Руководство кафедрой скачать

1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 Заведующий кафедрой относится к категории руководителей.

1.2 На должность заведующего кафедрой назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование и стаж научной, научно-педагогической работы или практической деятельности по профилю кафедры не менее 5 лет.

1.3 Должность заведующего кафедрой является выборной. На эту должность избираются лица, из числа квалифицированных специалистов соответствующего профиля, имеющих ученую степень или звание. Порядок выборов на указанную должность определяется Уставом университета. Избранный заведующий кафедрой назначается на должность приказом ректора университета.

1.4 Заведующий кафедрой — организует работу кафедры и непосредственно руководит кафедрой.

1.5 Заведующий кафедрой должен знать:

  • Конституцию РФ;
  • Законы, постановления правительства и нормативные акты Минобразования России по вопросам образования и воспитания обучающихся;
  • Конвенцию о правах ребенка;
  • Педагогику, педагогическую психологию;
  • Основы физиологии, гигиены;
  • Теорию и методы управления образовательными системами.

1.6 В своей деятельности заведующий кафедрой руководствуется:

  • законодательством Российской Федерации; законом РФ «Об образовании»;
  • федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»;
  • государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования;
  • нормативными документами федерального государственного органа управления образованием;
  • уставом университета;
  • коллективным договором;
  • правилами внутреннего распорядка университета;
  • положением о кафедре университета;
  • приказами ректора;
  • распоряжениями, указаниями проректора по учебной работе и иными нормативными и распорядительными актами администрации университета;
  • настоящей должностной инструкцией.

1.7 Заведующий кафедрой подчиняется непосредственно декану факультета (директору института), в состав которого входит кафедра.

1.8 На время отсутствия заведующего кафедрой (болезнь, отпуск, командировка) его обязанности исполняет заместитель, а если нет такового, то другое должностное лицо кафедры, назначенное заведующим кафедрой письменным распоряжением по кафедре.

2 ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

Заведующий кафедрой обязан:

2.1 Осуществлять планирование, организацию и контроль учебной, учебно-методической, научно-методической, научной и научно-исследовательской работы кафедры по всем формам получения образования.

2.2 Рассматривать и утверждать на заседаниях кафедры распределение учебной нагрузки между преподавателями, индивидуальные планы работы преподавателей, план работы кафедры.

2.3 Осуществлять контроль качества проведения всех видов учебных занятий преподавателями кафедры и всех форм итогового контроля.

2.4 Утверждать графики работы преподавателей кафедры и учебно-вспомогательного персонала.

2.5 Контролировать выполнение индивидуальных планов преподавателей, плана работы кафедры, плана и графика работы учебно-вспомогательного персонала.

2.6 Контролировать разработку рабочих программ по дисциплинам, закрепленным за кафедрой, и в установленном порядке представлять их к согласованию и утверждению.

2.7 Читать лекции для студентов по одной или нескольким дисциплинам.

2.8 Проводить контроль качества и количества методического обеспечения дисциплин, читаемых на кафедре. Своевременно организовывать работы по укомплектованию закрепленных за кафедрой курсов необходимыми и достаточными методическими материалами.

2.9 Осуществлять руководство подготовкой к изданию учебников, учебных пособий, конспектов лекций, методических указаний и другого методического материала по дисциплинам, закрепленным за кафедрой.

2.10 Принимать личное участие в научно-методической работе кафедры в составе методической комиссии по специальности, научно-методического совета факультета, института, университета.

2.11 Проводить анализ и обсуждение на заседаниях кафедры итогов текущего контроля, экзаменационной сессии, результатов защиты выпускной квалификационной работы и госэкзамена, на основе результатов анализа разрабатывать и реализовывать необходимые мероприятия, направленные на улучшение организации учебного процесса и повышение качества подготовки специалиста.

2.12 Осуществлять подбор и комплектование штатов профессорско-преподавательского состава, научно-исследовательского, учебно-производственного и учебно-вспомогательного персонала кафедры, обеспечивать рациональное распределение обязанностей между ними, способствовать созданию нормального психологического климата в коллективе.

2.13 Планировать, контролировать и принимать участие в подготовке и повышении квалификации научно-педагогических работников и инженерно-технического персонала кафедры, оказывать методическую помощь начинающим преподавателям в овладении педагогическим мастерством.

2.14 Организовывать и руководить научно-исследовательской работой по профилю кафедры, привлекать к научным исследованиям студентов, организовывать их участие в конференциях, выставках, конкурсах, олимпиадах, проводимых университетом или другими вузами.

2.15 Проводить работу по защите авторских прав сотрудников кафедры на интеллектуальную собственность.

2.16 Принимать необходимые меры по координации работ с другими кафедрами и научными подразделениями университета. Организовывать необходимые мероприятия по внедрению результатов НИР в производство.

2.17 Организовывать систематическую связь с выпускниками кафедры, а также с предприятиями и учреждениями, в которых они работают, с целью своевременной корректировки учебного процесса на кафедре.

2.18 Организовывать и постоянно контролировать ведение документации кафедры согласно утвержденной номенклатуре дел кафедры.

2.19 Своевременно доводить до сведения сотрудников кафедры приказы, распоряжения, решения и другие документы деканата, администрации университета, касающиеся учебной и научной деятельности кафедры, факультета (института), университета и контролировать их исполнение сотрудниками кафедры

2.20 Своевременно выполнять виды работ, касающиеся кафедры, указанные в регламенте типовых процедур управления университетом.

2.21 Контролировать и принимать все необходимые меры по охране труда, промсанитарии и противопожарной безопасности на кафедре с целью обеспечения безопасности работы в учебных, научных помещениях кафедры, полного исключения производственного травматизма и профзаболеваний сотрудников.

