Руководство исследованиями понимают


Aim:

To examine postgraduate students’ and academic nurse supervisors’ views of research supervision by focusing on four major issues; supervisory style, research-related tasks as well as the importance and quality of research supervision.


Background:

Research supervision is central to the higher education programme and of particular relevance for scientific development of nursing leadership in order to improve health care.


Methods:

A descriptive-correlational design with descriptive and interferential statistics was used.


Results:

Problem-solving, research preparation, communication and interaction appear to be key aspects of supervisory style. The research-related tasks of research supervision comprised monitoring the research process, providing encouragement and critical comments on drafts as well as fostering an academic role. The perception of the atmosphere of the session was good and the supervisors’ feedback on the text was deemed well-prepared and constructive. Overall satisfaction with the quality of the academic leadership was high.


Conclusion:

Research supervision is a mutual, interactive process aimed at improving the supervisor’s ability to be sensitive to the students’ competence and limitations.


Implications for nursing leadership:

Academic leaders have a wide range of roles, research activities and serve as role models within their professions. Research supervision needs to be valued in order to promote closer and more collaborative research between clinical practice and academia.

С понятием «методы исследования» студент сталкивается не только в дипломной работе. Уже во введении к курсовой также нужно перечислить способы, которые использовались при исследовании и написании научного труда.

В данной статье вы узнаете, как определяют это понятие в науке, какие методы научного исследования встречаются в дипломной работе и каковы их особенности. Поймёте, какие из них рекомендуется использовать в проектах определённых тематик. А также на примере увидите, как выглядит методологическая основа дипломной работы.

А чтобы первыми получать свежие статьи, подписывайтесь на наш информационный ресурс. И не забывайте пользоваться актуальными акциями и скидками от компании.

Нужна помощь?

Доверь свою работу кандидату наук!

Что такое методы в дипломной работе

Итак, чтобы описать теоретико-методологическую основу исследования в дипломной работе, нужно понимать, что стоит за определением понятия «методы исследования».

Метод исследования дипломного проекта — это использование принципов мировоззрения по отношению к процессам познания.

Если говорить проще, то методология исследования — это способ соотносить данные исследования с другими фундаментальными науками, важнейшей из которых является философия. Это соотношение и станет методологической основой исследования дипломной работы.

В науке используется огромное количество методов. Но нас конкретно будут интересовать лишь те, что можно применить к дипломной работе. Их выбор напрямую зависит от того, какие цели и задачи студент перед собой ставит.

Несмотря на огромное количество методов в науке, каждый будет преследовать единственную цель: найти истину, правильное понимание и объяснение сложившейся ситуации, а в редких случаях — даже попытаться её изменить.

Классификация методов исследования

Методологические основы, используемые в дипломной работе, можно разделить на:

  • общие (теоретические, универсальные) методы исследования в дипломной работе;
  • частные (эмпирические или практические) методы исследования в дипломной работе.

Студент должен понимать, какой метод он выбирает и для чего. Определение методов исследования, используемых при написании дипломной работы, случайным образом недопустимо.

Давайте более подробно остановимся на каждой группе, чтобы обоснованно выбрать нужный метод для решения конкретной проблемы.

Теоретические методы исследования

Эти методы являются универсальными и служат для систематизации фактов в научной работе.

При написании дипломной работы используют в основном следующие теоретические методы:

  • анализ;
  • синтез;
  • моделирование;
  • аналогия;
  • дедукция;
  • индукция;
  • обобщение;
  • классификация;
  • абстрагирование;
  • формализация;
  • конкретизация;
  • аналогия.

Давайте рассмотрим каждый теоретический метод исследования подробнее.

Анализ

Наиболее часто используемый метод, применяемый в дипломной работе.

Методологическая основа исследования дипломной, которая опирается на анализ, призвана разложить предмет или описываемое явление на признаки и свойства, чтобы изучить его более конкретно.

В качестве примера можно привести частые сравнения разных художественных стилей, автомобильных характеристик разных марок, стилей выражения мыслей писателей и так далее.

Синтез

В отличие от предыдущего метода синтез соединяет отдельные элементы (свойства, признаки) в единое целое для более детального изучения.

Методы синтеза и анализа часто используют вместе как методологическую основу исследования. Это позволяет сначала найти различия, а потом элементы, которые объединяют полученные результаты.

Моделирование

При этом методе объект исследования, существующий в реальности, переносится в искусственно созданную модель. Делается это с целью более успешного моделирования ситуаций и получения итогов, которые трудно было бы достичь в действительности.

Аналогия

При методологической основе в виде аналогии производится поиск сходства предметов и явлений по определённым признакам. И на этом сходстве делают выводы.

