Руководство игровой деятельностью в раннем возрасте

Особенности руководства игровой деятельностью детей раннего возраста

        Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре. Игра обеспечивает благоприятные условия для решения педагогических задач с учётом возможностей детей раннего возраста. Сами дети играя, ставят одну цель- играть, а педагог должен учитывать обучающую и развивающую цель игры. Игры детей раннего возраста в основном неустойчивы, что выражается в частой смене игрушек и игровых образов, кратковременности игр, объединений детей, наличие конфликтов по поводу игрушки, роли. Они требуют чёткого, системного руководства ими, целенаправленного формирования у детей игровых, коммуникативных, организаторских и других умений.

        Формирование игровой деятельности ребёнка проходит через предметную деятельность. Носителями предметных действий являются взрослые. На предметах не указаны общественные способы их использования, и они не могут быть открыты ребёнком самостоятельно, в ходе простого манипулирования, без помощи и руководства со стороны взрослых. Сначала педагог и ребёнок совместно рассматривают игрушки, затем педагог формулирует игровую задачу. Необходимо, чтобы взрослый показывал и называл свои действия, предложил ребёнку воспроизвести их. В этот период детям важно предлагать разные варианты одной и той же игровой задачи. Этот приём позволяет показать условность игры, побуждает к перенесению игрового действия с одного предмета на другие, не ограничивает инициативу ребёнка заданным образцом действия взрослого. По мере усвоения ребёнком простых игровых действий игровые задачи усложняются.

        Освоение детьми раннего возраста игрового опыта предполагает комплексную систему действий педагога: планомерное обогащение жизненного опыта детей, обучающие игры, своевременное изменение игровой среды, активизирующее общение педагога с детьми в игре, побуждающее к применению осваиваемых способов решения игровых задач, новых знаний об окружающем.

         При руководстве игрой детей раннего возраста педагог может использовать прямые и косвенные приемы, а так же метод комплексного руководства игрой.

        Прямые приемы подразумевают непосредственное участие педагога в игре. В раннем возрасте это эмоциональное общение взрослого с ребёнком в совместной игре, показ способов действий с предметами, обучение использованию в игре предметов -заместителей. Педагог оказывает влияние на выбор темы, на развитие сюжета, помогает детям распределить роли, устанавливает правила, принимает ролевое участие в игре.

        При использовании косвенных приёмов руководства, игра проходит без непосредственного участия педагога. Игровая обстановка создаётся им заранее, до начала игры. Это подбор игрушек, беседа о предметах ближайшего окружения и их назначении, наблюдение за действиями взрослых, рассматривание предметных картинок, небольших сюжетов и иллюстраций.

        Комплексный метод руководства игрой предполагает воздействие педагога на игру с учётом возрастных возможностей детей. Сначала идёт планомерное обогащение жизненного опыта детей, затем реальный опыт с помощью обучающей игры переводится в игровой. Для закрепления умений необходимо своевременно изменять, усложнять игру.

Педагог должен учитывать, что игра детей раннего возраста состоит из нескольких этапов. Начальным этапом является предметная игра по мотиву заданному взрослым, при совершенствовании которой позволяет перейти на следующий этап развития игры к способности к замещению. Иногда, замещение оказывается несформированным даже к концу раннего детства. Такие дети нуждаются в особом внимании со стороны педагога. Затем игра переходит в сюжетно-отобразительную, в ходе которой дети воспроизводят свои наблюдения из повседневной жизни. К концу третьего года жизни появляются предпосылки ролевой игры.

Таким образом, основной задачей педагога является формирование у детей раннего возраста игровых умений, способствующих становлению самостоятельной сюжетной игры. Сюжетная игра начинает формироваться как самостоятельная деятельность детей. Но своё развитие получает при постоянном, целенаправленном влиянии взрослых.

    Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение

     детский сад №41 г. Армавира                                      

                  Консультация для
воспитателей.

        «Особенности организации игровой     

         деятельности детей раннего

         возраста».

                                                                         
 Подготовила:

 Воспитатель Игнатьева И.В.

                                                  
Армавир 2021г.

…Дайте же детям
играть, пока игра их радует, влечёт к себе и вместе с тем приносит им громадную
пользу!
                                               Е. А. Покровский. 

 В раннем возрасте (1
год — 3 года) особое внимание мы уделяем формированию самостоятельности.
Сюжетная игра становится более развернутой, используется более разнообразное
количество игрушек. Проводится специальная работа по развитию первых
сюжетно-ролевых игр.

Игровая деятельность требует особенно
вдумчивого и тактичного руководства со стороны воспитателя.

Сюжетно – отобразительные игры,
предшествующие сюжетно-ролевой игре более кратковременны.

 «Предметная деятельность и игры с
составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и
веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со
сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми
предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки,
сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность». То есть
содержание образования детей раннего детства (0-3 лет) построено на пяти
образовательных областях
и направлено на раскрытие потенциальных возможностей
ребенка через формирование ключевых компетенций

Данное содержание может быть реализовано
при помощи различных видов игр (дидактических, подвижных, пальчиковых и
т.д.),
которые могут быть использованы воспитателями в группах раннего
возраста для организации занятий (так называемая совместная деятельность) либо
самостоятельной деятельности малышей.

Ранний возраст — это
период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических
процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей
раннего возраста является важным условием их полноценного развития.

Педагогический процесс
в раннем возрасте опирается на идею развития ребенка с учетом сенситивных
периодов,
с которыми связано овладение речевыми, сенсорными и двигательными
умениями.

Умственное развитие
ребенка формируется в процессе его деятельности.

