Руководство избирательной кампании

Руководитель избирательной кампании — лицо, осуществляющее управление избирательной кампанией.

Руководитель кампании, наряду с генеральным консультантом, относится к «первым лицам» в структуре избирательного штаба и всей кампании в целом. Вместе с руководителем кампании он осуществляет общее руководство избирательной компании: он принимает решения, ставит задачи и координирует работу всех подразделений, контролирует выполнение решений. В ведении руководителя кампании лежит бюджетное и казначейское планирование кампании, составление (совместно с генеральным консультантом) плана и графика кампании, графика платежей и поступления денег в бюджет кампании.

Именно руководитель избирательной кампании, как правило, отвечает за коммуникации с кандидатом и заказчиком (заказчиками) кампании. В его компетенции находится организационная и финансовая сторона кампании. В его подчинении находится начальник штаба (если эти функции разделены) и другие «орги» (организаторы).

В задачи руководителя избирательной кампании входит координация всех структурных подразделений, всех звеньев цепи, контроль над их деятельностью. Так же на нем могут лежать контакты с избирательными комиссиями (формальные и неформальные). Организация работ и контроль над их исполнением в рамках спецпроектов. Руководитель компании так же организует использование административного ресурса, за все контакты, необходимые для этого.

Один из нерешенных в данный момент вопросов — вопрос о том, кто же является руководителем кампании. Существует два подхода со своими достоинствами и недостатками. Первый. Сам кандидат и руководит кампанией. Иногда это вынужденная мера (элементарное отсутствие денег, экономия на команде), иногда — сознательная позиция, особенно на крупномасштабных выборах. Руководство кампанией может быть сосредоточено в руках кандидата из-за боязни и/или неспособности команды взять ответственность на себя. С одной стороны, такой вариант снимает ответственность за результат с политконсультантов, в том числе и за всю «чернуху». Но, во-первых, кандидат, как правило, не имеет достаточного опыта организации и проведения избирательных кампаний. Поэтому в таких кампаниях бывает большое количество элементарных ошибок, вызванных непрофессионализмом руководителя. Во-вторых, самому кандидату трудно отстраниться от самого себя (многие ли способны критично взглянуть на себя со стороны). Невозможность взглянуть на себя со стороны делает крайне затруднительным эффективное формирование имиджа кандидата, идеологии и риторики кампании. К тому же иногда требуется значительная коррекция имиджа. Положение усугубляется еще и тем, что кандидат-руководитель ориентируется в принятии решений на собственные вкусы и представления. Желание «светиться» по телевизору или рядом со звездами эстрады (ну когда еще представится такая возможность) склоняет кандидата-руководителя в пользу дорогостоящих и неэффективных (если даже не вредных) способов в ущерб эффективным.

Руководство кампанией, сосредоточенное в руках политконсультанта, лишено вышеперечисленных недостатков. Политконсультант обладает бòльшим профессионализмом и бòльшей свободой маневра. Но критики этого подхода говорят о «кампании без кандидата», мол, преследуя цель победить, политконсультант часто «забывает» о кандидате, слишком вольно обращаясь с его имиджем.

Еще одной стороной вопроса о руководстве избирательной кампанией является вопрос о том, можно ли политконсультанта назвать субъектом политического процесса? Какую роль он играет в политике? Активно ли политконсультант влияет на политику, или его роль сходна с ролью адвоката в судебном процессе? То есть его задача представить кандидата в лучшем свете, но за деяния отвечает все же сам кандидат? А эта проблема связана с проблемой ответственности и за победу: победить может только сильный политик, или же сильный консультант может привести к победе и слабого политика? И с проблемой ответственности за «чернуху»: кто отвечает за разгул «грязных технологий»? Политик, который ради победы готов прибегнуть к любым методам борьбы, или политконсультанты, творящие за спиной кандидата непристойные вещи.

Позволю привести себе одно сравнение. В советские времена за деятельность предприятий и организаций отвечали «тройки»: начальник или руководитель производства, парторг (или комсорг) и профорг. Во многом организация и управление производственным процессом (производство массовых агитационных коммуникаций) совпадает с работой такой «тройки». Генеральный консультант разрабатывает идеологию и генерирует творческие решения. Начальник штаба — это по преимуществу хозяйственная должность, он организует производственный процесс. Руководитель же кампании — управленческая должность, от него зависит координация всех действий, своевременное пополнение бюджета, взаимоотношения с кандидатом и заказчиком.

Функциональные обязанности руководителя кампании:

  1. Общее руководство избирательной компании;
  2. Разработка структуры избирательного штаба;
  3. Координация деятельности всех подразделений;
  4. Контроль над деятельностью всех подразделений;
  5. Взаимоотношения с кандидатом, заказчиками кампании;
  6. Контакты необходимые для использования и управление использованием административного ресурса;
  7. Расчет сметы кампании;
  8. Бюджетное, казначейское и организационное планирование кампании.

Структура
организации, создаваемой для участия
в предвыборной борьбе, должна
соответствовать чертам характера
кандидата и отве­чать потребностям
конкретной кампании. Как уже говорилось,
пер­вый шаг к ее определению связан
с разработкой общего плана кам­пании.
Цели и задачи, сформулированные в нем,
обусловят тип структуры организации,
на котором следует остановиться, чтобы
реализовать данный общий план.

Сама схема
организации вырастает из потребности
делегировать и распределить полномочия
и обязанности. В большинстве случаев
кампанию местного уровня начинает
группа людей, состоящая из кандидата и
его ближайших сторонников. Однако сразу
же после со­ставления плана вырисовываются
отдельные конкретные задачи и рождается
примерная схема структуры избирательной
кампании.

Кандидат, стремящийся
провести кампанию самостоятельно от
начала до конца, напоминает адвоката,
который сам себя защищает. Такой кандидат
редко добивается успеха. Он истощит
себя задолго до кульминационной точки
кампании. Все добровольцы оставят его,
поскольку им надоест быть слугами,
лишенными ответственности. В таком
случае поражение неизбежно.

Поэтому делегирование
и распределение полномочий и обязанно­стей
крайне необходимы для создания эффективной
структуры орга­низации (команды
кандидата).

В избирательных
кампаниях местного уровня для
укомплектова­ния их штата чаще всего
прибегают к услугам добровольцев,
бес­платно выполняющих ключевую
работу. Единственная награда для них —
удовлетворение от работы на пользу
местного населения, кандидата или просто
причастность к выполнению доброго дела.

Если проведение
избирательной кампании организационно
стро­ится преимущественно на
добровольцах, важно четко установить,
как именно такая команда будет работать,
то есть спланировать ее функ­циональную
структуру, поставить перед штабом
кампании задачи, распределить конкретную
ответственность и уточнить полномочия.
Это поможет избежать мелочного эгоизма,
который (не секрет!) спо­собен разрушить
организационные усилия целого коллектива

Тут нужно проявить
находчивость, дать такие названия
должно­стям, которые, разумеется,
хорошо бы звучали и имели смысл. Осоз-

414

наше каждым своей значимости явится
дополнительным стимулом для людей,
добровольно помогающих кандидату.

Существует множество способов построения
кампании. Напом­ним еще раз, что
структура создаваемой организации
зависит от лич­ности кандидата,
политической ситуации и утвержденного
плана кампании. (Безусловно, во внимание
принимается и существующая избирательная
система). Несмотря на то, что каждая
кампания непо­вторима, тем не менее
для их проведения, как правило, необходимы
ключевые работники. Поэтому остановимся
несколько подробнее именно на этом
вопросе, а затем рассмотрим различные
организаци­онные схемы, которые
помогут подобрать штатный персонал
изби­рательной кампании.

Руководитель (менеджер)
избирательной кампании.
На
выбо­рах в местные органы власти
руководитель кампании, как правило,
является единственным членом команды
кандидата, работа которого оплачивается.
Наряду с кандидатом менеджер несет
ответственность за успех кампании. Он
должен быть способен возглавить и
объединить разных людей в сплоченную,
эффективно действующую команду.

Чтобы работать плодотворно, менеджер
должен обладать доста­точным объемом
полномочий. Кандидату нужно быть
настолько уверенным в человеке,
назначенном им на данную должность,
чтобы разрешить ему принимать ответственные
решения. Если же такой уверенности нет,
лучше нанять другого менеджера

Приведем некоторые основные моменты,
определяющие роль ру­ководителя
избирательной кампании:

• Во время избирательной кампании
менеджер должен полно­стью контролировать
текущие дела.

• Он должен быть абсолютно уверен в
кандидате и никогда не высказываться
и не действовать против него.

• Менеджер может иметь полномочия
собирать средства для избирательного
фонда либо не иметь их, однако он несет
полную ответственность за бюджет и
распределение средств.

• Он обязан постоянно информировать
кандидата о работе и ходе выполнения
плана кампании, но только в общих чертах.

• Менеджер должен обладать крепким
здоровьем и способно­стью выдерживать
нагрузки в течение длительного времени.

