Руководство к методике hand test

Тест руки Вагнера Тест руки – проективная методика, направленная на изучение агрессивного отношения. Методика может быть использована для обследования как взрослых, так и детей.

Разработан тест Б. Брайклином, З. Пиотровским, Э. Вагнером в 1962 году. Тест назвали именем Вагнера, потому что идея теста принадлежит ему. Система подсчета очков и коэффициенты разработаны 3. Пиотровским и Б. Бриклином. 

Стимульный материал к тесту состоит из 10 карточек: 9 изображений кистей рук и одной пустой карточки, при показе которой просят представить кисть руки и описать её воображаемые действия.

Изображения показываются последовательно. Обследуемому даётся инструкция ответить на вопрос о том, какое, по его мнению, действие выполняет нарисованная рука (или сказать, что способен выполнять человек с такой рукой). Допускается указывать для каждой карточки несколько вариантов действия.

Десять карточек, одна за другой, последовательно предлагают испытуемому. Держать рисунок-карточку можно в любом положении; число вариантов ответов по карточке не ограничивается и не стимулируется так, чтобы вызвать сопротивление испытуемого. Желательно получить 4 варианта ответов. Если число ответов меньше, уточняется, нет ли желания ещё что-либо сказать по данному изображению руки, а в протоколе, например, при единственном варианте ответа, проставляется его обозначение со знаком х 4, то есть этот единственный безальтернативный ответ оценивается фактически в 4 балла вместо одного, и это ещё не самая большая оценка проявленной безапелляционности.

Инструкция к тесту руки Вагнера:

Что, по Вашему мнению, эта рука делает?

Как Вы думаете, что делает человек, которому принадлежат эти руки?

Назовите все варианты, которые Вы себе можете представить.

Стимульный материал.

Рисунок 1

Тест руки Вагнера, карточка 1

Рисунок 2

Тест руки Вагнера, карточка 2

Рисунок 3

 Тест руки Вагнера, карточка 3

Рисунок 4

Тест руки Вагнера, карточка 4

Рисунок 5

Тест руки Вагнера, карточка 5

Рисунок 6

Тест руки Вагнера, карточка 6

Рисунок 7

Тест руки Вагнера, карточка 7

Рисунок 8

Тест руки Вагнера, карточка 8

Рисунок 9

Тест руки Вагнера, карточка 9

Рисунок 10

Тест руки Вагнера, карточка 10

Ключ и интерпретация к тесту руки Вагнера.

Первая цель теста заключается в прогнозировании явного агрессивного поведения.

Термин «проявление» определён как такое поведение субъекта, которое обращает на себя внимание со стороны администрации, психиатров клиник и т. п., т. е. явное агрессивное поведение. Термин «количество баллов проявления» изобретён не для того, чтобы предсказать специфические реакции, а скорее для того, чтобы предсказывать тенденцию к действиям агрессивного характера.

Таким образом, концепция «проявления» включает такие действия, как: провоцирующие легальные действия против других лиц, вызванные маниакальными параноидными тенденциями; обман и ограбление других лиц; бросание предметов в целях нанесения удара (муж и жена во время супружеских ссор); драки школьников со своими товарищами или учителями; разрушение постельных принадлежностей и мебели пациентами психиатрических клиник и т. Д.

Подсчёт баллов по таким «проявлениям» основан на том принципе, что вероятность явного агрессивного поведения возрастает в тех случаях, когда доминантные и агрессивные аттитюды преобладают над аттитюдами, означающими социальное сотрудничество или зависимость.

Ответы разносятся по 11 категориям:

1. Агрессия – рука воспринимается как доминирующая, наносящая повреждения, активно захватывающая какой-либо предмет.

2. Указания – рука ведущая, направляющая, препятствующая, господствующая над другими людьми.

3. Страх – рука выступает в ответах как жертва агрессивных проявлений другого лица или стремится оградить кого-либо от физических воздействий, а также воспринимается в качестве наносящей повреждения самой себе.

4. Привязанность – рука выражает любовь, позитивные эмоциональные установки к другим людям.

5. Коммуникация – ответы, в которых рука общается, контактирует или стремится установить контакты.

6. Зависимость – рука выражает подчинение другим лицам.

7. Эксгибиционизм – рука разными способами выставляет себя напоказ.

8. Увечность – рука деформирована, больна, неспособна к каким-либо действиям.

9. Активная безличность – ответы, в которых рука проявляет тенденцию к действию, завершение которого не требует присутствия другого человека или людей, однако рука должна изменить своё физическое местоположение, приложить усилия.

10. Пассивная безличность – также проявление тенденции к действию, завершение которого не требует присутствия другого человека, но при этом рука не изменяет своего физического положения.

11. Описание – ответы, в которых рука только описывается, тенденция к действию отсутствует.

Примеры подсчёта баллов по категориям:

1. Агрессия (Аг). Это ответы, в которых рука представляется как нападающая, ранящая, приносящая ущерб, агрессивно доминирующая или активно хватающая другое лицо или предмет.

Например: рука, «дающая пощёчину», «ударяющая», «толкающая», «хватающая за нос», «ловящая мух», «захватывающая», «сжимающая», «выбивающая кому-то глаз», «дающая шлепок ребёнку», «щипающая кого-то», «готовая нанести удар», «находящаяся в драке», «готовая к захвату», «хватающая ужа», «ловящая насекомое», «крадущая фрукты» и пр. Все эти тенденции к действию предполагают довольно высокую степень принятия идеи «проявления».

2. Директивность (Дир). Эта категория включает ответы, в которых рука представляется как ведущая, разрушающая или иным образом оказывающая влияние на другое лицо. Она может включать такие ответы, в которых рука представляется общающаяся, однако, это общение является вторичным по отношению к намерению оказать активное влияние на ход действий другого лица, т. Е. проповедь, чтение лекций, обучение, дача указаний.

Примером директивности является следующий: «Дирижирование оркестром», человек, говорящий «Стоп!», «предупреждение», «дача указаний». Ответы этой категории отражают отношение превосходства по отношению к другим людям. Отношение заключается в том, что другие должны согласиться с намерением руки, а не наоборот; отношение, отражающее готовность извлечь выгоду от других.

3. Страх (С). Ответы этой категории отражают страх перед возмездием. Они уменьшают вероятность явного агрессивного поведения. Можно предположить, что наличие слишком большого количества этих ответов, увеличивает вероятность явного агрессивного поведения (в открытом акте, названным воображаемым нападением).

Категория страха включает ответы, в которых рука представляется в виде жертвы собственной агрессии. Она включает ответы, в которых рука представляется как пытающаяся отвратить физическое насилие, направленное на владельца руки. Она включает такие ответы, в которых рука представляется наносящей ущерб самому испытуемому, т. Е. «рука, душащая меня».

Другие примеры: «рука, поднятая в страхе, чтобы защитить себя», «рука, отражающая удар», «царапающая ногтями», «выражающая просьбу: пожалуйста, не бей меня». Отказ от агрессии означает страх перед возмездием.

Такие ответы, как «это отдыхающая рука, а не злая» или «это не драка» подсчитываются по шкале П – б.

4. Аффектация (Аф). Эта категория включает ответы, в которых рука представляется делающей аффективный жест или аффективно благожелательный жест. Руки представляются предлагающими (не просящими и не получающими) дружбу или помощь другим.

Примерами могут служить следующие: «Привет» – рука дружески похлопывает кого-то по спине, «пожатие рук», «добро пожаловать», рука похлопывающая собачку, бросающая деньги в ящик для пожертвований, протянутая для оказания помощи ребёнку, предлагающая цветы кому-либо. И хотя большинство этих ответов включает прямое и непосредственное общение (и могут по этой причине быть смешаны с ответами категорий Коммуникация), все они характеризуются, прежде всего, благожелательным отношением и связаны с аффектацией. Для ответов категории (Ком) такие качества не характерны.

Сравните список примеров, данных по категории (Аф) с ответами, подсчитывающимися по категории (Ком), например, «стремление договориться», «жестикуляция при разговоре». Такие ответы не связаны с установкой на аффектацию. Ответы, подсчитанные по категории (Аф) отражают повышенную способность к активной социальной жизни. Они отражают желание со стороны субъекта сотрудничать с другими в целях разделения аффектации.

5. Коммуникация (общение) – (Ком). Это такие ответы, в которых рука общается или делает попытку общаться с лицом, которое представляется равным или превосходящим коммуникатора. Предполагается, что коммуникатор нуждается в аудитории больше, чем аудитория нуждается в нем, или что между коммуникаторами и аудиторией существует взаимная симметричная связь. В этих ответах совершенно очевидно то, что коммуникатор желает обратной связи и принятия, что он хочет быть понятым своей аудиторией. В этих ответах подразумевается, что имеется необходимость в «желании разделить трудности», «желании быть понятым и принятым» и т. П.

Примеры: «жестикуляция при разговоре», «отчаянная попытка быть понятым», «передаче информации», «разговор руками», «жест рукой, обозначающей прощание» и т. П. Последний ответ хотя и обозначает эмоциональную амбивалентность (двойственность), может рассматриваться по категории «Ком».

Очень важно, чтобы ответы категории (Дир) чётко дифференцировались от ответов категории (Ком). Коммуникация, имеющая место в ответах (Дир), является вторичной по отношению оказать активное воздействие на аудиторию. Чёткое представление об этом различии может дать сравнение психологического различия между «проповедованием», которое является примером (Дир), с «попыткой договориться», которое относится к (Ком).

