Название: Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и основам экологии человека
Автор: Пивоваров Ю.П.
Год издания: 2001
Размер: 17.07 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
В представленном пособии изложены методики исследования различных факторов окружающей среды человека, а также реакции организма на их воздействия. Большое количество задач помогает освоить практические приемы, нужные для оценки ситуативных случаев, возникающих в практической деятельности врача-гигиениста: оценки качества воды, условий труда, качества продуктов питания. Особое внимание автором пособия уделяется вопросам гигиены детей и подростков, лечебно-профилактических учреждений.
Также рекомендуем скачать
Название: Гигиена детей и подростков. 3-е издание.
Автор: Кучма В.Р.
Год издания: 2020
Размер: 240.89 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Книга «Гигиена детей и подростков» в своем третьем издании на современном уровне рассматривает вопросы развития данного направления гигиены, в книге охарактеризованы формирование детского и подростков… Скачать книгу бесплатно
Название: Гигиена водоснабжения.
Автор: Нарыков В.И., Лизунов Ю.В., Бокарев М.А.
Год издания: 2009
Размер: 5.98 МБ
Формат: fb2
Язык: Русский
Описание: Представленное Вашему вниманию учебное пособие «Гигиена водоснабжения» рассматривает базовые вопросы темы, отражая такие аспекты, как вода в природной среде и значение воды для человека, охарактеризов… Скачать книгу бесплатно
Название: Гигиена детей и подростков
Автор: Кучма В.Р.
Год издания: 2008
Размер: 9.59 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Учебное руководство «Гигиена детей и подростков» под ред., Кучмы В.Р., рассматривает вопросы гигиены детей различных возрастных групп. Изложены предмет и задачи гигиены детей и подростков, ее историче… Скачать книгу бесплатно
Название: Гигиена труда
Автор: Измеров Н.Ф., Кириллов В.Ф.
Год издания: 2008
Размер: 3.98 МБ
Формат: djvu
Язык: Русский
Описание: Книга «Гигиена труда» под ред., Измерова Н.Ф,, и соавт., рассматривает вопросы влияния вредных факторов производства на состояние здоровье работающих. Изложена классификация производственных факторов,… Скачать книгу бесплатно
Название: Загальна гігієна з основами екології
Автор: Кондратюк В.А.
Год издания: 2003
Размер: 4.77 МБ
Формат: pdf
Язык: Украинский
Описание: Книга «Загальна гігієна з основами екології» под ред., Кондратюка В.А., рассматривает вопросы общей и частой гигиены. Описано взаимодействие человека, его продуктов жизнедеятельности с окружающим миро… Скачать книгу бесплатно
Название: Основы физиологии питания, санитарии и гигиены
Автор: Матюхина З.П.
Год издания: 2002
Размер: 14.69 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Книга «Основы физиологии питания, санитарии и гигиены» под ред., Матюхиной З.П., рассматривает вопросы правильного рациона. Изложены вопросы физиологии питания (отмечено значение пищевых веществ, дана… Скачать книгу бесплатно
Название: Гигиена и экология человека
Автор: Крымская И.Г.
Год издания: 2012
Размер: 7.45 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Практическое пособие «Гигиена и экология человека» под ред., Крымской И.Г., рассматривает взаимодействие человека, его продуктов жизнедеятельности с окружающим миром. Изложены вопросы гигиены и эколог… Скачать книгу бесплатно
Название: Гигиена и основы экологии человека
Автор: Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Зиневич Л.С.
Год издания: 2004
Размер: 5.76 МБ
Формат: djvu
Язык: Русский
Описание: Учебное руководство «Гигиена и основы экологии человека» под ред., Пивоварова Ю.П., и соавт., рассматривает основные аспекты гигиены. Изложены вопросы характеризующие разделы общей гигиены. Изложены м… Скачать книгу бесплатно
Название: Гигиена физического воспитания и спорта
Автор: Вайнбаум Я.С., Коваль В.И., Родионова Т.И.
Год издания: 2002
Размер: 10.77 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: «Гигиена физического воспитания и спорта» под ред., Вайнбаум Я.С., и соавт., рассматривает основные понятия гигиены, влияние ее факторов на физическое воспитание населения. Освещены гигиенические треб… Скачать книгу бесплатно
Название: Війскова гігієна з гігієною при надзвичайних ситуаціях
Автор: Пашко К.О.