• Менеджеру нужно быть настойчивым,
не бояться иногда вы­глядеть «плохим
парнем». Он должен иметь смелость
ради

415

дела говорить «нет» персоналу,
добровольцам и, что очень важно, самому
кандидату.

• Менеджер зачастую пребывает в тени,
как бы занимая место в последних рядах
залов, где кандидат публично выступает.
Ему следует больше заботиться об
управлении кампанией, чем о том, чтобы
красоваться на людях вместе с кандидатом;
следить за тем, чтобы пресса цитировала
именно кандидата, а не руководителя
избирательной кампании и других
ответст­венных работников штаба

• Менеджер должен знать проблемы и
возможности участни­ков кампании.
Ему необходимо умение «нанимать»
и «выго­нять», не забывая, однако,
что это очень деликатное дело, особенно
если штаб состоит исключительно из
добровольцев. Менеджер обязан знать,
кто и на что способен.

Итак, можно подытожить: если кандидат
— это глава руководя­щего совета, то
менеджер избирательной кампании —
главный ис­полнитель ее решений.
Менеджер — тот, кто несет полнейшую
от­ветственность за выполнение плана.
Он должен быть человеком, на­деленным
здравым смыслом, умеющим делегировать
полномочия другим работникам штаба
кампании.

Председатель комитета
поддержки.
Это
почетная должность, на которую назначается
уважаемый и хорошо известный населению
ок­руга человек. Кандидат предоставляет
эту должность тому, кто оказал ему
доверие. Имя председателя может иногда
появляться на основных документах
избирательной камлании, брошюрах и
объявлениях.

Если кандидат попросил кого-либо стать
председателем комитета поддержки, он
обязан определить роль, которая в ходе
кампании от­ведена этому человеку.
Ведь председатель комитета поддержки
не­редко может вообразить, что именно
он обязан действовать как ме­неджер
кампании, то есть не осознает истинного
значения своей по­четной должности.
К сожалению, иногда бывает и так, что
лицо, за­нимающее данную должность,
на самом деле руководит избиратель­ной
кампанией, но, естественно, делает это
непрофессионально.

Комитет поддержки. В
некоторых случаях
комитет поддержки формируется для того,
чтобы ввести в его состав нескольких
«столпов» местной общественности
и тем самым укрепить доверие к
избиратель­ной кампании и придать ей
больший вес. Эти люди позволяют
исполь­зовать свои имена в качестве
сторонников кандидата но они, как прави-

416

ло, не являются
работающими членами штатной команды.
В состав дан­ного комитета входят
также председатель исполнительного
комитета избирательной кампании,
заместитель председателя и секретарь.

Руководящий
комитет («кухонный» кабинет).
Это
рабочая группа в составе 5—7 человек, к
которым кандидат и менеджер мо­гут
обратиться за советами по ходу
избирательной кампании. Это люди, с
которыми кандидат считается и которым
разрешено откро­венно, открыто и
критически высказываться о кампании.
Состав дан­ной группы не должен
превышать десяти человек.

В зависимости от
содержания кампании членами «кухонного»
ка­бинета могут быть ведущие работники
штаба, которые постоянно встречаются,
чтобы оценить ее течение и обменяться
информацией. В состав такого кабинета
могут также входить менеджер кампании,
ответственный за ее график, руководитель
группы добровольцев, председатель
финансового комитета, казначей, директор
по вопросам связей с общественностью
(пресс-секретарь) и консультант по
юри­дическим вопросам (юрисконсульт).

Председательствующим
на заседаниях «кухонного» кабинета
должен быть руководитель избирательной
кампании. В зависимости от объема
загруженности кандидат тоже может
посещать заседания, однако на­пряженный
график работы не позволяет ему делать
это постоянно.

Казначей
кампании.

Основная
обязанность казначея кампании -контроль
за своевременным и в строжайшем
соответствии с действую­щим
законодательством поступлением средств
в избирательный фонд.

Казначей — это
главный бухгалтер избирательной
кампании. Он обя­зан хорошо знать
бухгалтерское дело, избирательное
законодательство, поскольку несет
ответственность за оформление финансовых
документов, связанных с использованием
фондов избирательной кампании.

Казначей ведет
бухгалтерские книги, оплачивает счета,
готовит отчеты об использовании средств
и общем состоянии финансов. Он должен
работать в тесном контакте с руководителем
кампании и ее коммерческим директором.

Коммерческий
директор
.
Вместе
с кандидатом он является глав­ным
сборщиком средств, необходимых для
ведения избирательной кампании.
Коммерческий директор должен быть
хорошо известен в финансовых кругах.
Он выполняет чрезвычайно важную роль
в кам­пании, а потому ему не следует
стыдиться просить средства. Это должен
быть человек, которого уважает кандидат,
с которым хорошо работается другим.

417

Чтобы собрать
необходимые средства, коммерческому
директору приходится обращаться за
пожертвованиями к предпринимателям, к
каждому, кто может сделать взнос, и не
жалеть времени на эту рабо­ту. Он
должен безоговорочно поддерживать
своего кандидата, разде­лять побуждения,
заставившие последнего включиться в
избиратель­ную борьбу, уметь объяснить
это и убедить потенциальных доноров
сделать взнос в его избирательный фонд.
Этот человек должен рабо­тать в тесном
сотрудничестве с кандидатом, менеджером
кампании и казначеем.

Юрисконсульт
кампании.
Это
может быть практикующий юрист, который
консультирует штаб кампании по всем
вопросам из­бирательного законодательства,
а также о путях предупреждения возможных
его нарушений. Юрисконсульт всегда
полезен во время организации деловых
встреч, подписания контрактов, соглашений
об аренде помещений и сбора подписных
листов.

Законодательством,
как правило, предусмотрен целый ряд
огра­ничений в ведении кампании,
поэтому юрисконсульт тут незаменим. Он
обязан следить за тем, чтобы ни кандидат,
ни руководитель кам­пании, ни казначей
не оказались за решеткой.

Юрисконсульт также
крайне необходим в день выборов. Если
возникает потребность, он собирает
команду юристов-добровольцев для
оказания помощи штабу кампании при
нарушениях, случающих­ся в этот день.
Он должен быть наготове, чтобы при
необходимости оказать помощь наблюдателям
за выборами. Естественно, юрискон­сульт
обязан хорошо знать законодательство
о выборах.

Руководитель
группы добровольцев.
Еще
одним ключевым ли­цом среди членов
команды является руководитель группы
добро­вольцев, умеющий привлекать их
и организовывать их работу по вы­полнению
задач избирательной кампании. Иногда
такого человека называют еще
«организационным директором».

Руководитель
добровольцев — ведущая фигура в
проведении кампании. Редко есть
возможность заплатить всем нужным
людям, чтобы сплотить их в единую команду.
Поэтому всегда нужны добро­вольные
помощники. Руководитель добровольцев
должен обладать талантом набирать и
вдохновлять их, руководить их работой.

Руководитель
добровольцев обязан вести постоянный
учет дея­тельности добровольных
помощников, обеспечивать их материала­ми,
всем необходимым для выполнения задач
кампании. Он должен

418

владеть информацией
о запланированных мероприятиях, чтобы
за­благовременно подготовиться к их
реализации.

Общий план
избирательной кампании, как правило,
подсказыва­ет, каким в каждом конкретном
случае должен быть руководитель
добровольцев. Известны несколько типов
таких руководителей. Ска­жем, может
понадобиться человек для работы в штабе,
который на­правлял бы работу добровольцев
по рассылке почты или телефонно­му
оповещению избирателей. В другом случае
план избирательной кампании, например,
потребует большего сосредоточения
усилий на уровне избирательных участков.
В таком случае руководитель доб­ровольцев
должен постоянно контактировать с
избирателями, подби­рать добровольцев
на месте, руководить их работой на
участках. То есть тут опять-таки нужен
особенный человек.

Руководитель
добровольцев подотчетен менеджеру
избиратель­ной кампании.

Ответственный
за график кампании.
Одно
и только одно лицо должно составлять
график работы кандидата. В некоторых
случаях ответственность за это берет
на себя руководитель избирательной
кампании. Поскольку время кандидата
слишком дорого и его следует разумно
распределять, координатор графика его
работы должен ра­ботать на постоянной
основе. Это человек, пользующийся
абсолют­ным доверием кандидата

Ответственный за
график должен хорошо разбираться в
вопросах политики. Он обязан составлять
еженедельное расписание и сбалан­сировано
распределять время кандидата: на
публичные выступления, интервью, поездки,
аналитическую работу, заседания штаба
избира­тельной кампании, персональные
дела и т.д. Он должен также обес­печивать
кандидата, менеджера и других членов
штаба составлен­ным на неделю графиком.

Ответственный за
график играет очень важную роль в
кампании. Ведь ничто так негативно не
отражается на кандидате и осуществляемой
им избирательной кампании, как ошибки
в графике работы с людьми.