Дедукция

Метод дедукции позволяет сделать выводы об определённых явлениях и предметах, основываясь на общих данных. Здесь действует принцип от общего к частному.

Индукция

В противоположность к предыдущему индуктивный метод основан на принципе от частного к общему. И побуждает вести рассуждения от конкретных моментов к общей картине.

Обобщение

Метод обобщения чем-то схож с дедукцией. Здесь также делается общий вывод о предметах или явлениях на основе многих мелких признаков.

Специалисты различают:

  • индуктивное обобщение (эмпирическое) — переход от более конкретных свойств или характеристик предмета и явления к более общим;
  • аналитическое обобщение — переход от одного мнения к другому в ходе мыслительного процесса без применения эмпирической действительности, то есть конкретных опытов.

Классификация

Метод классификации подразумевает деление предмета или явления на группы по определённым признакам. Основная задача этого метода — структурировать, сделать информацию более чёткой и понятной для усвоения.

Классифицировать можно на основе разных признаков. Например:

  • по физическим свойствам (весу, размеру, объёму);
  • по материалу (пластик, дерево, металл, фарфор);
  • по жанрам (скульптура, живопись, литература);
  • по архитектурным стилям.

Классифицировать можно и по геополитическим факторам, хронологическим и прочим другим.

Абстрагирование

В основе этого метода лежит конкретизация отдельных признаков какого-то отдельно взятого явления или предмета, которое необходимо изучить в рамках исследования. Суть абстрагирования — изучить какое-то конкретное свойство исследуемого объекта, не учитывая при этом все остальные его характеристики.

Метод абстрагирования — один из самых важных и основных методов исследования в дипломной работе гуманитарного уклона. С его помощью смогли отметить незаметные на первый взгляд, но важнейшие закономерности в таких науках, как педагогика, психология, философия.

Абстрагирование

Хороший пример абстрагирования — разделение литературы на различные стили и жанры

Формализация

Суть метода формализации — передать структуру или сущность явления (объекта) через знаковую модель, используя для этого математические схемы, формулы или символы.

Конкретизация

Под конкретизацией понимают детальное изучение объекта или явления в реально существующих условиях.

Аналогия

Суть метода аналогии состоит в том, чтобы находить общее между предметом исследования и другими объектами, опираясь на знания об определённых свойствах и характеристиках изучаемого предмета или явления. В результате можно прийти к интересным и полезным с научной точки зрения выводам.

Этот метод не является стопроцентно верным и не всегда даёт надёжные результаты. Однако в целом его эффективность довольно высокая. Чаще всего его используют в тех случаях, когда определённые предметы или явления нельзя изучить напрямую (например, при исследовании планет земной группы, при определении их свойств, условий для потенциального заселения населением Земли).

В разных науках используются совершенно разные методы исследования. Но в любой специальности и научной сфере в дипломной работе всегда будет использоваться минимум два: синтез и аналитический метод исследования.

Практические (частные) методы исследования

В дипломной работе наравне с теоретическими применяются практические методы. Предпочтение зависит от изучаемого объекта или явления. Заключается их особенность в определённом способе исследования информации, её сбора и обработки, а также проведения научных экспериментов.

Частные методы исследования в дипломной работе используются непосредственно для сбора конкретных данных о явлении или объекте. Эти методы помогают описать и выявить новые явления и предметы, найти закономерности или доказать гипотезы.

А теперь давайте познакомимся с наиболее популярными практическими методами при написании проекта дипломной работы. Среди них:

  • наблюдение;
  • сравнение;
  • измерение;
  • эксперимент;
  • измерение;
  • практическое моделирование;
  • беседа и интервью;
  • опрос и анкетирование;
  • описание.

Давайте подробнее рассмотрим каждый практический метод.

Наблюдение

В основе наблюдения в дипломной работе лежит объективное восприятие действительности для сбора данных о свойствах и отношениях объектов исследования. Этот метод открывает любое научное познание, вот почему его считают ключевым при проведении любых исследований. Суть метода состоит в том, чтобы наблюдать за объектом исследования и фиксировать любые важные изменения в форме, реакциях, свойствах или его положения в пространстве.

Сравнение

Метод сравнения считается одним из самых популярных. Его используют для сопоставления двух или нескольких объектов исследования по какому-то одному признаку.

Эксперимент

Метод эксперимента толкуется как воспроизведение наблюдения или явления в определённых условиях. Экспериментом может служить также опыт, целью которого будет проверка (опровержение или подтверждение) имеющихся положений. Главное — сохранить два критерия граммотного исследования: доказательность и повторяемость. Ведь задача эксперимента заключается не только в том, чтобы продемонстрировать наглядные результаты или открыть новое свойство, но и показать, что его можно повторить на практике.

