Управление начальника инженерных войск Вооруженных Сил Российской Федерации
Контакты |
|
Адрес | 119160, Москва, Фрунзенская наб., д. 22/2 |
Телефон |
8 (495) 498-43-07 |
Факс | 8 (495) 498-43-04 |
Основные задачи Управления начальника инженерных войск Вооруженных Сил Российской Федерации:
Международный противоминный центр |
Ставицкий Юрий Михайлович
Российский военачальник. Начальник инженерных войск Вооруженных Сил России. Генерал-лейтенант. Заслуженный военный специалист Российской Федерации. Руководил разминированием города Пальмира в Сирии. При его активном участии в Вооруженных силах РФ создавались инженерные штурмовые батальоны и Международный противоминный центр ВС России. Участвовал в проведении контртеррористической операции в Северокавказском регионе.
Юрий Ставицкий родился 21 января 1961 года в Мурманской области. Окончил Тюменское высшее военно-инженерное командное училище. Впоследствии получил дипломы Военно-инженерной академии, Военной академии Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации.
В войсках Ставицкий прошел все командные должности от Командира инженерно-позиционного взвода до Командира отдельной инженерной бригады, являлся Начальником штаба инженерных войск Приволжско-Уральского военного округа, Начальником инженерных войск Ленинградского и Северо-Кавказского военных округов.
С 1986 по 1988 года проходил службу в Афганистане, где принимал участие в боевых действиях. Позднее, с 1999 по 2000 года участвовал в проведении контртеррористической операции в Северокавказском регионе.
С июля 2010 года занимает пост Начальника инженерных войск Вооруженных сил РФ. В его обязанности входит: организация строительства, подготовки и применения инженерных войск; обеспечение и поддержание боевой готовности подчиненных соединений, воинских частей и организаций инженерных войск; участие в планировании применения ВС России и организация инженерного и инженерно-технического обеспечения ВС России и многое другое.
В 2016 году генерал-лейтенант руководил в Сирии разминированием города Пальмира.
При активном участии Юрия Ставицкого в Вооруженных силах РФ создавались инженерные штурмовые батальоны и Международный противоминный центр ВС России, предназначенный для обеспечения участия Российской Федерации в международных программах, проектах и операциях по гуманитарному разминированию за пределами страны.
Женат. Воспитал троих сыновей.
Юрий Михайлович удостоен орденов «Красной Звезды», «Мужества», «За службу Родине в ВС России» III степени, Афганского ордена «Звезда», медалей России.
20.01.2018
-
10.09.2018
В Международном противоминном центре Вооруженных Сил России 10 сентября 2018 года наградили государственными наградами личный состав отряда разминирования, выполнявший задачи по очистке ряда городов Сирийской Арабской Республики от взрывоопасных предметов.
В ЦВО назначили нового начальника инженерных войск
Командующий войсками Центрального военного округа (ЦВО) Александр Лапин представил составу нового начальника инженерных войск — полковника Андрея Гандзюка.
- Gettyimages.ru
Об этом сообщает ИА REGNUM со ссылкой на сайт Минобороны России.
«Андрей Семёнович Гандзюк окончил Тюменское высшее военно-инженерное командное училище имени маршала инженерных войск А.И. Прошлякова, затем Военно-инженерную академию и Военную академию Генерального штаба ВС Российской Федерации», — рассказали в пресс-службе ЦВО.
Гандзюк служил в Сибири и на Северном Кавказе. Имеет госнаграды и награды Минобороны.
Также стало известно, что в Астраханской области расчёты комплексов «Искандер-М» проведут боевые пуски на полигоне Капустин Яр, передаёт ФБА «Экономика сегодня» со ссылкой на пресс-службу Южного военного округа.
Полевые учения продлятся около месяца.
Ранее сообщалось, что в Новосибирской области военнослужащие спецназа ракетного соединения отразили атаку условного противника.
Ошибка в тексте? Выделите её и нажмите «Ctrl + Enter»
Инженерные войска Вооружённых Сил Российской Федерации ИВ ВС России |
|
Петличный знак инженерных войск Вооружённых Сил Российской Федерации |
|
Годы существования |
21 января 1701 года — настоящее время |
---|---|
Страна |
Россия |
Подчинение |
начальнику управления |
Входит в |
Вооружённые Силы Российской Федерации |
Тип |
Инженерные войска |
Функция |
обеспеченье защиты |
Численность |
объединение |
Дислокация |
Российская Федерация |
Прозвище |
Пионеры, Сапёры, Минёры |
Сапёры РККА во время Великой Отечественной войны.
Инженерные войска Вооружённых Сил Российской Федерации — формирование (специальные войска) вооружённых сил Российской Федерации, предназначенные для инженерного обеспеченья (оборудования территории военных (боевых) действий, инженерной разведки и сопровождения войск (сил) в наступлении и так далее).
В состав инженерных войск входят органы управления, учреждения, предприятия, инженерно-сапёрные, инженерно-дорожные, понтонные и другие соединения, воинские части и подразделения.
В ВС России именовались Посоха, Пионеры, Корпус инженеров.
Свой профессиональный праздник военнослужащие и служащие отмечают 21 января.
Сокращённое наименование — ИВ ВС России.