Существуют два
варианта подходов к составлению графика:
«пас­сивный», при котором реагируют
на просьбы групп людей, и «актив­ный»,
когда ответственный за график стремится
к наиболее продук­тивному использованию
времени кандидата.

Составляя график
работы кандидата, ответственный за это
дол­жен хорошо понимать стратегию
кампании и ее конкретные цели. Он обязан
постоянно знать, где находится кандидат,
с кем он встречается

419

или стремится
встретиться, уметь доказать политическое
значение той или иной встречи.

Ответственному
за график нужно самому быть хорошо
организо­ванным, уметь ориентироваться
в деталях и обходиться с публикой. Это
именно тот человек, который может
отказать в контактах или удовлетворить
просьбу о встрече. В отличие от всех
остальных чле­нов команды он должен
контактировать с кандидатом напрямую.

Ответственный за
график обязан также следить за тем,
чтобы кандидат был обеспечен транспортом,
подбирать сопровождающих на различные
мероприятия, и если нужно, содокладчиков.

Ответственный
за связи с общественностью (пресс-секретарь).
Это
лицо, отвечающее за коммуникацию во
время избирательной кам­пании. В
некоторых случаях, особенно на уровне
местных выборов, данные обязанности
берет на себя руководитель кампании.
Однако с учетом личности и положения
кандидата, особенностей избиратель­ного
округа и плана кампании на эту должность
может потребоваться доброволец, который
будет работать полный рабочий день, или
даже оплачиваемый сотрудник.

Главная задача
ответственного за связи с общественностью
(или пресс-секретаря) — сделать кандидата
человеком, хорошо известным избирателям.
Имеется в виду обеспечение общения в
работниками средств массовой информации,
подготовка речей, дирижирование
разнообразными мероприятиями,
заслуживающими внимания прес­сы,
планирование появления кандидата перед
работниками средств массовой информации,
координация оплачиваемых рекламных
мате­риалов в прессе (для этого, правда,
зачастую бывает нужен специаль­ный
консультант). Ответственный за связи с
общественностью (пресс-секретарь)
подчиняется руководителю кампании и
работает в тесном контакте с кандидатом,
ответственным за график кампании и
руководителем группы добровольцев.

На начальном этапе
избирательной кампании ответственный
за связи с общественностью (пресс-секретарь)
часто занимается анали­тической
работой и руководит ею. То есть он
собирает информацию, изучает материалы,
необходимые для составления плана
избиратель­ной кампании. На протяжении
всей кампании ответственный за связи
с общественностью (пресс-секретарь)
должен продолжать исследова­тельскую
работу, например, накапливать и обобщать
сведения демо­графического содержания,
информацию, касающуюся поведения
электората и действий оппонентов и т.д.

420

Идеальной
кандидатурой на эту должность может
стать человек, ко­торый знает местных
журналистов и имеет опыт работы с людьми.
Очень важно, чтобы он хорошо разбирался
в тонкостях политики. Но равносильно
самоубийству, если назначенный на эту
должность убеж­ден, что средства
массовой информации настроены против
кандидата и не существует ни малейшей
возможности привлечь их на свою сторону.

Ответственный за
связи с общественностью (пресс-секретарь)
должен ясно понимать общую стратегию
кампании и ее тему. Его за­дачи именно
в том и состоит, чтобы предлагать
творческие и полити­чески эффективные
пути донесения темы кампании до как
можно более широкого круга избирателей.

Этому лицу нужно
уметь говорить от имени кандидата о
различ­ных проблемах и информировать
прессу о графике его работы. Именно на
него возлагается задача сделать так,
чтобы кандидат ци­тировался средствами
массовой информации. Вот почему
ответст­венный за связи с общественностью
(пресс-секретарь) должен очень тесно
взаимодействовать с кандидатом и быть
тем человеком, кому кандидат полностью
доверяет.

Руководитель
штаба.
Это
человек, который отвечает за работу
штаб-квартиры и обеспечивает ее всем
необходимым для нормально­го
функционирования. Потребность в
дееспособном штабе становит­ся
решающей для проведения не только
общенациональных, но и ме­стных
избирательных камланий.

Руководитель штаба
постоянно печется об его своевременном
от­крытие и закрытие, чистоте в
комнатах, работе оборудования, пишу­щих
машинок, компьютеров, телефона и др. Он
также обязан встре­чать и приветствовать
посетителей, исполнять административные
и секретарские функции. Общая цель его
усилий — сделать штаб удоб­ным для
работы добровольцев и граждан, которые
сюда приходят.

Руководитель штаба
подчиняется руководителю кампании.
Ино­гда в зависимости от организации
работы он может выполнять пору­чения
и руководителя группы добровольцев по
наблюдению за их деятельностью.

Во время избирательной
кампании очень важно создать деловую
атмосферу. Руководитель штаба должен
позаботиться об ответах на телефонные
звонки, закупить канцелярские
принадлежности, обес­печить порядок
в помещениях и т.д.

Участковые
координаторы.
Работа
на участке — это сердцеви­на всех
организационных усилий. Работа на
конкретном участке

421

обеспечивается
участковым координатором, подотчетным
руководи­телю добровольцев. В крупных
районах может понадобиться руко­водитель
работы на избирательных участках,
который будет руково­дить участковыми
координаторами и сообщать о результатах
руко­водителю добровольцев.

В округах, где
имеется несколько крупных населенных
пунктов, рационально назначать такого
руководителя в каждом из этих пунк­тов.
Если же округ небольшой, делать этого
не стоит во избежание лишней путаницы.

Участковые
координаторы во всех деталях планируют
организа­цию кампании «от двери до
двери», созывают помощников, чтобы
провести оперативные встречи с
избирателями, выяснить, кто из них будет
голосовать на дому. Они очень тщательно
дирижируют рабо­той по распространению
агитационных материалов и проведению
иных конкретных мероприятий.

Участковые
координаторы должны хорошо знать
жителей, уметь привлекать друзей и
соседей к проведению кампании. Но прежде
всего они призваны убеждать людей
принять участие в голосовании и
обеспечивать избирателям возможность
сделать это.

В зависимости от
особенностей избирательного округа и
полити­ческой платформы кандидата
перечисленную работу можно органи­зовать
как на основе общих для всех избирательных
участков, коор­динируемых штабом
специальных программ, так и на основе
отдель­ных для каждого участка
программ, либо совмещая эти два подхода.
Например, если имеется лишь несколько
участков, можно назначить координаторов,
ответственных за отдельные виды работы
на всех из­бирательных участках: по
расклеиванию агитационной литературы;
работе с конкретными группами избирателей;
по вопросам голосова­ния на дому;
организации наблюдения и т.д. Если же
избирательных участков много,
разновидностями этих работ может
автономно ди­рижировать один координатор
на каждом избирательном участке
от­дельно. В некоторых случаях, особенно
там, где участковые коорди­наторы еще
недостаточно опытны, оба подхода можно
объединить, помогая этим координаторам
в проведении отдельных мероприятий
силами опытных координаторов, работающих
на соседних участках.

Главное,
что нужно при этом помнить, —
ключом
к хорошей организации работы является
привлечение к ней множества людей,
причем каждый должен выполнять небольшое
задание. Нужно пы­таться четко
распределить обязанности. При этом
следует остановиться

422

на том типе
координации работы, который наиболее
эффективен для данного избирательного
округа и наилучшим образом соответствует
планам и имеющимся ресурсам людей,
помогающих кандидату.

Руководители
специальных программ.
Во
время проведения из­бирательных
кампаний возникает необходимость в
осуществлении специальных программ,
способствующих росту их общей
эффектив­ности. Содержание этих
программ в каждом отдельном случае
кон­кретно и определяется планом
кампании.

Поскольку в период
избирательных кампаний такие специальные
программы имеют большое значение, для
их выполнения на участке назначается
то или иное определенное лицо. Иногда
руководителям специальных программ
поручается проведение особо срочных
меро­приятий в конкретное время,
например, подготовить подборку писем
избирателей в местную газету. Ответственные
за эти мероприятия (программы) обязаны
проработать их выполнение во всех
деталях. Полномочия и степень подотчетности
каждого руководителя специ­альной
программы должны оговариваться при ее
утверждении.

Большинство
руководителей таких программ подчиняются
на местах ответственным за организацию
работы добровольцев. Но это не лишает
их возможности и даже необходимости
сотрудничать с ве­дущими руководителями
избирательной кампании, если выполнение
программы входит в круг вопросов, за
которые данные руководители несут
ответственность. Чаще всего это бывает
ответственный за гра­фик кампании,
пресс-секретарь, юрисконсульт и др.

Руководителю
специальных программ можно поручать
выполне­ние различных заданий: отправку
специальной почтовой корреспон­денции,
расклеивание предвыборной агитационной
литературы, сбор информации, написание
писем редакторам средств массовой
инфор­мации и т.д. Тут, собственно,
многое зависит от того, сколько по­мощников
имеется в его распоряжении.