3 ПРАВА

Заведующий кафедрой имеет право:

3.1 Издавать в пределах своих полномочий распоряжения по кафедре, регламентирующие её работу, обязательные для исполнения всеми работниками кафедры, её структурными подразделениями и студентами.

3.2 Участвовать в работе любого структурного подразделения университета, где обсуждаются и решаются вопросы, относящиеся к деятельности кафедры.

3.3 Избирать и быть избранным в Ученые советы университета, факультета (института).

3.4 Вносить необходимые корректировки в любые планы работы кафедры и её сотрудников, в рабочие программы и другую учебную документацию с последующим их утверждением в установленном порядке.

3.5 Вносить на рассмотрение кафедры предложения по совершенствованию её учебной, научной и иной деятельности.

3.6 Распределять и перераспределять учебную нагрузку между профессорско-преподавательским составом кафедры в пределах годовой нормы учебной нагрузки с целью рационального использования трудовых ресурсов кафедры при выполнении всех видов деятельности, в том числе, по решению кафедры, на определенный период снижать учебную нагрузку тем, кому поручено выполнение важной для кафедры или университета учебно-методической или госбюджетной научно-исследовательской работы или на период защиты диссертации.

3.7 Посещать и контролировать все виды учебных занятий, а также экзамены и зачеты, проводимые преподавателями кафедры, а заведующие профилирующей кафедрой при согласовании своих проверок с другими заведующими кафедрами — все виды занятий студентов той специальности, по которой выпускают специалистов, вносить, в случае необходимости, свои предложения по улучшению проведения занятий.

3.8 Назначать внештатных заместителей по основным видам работ кафедры.

3.9 Привлекать к участию в организации и проведении учебного процесса персонал НИС кафедры в установленном порядке.

3.10 Привлекать в установленном порядке к выполнению научных исследований профессорско-преподавательский состав и учебно-вспомогательный персонал кафедры, студентов, а также при необходимости — сотрудников других кафедр университета, иных организаций и предприятий.

3.11 На условиях штатного совместительства лично руководить или заниматься научной деятельностью, финансируемой за счет привлеченных средств предприятий или организаций.

3.12 Требовать письменные отчеты от сотрудников кафедры по любому виду выполняемой работы.

3.13 Подбирать в установленном порядке кандидатуры сотрудников кафедры и кандидатов в аспиранты и представлять их на утверждение ректору.

3.14 Руководить подготовкой аспирантов и соискателей.

3.15 Принимать к рассмотрению диссертации, представляемые к защите сотрудниками кафедры или (по представлению ректора университета) другими соискателями.

3.16 Представлять в установленном порядке руководству университета предложения по приему в штат кафедры работников, увольнению и перемещению в должности сотрудников кафедры, моральному и материальному их поощрению, вносить предложения о наложении взыскания на сотрудника вплоть до отстранения его от работы.

3.17 Вносить декану факультета предложения о представлении студентов за успехи в учебе и активное участие в НИРС к различным формам морального и (или) материального поощрения, вносить предложения о наложении взыскания на студента, вплоть до отчисления из университета.

3.18 Пользоваться бесплатно услугами социально-бытовых, лечебных и других структурных подразделений университета в соответствии с уставом университета и коллективным договором.

3.19 В установленном порядке обжаловать приказы, распоряжения и другие организационно-распорядительные акты администрации университета.

4 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Заведующий кафедрой несет ответственность за:

4.1 Низкий уровень организации учебной, научно-методической и научной работы кафедры.

4.2 Реализацию образовательно-профессиональной программы в меньшем объеме, чем предписывает государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности.

4.3 Низкое качество подготовки специалистов по закрепленным за кафедрой дисциплинам и специальностям.

4.4 Использование материально-технической базы кафедры не по её функциональному назначению.

4.5 Нарушение прав и академических свобод работников кафедры и студентов.

4.6 Невыполнение обязанностей, предусмотренных Уставом университета, действующими правовыми актами и должностной инструкцией.

4.7 Не обеспечение безопасных условий труда работникам кафедры при проведении учебных занятий в помещениях, закрепленных за кафедрой.

4.8 Ненадлежащее обеспечение пожарной безопасности и выполнение противопожарных мероприятий во вверенном структурном подразделении и закрепленных помещениях.

4 ВЗАИМООТНОШЕНИЯ

5.1 Заведующий кафедрой принимает к исполнению поручения ректора, выраженные в устной или письменной форме.

5.2 Заведующий кафедрой принимает к исполнению выраженные в устной или письменной форме и непосредственно ему адресованные поручения первого проректора университета, первого проректора по учебной работе, проректоров по учебной и научной работе, а также поручения ректора, переданные через помощников, поставив в известность об этом декана факультета (директора института) по подчиненности.

5.3 Заведующий кафедрой принимает к исполнению поручения, не касающиеся прямых его должностных обязанностей, других лиц администрации университета, не перечисленных в п. 5.1 и п. 5.2, только при наличии резолюции проректора или декана по подчиненности.

5.4 Заведующий кафедрой может получить информацию от служб и структурных подразделений университета, если это не входит в прямые обязанности последних, на основе соответствующего запроса с визой декана факультета (директора института) или проректора в зависимости от подчиненности структурного подразделения, в которое направлен запрос.

5.5 Заведующий профилирующей кафедрой может отдавать распоряжения студентам только той специальности, по которой осуществляется выпуск специалистов. Студентов другой специальности заведующий кафедрой может привлекать к выполнению какой-либо работы только с разрешения декана того факультета (директора института), в ведении которого студенты этой специальности находятся.