Игра и действия с предметами — основные
виды деятельности детей второго и третьего года жизни.

От занятий эта деятельность ребенка
отличается тем, что возникает она по инициативе самого малыша.

Игра занимает большое место в жизни
ребенка: все время, не занятое сном, кормлением, занятиями, малыш играет. Это
его естественное состояние. Игра доставляет ему много радости, сопровождается
положительными эмоциями: он удивляется, радуется от получения новой информации,
достижения желаемого результата, общения со взрослыми и сверстниками.

Игра — путь детей к познанию окружающего
мира.

Ребенок в игре знакомится со свойствами
предметов, при этом много «экспериментирует», проявляет инициативу, творчество.
Во время игры формируются внимание, воображение, память, мышление, развиваются
такие важные качества, как активность, самостоятельность в решении игровых
задач. Именно в игре формируются первые положительные отношения со
сверстниками: интерес к играм других детей, желание включиться в их игру,
первые совместные игры, а в дальнейшем — умение считаться с интересами
сверстников.

Во время самостоятельной деятельности у
детей складываются положительные взаимоотношения и эмоционально-деловые связи
со взрослыми. Они тянутся к тем, кто с ними занимается, играет; быстро
перенимают тон отношения к ним взрослого (внимание, ласку, сочувствие) и сами
начинают проявлять взаимные чувства. Уже на втором году жизни дети очень чутко
прислушиваются к оценке воспитателем их деятельности и ориентируются на нее.

Для воспитателя организация игровой
самостоятельной деятельности детей является одним из наиболее сложных разделов
работы, так как, с одной стороны, он должен не подавляя инициативу ребенка,
умело направлять его игру
, с другой — научить малыша играть
самостоятельно
. Правильно организовать самостоятельную игровую деятельность
воспитатель сможет лишь в том случае, если он хорошо знает не только
особенности психического развития ребенка того возраста, с которым он работает,
но и особенности развития детей всей группы.

Чтобы педагогический процесс в детском
саду обеспечивал создание «благоприятных условий развития детей в соответствии
с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями», необходимо
сделать игру ведущим звеном в организации детской жизни.

Необходимо стремиться к тому, чтобы
игровые образы были понятны и интересны детям. Это знакомые образы: кот,
птичка, кукла…

С незнакомыми персонажами, легко
познакомить используя картинки, игрушки, книжки (медведь, заяц…). Важно, чтобы
движения персонажей игр были разнообразными, но доступными для использования
маленькими детьми. Персонаж должен быть хорошо знаком для подражания.

В работе с малышами рекомендуется
использовать игры с небольшим художественным текстом, который подсказывает
детям движения и заменяет в игре правила («Зайка беленький сидит», «Поезд», «По
ровненькой дорожке» …).

Для совершенствования развития детей
раннего возраста в игре должно быть несколько решений:

Во-первых, способствовать развитию всех
компонентов детской игры (обогащение арсенала игровых действий, сюжетов,
тематики игр, умение устанавливать ролевые отношения, вести ролевой диалог,
создавать игровую обстановку, используя для этого реальные предметы и их
заместители, действовать в реальной и игровой ситуации);

Во-вторых, создавать содержательную основу
для развития игровой деятельности, а именно: обогащать представления детей о
мире, расширяя их круг интереса с помощью, детской литературы, просмотра
кукольных спектаклей, развивать воображение и творчество;

В-третьих, воспитывать доброжелательные
отношения между детьми.

  Требуется решение целого ряда
организационных вопросов, а именно: определение места игры как формы
организации жизни детей в детском саду среди других форм воспитания и обучения;
закрепление времени для игр в режиме детского сада и определение содержания
игровой деятельности детей; наконец, большое значение приобретает вопрос
об оборудовании игр в соответствии с их изменениями в течение дня и года,
интересами детей и их возрастом.

Согласно ФГОС ДО,
предметно-игровая среда в группе раннего возраста может быть организована
следующим образом:

1. уголок театрализованной
деятельности – уголок ряженья

Красивая ширма для показа представлений,
игрушки серии «БИ-БА-БО» (кошка, собачка, заяц, лиса, волк, медведь),
настольный плоскостной театр к сказкам «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба».
Разнообразные театральные костюмы, шапочки, короны, косыночки, колпаки, венки,
маски животных, фартучки, бусы и другие украшения.

2. уголок сенсорного развития

Материал для освоения малышами
представлений о форме, цвете, размере, характере поверхности предметов
(пирамидки, матрешки, коробочки разных цветов, игрушки-вкладыши, набор
«маленькие и большие», мозаика, счеты с лабиринтами). Различные дидактические
игры для овладения действиями с определенными предметами, обучения культуре
общения

3. уголок конструирования

Различный строительный материал: мягкие
модули, деревянные кубики, «кирпичики», пластины, наборы строительного
материала.

4. спортивный уголок

Яркие разноцветные мячи разного размера,
кегли, мягкие набивные кубы, игрушки-каталки, скакалки (через них дети
переступают или перепрыгивают). Сухой бассейн с множеством разноцветных мягких
массажных шариков. Спортивный надувной комплекс.

5. уголок изобразительной
деятельности

Здесь ребенок может самостоятельно лепить,
рисовать. В уголке собраны крупные трафареты различных животных, овощей,
посуды, одежды, фруктов и карандаши, книжки-расскраски, пластилин, мелки,
фломастеры и «волшебный экран»

6. музыкальный уголок

Погремушки, маракасы (так же сделанные из
«киндер-сюрпризов»), деревянные ложки, труба, бубен, барабан, гитара, гармошка,
пианино. Мальчики любят музыкальные рули.

