Руководство из мест лишения свободы

Обсудим тему с младшим научным сотрудником Института проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге Ксенией Руновой.

Заключенным после освобождения нужна социальная адаптация

Какова потребность среди освободившихся из мест лишения свободы в социальной адаптации и что включает в себя это понятие?

Ксения Рунова: Дело в том, что в России достаточно длительные сроки лишения свободы. Если в европейских странах средний срок пребывания в местах лишения свободы, по данным на 2014 год, составляет около 10 месяцев, то в России это 25,5 месяца, причем в нашей стране сроки могут быть значительно более продолжительными, а свыше 60 процентов осужденных осуждены не впервые. Кроме того, достаточно длительное время подозреваемые и обвиняемые находятся в следственных изоляторах еще до приговора суда. Я говорю о длительности пребывания в колониях и СИЗО в связи с тем, что за долгое время человек привыкает к условиям и правилам исправительных учреждений, которые сильно отличаются от тех правил, по которым мы живем на свободе. Люди, долгое время находящиеся в исправительных учреждениях, привыкают к тому, что они должны во всем следовать указаниям сотрудников, которые решают все их проблемы и принимают за них решения: где работать, где учиться, где лечиться… Между тем развитие ответственности и самостоятельности — это то, что необходимо освободившимся на воле. Некоторые реабилитационные программы, например, в Великобритании и США, предполагают создание искусственных условий самоуправления заключенных. Их, конечно, контролируют, но и дают возможность почувствовать ответственность за свою жизнь. Социальная адаптация нужна заключенным после освобождения в том числе, чтобы помочь им снова стать самостоятельными.

Следующий момент — вредные привычки. Находясь в местах лишения свободы, человек, зависимый от алкоголя или наркотиков, получает вынужденную ремиссию. Это означает, что доступ к ним либо вовсе невозможен, либо крайне затруднен. Однако лечением наркомании и алкоголизма в колониях и СИЗО практически не занимаются. Всего около 3 процентов осужденных по наркотическим статьям приговариваются судом к принудительному лечению в дополнение к лишению свободы, хотя есть основания полагать, что среди совершивших наркопреступления, людей, страдающих зависимостью, больше. Сами зависимые осужденные могут написать заявление о том, что хотели бы полечиться, но делают это редко. Лечение от наркозависимости и алкоголизма в тюремной системе трудно назвать эффективным. Лишь в единичных учреждениях можно встретить групповую психотерапию для зависимых, так же нет и заместительной терапии, которая применяется более чем в 50 странах, в случае зависимости от опиатов. Все это приводит к тому, что наркозависимые и зависимые от алкоголя вынужденно держат себя в руках, находясь в колониях, но после освобождения для них снова открывается целый мир запрещенных веществ. И вот в этот момент тоже важна социальная адаптация, помощь родных, психологов и социальных служб.

Есть также более частные истории. Например, сироты, освобождающиеся из мест лишения свободы. Они нередко сталкиваются с проблемами получения жилья, особенно если они не успели получить жилье до осуждения или в силу низкой юридической грамотности не знали о том, что есть какой-то срок для обращения по поводу квартиры, после которого они больше не имеют права на жилье. Таким образом, тут тоже нужна помощь социальных служб, психологов и юристов.

В центры занятости ежегодно обращаются около 20 процентов бывших осужденных, которые до осуждения жили в данном регионе

Что касается потребности в социальной помощи, то в каждом регионе она разная. Региональные власти ведут учет освобождающихся и передают данные соответствующим органам по месту жительства. Количественно потребность в социальной поддержке оценить сложно, в том числе из-за неравномерного распределения исправительных учреждений по стране, поэтому заключенных переводят в другие регионы. А после освобождения мы не знаем точно, сколько из них останется, а сколько уедет туда, где они жили до осуждения, или к родственникам. Каких-то обязательных форм поддержки, кроме выплаты после освобождения в размере 850 рублей и оплаты проезда до места жительства, не предусмотрено.

Бывший осужденный может прийти в центр занятости, получить статус безработного и пособие

Какие организационные формы приобретает поддержка бывших осужденных со стороны государства и негосударственных некоммерческих организаций?

Ксения Рунова: После освобождения бывших осужденных ставят на учет в уголовно-исполнительные инспекции (УИИ). Контроль за ними осуществляют также и участковые. УИИ в основном занимаются освобожденными условно-досрочно и теми, кому заменили наказание более мягким видом, не связанным с лишением свободы. Основных форм поддержки со стороны государства несколько. Первая — это работа центров занятости. Освободившись, бывший осужденный может прийти в центр занятости, получить статус безработного и пособие в соответствии со своим стажем работы. Далее центры занятости могут предложить им вакансии, профессиональное обучение и обучающие мероприятия по профориентации. Вторая форма поддержки — центры социальной адаптации (ЦСА). ЦСА предоставляют временное жилье бездомным, оказывают помощь в восстановлении документов, юридическую помощь, предоставляют горячее питание, предметы первой необходимости. В отдельных регионах есть льготы для предприятий, которые трудоустраивают бывших осужденных.

Из каких источников осуществляется финансирование учреждений, помогающих бывшим осужденным?