Эксперимент

Опыты Галилея с пушечным ядром и свинцовым шариком может воспроизвести каждый

Измерение

Метод измерения — один из самых эффективных. Речь идёт о фиксации каких бы то ни было физических параметров объекта исследования (объём, рост, вес, длина и прочие) с помощью единиц измерения. Результат, полученный в ходе применения данного метода, будет фиксироваться в числовом значении.

Практическое моделирование

В общем смысле модель — это структурированный уменьшенный образ чего-то, имитация одного или нескольких объектов.

Моделирование может быть:

  • предметным (при воспроизведении отдельной части объекта);
  • знаковым (при использовании формул, чертежей, схем и прочего);
  • мысленным (при проведении операций в виртуальном мире или в своём воображении).

Без моделирования не обойтись при разработке новейших технологий, конструировании автомобилей, сооружений и так далее.

Беседа и интервью

Суть обоих методов заключается в том, чтобы найти и опросить человека, который обладает какой-либо ценной информацией об изучаемом предмете исследования.

Многие могут не видеть разницы между беседой и интервью. Последнее отличается более структурированным и регламентированным порядком: в ходе проведения интервью собеседник отвечает на чётко поставленные вопросы, которые интервьюер заготовил заранее. Кроме того, человек, задающий вопросы, никак не должен демонстрировать своё отношение.

Беседа и интервью

Беседа же имеет непринуждённый характер, а участники могут высказывать своё мнение по вопросам

Опрос и анкетирование

Данные методы также имеют много общего между собой. Их суть заключается в предварительной подготовке вопросов, на которые хотят получить ответы. Отвечающим могут предоставить несколько готовых вариантов ответов на выбор.

Основное отличие опроса от анкетирования состоит в форме их проведения. Опрос, как правило, может быть как устным, так и письменным. А вот анкетирование предполагает только письменный формат. Нередко во время анкетирования ответ можно давать в графическом виде.

Плюсом этих практических методов в дипломе считается большой охват аудитории. Ведь если удалось опросить много человек, то и шансов получить более точные данные намного выше.

Описание

Специалисты отмечают сходство данного метода с наблюдением. При проведении исследования методом описания фиксируют не только поведение и явления, но также внешний вид и признаки объекта изучения.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Узкоспециализированные методы

В разных направлениях специализации могут использоваться свои узкопрофильные методы исследований. Давайте рассмотрим, какие их виды встручаются в таких научных сферах, как:

  • экономика;
  • педагогика/психология;
  • филология.

Экономика

Для экономической дисциплины характерны точные методы исследований:

  • разные виды анализа: позитивный, нормативный, функциональный, статический, динамический. Экономико-математическое моделирование;
  • метод финансовых коэффициентов;
  • сценарный метод прогнозирования экономических явлений;
  • метод единства исторического и логического;
  • остроение экономических гипотез;
  • метод «при прочих равных условиях».

Педагогика и психология

В этих социальных науках основной акцент делают на изучении поведения и проявления личностных качеств, используя следующие методы:

  • изучение продуктов творчества учеников;
  • интервью и беседа;
  • изучение групповой дифференциации;
  • включённое наблюдение;
  • педагогические контрольные испытания (тестирование);
  • анкетирование (опрос);
  • ранжирование;
  • шкалирование;
  • регистрация.

Филология

Гуманитарные науки, а особенно филология часто используют свои узкоспециализированные методы исследований. Среди них:

  • разные виды анализа: композиционный, дискурсный, мотивный, интертекстуальный, дистрибутивный, контекстный, семантический;
  • лингвистический эксперимент;
  • биографический метод;
  • контент-анализ;
  • лексикографическая статистика;
  • дифференциальный анализ оппозиций;
  • нарративный метод;
  • дихотомия;
  • трансформационный синтез и анализ;
  • метод «Конкретное литературоведение»;
  • семиотический метод.

Другая методология исследования

Совершенно иную систему для методологической основы исследования в дипломных работах предложил академик А.Я. Флиер. По его мнению, все методы разделяются на два типа:

  • гуманитарные;
  • социально-научные.

Давайте посмотрим, какие методики входят в эти разные типы и в чем они отличаются друг от друга.

Гуманитарные методологии

Среди гуманитарных методологий научных исследований встречаются:

  • историческая;
  • герменевтическая;
  • феноменологическая;
  • историко-психологическая;
  • культурный символизм и постструктурализм.

Историческая методология

Этот метод описывает историю культуры в соответствии с принципом выстраивания линейной хронологической последовательности её событий и явлений.

Герменевтическая методология

Исследует культуру, раскрывая (дешифруя) изначальные смыслы культурных явлений, заложенные в них при создании.

