Руководство изобразительной деятельности детей

Руководство изобразительной деятельностью

детей дошкольного возраста.

Все дети любят рисовать, лепить, конструировать. В этом проявляется их стремление к самовыражению, к воспроизведению полученных впечат­лений. Родителям не следует пускать этот процесс на самотек. В продук­тивной деятельности детей проявля­ется соответствие их представлений реальным предметам или явлениям. Эти представления ребенка об изображаемом либо точные, полные, либо поверхностные, а иногда и искажен­ные.

Внимание детей приковывает окружающий мир, та жизнь, которая совершается на их глазах. Родители не должны быть безучастными к тому, на что смотрит ребенок, как понимает то, что видит, какие при этом чувства его волнуют. Живое восприятие окружающего – важнейшая основа жизни ребенка. Помощь взрослого заключается, прежде всего, в отборе впечатлений. Если же впечатления хаотичны, не соответствуют возрасту, пониманию ребенка, то детям от них мало пользы. Нечеткость, неясность представлений о предмете, явлении ведет к нечеткости в его изображении. Для изображения увиденного, понятого ребенком родителям важно приобрести сыну (дочери) все необходимое. Для рисования ребенку нужна бумага, простые и цветные карандаши и фломастеры (желательно по цвету более контрастные относительно бумаги: красные, синие, зеленые, черные, коричневые).

Надо подумать и о месте, где он будет работать, где и как будет хранить материалы и продукты своего труда. Хорошо иметь для этого отдельный столик с открытой полкой или детский секретер. Только поставить их надо так, чтобы свет падал с левой стороны (если ведущая рука правая). Родителям надо обращать внимание на то, чтобы ребенок правильно сидел, не горбился, не наклонялся очень низко.

Ребенку необходимо отвести такое место в квартире, где всегда без помех и ограничений, не боясь закапать краской, паркет или случайно испачкать мебель, он может порисовать. Лучше постелить там толстую оберточную бумагу или коврик, который не жалко испачкать, лучше иметь для этих занятий нарукавники, фартук или рабочий халатик специально для рисования, лучше, наконец, потратить время на то, чтобы приучить вашу дочь или сына делать уборку после рисования, чем запрещать им пользоваться краскам лишь на том основании, что они пачкаются.

Увлекательным видом занятий дома являются книжки – раскраски. Родители должны помочь детям в этих занятиях. Прежде всего, необходимо внимательно рассмотреть каждую картинку, прочитать текст под ней, потом поговорить о цвете, которым лучше раскрасить рисунок, подумать, чем лучше раскрасить (карандашами или красками). У ребенка может не сразу получиться ровное и аккуратное раскрашивание. Он может заходить за контуры рисунка. Покажите терпеливо, как следует это делать, успокойте сына (дочь), скажите, что он обязательно научится. Пусть ребенок закрасит 1 – 2 картинки, не более, но бережно отнесется к своей работе. Раскрашенный до конца альбом желательно рассматривать с ребенком, можно предложить показать его воспитателю, детям.

Для развития детских способностей к рисованию необходимо заинтересованное, в меру требовательное отношение взрослых к детской работе, их доброжелательная критика, вера в силы ребенка. Не излишние похвалы, ни насмешливое критическое отношение к детской работе не могут создать той благоприятной атмосферы, в которой успешно бы развивалось детское творчество.

Таким образом, занятия с разнообразными материалами являются для ребенка совершенно необходимыми творческими занятиями. Рисование не пустая забава для детей. Занятия ребенка с разными изобразительными материалами способствуют художественному, эстетическому развитию ребенка, дают возможность узнать свойства различных материалов. Дети научаются лучше различать форму, цвет, величину предметов, сопоставлять, сравнивать их по этим показателям, учатся управлять движениями рук, ставить цель перед собой и осуществлять ее. Изобразительная деятельность способствует развитию воли, воспитывает характер.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/442218-rukovodstvo-izobrazitelnoj-dejatelnostju-dete

Кашлей
Анна 3сд

Задание №1

«Содержание самостоятельной
изобразительной деятельности»

Художественное воспитание детей происходит
не только на занятиях, но и в повседневной жизни, в часы самостоятельной
изобразительной деятельности, возникающей по инициативе детей. Полученный на
занятиях художественный опыт, усвоенные знания, умения, навыки дети переносят в
новые необычные условия.

Источник самостоятельности
— впечатления от восприятия окружающей действительности. Свидетельство тому —
рисунки, лепка, аппликации по замыслу, в которых дети выражают свои
представления, интересы, стремления, проявляют различные чувства.

В самостоятельной  изобразительной
деятельности возникает желание нарисовать, вылепить сувенир в подарок маме,
воспитателю, послать свои рисунки заболевшему товарищу, подготовить игрушки
детям младшей группы. Иногда дети собственными усилиями украшают к празднику
свою групповую комнату, вестибюль детского сада, зал, готовят пособия,
необходимые для занятий: материал для счета, коробочки для карандашей,
подставки для кистей и т. д. Они интересуются новыми предметами, которые
появились в группе или у товарищей, зарисовывают их, лепят, делают аппликации.
Желание поупражняться в способах действий, полученных на занятиях, возникает у
детей и вне занятий: они рисуют, скажем, коврики для кукольных комнат, рисуют
то, что особенно близко.

Самостоятельную художественную
деятельность детей воспитатель может организовать как в помещении, так и на
воздухе, например те его виды, которые требуют пространства: рисование мелом на
асфальте, выкладывание мозаики из керамической плитки, лепка из глины,
рисование с натуры цветов, листьев (акварелью, пастелью, цветными карандашами)
выкладывание изображений из камушков (солнышко, животные, люди), создание
изделий из папье-маше, изображений из сучьев и веток растений, плетение из
соломки, создание скульптур из снега, украшенных цветными льдинками.

В самостоятельной деятельности часто
возникает связь рисования с лепкой, аппликацией, конструированием,
изобразительного творчества с другими видами деятельности — музыкальной,
театрально-игровой, литературной. Дети рисуют силуэты персонажей для теневого
театра, сами мастерят элементы костюмов к драматизациям сказок, создают
декорации к кукольным спектаклям. Эту деятельность они порой связывают с
творческой ролевой игрой: например, сооружают из крупного строительного
материала различные постройки (корабли, колхозные фермы, зоопарки, магазины),
лепят фрукты для игры в «магазин». Задача воспитателя — наблюдать за
самостоятельной деятельностью детей, отмечать особенности проявлений. Некоторые
дети по своей инициативе переносят в самостоятельную деятельность тематику,
способы выполнения заданий, предложенные на занятиях; другие сознательно ставят
перед собой цель и в соответствии с ней выполняют тот или иной рисунок, лепку.
В самостоятельной изобразительной деятельности дети действуют индивидуально,
объединяются по трое-четверо или большими группами.

«Руководство самостоятельной
изобразительной деятельностью»

Педагогическое руководство изобразительной
деятельностью, возникающей по инициативе ребенка в свободное от занятий время,
представляет некоторую сложность. Дело в том, что воспитатель не осуществляет
прямого обучения, а использует главным образом приемы косвенного руководства,
которые во многом определяются содержанием самостоятельной изобразительной
деятельности ребенка. Но для того чтобы ребенок смог самостоятельно передавать
впечатления об окружающем, он должен свободно владеть
изобразительно-выразительными средствами. Знания, умения, навыки дети усваивают
на занятиях, а также в повседневной жизни. В первом случае задачу облегчает
взрослый, во втором — ребенок самостоятельно использует приобретенные знания,
умения.

Дети с удовольствием рисуют несложные
декоративные композиции (коврики, салфетки, платки и т. д.). Поэтому вне
занятий воспитатель дает возможность рассмотреть игрушки, картинки, в которых
четко изображается форма предмета. Декоративные росписи, доступные по
композиции узора (дымковская роспись), помогут детям обогатить свои рисунки.
Постепенно уже в среднем дошкольном возрасте у детей появляются свои любимая
тематика в рисовании, лепке, любимые цвета. Поддерживая устойчивый интерес,
подготавливая разнообразный материал, педагог предлагает изображать и другие
предметы, что не только обогащает содержание работ, но и развивает
любознательность и наблюдательность. Когда дети создают сюжетные композиции,
можно напомнить, как располагают предметы на листе. На занятиях рисованием
(лепкой, аппликацией, конструированием) воспитатель сам определяет цель, ставит
перед детьми конкретную задачу: например, предлагает вылепить угощение для
кукол или придумать декоративные узоры для украшения кукольного уголка. В ходе
игры, которая развертывается после занятия, воспитатель активизирует детей,
напоминает малышам, что они угощают кукол печеньем, конфетами.

