Руководство к шести йогам наропы

Вышла в свет электронная книга!

Чже Цонкапа.
Последовательное руководство к глубокому пути шести учений Наропы «Обладающее троичной надежностью»

От редактора, Андрея Терентьева

Основатель Фонда поддержания махаянской традиции (FPMT), лама Еше когда-то начал свой первый курс по практике внутреннего огня — туммо — такими словами:

«… Вот то, чего вы ждали. Это и есть тот прямой путь к Пробуждению, о котором вы столько слышали. Это очень простой процесс — очень практичный, логичный и научный. Чтобы он работал, не надо верить, что внутренний жар приносит блаженство, просто делайте практику — и получайте результаты.

Ламрим, постепенное руководство пути к Пробуждению, приносит удовлетворение более религиозного характера; внутренний жар более научен, поскольку его осуществление не зависит от религиозной веры. Если вы делаете, — опыт возникает автоматически. Здесь нет никаких обычаев или ритуалов. Практикуя внутренний огонь, вы имеете дело со своей собственной внутренней реальностью: вы просто усиливаете мощь бодхичитты 1 и огня, которые уже имеете. Она имеет необыкновенную силу, — словно вулкан, который вдруг в вас открывается.

Философия и методы Ламрима представлены в интеллектуальной форме и могут вас интеллектуально в чём-то убедить. Но это убеждение подобно облаку в небе. Когда оно есть, —
ваша духовная практика сильна. Но, как только облако уходит, вы теряете уверенность, и практика ослабевает. И после того, как вы привыкли ориентироваться на Ламрим, когда вы услышите, что основным путём к достижению Пробуждения является медитация внутреннего огня, — вы вдруг оказываетесь в новом мире.

Внутренний огонь и есть настоящая шоколадка! В то время как с другими видами медитации бывает трудно достичь результата, внутренний огонь — чувственный быстрый способ ощутить, что вы прогрессируете. Вы будете удивлены. Начав практиковать, вы подумаете: «Что ещё мне нужно? Это единственный путь». Остальные практики покажутся второстепенными…

Внутренний огонь — как ворота в квартал, где расположены сотни сокровищниц. Здесь находятся все способности удивительных достижений… этот тайный ключ откроет вам все достижения» 2 .

Страстные слова ламы Еше о значении йоги туммо не являются преувеличением. В наши дни, когда столь распространена подмена реальной жизни умственными построениями и играми, делать что-либо практически становится решающе важным.
И не случайно далее он упоминает хлёсткие слова, произнесённые однажды младшим наставником Его Святейшества XIV Далай-ламы Триджангом Ринпоче: «когда дело доходит до вещей практических, многие интеллектуалы вынуждены просить совета у уличных нищих» 3 .

Однако это не значит, что Ламрим не нужен вообще, — и Чже Цонкапа настойчиво говорит об этом в переводимом ниже тексте. Без тренировки ума, порождения устремлённости к Пробуждению, бодхичитты, и без достаточного понимания пустоты шесть йог Наропы превратятся в новые ловушки для простаков, которые будут унесены вихрем пробуждённых ими энергий — к новым бедам.

Как говорит Серконг Ринпоче: «… это глубокие наставления, позволяющие достичь Пробуждения за одну жизнь. Но одних наставлений мало: тот, кто будет их практиковать, должен быть подготовлен к этому. Как-то в Тибете один иностранец дал нам хороший совет: он сказал, что мало иметь револьвер системы Кольта, — чтобы из него стрелять, надо, чтобы и человек был “системы Кольта”. Поэтому мало иметь текст “Шести йог Наропы”, для его практики нужно быть человеком типа “шести йог Наропы”».

Ринпоче подтверждает свою мысль таким рассказом: «Когда мне было 8 или 9 лет, я знал одного человека из Тантрийского колледжа, имевшего заметные достижения. В частности, с помощью ваджры и привязанного к ней куска ткани он мог остановить ураганный ветер, подбросив эту ваджру в воздух. Я видел это своими глазами: такие вещи действительно существуют, и я видел это сам. В то время, поскольку я был маленьким и впечатлительным мальчиком, я попытался исполнить то же самое: я привязал к ваджре тряпку, но, сколько я ни махал этим, — ничего не произошло…» (см. ссылку 7).

