Руководство инструкция по эксплуатации гоу

Инструкция по эксплуатации и обслуживанию ГОУ. Пример

На чтение 3 мин Просмотров 2.1к. Опубликовано 2 июня, 2019 Обновлено 21 апреля, 2022

Инструкция по эксплуатации и обслуживанию ГОУ – образец представлен ниже:

Содержание

  1. Цель разработки инструкции по эксплуатации и обслуживанию ГОУ
  2. Инструкция по эксплуатации и обслуживанию ГОУ – документы
  3. Термины и определения

Цель разработки инструкции по эксплуатации и обслуживанию ГОУ

Настоящая инструкция по эксплуатации и обслуживанию ГОУ определяет порядок эксплуатации, обслуживания и ведения учетно-отчетной документации при эксплуатации установок очистки газа (далее – ГОУ).

Инструкция по эксплуатации и обслуживанию ГОУ – документы

Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ “Об охране окружающей среды”

Федеральный закон от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ “Об охране атмосферного воздуха”

Федеральный закон от 30.03.1999 г. №52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”

СанПиН 2.1.6.1032-01 “Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест”

Правила эксплуатации установок очистки газа, утвержденные Приказом Минприроды России от 15.09.2017 №498

ГОСТ 25199-82 “Оборудование пылеулавливающее. Термины и определения”

Экологические требования к установкам очистки газа, утвержденные Письмом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ от 21.06.1996 г. №11-01/02-474.

Методические указания по оборудованию мест отбора проб при экоаналитическом контроле промышленных выбросов в атмосферу. Приказ НИИ Атмосфера от 30.09.2002/НИИ Атмосфера.-СПб, 2002 г.

Паспорт установки очистки газа.

Термины и определения

Установка очистки газакомплекс сооружения, оборудования и аппаратуры, предназначенный для отделения от поступающего из промышленного источника газа или превращения в безвредное состояние веществ, загрязняющих атмосферу.

Газ – смесь воздуха с загрязняющими веществами, отходящими от производственного оборудования или образующимися в ходе технологического процесса производства.

Неэффективная установка очистки газа – установка, не обеспечивающая в исправном состоянии очистку газа от вредных веществ или их обезвреживание до концентраций, установленных проектом и-за: несоблюдения оптимальных параметров газа на входе, конструктивных недостатков или низкого качества изготовления оборудования.

Неисправная установка очистки газа – установка, имеющая повреждения механических, электрических или других узлов, приводящие к повышению остаточной концентрации вредных веществ или снижению надежности работы установки, а также затрудняющие ее эксплуатацию и обслуживание.

Контроль технического состояния установки очистки газа – проверка соответствия состояния установки требованиям технической документации, Правилам эксплуатации установок очистки газа и определение возможности ее безопасной эксплуатации.

Проектные параметры работы установки очистки газа – показатели и допустимые их отклонения, установленные в паспорте завода-изготовителя на установку, определяющие условия ее эксплуатации, конструкцию, технологию улавливания и (или) обезвреживания из отходящих газов содержащихся в них загрязняющих веществ, степень очистки газа, объем очищаемого газа, количество и состав уловленных и (или) обезвреженных загрязняющих веществ и остаточную концентрацию загрязняющих веществ после очистки, обеспечивающее соблюдение требований к выбросам загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Аварийный режим работы установки очистки газа – эксплуатация установки в неисправном состоянии или с нарушением технологического режима работы, приводящим к снижению эффективности работы установки или гарантийного ресурса ее работы.

Продолжение ниже:

Если нужен образец пакета документов по ГОУ  пишите на электронную почту ludalisi@yandex.ru сброшу в ворде за небольшую денежку.

Газоочистное оборудование — специальное оборудование, предназначенное для очистки воздуха (улавливания вредных веществ в виде пыли, газов, паров), удаляемого вентиляционной установкой от технологического оборудования, перед выбросом в атмосферу.

Все предприятия, учреждения и организации, на балансе которых имеется циклон, пылеуловитель, пылеосадительная камера и прочие средства очистки, обязаны иметь паспорт на каждую единицу оборудования.

    Паспорт ГОУ состоит из следующих разделов:

  1. Наименование предприятия и его адрес;
  2. Наименование и назначение установки очистки газа, автор проекта, год ввода в эксплуатацию;
  3. Схема установки очистки газа;
  4. Эксплуатационные показатели работы установки очистки газа;
  5. Аппараты установки очистки газа;
  6. Сведения о проведенных ремонтах, замене или модернизации отдельных узлов оборудования установки очистки газа;
  7. Отметка о регистрации в региональных Госинспекциях газоочистки;
  8. Заключение о техническом состоянии установки газа.

Паспорт ГОУ может разрабатывается самостоятельно сотрудниками предприятия, но чаще всего привлекают стороннюю организацию, которая имеет опыт работы в данном направлении.

Если Вы все же решили самостоятельно оформить паспорт ГОУ, тогда скачивайте следующие материалы! Они помогут вам составить этот не простой документ.

Форма для паспорта установки очистки газа

Инструкция по заполнению Паспорта установки очистки газа

Все ГОУ должны эксплуатироваться в соответствии с Правилами эксплуатации установок очистки газа (ПЭУ-84) утвержденные Приказом Минхиммаша СССР от 28.11.1983 г.

    Общие требования к эксплуатации установок очистки газа (ГОУ):

  1. ГОУ должны работать надежно, бесперебойно и с показателями.
  2. ГОУ должны иметь вспомогательные устройства и инвентарь.
  3. При эксплуатации ГОУ ведется документация, содержащая основные показатели, характеризующие режим работы установки.
  4. Все установки очистки газа должны быть зарегистрированы в управлении Росприроднадзора с целью их учета.
  5. Газоочистные установки должны подвергаться осмотру для оценки их технического состояния не реже 1 раза в полугодие комиссией, назначенной руководством предприятия. По результатам осмотра составляется акт и при необходимости разрабатываются мероприятия по устранению обнаруженных недостатков. Акт прилагается к паспорту установки.
  6. Установки очистки газа должны подвергаться проверке на соответствие фактических параметров работы установки проектным не реже 1 раза в год, а также в следующих случаях:
    -при работе технологического оборудования на измененном режиме более 3-х месяцев или при переводе его на новый постоянный режим работы;
    -после строительства, капитального ремонта или реконструкции установки.
    Результаты проверки оформляются актом и заносятся в паспорт установки.
    В случае несоответствия параметров работы установки проектным принимаются необходимые меры для наладки установки, ее реконструкции или замены.
  7. Эксплуатация технологического оборудования при отключенных установках очистки газа запрещается.
  8. Увеличение производительности технологических агрегатов без соответствующего наращивания мощности существующих ГОУ запрещается.
  9. При эксплуатации установок, предназначенных для очистки газа с высоким содержанием горючих (взрывоопасных) компонентов, следует особо тщательно обеспечивать поддержание установленных параметров давления газа и герметичности сооружений, а также правильную продувку коммуникаций и аппаратов во избежание взрыва и пожара. Одновременно предусматривать ограждение источников открытого огня и соблюдение требований специальных инструкций и правил.
  10. При эксплуатации установок, предназначенных для очистки газа с высоким содержанием токсичных примесей, следует особо тщательно обеспечивать герметичность сооружения, а также применение в необходимых случаях газозащитных средств и соблюдение требований специальных инструкций и правил.
  11. При эксплуатации установок, предназначенных для очистки газа от химически агрессивных или абразивных компонентов, особо тщательно следить за целостностью защитных покрытий и отсутствием разрушений металлоконструкций и оборудования, предупреждая тем самым преждевременный выход из строя установки очистки газа.