Ксения Рунова: Финансирование центров занятости и ЦСА осуществляется из средств региональных бюджетов. Некоторые НКО тоже получают финансовую поддержку из бюджета. Также они получают гранты, например, президентский грант. Еще одним источником финансирования являются пожертвования граждан, в том числе в натуральном виде: люди приносят продукты и одежду.

Объем социальной поддержки бывшим осужденным недостаточен

В какой степени предложение услуг по социальной адаптации отвечает спросу?

Ксения Рунова: В нашем распоряжении есть данные за 2017-2018 годы из 14 регионов с самым большим числом пенитенциарных учреждений в России. Судя по этим данным, объем социальной поддержки, которая оказывается бывшим осужденным, является недостаточным. Например, в центры занятости ежегодно обращаются около 20 процентов бывших осужденных, которые до осуждения жили в данном регионе. Только треть из них получают работу. Для сравнения: при работе с обычными гражданами центры занятости трудоустраивают в два раза больше обратившихся. На профессиональное обучение направляется в среднем только 7 процентов обратившихся в центры занятости бывших осужденных, из них трудоустраиваются не более 35 процентов. Что касается центров социальной адаптации, то оценить соотношение спроса и предложения сложно, потому что, во-первых, эти центры чаще всего принимают к себе не только бывших осужденных, а вообще всех бездомных, а во-вторых, потому что у нас нет статистики по нуждаемости освобождающихся осужденных в жилье. Судя по тому, что рассказывают сотрудники ЦСА, число нуждающихся во временном жилье превышает количество мест. Если мы говорим о материальной поддержке, то ее объем очень маленький. Ее оказывают только в некоторых регионах. Суммы выплат обычно тоже скромные. Так, в Кемеровской области осужденным единовременно выдали по 1200 рублей, а в Иркутской области по 3500 рублей.

В течение года после освобождения в среднем 20 процентов осужденных совершают повторное преступление

Насколько эффективна социальная адаптация с точки зрения повторной преступности?

Ксения Рунова: Важным показателем здесь является то, что более 60 процентов людей, находящихся в местах лишения свободы, осуждены не впервые. В течение года после освобождения в среднем 20 процентов осужденных совершают повторное преступление. В некоторых регионах, например в Республике Коми и Кемеровской области, этот показатель превышает 30 процентов, а в Красноярском крае и Иркутской области — 10-12. В целом, это не так много. Однако, по моему мнению, необходимо продолжать вести статистику еще несколько лет после освобождения, как это делают в других странах, например, в США, Великобритании и Нидерландах. Возможно, эти данные существуют и в России, но нам они не доступны.

С какими трудностями сталкиваются региональные власти при реализации программ социальной адаптации бывших осужденных?

Ксения Рунова: Представители региональных властей называют несколько наиболее серьезных трудностей, с которыми они сталкиваются в работе с бывшими осужденными. Трудоустройство освободившихся из мест лишения свободы осложнено тем, что осужденные за время отбывания наказания часто теряют профессиональные навыки и мотивацию к труду. ТПредставители региональных властей также отмечают недостаток органов социальной поддержки, таких как центры социальной адаптации. По словам региональных властей, из-за пробелов в законодательстве им трудно системно заниматься социальной адаптацией бывших осужденных. В частности, они говорят о необходимости принятия рамочного федерального закона о ресоциализации бывших осужденных. Кроме того, необходимо внести в статью 24 Федерального закона «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» в качестве категории людей, нуждающейся в социальной адаптации, категорию «лица, освободившиеся из мест лишения свободы». Законодательного регулирования требует и квотирование рабочих мест для бывших осужденных.

Объем материальной помощи бывшим заключенным ничтожно мал

Вчерашний зэк может получить безвозмездную материальную помощь от государства? И если да, то каковы гарантии, что он этой помощью распорядится рационально, а не пропьет, например?

Ксения Рунова: Бывшие осужденные действительно могут получить материальную помощь от социальных служб регионов, но на деле объем этой помощи ничтожно мал. Люди, претендующие на такую помощь, должны предоставить сведения о своих доходах, то есть доказать, что они находятся в трудной жизненной ситуации. Пропить эти деньги бывший заключенный, конечно, может. Поэтому так важна организация лечения от алкоголизма в период отбывания наказания.

Вышедшие из тюрьмы люди обязаны встать на учет в полиции. Зачем нужна система учета и что она собой представляет?

Ксения Рунова: Система учета нужна главным образом для того, чтобы не произошло рецидива. В частности, участковый должен с определенной периодичностью обходить людей, которые находятся на учете, смотреть, в каких условиях они живут, работают ли они. Те, кого освободили с ограничением свободы или условно-досрочно, должны отмечаться регулярно в уголовно-исполнительных инспекциях, соблюдать комендантский час, не попадать в неприятности. Это нужно для того, чтобы контролировать местонахождение осужденного, его образ жизни, дать ему шанс попробовать пожить свободной жизнью. В теории участковые и сотрудники УИИ могут помочь с трудоустройством, но на практике у них слишком большая нагрузка, чтобы заниматься еще и этими вопросами.

Чем может помочь бывшему заключенному некий государственный специализированный центр?

