Настоящее учебное пособие дополняет базовый учебник “Психология”(Лукацкий М.А., Остренкова М.Е.), являющийся основным для студентов,обучающихся в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060101 “Лечебное дело” (квалификация/степень”специалист”) и по направлению подготовки (специальности) 060201 “Стоматология” (квалификация/степень “специалист”).
В пособии представлены авторские психологические тексты, которые позволят студентам лучше понять закономерности психологической жизни человека, описанные в базовом учебнике, а также даны контрольные вопросы и тесты для самостоятельной проверки уровня знаний по каждому разделу учебного курса “Психология”.Знакомство с материалами пособия даст возможность студентам разобраться в том, как на практическом уровне специалистами психологами ведется работа по изучению внутреннего мира и особенностей поведения человека.
Материалы пособия изобилуют сведениями о психосоматических характеристиках бытия людей, о здоровом образе жизни и о психологическом благополучии, что, безусловно, является ценным для студентов – будущих врачей.
Раздел I. Тексты с вопросами и заданиями
§ 1. Сильная женщина (к главе 2 учебника «Психология»)
Вопросы и задания к тексту
§ 2. Вверх, навстречу себе (к главам 2, 9 учебника
«Психология»)
Вопросы и задания к тексту
§ 3. Задание на сегодня (к главе 11 учебника «Психология»)
Вопросы и задания к тексту
§ 4. Импровизация в обыденной жизни (к главам 6 и 7
учебника «Психология»)
Вопросы и задания к тексту
§ 5. Возделывать свой сад (к главам 16 и 2 учебника
«Психология»)
Вопросы и задания к тексту
§ 6. Оживляющее волшебство новизны (к главам 3, 4, 10
учебника «Психология»)
Вопросы и задания к тексту
§ 7. Коммуникативный балет (к главам 11, 19 учебника
«Психология»)
Вопросы и задания к тексту
§ 8. Верь своим ошибкам (к главам 2, 9 учебника «Психология») . . 33 Вопросы и задания к тексту
§ 9. Между природой и культурой (к главе 16 учебника
«Психология»)
Вопросы и задания к тексту
§ 10. Время знакомиться с собой, или «Человек всегда больше того, что он о себе знает» (к главе 16 учебника
«Психология»)
Вопросы и задания к тексту
§ 11. Протестую — значит, прошу помощи! (к главам 2, 12
учебника «Психология»)
Вопросы и задания к тексту
§ 12. Творите личное будущее (к главе 9, 12 учебника
«Психология»)
Вопросы и задания к тексту
§ 13. Есть ли жизнь без драйва? (к главе 12 учебника
«Психология»)
Вопросы и задания к тексту
§ 14. «Мы знаем больше, чем мы знаем, что мы знаем»
(к главам 4, 6, 12 учебника «Психология»)
Вопросы и задания к тексту
§ 15. В отпуске от самого себя (к главам 2, 18 учебника
«Психология»)
Вопросы и задания к тексту
§ 16. Каждый выбирает по себе (к главе 1 учебника
«Психология»)
Вопросы и задания к тексту
§ 17. Возить или кататься? (к главам 3, 4, 5, 6, 20 учебника
«Психология»)
Вопросы и задания к тексту
§ 18. Экология души, или о том, как жить с удовольствием, а не ради удовольствия (к главе 11 учебника «Психология»)
Вопросы и задания к тексту
§ 19. Для чего человеку сказка? (к главе 7 учебника
«Психология»)
Вопросы и задания к тексту
§ 20. Жизнь как творчество (к главам 9, 12, 18 учебника
«Психология»)
Вопросы и задания к тексту
§ 21. Дитя природы (к главам 9, 15 учебника «Психология»)
Вопросы и задания к тексту
§ 22. Романтика XXI века (к главам 11, 12 учебника
«Психология»)
Вопросы и задания к тексту
§ 23. Игры людей и игры людьми (к главе 19 учебника
«Психология»)
Вопросы и задания к тексту
§ 24. «Природа — творец всех творцов» (Гёте) (к главе 2
учебника «Психология»)
Вопросы и задания к тексту
§ 25. Рецепт яркой и счастливой жизни (к главе 11 учебника
«Психология»)
Вопросы и задания к тексту
§ 26. Дорога без конца (к главе 11 учебника
«Психология»)
Вопросы и задания к тексту
§ 27. Как завоевать престол (к главе 19 учебника «Психология»)
Вопросы и задания к тексту
Раздел II. Материалы для самопроверки
§ 28. Вопросы и задания к главе «Психология
как научная дисциплина»
§ 29. Вопросы и задания к главе «Краткий очерк истории
развития психологии»
§ 30. Вопросы и задания к главе «Ощущения и восприятие»