7. художественно-речевой уголок

Яркие картинки, книжки.

8. экологический уголок

Комнатные растения. Сухой аквариум. Ящик с
песком, с мелкими игрушками, камушками.

Содержание указанных в стандарте 5
образовательных областей может быть реализовано при помощи следующих видов игр,
которые могут быть использованы воспитателями в группах раннего возраста:

  •  дидактические
    игры;
  • сюжетно-ролевые
    игры;
  • подвижные
    игры;
  • пальчиковые
    игры;
  • сюжетное
    конструирование и др.

Тогда комплексный метод
руководства игрой в группах раннего возраста 
будет включать в себя
такие компоненты как:

  • планомерное
    обогащение жизненного опыта детей;
  • совместные
    обучающие игры педагога с детьми направленные на передачу детям игрового
    опыта игровых умений;
  • своевременное
    изменение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного опыта и игрового
    опыта;
  • активизирующее
    общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленное на побуждение
    и самостоятельное применения детьми новых способов решения игровых задач,
    на отражение в игре новых сторон жизни.

 
Игра – средство самовыражения малыша, его потребность, она должна умело
направляться взрослым.
Опираясь на возможности ребенка, не подавляя его
инициативу. А наоборот всячески ее поддерживая, развивая творческие
познавательные потребности.

При
правильной поддержке взрослых дети уже в первой половине второго года начинают
переходить от действий, основанных на свойствах предметов и игрушек, к
отражению практических смысловых связей между ними, то есть к обыгрыванию
доступных пониманию ребенка сюжетов из жизни.

К
трем годам основным развивающим видом деятельности становится игра.

Список литературы:

1.    
Воспитание и развитие детей от 1года до 2 лет.  Методическое
пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. М.: «Просвещение»,
2007.

2.    
Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / Под ред.
С.Л. Новоселовой. М, 2008.

3.    
Обучение через игру. Р.Р. Фьюэлл, П.Ф. Вэдэзи. Санкт-Петербург,
2005.

4.    
Первые шаги./Сост. К.Белова. – М.: Линка – Пресс, 2009.

5.    
Самоукина Н.В. Игры, в которые играют. – Дубна, 2000.

6.    
Смирнова Е. Ранний возраст: игры, развивающие мышление//
Дошкольное воспитание. – 2009. — №4. – с.22.

7.    
Михайленко Н., Короткова Н. Роль игры в организации поведения
ребенка.// Дошкольное воспитание. 2011. № 9.

8.    
Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:

9.    
Кондратьева, Н. В. Игра как ведущая деятельность в
социально-личностном развитии дошкольников / Н. В. Кондратьева, М. В.
Максимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 6 (86). —
С. 629-632. — URL: https://moluch.ru/archive/86/16332/ (дата обращения:
14.03.2021).

10.
Кондратьева, Н. В. Игра как ведущая деятельность в
социально-личностном развитии дошкольников / Н. В. Кондратьева, М. В.
Максимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 6 (86). —
С. 629-632. — URL: https://moluch.ru/archive/86/16332/ (дата обращения:
14.03.2021).

Библиографическое описание:

Синяпкина, Е. И. Организация игровой деятельности детей раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО / Е. И. Синяпкина, О. Н. Звягина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 3 (9). — С. 100-103. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/63/2584/ (дата обращения: 21.05.2023).



В условиях реализации Федерального Государственного Образовательного стандарта и требований к основной общеобразовательной программе дошкольного образования существенным отличием является исключение из образовательного процесса учебной деятельности, как не соответствующей закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства.

В качестве основного принципа ДО стандарт выдвигает «полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего, дошкольного), обогащение (аплификация) детского развития. Кроме того, в тексте стандарта говорится, что реализация Программы должны осуществляться в формах, специфических для детей данного возраста группы, прежде всего, в форме игры.».

В раннем возрасте (1–3 года) таким содержанием является «предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, тесто, вода), общение со взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с предметами-орудиями (совок, лопатка, ложка), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность».

Ряд исследователей (Н. М. Аксарина, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец и др.) полагает, что ранний возраст — это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития.

Педагогический процесс в раннем возрасте опирается на идею развития ребенка с учетом сенситивных периодов, с которыми связано овладение речевыми, сенсорными и двигательными умениями.

Умственное развитие ребенка формируется в процессе его деятельности. Игра и действия с предметами — основные виды деятельности детей второго и третьего года жизни. От занятий эта деятельность ребенка отличается тем, что возникает она по инициативе самого малыша. Игра занимает большое место в жизни ребенка: все время, не занятое сном, кормлением, занятиям — малыш играет. Это его естественное состояние. Ира доставляет ему много радости, сопровождается положительными эмоциями, достижения желаемого результата, общения со взрослыми и сверстниками. Игра — путь детей к познанию окружающего мира.

Ребенок в игре знакомится со свойствами предметов, при этом много «экспериментирует», проявляет инициативы, творчество. Во время игры формируются внимание, воображение, память, мышление, развиваются такие важные качества, как активность, самостоятельность в решении игровых задач. Именно в игре формируются первые положительные отношения со сверстниками: интерес к играм других детей, желание включиться в их игру, первые совместные игры, а в дальнейшем — умение считаться с интересами сверстников.

Во время самостоятельной деятельности у детей складываются положительные взаимоотношения и эмоционально-деловые связи со взрослыми. Они тянутся к тем, кто с ними занимается, играет; быстро перенимают тон отношения к ним взрослого (внимание, ласку, сочувствие) и сами начинают проявлять взаимные чувства. Уже на втором году жизни дети очень чутко прислушиваются к оценке воспитателем их деятельности и ориентируются на нее.