Содержание
- 1 Древнерусский период
- 2 Российская империя
- 3 Советский период
- 3.1 1918—1945 года
- 3.1.1 Управление саперных бригад
- 3.1.1.1 Управление инженерно-минных бригад
- 3.1.1.2 Управление инженерно-саперных бригад
- 3.1.1.3 Управление горных минно-инженерных и горных инженерно-саперных бригад
- 3.1.1.4 Управление штурмовых и мото-штурмовых инженерно-саперных бригад[3]
- 3.1.1.5 Управление инженерных бригад спецназначения и мото-инженерных бригад
- 3.1.1.6 Управление инженерных бригад понтонно-мостовых бригад
- 3.1.1.7 Управление тыловых бригад разграждения
- 3.1.1 Управление саперных бригад
- 3.2 Начальники Инженерных войск ВС СССР и ВС России
- 3.1 1918—1945 года
- 4 Инженерная техника и вооружение
- 4.1 Средства инженерной разведки
- 4.2 Средства преодоления минно-взрывных заграждений
- 4.3 Средства преодоления разрушений и препятствий
- 4.4 Средства преодоления водных преград
- 4.5 Средства устройства минно-взрывных заграждений
- 4.6 Средства механизации дорожных и землеройных работ
- 5 См. также
- 6 Примечания
- 7 Литература
- 8 Ссылки
Древнерусский период[править | править вики-текст]
Развитие русского военного зодчества относится к IX — первой половине X века. Летописи доносят до нас сведения о строительстве городов, об их осаде и обороне. Само слово город в древнерусском языке обозначало не город в социально-экономическом значении, как мы его понимаем сейчас, а укреплённое, подготовленное к обороне поселение, крепость, замок. Более того, до XVII века слово это часто относили к укреплениям, обозначая этим термином оборонительные стены. В конце XII века процесс дробления феодальной Руси на множество княжеств привел к строительству крепостей и сооружений самых различных типов практически на всей территории. О высоком уровне русского военно-инженерного искусства того времени свидетельствует как умелое строительство укреплений, так и совершенствование инженерных мероприятий при обеспечении наступательных действий войск. В 1242 году русские разгромили немцев на льду Чудского озера. Русские войска умело использовали при этом как долговременные оборонительные сооружения, так и полевые укрепления, выполненные с учётом особенностей местности. Другим примером является взятие Казани в 1552 году Иваном IV. Иван Грозный решил построить на берегу реки Свияги при впадении её в Волгу в 25 км от Казани крепость Свияжск. Заготовка деревянных деталей велась на Волге в районе Углича. Потом они были доставлены по воде к устью Свияги, где из них впервые в истории строительства за 28 дней была построена крепость-город, сыгравшая важную роль опорной базы при осаде Казани.
Первые сведения о воинах-строителях на Руси, которые донесла до нас летопись, относятся к 1016 году. Указывалось, что это были строители, находившиеся на военной службе и имевшие обширные познания в военном искусстве и особенно в искусстве обороны. В отличие от рабочих, строивших различные городские сооружения и называвшихся дереводелами и плотниками, военных строителей называли городовиками и мостовиками (Колесник А. Н. 1985). Со второй половины XV века в России был создан единый орган руководства военно-строительными работами в лице инженерной части Пушкарского приказа, которая стала разрабатывать чертежи и руководить строительством оборонительных сооружений.
Первым из дошедших до нас русским воинским уставом, обобщившим военно-инженерный опыт, является «Устав ратных и пушечных дел, касающихся до воинской науки». Его составил в начале XVII века воевода боярин Анисим Михайлов.
Российская империя[править | править вики-текст]
В 1692 и 1694 годах под руководством Петра I были проведены, вероятно, первые инженерные учебные маневры, в ходе которых отрабатывались вопросы строительства оборонительных сооружений. Известно, что при разработке инженерных мероприятий Пётр I использовал работы наиболее известного военного инженера этого периода, маршала Франции Вобана.
Создавая регулярные вооружённые силы, Пётр I уделял особое внимание развитию артиллерии и инженерных войск. Первым законодательным актом, в котором шла речь о военно-инженерном деле, стал указ Петра I от 21 января 1701 года об открытии Школы Пушкарского приказа. Большое значение Пётр уделял подготовке офицерских кадров. Для подготовки инженерных кадров создаются инженерных школы: первая в 1708 году в Москве, в 1712 году она расширяется, но этого оказалось недостаточно, и 17 марта 1719 года учреждается инженерная школа в Санкт-Петербурге. В каждой из указанных школ ежегодно обучалось 100−300 человек, срок обучения колебался от 5 до 12 лет. Военные инженеры пользовались в вооружённых силах большими преимуществами, их оклады отличались от окладов офицеров других родов войск, а наиболее преуспевающие в инженерном деле прежде других производились в высшие чины.
К концу XVIII века увеличивается численность инженерных войск. В 1797 году был сформирован пионерный полк трёхбатальонного состава (каждый батальон включал три пионерные и минёрную роту). Перед полком ставилась задача обеспечивать выполнение военно-строительных работ во время походов и боевых действий, а также скрытность работ. Полк использовался только по указанию главнокомандующего войсками.
К началу Отечественной войны 1812 года в действующей армии насчитывалось уже 10 минёрных и пионерных рот. Боевые действия также обеспечивали понтонные роты, состоящие при артиллерии. 14 пионерных и минёрных рот находились в крепостях. В этих ротах не было солдат, а были только специалисты офицеры и кондукторы. Рабочая сила для инженерных работ набиралась из числа местных жителей, солдат пехоты. Перед заграничным походом вместо двух пионерных полков были развёрнуты дополнительно один сапёрный и два пионерных полка трёхбатальонного состава каждый. В целом количество инженерных формирований было доведено до 40 рот (8 сапёрных, 8 минёрных и 24 пионерных). Сапёры и минёры использовались при постройке долговременных укреплений и на работах, которые производились при штурме и обороне крепостей. Пионерные подразделения предназначались для устройства дорог, мостов, полевых укреплений, разрушения неприятельских заграждений на направлении действия своих войск. Понтонёры наводили наплавные мосты.
В 1819 году сапёрные и пионерные батальоны были сведены в три пионерные бригады. В 1822 году понтонные роты были переданы из артиллерийского ведомства в инженерное. Понтонные роты организационно были введены в состав сапёрного и пионерного батальонов Тогда же и формируются гвардейский и армейский конно-пионерский эскадроны. Чтобы исключить разнобой в наименовании и сократить число штатных расписаний император Николай I повелел в 1844 году все инженерные части именовать как сапёрные.
К началу Крымской войны 1853-56 годов в вооружённых силах имелось 9 сапёрных батальонов, один учебный батальон, два резервных батальона и два конно-пионерных дивизиона.
Инженерные войска окончательно отделились от артиллерии, оформившись в самостоятельный род войск. К концу первой четверти XIX века их численность превысила 21 тысячу человек, что составляло около 2,3 % всего состава вооружённых сил. В 1873 году в России было учреждено Особое совещание по стратегическому положению страны, которое на основе плана, разработанного Э. И. Тотлебеном, постановило провести комплекс военно-строительных работ. За 35 лет военными строителями были построены крепости Новогеоргиевск, Варшавская цитадель, Зегрис, Брест-Литовск, Осовец, Ковно, Ивангород, застава Дубро и различные укрепления и сооружения.