Инструкция по эксплуатации и обслуживанию установки очистки газа

На каждую ГОУ должна быть разработана и утверждена руководителем предприятия Инструкция по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту ГОУ. Инструкция по эксплуатации ГОУ разрабатывается с учетом условий ее работы, требованиями инструкций завода-изготовителя и рекомендаций проектной и пуско-наладочной организации. В случае изменения технологического процесса или замене ГОУ инструкция должна быть переработана.

    Инструкция должна содержать:

  • схему устройства и управления установки;
  • технические характеристики аппаратов очистки газа, входящих в состав установки;
  • сведения о приборах контроля и автоматики, предусмотренных проектом;
  • оптимальные технико-экономические параметры работы установки, а также допустимые их отклонения, предусмотренные проектом или полученные в процессе пуско-наладочных работ и согласованные с организацией-разработчиком проекта;
  • режим работы технологического оборудования, обеспечивающий оптимальные параметры эксплуатации установки;
  • перечень учетно-отчетной документации по эксплуатации и обслуживанию установки с указанием периодичности ее заполнения;
  • порядок пуска, остановки и обслуживания установки;
  • перечень быстроизнашивающихся узлов и наиболее часто встречающихся неисправностей с указанием способов их устранения;
  • порядок действия персонала в аварийных ситуациях (на технологическом оборудовании и на установках очистки газа);
  • правила безопасности при эксплуатации и обслуживании установок с перечнем вспомогательных устройств и инвентаря для эксплуатации и обслуживания установки (площадки, ограждения, приспособления, средства пожаротушения и индивидуальной защиты, предупреждающие и запрещающие плакаты, заземляющие устройства и т.д.);
  • схему размещения точек для измерения параметров работы установок очистки газа.

Инструкция по эксплуатации действует в течение всего периода эксплуатации ГОУ. Внесение изменений и дополнений в инструкцию по эксплуатации производится в случае изменения в технологических процессах и режимах работы подключенного к ГОУ технологического оборудования, модернизации и реконструкции ГОУ и (или) его отдельных элементов.

Пример Инструкции по эксплуатации и обслуживанию установки очистки газа можно скачать тут

установка очистки газа

Эффективность работы ГОУ

Установки очистки газа должны подвергаться проверке на соответствие фактических параметров работы установки проектным.

    При обследовании источников выделения вредных (загрязняющих) веществ ГОУ проверяется:

  • оснащенность технологического оборудования ГОУ в соответствии с утвержденной проектной документацией, проектом ПДВ;
  • наличие на рабочих местах производственных инструкций и паспортов ГОУ;
  • наличие и заполнение журналов первичной отчетной документации;
  • проведение и результаты пуско-наладочных работ, факт контроля на соответствие режима работы ГОУ проектным параметрам и рекомендации, выданные при пуско-наладочных работах;
  • проведение и результаты контроля ПДВ в соответствии с планом-графиком контроля ПДВ;

Таким образом, при проверке эффективности работы ГОУ проверяется соответствие фактических выбросов проектным, необходимо также учитывать установленные предприятию ПДВ.

Штраф!

    Согласно п.3 ст.8.21 КоАП РФ, нарушение правил эксплуатации, не использование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц — от 1 000 до 2 000 руб.;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица — от 1 000 до 2 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц — от 10 000 до 20 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Подборка по базе: ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ.docx, Уголовно-правовая защита несовершеннолетних от сексуальной экспл, Инструкция по эксплуатации вашего тела.docx, Инструкция по эксплуатации вашего тела (1).docx, Чат. Инструкция для оператора 23.01.2023.docx, Типовая инструкция 4.pdf, должностная инструкция психолога.docx, 14 Инструкция по ОТ при работе на трубогибочном станке.doc, Особенности эксплуатации ТС в различных погодных суловиях.docx, Оборудования для одновременно-раздельной эксплуатации нескольких


УТВЕРЖДАЮ

Директор ООО «______________»

_____________________________

«_____»_____________20____г.

ИНСТРУКЦИЯ

по эксплуатации и обслуживанию ГОУ

(пылеулавливающих агрегатов ЗИЛ)

Красноярск 2019

  1. Цель

Настоящая инструкция определяет порядок эксплуатации, обслуживания и ведение учетно-отчетной документации при эксплуатации установки очистки газа ЗИЛ – 900М
2. Назначение и область применения

Настоящая инструкция применяется в ООО «АлСко»

Пылеулавливающие агрегаты — промышленные пылесосы ЗИЛ предназначены для отсоса и очистки воздуха от примесей пыли, мелкой и крупной металлической стружки, образующейся при обработке сухим способом металлических изделий на заточных, шлифовальных и металлорежущих станках.
3. Принцип работы

Запыленный воздух от оборудования поступает через присоединительный патрубок в матерчатые рукавные фильтры, где происходит очистка воздушной смеси от пыли.

Очищенный воздух через верхнюю решетку выбрасывается в производственное помещение, для создания необходимого разрежения на выходе пылесоса служит вентилятор с высокооборотным электродвигателем.

Периодически, по мере накопления пыли на стенках рукавных фильтров, с помощью рукоятки производят их встряхивание (один раз в смену). Для этого нужно оттянуть в бок защелку и встряхнуть фильтр тонкой очистки рукояткой.

Пыль скапливается в бункере, который, по мере накопления пыли, необходимо опорожнять. Электрический пылесос в этот момент должен останавливаться.
4. Технические характеристики

Пылеулавливающие агрегаты — промышленные пылесосы ЗИЛ имеют следующие технические характеристики:

Параметры ЗИЛ-900
Производительность по воздуху, м3/час 720
Допустимая запыленность воздуха, не более, мг/м3 350
Эффективность пылеулавливания, % 99
Рабочее давление в сети, Па 300…700
Очищаемая среда неагрессивная, невзрывоопасная
Площадь поверхности фильтрования, м² 2,8
Тип электродвигателя АИР80А2
Мощность электродвигателя, кВт 1,5
Частота вращения, об./мин. 2’835
Напряжение 380В, 50Гц
Максимальный суммарный уровень звуковой мощности, дБ 103
Габаритные размеры, мм,
длина
ширина
высота

773
715
1700

Масса, кг 110

5. Габаритные размеры промышленных пылесосов ЗИЛ-900

Размеры, мм ЗИЛ-900
H 1700
D1 135
D2 160

6. Условия эксплуатации

6.1. Агрегат изготавливается в климатическом исполнении УХЛ 4.2 по ГОСТ 15150-69.

