Руководство к лабораторным пивоварова по гигиене занятиям скачать


Название: Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и основам экологии человека
Автор: Пивоваров Ю.П.
Год издания: 2001
Размер: 17.07 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский

В представленном пособии изложены методики исследования различных факторов окружающей среды человека, а также реакции организма на их воздействия. Большое количество задач помогает освоить практические приемы, нужные для оценки ситуативных случаев, возникающих в практической деятельности врача-гигиениста: оценки качества воды, условий труда, качества продуктов питания. Особое внимание автором пособия уделяется вопросам гигиены детей и подростков, лечебно-профилактических учреждений.

Скачать

Также рекомендуем скачать


Название: Гигиена детей и подростков. 3-е издание.
Автор: Кучма В.Р.
Год издания: 2020
Размер: 240.89 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Книга «Гигиена детей и подростков» в своем третьем издании на современном уровне рассматривает вопросы развития данного направления гигиены, в книге охарактеризованы формирование детского и подростков… Скачать книгу бесплатно


Название: Гигиена водоснабжения.
Автор: Нарыков В.И., Лизунов Ю.В., Бокарев М.А.
Год издания: 2009
Размер: 5.98 МБ
Формат: fb2
Язык: Русский
Описание: Представленное Вашему вниманию учебное пособие «Гигиена водоснабжения» рассматривает базовые вопросы темы, отражая такие аспекты, как вода в природной среде и значение воды для человека, охарактеризов… Скачать книгу бесплатно


Название: Гигиена детей и подростков
Автор: Кучма В.Р.
Год издания: 2008
Размер: 9.59 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Учебное руководство «Гигиена детей и подростков» под ред., Кучмы В.Р., рассматривает вопросы гигиены детей различных возрастных групп. Изложены предмет и задачи гигиены детей и подростков, ее историче… Скачать книгу бесплатно


Название: Гигиена труда
Автор: Измеров Н.Ф., Кириллов В.Ф.
Год издания: 2008
Размер: 3.98 МБ
Формат: djvu
Язык: Русский
Описание: Книга «Гигиена труда» под ред., Измерова Н.Ф,, и соавт., рассматривает вопросы влияния вредных факторов производства на состояние здоровье работающих. Изложена классификация производственных факторов,… Скачать книгу бесплатно


Название: Загальна гігієна з основами екології
Автор: Кондратюк В.А.
Год издания: 2003
Размер: 4.77 МБ
Формат: pdf
Язык: Украинский
Описание: Книга «Загальна гігієна з основами екології» под ред., Кондратюка В.А., рассматривает вопросы общей и частой гигиены. Описано взаимодействие человека, его продуктов жизнедеятельности с окружающим миро… Скачать книгу бесплатно


Название: Основы физиологии питания, санитарии и гигиены
Автор: Матюхина З.П.
Год издания: 2002
Размер: 14.69 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Книга «Основы физиологии питания, санитарии и гигиены» под ред., Матюхиной З.П., рассматривает вопросы правильного рациона. Изложены вопросы физиологии питания (отмечено значение пищевых веществ, дана… Скачать книгу бесплатно


Название: Гигиена и экология человека
Автор: Крымская И.Г.
Год издания: 2012
Размер: 7.45 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Практическое пособие «Гигиена и экология человека» под ред., Крымской И.Г., рассматривает взаимодействие человека, его продуктов жизнедеятельности с окружающим миром. Изложены вопросы гигиены и эколог… Скачать книгу бесплатно


Название: Гигиена и основы экологии человека
Автор: Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Зиневич Л.С.
Год издания: 2004
Размер: 5.76 МБ
Формат: djvu
Язык: Русский
Описание: Учебное руководство «Гигиена и основы экологии человека» под ред., Пивоварова Ю.П., и соавт., рассматривает основные аспекты гигиены. Изложены вопросы характеризующие разделы общей гигиены. Изложены м… Скачать книгу бесплатно


Название: Гигиена физического воспитания и спорта
Автор: Вайнбаум Я.С., Коваль В.И., Родионова Т.И.
Год издания: 2002
Размер: 10.77 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: «Гигиена физического воспитания и спорта» под ред., Вайнбаум Я.С., и соавт., рассматривает основные понятия гигиены, влияние ее факторов на физическое воспитание населения. Освещены гигиенические треб… Скачать книгу бесплатно