§ 31. Вопросы и задания к главе «Внимание»
§ 32. Вопросы и задания к главе «Память»
§ 33. Вопросы и задания к главе «Мышление»
§ 34. Вопросы и задания к главе «Воображение»
§ 35. Вопросы и задания к главе «Речь»
§ 36. Вопросы и задания к главе «Личность»
§ 37. Вопросы и задания к главе «Темперамент»
§ 38. Вопросы и задания к главе «Эмоции»
§ 39. Вопросы и задания к главе «Мотивация»
§ 40. Вопросы и задания к главе «Воля»
§ 41. Вопросы и задания к главе «Способности»
§ 42. Вопросы и задания к главе «Характер»
§ 43. Вопросы и задания к главе «Развитие»
§ 44. Вопросы и задания к главе «Приобретение
индивидуального опыта (научение)»
§ 45. Вопросы и задания к главе «Психология здоровья»
§ 46. Вопросы и задания к главе «Человек в пространстве
социального взаимодействия»
Раздел III. Варианты проверочных тестов
Вариант I
Вариант II
Вариант III
Раздел IV. Ответы
Ответы на вопросы и задания к главе
«Психология как научная дисциплина»
Ответы на вопросы и задания к главе
«Краткий очерк истории развития психологии»
- Заглавие
- Практические занятия по психологии
- Автор
- Васюра, Светлана АлександровнаБаранова, З. Я.
- Год
- 1998
- Издатель
- Издательство Удмуртского университета
- Аннотация
- Руководство к практическим занятиям по психологии предназначено для
студентов факультета социальных коммуникаций. Оно может быть использовано
и преподавателями как методическое пособие. Руководство состоит из двух частей.
В первой части представлены вопросы по каждой из изучаемой в курсе тем,
предложены названия докладов и рефератов, а также список литературы, как
основной, так и дополнительной. Вторая часть – “Психологический практикум” – включает задания, упражнения, опросники, задачи, способствующие не только изучению студентами теоретических положений, но и освоению ими методов психологического исследования. - Ключевые слова
- психология, учебные пособия, личность, темперамент, межличностные отношения, связи с общественностью
- Коллекции
-
- 88.8 Психология труда и профессиональной деятельности [43]
Полная карточка
dc.contributor.author | Васюра, Светлана Александровна | |
dc.contributor.author | Баранова, З. Я. | |
dc.date.accessioned | 2017-06-06T05:39:32Z | |
dc.date.available | 2017-06-06T05:39:32Z | |
dc.date.issued | 1998 | |
dc.identifier.citation | Практические занятия по психологии : (Рук. для студентов фак. социальных коммуникаций) / Удм. гос. ун-т. Каф. теории и практики социальных коммуникаций ; Сост.: Васюра С. А., Баранова З. Я. — Ижевск : Издательство Удмуртского университета, 1998. — 93 с. | ru_RU |
dc.identifier.other | arhiv_book_02661 | |
dc.identifier.uri | http://eanbur.unatlib.ru/handle/123456789/4189 | |
dc.description.abstract | Руководство к практическим занятиям по психологии предназначено для студентов факультета социальных коммуникаций. Оно может быть использовано и преподавателями как методическое пособие. Руководство состоит из двух частей. В первой части представлены вопросы по каждой из изучаемой в курсе тем, предложены названия докладов и рефератов, а также список литературы, как основной, так и дополнительной. Вторая часть – “Психологический практикум” – включает задания, упражнения, опросники, задачи, способствующие не только изучению студентами теоретических положений, но и освоению ими методов психологического исследования. |
ru_RU |
dc.language.iso | ru | ru_RU |
dc.publisher | Издательство Удмуртского университета | ru_RU |
dc.subject | психология | ru_RU |
dc.subject | учебные пособия | ru_RU |
dc.subject | личность | ru_RU |
dc.subject | темперамент | ru_RU |
dc.subject | межличностные отношения | ru_RU |
dc.subject | связи с общественностью | ru_RU |
dc.title | Практические занятия по психологии | ru_RU |
dc.type | Book | ru_RU |
П 78 член-корр. РАО, д. псх. н., проф. В. И. Панов, д. псх. н., проф. А. Б. Леонова
Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), проект № 01-06-85006 а/у
Авторы: Г. Ш. Габдреева, А. О. Прохоров
П78 Практикум по психологии состояний: Учебное пособие / Под ред. проф. А. О. Прохорова. – СПб: Речь, 2004. – 480 с., илл.