Для нас как воспитателей организация игровой самостоятельной деятельности детей является одним из наиболее сложным разделом работы, так ка, с одной стороны, мы должна, не подавляя инициативу ребенка, направлять его игру, с другой — научить малыша играть самостоятельно. Для правильной организации самостоятельной игровой деятельности мы глубже изучили особенности психического развития ребенка данного возраста.

Чтобы педагогический процесс в детском саду обеспечивал создание «благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями», мы стараемся сделать игру ведущим звеном в организации детской жизни.

Для выполнения этой важной задачи требуется решение целого ряда организационных вопросов, а именно: определение места игры как формы организации жизни детей в детском саду среди других форм воспитания и обучения; закрепление времени для игр в режиме детского сада и определение содержания игровой деятельности детей; наконец, большое значение приобретает вопрос об оборудовании игр в соответствии с их изменениями в течение дня и года, интересами детей и их возрастом.

При правильной организации игра создает условия для развития интеллектуальных, личностных, физических качеств ребенка, формированию предпосылок учебной деятельности и обеспечение социальной успешности дошкольника. Три взаимосвязанные линии развития ребенка: чувствовать-познавать-творить гармонично вписываются в естественную среду ребенка-ИГРУ, которая для него одновременно является и развлечением, и способов познания мира людей, предметов, а также сферой приложения своей фантазии.

Как показывают исследования А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, развитие игры в этот период проходит путь от предметной игры к ролевой, окружающей отношения между людьми. Игровая деятельность, как отмечено А. В. Запорожцем, В. В. Давыдовым, Н. А. Коротковой, Д. В. Менджерицкой, Н. Я. Михайленко и др., не изобретается ребенком, а задается ему взрослым, который учит малыша играть, знакомит с общественно сложившимися способами игровых действий. Осваивая их, ребенок затем обобщает игровые способы и переносит их в другие ситуации. Как следствие, игра дошкольника приобретает творческий, управляемый им самим и согласуемый с другими ее участниками характер. При таком развитии она максимально выполняет свои функции (воспитательную, развивающую, дидактическую, коррекционную, коммуникативную, социальную, психотерапевтическую и др.).

Игра детей раннего возраста в основном не устойчивы, что выражается в частой смене игрушек и игровых образов, кратковременности игр, объединений детей, наличие конфликтов по поводу игрушки, роли. Они требуют четкого, системного руководства ими, целенаправленного формирования у детей игровых, коммуникативных, организаторских и других умений. Таким образом, изобразительный (первый год жизни) и сюжетно-отобразительный этап (второй и третий год жизни), первые сюжетные игры детей (третий год жизни) создают предпосылки развития творческих игр в дошкольный период. Мы как воспитатели ставлю перед сой цель сформировать игровые умения у детей раннего возраста.

Для этого ставлю такие задачи:

‒ Активизировать игровую деятельность.

‒ Заинтересовать игровым материалом.

‒ Увлечь ребят.

‒ Овладение предметно-игровыми действиями с сюжетно-образными игрушками.

‒ Осуществление игровых действий с воображаемыми предметами.

‒ Развивать самостоятельную игру с различными предметами.

‒ Стимулировать овладение орудийными действиями в игре.

‒ Воспитывать познавательный интерес с помощью игр с элементами экспериментирования.

‒ Формировать интерес к подвижным и досуговым играм.

‒ Способствовать возникновению и развитию сюжетно-отобразительных игр.

Мы стараемся сделать так, чтобы развивающая предметно-пространственная среда в нашей группе была содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

‒ Насыщенность среды в группе соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Также мы не забываем о таком простом приеме в оснащении игровой среды, когда некоторые игрушки на время убирают, а потом снова возвращают. Вновь появившаяся знакомая игрушка вызывает желание с ней поиграть.

‒ Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей; возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д. (например, построили из модулей свой «Теремок» и обыграли сюжет сказки).

‒ Полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.; так на ряду с образными игрушками должен быть представлен обобщенный материал, прежде всего, предметы-заменители. Их сочетание позволяет детям реализовать в игре самые смелые замыслы.

‒ Вариативность среды предполагает: наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

‒ Доступность среды предполагает: доступность для всех без исключения воспитанников. Используя крупный игровой материал, дети замещают в игре не один предмет, а целый комплекс объектов, например, построили корабль, а кубы или пластины — лодки или льдины.

‒ Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования: исключены случаи падения с высоты, выпадения с боковых поверхностей изделий, удары и ушибы в результате неустойчивости последних, травмирование об острые углы и т. п.

Отдельно необходимо остановиться на мотивировании детей к игровой деятельности. Ученые выделяют три типа мотивации:

‒ Игровая.

‒ Мотивация в условиях помощи взрослому.

‒ Мотивация личной заинтересованности.

Первый тип— игровая мотивация— «Помоги игрушке».

Ребенок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек. Создание этой мотивации мы строим по такой схеме:

‒ Рассказываем, что игрушке нужна помощь, и помочь могу им только дети.

‒ Спрашиваем детей, согласны ли они помочь игрушке.

‒ Предлагаем научить детей делать то, что требуется игрушке, тогда наше объяснение и показ заинтересовывает детей.

‒ Игрушка оценивает работу ребенка, обязательно хвалит его.

‒ По окончании работы дети играют с игрушкой некоторое время.

При данной мотивации ребенок выступает как помощник и защитник, и ее мы используем для обучения различным практическим умениям.