Ксения Рунова: Это сложный вопрос. Здесь можно пойти двумя путями: выделять больше субсидий НКО и создавать отдельные региональные учреждения, занимающиеся социальной адаптацией, или создать федеральный государственный орган, который мог бы сделать такую помощь более централизованной. Каждый из этих вариантов имеет свои достоинства и недостатки. Первый лишен недостатка, связанного с излишней бюрократией, но он может быть более сложным для самих заключенных, которые не всегда знают, куда им обращаться. Грубо говоря, для того, чтобы восстановить документы, им надо идти в один орган, для того, чтобы получить одежду, — в другой, для трудоустройства — в третий. Только что освободившимся осужденным сложно ориентироваться во всем этом. Мне кажется хорошей идеей создать в регионах ЦСА конкретно для освободившихся из мест лишения свободы при тесном сотрудничестве с региональными управлениями ФСИН и центрами занятости, как это делается, например, в Красноярском крае, где с запросами именно этой категории граждан работают ЦСА.

Между тюремной медициной и гражданским здравоохранением нет преемственности

В какой медицинской помощи чаще всего нуждаются бывшие заключенные и как организована эта помощь?

Ксения Рунова: В России заключенные часто болеют социально опасными заболеваниями, такими как туберкулез, ВИЧ-инфекция, гепатиты B и С. Освободившись, бывшие осужденные могут обратиться в обычную больницу и встать там на учет. Исправительные учреждения должны сообщать в медицинскую организацию по месту жительства заключенного, если он состоял на диспансерном учете и проходил лечение в местах лишения свободы. Бывшие осужденные могут обратиться в любую другую медицинскую организацию. Основной сложностью в организации медицинской помощи бывшим заключенным не только по социально опасным заболеваниям, но и по всем остальным здесь является то, что между тюремной медициной и гражданским здравоохранением нет преемственности. То есть у бывших заключенных часто бывают проблемы с тем, чтобы получить свои медицинские документы из исправительного учреждения для того, чтобы продолжить лечение на свободе. Перерыв в лечении, вызванный несогласованной работой двух ведомств, может ухудшить состояние здоровья бывшего осужденного.

Визитная карточка

Фото: Из личного архива

Ксения Рунова — младший научный сотрудник Института проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге.

Окончила в 2016 году факультет политологии Санкт-Петербургского государственного университета, с 2016 по 2017 год училась на факультете политических наук и социологии Европейского университета в Санкт-Петербурге, защитила магистерскую диссертацию о профессиональной автономии тюремных врачей в России и получила магистерскую степень по специальности Russian Politics & Society в King`s College London в 2019 году.

С 2017 года работает в Институте проблем правоприменения, занимается исследованиями российской пенитенциарной системы, а также ресоциализации заключенных после освобождения из мест лишения свободы.

Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

(в ред. Федерального закона от 29.02.2012 N 14-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Не позднее чем за два месяца до истечения срока ареста либо за шесть месяцев до истечения срока принудительных работ или лишения свободы, а в отношении осужденных к лишению свободы на срок до шести месяцев — после вступления приговора в законную силу администрация учреждения, исполняющего наказание, уведомляет органы местного самоуправления и федеральную службу занятости по избранному осужденным месту жительства о его предстоящем освобождении, наличии у него жилья, его трудоспособности и имеющихся специальностях. В случае освобождения от отбывания наказания несовершеннолетнего осужденного администрация учреждения, исполняющего наказание, уведомляет в указанные сроки о его предстоящем освобождении комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту его жительства.

(см. текст в предыдущей редакции)

2. С осужденным проводится воспитательная работа в целях подготовки его к освобождению, осужденному разъясняются его права и обязанности.

2.1. Осужденному за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности администрация учреждения, исполняющего наказание, не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока отбывания наказания обязана разъяснить право осужденного на освидетельствование комиссией врачей-психиатров для решения вопроса о наличии или об отсутствии у него расстройства сексуального предпочтения (педофилии) и определения мер медицинского характера, направленных на улучшение его психического состояния, предупреждение совершения им новых преступлений и проведение соответствующего лечения.

(часть 2.1 введена Федеральным законом от 29.02.2012 N 14-ФЗ)

3. Осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, а также осужденные, достигшие возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации, по их просьбе и представлению администрации учреждения, исполняющего наказание, направляются уполномоченным на признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании органом субъекта Российской Федерации в организации социального обслуживания, предоставляющие социальные услуги в стационарной форме.

(в ред. Федеральных законов от 28.11.2015 N 358-ФЗ, от 02.12.2019 N 392-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. По истечении срока отбывания наказания либо в случае условно-досрочного освобождения осужденного от отбывания наказания или замены ему неотбытой части наказания более мягким видом наказания администрация учреждения, исполняющего наказание, передает необходимые материалы в отношении осужденного, прошедшего освидетельствование и лечение в порядке, установленном частью четвертой статьи 18 настоящего Кодекса, с его согласия органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья по избранному им месту жительства для решения вопроса о его лечении или направлении в стационарную организацию социального обслуживания, предназначенную для лиц, страдающих психическими расстройствами, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о здравоохранении.

(часть 4 введена Федеральным законом от 29.02.2012 N 14-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 28.11.2015 N 358-ФЗ, от 20.07.2020 N 223-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. По истечении срока отбывания наказания либо в случае условно-досрочного освобождения от отбывания наказания или замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания необходимые материалы в отношении лица, которое осуждено за совершение в возрасте старше 18 лет преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, признано на основании заключения судебно-психиатрической экспертизы страдающим расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости, и в отношении которого судом принято решение в соответствии с частью второй.1 статьи 102 Уголовного кодекса Российской Федерации, передаются администрацией учреждения, исполняющего наказание, в уголовно-исполнительную инспекцию по избранному им месту жительства.