Феноменологическая методология

Метод трактует исторические факты культуры с точки зрения их видимости наблюдателю и ищет в них смыслы, актуальные вне исторического контекста.

Историко-психологическая методология

Методика изучает историческую динамику культуры, выявляя в ней устойчивые стадиальные (цивилизационные) типы социально обусловленного сознания и состояний психики.

Культурный символизм и постструктурализм

Этот метод интерпретирует материал в контекстуальных рамках, совмещая разные методологии, которые устанавливают сами авторы исследований по различным основаниям, и трактует его как неизбежно неполный в своей символико-смысловой познаваемости.

Социально-научные методологии

Социально-научные методологии представлены:

  • эволюционизмом;
  • циклическими и волновыми моделями культурной динамики;
  • структурным функционализмом;
  • структурализмом;
  • пограничными методологиями.

Давайте подробнее расскажем о каждой методологии.

Эволюционизм

Это метод, который исследует истории культуры с позиций признания её прогрессивного развития, поэтапно усложняя её структуры (ответвления эволюционизма; формационная теория, диффузионизм, неоэволюционизм, культурный материализм).

Циклические и волновые модели культурной динамики

Эти виды методов описывают культуры как отдельные «самодостаточные организмы» (цивилизации), а происходящие в них процессы как замкнутые циклы или повторяющиеся волновые движения.

Структурный функционализм

Метод интерпретирует культурно-исторические процессы как функциональные, решающие какие-то имманентные социальные задачи по удовлетворению интересов и потребностей людей.

Структурализм

Описывает культурно-исторические объекты с точки зрения поиска в них соотношения вещественного и понятийного аспектов, анализирует структуры культуры как системы знаков.

Пограничные методологии

Такие методы определяют новые проблемные области культурно-исторической науки (постмодернизм).

Как написать методы в дипломной работе

Отлично! Теперь мы знаем, какие методы исследования существуют. Если повезёт, мы даже понимаем, какие методологические основы нам можно использовать в нашей работе.

Чтобы облегчить себе работу, можно использовать стандартные речевые конструкции при формулировке методологии и методов исследования. Например:

  • в основу настоящей работы легли положения … методологии;
  • работа основана на положениях … методологии;
  • методологическую основу/базу исследования составили положения … методологии;
  • в исследовании/ работе использованы следующие методы …, методы исследования — это … и так далее.

Не забывайте указывать в хронологическом порядке, какие деятели занимались изучением данной проблемы. А в истории исследования можно упомянуть исторический контекст, рассказать, что успели добавить к имеющимся данным новейшие авторы.

Есть и стандартные конструкции, используемые при описании методов исследований:

  • изучение … восходит к …;
  • в … веке … были подробно изучены и описаны …;
  • проблемами … занимались …;
  • огромный вклад в разработку проблемы … внёс …/внесла работа/исследование/труд …;
  • большое значение имеют работы …;
  • работы последних лет позволяют говорить о …;
  • опыт истории … показывает, что …;
  • в настоящее время господствующей точкой зрения является …;
  • такой подход характерен для …;
  • начало изучению этого вопроса было положено трудами …, в работах …;
  • заметное место в работах … занимает положение …;
  • в числе разрабатываемых в этом русле проблем можно назвать …;
  • ……. подробно освещено в работах …;
  • связь …показана в … и так далее.

При написании заключения стоит сделать упор на описание структуры работы со следующими стандартными конструкциями:

  • всё вышесказанное определило структуру работы, которая состоит из введения, … глав, заключения, списка литературы, приложения (последнее указывается, если в работе есть приложение);
  • логика, цели и задачи исследования определили структуру работы, которая состоит из …;
  • во введении даётся общая характеристика работы, обосновывается актуальность темы и её социальная значимость, определяются цель, задачи, методологическая основа исследования и методы исследования, а также даётся краткий обзор разработанности проблемы;
  • первая глава посвящена …,
  • во второй главе рассматривается/ говорится о…, в первой главе были рассмотрены …, вторая глава начинается с …, затем …;
  • заключение представляет собой выводы по работе/ в заключении приведены основные выводы и так далее.

Пример описания методов в дипломной работе

Чтобы разобраться, как описать методологическую основу исследования в дипломной работе, изучите наш пример:

Тема: профилактика дисграфии у детей с общим недоразвитием речи

Цель исследования: выявление предпосылок возникновения дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с ОНР и детей без речевой патологии.

В соответствии с поставленной целью и сформированной гипотезой были определены следующие задачи исследования:

  1. Изучение теоретического и методического аспекта проблемы исследования по данным специальной литературы.
  2. Теоретическое обоснование и разработка методики экспериментального исследования.
  3. Экспериментальное изучение состояния разных сторон устной речи и психических процессов и функций, обеспечивающих формирование письменной речи, определение типологии выявленных недостатков у дошкольников с ОНР.
  4. Обработка полученных экспериментальных данных
  5. Разработка комплекса методических приёмов дифференцированной коррекционно-логопедической работы, направленной на развитие предпосылок письменной речи у детей с ОНР.