Старшие дети советуются, какими ковриками
лучше украсить стены комнаты, где живут куклы. В самостоятельной
изобразительной деятельности инициатива исходит от детей. Если в средней группе
воспитатель советует, организует, помогает, то в старшей группе он
предоставляет детям большую самостоятельность. Ребята с любопытством наблюдают
процесс творчества товарища, стремятся помочь ему советом, приносят банки с
водой, с интересом смотрят, что получается. Иногда в процесс рисования, лепки
включаются еще 2 — 3 детей, возникает творческое содружество. Коллективное
творчество обогащает детей. Воспитатель, поддерживая дружеские взаимоотношения,
вовремя приходит на помощь тем, кто в чем-то затрудняется. Несколько советов,
как оборудовать уголок для самостоятельной изобразительной деятельности и
строительный уголок. Прежде всего необходимо выделить место — особенно удобны
ленточный стол, шкафчик для хранения материалов, которые располагают так, чтобы
дети могли ими пользоваться. Здесь же хранят произведения изобразительного
искусства — репродукции, эстампы, альбомы, открытки, а также изделия декоративно-прикладного
искусства.

В зоне изобразительной деятельности должна
быть доска, а еще лучше — мольберт, широкий ассортимент материалов. Тогда у
детей появится возможность создавать интересные композиции цветными мелками,
гуашью, акварелью, темперой, тушью, керамической глиной, плитками, цветной
синтетической пленкой, осваивать незнакомые приемы, что открывает новые
возможности образного воплощения. Материалы и оборудование уголка
изобразительной деятельности воспитатель время от времени меняет, дополняет, пересматривает.
Воспитатель организует и выставки репродукций, декоративноприкладного искусства
— городецкой росписи, хохломы, дымковской игрушки, составленные из работ детей
(в зале или в групповой комнате).

В часы самостоятельной деятельности дети
особенно любят играть вылепленными фигурками. Учитывая эту особенность,
воспитатель старается развить игровой замысел. Так, если дети вылепили посуду,
он предлагает желающим декоративно расписать свои изделия. Для стимулирования
самостоятельной конструктивной деятельности в строительном уголке помещают
наборы строительных материалов (крупные и мелкие), соответствующие возможностям
детей, различные конструкторы и разнообразные мелкие игрушки: мягкие,
резиновые, металлические, пластмассовые, полиэтиленовые, изображающие людей,
животных, растения, транспорт. Для старших дошкольников желателен альбом с
фотографиями построек, сделанных как самим воспитателем, так и детьми.
Фотографии, собранные в одном альбоме, могут отражать разную тематику или
разные варианты одной и той же темы (мосты, транспорт, здания и т. д.).

В летнее время на участок выносят наборы
строительного материала, из которого дети сооружают различные постройки на
столах, играют ими, используя дополнительные игрушки: строят театр и
разыгрывают представление; сооружают мост, улицу, наполняя их интенсивным
движением. В уголках ручного труда, где находится всевозможный материал
(картон, бумага, клей, нитки, коробки, проволока, молоток, различный природный
материал и т. д.), одни дети могут заниматься предварительной подготовкой
материалов к занятиям, другие исправлять свои работы, выполненные неудачно на
занятии. Старшие дошкольники под руководством воспитателя могут изготавливать
различные поделки, необходимые для игры, используя при этом умения и навыки, полученные
на занятиях. Воспитатель помогает детям, иногда сам выполняет всю поделку, но
обязательно привлекает к помощи детей (что-то склеить, нарезать бумагу,
подобрать соответствующие нитки и т. д.), советуется с ними. Чтобы привлечь
детей к предстоящему занятию, воспитатель иногда изготавливает в их присутствии
образцы интересных игрушек, выставляет их на несколько дней в уголке ручного
труда.

Интересна работа с природным материалом
(береста, кора, соломка, шишки, желуди, камешки, листья). Во время прогулок
воспитатель обращает внимание детей на причудливую форму и очертания сучков. По
его инициативе дети собирают природный материал. Воспитатель показывает, как из
него изготавливают забавные игрушки (из шишек и пластилина — ежика, рыбку,
бабочку; из соломки и глины — избушку для петушка или зайчика; из шишек, мха и
сучков — лесовичка, из пучка соломы и веревки — кукол). К этим игрушкам дети из
бумаги и лоскутков ткани выкраивают одежду.

Младшие дошкольники будут проявлять
интерес к рисованию, лепке по собственному желанию. Дети среднего дошкольного
возраста (с появлением новых видов деятельности — декоративного рисования,
вырезывания) по своей инициативе начнут вне занятий рисовать простейшие
элементы узоров, вырезать фигурки из бумаги разных цветов. А у старших
дошкольников не только обогатится содержание деятельности, но и сформируется
устойчивый интерес к творчеству. Постепенно изменяется и педагогическое
руководство изобразительной деятельностью детей вне занятий — от показа
способ«» действий к развитию самостоятельности, инициативе и при выборе
материалов, и при передаче намеченного замысла.

Нельзя превращать изобразительную
деятельность вне занятий в дополнительные формы работы. Тот объем знаний,
навыков, умений, который определен программой воспитания и обучения для каждой
группы, вполне достаточен. Ведь изобразительная деятельность вне занятий
необязательна для всех. Заниматься ею могут только те дети, кто любит рисовать,
лепить, вырезывать. Дети могут заниматься самостоятельной изобразительной деятельностью
не столь регламентированно как на занятиях. Заканчивать рисунки, лепку,
аппликации, если дети не успели их завершить, они могут в последующие дни,
неоднократно возвращаясь к ним. Руководство этой деятельностью требует от
воспитателя чуткости, внимания к интересам и замыслам детей, создания условий
для развития их творческих способностей

Задание №3

В
группе есть уголок, где в полной доступности для детей лежат листы, карандаши
и.т.д. все что необходимо для творческой деятельности детей. Весь материал
соответствует возрасту и творческим способностям детей.

Так
же в группе есть строительный материал (набор маленьких кубиков, лего, большой
строительный набор из мягких деталей)

Для
размещения изобразительного материала есть шкафы или полки, к которым дети
имеют свободный доступ. В группе есть место для демонстрации детских работ.

Задание №2

Подготовить
консультацию в родительский уголок на тему «Создание художественно-эстетической
развивающей среды для дошкольника

Уважаемые Родители!

Развитие ребенка зависит от того, как осуществляется процесс его
воспитания, как организовано пространство, в котором он растет и
совершенствуется, в каком окружении он находится — в монотонном, однообразном,
стандартном или, наоборот, разнообразном, насыщенном, неординарном,
изменяющемся, динамичном.

Среда развития ребенка в детском саду — важный компонент
дошкольного образования. И.А. Липчанская считает, что непременным условием
построения развивающей среды в дошкольных учреждениях любого типа является
опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между людьми, которая
реализует ряд принципов.

Уважение интересов и потребностей: предполагает предоставление
свободы исследования, резерв свободного места и времени. Необходимо
активизировать самостоятельное экспериментирование и поисковую
активность детей, побуждать их к творческому отношению к выполняемой
деятельности, самовыражению и импровизации.

Для этого требуется соблюдать следующие условия:

·     
разнообразие, насыщенность,
неординарность и сменяемость предметной среды, окружающей ребенка;

·     
включение в нее
максимального количества предметов взрослого обихода;

·     
предоставление свободы
исследования (в обиходе называемого «ломанием»);

·     
резерв свободного места и
времени для разворачивания игр (свободное пространство в раздевалке, спальной
комнате);

·     
возможность свободно брать
любые игрушки и действовать с ними по собственному усмотрению;

·     
определение максимального
уровня размещения игрового и дидактического материалов согласно росту;

·     
универсальность
предметно-игровой среды, позволяющей самим детям и вместе с педагогами строить
и менять игровую среду, трансформируя ее в соответствии с видом игры и содержанием;

·     
учет прежнего опыта,
способности к комбинированию, созданию нового.

