Руководство института русского языка

Администрация

Пичугина Дарья Александровна

Пичугина Дарья Александровна

И.о. директора Института русского языка и культуры МГУ имени М.В. Ломоносова, заведующая кафедрой естественнонаучных и гуманитарных дисциплин, доцент

Доктор химических наук

director@irlc.msu.ru

ИСТИНА

Частных Валерий Владимирович

Частных Валерий Владимирович

Заместитель директора по развитию, руководитель сектора стажировок, доцент

Кандидат филологических наук

tchastnykh@mail.ru

Малоглазова Ирина Борисовна

Малоглазова Ирина Борисовна

Начальник отдела приема слушателей Института

welcome@irlc.msu.ru
+7 499 124-84-88

Нестерова Ольга Германовна

Нестерова Ольга Германовна

Начальник хозяйственного отдела и ответственная за закупки Института

+7 499 724-27-71

Борисов Владимир Владимирович

Борисов Владимир Владимирович

Начальник Информационно-технического отдела

borisov@irlc.msu.ru

Мазаник Виктор Михайлович

Мазаник Виктор Михайлович

Ответственный за прием иностранных учащихся, старший преподаватель

ИСТИНА

Куканов Александр Михайлович

Куканов Александр Михайлович

Секретарь директора

kukanov@irlc.msu.ru
+7 499 124-80-11

Калыгина Марина Александровна

Калыгина Марина Александровна

Специалист по кадрам

hr@irlc.msu.ru
+7 499 124-56-22

Фолина Мария Викторовна

Фолина Мария Викторовна

Ответственный за координацию учебной работы в Институте, руководитель секции научного стиля речи гуманитарного отделения, доцент кафедры русского языка.

folina@irlc.msu.ru

ИСТИНА

Забровский Андрей Петрович

Забровский Андрей Петрович

И.о. заместителя директора по научной работе, доцент

Кандидат филологических наук

zabrov@gmail.com

Сумин Александр Иванович

Сумин Александр Иванович

Ответственный за координацию программ предуниверситетской подготовки в Институте, старший преподаватель.

predvuz@irlc.msu.ru

ИСТИНА

Должность ФИО Научная степень Рабочий телефон
главный научный сотрудник, директор Института, заведующий отделом, заместитель председателя ученого совета Фёдор Борисович Успенский доктор филологических наук, член-корреспондент РАН (495) 695-26-60
главный научный сотрудник, заведующий отделом, научный руководитель Института, председатель диссертационного совета, председатель ученого совета Александр Михайлович Молдован доктор филологических наук, академик РАН (495) 695-28-10
главный научный сотрудник, заведующий отделом, заместитель директора по научной работе, заместитель председателя ученого совета Владимир Александрович Плунгян академик РАН, доктор филологических наук, профессор (495) 695-28-34
ведущий научный сотрудник, заместитель директора по научной работе Елена Яковлевна Шмелева кандидат филологических наук (495) 695-25-64
секретарь ученого совета, старший научный сотрудник, ученый секретарь Института Анастасия Александровна Преображенская кандидат филологических наук (495) 695-26-65
заместитель директора по общим вопросам Светлана Юрьевна Олонцева (495) 695-28-24
главный бухгалтер Татьяна Николаевна Глебова (495) 695-28-07
главный специалист по кадрам, заведующая аспирантурой, научный сотрудник Анастасия Валерьевна Кузнецова (495) 695-27-41
Международные связи, старший научный сотрудник Вера Владимировна Бакеркина кандидат филологических наук (495) 695-28-05
помощник директора по материально-техническому обеспечению Светлана Петровна Большакова (495) 695-28-24
референт директора Анастасия Сергеевна Глаголева (495) 695-26-60
специалист Ксения Павловна Семёнова

Институт русского языка и культуры МГУ

Институт русского языка и культуры МГУ является старейшим учебным подразделением, которое занимается преподаванием русского языка как иностранного и неродного, подготовкой иностранных учащихся к учёбе на основных факультетах МГУ, распространением и продвижением русского языка во всём мире, разработкой методик и технологий преподавания русского языка в иностранной аудитории, повышением квалификации и переподготовкой специалистов, а также тестированием по русскому языку как иностранному.

Из истории

История Института началась в начале 1950-х годов, когда в МГУ приехала учиться молодёжь из Албании, Болгарии, Венгрии, Чехословакии, Польши, Румынии, Монголии, а затем и Вьетнама. Этим студентам потребовались дополнительные занятия по русскому языку, поэтому постепенно сформировалось новое направление в прикладной лингвистике — русский язык как иностранный. В 1959 году на базе курсов русского языка для иностранцев в Московском университете был создан подготовительный факультет для иностранных граждан в составе трех кафедр: русского языка, естественных и гуманитарных наук.

