Руководство или собственники аудируемого лица

Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

1. При оказании аудиторских услуг аудируемое лицо, лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, вправе:

(в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 403-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) требовать и получать от аудиторской организации, индивидуального аудитора обоснования замечаний и выводов аудиторской организации, индивидуального аудитора, а также информацию о членстве аудиторской организации, индивидуального аудитора в саморегулируемой организации аудиторов, о внесении сведений об аудиторской организации в реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, реестр аудиторских организаций на финансовом рынке;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 359-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) получать от аудиторской организации, индивидуального аудитора аудиторское заключение в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг;

3) осуществлять иные права, вытекающие из договора оказания аудиторских услуг.

2. При оказании аудиторских услуг аудируемое лицо, лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, обязано:

(в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 403-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) содействовать аудиторской организации, индивидуальному аудитору в своевременном и полном проведении аудита и оказании сопутствующих аудиту услуг, создавать для этого соответствующие условия, предоставлять необходимую информацию и документацию (за исключением случаев, в которых Правительством Российской Федерации установлены ограничения на предоставление информации и документации), давать по устному или письменному запросу аудиторской организации, индивидуального аудитора исчерпывающие разъяснения и подтверждения в устной и письменной форме, а также запрашивать необходимые для оказания аудиторских услуг сведения у третьих лиц;

(в ред. Федеральных законов от 01.12.2014 N 403-ФЗ, от 31.12.2017 N 481-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) не предпринимать каких бы то ни было действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудита и оказании сопутствующих аудиту услуг, на сокрытие (ограничение доступа) информации и документации, запрашиваемых аудиторской организацией, индивидуальным аудитором (за исключением случаев, в которых Правительством Российской Федерации установлены ограничения на предоставление информации и документации), а также на воспрепятствование выполнению аудиторской организацией, индивидуальным аудитором иных обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами. Наличие в запрашиваемых аудиторской организацией, индивидуальным аудитором для проведения аудита и оказания сопутствующих аудиту услуг информации и документации сведений, содержащих коммерческую тайну, не может являться основанием для отказа в их предоставлении;

(в ред. Федеральных законов от 01.12.2014 N 403-ФЗ, от 31.12.2017 N 481-ФЗ, от 02.07.2021 N 359-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) своевременно оплачивать услуги аудиторской организации, индивидуального аудитора в соответствии с договором оказания аудиторских услуг, в том числе в случае, когда аудиторское заключение не согласуется с позицией аудируемого лица, лица, заключившего договор оказания аудиторских услуг;

4) исполнять требования стандартов аудиторской деятельности и иные обязанности, вытекающие из договора оказания аудиторских услуг.

(в ред. Федеральных законов от 01.07.2010 N 136-ФЗ, от 01.12.2014 N 403-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Учредители (участники) аудируемого лица или их представители либо его руководитель обязаны рассмотреть информацию аудиторской организации, индивидуального аудитора о ставших известными аудиторской организации, индивидуальному аудитору при оказании аудиторских услуг случаях коррупционных правонарушений аудируемого лица, в том числе случаях подкупа иностранных должностных лиц, случаях иных нарушений законодательства Российской Федерации, либо признаках таких случаев, либо риске возникновения таких случаев и в письменной форме проинформировать о результатах рассмотрения аудиторскую организацию, индивидуального аудитора не позднее 90 календарных дней со дня, следующего за днем получения указанной информации.

(часть 3 введена Федеральным законом от 01.12.2014 N 403-ФЗ)

Правило(стандарт) №22 «Сообщение информации,полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника»

ПРАВИЛО (СТАНДАРТ) N 22.
СООБЩЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ, ПОЛУЧЕННОЙ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ
АУДИТА, РУКОВОДСТВУ АУДИРУЕМОГО ЛИЦА И ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ
ЕГО СОБСТВЕННИКА

(в ред. Постановлений Правительства РФ
от 19.11.2008 N 863, от 02.08.2010 N 586)

Введение

 1. Настоящее федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности, разработанное с учетом международных стандартов аудита, устанавливает единые требования в отношении сообщения информации, полученной по результатам аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности (далее — информация), руководству аудируемого лица и представителям собственника этого лица. Настоящее федеральное правило (стандарт) не распространяется на сообщение аудитором информации каким-либо иным лицам.