6. Зависимость (Зв). Эта категория включает ответы, в которых рука активно или пассивно ищет поддержки или помощи со стороны другого лица. Успешное осуществление тенденции к этому действию зависит от явной или подразумеваемой необходимости в доброжелательном отношении со стороны других лиц. В категорию включены такие ответы, в которых рука подчиняет себя другим лицам, что может быть отражено в таком ответе: «приветствующая рука».

Психологическое значение этого ответа, пожалуй, лучше всего понять следующим образом: чем больше количество таких ответов, тем больше субъект чувствует, что другие должны ему время, внимание, ответственность. Зависимость в этом контексте не нуждается в равном бессилии и неспособности. Те люди, которые дают такие ответы, активно ищут поддержки со стороны других, ожидая, что эти другие «должны им» своё время и внимание. Такие ответы дают не только бедные и алкоголики, хотя и процентном отношении они у них превалируют. «Нормальные» люди также дают такие ответы.

Эта категория включает все ответы, в которых кого-то активно взывают о помощи любого рода или в которых подчинённое лицо подчиняется силе или власти превосходящего лица.

Примеры: «Просьба», «Просьба подать руку», «Путешествие на попутных машинах», «Отдавание чести офицеру», «Принятие клятвы», «Рука ребёнка, хватающегося за кого-нибудь», чтобы не потерять равновесия, «просьба: дайте мол, пожалуйста…», «Клятва говорить только правду», «Просьба о помощи», «Кто-то ожидает получить что-либо».

7. Эксгибиционизм (Екс). Эта категория включает ответы, в которых рука проявляет себя тем или иным способом. Она включает ответы, в которых рука участвует в каком-то экогиоиционистском акте или нарочито проявляет себя.

Примеры: «Показывает кому-нибудь руку», «Любуется ногтями», «Играет на пианино», «Танцует», «Показывает лак на ногтях», «Женщина протягивает руку, чтобы привлечь к себе внимание», «Показывает кому-нибудь», «Держит руку прямо, чтобы показать кольцо». Эти тенденции к действию являются эксгибиционистски-ми по своему характеру.

8. Калечность (Кл). Эта категория включает руки, которые представляются как деформированные, повреждённые, ущербные и т. Д.

Примеры: «Рука, поражённая артритом», «Сломанный большой палец», «Сломанное запястье», «Деформированные пальцы», «Рука больного и умирающего человека», «Согнутая рука», «Один из пальцев выглядит как сломанный», «Физически искалеченная рука». Эти ответы отражают чувство физической неадекватности.

9. Активный безличный (А-б) – моторная активность. Эта категория включает ответы, отражающие тенденции к действию, в которых рука изменяет своё физическое положение или сопротивляется силе тяжести.

Примеры: «Махать» (не в знак прощания, что означает категорию «коммуникация»), «Продевать нитку в иголку», «Тащить», «Подбирать маленький предмет», «Писать», «Доставать что-нибудь», «Вязать», «Шить», «Плавать», «Бросать что-нибудь», «Собирать что-нибудь».

10. Пассивный безличный (П-б) – пассивность. Эта категория «включает ответы, отражающие безличные тенденции к действию, в которых рука не изменяет физическое положение или пассивно подчиняется силе тяжести.

Примеры: «Лежит, отдыхая», «Спокойно вытянутая», «Сушит ногти», «Роняет что-то», «Ждёт».

11. Описание (О). Эта категория включает ответы, которые являются скорее физическим описанием руки. У пациента могут быть определённые «настроения», связанные с рукой, однако никаких ассоциаций с тенденцией к действию или кинестетических ассоциаций не наблюдаются.

Примеры: «Это красивая рука», «Некрасивая рука».

Пример.

После категоризации подсчитывается число высказываний в каждой категории:

  • Коммуникация – 9
  • Указание – 10
  • Агрессия – 6
  • Страх – 4
  • Активная безличность – 2
  • Описание – 2
  • Эмоциональность – 2
  • Зависимость – 2
  • Пассивная безличность – 2
  • Калечность — 0
  • Эксгибиционизм — 0

Итого: 39 баллов.

Максимальное число баллов, которое может набрать испытуемый, учитывая, что он дает по четыре ответа на каждую карточку – 40. Однако испытуемый может давать больше ответов по одним категориям и меньше по другим. В приведенном примере мы имеем больше четырех высказываний по категориям «Агрессия», «Указание», «Коммуникация» и не имеем высказываний по категориям «Демонстративность» и «Увечность».

  • Ответы, относящиеся к категориям «Агрессия» и «Указание», рассматриваются: как связанные с готовностью обследуемого к высшему проявлению агрессивности, нежеланием приспособиться к окружению.
  • Категории ответов: «Страх», «Эмоциональность», «Коммуникация» и «Зависимость» отражают тенденцию к действию, направленную на приспособление к социальной среде; при этом вероятность агрессивного поведения незначительна.
  • Ответы, относящиеся к категориям «Демонстративность» и «Увечность», при оценке вероятности агрессивных проявлений не учитываются, т.к. их роль в данной области поведения непостоянна. Эти ответы могут лишь уточнять мотивы агрессивного поведения.
  • Категории «Активная безличность» и «Пассивная безличность» в анализе также не участвуют, так как их влияние на агрессивность поведения не однозначно.

Количественный показатель открытого агрессивного поведения рассчитывается по формуле (агрессия + указания) – (страх + эмоциональность + коммуникация + зависимость). Для уточнения мотивов агрессивного поведения следует проанализировать получившийся профиль.

А = (6+10) — (4+2+9+2) = -1 (среднее значение для взрослых)

То есть количественный показатель открытого агрессивного поведения рассчитывается путем вычитания суммы «адаптивных» ответов из суммы ответов по первым двум категориям.

Первый член формулы характеризует агрессивные тенденции, второй – тенденции, сдерживающие агрессивное поведение.

Сокращенная интерпретация результатов теста основывается на сравнении суммарного балла с тестовыми нормами и принятии решения об уровне агрессивности и актуальном состоянии испытуемого. Однако более содержательную информацию можно получить при анализе удельного веса и места агрессивных тенденций в общей системе диспозиций. Информационной в плане прогноза агрессивного поведения является доля ответов в категории «Агрессия» по отношению к суммарному количеству ответов в категориях, учитываемых при подсчете суммарного балла.

Таким образом, 2-3 агрессивных ответа при полном отсутствии ответов типа социальной кооперации говорят о большой степени враждебности, чем множество таких ответов на фоне еще большего количества установок на доброжелательное межличностное взаимодействие. В рассматриваемом примере

То есть установки на социальное сотрудничество и зависимость преобладают над агрессивными, доминантными тенденциями.

Важно, что значение имеет не только соотношение установок на социальную кооперацию и агрессию, но и то, какие именно тенденции противопоставляются конфронтации, что побуждает человека к сотрудничеству: страх перед ответной агрессией, чувство собственной неполноценности, зависимости или потребность в теплых, дружеских контактах с окружающими. Внешне сходное поведение в этих случаях имеет принципиально различные внутренние детерминанты. Данные об их природе можно получить при анализе удельного веса установок, которые противостоят агрессии (категории «Страх», «Коммуникация», «Эмоциональность», «Зависимость»).

Средние значения агрессивности и ее среднеквадратические отклонения по группам подростков и взрослых

Экспериментальные группы

Среднее значение

Среднеквадратическое отклонение

Число испытуемых

1

Взрослые

-0,93

7,79

30

2

Подростки

-0,56

10,44

30

3

Хулиганы

1,84

1,8

19

4

Психопаты

2,87

2,38

15

Кроме данных об уровне агрессивности, с помощью теста руки можно получить много дополнительной информации, характеризующей текущее психическое состояние обследуемого. Для этого проводится анализ по всем категориям теста и определяется процентное соотношение ответов по отдельным категориям.

Интересная информация может быть получена при анализе ответов по тем категориям, которые не входят в подсчет суммарного балла агрессивности.

  1. Высокий процент ответов по категории «Демонстративность» свидетельствует о проявлениях истероидности, демонстративности (особенно у испытуемых мужского пола).
  2. Повышенный удельный вес ответов по категориям «Зависимость», «Увечность» и «Пассивность» характерен для больных с органической патологией мозга.
  3. Увеличение процента ответов по категории «Увечность» (если для этого нет объективных предпосылок) свидетельствует о наличии у испытуемого ипохондрических переживаний.
  4. Снижение числа ответов по категориям «Активная безличность» и «Пассивная безличность» интерпретируется как проявление гиперсензитивности испытуемого, т.е. лишь немногие внешние стимулы являются для него нейтральными и безличными.
  5. В том случае когда большую часть занимают ответы по категориям «Описание», «Пассивная безличность», можно сделать вывод о значительном снижении общего уровня активности испытуемого. Такое состояние может быть следствием астении, либо проявлением более глубоких изменений энергетики.
  6. Снижение числа ответов по категориям «Эмоциональность» и «Коммуникация», связанных с процессом обучения, говорит о необходимости обратить внимание психолога на сферу социальных контактов испытуемого, позволяет предположить наличие сложностей в этой области, отгороженности от окружающих, либо аутизации. 

Итоговые значения (ИЗ) агрессивности (директивности) АД и коммуникативности (зависимости) КЗ подсчитываются следующим образом:

АД = все баллы по шкале агрессии + все баллы по шкале директивности

КЗ = все баллы по шкалам коммуникативности, эмоциональности, зависимости и страха

ИЗ (АД) = 20 +1,5* (АД)

ИЗ (КЗ) = 20 + 1,5* (КЗ)

Коэффициент коммуникативности – агрессивности:

К = ИЗ (КЗ) / ИЗ (АД) 

Если К> 1, то человек, какие бы акцентуации или нарушения поведения у него не имелись, во всяком случае, не является агрессивно устремлённым. Его агрессивность может существовать лишь потенциально – в формах страха или зависимости, в форме самоагрессии.