5.6 Порядок взаимодействия кафедры с деканатом, со студентами, с другими структурными подразделениями университета в вопросах организации, планирования и управления учебным процессом определены «Регламентом типовых процедур управления университетом».

Должностные инструкции

Должностные инструкции для профессорско-преподавательского состава:

  • Должностная инструкция заведующего кафедрой (Скачать.doc)
  • Приказ ректора №834 от 30.05.2022 «Об утверждении должностных инструкций ППС» (Скачать.pdf)
  • Лист ознакомления с должностной инструкцией ППС (Скачать.doc)
  • Приказ №376 от 12.04.2023г. Об утверждении должностных инструкций заместителей директоров и деканов по молодежной политике и воспитательной деятельности (Скачать.pdf)

Типовые должностные инструкции для учебно-вспомогательного персонала:

  • Должностная инструкция концертмейстера (Скачать.doc)
  • Должностная инструкция специалиста по учебно-методической работе (Скачать.doc)
  • Должностная инструкция инженера кафедры (Скачать.doc)
  • Должностная инструкция лаборанта (Скачать.doc)
  • Должностная инструкция старшего лаборанта (Скачать.doc)
  • Должностная инструкция заведующего лабораторией (Скачать.doc)
  • Должностная инструкция учебного мастера (Скачать.doc)
  • Должностная инструкция заместителя директора по молодежной политике и воспитательной деятельности (Скачать.pdf)
  • Должностная инструкция заместителя декана по молодежной политике и воспитательной деятельности (Cкачать.pdf)
  • Листы ознакомления c должностной инструкцией заместителя директора по МПиВД, заместителя декана по МПиВД (Скачать.doc)

Сохраните этот документ у себя в удобном формате. Это бесплатно.

                                                      "УТВЕРЖДАЮ"
______________________________              _______________________________
(название учебного заведения)                          (директор)

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

Заместителя заведующего кафедрой

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Заместитель заведующего кафедрой относится к категории руководителей.

1.2. Квалификационные требования к заместителю заведующего кафедрой определяются законодательством Российской Федерации, а также локальными нормативными актами образовательного учреждения.

1.3. Заместитель заведующего кафедрой должен знать:

— основы законодательства Российской Федерации об образовании;

— Устав и иные локальные нормативные акты образовательного учреждения;

— основные аспекты преподаваемых на кафедре дисциплин;

— современные методики преподавания;

— новейшие педагогические технологии;

— организацию всех видов учебных занятий, учебной и научно-методической работы;

— теорию и методы управления образовательными процессами.

1.4. Заместитель заведующего кафедрой подчиняется непосредственно заведующему кафедрой.

II. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

2.1. Заместитель заведующего кафедрой обязан:

— проводить учебные занятия на высоком профессиональном уровне;

— вести учебную и научно-методическую работу в соответствии с утвержденными планами и локальными нормативными актами;

— осуществлять проверку письменных работ слушателей своей группы;

— совместно с заведующим кафедрой организовывать выполнение задач, возложенных администрацией на кафедру;

— совместно с заведующим кафедрой определять стратегию, цели и задачи развития кафедры на перспективу;

— контролировать работу методистов и лаборантов кафедры;

— осуществлять руководство работой по обеспечению учебного процесса основными и дополнительными учебными материалами;

— формировать рекомендации по приобретению и внедрению в учебный процесс учебников и учебно-методических пособий;

— совместно с заведующим кафедрой составлять сводные графики взаимопосещений и контрольных посещений преподавателей по кафедре и осуществлять контроль за их выполнением;

— осуществлять контрольные посещения уроков преподавателей;

— организовывать работу по подготовке и проведению экзаменов, составлению расписания экзаменов;

— составлять аналитические справки по результатам экзаменационных сессий;

— принимать участие в разработке учебно-методических комплексов;

— осуществлять контроль за состоянием учебных групп в течение семестра;

— обеспечивать взаимозаменяемость преподавателей при их отсутствии;

— принимать участие в составлении расписания занятий преподавателей кафедры и представлять его заведующему кафедрой и заведующему учебной частью;

— осуществлять контроль за ведением журналов преподавателями кафедры;

— организовывать проведение индивидуальных консультаций со слушателями;

— принимать участие в составлении планов работы заседаний кафедры;

— выступать на заседаниях кафедры по различным вопросам;

— контролировать состояние номенклатуры дел кафедры и осуществлять ее обновление;

— проводить индивидуальную работу с преподавателями кафедры по вопросам успеваемости и положения дел в группах, проверять их поурочные планы;

— принимать участие в рецензировании учебных и методических материалов, выполняемых преподавателями кафедры;

— осуществлять контроль за эффективной работой аудиовизуальных средств обучения;

— подготавливать необходимые документы для их обсуждения на заседаниях Совета образовательного учреждения;

— проводить необходимую работу по анкетированию слушателей:

а) организовывать анкетирование на кафедре;

б) составлять и обрабатывать анкеты;

— поощрять и стимулировать творческую инициативу работников кафедры, создавать условия для повышения их профессиональной квалификации;

— на время отсутствия заведующего кафедрой исполнять его обязанности и нести ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей;

— выполнять своевременно и точно распоряжения администрации образовательного учреждения;

— соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;

— вести себя достойно, поддерживать деловую доброжелательную атмосферу в коллективе, воздерживаться от действий, мешающих выполнению работниками своих должностных обязанностей, соблюдать деловую этику.