В соответствии с намеченной целью и задачами исследования нами были определены следующие методы:

  1. Теоретический анализ педагогической, психологической и методической литературы по теме исследования.
  2.  Наблюдение.
  3.  Беседа, анкетирование.
  4. Анализ продуктов деятельности детей.
  5. Изучение медико-педагогической документации.
  6. Экспериментальный метод, включающий проведение констатирующего эксперимента, анализа и обобщения полученных данных.

Заключение

Это далеко не все методы, которые могут можно использовать при написании научных работ. Но с самыми популярными и важными мы постарались вас ознакомить.

Выбирая методы, помните: они должны быть научно обоснованными и современными. Использование устаревших методов недопустимо. Кроме того, методы должны быть согласованы с задачами исследования, потому как для решения каждой отдельной задачи требуется определённый метод.

Посмотри примеры работ и убедись, что мы поможем на совесть!

И совершенно нормально, что вы не знаете их все. А зачем, когда есть специальный сервис помощи студентам? Знать такие вещи — это работа специалистов. А ваша задача — получить от жизни и молодости всё, что можно!

Как управлять научными исследованиями?

Иллюстрация: Envato.com / Фото: Росатом

Директор Департамента научно-­технических программ и проектов Росатома ­Наталья Ильина рассказывает о современных методах в управлении комплексными исследовательскими программами и проектами, а также о практике их применения в проектном направлении «Прорыв».

Комплексная программа развития техники, технологий и научных исследований (далее — Программа) была подготовлена Росатомом во исполнение указа президента «О развитии техники, технологий и научных исследований в области использования атомной энергии в Российской Федерации» от 16 апреля 2020 года.

Программа выделяется среди нацпроектов тем, что она ориентирована на ускоренное технологическое развитие страны, а не только атомной отрасли. Цели программы связаны с укреплением и расширением позиций Росатома на мировых рынках, сохранением технологических преимуществ в области атомной энергетики и ростом экспортного потенциала продукции атомной отрасли.

Наращивание технологического лидерства невозможно без расширения объема вложений в НИОКР. Мы начинали 10 лет назад с ежегодных 0,6% от выручки, нарастили этот показатель до 4,5%. Механизмами достижения цели стали формирование крупных программ и привлечение финансирования. Именно в этот период была сформирована и утверждена ФЦП «Ядерные энерготехнологии нового поколения». Объем ее финансирования составлял более 110 млрд руб., из них средства федерального бюджета — 80 млрд руб. (на десятилетний период). Комплексная программа — это следующий качественный уровень. Объем ее финансирования в 6,5 раз больше, чем ФЦП, а срок реализации — пять лет. В рамках ФЦП было запланировано создание 24 объектов капитального строительства общим объемом финансирования около 60 млрд руб.; в Комплексной программе — 38 объектов более чем на 240 млрд руб.

Комплексная программа развития техники, технологий и научных исследований:

  • срок реализации — пять лет;
  • создание 38 объектов на сумму более 240 млрд руб.;
  • развитие технологий двухкомпонентной ядерной энергетики;
  • ориентация на экологическую привлекательность технологий в сочетании с повышением их экономической эффективности и безопасности;
  • получение научных результатов мирового уровня в технологически емких направлениях науки;
  • межведомственный характер: привлечение широкого круга внешнеотраслевых вузов и организаций.

Прошло 10 лет с момента старта ФЦП; ситуация на мировых рынках изменилась. Несмотря на высказываемые в различных странах мнения о нецелесообразности дальнейшего развития атомной энергетики, мы видим масштабную, можно сказать, агрессивную политику Китая в этой сфере, а также весьма серьезные намерения США, поставивших перед собой стратегическую задачу восстановления конкурентных преимуществ в области атомной энергетики, включая все стадии топливного цикла, переработку ядерных материалов и отходов, развитие новых технологий. Для нас потеря темпа и сохранившихся технологических преимуществ в области атомной энергетики будет означать безвозвратный уход из масштабной, политически значимой сферы международного влияния. Именно поэтому в Комплексную программу заложены развитие технологий двухкомпонентной ядерной энергетики, выбранной стратегическим направлением нашего ядерно-­энергетического комплекса, создание соответствующей экспериментальной базы, а также пилотных проектов новых ядерных энергетических установок, включая атомные станции малой мощности.