Второй тип мотивации— помощь взрослому— «Помоги мне».

Здесь мотивом для детей является общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе. Создание мотивации строится по схеме: мы сообщаем детям, что собираемся мастерить что-либо и просим детей помочь. Интересуемся, как они могут помочь. При этом каждому ребенку дается посильное задание. В конце подчеркиваем, что результат был достигнут путем совместных усилий, что к нему пришли все вместе.

Третий тип мотивации основан на внутренней заинтересованности ребенка.

Такая мотивация побуждает детей к созданию предметов и поделок для собственного употребления или для своих близких (так мы делали открытки для мам и бабушек, пап и дедушек). Дети искренне гордятся своими поделками! Создание этой мотивации осуществляется по схеме:

 Показываем открытку, раскрываем преимущества и спрашиваем, хотят ли они иметь такой же для себя или для своих родных.

 Далее показываем, как изготовить ее.

 Изготовленная поделка поступает в распоряжение ребенка. Гордость за дело своих рук — важнейшая основа созидательного отношения к труду.

 Мотивируя детей, мы соблюдаем следующие принципы:

‒ не навязывать ребенку свое видение;

‒ обязательно спрашивать у ребенка разрешения заняться с ним общим делом;

‒ обязательно хвалить действия ребенка за полученный результат.

Литература:

  1. Воспитание и развитие детей от 1 года до 2 лет. Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2007.
  2. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / Под ред. С. Л. Новоселовой. М, 2008.
  3. Носова Е. А. Дидактические игры — занятия в ДОУ. — М.: Детство — Пресс, 2001.
  4. Обучение через игру. Р. Р. Фьюэлл, П. Ф. Вэдэзи. Санкт-Петербург,2005.
  5. Первые шаги. / Сост. к. Белова. — М.: Линка-Пресс,2009.
  6. Самоукина Н. В. Игры, в которые играю. — Дубна,2000.
  7. Смирнова Е. Ранний возраст: игры. Развивающие мышление // Дошкольное воспитание. — 2009. — № 4. — с.22.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, ранний возраст, игрушка, взрослый, детский сад, игровая деятельность, тип мотивации, детская мебель, игровой материал.

Похожие статьи

Игра как средство развития личности ребенка младшего…

ребенок, игра, ранний возраст, игрушка, взрослый, тип мотивации, игровая деятельность, детский сад, детская мебель, игровой материал. Игра в жизни, воспитании и обучении детей дошкольного…

Игра как ведущая деятельность в социально-личностном…

ребенок, игра, ранний возраст, игрушка, взрослый, тип мотивации, игровая деятельность, детский сад, детская мебель, игровой материал.

Поисково-практическая активность детей раннего возраста, как…

ребенок, игра, ранний возраст, игрушка, взрослый, тип мотивации, игровая деятельность, детский сад, детская мебель, игровой материал. Игра как ведущая деятельность в социально-личностном развитии…

Эргопедагогика детей раннего возраста в условиях дома ребенка

ребенок, игра, ранний возраст, игрушка, взрослый, тип мотивации, игровая деятельность, детский сад, детская мебель, игровой материал. Игровая деятельность дошкольников | Статья в журнале…

Л. С. Выготский о роли игры в психическом развитии ребенка

ребенок, игра, ранний возраст, игрушка, взрослый, тип мотивации, игровая деятельность, детский сад, детская мебель, игровой материал.

ребенок, игра, дошкольный возраст, роль, игровая деятельность, развитие ребенка, ролевая игра, игровая среда, игра детей

Игровая деятельность дошкольников | Статья в журнале…

ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа, дошкольный период, детский сад, ранний возраст, игровая деятельность дошкольников, жизнь ребенка, сюжетно-ролевая игра.

Индивидуализация образовательной деятельности как…

ребенок, игра, ранний возраст, игрушка, взрослый, тип мотивации, игровая деятельность, детский сад, детская мебель, игровой материал.

ребенок, игра, ранний возраст, игрушка, взрослый, тип

Организация игровой деятельности детей раннего возрастаребенок, игра, ранний возраст, игрушка, взрослый, тип мотивации, игровая деятельность, детский сад, детская мебель, игровой материал.

Возможности игры в коррекционной работе с детьми

ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа, дошкольный период, детский сад, ранний возраст, игровая деятельность дошкольников, жизнь ребенка, сюжетно-ролевая игра.

  Углубленно изучила литературу , касающуюся данной темы, использовала литературу таких авторов, как М.А. Васильева, Е.Н. Тверитина, А.Н. Бондаренко, Л.А. Венгер, Г.Л. Матусик, Н.Я Михайленко.
  В статье Н.Я. Михайленко рассмотрены основные педагогические принципы руководства игрой детей разных возрастов. Подчеркивается также необходимость целенаправленного контроля за самостоятельными играми детей.
  Содержание игры определяется тем, как оборудован игровой процесс, какие игрушки предоставлены в группе и на участке.
  В статье К.С. Егоркиной и Е.В. Зворыгиной показан опыт планирования воспитательной работы при организации игр.
  Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение, но как это все преподнести ребенку зависит от воспитателя, поэтому мою тему я считаю актуальной.
  Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей. Уже на ранних возрастных ступенях, именно в игре желанию общаться со сверстниками. Игра для детей — учеба, игра для них — труд, игра — серьезная форма воспитания. В процессе игровой деятельности ребенок:
    — учится действовать осознанно с предметами;
    — бережно относится к игрушка;
    — воспитываются положительные моральные качества:
  Важно не только, как ребенок себя ведет в игре, но и какие чувства он испытывает при этом: жалость, уважение к товарищу — не отбирать игрушки, жалеет плачущего товарища, поэтому педагог обязан видеть каждого ребенка и своевременно влиять на его поведение. Это еще раз подчеркивает, что эта тема актуальна. Именно руководство, потому что ранний возраст, как никакой другой требует руководства педагога во всех видах деятельности.

