Руководство к электронному учебному пособию

Технология создания

электронного учебного пособия

Практическое руководство

Содержание

Введение
………………………………………………………………………………3

1 Теоретическая
часть…………………………………………………………….5

1.1 Форматы электронных книг………………………………………………..5

1.2   Обзор программ по
созданию электронных книг…………………………7

1.3   Структурная
организация электронного учебного пособия…………….8

2 Практическая
часть………………………………………………………………..9

2.1 Алгоритм создания
электронной книги
с помощью Natata eBook
Compiler

………………………………………………………………………..9

2.2 Создание графической 3D обложки…………………………………..…10

2.3 Компиляция
электронной книги
…………………………………………11

Заключение……………………………………………………………………….15

Список литературы………………………………………………………………16

Приложение………………………………………………………………………17

Введение

Книги — извечный кладезь мудрости человечества. С
древнейших времен люди, едва создавши письменность, начинали создавать книги,
чтобы оставить потомкам хоть какую-то весточку о себе. Сколько эволюций
пережила книга… Глиняные таблички, береста, папирус, пергамент и, в конце
концов, бумага — все это использовалось для передачи письменной речи нашими
предками (да и уже современниками).

В наше время книга переживает очередной виток развития
и трансформации. Это связано с новейшими информационными технологиями, которые
последнее время все набирают и набирают обороты развития.

Электронная книга  (англ. e-book, e-text) — версия
книги в электронном (цифровом) виде. Данный термин применяется как для
произведений, представленных в цифровой форме, так и в отношении устройств,
используемых для их прочтения.

Актуальность данного практического руководства
заключается в том, что  в
настоящее время популярность электронных книг не перестаёт расти, увеличивается
число людей, которые отдают предпочтение электронным книгам.
Сегодня ни у кого не
вызывает сомнения и тот факт, что электронные учебные пособия позволяют
обогатить курс обучения, дополняя его разнообразными возможностями компьютерных
технологий, и делают его, таким образом, более интересным и привлекательным для
учащихся. Высокая степень наглядности материала, комплексность и
интерактивность делают программы незаменимыми помощниками, как для ученика, так
и для учителя.

Цель создания практического
руководства – оказание помощи по созданию электронных книг с помощью
компилятора
Natata eBook Compiler.

Кому и зачем нужен электронный
учебник?

для самостоятельной работы учащихся

·        
облегчает понимание изучаемого материала за счет иных, нежели в
печатной учебной литературе, способов подачи материала: индуктивный подход,
воздействие на слуховую и эмоциональную память и т.п.;

·        
допускает адаптацию в соответствии с потребностями учащегося,
уровнем его подготовки, интеллектуальными возможностями и амбициями;

·        
освобождает от громоздких вычислений и преобразований, позволяя
сосредоточиться на сути предмета, рассмотреть большее количество примеров и
решить больше задач;

·        
предоставляет возможности для самопроверки на всех этапах работы;

·        
выполняет роль наставника, предоставляя неограниченное количество
разъяснений, повторений, подсказок и прочее.

на практических занятиях

·        
позволяет преподавателю проводить занятие в форме самостоятельной
работы за компьютерами, оставляя за собой роль руководителя и консультанта;

·        
позволяет преподавателю с помощью компьютера быстро и эффективно
контролировать знания учащихся, задавать содержание и уровень;

·        
сложности контрольного мероприятия, позволяет использовать
компьютерную поддержку для решения большего количества задач, освобождает время
для анализа полученных решений и их графической интерпретации.

а так же

·        
позволяет выносить на лекции и практические занятия материал по
собственному усмотрению, возможно, меньший по объему, но наиболее существенный
по содержанию, оставляя для самостоятельной работы с электронным учебником то,
что оказалось вне рамок аудиторных занятий;

·        
позволяет оптимизировать соотношение количества и содержания
примеров и задач, рассматриваемых в аудитории и задаваемых на дом;

·        
позволяет индивидуализировать работу с учащимися, особенно в
части, касающейся домашних заданий и контрольных мероприятий.

Компьютерные технологии уверенно внедряются в нашу
жизнь. Постоянное увеличение объема информации и ограниченность учебного
времени приводят к необходимости разработки и внедрения нетрадиционных
технологий при использовании вычислительной техники. Новые подходы,
теоретические и практические достижения в педагогике позволяют утверждать, что
назрела необходимость в формировании новой культуры работы с учебной
информацией, что приводит педагогов к необходимости создания электронных
учебников и тестирующих программ.

1
Теоретическая часть

1.1   
Форматы
электронных книг

Существует несколько
групп  форматов электронных книг — графические и растровые форматы.
Растровые форматы представляют объект в виде множества точек, векторные – в
виде простейших геометрических фигур (точки, линии, многоугольники). Однако,
как и любая другая, эта классификация условна. Например, PDF могут быть чисто
векторными. Так же DOC, PDF могут содержать только растровые отсканированные
картинки или же наоборот – содержать только текст. Существует также и другое  разделение
форматов электронных книг:  1) предназначенные для чтения текста онлайн; 2) для
сохранения на компьютере пользователя. К первой группе относятся файлы такого
формата, как HTML и TXT, ко второй – RTF, DjVu, PDF и прочие.

Графические растровые форматы

TIFF 
Формат для хранения изображений с большой глубиной цвета. Чаще всего используется
при сканировании, отправке факсов, распознавании текста, в полиграфии, широко
поддерживается графическими приложениями. Глубина изображение делает TIFF
незаменимым форматом для тех, кто занимается оцифровкой бумажных изданий, так
как процесс распознавания текста упрощается во много раз.

JPEG 
Данный формат использует сильное сжатие, уровень которого можно
регулировать, с потерей информации. Применяется для хранения высококачественных
изображений, позволяет использовать до 16 миллионов цветов, именно поэтому
электронные книги в этом формате также имеют место – для печати он непригоден,
а для демонстрации на дисплее подходит идеально.

DjVu 
Использует специальный алгоритм, позволяющий получать файлы
меньшего размера при сжатии без потерь за счет технологии, разработанной
специально для хранения оцифрованных документов рукописей, книг, журналов.
Популярнейший формат книг в файлообменных сетях.

Графические векторные форматы с
оформлением

RTF 
Формат, поддерживаемый большинством текстовых редакторов, созданный
для документов в среде ОС Windows. Обеспечивает возможность сохранения
структуры текстовых документов, позволяет выделять их фрагменты (курсивом или
жирным шрифтом, создавать колонки и т. п.). Книги в формате RTF доступны для
скачивания на многих книгообменных сайтах.

HTML 
Стандартный язык разметки документов во Всемирной паутине. Разметка позволяет
вставку спецсимволов, изменение размера, типа, начертания шрифта, создание
гиперссылок и таблиц, выравнивание текста. Электронные книги в формате HTML
чаще всего выставляются в полнотекстовом виде на сайте, в этом случае в
скачивании на компьютер нет необходимости.

PDF
Формат электронных документов, созданный фирмой Adobe Systems с использованием
ряда возможностей языка PostScript. Обычно используется для книг с
иллюстрациями (в т.ч. схемы и математические формулы). PDF – формат,
позволяющий внедрять необходимые, векторные и растровые изображения, формы и
мультимедиа-вставки.

LIT 
Фирменный формат Microsoft (.lit), достаточно распространенный, в том числе
из-за поддержки производителя. Существует некоторое затруднение с прочтением,
поскольку формат читается в основном с помощью Microsoft Reader, официального
ПО. Microsoft LIT включает ряд функций, из-за которых его считают очень похожим
на Adobe PDF: закладки, аннотации и масштабирование.

ExeBook
Книга в формате ExeBook – по сути, Win32-приложение,
скомпилированное с помощью специального программного обеспечения. Основной
особенностью книги в формате EXE является ее максимальная приближенность к
бумажному аналогу.

RBS
RBS (Radix-Tools REBUS) – это защищенный формат, основанный на
HTML и включающий в себя текстовый, графический, мультимедиа-контент и
интерактивные составляющие. Использование в формате HTML- языка позволяет легко
конвертировать файлы практически любого формата в RBS-вид с помощью
специального программного обеспечения. В электронном виде в формате RBS может
быть представлено множество типов бумажных изданий, как то – учебные и
контрольные тесты, анкеты – результаты опросов, картографические документы,
справочники, энциклопедические материалы и художественная литература.

