Руководство ифла юнеско по манифесту ифла для школьных библиотек

   Книги по разным темам

Pages:     | 1 | 2 | 3 | 4 |

— работа библиотеки направлена на предоставление равного и своевременного доступа к хорошо организованному и разнообразному собранию ресурсов;

— библиотека эстетически привлекательна для пользователей и содействует отдыху и учебе; в ней четкие и красиво выполненные указатели и вывески.

2.4. Электронное и аудиовизуальное оборудование Одна из важных функций школьной библиотеки — служить окном в наш сегодняшний мир, основанный на информации. Поэтому она должна предоставлять возможность пользоваться всей необходимой электронной, вычислительной и аудиовизуальной техникой. Сюда входят:

— автоматизированные рабочие места с доступом к Интернету;

— общедоступные электронные каталоги, приспособленные к разным возрастам и уровням учащихся;

— магнитофоны;

— СD-проигрыватели;

— сканеры;

— видеопроигрыватели;

— компьютерное оборудование, модифицированное с учетом потребностей слабовидящих или других лиц с физическими недостатками.

Компьютерная мебель должна быть специально спроектирована для детей и легко регулироваться под их рост.

2.5. Материальные ресурсы Исключительно важно, чтобы библиотека располагала хорошим помещением и широким выбором высококачественных ресурсов. Отсюда вытекает большое значение политики формирования фонда. Она определяет назначение, охват и содержание библиотечного фонда, а также доступ к внешним ресурсам.

2.6. Политика формирования фонда Школьная библиотека обязана предоставлять доступ к широкому кругу ресурсов, удовлетворяющих нужды пользователей в сфере образования, информации и формирования личности. Крайне важно, чтобы коллекции формировались непрерывно, давая возможность читателям постоянно пользоваться новыми материалами.

Сотрудникам школьной библиотеки совместно с администрацией и учителями необходимо выработать единую политику формирования фонда, которая исходила бы из учебного плана, конкретных нужд и интересов школьного сообщества и при этом отражала все разнообразие мира за стенами школы.

Соответствующий документ должен отражать следующие основополагающие моменты:

— Манифест ИФЛА/ЮНЕСКО о школьных библиотеках (раздел Миссия школьной библиотеки);

— заявления по вопросу интеллектуальной свободы;

— заявления о свободе информации;

— цели политики формирования фонда и учет в ней задач школы и учебного плана;

— долгосрочные и краткосрочные цели.

2.7. Фонд библиотечных материалов Cчитается, что адекватный уровень укомплектованности книжными материалами — 10 книг на учащегося. Если иметь в виду хорошо сбалансированный книжный фонд для детей всех возрастов, способностей и происхождения, тогда самые маленькие школьные библиотеки должны содержать не меньше 2500 единиц актуальных и современных документов. Минимум 60% фонда должны составлять связанные с учебным процессом материалы небеллетристического характера.

Помимо этого школьной библиотеке следует приобретать и материалы для досуга, например популярные романы, компакт-диски, компьютерные игры, видеокассеты, лазерные видеодиски, журналы и постеры. Такие материалы можно отбирать совместно с учащимися, с тем чтобы они отражали их интересы и культуру, не выходя при этом за разумные границы нравственных норм.

2.8. Электронные ресурсы Ассортимент услуг школьной библиотеки включает доступ к ресурсам электронной информации, которые должны отражать учебную программу, а также интересы и культуру пользователей.

Электронные ресурсы — это доступ к Интернету, специализированные справочные и полнотекстовые базы данных, а также пакеты прикладных программ учебного характера. Они могут быть на сидиромах или DVD.

При выборе системы каталога крайне важно, чтобы он был пригоден для классификации и каталогизации библиотечных ресурсов согласно общепринятым международным или национальным правилам. Это упрощает задачу интеграции такого каталога в более широкие сети. Во многих странах мира местные школьные библиотеки получают большую пользу от членства в сводном каталоге. Такое сотрудничество способно повысить эффективность и качество обработки книг и облегчает объединение ресурсов для достижения максимального эффекта.

Глава 3. Кадровое обеспечение Заведующий школьной библиотекой — профессионально подготовленный сотрудник, отвечающий за планирование и работу школьной библиотеки, которая укомплектована по возможности достаточным штатом сотрудников. Он работает совместно со всеми членами школьного сообщества и поддерживает связь с публичной библиотекой и другими организациями.

3.1. Штат библиотеки Широта и качество библиотечного обслуживания зависят от кадровых ресурсов внутри и вне школьной библиотеки. Поэтому первостепенное значение имеет наличие хорошо обученного и добросовестно работающего штата, который должен соответствовать размеру школы и ее конкретными потребностями в библиотечном обслуживании. Термин штат означает в данном случае квалифицированного заведующего библиотекой и его заместителя. Помимо них может иметься и вспомогательный персонал, например учителя, техники, родители и другие добровольцы. Заведующий школьной библиотекой должен иметь профессиональное образование и соответствующую квалификацию и помимо этого — подготовку по педагогической теории и методике.

Одна из главных задач управления персоналом в школьной библиотеке состоит в том, чтобы все ее сотрудники хорошо понимали принципы библиотечного обслуживания, имели четко определенный круг обязанностей, принимались на работу согласно действующему законодательству и получали достойное жалованье, соответствующее их профессиональному уровню.

Добровольцы не должны использоваться взамен штатных сотрудников, но могут работать по контракту как вспомогательный персонал, причем в контракте должна быть закреплена официальная основа, на которой они участвуют в работе школьной библиотеки. По вопросам развития услуг школьной библиотеки можно привлекать в качестве внешних экспертов консультантов местного или общенационального уровня.

3.2. Роль заведующего школьной библиотекой Основная роль заведующего библиотекой — участие в реализации миссии и целей школы (включая оценку результатов), формулирование и осуществление миссии и целей школьной библиотеки.

Заведующий библиотекой в сотрудничестве с руководством школы, администраторами и учителями участвует в планировании и осуществлении учебного плана. Заведующий библиотекой обладает знаниями и умениями в области информационного обслуживания и решения информационных задач, а также навыками работы с любыми ресурсами, как печатными, так и электронными. Его знания, умения и навыки должны соответствовать потребностям данного школьного сообщества. Кроме того, заведующий библиотекой должен руководить работой по пропаганде чтения и детской литературы, мультимедийных материалов и культуры в целом.

Чтобы библиотека могла заниматься междисциплинарной деятельностью, ей не обойтись без помощи администрации школы. Заведующий библиотекой подотчетен непосредственно директору школы или его заместителю. Исключительно важно, чтобы заведующий библиотекой считался равноправным членом педагогического коллектива и мог участвовать в общей работе и всех совещаниях как руководитель библиотечного подразделения.

Заведующий библиотекой должен создать такую обстановку для учебы и досуга, которая была бы привлекательна, гостеприимна и доступна для всех без боязни или предубеждения. Все работники школьной библиотеки должны поддерживать хорошие взаимоотношения с детьми, молодежью и взрослыми.