Если К <1, то агрессивность явно обнаруживается как тенденция или реальность поведения.

В нашем примере получается АД=16, КЗ=17

ИЗ(АД) = 44

ИЗ(КЗ) = 45,5

К = 1, 03 (испытуемый не является агрессивно устремленным)

Кроме того, определённый интерес могут представлять значения по отдельным шкалам. Например, демонстративные личности склонны давать много ответов категории «Эксгибиционизм» и т. п.

Использование теста руки Вагнера может быть продуктивным не только при диагностике агрессивности, но и в некоторых других случаях.

  1. Для диагностики межличностных отношений. В этом случае инструкция видоизменяется. Испытуемого просят ответить на вопрос о том, что делает рука, изображенная на карточках, но при этом психолог говорит: «Представьте себе, что это рука Вашего друга (ребенка, мужа, жены, руководителя и т.п.)». Данный вариант дает возможность увидеть, какие тенденции и какой знак социальной направленности (положительный или отрицательный) приписываются партнеру и, таким образом, можно проанализировать актуальное отношение к нему испытуемого.
  2. Для диагностики кандидатов, выдвигаемых на руководящие должности. Если в процессе тестирования выявляется повышенный удельный вес ответов по категории «Указание» и одновременно незначительный процент установок на социальную кооперацию, то можно с большой вероятностью прогнозировать жесткую, авторитарную позицию будущего руководителя. При отсутствии ответов по категориям «Указание» и «Агрессия» и одновременном увеличении ответов по категориям «Зависимость» и «Страх» кандидат, скорее всего, проявляет себя как ведомый, зависимый, не способный отстаивать свою позицию.
  3. Для диагностики агрессивности различных групп преступников, прогноза открытого агрессивного поведения в криминальной психологии при проведении судебно-психологической экспертизы.

Источник (используемая литература): Тест руки (Hand Test) / Елисеев О.П. Практикум по психологии личности – СПб., 2003. С.310-327

Тест руки Вагнера. Hand test. Проективная методика. Диагностика агрессивности.

Другие тесты, которые могут быть вам интересны:

  • Рисованный апперцептивный тест (РАТ) Г. Мюррея. Методика для изучения конфликтных установок, Б.И. Хасан (на базе теста РАТ).
  • Фрустрационный тест Розенцвейга, модификация Тарабриной, взрослый вариант.
  • Проективные методики, тест “Love story”, автор В. Джос.
  • Тест Дом, Дерево, Человек (ДДЧ). Проективная методика (рисуночный тест).
  • Тест Роршаха. Методика чернильные пятна. Проективное исследование личности.

Добавить комментарий

Содержание

  • 1 Описание методики
  • 2 Теоретические основы
  • 3 Процедура проведения
  • 4 Обработка результатов
  • 5 Интерпретация результатов
    • 5.1 Основные принципы интерпретации результатов
    • 5.2 Интерпретация результатов по отдельным оценочным категориям
      • 5.2.1 Общее количество ответов
      • 5.2.2 Процентное соотношение категорий
        • 5.2.2.1 Ответы категорий «Agg» и «Dir»
        • 5.2.2.2 Ответы категории «Aff»
        • 5.2.2.3 Ответы категории «Com»
        • 5.2.2.4 Ответы категории «Dep»
        • 5.2.2.5 Ответы категории «Ех»
        • 5.2.2.6 Ответы категории «Crip»
        • 5.2.2.7 Ответы категории «Des»
        • 5.2.2.8 Ответы категории «Теп»
        • 5.2.2.9 Ответы категорий «Act» и «Pas»
    • 5.3 Средние значения оценочных категорий
  • 6 Стимульный материал
    • 6.1 Карточки
    • 6.2 Бланк фиксации результатов
  • 7 Литература

Описание методики

«Hand-test» — проективная методика исследования личности. Впервые он был опубликован в 1962 году. Идея создания теста принадлежит Э. Вагнеру, система подсчета очков и коэффициенты разработаны 3. Пиотровским и Б. Бриклин. В нашей стране тест адаптирован Т.Н. Курбатовой.

«Hand-test» выгодно отличается от наиболее известных проективных методик относительной простотой. Как и большинство проективных методик,
«Hand-test» является средством глубинного исследования личности. Возможность валидно прогнозировать склонность к «открытому агрессивному поведению», в том числе и сексуальному, составляет специфичную особенность теста.

Теоретические основы

В теоретическом обосновании «Hand-test’а» его авторы исходили из следующих положений.

Превосходство человека над животными обусловлено уровнем развития человеческого мозга и человеческой руки. Перестав выполнять функцию опоры при передвижении, рука приобрела большую свободу, начала использоваться для выполнения разнообразных функций и тем самым стала вносить определяющий вклад в развитие мышления. Филогенетические и онтогенетические исследования подтверждают связь между развитием функций руки и развитием умственных способностей. Ни одна часть человеческого организма, за исключением глаз, не оказывает ему такой помощи в восприятии пространства и ориентации в нем, как рука, без чего, в свою очередь, невозможна организация любого действия. Рука непосредственно вовлечена во внешнюю активность/
Рука помогает человеку в выполнении множества Функций. Существуют факты, подтверждающие ее активную роль (наряду с глазами) даже во сне. Рука осуществляет постоянный контакт с внешней средой. Она необходима для удовлетворения витальных потребностей и участвует практически во всех действиях, связанных с получением удовольствия, в том числе и сексуального. В детские годы рука — главный источник аутоэротического удовольствия. Рука является основным инструментом, обеспечивающим кинестетическую и тактильную обратную связь, и, следовательно, дает человеку большую часть интериндивидуальной информации.

Таким образом, логично ожидать, что проективный личностный тест, в котором различные изображения руки используются в качестве визуальных стимулов, позволит выявить многие поведенческие тенденции человека на основании особенностей его индивидуального восприятия предложенного стимульного материала.

«Hand-test», как и всякая другая проективная методика, построен на допущении, что отваты испытуемого на предъявляемые ему неоднозначна стимулы отражают существенные и относительно устойчивые свойства аго личности. Как проективная методика «Hand-test» разделят «сильные и слабые» стороны данного вида психодиагностического инструментария.

Процедура проведения

Стимульный материал состоит из девяти карточек со стандартным изображением кистей рук и одной пустой карточки. Десять карточек предъявляются обследуемому в определенной последовательности в конкретной фиксированной позиции со следующей инструкцией: «Что, по Вашему мнению, делает эта рука?».

Если обследуемый затрудняется с ответом, ему предлагается следующий вопрос: «Что, как Вы думаете, делает человек, которому принадлежит эта рука? Назовите все варианты, которые Вы можете представить».

При предъявлении первых трех карточек обследуемому необходимо напоминать о том, что называть надо все варианты ответов, которые он может представить. Это особенно важно в тех случаях, когда обследуемый ограничивается одним ответом на карточку. Большее количество ответов позволяет получить более надежные результаты тестирования, так как в данном случае личность человека проявляется более полно. Но если после двух-трех напоминаний обследуемый продолжает ограничиваться одним ответом, повторение инструкции прекращается.

Десятая карта (пустая) предъявляется с инструкцией: «Сначала представьте себе какую-нибудь руку, а затем опишите те действия, которые она может выполнять».

Любые ответы встречаются одобрительной поддержкой. В случае неточного или двусмысленного ответа человека просят пояснить его содержание. При этом необходимо избегать навязывания каких-либо специфических ответов. Уточняющие вопросы могут быть примерно следующими: «Расскажите об этом немного подробнее», «Опишите подробнее эту ситуацию».

Карточку разрешается поворачивать и держать при ответе в любой позиции, выбранной обследуемым. Отмечается латентное время реакции на предъявляемые карточки стимульного набора.

Ответы обследуемого заносятся в «Бланк фиксации результатов».

Обработка результатов

На первом этапе подсчитывается общее количество ответов, данных обследуемым.

На втором этапе осуществляется формализация ответов обследуемого через отнесение каждого ответа к одной из четырнадцати оценочных категорий. Затем подсчитывается общее количество ответов каждой категории.

Авторами «Hand-test’а» были предложены следующие оценочные категории.