На факультете занимались не только подготовкой иностранных граждан, ознакомлением учащихся иностранцев с общественной жизнью, наукой, экономикой, культурой и историей нашей страны, но и разрабатывали учебники, пособия и разнообразную методическую литературу для иностранцев.

И в дальнейшем наши преподаватели играли ведущую роль в создании широко известных комплексов учебных пособий по русскому языку — «Учебник русского языка для студентов-иностранцев, обучающихся на подготовительных факультетах вузов СССР», «Русский язык для всех», «Старт», «Практический курс русского языка», «Ритмы России», «Дорога в Россию», пособий по русскому языку, адресованных студентам различных специальностей, а также учебников и пособий по предметам.

В начале 60-х годов большая группа преподавателей подготовительного факультета влилась в кафедру русского языка созданного Университета Дружбы народов, став ядром этой кафедры.

А в 1966 году на базе факультета был создан научно-методический центр, в который перешла часть ведущих преподавателей. В дальнейшем этот Центр был преобразован в Институт русского языка имени А. С. Пушкина.

Значительное событие в жизни подготовительного факультета, за которым последовала его реорганизация, произошло в 1991 году, когда подготовительный факультет был преобразован в учебно-научный Центр международного образования МГУ.

В 1997 году в ЦМО начал свою работу Центр тестирования иностранных граждан по русскому языку. Открытию Центра предшествовала большая научная и организационная работа: впервые были разработаны система уровней владения русским языком как иностранным, тестовые материалы. За время своей работы Центр тестирования приобрел широкую известность и авторитет в кругах российских и зарубежных специалистов, в частности принят в Европейскую лингвистическую ассоциацию тестологов (ALTE).

ЦМО активно участвовал в создании РОПРЯЛ (Российского объединения преподавателей русского языка и литературы). Заведующая кафедрой русского языка ИРЯиК В.А. Степаненко является членом Президиума этой организации. Три секции РОПРЯЛ (начального этапа обучения; новых технологий; тестирования) также возглавляют специалисты Института. За последнее время в рамках РОПРЯЛ Институт провел несколько международных семинаров по новым технологиям обучения.

Решением Ученого Совета МГУ имени М.В.Ломоносова от 9 июня 2003 года в ЦМО была открыта программа дополнительного образования «Методика преподавания русского языка как иностранного», количество слушателей которой растет с каждым годом.

В 2002 году в Центре международного образования был создан творческий коллектив, разработавший и внедривший программы дистанционного обучения иностранных учащихся русскому языку и культуре. Это мультимедийный интерактивный курс дистанционного обучения русскому языку и культуре «Новости из России». Данный проект прошел экспертизу Министерства образования РФ и дважды стал победителем конкурса по федеральной целевой программе «Русский язык» в 2002 и 2003 годах, был удостоен золотой медали Всероссийского выставочного центра в 2003 году.

Преподаватели Центра всегда принимали активное участие во всероссийских и международных конференциях, симпозиумах, в работе конгрессов МАПРЯЛ (Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы) и РОПРЯЛ (Российского общества преподавателей русского языка и литературы), в различных совещаниях по вопросам преподавания русского языка и других предметов иностранным учащимся, выезжали и выезжают на преподавательскую работу в зарубежные вузы.

В 2013 году Центр преобразован в Институт русского языка и культуры МГУ имени М.В.Ломоносова. Статус института принес за собой расширение возможностей на рынке международного образования, создание новых международных образовательных программ.

В настоящее время обучение в Институте ведется по нескольким направлениям:

Предуниверситетская подготовка

Программа предназначена для тех, кто хочет получить высшее образование в МГУ имени М.В.Ломоносова, а также поступить в магистратуру и аспирантуру. Комплексная программа подготовки включает:

  • практический курс русского языка;
  • научный стиль русского языка выбранной специальности;
  • курсы по предметам гуманитарного, экономического, естественнонаучного, инженерно-технического и технологического, а также медико-биологического профилей.

Обучение в Институте проходит в группах не более 10 человек на занятиях по русскому языку и не более 16 человек на занятиях по предметам, необходимым для дальнейшего обучения по избранной специальности. Занятия проводятся 5 дней в неделю по 6–8 академических часов в день. Срок обучения — 1 учебный год (2 семестра). В конце учебного года студенты сдают экзамены по русскому языку и профилирующим предметам. После успешной сдачи экзаменов студенты получают свидетельство об окончании курса предуниверситетской подготовки. Это дает им возможность продолжить учебу на основных факультетах МГУ по избранной ими специальности.