Следует отметить и позитивность заложенных в Комплексную программу поисковых разработок, учитывающих ряд доминирующих сегодня трендов развития мировой энергетики: ориентацию на экологическую привлекательность, безуглеродный характер в сочетании с повышением экономической эффективности и безопасности — то есть на всё то, что способно обеспечить конкурентоспособность атомной энергетики в сравнении с иными способами генерации. Научные исследования — еще одна сторона Комплексной программы, предполагающей получение научных результатов мирового уровня в таких технологически емких, тесно связанных с атомной отраслью направлениях науки, как физика сверхвысоких плотностей энергии, экстремальных состояний вещества и синтез новых сверхтяжелых химических элементов, в которых наши ученые всегда находились на передовых рубежах. Эти результаты нельзя получить в рамках обычных университетских или академических лабораторий; требуются серьезная инфраструктура и многолетние наработки.

Необходимо обратить внимание и на еще одну сторону Комплексной программы — ее межведомственный характер. Так, к работам по термоядерным и плазменным технологиям планируется привлечь ученых и исследователей не только госкорпорации, но и Национального исследовательского центра «Курчатовский институт», российских университетов и институтов Российской академии наук. Кроме того, предусмотрена подготовка высококвалифицированных кадров, ориентированных на участие в мероприятиях Программы и, следовательно, на работу в нашей стране.

Важно отметить, что Комплексная программа по своей сути — национальный проект, и на нее будет распространено действие соответствующих нормативных актов. Следовательно, постоянный контроль за ее реализацией будет осуществляться на уровне президента.

В программу заложены пять федеральных проектов (далее — ФП):

  • двухкомпонентная атомная энергетика с замкнутым ядерным топливным циклом (ЗЯТЦ);
  • создание современной экспериментально-­стендовой базы для разработки технологий двухкомпонентной атомной энергетики с ЗЯТЦ;
  • управляемый термоядерный синтез и инновационные плазменные технологии;
  • разработка новых материалов и технологий для перспективных энергетических систем;
  • проектирование и строительство референтных энергоблоков атомных электростанций, в том числе малой мощности.

Сроки реализации программы установлены до 2024 года. Готовится особая система управления по всем ФП с закреплением ролей и ответственности команды проекта. Реализация программы имеет свои особенности. Так, например, все результаты ежемесячно будут рассматриваться Проектным комитетом и утверждаться руководителем ФП, будет проводиться мониторинг реализации ФП, будут налажены многоуровневая приемка работ и экспертиза принимаемых результатов.

Макет ядерного реактора БРЕСТ-ОД-300

«Прорыв»: проектный подход в действии
Динамика экономического развития общества и предприятий во многом определяется скоростью внедрения достижений науки и техники в производство.

Несмотря на кажущуюся простоту и понятность цепочки «научные исследования — инновационной проект — использование результатов в промышленности — рыночная коммерциализация нового продукта», ее полноценная реализация — сложная многофакторная задача, решение которой названо сегодня важнейшей государственной целью.

Ключевые риски в управлении программами и проектами НИОКР:

  • существенное смещение сроков получения результатов «вправо», влекущее потерю рынка или конкурентного преимущества;
  • непрогнозируемое увеличение стоимости разработки, ставящее под вопрос целесообразность продолжения проекта;
  • риск утраты критических компетенций, когда в результате потери/ухода ключевых членов команды дальнейшая реализация проекта оказывается невозможной.

Для эффективного управления рисками и получения объективной картины проекта нужна единая система координат, позволяющая принимать оперативные решения на всех уровнях. Для обеспечения инновационного развития необходимы различные инструменты (технологическое видение и стратегия; инфраструктура и сеть партнеров; человеческий капитал и др.); проектный подход — ключевой инструмент.

Проектный подход мы отработали на «Прорыве». Эта технология — шаг в будущее атомной энергетики. В Северске Томской области строится опытно-­демонстрационный комплекс с ЗЯТЦ, включающий энергоблок с реактором на быстрых нейтронах на свинцовом теплоносителе, а также модули фабрикации плотного уран-плутониевого топлива и переработки ОЯТ. Их размещение на одной площадке позволит сократить время выдержки ОЯТ перед переработкой и время внешнего топливного цикла, расходы на транспортировку и системы контроля, снизить объемы хранимых запасов делящихся материалов. Конструкция реактора обеспечивает устойчивость к авариям — мы называем это естественной безопасностью.

«Прорыв» — проект национального масштаба. Реализация мероприятий направления — продукт усилий ряда предприятий и научных организаций. Многопрофильность и большое количество участников (более 50 организаций) определили необходимость возвращения к практике проектного управления, некогда успешно использованной при создании ядерного оружия. При формировании системы управления «Прорывом» мы опирались на успешный опыт реализации первого атомного проекта. Тогда создавались новые институты под решение конкретных задач.