Ниже приведены
примеры возможных обязанностей
руководите­лей специальных программ
при выполнении отдельных заданий.

Руководитель
телефонных акций.
Для
кампании, которая в значительной мере
основывается на телефонных звонках
по­тенциальным добровольцам и особенно
избирателям (чтобы уточнить некоторые
детали и убедить последних прийти на
избирательные участки), на телефонном
опросе общественно­го мнения, очень
важно иметь именно такого руководителя,

423

который координирует
данную работу. Он должен распола­гать
полными списками с номерами телефонов,
подобрать и подготовить добровольцев,
обработать полученные результа­ты и
создать специальный банк данных.
Человеку, организо­вывающему всю эту
работу, нужно координировать свои
дей­ствия с руководителем добровольцев.

Руководитель
агитационной автоколонны.
Он
необхо­дим
в тех случаях, когда планом избирательной
кампании предусматриваются агитационные
поездки кандидата и его сторонников по
округу. Руководитель агитационной
автоко­лонны отвечает за транспортные
средства, водителей, планирова­ние
маршрута, своевременное получение
разрешения на пере­движение такой
колонны по обозначенному маршруту.
Кроме того, он организовывает массовые
собрания избирателей, распре­деляет
литературу и детально координирует
работу доброволь­цев, помогающих в
проведении подобных мероприятий.

Организатор
сбора подписей.
Такой
руководитель осо­бенно необходим
тогда, когда собираются подписи
избирате­лей в поддержку претендента
в кандидаты либо когда исполь­зуются
их петиции, чтобы привлечь внимания к
важным про­блемам, на которых
сосредоточивает внимание кандидат.
Этот руководитель организовывает сбор
подписей под петициями. Он нередко сам
готовит тексты последних, распечатывает
их, подбирает добровольцев, которые
распространяют бланки пе­тиций и
собирают подписи. Организатор сбора
подписей регу­лярно отчитывается на
встречах руководства кампании о том,
как выполняется эта работа

Руководитель
агитпоходов по участку.
Наличие
данного работника очень важно в
избирательных кампаниях, где ставка
делается на агитацию «от дверей до
дверей». Такой человек в тесном
контакте с участковым координатором и
руководите­лем добровольцев готовит
кампанию «от дверей до дверей» на
ведущих избирательных участках. Он же
следит за графиком ее проведения,
подбирает агитаторов, составляет списки
уча­стников походов, организовывает
рассылку открыток по месту жительства
избирателей с уведомлением об агитационном
по­ходе. Кроме того, он постоянно
информирует руководителя кампании о
ходе выполнения этой работы. (Более
подробно о кампании «от двери до двери»
мы поговорим дальше).

424

Руководитель
по специальным вопросам голосования
из­бирателей .
Такой
организатор крайне необходим в тех
рай­онах, где много избирателей
преклонного возраста или болею­щих,
избирателей, часто бывающих в командировках,
или когда определенная категория
избирателей может использовать день
выборов для домашних и семейных дел
(студенты — для посе­щения родителей,
живущих в другой местности; владельцы
садово-огородных участков — для работы
на них и т.д.). Работа с та­кими
избирателями может увеличить явку на
выборы и дать не­обходимое для победы
дополнительное количество голосов.
Ру­ководитель такой программы должен
хорошо знать законода­тельство,
регулирующее избирательный процесс.

Руководитель
программы распространения листовок и
плакатов.
Как
в городах, так и в сельской местности
распро­странение листовок и плакатов
— эффективный способ агита­ции.
Ответственный за этот участок работы
должен работать вместе с руководителем
кампании, руководителем доброволь­цев
и участковым координатором (особенно
если нужно опре­делить наиболее
удобные места для расклеивания
агитацион­ной литературы). Руководитель
данной программы разрабаты­вает
график и подбирает соответственных
людей для выпол­нения указанной
работы.

Руководитель
дня выборов
.
Часто
избирательные кампании выигрываются
благодаря эффективности мер именно в
день вы­боров. Поэтому специально
назначенный человек должен напра­вить
все свои усилия на организацию работы
в этот день. В его обязанности входит
подбор и подготовка тех людей, которые
бу­дут наблюдать за голосованием.
Целесообразно задействовать специальный
банк телефонных номеров и проанализировать,
в каких районах голосование дает
максимальное количество голо­сов,
организовать систему подсчета голосов
и спланировать рас­писание работы
кандидата в день выборов. Руководитель
дня вы­боров должен работать в
непосредственном контакте с руководи­телем
кампании, юрисконсультом, ответственным
за график кампании и руководителем
добровольцев. (Более подробно об этом
см.: «Активизация явки избирателей на
выборы»).

Как видим, обязанности
руководителей отдельных участков
рабо­ты (программ) существенно разнятся.
Поэтому крайне важно скоор-

425

динировать их
деятельность и подобрать для каждого
направления соответствующего человека
Например, не стоит привлекать к такой
работе того, кто уже показал, что не
может справиться с каким-либо участком
работы при проведении кампании. Следует
учитывать то, что руководители специальных
программ всегда нуждаются хотя бы в
одном заместителе или ассистенте.

Руководители
коалиций (групп) избирателей с особыми
инте­ресами.
Все
большее значение для результатов выборов
приобретает выделение групп избирателей,
имеющих одинаковую специальность или
общие интересы и налаживания контактов
с ними. Для этого участка работы
обязательно нужно назначить руководителя.

Специальными
группами избирателей или их коалициями
могут быть объединения пожилых людей,
ветеранов, женщин, молодежи, учи­телей,
врачей, рабочих, сторонников различных
партий и другие четко выделяющиеся
объединения. Для работы в каждой из
таких групп необ­ходимо иметь свое
доверенное лицо. Это должен быть уважаемый
и ав­торитетный среди данной
общественности человек, умеющий
налажи­вать контакты с неформальными
лидерами групп избирателей.

Необходимо, чтобы
руководители коалиций (групп) избирателей
с особыми интересами были лояльны к
кандидату и убеждали членов своих групп
поддерживать его. Они должны информировать
канди­дата и штаб кампании о проблемах,
волнующих группы людей, кото­рые они
представляют, а также консультировать
штаб кампании от­носительно методов
влияния на конкретные группы избирателей.
Методами влияния могут быть целенаправленная
рассылка почты, беседы и встречи
кандидата, этими избирателями, его
контакты с влиятельными лидерами этих
групп и др.

В тех случаях,
когда несколько групп избирателей с
особыми ин­тересами объединяются для
поддержки кандидата, необходимо
соз­давать специальные комитеты групп
избирателей, например, комитет избирателей
«Учителя и врачи за кандидата…» и
т.д.

Следует сказать,
что только в очень немногих избирательных
кампаниях удается подобрать опытных
добровольцев, которые воз­главляли
бы работу на каждом из упомянутых
участков. И все же, как бы ни складывались
обстоятельства и каков бы ни был дефицит
кадров, оставлять оголенными эти участки
работы нельзя.

Консультанты
кампании.
Наряду
с назначением руководителя избирательной
кампании очень часто нанимают также
специальных консультантов по вопросам
ее проведения, которые нужны для пре-

426

доставления
рекомендаций или же оказания некоторых
услуг в спе­цифических делах. Однако
они никоим образом не заменяют
руково­дителя кампании, комитет
поддержки или добровольцев.

Существуют различные
типы консультантов. В основном они
консультируют по таким вопросам, как
общая стратегия кампании; планирование;
руководство кампанией; работа на радио
и телевиде­нии; наглядная агитация;
сбор средств; привлечение избирателей
и др., или по нескольким этим вопросам
в их определенной комбинации.

Для проведения
кампании иногда бывают необходимы
консуль­тативные услуги по такому
специфическому вопросу, как опрос
об­щественного мнения. Часто возникает
потребность в консультациях более
общего содержания. Самый лучший путь
получить квалифи­цированную консультацию
или услугу — прежде всего четко
сфор­мулировать вопросы. Как и в любой
профессии, всегда есть плохие и хорошие
консультанты. Следует избегать
специалистов, работающих на разных
клиентов, и быть особенно осторожными
с теми, кто гово­рит, что может оказать
политические услуги; но в прошлом не
имел ни одного политического заказчика.

При составлении
договора с профессиональным консультантом
необходимо определить, какие услуги он
должен оказывать, и очень обстоятельно,
чтобы не возникало недоразумений в
будущем, обсу­дить вопрос об оплате
и расходах. Имеет смысл попросить
консуль­танта представить рекомендации
от его предыдущих клиентов и по­том
обязательно переговорить с ними.

