Руководство кафедры это

Заведующий кафедрой

  • Заве́дующий ка́федрой — руководитель кафедры в высших учебных заведениях, как правило, профессор, доктор наук.

    Под его руководством работают профессора, доценты, ассистенты, старшие преподаватели, ведущие, старшие и младшие научные сотрудники, аспиранты и другие сотрудники кафедры, организуется работа учебных лабораторий и кабинетов. Заведующий кафедрой несёт персональную ответственность за организацию учебной, методической, научной (в том числе подготовка аспирантов) и иных работ на кафедре.

    Обычно заведующие кафедрами являются также членами учёного совета факультета и/или высшего учебного заведения.

Источник: Википедия

Связанные понятия

Ассистент (от лат. assistens — помогающий) — начальная преподавательская должность в вузах. Соответствует должности дореволюционной России адъюнкт-профессор (ассистент-профессор). Часто эта должность совмещается с учёбой в аспирантуре. При меньшей оплате они должны проводить больше часов занятий по сравнению с доцентами и профессорами.

Доце́нт (от лат. docere «обучать») — учёное звание преподавателей высших учебных заведений (реже — сотрудников научных учреждений), выполняющих функцию университетских лекторов или другую педагогическую работу сопоставимого уровня; также наименование должности в высших учебных заведениях. На начало 2016/2017 учебного года в вузах и научно-образовательных организациях РФ работало 94,6 тыс. сотрудников со званием доцента. И в России, и за рубежом доценты ранжированы выше начинающих преподавателей (ассистентов…

Ста́рший преподава́тель — преподавательская должность в вузах, занимающая промежуточное положение между преподавателем и доцентом. Старшие преподаватели могут самостоятельно читать курсы лекций и принимать зачёты и экзамены. Как правило, ими становятся преподаватели, не имеющие учёной степени, но имеющие достаточный (как правило, не менее 3-х лет) опыт работы.

Дека́н (от греч. δέκα — десять; буквально — десятник) — глава факультета в образовательном учреждении высшего образования; непосредственно руководит учебной, воспитательной и научной работой на факультете.

Проре́ктор — заместитель ректора высшего учебного заведения по какому-либо направлению работы вуза; профессор, заместитель ректора и его помощник, в средних учебных заведениях — преподаватель, следующий за ректором по старшинству.

Упоминания в литературе

Амелин Роман Владимирович, заместитель заведующего кафедрой прикладной информатики механико-математического факультет;! Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского – статьи 9—19;

Филимонова Ирина Викторовна – ведущий научный сотрудник Института экономики и организации производства СО РАН, заместитель заведующего кафедрой Новосибирского Государственного университета, кандидат экономических наук, профессор

Рецензенты: кафедра «Основы медицинских знаний» учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет им. Максима Танка» (заведующий кафедрой доктор медицинских наук, профессор В.П. Сытый); заведующая кафедрой общественного здоровья и здравоохранения Белорусского государственного университета кандидат медицинских наук, доцент Г.М. Батян

Доктор медицинских наук, профессор, заместитель начальника Ленинградского областного бюро судебно-медицинской экспертизы по научной работе, заведующий кафедрой уголовного права юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета ВК.

В. А. Аверин, доктор психологических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ, декан факультета клинической психологии, заведующий кафедрой общей и прикладной психологии Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета;

Связанные понятия (продолжение)

Учёное зва́ние — ступень квалификационной системы в высших учебных заведениях и научных организациях, позволяющей ранжировать научных и научно-педагогических сотрудников на отдельных этапах академической карьеры.

Ка́федра (греч. καθέδρα букв. «сиденье») — основная структурная единица факультета в высшем учебном заведении, осуществляющая подготовку слушателей, студентов и курсантов в рамках определённой специализации.

Кандида́т нау́к — учёная степень первой из двух (ниже доктора наук) послевузовских ступеней в Российской Федерации, ряде стран СНГ и в СССР. Соответствует степени доктора философии в западных странах:п. 262. Позволяет претендовать на звание доцента. Соискание данной степени предполагает подготовку и написание диссертации, обобщающей результаты исследовательской деятельности учёного в течение нескольких лет.

Профе́ссор (от лат. professor — преподаватель) — учёное звание и должность преподавателя или научного сотрудника.Официальный статус с XVI века (впервые в Оксфордском университете).