Простой текст (plain text)

TXT 
Файлы формата TXT имеют наименьший вес, поэтому зачастую
использовались в самом начале эры электронных интернет — библиотек, у
посетителей которых была предельно низкая скорость скачивания, равно как и
объемы жестких дисков, а также различных носителей. Для того чтобы скачать
крупное издание, создавались ZIP-архивы, объединяющие все главы книги. Основной
плюс TXT – это совместимость со всеми устройствами и практически любым
программным продуктом, хотя данный формат и не поддерживает графику и сложное
форматирование.

1.2    Обзор
программ по созданию электронных книг

Adobe Acrobat Professional
является самым современным средством создания, обработки и распространения
защищенных PDF-документов высокого качества. Любые электронные или бумажные
материалы — даже Web-сайты, инженерные чертежи и электронные письма — могут
быть представлены в виде PDF-файлов. Важной особенностью программы является
возможность включения в документы комментариев. В профессиональной версии Adobe
Acrobat входят дополнения, необходимые для конструирования, проектирования, а
также другие средства, позволяющие осуществлять работу с техническими
документами. Сайт программы
http://www.adobe.com/.

KeeBook Creator Pro — платное
программное обеспечение для создания электронных книг. В виртуальной библиотеке
KeeBook Creator дает возможность легко и просто создавать цифровые альбомы с
текстами, фотографиями и мультимедийными документами. Создаваемые kee-книги
можно аннотировать и классифицировать, располагая на виртуальных книжных полках
программы, отправлять по электронной почте или просто помещать на вебсайте для
распространения. Официальный сайт разработчика
http://www.keeboo.com.

SBookBuilder — бесплатная программа, которая позволяет создавать
электронные книги в формате EXE. Доступны функции: назначение пароля на книгу,
отмена возможности печати. Все опции программы находятся на одной странице.
Очень удобно для создания бесплатных электронных книг новичками. Интерфейс программы
на английском языке.  Официальный сайт программы:
http://jansfreeware.com

Kvisoft Flip Book Maker
Pro
— это программа, позволяющая конвертировать pdf файлы в  книги с
возможностью перелистывания страниц. С помощью данной программы можно создавать
 профессиональные фотокниги, 3d книги, альбомы и видеожурналы.
Программа позволяет конвертировать файлы в различные форматы,
такие как SWF, FLV, EXE, HTML.
Kvisoft FlipBook Maker включает в себя более 20 встроенных шаблонов
с возможностью создания своих собственных, позволяет добавить название книги,
цвет и фон, кнопки навигации. Есть возможность импортировать фотографии или
изображения в форматах JPG, BMP, JPEG, PNG, музыкального сопровождения.

FlippingBook Publisher
программа для создания электронных изданий и
публикаций с эффектом перелистывания страниц. Триальная версия позволяет

импортировать до 10 страниц. В полной версии программы возможно
импортировать в один проект до 2000-2400 страниц.
Кнопка авторства, водяные знаки, а также любые упоминания о торговой марке
FlippingBook не могут быть удалены в ознакомительной версии. В полной версии
продукта возможно редактировать все параметры авторства. Сайт программы

http://flippingbook.com/ru/

1.3   
Структурная организация электронного учебного пособия

Традиционное построение электронного учебного
пособия заключается в следующем: предъявление учебного материала, практические
задания, тестирование.

Требования к электронному
учебному пособию:

1. Информация по выбранному курсу должна быть хорошо
структурирована, и представлять собою законченные фрагменты курса с
ограниченным числом новых понятий.

2. Каждый фрагмент, наряду с текстом, должен представлять
информацию в аудио или видео («живые лекции»). Обязательным элементом
интерфейса для живых лекций будет линейка прокрутки, позволяющая повторить
лекцию с любого места.

3.Текстовая информация может дублировать некоторую
часть живых лекций.

4.На иллюстрациях, представляющих сложные модели или
устройства, должна быть мгновенная подсказка, появляющаяся или исчезающая
синхронно с движением курсора по отдельным элементам иллюстрации (карты, плана,
схемы, чертежа сборки изделия, пульта управления объектом и т.д.).

5.Текстовая часть должна сопровождаться
многочисленными перекрестными ссылками, позволяющими сократить время поиска
необходимой информации, а также мощным поисковым центром. Перспективным элементом
может быть подключение специализированного толкового словаря по данной
предметной области.

6. Видеоинформация или анимации должны сопровождать
разделы, которые трудно понять в обычном изложении.

7. Наличие  аудиоинформации, которая во многих
случаях является основной и порой незаменимой содержательной частью учебника.

2
Практическая часть

2.1 Алгоритм создания электронной книги с помощью Natata eBook Compiler

Natata eBook Compiler Gold
 —  компилятор электронных
книг.
Программа создает электронные книги из имеющихся наборов страниц
HTML с картинками. Natata eBook Compiler поддерживает Flash, CSS, HTML, PDF,
WAV, TXT, JPG, GIF, DHTML, javascript, MID, DOC и другие форматы файлов, что
позволяет создать книгу практически из любого материала. При помощи программы
все страницы будут объединены в единую оболочку файла в формате exe,
который даёт возможность установить ограничения для доступа к HTML коду,
количеству просмотра книги и другим параметрам.
В бесплатной версии для сборки книги можно использовать
популярные форматы, но нельзя включить в книгу Flash, PDF или, к примеру,
Microsoft Word. Кроме этого, в бесплатной версии ограничены опции по защите
книги и есть
ограничение на количество файлов, из которых формируется
электронная книга: их число не должно превышать 50. Условно-бесплатные варианты программы Pro или Gold можно скачать с
сайта разработчика
 http://natata.hn3.net/

Алгоритм создания электронной книги.

1.
На первом этапе создания электронной книги необходимо подготовить текст будущей
книги в любом текстовом редакторе.

2.
Подготовить изображения к тексту книги.

3.
Создать шаблон
web
страниц в любом редакторе
html – страниц. Например, можно
использовать программу  FronPage
2003
.

4.
Заполнить шаблоны
web
страниц текстом и изображениями, используя для этого редактор
html
страниц.

5. 
Создать графическую 3
D обложку
электронной книги.

6.
На стартовую страницу книги вставить изображение 3
D обложки
электронной книги.

7. 
Создать гиперссылки для навигации между страницами книги.

8.
Выполнить компиляцию книги с помощью компилятора Natata eBook Compiler.

2.2 Создание графической 3D обложки

Для
создания графической 3
D обложки электронной книги
можно воспользоваться такими программами как
Adobe Photoshop или  eCover Studio (программа для создания 3D обложек).
Но
создать
графическую обложку можно и с помощью сервиса
 http://3d-pack.com/

Необходимо
выбрать изображение с компьютера и загрузить его, с помощью данных полей:

http://infform3.p.ht/images/1.jpg

Рис. 1 Загрузка изображений

Выбираем
тип обложки: книга, cd диск и коробка, 3d коробка, cd-диск, или dvd-диск. Далее
выбираем изображение обложки (Choose a cover), обратную сторону обложки (Choose
a backside), боковую сторону (choose a side) и нажимаем на кнопку «Create 3d-box» , затем выбираем
формат изображения и сохраняем полученный рисунок. Изображение, перед
сохранением можно прокручивать с помощью мышки, а именно  менять угол
отображения обложки.

http://infform.16mb.com/ckrol/zadacnik.png

Рис.
2 Графическая 3
D обложка
электронной книги

2.3  Компиляция электронной книги

 Этапы
создания электронной книги с помощью компилятора
Natata eBook Compiler:

1) Открываем раздел “New Project” — создать новую книгу.

http://infform3.p.ht/images/4.JPG

Рис.
3 Создание новой книги

2) Вводим данные: заголовок проекта, имя
автора, E-ma
il, Web-сайт и нажимаем кнопку
«Next».

1.jpg

Рис.
4 Ввод данных

 3) В разделе «Project
Files» нажимаем на кнопку «Select Your Project Directory» 
и в появившемся окне выбираем папку с файлами будущей электронной книги.

http://infform3.p.ht/images/6.JPG

Рис.
5 Загрузка файлов электронной книги

 4) В «Navigation»
устанавливаем переключатель в положение «Like a Web Browser» и
выбираем стартовую Web-страницу.  С этой страницы читатель начнет читать
вашу книгу.

http://infform3.p.ht/images/7.JPG

Рис.
6 Выбор стартовой страницы

5) В «Security» 
устанавливаем галочки для того, чтобы отключить функции контекстного меню и
выполнение операций копировать/вставить, а также отключить возможность печати.

http://infform3.p.ht/images/8.JPG

Рис.
7 Настройка параметров книги

6) В следующем разделе «Toolbar» устанавливаем флажки для
пиктограмм.

http://infform3.p.ht/images/9.JPG

Рис.
8 Установка пиктограмм

7) В разделе «Compile» 
вводим имя файла и сохраняем книгу.

http://infform3.p.ht/images/11.JPG

Рис.
9 Сохранение книги

 Электронная книга сохраняется в формате exe.