 2. Для целей настоящего правила (стандарта) информация представляет собой сведения, ставшие известными аудитору в ходе аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности, которые, по мнению аудитора, являются важными для руководства и (или) представителей собственника аудируемого лица при осуществлении ими контроля за подготовкой достоверной финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и раскрытием информации в ней, результативностью и эффективностью хозяйственных операций и эффективным использованием ресурсов, а также соответствием деятельности аудируемого лица нормативным правовым актам Российской Федерации. В настоящем федеральном правиле (стандарте) речь идет об информации по вопросам, которые привлекли внимание аудитора в результате аудита. Аудитор не обязан в ходе аудита разрабатывать процедуры, специально направленные на поиск информации, имеющей значение для управления аудируемым лицом.

 3. Аудитор должен сообщать информацию руководству и (или) представителям собственника аудируемого лица.

 4. Для целей настоящего правила (стандарта) используются следующие определения:

  • «руководство аудируемого лица» — лица, отвечающие за повседневное руководство аудируемым лицом, а также осуществление хозяйственных операций, ведение бухгалтерского учета и подготовку финансовой (бухгалтерской) отчетности (например, генеральный директор, главный бухгалтер и др.);
  • «представители собственника аудируемого лица» — лица или коллегиальные органы, которые осуществляют общий надзор и стратегическое руководство деятельностью аудируемого лица, а также в соответствии с учредительными документами могут контролировать текущую деятельность его руководства, в том числе назначать или освобождать от должности представителей высшего руководства.

 Надлежащие получатели информации

 5. Аудитор должен установить надлежащих получателей информации из числа руководства и представителей собственника аудируемого лица.

 6. Организационная структура и принципы корпоративного управления могут быть различными для разных аудируемых лиц. Это усложняет задачу определения круга лиц, которым аудитор сообщает информацию, представляющую интерес для управления аудируемым лицом. Аудитор с учетом требований пункта 4 настоящего правила (стандарта) основывается на собственном профессиональном суждении для определения тех лиц, которым должна сообщаться информация, принимая во внимание управленческую структуру аудируемого лица, обстоятельства аудиторского задания и особенности законодательства Российской Федерации. Аудитору следует учитывать права и обязанности соответствующих лиц.

Например, в аудируемых лицах, где имеется совет директоров и комитет по аудиту, надлежащими получателями информации могут быть как оба эти органа, так и один из них.

 7. Если управленческая структура аудируемого лица четко не определена либо представители собственника не могут быть четко определены в соответствии с условиями задания или согласно законодательству Российской Федерации, то аудитор приходит к соглашению с аудируемым лицом в отношении того, кому должна сообщаться информация.

 8. Во избежание недоразумений в договоре оказания аудиторских услуг может быть разъяснено, что аудитор будет сообщать только ту информацию, представляющую интерес для управления, на которую он обратит внимание в результате аудита, и что аудитор не обязан разрабатывать аудиторские процедуры, специально направленные на поиск информации, имеющей значение для управления аудируемым лицом. В договоре оказания аудиторских услуг могут также:

  • а) указываться форма, в которой будет сообщаться информация;
  • б) определяться надлежащие получатели информации;
  • в) определяться конкретные вопросы аудита, представляющие интерес для управления аудируемым лицом, в отношении сообщения информации о которых была достигнута договоренность.

 9. Сообщение информации будет более эффективно при налаживании конструктивных рабочих взаимоотношений между аудитором и руководством или представителями собственника аудируемого лица. Данные взаимоотношения должны развиваться с учетом соблюдения требований профессиональной этики, независимости и объективности.