(часть 5 введена Федеральным законом от 29.02.2012 N 14-ФЗ)

6. В случае освобождения от отбывания наказания администрация учреждения, исполняющего наказание, передает информацию в отношении осужденного, страдающего заболеванием, включенным в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждаемый Правительством Российской Федерации, органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья по избранному им месту жительства для решения вопроса об организации оказания ему медицинской помощи. Перечень передаваемой информации, порядок ее передачи и порядок обмена информацией в случае неприбытия осужденного к избранному им месту жительства определяются Правительством Российской Федерации.

(часть 6 введена Федеральным законом от 20.07.2020 N 223-ФЗ)

Совершенствование мер по ресоциализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, проблемы реализации механизмов их социальной адаптации – эти вопросы стали 21 сентября 2016 года темой заседания Правительственной комиссии по профилактике правонарушений.

Каждая из этих форм профилактического воздействия конкретизирована вступившим в сентябре 2016 года в силу Федеральным законом от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации». Этим же законом закреплены полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в указанной сфере.

Оказание осужденным помощи в социальной адаптации является одной из основных задач уголовно-исполнительного законодательства.

В обсуждении приняли участие представители Министерства здравоохранения Российской Федерации, ФСИН России, Департамента демографической политики и социальной защиты Министерства труда и социальной зашиты Российской Федерации, начальник ГУОООП МВД России Юрий Валяев.

Ежегодно число лиц, ранее судимых, вновь совершающих преступления в течение года после освобождения, только возрастает. Возрастает и актуальность принятия дополнительных системных мер, в том числе с учетом имеющегося на местах опыта функционирования специализированных государственных центров и отделений социальной адаптации для данного контингента.

С информацией об имеющемся опыте работы по ресоциализации лиц, отбывших наказание, имеющихся актуальных проблемах и задачах, выступили министр социальной политики Красноярского края Г.М. Ковалева и заместитель премьер-министра Республики Татарстан А.В. Песошина. Они рассказали об опыте реализации соответствующих программных мероприятий, о работе социально ориентированных некоммерческих организаций, которые оказывают содействие гражданам, нуждающимся в трудоустройстве, психологической и правовой помощи, их трудовом и бытовом устройстве.

Во многом эффективность принимаемых мер зависит от качества организации этой деятельности уже после отбывания наказания. Именно здесь крайне важно обеспечить четкую координацию действий всех заинтересованных ведомств и региональных властей. Необходимые региональные нормативные правовые акты, о социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, уже приняты в ряде субъектов (Республики Алтай и Башкортостан, Ставропольский край, Архангельская, Кировская, Ленинградская, Омская, Оренбургская, Тюменская и Ульяновская области, Еврейская автономная область).

По результатам обсуждения данного вопроса Правительственной комиссией было принято решение рекомендовать руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации:

– принять дополнительные меры, направленные на организацию профессиональной ориентации лиц, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, а также их обучение рабочим специальностям, востребованным на региональных рынках труда;

– реализовать комплекс мероприятий, направленных на развитие государственно-частного партнерства в вопросах создания инфраструктуры социальной адаптации и ресоциализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, в том числе несовершеннолетних, вернувшихся из воспитательных колоний и специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа.

– обеспечить разработку примерного порядка взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросам оказания помощи в трудовом и бытовом устройстве, а также иных видов помощи несовершеннолетним, освобожденным из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшимся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа;

– предусмотреть в государственных программах субъектов Российской Федерации, муниципальных программах в сфере профилактики правонарушений, мероприятия по ресоциализации и социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, при формировании проектов соответствующих бюджетов на 2017 год и плановый период 2018-2019 гг..

Разъясняет помощник Магнитогорского прокурора за соблюдением законов в исправительных учреждениях Мамыкин С.А.

Основная роль в подготовке осужденных к освобождению из мест лишения свободы возлагается на исправительные учреждения, в которых они отбывают наказание.

Одной из основных целей и задач уголовно-исполнительного законодательства является оказание осужденным помощи в социальной адаптации.

Ресоциализация – это комплексные мероприятия воспитательного, психологического, нравственного, социально-экономического, правового характера, осуществляемые сотрудниками исправительного учреждения с осужденными перед их освобождением из мест лишения свободы, в целях их реитгеграции в обществе. Процесс ресоциализации осужденных направлен на их скорейшее возвращение в социум, приобретения ими новых специальностей, профессий, навыков, необходимых для жизни в обществе, соблюдение установленных законодательством норм и правил.

Подготовка осужденных к освобождению прежде всего включает в себя разностороннее изучение личности, в том числе содержание интересов, уровня развития, нравственно-психологических качеств, мотивации поведения освобождаемого.

Освобождение от отбывания наказания затрагивает также интересы его родственников, исправительного учреждения и общества в целом, так как от подготовки осужденного к дальнейшей жизни на свободе зависит его поведение на свободе, что в конечном итоге, в том числе, сказывается и на состояние рецидивной преступности.

Организация и осуществление мероприятий по ресоциализации осужденных возлагается на сотрудников воспитательных и психологических отделов, группы социальной защиты, сотрудников отделов специального учета и других заинтересованных служб.