Заключение

Создание учителем электронных обучающих средств
обуславливает его профессиональный рост. Самостоятельно разработанный учителем
электронный учебник позволяет отразить ключевые направления в преподавании,
проявить индивидуальность и развивать творчество. Учителю предоставляется
возможность проектирования отдельных образовательных траекторий для
обучающихся, в том числе, и для талантливых детей. Электронный учебник может и
должен быть использован в качестве дополнения к основному учебному материалу,
организации самостоятельной работы, повторению и обобщению знаний, а также для
самостоятельных занятий по ликвидации пробелов во внеурочное время. Электронные
учебники дают учителю огромный учебно-методический и справочный материал, и
большой простор в выборе средств и форм использования этого материала для
обучения.  

Литература

1)               
Как
создать электронную книгу
http://www.bestfree.ru/article/soft/ebooks.php,  дата
обращения 23.06.2013 г.

2)               
Создание
электронных книг в Natata eBook
Compiler
http://www.kv.by/content/sozdanie-elektronnykh-knig-v-natata-ebook-compiler-free, дата
обращения 14.07.2013 г.

3)               
Как
сделать красивую 3
D обложку
http://www.luksweb.ru/view_post.php?id=51, дата
обращения 14.07.2013 г.

4)               
Форматы
электронных книг
http://www.youhtc.ru/forum/showthread.php?t=18876 , дата
обращения 26.07.2013 г.

Электронное учебное
пособие предназначено как для изучения
в специально оборудованных аудиториях
высших учебных заведений, так и для
самостоятельного изучения в домашних
условиях.

Минимальные
системные требования для работы с
пособием:

  • браузер Internet
    Explorer
    3.3;

  • операционная
    система Microsoft
    Windows
    95;

  • процессор с
    тактовой частотой 100 МГц;

  • размер ОЗУ 8 Мб;

  • около 6 Мб свободного
    дискового пространства.

Файлы электронного
учебного пособия скомпилированы с
помощью программы htm2chm, поэтому для
начала работы нужно открыть файл
ЭУП_Офисное программирование. chm. После
загрузки на экране появится главная
страница пособия.

Общение электронного
учебного пособия с пользователем
осуществляется при помощи системы
гиперссылок. В левой части экрана после
запуска появится список глав и тем,
содержащихся в пособии. При нажатии на
заголовок выбранной темы ее материал
появится в правой части экрана. Для
просмотра всех глав и тем подряд
пользователю необходимо воспользоваться
скроллингом мыши или полосой прокрутки.
Для перехода к очередной главе или теме
повторить манипуляцию, также можно
воспользоваться кнопками «Вперед» /
«Назад», которые помещены в конце каждой
страницы (рис. 1).

Рис. 1 Глава 1.3.
Изменение порядка выполнения операторов..
Применение кнопок «Вперед»/»Назад»

Основная, решаемая
в ходе разработки электронного пособия,
проблема — это обучение студентов. Для
наиболее эффективной работы с пособием
все приведенные в нем примеры рекомендуется
проделать в среде разработки VBA. По
окончании изучения каждой темы пособия
для контроля знаний по предмету
рекомендуется решить задачи.

Страница «Глоссарий»
содержит основные понятия и определения
к ним.

Для проверки
усвоенных знаний в конце учебника
приведен итогой тест «Офисное
программирование». Тест разработан
таким образом, что студент может выбрать
вариант ответа на каждый вопрос с помощью
щелчка мыши, а затем быстро подсчитать
баллы (рис. 2).

Рис. 2. Тест

После щелчка левой
кнопки мыши по ссылке «Ключ к тесту»,
которая находится в конце страницы,
открывается окно с правильными ответами
и подробными к ним комментариями.

При желании студент
может ознакомиться с использованной
литературой, которая указана на отдельной
странице.

Для окончания
работы с пособием закрыть приложение
нажатием крестика в правом верхнем углу
окна.

Глава 3. Краткое содержание электронного учебного пособия «Офисное программирование»

3.1 Типы данных, условные операторы и массивы vba

VBA представляет
собой набор средств программирования
для создания собственных программ и
подгонки имеющихся приложений под
запросы пользователя.

С помощью VBA можно
изменять внешний вид или способ применения
имеющихся средств приложения, а также
добавлять свои, совершенно новые
возможности.

В настоящее время
VBA движется по направлению к тому, чтобы
стать стандартом в индустрии создания
программ. После освоения VBA вы сможете
использовать этот язык в любом из
приложений, поддерживающих VBA. Причем,
зная VBA, вы автоматически изучаете язык
Visual Basic.

Microsoft создала VBA и
обеспечила поддержку VBA во всех главных
приложениях Office: Word, Excel, Access и PowerPoint.

Объектно-ориентированное
программирование.

Понимание объектов
лежит в основе программирования в VBA,
особенно когда дело касается создания
пользовательских диалоговых окон и
использования возможностей ведущего
VBA-приложения.

Язык VBA является
объектно-ориентированным. Это значит,
что многие его команды имеют особенный
формат. Типичная команда VBA имеет вид:
<Объект>.<Объект, входящий в первый
объект>.<…>.<Тот объект, с которым
нужно произвести действие>.<собственно
действие>

Иными словами,
каждая команда пишется как бы с «конца»:
вначале определяется то, над чем надо
произвести действие, – объект, а затем
само действие – метод. Разделителями
компонентов команды служат знаки
«точка».

Пример:
Application.activDocument.PageSetup.Orientation=wdOrientLandscape —
Эта команда устанавливает альбомную
ориентацию листа в документе.

Типы данных.

Тип данных – это
термин, относящийся к определенным
видам данных, которые VBA сохраняет и
которыми может манипулировать.

Любое определение
типа задает:

• область возможных
значений типа;

• структуру
организации данных;

• операции,
определенные над данными этого типа.

VBA разделяет
обрабатываемые данные на числа, даты,
строки, логические значения и объекты.

Как и любые среды
программирования, редактор VBA необходимо
сначала запустить. Для запуска можно
использовать два способа:

1) активизировать
любое приложение пакета MS Office (Word, Excel);

2) выполнить команду
меню: Сервис <> Макрос <> Редактор
Visual Basic.

Или:

1) активизировать
любое приложение пакета MS Office (Word, Excel);

2) нажать комбинацию
клавиш Alt+F11.

И в том, и в другом
случае откроется редактор VBA (рис. 3).

Рис. 3. Стартовое
окно редактора VBA

В левой части окна
редактора появляется строение
разрабатываемого проекта (аналог с
Проводником). Необходимо обратить
внимание на два главных объекта окна:
Normal и Project (Операции).

Объект Normal
глобальный, т. е. при работе в редакторе
VBA в данном объекте будут создаваться
модули, формы и т. д., которые будут
доступны всему приложению Word. При каждом
запуске Word содержимое объекта Normal
становится доступным. Вывод: в данном
объекте ничего не надо создавать!

Объект Project содержит
рядом имя созданного документа, т. е.
дается подсказка, в каком документе
необходимо работать и где создаются
модули, процедуры, приложения.

Операторы.

Операторы в VBA
используются для объединения, сравнения
или других действий над определенными
значениями в выражении. При использовании
оператора в выражении элементы данных,
над которыми этот оператор выполняет
действие, называются операндами:
большинству операторов требуются два
операнда.

Выделяют
арифметические и логические операторы.
К арифметическим относятся операторы
сложения, вычитания, умножения, деления
и т.д. Логические операторы используются
для объединения результатов отдельных
выражений сравнения, чтобы создать
сложные критерии для принятия решений
в процедуре, или для создания условий,
при которых группа операторов должна
повторяться.

Также операторы
подразделяются на: оператор условного
перехода – это структура, которая
выбирает ту или иную ветвь кода процедуры
на основе некоторого предопределенного
условия или группы условий и оператор
безусловного перехода – это оператор,
просто изменяющий последовательность
выполнения кода процедуры независимо
ни от какого конкретного условия.
Условный переход используется гораздо
чаще, чем безусловный.

Простейшими
VBA-операторами изменения порядка
выполнения кода являются операторы If
… Then и If … Then … Else.