  1. Агрессия (Agg). Эта категория включает ответы, в которых рука воспринимается как угрожающая, наносящая повреждения, нападающая, оскорбляющая, господствующая или активно хватающая другого человека или какой-либо объект. Бессознательная цель «Agg» поведения — наказание и искупление.
    Примеры: «Дает пощечину», «Бьет», «Толкает», «Отбирает», «Шлепает ребенка», «Ударяет кого-то кулаком», «Дерется», «Готова ударить», «Сжимает ужа», «Отбирает что-то», «Ворует», «Сжимает кого-то», «Высмеивает», «Ругает кого-то», «Царапает», «Меряется силой», «Хватает», «Ловит», «Может дать щелбан» и т. д.
  2. Директивность (Dir). Эта категория включает ответы, в которых рука воспринимается как доминирующая, руководящая, управляющая, отдающая команды, перечащая, мешающая или каким-то иным способом активно влияющая на другого человека. Сюда же попадают ответы, в которых рука кажется направленной на коммуникацию, но эта направленность является вторичной по отношению к намерению подчинить другого человека своему влиянию.
    Примеры: «Дирижирует оркестром», «Управляет подъемным краном», «Милиционер дает команду остановиться», «Делает предупреждение», «Указывает направление», «Читает нотации, проповеди, поучает», «Дает указания», «Предлагает сильную опеку», «Выгоняет из класса», «Призывает с плаката», «Не дает пройти», «Приказывает», «Заставляет» и т. д. Ответы этой категории отражают установку превосходства над другими людьми, ожидание, что другие должны вести себя в соответствии с намерениями руки, повышенную готовность использовать других людей в своих интересах.
  3. Аффектация (эмоциональность) (Aff). Эта категория включает ответы, в которых рука воспринимается как выражающая привязанность, любовь, эмоционально положительное, благожелательное отношение к другим. К этой категории относятся ответы, в которых рука предлагает дружбу или помощь.
    Примеры: «Жалеет кого-то», «Протягивает руку для оказания помощи», «Обнимает», «Дружески похлопывает по плечу», «Добро пожаловать», «Дает милостыню», «Бросает деньги в ящик для пожертвований на церковь», «Дарит цветы», «Аплодирует», «Пожимает руку», «Крошит хлеб птицам», «Гладит собачонку» и т. д. Эти ответы отражают способность к активной социальной жизни, желание субъекта сотрудничать с другими. И хотя большинство этих ответов включает прямое и непосредственное общение, они относятся к категории «Aff», а не «Com», так как прежде всего характеризуются наличием именно благожелательного отношения и привязанности.
  4. Коммуникация (Com). К этой категории относятся ответы, в которых рука общается или пытается общаться с кем-то. При этом общающийся находится в равной или подчиненной позиции по отношению к своему партнеру. В этих ответах совершенно очевидно, что коммуникатор хочет поделиться информацией, нуждается в обратной связи, хочет быть понятым и принятым своей аудиторией. Условно этот показатель можно назвать показателем «делового» общения, в то время как предыдущую категорию «Aff» — показателем «модальностного», или «эмоционального»», общения.
    Примеры: «Жестикулирует при разговоре», «Стремится договориться», «Передает информацию», «Пытается быть понятым», «Разговор руками», Прощается» «здоровается» «Показывает: мне 5 лет», «Показывает дорогу», «Показывает нужный дом», «Зовет кого-то» и т. д.
  5. Зависимость (Dep). К этой категории относятся ответы, в которых рука воспринимается как ищущая помощи или поддержки у других людей. Возможность совершить какое-либо действие зависит в данном случае от благожелательного отношения других людей, от их желания помочь. В эту же категорию входят ответы, в которых рука воспринимается как подчиняющаяся другим.
    Примеры: «Умоляет», «Просит подать руку», «Рука ребенка, боящегося потерять равновесие», «Дайте мне, пожалуйста, …», «Помогите мне, пожалуйста», «Ожидает получить что-то», «Гадание по руке», «Отдает честь офицеру», «Путешествует на попутных машинах», «Дает клятву», «Клянется говорить правду», «Пытается остановить такси», «Поднимает руку для ответа на уроке», «Поднимает руку, чтобы спросить».
  6. Страх (F). Эта категория включает ответы, отражающие страх перед ответным ударом, агрессией со стороны других людей. В таких ответах рука может выступать как жертва чьих-то агрессивных проявлений или стремиться оградить себя от физических воздействий и повреждений. К категории «F» относятся не «истинные» тенденции к действию, а защитные реакции. В эту же категорию попадают ответы, в которых рука выступает как жертва собственной агрессии или воспринимается как наносящая вред обследуемому (мазохистские тенденции).
    Примеры: «Рука поднята от страха с целью защитить себя», «Отводит удар», «Просит: «Пожалуйста, не бейте меня»», «Руке угрожает травма», «Что-то прячет», Выражает панический страх» и т. д. «Царапает себя», «Рука душит меня» и другие, означающие отказ от агрессии.
  7. Эксгибиционизм (демонастративность) (Ех). К этой категории относятся ответы, в которых рука принимает участие в деятельности, связанной с развлечениями, самовыражением, демонстративностью.
    Примеры: «Показывает кому-то руку», «Любуется ногтями», «Показывает лак на ногтях», «Женщина протягивает руку, чтобы привлечь к себе внимание», «Протягивает руку, чтобы показать кольцо «Хочет показать фокус», «Показывает уточку» и т.д.
  8. Калечность (увечность) (Crip). Эта категория включает ответы, в которых рука воспринимается как больная, искалеченная, деформированная или каким-либо образом поврежденная.
    Примеры: «Рука, больная артритом», «Рука со сломанным пальцем», «Сломанное запястье», «Деформированные пальцы», «Рука больного или умирающего человека», «Искалеченная рука», «Сведенная судорогой рука», «Один из пальцев выглядит сломанным», «Нетрудоспособная рука», «Показывает, что с рукой что-то неладно» и т. д.
  9. Описание (Des). Эта категория включает ответы, являющиеся физическим описанием руки, при этом не фиксируется и не подразумевается какая-либо тенденция к действию и наличие энергии. Рука как бы нарисована, происходит описание образа или настроения без проецирования тенденции к действию.
    Примеры: «Красивая рука», «Некрасивая рука», «Пухлая рука», «Уверенность», «Ладошка с выпрямленными пальцами», «Рука с растопыренными пальцами», «Человек измучен», «Рука интеллигентного человека», «Похожа на петуха» и т. д.
  10. Напряжение (Теп). К этой категории относятся ответы, в которых рука затрачивает определенную энергию, но практически ничего не достигает. Энергия уходит на то, чтобы удержать свои чувства или поддержать себя в сложных ситуациях. Для этих ответов характерны переживания тревоги, напряжения, дискомфорта.
    Примеры: «Рука дрожит», «Сжатый в гневе кулак», «Сжимает руки, чтобы сдержать себя», «Напрягает руку», «Сжимает пальцы, чтобы не наговорить что-нибудь», «Кулак, сжатый в состоянии тревоги», «Стремится удержать», «Нервно сжимает руки», «Сдерживает волнение», «Человек сильно сконцентрировался, решает что-то», «Неприятно смотреть на эту руку», «Нервно стучит пальцами по столу» и т. д.
  11. Активные безличные ответы (Act). Эта категория включает ответы, в которых рука совершает какое-либо действие, выполнение которого не требует присутствия другого лица. Все тенденции к безличному действию, в которых рука меняет свое физическое положение или противодействует силе тяжести, оцениваются по этой категории.
    Примеры: «Тащит», «Продевает нитку в иголку», «Подбирает маленькие предметы», «Пишет», «Вяжет», «Шьет», «Плывет», «Достает что-то», «Бросает что-то», «Собирает что-то», «Моет», «Сыплет», «Машет» (но не в знак прощания), «Опирается на что-то» и т. д.
  12. Пассивные безличные ответы (Pas). Эта категория включает ответы, в которых рука совершает пассивные действия, не требующие присутствия другого лица. Безличные действия, в которых рука не меняет своего физического положения и не сопротивляется силе тяжести, также оцениваются по этой категории.
    Примеры: «Лежит, отдыхая», «Спокойно вытянута», «Сушит ногти», «Роняет что-то», «Ждет», «Спит», «Просто свесилась» и т. д.
  13. Галлюцинации (Bas). К этой категории относятся ответы невероятного, необычного, и вместе с тем страшного и пугающего содержания. При этом контуры рисунка, как правило, игнорируются.
    Примеры: «Большой клоп», «Голова смерти», «Петух с отрубленной головой» и т. д.
  14. Отказ от ответа (Fail). Человек не может дать ответ на карточку.

На третьем этапе подсчитывается процент ответов каждой категории по отношению к общему количеству ответов.

Далее вычисляется показатели:

  • Склонность к открытому агрессивному поведению определяется по формуле:
    [math]I = (Agg + Dir) — (Aff + Com + Dep)[/math]
    или
    [math]I = (Agg + Dir) — (Aff + Com + Dep + F)[/math]
  • Степень личностной дезадаптации отражается формулой:
    [math]MAL = Ten + Crip + F[/math]
  • Тенденция к уходу от реальности отражается формулой:
    [math]WITH = Des + Bas + Fail[/math]
  • Наличие психопатологии отражается формулой:
    [math]PATH = MAL + 2 WITH[/math]

Интерпретация результатов

Основные принципы интерпретации результатов

Первый принцип интерпретации результатов «Hand-теста» состоит в том, что ответы человека, зависящие от особенностей его восприятия стимульного материала, отражают психосоциальный мир, в котором он живет (реальный или воображаемый). Изображения рук срабатывают как своего рода экран, на который отвечающий проецирует свои потребности, мотивы, страхи, конфликты.

Вопрос о том, какие страхи или желания очевидно лроявят-ся во внешнем поведении, а какие останутся нереализованными потенциями, сложен, неоднозначен и не допускает прямолинейных интерпретаций. Это обусловлено сложной структурой взаимосвязи личностных переменных и общими ограничениями проективных тестов. Однако, как уже отмечалось, по возможности прогнозировать реальное поведение «Hand-тест» превосходит многие проективные методики.

Наиболее обоснованный прогноз возможен в отношении внешнего проявления агрессивности, так как валидизация теста проводилась относительно оценки этого показателя.

Результаты по остальным оценочным категориям и предложенным формулам используются для выдвижения гипотез и планирования путей дальнейшего исследования человека в целях их подтверждения (другие психодиагностические методики, объективная информация, наблюдения и т. д ).