Год издания: 2005
Размер: 3.19 МБ
Формат: pdf
Язык: Украинский
Описание: Учебник «Війскова гігієна з гігієною при надзвичайних ситуаціях» под ред., Пашка К.О., рассматривает систематизированные данные о военной гигиене и гигиене при чрезвычайных ситуациях. Описаны основы о… Скачать книгу бесплатно
Подборка по базе: Методическое руководство.docx, СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Ответы на задания по практическим занятиям, Базисное руководство по психотерапии.pdf, Отчет по практическим занятиям.docx, 10-11. Руководство для учителей биологии по методике организации, 3. ViPNet_Client 4U_for_Linux Руководство пользователя.pdf, 5. Сканер-ВС анализ защищенности Руководство пользователя.pdf, Задания по практическим занятиям по Микроэкономике часть.docx, Методическое руководство по выполнению практических работ в 1С А, Методическое руководство по выполнению практических работ в 1С А
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Ю.П.ПИВОВАРОВ, В.В.КОРОЛИК
РУКОВОДСТВО
К ЛАБОРАТОРНЫМ ЗАНЯТИЯМ
ПО ГИГИЕНЕ И ОСНОВАМ
ЭКОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА
Рекомендовано
Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому
образованию в качестве учебного пособия для студентов
высших учебных заведений, обучающихся по специальностям
060101 «Лечебное дело», 060103 «Педиатрия», 060105 «Стоматология»
2-е издание, исправленное и дополненное
ACADEMIA
Москва
Издательский центр «Академия»
2006
УДК 613(075.8)
ББК 51.2я273
П32
Рецензенты:
зав. кафедрой гигиены Московского государственного медико-стоматологического университета, академик РАЕН, д-р мед. наук, профессор А.М.Лакшин;
зав. кафедрой общей, военной, радиационной гигиены и медицинской экологии Санкт-Петербургской государственной медицинской академии им. И. И. Мечникова, д-р мед. наук, профессор В. В. Семенова
Пивоваров Ю.П.
П44 Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и основам экологии человека: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ю.П. Пивоваров, В.В. Королик. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 512 с.
ISBN 5-7695-3229-7
Описаны методы исследования разных факторов окружающей среды и реакции организма на их воздействие. Значительное количество ситуационных задач позволяет овладеть практическими навыками, необходимыми при оценке конкретных ситуаций в практической деятельности, проведении гигиенической экспертизы пищевых продуктов, оценке питьевой воды, условий труда на производстве. Подробно изложены вопросы гигиены труда, детей и подростков, лечебно-профилактических учреждений.
Для студентов высших учебных заведений.
УДК 613(075.8)
ББК 51.2я273
Оригинал-макет данного издания является собственностью
Издательского центра «Академия», и его воспроизведение любым способом
без согласия правообладателя запрещается
© Пивоваров Ю.П., Королик В. В., 2006 | |
© Образовательно-издательский центр «Академия», 2006 | |
ISBN 5-7695-3229-7 | © Оформление. Издательский центр «Академия», 2006 |
Оглавление
Предисловие………………………………………………………………………………………….. | 5 |
Раздел 1. Влияние факторов окружающей среды на жизнедеятельность населения……… | 6 |
Лабораторное занятие 1.1. Гигиеническая оценка среды обитания человека…………………… | 7 |
Лабораторное занятие 1.2. Гигиеническая оценка инсоляционного режима, естественного и искусственного освещения зданий…………………………………………………………………. | 14 |
Лабораторное занятие 1.3. Гигиеническая оценка питьевой воды и источников водоснабжения…………………………………………………………………………………………………….. | 22 |
Лабораторное занятие 1.4. Методы улучшения качества питьевой воды……………………….. | 37 |
Лабораторное занятие 1.5. Применение искусственного ультрафиолетового излучения в профилактических целях………………………………………………………………………………… | 42 |
Лабораторное занятие 1.6. Санитарная экспертиза объектов окружающей среды на загрязнение радиоактивными веществами…………………………………………………………………… | 51 |
Лабораторное занятие 1.7. Антропогенное загрязнение среды обитания человека и методы оценки риска его влияния на здоровье населения…………………………………………………. | 56 |
Раздел 2. Питание как фактор сохранения и укрепления здоровья…………………………. | 61 |
Лабораторное занятие 2.1. Гигиеническая оценка полноценности питания…………………….. | 62 |
Лабораторное занятие 2.2. Гигиеническая оценка витаминной ценности питания……………… | 70 |
2.2.1. Водорастворимые витамины……………………………………………………………… | 70 |
2.2.2. Жирорастворимые витамины……………………………………………………………… | 71 |