  Формирование игровых умений успешнее проходит при условии целенаправленного руководства игрой, в совместной игре воспитателя с детьми. 

Kurkina foto copyДорогие друзья, сегодня участник нашей рубрики «Мастера своего дела» Куркина Нина Леонидовна, воспитатель ГБОУ СОШ №2 им. В.Маскина ж.-д. ст. Клявлино СП «Детский сад «Солнышко» в своей статье познакомит нас с игровой деятельностью детей раннего возраста, её особенностями. Статья будет полезна для педагогов ДОО и родителей.

Краткий комментарий к статье от Нины Леонидовны:
«Игра занимает большое место в жизни ребенка: все время, не занятое сном, кормлением, занятиями- малыш играет. Это его естественное состояние. Игра доставляет ему много радости, сопровождается положительными эмоциями: он удивляется, радуется от получения новой информации, достижения желаемого результата, общения со взрослыми и сверстниками. Игра – это путь детей к познанию окружающего мира».

Познавательного чтения…

 «Игровая деятельность детей раннего возраста, её особенности»

«Игровая деятельность детей раннего возраста, её особенности»
 » Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребёнок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре… «
А.С. Макаренко

Умственное развитие ребёнка формируется в процессе его деятельности. Игра и действия с предметами — основные виды деятельности детей второго и третьего года жизни. От занятий эта деятельность ребенка отличается тем, что возникает она по инициативе самого малыша. Игра занимает большое место в жизни ребенка: все время, не занятое сном, кормлением, занятиями- малыш играет. Это его естественное состояние. Игра доставляет ему много радости, сопровождается положительными эмоциями: он удивляется, радуется от получения новой информации, достижения желаемого результата, общения со взрослыми и сверстниками. Игра – это путь детей к познанию окружающего мира.
Ребёнок в игре знакомится со свойствами предметов, при этом много «экспериментирует», проявляет инициативу, творчество. Во время игры формируются внимание, воображение, память, мышление, развиваются такие важные качества, как активность, самостоятельность в решении игровых задач. Именно в игре формируются первые положительные отношения со сверстниками: интерес к играм других детей, желание включиться в их игру, первые совместные игры, а в дальнейшем – умение считаться с интересами сверстников.
Во время самостоятельной деятельности у детей складываются положительные взаимоотношения и эмоционально-деловые связи со взрослыми. Они тянутся к тем, кто с ними занимается, играет; быстро перенимают тон отношения к ним взрослого (внимание, ласку, сочувствие) и сами начинают проявлять взаимные чувства. Уже на втором году жизни дети очень чутко прислушиваются к оценке воспитателем их деятельности и ориентируются на нее.
Для воспитателя организация игровой самостоятельной деятельности детей является одним из наиболее сложных разделов работы, так как, с одной стороны, он должен, не подавляя инициативу ребенка, умело направлять его игру, с другой научить малыша играть самостоятельно. Правильно организовать самостоятельную игровую деятельность воспитатель сможет лишь в том случае, если он хорошо знает не только особенности психического развития ребенка того возраста, с которым он работает, но и особенности развития детей всей группы.
Играми и другими видами самостоятельной деятельности дети заняты все время, свободное от занятий и других обязательных мероприятий.
Самостоятельная деятельность детей второго года жизни включает разные виды игр (сюжетные, подвижные, дидактические, со строительными материалами, игры-забавы); самостоятельную ходьбу, бег, лазанье; рассматривание книг, картинок; наблюдения за окружающим; общение со взрослыми, с детьми; элементарные практические (трудовые) действия; первые попытки изобразительной деятельности.
Воспитатель должен добиваться, чтобы в течение бодрствования каждый ребенок был занят разнообразной деятельностью, своевременно переключать их с одного вида деятельности на другой, не допуская переутомления, педагогически правильно руководить как всей группой, так и деятельностью каждого ребенка.
Чтобы правильно организовать самостоятельную деятельность детей, необходимо продумать и создать в группе условия для всех ее видов. В групповой комнате и на участке должны быть выделены игровые зоны. Игровой материал в этих зонах систематически обновляется и усложняется. Каждый вид игрушек и пособий следует хранить в определенном месте. Это приучает детей к организованности, порядку и самостоятельности.
Для овладения ходьбой и другими видами движений во время бодрствования следует побуждать детей к подвижным играм с мячами, тележками, каталками и др.
Спокойное место в группе должно быть отведено для игр с дидактическими игрушками. Дидактические игрушки, книги должны храниться в открытом шкафу, рядом со столами, на которых играют дети. Более сложные дидактические игры и игрушки, а также игрушки-забавы должны быть видны детям, но лучше, если они будут лежать на полке немного выше роста ребенка, чтобы взрослый мог помочь взять игрушку и вместе с тем проследить за игрой.
С дидактическими игрушками и пособиями дети могут играть под наблюдением воспитателя после соответствующего обучения на занятиях (пирамиды, вкладыши, шаробросы, пособия на различение и группировку предметов по форме, величине, цвету и т. п.). Дети закрепляют знания, полученные на занятиях, учатся самостоятельно пользоваться дидактическими игрушками.
Необходимо отвести место в шкафах для хранения крупного и настольного строительного материала разнообразной формы с соответствующими по размеру образными игрушками, а рядом предоставить место для игры на полу и на столах.