Оператор If … Then
позволяет выбрать единственную
альтернативную ветвь кода в процедуре
или функции.

Вторая форма
синтаксиса оператора If … Then называется
блоком оператора if. В блоке оператора
If… Then условие и операторы записываются
в отдельных строках, причем заканчивается
данный оператор ключевыми словами End
If.

VBA, как и многие
языки программирования, имеет условный
оператор перехода для использования в
случаях, когда необходимо выбирать из
большего количества различных ветвей
кода: оператор Select Case. Данный оператор
работает во многом так же, как и оператор
If. Ключевые слова Select Case используются
со многими операторами Case, где каждый
оператор Case проверяет появление другого
условия и выполняется только одна из
ветвей Case. Ветвь Case может содержать
один, несколько или ни одного оператора
VBA.

Циклы.

Процесс выполнения
всех операторов, заключенных в структуру
цикла, один раз называется итерацией
(iteration) цикла. Некоторые структуры цикла
организуются так, что они всегда
выполняются заданное количество раз.
Структуры цикла, всегда выполняющиеся
заданное количество раз, называются
циклами с фиксированным числом итераций
(fixed iteration). Другие типы структур цикла
повторяются переменное количество раз
в зависимости от некоторого набора
условий. Поскольку количество раз
повторений этих гибких структур цикла
является неопределенным, такие циклы
называются неопределенными циклами
(indefinite loops).

Цикл For…Next
используется, когда необходимо повторить
действие или ряд действий заданное
количество раз, известное до начала
выполнения цикла.

Второй цикл For,
который имеется в VBA, – это цикл For Each …
Next. В отличие от цикла For…Next, цикл For Each
… Next не использует счетчик цикла. Циклы
For Each … Next выполняются столько раз,
сколько имеется элементов в определенной
группе, такой как коллекция объектов
или массив. Другими словами, цикл For Each
… Next выполняется один раз для каждого
элемента в группе.

Массивы.

Массив (array) – это
коллекция переменных, которые имеют
общие имя и базовый тип. Массив является
удобным способом хранения нескольких
связанных элементов данных. Все элементы
данных, сохраняемых в массиве, должны
иметь один и тот же тип.

Наименее сложный
массив – это просто список элементов
данных; такого рода массив называется
простым, или одномерным, массивом.
Подобный массив можно представить в
виде очереди, где каждому элементу
очереди присваивается не только
порядковый номер (место в очереди), но
и его конкретное значение (имярек).

Чтобы создать
массив, нужно определить: его имя,
количество элементов (размер массива),
тип данных, которые будут храниться в
массиве.

Элементы созданного
массива не содержат никаких данных.
Чтобы сохранить в массиве какое-нибудь
значение, нужно указать, какому элементу
оно должно быть присвоено.

В большинстве
программ при создании массива сразу же
инициализируют его, присвоив каждому
элементу, нулевое значение или пустую
строку.

Порядок создания
двухмерного массива тот же, что и
одномерного, с той лишь разницей, что,
указывая его размер, нужно указать два
значения – строки и столбцы.

При создании
массивов, в том числе и многомерных, для
хранения значения каждого элемента
выделяется оперативная память (даже
если это нулевые значения или пустые
строки). Таким образом, создавая большой
массив, происходит резкое уменьшение
объема свободной памяти, что может
негативно отразиться на работе программы.
Поэтому создавать многомерные массивы
следует лишь по мере необходимости.
Подобные массивы называются статическими
(static), потому что число элементов в
массиве не меняется.

Выбор размера
массива может быть затруднен, если
неизвестно, сколько данных будет введено
в массив, или если объем данных, собираемых
для массива, значительно меняется. Для
подобных ситуаций VBA поддерживает особый
тип массивов, называемый динамическим
(dynamic) массивом.

VBA позволяет
пользователю определять свои собственные
типы данных. Определенный пользователем
тип нужен, когда одной переменной
необходимо обозначить несколько
связанных по смыслу элементов данных,
причем эти элементы данных могут быть
разных типов.

Элементами типа
могут быть простые переменные и массивы
встроенных типов, а также переменные и
массивы других определенных пользователем
типов.

Процедуры VBA бывают
двух типов:

• процедуры
обработки событий;

• общие процедуры.

Имя процедуры
обработки события, связанного с элементом
управления, состоит из имени элемента
управления, символа подчеркивания и
имени события, например Закрытъ_ click –
процедура обработки нажатия кнопки
Закрыть в форме.

Общие процедуры
VBA могут храниться в любом типе модулей
VBA, так как они не связаны с конкретным
объектом. Они выполняются только тогда,
когда явно вызываются другими процедурами.
Обычно эти процедуры реализуют какие-то
общие действия, которые могут вызываться
разными процедурами обработки событий.

Процедуры, как и
переменные, должны быть объявлены до
того, как они могут быть вызваны.
Объявления общих процедур помещаются
в разделе General (Общая область) модуля.
Процедуры обработки событий хранятся
в разделах модуля формы или отчета,
соответствующих связанным с этими
процедурами объектам.

В свою очередь,
процедуры VBA делятся на подпрограммы и
функции. Они являются фрагментами
программного кода, который заключается
между операторами Sub и End Sub или между
Function и End Function соответственно.
Процедуры-подпрограммы выполняют
действия, но не возвращают значение,
поэтому они не могут быть использованы
в выражениях. Процедуры обработки
событий представляют собой
процедуры-подпрограммы. Процедуры-функции
всегда возвращают значение, поэтому
они обычно используются в выражениях.
Общие процедуры могут быть как
процедурами-подпрограммами, так и
процедурами-функциями.

Чтобы использовать
написанную подпрограмму или функцию,
ее нужно вызвать. Вызов процедуры-подпрограммы
отличается от вызова процедуры-функции.

Обычно подпрограмма
вызывается из другой подпрограммы или
функции с помощью специального оператора
VBA. Если она имеет аргументы, ей передается
список фактических параметров.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #

    21.04.2019184.83 Кб1013.doc

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

 НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

 «Навашинский политехнический техникум»

О.В.Завьялова

Методические рекомендации по разработке электронных учебников

Методическое пособие

Навашино

2019

Рецензент: Миронова Л.П. –преподаватель специальных дисциплин высшей квалификационной категории ГБПОУ «НПТ» г. Навашино Нижегородской области

Автор: Завьялова О.В. – преподаватель специальных дисциплин высшей квалификационной категории ГБПОУ «НПТ» г. Навашино Нижегородской области

Методическая разработка. – ГБПОУ «НПТ» г. Навашино Нижегородской области

2019. – 28 с.

Методическое пособие «Методические рекомендации по разработке электронных учебников» содержит основные принципы создания и разработки электронных учебников с использованием языка гипертекстовой разметки HTML. Данное методическое пособие предназначено для преподавателей, которые заинтересованы в применении информационных технологий в учебном процессе.

Методическое пособие «Методические рекомендации по разработке электронных учебников» обсуждено на заседании предметной (цикловой) комиссии спец.дисциплин по специальности 09.02.04 «Информационные системы (по отраслям)».

Председатель ПЦК  __________________ / Завьялова О.В. /

Протокол №____ «_______»_____________20___ г.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………

4

1 Использование электронных учебных пособий для обучения………………………………

5

2 Средства создания электронных учебных пособий…………………………………………..

9

3 Разработка электронных учебных пособий в виде набора взаимосвязанных html- страниц.

10

4 Тестовый контроль знаний обучаемых ……………………………………………………….

11

5 Требования к содержанию электронного учебника…………………………………………..

14

6 Пример разработки электронного учебника по дисциплине «Основы алгоритмизации и программирования»……………………………………………………………………………….

15

7 Запуск электронного учебника…………………………………………………………………

22

Заключение…………………………………………………………………………………………

23

Список используемых литературных источников………………………………………………

24

Приложение………………………………………………………………………………………..

25

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в связи с развитием компьютерной техники появилась возможность автоматизировать многие процессы.

Сегодня ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что электронные учебные пособия позволяют обогатить процесс обучения, дополняя его разнообразными возможностями компьютерных технологий, и делают его, таким образом, более интересным и привлекательным для обучаемых.  