Название: Війскова гігієна з гігієною при надзвичайних ситуаціях
Автор: Пашко К.О.
Год издания: 2005
Размер: 3.19 МБ
Формат: pdf
Язык: Украинский
Описание: Учебник «Війскова гігієна з гігієною при надзвичайних ситуаціях» под ред., Пашка К.О., рассматривает систематизированные данные о военной гигиене и гигиене при чрезвычайных ситуациях. Описаны основы о… Скачать книгу бесплатно

Название: Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и основам экологии человека
Автор: Пивоваров Юрий Петрович, Королик Виктор Вячеславович
Издательство: Академия
Жанр: Гигиена
Год издания: 2006
Страниц: 511
ISBN: 5-7695-2365-4
Язык: Русский
Формат: PDF/DjVu
Размер: 78 Мб

Описаны методы исследования разных факторов окружающей среды и реакции организма на их воздействие. Значительное количество ситуационных задач позволяет овладеть практическими навыками, необходимыми при оценке конкретных ситуаций в практической деятельности, проведении гигиенической экспертизы пищевых продуктов, оценке питьевой воды, условий труда на производстве. Подробно изложены вопросы гигиены труда, детей и подростков, лечебно-профилактических учреждений.


Подборка по базе: Задания к практическим занятиям (2).docx, Методическое руководство.docx, СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Ответы на задания по практическим занятиям, Базисное руководство по психотерапии.pdf, Отчет по практическим занятиям.docx, 10-11. Руководство для учителей биологии по методике организации, 3. ViPNet_Client 4U_for_Linux Руководство пользователя.pdf, 5. Сканер-ВС анализ защищенности Руководство пользователя.pdf, Задания по практическим занятиям по Микроэкономике часть.docx, Методическое руководство по выполнению практических работ в 1С А










































ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Ю.П. ПИВОВАРОВ, В.В. КОРОЛИК

РУКОВОДСТВО

К ЛАБОРАТОРНЫМ ЗАНЯТИЯМ

ПО ГИГИЕНЕ И ОСНОВАМ

ЭКОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА

Рекомендовано

Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому

образованию в качестве учебного пособия для студентов

высших учебных заведений, обучающихся по специальностям

060101 «Лечебное дело», 060103 «Педиатрия», 060105 «Стоматология»

2-е издание, исправленное и дополненное

ACADEMIA

Москва

Издательский центр «Академия»

2006

УДК 613(075.8)

ББК 51.2я273

П32

Рецензенты:

зав. кафедрой гигиены Московского государственного медико-стоматологического университета, академик РАЕН, д-р мед. наук, профессор А.М. Лакшин;

зав. кафедрой общей, военной, радиационной гигиены и медицинской экологии Санкт-Петербургской государственной медицинской академии им. И. И. Мечникова, д-р мед. наук, профессор В. В. Семенова

Пивоваров Ю.П.

П44 Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и основам экологии человека: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ю.П. Пивоваров, В.В. Королик. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 512 с.

ISBN 5-7695-3229-7

Описаны методы исследования разных факторов окружающей среды и реакции организма на их воздействие. Значительное количество ситуационных задач позволяет овладеть практическими навыками, необходимыми при оценке конкретных ситуаций в практической деятельности, проведении гигиенической экспертизы пищевых продуктов, оценке питьевой воды, условий труда на производстве. Подробно изложены вопросы гигиены труда, детей и подростков, лечебно-профилактических учреждений.

Для студентов высших учебных заведений.

УДК 613(075.8)

ББК 51.2я273

Оригинал-макет данного издания является собственностью

Издательского центра «Академия», и его воспроизведение любым способом

без согласия правообладателя запрещается

© Пивоваров Ю.П., Королик В. В., 2006
© Образовательно-издательский центр «Академия», 2006
ISBN 5-7695-3229-7 © Оформление. Издательский центр «Академия», 2006