Лабораторное занятие 2.3. Гигиеническая экспертиза пищевой ценности и доброкачественности продуктов питания……………………………………………………………………………. | 75 |
Лабораторное занятие 2.4. Пищевые отравления, их расследование и профилактика…………. | 95 |
Лабораторное занятие 2.5. Гигиенические требования к планировке и режиму работы пищеблока………………………………………………………………………………………………….. | 101 |
Раздел 3. Гигиена лечебно-профилактических учреждений………………………………….. | 110 |
Лабораторное занятие 3.1. Гигиенические требования к размещению и планировке лечебно-профилактических учреждений…………………………………………………………………….. | 110 |
Лабораторное занятие 3.2. Гигиеническая оценка микробного загрязнения окружающей среды в лечебных учреждениях………………………………………………………………………… | 134 |
Раздел 4. Воздействие вредных производственных факторов на здоровье людей…………. | 139 |
Лабораторное занятие 4.1. Производственный шум и его влияние на организм………………… | 141 |
Лабораторное занятие 4.2. Гигиеническая оценка вибрации……………………………………… | 148 |
Лабораторное занятие 4.3. Оценка токсичности промышленных ядов………………………….. | 153 |
Лабораторное занятие 4.4. Гигиеническая оценка производственной пыли…………………….. | 163 |
Лабораторное занятие 4.5. Радиационная безопасность при работес радиоактивными веществами и источниками ионизирующего излучения………………………………………………… | 170 |
Лабораторное занятие 4.6. Санитарно-дозиметрический контроль на объектах с применением источников ионизирующего излучения……………………………………………………………. | 177 |
Лабораторное занятие 4.7. Гигиенические аспекты работы операторов на персональных компьютерах……………………………………………………………………………………………… | 184 |
Раздел 5. Гигиенические основы обеспечения нормального роста и развития ребенка….. | 192 |
Лабораторное занятие 5.1. Исследование и оценка физического развития детей и подростков. | 192 |
Лабораторное занятие 5.2. Оценка состояния здоровья детей. Определение готовности к обучению в школе……………………………………………………………………………………….. | 210 |
Лабораторное занятие 5.3. Гигиена учебных занятий в школе…………………………………… | 221 |
Лабораторное занятие 5.4. Санитарно-гигиеническая экспертиза проектов школ, школ-интернатов и учебных заведений начального профессионального образования………………… | 236 |
Лабораторное занятие 5.5. Санитарно-гигиеническая экспертиза проектов объединенных дошкольных учреждений………………………………………………………………………………. | 242 |
Лабораторное занятие 5.6. Закаливание детей и подростков……………………………………… | 248 |
Раздел 6. Гигиена экстремальных ситуаций и катастроф…………………………………….. | 255 |
Лабораторное занятие 6.1. Санитарно-гигиенические проблемы медицины катастроф……….. | 256 |
Лабораторное занятие 6.2. Гигиенические вопросы размещения людей при чрезвычайных ситуациях……………………………………………………………………………………………… | 262 |
Лабораторное занятие 6.3. Гигиена водоснабжения организованных коллективов в экстремальных условиях……………………………………………………………………………………. | 268 |
Лабораторное занятие 6.4. Медицинский контроль за питанием организованных групп населения в особых условиях……………………………………………………………………………. | 276 |
Учебно-исследовательская работа студентов…………………………………………………… | 283 |
Темы рефератов по разделу «Гигиена труда»……………………………………………………… | 283 |
Темы рефератов по разделу «Гигиена детей и подростков»……………………………………… | 287 |
Темы курсовых работ для студентов-иностранцев………………………………………………… | 291 |
Тесты…………………………………………………………………………………………………. | 293 |
Краткий словарь экологических терминов…………………………………………………….. | 310 |
Приложение…………………………………………………………………………………………. | 314 |
ПРЕДИСЛОВИЕ
Программа здравоохранения, проводимая в России, в настоящее время признана всем международным медицинским сообществом. Она свидетельствует о целесообразности приоритета профилактической работы в деятельности врача любого профиля.
Согласно Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по медицинским специальностям и стоматологии дисциплина «Гигиена и основы экологии человека» наряду с дисциплинами «Общественное здоровье» и «Здравоохранение и эпидемиология» отнесена к группе основных медико-профилактических дисциплин. В начале 1990-х гг. в учебные планы факультетов Российского государственного медицинского университета был включен междисциплинарный государственный экзамен по профилактической медицине. Такой экзамен является проверкой знаний выпускников в области многих медико-биологических, клинических и параклинических дисциплин, изучающих возможность неблагоприятного воздействия ряда факторов, включая экологические, на здоровье человека и разработку мероприятий по предупреждению этого воздействия.