III. ПРАВА

3.1. Заместитель заведующего кафедрой имеет право:

— выбирать методы и средства обучения в соответствии с методикой, действующей в образовательном учреждении;

— посещать все виды учебных занятий, а также экзамены и зачеты, проводимые преподавателями кафедры, вносить, при необходимости, предложения по улучшению организации учебных занятий;

— вносить на рассмотрение заведующего кафедрой предложения по улучшению и совершенствованию работы кафедры;

— на организационное и материально-техническое обеспечение своей профессиональной деятельности.

IV. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

4.1. Заместитель заведующего кафедрой несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей в порядке, предусмотренном трудовым законодательством Российской Федерации.

    С инструкцией
    ознакомлен "____"_________ ____ г.   ___________________

Сохраните этот документ сейчас. Пригодится.

[организационно-правовая форма,
наименование организации, предприятия]

Утверждаю

[должность, подпись, Ф. И. О. руководителя или иного
должностного лица, уполномоченного утверждать
должностную инструкцию]

[число, месяц, год]

М. П.

Должностная инструкция заведующего кафедрой [наименование образовательной организации]

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса РФ, ФЗ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», раздела «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 11 января 2011 г. N 1н, и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

1. Общие положения

1.1. Заведующий кафедрой относится к профессорско-преподавательскому составу и непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя].

1.2. На должность заведующего кафедрой принимается лицо, имеющее высшее профессиональное образование, наличие ученой степени и ученого звания, стаж научно-педагогической работы или работы в организациях по направлению профессиональной деятельности, соответствующей деятельности кафедры, не менее 5 лет.

1.3. На должность заведующего кафедрой в соответствии с требованиями ст. 331 ТК РФ назначается лицо:

— не лишенное права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

— не имеющее или не имевшее судимости, не подвергающееся или не подвергавшееся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности;

— не имеющее неснятой или непогашенной судимости за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;

— не признанное недееспособным в установленном федеральным законом порядке;

— не имеющее заболеваний, предусмотренных перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

1.4. Заведующий кафедрой должен знать:

— законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации по вопросам высшего профессионального образования;

— локальные нормативные акты образовательной организации;

— теорию и методы управления образовательными системами;

— государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования;

— порядок составления учебных планов;

— правила ведения документации по учебной работе;

— основы педагогики, физиологии, психологии;

— методику профессионального обучения;

— методы и способы использования образовательных технологий, в том числе дистанционных;

— основные методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации, необходимой для осуществления научно-исследовательской деятельности;

— механизмы оформления прав интеллектуальной собственности;

— технологию организации методической, научно-методической, научно-исследовательской работы;

— современные формы и методы обучения и воспитания;

— правила и порядок представления обучающихся (студентов) к государственным и именным стипендиям;

— нормативные документы, регламентирующие статус научных, педагогических и руководящих работников образовательных организаций высшего профессионального образования, особенности регулирования их труда;

— основы управления персоналом;

— основы экологии, экономики, права, социологии;

— финансово-хозяйственную деятельность образовательной организации;

— основы административного, трудового законодательства;

— требования к работе на персональных компьютерах, иных электронно-цифровых устройствах;

— правила по охране труда и пожарной безопасности.

1.5. Избрание на должность заведующего кафедрой и освобождение от должности проводится в порядке, установленном уставом образовательной организации.

2. Должностные обязанности

Заведующий кафедрой:

2.1. Разрабатывает стратегию развития деятельности кафедры по направлениям подготовки, укрепляет и развивает внешние связи с работодателями и органами управления образованием.

2.2. Осуществляет анализ рынка образовательных услуг и рынка труда по направлениям подготовки специалистов на кафедре.

2.3. Формирует предложения по улучшению ведения учебного процесса по профилю кафедры.

2.4. Организует межфакультетское, межвузовское, международное взаимодействие преподавателей кафедры.

2.5. Обеспечивает выполнение государственного образовательного стандарта.

2.6. Создает условия для формирования у обучающихся (студентов, слушателей) основных составляющих компетентности, обеспечивающей успешность будущей профессиональной деятельности выпускников.

2.7. Разрабатывает систему качества подготовки специалистов на кафедре.

2.8. Определяет педагогические методы и средства обучения в целях обеспечения высокого качества учебного процесса.

2.9. Организует проведение и контролирует выполнение всех видов учебных занятий по всем формам обучения.

2.10. Присутствует на учебных занятиях, а также на экзаменах и зачетах по выбору.

2.11. Регулярно проводит заседания кафедры по обсуждению запланированных и текущих вопросов учебной, научной, методической деятельности работников кафедры и воспитательной работы.

2.12. Подготавливает заключения по учебным программам и дисциплинам кафедры, по учебным программам других кафедр факультета и образовательной организации.

2.13. Создает и читает авторские курсы по дисциплинам, преподаваемым на кафедре в установленном образовательной организацией порядке и объеме.

2.14. Представляет на утверждение декану факультета (директору института) планы работы кафедры и индивидуальные планы работы преподавателей кафедры.

2.15. Осуществляет распределение педагогической нагрузки и функциональных обязанностей между работниками кафедры и контролирует своевременность и качество их исполнения.

2.16. Осуществляет выбор современных технических средств обучения при проведении учебных занятий и обеспечивает возможности их использования.

2.17. Организует и осуществляет контроль за ознакомительной, учебно-производственной и другими видами практики обучающихся (студентов, слушателей), курсовыми и дипломными работами.

2.18. Обеспечивает проведение курсовых экзаменов и зачетов, а также промежуточных испытаний обучающихся (студентов, слушателей) по отдельным предметам; анализирует их результаты и докладывает о них на заседаниях кафедры.

2.19. Организует по поручению руководства факультета проведение научно-исследовательской работы на кафедре, рассматривает диссертации, представляемые к защите работниками кафедры или соискателями ученой степени.