Оглавление

Предисловие………………………………………………………………………………………….. 5
Раздел 1. Влияние факторов окружающей среды на жизнедеятельность населения……… 6
Лабораторное занятие 1.1. Гигиеническая оценка среды обитания человека…………………… 7
Лабораторное занятие 1.2. Гигиеническая оценка инсоляционного режима, естественного и искусственного освещения зданий…………………………………………………………………. 14
Лабораторное занятие 1.3. Гигиеническая оценка питьевой воды и источников водоснабжения…………………………………………………………………………………………………….. 22
Лабораторное занятие 1.4. Методы улучшения качества питьевой воды……………………….. 37
Лабораторное занятие 1.5. Применение искусственного ультрафиолетового излучения в профилактических целях………………………………………………………………………………… 42
Лабораторное занятие 1.6. Санитарная экспертиза объектов окружающей среды на загрязнение радиоактивными веществами…………………………………………………………………… 51
Лабораторное занятие 1.7. Антропогенное загрязнение среды обитания человека и методы оценки риска его влияния на здоровье населения…………………………………………………. 56
Раздел 2. Питание как фактор сохранения и укрепления здоровья…………………………. 61
Лабораторное занятие 2.1. Гигиеническая оценка полноценности питания…………………….. 62
Лабораторное занятие 2.2. Гигиеническая оценка витаминной ценности питания……………… 70
2.2.1. Водорастворимые витамины……………………………………………………………… 70
2.2.2. Жирорастворимые витамины……………………………………………………………… 71
Лабораторное занятие 2.3. Гигиеническая экспертиза пищевой ценности и доброкачественности продуктов питания……………………………………………………………………………. 75
Лабораторное занятие 2.4. Пищевые отравления, их расследование и профилактика…………. 95
Лабораторное занятие 2.5. Гигиенические требования к планировке и режиму работы пищеблока………………………………………………………………………………………………….. 101
Раздел 3. Гигиена лечебно-профилактических учреждений………………………………….. 110
Лабораторное занятие 3.1. Гигиенические требования к размещению и планировке лечебно-профилактических учреждений…………………………………………………………………….. 110
Лабораторное занятие 3.2. Гигиеническая оценка микробного загрязнения окружающей среды в лечебных учреждениях………………………………………………………………………… 134
Раздел 4. Воздействие вредных производственных факторов на здоровье людей…………. 139
Лабораторное занятие 4.1. Производственный шум и его влияние на организм………………… 141
Лабораторное занятие 4.2. Гигиеническая оценка вибрации……………………………………… 148
Лабораторное занятие 4.3. Оценка токсичности промышленных ядов………………………….. 153
Лабораторное занятие 4.4. Гигиеническая оценка производственной пыли…………………….. 163
Лабораторное занятие 4.5. Радиационная безопасность при работе с радиоактивными веществами и источниками ионизирующего излучения………………………………………………… 170
Лабораторное занятие 4.6. Санитарно-дозиметрический контроль на объектах с применением источников ионизирующего излучения……………………………………………………………. 177
Лабораторное занятие 4.7. Гигиенические аспекты работы операторов на персональных компьютерах……………………………………………………………………………………………… 184
Раздел 5. Гигиенические основы обеспечения нормального роста и развития ребенка….. 192
Лабораторное занятие 5.1. Исследование и оценка физического развития детей и подростков. 192
Лабораторное занятие 5.2. Оценка состояния здоровья детей. Определение готовности к обучению в школе……………………………………………………………………………………….. 210
Лабораторное занятие 5.3. Гигиена учебных занятий в школе…………………………………… 221
Лабораторное занятие 5.4. Санитарно-гигиеническая экспертиза проектов школ, школ-интернатов и учебных заведений начального профессионального образования………………… 236
Лабораторное занятие 5.5. Санитарно-гигиеническая экспертиза проектов объединенных дошкольных учреждений………………………………………………………………………………. 242
Лабораторное занятие 5.6. Закаливание детей и подростков……………………………………… 248
Раздел 6. Гигиена экстремальных ситуаций и катастроф…………………………………….. 255
Лабораторное занятие 6.1. Санитарно-гигиенические проблемы медицины катастроф……….. 256
Лабораторное занятие 6.2. Гигиенические вопросы размещения людей при чрезвычайных ситуациях……………………………………………………………………………………………… 262
Лабораторное занятие 6.3. Гигиена водоснабжения организованных коллективов в экстремальных условиях……………………………………………………………………………………. 268
Лабораторное занятие 6.4. Медицинский контроль за питанием организованных групп населения в особых условиях……………………………………………………………………………. 276
Учебно-исследовательская работа студентов…………………………………………………… 283
Темы рефератов по разделу «Гигиена труда»……………………………………………………… 283
Темы рефератов по разделу «Гигиена детей и подростков»……………………………………… 287
Темы курсовых работ для студентов-иностранцев………………………………………………… 291
Тесты…………………………………………………………………………………………………. 293
Краткий словарь экологических терминов…………………………………………………….. 310
Приложение…………………………………………………………………………………………. 314

ПРЕДИСЛОВИЕ

Программа здравоохранения, проводимая в России, в настоящее время признана всем международным медицинским сообществом. Она свидетельствует о целесообразности приоритета профилактической работы в деятельности врача любого профиля.

