Руководство к практическим занятиям по психологии

Настоящее учебное пособие дополняет базовый учебник “Психология”(Лукацкий М.А., Остренкова М.Е.), являющийся основным для студентов,обучающихся в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060101 “Лечебное дело” (квалификация/степень”специалист”) и по направлению подготовки (специальности) 060201 “Стоматология” (квалификация/степень “специалист”).

В пособии представлены авторские психологические тексты, которые позволят студентам лучше понять закономерности психологической жизни человека, описанные в базовом учебнике, а также даны контрольные вопросы и тесты для самостоятельной проверки уровня знаний по каждому разделу учебного курса “Психология”.Знакомство с материалами пособия даст возможность студентам разобраться в том, как на практическом уровне специалистами психологами ведется работа по изучению внутреннего мира и особенностей поведения человека.

Материалы пособия изобилуют сведениями о психосоматических характеристиках бытия людей, о здоровом образе жизни и о психологическом благополучии, что, безусловно, является ценным для студентов – будущих врачей.

Раздел I. Тексты с вопросами и заданиями

§ 1. Сильная женщина (к главе 2 учебника «Психология»)

Вопросы и задания к тексту

§ 2. Вверх, навстречу себе (к главам 2, 9 учебника

«Психология»)

Вопросы и задания к тексту

§ 3. Задание на сегодня (к главе 11 учебника «Психология»)

Вопросы и задания к тексту

§ 4. Импровизация в обыденной жизни (к главам 6 и 7

учебника «Психология»)

Вопросы и задания к тексту

§ 5. Возделывать свой сад (к главам 16 и 2 учебника

«Психология»)

Вопросы и задания к тексту

§ 6. Оживляющее волшебство новизны (к главам 3, 4, 10

учебника «Психология»)

Вопросы и задания к тексту

§ 7. Коммуникативный балет (к главам 11, 19 учебника

«Психология»)

Вопросы и задания к тексту

§ 8. Верь своим ошибкам (к главам 2, 9 учебника «Психология») . . 33 Вопросы и задания к тексту

§ 9. Между природой и культурой (к главе 16 учебника

«Психология»)

Вопросы и задания к тексту

§ 10. Время знакомиться с собой, или «Человек всегда больше того, что он о себе знает» (к главе 16 учебника

«Психология»)

Вопросы и задания к тексту

§ 11. Протестую — значит, прошу помощи! (к главам 2, 12

учебника «Психология»)

Вопросы и задания к тексту

§ 12. Творите личное будущее (к главе 9, 12 учебника

«Психология»)

Вопросы и задания к тексту

§ 13. Есть ли жизнь без драйва? (к главе 12 учебника

«Психология»)

Вопросы и задания к тексту

§ 14. «Мы знаем больше, чем мы знаем, что мы знаем»

(к главам 4, 6, 12 учебника «Психология»)

Вопросы и задания к тексту

§ 15. В отпуске от самого себя (к главам 2, 18 учебника

«Психология»)

Вопросы и задания к тексту

§ 16. Каждый выбирает по себе (к главе 1 учебника

«Психология»)

Вопросы и задания к тексту

§ 17. Возить или кататься? (к главам 3, 4, 5, 6, 20 учебника

«Психология»)

Вопросы и задания к тексту

§ 18. Экология души, или о том, как жить с удовольствием, а не ради удовольствия (к главе 11 учебника «Психология»)

Вопросы и задания к тексту

§ 19. Для чего человеку сказка? (к главе 7 учебника

«Психология»)

Вопросы и задания к тексту

§ 20. Жизнь как творчество (к главам 9, 12, 18 учебника

«Психология»)

Вопросы и задания к тексту

§ 21. Дитя природы (к главам 9, 15 учебника «Психология»)

Вопросы и задания к тексту

§ 22. Романтика XXI века (к главам 11, 12 учебника

«Психология»)

Вопросы и задания к тексту

§ 23. Игры людей и игры людьми (к главе 19 учебника

«Психология»)

Вопросы и задания к тексту

§ 24. «Природа — творец всех творцов» (Гёте) (к главе 2

учебника «Психология»)