К началу Русско-турецкой войны 1877—1878 гг. инженерные войска составляли 2,8 % полевой армии (20,5 тыс. чел.). В инженерных войсках вновь появились новые специальности: воздухоплавание и голубиная связь. К концу XIX века как технический род войск инженерные войска предназначались для обеспечения боевых действий пехоты, артиллерии и кавалерии, ведения крепостного строительства, выполнения инженерных задач при осаде и обороне крепостей, минной войны, устройства путей и переправ, телеграфных линий и имели в своём составе сапёров, понтонеров, минёров, электриков, воздухоплавателей, военных железнодорожников, связистов. В 1900 году в состав инженерных войск входило 25,5 сапёрных батальона, сведённых в 7 сапёрных бригад, 8 понтонных батальонов, 6 полевых инженерных парков, 2 осадных парка, 1 железнодорожная бригада (3 батальона), 2 отдельных железнодорожных батальона, 12 отдельных рот, 6 крепостных военных телеграфов и 4 воздухоплавательных парка. Личный состав инженерных войск насчитывал 31 329 человек. Резервом инженерных войск являлись крепостные войска, включавшие в 1900 г. 53 крепостных артиллерийских батальона, 2 крепостных полка, 28 отдельных крепостных батальонов, 10 крепостных артиллерийских рот, 3 осадных крепостных батальона и 5 вылазочных батарей. Такая организация инженерных войск сохранялась до Русско-японской войны (Бескровный Л. Г., 1986).
Инженерные войска, как род войск имеющий в своём распоряжении большое количество грамотных инженеров, в этот период приобретают статус проводников технических новшеств в армии и на флоте, своего рода колыбелью новых технических родов войск. Наиболее бурно этот процесс проходил в начале XX века.
Железнодорожные части вошли в состав инженерных войск начиная с момента их создания в 1870 году. Сначала в виде железнодорожных команд, а с 1876 г. — железнодорожных батальонов. Железнодорожные части входили в состав инженерных войск вплоть до 1908 г. включительно. Затем они были выделены в самостоятельную категорию и подчинены службе ВОСО (военных сообщений) Генерального штаба.
Авиация: Воздухоплавание постепенно занимало своё место в русской армии. Во второй половине XIX века на вооружении состояли воздушные шары. В конце века действовал отдельный воздухоплавательный парк, состоявший в распоряжении Комиссии по воздухоплаванию, голубиной почте и сторожевым вышкам. На маневрах 1902—1903 гг. в Красном Селе, Бресте и Вильно проверялись способы использования воздушных шаров в артиллерии и для воздушной разведки (наблюдения). Убедившись в целесообразности применения привязных шаров, Военное министерство приняло решение создать специальные подразделения при крепостях в Варшаве, Новгороде, Бресте, Ковно, Осовце и на Дальнем Востоке, в составе которых имелось 65 шаров. К изготовлению дирижаблей в России приступили в 1908 г. в то же время, Инженерное ведомство недоверчиво относилось к идее использовать авиации в военных целях. Лишь в 1909 г. оно предложило Учебному воздушно-плавательному парку построить 5 аэропланов. Затем военное ведомство закупило у иностранных фирм несколько самолётов Райта и Фармана. Между тем в России возникло несколько частных предприятий по изготовлению моторов и самолётов. Некоторые из них являлись дочерними предприятиями французских заводов. С 1909 по 1917 гг. в России возникло более 20 авиационных предприятий.
Электротехнические войска. Проблема связи в военном деле приобрела в XX столетии большое значение. Первые начинания по внедрению телеграфа имели место во время Русско-турецкой войны 1877—1878 гг., принёсших громадную пользу при управлении войсками, они привели к более широкому использованию технических средств связи. Телеграф и телефон заняли ведущее место в управлении войсками. Наиболее широкое развитие получили передвижные линии, предназначенные для руководства войсками непосредственно на театре войны. В конце XIX века число телеграфных парков, состоявших в ведении Главного инженерного управления, равнялось в Центральной России 17 (975 вёрст) и на Кавказе 2 (130 вёрст). Кроме того, в крепостях было создано 55 узлов связи (423 версты). В 1912 г. были установлены нормы снабжения корпусов средствами связи. Каждый корпус, состоящий из двух пехотных дивизий (8 пехотных полков), одного сапёрного батальона (одна телеграфная и три сапёрные роты) и одного отделения полевого инженерного парка, был снабжён 20 телеграфными, 193 телефонными аппаратами и 333 вёрстами кабеля.
Автомобильные войска. В 1876 г. штабс-капитан С. Маевский представил в Департамент торговли и мануфактуры проект самодвижущейся машины с паровым двигателем. Проект Маевского не был принят из-за громоздкости двигателя. Дальнейшее развитие автотранспорта упиралось в отсутствие двигателей, работающих на жидком топливе. Такой двигатель был построен в 1884 г. на Охтенской судостроительной верфи. Это был восьмицилиндровый двигатель внутреннего сгорания. На его основе Б. Г. Луцкий разработал в конце века проект бронированного «самодвигателя» и предложил его военному министерству. Построенная Луцким модель успешно действовала на Курских и Киевских маневрах 1902 г., где испытывалось ещё восемь машин иностранных марок. Военное министерство признало большие достоинства машины, но отказалось организовать их производство и передало чертежи Луцкого во Францию. После Красносельских маневров в 1906 г., где испытывались различные марки автомобилей инженерное ведомство распределило имевшиеся в его распоряжении 10 автомашин по четырём округам (Киевскому, Петербургскому, Виленскому, Варшавскому) в целях подготовки учебных команд (по 15 человек на каждый броневой автомобиль).