А ведь немало и среди нас таких, кто, как дети, пытается без подготовки имитировать тантрийские практики и думает по наивности, что что-то вдруг произойдёт…

«Шесть йог Наропы» — сокровенное учение, и, раздумывая о возможности и целесообразности его русского издания, мы испытывали известные сомнения. Их разрешил Его Святейшество Далай-лама, позволивший осуществить данную публикацию ограниченным тиражом — только «для серьёзных практикующих», как он выразился, или по крайней мере тех, кто получил посвящение уровня Ануттарайога-тантры.
В самом Тибете это учение долгое время хранилось в большом секрете. В заключительной строфе «Ваджрного стиха устной традиции» Наропа написал:

Пусть тринадцать поколений эта Дхарма
остаётся сокровенной и изустной.
В ней вся суть и сутр и тантр заложена,
чтобы дать Освобождение счастливцам…

То есть Наропа ясно указал, что на протяжении 13 поколений передача шести йог должна происходить тайно и только изустно: детальные наставления не должны записываться. Именно Чже Цонкапа принадлежал к 14-му поколению тибетских Учителей — тем, кому стало дозволено писать открыто о шести йогах. 4

На английском языке перевод этого текста был впервые опубликован Гарма Чангом, к сожалению, со множеством ошибок. В России было сделано несколько переводов с перевода Чанга, которые ещё ухудшили текст. Но сравнительно недавно появились две работы Глена Муллина, предложившего новый перевод, тщательно выверенный с помощью ряда тибетских Учителей 5. Очень полезный труд Муллина помог исправить ряд неточностей в нашем переводе и сделать ряд уточнений. Ещё более важную помощь в работе над данным проектом оказал дост. Кирти Ценшаб Ринпоче, который по нашей просьбе передал устный комментарий на этот текст Чже Цонкапы в Петербурге в 2002–2003 гг. и объяснил ряд мест, остававшихся непонятными.

Кроме того, для редактирования были использованы аудиозаписи 1990 года учений по «Шести йогам» Его Святейшества Далай-ламы 6, распечатка аудиозаписи соответственных учений Серконга Ринпоче в Институте Ваджрайогини в 1982 г. 7 и учения Намгьяла Ринпоче «The Womb of Form. Pith Instructions in The Six Yogas of Naropa». From the Teachings of Namgyal Rinpoche. Ottawa: Crystal Word Publications.

Для пояснения выполнения йоги Ваджрасаттвы также использовались устные объяснения геше Сонама Ринчена, полученные редактором в 1990 г.

От переводчика, Альгидраса Кугявичуса

Описанные в этой книге йогические практики весьма трудны для исполнения в условиях нашей загруженной заботами жизни. Но, наверное, самое неблагоприятное условие — не «мирская суета», а отсутствие рядом опытного мастера йоги, способного корректировать эти психо-физические упражнения, чтобы они не увели в дебри еще одной игры (в лучшем случае) или помешательства (в худшем). Читающему эту книгу становится ясно, что действительная практика Тантры требует высоких личных качеств и особых окружающих условий, а не только стремления к таинственным силам, формально полученных посвящений, бормотаний множества мантр и воображения божеств.

И здесь даются лишь вехи для практикующих, — эта книга не является подробным учебником. Есть два типа комментариев: объяснительный (shes khrid) и практический (nyams khrid). Здесь Чже Ринпоче даёт первый, — второй следует получать индивидуально у Вашего Учителя.

Одна из целей нашего перевода этого специфического сочинения — ознакомить серьезных читателей со ступенью завершения тантр раздела высшей (ануттара) йоги, которая «высшая» не в смысле «превосходства» над другими системами, а как кульминационный этап мантраяны — системы быстрого преображения омрачений (клеш) в соответственные аспекты пробужденного сознания.