3.3. Роль библиотекаря школьной библиотеки Библиотекарь подотчетен заведующему библиотекой и помогает ему в работе. Эта должность требует канцелярских и технических знаний и умений. Библиотекарь должен иметь базовую подготовку по библиотечному делу; в противном случае ему должна ее обеспечить библиотека. Среди служебных обязанностей библиотекаря — повседневная работа по расстановке, регистрации выдачи и возврата литературы, обработка библиотечных материалов.

3.4. Сотрудничество между учителями и заведующим школьной библиотекой Чтобы максимально использовать потенциал школьной библиотеки, необходимо сотрудничество между учителями и школьным библиотекарем.

Сотрудничество учителей с библиотекарями направлено на то, чтобы:

— развивать и обучать школьников, оценивать их успеваемость по всем предметам учебного плана;

— развивать и оценивать информационные навыки и информационные знания учащихся;

— разрабатывать планы уроков;

— готовить и проводить специальные проектные задания, выполняемые в расширенной среде обучения, которая включает библиотеку;

— готовить и проводить программы пропаганды чтения и культурные мероприятия;

— внедрять в учебную программу информационные технологии;

— доносить до родителей значение школьной библиотеки.

3.5. Навыки, необходимые сотрудникам школьной библиотеки Школьная библиотека обслуживает всех членов школьного сообщества: учащихся, учителей, админин страторов, воспитателей, а также родителей. Для работы со всеми этими группами требуются особые навыки общения и взаимодействия. Основные группы пользователей — это учащиеся и учителя, но нужно иметь в виду и другие категории специалистов, а именно администраторов и воспитателей.

Основные качества и умения, необходимые сотрудникам школьной библиотеки, можно определить следующим образом:

— умение доброжелательно и без предубеждения общаться с детьми и взрослыми;

— умение понять, в чем именно нуждается пользователь;

— умение совместно работать с отдельными лицами и группами внутри и вне школьного сообщества;

— знание и понимание многообразия культур;

— знание методики обучения и педагогической теории;

— информационные навыки и умение работать с информацией;

— знание материалов, составляющих библиотечный фонд, и умение находить их;

— знание детской литературы, мультимедийных материалов и культуры;

— знания и умения в сфере управления и маркетинга;

— знания и умения в сфере информационной техники.

3.6. Служебные обязанности заведующего школьной библиотекой Заведующий школьной библиотекой обязан:

— анализировать потребности школьного сообщества в ресурсах и информации;

— формулировать и проводить общие принципы развития библиотечного обслуживания;

— вырабатывать политику и план комплектования библиотечных ресурсов;

— каталогизировать и классифицировать библиотечные материалы;

— обучать пользованию библиотекой;

— обучать информационной грамотности;

— помогать учащимся и учителям в работе с библиотечными ресурсами и информационной техникой;

— отвечать на справочно-информационные запросы с помощью соответствующих материалов;

— претворять в жизнь программы пропаганды чтения и культурные мероприятия;

— участвовать в планировании, связанном с реализацией учебного плана;

— участвовать в подготовке, осуществлении и оценке учебного процесса;

— содействовать тому, чтобы библиотечное обслуживание оценивалось как стандартная составляющая общей системы оценки школы;

— налаживать партнерские отношения с внешними организациями;

— составлять и исполнять бюджет;

— заниматься стратегическим планированием;

— руководить сотрудниками библиотеки и обучать их.

3.7. Нравственные нормы Сотрудники библиотеки обязаны соблюдать высокие нравственные нормы в своих отношениях со всеми членами школьного сообщества. Они должны быть равны в обращении со всеми пользователями, независимо от их способностей и происхождения. Обслуживание следует обязательно адаптировать к нуждам каждого пользователя. Для укрепления роли школьной библиотеки как открытой и безопасной учебной среды ее сотрудники должны подчеркивать, что их функция — быть советчиками, а не преподавателями в обычном смысле. Это означает прежде всего то, что в процессе библиотечного обслуживания они должны стремиться поставить себя на место пользователя и не допускать никакой пристрастности по причине собственных взглядов или предрассудков.

Глава 4. Программы и деятельность Школьная библиотека есть неотъемлемая часть образовательного процесса.

4.1. Программы В государственных программах развития образования школьные библиотеки должны рассматриваться как жизненно важные средства для достижения масштабных целей в следующих областях:

— информационная грамотность для всех, которая постепенно развивается и находит признание во всех звеньях школьного образования;

— наличие информационных ресурсов для учащихся всех уровней;

— свободное распространение информации и знаний для всех категорий учащихся с целью осуществления демократических прав и прав человека.

Желательно иметь специальные программы развития школьных библиотек как на местном, так и на государственном уровнях. Подобные программы могут предусматривать разные цели и мероприятия, которые зависят от конкретных условий. Вот несколько примеров таких мероприятий:

— выработка и публикация национальных (и местных) стандартов и методических рекомендаций для школьных библиотек;

— создание показательных библиотек для демонстрации передового опыта;

— создание комитетов по школьным библиотекам на государственном и местном уровнях;

— создание официальной базы для сотрудничества между школьными и публичными библиотеками на государственном и местном уровнях;

— внедрение программ профессиональной подготовки школьных библиотекарей;

— обеспечение финансирования проектов, осуществляемых школьными библиотеками, например кампаний пропаганды чтения;

— организация и финансирование научных проектов, связанных с деятельностью и развитием школьных библиотек.

4.2. Сотрудничество и объединение ресурсов с публичными библиотеками Для улучшения библиотечного обслуживания детей и молодежи в данном населенном пункте имеет смысл наладить сотрудничество между школьными и публичными библиотеками. Текст соглашения о сотрудничестве должен включать следующие пункты:

— единые показатели сотрудничества;

— уточнение и определение сфер сотрудничества;

— разъяснение экономических последствий и порядок распределения издержек;

— срок осуществления сотрудничества.

Вот примеры областей, где возможно сотрудничество:

— совместная подготовка кадров;

— совместное формирование фондов;

— совместная разработка программ;

— координация работы электронных услуг и сетей;

— создание средств обучения и методик работы по обучению пользователей;

— посещение классами публичной библиотеки;

— совместные чтения и пропаганда чтения;

— совместный маркетинг дополнительных библиотечных услуг для детей и молодежи.

Pages:     | 1 | 2 | 3 | 4 |

   Книги по разным темам

Свобода, процветание, развитие общества, как и отдельных граждан, относятся к числу основополагающих человеческих ценностей. Всё это достигается только путём обеспечения возможности широко информированным гражданам осуществлять свои демократические права и играть активную роль в обществе. Плодотворное участие граждан и развитие демократии зависят от получения удовлетворительного образования, а также от свободного и неограниченного доступа к знаниям, идеям, культуре и информации.

Публичная библиотека, открывающая путь к знаниям на местном уровне, необходима для обеспечения непрерывного обучения, самостоятельного принятия решений и культурного развития граждан и социальных групп. Она закладывает фундамент для становления здорового общества знаний, предоставляя доступ и создавая условия для формирования знаний и обмена всеми их видами, включая научные и краеведческие, без

каких-либо

коммерческих, технологических или правовых преград.