В
заключение подчеркнем:
не
все кампании находят добровольцев на
должности, которые были перечислены.
Кандидат должен скоор­динировать
вопросы назначения в команде с общим
политическим планом. Крайне важно для
начала собрать группу из 5—8 доверен­ных
лиц, которая поможет заполнить основные
руководящие пози­ции кампании, а
именно, должности ее руководителя,
казначея, юрисконсульта, руководителя
добровольцев, ответственного за гра­фик.
Однако далеко не всегда это легко
сделать. Тогда приходится возлагать
обязанности на имеющихся сотрудников.
Основный штат следует подбирать так,
чтобы обеспечить выполнение плана
кампа­нии. Еще раз заметим: работая с
добровольцами, крайне важно четко
установить субординацию и обязанности
каждого.

Команда для выборов или отдельный политтехнолог

Дата публикации: 07.06.2016 г.

Автор: Блашенкова ВераФото Вера сайт о нас.jpg

Когда Вы выбираете политтехнолога, политконсультанта или руководителя избирательной кампании (не суть, как называть), нужно быть готовым к тому, чтобы довериться этому человеку, как хирургу. Избирательная кампания для Вас — операционный стол: готовьтесь, что кто-то увидит или коснется Ваших шрамов и болячек, даже если Вы их усердно прятали и долго маскировали.

Полностью согласна с тем, что говорил один мой мудрый кандидат: «С политтехнологом важно быть на одной волне».

Ваш человек или нет, сработаетесь или найдет коса на камень, Вы поймете довольно быстро, может, на переговорах. Кому-то красное, а кому-то зеленое. Почему так?

Во время избирательной кампании вы вступаете в союз, как в семье – на основе любви и взаимной ответственности: кандидату порой приходится закрывать глаза на цену и ошибки, а политтехнологу — играть роль жены (коллеги поймут)  :). Если хотите разобраться, кто именно нужен Вам на выборах — жена с родственниками, сирота или разведенка с детьми, читайте далее…

Итак…

Начинающим кандидатам не всегда очевидно, какие специалисты занимаются избирательной кампанией, и чем отличается руководитель избирательной кампании, политконсультант, политтехнолог, имиджмейкер, начальник штаба и т.д.

Как не назови специалиста, кандидата интересуют ответы на два вопроса: «Кто будет отвечать за выборы?» и «Кто войдет в команду».

Ситуации бывают разные….

Когда для избирательной кампании нужна команда

 
Если Вы новичок в политике и принимаете участие в выборах по одномандатному округу или баллотируетесь на должность в исполнительной власти, при этом сами себя финансируете или находитесь в оппозиции действующей власти, то чаще всего нужна команда, во главе которой человек, похожий на тренера сборной по хоккею, режиссера, дирижера или руководителя проекта. Он может называться по-разному – руководитель избирательной кампании, политтехнолог, начальник штаба. Его задачи следующие:

1. Взаимодействие с кандидатом.

2. Взаимодействие с регуляторами и третьими лицами.

3. Подготовка бюджета и организация финансирования.

4. Планирование работы штаба, кандидата и третьих лиц.

5. Организация работы штаба.

6. Соблюдение правил игры всеми заинтересованными сторонами.

7. Качественный контроль за выполнением работ.

8. Анализ результатов избирательной кампании.

Как правило, «на берегу» руководитель кампании проговаривает с кандидатом или финансирующей стороной несколько вопросов: бюджет и схему финансирования, правила игры и некоторые процедуры взаимодействия (иногда типичные сложности или глюки). Кандидаты, со своей стороны, оценивают, насколько руководитель кампании близок по духу, комфортно ли с ним будет сотрудничать и насколько удобны и понятны процедуры сотрудничества (профессионализм обычно не оценивается, потому что есть рекомендации). Так и договариваются.

Руководитель избирательной кампании может выступать в разных ролях – в роли продюсера, выполняя все представительские функции, но взяв для подкрепления оперативного руководителя – политтехнолога, и в роли политтехнолога. Оперативная работа штаба выстраивается по разным направлением членами команды, в которой должны присутствовать, по меньшей мере:

  • Юрист(ы) (подготовка документов для выдвижения, регистрации, работа в комиссиях и суды)
  • Идеолог или креативщик (часто «в одном флаконе» с политтехнологом – ключевые идеи и стратегия избирательной кампании)
  • Орговик(и) (лица, занимающиеся агитаторами)
  • Журналист(ы)
  • PR менеджер / Координатор мероприятий (организация встреч и концертов)
  • Медиаменеджер (если уровень кампании выше местного)
  • Съемочная группа (ТВ журналист и ТВ оператор если уровень кампании выше местного, то чаще всего это необходимость)
  • Аналитик (по ситуации и в зависимости от бюджета)
  • Интернет-менеджер
  • Дизайнер
  • Верстальщик

Остальных специалистов лучше искать на территории. Часто сотрудники или коллеги кандидата, узнавая о потребности, советуют или предлагают проверенных людей. Иногда так можно закрыть отдельные направления. Далеко не всегда в моей практике кандидат был знаком со всей командой. Дело не только в том, что специалисты могут работать «в удаленке» (например, журналисты, дизайнеры, верстальщики). Чаще всего нет необходимости пересекаться, если речь не идет о текущих мероприятиях. Была даже ситуация, когда кандидат, познакомившись с командой и поблагодарив всех, вдруг сказал, а где же Миша, Саша и Дмитрий, Вы же постоянно с ними общались (нас часто прослушивают). Пояснила, что эти люди живут и работают в разных городах, а общались мы по скайпу.

Другими словами, если начинаете путь в политику по одномандатному округу с количеством избирателей больше 20 тыс., лучше берите команду.

Когда на выборах нужен политтехнолог как отдельная единица

Политтехнолога привлекают как отдельную единицу, если

1. Нужно вести список партии. Партийные функционеры имеют разносторонний опыт участия в выборах, некоторые из них более профессиональны, чем отдельные политтехнологи. К тому же в партии зачастую есть свои люди или рекламное агентство, которое готовит агитационную продукцию, и местные отделения, занимающиеся оргработой. От политтехнолога требуются решения и собственно технологии.

2. Кандидат принимает участие в выборах от «партии власти», но сам себя не финансирует. В этом случае «партия власти» подбирает кандидату политтехнолога или команду. Иногда политтехнологу дают узкую функцию, и он ведет много кандидатов, в другой раз — за политтехнологом могут закрепить одного-двух кандидатов, остальные члены команды даются «в нагрузку» от партии.

3. У кандидата есть команда, но ему помогают спонсоры или покровители, для которых политтехнолог, скорее аудитор. В этом случае целесообразно использовать политтехнолога НЕ как оперативного руководителя, а как политического консультанта. Т.е. по всем вопросам запрашивать решения, советы, рекомендации и технологии и заодно привлекать как тренера. Опытный политтехнолог, как правило, дает веер решений практически по любым направлениям избирательной кампании, чем серьезно помогает кандидату и штабу (особенно если политтехнолог не звездит, а у представителей штаба нет комплекса неполноценности).

4. Выборы проходят по многомандатным округам и кандидаты опытные. В данном случае политтехнолог выступает в роли оперативного руководителя или политического консультанта. Зависит от ситуации. Чаще всего решаются две ключевые задачи – идеи и внедрение технологий по повышению качества голосования.

Резюмируя, можно сказать, что политтехнолог в единственном числе нужен в ситуации долевого финансирования, в качестве консультанта, кандидатам, участвующим в выборах по спискам и по одномандатным округам одновременно, и тем, кто идет по многомандатным округам.

Когда на выборах нужна группа специалистов по направлениям

Группа специалистов чаще всего нужна в следующих случаях:

1. Когда речь идет об участии в выборах по спискам, и финансирование осуществляется несколькими сторонами. В этом случае привлекается несколько команд или разных специалистов от разных финансирующих сторон.

2. У кандидата есть спонсоры или покровители, которые хотят быть уверены в победе. Они оплачивают и рекомендуют группу востребованных по отдельным направлениям специалистов. Кандидат выступает инициатором, какие направления можно укрепить.

3. Результаты настолько важны, что целесообразно подстраховаться, даже если придется переплатить за дублирование тех или иных функций. Наиболее часто в этом случае приглашают специалистов универсалов: политтехнолога-идеолога-орговика, дизайнера-верстальщика, журналиста-ведущего и т.д.

4. Нет местных квалифицированных специалистов по тем или иным направлениям, или есть сомнения в их квалификации и лучше подстраховаться.

5. На выборах слишком высокая конкуренция и достигаются договоренности о снятии кого-то одного в пользу другого. Если у снятого кандидата сильная команда, ее трудоустраивают. Происходит объединение.

6. Когда кандидату важно, чтобы группа востребованных специалистов не работала на оппонентов, он готов заплатить, чтобы команда работала на него.

Итак, команда профильных специалистов востребована в ситуации острой конкурентной борьбы, в ситуации долевого финансирования и для страховки.

Перефразирую известный анекдот:

—          Теперь я Ваш политтехнолог.

—          По любви или по принуждению?

—          Как угодно, хотите — по любви, хотите — по принуждению. Вы совершенно свободны в своем выборе.  