Шесть Йог Наропы

Найдено 50 композиций

6 йог Наропы. Йога переноса сознания. Сем. Ч.2, 23.09.2012, В.ЗапорожцевНеизвестен

130:43

6. Визуализация мантрических слогов (СТАДИИ ПРАКТИКИ 6 ЙОГ НАРОПЫ) — Практическое руководство по Шести йогам Наропы (Дже Цонкапа)Шакти Ма

16:02

8. Созерцание вместерожденной мудрости (СТАДИИ ПРАКТИКИ 6 ЙОГ НАРОПЫ) — Практическое руководство по Шести йогам Наропы (Дже Цонкапа)Шакти Ма

5:29

5. Йога туммо, или внутреннего огня (СТАДИИ ПРАКТИКИ 6 ЙОГ НАРОПЫ) — Практическое руководство по Шести йогам Наропы (Дже Цонкапа)Шакти Ма

9:01

7. Порождение четырёх восторгов блаженства (СТАДИИ ПРАКТИКИ 6 ЙОГ НАРОПЫ) — Практическое руководство по Шести йогам Наропы (Дже Цонкапа)Шакти Ма

12:41

Последовательное руководство к глубокому пути Шести Йог Наропы. Обладающее троичной надёжностью1. Дже Цонкапа

11:40

Последовательное руководство к глубокому пути Шести Йог Наропы. Обладающее троичной надёжностью8. Дже Цонкапа

5:30

Последовательное руководство к глубокому пути Шести Йог Наропы. Обладающее троичной надёжностью33. Дже Цонкапа

2:08

Последовательное руководство к глубокому пути Шести Йог Наропы. Обладающее троичной надёжностью4. Дже Цонкапа

8:05

1. СОЗЕРЦАНИЕ ВАДЖРАСАТТВЫ — Практическое руководство по Шести йогам Наропы (Дже Цонкапа)Шакти Ма

13:57

Последовательное руководство к глубокому пути Шести Йог Наропы. Обладающее троичной надёжностью2. Дже Цонкапа

9:49

3. ЙОГА СТАДИИ ЗАРОЖДЕНИЯ ХЕРУКИ ЧАКРАСАМВАРЫ — Практическое руководство по Шести йогам Наропы (Дже Цонкапа)Шакти Ма

12:44

Последовательное руководство к глубокому пути Шести Йог Наропы. Обладающее троичной надёжностью3. Дже Цонкапа

5:43

Последовательное руководство к глубокому пути Шести Йог Наропы. Обладающее троичной надёжностью6. Дже Цонкапа

5:11

Последовательное руководство к глубокому пути Шести Йог Наропы. Обладающее троичной надёжностью36. Дже Цонкапа

2:23

Последовательное руководство к глубокому пути Шести Йог Наропы. Обладающее троичной надёжностью20. Дже Цонкапа

17:35

Последовательное руководство к глубокому пути Шести Йог Наропы. Обладающее троичной надёжностью23. Дже Цонкапа

10:09

Последовательное руководство к глубокому пути Шести Йог Наропы. Обладающее троичной надёжностью25. Дже Цонкапа

1:47

2. ПРАКТИКА ГУРУ-ЙОГИ — Практическое руководство по Шести йогам Наропы (Дже Цонкапа)Шакти Ма

11:21

Последовательное руководство к глубокому пути Шести Йог Наропы. Обладающее троичной надёжностью34. Дже Цонкапа

1:28

Последовательное руководство к глубокому пути Шести Йог Наропы. Обладающее троичной надёжностью13. Дже Цонкапа

9:00

Последовательное руководство к глубокому пути Шести Йог Наропы. Обладающее троичной надёжностью9. Дже Цонкапа

12:45

Последовательное руководство к глубокому пути Шести Йог Наропы. Обладающее троичной надёжностью26. Дже Цонкапа

14:42

Последовательное руководство к глубокому пути Шести Йог Наропы. Обладающее троичной надёжностью12. Дже Цонкапа

1:55

Последовательное руководство к глубокому пути Шести Йог Наропы. Обладающее троичной надёжностью5. Дже Цонкапа

4:22

Последовательное руководство к глубокому пути Шести Йог Наропы. Обладающее троичной надёжностью27. Дже Цонкапа

17:15

Последовательное руководство к глубокому пути Шести Йог Наропы. Обладающее троичной надёжностью29. Дже Цонкапа