6.2. Температура окружающей среды от -40°С до +40°С.

6.3. Относительная влажность до 100% при температуре 25ºС.

6.4. Перемещаемая среда не должна содержать липких веществ, волокнистых материалов.

6.5. Перемещаемая среда не должна иметь агрессивность по отношению к углеродистым сталям выше агрессивности воздуха.

6.6. Максимально допустимый уровень запыленности воздуха для нормальной работы этих агрегатов не должен превышать 350 мг/м3.

6.7. При обеспечении защиты электродвигателя от атмосферных воздействий допускается использование вентиляторов по 1-й категории размещения.

6.8. Группа эксплуатации в части воздействия механических факторов окружающей среды — М21 по ГОСТ 17516.1-90.

6.9. Категорически запрещается:

— работа технологического оборудования при неисправной или не включенной газоочистной установке;

-увеличение производительности технологического оборудования без соответствующего наращивания мощности установки очистки газа.
7. Порядок пуска и остановки

7.1. Перед пуском ГОУ в работу необходимо убедиться в следующем:

— оборудование надёжно заземлено;

— корпус пылеуловителя, уплотнения пыленакопителя и боковой крышки герметичны;

— уровень пыли в пыленакопителе находится в допустимых пределах;

— ремонтные работы закончены, пылеуловитель исправен и готов эксплуатации.

7.2. До начала работы технологического оборудования, оснащенного ГОУ, включить вентилятор, установленный на пылеулавливающем агрегате, или вентилятор вентиляционной системы (при отсутствии блокировки).

7.3. Персонал, эксплуатирующий пылеулавливающий агрегат, обязан периодически, в зависимости от интенсивности работы, производить регенерацию фильтрующих рукавов. Для этого необходимо при выключенном вентиляторе несколько раз дернуть на себя ручку механизма встряхивания рукавных фильтров, после чего продолжить работу.

7.4. После окончания работы технологического оборудования выключить вентилятор (при отсутствии блокировки), произвести встряхивание рукавных фильтров.
8. Техническое обслуживание и ремонт

8.1. Текущий ремонт и техническое обслуживание ГОУ должны осуществляться с периодичностью, установленной в годовом графике ППР, утвержденным главным инженером.

Чистка пылеулавливающего агрегата и воздуховодов производится в соответствии с годовым графиком чисток газоочистных установок, утвержденным главным инженером.

8.2. При проведении технического обслуживания проводится осмотр ГОУ.

При этом проверяется:

— состояние сварных и резьбовых соединений, отсутствие зазоров в уплотнителях и прокладках, надежность подключения элементов вентиляционной сети;

— состояние рукавных фильтров, в том числе их целостность, надежность крепления, состояние фильтрующей поверхности.

8.3. При обнаружении вмятин, пробоин, протертостей и свищей в корпусе пылеуловителя, воздуховодах, неплотностей примыкания пыленакопителя и боковой крышки к корпусу пылеулавливающего агрегата, принимаются меры к их устранению.

8.4. При проведении чистки необходимо выдвинуть пыленакопитель, расположенный в нижней части пылеулавливающего агрегата, удалить накопившуюся пыль и обеспечить её транспортировку в установленные места. При этом не допускается просыпание пыли на пол.

8.5. При невозможности обеспечить минимальную нормируемую производительность пылеулавливающего агрегата профилактическими мерами производится замена рукавных фильтров.

Для замены рукавных фильтров необходимо:

— снять боковую крышку, отстегнув 8 защелок;

— отвязать рукавные фильтры от верхней подвески;

— снять хомуты крепления рукавов с нижних патрубков;

— заменить рукавные фильтры.

Сборку произвести в обратной последовательности. При необходимости заменить уплотнение на боковой крышке.
9. Периодичность и способы контроля показателей работы ГОУ

9.1. ГОУ должна подвергаться проверке инструментальными методами на соответствие фактических параметров работы установок проектным в следующих случаях:

— при вводе в эксплуатацию и наладочных работах вновь сооружаемых или реконструируемых ГОУ;

— после проведения капитального ремонта ГОУ, ремонта, связанного с заменой основных элементов оборудования ГОУ (аппарата, вентилятора, электродвигателя и т.п.);

— при замене сырья, материалов и (или) режима работы технологического оборудования, подключенного к ГОУ.

9.2. Данные работы должны выполняться аккредитованной в системе аккредитации РФ лабораторией.
10. Требования безопасности

10.1.Подключение пылеулавливающего агрегата к вентиляционной сети, техническое обслуживание производится квалифицированным персоналом.

10.2. Лица, эксплуатирующие пылеулавливающий агрегат, должны быть обучены и знать его устройство и принцип работы.

10.3. При техническом обслуживании и ремонте ГОУ необходимо выполнять следующие требования:

— отключить электродвигатель вентилятора, вывесить предупредительный плакат: «Не включать, работают люди».

— следить за надежностью крепления и состоянием ограждений движущихся частей вентоборудования.

10.4. При чистке оборудования от пыли пользоваться соответствующими защитными средствами для глаз и органов дыхания.

10.5. Следить за исправным состоянием заземления электродвигателя.

10.6. Подаваемый в пылеуловитель запыленный газ должен быть не взрывоопасный.

10.7. При обнаружении ударов, шума и вибрации в вентиляторе немедленно выключить электродвигатель, вызвать электромонтера для отключения оборудования. Вывешивается плакат, запрещающий включение, после чего ремонтный персонал приступает к осмотру и ремонту вентилятора.
11. Должностные обязанности

9.1. Лицо, ответственное за правильную эксплуатацию ГОУ, обязано:

— не допускать работу технологического оборудования при неисправной или не включенной газоочистной установке;

— следить за герметичностью пылеуловителя и воздуховодов;

— при выявлении дефектов в техническом состоянии газоочистной установки своевременно давать заявку в ремонтную службу с записью в Журнале эксплуатации и ремонта.

9.2. Лицо, ответственное за техническое состояние газоочистной установки, обязано обеспечить:

— своевременное проведение текущих ремонтов и технического обслуживания в соответствии с годовым графиком ППР и по заявкам производственных подразделений.

— своевременную чистку пыленакопителя и воздуховодов от пыли в соответствии с годовым графиком чисток.