Выбор за Вами!

Текст книги «Полевые и манипулятивные технологии. Настольная книга менеджера избирательных кампаний»

Автор книги: Валентин Полуэктов

сообщить о нарушении

Текущая страница: 2 (всего у книги 37 страниц)

4.2. Менеджеры

Итак, технолог – творец и куратор избирательных проектов. Однако выборы все же делают менеджеры. По-русски «менеджер» – это управляющий, это распорядитель, это директор. В избирательном деле нужны и работают менеджеры разных уровней. Другими словами, внутри менеджерской номинации как бы существует свой табель о рангах.

Менеджер избирательной кампании (менеджер ИК) – основной реализатор проекта всей избирательной кампании, начальник Центрального штаба ИК, специалист-орговик по всем направлениям кампании. Иногда его именуют, и справедливо, Главным менеджером кампании.

Менеджер организационно-массового (полевого) направления кампании (менеджер ОМН, менеджер-полевик) – руководитель одного из двух базовых направлений кампании. В Центральном штабе – это обычно первый заместитель Главного менеджера. Под его началом действуют все те штабные структуры, весь актив, которые имеют непосредственный выход на избирателя. На руководство штабными структурами второго и третьего уровней (территориальные и кустовые штабы) обычно тоже ставят менеджеров-полевиков.

Менеджер агитационно-рекламного (медийного) направления кампании (менеджер АРН, менеджер-рекламщик) – руководитель второго базового направления кампании. В Центральном штабе – он, как правило, заместитель Главного менеджера. В крупномасштабных ИК, где это направление является приоритетным, первым замом Главного менеджера часто назначается менеджер АРН.

Менеджер отдельных агитационных и вспомогательных программ, менеджер локальных проектов. Например, менеджер по пикетам, менеджер программы «Встречи с избирателями» и т.д. Работают они либо под непосредственным руководством Главного менеджера, либо под руководством его зама-полевика.

Менеджер обеспечивающих направлений ИК – хозяйственное направление, правовое обеспечение ИК, связи с внешними партнерами и пр.

Менеджеры низшего звена ИК – это бригадиры агитаторов, старшие групп поддержки кандидата, кураторы опорных точек штаба в глубинных районах округа и др.

4.3. Имиджмейкер, спичрайтер и другие специалисты

Толкование терминов имиджмейкер, спичрайтер, креативщик, скедъюлер и прочих, используемых в книге, вы найдете на её последних страницах, в словаре «Профессиональные термины и сленг».

Названные термины обозначают профессии профильных специалистов по избирательным кампаниям. Все эти профессии требуют определенных знаний и опыта.

Специалисты, работающие на выборах по обозначенным профилям, могут занимать различное положение в избирательных штабах.

Имиджмейкер, например, чаще выступает в роли консультанта кандидата. Спичрайтер может находиться в личной свите кандидата, а может быть прикреплен к пресс-службе штаба.

Креативщик, по большому счету, вообще не должность, а призвание. Вся головка штаба – и руководитель кампании, и начштаба и его замы по базовым направлениям ИК – должны быть креативщиками, по-русски – выдумщиками, генераторами идей. В крупномасштабных кампаниях при избирательных штабах часто создаются специальные креативные группы. В них наряду с умными руководителями включают на штатной основе еще более умных (хотя все знают, что такого не может быть никогда) людей, которые должны постоянно выдавать «на гора» оригинальные идеи.

Я бы с удовольствием заменил упомянутые импортные термины на аналогичные русские, и там, где это позволяет контекст, делаю это. Например, вместо спичрайтера говорю о текстовике и пр. Но, видимо, поезд уже ушел. Большинство из названных терминов довольно прочно внедрились в словарный обиход специалистов, и менять их сейчас на русские – значит, делать революцию наоборот. А вот уже около 15 лет как все мы твердо знаем, что любая революция – это плохо. Так что смиримся.

Впрочем, есть и вполне приемлемые термины, обозначающие профильных специалистов – аналитик, рекламщик, пресс-секретарь, юрист и другие.

4.4. Исполнительское звено

К нему относятся, прежде всего, основные и локальные агитаторы, технические сотрудники агитационно-рекламного направления, а также сотрудники и активисты обеспечивающих направлений ИК.

Главной ударной силой кампании, безусловно, являются агитаторские бригады. Этому исключительно важному инструменту избирательной кампании посвящены две первые главы книги.

5. Три кита ИК

Из сказанного выше следует один бесспорный вывод: если говорить о трех китах, на которых стоит избирательная кампания, то два из них – избирательный технолог (руководитель кампании) и менеджер ИК (начальник штаба). Это в идеале. На практике нередко случается сюжет «два в одном флаконе», особенно в малоформатных кампаниях. Конечно, лучше креативщика и орговика в один флакон не сливать. Но куда денешься другой раз от банальной кадровой проблемы? Поневоле приходится замешивать коктейль.

Итак, по двум китам ясно. Кто же тогда третий?

Догадались? Конечно, кандидат. Или тот, кто заказывает музыку для кандидата, тот, кто «его танцует». То есть, кто платит и двигает кандидата. Такое случается.

От взаимопонимания и взаимодоверия трех этих лиц, трех китов, во многом зависит успех кампании.

Вообще-то это отдельная тема. И в главе об организации штабов мы поговорим на эту тему чуть подробнее. Здесь же скажу лишь о том, что ни технолога, ни менеджера кандидат (будем считать его третьим) не должен подменять, не должен обволакивать мелочной опекой. Надо либо абсолютно довериться им, либо как можно быстрее отказаться от их услуг. Нарушение этого правила влечет возникновение параллельных центров управления кампанией. А это – почти что неизбежный развал кампании, почти что неизбежный проигрыш, спрашивать за который надо будет только с себя.

Часть первая.
Организационные основы
полевой работы избирательного штаба

Организационные основы полевой работы избирательного штаба включают в себя определение места (приоритетности) полевого направления в избирательной кампании, разработку и использование эффективных технологий набора (вербовки), формирования, нацеливания на победу и стимулирования агитаторов, а также вопросы планирования и управления полевыми мероприятиями.

К полевым мероприятиям в избирательных кампаниях привлекается масса людей, на которых возлагаются разнообразные по форме коммуникативные функции, преследующие, однако, одну цель – донести до избирателя нужную информацию, побудить его «правильно» проголосовать на выборах.

Организовать эффективную работу этих людей не просто, даже тогда, когда приходится иметь дело с партийным активом, мобилизованным на выборы. В современных же российских условиях чаще приходится налаживать полевую работу избирательных штабов, имея под рукой наспех нанятых поденщиков. И первоочередной задачей менеджера полевого направления является в предельно короткие сроки сбить из поденщиков агитационную команду, нацеленную на победу.

Этим проблемам, применительно к кампаниям мелкого и среднего формата (до полумиллиона избирателей), и посвящена в основном Первая часть книги.

Глава 1.
Место полевого направления
в избирательных технологиях

В современной России избирательные кампании любого масштаба, за исключением, пожалуй, федеральной президентской, складываются из двух основных (базовых) и ряда вспомогательных (обеспечивающих) направлений работы.

В настоящей брошюре затрагиваются проблемы одного из базовых направлений этой работы – оргмассового.

Оргмассовое направление в избирательной кампании – это та сфера агитационно-пропагандистского воздействия на избирателя, в которую активно включены агитаторы и рядовые активисты штабных структур, то есть агитпехота, то есть «массы». Отсюда и название направления.

Есть другое, перехваченное у социологов название этого направления работы, – «полевое». Имеется в виду, что агитаторы (в социологии – интервьюеры) «пашут» на электоральном поле. И в профессиональной среде, и в специальной литературе, и в этой книге тоже оба этих термина используются как равнозначные.

Полноценная избирательная кампания предполагает ведение полевых работ как минимум по восьми направлениям:

1) сплошные и выборочные обходы квартир избирателей (сбор подписей, раздача агитационных материалов и устная агитация);

2) телефонная агитация (прямая и косвенная-«зомбирующая»);

3) пикеты (сбор подписей, раздача агитматериалов, устная агитация);

4) распространение агитационных материалов (их адресная и сплошная разноска и рассылка) по месту жительства избирателей;

5) расклейка листовок и плакатов, «наскальная живопись»;

6) организационно-агитационная поддержка кандидата во время встреч с избирателями и контактов со СМИ;

7) организационная поддержка общественных приемных кандидата (разновидность приемных – «горячая линия»);

8) обеспечение интересов кандидата в день выборов (наблюдение за голосованием, обеспечение явки избирателей и др.).

Направления оргмассовой работы, которые сейчас перечислены, можно назвать классическими типовыми полевыми технологиями. И еще – это корректные (или если хотите – чистые, белые) технологии.