Вопросы и задания к тексту

§ 25. Рецепт яркой и счастливой жизни (к главе 11 учебника

«Психология»)

Вопросы и задания к тексту

§ 26. Дорога без конца (к главе 11 учебника

«Психология»)

Вопросы и задания к тексту

§ 27. Как завоевать престол (к главе 19 учебника «Психология»)

Вопросы и задания к тексту

Раздел II. Материалы для самопроверки

§ 28. Вопросы и задания к главе «Психология

как научная дисциплина»

§ 29. Вопросы и задания к главе «Краткий очерк истории

развития психологии»

§ 30. Вопросы и задания к главе «Ощущения и восприятие»

§ 31. Вопросы и задания к главе «Внимание»

§ 32. Вопросы и задания к главе «Память»

§ 33. Вопросы и задания к главе «Мышление»

§ 34. Вопросы и задания к главе «Воображение»

§ 35. Вопросы и задания к главе «Речь»

§ 36. Вопросы и задания к главе «Личность»

§ 37. Вопросы и задания к главе «Темперамент»

§ 38. Вопросы и задания к главе «Эмоции»

§ 39. Вопросы и задания к главе «Мотивация»

§ 40. Вопросы и задания к главе «Воля»

§ 41. Вопросы и задания к главе «Способности»

§ 42. Вопросы и задания к главе «Характер»

§ 43. Вопросы и задания к главе «Развитие»

§ 44. Вопросы и задания к главе «Приобретение

индивидуального опыта (научение)»

§ 45. Вопросы и задания к главе «Психология здоровья»

§ 46. Вопросы и задания к главе «Человек в пространстве

социального взаимодействия»

Раздел III. Варианты проверочных тестов

Вариант I

Вариант II

Вариант III

Раздел IV. Ответы

Ответы на вопросы и задания к главе

«Психология как научная дисциплина»

Ответы на вопросы и задания к главе

«Краткий очерк истории развития психологии»

Практические занятия по психологии - Васюра, Светлана Александровна

Заглавие
Практические занятия по психологии
Автор
Васюра, Светлана АлександровнаБаранова, З. Я.
Год
1998
Издатель
Издательство Удмуртского университета
Аннотация
Руководство к практическим занятиям по психологии предназначено для
студентов факультета социальных коммуникаций. Оно может быть использовано
и преподавателями как методическое пособие. Руководство состоит из двух частей.
В первой части представлены вопросы по каждой из изучаемой в курсе тем,
предложены названия докладов и рефератов, а также список литературы, как
основной, так и дополнительной. Вторая часть – “Психологический практикум” – включает задания, упражнения, опросники, задачи, способствующие не только изучению студентами теоретических положений, но и освоению ими методов психологического исследования.
Ключевые слова
психология, учебные пособия, личность, темперамент, межличностные отношения, связи с общественностью
Коллекции
  • 88.8 Психология труда и профессиональной деятельности [43]

Полная карточка

dc.contributor.author Васюра, Светлана Александровна
dc.contributor.author Баранова, З. Я.
dc.date.accessioned 2017-06-06T05:39:32Z
dc.date.available 2017-06-06T05:39:32Z
dc.date.issued 1998
dc.identifier.citation Практические занятия по психологии : (Рук. для студентов фак. социальных коммуникаций) / Удм. гос. ун-т. Каф. теории и практики социальных коммуникаций ; Сост.: Васюра С. А., Баранова З. Я. — Ижевск : Издательство Удмуртского университета, 1998. — 93 с. ru_RU
dc.identifier.other arhiv_book_02661
dc.identifier.uri http://eanbur.unatlib.ru/handle/123456789/4189
dc.description.abstract Руководство к практическим занятиям по психологии предназначено для
студентов факультета социальных коммуникаций. Оно может быть использовано
и преподавателями как методическое пособие. Руководство состоит из двух частей.
В первой части представлены вопросы по каждой из изучаемой в курсе тем,
предложены названия докладов и рефератов, а также список литературы, как
основной, так и дополнительной. Вторая часть – “Психологический практикум” – включает задания, упражнения, опросники, задачи, способствующие не только изучению студентами теоретических положений, но и освоению ими методов психологического исследования.
ru_RU
dc.language.iso ru ru_RU
dc.publisher Издательство Удмуртского университета ru_RU
dc.subject психология ru_RU
dc.subject учебные пособия ru_RU
dc.subject личность ru_RU
dc.subject темперамент ru_RU
dc.subject межличностные отношения ru_RU
dc.subject связи с общественностью ru_RU
dc.title Практические занятия по психологии ru_RU
dc.type Book ru_RU
ББК 88.4 Рецензенты:

П 78 член-корр. РАО, д. псх. н., проф. В. И. Панов, д. псх. н., проф. А. Б. Леонова
Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), проект № 01-06-85006 а/у
Авторы: Г. Ш. Габдреева, А. О. Прохоров
П78 Практикум по психологии состояний: Учебное пособие / Под ред. проф. А. О. Прохорова. – СПб: Речь, 2004. – 480 с., илл.
ISBN 5-9268-0288-1
Руководство к практическим занятиям по психологии психических состояний предназначено студентам, аспирантам, практическим психологам и специалистам, интересующимся проблемами психических состояний.

Пособие содержит лабораторные и практические работы по курсу «Психология психических состояний». Основная цель пособия – дать точное изложение процедур диагностики и измерения психических состояний, позволяющее воспроизводить их как на учебных занятиях, так и в профессиональной деятельности психолога.

Пособие снабжено глоссарием психических состояний.
© Г. Ш. Габдреева, А. О. Прохоров,

ISBN 5-9268-0288-1

© Издательство «Речь», 2004

© П. В. Борозенец, обложка, оформление, 2004

Оглавление

Введение 8
Тема I. Методы изучения психических состояний 10

Тема II. Изучение осознаваемых компонентов психических состояний 15

Занятие 1. Самооценка психического состояния

по шкалированному признаку состояний. Самоотчет 18

Занятие 2. Дифференцированная самооценка психического

состояния 19

Оценка функционального состояния «САН» 19

Шкала-градусник 21

Тест-опросник «Оценка настроения» 21

Качество жизни 23

Занятие 3. Определение доминирующего и актуального

психического состояния 34

Методика определения доминирующего состояния 34

Опросник ДС (полный вариант) 45

Опросник ДС (краткий вариант) 48

Опросник «Актуальное состояние» (АС) 62

Занятие 4. Реконструкция субъективного семантического

пространства психических состояний 74

Занятие 5. Построение рельефа психического состояния 80

Методика «Рельеф психического состояния» 80

Занятие 6. Выявление причин эмоционального дискомфорта 87

Анкета «Причины эмоционального дискомфорта» 87

Занятие 7. Диагностика отдельных психических состояний, основанная на самооценке
(тревога, агрессия, фрустрация, нервно-психическое напряжение, депрессия, дистимия,
одиночество, эмоциональное выгорание, уверенность/неуверенность, интерес и др.) 92

Синдром эмоционального выгорания В. Бойко 92

Профессиональное выгорание 105

Исследование синдрома отключения 106

Опросник на «выгорание» МВ1 107

Шкала нервно-психического напряжения 110

Диагностика состояния стресса 115

Тест «Степень напряженности» 116

Нервно-психическая устойчивость (НПУ).

Методика «Прогноз» 117

Шкала ситуативной (реактивной) тревожности (полный вариант) 121

Шкала ситуативной (реактивной) тревожности (сокращенный вариант) 122

Личностная шкала проявлений тревоги 123

Шкала тревоги 125

Шкала астенического состояния (ШАС) 127

Методика В. Бойко «Фрустрация» 129

Социальная фрустрированность 131

Методика диагностики уровня субъективного ощущения

одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона 134

Методика «Т и Д» 134

Методика дифференциальной диагностики депрессивных

состояний В. Зунга (адаптирована Т. И. Балашовой) 138

Методика дифференциальной диагностики депрессивных

состояний В. А. Жмурова 140

Шкала депрессии Э. Бека 147

Оценка психической активации, интереса, эмоционального тонуса,

напряжения и комфортности 150

Самооценка эмоциональных состояний 158

Методика диагностики психических состояний (по Г. Айзенку) 160

Диагностика состояния агрессии 163

Тест агрессивности 167
Тема III. Изучение неосознаваемых компонентов психических состояний 171