Использование электронных обучающих средств в обучении обеспечивает:

  • экономию времени при поиске необходимого учебного материала;
  • представление материала в более наглядном, доступном для восприятия виде;
  • воздействие на разные системы восприятия человека, обеспечивая тем самым лучшее усвоение материала;
  • дифференцированный подход к обучению, постоянный оперативный контроль над усвоением материала;

Одной из наиболее важных областей развития образования является информатизация и внедрение информационных технологий в образовательный процесс. В соответствии с требованиями новых образовательных стандартов необходимо готовить высококвалифицированных специалистов, владеющих современными информационными технологиями для поиска и передачи информации. Однако, в образовательных учреждениях этот процесс развивается медленно, недостаточно сформирована база электронных образовательных ресурсов. В частности, это связано с высокой трудоемкостью разработки электронных учебников и электронных учебных пособий.

В данной методической разработке рассмотрен один из наиболее эффективных способов создания электронных учебников с использованием языка HTML, подробно описаны все преимущества данного метода и этапы разработки на примере электронного учебного пособия по дисциплине «Основы алгоритмизации и программирования» Представленный электронный учебник, разработанный в относительно короткий срок и при минимальных материальных затратах, отвечает всем требованиям по наглядности и систематизации знаний и будет интересен и полезен не только студентам, обучающимся в техникуме, но и широкому кругу пользователей, интересующихся основами программирования.  

  1. Использование электронных учебных пособий для обучения

На современном этапе развития образовательного пространства одним из способов активизации учебной деятельности обучаемых является использование информационных технологий. Внедрение в образовательный процесс электронных информационно-образовательных ресурсов, например электронных учебников и учебных пособий, будет способствовать развитию самостоятельной, поисковой, научно-исследовательской деятельности обучаемых, повышению их познавательного и профессионального интереса.

Применение компьютеров в обучении студентов создает возможность использования их для аудиторных (лекционных и лабораторных), аудиторно-самостоятельных и самостоятельных занятий. В настоящее время, во всех вышеперечисленных случаях, используется в основном программное обеспечение общего назначения — текстовые редакторы, электронные таблицы и др., но по нашему мнению необходимо применение специализированных обучающих систем. Существует множество различных подходов к классификации обучающих компьютерных программ, но единого мнения и соответственно общей классификации нет, что отмечается рядом авторов.

Электронный учебник — компьютерное, педагогическое программное средство, предназначенное, в первую очередь, для предъявления новой информации, дополняющей печатные издания, служащее для индивидуального и индивидуализированного обучения и позволяющее в ограниченной мере тестировать полученные знания и умения обучаемого.

При разработке электронных учебных средств, необходимо учитывать следующие обстоятельства:

  • электронное учебное пособие должно соединять в себе существующие возможности и справочно-информационных систем, и систем автоматизированного контроля и обучения;
  • электронное учебное пособие, в отличие от бумажного, позволяет точнее учитывать индивидуальные особенности каждого учащегося за счёт вариативного изложения материала и организации обратной связи;
  • основная цель применения компьютеров — повышение эффективности за счёт автоматизации механических операций, таких как проверка решения типовых задач, поиска нужной информации и т.п.;
  • необходимы средства адаптации электронного учебного пособия к конкретному учебному процессу, поскольку невозможно предсказать, каким именно образом разработка будет использоваться во время обучения;
  • электронное учебное пособие должно предоставлять возможности разработки дополнительных компонентов самого разного назначения и их интеграции в среду пособия.

Электронный учебник, как учебное средство нового типа, может быть открытой или частично открытой системой, т.е. такой системой, которая позволяет внести изменения в содержание и структуру учебника.

При этом, естественно, должно быть ограничение от несанкционированного изменения учебника, таким образом, чтобы, во-первых, не нарушался закон «Об авторских и смежных правах», а для защиты электронного учебника от несанкционированного изменения должен применяться пароль или система паролей.

Во — вторых, изменения, если предусмотрена такая возможность, должны быть разрешены только опытному преподавателю, чтобы не нарушалась общая структура и содержание электронного учебника.

Модификация электронного учебника может потребоваться, в первую очередь, для адаптации его к конкретному учебному плану, возможности материально-технической базы, личный опыт преподавателя, современное состояние науки, базовый уровень подготовленности обучаемых, объем часов, выделенных на изучение дисциплины и т.д.

Следует отметить, что электронный учебник должен не просто повторять печатные издания, а использовать все современные достижения компьютерных технологий.

Электронное учебное пособие должно включать в себя следующие обязательные компоненты (блоки):

  • средства изучения теоретических основ дисциплины (информационная составляющая);
  • средства поддержки практических занятий;
  • средства контроля знаний при изучении дисциплины;
  • средства взаимодействия между преподавателем и обучаемыми в процессе изучения дисциплины;
  • методические рекомендации по изучению, как всей дисциплины, так и отдельных объектов в ее составе;
  • средства управления процессом изучения дисциплины.

Вышеуказанные компоненты взаимосвязаны между собой.

Структура пособия определяется тем, что в основном электронные учебники используются для организации самостоятельной работы студентов и должны четко определять, какие именно разделы и в какой последовательности должны быть изучены, а также взаимосвязаны между собой.

Подготовленный к электронному изданию в виде электронного учебника предметный материал должен отвечать следующим требованиям:

  • четкая структуризация предметного материала (по разделам, темам, параграфам) и определенный порядок изучения его компонентов;
  • сложность и глубина структуризации предметного материала;
  • наличие рекомендаций по изучению дисциплины;
  • компактность представленного информационного материала;
  • краткость и ясность в изложении основных моментов;
  • наличие внутренних (например, словарь терминов) и внешних (например, на какую-либо используемую программу) ссылок между элементами учебного материала;
  • графическое оформление и наличие иллюстративного материала (поясняющие схемы, рисунки, видео- и аудиовставки и др.);
  • включение промежуточного и текущего контроля знаний и т.д.

Основная особенность электронного учебного пособия состоит в сочетании необходимого теоретического материала с большим числом разнообразных, тщательно подобранных тестов, каждый из которых сопровождается комментариями.

После выбора ответа, независимо от того был правильно выбран ответ или нет, обучаемый должен иметь возможность познакомиться с подробным решением этой или аналогичной задачи. Это помогает глубже осмыслить изучаемый материал.

По статистическим данным, обучаемый с первого раза усваивает примерно 1/4 часть услышанного, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть услышанного и увиденного одновременно. Педагоги и психологи утверждают, что наибольший объем, а именно — 3/4, изучаемого материала, усваивается в действии.

В условиях недостаточного количества учебных материалов по разнообразным дисциплинам значимость электронных учебников еще более возрастает.

По определению, электронный учебник — компьютерная система, содержащая определенным образом подготовленную и структурированную учебную информацию и систему упражнений для ее осмысления и закрепления, сценарии учебной работы и реализующие их программы, предназначенные для самостоятельного изучения учебного материала с помощью компьютера. Таким образом, электронный учебник должен обеспечивать все виды занятий по дисциплине и включать в себя, по крайней мере, три составляющие: теоретическую, практическую части и контроль знаний.

Использование электронных учебных пособий в образовательном процессе позволяет более глубоко изучить материал, ознакомиться более подробно с интересующими или трудными темами. Богатый и красочный иллюстративный материал в электронном пособии позволяет наглядно продемонстрировать теоретическую информацию во всем ее многообразии и комплексности. При использовании электронных учебных пособий происходит не только репродуктивная деятельность студентов, но и абстрактно-логическая, что способствует лучшему осознанию и усвоению учебного материала.

Несмотря на то, что сообщающее обучение недостаточно развивает творческие способности обучаемых и не обеспечивает индивидуализации, но этот вид обучения занимает достаточно большой процент времени. Информационно-иллюстративное обучение способствует усвоению большого по объему и достаточно сложного материала. Электронный учебник, включающий в себя не только текстовую и графическую информацию, но также звуковые и видеофрагменты позволяет индивидуализировать обучение, а в отличие от обычного (печатного) учебника обладает интерактивными возможностями, т.е. может предъявлять необходимую информацию по запросу обучаемого, что приближает его (электронный учебник) к обучению, проводимому под руководством преподавателя. «И хотя вопросы, которые ставит компьютер перед учащимися, и особенно те, которые можно ставить компьютеру, пока намного уступают по своему разнообразию тем, что задаются при общении с учителем, их круг постепенно расширяется».

Очень важен тот факт, что обучаемый имеет возможность и на лекции, и на практических занятиях, и в процессе самостоятельной работы пользоваться одним и тем же электронным ресурсом, использование которого в образовательном процессе формирует целостный образ изучаемого предмета.