Дорожное строительство. Одна из причин медленного внедрения автомобилей в военное хозяйство заключалось в слабом развитии сети шоссейных дорог. В 1884 г. строительство шоссейных дорог было поручено Военному министерству. Благодаря его усилиям с 1885 по 1900 г. были сооружены шоссейные дороги Петербург — Псков — Варшава с ответвлениями на Ригу и Мариуполь, Москва — Брест — Варшава с ответвлениями на Калиш и Познань, Киев — Брест, рокада Псков — Киев и некоторые другие. В 1880-е годы под Красным селом была построена первая взлётная полоса (в виде деревянного настила или деревянных рельсов) для испытаний самолёта Можайского. Значительное развитие аэродромное строительство получило в 1905—1910 годах, когда строятся первые аэродромные комплексы в ряде городов страны.
Возросшую роль инженерных войск, показала Русско-японская война. В начале войны инженерные формирования Маньчжурской армии имели всего 2800 чел. — к концу войны они насчитывали уже 21 тысячу.
К этому времени на Дальнем Востоке находилось:
- инженерно-сапёрных батальона — 20;
- понтонных батальонов — 4;
- воздухоплавательных батальонов — 3;
- телеграфных батальонов — 2;
- крепостных сапёрных рот — 4;
- минных рот — 5;
- воздухоплавательных рот — 1;
- искровых рот — 2;
- крепостных телеграфов — 1 (Бескровный Л. Г., 1986)
Дальнейшее развитие и техническое оснащение инженерных войск, особенно в ходе Первой мировой войны, а также невероятная перегрузка управленческих органов инженерных войск в связи с резким ростом численности авиации, автомобильных частей, подразделений бронемашин привела к выделению в самостоятельные рода войск авиации, и автомобильных частей.
Численность инженерных войск к началу 1917 года составляла до 6 % общей численности армии.
Советский период[править | править вики-текст]
Саперы разминируют территорию, 1 августа 1942 года
Как во времена СССР, так и в настоящее время, основным назначением Инженерных войск является инженерное обеспечение боевых действий. Инженерное обеспечение боевых действий войск организовывалось и осуществлялось с целью создания войскам необходимых условий для своевременного и скрытного выдвижения, развёртывания, манёвра, успешного выполнения ими боевых задач, повышения защиты войск и объектов от всех видов поражения, для нанесения противнику потерь, для затруднения действий противника[1].
Согласно Боевому уставу Сухопутных войск ВС СССР инженерное обеспечение включает в себя:
- инженерную разведку противника, местности и объектов;
- фортификационное оборудование позиций, рубежей, районов, пунктов управления;
- устройство и содержание инженерных заграждений, и производство разрушений;
- установка и содержание ядерных мин и фугасов;
- уничтожение и обезвреживание ядерных мин противника;
- проделывание и содержание проходов в заграждениях и разрушениях;
- устройство проходов через препятствия;
- разминирование местности и объектов;
- подготовка и содержание путей движения войск, подвоза и эвакуации;
- оборудование и содержание переправ при форсировании водных преград;
- инженерные мероприятия по маскировке войск и объектов;
- инженерные мероприятия по восстановлению боеспособности войск и ликвидация последствий ядерных ударов противника;
- добыча и очистка воды, оборудование пунктов водоснабжения.
Инженерные войска выполняли задачи инженерного обеспечения, требующие специальной подготовки личного состава, применения инженерной техники и инженерных боеприпасов. Кроме того, в их задачи входит поражение техники и живой силы противника минно-взрывными и ядерно-минными средствами.
1918—1945 года[править | править вики-текст]
Советские инженерные войска создавались вместе с организацией Красной Армии. В дивизиях предусматривалось иметь инженерный батальон, а в стрелковых бригадах — инженерно-сапёрную роту. В 1919 сформированы специальные инженерные части. Руководство инженерными войсками осуществляли инспектор инженеров при Полевом штабе Республики (1918—1921 — А. П. Шошин), начальники инженеров фронтов, армий и дивизий. В 1921 руководство войсками возложено на Главное военно-инженерное управление. К 1929 году штатные инженерные части имелись во всех родах войск. После начала Великой Отечественной войны в октябре 1941 года учреждена должность начальника Инженерных войск. В ходе войны инженерные войска строили укрепления, создавали заграждения, минировали местность, обеспечивали проведение манёвра войск, проделывали проходы в минных полях противника, обеспечивали преодоление его инженерных заграждений, форсирование водных преград, участвовали в штурме укреплений, городов и т. д.
- Управления инженерных бригад в годы Великой Отечественной войны[2]
В скобках указано пребывание в составе Действующей армии.
Управление саперных бригад[править | править вики-текст]
- Отдельная сапёрно-восстановительная бригада (2.01.1942—25.05.1942). Переформирована в 16 ибрсн
- 1-я сапёрная бригада (15.03.1942—2.06.1942). Переформирована в 1 ибрсн
- 2-я сапёрная бригада (20.03.1942—5.08.1942). Переформирована во 2 ибрсн
- 3-я сапёрная бригада (16.3.1942—5.12.1942). Переформирована в 1 имбр
- 7-я сапёрная бригада:
- второе формирование (30.5.1942—12.12.1942). Переформирована во 2 имбр
- 9-я сапёрная бригада:
- второе формирование (1.7.1942—25.11.1942). Переформирована в 3 имбр
- 10-я сапёрная бригада (14.5.1942—19.12.1942). Переформирована в 4 имбр
- 11-я сапёрная бригада (14.5.1942—5.12.1942). Переформирована в 1 гмибр
- 12-я сапёрная бригада (15.2.1942—26.11.1942). Переформирована в 5 имбр
- 14-я сапёрная бригада (24.2.1942—25.8.1942). Расформирована
- 15-я сапёрная бригада (24.2.1942—25.8.1942). Расформирована
- 17-я сапёрная бригада:
- первое формирование (23.3.1942—31.8.1942). Переформирована в 44 ибрсн
- второе формирование (3.11.1942—30.11.1942). Переформирована в 15 имбр
- 18-я сапёрная бригада (23.3.1942—29.11.1942). Переформирована в 6 имбр
- 19-я сапёрная бригада (23.3.1942—31.8.1942, 22.9.1942—29.11.1942). Переформирована в 7 имбр
- 20-я сапёрная бригада (15.2.1942—16.12.1942). Переформирована в 8 имбр
- 21-я сапёрная бригада (15.2.1942—29.11.1942). Переформирована в 9 имбр
- 23-я сапёрная бригада (1.11.1941—9.12.1942). Переформирована во 2 гмибр
- 24-я сапёрная бригада (1.11.1941—3.12.1942). Переформирована в 3 гмибр
- 25-я сапёрная бригада (1.11.1941—25.12.1942). Переформирована в 4 гмибр
- 26-я сапёрная бригада (1.11.1941—9.12.1942). Переформирована в 5 гмибр
- 27-я сапёрная бригада (25.2.1942—25.5.1942). Переформирована в 27 ибрсн
- 28-я сапёрная бригада (25.2.1942—15.10.1942). Расформирована
- 29-я сапёрная бригада (25.2.1942—15.10.1942). Расформирована
- 30-я сапёрная бригада (25.2.1942—15.10.1942). Расформирована
- 31-я сапёрная бригада (24.12.1941—25.11.1942). Переформирована в 10 имбр
- 32-я сапёрная бригада (24.12.1941—26.11.1942). Переформирована в 11 имбр
- 33-я сапёрная бригада (24.12.1941—20.4.1942). Переформирована в 33 ибрсн
- 34-я сапёрная бригада (24.12.1941—20.11.1942). Переформирована в 12 имбр
- 35-я сапёрная бригада (24.12.1941—25.3.1942, 7.4.1942—30.11.1942). Переформирована в 13 имбр
- 36-я сапёрная бригада (24.12.1941—13.9.1942). Переформирована в 14 имбр
- 37-я сапёрная бригада (24.12.1941—25.8.1942).