Важно стимулировать творческую активность, сделать это можно при
помощи:

·     
обогащения окружающей среды
предметами, объектами и стимулами, максимально усиливающими любознательность
дошкольника;

·     
поддержки и поощрения
оригинальных идей и замыслов;

·     
создания условий для
реализации творческих идей на практике;

·     
использования системы
вопросов проблемного характера из различных областей знаний ребенка;

·     
использования личного
примера творческого решения проблем;

·        
создания проблемно-поисковых
ситуаций, побуждающих к активной познавательной деятельности детей
.

Желаем успехов!

Список литературы:

1.        
Вербенец А.М. Образовательная
область «Художественное творчество». Как работать по программе
«Детство». — СПб: ООО «Издательство «Детство-Пресс»,
М.: ТЦ «Сфера», 2012.

2.        
Ветлугина И.А. Эстетическое
воспитание в детском саду. — М., 1985.

3.        
Комарова Т.С. Методика
обучения изобразительной деятельности и конструированию. — М., 1985.

4.        
Поляков М.Н. Построение
развивающей среды в детском дошкольном учреждении. / Готовимся к аттестации! —
СПб.: «Детство — Пресс». 1999.

Самостоятельная изобразительная деятельность детей дошкольного  возраста.

                               Выполнила:

                                                                                Емерова Надежда

                                                                                Дмитриевна

                                                    Введение

      Н.Михайленко, Н.Короткова в методических рекомендациях отмечают важность обеспечения самостоятельной деятельности детей, так как в ее рамках развивается творческая  активность в разных видах деятельности (игре, конструировании, изобразительной деятельности и др.) Здесь ребенок получает возможность самореализации, так как становится хозяином действий, отношений, обретает чувство самоуважения, собственного достоинства, познает себя. В связи с этим, авторы определяют важность разделения педагогического процесса на три составляющих блока, а среди них – блок свободной самостоятельной деятельности детей, имеющий значение для решения задач всестороннего воспитания личности ребенка. В своей свободной деятельности ребенок актуализирует способности и умения, складывающиеся как на занятиях, так и  в совместной деятельности со взрослым. Самостоятельная активность ребенка создает необходимый базис для познавательной мотивации и интереса к собственной познавательной деятельности. [9]

     Проблемы проявления у детей инициативы, самостоятельности и художественно-творческих проявлений, а также характеристике педагогических условий, обуславливающих их развитие, исследовали такие ученые, педагоги как, Н.А.Ветлугина, И.Л.Дзержинская, В.А.Езикеева, Т.Г.Казакова, Л.Н.Комиссарова, Л.Я.Панкратова, Л.В.Пантелеева, Г.Н.Пантелеев, А.Е.Шибицкая, Л.С.Фурмина и др. и в 1980 году вышла в свет коллективная монография под редакцией Н.А.Ветлугиной «Самостоятельная художественная деятельность дошкольников». Как отмечает Н.А.Ветлугина: «Деятельность ребенка может быть названа художественной, если она непосредственно связана с различными видами искусства», и дети, в силу своих возрастных особенностей, «сами находят форму организации своей художественной практики». В связи с этим, авторы

рассматривают самостоятельную художественную деятельность детей как

деятельность по инициативе самих детей, в которой они активно осваивают доступные им виды искусства, организуя свои действия в форме игр, упражнений и придавая им репродуктивный или творческий характер. [10]  

    Г.Г.Григорьева отмечает, что самостоятельная художественная деятельность различна по содержанию, возникает под влиянием различных мотивов и ребенок проявляет себя в ней как субъект деятельности (самостоятельно ставит цель, определяет средства ее достижения, выполняет работу и получает результат), что представляет особую ценность, так как представляет одну из форм самодеятельности дошкольника. [3]

    Изобразительная деятельность, возникающая по инициативе самого ребенка, выражает его интересы, склонности, а самое главное, способствует проявлению его способностей. Самостоятельная художественно-творческая  деятельность способствует самоактуализации детей, развитию у них самостоятельности, инициативы, активности, творческих проявлений, интереса к собственной художественной деятельности. Поэтому имеет значение обеспечение возможности саморазвития, самореализации детей в самостоятельной   изобразительной деятельности.

      Задачи развития самостоятельной изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста.

     Самостоятельная  изобразительная деятельность детей  различна по своему содержанию: это и театрализованные игры, и художественно-словесное творчество, музицирование, изобразительная и декоративно-прикладная практика. Как отмечает Н.А.Ветлугина, все эти виды искусства выступают как самостоятельные, и в их тесных взаимосвязях, являют собой синтетическую художественную деятельность. Анализируя труды А.Н.Леонтьева, А.В.Запорожца, Н.А.Ветлугина определяет самостоятельную художественную деятельность детей как реализацию отношения ребенка к различным видам искусства, и как то «среднее звено», которое связывает объект (искусство) и субъект (ребенка). [10]

    Проблема формирования самостоятельной   изобразительной деятельности детей в детском саду широко рассматривается в педагогических трудах, и как отмечает Г.Г.Григорьева, все аспекты в данном случае рассматриваются применительно к изобразительной деятельности. Самостоятельная изобразительная деятельность осуществляется в свободное время и как игра возникает по инициативе ребенка. Ребенок выбирает тему, ставит цель, определяет  средства изображения, выполняет работу и получает результат. Автор отмечает, что смысл самостоятельной деятельности заключается в формировании у детей способности к самостоятельному отражению своих впечатлений. [3]

    Н.А.Ветлугина, анализируя исследования развития самостоятельной деятельности, отмечает сходство ее с игровой, так как и та и другая возникают по инициативе детей в соответствии с индивидуальными интересами детей, осуществляются по самостоятельному замыслу, в них отражаются имеющиеся впечатления детей, их отношение к процессу деятельности. Но у игры и художественно-творческой деятельности имеются

различия. Мотивом художественной деятельности, по мнению Н.А.Ветлугиной,  часто выступает стремление детей к усовершенствованию

полученных умений. Коллектив авторов под руководством Н.А.Ветлугиной, опираясь на основные положения А.Н.Леонтьева, А.В.Запорожца, сформулировали примерную структуру самостоятельной художественной деятельности [10] :

Структурный компонент

Характер проявления

1

возникновение художественных замыслов (цели) как проявление интересов ребенка, обусловленных внутренними мотивами, имеющимся художественным опытом.

самостоятельный выбор ребенком того или иного вида деятельности, нахождение формы ее организации, привлечение сверстников к участию, к установлению взаимоотношений и распределению ролей, в подготовке материальных условий к ее осуществлению.

2

реализация замысла, качество которой зависит от владения способами переноса имеющегося опыта в новые условия.

применение адекватных способов действий – воспроизводящих и творческих, ранее усвоенных, но видоизмененных детьми.

3

самоконтроль действий, стремление приблизиться к поставленной цели.

совершенствование ребенком своих действий по ходу развития деятельности, высказывание предположений по ее дальнейшему ходу и окончанию.

    Источником самостоятельности являются впечатления от восприятия окружающей действительности, в своих работах дети выражают свои чувства, различные представления, интересы, стремления. Полученный на занятиях художественный опыт, усвоенные знания, умения, навыки дети переносят в новые необычные условия, где проявляются их интересы, склонности к определенному виду деятельности, к любимой тематике. Искусство также является источником самостоятельной изобразительной деятельности. Различные его виды, живопись, музыка, литература, театр, кино и т.д., обогащают дошкольников различными впечатлениями, способствуют созданию детьми выразительных образов. [8]

   Н.П.Сакулина подчеркивает, что в процессе самостоятельной художественной деятельности проявляются различные склонности ребенка.  Склонность  к  изобразительной   деятельности    говорит  о   наличии очень

разнообразных по своему характеру способностей, которые в дальнейшем могут   найти    различное    общественное    применение.   В    детской

самостоятельной изобразительной деятельности выражаются художественные склонности – любовь к цветосочетаниям, к созданию ритма узоров, выражение сказочных образов, картин природы.[12]

   Таким образом, возникая по собственной инициативе детей, самостоятельная художественная деятельность проходит без непосредственного участия и помощи взрослого. Но исследователи самостоятельной художественной деятельности Н.А.Ветлугина и др. считают этот  процесс  не  спонтанным,  а  педагогически  обусловленным,   который

зависит от установления правильного соотношения субъектных и объектных причин. [10] Те художественные интересы,  сформированные с помощью взрослого, накопившиеся впечатления, желание закрепить то, что не до конца усвоено – все это способствует проявлению самостоятельности в художественно-творческой деятельности. В связи с исследованиями Н.А.Ветлугиной и ее соавторов, а также из опыта работы Е.Скибиной и С.Косенко [13] можно выделить

задачи развития самостоятельной  изобразительной  деятельности:

  1. выявить особенности самостоятельной изобразительной деятельности детей, возникающей по их собственной инициативе;
  1. определить уровень способов самостоятельных действий, приобретенных детьми в процессе художественно-продуктивных занятий;
  1. установить состояние предметно-развивающей среды, способствующей самостоятельной деятельности детей;
  1. создать условия, стимулирующие проявления самостоятельной  изобразительной деятельности;
  1. формировать интерес к самостоятельной  изобразительной деятельности, используя наиболее эффективные методические приемы;
  1. систематизировать планирование работы по самостоятельной художественно-творческой деятельности;
  1. изучить особенности семейного окружения, укрепляющего или разрушающего стремление ребенка к художественным проявлениям;
  1. обобщить опыт педагогических приемов, стимулирующих самостоятельные действия детей.