В процессе своей деятельности каждый эколог сталкивается с понятием «газоочистная установка» (далее — ГОУ). Что представляет собой ГОУ? Какие требования предъявляются к ее эксплуатации? Чтобы найти ответы на эти вопросы, обратимся в первую очередь к Федеральному закону от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (в ред. от 13.07.2015; далее — Федеральный закон № 96-ФЗ):

Извлечение
из Федерального закона № 96-ФЗ

Статья 1. Основные понятия

[…]
установка очистки газа[1] — сооружение, оборудование, аппаратура, используемые для очистки и (или) обезвреживания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Статья 16. Требования охраны атмосферного воздуха при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности

[…]
7. Запрещаются размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
[…]

Статья 16.1. Требования охраны атмосферного воздуха при эксплуатации установок очистки газа

1. Эксплуатация установок очистки газа осуществляется в соответствии с правилами эксплуатации установок очистки газа, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
2. В случае, если установки очистки газа отключены или не обеспечивают проектную очистку и (или) обезвреживание выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, эксплуатация соответствующего технологического оборудования запрещена.

Статья 21. Государственный учет вредных воздействий на атмосферный воздух и их источников

1. Государственный учет стационарных источников, состава, объема или массы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, видов и уровней вредных физических воздействий на него, установок очистки газа ведется в рамках государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
[…]

Статья 30. Обязанности граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих стационарные источники и передвижные источники

1. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны:
[…]
соблюдать правила эксплуатации установок очистки газа и предназначенного для контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух оборудования;
[…]

Таким образом, эксплуатация ГОУ должна осуществляться в соответствии с правилами эксплуатации ГОУ, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно подп. 5.2.54 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.11.2015 № 1219 (в ред. от 25.12.2015), правила эксплуатации ГОУ утверждает Минприроды России. В целях реализации данного положения Минприроды России совместно с Росприроднадзором был разработан проект Приказа Минприроды России «Об утверждении Правил эксплуатации установок очистки газа»[2] (далее — Проект).

Перед тем как перейти к анализу Проекта, отметим, что в настоящее время предприятиям и организациям приходится руководствоваться действующими еще с советских времен Правилами эксплуатации установок очистки газа, утвержденными Минхиммашем СССР 28.11.1983 (далее — Правила). К сожалению, Правила безнадежно устарели и нуждаются в доработке. Так, например, Государственная инспекция по контролю за работой газоочистных и пылеулавливающих установок Минхимнефтемаша СССР (далее — Госинспекция газоочистки), в которой согласно Правилам должны быть зарегистрированы все ГОУ, уже давно упразднена.

КСТАТИ

В 1999 г. был разработан проект Правил эксплуатации установок очистки газа (ПЭУ-99), призванный заменить устаревшие Правила, но он так и не был утвержден.

А теперь приступим к изучению Проекта. Первое, что сразу бросается в глаза, — это его объем: Проект намного меньше в сравнении с Правилами. За счет чего? Дело в том, что в Проекте, в отличие от Правил, не приводятся форма паспорта ГОУ, классификация ГОУ и подробные требования к их эксплуатации в зависимости от метода очистки газа (см. разд. 5–10 Правил):

Извлечение
из Проекта

[…]
1.4. Классификация и характеристики ГОУ приводятся в информационно-техническом справочнике по наилучшим доступным технологиям «Очистка выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при производстве продукции (товаров), а также при проведении работ и оказании услуг на крупных предприятиях», размещаемом на официальном интернет-портале Бюро НДТ в разделе «Документы» (http://burondt.ru/informacziya/dokumentyi/).
[…]

При этом упомянутый в извлечении справочник по наилучшим доступным технологиям[3] находится в стадии разработки[4] и на сайте пока отсутствует. Скорее всего, до размещения данного справочника на официальном интернет-портале Бюро НДТ будет действовать предусмотренная Правилами классификация ГОУ, а именно:

Извлечение
из Правил

[…]
2.3. […]
Группы аппаратов по методам очистки газа:
а) первая группа (С) — сухие механические пылеуловители (гравитационные, сухие инерционные и ротационные);
б) вторая группа (М) — мокрые пылеуловители (инерционные, пенные, конденсационные), скрубберы (механические, ударно-инерционные, полые, насадочные, центробежные), скрубберы Вентури и т.п.;
в) третья группа (Ф) — промышленные фильтры (рукавные, волокнистые, карманные, зернистые, с регенерацией импульсной обратной продувкой, ультразвуком, с механическим и вибровстряхиванием и т.п.);
г) четвертая группа (Э) — электрические пылеуловители (сухие, мокрые электрофильтры и т.п.);
д) пятая группа (Х) — аппараты сорбционной (химической) очистки газа от газообразных примесей (адсорберы, абсорберы и т.п.);
е) шестая группа (Т) — аппараты термической и термокаталитической очистки газа от газообразных примесей (печи сжигания, каталитические реакторы и т.п.);
ж) седьмая группа (Д) — аппараты других методов очистки.
[…]

Проект, как и Правила, не распространяется на ГОУ от транспортных средств и установки очистки выбросов от радиоактивных веществ или микроорганизмов (п. 1.1 Правил и п. 1.3 Проекта). Кроме того, Проект не распространяется на ГОУ, являющиеся неотъемлемой частью технологического оборудования, и ГОУ, расположенные внутри производственных помещений и не осуществляющие выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ.

Что касается значения термина «ГОУ», то в Правилах и Проекте приводятся следующие определения:

Таким образом, в определении, приведенном в Проекте, акцентируется внимание на достижении нормативов допустимого воздействия на атмосферный воздух, а не на безвредном состоянии загрязняющих веществ (согласитесь, довольно расплывчатое понятие). Также отметим, что согласно п. 2.2 Проекта работа ГОУ должна обеспечивать соблюдение нормативов допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух технологического оборудования (установки) и объекта в целом.

В Проекте актуализирована информация о том, кто должен контролировать соблюдение требований данного документа. Так, согласно п. 1.5 Проекта проверка соблюдения его требований осуществляется хозяйствующими субъектами в рамках производственного экологического контроля[5] и органами государственной власти при осуществлении государственного экологического надзора[6] согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации. В Правилах же (п. 1.1) предусмотрено, что контроль за их соблюдением осуществляется региональными Госинспекциями газоочистки, которые, как мы уже отметили ранее, давно упразднены.

Как и в Правилах, в Проекте содержатся требования к инструкции по эксплуатации ГОУ:

Как видим, требования к инструкции по эксплуатации ГОУ, приведенные в Проекте, в целом остались прежними, только некоторые из них были расширены и переформулированы с учетом требований действующего законодательства. Также из перечня требований исключены схема устройства и управления ГОУ и схема размещения точек для измерения параметров работы ГОУ, т.к. данная информация приводится в паспорте ГОУ. Обратите внимание, что согласно Проекту инструкция по эксплуатации ГОУ должна содержать и требования к квалификации работников, обслуживающих ГОУ.