- 38-я сапёрная бригада (24.12.1941—1.9.1942). Расформирована
- 39-я сапёрная бригада (24.12.1941—1.9.1942). Расформирована. Управление обращено на формирование 39 ибрсн
- 40-я сапёрная бригада (24.12.1941—1.9.1942). Расформирована
Управление инженерно-минных бригад[править | править вики-текст]
(имбр)
- 1-я инженерно-минная бригада (переформирована из 3 сапбр) (5.12.1942—9.7.1943). Переформирована в 1 исбр
- 2-я инженерно-минная бригада (переформирована из 7 сапбр второго формирование) (12.12.1942—30.6.1943). Переформирована во 2 исбр
- 3-я инженерно-минная бригада (переформирована из 9 сапбр) (25.11.1942—14.4.1943). Переформирована в 15 шисбр
- 4-я инженерно-минная бригада (переформирована из 10 сапбр) (19.12.1942—29.7.1943). Переформирована в 4 исбр
- 5-я инженерно-минная бригада (переформирована из 12 сапбр) (26.11.1942—10.2.1943, 28.5.1943—2.7.1943). Переформирована в 5 исбр
- 6-я инженерно-минная бригада (переформирована из 18 сапбр) (29.11.1942—30.6.1943). Переформирована в 6 исбр
- 7-я инженерно-минная бригада (переформирована из 19 сапбр) (29.11.1942—5.7.1943). Переформирована в 7 исбр
- 8-я инженерно-минная бригада (переформирована из 20 сапбр) (16.12.1942—5.2.1943). Переформирована в 8 исбр
- 9-я инженерно-минная бригада (переформирована из 21 сапбр) (29.11.1942—4.7.1943). Переформирована в 9 исбр
- 10-я инженерно-минная бригада (переформирована из 31 сапбр) (25.11.1942—17.4.1943). Переформирована в 66 исбр (первого формирование)
- 11-я инженерно-минная бригада (переформирована из 32 сапбр) (26.11.1942—10.7.1943). Переформирована в 11 исбр
- 12-я инженерно-минная бригада (переформирована из 34 сапбр) (20.11.1942—16.7.1943). Переформирована в 12 исбр
- 13-я инженерно-минная бригада (переформирована из 35 сапбр) (30.11.1942—4.7.1943). Переформирована в 13 исбр
- 14-я инженерно-минная бригада (переформирована из 36 сапбр) (28.3.1943—5.7.1943). Переформирована в 14 исбр
- 15-я инженерно-минная бригада (переформирована из 17 сапбр второго формирования) (30.11.1942—3.7.1943). Переформирована в 15 исбр
- 16-я инженерно-минная бригада (9.4.1943—21.6.1943). Переформирована в 16 исбр
Управление инженерно-саперных бригад[править | править вики-текст]
Управление горных минно-инженерных и горных инженерно-саперных бригад[править | править вики-текст]
- 1-я горная минно-инженерная бригада (Переформирована из 11 сапбр). (5.12.1942—27.6.1943). Расформирована.
- 2-я горная минно-инженерная бригада (Переформирована из 23 сапбр). (9.12.1942—20.5.1943). Переформирована в 6 поимбр.
- 3-я горная минно-инженерная бригада (Переформирована из 24 сапбр). (3.12.1942—26.5.1943). Расформирована.
- 4-я горная минно-инженерная бригада (Переформирована из 25 сапбр). (25.12.1942—30.3.1943). Переформирована в 4 гисбр.
- 4-я горная инженерно-сапёрная Карпатская Краснознамённая ордена Кутузова бригада (Переформирована из 4 гмибр). (11.8.1944—11.5.1945).
- 5 горная минно-инженерная бригада (Переформирована из 26 сапбр). (9.12.1942—24.5.1943). Переформирована в 13 шисбр.
- 5-я горная инженерно-сапёрная Днестровская ордена Кутузова бригада (Переформирована из 5 исбр). (20.9.1944—11.5.1945).
- 6-я горная инженерно-сапёрная Карпатская ордена Богдана Хмельницкого бригада (10.8.1944—11.5.1945).