   Г.Г.Григорьева отмечает, что уровень самостоятельной деятельности детей

различен в разные возрастные периоды, что связано с возрастными психофизическими возможностями дошкольников в овладении деятельностью и условиями, в которых идет ее развитие. Но при создании благоприятных условий к концу дошкольного детства у детей оформляется довольно высокий уровень самостоятельности изобразительной художественно-творческой деятельности. [3]

   В процессе изобразительной деятельности, как отмечает Т.С.Комарова, ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получилось. Но самое главное – создавая изображение, ребенок приобретает разнообразные знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем, в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать. [6] Поэтому важно обеспечивать самостоятельную изобразительную  деятельность детей, где каждый ребенок может наиболее полно проявить себя без какого бы то ни было давления со стороны взрослого.

   Работы детей, выполненные в свободное от занятий время, могут дать воспитателю информацию, которая поможет определить уровни овладения детьми различными изобразительными навыками, что поможет спланировать индивидуальную работу, тематику художественно-продуктивных занятий, наметить задачи и методы обучения детей. Анализ проявляемого в самостоятельной деятельности индивидуального опыта детей позволяет определить характер познавательной деятельности детей на занятиях, что дает возможность организовать занятия на творческом уровне. [3]

   Таким   образом,   задачи   развития     самостоятельной    изобразительной  деятельности   позволяют    определить    характер    проявления

самостоятельности детей, их предпочтения, склонности, пути активизации детей, создание условий, обогащения предметно-развивающей среды, а также эффективные приемы руководства данной деятельностью и условия ее организации.

        Характер самостоятельной изобразительной  деятельности детей.

   Самостоятельная деятельность детей, как правило, возникает в свободное от режимных моментов и от занятий время. Н.П.Сакулина отмечает, что  самостоятельная художественно-творческая деятельность возникает в игре.

В творческих ролевых играх, отражающих различные стороны жизни, может включаться и изобразительная деятельность – выполнение рисунков, лепки, исполнение песен и т.п. Сам же процесс рисования, лепки и вырезывания и т.п. легко и непосредственно переходит в игру – сделанные детьми поделки служат игрушками, да и сам процесс создания для ребенка уже игра, содержание игры выражается также в речи, движении. [12]

    Т.Г.Казакова также определяет, что одной из наиболее ярких форм самостоятельной деятельности является игра, она может быть различной в зависимости от содержания деятельности. Самоорганизация детей приобретает в основном две формы:

  • сюжетно-ролевая игра;
  • упражнения, которые чаще всего имеют индивидуальный характер.

Эти формы существуют параллельно, имеют место в каждой возрастной группе, но форма упражнений характерна для детей старшего дошкольного возраста. [15]

   В самостоятельной изобразительной деятельности дети, как правило, действуют индивидуально. Иногда они объединяются по интересам, действуют коллективно по трое-четверо или большими группами, коллективное  творчество      обогащает   детей.      По   своей   собственной  

инициативе   дети    могут   себя проявлять   в различных видах художественно-творческой деятельности. Т.Г.Казакова в пособии «Эстетическое воспитание в детском саду» отмечает, что в младшем дошкольном возрасте возникают простейшие формы самостоятельной деятельности (рассматривание иллюстраций в книге, рисование цветными мелками, палочкой на снегу, на песке и т.п.), у старших дошкольников наблюдается более развернутый характер. Самостоятельная художественная

деятельность часто имеет синтетический характер: дети могут одновременно рисовать   и    напевать   знакомые   мелодии,   рассматривать   картинки   и

произносить вслух известные им стихи или потешки, показывать сценки из кукольного спектакля и петь песни или танцевать и т.д. Такое соединение различных     видов    деятельности    дает    ребенку     возможность    полнее

мобилизовать свой художественный опыт, ярче проявить свои склонности и способности. [15]

      Самостоятельная изобразительная деятельность постепенно с возрастом обогащается по содержанию, в то же время может быть разнообразна по видам. Сочетание музыки, пения, движения, изобразительной деятельности способствует более яркому воплощению игрового, музыкального, графического образа. Такие проявления говорят о довольно высоком уровне  проявления самостоятельной изобразительной деятельности.

    Г.Г.Григорьева определяет высокий уровень развития самостоятельной изобразительной деятельности детей в следующих проявлениях [3] :

  • Специфические мотивы. 

— Ребенком движет стремление выразить мысли, чувства, свои впечатления о мире, ребенок в своем творчестве желает быть понятым и принятым взрослыми и детьми, стремиться получить одобрение, адресует им свою работу, т.е. деятельность вызывается общественно-направленными мотивами.

— Интерес, склонность к данному виду деятельности – важный и часто встречающийся побудитель самостоятельной деятельности, в свою очередь, вызываются различными причинами: ощущение успеха и наличием соответствующих   способностей,   потребность    в    творчестве,   пока  еще

неосознанная, но формирующаяся. Эти специфические мотивы деятельность весьма ценны для формирования общей направленности личности ребенка, так как они входят в общую структуру мотивационно-потребностной сферы дошкольника и влияют на его поведение в целом.

  • Целеполагание.

Проявляется в постановке ребенком все более разнообразных целей согласно

впечатлениям, которые его волнуют. Для личностного развития важно, что у ребенка появляются самостоятельные устремления определения  темы  изображения.                                            

  • Способность под влиянием действенных мотивов искать и находить средства для достижения цели.

Проявляется в деятельности когда дошкольник относительно свободно владеет способами изображения, не боится поисковой деятельности при отсутствии каких-то изобразительных решений, тогда детское «хочу» объединяется с «могу» и ребенок испытывает радость от деятельности.

    Г.Г.Григорьева отмечает, что «очень важно, чтобы операционально-техническая сторона деятельности, реализующее это «могу», выполнялась не на чисто репродуктивном, а на творческом уровне». [3] Яркое впечатление, осмысленное, анализирующее восприятие, способность к переносу,     варьированию,    поиску    способов     изображения     при

соответствующем контроле (сравнение получаемого результата с представлением и корректировка образа) – это все и есть, по мнению Г.Г.Григорьевой моменты творческого поиска в деятельности. Проявляется в том, что ребенок самостоятельно отбирает материал, ярко представляет себе образ, находит способы изображения, комбинируя известные, видоизменяет, дополняет их и изобретает новые.

  • Получение удовлетворяющего ребенка результата.

Проявляется в отношении ребенка к продукту своей деятельности: стремление применить его в соответствии с первоначальным смыслом деятельности (подарить, привлечь зрителей к восприятию и сопереживанию содержания, бескорыстное удовлетворение от удачного поиска и исполнения задуманного).

   Под влиянием формирования мотивационно-потребностной сферы личности в самостоятельной художественной деятельности у детей возникает инициатива в выборе тем, разработка замыслов, активный поиск способов изображения и самооценка получаемого результата в соответствии с замыслом и предназначением работы. [3]

    Но, как отмечает Т.Г.Казакова, может быть и более низкий уровень самостоятельности, если ребенок не освоил нужных способов действий в

процессе специально-организованной или совместной со взрослым деятельности. Следовательно, чтобы дети по своему желанию и интересам

могли выбирать различные виды художественной деятельности, необходимо

дать им достаточные знания, сформировать определенные навыки и умения. [15]

    Источниками  самостоятельной изобразительную  деятельности детей могут выступать следующие явления:

  • Впечатления от восприятия окружающей действительности, разнообразные жизненные ситуации (прогулка в лес, посещение театра, цирка, рассматривание иллюстраций, новые игрушки) оставляют след в памяти ребенка, вызывая, как правило, положительные эмоции.
  • Изобразительное искусство является также источником детской

самостоятельной деятельности. Различные его виды оказывают наиболее сильное влияние на развитие индивидуальных творческих проявлений детей, особенно это касается детей старшего дошкольного возраста, так как они имеют определенный запас знаний и представлений об окружающем.