16:05

Последовательное руководство к глубокому пути Шести Йог Наропы. Обладающее троичной надёжностью7. Дже Цонкапа

4:38

Последовательное руководство к глубокому пути Шести Йог Наропы. Обладающее троичной надёжностью14. Дже Цонкапа

2:06

Последовательное руководство к глубокому пути Шести Йог Наропы. Обладающее троичной надёжностью35. Дже Цонкапа

2:41

Последовательное руководство к глубокому пути Шести Йог Наропы. Обладающее троичной надёжностью10. Дже Цонкапа

3:45

Последовательное руководство к глубокому пути Шести Йог Наропы. Обладающее троичной надёжностью11. Дже Цонкапа

8:11

Последовательное руководство к глубокому пути Шести Йог Наропы. Обладающее троичной надёжностью30. Дже Цонкапа

4:00

Последовательное руководство к глубокому пути Шести Йог Наропы. Обладающее троичной надёжностью18. Дже Цонкапа

4:12

Последовательное руководство к глубокому пути Шести Йог Наропы. Обладающее троичной надёжностью19. Дже Цонкапа

16:05

Последовательное руководство к глубокому пути Шести Йог Наропы. Обладающее троичной надёжностью37. Дже Цонкапа

0:56

Последовательное руководство к глубокому пути Шести Йог Наропы. Обладающее троичной надёжностью15. Дже Цонкапа

6:20

Последовательное руководство к глубокому пути Шести Йог Наропы. Обладающее троичной надёжностью21. Дже Цонкапа

9:45

Последовательное руководство к глубокому пути Шести Йог Наропы. Обладающее троичной надёжностью22. Дже Цонкапа

5:08

Шесть йог Наропы — Наропа Чходруг

Тайные тантрические учения махасиддхи Наропы и Тилопы

Тайные учения шести йог

Тайные учения шести йог

Из книги Гленна Мюллена «Чтения на тему Шести Йог Наропы.» Издательство Снежный Лев, 1997.


История

Школа Гелуг, которая сформировалась в начале XIX столетия как слияние линий из дюжины более ранних школ, получила передачу Шести Йог Наропы в основном от школы Жалу (Сакья).

Жалу получила их от Дрикунг Кагью (одной из Восьми Поздних Школ Кагью), которая, в свою очередь, происходит от Пакмо Друпа Кагью (одной из Четырёх Ранних Школ Кагью).

Линия Гелуг представляет Шесть Йог согласно тому, как они были переданы Ламой Пал Пакмо Друпа, основателем Школы Дрикунг Кагью.

Согласно линии Ламы Пакмо Друпа шесть йог перечислены следующим образом:

  1. йога внутреннего тепла;
  2. йога иллюзорного тела;
  3. йога ясного света;
  4. йога переноса сознания в высшие сферы;
  5. йога переноса сознания в другое тело (форсированной проекции);
  6. йога бардо.

При таком расположении шести йог, йога внутреннего тепла является основанием всех йог; йоги иллюзорного тела и ясного света сгруппированы вместе как основные или собственно практики для получения переживания просветления; и йоги переноса сознания в высшие сферы и переноса в другое тело являются вспомогательными приложениями или ответвлениями. Таким образом классифицируются пять йог из шести; шестая, йога бардо, считается как ответвлением йоги иллюзорного тела, как и третьей вспомогательной практикой.

Практика шести йог Наропы

Другими словами, первые три йоги – внутреннего тепла, иллюзорного тела и ясного света – являются реальными методами для достижения просветления в течение одной жизни. В последних трёх йогах – переноса сознания в высшую сферу, переноса сознания в другое тело и йога бардо – возникает необходимость только тогда, когда просветление не достигнуто, а смерть близка, и в последний момент приходится прибегнуть к насильственному методу. Первый Панчен Лама описывает это следующим образом в труде «Золотой Ключ: Глубинное Руководство к Шести Йогам Наропы»:

Идея заключается в том, что если человек не сможет завершить все практики, ведущие к просветлению до того, как смерть придёт разрушить сосуд тела, тогда для того, чтобы завершить исполнение целей своих и других людей, практикующий применяет либо йогу переноса, либо проекции сознания в другое тело. В противном случае, если практикующий не способен осуществить этот перенос, или если он вместо этого желает попытаться достичь окончательного просветления в бардо, тогда для этого существует доктрина йог бардо.