2.20. Руководит научно-исследовательской работой обучающихся (студентов, слушателей).

2.21. Организует обсуждение завершенных научно-исследовательских работ и результатов возможности их внедрения.

2.22. Обеспечивает возможность опубликования сведений о достигнутых научных результатах.

2.23. Обеспечивает составление заключений на учебники, учебные и учебно-методические пособия.

2.24. Организует работу и принимает непосредственное участие в подготовке учебников, наглядных пособий и учебно-методических материалов кафедры.

2.25. Контролирует качество и выполнение индивидуальных планов преподавателей кафедры и иных работников.

2.26. Ведет педагогическую и научно-исследовательскую работу на кафедре.

2.27. Изучает, обобщает и распространяет опыт работы преподавателей кафедры, обеспечивает учебную и методическую помощь начинающим преподавателям кафедры.

2.28. Руководит подготовкой научно-педагогических кадров.

2.29. Планирует повышение квалификации преподавателей кафедры.

2.30. Участвует в работе учебно-методических комиссий образовательных организаций по направлениям подготовки, устанавливает связи с другими образовательными и иными организациями в целях оказания научно-методической помощи.

2.31. Принимает участие в международной деятельности кафедры, факультета образовательных организаций, устанавливает и поддерживает международное сотрудничество по профилю кафедры с отечественными и зарубежными высшими учебными заведениями, научно-исследовательскими организациями, предприятиями и учреждениями.

2.32. Участвует в разработке штатного расписания кафедры образовательной организации.

2.33. Обеспечивает составление и хранение всех видов документации и отчетности по итогам деятельности кафедры.

2.34. Контролирует выполнение обучающимися (студентами, слушателями) и работниками кафедры правил по охране труда и пожарной безопасности.

2.35. [Другие должностные обязанности].

3. Права

Заведующий кафедрой имеет право:

3.1. На все социальные гарантии, предусмотренные законодательством Российской Федерации для педагогических работников, в том числе:

— на сокращенную продолжительность рабочего времени;

— на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;

— на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации;

— на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы;

— на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма (если работник состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении);

— на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда;

— на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения [для проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)];

— на оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.

3.2. Определять содержание учебных курсов в соответствии с государственными образовательными стандартами.

3.3. Самостоятельно определять педагогически оправданные методы и средства обучения, обеспечивающие высокое качество учебного процесса.

3.4. Выбирать методы и средства проведения научных исследований, отвечающие мерам безопасности.

3.5. Участвовать в обсуждении и решении вопросов деятельности [института, университета], а также факультетов и учебных подразделений.

3.6. Запрашивать у руководителей структурных подразделений и иных специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

3.7. Присутствовать на всех видах учебных занятий, а также при проведении экзаменов и зачетов.

3.8. Требовать от руководства организационного и материально-технического обеспечения своей деятельности, а также оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

3.9. Вносить на рассмотрение совета факультета вопросы, связанные с совершенствованием учебного процесса и повышением качества подготовки студентов.

3.10. [Иные права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации].

4. Ответственность

Заведующий кафедрой несет ответственность:

4.1. За нарушение устава образовательной организации.

4.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося.

4.3. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

4.4. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.5. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].

Руководитель кадровой службы

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

Согласовано:

[должность]

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

С инструкцией ознакомлен:

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

Эффективность высшей школы России в значительной мере обусловлена результатами работы вузовских кафедр, роль которых в условиях перехода к рыночным отношениям, цифровой экономике, интенсификации общественного производства, возрастания требований к качеству подготовки кадров для народного хозяйства, укрупнения педагогических коллективов кафедр и постоянного обновления их профиля значительно повысилась, а управление ими усложнилось. Особое внимание уделено работе с персоналом, организации учебно-воспитательного процесса, методической, научной и социальной работы, информатизации деятельности, повышению уровня организации личной работы заведующего кафедрой.
Учебник, основанный на обобщении опыта управления кафедрами в российских вузах, подготовлен в рамках гранта Фонда поддержки российского учительства, выделенного победителю Всероссийского конкурса «Лидер в образовании», предназначен для заведующих кафедрами, а также представит интерес для деканов, ректоров и управленческого резерва высших учебных заведений.

Только для владельцев печатной версии книги: чтобы получить доступ к дополнительным
материалам, пожалуйста, введите последнее слово на странице
№128 Вашего печатного экземпляра.

  • Глоссарий.pdf

  • Часть_05_главы_26_33.pdf

Управление кафедрой, 2024, 053300.16.01
Управление кафедрой, 2019, 053300.14.01
Управление кафедрой, 2015, 053300.10.01
Управление кафедрой, 2011, 053300.07.01
Управление кафедрой, 2009, 053300.05.01

Фрагмент текстового слоя документа размещен для индексирующих роботов.
Для полноценной работы с документом, пожалуйста, перейдите в
ридер.

УЧЕБНИК

5-Е ИЗДАНИЕ, ПЕРЕРАБОТАННОЕ И ДОПОЛНЕННОЕ

Москва
ИНФРА-М
2022

С.Д. РЕЗНИК

Рекомендовано Министерством образования 
Российской Федерации в качестве учебника
для системы дополнительного образования — 
повышения квалификации руководящих кадров 
высших учебных заведений

У П РА В Л Е Н И Е

К А Ф Е Д Р О Й

М Е Н Е Д Ж М Е Н Т  В  В Ы С Ш Е Й  Ш К О Л Е

УДК 658
ББК 65.290-2
 
Р34

Резник С.Д.
Управление кафедрой : учебник / С.Д. Резник. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : ИНФРА-М, 2022. — 409 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс]. — (Менеджмент в высшей школе). — DOI 10.12737/textbook_5d0c6d8a748d13.76341018.