  • Значительно обогащает самостоятельную изобразительную деятельность детей произведения художественной литературы, в частности стихи классиков детской литературы и сказки.
  • Праздничные утренники и развлечения с яркими интересными сценариями – это волнующее и радостное событие для каждого ребенка. Активное участие ребенка в них находит отражение в самостоятельной художественно-творческой деятельности. Дети

          передают свои впечатления в соответствии с опытом и умениями.

  • Наиболее сильным побудителем, по мнению Т.Г.Казаковой [15], является художественный опыт, который дети приобретают на занятиях. Систематическое обучение в каждой возрастной группе позволяет постепенно накапливать и увеличивать объем знаний,

            умений и навыков в области музыкальной, художественно-речевой, изобразительной деятельности. Желание поупражняться в способах

             действий, полученных на занятиях, часто возникает у детей, они изображают то, что особенно им близко.

  • Также одним из особенных условий возникновения у детей желания самостоятельно действовать – это предметно-развивающая среда, оснащение групповой комнаты необходимым материалом, оборудованием и пособиями. Оборудованная зона изобразительной деятельности соответствующими материалами, где ребенок имеет возможность пользоваться разнообразными пособиями,  способствует созданию творческого настроения.

    Пожалуй, наиболее характерным проявлением самостоятельной художественно-творческой деятельности детей является рисование. Н.Аллахвердова в книге «Дети рисуют» отмечает, что все виды художественного   творчества,    кроме   рисования,   требуют  времени  для

овладения определенными формами самовыражения, а пока ребенок этими формами овладевает, он, обычно, уже вырастает и не способен передать в них необычность своего детского восприятия мира. [1] Только в рисовании дети с самого начала свободны от ограничений, и поэтому рисование им ближе всего. Это та область творчества и труда, где ребенок выступает наравне со взрослыми, а порой и превосходит их. Как пишет Н.Сергеева, в рисунках детей проявляется сложнейший мир души, который малыш открывает внимательному наблюдателю: «рисунок – это откровение детской души, рассказ ребенка о самом себе, о своей боли и радости, о том, о чем не скажешь словами, о том, что еще не понимаешь, не осознаешь, но остро чувствуешь». [11] Поэтому очень важно давать возможность ребенку  выражать    себя    в    различных   видах    изобразительной    деятельности,

действовать самостоятельно, проявлять инициативу в выборе той деятельности, которая отвечает его потребностям, способностям, желаниям.

    Итак, самостоятельная изобразительная деятельность детей весьма разнообразна по содержанию, она развитие творческих способностей, обладает большими возможностями для решения разнообразных воспитательных задач, развития мотивационно-потребностной сферы личности, инициативности, творческой активности детей дошкольного

возраста. Следовательно, со стороны педагога требуется чуткое руководство, а также создание необходимых условий для самореализации детей.

Современные требования к условиям организации самостоятельной изобразительной  деятельности.

    Руководство самостоятельной изобразительной деятельностью требует от воспитателя внимательного отношения и тонкого руководства. Г.Г.Григорьева отмечает, что инициативу ребенка легко нейтрализовать, и даже можно невольно разрушить замыслы детей и разрушить саму деятельность, поэтому в целях сохранения самостоятельности и активизации творчества детей, руководство такой деятельностью должно быть косвенным. [3] Н.А.Ветлугина определяет, что особенности воздействия воспитателя в том, что он незаметно для ребенка побуждает его к самостоятельной деятельности, создавая благоприятные педагогическое условия. [15]

   Г.Г.Григорьева отмечает, следующее: «Самостоятельной деятельности детей должно быть отведено место и время в режиме дня». Также определяет специфику руководства [3] :

  1. Обучение на занятиях и развитие при этом самостоятельных способов деятельности.

Здесь предполагается, что обучение на художественных занятиях нужно построить так, чтобы дети действовали не только по прямому указанию или показу   воспитателя,    но и   без   его  помощи. Руководство изобразительной

деятельностью, по мнению Т.С.Комаровой, требует от воспитателя умения тактично поддерживать инициативу и самостоятельность ребенка, способствовать овладению необходимыми навыками и умениями и развитию творческого потенциала. [6]     Г.Г.Григорьева отмечает, что содержание самостоятельной изобразительной деятельности определяет эмоционально-интеллектуальный опыт детей, который может быть тесно связан с содержанием соответствующих занятий. Увлеченность темой – наиболее ценный побудитель самостоятельной деятельности. Оборудование, материал, работы, поделки детей, выполненные на занятиях, введенный педагогом в зону самостоятельной деятельности, позволяют обеспечить взаимосвязь между обучением на занятиях и самостоятельной художественной деятельностью.[3]

  1. Ознакомление детей с окружающим миром и формирование ярких впечатлений, в том числе и художественных, от восприятия произведений искусства, предметов народного творчества, праздников, развлечений.

Любой вид художественного творчества, по словам Т.Г.Казаковой, основывается на развитии эстетического восприятия, образных представлений, образного мышления, воображения. Все это способствует обогащению деятельности – любой, в том числе и самостоятельной. Благодаря восприятию произведений изобразительного искусства, народного творчества меняется установка на конечный результат деятельности, появляется внимание к изобразительному материалу, его особенностям. Особенно яркое впечатление производят изделия народного декоративно-прикладного творчества. [5]

    Дети, также получают массу впечатлений от праздников и развлечений, от звучания музыки, песен, красочного художественно-оформленного помещения, костюмов, выразительных интонаций художественного слова. По мнению Н.А.Ветлугиной, дети приобщаются к общественным явлениям, отраженным в художественно-образной форме, и это становится косвенным побудителем, вызывающем у них желание передать свои впечатления и переживания в иной художественной форме: рисунке, игре, танце и т.д. [15]

  1. Работа с семьей с целью создания благоприятных условий для этой деятельности в домашнем кругу.

Г.В.Лабунская отмечает, что важную роль играет семья в эстетическом воспитании, эстетической восприимчивости ко всему окружающему, художественном развитии во всестороннем развитии личности ребенка. Автор отмечает важность воспитания у детей наблюдательности, умения видеть, рассматривать, анализировать.  Интерес родителей к искусству способствует   развитию   интереса   и  у  детей,   способствует   обогащению

содержания самостоятельной изобразительной деятельности, чем богаче впечатления, получаемые ребенком в семье, тем интереснее и богаче его самостоятельная деятельность. [7] Поэтому, отмечает Г.Г.Григорьева, родителям необходимо рассказать об условиях, которые следует создать для ребенка в семье, раскрыть смысл изобразительной деятельности, значение ее для общего развития детей, объяснить, на каком уровне находится деятельность их детей, чем могут помочь ему родители. [3]

  1. Создание материальной среды, стимулирующей и обеспечивающей самостоятельную изобразительную деятельность.

   Принципы построения предметно-развивающей среды, направленной на решение задач формирования творческого начала личности ребенка, развития его индивидуальности, активизации личностно-ориентированной модели воспитания определены В.А.Петровским, для развития самостоятельной художественно-творческой деятельности из них Г.Г.Григорьева выделяет следующие [3]:

  • Принцип дистанции и сближения позиции взрослого и ребенка, детей между собой с целью установления контакта. Размещение, оформление предметной среды должно удовлетворять желание ребенка уединиться в творчестве, в то же время, способствовать доверительному общению со взрослым. То есть необходимо иметь в групповом помещении место, которое может быть отделено (условное зонирование)  от пространства групповой комнаты, но в то же время иметь доступ и место для коллективного творчества.
  • Принцип стимулирования активности, самостоятельности, творчества. 

     Предметная среда, оснащение зоны все должно побуждать у детей     инициативу, давать простор для творчества, следовательно, в размещении оборудования необходима вариативность. Для детей младшего дошкольного возраста предлагается рисование на длинной полосе бумаги, на доске, на стене, что способствует сближению детей, объединению их рисунков. Для более старших дошкольников предлагается размещение на ленточных столах, стол-«пятилистник», что способствует общению детей, обмену впечатлениями. В зоне изобразительной деятельности необходимо иметь доску, а еще лучше мольберты, которые дети могут передвигать по мере необходимости.