При проектировании и создании электронных учебников, также как и других обучающих программ, требуется соблюдать психологические принципы взаимодействия человека и компьютера. Нарушение проявляется чаще всего в следующем: «избыточная помощь, недостаточная помощь, неадекватность оценочных суждений, избыточность информативного диалога, сбои компьютера, т.е. компьютер может давать ответ не по существу решаемой задачи, либо заданного вопроса, недостаточная мотивированность помощи, чрезмерная категоричность». И может привести к увеличению, вместо предполагаемого сокращения, времени на обучение, снижению мотивации к учению и др.

  1. Средства создания электронных учебных пособий

Создание качественного электронного учебника — процесс длительный, очень трудоемкий и требующий солидных капиталовложений. При этом необходимо наличие хорошо слаженной команды квалифицированных специалистов: автора текста учебника, web-дизайнера, программиста, художника и психолога.

В одиночку практически невозможно выполнить весь объем работ, поскольку в этом случае автор учебника должен выступать одновременно в нескольких лицах. Хотя исключения могут быть. Тем не менее, несмотря на необходимость участия в создании учебника большого коллектива, основной автор у учебника, несущий полную ответственность за качество отбора учебного материала, его методическую проработку, стиль и язык изложения должен быть один. В крайнем случае, в роли авторов могут выступать не более чем два единомышленника. Как показывает практика, это максимально устойчивая группа, менее всего подверженная разного рода конфликтам при деятельности подобного рода.

Именно за автором должно быть последнее слово во всех спорных вопросах, не касающихся технической или дизайнерской стороны процесса создания учебника. В противном случае коллективная ответственность по схеме, предлагаемой, например, в работе, может свести на нет все благие намерения и превратить созданный учебник в бледное подобие аналогичных печатных вариантов, но на ином информационном носителе.

Если же для разработки электронного пособия не предполагается привлечение большого коллектива специалистов, то целесообразно использовать более простые способы создания электронных учебников.

Электронный вариант учебника должен коренным образом отличаться от классического — это уже аксиома. Учитывая, что процесс создания таких учебников еще не устоялся, имеет смысл попробовать систематизировать те требования, которым он должен соответствовать. Это особенно важно, если учебник предназначен для использования в системе дистанционного образования (ДО), как с применением кейс–технологии, так и с использованием сетевой Internet–технологии

Электронные учебники условно можно разделить на два вида: автономные и не нуждающиеся в наличии у пользователя определенного программного обеспечения, то есть — не автономные.

Для работы первых не предполагается наличия на компьютере конечного пользователя каких либо программных средств, кроме операционной системы.

Учебники второго вида ориентируются на определенные программные продукты, в среде или под управлением которых и должен работать учебник.

Каждый из названных видов имеет свои преимущества и недостатки.

Система дистанционного образования предполагает активное использование компьютерных Internet-технологий, поэтому априори можно быть уверенным в наличии у пользователя какого-либо браузера. То есть электронные учебники второго вида (по приведенной выше классификации) в этом случае лучше всего делать с использованием языка гипертекстовой разметки (HyperText Markup Language — HTML). Ну а раз платформа известна, то стоит более пристально разобраться с возможностями и особенностями представления документов в формате HTML. При этом, прежде всего, нельзя упускать из вида, что возможности форматирования текста в HTML-файлах значительно уступают возможностям текстовых процессоров типа Word. К этим ограничениям форматирования добавляются еще и ограничения, связанные с пропускной способностью линий связи, несколькими видами применяемых браузеров различных версий и возможными техническими ограничениями компьютеров конечных пользователей.

  1. Разработка электронных учебных пособий в виде набора взаимосвязанных HTML- страниц.

Язык разметки гипертекстовых страниц HTML представляет собой язык, разработанный специально для создания Web-документов. Он определяет синтаксис и размещение специальных инструкций (тегов), которые не выводятся на экран, но указывают браузеру, как отображать содержимое документа. Он также используется для создания ссылок на другие документы, локальные или сетевые, например, находящиеся в сети Интернет.

Документы HTML являются обычными текстовыми ASCII-файлами. Это означает, что для их создания можно использовать любой текстовый редактор, даже с минимальными возможностями.

Существуют средства редактирования, разработанные специально для написания HTML. Они позволяют экономить время, так как содержат клавиши быстрого доступа для выполнения повторяющихся операций, например, задания начальных установок документов, таблиц или просто применения стилей к тексту. Редакторы HTML отличаются от авторского WYSIWYG-инструментария тем, что требуют знания правил составления HTML вручную, редакторы лишь упрощают и ускоряют этот процесс.

Последние годы характеризуются резким ростом рынка авторских инструментов. HTML-редакторы класса WYSIWYG (What You See Is What You Get – что видишь, то и получишь) имеют графические интерфейсы, которые делают написание HTML больше похожим на программу редактирования текстов или разметки страницы.

Первоначальной целью этих программ было освобождение пользователей от тегов HTML, наподобие того, как программы разметки страниц защищают разработчика от набора команд языка PostScript. Сегодня их значимость возросла, так как они повышают эффективность и уровень автоматизации производства документов, обеспечивая в то же время доступ к исходному тексту HTML.

Наиболее популярными в настоящее время WYSIWYG-редакторами являются: Macromedia Dreamweaver, Golive CyberStudio (только для компьютеров Macintosh), Microsoft FrontPage, FileMaker Claris, Home Page, Adobe PageMill.  Эти специальные редакторы, ориентированные на визуальную разработку сайтов, позволяют проектировать Web-страницы так же легко, как и создавать документ в текстовом редакторе. Вы можете размещать на странице текст, таблицы, рисунки, видео, создавать ссылки, использовать различные интерактивные компоненты и при этом работать со страницей в режиме WYSIWYG, то есть практически в том виде, в каком она будет выглядеть в браузере. Визуальный редактор позволяет скрыть внутреннее представление страницы в формате HTML,что существенно облегчает разработку и избавляет от поиска синтаксических ошибок.

  1. Тестовый контроль знаний обучаемых

Электронный учебник должен содержать, помимо теоретических и практических занятий, средства контроля знаний обучаемых. Если создание теоретической и практической частей не создает трудностей, то с составляющей для обеспечения контроля знаний появляются проблемы. Без контроля никакая оценка действий и знаний обучаемых невозможна. Тестирование — один из способов решения этой проблемы, хотя сам таит в себе некоторые недостатки, связанные в основном с объединением тестов в единое целое с уже существующей теоретической и практической частями.

Несмотря на неоднозначное отношение педагогов к системе тестирования, тесты в современном учебном процессе широко внедряются в практику изучения многих предметов. Причиной жарких споров вокруг системы тестирования в последнее время является устоявшееся мнение, что тестирование — это единственно универсальная система оценки качества знаний обучаемых. Широкому распространению таких взглядов способствовало введение в школах системы единого государственного экзамена (ЕГЭ). Но такое мнение, безусловно, ограниченно.

Под тестом — в широком значении — понимают всю стандартизованную систему оценки знаний, включающую саму процедуру тестирования, специальным образом построенное задание и систему оценки ответов. В более узком, часто используемом на практике смысле, под тестом обычно понимают специально разработанную по определенному алгоритму совокупность значительного числа заданий.

Тест с высокой надежностью оценки знаний включает обычно не менее 30 заданий. Меньшее их количество в тесте создает предпосылки к высокой доле случайностей в проверке знаний по такому тесту (фактор «лотерейности»).

Сами задания теста могут иметь различную форму: тестовые задания закрытого (с выбором ответа) или открытого (со свободно конструируемыми ответами) типа, задачи, ситуационные задания и т.д. Наиболее часто на практике для тестирования используются тестовые задания закрытого типа. Именно с их помощью реализуются основные достоинства метода тестирования: экспрессивность процедуры и возможность одновременной оценки знаний больших групп обучаемых в рамках жестко лимитированного по времени учебного процесса. Вдобавок, учет результатов выполнения заданий этого типа легко механизируется с помощью персонального компьютера.

Система тестирования — это один из методов контроля качества обучения, имеющий свои достоинства и недостатки

К основным достоинствам метода тестового контроля знаний следует отнести простоту и демократичность самой процедуры, экспрессивность, возможность его механизации на ПК и независимость от индивидуальных требований преподавателей. Недостатки тоже хорошо известны — высокая формализация процедуры и сравнительная простота заданий, позволяющая оценить в основном механическое воспроизведение изучаемого материала (репродуктивная оценка знаний).

Исходя из достоинств и недостатков метода тестирования, целесообразно использовать этот метод на стадиях входного, текущего и рубежного контроля знаний. Возможно частичное использование (в сочетании с другими методами) и на стадии итогового контроля изучения дисциплин. Основную же роль при итоговом и частично рубежном контроле знаний должно выполнять непосредственное общение педагога с обучаемым.