ISBN 5-9268-0288-1
Руководство к практическим занятиям по психологии психических состояний предназначено студентам, аспирантам, практическим психологам и специалистам, интересующимся проблемами психических состояний.
Пособие содержит лабораторные и практические работы по курсу «Психология психических состояний». Основная цель пособия – дать точное изложение процедур диагностики и измерения психических состояний, позволяющее воспроизводить их как на учебных занятиях, так и в профессиональной деятельности психолога.
Пособие снабжено глоссарием психических состояний.
© Г. Ш. Габдреева, А. О. Прохоров,
ISBN 5-9268-0288-1
© Издательство «Речь», 2004
© П. В. Борозенец, обложка, оформление, 2004
Оглавление
Введение 8
Тема I. Методы изучения психических состояний 10
Тема II. Изучение осознаваемых компонентов психических состояний 15
Занятие 1. Самооценка психического состояния
по шкалированному признаку состояний. Самоотчет 18
Занятие 2. Дифференцированная самооценка психического
состояния 19
Оценка функционального состояния «САН» 19
Шкала-градусник 21
Тест-опросник «Оценка настроения» 21
Качество жизни 23
Занятие 3. Определение доминирующего и актуального
психического состояния 34
Методика определения доминирующего состояния 34
Опросник ДС (полный вариант) 45
Опросник ДС (краткий вариант) 48
Опросник «Актуальное состояние» (АС) 62
Занятие 4. Реконструкция субъективного семантического
пространства психических состояний 74
Занятие 5. Построение рельефа психического состояния 80
Методика «Рельеф психического состояния» 80
Занятие 6. Выявление причин эмоционального дискомфорта 87
Анкета «Причины эмоционального дискомфорта» 87
Занятие 7. Диагностика отдельных психических состояний, основанная на самооценке
(тревога, агрессия, фрустрация, нервно-психическое напряжение, депрессия, дистимия,
одиночество, эмоциональное выгорание, уверенность/неуверенность, интерес и др.) 92
Синдром эмоционального выгорания В. Бойко 92
Профессиональное выгорание 105
Исследование синдрома отключения 106
Опросник на «выгорание» МВ1 107
Шкала нервно-психического напряжения 110
Диагностика состояния стресса 115
Тест «Степень напряженности» 116
Нервно-психическая устойчивость (НПУ).