Для рассматривания иллюстраций, картинок нужна небольшая, но тихая и хорошо освещенная зона. Картинки, первые книжки хорошо хранить на низкой полке, а рядом поставить стол, за которым дети могут рассматривать знакомые иллюстрации в книгах.
Сравнительно большая площадь отводится для игр с крупной кукольной мебелью и сюжетно-образными и транспортными игрушками.
Материалы для изобразительной деятельности (карандаши, бумага, мелки и др.) лучше хранить в закрытом шкафу, так как дети самостоятельно еще не умеют использовать эти предметы по назначению (для рисования), но приобщение к рисованию необычайно благодатно для воспитания у детей этого возраста интереса к изобразительной деятельности. Необходимо побуждать детей к наблюдению за рисованием, лепкой воспитателя. Можно предложить детям «рисовать» цветными мелками на доске, на асфальте; палочкой — на песке, на снегу, «печатать» на земле с помощью формочек изображения предметов, животных, птиц.
В теплое время года, организуя игры с водой, песком, а зимой — со снегом, формочками, воспитатель побуждает детей самостоятельно пользоваться формочками, трафаретами животных, птиц, а также простейшими предметами-орудиями (совок, грабельки, лопатка и пр.).
В течение второго года жизни дети с помощью взрослых начинают овладевать основными игровыми способами, а именно: игровыми действиями разной степени сложности, первыми речевыми высказываниями, дополняющими, а иногда и заменяющими игровые действия. В качестве средств для игры они учатся использовать разные сюжетно-образные игрушки, предметы-заместители, а также первые слова, обозначающие отсутствующие в данный момент, воображаемые игрушки-предметы. Дети сами начинают готовить условия для игры. Они начинают овладевать и эмоционально-выразительными средствами.
Одну и ту же жизненную ситуацию, которая определяет содержание сюжета игры, дети могут с удовольствием отображать в течение года, если при этом изменяются, усложняются игровые способы и средства. Например, при кормлении куклы дети сначала используют только две (предложенные воспитателем!) игрушки (куклу и ложку), затем охотно прибегают к замене ложки палочкой, соломинкой. Позднее могут назвать воображаемую пищу, сами подготовить некоторые условия для угощения кукол, игрушечных животных (сажают их за стол, раздают ложки, тарелки, наливают суп и т. д.).
Воспитатель должен как можно шире привлекать детей не только к наблюдениям за окружающим, но и к посильному участию в решении доступных ребенку практических задач (в быту, на участке во время прогулки, на занятиях). Только тогда дети сами смогут по-настоящему понять назначение предметов, смысл действий с ними.
Однако дети второго года жизни сами не могут перевести свои жизненные познания в игровой условный план. Им должен помочь в этом отношении взрослый путем организации обучающих игр (показов-инсценировок, дидактических игр и др.). Если ознакомление с окружающим и обучающие игры создают почву для игры, то сама самостоятельная игра, ее содержание, способ решения детьми игровых задач определяются соответствующим подбором игрушек и направленным проблемным (побуждающим к самостоятельному решению игровых задач) общением взрослого с ребенком в процессе игры.
Эмоционально-выразительные показы простых и понятных жизненных ситуаций (кормление кукол, мишки, езда на лошадке, машинке и др.) вызывают у детей интерес, желание воспроизвести увиденное. Вместе с тем в инсценировках воспитатель вычленяет самое главное в тех событиях, наблюдателем и участником которых был ребенок, закрепляет полученный в повседневной жизни или на занятиях опыт, понимание назначения предметов, смысла действий с ними. В обучающих играх дети не должны быть посторонними наблюдателями за действиями взрослых. Обучающие игры — это фактически совместные игры воспитателя с детьми, где ведущая роль принадлежит взрослому.
По мере обогащения опыта ребенка в показах-инсценировках рекомендуется использовать 3-4 взаимосвязанных по смыслу предмета (кукла, стол, тарелка, ложка). Количество действий также увеличивается, они взаимообусловлены, направлены на подготовку к решению игровой задачи: прежде чем накормить куклу, ее сажают за стол, черпают ложкой еду из тарелки для куклы и т. д.
Для детей после полутора лет показы включают 2-3 эпизода, содержат в себе элементы дидактических игр, направленных на уточнение названия, назначения некоторых предметов, их свойств и др. Важно привлекать детей к совместному выполнению игровой задачи. Это может быть вопрос («Кукла плачет — что делать?»), сюрпризный момент («Кукла спряталась -где она?»), обращение персонажа к детям и др. Речь взрослого должна быть эмоционально выразительной, неторопливой, четкой. Каждое слово должно нести понятную детям информацию: название игрушек, их свойств, действий. Необходимо следить за реакцией детей, побуждать к высказываниям, эмоциональным проявлениям, к действиям.
Для обучающих игр используются игрушки среднего размера (15-20 см), они должны быть соразмерны по величине, красивы. Нельзя использовать предметы-заместители или воображаемые предметы, если у ребенка недостаточен опыт действий с реальными предметами. Однако для детей, хорошо умеющих играть с игрушками, следует предлагать в показах некоторые предметы-заместители, а позднее воображаемые предметы вместо знакомых игрушек или обозначать словом воображаемые состояния кукол, игрушечных животных (вместо яблока дать шарик, палочку вместо ложки, сказать, что кукла смеется или хочет спать, что в чашке чай, в кастрюле суп и т. д.). Подобные игрушки даются детям и для самостоятельной игры.
Самое главное в этих играх не обучение конкретным действиям по образцу, а в том, чтобы дети поняли смысл игровой ситуации, которую взрослый демонстрировал, проявили интерес к ней, желание воспроизвести ее в своей игре.