В соответствии с требованиями части 1 статьи 180 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации за шесть месяцев до окончания срока лишения свободы администрация исправительного учреждения уведомляет органы местного самоуправления, федеральную службу занятости, правоохранительные органы по месту избранного жительства о предстоящем освобождении, наличии у него жилья, трудоспособности и имеющихся специальностях.

В исправительных учреждениях планируются и проводятся круглые столы с приглашением представителей правоохранительных органов и центров занятости населения, на которых обсуждаются вопросы правопослушного поведения после освобождения, предоставляется перечень организаций с указанием востребованных в регионе специальностей, наличие свободных для трудоустройства мест.

С осужденными организуются занятия в школе подготовки осужденных к освобождению, где рассматриваются вопросы формирования жизненных ценностей, трудового и бытового обустройства, планирования личной жизни, иные жизненные проблемы с которыми они могут столкнуться после освобождения. Проводятся разнообразные социальные и социально-психологические тренинги, способствующие исправлению осужденных и их дальнейшей социальной адаптации, снижению чувства тревоги, неуверенности в себе, которые они испытывают в связи с предстоящим освобождением.

Немаловажную роль в ресоциализации осужденных также оказывают представители официально зарегистрированных в установленном порядке различных религиозных конфессий.

Во исполнение требований статьи 181 УИК РФ администрациями исправительных учреждений освобожденные обеспечиваются бесплатным проездом к месту жительства, продуктами питания или деньгами на время проезда. При отсутствии необходимой по сезону одежды или средств на ее приобретение осужденные, освобождаемые из мест лишения свободы, обеспечиваются одеждой за счет средств федерального бюджета, им также может быть выдано единовременное денежное пособие в размере, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Правильно и грамотно организованная работа сотрудников исправительного учреждения и иных государственных органов, по ресоциализации осужденных способствует их дальнейшей социальной адаптации после освобождения в обществе, восстановлению или созданию социально-полезных связей, трудоустройству, отречению от криминальной субкультуры и вхождению в правопослушную социальную среду.

​​​​​​​

Ресоциализация осужденных освобождаемых из мест лишения свободы (Магнитогорская прокуратура за соблюдением законов в исправительных учреждениях)

Разъясняет помощник Магнитогорского прокурора за соблюдением законов в исправительных учреждениях Мамыкин С.А.

Основная роль в подготовке осужденных к освобождению из мест лишения свободы возлагается на исправительные учреждения, в которых они отбывают наказание.

Одной из основных целей и задач уголовно-исполнительного законодательства является оказание осужденным помощи в социальной адаптации.

Ресоциализация – это комплексные мероприятия воспитательного, психологического, нравственного, социально-экономического, правового характера, осуществляемые сотрудниками исправительного учреждения с осужденными перед их освобождением из мест лишения свободы, в целях их реитгеграции в обществе. Процесс ресоциализации осужденных направлен на их скорейшее возвращение в социум, приобретения ими новых специальностей, профессий, навыков, необходимых для жизни в обществе, соблюдение установленных законодательством норм и правил.

Подготовка осужденных к освобождению прежде всего включает в себя разностороннее изучение личности, в том числе содержание интересов, уровня развития, нравственно-психологических качеств, мотивации поведения освобождаемого.

Освобождение от отбывания наказания затрагивает также интересы его родственников, исправительного учреждения и общества в целом, так как от подготовки осужденного к дальнейшей жизни на свободе зависит его поведение на свободе, что в конечном итоге, в том числе, сказывается и на состояние рецидивной преступности.

Организация и осуществление мероприятий по ресоциализации осужденных возлагается на сотрудников воспитательных и психологических отделов, группы социальной защиты, сотрудников отделов специального учета и других заинтересованных служб.

В соответствии с требованиями части 1 статьи 180 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации за шесть месяцев до окончания срока лишения свободы администрация исправительного учреждения уведомляет органы местного самоуправления, федеральную службу занятости, правоохранительные органы по месту избранного жительства о предстоящем освобождении, наличии у него жилья, трудоспособности и имеющихся специальностях.

В исправительных учреждениях планируются и проводятся круглые столы с приглашением представителей правоохранительных органов и центров занятости населения, на которых обсуждаются вопросы правопослушного поведения после освобождения, предоставляется перечень организаций с указанием востребованных в регионе специальностей, наличие свободных для трудоустройства мест.

С осужденными организуются занятия в школе подготовки осужденных к освобождению, где рассматриваются вопросы формирования жизненных ценностей, трудового и бытового обустройства, планирования личной жизни, иные жизненные проблемы с которыми они могут столкнуться после освобождения. Проводятся разнообразные социальные и социально-психологические тренинги, способствующие исправлению осужденных и их дальнейшей социальной адаптации, снижению чувства тревоги, неуверенности в себе, которые они испытывают в связи с предстоящим освобождением.

Немаловажную роль в ресоциализации осужденных также оказывают представители официально зарегистрированных в установленном порядке различных религиозных конфессий.