 Информация, сообщаемая руководству аудируемого лица и представителям его собственника

 10. Информация, сообщаемая аудитором руководству аудируемого лица и (или) представителям его собственника, как правило, отражает:

  • а) общий подход аудитора к проведению аудита и его объему, обеспокоенность аудитора по поводу любых ограничений объема аудита, а также комментарии по поводу уместности любых дополнительных требований руководства аудируемого лица;
  • б) выбор учетной политики или ее изменение руководством аудируемого лица, которое оказывает или может оказать существенное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность аудируемого лица;
  • в) возможное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность аудируемого лица каких-либо существенных рисков и внешних факторов, которые должны быть раскрыты в финансовой (бухгалтерской) отчетности (например, судебных разбирательств);
  • г) предлагаемые аудитором существенные корректировки финансовой (бухгалтерской) отчетности, как осуществленные, так и не осуществленные аудируемым лицом;
  • д) существенные неопределенности, касающиеся событий или условий, которые могут в значительной мере поставить под сомнение способность аудируемого лица продолжать непрерывно вести свою деятельность;
  • е) разногласия аудитора с руководством аудируемого лица по вопросам, которые по отдельности или в совокупности могут являться значимыми для финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица или аудиторского заключения. Сообщаемая в этой связи информация должна включать пояснения важности этого вопроса и сведения о том, был ли данный вопрос разрешен или нет;
  • ж) предполагаемые модификации аудиторского заключения;
  • з) другие вопросы, заслуживающие внимания представителей собственника (например, существенные недочеты в области внутреннего контроля, вопросы, касающиеся деловой репутации руководства аудируемого лица, а также случаи недобросовестных действий руководства);
  • и) вопросы, освещение которых согласовано аудитором с аудируемым лицом в договоре оказания аудиторских услуг.

 11. Аудитор должен сообщить представителям собственника о не исправленных аудируемым лицом корректировках, предложенных аудитором в ходе аудита, признанных руководством аудируемого лица несущественными, по отдельности или в совокупности для финансовой (бухгалтерской) отчетности в целом.

 12. Неосуществленные корректировки, о которых сообщается представителям собственника, не должны быть ниже выбранного значения уровня существенности.

 13. Аудитор также должен проинформировать надлежащих получателей информации о том, что:

  • а) сведения, сообщаемые аудитором, включают только те вопросы, которые привлекли внимание аудитора в результате аудита;
  • б) аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности не направлен на выявление всех вопросов, которые могут представлять интерес для управления аудируемым лицом.

  Сроки сообщения информации руководству аудируемого лица и представителям его собственника

  14. Аудитор должен своевременно сообщать информацию таким образом, чтобы представители собственника и руководство аудируемого лица имели возможность оперативно принимать надлежащие меры.

 15. В целях своевременного сообщения информации аудитор должен обсудить с представителями собственника и руководства аудируемого лица порядок, принципы и сроки сообщения такой информации.

 16. В определенных случаях в связи с необходимостью решения срочного вопроса аудитор может сообщить о нем раньше, чем это было согласовано предварительно.

 Формы сообщения информации надлежащим получателям

 17. Аудитор может сообщать надлежащим получателям информацию в устной или письменной форме. На решение аудитора о том, сообщать ли информацию в устной или письменной форме, влияют:

  • а) размер и сложная структура, организационно-правовая форма и техническое обеспечение аудируемого лица;
  • б) характер, важность и особенности информации, полученной по результатам аудита, представляющей интерес для управления аудируемым лицом;
  • в) существующие договоренности между аудитором и аудируемым лицом в отношении регулярных встреч или докладов;
  • г) принятые аудитором формы взаимодействия с представителями собственника и руководства аудируемого лица.