Очевидно, что тестирование как метод контроля знаний может иметь широкое применение в учебном процессе особенно в тех отраслях знаний, где незначителен вес других, уже традиционных форм экспресс-контроля (задачи, расчеты, практические работы).

Проблема тестирования: отсутствие бесплатного (условно бесплатного) единого программного обеспечения для создания теоретической части учебника и эффективного теста контроля знаний. Обычно хорошо организованная программа создания тестов существует «сама по себе», а встроенные в программу для создания электронных изданий возможности тестирования достаточно примитивны. Удачные программы, отвечающие большинству требований для создания электронных учебников, продаются не дешево. Один из путей решения этой проблемы видится в использовании для создания тестов в электронных учебниках языков программирования, где ответы (в том числе помеченные правильные) размещены в базе данных с ограниченным числом пользователей (обычно преподавателей).

Использование тестовых заданий в автоматизированных контрольно-обучающих программах позволяет испытуемому самостоятельно обнаруживать пробелы в структуре своих знаний и принимать меры для их ликвидации. В таких случаях можно говорить о значительном обучающем потенциале тестовых заданий, использование которого станет одним из эффективных направлений практической реализации принципа единства и взаимосвязи обучения и контроля. При включении обучающего режима учащийся получает информацию об своих ошибках и верных ответах.

Типы тестовых заданий

  • одиночный выбор,
  • множественный выбор,
  • установление порядка следования,
  • установление соответствия,
  • ручной ввод числа,
  • ручной ввод текста, выбор места на изображении.

Для каждого задания в тесте можно индивидуально задать сложность (количество баллов за верный ответ) от 1 до 100, максимальное время обдумывания задания и другие параметры.

Оценка учащегося вычисляется по баллам. Уровень оценки в процентах (для того чтобы не менять при удалении/добавлении заданий) задается в редакторе. Уровень оценки любой — от двухбалльной (зачет/незачет) до 100-ой. Для оценки можно указать название -тогда выводится не цифра, а название (полезно для зачет/незачет).

Использование большого числа типов заданий и индивидуальные настройки для каждого задания позволяют создавать тесты для эффективной проверки разнообразных знаний учащихся.

Текст вопросов и вариантов поддерживает форматирование. Вы можете изменять шрифт, его размеры, цвет, начертание, использовать надстрочные и подстрочные индексы, менять выравнивание и создавать списки. Для этого в редакторе тестов имеется встроенный редактор текста похожий на WordPad. Так же вы можете редактировать и форматировать текст в своем любимом текстовом редакторе (например, Word) и вставлять в программу.

  1. Требования к содержанию электронного учебника

Электронный учебник должен соответствовать следующим техническим требованиям:

  1. Учебник должен содержать полную, доступную и структурированную информацию по выбранной теме.
  2. Весь теоретический материал должен быть разбит на разделы и темы, что облегчит поиск нужной информации.
  3. Электронный учебник должен иметь интуитивно понятный, простой, и в то же время привлекательный интерфейс.
  4. Необходимо предусмотреть удобную навигацию по разделам учебника.
  5. Помимо теоретического материала, необходимо предусмотреть возможность тестового контроля знаний обучаемых.

Оформление учебника должно быть исключительно функциональным, но при этом иметь привлекательный вид.

Навигационная система учебника должна строиться по блочному принципу с иерархической перекрестной структурой ссылок внутри каждого блока.

В учебном пособии необходимо предусмотреть возможность тестирования знаний, которое будет осуществляться запуском тестирующей программы.

Оформление учебника должно быть исключительно функциональным. Но это совершенно не исключает тщательную проработку дизайна его первой (главной) страницы. Как театр начинается с вешалки, так и любой учебник начинается с обложки (под обложкой в данном случае следует понимать главную, то есть первую страницу электронного учебника). В связи с этим стоит обратить на ее дизайн особое внимание.

Однако кроме дизайна первой страницы следует не забывать и об ее информативности. Эта страница должна быть связующим звеном между различными разделами учебника и позволять без проблем перейти к любому из них. Для этого на странице должны присутствовать:

1) Название учебника

2) Список (меню) основных разделов учебника:

  • Главная
  • Теория
  • Практикум
  • Презентации
  • Тесты
  • Словарь

Навигационная система учебника должна строиться по блочному принципу с иерархической перекрестной структурой ссылок внутри каждого блока. При необходимости, могут быть реализованы и переходы между разными блоками.

Для теоретической части учебника это означает, что:

  • Весь материал разбивается на блоки, то есть разделы или главы.
  • Общее меню разделов может быть вызвано с любой страницы учебника.
  • Разделы (главы), в свою очередь, также должны иметь свое собственное меню для содержащихся в нем тем.
  • Вызов страниц с отдельными конкретными темами должен быть возможен только из меню раздела.
  • Возможно перемещение между страницами с помощью кнопок «Вперед» и «Назад».

Пособие должно быть построено по блочно-модульному принципу в виде отдельных элементов или файлов, образующих логико-иерархическую структуру для организации соответствующего поискового аппарата, что позволяет достаточно легко дифференцировать разделы и темы пособия.

  1. Пример разработки электронного учебника по дисциплине «Основы алгоритмизации и программирования»

Для разработки электронного учебного пособия по дисциплине «Основы алгоритмизации и программирования».был выбран HTML -редактор FrontPage компании Microsoft, входящая в состав пакета MS Office 2003.

Этот редактор визуального проектирования Web-страниц обладает на сегодняшний день, наверное, самым широким спектром возможностей. Редактор FrontPage содержит большой набор шаблонов и мастеров для создания сайтов по различной тематике. Для форматирования текста можно использовать все возможности, предусмотренные в основном стандарте HTML,а также применять специальные динамические эффекты и анимацию. Редактор имеет удобные инструменты для работы с таблицами, встроенные средства для обработки изображений, позволяет легко размещать на страницах различные мультимедиа-объекты: рисунки, видеофильмы, анимацию, звуковые фрагменты. Тесная интеграция с пакетом MS Office позволяет отображать на страницах документы MS Word,таблицы и графики MS Excel, динамически получать данные из  MS Access, использовать язык VBA, средства проверки орфографии и десятки готовых тем для оформления страниц сайта. В программе FrontPage реализована поддержка современных Web-технологий, таких, как каскадные таблицы стилей (CSS),динамические эффекты (DHTML), фреймы, активные страницы (ASP),элементы ActiveX и Java-апплеты. Если Web-сервер поддерживает технологии FrontPage и SharePoint,то появляются дополнительные возможности при создании страниц — формы поиска, счётчики посещений, оглавление сайта и другие. Программа FrontPage является не только редактором Web-страниц, но и содержит средства управления сайтом, такие, как схема навигации по страницам, анализ сайта с помощью различных отчётов, коллективная разработка, настройка на определённые браузеры, загрузка сайта на Web-сервер по протоколам HTTP и FTP. Все эти возможности позволяют создать с помощью FrontPage полноценные  Web – сайты, такие, например, как электронные магазины или игровые сайты.

К недостаткам редактора FrontPage  можно отнести его преимущественную ориентацию на браузер Internet Explorer, поэтому следует проверять работу готового сайта в других браузерах. А также некоторую избыточность готового кода НТМL. Редактор отслеживает изменения в коде страниц и упорно восстанавливает теги, удаленные Web-мастером. С другой стороны, этот недостаток можно считать продолжением достоинств, позволяющих работать с редактором непрофессионалу.

Требования к компьютеру для установки и работы редакторов FrontPage такие же, как у других приложений МS Office.

Для проведения тестирования по темам электронного учебника будем использовать скрипт на языке HTML. Таким образом, для проведения тестирования не потребуется дополнительное программное обеспечение.

Страницы учебника созданы в виде Web-страниц, объединенных в Web-узел. Все страницы, кроме запускающей, будут размещены в папке Private, изображения и фоновые рисунки – в папке Image. Запуск учебника будет осуществляться со страницы Index.htm.

Все страницы конструируются отдельно и связываются между собой гиперссылками.

На первом этапе разработки электронного учебного пособия было необходимо продумать структуру главной страницы учебника. Она должна быть функциональной, информативной, обеспечивать быстрый доступ к основным темам и разделам учебника и, в то же время, обладать современным, привлекательным дизайном и соответствовать эргономическим требованиям к компьютерным средствам обучения. Для реализации поставленных требований будем использовать фреймовую структуру главной страницы электронного учебника.