КСТАТИ

Согласно пп. 2.9 и 2.10 Проекта хозяйствующий субъект, эксплуатирующий ГОУ, должен определить (т.е. назначить приказом) должностное лицо, ответственное за обслуживание, контроль ГОУ и ведение соответствующей учетно-отчетной документации, а для работников, занятых эксплуатацией, обслуживанием, ремонтом и (или) контролем работы ГОУ, должны быть утверждены должностные инструкции и организована регулярная техническая учеба.

Общие требования к эксплуатации ГОУ (разд. 3 Правил) претерпели в Проекте изменения. Так, было исключено требование об обязательной государственной регистрации ГОУ (п. 3.4 Правил) и, соответственно, не нашел отражения в Проекте разд. 11 «Регистрация установок очистки газа» Правил.

Отметим, что в настоящее время регистрация ГОУ производится в территориальных органах Росприроднадзора (вместо указанных в Правилах Госинспекций газоочистки), причем для регистрации нужны паспорт ГОУ и акт приемки оборудования (п. 11.3 Правил), а для регистрации уже эксплуатируемой ГОУ — акт, характеризующий состояние ГОУ, и график работ по устранению имеющихся недостатков. Регистрация ГОУ должна быть отражена в паспорте ГОУ, а регистрационный номер ГОУ должен быть нанесен на корпус установки (пп. 11.4 и 11.5 Правил). Таким образом, на сегодняшний день регистрационный номер присваивается ГОУ в процессе ее регистрации в территориальном органе Росприроднадзора.

Согласно п. 2.8 Проекта регистрационный номер присваивается ГОУ при внесении ее в реестр ГОУ, который должен вестись на производственном объекте в целом или на его отдельной территории работником, ответственным за ведение реестра ГОУ. Регистрационный номер наносится на корпус ГОУ и указывается в паспорте ГОУ. Таким образом, в Проекте изменен источник «получения» регистрационного номера ГОУ: он присваивается не Росприроднадзором, а хозяйствующим субъектом.

К СВЕДЕНИЮ

В соответствии с п. 2.8 Проекта в реестр ГОУ вносятся сведения обо всех работах, проводимых на ГОУ (технических осмотрах, проверках работы, ремонтах, модернизации), а также о неисправностях, остановках, выводе из эксплуатации или ликвидации со ссылкой на подтверждающие документы. Как видим, предусмотренная п. 3.3 Правил абстрактная «документация, содержащая основные показатели, характеризующие режим работы установки (отклонения от оптимального режима, обнаруженные неисправности, случаи отклонения отдельных агрегатов или выход из строя всей установки и т.д.)» в Проекте заменена вполне конкретным «реестром ГОУ».

Исключение из Проекта требования о регистрации ГОУ не означает, что ГОУ не нужно будет ставить на государственный учет. Напоминаем, что согласно ст. 21 Федерального закона № 96-ФЗ государственный учет ГОУ ведется в рамках государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС), в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды[7]. Согласно подп. 5.5.10 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 400 (в ред. от 25.12.2015), федеральный государственный реестр объектов, оказывающих НВОС и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, ведет Росприроднадзор. Получается, что государственный учет ГОУ, скорее всего, будут осуществлять территориальные органы Росприроднадзора.

Проектом и Правилами предусмотрено, что ГОУ должна включаться одновременно с пуском (включением) технологического оборудования (установки), действовать бесперебойно и обеспечивать очистку и (или) обезвреживание выбросов технологического оборудования (установки) в период его работы в соответствии с проектными (паспортными) показателями или показателями, уточненными в ходе пусконаладочных работ[8] (п. 3.1 Правил и п. 2.1 Проекта). В случае если ГОУ отсутствует, отключена или не обеспечивает проектной очистки и (или) обезвреживания выбросов, эксплуатация соответствующего технологического оборудования запрещается[9] (п. 3.7 Правил и п. 2.3 Проекта).

Согласно п. 3.7 Правил при каждом случае отключения ГОУ при работающем технологическом оборудовании руководство предприятия, учреждения и организации обязано оповещать региональную Госинспекцию газоочистки и органы Госинспекции по охране атмосферного воздуха, получить согласованное разрешение на выброс, представив технические решения по сокращению выбросов вредных веществ в атмосферу. В Проекте данное требование трансформировалось и стало менее строгим:

Извлечение
из Проекта

[…]
2.4. Если ненадлежащая работа ГОУ или ее отключение при работающем технологическом оборудовании привели к аварийным выбросам[10], хозяйствующие субъекты, которые эксплуатируют данную установку, обязаны незамедлительно передать информацию в органы государственной власти, осуществляющие государственный экологический надзор в соответствии с законодательством в области охраны атмосферного воздуха.
[…]

Пунктом 3.8 Правил и п. 2.5 Проекта предусмотрено, что увеличение производительности технологического оборудования без соответствующего наращивания мощности (модернизации, реконструкции) ГОУ, используемой для очистки и (или) обезвреживания выбросов этого оборудования, запрещается. Согласно п. 1.4 Правил изменение конструкции или модернизация ГОУ без согласования с организацией — разработчиком проекта ГОУ запрещается, а в соответствии с п. 2.5 Проекта реконструкция (модернизация) технологического оборудования с сопутствующей модернизацией (реконструкцией) ГОУ допускается только на основании проекта, утвержденного в установленном порядке в соответствии с законодательством в области градостроительной деятельности.

К СВЕДЕНИЮ

На основании п. 11.7 Правил регистрация ГОУ после реконструкции (модернизации) осуществляется в установленном Правилами порядке с сохранением регистрационного номера. Поскольку согласно Проекту так называемая регистрация ГОУ проходит на предприятии путем внесения ее в реестр ГОУ без участия территориальных органов Росприроднадзора, никакая повторная регистрация ГОУ после реконструкции (модернизации) в соответствии с Проектом не требуется.

В предусмотренный Проектом перечень требований к эксплуатации ГОУ в сравнении с Правилами добавлено давно ставшее обязательным на практике требование об оборудовании ГОУ специальными местами отбора проб и приборами (оборудованием) для измерения параметров отходящих газов (расход, концентрации вредных (загрязняющих) веществ, температура, влажность, давление и др.), необходимых для определения фактической эффективности работы ГОУ (п. 2.6). Как следствие отсутствия подобного требования в Правилах, на многих ГОУ советских времен места пробоотбора не предусмотрены, что создает большие трудности при осуществлении производственного контроля и инвентаризации выбросов.В Проекте также нашло отражение законодательное изменение, которое вступит в силу только 01.01.2018 (!):

Извлечение
из Проекта

[…]
2.7. На объектах, относящихся к I категории по степени негативного воздействия на окружающую среду, ГОУ, включенные в перечень стационарных источников, установленный Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 9 статьи 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» […], должны быть оснащены автоматическими средствами измерения и учета[11] объема или массы выбросов загрязняющих веществ и концентрации загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме и (или) о массе выбросов загрязняющих веществ и о концентрации загрязняющих веществ в государственный фонд данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды).
[…]

Напомним, что согласно п. 9 (вступит в силу 01.01.2018) ст. 67 Федерального закона № 7-ФЗ на объектах I категории стационарные источники, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, должны быть оснащены автоматическими средствами измерения и учета объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ и концентрации загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме и (или) о массе выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ и о концентрации загрязняющих веществ в государственный фонд данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды).