Примерная схема (неточная) нади или каналов в теле человека

Примерная схема (неточная) нади или каналов в теле человека

Туммо — иллюзорное тепло

Как в более длинном, так и в кратком трактатах о системе Шести Йог («Книга Трёх Вдохновений» и «Практическое Руководство по Шести Йогам») Лама Дже Цонкапа уделяет особое внимание первой из шести йог или йоге внутреннего тепла, потому что успех в остальных пяти зависит от уровня мастерства, достигнутого в практике внутреннего тепла. Как он объясняет в «Книге Трёх Вдохновений».

В общем, все системы стадии завершения высших йога тантр включают предварительный процесс контролирования жизненных энергий, протекающих через два боковых канала, расану и лалану, и перенаправление их в центральный канал, авадхути. Это является необходимостью.

Махасиддха Наропа

Махасиддха Наропа

Способы генерации тепла в йоге чандали

Существует множество способов для достижения этого, основываясь на традициях индийских махасиддхов, которые почерпнули из различных тантрических систем. В этой традиции (в Шести Йогах Наропы) основная техника заключается в пробуждении внутреннего тепла в пупочной чакре, «колесе происхождения [эманации]», и, затем, посредством контролирования жизненных энергий путём мантрического слога АХ — с ударением, провести тонкие поддерживающие жизнь энергии через центральный канал.

Когда эти энергии входят в центральный канал, это пробуждает четыре благодати, и практикующий культивирует медитацию на их основе таким образом, чтобы вызвать проявление врожденной мудрости махамудры…

Краеугольный камень 6 йог Наропы

В этой традиции хорошо известно выражение «внутреннее тепло, краеугольный камень». Причина этому то, что в йогах стадии завершения практикующий с самого начала использует технологию внутреннего тепла с тем, чтобы собрать тонкие жизнедательные энергии в центральный канал. В него энергии входят, пребывают и растворяются.

Блаженства и сексуальный опыт с карма-мудрой

Усердная практика этой техники приводит к тому, что интенсивность переживания обладает силой давать контроль над потерей субстанции боддхи-ума (т.е. сексуальных капель). Затем, основываясь на этой способности, практикующий может надеятся на карма мудру как способствующее условие для пробуждения четырёх благодатей. На этом основании пробуждается врождённая благодать. Пробуждения врождённой благодати является целью практик йоги внутреннего тепла и карма мудры.

Практикующий объединяет внутреннюю благодать с [медитация на] пустоте, и во время состояния бодрствования применяет себя (ориг. applies oneself) к доктрине иллюзорного тела. Основываясь на опыте практики иллюзорного тела, практикующий может приступить к техникам ясного света.

Практика иллюзорного тела и ясного света

Затем, ночью во время сна практикующий может культивировать осознование иллюзорной природы сновидений. Чтобы делать это эффективно, следует сперва овладеть йогой удержания ясного света сна [т.е. ясного света, который возникает в момент засыпания], и последующего вхождения в состояния сновидения с этим осознованием. Если способность удерживать ясный свет сна достигается средствами обретения контроля над жизненными энергиями, это означает, что во время практики в бодрствующем состоянии следует овладеть этим контролем и культивировать способность направлять энергии в центральный канал. Таким образом, краеугольным камнем обеих практик [йоги сна и йоги сновидений] является доктрина внутреннего тепла.

Йога бардо — перехода из жизни в жизнь

Только когда достигнут прочный прогресс в йоге сновидений, можно эффективно работать с йогами бардо. Таким образом, здесь опять [с йогами бардо] краеугольным камнем является уровень энергии (ориг. power), достигнутый посредством внутреннего тепла…

Что касается йог особого переноса сознания и форсированной проекции, то в качестве предварительного требования к ним следует культивировать способность направлять жизнедательные энергии в центральный канал. Следовательно, йога внутреннего тепла является основанием для этих двух йог.