Занятие 8. Изучение вегетативных проявлений

психического состояния 174

Определение состояний напряженности по динамике параметров кожно-гальванической реакции 174

Изучение вегетативных проявлений психического состояния

(методика измерения частоты пульса по данным ЭКГ

и кожно-галъванической реакции) 184

Занятие 9. Диагностика психических состояний

с помощью проективных тестов 190

Тест «Экспериментально-психологическая методика изучения

фрустрационных реакций» 190

Метод цветовых выборов (МЦВ) 204
Тема IV. Изучение экспрессивного компонента психических состояний 262

Занятие 10. Использование метода прямого наблюдения

эмоциональной экспрессии 263

Факторы успешности опознания эмоциональных состояний

по выражению лица 263

Изучение экспрессивного компонента эмоций

методом наблюдения эмоциональной экспрессии 266

Методика «Определение эмоционального состояния

путем наблюдения за экспрессией» 275

Занятие 11. Самооценка склонности к проявлению эмоциональэкспрессии. Вопросник по
эмоциональной экспрессии (ВЭЭ) 278

Методика «Оценка своих средств экспрессии» 283

Занятие 12. Детальный анализ мимического выражения

психического состояния 283

Шкала мимического выражения психического состояния 283

Распознавание выражения эмоций и эмоциональных состояний 293

Умение понимать язык мимики и жестов 296

Методика «Визуально-ассоциативная самооценка

эмоциональных состояний» 300

Тест «Понимаете ли Вы язык мимики?» 301

Занятие 13. Определение эмоционального состояния

говорящего по интонации голоса 302
Тема V. Диагностика и измерение психических состояний, проявляющихся в деятельности 304

Занятие 14. Диагностика психических состояний детей

дошкольного возраста, школьников, студентов и преподавателей 307

Методики диагностики психических состояний детей

дошкольного возраста 307

Цветорисуночный тест диагностики психических состояний

младших школьников 319

Психические состояния школьников 326

Психические состояния студентов 328

Психические состояния учителей 329

Психические состояния преподавателей 331

Занятие 15. Оценка физического и умственного утомления

с помощью опросников 332

Опросник для оценки острого умственного утомления 335

Дифференцированная оценка работоспособности 337

Занятие 16. Хроническое утомление и его проявление 341

Опросник «Степень хронического утомления» 341

Занятие 17. Самооценка предсоревновательного

психического состояния спортсменов 346

Исследование предсоревновательного психического состояния

у спортсменов 350

Измерение предсоревновательного состояния спортсменов 357

Занятие 18. Комплексная методика моделирования

психической напряженности 361

Занятие 19. Методы измерения стресса и «синдрома выгорания»

в профессиональной деятельности 364

Шкала оценки профессионального стресса 365

Выявление «синдрома выгорания» в профессиональной

деятельности 367

Опросник MBI 370

Занятие 20. Диагностика экзаменационной тревожности 373

Занятие 21. Особенности психодиагностики

посттравматического стрессового расстройства 374

Занятие 22. Методика диагностики психического выгорания учителей 387
Teмa VI. Регуляция психических состояний 397