ISBN 978-5-16-015088-8 (print)
ISBN 978-5-16-107588-3 (online)

Эффективность высшей школы России в значительной мере обусловлена результатами работы вузовских кафедр, роль которых в условиях 
перехода к рыночным отношениям, цифровой экономике, интенсификации общественного производства, возрастания требований к качеству 
подготовки кадров для народного хозяйства, укрупнения педагогических 
коллективов кафедр и постоянного обновления их профиля значительно 
повысилась, а управление ими усложнилось. Особое внимание уделено 
работе с персоналом, организации учебно-воспитательного процесса, методической, научной и социальной работы, информатизации деятельности, 
повышению уровня организации личной работы заведующего кафедрой.
Учебник, основанный на обобщении опыта управления кафедрами 
в российских вузах, подготовлен в рамках гранта Фонда поддержки российского учительства, выделенного победителю Всероссийского конкурса 
«Лидер в образовании», предназначен для заведующих кафедрами, а также 
представит интерес для деканов, ректоров и управленческого резерва высших учебных заведений.
УДК 658
ББК 65.290-2

Р е ц е н з е н т ы:
С.Р. Филонович, доктор физико-математических наук, профессор, декан 
Высшей школы менеджмента национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»;
Н.Д. Гуськова, доктор экономических наук, профессор, заведующий 
кафедрой «Менеджмент» Национального исследовательского Мордовского государственного университета имени Н.П. Огарёва, заслуженный 
деятель науки РФ

Р34

Разработка учебника осуществлена при содействии Фонда поддержки 
российского учительства в рамках Всероссийского конкурса «Лидер в образовании»

ISBN 978-5-16-015088-8 (print)
ISBN 978-5-16-107588-3 (online)
© Резник С.Д., 2015
© Резник С.Д., 2019, с изменениями
© ИНФРА-М, 2019

Материалы, отмеченные знаком 
, доступны 
в электронно-библиотечной системе Znanium.com

ПРЕДИСЛОВИЕ

Прошло пятнадцать лет после выхода в свет первого издания 
учебника по внутривузовскому менеджменту. Книга не запылилась 
на полках магазинов. Наоборот, издательству пришлось несколько 
раз переиздавать ее. Читатели — заведующие кафедрами, деканы, 
ректоры, преподаватели, зачисленные в резерв на выдвижение, — 
увидели в изучении и использовании такой книги практический 
смысл, поняли, что для профессионального руководства кафедрой 
опоры только на личный опыт недостаточно.
Новое, переработанное и дополненное, хорошо структурированное издание, с одной стороны, позволяет изучить технологии деятельности заведующего современной вузовской кафедрой, а с другой — 
не дублирует материалы, изложенные во второй и третьей книгах 
по внутривузовскому менеджменту — «Управление факультетом» 
и «Управление высшим учебным заведением».
Каждая из этих книг решает собственные задачи, имеет своего 
читателя.
За годы, прошедшие после первого издания книги, я неоднократно встречался с ее автором — профессором С.Д. Резником. Запомнилась его встреча с заведующими кафедрами и деканами факультетов Российского университета дружбы народов. Откровенно 
говоря, волновался: как воспримут автора авторитетные в своих сферах ученые, педагоги, руководители — восприняли по-доброму, с пониманием, значит, увидели пользу для себя.
Желаю успеха и новому изданию!

В.М. Филиппов,
академик Российской академии образования,  
ректор Российского университета дружбы народов,
доктор физико-математических наук, профессор