По всему миру, но особенно в развивающихся странах, библиотеки способствуют реализации прав на образование и участие в культурной жизни сообщества максимального числа людей.

Настоящий Манифест провозглашает веру ЮНЕСКО в публичную библиотеку как живительную силу образования, культуры и информации, важнейший фактор обеспечения устойчивого развития и индивидуального достижения мира и духовного благополучия через сознание всех людей.

В связи с этим ЮНЕСКО призывает национальные и местные правительства оказывать поддержку развитию публичных библиотек и активно участвовать в этой деятельности.

Публичная библиотека

Публичная библиотека — местный центр информации, в котором читатели могут получить всевозможные знания. Она является важной составляющей общества знаний, постоянно адаптирующегося к новым средствам коммуникации с целью выполнения обязательства по предоставлению всеобщего доступа к информации и использования её для всех людей. Библиотека обеспечивает общедоступное пространство для производства знаний, распространения информации и культуры и обмена ими, а также для поощрения вовлечения граждан в общественную жизнь.

Библиотеки — это создатели сообщества, активно привлекающие новую аудиторию. Они внимательно прислушиваются к нуждам пользователей для поддержки разработки услуг, отвечающих местным потребностям и служащих улучшению качества жизни. Население доверяет своей библиотеке, а публичная библиотека, в свою очередь, стремится оперативно информировать общественность и держать людей в курсе событий.

Публичная библиотека предоставляет свои услуги на основе равенства доступа всех, независимо от возраста, этнической принадлежности, пола, вероисповедания, национальности, языка, социального положения и любых других признаков. Особые услуги и материалы должны предоставляться всем, кто по тем или иным причинам не могут пользоваться обычными услугами и материалами, например представителям языковых меньшинств, людям с ограниченными возможностями здоровья, низким уровнем владения цифровыми или компьютерными технологиями или грамотности, а также больным в стационарах или заключённым.

В фондах должны храниться материалы, отвечающие потребностям всех возрастных групп. Необходимо, чтобы библиотечные фонды и услуги включали все виды соответствующих средств информации, современные технологии, а также традиционные материалы. Обеспечение высокого качества, учёт местных потребностей и условий, отражение языкового и культурного разнообразия сообщества имеют основополагающее значение. Материалы должны отражать современные тенденции и эволюцию общества, а также основные вехи человеческой деятельности.

Фонды и услуги не должны подвергаться

какой-либо

идеологической, политической или религиозной цензуре, а также коммерческому давлению.

Задачи публичной библиотеки

Публичные библиотеки в своей деятельности должны руководствоваться ключевыми задачами, решая их, они вносят свой вклад в достижение целей в области устойчивого развития и построения более справедливого, гуманного и устойчивого общества.

Ключевые задачи публичных библиотек, касающиеся информации, грамотности, образования, инклюзивности, гражданского участия и культуры:

  • предоставление свободного от цензуры доступа к широкому спектру информации и идей, поддержка формального и неформального образования на всех уровнях, обучения на протяжении всей жизни, способствующего непрерывному, добровольному и самостоятельному стремлению людей к знаниям;
  • предоставление возможностей для личного творческого развития и стимулирование воображения, творческих способностей, любознательности и эмпатии;
  • формирование и укрепление навыков чтения у детей с рождения и до взрослого возраста;
  • инициирование и поддержка мероприятий и программ для развития навыков чтения и письма, участие в таких мероприятиях и программах, содействие развитию медийной и информационной грамотности и навыков цифровой грамотности среди людей всех возрастов;
  • оказание услуг своим сообществам как очно, так и удалённо с помощью цифровых технологий в целях предоставления доступа к информации, коллекциям и программам в тех случаях, когда это возможно;
  • обеспечение доступа всех людей ко всем видам общественной информации и возможностям социальной организации в подтверждение и признание ключевой роли библиотек в структуре общества;
  • предоставление своим сообществам доступа к научным знаниям, в том числе результатам исследований и медицинской информации, которые могут повлиять на жизнь пользователей и на научный прогресс;
  • оказание соответствующих информационных услуг местным предприятиям, ассоциациям и кружкам;
  • сохранение данных, знания и наследия коренных народов (включая устные традиции), а также предоставление доступа к этим данным, знаниям и наследию, с обеспечением условий, при которых местное сообщество может играть активную роль в выявлении материалов, подлежащих сбору, их сохранению и распространению, в соответствии с пожеланиями сообщества;
  • развитие межкультурного диалога и поощрение культурного многообразия;
  • содействие сохранению продуктов культурного самовыражения и культурному наследия и предоставлению содержательного доступа к ним, уважению к произведениям искусства, открытому доступу к научным знаниям, исследованиям и инновациям, размещённым как на традиционных носителях информации, так и существующим в форме оцифрованных и изначально цифровых материалов.

Финансирование, законодательство и сети

Публичная библиотека обычно предоставляет доступ к зданию и услугам без взимания платы. Ответственность за её функционирование несут местные и национальные власти. Деятельность библиотеки, которую обязаны финансировать национальные и местные органы власти, определяется специальным, регулярно обновляемым законодательством, соответствующим международным договорам и соглашениям. Деятельность публичной библиотеки является важным компонентом любой долгосрочной стратегии в области культуры, предоставления информации, распространения грамотности и образования.

В эпоху цифровых технологий законодательство об авторском праве и интеллектуальной собственности должно гарантировать публичным библиотекам такие же возможности по приобретению и предоставлению доступа к цифровому контенту на приемлемых условиях, как и в случае с физическими ресурсами.

Для того чтобы обеспечить внутригосударственную библиотечную координацию и сотрудничество, в законодательстве и стратегических планах следует предусматривать создание национальной сети библиотек и оказание ей поддержки на основе согласованных норм обслуживания.

Сеть публичных библиотек должна создаваться с учётом национальных, региональных,

научно-исследовательских

и специальных библиотек, а также библиотек в школах, колледжах и университетах.

Деятельность и управление

Следует сформулировать чёткую политику, определяющую задачи, приоритеты и услуги, с учётом локальных общественных потребностей. Краеведческие знания и участие сообщества имеют особую ценность для этого процесса, и местные сообщества должны быть вовлечены в процедуру принятия решений.

Необходимо обеспечить эффективную организацию работы публичной библиотеки и поддерживать её на профессиональном уровне.

Услуги должны быть доступны для всех членов сообщества физически или в цифровом виде. Это требует наличия удобно расположенных и оборудованных библиотечных зданий, комфортабельных помещений для чтения и учёбы, а также соответствующих технологий. Библиотека должна работать в удобное для пользователей время. Предполагается, что она будет предоставлять услуги тем пользователям, которые не могут её посещать.

Библиотека должна строить свою работу с учётом различных потребностей населения, проживающего в сельской и городской местности, а также социально отчуждённых групп, пользователей с особыми нуждами, многоязычных пользователей и коренных народов внутри сообщества.