Управление штурмовых и мото-штурмовых инженерно-саперных бригад[3][править | править вики-текст]
- 1-я гвардейская штурмовая инженерно-сапёрная Могилёвская Краснознамённая ордена Кутузова бригада
- 1-я штурмовая инженерно-сапёрная Смоленская Краснознамённая орденов Суворова и Кутузова комсомольская бригада
- 2-я гвардейская моторизованная штурмовая инженерно-сапёрная бригада
- 2-я штурмовая инженерно-сапёрная Рогачёвская Краснознамённая ордена Суворова бригада
- 3-я штурмовая инженерно-сапёрная Неманская ордена Кутузова бригада
- 4-я штурмовая инженерно-сапёрная Духовщинская Краснознамённая ордена Суворова бригада
- 5-я штурмовая инженерно-сапёрная Витебско-Хинганская Краснознамённая бригада
- 6-я штурмовая инженерно-сапёрная Уманская Краснознамённая бригада
- 7-я моторизованная штурмовая инженерно-сапёрная бригада
- 7-я штурмовая инженерно-сапёрная Ровенская бригада
- 8-я штурмовая инженерно-сапёрная Волковысская бригада
- 9-я штурмовая инженерно-сапёрная Новгородско-Хинганская Краснознамённая ордена Кутузова бригада
- 107-я штурмовая инженерно-сапёрная Витебская Краснознамённая бригада
- 11-я штурмовая инженерно-сапёрная Запорожско-Будапештская Краснознамённая орденов Кутузова и Богдана Хмельницкого бригада
- 12-я штурмовая инженерно-сапёрная Мелитопольская Краснознамённая орденов Суворова, Кутузова и Красной Звезды бригада
- 13-я штурмовая инженерно-сапёрная Хинганская бригада
- 14-я штурмовая инженерно-сапёрная Александрийская Краснознамённая ордена Суворова бригада
- 15-я штурмовая инженерно-сапёрная Винницкая Краснознамённая ордена Богдана Хмельницкого бригада
- 16-я штурмовая инженерно-сапёрная Рава-Русская орденов Кутузова, Богдана Хмельницкого и Красной Звезды бригада
- 17-я штурмовая инженерно-сапёрная Гатчинская дважды Краснознамённая бригада
- 18-я штурмовая инженерно-сапёрная Ковельская бригада
- 19-я штурмовая инженерно-сапёрная Двинская бригада
- 20-я моторизованная штурмовая инженерно-сапёрная бригада
- 21-я моторизованная штурмовая инженерно-сапёрная бригада
- 22-я гвардейская моторизованная штурмовая инженерно-сапёрная бригада
- 23-я моторизованная штурмовая инженерно-сапёрная бригада
Управление инженерных бригад спецназначения и мото-инженерных бригад[править | править вики-текст]
- Отдельная инженерная бригада (Сформирована на базе 1 инжп) (2.7.1941—10.8.1941). Переформирована в УВПС № 3.
- 1-я инженерная бригада спецназначения (переформирована из 1 сапбр) (2.6.1942—27.5.1944). Переформирована в 1 мибр.
- 1-я мото-инженерная бригада (переформирована из 1 ибрсн) (27.5.1944—9.5.1945).
- 1-я гвардейская инженерная бригада спецназначения (преобразована из 16 ибрс 1.4.1943). (8.5.1943—2.6.1944). Переформирована в 1 гв. мибр.
- 1-я гвардейская мото-инженерная бригада (переформирована из 1 гв. ибрсн) (2.6.1944—9.5.1945).
- 2-я инженерная бригада спецназначения (переформирована из 2 сапбр) (5.8.1942—3.6.1944). Переформирована во 2 мибр.
- 2-я мото-инженерная бригада (переформирована из 2 ибрсн) (3.6.1944—9.5.1945).
- 2-я гвардейская инженерная бригада спецназначения (преобразована из 39 ибрсн 1.4.1943) (1.4.1943—28.3.1944). Переформирована во 2 гв. мшисбр.
- 3-я гвардейская мото-инженерная бригада (преобразована из 20 мибр 17.3.1945). (17.3.1945—11.5.1945).
- 5-я инженерная бригада спецназначения (сформирована на базе 27 АУВПС) (30.5.1942—27.5.1944). Преобразована в 5 гв. мибр 27.5.1944.
- 5-я гвардейская мото-инженерная бригада (преобразована из 5 ибрсн 27.5.1944). (27.5.1944—9.5.1945).
- 8-я инженерная бригада спецназначения (24.6.1942—10.6.1944). Переформирована в 8 мибр.
- 8-я мото-инженерная бригада (переформирована из 8 ибрсн) (10.6.1944—9.5.1945, 9.8.1945—3.9.1945).
- 13-я инженерная бригада спецназначения (1.7.1942—23.6.1944). Переформирована в 13 мибр.
- 13-я мото-инженерная бригада (переформирована из 13 ибрсн). (23.6.1944—9.5.1945).
- 16-я инженерная бригада спецназначения (переформирована из отдельной саперно-восстановительной бригады) (25.5.1942—15.2.1943). Преобразована в 1 гв. ибрсн 1.4.1943.
- 17-я мото-инженерная бригада (1.8.44-6.9.1944, 22.11.1944—9.5.1945).
- 18-я мото-инженерная бригада (28.7.1944—5.9.1944, 30.10.1944—9.5.1945).
- 19-я мото-инженерная бригада (25.7.1944—6.9.1944, 28.10.1944—11.5.1945).
- 20-я мото-инженерная бригада (11.8.1944—17.3.1945). Преобразована в 3 гв. мибр 17.3.1945.
- 21-я мото-инженерная бригада (2.8.1944—19.12.1944, 8.1.1945—9.5.1945).
- 22-я мото-инженерная бригада (23.7.1944—11.5.1945, 9.8.1945—3.9.1945).
- 27-я инженерная бригада спецназначения (переформирована из 27 сапбр) (25.5.1942—24.4.1943, 9.7.1943—1.6.1944). Переформирована в 27 мибр.
- 27-я мото-инженерная бригада (переформирована из 27 ибрсн) (1.6.1944—11.5.1945).
- 33-я инженерная бригада спецназначения (переформирована из 33 сапбр) (20.4.1942—3.6.1944). Переформирована в 33 мибр.
- 33-я мото-инженерная бригада (переформирована из 33 ибрсн) (3.6.1944—9.5.1945).
- 39-я инженерная бригада спецназначения (сформирована на базе 39 сапбр) (4.9.1942—1.4.1943). Преобразована во 2 гв. ибрсн 1.4.1943.