Согласно Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по медицинским специальностям и стоматологии дисциплина «Гигиена и основы экологии человека» наряду с дисциплинами «Общественное здоровье» и «Здравоохранение и эпидемиология» отнесена к группе основных медико-профилактических дисциплин. В начале 1990-х гг. в учебные планы факультетов Российского государственного медицинского университета был включен междисциплинарный государственный экзамен по профилактической медицине. Такой экзамен является проверкой знаний выпускников в области многих медико-биологических, клинических и параклинических дисциплин, изучающих возможность неблагоприятного воздействия ряда факторов, включая экологические, на здоровье человека и разработку мероприятий по предупреждению этого воздействия.

В соответствии с современными требованиями был скорректирован ряд дисциплин, прежде всего, гигиена и экология человека. Была разработана межкафедральная программа по преподаванию профилактической медицины, введены новые методики преподавания в части освоения будущими врачами принципов оценки конкретных ситуаций.

Настоящее руководство составлено с учетом всех современных требований. В нем нашли отражение многолетний опыт работы кафедры гигиены и основ экологии человека Российского государственного медицинского университета и Московского института медико-социальной реабилитологии, а также новые подходы к преподаванию, основанные на обучении студентов умению ориентироваться в разнообразных ситуациях, с которыми они встретятся в практической деятельности.

В каждом лабораторном занятии приведены методические рекомендации, в которых кратко изложены основные понятия данной темы. В конце занятия даются типовой вариант ситуационной задачи, перечень контрольных вопросов и вариант ответов на них. Ситуационные задачи могут быть использованы преподавателями для текущего контроля обучения студентов на кафедре, промежуточного контроля на курсовом экзамене, а также заключительного контроля на итоговом междисциплинарном экзамене. Исходя из этого, в контрольные вопросы включены материалы, изучаемые студентами на других кафедрах. Такие вопросы отмечены значком «*» и входят только в вопросы итогового экзамена. Ряд ситуационных задач носит обобщающий характер, однако их можно легко разбить на несколько более простых задач. При использовании ситуационных задач на экзаменах к ним в качестве приложения даются все необходимые нормативные данные в табличном варианте.

В руководство включены новые нормативные документы и рекомендации по использованию современных методов исследований и соответствующей аппаратуры.

РАЗДЕЛ 1

ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

НА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ

Человечество может существовать лишь при взаимодействии с объектами окружающей природной среды. Состояние природных факторов среды, т.е. экологическая обстановка, оказывает существенное влияние на здоровье людей. При определенном сочетании этих факторов человек чувствует себя комфортно, они оказывают на него оздоравливающее влияние. При других сочетаниях факторы среды действуют на него неблагоприятно, нарушают течение нормальных физиологических процессов в организме, содействуя возникновению патологических процессов.

В результате интенсификации производственной деятельности в настоящее время значительно увеличилось количество факторов окружающей среды, оказывающих неблагоприятное воздействие на организм человека. Усилилось действие факторов, ранее не имевших существенного значения (интенсивного шума, вибрации, токсических выбросов в атмосферу и др.), появились новые факторы, представляющие большую опасность для здоровья населения (ионизирующая радиация, электромагнитные волны, пестициды и др.). Интенсивное развитие промышленности, транспорта и сельского хозяйства сопровождается резким увеличением загрязнения объектов окружающей среды, создающим неблагоприятную экологическую обстановку. Процессы самоочищения объектов окружающей среды, обеспечивавшие в прошлом круговорот веществ в природе, теперь оказываются недостаточными для обезвреживания поступающего в них огромного количества отбросов производства и жизнедеятельности населения.

Воздушная среда, с которой человек входит в самый непосредственный контакт и от состояния которой в значительной степени зависит его здоровье, в настоящее время все более загрязняется.