Обучающие игры повторяются, пока они вызывают живой интерес у детей, своевременно усложняются и заменяются новым сюжетом, близким ребенку по личному опыту, или новым содержанием игровой задачи, новыми способами ее решения.
Дидактические игры занимают относительно большое место среди других видов самостоятельных игр детей раннего возраста.
Они требуют пристального руководства со стороны взрослого. Одним из главных компонентов этого руководства является правильный подбор дидактических игрушек и материалов, их размещение в групповой комнате и порядок предоставления в распоряжение детям.
Подбор игрового материала должен производиться с учетом понимания функционального назначения каждого вида дидактических игрушек и пособий, соотнесения содержания самостоятельных дидактических игр детей с тем программным материалом, который они усваивают на занятиях.
Воспитатель должен направлять самостоятельную дидактическую игру детей, приходить на помощь при затруднениях, учитывать их умения, полученные на занятиях, корректировать неправильные действия, доброжелательно поддерживать самостоятельность в игре, побуждать детей играть рядом и по возможности вместе, охраняя при этом индивидуальную инициативу каждого ребенка.
В распоряжении детей постоянно должен быть настольный строительный материал и более крупный, которым можно играть на полу. В комплекты со строительным материалом следует включить соответствующие по размеру сюжетные игрушки. Наряду с деревянными строительными наборами следует иметь и пластмассовые, с деталями различных размеров.
Наборы строительных материалов состоят как из тех элементов, с которыми детей познакомили на занятиях, так и из новых, типа конусов, цилиндров и полусфер различной величины. Эти детали используются детьми наряду с хорошо знакомыми кубами, кирпичиками, планками и призмами.
При руководстве самостоятельными играми воспитатель должен помочь каждому ребенку заняться своей постройкой рядом с другими детьми, но не мешая им. Воспитатель должен привлекать внимание детей к строительным материалам, строить вместе с ними, подсказывая тему постройки, помогать ребенку узнавать в его собственной постройке тот или иной образ. Необходимо в процессе совместной игры вводить сюжетные игрушки, фигурки людей и животных, поощрять самостоятельное использование сюжетных игрушек детьми.
В конце второго года жизни в строительную игру детей можно включить предметы-заместители, которые могут обозначать пассажиров в автомобиле, угощенье для кукол на столе и т. п. Крупные формы используются для организации игрового пространства, а дополнительные детали (флажки, головы лошадок на палке), прикрепленные к ним, создают яркую праздничную атмосферу, побуждают детей к совместным действиям.
Летом организуются игры с увлажненным песком, в процессе которых воспитатель должен научить детей насыпать песок в ведерко и формочку, делать из сырого песка «пирожок», а также забивать в песок деревянным молоточком колышки, закреплять в нем деревянные трафареты зверей, птиц. Надо обращать внимание детей на то, что нельзя высыпать песок из ящика, пачкать им одежду.
Следует иметь портативные надувные бассейны, большие тазы и т. п., которые летом используются для различных игр с водой на участке. С помощью простейших предметов-орудий (сачок и черпачок) дети вылавливают плавающих целлулоидных рыбок, уточек, шарики.
К концу второго года жизни дети должны научиться использовать ведерки для зачерпывания и переноса воды. Можно давать им леечки с водой для увлажнения песка, поливки.
Осенью во время листопада надо на прогулке показать детям, как можно с помощью пластмассовых граблей сгребать опавшие листья с дорожек в кучки. Это трудовое действие в игровой форме доступно малышам, формирует не только полезные навыки, но и вызывает приятную удовлетворенность результатами своих действий.
Существенное влияние на формирование эмоциональной сферы ребенка раннего возраста, его двигательной активности и умения общаться со взрослым, а позднее со сверстниками оказывают игры-забавы. Их проводят в разные периоды бодрствования с подгруппой детей, а в случае необходимости и индивидуально (например, во время приема детей или в ситуации, когда ребёнок трудно расстается с мамой).
Развлечения, пляски, знакомые подвижные игры, движения, сопровождаемые чтением весёлой потешки, и другие – не требуют специального разучивания, быстро и эмоционально воспринимаются детьми, побуждают к двигательной активности, поднимают их настроение.
С детьми раннего возраста проводятся развлечения с развернутым сюжетом в сопровождении пения воспитателя или CD записи. Инсценируя песни с использованием игрушек, педагог вовлекает детей в активные действия. Они здороваются с персонажами инсценировки, хлопают в ладоши, когда те пляшут. Детей развлекают звучащие заводные игрушки, образные и типа музыкального волчка.

Список литературы:
1. Воспитание и обучение детей раннего возраста. /Под ред.. Л.Н. Павловой. — М.: Просвещение, 1986.
2. Печора К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях.- М.: Просвещение, 2006.
3. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях./Под ред.. М.А. Васильевой. М.: Просвещение, 1986.
4. Первые шаги./Сост. К.Белова. — М.: Линка — Пресс, 2009.
5. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста /Под ред. С. Л. Новоселовой. М, 2008.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Водонагреватель ariston pro1 r inox abs 100 v инструкция
  • Имплант мазь инструкция по применению взрослым
  • Дуоколд инструкция по применению цена таблетки взрослым при простуде
  • Живокост мазь инструкция по применению цена сибирское здоровье
  • Биокилл препарат от паутинного клеща инструкция по применению