ОТ АВТОРА

Из многих книг по управлению, которые мне посчастливилось 
написать и издать, эта книга для меня стала одной из самых важных. 
Почему?
Во-первых, потому, что будучи в течение более 25 лет руководителем выпускающей кафедры в Пензенском государственном университете архитектуры и строительства, я получил возможность сделать своеобразный отчет перед вузовской общественностью, попытаться передать свои опыт и знания, оказать поддержку молодым, 
пока еще не столь опытным заведующим кафедрами и тем, кто возглавит такие коллективы в будущем.
Во-вторых, работая над книгой для руководителей кафедр, я мысленно представлял себе и своих студентов, знания, практические 
навыки, нравственность и жизненные успехи которых во многом 
обусловлены качеством работы вузовских кафедр.
В-третьих, эта книга — мой экзамен и перед управленческой 
 наукой, которая вузовскую сферу пока затрагивала слабо. Во многих 
разделах книги использованы результаты научных поисков, специальных исследований, выполненных сотрудниками нашей кафедры 
«Менеджмент» и моими коллегами из российских университетов.
По своему духу я прежде всего управленец. Всем, что мной накоплено, написано, продумано, постоянно хочется поделиться с другими. Но управленческая деятельность для меня имеет смысл, если 
я вижу в ней научное творчество, возможность выдвигать и реализовывать, перспективные идеи, такие, например, как разработанные 
в нашем вузе инновационные образовательные программы «Комплексная система непрерывной практической подготовки и трудоустройства студентов», «Социальная поддержка российского студенчества на основе специальных образовательных технологий», «Формирование, обучение и развитие управленческого персонала 
в высших учебных заведениях» и др.
Все эти программы достаточно полно отражены в учебнике.
У меня есть жизненное правило: то, что предлагаю другим, апробирую сначала на себе. Поэтому практически все, о чем написано 
в книге, реализовано в виде управленческих технологий на моей кафедре «Менеджмент», на кафедрах нашего университета, а ряд 
идей — и в вузах Учебно-методического объединения вузов России 
по образованию в области менеджмента.
Написанию книги предшествовали наши исследования: «Разработка и реализация внутривузовской системы формирования, обу
чения и развития управленческого персонала высшей школы Российской Федерации», «Оценка влияния качественного состава и содержания работы ректоратов (ректорского и проректорского 
корпуса) на результативность научной и учебной деятельности подведомственных вузов Минобразования России», «Научно-методическое обеспечение системы управления высшим учебным заведением 
на основе мониторинга содержания деятельности и организации 
работы с руководящими кадрами высших учебных заведений», «Развитие научно-методического обеспечения системы управления факультетом — ключевым звеном высшего учебного заведения на основе мониторинга состава и содержания деятельности деканского 
корпуса», «Методическое обеспечение формирования резерва руководящих кадров в высших учебных заведениях России, сопровождения и управления их профессиональным продвижением», выполненные в последние годы под моим руководством и позволившие лучше 
разобраться в проблемах, беспокоящих руководителей кафедр российских университетов.
Окончательно укрепили меня в мысли написать учебник для заведующих кафедрами победа в финале конкурса «Лидер в образовании — 2001», а также получение из рук министра образования России 
В.М. Филиппова гранта на написание этого учебника, его решительная поддержка самой идеи книги.
За пятнадцать лет, прошедшие после выхода в свет первого издания, через книготорговую сеть реализовано более 20 тысяч экземпляров книги. Если учесть, что в российских высших учебных 
за ведениях, по данным статистической отчетности1, функционирует 
24,6 тыс. кафедр, можно считать, что учебник используется в большинстве вузов страны.
Следует отметить, что материалы книги «Управление кафедрой», 
результаты наших исследований в этой сфере были использованы 
автором при проведении по приглашению ректоров выездных тренинг-семинаров в 24 вузах Российской Федерации.
Естественно, что у умудренных жизненным и управленческим 
опытом руководителей кафедр может быть и свое видение решения 
тех или иных управленческих проблем.
Искренние благодарен за поддержку и полезные советы рецензентам работы:
 
• декану Высшей школы менеджмента Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», доктору 
физико-математических наук, профессору С.Р. Филоновичу;

1 
Труд и занятость в России. 2015: крат. стат. сб. / Росстат. — M., 2015.

 
• заведующей кафедрой «Менеджмент» Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. 
Н.П. Огарева, заслуженному деятелю науки РФ, доктору экономических наук, профессору Н.Д. Гуськовой.
Особую признательность хотелось бы выразить академику Российской академии образования, доктору физико-математических 
наук, профессору, ректору Российского университета дружбы народов В.М. Филиппову за поддержку идеи подготовки учебника и замечания по его содержанию.
Не могу не отметить роль коллектива родной кафедры «Менеджмент», недавно отметившей свое 25-летие, ее преподавателей, аспирантов и сотрудников в создании экспериментальной базы для 
реализации идей, изложенных в учебнике.

С.Д. Резник,
заведующий кафедрой «Менеджмент»  
Пензенского государственного университета  
архитектуры и строительства,  
заслуженный деятель науки Российской Федерации,  
лауреат Премии Правительства РФ в области образования,  
доктор экономических наук, профессор

ВВЕДЕНИЕ

 
‰ Новые тенденции в управлении высшей школой
 
‰ Повышение роли руководителей
 
‰ Необходимость профессионального управления кафедрой 
 
‰ Назначение, структура и методические особенности учебника

Новые тенденции в управлении высшей школой. Развитие современного российского общества невозможно без развития и реформирования системы образования, которая в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании 
в Российской Федерации» включает в себя:
1) федеральные государственные образовательные стандарты 
и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) 
направленности;
2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, 
педагогических работников, обучающихся и родителей (законных 
представителей) несовершеннолетних обучающихся;
3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного 
самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, 
созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;
4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной 
деятельности, оценку качества образования;
5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность 
в сфере образования.
Если говорить о структуре самого образования в России, то оно 
подразделяется на общее, профессиональное и дополнительное образование. В профессиональном образовании установлены уровни 
среднего профессионального образования и высшего образования.
Высшая школа — наиболее динамично развивающееся звено системы российского образования. Она представлена следующими видами учебных заведений: университетами, академиями, институтами. 
Высшее образование имеет целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями 
общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении 
и расширении образования, научно-педагогической квалификации.

До 2012 г. в российской высшей школе уровневая подготовка 
предполагалась по схеме бакалавр — магистр. Со вступлением в силу 
в 2013 г. Закона «Об образовании в Российской Федерации» установлена еще одна ступень высшего профессионального образования — 
аспирантура (подготовка кадров высшей квалификации), которая 
прежде считалась ступенью послевузовского образования.
Впервые законодательно прописаны понятия сетевого и электронного обучения, которые должны использоваться на всех уровнях 
образования. Сетевая форма реализации образовательных программ 
обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной 
программы с использованием ресурсов нескольких организаций, 
осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов 
иных организаций (ст. 15).
Закон закрепил высокий статус главных российских университетов: МГУ и СПбГУ. Федеральным и национально-исследовательским 
университетам дано право устанавливать свои собственные образовательные стандарты (ст. 24). При этом категория «национальный 
исследовательский университет» присваивается образовательной 
организации высшего образования по результатам конкурсного отбора программ развития образовательных организаций высшего образования, направленных на кадровое обеспечение приоритетных 
направлений развития науки, технологий, техники, отраслей экономики, социальной сферы, на развитие и внедрение в производство 
высоких технологий.
Приоритетами образовательной политики в сфере высшего образования являются следующие направления:
 
• обеспечение государственных гарантий доступности качественного образования;
 
• создание условий для повышения качества общего и профессионального образования;
 
• формирование эффективных экономических отношений в образовании;
 
• обеспечение системы образования высококвалифицированными 
кадрами, их поддержка государством и обществом;
 
• управление развитием образования на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики. 
Особое значение приобретает реформирование системы управления высшим образованием. Для этого предусмотрены меры по преодолению негативных тенденций в кадровом обеспечении образования, повышению социального статуса и профессионализма как педагогических, так и руководящих кадров учебных заведений. Одной 
из первоочередных задач образовательной политики являются повышение квалификации и переподготовка педагогических и управленческих кадров по направлениям модернизации образования.