С течением времени все больше увеличивается интенсивность окислительных процессов, сопровождающихся поглощением кислорода из воздуха и выделением в него промежуточных и конечных продуктов окисления. Главным образом это продукты горения топлива, поступающие в воздух из разного рода энергетических установок, среди которых наибольшее место занимают промышленные предприятия и автомобильный транспорт. Основными загрязняющими компонентами выбросов этих установок являются двуокись углерода (СО2), окислы серы (SО2), разнообразные окислы азота, продукты неполного сгорания топлива (СО, сажа, неполностью сгоревшие углеводороды и т.д.). Кроме того, в воздух могут поступать и другие специфические продукты производственной деятельности: свинец, цемент, фреоны и множество других токсических соединений, характерных для того или иного производства. Многие из этих веществ и соединений способны оказывать на организм человека токсическое действие, приводя к росту неспецифической заболеваемости, особенно у детей.

В результате глобального загрязнения воздушной среды постепенно уменьшается прозрачность атмосферы, что приводит к снижению интенсивности интегрального потока солнечной энергии, поступающего на землю, и особенно наиболее биологически ценной его части — ультрафиолетовой радиации. Кроме того, в результате изменения газового состава воздушной среды весьма вероятны возникновение так называемого парникового эффекта с весьма неблагоприятными экологическими последствиями и истончение озонового слоя атмосферы, обеспечивающего защиту живых организмов от повреждающего действия коротких лучей солнечной радиации.

Экологическая обстановка на земном шаре в значительной степени зависит также от состояния гидро- и литосферы. В связи с увеличением численности населения и интенсификации его деятельности в последние годы ощущается недостаток пресной воды. Часто имеющаяся вода не отвечает требованиям безопасности. Она играет большую роль в эпидемиологических процессах.

Водные эпидемии характеризуются массовостью охвата населения и, следовательно, высокой степенью опасности. Кроме того, в силу случайно сложившихся природных условий в почве некоторых регионов, а следовательно, и в водоисточниках, расположенных на этих территориях, могут отсутствовать или, наоборот, находиться в избыточном количестве некоторые химические элементы, играющие существенную роль в обменных процессах в организме человека, что может привести к развитию в нем патологических процессов. Такие изменения в лито- и гидросфере часто происходят и в результате деятельности человека и приводят к возникновению искусственных биогеохимических провинций, на территории которых накапливаются токсические вещества в опасных для организма живых существ количествах.

Всевозможные отходы деятельности людей, поступающие в почву и водоемы в возрастающем количестве, все больше осложняют экологическую обстановку. Внедряющиеся в последнее время в обиход полимерные материалы не поддаются традиционным способам обезвреживания.

Большую опасность вызывает интенсивное использование в народном хозяйстве радиоактивных материалов и других источников ионизирующей радиации. Вредное влияние радиации на организм существенно усилилось вследствие произошедших в последние десятилетия аварий на АЭС и реакторных двигательных установках морских судов. Остро стоит проблема захоронения отработанного реакторного топлива и других материалов.

Очень опасно для человечества широкое распространение радиоволн всевозможнейших диапазонов, особенно коротких волн дециметрового и сантиметрового диапазонов, используемых в телевидении и радиолокации. Всеобщая компьютеризация привела к тому, что при работе на операторов воздействует электромагнитное излучение, источником которого являются мониторы. Последствия этого воздействия на организм человека только начали изучать.

Задачей гигиенической науки является изучение всех факторов окружающей среды, которые могут оказывать влияние на организм человека, и разработка мероприятий, направленных на максимальное использование благоприятных природных ресурсов и исключение или снижение влияния вредных.

ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ 1.1

А.И.Гурова,
Н.А.Дрожжина,

Л.В.Максименко,
Е.А.Пивень

Учебное
пособие

Книга
1

Руководство к лабораторным занятиям по коммунальной гигиене

Для
студентов специальности

«Лечебное
дело»

Под
редакцией профессора Д.И.Кичи

Москва

Издательство
Российского университета дружбы народов

2007

ББК

Утверждено

РИС
Ученого совета

медицинского
факультета

Российского
университета

дружбы
народов

Рецензенты:

Гурова А.И.,
Дрожжина Н.А., Максименко Л.В., Пивень
Е.А.

Руководство
к лабораторным занятиям по коммунальной
гигиене: Учеб. пособие для студентов
специальности «Лечебное дело». Книга
1 / Под ред. проф. Д.И.Кичи. – М.: Изд-во
РУДН, 2007. — 128 с.