 18. Если информация, представляющая интерес для управления аудируемым лицом, сообщается в устной форме, аудитору следует документально отразить в рабочих документах эту информацию и реакцию на нее получателей информации. Такие документы могут иметь форму копий протоколов обсуждений, проводимых аудитором с представителями собственника и руководства аудируемого лица. В некоторых случаях в зависимости от характера, важности и особенностей информации целесообразно, чтобы аудитор получал от представителей собственника и руководства аудируемого лица письменные подтверждения в отношении любых устных сообщений по вопросам аудита, представляющих интерес для управления аудируемым лицом.

 19. Как правило, аудитор предварительно обсуждает с руководством аудируемого лица вопросы аудита, представляющие интерес для аудируемого лица, за исключением тех вопросов, которые ставят под сомнение компетентность или деловую репутацию самого руководства. Предварительные обсуждения с руководством аудируемого лица имеют важное значение для прояснения фактов и вопросов, а также для того, чтобы дать возможность руководству аудируемого лица предоставить дополнительную информацию. Если руководство аудируемого лица соглашается самостоятельно (без участия аудитора) сообщить информацию, представляющую интерес для управления аудируемым лицом, представителям собственника, то аудитору может не потребоваться повторное сообщение данной информации при условии, что аудитор удовлетворен эффективностью и надлежащим характером сообщения такой информации.

 20. Если аудитор считает, что необходимо модифицировать аудиторское заключение, то любая иная письменная информация, направляемая аудитором руководству или представителям собственника аудируемого лица, не может рассматриваться в качестве надлежащей замены модифицированного аудиторского заключения.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 02.08.2010 N 586)

 21. Аудитор должен проанализировать, может ли какая-либо информация, полученная по результатам предыдущего аудита, иметь значение для достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности текущего года. Если аудитор приходит к выводу, что такая информация представляет интерес для управления аудируемым лицом, он может принять решение повторно сообщить ее представителям собственника аудируемого лица.

 Конфиденциальность

 22. Аудитор обязан выполнять требования законодательства Российской Федерации и Кодекса этики аудиторов России в отношении конфиденциальности информации, полученной по результатам аудита. В некоторых случаях потенциальные конфликты между этическими и правовыми обязательствами аудитора в отношении конфиденциальности и требованиями по предоставлению информации могут носить сложный характер. В данном случае аудитору целесообразно получить юридическую консультацию.

Аудиторское заключение (АЗ)

Аудиторское заключение представляет собой документ финансовой или бухгалтерской отчетности установленной формы. В нём содержится мнение как аудиторской организации, так и частного аудитора о достоверности финансовая или бухгалтерской документации.

Аудиторское заключение обладает достоверностью, то есть возможностью видения реального положения результатов хозяйственной деятельности предприятия и его финансовом и имущественном положении. За достоверность сведений, отображаемых в аудиторском заключении несёт ответственность аудитор. Но за сбор и подготовку и финансовой (бухгалтерской) отчетности несет ответственность руководство предприятия, заказавшее проведение аудита (аудируемое лицо). Аудиторское заключение составляется по инициативному, обязательному и аудиту по специальным аудиторским заданиям.

Структура аудиторского заключения

Чаще всего предусмотрена единая форма аудиторского заключения. Сам документ составляется на русском языке, для выражения стоимостных показателей используются рубли.

Структура аудиторского заключения включает в себя следующие пункты:

  • наименование “аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности”;
  • адресат (в соответствии с договором или законодательством Российской Федерации, как правило, адресуется собственнику аудируемого лица, совету директоров и т.п.);
  • сведения об аудиторе, которые содержат в себе: организационно-правовую форму аудиторской организации, ее наименование; место нахождения (адрес); номер, дату свидетельства о государственной регистрации; номер, дату, наименование органа, предоставившего аудиторской организации лицензию на осуществление аудиторской деятельности, срок ее действия; членство в аккредитованном профессиональном аудиторском объединении;
  • сведения об аудируемом лице включают в себя: организационно-правовую форму аудируемого лица, его наименование, место нахождения (адрес), номер, дата свидетельства о государственной регистрации.;
  • вводная часть содержит сведения о периоде представления информации в финансовой отчетности, составе этой отчетности (форму № 1 «Бухгалтерский баланс», форму № 2 «Отчет о прибылях и убытках», приложения к формам № 1, 2, пояснительную записку), разграничении ответственности между аудитором и аудируемым лицом;
  • часть, описывающая объем аудита;
  • часть, содержащая мнение аудитора;
  • дата аудиторского заключения (проставляется на момент окончания его проведения);
  • подпись аудитора (под “аудитором” понимается руководитель аудиторской организации и руководитель аудиторской проверки с указанием номера, типа квалификационного аттестата и срока его действия).