КСТАТИ

Минприроды России разработан проект Постановления Правительства РФ «Об определении перечня стационарных источников и перечня вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих контролю посредством автоматических средств измерения и учета объема или массы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, концентрации вредных (загрязняющих) веществ в таких выбросах»[12].

Специальные требования к эксплуатации ГОУ, предназначенных для очистки газа с высоким содержанием горючих (взрывоопасных) компонентов, токсичных примесей и химически агрессивными или абразивными компонентами (см. пп. 3.9–3.11 Правил), не были перенесены в Проект, поскольку, как мы помним, подробные требования к эксплуатации ГОУ в зависимости от метода очистки газа будут приведены в упомянутом нами ранее справочнике по НДТ.

Требования к проведению технических осмотров и проверок показателей работы ГОУ, приведенные в разд. 3 Правил, и требования к ремонту ГОУ из разд. 4 Правил собраны в разд. 5 «Плановые и внеплановые работы на ГОУ» Проекта.

Сравним положения Правил и Проекта, которые касаются проведения технических осмотров ГОУ (выделено автором):

Как видим, частота проведения технических осмотров осталась прежней — не реже 2 раз в год (или не реже 1 раза в полугодие). Также в Проекте (абз. 10 п. 3.3), как и в Правилах, есть указание на то, что по результатам осмотра должен быть составлен акт, который прилагается к паспорту ГОУ. Кроме того, в соответствии с Проектом сведения о проведении техосмотра должны быть дополнительно занесены непосредственно в паспорт ГОУ (такого требования в Правилах нет).

Перейдем к положениям, касающимся проведения проверки показателей работы ГОУ (выделено автором):

Таким образом, Проектом предусматривается другая частота проведения проверок — не реже 2 раз в год (вместо 1 раза в год) независимо от того, содержат ли выбросы токсичные примеси. Как и сейчас, проведение дополнительной проверки требуется при изменении режима работы технологического оборудования (однако отметим, что в Проекте нет указания на необходимость проведения проверки после строительства, капитального ремонта или реконструкции ГОУ). В Проекте подчеркивается, что проверка осуществляется при эксплуатации технологического оборудования в режиме максимальной производительности (такого замечания в Правилах нет). Как и Правила, Проект содержит требование об оформлении акта по результатам проведения проверки (абз. 10 п. 3.3), который необходимо приложить к паспорту ГОУ, и занесении результатов проверки в паспорт ГОУ.

И Правила (пп. 3.5 и 3.6), и Проект (п. 5.2) содержат положение о том, что если при проведении технического осмотра или проверки показателей работы ГОУ были обнаружены неисправности или отклонения фактических показателей работы ГОУ от проектных, то должны быть реализованы мероприятия по их устранению (наладка, реконструкция или замена ГОУ). Причем согласно Проекту по результатам проведения мероприятий должен быть составлен акт (такого требования в Правилах нет), а в соответствии с Правилами (см. разд. 6 паспорта ГОУ) и Проектом сведения о проведении мероприятий должны быть занесены в паспорт ГОУ:

Теперь обратимся к положениям Правил и Проекта о проведении ремонтов ГОУ:

В обоих приведенных документах указано, что ремонт ГОУ должен проводиться при отключении технологического оборудования. В то же время Проектом дополнительно предусмотрено, что после проведения ремонтных работ осуществляется пуско-наладка ГОУ (что само собой разумеется). Также в Проекте устанавливается частота проведения планово-предупредительного ремонта ГОУ — не реже 1 раза в год — и указывается на необходимость проведения ремонта при возникновении аварийных ситуаций. В Правилах же дается лишь ссылка на график ППР (планово-предупредительного ремонта). Согласно Правилам (точнее, разд. 6 паспорта ГОУ) и Проекту сведения о результатах проведения ремонта должны быть занесены в паспорт ГОУ, при этом в Проекте дополнительно отмечается, что к паспорту ГОУ должен быть приложен акт о проведении ремонта.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

В соответствии с пп. 2.9 и 5.1 Проекта хозяйствующий субъект должен разработать специальный документ — план-график технического осмотра, проверки показателей работы ГОУ и планово-предупредительного ремонта. Таким образом, вместо графика ППР, предусмотренного Правилами, Проект предполагает разработку общего плана-графика, где должны быть отражены технические осмотры, проверки показателей работы ГОУ и ремонтные работы.

От требований к эксплуатации ГОУ перейдем к не менее важному вопросу — паспорту ГОУ. Как мы знаем, Правила содержат форму паспорта ГОУ (приложение 1 к Правилам) и инструкцию по ее заполнению (приложение 2 к Правилам). В Проекте же даются лишь рекомендации по заполнению паспорта ГОУ, но самой формы паспорта нет.

Приведем форму паспорта ГОУ, которая предусмотрена Правилами.

Конечно, отдельные фрагменты приведенной формы уже давно не соответствуют действительности (как мы помним, никаких региональных Госинспекций газоочистки нет и в помине), поэтому сегодня разработчики паспортов ГОУ «модернизируют» форму паспорта в угоду требованиям времени и инспекторов Росприроднадзора.

В Проекте к содержанию паспорта ГОУ предъявляются следующие требования (полужирным шрифтом выделены сведения, которых нет в приведенной выше форме паспорта):

Извлечение
из Проекта

[…]
3.3. Паспорт ГОУ содержит:
регистрационный номер ГОУ[13];
сведения о ГОУ, в том числе наименование (тип) и назначение, разработчик проекта, дата начала эксплуатации;
сведения о хозяйствующем субъекте;
сведения о должностном лице, ответственном за эксплуатацию ГОУ;
схемы устройства ГОУ и наиболее важных узлов (блоков), входящих в состав установки;
технические характеристики ГОУ (производительность, перечень обезвреживаемых вредных (загрязняющих) веществ и степень очистки по каждому из них, температурный эксплуатационный режим, объем водопотребления, перечень и объемы потребления энергоносителей, основных и вспомогательных материалов, типы и количества очистных катализаторов, объем и характеристики образующихся отходов), соответствующие паспортным данным или данным, уточненным в ходе пусконаладочных работ;
схему размещения и характеристики контрольно-измерительных приборов и автоматических средств управления (далее — КИП и автоматики);
схему размещения и характеристики приборов измерения параметров отходящих газов, необходимых для определения фактической эффективности работы ГОУ;
сведения об отклонениях при работе ГОУ, неисправностях, выходе ГОУ из строя, проведенных ремонтах, осмотрах и проверках с приложением соответствующих актов и отчетов;
акты сдачи-приемки ГОУ при первичном и всех последующих (после планово-предупредительных ремонтов) вводах в эксплуатацию;
требования по обращению с отходами, образующимися при эксплуатации ГОУ[14].
[…]

Как видим, в форме паспорта ГОУ логично не нашлось места для отметки о регистрации ГОУ в «давно почивших» региональных Госинспекциях газоочистки и заключения Госинспекции газоочистки о техническом состоянии ГОУ. Однако требований об указании в паспорте сведений о постановке ГОУ на государственный учет как объекта, оказывающего НВОС[15], здесь тоже нет.