Библиотекарь — это активный посредник между пользователями и источниками как цифровыми, так и традиционными. Человеческие ресурсы и материальная база, а также специальное и непрерывное образование библиотекаря для решения текущих и будущих задач являются неотъемлемыми условиями обеспечения услуг соответствующего уровня. Следует проводить консультации руководства с библиотечными работниками относительно определения надлежащих ресурсов с точки зрения их объёма и качества.

Необходимы программы обучения пользователей, помогающие им в работе со всеми источниками.

Текущие исследования должны быть сосредоточены на оценке воздействия библиотек и сборе данных, чтобы продемонстрировать представителям правительственных структур социальную пользу библиотек. Следует собирать статистические данные в долгосрочной перспективе, поскольку важная роль библиотек в обществе часто проявляется с течением времени.

Партнёрские отношения

Установление партнёрских отношений необходимо для того, чтобы библиотеки могли охватить более широкую и разнообразную аудиторию. Следует наладить сотрудничество с соответствующими партнёрами, например группами пользователей, школами, неправительственными организациями, библиотечными ассоциациями, предприятиями и другими специалистами на местном, региональном, национальном и международном уровнях.

Выполнение манифеста

ЮНЕСКО настоятельно призывает руководителей на национальном и местном уровнях, всех библиотечных работников в разных странах мира выполнять принципы, изложенные в этом Манифесте.

18 июля 2022 года

Главная

страница 1страница 2страница 5страница 6

Руководство ИФЛА / ЮНЕСКО по развитию

службы публичных библиотек

Содержание

Введение

Глава 1. Роль и цели публичной библиотеки

Глава 2. Юридические и финансовые аспекты

Глава 3. Удовлетворение потребностей пользователей

Глава 4. Комплектование фондов

Глава 5. Людские ресурсы

Глава 6. Менеджмент и маркетинг публичной библиотеки

Введение

В 1994 г. был опубликован третий вариант Манифеста ИФЛА / ЮНЕСКО о публичной библиотеке. Он сразу же был признан важным документом, излагающим основополагающие принципы службы публичных библиотек. Манифест был переведен более чем на 20 языков и оказал важное влияние на развитие публичных библиотек (см. Приложение 1). Однако вскоре столь же очевидной стала необходимость разработки более детального документа, который служил бы руководством и стандартом для практического использования библиотекарями и лицами, ответственными за принятие решений, в целях дальнейшего развития служб публичных библиотек. Поэтому Комитет Секции публичных библиотек ИФЛА решил подготовить новое руководство и поручил эту работу группе из шести своих членов.

В 1973 г. ИФЛА опубликовала «Стандарты для публичных библиотек», которые были переизданы с небольшими изменениями в 1977 г. В 1986 г. они были заменены «Руководством для публичных библиотек». Обе эти публикации не смогли отразить бурное развитие информационных технологий, которое мы наблюдали в течение последних нескольких лет. Как видно из их названия, они предлагали два различных подхода к проблеме практического руководства деятельностью библиотекарей. В введении к Стандартам 1973 г. говорится: «Разработка стандартов для отдельных стран не была признана целесообразной, поскольку общие цели во всех странах были одинаковы, а определяющим фактором были возможные темпы развития». Поэтому вариант 1973 г. предусматривает лишь ряд количественных стандартов, включая размер библиотечных фондов, количество административных единиц, рабочее время, численность персонала и стандарты для библиотечных зданий.

Составители Руководства 1986 г. придерживались другой точки зрения: «В условиях, когда потребности и ресурсы столь различны, общих стандартов для служб быть не может… Мы не предлагаем правила, а даем советы, основанные на опыте, который приобретен в самых разных странах и который может быть применен повсеместно… Рекомендации относительно желательного уровня резервов, которые основаны на прошлом опыте в совершенно других условиях, непременно будут ненадежными и неправильными». Статистические данные о публичных библиотеках в различных странах были приведены в приложении и библиотечные работники могли использовать их для сравнительной оценки собственной службы.

В ходе подготовки настоящего нового издания были поставлены и рассмотрены многие проблемы, однако главными, пожалуй, были следующие три:

Должен ли заключительный документ включать в себя как руководящие принципы, так и количественные стандарты, или же он должен ограничиться лишь руководящими принципами?

Можно ли подготовить вариант, который мог бы иметь практическую пользу для библиотекарей в странах с разным уровнем развития служб публичных библиотек и с очень разным уровнем имеющихся ресурсов?

Можно ли давать какие-либо рекомендации относительно использования информационных и коммуникационных технологий в публичных библиотеках в условиях, когда имеются столь большие различия в их наличии и в ресурсах для их обеспечения и поддержки?

Чтобы выяснить точки зрения по этим и другим проблемам, в августе 1998 г. в Нордвике (Нидерланды) был проведен семинар, на котором обсуждалось содержание нового издания и его форма. В работе семинара участвовали 22 библиотекаря, представлявших 21 страну из разных частей мира и публичные библиотеки, находящиеся на разных стадиях развития и имеющие разные ресурсы. Выводы, сделанные в конце этого полезного мероприятия, были использованы в ходе работы группы, занимавшейся пересмотром документа.

Участники семинара в Нордвике решительно поддержали мнение о том, что новое издание должно включать в себя некоторые практические стандарты и не должно ограничиваться одними лишь руководящими принципами и рекомендациями. Выяснилось, что, хотя о существовании Стандартов 1973 г. знали многие и эти стандарты все еще в какой-то степени соблюдались, Руководство 1986 г. не нашло такого же практического применения. Хотя участники семинара хорошо понимали, что в разных странах мира публичные библиотеки работают в самых разных социальных и экономических условиях, было решено, что, для того чтобы новое издание имело практическое применение, оно должно включать в себя некоторые рекомендуемые стандарты.

Решение включить в текст стандарты подчеркивает важность второго вопроса: может ли какой-то набор стандартов и руководящих принципов найти всеобщее применение? По завершении работы над каждым проектом он направлялся участникам семинара в Нордвике, а также ряду других лиц, проявлявших интерес к этому начинанию, для выяснения их мнения. Встречи по обсуждению проекта были проведены в ходе конференций ИФЛА в Амстердаме (1998 г.), Бангкоке (1999 г.) и Иерусалиме (2000 г.). Такие консультации стали ценнейшей составной частью проекта. Они показали широту международного движения в поддержку публичных библиотек, а также выявили как общие, так и отличительные черты публичных библиотек в разных странах и обществах.

Несмотря на разный уровень библиотечного обслуживания и разный объем финансирования мероприятий по содержанию и развитию публичных библиотек, было решено, что нецелесообразно пытаться подготовить такое новое издание, которое было бы рассчитано лишь на одну группу публичных библиотек, например, в «развитых» или «развивающихся» странах. Такое деление было бы неправильным, поскольку уровень и объем услуг, а также эффективность службы не обязательно зависят от имеющихся ресурсов. Библиотеки в любой стране и на любом уровне развития могут совершенствоваться и все они могут иметь как сильные, так и слабые стороны. Поэтому было решено разработать комплекс руководящих принципов и стандартов, которые могли бы распространяться на любую публичную библиотеку на определенном этапе ее развития. Мы понимаем, что трудно соблюдать стандарты в условиях, когда отсутствуют надежные данные о численности населения, поэтому мы предлагаем альтернативные подходы. Мы рекомендуем использовать также и более детализированные руководящие принципы, разработанные специализированными подразделениями ИФЛА. В тех случаях, когда публичные библиотеки не могут сразу обеспечить соблюдение всех стандартов и рекомендаций, мы надеемся, что они поставят перед собой такую цель и будут стремиться к ее достижению. Настоящая публикация предназначена в первую очередь для того, чтобы библиотекари могли использовать ее для улучшения библиотечного обслуживания.