Также слушатели могут поступить на полуторагодичную программу, включающую в себя курс лингвистической адаптации (весенний семестр, 16 недель, обучение только русскому языку) и годичный курс предуниверситетской подготовки по русскому языку и предметам.

Подробнее о программе читайте на сайте Института.

Стажировки по русскому языку

Институт русского языка и культуры МГУ имени М.В.Ломоносова предлагает следующие программы по русскому языку:

  • «Русский язык и культура»

    Основная цель программы — формирование и развитие практических навыков владения русским языком в общебытовой, официально-деловой и профессиональной коммуникативной сферах.

    Общая нагрузка — 26 академических аудиторных часов в неделю. Занятия проходят каждый день кроме субботы и воскресенья. Занятия проходят в группах по 7-9 человек (занятия по русскому языку) и по 10–12 человек (занятия в семинарах). Минимальный срок обучения — 4 недели.

    Программа предназначена для учащихся с любым уровнем владения русским языком.

  • «Русский язык»

    Основная цель программы — развитие навыков общения на русском языке.

    Общая нагрузка — 18 академических аудиторных часов в неделю. Занятия проходят три дня в неделю. Занятия проходят в группах по 7-9 человек. Программа включает в себя только занятия по русскому языку. Минимальный срок обучения — 4 недели.

    Программа предназначена для учащихся, владеющих русским языком на элементарном уровне и выше.


Летние курсы русского языка

Институт русского языка и культуры МГУ имени М.В.Ломоносова предлагает следующие летние программы по русскому языку:

  • «Русский язык и культура» (летняя)

    Цель программы – совершенствование навыков владения русским языком и знакомство с русской культурой.

    Общая нагрузка составляет 24 академических часа в неделю аудиторных занятий, из которых 20 часов отводится на изучение русского языка, еще 4 часа — семинар по выбору. Занятия проходят в группах по 7-9 человек (занятия по русскому языку) и по 10–12 человек (занятия в семинарах).

    Минимальный период обучения — 3 недели, максимальный период обучения — 8 недель. Занятия проводятся 5 дней в неделю.

    Программа рассчитана на учащихся с любым уровнем владения русским языком.

  • «Русский язык» (летняя)

    Цель программы — совершенствование навыков владения русским языком.

    Общая нагрузка составляет 20 академических часа в неделю аудиторных занятий по русскому языку. Занятия проходят в группах по 7-9 человек.

    Минимальный период обучения — 3 недели, максимальный период обучения — 8 недель. Занятия проводятся 3 дня в неделю.

    Программа рассчитана на учащихся с любым уровнем владения русским языком.

Курсы корейского языка

Цель программы — обучение корейскому языку на 1–2 уровне TOPIK для общения в основных типовых ситуациях в социально-бытовой сфере.

Общая трудоемкость составляет 298 академических часов, из них аудиторных занятий 228 академических часов (т.е. 6 академических часов в неделю). Срок обучения 38 недель.

Занятия проходят в группах по 6-8 человек.

Программа предназначена как для начинающих, так и для уже изучавших корейский язык.

Дистанционные программы

  • Очно-заочная программа профессиональной переподготовки «Методика преподавания русского языка как иностранного (РКИ)»

    Программа рассчитана на российских и иностранных граждан, владеющих русским языком на достаточно высоком уровне (не ниже ТРКИ–2 / В 2) и имеющих высшее образование. Самостоятельная работа в сочетании с онлайн-консультациями и очной стажировкой обеспечивает глубокое погружение в изучаемый материал. По окончании обучения выдается диплом государственного образца.

    Объем курса — 510 часов. Продолжительность обучения — 6 месяцев.

    В конце обучения обязательна стажировка в Институте русского языка и культуры МГУ.

    Занятия проходят в дистанционном режиме, проводятся индивидуальные и групповые онлайн-консультации.

  • Очная программа профессиональной переподготовки «Методика преподавания русского языка как иностранного (РКИ)»

    Программа рассчитана на российских и иностранных граждан, владеющих русским языком на достаточно высоком уровне (не ниже ТРКИ–2 / В 2) и имеющих высшее образование. Слушатели получают лингвистическую и методическую подготовку, проходят пассивную и активную практику. По окончании обучения выдается диплом государственного образца.