В соответствии с современными требованиями был скорректирован ряд дисциплин, прежде всего, гигиена и экология человека. Была разработана межкафедральная программа по преподаванию профилактической медицины, введены новые методики преподавания в части освоения будущими врачами принципов оценки конкретных ситуаций.
Настоящее руководство составлено с учетом всех современных требований. В нем нашли отражение многолетний опыт работы кафедры гигиены и основ экологии человека Российского государственного медицинского университета и Московского института медико-социальной реабилитологии, а также новые подходы к преподаванию, основанные на обучении студентов умению ориентироваться в разнообразных ситуациях, с которыми они встретятся в практической деятельности.
В каждом лабораторном занятии приведены методические рекомендации, в которых кратко изложены основные понятия данной темы. В конце занятия даются типовой вариант ситуационной задачи, перечень контрольных вопросов и вариант ответов на них. Ситуационные задачи могут быть использованы преподавателямидля текущего контроля обучения студентов на кафедре, промежуточного контроля на курсовом экзамене, а также заключительного контроля на итоговом междисциплинарном экзамене. Исходя из этого, в контрольные вопросы включены материалы, изучаемые студентами на других кафедрах. Такие вопросы отмечены значком «*» и входят только в вопросы итогового экзамена. Ряд ситуационных задач носит обобщающий характер, однако их можно легко разбить на несколько более простых задач. При использовании ситуационных задач на экзаменах к ним в качестве приложения даются все необходимые нормативные данные в табличном варианте.
В руководство включены новые нормативные документы и рекомендации по использованию современных методов исследований и соответствующей аппаратуры.
РАЗДЕЛ 1
ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
НА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ
Человечество может существовать лишь при взаимодействии с объектами окружающей природной среды. Состояние природных факторов среды, т.е. экологическая обстановка, оказывает существенное влияние на здоровье людей. При определенном сочетании этих факторов человек чувствует себя комфортно, они оказывают на него оздоравливающее влияние. При других сочетаниях факторы среды действуют на него неблагоприятно, нарушают течение нормальных физиологических процессов в организме, содействуя возникновению патологических процессов.
В результате интенсификации производственной деятельности в настоящее время значительно увеличилось количество факторов окружающей среды, оказывающих неблагоприятное воздействие на организм человека. Усилилось действие факторов, ранее не имевших существенного значения (интенсивного шума, вибрации, токсических выбросов в атмосферу и др.), появились новые факторы, представляющие большую опасность для здоровья населения (ионизирующая радиация, электромагнитные волны, пестициды и др.). Интенсивное развитие промышленности, транспорта и сельского хозяйства сопровождается резким увеличением загрязнения объектов окружающей среды, создающим неблагоприятную экологическую обстановку. Процессы самоочищения объектов окружающей среды, обеспечивавшие в прошлом круговорот веществ в природе, теперь оказываются недостаточными для обезвреживания поступающего в них огромного количества отбросов производства и жизнедеятельности населения.
Воздушная среда, с которой человек входит в самый непосредственный контакт и от состояния которой в значительной степени зависит его здоровье, в настоящее время все более загрязняется.
С течением времени все больше увеличивается интенсивность окислительных процессов, сопровождающихся поглощением кислорода из воздуха и выделением в него промежуточных и конечных продуктов окисления. Главным образом это продукты горения топлива, поступающие в воздух из разного рода энергетических установок, среди которых наибольшее место занимают промышленные предприятия и автомобильный транспорт. Основными загрязняющими компонентами выбросов этих установок являются двуокись углерода (СО2), окислы серы (SО2), разнообразные окислы азота, продукты неполного сгорания топлива (СО, сажа, неполностью сгоревшие углеводороды и т.д.). Кроме того, в воздух могут поступать и другие специфические продукты производственной деятельности: свинец, цемент, фреоны и множество других токсических соединений, характерных для того или иного производства. Многие из этих веществ и соединений способны оказывать на организм человека токсическое действие, приводя к росту неспецифической заболеваемости, особенно у детей.
В результате глобального загрязнения воздушной среды постепенно уменьшается прозрачность атмосферы, что приводит к снижению интенсивности интегрального потока солнечной энергии, поступающего на землю, и особенно наиболее биологически ценной его части — ультрафиолетовой радиации. Кроме того, в результате изменения газового состава воздушной среды весьма вероятны возникновение так называемого парникового эффекта с весьма неблагоприятными экологическими последствиями и истончение озонового слоя атмосферы, обеспечивающего защиту живых организмов от повреждающего действия коротких лучей солнечной радиации.
Экологическая обстановка на земном шаре в значительной степени зависит также от состояния гидро- и литосферы. В связи с увеличением численности населения и интенсификации его деятельности в последние годы ощущается недостаток пресной воды. Часто имеющаяся вода не отвечает требованиям безопасности. Она играет большую роль в эпидемиологических процессах.