Существуют и некорректные избирательные технологии, получившие в отечественной избирательной практике широкое распространение. Иногда их называют еще PR-технологиями. Я бы не стал причислять все эти технологии к «грязным», «черным», «серым» и прочим нехорошим технологиям. Некорректные (манипуляционные) – более подходящий термин для обобщения явления, о котором идет речь. И хотя доля грязи в этих технологиях немалая, есть среди них такие, которые иначе как изящными не назовешь. И даже если в результате их применения избирателя просто надувают, его надувают очень изящно. Я имею в виду, например, такие технологии, как «Избирательный лохотрон», «Избирательный договор» и другие.

На некорректных (манипуляционных) избирательных технологиях мы подробно остановимся в третьей, Специальной части книги. А сейчас возвращаемся к типовым и вполне корректным оргмассовым мероприятиям.

Потенциал полевых технологий, безусловно, выше возможностей воздействия на электорат через средства массовой агитации. Почему? Да потому что использование этих методик позволяет обратиться напрямую к конкретному избирателю, выслушать конкретно его, вникнуть конкретно в его проблемы. Никакие телевизионные передачи, никакие газетные материалы не достигают той степени убедительности и адресности, которой можно добиться при личном общении с избирателем. И еще. Ни в эфире, ни в газете, ни в листовке просто невозможно сказать то, что порой говорит избирателю грамотно «натасканный» агитатор.

Опять тот же вопрос: почему? Да потому что, как известно, написанное пером не вырубишь топором. То есть записанное – значит задокументированное, от письменного свидетельства не отопрешься. А раз так, то за неосторожное слово, произнесенное в эфире или опубликованное в газете, запросто можно слететь с дистанции, а то и сесть. Как повезет. Агитатор же может сказать избирателю что угодно, через агитаторов можно распространять самые невероятные слухи и попробуйте привлечь за это агитатора или стоящего за ним кандидата.

В странах с богатым опытом свободных выборов приоритет полевого направления в агитационной работе никто не возьмется оспаривать. У нас же, порой даже от людей, слывущих корифеями в вопросах избирательных технологий, можно услышать, что институт агитаторов себя изжил, что акция «От двери к двери» в российских условиях неэффективна. Так, в журнале «Выборы. Законодательство и технологии» № 7-8,сентябрь 2000 (с. 25) отец-основатель «Никколо М» Игорь Минтусов говорит примерно следующее: теперь, мол, когда каждому избирателю понятно, что работа агитаторов, работающих от двери к двери, оплачивается кандидатом, общаться с ними избирателю становится противно. Другое дело, когда избиратель получает по почте письмо или открытку от кандидата – это действует наповал, растроганный адресат готов тут же добровольно лишиться голоса в пользу отправителя агитационной корреспонденции.

Для политтехнолога, претендующего на железную логику, довод гнилой. Наш избиратель, я полагаю, догадывается, что не только агитатор, но и любой другой активист штаба кандидата работает небескорыстно, и что вообще всякое действо в избирательной кампании кто-то проплачивает. В нынешней России никто за просто так работать на чужого дядю не станет. Поэтому если исходить из критерия бескорыстия, то надо презрительно плевать не только в постучавшего в дверь агитатора, но и в телевизор, по которому крутятся рекламные ролики кандидата. А агитационные письма, которые так нравятся Минтусову, особенно если они помещены в дорогой евроконверт с окошечком и распечатаны на импортном компьютере, следует, не читая, спускать в канализацию.

Политтехнолог лукавит. Он не любит и не берется за кампанию «От двери к двери» не потому, что агитаторы себя изжили, а потому что дело это довольно трудоемкое и технологически хлопотное. И доступное для аудита клиента. Надувать консалтинговые щеки гораздо спокойнее и доходнее. Но ведь «трудоёмкое» – отнюдь не синоним «неэффективному».

Полевое направление в избирательной кампании действительно сложное и трудоемкое. Для эффективного проведения оргмассовых агитационных мероприятий надо как минимум суметь организовать агитационные массы, т.е. агитаторов. Надо их набрать (навербовать), причем, в достаточном количестве, произвести их селекцию, структурировать и обучить. Нужно предъявить им мобилизующие стимулы, убедить, что эти стимулы обязательно будут реализованы. А затем всю эту массу надо стройными рядами направить, проконтролировать, а также простимулировать, да так, чтобы до избиркома не дошло сколько кому. Из сказанного следует вывод: если у вас под рукой нет хорошо структурированной партии или инструмента, позволяющего оперативно создать структуру, подобную партийной, на полноценную избирательную кампанию особенно рассчитывать не стоит.

Из нескольких десятков ПИАР-консалтинговых фирм, рекламирующих сегодня свои возможности вести избирательную кампанию «под ключ», лишь единицы способны в полном объеме и методологически грамотно отработать полевую составляющую избирательной кампании. Это те фирмы, которые опираются на структуры партийного типа. Остальным это просто не по плечу и поэтому они либо игнорируют оргмассовую составляющую, ограничиваясь чисто рекламными технологиями, либо лишь имитируют перед клиентом ее проведение. Тем самым заранее обрекая себя и клиента на неиспользование 50 % ресурсов в плане агитационного воздействия на электорат.

Не так давно на выборах мэра крупного южного города мне довелось наблюдать работу одной неплохой московской пиаровской группы, которая вела, на мой взгляд, очень перспективного, хотя и не раскрученного, кандидата. Москвичи, правильно наметив стратегическую линию кампании и удачно простроив имидж кандидата, грамотно отработали агитационно-рекламную составляющую. Они тонко провели линию политического лоббирования, добившись на заключительном этапе поддержки своего кандидата серьезными лидерами общественного мнения. Тем не менее с поставленной задачей (выход во второй тур) не справились. И все из-за того, что нужная информация о кандидате так и не дошла до большинства жителей города.

Политическая реклама в СМИ, на которую так рассчитывали москвичи, хотя и была в содержательном плане вполне добротной, однако использованных для ее демонстрации эфирного времени и газетных площадей оказалось явно недостаточно. Кандидаты, у которых коммуникативный ресурс СМИ был побогаче, вырвались вперед.

Пиарщики обязаны были это предвидеть. И постараться компенсировать недобор за счет грамотно спланированной и четко отлаженной полевой работы. Однако опыта такой работы у них не было. В результате нанятые и оплаченные агитаторы по большей части простаивали. Нескоординированность агитационно-рекламного и полевого направлений работы, непродуманная тиражная политика выпуска и распространения агитационно-полиграфической продукции привела к тому, что через сеть агитаторов позитивная информация о кандидате дошла всего до 40 % избирателей (10% – из рук в руки и еще 30% – через почтовые ящики). При том что по законам жанра в каждую квартиру должно было попасть как минимум 3 агитационных материала от кандидата.

Потом в оправдание говорилось: все равно, мол, листовки люди выбрасывают, не читая. В ответ можно было бы сказать: одну из трех большинство все-таки прочитали бы…

В моей ранней практике есть одна из самых знаменитых в современной России избирательная кампания, выигранная исключительно за счет полевого направления. Это – победная кампания Сергея Мавроди в Мытищинском избирательном округе 1994 г. Именно после этой кампании я уверовал в преимущество полевого направления перед всеми другими направлениями работы избирательных штабов.

Главной задачей кампании Мавроди было нейтрализовать в сознании электората имидж жулика, прочно укрепившийся за руководителем АО МММ. Стратегическую линию по трансформированию имиджа Мавроди по схеме обманщик поневоле – талантливый предприниматель, ставший жертвой бездарного правительства Черномырдина – гонимый финансовый гений, способный вывести экономику страны из тупика реализовали в основном за счет организационно-массового направления. Именно на агитаторов была возложена миссия донести необходимую информацию до избирателя. Роль СМИ в агитации было решено свести к минимуму из-за опасения снятия с дистанции.

В книге Е. Малкина и Е. Сучкова «Основы избирательных технологий» (2-е издание) на стр. 24 утверждается, что для победы Мавроди на выборах в Госдуму в 1994 г. ему хватило голосов вкладчиков АО МММ, проживавших на территории округа. Это легенда, не более. Хотя нельзя не согласиться с тем, что победу основателю знаменитой финансовой пирамиды обеспечили именно вкладчики. Только не те, о которых говорят уважаемые мной авторы замечательной книги. Творцами победы Мавроди стали агитаторы из числа членов «Союза акционеров АО МММ», как минимум трижды и на совесть «проутюжившие» каждую квартиру, каждый частный дом в округе. Надо было видеть, как работали эти люди, как они «рвались в бой». Сотни вкладчиков по утрам буквально осаждали избирательный штаб, выбивая для себя «маршруты» и агитационные материалы. Они искренне верили, что если Мавроди победит, у него будет больше возможностей вернуть им долг.