- 41-я инженерная бригада спецназначения (21.9.1942—2.12.1943, 1.4.1944—18.6.1944). Переформирована в 41 мибр
- 41-я мото-инженерная бригада (переформирована из 41 ибрсн) (18.6.1944—9.5.1945).
- 42-я инженерная бригада спецназначения (4.10.1942—1.6.1944). Переформирована в 42 мибр.
- 42-я мото-инженерная бригада (переформирована из 42 ибрсн) (1.6.1944—11.5.1945).
- 43-я инженерная бригада спецназначения (14.9.1942—8.5.1944). Переформирована в 23 мшисбр
- 44-я инженерная бригада спецназначения (переформирована из 17 сапбр первого формирования) (30.10.1942—15.6.1944). Переформирована в 44 мибр.
- 44-я мото-инженерная бригада (переформирована из 44 ибрсн) (15.6.1944—9.5.1945),
- 46-я мото-инженерная бригада (9.8.1945—3.9.1945).
- 47-я мото-инженерная бригада (9.8.1945—3.9.1945).
- 67-я мото-инженерная бригада (переформирована из 50 исбр) (9.8.1945—3.9.1945).
Управление инженерных бригад понтонно-мостовых бригад[править | править вики-текст]
- 1-я понтонно-мостовая Ясская орденов Кутузова и Богдана Хмельницкого бригада (24.11.1942—11.5.1945)
- 2-я понтонно-мостовая Рымникская Краснознамённая орденов Суворова, Кутузова и Богдана Хмельницкого бригада (24.11.1942—11.5.1945)
- 3-я понтонно-мостовая Проскуровская Краснознамённая орденов Богдана Хмельницкого и Красной Звезды бригада (5.2.1943—11.5.1945)
- 4-я понтонно-мостовая Днепропетровская Краснознамённая ордена Кутузова бригада (26.2.1943—9.5.1945)
- 5-я понтонно-мостовая Днепропетровская Краснознамённая ордена Кутузова бригада (26.2.1943—9.5.1945)
- 6-я понтонно-мостовая Каменец-Подольская Краснознамённая орденов Богдана Хмельницкого и Красной Звезды бригада (переформирована из 2 гмибр) (20.5.1943—11.5.1945)
- 7-я моторизованная понтонно-мостовая Лодзинская Краснознамённая орденов Суворова и Кутузова бригада (21.10.1943—9.5.1945)
- 8-я понтонно-мостовая Неманская ордена Александра Невского бригада (28.2.1944-9.5.1945)
- 9-я понтонно-мостовая Кёнигсбергская ордена Кутузова бригада (29.6.1944-9.5.1945, 9.8.1945—3.9.1945)
- 10-я понтонно-мостовая бригада (9.8.1945—3.9.1945)
- 11-я понтонно-мостовая Уссурийская бригада (9.8.1945—3.9.1945)
Управление тыловых бригад разграждения[править | править вики-текст]
- 1 тбрр (10.2.1943—5.5.1943). Расформирована
- 2 тбрр (9.2.1943—29.4.1943). Расформирована
- 4 тбрр (9.2.1943—31.5.1943). Расформирована
- 6 тбрр (27.2.1943—2.7.1943). Расформирована
Начальники Инженерных войск ВС СССР и ВС России[править | править вики-текст]
- 1941—1942 — Котляр Л. З. — генерал-майор;
- 1942—1952 — Воробьёв М. П. — генерал-майор (до 1943), генерал-лейтенант (до 1943), генерал-полковник (до 1944), маршал инженерных войск;
- 1952—1965 — Прошляков А. И. — генерал-полковник (до 1961), маршал инженерных войск;
- 1965—1975 — Харченко В. К. — генерал-лейтенант (до 1966), генерал-полковник (до 1972), маршал инженерных войск;
- 1975—1987 — Аганов С. Х. — генерал-полковник (до 1980), маршал инженерных войск;
- 1987—1999 — Кузнецов В. П. — генерал-полковник;
- 1999—2008 — Сердцев Н. И. — генерал-полковник;
- 2008—2009 — Балховитин Ю. П. — генерал-лейтенант;
- 2009—2010 — Прокопчик В. А. — временно исполняющий обязанности (ВрИО) начальника, полковник;
- с июля 2010 по настоящее время — Ставицкий Ю. М., принял командование в звании генерал-майор, в настоящее время — генерал-лейтенант[4]
Инженерная техника и вооружение[править | править вики-текст]
Средства инженерной разведки[править | править вики-текст]
- Разведчики Инженерная разведывательная машина «Жук»
- Миноискатели дорожные ДИМ, ДИМ-М
Средства преодоления минно-взрывных заграждений[править | править вики-текст]
- Тралы минные
Средства преодоления разрушений и препятствий[править | править вики-текст]
- Машины разграждения «ИМР», «ИМР-2»
- Путепрокладчики гусеничные Путепрокладчик «БАТ-М», «БАТ-2»
- Путепрокладчики колесные ПКТ-2, ПКТ
- Мостоукладчики танковые МТУ-72, МТУ-20, МТУ
- Мосты механизированные «ТММ», «ТММ-2», «ТММ-3», «ТММ-6»
Средства преодоления водных преград[править | править вики-текст]
- Понтонно-мостовой парк «ПМП»
- Гусеничный самоходный паром «ГСП»
- Паромно-мостовая машина «ПММ» «ПММ-2» и «ПММ-2М»
- Транспортеры плавающие «ПТС», ПТС-М, «ПТС-2», «ПТС-3»
- Прицепы плавающие ПКП
- Средства моторизации лодок Москва, Вихрь
- Дизель-молоты ДМ-240
- Станции водолазные
- Комплекты эвакуации танковых экипажей «Выход»
Средства устройства минно-взрывных заграждений[править | править вики-текст]
- Заградители минные прицепные «ПМЗ», ПМЗ-4
- Гусеничный минный заградитель «ГМЗ», «ГМЗ-2» и «ГМЗ-3»
- Вертолетный минный раскладчик «ВМР»
Средства механизации дорожных и землеройных работ[править | править вики-текст]
- Машины землеройные ПЗМ-2, ПЗМ-1, ПЗМ
- Быстроходная траншейная машина «БТМ-3»
- Машина дорожная, котлованная «МДК» и «МДК-2»
- Экскаваторы войсковые ЭОВ-4421, Э-305В
См. также[править | править вики-текст]
- Шанцевый инструмент
- Сухопутные войска
- Военно-строительные войска
- Инженер-генерал
Примечания[править | править вики-текст]
- ↑ Боевой устав Сухопутных войск, часть III. Инженерное обеспечение.