Водные эпидемии характеризуются массовостью охвата населения и, следовательно, высокой степенью опасности. Кроме того, в силу случайно сложившихся природных условий в почве некоторых регионов, а следовательно, и в водоисточниках, расположенных на этих территориях, могут отсутствовать или, наоборот, находиться в избыточном количестве некоторые химические элементы, играющие существенную роль в обменных процессах в организме человека, что может привести к развитию в нем патологических процессов. Такие изменения в лито-и гидросфере часто происходят и в результате деятельности человека и приводят к возникновению искусственных биогеохимических провинций, на территории которых накапливаются токсические вещества в опасных для организма живых существ количествах.
Всевозможные отходы деятельности людей, поступающие в почву и водоемы в возрастающем количестве, все больше осложняют экологическую обстановку. Внедряющиеся в последнее время в обиход полимерные материалы не поддаются традиционным способам обезвреживания.
Большую опасность вызывает интенсивное использование в народном хозяйстве радиоактивных материалов и других источников ионизирующей радиации. Вредное влияние радиации на организм существенно усилилось вследствие произошедших в последние десятилетия аварий на АЭС и реакторных двигательных установках морских судов. Остро стоит проблема захоронения отработанного реакторного топлива и других материалов.
Очень опасно для человечества широкое распространение радиоволн всевозможнейших диапазонов, особенно коротких волн дециметрового и сантиметрового диапазонов, используемых в телевидении и радиолокации. Всеобщая компьютеризация привела к тому, что при работе на операторов воздействует электромагнитное излучение, источником которого являются мониторы. Последствия этого воздействия на организм человека только начали изучать.
Задачей гигиенической науки является изучение всех факторов окружающей среды, которые могут оказывать влияние на организм человека, и разработка мероприятий, направленных на максимальное использование благоприятных природных ресурсов и исключение или снижение влияния вредных.
ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ 1.1
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СРЕДЫ ОБИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА
Цель занятия. Студентов знакомят с воздействием на организм человека воздушной среды и принципами нормирования ее отдельных параметров.
Практические навыки. Студентов учат определять основные параметры состояния воздушной среды и давать гигиеническую оценку их комплексного влияния на человека.
Нормативные документы. СНиП 2.08.02-89 «Общественные здания и сооружения»; СанПиН 2.1.3.1375-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров»; СанПиН 2.2.4.548-96 «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений».
Задания. В процессе изучения темы студенты должны:
- определить атмосферное давление;
- определить среднюю температуру воздуха в помещении и ее перепады по горизонтали и вертикали;
- определить относительную влажность воздуха в помещении;
4) определить скорость движения воздуха:
а) в помещении (на рабочем месте);
б) в вентиляционном отверстии (в форточке);
- составить санитарное заключение о состоянии воздушной среды в данном помещении и теплоощущениях находящихся в нем людей, дать рекомендации по улучшению микроклиматических условий в данном помещении;
- решить ситуационные задачи с разными сочетаниями параметров воздушной среды.
Методические указания к заданиям
Состояние воздушной среды обитания человека оказывает существенное влияние на его самочувствие, настроение, работоспособность и здоровье в зависимости от физического состояния воздуха и наличия в нем тех или иных механических или биологических примесей.
Физическое состояние воздушной среды, т.е. микроклимат, характеризуется величиной атмосферного давления, температурой, влажностью, скоростью движения воздуха и мощностью тепловых излучений. Гигиеническое значение этих показателей заключается в основном в их влиянии на тепловое равновесие организма. Организм отдает тепло в обычных условиях за счет теплоизлучения, теплопроведения и испарения с поверхности кожи. Высокая температура воздуха в сочетании с повышенной относительной влажностью затрудняет отдачу тепла способами проведения и испарения, вследствие чего организм может перегреться. При низкой температуре влажность воздуха, наоборот, способствует его охлаждению, так как увеличивается отдача тепла способом проведения (по сравнению с сухим воздухом вода имеет значительно большую теплопроводность и теплоемкость). Увеличение скорости движения воздуха, как правило, способствует теплоотдаче способами проведения и испарения за исключением случаев, когда воздух насыщен водяными парами и имеет температуру выше температуры поверхности тела.
Следует отметить, что при небольших отклонениях физических факторов воздушной среды от зоны комфорта самочувствие здоровых людей может не измениться, тогда как у больных людей часто возникают так называемые метеотропные реакции. Особенно чувствительны к изменению метеорологических факторов внешней среды люди, страдающие сердечно-сосудистыми, нервно-психическими и простудными заболеваниями.