Мы также включили ряд примеров библиотечного обслуживания в разных странах мира. Их не следует считать исчерпывающими или выдающимися — они призваны лишь проиллюстрировать текст несколькими наглядными примерами того, что происходит в публичных библиотеках в разных странах мира, чтобы иметь хотя бы общее представление об оригинальных решениях некоторых конкретных проблем. Мы понимаем, что эти иллюстрации весьма избирательны и что можно было бы привести множество других столь же убедительных примеров. Все они наглядно показывают, что конкретно делается в мире для того, чтобы приспособить службу публичных библиотек к нуждам пользователей в местных условиях. Мы также включили адреса нескольких веб-сайтов для получения более подробной информации о некоторых инициативных решениях.

За последние несколько лет бурное развитие информационных технологий радикально изменило методы сбора информации, ее визуального отображения и обеспечения доступа к ней. Взаимодополняемость информационных и коммуникационных технологий позволяет обеспечивать доступ к информации такими методами, которые трудно было представить себе в 1986 г., когда вышло последнее издание Руководства. Перемены происходят ускоренными темпами, и процесс этот продолжается, оставляя в стороне лишь некоторые области человеческой деятельности. Что же касается публичных библиотек, главной задачей которых является предоставление информации, то они стоят на пороге радикальных перемен во всех областях своей деятельности, включая организационную работу и практическое обслуживание.

Многие публичные библиотеки ответили на вызов электронной революции и воспользовались представившейся возможностью для развития своих служб совершенно по-новому, с использованием смелых и неожиданных решений. Однако и у этой медали есть оборотная сторона. В докладе Организации Объединенных Наций о развитии людских ресурсов, (1999 г.), где отмечается, что Интернет стал самым быстроразвивающимся средством коммуникации за всю историю человечества, обращается внимание на тот факт, что, хотя в странах Южной Азии и проживает 23,5 % населения земли, на них приходится менее 0,1 % всех пользователей Интернета. В четверти стран мира на каждые сто жителей приходится менее одного телефона. Чтобы воспользоваться возможностями, предоставляемыми информационными и коммуникационными технологиями, необходимы грамотность, компьютерные навыки и надежные коммуникационные сети. Риск растущего разрыва между информационно богатыми и информационно бедными странами сегодня велик, как никогда. Этот разрыв угрожает не только странам с разным уровнем развития, но и группам людей и отдельным гражданам страны. В докладе Организации Объединенных Наций говорится: «Необходимо принять решительные меры, направленные на то, чтобы развивающиеся страны — а также бедные повсюду в мире — были вовлечены в глобальный разговор».

Публичные библиотеки имеют прекрасную возможность содействовать вовлечению каждого в такой глобальный разговор и устранить разрыв в «цифровых технологиях». Они могут добиться этого, обеспечивая широкой публике доступ к информационным технологиям, обучая людей основам компьютерной грамотности и участвуя в программах по борьбе с неграмотностью. Однако для обеспечения принципа равного доступа для всех они должны также продолжать поддерживать услуги, предоставляющие информацию иными способами, например, путем распространения печатных изданий или путем использования устных традиций. Такие услуги, скорее всего, сохранят свое большое значение в ближайшие годы. Хотя одной из главных задач публичной библиотеки должно стать обеспечение доступа к электронной информации, необходимо принимать все меры к тому, чтобы оставались открытыми и другие каналы, по которым можно было бы передавать знания и информацию. Все эти факторы ставят перед публичными библиотеками трудную задачу, и то, как они справятся с ней, будет определять дальнейшую жизнеспособность публичных библиотек. Настоящие рекомендации были сформулированы с учетом всех этих факторов.

В своем вступлении к «Руководству» 1986 г. Артур Джоунс написал: «Рабочая группа определила множество императивов — слова «необходимо» и «следует» встречаются здесь довольно часто. Тем не менее, это не свод правил для организации идеальной библиотечной службы – это лишь инструмент, призванный помочь развитию услуг, которые наилучшим образом отвечали бы потребностям вашего общества. «Руководство» будет предлагать то, что возможно, однако местные условия будут диктовать то, что целесообразно как для организации, так и содержания услуг». Мы хотели бы повторить это заявление. Публичная библиотека – это служба, находящаяся в конкретной местности, удовлетворяющая потребности конкретной местной общины и действующая в условиях жизни такой общины. Настоящее руководство разработано для того, чтобы помочь библиотекарям в любых условиях развивать эффективную службу публичных библиотек, отвечающую требованиям местной общины. Для тех, кто стремится к знанию, информации и творческой работе в условиях нынешнего сложного и динамичного информационного мира очень важно, чтобы это руководство было успешно претворено в жизнь.

Филип Гилл

Глава 1

Роль и цели публичной библиотеки

«Публичная библиотека, открывающая путь к знаниям на местном уровне, является неотъемлемым условием обеспечения непрерывного образования, самостоятельного принятия решений и культурного развития граждан и социальных групп».

Манифест ИФЛА / ЮНЕСКО о публичной библиотеке, 1994 г.

1.1 Введение

В этой главе излагаются общие положения о роли и цели публичной библиотеки. Ключевые проблемы рассмотрены более подробно в последующих главах.

1.2 Определение понятия публичной библиотеки

Публичные библиотеки — это мировой феномен. Они встречаются в самых разных обществах, странах и на различных этапах развития. Хотя различные условия, в которых они работают, неизбежно приводят к различиям в оказываемых ими услугах, а также в методах предоставления таких услуг, обычно они имеют общие черты, которые можно определить следующим образом.

Публичная библиотека—это организация, созданная, поддерживаемая и финансируемая обществом либо через местные, региональные или национальные органы власти, либо через какие-либо другие структуры общества. Она обеспечивает доступ к знаниям, информации и художественным произведениям путем использования ряда ресурсов и служб и в равной степени доступна всем членам общества, независимо от расы, национальности, возраста, пола, вероисповедания, языка, степени трудоспособности, экономического положения, места работы и уровня образования.

1.3 Цели публичной библиотеки

Главными целями публичной библиотеки является предоставление ресурсов и услуг в виде различных средств и материалов для удовлетворения потребностей отдельных граждан и групп в области образования, информации и развития личности, включая отдых и досуг. Публичные библиотеки играют важную роль в сохранении и развитии демократического общества путем предоставления каждому человеку доступа к знаниям, идеям и мнениям во всем их разнообразии.