  • Принцип стабильности – динамичности развивающей среды. Данный принцип реализуется в смене и обогащении предметного содержания, его разумной смене, рациональном расположении, позволяющего реализовывать замыслы в любое время, в любой обстановке. Дети должны иметь возможность изменять среду по своему усмотрению, если этого требуют их замыслы, интересы, настроение. Также необходимо предусмотреть, чтобы место для самостоятельной деятельности было хорошо освещено, имелись шкафы или полки для размещения изобразительного материала, к которым дети имеют свободный доступ. Важно предоставить в распоряжение детей бумагу различного цвета, фактуры, формата, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, сангину, мел, краски, кисти для рисования и аппликации, глину, пластилин, природный и бросовый материал, всевозможные детские музыкальные и шумовые инструменты, атрибуты к театрализованным играм, костюмы, маски, наборы для конструирования и игрушки для обыгрывания построек и т.п. Качество и количество меняются в зависимости от возрастной группы. В групповой комнате также необходимо иметь место для демонстрации детских работ (паспарту, рамки, стенды), а также использовать детские работы в качестве украшения групповой комнаты. В зонах изобразительной деятельности полезно иметь альбом, папки с репродукциями картин, фотографиями предметов декоративно-прикладного искусства и т.п.
  • Принцип комплексирования и гибкого зонирования. Данный принцип воплощается в определении специального места и расположения материала по изобразительной деятельности, это может быть комната-

Студия или уголок в групповой комнате. Место для самостоятельной изобразительной деятельности может быть обозначено информативной и функциональной эмблемой. В местах, специально предусмотренных для изобразительной деятельности, можно использовать соответствующую музыку, магнитофонные записи звуков живой природы. Также необходимо предусмотреть выносной материал для изобразительной деятельности на прогулке в соответствии с сезоном. В групповой комнате, в помещении ДОУ целесообразно устраивать мини-галереи для демонстрации как детских работ, так и репродукций картин известных художников.

    Таким образом, современные требования к организации самостоятельной художественно-творческой деятельности требует от воспитателя следующего: создания благоприятных педагогических условий —  чуткого косвенного руководства, в случае, если ребенок отдает предпочтение какой-либо деятельности, необходим индивидуальный подход, внимание взрослого к продуктам детской деятельности, создания благоприятной предметной среды, обеспечивающей ребенку выбор деятельности, в соответствии с его интересами, а самое главное, имеющей развивающий характер.

                                                            Заключение

   Итак, педагогический процесс в ДОУ, условно разделенный на три блока, обеспечивает в рамках блока свободной самостоятельной деятельности детей возможность саморазвития ребенка, свободно выбирать деятельность, отвечающую его способностям, склонностям, интересам. В процессе самостоятельной деятельности у детей развивается творческая активность, интерес к собственной познавательной деятельности, самостоятельность в выборе тем для изображения и самореализации. Действуя самостоятельно, ребенок получает возможность самоутверждения в себе само и в коллективе сверстников, что имеет важное значение для развития полноценной личности ребенка.

    Такие авторы, как Г.Г.Григорьева, Н.А.Ветлугина, Т.С.Комарова, Т.Г.Казакова, одним из важных условий развития и активизации самостоятельной художественно-творческой деятельности детей выделяют наличие предметно-развивающей среды, способствующей развитию интереса, инициативы, а также специфику взаимодействия воспитателя с детьми в данном виде деятельности.

    Предметная среда помогает развитию интересов и способностей детей в самостоятельной деятельности, удовлетворяет потребность в творческих проявлениях, самовыражении, осуществлении замысла путем выбора соответствующего предмета оборудования, пособия или материала деятельности. Оборудованная предметная среда побуждает детей к творческому преобразованию окружающего пространства путем оформления интерьера, его части с использованием результатов собственной продуктивной деятельности.

    Таким образом, в самостоятельной изобразительной деятельности дошкольники приобщаются к художественному опыту, что в свою очередь, способствует развитию воображения, фантазии, эстетического вкуса, самостоятельности и др., необходимых для всестороннего развития личности дошкольника.

              Особенности проявления детьми интереса к самостоятельной     изобразительной деятельности.

    Анализ ситуации в группе показал, что большинство детей отдают предпочтение в самостоятельной изобразительной деятельности рисованию, особый интерес вызывает рисование гуашью, которая дает яркий, контрастный след на листе бумаги, а также интерес к действиями с данным изобразительным материалом связан с тем, что у детей имеются сформированные навыки в работе с ним. Но имеется категория детей, которые не проявляют интерес  к какой-либо художественно-творческой деятельности.

Показатели проявлений предпочтений детей в процессе самостоятельной изобразительной деятельности.

 Как правило, желание рисовать самостоятельно у детей группы возникало после занятий изобразительной деятельностью. Учитывая это, занятия по рисованию старались планировать с учетом того, чтобы у детей было достаточно времени для проявлений самостоятельности в данном виде деятельности. В своих рисунках дети чаще изображают то, что видели в окружающем мире, при рассматривании иллюстраций, различные предметы,

явления.

   Также данный анализ выявил, что дети группы не интересуются аппликацией,   конструированием   из   бумаги   в   процессе самостоятельной

деятельности. Что позволило определить перспективу дальнейших задач воспитательной деятельности по обогащению содержания самостоятельной деятельности детей в аппликации и конструировании из бумаги.

   На данном же этапе была намечена работа по насыщению эмоционального опыта детей, самостоятельно выбирать из уже освоенных средств выразительности и способов выражения своих впечатлений на задуманную тему. А также по обогащению в процессе занятий  умений и навыков детей, необходимых для воплощения своих замыслов.

 Работа по формированию навыков самостоятельной изобразительной деятельности детей группы.

    Руководство самостоятельной изобразительной деятельностью детей требует от воспитателя знания того, что представляет из себя детское творчество, особенно детское, знания, умения и навыки изобразительной деятельности детей, умение тонко и тактично поддерживать  инициативу и самостоятельность, а также способствовать овладению необходимыми навыками и умениями и развитию творческого потенциала. Для развития самостоятельной художественно-творческой деятельности, к которой дети проявляют огромный интерес, им необходимы навыки и умения, способы деятельности, которыми они сами овладеть не могут, а также наличие развивающей и побуждающей к деятельности предметно-развивающей среды.

            В связи с интересами детей, работа по развитию самостоятельной художественной деятельности была проведена следующим образом:

     Пополнен уголок изобразительной деятельности разнообразными изобразительными материалами и оборудованием, соответственно возрасту. По возможности, было спланировано нахождение его в непосредственной близости с природным и книжным уголком.

       Были подобраны и составлены конспекты занятий, тематика которых отвечала интересам детей.

    В   связи   с   тем,   что   понятны и близки детям образы сказочных героев, впечатления от окружающей действительности, в тематику занятий художественно-продуктивной деятельности были включены занятия на следующие темы:

  Проведена индивидуальная работа с теми детьми, которые проявляют наибольший интерес к самостоятельному рисованию.

    Индивидуальная работа проводилась с детьми группы, особое внимание уделялось детям, проявлявшим интерес к рисованию. Данная работа  заключалась в вызывании у ребенка интереса к изобразительным материалам, желание действовать, побуждении потребности посильно  вносить элементы изображения в свои игры. Укрепление в каждом ребенке веры в свои силы, желания добиваться результата и всячески помогать ему в этом. Способствование переносу усвоенных приемов работы с материалами в свободную самостоятельную деятельность, побуждение к вариативному их использованию. Проведение индивидуальных выставок работ детей

                                             Анализ проделанной работы.

    В процессе проведения работы по развитию самостоятельной художественно-творческой деятельности дети группы активно пользовались изобразительными материалами, в основном использовали для рисования гуашевые краски, цветные карандаши.

    Анализируя уровень развития самостоятельной изобразительной деятельности, был получен следующий результат:

  • повысилось количество детей, предпочитающих самостоятельное рисование в свободное время;
  • на момент окончания работы, в группе не осталось детей, которые не имели каких-либо определенных увлечений, каждый из них смог реализовать себя в каком-либо виде художественно-продуктивном виде

деятельности;

  •  у детей сформировался интерес к рисованию, появление замысла, а также его реализация доступными средствами выразительности;
  • полученные в ходе занятий навыки рисования оказывали влияние на развитие самостоятельной изобразительной деятельности, на воплощение замыслов детей, а также повысили уровень самостоятельности, активности в использовании изобразительного материала;
  • но, по-прежнему, к таким видам деятельности как, аппликация и конструирование из бумаги, дети не проявляли интереса, следовательно, следующий этап работы будет направлен на развитие данных видов деятельности.