При гигиенической оценке влияния физических факторов воздушной среды на организм человека необходимо учитывать весь их комплекс: атмосферное давление, температуру воздуха, влажность и скорость движения. Для создания комфортного самочувствия людей рекомендуется соблюдать следующие параметры этих факторов в помещениях (микроклимат):
- средняя температура воздуха должна составлять 18—20 °С (для детей 20—22 °С), в палатах для недоношенных детей — 25, в перевязочных и процедурных кабинетах — 22, операционных — 21, родовых — 25 °С. Перепады температуры воздуха в горизонтальном направлении (от наружной стены до внутренней не должны превышать 2°С, в вертикальном — 2,5 °С на каждый метр высоты. В течение суток колебания температуры воздуха в помещении при центральном отоплении не должны превышать 3 °С;
- величина относительной влажности воздуха при указанных температурах может колебаться в пределах 40—60 % (зимой — 30-50 %);
- скорость движения воздуха в помещениях должна быть 0,2—0,4 м/с, на выходе из приточных отверстий вентиляционных каналов больничных палат — не более 1 м/с, а в ванных, душевых, физиотерапевтических кабинетах — 0,7 м/с. Особенно важно соблюдение этих условий в больницах.
Определение атмосферного давления. Атмосферное давление измеряют ртутными барометрами или барометрами-анероидами. Для его непрерывной регистрации используют барографы (барометры-анероиды с записывающим устройством и лентопротяжным механизмом). Величина давления выражается в миллиметрах ртутного столба (или в гектапаскалях). Обычные колебания атмосферного давления находятся в пределах (760±20) мм рт. ст. или (1013±26,5) гПа (1 гПа = 0,7501 мм рт. ст.).
При определении атмосферного давления барометром-анероидом перед отсчетом показаний прибора следует постучать пальцем по его стеклу для преодоления инерции стрелки.
Определение температуры воздуха. Температуру воздуха в помещениях обычно измеряют ртутными или спиртовыми термометрами. Термометр оставляют в месте измерения на 5 мин, чтобы жидкость в нем приобрела температуру окружающего воздуха, после чего регистрируют температуру. Для этой цели можно использовать аспирационный психрометр, сухой термометр которого более точно регистрирует температуру воздуха, так как его резервуар защищен от воздействия лучистого тепла.
С целью длительной регистрации температуры воздуха (в течение суток, недели) применяют термографы, состоящие из воспринимающего элемента (изогнутой полой металлической или биметаллической пластины, наполненной толуолом), связанного с записывающим устройством, и лентопротяжного механизма.
Для определения средней температуры воздуха в помещении делают три замера по горизонтали на высоте 1,5 м от пола (в середине комнаты, в 10 см от наружной стены и у внутренней стены) и вычисляют среднее значение. По этим же данным судят о равномерности температуры в горизонтальном направлении. Для определения перепадов температуры по вертикали измерение делают у пола на высоте 10 см и на высоте 1,5 м.
Определение влажности воздуха. Для характеристики влажности воздуха используют следующие величины: абсолютная, максимальная и относительная влажность, дефицит насыщения и точка росы.
Абсолютной влажностью называется количество водяных паров в граммах, содержащееся в данное время в 1 м3 воздуха; максимальной влажностью — количество водяных паров в граммах, которое содержится в 1 м3 воздуха в момент насыщения; относительной влажностью — отношение абсолютной влажности к максимальной, выраженное в процентах.
Дефицитом насыщенияназывается разность между максимальной и абсолютной влажностью.
Точка росы — температура, при которой величина абсолютной влажности равна максимальной.
При гигиенической оценке микроклимата наибольшее значение имеет величина относительной влажности.
Для определения влажности воздуха используют психрометры и гигрометры. Аспирационный психрометр (рис. 1.1) состоит из двух термометров. Их воспринимающие части заключены в металлические трубки, через которые просасывают воздух с помощью вентилятора. Такое устройство обеспечивает защиту термометров от лучистой энергии и постоянную скорость движения воздуха, что делает возможным проведение исследования при постоянных условиях. Конец одного из термометров обернут тонкой материей, и перед каждым наблюдением его смачивают дистиллированной водой при помощи специальной пипетки. Вентилятор заводят ключом и отсчитывают показания через 3—4 мин от начала его работы после установления постоянной скорости просасывания воздуха.