Теперь сравним требования Правил и Проекта к документации, которая должна быть приложена к паспорту ГОУ:

Напомним, что согласно пп. 3.5 и 3.6 Правил к паспорту ГОУ должны быть приложены также акты о проведении технических осмотров ГОУ и акты о проведении проверок параметров работы ГОУ. А на основании абз. 10 п. 3.3 Проекта к паспорту ГОУ необходимо приложить также акты о проведенных ремонтах, техосмотрах и проверках ГОУ. Что касается схемы КИПиА, которая согласно Правилам должна быть приложена к паспорту ГОУ, в соответствии с Проектом ее нужно указать непосредственно в паспорте ГОУ.

К СВЕДЕНИЮ

В соответствии с п. 3.2 Проекта при модернизации (реконструкции) ГОУ паспорт ГОУ должен быть переработан и утвержден хозяйствующим субъектом вновь.

Обратите внимание, что в Методическом пособии по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (СПб.: ОАО «НИИ Атмосфера», 2012) приведена иная форма паспорта ГОУ. Учтите, что данное пособие носит рекомендательный характер. Если же рассматриваемый нами Проект будет утвержден, вам придется соблюдать приведенные в нем требования к содержанию паспорта ГОУ.

В заключение рассмотрим положения Правил и Проекта, которые касаются ответственности за нарушение требований данных документов. Так, положения разд. 12 Правил уже давно устарели, поскольку там упоминаются региональные Госинспекции газоочистки, даются ссылки на законодательство СССР и указаны размеры штрафов, которые были актуальны более 30 лет назад. Проектом же (разд. 6) предусмотрено, что юридические лица, индивидуальные предприниматели, должностные лица, виновные в нарушении требований Проекта, несут ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) и Уголовным кодексом Российской Федерации (далее — УК РФ).

Так, в соответствии с ч. 3 ст. 8.21 КоАП РФ нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц — от 1000 до 2000 руб.;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 1000 до 2000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц — от 10 000 до 20 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Согласно ч. 1 ст. 251 УК РФ нарушение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ или нарушение эксплуатации установок, сооружений и иных объектов, если эти деяния повлекли загрязнение или иное изменение природных свойств воздуха, наказываются штрафом в размере до 80 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет, либо обязательными работами на срок до 360 часов, либо исправительными работами на срок до 1 года, либо арестом на срок до 3 месяцев.

ВЫВОДЫ

В целом Проект соответствует современным требованиям законодательства в области охраны атмосферного воздуха, однако значительное сокращение объема Проекта в сравнении с Правилами закономерно отражается на количестве вопросов, которые могут возникнуть у природопользователей. Так, в Проекте отсутствуют новая классификация ГОУ и требования к их эксплуатации в зависимости от вида очистки (при этом соответствующий справочник по НДТ еще не разработан), форма паспорта ГОУ (ее придется разрабатывать хозяйствующему субъекту самостоятельно, опираясь на требования Проекта) и форма реестра ГОУ. Что помешало разработчику привести данные формы в Проекте?

Кроме того, непонятно, по какой форме нужно будет подавать заявление о постановке ГОУ на учет как объекта, оказывающего НВОС (может, по форме, предусмотренной Приказом Минприроды России от 23.12.2015 № 554?), и какие документы нужно будет приложить к заявлению. Более того, в настоящее время законодательно не определены процедура постановки ГОУ на учет и государственный орган, в который нужно будет обратиться за постановкой ГОУ на учет (или мы все-таки имеем дело с «пресловутым» государственным учетом объектов, оказывающих НВОС?).

 


[1] Здесь и далее выделено автором.

[3] Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 29.12.2015; далее — Федеральный закон № 7-ФЗ) наилучшая доступная технология (НДТ) — технология производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, определяемая на основе современных достижений науки и техники и наилучшего сочетания критериев достижения целей охраны окружающей среды при условии наличия технической возможности ее применения.

Подробнее о НДТ см.: Коржов В.Ю. Наилучшие доступные технологии: от А до Я // Справочник эколога. 2015. № 12. С. 64–77 (прим. редакции).

[5] Подробнее о производственном экологическом контроле см.:

  • ст. 67 Федерального закона № 7-ФЗ;
  • ГОСТ Р 56061-2014 «Производственный экологический контроль. Требования к программе производственного экологического контроля»;
  • ГОСТ Р 56062-2014 «Производственный экологический контроль. Общие положения»;
  • проект Приказа Минприроды России «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» (regulation.gov.ru/projects#npa=26241);
  • карточка проекта Приказа Минприроды России «Об утверждении формы отчета об организации и результатах осуществления производственного экологического контроля и методические рекомендации по ее заполнению» (regulation.gov.ru/projects#npa=26275).

[6] Подробнее о государственном экологическом надзоре см.:

  • ст. 65 Федерального закона № 7-ФЗ;
  • Положение о федеральном государственном экологическом надзоре, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 08.05.2014 № 426;
  • Критерии определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 28.08.2015 № 903.

[7] Подробнее о государственном учете объектов, оказывающих НВОС, см.:

  • ст. 69 и 69.2 Федерального закона № 7-ФЗ;
  • Нельзикова Е.А. Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду // Справочник эколога. 2016. № 3. С. 7–19 (profiz.ru/eco/3_2016/gos_uchet_NVOS) (прим. редакции).

[8] Еще раз отметим, что согласно п. 2.2 Проекта работа ГОУ должна обеспечивать соблюдение нормативов допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух технологического оборудования (установки) и объекта в целом.

[9] Данное требование перекликается с п. 2 ст. 16.1 Федерального закона № 96-ФЗ.

[10] Выделено автором.

[11] Выделено автором.

[13] Напоминаем, что согласно п. 2.8 Проекта регистрационный номер присваивается ГОУ при ее внесении в реестр ГОУ хозяйствующим субъектом, а не территориальным органом Росприроднадзора.

[14] Появление данного требования связано с тем, что в последнее время обращению с отходами производства и потребления в нашей стране уделяется особое внимание.

[15] См. п. 1 ст. 21 Федерального закона № 96-ФЗ.

Статья опубликована в журнале «Справочник эколога» № 6, 2016.

