руководству по варке стали добавляют собрание сочинений Александра Сергеевича Пушкина? Зачем студенту энергофакультета читать Лермонтова: «Глазами тучи я следил, руками молнии ловил…» Поможет ли это ему в научных занятиях? Да, поможет. Пушкин повышает съем стали с квадратного метра пода, а «Мцыри» движет конструкторскую мысль электротехника

Книга, грамотность, культура оттачивают человеческую мысль, улучшают людей, а лучший человек делает лучшие вещи. Так, косвенно, Пушкин участвует в работе доменщика.

Слово родилось раньше мысли, и мыслим мы словами. Если человек не может ясно изложить свою мысль, значит, мысль недостаточно ясна для самого человека. Изучение слова оттачивает мысль, и первое оружие, с которым человек идет на завоевание культуры, это — грамотность. Мы знаем университеты культуры, где учатся тысячи рабочих, к учебным часам меняющих спецовку на пиджаки. Мы вправе требовать, чтобы наша производственно-техническая интеллигенция была интеллигенцией в самом лучшем и самом полном смысле этого слова, чтобы она обладала широчайшим культурным кругозором.

В наших втузах мы воспитываем отнюдь флюсоподобных прутковских специалистов. Полнокровие жизни — это специализация, связанная общей культурой. Конструктор трактора должен уметь ценить Маяковского, Бальзака, Рембрандта, Бетховена. Владея пониманием Рембрандта и Маяковского, человек становится богаче и сам обогащает жизнь.

И первый бруствер, который надо взять грамотность, — хорошая, полная грамотность. Не грамотность канцелярий, особый «литературный стиль»: «На основании вышеизложенного, припрепровождается, настоящее удостоверение вы в том, что (имя рек) является действительно » Не этой грамотностью должен овладеть студент. Канцелярский литературный стиль порожден бюрократизмом, слишком часто неразрывен с . Он, этот стиль, уходит корнями в прошлое. Он даже имел свою энциклопедию, свой свод образцов хорошего тона, «Письмовник», где писарским духом дышала каждая строка абзаца – от прошений «на высочайшее» до излияний любимой женщине. 

Нет, нам нужна другая грамотность. Подсчитывал ли кто-нибудь количество слов (а следовательно понятий), которыми пользовался рабочий царской России и рабочий наших дней? Ежедневный бытовой словарь рабочего? Такой подсчет дал бы чайшие результаты. И стал бы в какой-то степени измерителем роста культуры. Нам нужно обогащать свой словарь, свой мозг. Досужие люди подсчитали, что Шекспир в своих вещах воспользовался 12 тысячами слов. Вот подобным словарем культурнейшего человека эпохи должна обладать и наша производственная интеллигенция, которая делается культурнейшей интеллигенцией мира.

Я не пишу трактата о пользе грамотности. Трактаты пишутся не так. Это беглые заметки, результат бесед с дипломниками, со студентами, с инженерами, с преподавателями втузов. Мы соглашались все: инженер должен разбираться во всех основных явлениях жизни, в главнейших явлениях природы.

Я вспоминаю «движение ажанов» — молодых идей одного из наших провинциальных городов. «Ажан» должен иметь понятие обо всем. Он читает в день по 3—4 книги, просматривая их бегло, «через пятое на десятое», лишь бы уловить содержание и движение сюжета. Это выдавалось за культуру, и молодежи преподносились (чуть ли не в газете) рецепты, как быстро сделаться «ажаном». «Ажанство» появлялось в прошлом году — его громила «Комсомольская правда».

Известно, что Александр Македонский имел привычку склонять голову к плечу, а Юлий Цезарь был лыс и носил яркие платья. Но собирание таких сведений — разве это культура? Это — то же своеобразное «ажанство».

Наш студент — технический специалист будет заниматься не биографией Цезаря, а конструированием станка, может быть станка с громкой биографией. И первая ступень здесь — общая грамотность.

Вы помните: «не мог он ямба от хорея, как бы ни бились, отличить». Инженер — не литературовед. Но и ему неплохо научиться различать хореи и ямбы. И инженер будет отличать так же, как он различит мотив печали в траурном марше Шопена и мотив ужаса в траурном марше Бетховена. ОН студентом — овладеет культурным минимумом, чтобы дальше, специализируясь все больше, раздвигать свой культурный горизонт.
Он начальник цеха, инженер, ученый найдет в художественной литературе средство для познания, для изучения людей. Не во всякой художественной литературе. Произведения Амедея Гофмана вряд ли принесут пользу в этом направлении, но в реалистических произведениях прошлого, в произведениях настоящего — эпохи социалистического реализма — он найдет верного помощника и друга.

На сессии выносятся иностранные языки: английский, немецкий… Знание их нужно втузовцу не только, чтобы читать технические журналы и книги. Нет, они нужны и для чтения Шекспира и Гейне в подлиннике. И встретившись с доктором Фаустом на страницах книги Гете, гидротехник, может быть, с удивлением услышит вдохновенные могучие слова о последней мечте энциклопедиста Фауста — о грандиозных гидротехнических работах.