Используя фреймы, позволяющие разбивать Web-страницы на множественные подокна, мы можем значительно улучшить внешний вид и функциональность электронного пособия.

С помощью фреймов можно создавать продвинутые интерфейсные решения, такие как: размещение статической информации, которую автор считает необходимым постоянно показывать пользователю, в одном статическом фрейме, помещение в статическом фрейме оглавления всех или части WEB-документов, содержащихся на WEB-сервере, что позволяет пользователю быстро находить интересующую его информацию

Мы будем использовать фреймы для отображения названия электронного учебника и размещения оглавления с указанием всех разделов и тем, т.к. эта информация должна быть статичной и постоянно находиться в поле зрения пользователя. Таким образом, мы обеспечим быстрый переход на нужную тему.

Для перехода с главной страницы на последующие используются гиперссылки. Гипертекстовые ссылки являются ключевым компонентом, делающим WEB привлекательным для пользователей. Добавляя гипертекстовые ссылки (далее — ссылки), мы сделаем набор документов связанным и структурированным, что позволит пользователю получать необходимую ему информацию максимально быстро и удобно.

Ссылки имеют стандартный формат, что позволяет браузеру интерпретировать их и выполнять необходимые функции (вызывать методы) в зависимости от типа ссылки. Ссылки могут указывать на другой документ или специальное место данного документа.

Для большей наглядности и информативности страниц учебника добавим на них соответствующие иллюстрации, а также в верхней части учебника вместе с заголовком разместим бегущую строку.

Страница «Теоретический материал» запускается из главного меню по ссылке «Теория», она содержит все теоретические темы по дисциплине «Основы алгоритмизации и программирования», предлагаемые для изучения

Для просмотра нужной темы достаточно нажать гиперссылку.

Каждая теоретическая тема располагается на отдельной странице учебника.

Обеспечим возможность последовательного просмотра страниц учебника с помощью кнопок «Далее» и «Назад», которые разместим в начале и конце каждой страницы. При просмотре любой темы учебника можно будет перейти на страницу «Теоретический материал» с помощью кнопки «Содержание»

Аналогично спроектированы и остальные страницы учебника.

Страница «Практические работы» запускается из главного меню по ссылке «Практикум», она содержит все методические указание к практическим занятиям по дисциплине «Основы алгоритмизации и программирования», предлагаемые для изучения

Для просмотра нужной работы достаточно нажать гиперссылку.

Каждая практическая работа располагается на отдельной странице учебника.

Обеспечим возможность последовательного просмотра страниц учебника с помощью кнопок «Далее» и «Назад», которые разместим в начале и конце каждой страницы. При просмотре любой практической работы учебника можно будет перейти на страницу «Практикум» с помощью кнопки «Содержание»

Для осуществления тестового контроля  будем использовать HTML-скрипт, представленный в приложении А.

Для того чтобы выбрать другой тест необходимо закрыть текущий.

 Ссылки для запуска теста разместим на странице «Тестовый контроль», которая открывается из вертикального меню, доступного на любой странице учебника.

Для запуска теста необходимо выбрать пункт меню «Тесты». Далее, в появившемся окне приложения нажимаем ссылку с требуемым тестом, который открывается на отдельной странице

Этапы тестирования:

  • Открытие тестов
  • Начало тестирования
  • Прохождение теста
  • Просмотр результатов.

Для пользователей представлена следующая инструкция:

Выберите один из вариантов в каждом из 10 вопросов;

Нажмите на кнопку «Показать результат»;

Скрипт не покажет результат, пока Вы не ответите на все вопросы;

Загляните в окно рядом с номером задания. Если ответ правильный, то там (+). Если Вы ошиблись, там (-).

За каждый правильный ответ начисляется 1 балл;

Оценки: менее 5 баллов — НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО, от 5 но менее 7.5 — УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО, 7.5 и менее 10 — ХОРОШО, 10 — ОТЛИЧНО;

Чтобы сбросить результат тестирования, нажать кнопку «Сбросить ответы»;

Тестируемому предлагается выбрать только один вариант ответа из нескольких предложенных.

По окончанию теста необходимо нажать на кнопку «Показать результат» (Рисунок 9)

Скрипт не покажет результат, пока не будут получены ответы на все вопросы.

В окне рядом с номером задания выводится результат (Рисунок 10).. Если ответ правильный, то там (+), а если ошибка, там (-)

За каждый правильный ответ начисляется 1 балл.

Оценки: менее 5 баллов — неудовлетворительно, от 5 но менее 7.5 — удовлетворительно, 7.5 и менее 10 — хорошо, 10 – отлично.

Чтобы сбросить результат тестирования, необходимо нажать кнопку «Сбросить ответы»;

  1. Запуск электронного учебника

Для открытия электронного пособия достаточно запустить из рабочей папки HTML-документ с именем Index.htm, в котором размещена главная страница учебника 

HTML- страницы учебника просматриваются с помощью любого браузера, установленного на компьютере.

В настоящее время существует много программ, которые позволяют собрать все HTML-страницы в единый исполняемый файл с расширением EXE. Для открытия такого учебника не требуется браузер. Таким образом, процесс использования и копирования учебника значительно упрощается.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Своевременное и осознанное использование информационных технологий является одним из способов повышения качества образования. Разработка электронных учебных материалов, электронных презентаций, мультимедиа-изданий, цифровых учебных видеофильмов, электронных библиотек и т.п. одно из актуальных и перспективных направлений информатизации образовательного процесса, которое, путем индивидуализации процесса обучения, позволит разрешить противоречие между всевозрастающим потоком информации и ограниченностью возможностей студента к ее усвоению.

Таким образом, электронные учебные материалы позволяют изменить коренным образом методы и методику преподавания в сторону все большей индивидуализации процесса обучения, повышая тем самым качество образования в целом.

Многим кажется, что разработка электронных учебных пособий – это очень сложный и трудоемкий процесс, но на самом деле, любой преподаватель при желании может освоить предложенную методику, создать свой электронный учебник и с успехом его использовать на занятиях.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.  Башмаков А.И., Башмаков И.А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. – М.: Филинъ, 2012.

2. Гура В.В., Дикарёв С.Б. Система проектирования электронных образовательных ресурсов. Ростов-на-Дону. Издательство ООО «ЦВВР», 2013. -125 с.

3. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании / И.Г. Захарова. – М. : Академия, 2013. – 183,192 с.

4. Ефимова, О. Курс компьютерной технологии с основами информатики: учебник / О. Ефимова. – М. : АСТ, 2014. – 132 с.

5. Яшников С.А. Создание электронного учебника. – М.: Издательство ИНФРА – М, 2016-45с

6. Лаврентьев, В.Н. Электронный учебник / В.Н. Лаврентьев, Н.И. Пак // Информатика и образование. – 2015. – № 9. – С. 91-97.

7. Христочевский, С.А. Электронные мультимедийные учебники и энциклопедии / С.А. Христочевский // Информатика и образование. – 2015. – № 2. – С. 70-77.

8. Вуль,В.А. Электронные издания. Глава 9. Электронные учебники. http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook119/01/part-010.htm

9. Электронные учебники:  рекомендации по  разработке, внедрению и  использованию интерактивных мультиме-дийных электронных учебников нового поколения для общего образования на базе современных мобильных электронных устройств.    М.: Федеральный институт развития образования, 2012.  84 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

HTML-код

Тест по теме

Тест по теме «Программирование на языке Паскаль»

Инструкция

  • Выберите один из вариантов в каждом из 10 вопросов;
  • Нажмите на кнопку «Показать результат»;
  • Скрипт не покажет результат, пока Вы не ответите на все вопросы;
  • Загляните в окно рядом с номером задания. Если ответ правильный, то там (+). Если Вы ошиблись, там (-).
  • За каждый правильный ответ начисляется 1 балл;
  • Оценки: менее 5 баллов — НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО, от 5 но менее 7.5 — УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО, 7.5 и менее 10 — ХОРОШО, 10 — ОТЛИЧНО;
  • Чтобы сбросить результат тестирования, нажать кнопку «Сбросить ответы»;

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Зовиракс мазь инструкция от герпеса инструкция по применению взрослым
  • Под его руководством в 1839 году 1843 годах проходила денежная реформа
  • Нафарелин инструкция по применению цена отзывы аналоги
  • Аппарат элфор проф инструкция по применению видео
  • Магния сульфат инструкция по применению порошок для лечения