Во исполнение требований статьи 181 УИК РФ администрациями исправительных учреждений освобожденные обеспечиваются бесплатным проездом к месту жительства, продуктами питания или деньгами на время проезда. При отсутствии необходимой по сезону одежды или средств на ее приобретение осужденные, освобождаемые из мест лишения свободы, обеспечиваются одеждой за счет средств федерального бюджета, им также может быть выдано единовременное денежное пособие в размере, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Правильно и грамотно организованная работа сотрудников исправительного учреждения и иных государственных органов, по ресоциализации осужденных способствует их дальнейшей социальной адаптации после освобождения в обществе, восстановлению или созданию социально-полезных связей, трудоустройству, отречению от криминальной субкультуры и вхождению в правопослушную социальную среду.

​​​​​​​

Один из адвокатов отметил, что в постановлении вдвое увеличен срок рассмотрения дела об административном надзоре, что отражает позицию Верховного Суда о чрезмерной нагрузке на судей и необходимости ее оптимизации. Другой посчитал, что безусловное установление административного надзора за «злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания» после их освобождения из мест лишения свободы при существующей системе «исправления» в пенитенциарных учреждениях – весьма спорный момент.

22 декабря Пленум Верховного Суда РФ принял Постановление «О внесении изменений в Постановление
Пленума Верховного Суда от 16 мая 2017 г. № 15 “О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы”».

Постановление для прояснения

Адвокат АП Свердловской области Сергей Колосовский посчитал, что каких-то судьбоносных изменений не внесено. «Нельзя даже сказать, что изменения ужесточают порядок установления административного надзора. Пожалуй, это действительно тот случай, когда просто устраняются отдельные неясности», – указал он. Так, внесенными изменениями допускается возможность рассмотрения дела об установлении или прекращении административного надзора не только по месту жительства или пребывания, но и по месту фактического нахождения лица, отметил адвокат.

Читайте также

Пояснения к надзорной практике

Верховный Суд  разъяснил судам, как применять законодательство в сфере надзора за освобожденными из мест заключения лицами

16 мая 2017

Если ранее дела об установлении административного надзора за лицами, освободившимися из мест лишения свободы, а также о продлении, досрочном прекращении административного надзора, о дополнении или частичной отмене ранее установленных поднадзорным лицам административных ограничений рассматривались судом по месту жительства или пребывания таких лиц, то теперь и по месту фактического нахождения. При этом местом фактического нахождения является избираемая лицом, освобожденным из мест лишения свободы и не имеющим места жительства или пребывания, территория внутригородского муниципального образования города федерального значения, территория внутригородского района (в случае его отсутствия – города) либо территория городского или сельского поселения.

Постановлением устанавливается, что в принятии административного иска об установлении административного надзора в отношении лица, которому в качестве дополнительного вида наказания назначено ограничение свободы либо неотбытая часть наказания в виде лишения свободы заменена ограничением свободы, на надлежит отказывать в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 128 КАС, если в суд обращается исправительное учреждение, в котором указанное лицо отбывает наказание.

Положение, ранее являвшееся п. 3 Постановления № 15, теперь разделено на несколько пунктов. Так, согласно новому п. 3 административный надзор устанавливается судом в отношении совершеннолетних лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную или неснятую судимость за совершение преступлений, указанных в ч. 1 ст. 3 Закона об административном надзоре, при наличии оснований, предусмотренных ч. 3 ст. 3 Закона.

Согласно новому п. 4 освобождаемым из мест лишения свободы лицам, в отношении которых может быть установлен административный надзор, такой надзор назначается в случае признания их злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания. В соответствии с новым п. 5 за освобожденными из мест лишения свободы лицами, в отношении которых может быть установлен административный надзор, такой надзор устанавливается в случае совершения ими после освобождения в течение одного года двух и более административных правонарушений, указанных в п. 2 ч. 3 ст. 3 Закона.

Исходя из п. 6, независимо от оснований, предусмотренных в ч. 3 ст. 3 Закона об административном надзоре, административный надзор в обязательном порядке устанавливается в отношении совершеннолетних лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы, если они имеют непогашенную или неснятую судимость за совершение преступления, указанного в ч. 2 и 2.1 ст. 3 Закона. Согласно п. 7 лица, совершившие преступление в несовершеннолетнем возрасте, подлежат административному надзору при достижении ими 18 лет к моменту обращения уполномоченного органа в суд с соответствующим административным исковым заявлением. Пункт 8 устанавливает, что административный надзор может быть применен к иностранным гражданам или лицам без гражданства при условии их проживания (пребывания) на территории России на законных основаниях, а также в случае принятия в отношении них решения о реадмиссии, если они не были помещены на основании решения суда в специальное учреждение.

Разъяснение, которое ранее было пронумеровано как четвертое, стало девятым. Также документ был дополнен п. 10, согласно которому административный надзор может быть установлен с учетом требований ст. 3 Закона в отношении лица, которому ранее назначенное наказание заменено лишением свободы.

Ранее абз. 1 п. 5 (ныне п. 11) устанавливал, что в отношении совершеннолетнего лица, имеющего на день вступления в силу Закона об административном надзоре непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего и освободившегося из мест лишения свободы до дня вступления в силу Закона, административный надзор может быть установлен по заявлению органа внутренних дел при условии совершения этим лицом в течение одного года двух и более административных правонарушений против порядка управления и (или) административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность. В иных случаях административный надзор за данной категорией лиц установлен быть не может.