«Прорыв» — ключевой проект Росатома. Для управления им под руководством генерального директора госкорпорации сформирован Координационный совет с участием топ-менеджмента и ключевых специалистов проектного направления.

Мы концентрируем все ресурсы для реализации проектного направления в Центрах ответственности. Создавая такие центры, мы собрали наиболее компетентных специалистов, определили базовые предприятия с соответствующей инфраструктурой.

Центры ответственности объединены в рамках проектного подхода под единым научным и административным руководством. Такой метод управления в 2012 году был для отрасли пилотным, а сегодня применяется как базовый.

В системе управления проектного направления принята матричная структура с двумя вертикалями: административной и научно-­технической. Сфера ответственности научно-­технической вертикали — эффективная организация научной деятельности, выбор технологий, ответственность за научно-­техническую и экономическую эффективность принятых конструкторских, технологических и проектных решений. Руководитель научно-­технической вертикали — научный руководитель «Прорыва» доктор технических наук, профессор Е. О. Адамов. При нем сформирован технический комитет, где еженедельно рассматриваются вопросы реализации проекта. Сфера ответственности административной вертикали — организация эффективного взаимодействия участников, выполнение государственного заказа и исполнение полномочий заказчика. Каждый участник как административной, так и научно-­технической вертикали несет персональную ответственность, определенную распорядительными документами Росатома. Ответственность за достижение результата единая.

Результаты, достигнутые с помощью
проектного управления:

  • консолидация интеллектуального капитала: людей и знаний;
  • ресурсное планирование;
  • формирование дорожных карт и сетевых графиков;
  • управление трудозатратами;
  • регулярный мониторинг.

Четкое понимание роли и ответственности каждого участника проекта позволяет формулировать задачи для каждого направления:

  • верхнеуровневые цели по всему направлению;
  • задачи по каждому продуктовому сегменту в рамках направления;
  • детальные ТЗ на каждый этап проекта в рамках продуктового направления.

Для реализации мероприятий проектного направления не предусмотрено создание новых юридических лиц. Назначены члены Группы управления проектом (ГУП): научный руководитель НИОКР (НР), главный конструктор (ГК), главный инженер проекта (ГИП), главный технолог (ГТ), главный экономист и главный эколог. ГУП осуществляет непосредственное руководство «Прорывом», отвечает за оптимизацию технических, технологических и производственных решений, качество результатов, а также минимизацию времени исполнения работ и расходов. ГУП не принимает решений о финансировании, для этого сформирована административная вертикаль. На предприятиях, обладающих наибольшими компетенциями, сформированы творческие коллективы — центры ответственности. Ключевые специалисты научной вертикали на предприятиях, выполняющих работы по проектному направлению «Прорыв», назначаются по представлению соответствующих членов ГУП, они им подчинены и подотчетны. Решения членов ГУП по направлениям деятельности обязательны для предприятий, выполняющих работы.

Дорожные карты (календарные графики) — основной инструмент планирования и мониторинга проектов. В дорожных картах отражаются следующие параметры:

  • содержание работ;
  • ключевые события;
  • сроки;
  • трудозатраты;
  • стоимость.

Для актуализации дорожной карты собирается информация о выполнении работ и достижении ключевых событий. Поскольку многие проекты внутри направления взаимосвязаны, взаимное влияние на сроки выполнения работ обеспечивается за счет установки и поддержания интерфейсных ключевых событий и межпроектных зависимостей. Визуализация данного вопроса достигается картой ключевых событий.

Управление рисками осуществляется на основе анализа календарного графика проекта по основным параметрам: сроки, трудозатраты и стоимость, а также требований к качеству результата.

Дорожная карта «Прорыва» — это:

Если мероприятия нет в дорожной карте — нет и финансирования. Начиная с 2018 года формирование дорожной карты происходит с учетом уровня готовности технологий и динамики его изменения.

Управление исследованиями и разработками на основе системы оценки уровней технологической готовности позволяет правильно спланировать реализацию научного проекта, обеспечить контроль и управление рисками его выполнения, четко понимать на каждом этапе результат и потребность в компенсирующих мерах, если возникают отклонения от плана.

Оценка уровней готовности научного проекта — это четкий фокус на результате и обеспечение оптимальных сроков и ресурсов реализации проекта.

Сегодня вся работа по проекту ведется в специально созданном для него пространстве.

Единое информационное пространство обеспечивает связь более 50 предприятий отрасли, РАН, Курчатовского института, предоставляя сотрудникам оперативный регулируемый доступ к информационным моделям, научно-­технической документации и другим данным. Оно также позволяет фиксировать цифровой след проекта и сокращать сроки обсуждения, согласования и подписания ­документов.