Рис. 1.1. Аспирационный психрометр |
Абсолютную влажность рассчитывают по формуле
где К — абсолютная влажность, г/м3; Fв— максимальное давление водяных паров при температуре влажного термометра, мм рт. ст. (определяется по табл. 1.1);0,5 — постоянная; t — температура сухого термометра; t} — температура влажного термометра; В — барометрическое давление в момент исследования, мм рт. ст.; 755 — среднее барометрическое давление, мм рт. ст. Абсолютную влажность переводят в относительную по формуле где R — относительная влажность, %; Fc — максимальное давление водяных паров при температуре сухого термометра, мм рт. ст. Относительную влажность по показаниям аспирационного психрометра можно определить по психометрическим таблицам (см. прил.). Гигрометры регистрируют непосредственно относительную влажность воздуха. Они состоят из воспринимающего элемента (пучка обезжиренных волос), механически связанного с регистрирующей частью (стрелкой). Постоянно регистрирует относительную влажность воздуха гигрограф, представляющий собой комбинацию гигрометра с записывающим устройством и лентопротяжным механизмом. |
Название: Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и основам экологии человека
Автор: Пивоваров Юрий Петрович, Королик Виктор Вячеславович
Издательство: Академия
Жанр: Гигиена
Год издания: 2006
Страниц: 511
ISBN: 5-7695-2365-4
Язык: Русский
Формат: PDF/DjVu
Размер: 78 Мб
Описаны методы исследования разных факторов окружающей среды и реакции организма на их воздействие. Значительное количество ситуационных задач позволяет овладеть практическими навыками, необходимыми при оценке конкретных ситуаций в практической деятельности, проведении гигиенической экспертизы пищевых продуктов, оценке питьевой воды, условий труда на производстве. Подробно изложены вопросы гигиены труда, детей и подростков, лечебно-профилактических учреждений.
- Главная
- Книги
- Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и основам экологии человека
Описание книги
Книга «Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и основам экологии человека» автора Ю. П. Пивоваров оценена посетителями КнигоГид, и её читательский рейтинг составил 0.00 из 10.
Для бесплатного просмотра предоставляются: аннотация, публикация, отзывы, а также файлы для скачивания.
- Просмотров: 30
- Рецензий: 0
Информация об издании
- Переводчики: не указаны
- Серия:
не указана - ISBN (EAN): 5-89004-139-8
- Языки: не указаны
- Возрастное ограничение: не указано
- Год написания: не указан
Эта книга еще не добавлена в подборки
К ЭТОЙ КНИГЕ НЕ ДОБАВЛЕНЫ персонажи
КНИГА НЕ УПОМИНАЛАСЬ В БЛОГАХ
Посмотрите еще
Пищеводитель
Вы хотели бы узнать о факторе, который может на 70 % снизить риск ожирения и диабета, предотвратить более 20 % онкологических и 40 % заболеваний сердца и сосудов, А если дополнительно узнаете, что этот фактор дейстует на нас каждый день от 3 до 5 и более раз? Среди океана информации о питании и диетах есть правильные и полезные советы. А есть тонны неправильных постулатов, обрывки знаний и просто …
Все на своем месте
Оливер Сакс – известный британский невролог, автор ряда популярных книг, переведенных на двадцать языков, две из которых – «Человек, который принял жену за шляпу» и «Антрополог на Марсе» – стали международными бестселлерами.
Оливер Сакс написал много книг, и все они очень разные, но в каждой из них красной нитью проходит гуманистическое отношение к пациенту. К сожалению, далеко не все свои мысли …
Здоровье по Дарвину. Почему мы болеем и как это связано с эволюцией
Почему люди не живут вечно? Почему мы не можем раз и навсегда избавиться от рака и других болезней? И почему сегодня, несмотря на все достижения медицины, заболеваемость не снижается, а растет? Коротко говоря, потому что человек — это результат эволюции, которая озабочена бессмертием генов, но не бессмертием тел. Эволюцию не интересует наше здоровье, счастье или долголетие. Джереми Тейлор предлага…
Доказательная гинекология и немного волшебства на пути к двум полоскам
«Слишком увлекаться здоровым образом жизни — зло!» — убежден один из самых известных отечественных гинекологов-практиков Камиль Бахтияров. Что нужно, чтобы зачать, выносить и родить здорового малыша? Когда уже стоит волноваться? Правда ли, что «дети из пробирки» могут быть генетическими мутантами? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в данной книге.
И еще более 30 весьма интересных тем о рабо…
Тюремный доктор. Истории о любви, вере и сострадании
Жестокость. Наркотики. Суицид. Добро пожаловать в мир тюремного доктора!