Согласно предыдущей редакции абз. 2 этого же пункта постановления за совершеннолетним лицом, имеющим на день вступления в силу Закона непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, в том числе за лицом, совершившим в возрасте старше 18 лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего 14 лет, и страдающим расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости, а также за лицом, совершившим преступление при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, освобожденным из мест лишения свободы до дня вступления в силу Закона, административный надзор устанавливается по заявлению органа внутренних дел независимо от оснований, указанных в ч. 3 ст. 3 Закона об административном надзоре. Теперь же административный надзор может устанавливаться в отношении лиц, перечисленных в ч. 1 и 3 ст. 3, ч. 2 ст. 13 Закона.

Также указано, что за освобожденным из мест лишения свободы до дня вступления в силу Закона об административном надзоре и имеющим неснятую или непогашенную судимость на день вступления в силу Закона лицом, в отношении которого административный надзор устанавливается в обязательном порядке, такой надзор применяется по заявлению органа внутренних дел.

Ранее абз. 2 п. 6 (п. 12 в новой редакции) устанавливал, что прокурор в порядке ч. 1 ст. 39 КАС РФ вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о досрочном прекращении административного надзора или о частичной отмене административных ограничений для защиты прав и свобод поднадзорного лица при условии, что такое лицо по состоянию здоровья, возраста либо по другим уважительным причинам не может само обратиться в суд. Теперь же следственный изолятор вправе обратиться в суд с административным иском об установлении административного надзора за осужденным, в отношении которого он исполняет функции исправительного учреждения.

При этом постановление дополняется п. 13, который повторяет абз. 2 п. 6 предыдущей редакции этого документа.

Уточнение предыдущих положений

Кроме того, ВС конкретизировал разъяснения из п. 8 (теперь п. 15) Постановления № 15. Ранее он указывал, что с учетом того, что административное исковое заявление, связанное с административным надзором, незамедлительно принимается к производству суда, за исключением случая его неподсудности данному суду, такое административное исковое заявление не может быть оставлено без движения. Недостатки административного искового заявления могут быть устранены в процессе подготовки дела к судебному разбирательству. Вместе с тем при наличии предусмотренных законом оснований административное исковое заявление может быть возвращено либо в его принятии может быть отказано.

В новой редакции вопрос о принятии к производству суда административного искового заявления, связанного с административным надзором, разрешается судьей незамедлительно. Требование об устранении недостатков административного искового заявления об административном надзоре может быть изложено в определении о принятии его к производству суда. В случае неустранения недостатков, препятствующих рассмотрению административного дела, административный иск может быть оставлен без рассмотрения.

Изменение предыдущих разъяснений

ВС уточнил, что административное дело об административном надзоре может рассматриваться в течение двадцати дней со дня поступления в суд административного иска, а не десяти, как было установлено ранее. «Вдвое увеличен срок рассмотрения дела об административном надзоре, что отражает позицию Верховного Суда о чрезмерной нагрузке на судей и необходимости ее оптимизации», – указал Сергей Колосовский.

При этом, заметил адвокат, подход к установлению надзора при отсутствии в приговоре указания на вид рецидива полностью изменен: если раньше Верховный Суд считал, что в таких случаях суд не вправе самостоятельно устанавливать данные обстоятельства, то сейчас он занял противоположную позицию – вид рецидива суд вправе установить самостоятельно, исходя из содержания приговора.

Так, ранее указывалось, что при отсутствии в приговоре указания на наличие рецидива преступлений в действиях лица, в отношении которого устанавливается административный надзор, суд в рамках дела об административном надзоре не вправе самостоятельно устанавливать данные обстоятельства. Если в приговоре имеются сведения о совершении указанным лицом преступления при рецидиве преступлений, однако вид рецидива не определен, административный надзор может быть установлен при наличии оснований, предусмотренных ч. 3 ст. 3 Закона. Теперь же, согласно п. 2 ч. 2 ст. 3 Закона, установление административного надзора за лицом, совершившим преступление при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, является обязательным.

Отсутствие в приговоре прямого указания на вид рецидива не влияет на возможность установления административного надзора за таким лицом, поскольку закон связывает назначение такого надзора с фактом наличия у лица неснятой или непогашенной судимости за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений. В этом случае суд устанавливает административный надзор, исходя из вида рецидива, с учетом содержания приговора (включая сведения о сроке, о виде наказания, о виде исправительного учреждения) и (или) иных судебных решений по уголовному делу (в том числе судебных актов апелляционной, кассационной и надзорной инстанций).

Согласно утвержденному п. 28, если в период рассмотрения дела административный ответчик осужден к лишению свободы, суд отказывает в удовлетворении административного иска, поскольку данное обстоятельство является основанием для прекращения административного надзора, за исключением лиц, указанных в ч. 2.1 ст. 3 Закона, – ранее на исключение не указывалось.

«Новая редакция разъяснений в п. 29 устанавливает необходимость соразмерности устанавливаемых поднадзорному ограничений с его правом на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п. Строго говоря, и до этой редакции по смыслу закона было возможно обжалование чрезмерных ограничений, однако данная редакция постановления Пленума ВС, прямо указывающая на необходимость соразмерности, такое обжалование упрощает», – посчитал Сергей Колосовский.

Адвокат заметил, что вводимые п. 30 и 31 обязывают суд учитывать жизненные обстоятельства поднадзорного, его характеристики, условия проживания, график учебы или работы и т.п.