1.3.1 Образование

«Оказание поддержки индивидуальному и самостоятельному образованию, а также формальному образованию на всех уровнях».

Манифест

Необходимость располагать учреждением, обеспечивающим всем доступ к знанию в печатной и иных формах для поддержки формального и неформального образования, стала причиной создания и обеспечения работы большинства публичных библиотек. Это остается главной целью публичной библиотеки. На протяжении всей жизни людям требуется образование, полученное либо в формальных учебных заведениях, таких как школы, колледжи или университеты, либо в менее формальных структурах, связанных с их работой или повседневной жизнью. Обучение не заканчивается получением формального образования — для большинства людей этот процесс продолжается всю жизнь. В условиях все более усложняющейся жизни общества людям надо приобретать новые навыки на различных этапах собственной жизни. Публичная библиотека играет важную роль в содействии этому процессу.

Публичная библиотека должна обеспечивать пользователей материалами в надлежащей форме для поддержания процессов формального и неформального образования. Она должна также помогать им эффективно использовать эти учебные ресурсы и предоставлять необходимые для этого технические средства. Возможность иметь доступ к информации и эффективно ее использовать имеет большое значение для успешного обучения. Там, где это возможно, публичные библиотеки должны сотрудничать с другими учебными учреждениями в обучении людей навыкам пользования информационными ресурсами. Там, где имеются достаточные технические средства для обеспечения процесса формального образования, публичная библиотека должна дополнять, а не дублировать услуги, предоставляемые другими учреждениями.

Публичная библиотека должна также активно участвовать в кампаниях по борьбе с неграмотностью, поскольку грамотность — это ключ к образованию и знанию, а также к умению пользоваться библиотеками и информационными службами. Люди, лишь недавно ставшие грамотными, нуждаются в свободном доступе к необходимым материалам для чтения, чтобы поддерживать и развивать обретенные навыки.

В некоторых странах необходимость получения образования считается первостепенной задачей и вся деятельность публичных библиотек направлена на содействие ее решению. Есть, однако, целый ряд способов, посредством которых публичные библиотеки могут содействовать получению как формального, так и неформального образования. Их практическое применение зависит от местных условий и имеющихся ресурсов.

В Сингапуре официально объявленной целью службы публичных библиотек является «постоянное расширение возможностей населения приобретать знания путем использования национальной сети библиотек и центров информационных ресурсов, предоставляющих соответствующие услуги и возможности, в целях содействия дальнейшему развитию Сингапура».

В Южной Африке, где многие люди живут в стесненных условиях в домах без электричества, что не позволяет им заниматься дома, публичные библиотеки уделяют главное внимание обеспечению посетителей элементарными удобствами, такими как электричество, столы и стулья.

Во многих странах есть библиотеки, которые выполняют функции как публичной, так и школьной библиотеки. В Траффорде (Англия) три маленькие библиотеки были включены в другие структуры — один библиотечный филиал был объединен со школьной библиотекой, а два другие были включены в структуру учреждений для отдыха.

В Булавайо (Зимбабве) передвижная библиотека еженедельно приезжает в 37 начальных школ, что значительно расширяет доступ детей города к библиотечным услугам.

В штате Амазонка (Венесуэла), где нет школьных библиотек, обслуживание школьников и учителей обеспечивается сельскими библиотеками.

В провинции Барселона (Испания) некоторые библиотечные службы обслуживают студентов-заочников Открытого университета в Каталонии.

В штате Куинсленд (Австралия) публичные библиотеки оказывают помощь учащимся старших классов начальных школ и учащимся средних школ в выполнении домашних заданий, создавая для этого клубы по домашним заданиям при библиотеках. Помощь в выполнении домашних заданий оказывается также с использованием электроники.

1.3.2 Информация

«Публичная библиотека является местным центром информации, в котором читатели могут почерпнуть всевозможные знания»

Манифест

Возможность иметь доступ к информации и понимать ее — это одно из основных прав человека. В настоящее время такой информации имеется больше, чем когда бы то ни было за всю историю человечества. Будучи общественной службой, открытой для всех, публичная библиотека играет важнейшую роль в сборе, систематизации и использовании информации, а также в обеспечении доступа к широкому кругу информационных источников. Публичная библиотека несет особую ответственность за сбор местной информации и обеспечение свободного доступа к ней. Она также играет роль своеобразной памяти о прошлом, собирая материалы, относящиеся к истории данной общины и к отдельным ее гражданам, сохраняя их и обеспечивая доступ к ним. Обеспечивая получение самой разнообразной информации, публичная библиотека помогает членам общин принимать компетентное участие в обсуждении важных проблем и принятии решений. Осуществляя сбор информации и обеспечивая ее распространение, публичная библиотека должна, по возможности, сотрудничать с другими учреждениями, с тем чтобы наилучшим образом использовать имеющиеся ресурсы.

Быстрый рост объема имеющейся информации и продолжающиеся перемены в области информационных технологий, которые радикальным образом повлияли на способы получения доступа к информации, уже оказали значительное воздействие на публичные библиотеки и их услуги. Информация играет важную роль в развитии человека и общества, а информационная техника дает большую власть тем, кто имеет к ней доступ и может ею пользоваться. Несмотря на бурное развитие этой техники, она недоступна большинству жителей земли и разрыв между информационно богатыми и информационно бедными странами продолжает увеличиваться. Важнейшая задача публичной библиотеки заключается в том, чтобы устранить этот разрыв путем обеспечения свободного доступа к Интернету, а также путем распространения информации в традиционном формате. Публичные библиотеки должны признать и использовать возможности, открывающиеся в результате захватывающего развития информационных и коммуникационных технологий. Они имеют возможность стать электронным окном в информационный мир. — Библиотека штата Сабах (Малайзия) организовала в своих филиалах специальные «электронные уголки». Это место, где можно одновременно получить информацию и развлечься, поскольку они дают доступ к Интернету и располагают широким выбором дисков CD-ROM. Библиотека организует также общественные семинары по обучению навыкам пользования Интернетом.

Некоторые публичные библиотеки в Южной Африке выделяют площади под информационные киоски и телецентры.

В публичных библиотеках Эстонии созданы пункты открытого доступа к Интернету.

В пяти африканских странах (Бенине, Мали, Мозамбике, Танзании и Уганде) созданы сельские многоцелевые общинные телецентры с целью обеспечения доступа к современным информационным и коммуникационным средствам.

Публичная библиотека в Сандерленде (Англия) создает «сельские электронные залы», расположенные в самых разных местах, включая библиотечные строения, колледж, местный деловой центр, а также сеть вспомогательных общинных добровольных служб. В этих залах можно бесплатно пользоваться персональными компьютерами и Интернетом, они предлагают широкий выбор компьютерных программ для взрослых и детей и имеют обученный персонал, который может оказать помощь пользователям.

1.3.3 Развитие личности

«Создание условий для творческого развития личности».