Показатели проявлений предпочтений детей в процессе самостоятельной изобразительной деятельности по завершении работы.

Таким образом, на развитие самостоятельной изобразительной  деятельности большое влияние оказывает чуткое руководство со стороны воспитателя, индивидуальная работа с детьми, а также занятия по изобразительной деятельности с учетом интересов и склонностей детей.

                                                                   Заключение.

    Являясь одним из любимых и доступных видов детской деятельности, рисование развивает изобразительные способности ребенка, способствует его художественному   развитию,   помогает     передать   свое   отношение    к окружающей действительности с помощью доступных ему выразительных средств. Рисование способствует развитию эстетического восприятия, формирует у детей чувство формы, цвета.

    Изобразительные возможности ребенка 4 – 5 лет еще весьма ограничены и связаны с развитием различных комплексов умений, т.е. умения владеть рукой, подчинять движения руки контролю глаза, правильно пользоваться материалами. А художественное творчество напрямую связано с развитием данных умений у детей. Поэтому большое значение имеет развитие изобразительных умений в самостоятельной деятельности детей, создание условий в которых ребенок он испытывает радость от процесса и результата собственной деятельности.

    Рисование играет важную роль в общем развитии ребенка. Самоценным  в самостоятельном рисовании является формирование уверенности в себе и своих возможностях, целенаправленность деятельности, самоопределение себя ребенком-дошкольником.

                                                                    Литература

  1. Аллахвердова Н. Дети рисуют. – М. : Знание, 1980. – 96 с.
  2. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М. : ТЦ «Сфера», 2002. – 80 с.
  3. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М., 1999. – 344 с.
  4. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников. М. : Просвещение, 2006. – 192 с.
  5. Казакова Т.Г. Мир природы и детское творчество. // Дошкольное воспитание. – 2006. — № 7.
  6. Комарова Т. Детское изобразительное творчество: что под этим следует понимать? // Дошкольное воспитание. – 2005. — № 2.
  7. Лабунская Г.В. Художественное воспитание детей в семье. – М. : Педагогика, 1970. – 47 с.
  8. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. / Т.С.Комарова, Н.П.Сакулина, Н.Б.Халезова и др. – М. : Просвещение, 1991. – 256 с.
  9. Михайленко Н., Короткова Н. Дошкольное образование: ориентиры и требования к обновлению содержания. // Дошкольное воспитание. – 1992. — № 5 – 6.
  10. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников. / Н.А.Ветлугина. – М. : Педагогика, 1980. – 208 с.
  11. Сергеева Н. Рисунки – откровения детской души. // Обруч. – 2006. -№1.
  12.  Система эстетического воспитания в детском саду. / Н.А.Ветлугина. – М., 1962. – 370 с.
  13.  Скибина Е., Косенко С. Воспитание самостоятельной художественной деятельности детей. // Дошкольное воспитание. – 1984.- № 12.
  14.  Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: средняя группа. – М. : Владос, 2000. – 144 с.
  15.  Эстетическое воспитание в детском саду. / Н.А.Ветлугина. – М. : Просвещение, 1978. – 207 с.

Коллективная изобразительная деятельность
– эффективное средство решения многих
воспитательных и дидактических задач.
Коллективная форма организации дает
возможность каждому ребёнку формировать
умения и навыки работать вместе, строить
общение, развивает привычку к взаимопомощи
и пр. Детские работы вызывают у них
восхищение. Организация коллективной
работы осуществляется в 3 этапа:

1. Подготовительный.Задачи:
углубление знаний по теме будущей
работы, формирование ярких художественных
образов.2. Основной— выполнение
работы. Задачи: предоставить детям
возможность воплотить в композиции
образы окружающей действительности,
создание условий для творческого
взаимодействия детей.3. Заключительный.Это
период взаимодействия детей уже с
завершённой работой.

Любая коллективная работа должно иметь
целевое назначение. Воспитатель подводит
детей к тому, чтобы вместе сделать
картину, которую трудно было бы сделать
одному. Во время выполнения коллективных
работ дети учатся общаться с взрослым
и друг с другом. Если на начальном этапе
проведения таких работ, дети общаются
в основном с воспитателем, то чуть позже
начинается общение друг с другом.
Постепенно, под руководством взрослого,
дети планируют, договариваются,
спрашивают, подсказывают, сопереживают.
Задача воспитателя научить детей как
договариваться, уступать друг другу,
ценить помощь товарища.

В младших группахдети выполняют
задание каждый на своем листе, а в конце
занятия все работы объединяются в одну
– две общие композиции. С самого начала
дети должны знать, что у них получиться
общая композиция. Уже в младшей группе
дети могут выполнять задание на одном
листе, создавая два одинаковых по
сложности изображения, далее группа
может быть увеличена до трех – четырех
и более детей.

Со средней группывозможно выполнение
задания на одном листе. Дети встают
перед столами, на которых расположены
длинные листы. Каждый определяет свое
место – кладет ладошки на бумагу так,
чтобы локти соседа не мешали. Затем все
дети выполняют одинаковое задание, а
потом дополняют рисунок деталями по
желанию. Может быть и такой вариант:
каждый ребенок выполняет изображение
на листе такого же цвета, как общий фон
композиции, после выполнения задания,
маленькие листочки наклеиваются на
общий лист, который объединяет все
работы. Этот вариант может быть использован
и в младших группах.

В старших группахможно после
подготовки общего фона разделить лист
на части и после выполнения задания
соединить все части в том же порядке.

Коллективная работа может быть выполнена
как на одном, так и на нескольких занятиях. При
этом важно, чтобы каждое занятие имело
вид завершенности определенного этапа.

38. Методические особенности руководства декоративной деятельностью детей разных возрастных групп.

Первоначальные изобразительные навыки
дети приобретают в первой и второй
младших группах, причем некоторые
задания во второй младшей группе носят
декоративный характер (например, украсить
края платочка полосками). Но основная
цель такого занятия — не создание узора,
а закрепление умений проводить прямые
линии в разных направлениях. Непосредственное
обучение декоративному рисованию
начинается с детьми четырех лет.

Задания по декоративному рисованию в
средней группе по композиционным задачам
сходны с наклеиванием готовых форм.
Вначале дети учатся проводить кистью
ровные линии и наносить между ними
ритмично повторяющиеся мазки или точки,
чередовать мазки по цвету, меняя их
положение, когда узор усложняется.

Детям пятого года жизни можно поставить
более сложные задачи декоративного
рисования, так как уровень развития
эстетических чувств в этом возрасте
гораздо выше.

В старшей группе в качестве композиционного
приема чаще применяют принцип чередования
элементов, что делает узор более
декоративным. Чередование может включать
2-3 элемента, различных по форме или
цвету. В старшей группе дети учатся
использовать различные цвета спектра
в сочетании с цветным фоном. В старшей
группе детей учат составлять узоры на
объемных формах.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

ALEKSEEVAEAДорогие друзья, сегодня мы рады познакомить вас с Алексеевой Еленой Алимпиевной, воспитателем высшей квалификационной категории МБДОУ детский сад комбинированного вида № 303 города Нижнего Новгорода, Нижегородской области. Елена Алимпиевна работает воспитателем на группе для детей с туберкулезной интоксикацией, стаж педагогической работы 28 лет, имеет грамоты и благодарности от администрации МБДОУ и Управления образования Московского района города Нижнего Новгорода. Сегодня Елена Алимпиевна с удовольствем делится с нами статьей «Методы и приемы обучения изобразительной деятельности детей раннего возраста». Статья будет интересна воспитателям и родителям. 

Краткий комментарий к статье от Елены Алимпиевны:

«Методика обучения детей изобразительной деятельности в раннем возрасте имеет свою специфику. Она вытекает из необходимости учитывать особенности детей раннего возраста. У малышей ещё не сформированы многие навыки, мал жизненный опыт, отсутствуют представления об окружающем. Этот период исследователи называют доизобразительным этапом.»