Виды аудиторского заключения

Существует безоговорочно положительное (немодифицированное) и модифицированное аудиторское заключение. Первый тип аудиторского заключения дается только в том случае, когда аудитор полностью уверен, что финансовая отчетность дает достоверное представление о финансовом положении и результатах финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица. В том случае, если не соблюдается что-то из ниже изложенное, а именно:

  • предъявляются ограничения объема работы аудитора;
  • есть разногласия относительно выбранной учетной политики;
  • есть сложности в раскрытии информации в финансовой (бухгалтерской) отчетности.
  • Аудитор предоставляет модифицированное аудиторское заключение. При этом данный тип заключения в обязательной порядке должен содержать:
  • факторы, влияющие на мнение аудитора;
  • отказ от выражения мнения;
  • мнение с оговоркой (выражается в том случае, когда отказ предъявить невозможно, но разногласия относительно выбранной учетной политики исключают выдачу немодифицированного аудиторского заключения);
  • отрицательное мнение относительно финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Причины выдачи того или иного вида заключения обязательно реабилитируются отдельным пунктом.

Ложное аудиторское заключение выдается без проведения проверки. Тот факт, что оно является ложным можно признать исключительно в судебном порядке.

Особенности оформления

К оформлению аудиторского заключения любого вида предъявляются следующие основные требования.

Оно должно быть подписано руководителем аудитора или уполномоченным руководителем лицом, проводившим аудит (возглавлявшим проверку). Подписи должны в обязательном порядке быть скреплены печатью. Непосредственно к заключению прикладывается финансовая (бухгалтерская) отчетность с указанием даты, подписанная и заверенная печатью аудируемого лица. все листы должны быть пронумерованы, собраны в единую брошюру и опечатаны печатью аудитора.

Дата подписания аудиторского заключения должна соответствовать дате, когда был завершен аудит, но не ранее даты подписания или утверждения финансовой отчетности аудируемого лица.

Юридическая сторона вопроса

Основной документ, который используется при составление аудиторского заключения, является стандарт № 6 «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности», утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 года за № 696. Он содержит единые требования к форме и содержанию аудиторского заключения.

Федеральный стандарт № 10 «События после отчетной даты» содержит требования по действиям аудитора в отношении событий, произошедших после даты подписания аудиторского заключения, но до даты представления пользователям финансовой отчетности.

Данные актуальны на конец 2019 г.

Возврат к списку

Информация
представляет собой сведения, ставшие
известными аудитору в ходе аудита
финансовой (бухгалтерской) отчетности,
которые, по мнению аудитора, являются
одновременно важными для руководства
и представителей собственника аудируемого
лица при осуществлении ими контроля за
подготовкой достоверной финансовой
(бухгалтерской) отчетности аудируемого
лица и раскрытием информации в ней.

Аудитор
должен сообщать информацию руководству
и (или) представителям собственника
аудируемого лица.