- ↑ Действующая армия. Перечни войск. Перечень № 7. Управлений бригад всех родов войск.
- ↑ Чекмарев Владимир Альбертович. Еще одно преступление Сталина или гренадеры Красной армии
- ↑ Управление пресс-службы и информации Минобороны России. Новости Сухопутных войск, 30.07.2010
Литература[править | править вики-текст]
- Никифоров Н. И. Штурмовые бригады Красной Армии в бою. — Эксмо Яуза, 2008. — 416 с. — (Великая Отечественная: Цена Победы). — ISBN 978-5-699-25628-0.
- Инженерные и Железнодорожные войска: В 2 т. — СПб.: Тип. В. Д. Смирнова, 1909—1911. на сайте Руниверс
- Инженерные войска по 15 июля 1901 г. — СПб.: Тип. П. П. Сойкина— 48 с. на сайте Руниверс
- Инженерные войска // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Ссылки[править | править вики-текст]
- О Инженерных войсках на офиц. сайте министерства обороны РФ
- Инженерные войска: История, штаты, техника, боеприпасы
- Инженерные войска в боях за Советскую Родину (Цирлин А. Д., Бирюков П. И., Истомин В. П., Федосеев Е. Н. — М.: Воениздат, 1970.)
- Sapper Museum — Инженерные войска: Эмблемы, знаки, униформа, фото персональных памятников военным инженерам
- Статья 310 лет ИВ России Памятники военно-инженерного искусства: историческая память и новые объекты культурного наследия России
Сухопутные войска Российской Федерации | ||
---|---|---|
Рода войск |
Мотострелковые войска · Танковые войска · Ракетные войска и артиллерия · Войска ПВО · Специальные войска (Разведывательные соединения и воинские части · Инженерные войска · Войска радиационной, химической и биологической защиты · Войска связи) |
|
Военные округа |
Западный военный округ · Южный военный округ · Центральный военный округ · Восточный военный округ |
|
Главнокомандующий |
Генерал-лейтенант Сергей Юрьевич Истраков (и.о.) |
Инженерные войска Красной Армии в Великой Отечественной войне |
|
---|---|
Командующие |
Леонтий Захарович Котляр (1941—1942) • Михаил Петрович Воробьёв (1942—1945) |
Формы организации | |
Армия |
Сапёрная армия |
Бригады РВГК |
Инженерная бригада специального назначения • Инженерно-минная бригада • Горная минно-инженерная бригада • Гвардейская бригада минёров • Инженерно-сапёрная бригада • Понтонно-мостовая бригада • Инженерная бригада • Штурмовая инженерно-сапёрная бригада • Горная инженерно-сапёрная бригада • Тыловая бригада разграждения • Моторизованная штурмовая инженерно-сапёрная бригада • Моторизованная инженерная бригада |
Бригады оперативного звена |
Сапёрная бригада • Инженерно-сапёрная бригада • Моторизованная инженерная бригада • Инженерно-строительная бригада |
Вооружение и военная техника | |
Переправочные средства |
ТМП • Н2П • СП-19 • ДМП-42 • НЛП • УВСА-3 • ЛМН • СДЛ |
Мины и противоминные средства |
ТМ-35 • ТМ-39 • ТМ-41 • ТМ-44 • ЯМ-5 • ТМД-44 • ТМД-Б • ПТ-3 • ВИМ-203 |
Боевая техника и вооружение |
ОТ-34 • Стальной нагрудник • Ранцевый огнемёт |
Категория:Великая Отечественная война |
Понтонно-мостовые и переправочно-десантные формирования | ||
---|---|---|
Организация и вооружение | помбр • помп | |
Понтонно-мостовые и переправочно-десантные соединения и части | ||
Понтонно-мостовые бригады (помбр) | 1 помбр • 55 помбр • 151 помбр • 190 помбр | |
Понтонно-мостовые полки (помп) | 3 помп • 5 помп • 7 помп • 11 помп • 16 помп • 18 помп • 20 помп • 23 помп • 26 помп • 27 помп • 36 помп • 44 помп • 46 помп • 54 помп • 62 помп • 65 помп • 66 помп • 68 помп • 69 помп • 77 помп • 94 помп • 102 помп • 194 помп • 313 помп • 314 помп • 650 помп | |
Отдельные понтонно-мостовые батальоны |
1 опомб • 7 опомб • 86 опомб • 362 опомб • 424 опомб • 521 опомб • 902 опомб • 1257 опомб • 1377 опомб | |
Отдельные переправочно-десантные батальоны |
6 опдесб • 8 опдесб • 15 опдесб • 275 опдесб • 482 опдесб • 483 опдесб • 650 опдесб • 719 опдесб • 721 опдесб • 722 опдесб |
Новым начальником инженерных войск Центрального военного округа (ЦВО) назначен полковник Андрей Гандзюк, сообщили в пресс-службе ЦВО.
Господин Гандзюк проходил службу в регионах Сибири и на Северном Кавказе. Прошел от должности командира инженерно-технического взвода до заместителя начальника инженерных войск Южного военного округа. Награжден орденом Мужества, медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» I и II степени, медалями «За отвагу».
Инженерные войска выполняют задачи по инженерной разведке, устройству окопов, противотанковых рвов, устанавливают минные поля и занимаются разминированием, оборудуют переправы на водных преградах, ведут работы по маскировке, имитации войск и объектов. В мирное время подразделения очищают местность от взрывоопасных предметов, участвуют в ликвидации последствий катастроф и стихийных бедствий.
ЦВО дислоцирован на территории трех федеральных округов и 29 субъектов РФ. В состав округа также входит 201-я военная база в Таджикистане, объединенная военная база в Киргизии, а также подразделения на территории Казахстана. Штаб расположен в Екатеринбурге.