Сталевара надо премировать сочинениями Пушкина, а электротехнику надо знать Лермонтова.

В предложенном для анализа тексте автор предлагает читателям задуматься над важностью культурного развития. Зачем человеку читать книги? Поможет ли ему это в научных достижениях?

      Размышляя над этим вопросом автор повествует о значимости грамотности и изучении слова. «Книга, грамотность, культура оттачивают человеческую мысль, улучшают людей, а лучший человек — скажем прямо — делает лучшие вещи». Благодаря книгам и произведениям искусства мы саморазвиваемся, обогащаем наш словарный запас и оттачиваем мысли.

      Также автор упоминает «движение ажанов» . Писатель повествует, что « ажаны» это те молодые люди, которые читают « по 3-4 книги в день, просматривая их бегло», «через строчку», пытаясь только уловить содержание текста и движение сюжета. Такое нельзя назвать культурой, хоть раньше и  выдавалось за неё, «молодёжи преподносились рецепты, как быстро сделаться» ажаном».

          Противопоставляя эти примеры, автор показывает, что действительно важно вчитываться и вглядываться в то, что ты читаешь или изучаешь. Нельзя духовно обогатиться гонясь за сюжетом, важно проанализировать текст и героев.

          Шаламов В.Т. считает, что человеку необходимо читать книги и

Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев

«Юности честное зерцало»: что содержалось в первом учебнике для молодых русских правителей

Первый русский учебник этикета «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов» был подготовлен по указанию царя Петра I, дабы рассказать о манерах настоящего русского дворянина.

Предполагается, что «Зерцало» составил епископ Рязанский и Муромский Гавриил (Бужинский). В первой части были помещены азбука, таблицы слогов, цифр и чисел, а также нравоучения из священного писания.

Также книга еще была и одним из первых пособий по обучению гражданскому шрифту и арабскому написанию цифр. Вторая часть — собственно «зерцало», то есть правила поведения для «младых отроков» и девушек дворянского сословия. «Юности честное зерцало» переиздавалось вплоть до конца XIX века и долгое время было популярнейшим руководством по правилам хорошего тона и поведению в обществе.

Вот набор правил поведения за столом согласно «Юности честному зерцалу».

Когда прилучится тебе с другими за столом сидеть, то содержи себя в порядке по сему правилу:

Во-первых, обрежь свои ногти, да не явится яко бы оные бархатом обшиты, умой руки и сядь благочинно, сиди прямо и не хватай первый блюдо, не жри, как свинья, и не дуй в ушное, чтоб везде брызгало, не сопи, егда ешь;

Первый не пей, будь воздержен и бегай пьянства, пей и ешь, сколько тебе потребно, в блюде будь последний, когда часто тебе предложат, то возьми часть из того, прочее отдай другому и возблагодари ему, руки твои да не лежат долго на тарелке, ногами везде не мотай;

Когда тебе пить, не утирай губ рукою, но полотенцем, и не пей, пока ещё пищи не проглотил, не облизывай перстов и не грызи костей, но обрежь ножом, зубов ножом не чисти, но зубочисткою, и одною рукою прикрой рот, когда зубы чистишь, хлеба, приложа к грудям, не режь;

Ешь, что пред тобою лежит, а инде не хватай, ежели перед кого положить хочешь, не примай перстами, как некоторые народы ныне обыкли;

Над едою не чавкай, как свинья, и головы не чеши, не проглотя куска, не говори, ибо так делают крестьяне, часто чихать, сморкать и кашлять не пригоже;

Когда ешь яйцо, отрежь наперёд хлеба и смотри, чтобы при том не вытекло, и ешь скоро, яичной скорлупы на разбивай, и пока ешь яйцо, не пей, между тем не замарай скатерти и не облизывай перстов, около своей тарелки не делай заборов из костей, корок хлеба и прочего;

Когда перестанешь есть, возблагодари Бога, умой руки и лицо и выполощи рот.

Читайте наши статьи
на Дзен

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Проанализируйте смысловую связь между примерами-иллюстрациями.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.

Объём сочинения  — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Прочитайте текст и выполните задания 22−26.

(1)Сталевара премируют томом Грум-Гржимайло «Производство стали». (2)Очень хорошо. (3)Но зачем к руководству по варке стали добавляют собрание сочинений Александра Сергеевича Пушкина? (4)Зачем студенту энергофакультета читать Лермонтова: «Глазами тучи я следил, руками молнии ловил…»? (5)Поможет ли это ему в научных занятиях? (6)Да, поможет. (7)Пушкин повышает производительность труда сталевара, а «Мцыри» движет конструкторскую мысль электротехника.

(8)Книга, грамотность, культура оттачивают человеческую мысль, улучшают людей, а лучший человек  — скажем прямо  — делает лучшие вещи. (9)Так, косвенно, Пушкин участвует в работе мастера-доменщика.