Леденящие кровь, душераздирающие и поучительные — так можно охарактеризовать случаи из жизни и истории лечения пациентов, описанные врачом, считавшим своим профессиональным долгом помощь тем, кто находится под арестом. Все ее пациенты — преступники. Но, несмотря ни на что, для них она по-прежнему остается лечащим врачом.
Док…
Вынос мозга. Чудеса восприятия и другие особенности работы нервной системы
Что происходит с нашей нервной системой в течение дня? Как реагирует наш мозг на кофеин, алкоголь, влюбленность, сон? Можно ли силой мысли замедлить биение сердца или умереть от счастья? На все эти вопросы ответит книга врача-невролога и популярного блогера Ирины Галеевой.
Вымышленный герой, в котором каждый может узнать себя, пройдет по лабиринту нервной системы и откроет все загадки самой слож…
Мозг, ты спишь? 14 историй, которые приоткроют дверь в ночную жизнь нашего самого загадочного органа
Задумывались ли вы когда-нибудь, сколько тайн скрыто за таким простым действием, как засыпание в уютной постели после рабочего или учебного дня? Стремясь разгадать загадку сна, доктор Гай Лешцинер отправляется в 14 удивительных путешествий вместе со своими пациентами.
Все они – обычные люди, но с необычными способностями: у одного из них 25 часов в сутках, другой, засыпая, чувствует жужжащих у нег…
Генный апгрейд. Почему мы пользуемся устаревшей моделью тела в новой модели мира и как это исправить
Вы тоже заметили, что мир в последнее время меняется безумно быстро — в отличие от организма человека? Все острее ощущается, что наша эволюция отстает. Если в древности любовь к жирной и высокоуглеводной пище была залогом выживания, сейчас из-за нее мы набираем лишний вес. Если раньше всплеск кортизола с адреналином во время стресса был необходим для выживания при встрече с врагом, сейчас из-за эт…
Стареть не обязательно! Будь вечно молодым
Тема продления жизни очень интересовала людей во все времена. И в наши дни она находится в фокусе ведущих ученых мира. Как суметь прожить максимально долго и даже в глубокой старости сохранять энергию, подвижность, жизнелюбие и здравый ум? Какие изменения с возрастом происходят с нашим организмом? Что за недуги коварно подкарауливают пожилых людей и что с этим можно сделать? Ка…
Книжные памятники Свет
Обратная связь
Версия для слабовидящих
Войти
НЭБ
-
Коллекции и спецпроекты
-
Новости
-
Электронные читальные залы
-
Информация для библиотек
-
Вопросы и ответы
-
Обратная связь
Наши продукты
Книжные памятники
Свет
Мы в соцсетях
Версия для слепых
Руководство к лабораторным занятиям по гигиене
Скачать
marc21-запись
Руководство к лабораторным занятиям по гигиене
Скачать marc21 -запись
Электронная копия документа недоступна
2016
Год издания
Москва
Место издания
О произведении
Издательство
Академия
Ответственность
[Ю. П. Пивоваров и др.]
Библиотека
Российская государственная библиотека (РГБ)
Еще
Ближайшая библиотека с бумажным экземпляром издания
Пожалуйста, авторизуйтесь
Вы можете добавить книгу в избранное после того, как
авторизуетесь на портале. Если у вас еще нет учетной записи, то
зарегистрируйтесь.
Юрий Пивоваров, Виктор Королик, Л. Мялина, О. Милушкина, М. Булацева, Ф. Козырева, Людмила Зиневич, Н. Шеина, Р. Волкова — Руководство к лабораторным занятиям по гигиене. Учебное пособие
Учебное пособие создано в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлениям укрупненной группы специальностей «Здравоохранение и медицинские науки». Описаны методы исследования разных факторов окружающей среды и реакции организма на их воздействие. Значительное количество ситуационных задач позволяет овладеть практическими навыками, необходимыми при оценке конкретных ситуаций в практической деятельности, проведении гигиенической экспертизы пищевых продуктов, оценке питьевой воды, условий труда на производстве. Подробно изложены вопросы гигиены труда, детей и подростков, лечебно-профилактических учреждений. Для студентов учреждений высшего образования.
Юрий Пивоваров, Виктор Королик, Людмила Подунова
Дрожжина Наталья Агафоновна, Кича Дмитрий Иванович, Фомина Анна Владимировна
В.Д.Ванханен, Е.А.Лебедева
Дмитрий Харкевич, Е. Лемина, Владимир Фисенко, О. Чиченков, В. Чурюканов, В. Шорр
Юрий Пивоваров, Виктор Королик, Л. Мялина, О. Милушкина, М. Булацева, Ф. Козырева, Людмила Зиневич, Н. Шеина, Р. Волкова