Манифест

Создание условий для творческого развития личности и возникновения новых интересов имеет большое значение для развития человеческого общества. Чтобы добиться этого, люди должны иметь доступ к знаниям и творческой работе. Используя различные средства, публичная библиотека может обеспечить доступ к богатой кладовой разнообразных знаний и творческих достижений, который сами граждане не могут получить. Обеспечение доступа к крупным собраниям произведений мировой литературы и науки, включая литературные произведения, созданные в самой общине, стало уникальным вкладом публичной библиотеки и все еще остается ее чрезвычайно важной функцией. Обеспечение доступа к творческим и научным работам является важным вкладом публичной библиотеки в образование человека и его полезный отдых.

Публичная библиотека может также вносить важный вклад в повседневную жизнь и социально-экономическое развитие путем непосредственного участия в распространении информации среди людей, живущих в развивающихся общинах, например, информации о программах приобретения жизненных навыков, получения базового образования взрослыми и информированности о СПИДе. В общинах с высоким процентом неграмотных публичная библиотека должна предоставлять услуги для неграмотных и в случае необходимости объяснять информацию простыми словами или переводить ее на их родной язык. Она должна также обучать людей основным навыкам пользования информацией.

Сельские аудиобиблиотеки Мали используют кассеты для распространения информации о личной гигиене, сохранении здоровья здоровье, животноводстве, а также о других темах, имеющих отношение к повседневной жизни людей. Такие кассеты получают 146 деревень, в которых организуется их коллективное прослушивание.

В Боливии местные библиотеки служат местом проведения самых разных мероприятий, например, кампаний по охране здоровья, классов личной гигиены и питания, клубов матери и ребенка и молодежных клубов.

В 13 библиотеках Системы библиотек первых поселенцев штата Нью-Йорк (США) работают информационные центры по трудоустройству. Ищущие работу люди могут получить там информацию о вакансиях и с помощью разнообразных электронных средств заполнить формуляр заявления или подготовиться к интервью. Этот проект укрепил связи между персоналом библиотек и региональной системой развития трудовых ресурсов.

Главной целью развития библиотечных служб в сельских районах Венесуэлы является улучшение качества жизни путем предоставления информации о сельском хозяйстве и животноводстве и удовлетворение потребностей мелких фермеров с ограниченными средствами.

1.3.4 Дети и молодежь

«Формирование и развитие навыков чтения у детей,

начиная с раннего возраста».

Манифест

Публичная библиотека должна стараться удовлетворять потребности всех групп общества, независимо от возраста, состояния здоровья, экономического или социального положения людей. Однако она несет особую ответственность за удовлетворение потребностей детей и молодежи. Если дети с раннего возраста научатся с воодушевлением относиться к захватывающему процессу приобретения знаний и знакомства с художественными произведениями, они скорее всего будут пользоваться этими важнейшими элементами развития личности на протяжении всей своей жизни, обогащая самих себя и принося большую пользу обществу. Дети могут также подтолкнуть родителей и других взрослых к посещению библиотеки. Важно также, чтобы молодые люди, испытывающие трудности при обучении грамоте, могли посещать библиотеку и брать там необходимые учебные материала. (См. пункты 3.4.2 и 3.4.3)

1.3.5 Публичные библиотеки и культурное развитие

Одной из важных задач публичной библиотеки является сосредоточение внимания на культурном и художественном развитии общины и содействие формированию и развитию самобытности ее культуры. Этого можно добиться, работая в партнерстве с соответствующими местными и региональными организациями, выделяя помещения для культурных мероприятий, осуществляя культурные программы и следя за тем, чтобы интересы культуры были отражены в библиотечных материалах. Реальный вклад библиотеки должен отражать все многообразие культур, представленных в данной общине. Она должна предоставлять материалы на языках, на которых говорят и читают в данной общине, и поддерживать культурные традиции.

Библиотекари, работающие в штате Амазонка (Венесуэла), имеют подготовку, позволяющую им действовать в качестве посредников между различными культурами, поскольку многие люди, живущие в сельских общинах, могут изъясняться лишь на родном языке.

1.3.6 Социальная роль публичной библиотеки

Публичная библиотека играет важную роль общественного места встреч. Это особенно важно для общин, где таких мест мало. Иногда публичную библиотеку называют «гостиной общины».

Посещение библиотеки для исследовательской работы или получения информации, связанной с учебой и досугом пользователя, позволяет людям вступать в неформальные контакты с другими членами общины. Посещение публичной библиотеки может превратиться в приятное общение с другими людьми.

1.4 Учреждение для содействия переменам

Осуществляя свои задачи в этих важных областях, публичная библиотека выступает в роли учреждения, содействующего развитию общества и личности, и может сыграть положительную роль в содействии переменам в конкретной общине. Предоставляя самые разнообразные материалы по образованию и обеспечивая всем доступ к информации, публичная библиотека может приносить экономическую и социальную пользу гражданам и обществу в целом. Она содействует созданию и развитию хорошо информированного и демократического общества и помогает людям реализовать свои возможности в процессе повышения уровня собственной жизни и улучшения жизни общества, членами которого они являются.

Публичная библиотека должна знать, какие проблемы волнуют общество, и предоставлять информацию для их предметного обсуждения.

1.5 Свобода информации

«Фонды и услуги не должны подвергаться какой-либо идеологической, политической или религиозной цензуре,

а также коммерческому давлению».

Манифест

Публичная библиотека должна иметь возможность отражать весь спектр человеческого опыта и мнений в обществе и не должна подвергаться риску введения цензуры. Принятый в некоторых странах закон о свободе информации помогает осуществлению таких прав. Библиотекари и органы управления библиотек должны отстаивать эти основные права человека и не поддаваться давлению со стороны отдельных лиц и групп с целью ограничения доступа к материалам, имеющимся в публичной библиотеке.

1.6 Доступ для всех

Одним из основополагающих принципов публичной библиотеки является то, что ее услуги должны предоставляться всем и не ограничиваться одной группой людей в ущерб другим группам. Необходимо принять положения, которые обеспечивали бы, чтобы такие услуги в равной мере предоставлялись группам меньшинств, которые по тем или иным причинам не в состоянии пользоваться основными услугами — таким, например, как представителям языковых меньшинств, людям с физическими и сенсорными недостатками или тем, кто живет в отдаленных районах и не может посещать библиотеку. Уровень финансирования, объем предоставляемых услуг, внутренняя планировка библиотечных помещений и часы работы должны определяться с учетом того, что концепция всеобщего доступа является основополагающим принципом. (См. Главу 3 «Удовлетворение потребностей пользователей»).

Формирование фондов должно также основываться на принципе доступа для всех и обеспечивать доступ к материалам в формате, удобном для особых групп пользователей, например, книги, набранные шрифтом Брайля, или «говорящие книги» для слепых. Необходимо использовать информационные и коммуникационные технологии, позволяющие получать доступ к фондам библиотеки или к другим источникам информации как изнутри библиотеки, так и из удаленных районов.