Методика «Прогноз» 117
Шкала ситуативной (реактивной) тревожности (полный вариант) 121
Шкала ситуативной (реактивной) тревожности (сокращенный вариант) 122
Личностная шкала проявлений тревоги 123
Шкала тревоги 125
Шкала астенического состояния (ШАС) 127
Методика В. Бойко «Фрустрация» 129
Социальная фрустрированность 131
Методика диагностики уровня субъективного ощущения
одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона 134
Методика «Т и Д» 134
Методика дифференциальной диагностики депрессивных
состояний В. Зунга (адаптирована Т. И. Балашовой) 138
Методика дифференциальной диагностики депрессивных
состояний В. А. Жмурова 140
Шкала депрессии Э. Бека 147
Оценка психической активации, интереса, эмоционального тонуса,
напряжения и комфортности 150
Самооценка эмоциональных состояний 158
Методика диагностики психических состояний (по Г. Айзенку) 160
Диагностика состояния агрессии 163
Тест агрессивности 167
Тема III. Изучение неосознаваемых компонентов психических состояний 171
Занятие 8. Изучение вегетативных проявлений
психического состояния 174
Определение состояний напряженности по динамике параметров кожно-гальванической реакции 174
Изучение вегетативных проявлений психического состояния
(методика измерения частоты пульса по данным ЭКГ
и кожно-галъванической реакции) 184
Занятие 9. Диагностика психических состояний
с помощью проективных тестов 190
Тест «Экспериментально-психологическая методика изучения
фрустрационных реакций» 190
Метод цветовых выборов (МЦВ) 204
Тема IV. Изучение экспрессивного компонента психических состояний 262
Занятие 10. Использование метода прямого наблюдения
эмоциональной экспрессии 263
Факторы успешности опознания эмоциональных состояний
по выражению лица 263
Изучение экспрессивного компонента эмоций
методом наблюдения эмоциональной экспрессии 266
Методика «Определение эмоционального состояния
путем наблюдения за экспрессией» 275
Занятие 11. Самооценка склонности к проявлению эмоциональэкспрессии. Вопросник по
эмоциональной экспрессии (ВЭЭ) 278
Методика «Оценка своих средств экспрессии» 283
Занятие 12. Детальный анализ мимического выражения
психического состояния 283
Шкала мимического выражения психического состояния 283
Распознавание выражения эмоций и эмоциональных состояний 293
Умение понимать язык мимики и жестов 296
Методика «Визуально-ассоциативная самооценка
эмоциональных состояний» 300
Тест «Понимаете ли Вы язык мимики?» 301
Занятие 13. Определение эмоционального состояния
говорящего по интонации голоса 302
Тема V. Диагностика и измерение психических состояний, проявляющихся в деятельности 304
Занятие 14. Диагностика психических состояний детей
дошкольного возраста, школьников, студентов и преподавателей 307
Методики диагностики психических состояний детей
дошкольного возраста 307
Цветорисуночный тест диагностики психических состояний
младших школьников 319
Психические состояния школьников 326
Психические состояния студентов 328
Психические состояния учителей 329
Психические состояния преподавателей 331
Занятие 15. Оценка физического и умственного утомления
с помощью опросников 332
Опросник для оценки острого умственного утомления 335
Дифференцированная оценка работоспособности 337
Занятие 16. Хроническое утомление и его проявление 341
Опросник «Степень хронического утомления» 341
Занятие 17. Самооценка предсоревновательного
психического состояния спортсменов 346
Исследование предсоревновательного психического состояния
у спортсменов 350
Измерение предсоревновательного состояния спортсменов 357
Занятие 18. Комплексная методика моделирования
психической напряженности 361
Занятие 19. Методы измерения стресса и «синдрома выгорания»
в профессиональной деятельности 364
Шкала оценки профессионального стресса 365
Выявление «синдрома выгорания» в профессиональной
деятельности 367
Опросник MBI 370
Занятие 20. Диагностика экзаменационной тревожности 373
Занятие 21. Особенности психодиагностики
посттравматического стрессового расстройства 374
Занятие 22. Методика диагностики психического выгорания учителей 387
Teмa VI. Регуляция психических состояний 397
Занятие 23. Оценка индивидуального стиля саморегуляции
состояния человека 397
Методики, определяющие тип и характеристики
индивидуального стиля саморегуляции состояния 398
Методики оценки оптимальности индивидуального стиля
саморегуляции состояния 400
Определение индивидуального стиля саморегуляции состояния 401
Занятие 24. Методы управления психическим состоянием 404
Методы прямой регуляции психического состояния 404