Занятие 23. Оценка индивидуального стиля саморегуляции

состояния человека 397

Методики, определяющие тип и характеристики

индивидуального стиля саморегуляции состояния 398

Методики оценки оптимальности индивидуального стиля

саморегуляции состояния 400

Определение индивидуального стиля саморегуляции состояния 401

Занятие 24. Методы управления психическим состоянием 404

Методы прямой регуляции психического состояния 404

Занятие 25. Методы опосредованного влияния

на психическое состояние 406

Занятие 26. Общая характеристика методов психического

самоуправления. Нервно-мышечная релаксация 408

Методика «Нервно-мышечная релаксация» 409

Занятие 27. Аутогенная тренировка и ее модификации 414

Методика «Аутогенная тренировка» 414

Методика «Идеомоторная тренировка» 417

Методика «Сенсорная репродукция» (СР) 420

Занятие 28. Построение курса обучения навыкам

самоуправления психическим состоянием 423

Комплексная программа обучения навыкам психического

самоуправления 430

Задание для практикума 432

Психотехники развития эмоциональной гибкости 434

Глоссарий психических состояний 451

Введение

Проблема психических состояний, впервые поставленная в отечественной психологии Н. Д. Левитовым, до настоящего времени является слабоизученной областью психологии. Причина подобного положения заключена в самой природе такого явления, как психическое состояние, занимающего как бы промежуточное положение между психическими процессами, с одной стороны, и психическими свойствами – с другой. Это проявляется в размытости и относительности границ, отличающих психическое состояние от психических процессов и свойств личности, что создает методологические трудности при изучении явления. Отсутствие четких временных границ отдельного состояния в свою очередь вызывает значительные методологические трудности в их диагностике. Теоретические и методологические сложности изучения состояний возрастают в связи с тем, что психические состояния как системные явления характеризуются многоуровневостью, мно-гокомпонентностью, полифункциональностью и широким диапазоном проявления, что маскирует различия между ними. Такое положение привело к тому, что эта категория психических явлений, оказывающая влияние на все стороны поведения и деятельности человека, оказалась вне поля зрения специалистов-психологов, существенно снижая эффективность их деятельности.

Другой аспект методологических трудностей исследования состояний заключается в слабой разработанности экспериментального аппарата изучения: при огромном множестве методик измерения психических процессов и психологических свойств число методик, диагностирующих и измеряющих психические состояния, ограничено. Более того, методики диагностики и измерения психических состояний разбросаны по отдельным изданиям, что затрудняет их использование в реальной психологической практике. Поэтому целью нашей работы явилось объединение методик диагностики психических состояний в одно пособие, с подробным изложением их применения в деятельности психолога.

Учебное пособие содержит шесть тематических разделов, представляющих комплекс современных методов исследования психических состояний. Четыре первых раздела посвящены методам изучения феноменологии психических состояний, предстающих как в осознаваемых, так неосознаваемых и экспрессивных компонентах этого явления. Занятия пятого раздела знакомят с диагностикой и измерением психических состояний, проявляющихся в деятельности. В шестом разделе приводятся методы управления психическим состоянием.

Преподаватель может выбрать темы и задания в зависимости от времени занятий, предусмотренного учебным планом, и возможностей оснащения аудитории необходимой аппаратурой или бланковым инструментарием. Ряд занятий может быть отнесен на самостоятельную работу учащихся.

Название: Практические занятия по психологии
Автор: Д. Я. Богданова, Г.Д. Горбунов, Ю.Я. Киселев, Л.Н. Радченко, Б.Н. Смирнов
Издательство: Физкультура и спорт
Год: 1977
Формат: PDF
Страниц: 163
Размер: 24.9 MB
Язык: Русский

Руководство к практическим занятиям по психологии предназначено для студентов институтов физической культуры, а также факультетов физвоспитания. Одновременно оно может быть использовано преподавателями как методическое пособие.
В пособии представлен материал по общей психологии и психологии спорта в шести разделах: «Общие вопросы психологии», «Психические процессы», «Свойства личности», «Психологические основы обучения и воспитания в спорте», «Предсоревновательные психические состояния», «Психологическая практика». Каждый раздел должен способствовать освоению студентами простых методов психологического исследования лиц, занимающихся физической культурой и спортом, а также использованию знаний психологии для решения вопросов методики обучения и воспитания спортсменов в процессе тренировки.

Скачать Д. Я. Богданова, Г.Д. Горбунов, Ю.Я. Киселев, Л.Н. Радченко, Б.Н. Смирнов — Практические занятия по психологии [1977, PDF]

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Реслип доксиламин 15 мг инструкция по применению
  • Родина смерть инструкция по выживанию табы
  • Руководства по обслуживанию фольксваген
  • Optim eyes filorga инструкция по применению
  • Монизен инструкция по применению в ветеринарии для цыплят