1.7 Местные потребности

Публичные библиотеки — это местные службы, которые созданы во благо местной общины и которые призваны оказывать ей информационные услуги. Предоставляемые услуги и материалы должны основываться на местных нуждах, которые должны регулярно изучаться. Без соблюдения этого требования публичная библиотека потеряет связь с теми, кого она призвана обслуживать, и в результате ее потенциал не будет использован до конца. Вот почему библиотекари должны быть в курсе перемен в обществе, происходящих в силу таких факторов, как социально-экономическое развитие, демографические изменения, колебания в возрастной структуре общества, уровне образования, занятости и появление других структур в области образования и культуры.

1.8 Местная культура

Публичная библиотека должна быть одним из главных учреждений местной общины по сбору, хранению и популяризации достижений местной культуры во всем ее многообразии. Это может быть достигнуто самыми разными способами, например, путем сбора и хранения местных исторических документов, организации выставок, вечеров воспоминаний, публикации материалов, интересующих местное население, и создания интерактивных программ на местную тематику. Там, где устные традиции остаются важным средством коммуникации, публичная библиотека должна поощрять их сохранение и развитие.

Программа развития сельских библиотек и ресурсов в Зимбабве предусматривает услуги, в которых, наряду с такими средствами передачи информации, как драма, пение и танец, существуют чтение, выдача книг по абонементу и популяризация грамотности.

Сельские читальни в Ботсване служат центрами хранения произведений сетсванской литературы и содействия распространению сетсванского языка и культуры. Там собираются дискуссионные группы, исполнители народных песен и танцев, а также проводятся другие мероприятия.

Сельские библиотеки в Кахамарке (Перу) занимаются воссозданием и возрождением языковой базы местного населения Анд. Был разработан проект по изданию материалов о местной культуре и в результате появилась «Сельская энциклопедия», которая служит альтернативным пособием в школах, способствует самореализации людей и содействует самообразованию.

В Сингапуре специальный отдел Азиатской библиотечной службы оказывает услуги на местных наречиях, а также на китайском, малайском и тамильском языках.

На Кубе библиотеки служат местом встреч поэтов; они также содействуют проведению исследований в области сельских устных традиций и сохранению таких традиций.

Одна из целей сельских библиотек в Индия состоит в создании основы для документирования традиционных знаний. Там издаются книги, написанные сельскими жителями.

1.9 Культурные корни публичной библиотеки

Для успешной работы публичной библиотеки в течение длительного времени важно, чтобы она основывалась на культуре или культурах, той страны или территории, где она расположена. Ее успех менее вероятен, если ее форма и структура переносятся из страны или территории с совершенно иной культурной основой.

1.10 Библиотеки без стен

При планировании мероприятий, направленных на осуществление задач публичной библиотеки, главное внимание должно уделяться оказываемым ею услугам. Удовлетворяя потребности своей общины, публичная библиотека предоставляет целый ряд услуг, некоторые из которых (например, доступ к богатым фондам печатных материалов) могут оказываться наиболее эффективно в самом здании библиотеки. Однако во многих случаях оказание услуг за стенами библиотеки более эффективно. В разных обществах можно привести разные примеры, однако принцип планирования библиотечной службы, исходя из способности предоставлять услуги, а не из наличия надлежащего здания, играет важную роль при разработке любой политики развития библиотечного дела. Предоставление услуг с использованием информационных и коммуникационных технологий также открывает широкие возможности для доставки библиотечных и других информационных материалов прямо домой или на работу.

Для оказания услуг в малонаселенных районах используются самые разнообразные транспортные средства. Оказание библиотечных и информационных услуг людям, которые не в состоянии посещать библиотеку из-за физических или сенсорных недостатков или, скажем, отсутствия транспорта, обеспечивает доступ к таким услугам в любом доме или на любом рабочем месте, независимо от того, где они находятся.

Служба публичных библиотек в Чили оказывает услуги с помощью самых разнообразных транспортных средств, используя для доставки книг автомашины, велосипеды и моторные лодки, а также доставляя упаковки книг на спинах вьючных животных. С помощью таких мобильных средств книги и другая печатная продукция доходят до представителей самых разных возрастных групп, где бы они ни проживали. Они также предоставляются домам отдыха, больницам и тюрьмам.

1.11 Библиотечные здания

Библиотечные здания играют важную роль в обеспечении библиотечного обслуживания. Они должны быть спроектированы таким образом, чтобы обеспечивать функционирование библиотечной службы, быть доступными всем членам общины и быть хорошо приспособленными к размещению новых служб. Они должны быть расположены недалеко от мест, где осуществляются другие виды деятельности общины, например, магазинов и культурных центров. По возможности, библиотечные здания должны предоставляться для проведения других мероприятий общины, например, собраний и выставок, а более крупные здания — для театральных постановок, музыкальных и других представлений с использованием аудиовизуальных и мультимедийных средств. Разумно используемое здание библиотеки будет играть важную роль в поддержании активной жизни в сельской местности и станет важным просветительским и социальным центром и местом встреч, особенно в отдаленных сельских районах. Библиотекари должны, таким образом, следить за тем, чтобы библиотечные здания использовались эффективно, а их службы и площади приносили наибольшую пользу всей общине.

1.12 Ресурсы

Для успешного выполнения своей роли публичная библиотека должна располагать достаточными ресурсами, причем не на момент своего создания, а на длительную перспективу, с тем чтобы иметь возможность поддерживать и развивать услуги, удовлетворяя потребности местной общины. Это значит, что она должна предоставлять материалы в любом формате и регулярно обновлять их с целью удовлетворения растущих потребностей отдельных граждан и групп, включая свежие документы и материалы для замены устаревших или пришедших в негодность. Кроме того, для того чтобы играть действительно важную роль в жизни общества, публичная библиотека должна быть укомплектована достаточным числом обученного персонала и располагать достаточными средствами для оказания любых услуг, какие только могут быть востребованы.

следующая страница >>
Смотрите также:

Руководство ифла / юнеско по развитию

1239.43kb.

6 стр.

Манифест ифла об интернет манифест подготовлен ifla/faife. Одобрен Правлением ифла 27 марта 2002 г., Гаага, Нидерланды

37.63kb.

1 стр.

Актуальные проблемы комплектования фондов на Конгрессе ифла–2011

164.74kb.

1 стр.

Руководство по развитию силы Всестороннее руководство по развитию силы Хелтфилд

3979.53kb.

16 стр.

Манифест ифла об Интернет

36.24kb.

1 стр.

План основных мероприятий Комитета Республики Башкортостан по делам юнеско на 2012 год

291.34kb.

1 стр.

Секция по сохранности и консервации (по материалам Конгресса ифла в Пуэрто-Рико)

85.66kb.

1 стр.

Итоговый документ всероссийского конгресса кафедр юнеско

72.62kb.

1 стр.

Руководство по развитию шестого чувства

1720.15kb.

6 стр.

2003 год объявлен юнеско международным годом пресной воды

307.93kb.

3 стр.

Руководство по развитию силы

4064.16kb.

57 стр.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Гост руководство оператору
  • Kangzhu cupping kit инструкция на русском языке
  • Розетка таймер feron tm32 23203 инструкция
  • Mag 245 инструкция по эксплуатации пульта
  • Экобриз антисептик инструкция по применению как разводить