(10)Слово родилось раньше мысли, и мыслим мы словами. (11)Если человек не может ясно изложить свою мысль, значит, мысль недостаточно ясна для самого́ человека. (12)Изучение слова оттачивает мысль, и первое оружие, с которым человек идёт на завоевание культуры, берёт верх над невежеством,  — это грамотность. (13)Мы знаем университеты культуры, где учатся тысячи рабочих, к учебным часам меняющих спецовку на пиджак. (14)Мы вправе требовать, чтобы наша производственно-техническая интеллигенция была интеллигенцией в полном смысле этого слова, чтобы она обладала широчайшим культурным кругозором.

(15)В наших вузах мы воспитываем отнюдь не флюсоподобных прутковских специалистов. (16)Полнокровие жизни  — это специализация, связанная с общей культурой. (17)Конструктор трактора должен уметь ценить Маяковского, Бальзака, Рембрандта, Бетховена. (18)Владея пониманием Рембрандта и Маяковского, человек становится богаче. (19)И сам обогащает жизнь.

(20)И первая крепость, которую надо взять,  — это грамотность. (21)Хорошая, полная грамотность. (22)Не грамотность канцелярий, особый «литературный стиль»: «На основании вышеизложенного», «сим препровождается», «настоящее удостоверение в том, что…» (23)Не этой грамотностью должен овладеть студент  — канцелярский литературный стиль порождён бюрократизмом, слишком часто неразрывен с ним. (24)Он, этот стиль, уходит корнями в прошлое. (25)Он даже имел свою энциклопедию, свой свод образцов хорошего тона, «Письмовник», где писарским духом дышала каждая строка абзаца  — от прошений «на высочайшее» до излияний любимой женщине.

(26)Нет, нам нужна другая грамотность. (27)Сравнивал ли кто-нибудь количество слов (а следовательно, и понятий), которыми пользовался рабочий царской России, со словарным запасом современного рабочего? (28)Ежедневный бытовой словарь рабочего? (29)Такой подсчёт дал бы ярчайшие результаты. (30)И стал бы в какой-то степени измерителем роста культуры. (31)Нам нужно обогащать свой словарь, свой мозг. (32)Учёные подсчитали, что Шекспир в своих произведениях воспользовался 12 тысячами слов. (33)Вот таким словарём культурнейшего человека эпохи должна обладать и наша производственная интеллигенция, которая делается культурнейшей интеллигенцией мира.

(34)Я не пишу трактата о пользе грамотности. (35)Трактаты пишутся не так. (36)Это беглые заметки, результат бесед с дипломниками, со студентами, с инженерами, с преподавателями вузов. (37)Мы соглашались все: инженер должен разбираться во всех основных явлениях жизни, в главнейших явлениях природы.

(38)Я вспоминаю «движение ажанов»  — молодых людей одного из наших провинциальных городов. (39)«Ажан» должен иметь понятие обо всём, он читает в день по 3−4 книги, просматривая их бегло, «через пятое на десятое», лишь бы уловить содержание и движение сюжета. (40)Это выдавалось за культуру, и молодёжи преподносились рецепты, как быстро сделаться «ажаном» (потом об «ажанстве» очень резко высказывались в «Комсомольской правде»). (41)Так вот, когда я говорю о том, что должен в гуманитарной области знать современный инженер, я не имею в виду такое «ажанство».

(42)Известно, что Александр Македонский имел привычку склонять голову к плечу, а Юлий Цезарь был лыс и носил яркие платья. (43)Но собирание таких сведений  — разве это культура?

(44)Наш студент будет заниматься не биографией Цезаря, а конструированием станка. (45)Может быть, станка с громкой биографией. (46)И первая ступень здесь  — общая грамотность.

(47)Вы помните: «Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить». (48)Инженер  — не литературовед. (49)Но и ему неплохо научиться различать хореи и ямбы. (50)И инженер будет различать их так же, как он различит мотив печали в траурном марше Шопена и мотив ужаса в траурном марше Бетховена. (51)Начальник цеха, инженер, учёный найдёт в художественной литературе средство для познания, для изучения людей. (52)И иностранные языки нужны ему не только для того, чтобы читать технические журналы и книги. (53)Они нужны и для чтения Шекспира и Гейне в подлиннике. (54)И, встретившись с доктором Фаустом на страницах книги Гёте, гидротехник, может быть, с удивлением услышит вдохновенные могучие слова о последней мечте энциклопедиста Фауста  — о грандиозных гидротехнических работах.

(55)Сталевара надо премировать сочинениями Пушкина, а электротехнику надо знать Лермонтова.

(По В. Т. Шаламову)*

*Шаламов Варлам Тихонович (1907−1982)  — советский и российский писатель.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Mustek ir02c инструкция на русском скачать
  • Аджиколд хотмикс порошок инструкция по применению
  • Глазные капли мирамистин инструкция по применению цена
  • Ноопепт цена в москве в аптеках инструкция по применению
  • Dj carbon therapy инструкция по применению цена