17. Документация по эксплуатации и
техническому обслуживанию ГОУ включает
следующие документы:

акт приемки оборудования ГОУ в эксплуатацию
в соответствии с пунктом
9
настоящих Правил;

приказ (распоряжение) руководителя
владельца ГОУ о назначении должностных
лиц, ответственных за эксплуатацию,
техническое обслуживание и ремонт ГОУ;

инструкцию по эксплуатации и техническому
обслуживанию ГОУ в соответствии с
пунктом
18
настоящих Правил;

результаты испытаний показателей работы
ГОУ на соответствие ее проектным
показателям в соответствии с пунктом
21
настоящих Правил;

паспорт ГОУ в соответствии с пунктом
22
настоящих Правил;

планы ремонта ГОУ, утвержденные владельцем
ГОУ;

журнал учета времени и режима работы
стационарных источников выбросов и
газоочистных установок по форме ПОД-3
согласно постановлениюМинистерства природных ресурсов и
охраны окружающей среды Республики
Беларусь от 8 ноября 2005 г. № 59;

эксплуатационные документы
завода-изготовителя;

свидетельство о поверке контрольно-измерительных
приборов, установленных на оборудовании
ГОУ, при их наличии;

данные мониторинга приборами непрерывного
контроля при их наличии в составе ГОУ;

планы проведения технической учебы
лиц, ответственных за эксплуатацию,
техническое обслуживание и ремонт ГОУ,
и работников, осуществляющих эксплуатацию
ГОУ.

При наличии в составе ГОУ системы
непрерывного контроля данные хранятся
в составе эксплуатационной документации
на бумажном или магнитном носителе в
зависимости от метода фиксирования
данных мониторинга с использованием
самописца или программных средств в
течение двух лет.

18. Инструкция по эксплуатации,
техническому обслуживанию и ремонту
ГОУ (далее – инструкция
по эксплуатации) разрабатывается на
основании руководства по эксплуатации
ГОУ завода – изготовителя ГОУ и
рекомендаций проектной и пусконаладочной
организаций, определенных по результатам
испытаний показателей работы ГОУ на
соответствие ее проектным показателям
согласнопункту
22
настоящих Правил, и настоящих
Правил с учетом условий эксплуатации,
утверждается владельцем ГОУ и содержит:

схему устройства и управления ГОУ;

порядок пуска, остановки и технического
обслуживания ГОУ;

технические характеристики аппаратов
очистки газа, входящих в состав ГОУ;

сведения о предусмотренных проектом
средствах и системах автоматизации
работы ГОУ и оснащенности приборами
контроля, блокировки и сигнализации;

основные технические характеристики
ГОУ, показатели работы ГОУ и допустимые
их отклонения, предусмотренные проектными
параметрами работы ГОУ или полученные
в процессе пусконаладочных работ в
соответствии с пунктом
7
настоящих Правил;

периодичность и способы контроля
показателей работы ГОУ;

сведения о режимах работы технологического
оборудования, обеспечивающие оптимальные
параметры эксплуатации ГОУ;

схему и параметры работы системы
непрерывного автоматического контроля
при ее наличии;

порядок проведения и перечень операций
технического обслуживания и ремонта;

перечень быстроизнашивающихся узлов
и наиболее часто встречающихся
неисправностей с указанием способов
их устранения;

должностные обязанности работников,
осуществляющих эксплуатацию и (или)
техническое обслуживание ГОУ, с учетом
выполняемой работы;

порядок действия работников, осуществляющих
эксплуатацию ГОУ, в аварийных ситуациях
на технологическом оборудовании и на
ГОУ;

правила и меры безопасности при
эксплуатации и ремонте ГОУ;

схему размещения мест отбора проб и
анализов для контроля инструментальными
методами параметров работы ГОУ.

19. Основные требования из инструкции
по эксплуатации должны быть размещены
на рабочем месте должностного лица,
ответственного за эксплуатацию,
техническое обслуживание и ремонт ГОУ,
и работников, осуществляющих эксплуатацию
ГОУ, в непосредственной близости от
ГОУ.

20. Инструкция по эксплуатации действует
в течение всего периода эксплуатации
ГОУ. Внесение изменений и дополнений в
инструкцию по эксплуатации производится
в случае изменения в технологических
процессах и режимах работы подключенного
к ГОУ технологического оборудования,
модернизации и реконструкции ГОУ и
(или) его отдельных элементов.

21. Результаты испытаний показателей
работы ГОУ на соответствие ее проектным
показателям должны оформляться в
случаях, указанных в абзацах втором–четвертомпункта
14
настоящих Правил, и содержать:

титульный лист по форме согласно
приложению
1
;

результаты испытаний ГОУ на соответствие
проектным показателям по форме таблицы
1 согласно приложению 1;

ведомость дефектов ГОУ по форме таблицы
2 согласно приложению 1;

характеристику оборудования ГОУ по
форме таблицы 3 согласно приложению 1;

характеристику местных отсосов по форме
таблицы 4 согласно приложению 1;

схему ГОУ согласно приложению
2
;

чертеж общего вида аппарата очистки с
указанием основных размеров;

протокол аэродинамических испытаний
ГОУ;

протокол испытаний выбросов загрязняющих
веществ до и после очистки;

анализ результатов испытаний, выводы
и рекомендации по режиму работы ГОУ,
обеспечивающему соблюдение требований
по выбросам загрязняющих веществ в
атмосферный воздух.

22. Паспорт ГОУ выполняется по форме
согласноприложению
3
в виде книги с жесткой обложкой
и подлежит регистрации в территориальных
органах Минприроды согласно главе 5
настоящих Правил.

23. В состав паспорта ГОУ входит:

чертеж общего вида аппарата очистки
газа с указанием основных размеров для
ГОУ, изготовленных с отступлением от
проектных параметров работы ГОУ,
определенных в каталогах ГОУ;

схема согласно абзацу седьмому пункта
21 настоящих Правил.

В паспорт ГОУ вносятся:

рекомендации согласно абзацу одиннадцатому
пункта 21 настоящих Правил;

основные показатели, характеризующие
режим работы установки (отклонения от
оптимального режима, обнаруженные
неисправности, случаи отклонения в
работе отдельных частей или аппаратов
или выход из строя всей установки),
установленные при эксплуатации ГОУ;

данные о дате и результатах технических
осмотров, проводимых комиссией в
соответствии с пунктом
34
настоящих Правил;

сведения о ремонте, замене узлов, деталей,
частей ГОУ;

данные о дате и результатах контроля
параметров работы ГОУ в соответствии
с пунктами 14и36настоящих Правил.

Соседние файлы в папке НПАТНПАтмосфера

  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководство общественного совета
  • Инструкция для специалиста ответственного за безопасное производство работ кранами
  • Стол трансформер берг инструкция по сборке
  • Black seed vaporub инструкция на русском
  • Стимулирование за классное руководство