Требования управленческой науки, опыт развитых стран мира 
свидетельствуют о том, что успех в любом деле определяется заинтересованным участием каждого звена, каждого сотрудника вуза.
Многообразие концепций и практических подходов к управлению высшим учебным заведением обусловлено различиями организационных структур и правовых основ систем высшего образования, сложившимися в каждой стране традициями. Вместе с тем четко 
просматриваются и общие тенденции, присущие многим странам: 
децентрализация и демократизация управления, расширение автономии высших учебных заведений с одновременным усилением их 
подотчетности и ответственности перед обществом, попытка использовать рыночные модели организации, управления и финансирования высшего образования.
Особого внимания заслуживает практика выработки и принятия 
стратегических решений в сфере образования, в основу которых закладываются результаты научного анализа решаемой проблемы 
и объективная информация о ее состоянии, а также учет вероятных 
последствий принимаемых решений.
Современной высшей школе России присущи следующие характерные особенности и тенденции:
 
• повышение научно-технического потенциала;
 
• универсальность системы, ее межотраслевой характер;
 
• естественная интеграция инновационной, инжиниринговой, научно-технической деятельности с формированием кадров нового 
поколения, включая системных менеджеров инновационных проектов;
 
• взаимодействие через своих выпускников с региональными и отраслевыми структурами управления экономикой и политикой;
 
• высокий уровень системы информационного обеспечения;
 
• мощная поддержка общественностью;
 
• разветвленная географическая и по сферам деятельности сеть 
международных связей;
 
• малая инерционность и высокая гибкость;
 
• многолетний опыт инновационной деятельности. 
Эффективность высшей школы России обусловлена результатами 
работы высших учебных заведений, качество работы которых, в свою 
очередь, определяется деятельностью их кафедр (по нашим примерным подсчетам, в вузах России их насчитывается около 30 тыс.).
Повышение роли руководителей. В условиях рыночной экономики 
требования к качеству подготовки специалистов возросли, а в результате укрупнения педагогических коллективов кафедр, постоянного 
обновления их профиля за счет открытия новых специальностей и направлений, организация работы вузовских кафедр, особенно выпускающих, значительно усложнилась. Это связано с изменениями характера (условий) труда заведующих кафедрами. В частности, факторами, 

усиливающими эту тенденцию, являются: отсутствие централизованного распределения выпускников и необходимость такой системы 
подготовки, чтобы выпускники вузов могли быть востребованы работодателями; изменившийся качественный состав студентов, широкое 
использование системы обучения студентов на контрактной основе; 
повышение роли научной деятельности при оценке эффективности 
вузов; интенсивная компьютеризация учебного процесса и развитие 
дистанционного образования; невозможность обеспечения эффективной деятельности кафедр без учета внешней среды и укрепления 
их внешних связей, необходимость скорейшей интеграции российского образования в мировой образовательный и научный процесс.
Изменившиеся условия определяют необходимость профессионального управления коллективами кафедр и предполагают грамотную 
работу с персоналом, четкую и результативную организацию учебновоспитательного процесса, научной и методической деятельности, 
повышение уровня организации личного труда заведующих кафедрами, оптимизацию руководящего состава вузовских кафедр.
Главные проблемы вуза должны решаться в его основном звене — 
на кафедре: именно она обеспечивает непосредственный контакт со 
студентами и прямое воспитательное, учебное и научное воздействие 
на них. За последние годы характер этой работы значительно усложнился, и управлять кафедрой становится все труднее и ответственнее. 
Это предполагает, с одной стороны, необходимость повышения ответственности и профессионализма руководителей кафедр, расширение круга их задач, а с другой стороны — необходимость привлечения к управлению кафедрой всего ее персонала — преподавателей, 
научных работников, аспирантов, инженеров, лаборантов.
Конечно, заведующие кафедрами, весь управленческий корпус 
высшей школы — это часть управленческого потенциала России, 
испытывающая влияние общих проблем страны.
Управленческие работники в новых условиях сталкиваются с острыми противоречиями.
С одной стороны, вышестоящие звенья управления не спешат 
выпускать из прямого подчинения и безоговорочного повиновения 
руководителей нижних уровней, нередко пытаясь действовать административно-командными методами.
С другой стороны, общество, выдвинув справедливый лозунг 
борьбы с бюрократией, административно-командными методами, 
очень часто называет бюрократами весь управленческий корпус страны.
Однако можно ли обойтись без управленца? Оставить судно в море 
без капитана, войско без командира, завод без директора, цех без начальника, оркестр без дирижера? Конечно, нельзя.
Работа руководителя — это постоянные поиски решения различных проблем. Даже опытные хозяйственники считают, что их работа 
становится все сложнее, требует более высокой ответственности.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Курсы по руководству коллективом
  • Порядок ознакомления с инструкцией по охране труда под роспись
  • Моющий пылесос керхер sv 1902 инструкция по применению
  • Монтелар инструкция по применению для детей 6 лет
  • Avelox 400 mg инструкция по применению