Второй интерпретационный принцип заключается в том, что все тенденции, выявляемые «Hand-тестом», взаимосвязаны и предопределяют друг друга Этот принцип вводит понятие соотношения ответов различных категорий и предполагает перевод абсолютного количества ответов каждой категории в проценты. Таким образом, при интерпретации результатов имеет значение не столько количество ответов определенного типа, сколько его соотношение с количеством ответов других типов. Так, два-три агрессивных ответа «Agg» на фоне полного отсутствия ответов, отражающих дружеские отношения и желание сотрудничать («Aff», «Com», «Dep»), свидетельствуют о большей враждебности, чем большое количество агрессивных ответов в сочетании с большим количеством доброжелательных.

Третий интерпретационный принцип отражает зависимость результатов от употребляемых в ответах частей речи. Глаголы, используемые в ответах, отражают истинные, характерные для субъекта тенденции к действию. Например, ответ «Одевает ребенка» («Aff») свидетельствует о реальном желвнии заботиться о детях.

Когда глагол используется вместе с существительным, например, «Женщина одевает ребенка» («Aff»), то тенденция к действию, выраженному глаголом, уже не соотносится с самим субъектом, поэтому определить истинную тенденцию субъекта не так просто, как в случае использования кратких фраз, не содержащих подлежащего («Одевает ребенка», «Плывёт» и т. д.). Глагол, употребляемый вместе с существительным, обозначающим лицо, совершающее действие (особенно, если это лицо отличается от обследуемого полом и возрастом), отражает, скорее всего, желаемое, но по какой-либо причине сдерживаемое человеком действие.

Прилагательные, используемые в ответах без глаголов («Сильная рука», «Бледная рука» и др.), отражают реакцию испытуемого на воздействия окружающей среды, а не его собственные глубинные тенденции. Например, ответ «Бледная рука» («Crip») свидетельствует об озабоченности внешним видом и впечатлении, производимом на окружающих.

Широкая клиническая интерпретация «Hand-test’а» (так же, как интерпретация любой проективной методики) является творческим процессом, который во многом определяется теоретическими взглядами экспериментатора и опытом его работы с данной проективной методикой.

Интерпретация результатов по отдельным оценочным категориям

Общее количество ответов

Общее количество ответов свидетельствует о существующем запасе тенденций к действию, отражает энергетический потенциал и степень активированности личности. Количество ответов менее 15 свидетельствует о низкой психологической активности обследуемого, 15-25 ответов — средний диапазон, 26-40 ответов -высокая психологическая активность, более 40 ответов — гиперактивность.

Процентное соотношение категорий

Если абсолютное количество ответов каждой категории говорит об «общем запасе» данной тенденции к действию, то процентное значение отражает вес данной тенденции к действию в целостной психической жизни человека. Чем выше процент ответов определенной категории, тем выше вероятность ее проявления в поведении, тем легче активизируется данная тенденция.

Ответы категорий «Agg» и «Dir»

Ответы первых двух категорий «Agg» и «Dir» повышают вероятность проявления агрессии в открытом поведении Их объединяет отсутствие стремления «считаться» с другими людьми, учитывать чувства, права и намерения других в своем поведении. Эти ответы не предполагают взаимных «симметричных» межличностных взаимоотношений. Тенденции к действию в категориях «Agg» и «Dir» отражают готовность к открытому агрессивному поведению, нежелание приспосабливаться к социальному окружению.

Ответы категории «Aff»

Ответы, относящиеся к категории «Aff», отражают способность к активной социальной жизни, желание сотрудничать с другими людьми.

Высокий процент ответов «Aff»» свидетельствует о повышенной эмоциональности человека, о том, что это «теплый» человек, обладающий развитой эмпатией (корреляция показателя «Aff»» с показателями эмпатии, полученными с помощью ТАТ, методик Меграбяна и Гавриловой — более 0.7).
Незначительный процент ответов данной категории свидетельствует об эмоциональной черствости, дефиците искренних эмоциональных отношений с другими и отсутствии желания поддерживать эмоциональный контакт.

Ответы категории «Com»

Высокий процент ответов категории «Com» является признаком высокой коммуникативности, но при отсутствии ответов категории «Aff» отражает определенный формализм во взаимоотношениях с людьми, отсутствие «здоровой» пристрастности.

Незначительный процент ответов данной категории свидетельствует о низкой коммуникативности. Если при этом присутствуют ответы категории «Aff», то это означает, что человек не способен общаться на деловом уровне и строит свои отношения с людьми по принципу «нравится — не нравится», т. е. в эмоционально-оценочном контексте.

Ответы категории «Dep»

Ответы категории «Dep» отражают потребность в помощи и поддержке со стороны других людей. Человек, дающий такие ответы, считает, что другие люди должны тратить на него время, уделять ему внимание, нести ответственность за его действия. Ответы данной категории дают не только малоимущие (бедные) и алкоголики, хотя процент подобных ответов у них является преобладающим. Представителям «нормальной» выборки также свойственны эти ответы.
Высокий процент ответов «Dep», как правило, сопровождается сильнейшим чувством обиды за свое подчиненное положение.

Отсутствие ответов данной категории может быть связано с дефицитом чувства социальной ответственности.

Ответы категорий «Aff», «Com» и «Dep» отражают тенденции, связанные с социальной кооперацией. Такой тип ответов предполагает, что рука в такой же (если не в большей) степени нуждается в других людях, как другие люди нуждаются во владельце руки. Эти ответы направлены на приспособление к социальному окружению и активно уменьшают вероятность открытого агрессивного поведения.

Одна из наиболее интересных находок «Hand-теста» состоит в том, что главной дtтtрминантой открытого агрессивного повtдtния является недоразвитие установок социального сотрудничества, а не наличие развитых агрессивных тенденций. Следовательно, важно на просто оценить, сколько у человека ответов «Agg» + «Dir», а что этому противостоит. Соответственно, склонность к открытому агрессивному поведению оценивается путем сравнения тенденций, отражающих готовность к агрессивному поведению, и тенденций, предполагающих кооперацию:

[math]I = (Agg + Dir) — (Aff + Com + Dep)[/math]

Считается, что пять категорий, входящих в данную формулу, в норме вбирают в себя около 50 % ответов.

В ранних работах Э. Вагнер относил к тенденциям, противостоящим открытому агрессивному поведению, категорию «F». Затем эта категория была исключена из формулы, как не отражающая искренней тенденции к кооперации, а продиктованная страхом возмездия со стороны других.

Склонность к открытому агрессивному поведению принято подсчитывать в баллах, а не в процентах. Если I = О, то можно предположить, что человек склонен к агрессии с теми, кого больше знает. Чужие люди как бы «нажимают на кнопку» механизма самоконтроля, и человек успешно справляется с агрессией (контролирует ее). С близкими людьми этот контроль ослабевает, человек испытывает сложности в поддержании контроля над своим поведением.
Начиная с I = +1, можно говорить о реальной вероятности проявления агрессии, и чем выше балл, тем выше вероятность открытого агрессивного поведения.
Если I < -1, то вероятность проявления агрессии существует, но только в особо значимых ситуациях. Чем больше абсолютная величина «I», тем меньше вероятность открытой агрессии даже в особо значимых случаях.

Ответы категории «Ех»

Две следующие категории,«Ех» и «Crip», не используются для оценки склонности к открытому агрессивному поведению, поскольку их роль в этом отношении непостоянна.

Высокий процент ответов категории «Ех» (особенно у мужчин) тесно коррелирует с истероидными чертами личности, с неутомимым и непроходящим желанием быть в центре событий и «тянуть одеяло на себя».

Отсутствие ответов данной категории отражает сниженную потребность в самопроявлении. Довольно трудно подобрать точную формулировку для этой категории, наиболее подходящим для нее словом является «кураж». У людей, не имеющих куража, отсутствуют ответы категории «Ех»
У актеров и тех, кого можно назвать «профессиональными коммуникаторами^ (психологи, учителя, врачи, юристы), процент ответов «Ех» выше, чем у представителей профессий, в которых коммуникативный потенциал затребован гораздо меньше.

Люди, у которых склонность к открытому агрессивному поведению сочетается с показателем «Ех», легче поддаются психокоррекционной работе.

Ответы категории «Crip»

Высокий процент ответов категории «Crip» связан с чувством физической неадекватности, боязнью собственной немощи или физических недостатков. Эти ответы отражают склонность к ипохондрии, а возможно, и реальные проблемы со здоровьем. Врачи-травматологи и спортсмены-профессионалы даютзна-чительно больше ответов данной категории по сравнению с другими выборками.

Отсутствие ответов данной категории свидетельствует не столько о том, что у человека нет проблем со здоровьем, сколько о легкомысленном и, возможно, бездумном отношении к своему физическому состоянию.

Ответы категории «Des»

Высокий процент ответов категории «Des» характерен для невротиков и шизофреников, а также для людей «художественного» типа. Выраженность данной категории свидетельствует об эмоциональной амбивалентности, склонности к раздумыванию, осмысливанию, переживанию вместо делания чего бы то ни было. Незначительный процент ответов данной категории свидетельствует об отсутствии мечтательности, неразвитости воображения и творческого мышления.

Ответы категории «Теп»

Категория «Теп» отражает свойство личности, которое обычно называют «тревожность» или «нэйротизм» (устзновлэнз тесная корреляция с соответствующими показателями опросников Айзенка, Кеттелла, MMPI).

Высокий процент ответов «Теп» свидетельствует об эмоциональной неустойчивости человека. Тревожные люди характеризуются повышенным нервно-психичаским напряжением в широком диапазоне ситуаций, умением находить проблемы дзжэ тогда, когда, казалось бы, их не существует
Низкие значения показателя «Теп» отражают эмоциональную устойчивость личности.