Занятие 25. Методы опосредованного влияния
на психическое состояние 406
Занятие 26. Общая характеристика методов психического
самоуправления. Нервно-мышечная релаксация 408
Методика «Нервно-мышечная релаксация» 409
Занятие 27. Аутогенная тренировка и ее модификации 414
Методика «Аутогенная тренировка» 414
Методика «Идеомоторная тренировка» 417
Методика «Сенсорная репродукция» (СР) 420
Занятие 28. Построение курса обучения навыкам
самоуправления психическим состоянием 423
Комплексная программа обучения навыкам психического
самоуправления 430
Задание для практикума 432
Психотехники развития эмоциональной гибкости 434
Глоссарий психических состояний 451
Введение
Проблема психических состояний, впервые поставленная в отечественной психологии Н. Д. Левитовым, до настоящего времени является слабоизученной областью психологии. Причина подобного положения заключена в самой природе такого явления, как психическое состояние, занимающего как бы промежуточное положение между психическими процессами, с одной стороны, и психическими свойствами – с другой. Это проявляется в размытости и относительности границ, отличающих психическое состояние от психических процессов и свойств личности, что создает методологические трудности при изучении явления. Отсутствие четких временных границ отдельного состояния в свою очередь вызывает значительные методологические трудности в их диагностике. Теоретические и методологические сложности изучения состояний возрастают в связи с тем, что психические состояния как системные явления характеризуются многоуровневостью, мно-гокомпонентностью, полифункциональностью и широким диапазоном проявления, что маскирует различия между ними. Такое положение привело к тому, что эта категория психических явлений, оказывающая влияние на все стороны поведения и деятельности человека, оказалась вне поля зрения специалистов-психологов, существенно снижая эффективность их деятельности.
Другой аспект методологических трудностей исследования состояний заключается в слабой разработанности экспериментального аппарата изучения: при огромном множестве методик измерения психических процессов и психологических свойств число методик, диагностирующих и измеряющих психические состояния, ограничено. Более того, методики диагностики и измерения психических состояний разбросаны по отдельным изданиям, что затрудняет их использование в реальной психологической практике. Поэтому целью нашей работы явилось объединение методик диагностики психических состояний в одно пособие, с подробным изложением их применения в деятельности психолога.
Учебное пособие содержит шесть тематических разделов, представляющих комплекс современных методов исследования психических состояний. Четыре первых раздела посвящены методам изучения феноменологии психических состояний, предстающих как в осознаваемых, так неосознаваемых и экспрессивных компонентах этого явления. Занятия пятого раздела знакомят с диагностикой и измерением психических состояний, проявляющихся в деятельности. В шестом разделе приводятся методы управления психическим состоянием.
Преподаватель может выбрать темы и задания в зависимости от времени занятий, предусмотренного учебным планом, и возможностей оснащения аудитории необходимой аппаратурой или бланковым инструментарием. Ряд занятий может быть отнесен на самостоятельную работу учащихся.
Название: Практические занятия по психологии
Автор: Д. Я. Богданова, Г.Д. Горбунов, Ю.Я. Киселев, Л.Н. Радченко, Б.Н. Смирнов
Издательство: Физкультура и спорт
Год: 1977
Формат: PDF
Страниц: 163
Размер: 24.9 MB
Язык: Русский
Руководство к практическим занятиям по психологии предназначено для студентов институтов физической культуры, а также факультетов физвоспитания. Одновременно оно может быть использовано преподавателями как методическое пособие.
В пособии представлен материал по общей психологии и психологии спорта в шести разделах: «Общие вопросы психологии», «Психические процессы», «Свойства личности», «Психологические основы обучения и воспитания в спорте», «Предсоревновательные психические состояния», «Психологическая практика». Каждый раздел должен способствовать освоению студентами простых методов психологического исследования лиц, занимающихся физической культурой и спортом, а также использованию знаний психологии для решения вопросов методики обучения и воспитания спортсменов в процессе тренировки.
Скачать Д. Я. Богданова, Г.Д. Горбунов, Ю.Я. Киселев, Л.Н. Радченко, Б.Н. Смирнов — Практические занятия по психологии [1977, PDF]