    Занятия проходят в Институте русского языка и культуры МГУ в вечернее время (с 19:00 до 21:30) 2–3 раза в неделю.

    Продолжительность обучения — 8 месяцев. Объём курса — 510 часов.

Партнерами Института русского языка и культуры являются Университет Питтсбурга (США), Университет Боулинг Грин (США), Университет Центральной Флориды (США), Колледж Уильяма и Мэри (США), Университет Лидс (Великобритания), Университет Бергамо(Италия), Университет экономики и технологии ТОВВ (Турция), Токийский университет иностранных языков (Япония), Университет Саппоро (Япония), Институт иностранных языков г. Кобэ (Япония), Университет Осака (Япония),университет Васеда (Япония), университет Кейо ( Япония) Университет Инчхон (Республика Корея), Университет Кемён (Республика Корея), Университет Кюнг Хи (Колледж иностранных языков) (Республика Корея), Тамканский университет, Шэньси педагогический университет (КНР), Сычуаньский университет иностранных языков (КНР). В Институт регулярно приезжают учиться студенты из Колледжа Итон (Великобритания), университетов Италии. Здесь проходят подготовку сотрудники посольств Франции, Великобритании, Ливии, Объединенных Арабских Эмиратов, Анголы, Индии.

Институт русского языка и культуры накопил значительный научный потенциал и опыт в области обучения иностранных учащихся и получил широкую известность и признание на международном рынке образовательных услуг.

Ректором Государственного института русского языка имени Пушкина назначена Наталья Трухановская. Об этом пресс-служба Министерства науки и высшего образования РФ сообщает в понедельник, 19 сентября.

Трухановская вступит в должность 20 сентября, передает агентство городских новостей «Москва».

В 1999 году Трухановская окончила Московский государственный лингвистический университет (МГЛУ). Затем работала преподавателем в этом вузе. Занимала должность проректора по воспитательной и социальной работе Московского городского педагогического университета, возглавляла департамент координации деятельности организаций высшего образования Минобрнауки России.

В 2010 году Трухановской была присвоена ученая степень кандидата филологических наук, а в 2013 году — ученое звание доцента.

Ранее, 9 сентября, Министерство образования и науки РФ утвердило минимальные баллы единого государственного экзамена (ЕГЭ) для поступления в вузы на 2023/24 учебный год по основным общеобразовательным предметам.

Так, по русскому языку, литературе и географии минимальный балл составит 40, по математике, физике, химии и биологии — 39, по истории — 35, по иностранному языку — 30. Кроме того, по обществознанию минимальный балл составит 45, по информатике и информационно-коммуникационным технологиям — 44, пишет «Москва 24».

Ekaterina_Abramova1989

Абрамова Екатерина Сергеевна
Ekaterina_Abramova1989

19 статей, 2 книги, 45 докладов на конференциях, 13 тезисов докладов, 2 стажировки, 1 членство в редколлегии сборника, 2 членства в программных комитетах, 2 учебных курса, 10 выступления в СМИ

Barintseva

Баринцева Марина Николаевна
Barintseva

4 статьи, 10 книг, 7 докладов на конференциях, 8 стажировок, 1 дипломная работа, 4 учебных курса

VinokurovaEI

Винокурова Елена Игоревна
VinokurovaEI

40 статей, 7 книг, 44 доклада на конференциях, 1 тезисы доклада, 14 стажировок, 1 членство в редколлегии сборника, 50 учебных курсов

Volskaya

Вольская Наталия Павловна
Volskaya

21 статья, 10 книг, 31 доклад на конференциях, 1 тезисы доклада, 2 награды, 7 стажировок, 1 диссертация, 13 дипломных работ, 15 курсовых работ, 27 учебных курсов

Vorobiova_N.M.

Воробьёва Надежда Михайловна
Vorobiova_N.M.

21 статья, 6 книг, 18 докладов на конференциях, 6 тезисов докладов, 6 стажировок, 1 дипломная работа, 5 учебных курсов

Holub

Голуб Андрей Петрович
Holub

60 статей, 106 докладов на конференциях, 60 тезисов докладов, 12 НИР, 5 патентов, 2 научного отчёта, 14 наград, 13 членств в программных комитетах, 1 диссертация, 1 курсовая работа, 10 учебных курсов

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Пенициллин инструкция по применению уколы взрослым внутримышечно взрослым
  • Силиплант удобрение инструкция по применению отзывы
  • Педагогическое руководство коллективом кратко
  • Инструкция по применению моющего средства практик н
  • Удг д 250 инструкция по применению делительная головка