Ответы категорий «Act» и «Pas»

Интересно, что процент безличных («Act» + «Pas») ответов был приблизительно одинаков во всех эмпирических выборках и колебался около 35% Содержание ответов отражало одинаковый характер безличной окружающей среды (все люди моются, одеваются, причесываются и т д.).

Если процент безличных ответов больше 35, то можно сделать вывод о сниженном значении социума в жизни человека, о том, что основной опыт его переживаний связан с физической средой, а не с другими людьми.

Высокий процент ответов по данной категории может сочетаться с отсутствием ответов по ряду других оценочных категорий или их минимальной представленностью, что можно проинтерпретировать как «простоту» внутреннего мира личности, его незрелость. Часто такая картина выявляется у детей, подростков и лиц со сниженным интеллектом.

Незначительный процент ответов безличной категории («Act» и «Pas») свидетельствует о повышенной социальной восприимчивости, чувствительности в межличностных отношениях, тревожности человека. Очень немногие стимулы являются для него нейтральными. Большинство событий и предметов имеют для него личностный смысл.

При интерпретации результатов «Hand-теста» следует учитывать, что психическая жизнь нормального человека является сложной и насыщенной и должна включать все выделенные категории (кроме «Bas» и «Fail»), Отсутствие каких-либо из перечисленных категорий свидетельствует о недостаточном содержательном разнообразии и слабой дифференцированности внутреннего мира личности.

Оценочные категории «Ten», «Bas» и «Fail» были введены авторами позднее, после накопления значительного опыта работы с «Hand-тестом». На основе этих категорий были выведены три новые формулы, отражающие степень личностной дезадаптации, тенденцию к уходу от реальности, наличие психопатологии.
Наличие выраженной психопатологии (по американским данным PATH > 4) может подавлять поведенческие тенденции или ставить их вне контроля сознания. Поэтому при фиксации выраженной патологии показатель «I», отражающий склонность к открытому агрессивному поведению, необходимо интерпретировать с большой осторожностью.

Средние значения оценочных категорий

При интерпретации результатов по описанной схеме можно использовать статистические нормы, полученные Т. Н. Курбатовой.

Средние значения оценочных категорий для мужской выборки (n=75), возраст 20-40 лет, высшее гуманитарное образование (филологи, психологи, биологи):

Agg Dir Aff Com Dep F Ex Crip Des Ten Act Pas Bas Fail I Σ отв.
Баллы 2.3 2.2 2.3 2.5 1.0 0.8 1 0 0.5 1,2 0.5 4.8 1.6 0 0.2 -1.3 20
 % 11 1 11 3 11 4 12.3 4.6 3.8 4.7 2.6 6.3 2.3 22.7 7.4 0 0.9 100
σ % 7 2 7.9 6.7 7.1 5.4 4.8 5.8 3.5 7.0 4.0 11.1 6.9 0 2.3

Средние значения оценочных категорий для женской выборки (n= 133), возраст 20-40 лет, высшее гуманитарное образование (филологи, психологи, биологи):

Agg Dir Aff Com Dep F Ex Crip Des Ten Act+Pas Fail I Σ отв.
Баллы 1.5 1.9 1.9 2.3 0.6 0.7 1.1 0.6 1.2 0.6 6.3 0.25 -1 3 18
 % 7.7 12.0 9.7 12.6 3.1 3.4 5.6 3.3 6.5 3.8 34.0 1.8 100
σ % 6.3 13.9 8.2 9.0 4.1 46 6.3 4.9 8.3 5.3 14.5 4.4

Средние значения (%) оценочных категорий «Hand-теста», полученные на различных выборках:

Выборка Возр. Agg Dir Aff Com Dep F Ex Crip Des Ten Act Pas Bas Fail I
следователи, n=40 35 11.2 7.0 13.2 14.0 3.9 6.6 7.2 3.0 4.1 0 27.3 7.9 0 0 -4,3
воспитатели -логопеды, n=30 35 11.2 17.6 12.9 19.2 9.3 8.1 * * * -0.5
проститутки валютные, n=30 22 11.4 4.6 4.0 20.7 4.0 2.7 * * * * -3.1
подростки хулиганы, n=30 16-18 21.0 8.0 7.5 17.0 3.8 0 2.3 2.1 5.7 0 21.2 12.7 0 0 4.0
подростки воры, n=30 16-18 16.0 7.4 3.7 6.0 4.2 2.0 2.3 3.8 5.0 0 28.0 10.5 0 0 -2 3

Средние значения оценочных категорий, полученные авторами «Hand-теста» на американской выборке (1962 г.)

Выборка Agg Dir Aff Com Dep F Ex Crip Des Ten Act Pas Bas Fail I
«нормальные». n=32 баллы 1.8 2.1 2.4 2.1 1.8 0.6 1.2 1.0 0.8 8.3 2.2 -2.4
 % 7 9 10 9 7 3 5 4 3 * 34 9
малоимущие (бедные), n=20 баллы 1.2 1.7 1.1 0.7 1.5 0.2 0.4 1.0 0.8 4.1 1.4 * -0.3
 % 8 12 8 5 11 1 3 7 6 29 10 * *

* данная категория в представленном исследовании не оценивалась

Стимульный материал

Карточки

Бланк фиксации результатов

Литература

Курбатова Т.Н., Муляр О.И. Проективная методика исследования личности «Hand-test». Методическое руководство. — СПб,: ГМНППП «ИМАТОН», 2001. — 64 с.

Тест руки Вагнера (Hand Test)

Шкалы: агрессия, указание, страх, эмоциональность, коммуникация, зависимость, демонстративность, увечность, активная безличность, пассивная безличность, описание

Темы: агрессивность

Тестируем: свойства личности · Возраст: взрослым, школьникам, детям

Тип теста: невербальный, проективный · Вопросов: 10

Назначение теста

Тест руки Вагнера предназначен для диагностики агрессивности. Методика может использоваться для обследования как взрослых, так и детей.

Описание теста

Тест опубликован Б.Брайклином, З.Пиотровским и Э.Вагнером в 1962 году. Идея теста принадлежит Э.Вагнеру.

В теоретическом обосновании авторы исходят из положения о том, что развитие функции руки связано с развитием головного мозга. Велико значение руки в восприятии пространства, ориентации в нем, необходимых для любого действия. Рука непосредственно вовлечена во внешнюю активность. Следовательно, предлагая обследуемым в качестве визуальных стимулов изображения руки, выполняющей разные действия можно сделать выводы о тенденциях активности обследуемых.

Методический прием, положенный в основу теста руки, заключается в том, что испытуемого просят проинтерпретировать содержание действия, представленного в виде «стоп-кадра»» изображения кисти руки, социально нейтрального и не несущего какой-либо смысловой нагрузки. Предполагается, что включение элемента в контекст более широкого вида активности и в сам выбор этого вида активности происходит по механизму проекции и в значительной степени определяется наличным состоянием испытуемого и, в частности, его активными мотивами.

Инструкция к тесту

«Внимательно рассмотрите предлагаемые Вам изображения и скажите, что, по Вашему мнению, делает эта рука?»

Если испытуемый затрудняется с ответом, ему предлагается вопрос: «Как Вы думаете, что делает человек, которому принадлежит эта рука? Нa что способен человек с такой рукой? Назовите все варианты, которые можете себе представить».

Примечание

Стимульный материал – стандартные 9 изображений кисти руки и одна без изображения (подобно пустой карточке в Тематическом Тесте Апперцепции), при показе которой просят представить кисть руки и описать ее воображаемые действия.

Изображения предъявляются в определенной последовательности и положении.

При нечетком и недвусмысленном ответе просят пояснения, спрашивают: «Хорошо, а что еще?», но не навязывают никаких специфических ответов. Если экспериментатор чувствует, что его действия встречают сопротивление, рекомендуется перейти к другой карточке.

Держать рисунок-карточку можно в любом положении.

Число вариантов ответов по карточке не ограничивается и не стимулируется так, чтобы вызвать сопротивление испытуемого. Желательно получить четыре варианта ответов. Если число ответов меньше, уточняете, нет ли желания еще что-либо сказать по данному изображению руки, а в протоколе, например, при единственном варианте ответа проставляется его обозначение со знаком *4, т.е. этот единственный безальтернативный ответ оценивается в четыре балла вместо одного.

Важно во всех возможных случаях (если испытуемый не выражает протеста) максимально снижать неопределенность ответа, наполнять смыслом высказывания типа «кто-то, что-то, кому-то» и т.п.

Все ответы фиксируются в протоколе. Помимо записи ответов регистрируется положение, в котором обследуемый держит карточку, а также время с момента предъявления стимула до начала ответа.

Тестовый материал

Карта №1. Тест руки Вагнера (Hand Test)

Карта №2. Тест руки Вагнера (Hand Test)

Карта №3. Тест руки Вагнера (Hand Test)

Карта №4. Тест руки Вагнера (Hand Test)

Карта №5. Тест руки Вагнера (Hand Test)

Карта №6. Тест руки Вагнера (Hand Test)

Карта №7. Тест руки Вагнера (Hand Test)

Карта №8. Тест руки Вагнера (Hand Test)

Карта №9. Тест руки Вагнера (Hand Test)

Карта №10. Тест руки Вагнера (Hand Test)

Обработка и интерпретация результатов теста

При обработке полученных результатов каждый ответ испытуемого относят к одной из 11 категорий.

Агрессия (а). Рука воспринимается как доминирующая, наносящая повреждение, активно захватывающая какой-либо предмет, совершающая агрессивное действие (щиплющая, дающая пощечину, давящая насекомое, готовая нанести удар и т.п.).