В
учебном пособии изложены методы
санитарно-гигиенических исследований
и гигиенической оценки планировки
населенных мест и жилища, атмосферного
воздуха, микроклимата и освещенности
помещений, почвы, воды и водоснабжения,
способы очистки, обеззараживания и
улучшения качества питьевой воды, методы
радиометрии и оценки уровня радиоактивного
загрязнения среды, дозиметрии и
гигиенической оценки дозы облучения,
принципы защиты от ионизирующих
излучений. Каждой теме лабораторных
работ предшествует изложение необходимого
для выполнения работы теоретического
материала, составленного на основе
действующего в РФ санитарного
законодательства и в соответствии с
рекомендациями Всемирной организации
здравоохранения. Приводятся примеры
решения ситуационных задач, расчетов
и гигиенических оценок, что создает
условия для самостоятельной подготовки
студентов к лабораторной работе, повышает
их индивидуальную ответственность за
качество обучения, позволяет повысить
эффективность учебного процесса и
развивает практические навыки
гигиенической оценки факторов окружающей
среды.

В
пособии учтена специфика преподавания
гигиены иностранным студентам, обучающимся
в российских высших учебных заведениях
медицинского профиля, и клинические
интересы врачей, работающих в учреждениях
практического здравоохранения.

Написано
в соответствии с программой по гигиене,
утвержденной Министерством образования
и науки РФ в 2005 году, и предназначено
для студентов, обучающихся по специальности
«Лечебное дело», и врачей-практиков.

Подготовлено
на кафедре общественного здоровья,
здравоохранения и гигиены медицинского
факультета РУДН. В пособии 18 рис. и 45
табл.

ISBN 5-209-00252-7

ББК

©
Гурова А.И., Дрожжина Н.А., Максименко
Л.В., Пивень Е.А., 2007

©
Издательство Российского университета
дружбы народов, 2007

Содержание

Стр.

Введение

4

Раздел
1.

Гигиена
населенных мест и жилищ

5

Тема 1.

Гигиенические
основы планировки населенных мест и
жилищ

5

Тема 2.

Гигиеническая
оценка микроклимата помещения

13

Тема 3.

Гигиеническая
оценка химического состава воздуха
помещений

25

Тема 4.

Гигиеническая
оценка микробного загрязнения воздуха
помещений

35

Тема 5.

Гигиеническая
оценка освещения помещений

40

Раздел
2.

Радиационная
гигиена

52

Тема 1.

Гигиеническая
оценка радиоактивного загрязнения
окружающей среды

52

Тема 2.

Дозы
ионизирующего излучения. Естественное
и антропогенное облучение современного
человека. Дозовые пределы излучения;
дозиметрия

63

Тема 3.

Принципы
радиационной защиты населения

72

Раздел
3.

Гигиена
воды и водоснабжения

98

Тема 1.

Гигиеническая
оценка источников водоснабжения и
качества питьевой воды

82

Тема 2.

Способы
очистки, обеззараживания и улучшения
качества питьевой воды

103

Раздел
4.

Гигиена
почвы

114

Тема 1.

Гигиеническая
оценка качества почв и санитарная
очистка населенных мест

114

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Книжные памятники Свет

Обратная связь
Версия для слабовидящих

Войти

НЭБ

  • Коллекции и спецпроекты

  • Новости

  • Электронные читальные залы

  • Информация для библиотек

  • Вопросы и ответы

  • Обратная связь

Наши продукты

  • Книжные памятники

  • Свет

  • Мы в соцсетях

    Версия для слепых

    Руководство к лабораторным занятиям по гигиене

    Руководство к лабораторным занятиям по гигиене

    Скачать
    marc21-запись

    Руководство к лабораторным занятиям по гигиене

    Скачать marc21 -запись

    Электронная копия документа недоступна

    2016

    Год издания

    Москва

    Место издания

    О произведении

    Издательство

    Академия

    Ответственность

    [Ю. П. Пивоваров и др.]

    Библиотека

    Российская государственная библиотека (РГБ)

    Еще

    Ближайшая библиотека с бумажным экземпляром издания

    Пожалуйста, авторизуйтесь

    Вы можете добавить книгу в избранное после того, как
    авторизуетесь на портале. Если у вас еще нет учетной записи, то
    зарегистрируйтесь.

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Хлорофиллипт инструкция по применению цена спиртовой для полоскания горла взрослым
  • Хлорофиллипт инструкция по применению цена спиртовой для полоскания горла взрослым
  • Кто разрабатывает инструкцию при работе на высоте
  • Должностная инструкция супервайзера номерного фонда гостиницы
  • Руководство по работе в битрикс 24