Познавательного чтения…

Из опыта работы «Методы и приёмы обучения изобразительной деятельности детей раннего возраста»

Методика обучения детей изобразительной деятельности в раннем возрасте имеет свою специфику. Она вытекает из необходимости учитывать особенности детей раннего возраста. У малышей ещё не сформированы многие навыки, мал жизненный опыт, плохая координация движений, неустойчивое внимание, плохо развита речь, мышление, отсутствуют представления об окружающем. Маленькие дети ещё не могут преднамеренно изображать какие-либо предметы и явления, не могут отслеживать глазами движение карандаша по листу бумаги, в их рисунках нет замысла. Действия ребёнка с изобразительным материалом носят предметный характер. И даже если в процессе манипулирования на бумаге появляются следы от карандаша или фломастера, они не привлекают внимания ребёнка. Этот период исследователи называют доизобразительным этапом. Он имеет особое значение для развития изобразительных способностей, т.к. от манипуляции с карандашом, комком глины дети постепенно переходят к изображению предметов и явлений окружающей действительности. Как долго малыши задержатся на этом этапе развития, зависит от руководства изобразительной деятельностью взрослым.Задачи педагога на этом этапе заключаются в том, чтобы вызвать интерес к процессу рисования как к деятельности, дающей результат, познакомить малышей со свойствами изобразительных материалов, помочь овладеть разнообразными движениями руки, необходимыми для создания изобразительных форм, создать необходимый эмоциональный настрой.

Изодеятельность в раннем возрасте возникает на основе подражания действиям взрослого, поэтому мы много рисуем в присутствии детей и советуем делать это родителям. Постепенно малыши начинают понимать, что карандаш оставляет след на бумаге, им можно рисовать.У детей возникает желание повторить эти действия вслед за взрослым.

Поскольку у малышей отсутствуют технические навыки – они не умеют держать карандаш, кисть – мы терпеливо их этому учим, постоянно обращая внимание на то, как ребёнок держит карандаш (кисть), чтобы у малыша не закрепился неправильный навык, который в дальнейшем будет тормозить выполнение более сложных рисунков. Занятия (особенно в начале года) мы проводим индивидуально или небольшими подгруппами (до 5 человек). Педагог при этом сидит за одним столом с детьми, чтобы он мог помогать каждому ребёнку. Длительность занятия в этом возрасте составляет 10 – 12 минут.

Учитывая особенности раннего возраста, для занятий изобразительной деятельностью мы стараемся подбирать сюжеты, близкие опыту ребёнка, рисовать конкретные предметы и явления, хорошо знакомые малышам. Чтобы малыши могли изобразить знакомый предмет или явление, они должны воспринять его целенаправленно. Для этого мы помогаемдетям выделить значимые признаки предмета: цвет, форму, величину, расположение в пространстве; обращаем внимание на его детали. Во время прогулок предлагаемдетишкам понаблюдать,как капают капли дождя, какая травка выросла на газоне, как кружатся в воздухе листочки, снежинки, мы идём по снегу и, за нами, остаётся цепочка следов, как едет по дороге машина и т.д.

Обучение рисованию мы начинаем с прямых линий (вертикальных, горизонтальных, прерывистых, наклонных, длинных и коротких), затем рисуем волнистые линии, спирали, а потом круги и овалы различной величины. Такое поэтапное обучение позволяет лучше закрепить каждый из навыков, не смешивая их. Постепенно, у малышей накапливая опыт изображения прямых и округлых линий, ребятишки открывают для себя обобщённые формы и линии как основу множества образов, учатся находить в них сходство с окружающими предметами и явлениями.

Чтобы дети лучше усваивали полученные навыки, необходимо не только планомерно и систематически проводить занятия, но и закреплять их в течение дня в детском саду и дома. Для этого мы даем задания на дом, чтобы дети рисовали знакомые картинки вместе с родителями.

В соответствии с особенностями детей раннего возраста, мы активно используем игровые приемы. Обыгрываем сюжет будущего рисунка с помощью различных игрушек и предметов, сопровождаем рисование или лепку эмоциональным комментарием, обыгрываем с малышами готовые рисунки и поделки, а также используем стихи, загадки, потешки и т.д. Такой метод обучения помогает заинтересовать малышей, дольше удерживать их внимание, создаёт необходимый эмоциональный настрой и положительный мотив деятельности.

При обучении детей рисованию мы используем следующие методы и приёмы:

  • Рисование в воздухе – изображение линий и фигур в воздухе при помощи движений прямого указательного пальца ведущей руки или сухой кисти. Использование этого приёма помогает ребёнку ощутить правильное направление движения и запомнить его на двигательном уровне. Можно также рисовать на любой гладкой поверхности (стекле, столе).
  • Совместное рисование – совместные действия взрослого и ребёнка в процессе рисования.Вкладываем карандаш (кисть) в руку ребёнка, берем её в свою и водим по бумаге, создавая изображение. Одновременно комментируем рисунок (это капает дождик, распустился цветок, вот бежит зайчик: прыг-скок, так свети солнышкои т.д.). Использование этого метода позволяет научить ребёнка правильно держать карандаш (кисть), надавливать на карандаш во время рисования с определённой силой, набирать на кисть достаточное количество краски, изображать различные линии и фигуры.
  • Дорисовывание деталей – процесс завершения ребёнком рисунка, начатого взрослым. В качестве основы для рисования предлагаем ребенку заготовку, на которой изображена только часть рисунка,недостающие детали которого малыш должен дорисовать сам. Сюжет картинкиобыгрывается и комментируется взрослым. Если занятие проводится индивидуально, можно не предлагать ребёнку заготовкудля рисунка, а рисовать основные элементы рисунка у него на глазах. Этот приём помогает привлечь внимание ребёнка, вызвать у него интерес к процессу рисования. Взрослый рисует тучку, а дети – дождь (проводят прямые или прерывистые линии). Взрослый – круг солнца, а дети – лучи. Взрослый – шарики, а дети «привязывают» к ним ниточки. Использование этого метода обучения позволяет закрепить усвоенные ребёнком навыки (правильно держать карандаш, рисовать определённые линии и фигуры).При этом у нас появляется возможность планировать уровень сложности рисунка и время выполнения задания в зависимости от возраста детей в группе и уровня их умений.
  • Самостоятельное рисование – создание ребёнком рисунка по заданному взрослым сюжету или по собственному желанию.Мы используем этот метод, когда у ребёнка уже есть определённые навыки для их закрепления. На этих занятиях используем показ, при этом проводим последовательный показ каждого этапа, все действия сопровождаем комментариями. Если рисование проводится с подгруппой детей, не все малыши после показа могут сразу приступить к выполнению задания. Им индивидуально показываем, как выполнять данное задание. Когда у детей накапливается достаточный опыт, проводим рисование по готовому образцу.

Давая задания по линейному контуру («Травка для зайчат», «Расчески для кукол», «Мячики», «Рыбки плавают» и т. д.) мы используем для рисования в основном карандаши и фломастеры. А давая задания по цвету используем в основном гуашь. Такие задания направлены на передачу явлений действительности контрастом цветовых пятен. Благодаря цвету рисунок становится ярче, интереснее, живее. Темы таких рисунков выбираем самые разнообразные, но близкие опыту детей: «Светит солнышко», «Мой флажок как огонёк»,«Летняя полянка» и т.д. При обучении детей рисованию красками, используем такие технические приёмы, как рисование мазков («Солнышко», «Покатился колобок по дорожке»),примакивание («Снег идёт», «В лесу поспелиягоды»), рисование тычком («Колючий ёжик», «Осенние листочки»), рисование пальчиком («Красивые цветы», «Снежинки»). Используем также приёмырисования ладошкой и штампами. На занятиях по рисованию красками используем те же сюжеты,с которыми дети уже знакомы по работе с карандашами, фломастерами. Например, то же самое солнышко или елочка могут изображаться посредством линий, нарисованных карандашом и краской при помощи пальчика или кисточки.

Использование выше перечисленных методов и приемов обучения детей изобразительной деятельностив раннем возрасте,помогает нам не только успешно обучать малышей различным техническим приемам, прививать им определенные навыки и умения, знакомить с изобразительными средствами, но и дает возможность заложить предпосылки для развития фантазии, творчества и воображения, помогает сформировать положительное отношение к изобразительной деятельности.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководство игрой для воспитателей
  • Стоп кризис таблетки инструкция по применению
  • Кухонный комбайн гамма 3 инструкция по эксплуатации
  • Шитье для кукол руководство
  • Легенда 11 кровать чердак инструкция по сборке