Указание (у). Рука участвует в действии императивного характера: ведет, направляет, препятствует, господствует над другими людьми (дирижирует оркестром, дает указание, читает лекцию, учитель говорит ученику: «выйди вон», милиционер останавливает машину и т.п.).

Страх (с). Рука выступает в ответах как жертва агрессивных проявлений другого лица или стремится оградить кого-либо от физических воздействий; может восприниматься в качестве наносящей повреждение самой себе. В эту категорию также включаются ответы, содержащие тенденции к отрицанию агрессии (не злая рука; кулак сжат, но не для удара; поднятая в страхе рука; рука, отвращающая удар и т.п.).

Эмоциональность (э). Рука выражает любовь, позитивные эмоциональные установки к другим людям; участвует в действии, выражающем привязанность, положительное отношение, благожелательность (дружеское рукопожатие; похлопывание по плечу; рука, гладящая животное, дарящая цветы; обнимающая рука и т.п.).

Коммуникация (к). Рука участвует в коммуникативном действии: обращается к кому-либо, контактирует или стремится установить контакты. Общающиеся партнеры находятся в положении равенства (жестикуляция в разговоре, язык жестов, показывает дорогу и т.п.).

Зависимость (з). Рука выражает подчинение другим лицам: участвует в коммуникативном действии в позиции «снизу», успех которого зависит от благожелательного отношения другой стороны (просьба; солдат отдает честь офицеру; ученик поднял руку для вопроса; рука, протянутая за милостыней; человек останавливает попутную машину и т.п.).

Демонстративность (д). Рука разными способами выставляет себя на показ, участвует в явно демонстративном действии (показывает кольцо, любуется маникюром, показывает тени на стене, танцует, играет на музыкальной инструменте и т.п.).

Увечность (ув). Рука повреждена, деформирована, больна, неспособна к каким-либо действиям (раненая рука, рука больного или умирающего, сломанный палец и т.п.).

Активная безличность (аб). Рука участвует в действии, не связанном с коммуникацией; однако рука должна изменить свое физическое местоположение, приложить усилие (вдевает нитку в иголку, пишет, шьет, ведет машину, плывет и т.п.).

Пассивная безличиость (пб). Рука в покое, либо наблюдается появление тенденции к действию, завершение которого не требует присутствия другого человека, но при этом рука все же не изменяет своего физического положения (лежит, отдыхая; спокойно вытянута; человек облокотился на стол; свесилась во время сна; и т.п.).

Описание (о). В эту категорию входят описания руки без указания на совершаемые ею действия (пухлая рука, красивая рука, рука ребенка, рука больного человека т.п.).

При категоризации возможна определенная однозначность, однако предполагается, что она не очень существенно влияет на окончательную интерпретацию. Ниже для иллюстрации приводится примерная форма протокола.

В первой колонке указывают номер карточки. Во второй – дается время первой реакций на карточку в секундах. В третьей – приводятся все ответы испытуемого. В четвертой – результаты категоризации ответов. Если экспериментатору приходится обращаться к испытуемому с уточнениями – это обозначается (об).

Протокол проведения теста

Испытуемый: Сергей А.

Пол: мужской.

Возраст: 7 лет.

Группа: подготовительная.

Дата обследования: 21 ноября 1994 года.

Карта Время начала реакции Ответы испытуемого Результаты категоризации

1 2 3 4

1 6 1. Объясняет что-то жестом, который стремится подчеркнуть что-то важное К*4

2 8 1. Человек в страхе поднявший руки в целях защиты от нападения С

2. Приказывает – встаньте! У

3. Если не сделаешь – ты мне не друг! У

4. Большой палец руки ПБ

3 3 1. Высмеивает кого-то, показывая пальцем А

2. Указывает на что-то

3. Подчеркивает сказанное У

4. Внушает свое желание кому-то К

5. Указывает направление движения У

4 8 1. Просит милостыню З

2. Готов к дружескому рукопожатию К

5 3 1. Выглядит уставшим, отдыхает ПБ

2. Может быть злым, ударить кого-либо А*3

6 3 1. Подчеркивает какой-то момент К*4

7 10 1. Пожимает руку. Но почему левую? Может быть, он левша? Э

2. Возможно ударит кого-либо в лицо или другое место, если это не ребенок А

3. Просто вытянутая вперед рука – большой палец жесткий О

4. Спонтанный удар ребенка в запястье А

8 10 1. Милостыня, даваемая ребенку Э

2. Держит карандаш О

3. Пишет ручкой АБ

4. Спокойно отдыхает АБ

9 3 1. Подчеркивает момент, который обсуждался К

2. Стоп. Остановка машины У

3. Попытка меня ударить С

4. Угрожающая рука С

10 4 1. Я прикасаюсь большим пальцем к носу. Это шутка, не пишите! З

2. Попытка остановить машину У*З

После категоризации подсчитывается число высказываний в каждой категории:

Коммуникация – 11

Указание – 9

Агрессия – 6

Страх – 3

Активная безличность – 2

Описание – 2

Эмоциональность – 2

Зависимость – 2

Пассивная безличность – 2

Итого: 39 баллов.

Максимальное число баллов, которое может набрать испытуемый, учитывая, что он дает по четыре ответа на каждую карточку – 40. Однако испытуемый может давать больше ответов по одним категориям и меньше по другим. В приведенном примере мы имеем больше четырех высказываний по категориям «Агрессия», «Указание», «Коммуникация» и не имеем высказываний по категориям «Демонстративность» и «Увечность».

Ответы, относящиеся к категориям «Агрессия» и «Указание», рассматриваются: как связанные с готовностью обследуемого к высшему проявлению агрессивности, нежеланием приспособиться к окружению.

Категории ответов: «Страх», «Эмоциональность», «Коммуникация» и «Зависимость» отражают тенденцию к действию, направленную на приспособление к социальной среде; при этом вероятность агрессивного поведения незначительна.

Ответы, относящиеся к категориям «Демонстративность» и «Увечность», при оценке вероятности агрессивных проявлений не учитываются, т.к. их роль в данной области поведения непостоянна. Эти ответы могут лишь уточнять мотивы агрессивного поведения.

Категории «Активная безличность» и «Пассивная безличность» в анализе также не участвуют, так как их влияние на агрессивность поведения не однозначно.

Суммарный балл агрессивности вычисляется, по формуле:

А = (Агрессия + Указание) – (Страх + Эмоциональность + Коммуникация + Зависимость),

То есть количественный показатель открытого агрессивного поведения рассчитывается путем вычитания суммы «адаптивных» ответов из суммы ответов по первым двум категориям.

Первый член формулы характеризует агрессивные тенденции, второй – тенденции, сдерживающие агрессивное поведение.

Сокращенная интерпретация результатов теста основывается на сравнении суммарного балла с тестовыми нормами и принятии решения об уровне агрессивности и актуальном состоянии испытуемого. Однако более содержательную информацию можно получить при анализе удельного веса и места агрессивных тенденций в общей системе диспозиций. Информационной в плане прогноза агрессивного поведения является доля ответов в категории «Агрессия» по отношению к суммарному количеству ответов в категориях, учитываемых при подсчете суммарного балла.

Таким образом, 2-3 агрессивных ответа при полном отсутствии ответов типа социальной кооперации говорят о большой степени враждебности, чем множество таких ответов на фоне еще большего количества установок на доброжелательное межличностное взаимодействие. В рассматриваемом примере

А = (6+9) – (3+2+11+2) = -3.

То есть установки на социальное сотрудничество и зависимость преобладают над агрессивными, доминантными тенденциями.

Важно, что значение имеет не только соотношение установок на социальную кооперацию и агрессию, но и то, какие именно тенденции противопоставляются конфронтации, что побуждает человека к сотрудничеству: страх перед ответной агрессией, чувство собственной неполноценности, зависимости или потребность в теплых, дружеских контактах с окружающими. Внешне сходное поведение в этих случаях имеет принципиально различные внутренние детерминанты. Данные об их природе можно получить при анализе удельного веса установок, которые противостоят агрессии (категории «Страх», «Коммуникация», «Эмоциональность», «Зависимость»).

Средние значения агрессивности и ее среднеквадратические отклонения по группам подростков и взрослых

№ Экспериментальные группы Среднее значение Среднеквадратическое отклонение Число испытуемых

1 Взрослые -0,93 7,79 30

2 Подростки -0,56 10,44 30

3 Хулиганы 1,84 1,8 19

4 Психопаты 2,87 2,38 15

Кроме данных об уровне агрессивности, с помощью теста руки можно получить много дополнительной информации, характеризующей текущее психическое состояние обследуемого. Для этого проводится анализ по всем категориям теста и определяется процентное соотношение ответов по отдельным категориям.

Интересная информация может быть получена при анализе ответов по тем категориям, которые не входят в подсчет суммарного балла агрессивности.

Высокий процент ответов по категории «Демонстративность» свидетельствует о проявлениях истероидности, демонстративности (особенно у испытуемых мужского пола).

Повышенный удельный вес ответов по категориям «Зависимость», «Увечность» и «Пассивность» характерен для больных с органической патологией мозга.

Увеличение процента ответов по категории «Увечность» (если для этого нет объективных предпосылок) свидетельствует о наличии у испытуемого ипохондрических переживаний.

Снижение числа ответов по категориям «Активная безличность» и «Пассивная безличность» интерпретируется как проявление гиперсензитивности испытуемого, т.е. лишь немногие внешние стимулы являются для него нейтральными и безличными.