В проекте используется экспертная поддержка. Экспертная сеть Росатома постоянно расширяется и ежегодно обновляется. Сегодня у нас более 1 тыс. независимых экспертов разного типа: от научно-­технических до патенто-­технических, а также экспертов по экономической оценке стоимости проектов.

Углубление специализации вопросов экспертизы влечет за собой сужение компетенции экспертов. Если в 2015 году в проекте работали эксперты одного типа — научно-­технические, то в 2019 году их специализация становится более узкой: это эксперты по нормативным документам, образовательным продуктам, патентно-­технические, инвестиционный и венчурный эксперты, TRL‑эксперты и другие.

Экспертная сеть «Прорыва» — это:

  • более 1 тыс. независимых экспертов из разных сфер;
  • углубление и сужение их специализаций: от научно-­технических до экспертов в области венчурных инвестиций и патентов.

Ключевой фактор успешной реализации научных разработок — научно-­технические компетенции организаций-­исполнителей. Традиционно определение компетенции ограничивается наукометрическими показателями. Однако часто наукометрия выглядит впечатляюще, а проект остается только на бумаге, в виде отчета о его успешном завершении. Следовательно, необходимо дополнение рейтинга компетенций показателями успешно выполненных проектов.

Поэтому базовым инструментом как заказчика НИОКР, так и руководителя разработки становится единая система научно-­технических компетенций (заделов) организаций: информационная база по показателям наукометрии, существующим и разрабатываемым технологиям, выполненным и реализуемым НИОКР/ научным проектам, экспериментальной базе, расчетным кодам, а также продукции и услугам организаций контура Росатома и референтному подтверждению информации из открытых источников. То же относится к партнерским вузам и научным организациям.

Современный подход к управлению научными/инновационными проектами нацелен на детальное планирование и контроль выполнения по технологическим вехам на основе унифицированных критериев готовности технологии. Применение такого подхода позволяет повысить вероятность доведения научных результатов до коммерциализации, сократить время разработки и повысить эффективность использования ресурсов. Целесообразно ввести термин «Бережливые НИОКР», подразумевающий комплекс процессов, включающий, кроме эффективного выполнения НИОКР (планирование, контроль, сокращение сроков и затрат ресурсов, получение результата с использованием формализованных критериев уровней готовности), получение востребованного промышленностью результата, обеспечивающего последующие внедрение и коммерциализацию.

  • эффективное выполнение НИОКР;
  • возможность коммерциализации результата.

Важный элемент мышления разработчика (исследователя, конструктора) — широко используемая в мировой практике управления научными исследованиями, переходящими в инновационные проекты, методология оценки уровней технологической готовности разработки. С ее помощью возможны не только практическое управление процессом технологической разработки, но и эффективная визуализация дорожных карт (календарных планов работ) проектов в цифровой (количественной) форме с многофакторной оптимизацией критического пути, охватывающей не только ресурсно-­временную оптимизацию, но и содержательную — по технологическим результатам отдельных этапов и проекта в целом.

Площадка сооружения опытно-­демонстрационного комплекса с ЗЯТЦ, включающего энергоблок с реактором на быстрых нейтронах на свинцовом теплоносителе, а также модули фабрикации плотного уран-плутониевого топлива и переработки ОЯТ. Северск, Томская область

Заключение
Проектное направление «Прорыв» уже сейчас отвечает современным стандартам управления комплексными исследовательскими проектами и становится по существу пилотной площадкой для разработки и внедрения передовых подходов управления научными работами в госкорпорации. Мы стремимся к развитию и технологизации лучших практик в ближайшей перспективе с последующим распространением полученного опыта на управление отраслевой наукой.

Опыт «Прорыва» показывает, что применение системного проектного подхода в управлении крупным технологическим проектом позволяет достичь поставленных целей с наибольшей эффективностью.

Любая система эффективна, если она развивается. Сегодня мы видим необходимость и возможность для совершенствования этой системы управления, в том числе в части следующих задач:

  • развитие системы управления рисками на основе применения различных уровней готовности НИОКР (кроме технологической, использование уровней производственной, интеграционной, организационной готовности и др.);
  • развитие инструментов мониторинга и обратной связи в ходе выполнения проекта;
  • внедрение в отдельных элементах системы инструментов гибкого управления Agile, Scrum — например, в локальных частных проектах, где это применимо и эффективно;
  • распространение опыта «Прорыва» на другие крупные технологические проекты отрасли.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Hyundai tucson инструкция по ремонту pdf
  • Диоскорея плюс инструкция по применению цена отзывы
  • Руководство пробник телевизионный 12 рублей
  • Миртек счетчик с пультом инструкция по применению
  • Powershell полное руководство