В семьи пенсионеров посылали пожилых агитаторов, молодежь «обрабатывали» молодые. Если в какой-то квартире с агитатором не стали разговаривать, на завтра туда шли внешне «более подходящие» посланцы избирательного штаба. Агитаторы из Союза акционеров (а в последние две недели в округ выезжало ежедневно до 2 тысяч членов Союза) шли к избирателям с мольбой: мы верим Мавроди, поверьте и вы! Они несли избирателям округа телеграммы и обращения с аналогичной просьбой со всех уголков России и СНГ. Это действовало. Это в конце концов и обеспечило победу. К сожалению, надеждам большинства агитаторов из Союза акционеров не суждено было сбыться. Мавроди с ними так и не расплатился.

Глава 2.
Агитатор как класс в избирательном процессе

2.1. Вопросы чистоты терминологии

Итак, оргмассовая (полевая) составляющая избирательной кампании – это то направление работы, для осуществления которой привлекаются агитаторы.

В избирательной практике и книгах по избирательной тематике для обозначения агитаторов упорно употребляются термины «добровольцы» («добровольные помощники») и «активисты». А еще – «волонтёры».

Зачем агитаторов обзывают добровольцами или активистами – понятно. Тем самым кандидаты как бы демонстрируют общественности наличие у них некоей социальной базы, а заодно пытаются убедить избирком в своей непорочности в плане расходования избирательного фонда, полагая, что добровольчество в избирательных кампаниях равнозначно бесплатному энтузиазму.

Все это ерунда и лукавство. По понятным причинам лишь у коммунистов есть актив добровольцев-энтузиастов. Да и тот обслуживает преимущественно партийный список. Даже на своих мажоритарщиков коммунистический актив на безвозмездной основе работать не любит. Для причисления всех остальных «активистов» и «добровольных помощников» к добровольцам оснований ровно столько же, сколько для причисления крокодилов к парнокопытным.

В массовом порядке добровольцы в современных российских избирательных кампаниях проявились лишь на заре демократии – 1989-91 гг. У советской интеллигенции так велико было желание покончить с политической монополией КПСС, что они день и ночь абсолютно бесплатно «утюжили» квартиру за квартирой, агитируя за демократов. Добровольчество как явление агитационно-избирательного энтузиазма иссякло вслед за разгоном Ельциным системы Советов народных депутатов. И хотя многие из бывших демократических добровольцев продолжают свою «утюжку» – но теперь уже на профессиональной основе, агитируя за кого и за что угодно, лишь бы деньги платили. При этом по-прежнему не любят, когда их называют агитаторами – не нравится этот «совковый» термин.

Вряд ли можно назвать добровольцами агитаторов из «Союза акционеров АО МММ», о которых я упомянул выше. Хотя эти люди «рвались в бой» абсолютно добровольно, никто их не подгонял и практически не контролировал, они все же больше напоминали рабов, которым пообещали свободу, если они сделают конкретную черную работу.

Насчет термина «волонтёр». В переводе с французского «волонтёр» – это лицо, добровольно поступившее на военную службу. Что ж, если у Вас не вызывает неприятия бытующее сравнение избирательной кампании с маленькой войной, то почему бы не назвать бойца избирательного фронта волонтёром (в современном русском –«контрактник»). Единственно, надо иметь в виду, что нанимается волонтёр на службу добровольно (т.е. его не рекрутируют насильно), но платить за службу оговоренную в контракте сумму ему все равно должны регулярно.

Самый подходящий термин для обозначения людей, непосредственно занимающихся агитацией среди населения, на мой взгляд, – агитатор. И если кого-то смущает «совковое» происхождение термина (а в советское время агитаторами именовались общественники избирательных комиссий, которым поручалось выверять списки избирателей накануне выборов), то совершенно напрасно. Сегодня люди, которые по поручению избирательного штаба кандидата ходят « от двери к двери», клеят листовки и плакаты, работают в пикетах и т.п., – это в самом прямом, в самом непосредственном смысле – агитаторы, потому что своими действиями они способствуют тому, чтобы избиратели проголосовали за их кандидата.

Что же касается термина «активист», то я бы не стал его отметать. Активисты в любом избирательном штабе имеются, но это не агитаторы, а нечто существенно иное. В идеале актив составляют люди, которых работа на кандидата, что называется, «зажгла», стала на время кампании «образом жизни», и которые помимо возложенных на них функций делают все от них зависящее для победы на выборах. Они принимают участие в оперативном обсуждении планов реализации агитационных мероприятий, не проходят мимо недостатков в работе штаба, по собственной инициативе отслеживают выборную ситуацию в округе и т.д. Как правило, в актив входят люди, занимающие определенное положение в структуре управления избирательной кампании – от общественных экспертов и доверенных лиц кандидата до бригадиров (руководителей групп) агитаторов, соратники и родственники кандидата. Часто активистами становятся и рядовые агитаторы, к мнению которых руководители кампании должны особенно прислушиваться по той простой причине, что никто лучше агитаторов не улавливает изменений в настроениях избирателей. И чем больше агитаторов становятся активистами, тем лучше.

Употребление термина «активист», видимо, оправдано и для команды, формируемой на базе партийного актива.

Я не завел бы этой нудной терминологической лекции, если бы в ней не было практического смысла. Довольно часто приходится сталкиваться с кандидатами, которые, начитавшись о добровольцах и энтузиастах-активистах, лучше всего усваивают лишь одну сторону добровольчества – то, что добровольцы работают бесплатно. И поэтому всячески стремятся заполучить халявных агитаторов, не желая понимать, что «добровольный» и «бесплатный» – не всегда одно и то же.

Помню, как я в первый раз обжегся на таких добровольцах. Действующий депутат Московской городской думы С. решил стать депутатом Государственной думы. В столице он курировал предармейскую подготовку молодежи, выбивал для структур типа прежнего ДОСААФ и для юношеских спортивных школ бюджетные средства. Руководители окружных военкоматов и спортивных обществ города к нему относились неплохо, и поэтому когда С. заявил о своих претензиях на кресло в Охотном ряду, дружно решили ему помочь. И вот каждый вечер к избирательному штабу С. стали подкатывать автобусы с «добровольными помощниками». В качестве таковых прибывали курсанты шоферских курсов ДОСААФ и юноши из каких-то спортивных школ-интернатов. Прибывали по графику: сегодня людей выделяла одна школа, завтра другая и т.д. Перед «добровольцами» ставилась задача обхода квартир с раздачей избирателям листовок и других агитационных материалов. Перед тем, как пустить ребят по квартирам, штабисты тщательно инструктировали их, а представители военкомата или спортивной школы, демонстрируя портрет кандидата, вдалбливали им, что они приехали помогать не просто какому-то там чужому дяде, а своему благодетелю – тому самому, благодаря которому у них на водительских курсах (в спортшколе) есть все необходимое. После этого ребятки группами и по одному расходились по закрепленным маршрутам.

Через пару-тройку часов «добровольцы» возвращались с задания, садились в автобусы и уезжали восвояси. А наши платные штабисты шли по следам отработавших спортсменов и будущих воинов и собирали за ними по подъездам, мусоропроводам и близлежащим оврагам пачки выброшенной агитационной продукции, чтобы назавтра с утра разнести ее избирателям собственноручно. Конечно, кое-кто из молодых помощников не сразу бросал листовки в мусоропровод, что-то из агитпродукции все же попадало по назначению, но большинство «добровольцев», судя по всему, прямиком направлялись к мусоропроводам…

Кандидат негодовал, требовал надлежащим образом организовать работу «добровольцев», пока до него не дошла вся бессмысленность использования «халявной» рабсилы. Но за пару недель интенсивной «помощи добровольцев» он рассорился со всеми штабистами, со своими друзьями из военкоматов и спортивных обществ. А сколько агитационных материалов пропало впустую? Надо ли говорить, чем закончился этот эксперимент.

Довольно часто в избирательной практике встречаются случаи дармового привлечения студентов в помощь выдвигающемуся в депутаты ректору, солдат и курсантов военных и милицейских училищ – в помощь рванувшему во власть командиру части или другу командира части. А кандидаты из числа представителей партии власти мобилизуют на агитационную работу жилищно-коммунальных работников. Конечно, это не ребята из ДОСААФа, пригнанные поагитировать на пару часов. С них можно спросить, на них можно надавить. Но если людей пригнали делать не свою работу и к тому же за просто так, надо быть готовым к тому, что высланным вслед за ними контролерам (в нашей команде их называют «овражниками») будет что извлекать из мусоропроводов и близлежащих оврагов.

Поэтому когда очередной кандидат, потирая руки от предвкушения халявы, заявляет, что завтра ему на подмогу прибудут курсанты или студенты, я прошу немедленно закупить определенное число синтетических баулов, которыми обычно пользуются «челноки» для перевозки товаров из-за бугра, чтобы было во что собирать овражные листовки. И стараюсь к радости «добровольных помощников» дать им работы как можно меньше.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция для хлебопечки мулинекс home bread
  • Руководство apple imac
  • Административные методы руководства это
  • Сурфаниос плюс инструкция по применению дезсредства
  • Сурфаниос плюс инструкция по применению дезсредства