Успех в шести йогах

Таким образом, йога внутреннего тепла является основой успеха в остальных пяти йогах. По этой причине Цзонкапа и большинство более поздних комментаторов — школы гелугпа сделали освещение этой йоги своим приоритетом. В течение недавних столетий большинство трактатов, написанных тибетскими ламами двенадцати школ Кагью опустили пятую йогу – йогу форсированной проекции в другое тело – потому что принадлежащая этой йоге линия Наропы предположительно была утеряна со смертью сына Марпы Дармы Доди. Они составили список из шести йог, отделив йогу сновидений от йог иллюзорного тела, и рассматривали их независимо друг от друга.

Однако, Цзонкапа, подобно Пал Пакмо Друпа, обучал йоге сновидений как одной из трёх ступеней практики иллюзорного тела, и эта традиция продолжалась гелугпинской литературе комментариев. Он приводит подробное описание йоги форсированной проекции в «Книге Трёх Вдохновений», однако в «Руководстве по Практике Шести Йог» он просто упоминает название этой йоги и не освещает практику, возможно потому, что он считает её недоступной способностям и интересам большинства людей.

Несмотря на вышесказанное, однако, важно помнить, что хоть линия йоги форсированной проекции Наропы, вероятно, прервалась (и даже эта теория находится под вопросом), источником техники является Чатурпита Тантра, которая, вместе со своей устной традицией, всё еще существует.

Как бы то ни было, йога форсированной проекции несомненно наименее практикуемая из всех Шести Йог, и в действительности поддерживается только из почтения к мастерам прошлого.

Письменные источники шести йог — тайных учений Наропы

Как и во всех остальных буддистких учениях, традиция утверждает, что первоисточником Шести Йог Наропы был сам Будда, который 2500 лет назад учил многим различным сутрам и тантрам, где сутры были открытыми проповедями, а тантры – тайными проповедями Ваджраяны. Шесть Йог Наропы являются синтезом многочисленных тантрических доктрин, воплощенных в исходных тантрах, преподанных Буддой. Это объясняется Ламой Цзонкапой в «Книге Трёх Вдохновений»:

Наставления по йоге внутреннего тепла приходят к нам через Тилопу, который пояснил, что она была передачей Махасиддхи Кришначарьи, также известным [тибетцам] как Лопон Ачарьяпа, которая сплавляет воедино [учения по внутренней йоге, присутствующие в] Хеваджра Тантре и Херука Чакрасамвара Тантре…

Учения иллюзорного тела и ясного света

Доктрины иллюзорного тела и ясного света берут начало из устной традиции учений Гукьясамаджа Тантры, как она была передана через индийского махасиддху Джнана-гарбху. Эта традиция передачи устных наставлений Гукьясамаджи Марпы использовалась как основа, обогащенная передачей Гухьясамаджи Ариев – Отца и Сыновей [т.е. Нагарджуны и его учеников Арьядевы и Чандракирти].

Практики переноса сознания и форсированной проекции в новую обитель основаны большей частью на Шри Чатурпита Тантре.

Подлинные тексты и устная передача — только для достойных

Таким образом, все шесть йог Наропы имеют истоки в подлинных тантрических текстах, преподанных Буддой. Йога внутреннего тепла является сплавом этих практик, преподанных в Хеваджра Тантре и Херука Чакрасамвара Тантре; йоги иллюзорного тела и ясного света основаны на Гухьясамаджа Тантре; йога переноса сознания, как и йога ясного света основаны на Шри Чатупита Тантре. Все эти исходные тантры были даны Буддой. Здесь Лама Цзонкапа не упоминает отдельно йогу бардо, так как в традиции Шести Йог она рассматривается как продолжение йоги иллюзорного тела, и, таким образом, также основана на Гухьясамаджа Тантре.

Все эти исходные тантры были переведены с санскрита на тибетский и сохранены в каноне Канжур. К тому же, многочисленные комментарии к ним более поздних индийских мастеров сохранены в Танжуре. Цзонкапа указывает, что для традиции Шести Йог наиболее важным из индийских комментариев является трактат Кришначарьи о йоге внутреннего тепла.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Автомобили ваз 2101 руководство
  • Easy руководство по программированию
  • Опыт руководство коллективом
  • Acs 101 инструкция на русском языке
  • Epson l1300 руководство по эксплуатации