В том случае когда большую часть занимают ответы по категориям «Описание», «Пассивная безличность», можно сделать вывод о значительном снижении общего уровня активности испытуемого. Такое состояние может быть следствием астении, либо проявлением более глубоких изменений энергетики.

Снижение числа ответов по категориям «Эмоциональность» и «Коммуникация», связанных с процессом обучения, говорит о необходимости обратить внимание психолога на сферу социальных контактов испытуемого, позволяет предположить наличие сложностей в этой области, отгороженности от окружающих, либо аутизации.

Анализ данных по выделенным параметрам имеет качественный характер и должен производится с большой осторожностью при достаточном опыте работы с методикой.

Области применения теста

Использование теста руки Вагнера может быть продуктивным не только при диагностике агрессивности, но и в некоторых других случаях.

Для диагностики межличностных отношений. В этом случае инструкция видоизменяется. Испытуемого просят ответить на вопрос о том, что делает рука, изображенная на карточках, но при этом психолог говорит: «Представьте себе, что это рука Вашего друга (ребенка, мужа, жены, руководителя и т.п.)». Данный вариант дает возможность увидеть, какие тенденции и какой знак социальной направленности (положительный или отрицательный) приписываются партнеру и, таким образом, можно проанализировать актуальное отношение к нему испытуемого.

Для диагностики кандидатов, выдвигаемых на руководящие должности. Если в процессе тестирования выявляется повышенный удельный вес ответов по категории «Указание» и одновременно незначительный процент установок на социальную кооперацию, то можно с большой вероятностью прогнозировать жесткую, авторитарную позицию будущего руководителя. При отсутствии ответов по категориям «Указание» и «Агрессия» и одновременном увеличении ответов по категориям «Зависимость» и «Страх» кандидат, скорее всего, проявляет себя как ведомый, зависимый, не способный отстаивать свою позицию.

Для диагностики агрессивности различных групп преступников, прогноза открытого агрессивного поведения в криминальной психологии при проведении судебно-психологической экспертизы.

Источники

Тест руки (Hand Test) / Елисеев О.П. Практикум по психологии личности – СПб., 2003. С.310-327

Тест руки Вагнера предназначен для
диагностики агрессивности. Методика
может использоваться для обследования
как взрослых, так и детей.

Описание теста

Тест опубликован Б.Брайклином,
З.Пиотровским и Э.Вагнером в 1962 году.
Идея теста принадлежит Э.Вагнеру.

В теоретическом обосновании авторы
исходят из положения о том, что развитие
функции руки связано с развитием
головного мозга. Велико значение руки
в восприятии пространства, ориентации
в нем, необходимых для любого действия.
Рука непосредственно вовлечена во
внешнюю активность. Следовательно,
предлагая обследуемым в качестве
визуальных стимулов изображения руки,
выполняющей разные действия можно
сделать выводы о тенденциях активности
обследуемых.

Методический прием, положенный в основу
теста руки, заключается в том, что
испытуемого просят проинтерпретировать
содержание действия, представленного
в виде «стоп-кадра»» изображения кисти
руки, социально нейтрального и не
несущего какой-либо смысловой нагрузки.
Предполагается, что включение элемента
в контекст более широкого вида активности
и в сам выбор этого вида активности
происходит по механизму проекции и в
значительной степени определяется
наличным состоянием испытуемого и, в
частности, его активными мотивами.

Инструкция к тесту

«Внимательно рассмотрите предлагаемые
Вам изображения и скажите, что, по Вашему
мнению, делает эта рука?»

Если испытуемый затрудняется с ответом,
ему предлагается вопрос: «Как Вы думаете,
что делает человек, которому принадлежит
эта рука? Нa что способен человек с такой
рукой? Назовите все варианты, которые
можете себе представить».

Примечание

  • Стимульный материал — стандартные 9
    изображений кисти руки и одна без
    изображения (подобно пустой карточке
    в Тематическом Тесте Апперцепции), при
    показе которой просят представить
    кисть руки и описать ее воображаемые
    действия.

  • Изображения предъявляются в определенной
    последовательности и положении.

  • При нечетком и недвусмысленном ответе
    просят пояснения, спрашивают: «Хорошо,
    а что еще?», но не навязывают никаких
    специфических ответов. Если экспериментатор
    чувствует, что его действия встречают
    сопротивление, рекомендуется перейти
    к другой карточке.

  • Держать рисунок-карточку можно в любом
    положении.

  • Число вариантов ответов по карточке
    не ограничивается и не стимулируется
    так, чтобы вызвать сопротивление
    испытуемого. Желательно получить четыре
    варианта ответов
    . Если число ответов
    меньше, уточняете, нет ли желания еще
    что-либо сказать по данному изображению
    руки, а в протоколе, например, при
    единственном варианте ответа проставляется
    его обозначение со знаком *4, т.е. этот
    единственный безальтернативный ответ
    оценивается в четыре балла вместо
    одного.

  • Важно во всех возможных случаях (если
    испытуемый не выражает протеста)
    максимально снижать неопределенность
    ответа
    , наполнять смыслом высказывания
    типа «кто-то, что-то, кому-то» и т.п.

  • Все ответы фиксируются в протоколе.
    Помимо записи ответов регистрируется
    положение, в котором обследуемый
    держит карточку, а такжевремяс
    момента предъявления стимула до начала
    ответа.


HAND TEST

Источник:

Руководство к методике HAND TEST. Разд.1. Общая часть руководства. – М.:ИП РАН, 1997-82 с.

Тест руки (Handtest)

Текст методики Э. Вагнера и соавторов «Тест руки» был опуб­ликован в 1962 г. и предназначен для прогноза открытого агрессив­ного поведения. В 1978 г. Э. Вагнер на основании результатов приме­нения этого теста сделал вывод о его высокой надежности, вот поче­му было бы полезно накопить определенный опыт применения теста руки в отечественной практической психологии. По нашему опыту, на основании которого в интерпретацию методики введен коэффициент агрессивности—зависимости, она может быть использована как одна из наиболее простых и информативных для диагностики нарушений по­ведения. Д. А. Леонтьев в специальной работе, посвященной ТАТ, упоминает несколько методик, «…сохраняющих элементы сходства с ТАТ, однако сходства здесь меньше, чем различия. В их числе… рису­ночный тест фрустрации Розенцвейга и тест руки», особенно часто применяемый в семейной консультации родителей одновременно с детьми (по Б. Бриклен, 3. Пиотровски, Э. Вагнеру) (США). По это­му поводу Д. А. Леонтьев замечает, что названные две методики яв­ляются «наиболее известными» и «обычно рассматриваются вне свя­зи с ТАТ» [58, 52].

Проективный тест руки содержит девять изображений руки. Де­сятая карточка пустая (подобно пустой карточке в Тематическом Те­сте Апперцепции). Что касается этой десятой карточки, то испытуе­мому предлагают сначала представить себе руку, а потом описать, что эта воображаемая рука может делать. Десять карточек, одна за другой, последовательно предлагают испытуемому, причем последовательность и положение, в котором они даются, стандартны. При этом испытуе­мому задается вопрос: «Что, по вашему мнению, эта рука делает?» Если испытуемый затрудняется с ответом, ему предлагается следующий во­прос: «Как вы думаете, что делает человек, которому принадлежат эти руки? Назовите все варианты, которые вы себе можете представить». Для достижения действительного понимания цели инструкции могут варьировать при условии, что испытуемый не запугивается и не провоцируется на нужный ответ. При нечетком и недвусмысленном от­вете просят пояснения, но не навязывают никакие специфические от­веты. Но по желанию испытуемый может присоединиться к ним. Дер­жать рисунок-карточку можно в любом положении; число вариантов ответов по карточке не ограничивается и не стимулируется так, что­бы вызвать сопротивление испытуемого. Желательно получить 4 вари­анта ответов. Если число ответов меньше, уточняется, нет ли желания еще что-либо сказать по данному изображению руки, а в протоколе, например, при единственном варианте ответа проставляется его обо­значение со знаком х4, то есть этот единственный безальтернативный ответ оценивается фактически в 4 балла вместо одного, и это еще не самая большая оценка проявленной безапелляционности.

Первая цель теста заключается в прогнозировании явного агрес­сивного поведения. Термин «проявление» определен как такое пове­дение субъекта, которое обращает на себя внимание администрации, психиатров клиник и т. п., т. е. явное агрессивное поведение. Термин «количество баллов проявления» изобретен не для того, чтобы пред­сказать специфические реакции, а скорее для того, чтобы предсказы­вать тенденцию к действиям агрессивного характера. Таким образом, концепция «проявления» включает такие действия, как: провоциру­ющие легальные действия против других лиц, вызванные маниакаль­ными параноидными тенденциями: обман и ограбление других лиц;

бросание предметов в целях нанесения удара (муж и жена во время супружеских ссор); драки школьников со своими товарищами или учи­телями; разрушение постельных принадлежностей и мебели пациен­тами психиатрических клиник и т. д.

Подсчет баллов по таким «проявлениям» основан на том принципе, что вероятность явного агрессивного поведения возрастает в тех слу­чаях, когда доминантные и агрессивные аттитюды преобладают над аттитюдами, означающими социальное сотрудничество или зависимость.

Примеры подсчета баллов по категориям

Поделитесь с Вашими друзьями:

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция банка россии 199 об обязательных нормативах банков
  • Viyo для кошек инструкция по применению отзывы
  • Viyo для кошек инструкция по применению отзывы
  • Руководство по эксплуатации газ 4301 дизель
  • Райкат старт инструкция по применению для цветов