Во
избежание недоразумений в договоре
оказания аудиторских услуг может быть
разъяснено, что аудитор будет сообщать
только ту информацию, представляющую
интерес для управления, на которую он
обратит внимание в результате аудита.
Аудитор не обязан в ходе аудита
разрабатывать процедуры, специально
направленные на поиск информации,
имеющей значение для управления
аудируемым лицом. В договоре оказания
аудиторских услуг могут также:

1)
указываться форма, в которой будет
сообщаться информация;

2)
определяться надлежащие получатели
информации;

3)
определяться конкретные вопросы аудита,
представляющие интерес для управления
аудируемым лицом, в отношении сообщения
информации о которых была достигнута
договоренность.

Информация,
которую следует сообщать руководству
аудируемого лица и представителям его
собственника отражает:

а)
общий подход аудитора к проведению
аудита и его объему, обеспокоенность
аудитора по поводу любых ограничений
объема аудита, а также комментарии по
поводу уместности любых дополнительных
требований руководства аудируемого
лица;

б)
выбор
учетной политики или ее изменение
руководством аудируемого лица, которое
оказывает или может оказать существенное
влияние на финансовую (бухгалтерскую)
отчетность аудируемого лица;

в)
возможное влияние на финансовую
(бухгалтерскую) отчетность аудируемого
лица каких-либо существенных
рисков
и внешних факторов, которые должны быть
раскрыты в финансовой (бухгалтерской)
отчетности (например, судебных
разбирательств);

г)
предлагаемые аудитором существенные
корректировки финансовой (бухгалтерской)
отчетности, как осуществленные, так и
не осуществленные аудируемым лицом;

д)
существенные неопределенности, касающиеся
событий или условий, которые могут в
значительной мере поставить под сомнение
способность аудируемого лица продолжать
непрерывно вести свою деятельность;

е)
разногласия аудитора с руководством
аудируемого лица по вопросам, которые
по отдельности или в совокупности могут
являться значимыми для финансовой
(бухгалтерской) отчетности аудируемого
лица или аудиторского заключения.
Сообщаемая в этой связи информация
должна включать пояснения важности
этого вопроса и сведения о том, был ли
данный вопрос разрешен или нет;

ж)
предполагаемые модификации аудиторского
заключения;

з)
другие вопросы, заслуживающие внимания
представителей собственника (например,
существенные недочеты в области
внутреннего контроля, вопросы, касающиеся
порядочности руководства аудируемого
лица, а также случаи недобросовестных
действий руководства);

и)
вопросы, освещение которых согласовано
аудитором с аудируемым лицом в договоре
оказания аудиторских услуг.

Аудитор
должен сообщить представителям
собственника о не исправленных аудируемым
лицом корректировках, предложенных
аудитором в ходе аудита, признанных
руководством аудируемого лица
несущественными, по отдельности или в
совокупности для финансовой (бухгалтерской)
отчетности в целом.

Неосуществленные
корректировки, о которых сообщается
представителям собственника, не должны
быть ниже выбранного значения уровня
существенности.

В
целях своевременного сообщения информации
аудитор должен обсудить с представителями
собственника и руководства аудируемого
лица порядок, принципы и сроки сообщения
такой информации. В определенных случаях
в связи с необходимостью решения срочного
вопроса аудитор может сообщить о нем
раньше, чем это было согласовано
предварительно.

Аудитор может сообщать надлежащим
получателям информацию в устной или
письменной форме.

Если информация, представляющая
интерес для управления аудируемым
лицом, сообщается в устной форме, аудитору
следует документально отразить в рабочих
документах эту информацию и реакцию на
нее получателей информации. Такие
документы могут иметь форму копий
протоколов обсуждений, проводимых
аудитором с представителями собственника
и руководства аудируемого лица.

Как правило, аудитор предварительно
обсуждает с руководством аудируемого
лица вопросы аудита, представляющие
интерес для управления аудируемым
лицом, за исключением тех вопросов,
которые ставят под сомнение компетентность
или порядочность самого руководства.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Должностная инструкция нормировщика труда на производстве
  • Нкц официальный сайт руководство
  • Мовалис состав уколы инструкция по применению
  • Козаар инструкция по применению отзывы цена отзывы аналоги
  • Руководство наушники sony