Разделение на пункты

Ранее п. 22 содержал 11 абзацев. В принятом постановлении это пункты 29–33. При этом в п. 33 дополнительно устанавливается, что при установлении административного надзора за лицом, имеющим непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за лицом, не имеющим места жительства или пребывания, запрещение выезда за установленные судом пределы территории является обязательным (п. 2 и 3 ч. 2 ст. 4 Закона об административном надзоре).

Пленум ВС дополнил постановление новым положением, согласно которому Закон содержит исчерпывающий перечень исключительных личных обстоятельств, при которых орган внутренних дел дает разрешение на пребывание поднадзорного лица вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, и (или) краткосрочный выезд этого лица за установленные судом пределы территории. При возникновении иных обстоятельств поднадзорное лицо вправе обратиться с административным иском о частичной отмене административных ограничений.

Ранее при назначении лицу ограничения свободы в качестве дополнительного вида наказания, а также при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы срок административного надзора исчислялся со дня отбытия наказания в виде ограничения свободы. Теперь срок административного надзора исчисляется со дня отбытия наказания и в виде принудительных работ.

В п. 36 ВС отметил, что административный надзор может быть установлен в отношении совершеннолетнего лица, имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, либо преступления при рецидиве преступлений, либо двух и более преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 228, ст. 228.3, ч. 1 ст. 231, ч. 1 ст. 234.1 УК, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством для погашения судимости.

В нынешний п. 39 (ранее п. 27) добавляется положение, согласно которому, если при рассмотрении дела установлены основания для назначения административного надзора, не указанные в административном исковом заявлении, суд определяет срок административного надзора с учетом всех оснований в пределах, предусмотренных Законом.

Согласно абз. 3 п. 42 истечение срока административного надзора за лицом, в отношении которого может быть установлен административный надзор, не исключает его повторного назначения до дня погашения судимости в случае совершения им в течение одного года двух и более соответствующих административных правонарушений, которые ранее не являлись основанием для установления административного надзора, его продления или установления дополнительных административных ограничений.

Новые разъяснения

В заключение Пленум ВС дополнил постановление пятью новыми разъяснениями. В соответствии с п. 45 осуждение поднадзорного лица, указанного в ч. 2.1 ст. 3 Закона, к лишению свободы за совершение им преступления в период нахождения под административным надзором и направление его к месту отбывания наказания приостанавливают течение срока административного надзора. После устранения обстоятельства, послужившего основанием для приостановления срока административного надзора, течение такого срока продолжается. Вместе с тем, если в процессе отбывания наказания в местах лишения свободы применение принудительных мер медицинского характера в отношении указанного лица было прекращено и истек срок судимости, ставшей основанием для установления административного надзора, административный надзор прекращается.

«Совершенно логичное дополнение про право потерпевшего обжаловать решение о прекращении административного надзора, которое вроде бы и так вытекает из смысла закона, но, вероятно, требовало отдельных разъяснений», – указал Сергей Колосовский.

Согласно п. 46 постановления осуждение лица за совершение им преступления в период нахождения под административным надзором и освобождение его от наказания в виде лишения свободы не влекут прекращения административного надзора.

Исходя из п. 47, если на момент рассмотрения апелляционных жалобы, представления лицо, в отношении которого решается вопрос об административном надзоре, не имеет регистрации по месту жительства или месту пребывания, ранее заявляло ходатайство о рассмотрении дела судом апелляционной инстанции с его участием, освободилось из мест лишения свободы и не сообщило суду о месте своего нахождения, суд апелляционной инстанции в порядке ст. 101 КАС направляет судебное извещение по последнему известному суду месту жительства или пребывания этого лица. Такое извещение считается доставленным несмотря на то, что адресат по этому адресу более не находится. При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции вправе рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.

В п. 48 ВС отметил, что неуведомление потерпевшего о подаче административного иска о досрочном прекращении административного надзора либо его непривлечение к участию в деле в качестве заинтересованного лица при наличии соответствующего заявления является основанием для отмены судебного акта в апелляционном порядке по апелляционной жалобе потерпевшего.

В соответствии с п. 49 если при рассмотрении апелляционных жалобы (в том числе лица, которому назначается административный надзор), представления установлено, что судом первой инстанции неправильно определены основания, срок административного надзора, не назначены обязательные административные ограничения, суд апелляционной инстанции отменяет решение первой инстанции и принимает новое решение в соответствии с требованиями Закона.

Адвокат АП Санкт-Петербурга Александр Чангли посчитал, что безусловное установление административного надзора за «злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания» после их освобождения из мест лишения свободы при существующей системе «исправления» в пенитенциарных учреждениях – весьма спорный момент. «На мой взгляд, необходима реформа системы ФСИН, и только тогда, когда в принципе станут невозможны те нарушения прав заключенных, о которых мы знаем, можно принимать подобные правила. Тем более что, с одной стороны, эффективность административного надзора весьма сомнительна, но с другой, подобные меры можно использовать для перманентного давления на неудобных власти лиц», – указал он.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Adam 4571 руководство на русском
  • Ципрофлоксацин эко инструкция по применению таблетки взрослым 500 мг
  • Лего дупло 10558 инструкция по сборке
  • Руководство пользователя сайта интернет магазина
  • Программа hud speed инструкция на русском