Нау́чный сотру́дник — общее наименование ряда должностей учёных, занятых научной деятельностью в НИИ, на предприятиях или в вузах, но не являющихся руководителями структурных подразделений, а также одна из конкретных должностей таких учёных в Российской Федерации.

До́ктор нау́к — учёная степень второй, высшей ступени (после кандидата наук) в СССР, Российской Федерации, а также в ряде стран СНГ и в некоторых бывших социалистических странах.

Диссерта́ция (от лат. dissertatio — исследование, сочинение, рассуждение, доклад) — квалификационная работа на присуждение академической или учёной степени и квалификации (степени) магистра.

Диссертацио́нный сове́т (также диссовет, или совет по защите докторских и кандидатских диссертаций, или иногда специализированный учёный совет) — орган, создающийся при некоторых научных организациях и вузах, служащий для рассмотрения и защиты диссертаций на соискание учёной степени доктора и кандидата наук.

Учёный совет — постоянно действующий выборный представительный орган образовательной организации высшего образования (ООВО). Аналогичный орган существует в научно-исследовательских учреждениях, в частности, в институтах Российской академии наук. Возможно формирование подобного органа в подразделениях вузов и НИИ, то есть на уровне факультета или научного отделения.

Учёная сте́пень — степень квалификационной системы в науке, позволяющей ранжировать научных деятелей на отдельных этапах академической карьеры. Решение о присуждении учёной степени базируется на оценке только научно-исследовательского уровня соискателя. Стаж в конкретной должности, педагогические достижения и иные показатели не учитываются, в отличие от ситуации присвоения учёных званий.

Член-корреспонде́нт — член организации учёных — академии наук. В сравнении с академиком является младшей ступенью членства. Первоначально статус «член-корреспондент» получали учёные, которые могли принимать участие в работе Академии наук (в основном по переписке), не пользуясь привилегиями действительных членов.

Факульте́т (нем. Fakultät, от лат. facultas «возможность, способность») — учебно-научное и административное структурное подразделение высшего учебного заведения, осуществляющее подготовку студентов и аспирантов по одной или нескольким родственным специальностям, повышение квалификации специалистов, а также руководство научно-исследовательской деятельностью кафедр, которые он объединяет.

Акаде́мик — член или, при нескольких ступенях членства, член высшей ступени организации учёных — академии наук.

Со́росовский профе́ссор — лауреат премии Фонда Сороса, Международной соросовской программы образования в области точных наук (англ. International Soros Science Education Program, ISSEP). Лауреату ежемесячно в течение одного года выплачивалась денежная премия.

Ре́ктор (от лат. rector — правитель, руководитель) — руководитель высшего учебного заведения.

Учёный секрета́рь — лицо, ответственное за планирование и контроль проведения НИР и текущих мероприятий (конференций, совещаний, аттестаций работников), подготовку сводных отчётов, а также за регламент и ведение документации учёных или диссертационных советов в исследовательских, просветительских или образовательных учреждениях. Полнота охвата и относительный вес упомянутых обязанностей зависят от конкретной ситуации.

Заведующий лабораторией — руководитель научно-исследовательской лаборатории или учебно-научной лаборатории в научно-исследовательском институте или высшем учебном заведении, как правило, доктор наук или кандидат наук и имеющий опубликованные (изданные) научные труды, а также опыт научной и организаторской работы не менее 5 лет.Обычно заведующие лабораториями являются также членами Учёного (научно-технического) совета учреждения.

Преподаватель — педагог, который занимается преподаванием чего-либо (обычно в среднем специальном или высшем учебном заведении). Например, преподаватель физики.

Научная школа — оформленная система научных взглядов, а также научное сообщество, придерживающееся этих взглядов. Формирование научной школы происходит под влиянием лидера, эрудиция, круг интересов и стиль работы которого имеют определяющее значение для привлечения новых сотрудников. Отношения внутри такого научного коллектива способствуют обмену информации на уровне идей (а не конечных результатов исследований), что значительно повышает эффективность творческой научной работы.

Школьная медаль (официально — медаль «За особые успехи в учении») — знак отличия, выдаваемый по завершении среднего общего образования в школах России и стран бывшего СССР. Медаль является одним из основных видов поощрения выпускников средних школ за успехи в учёбе.

Нау́чно-иссле́довательский институ́т (НИИ) — государственное учреждение, специально созданное для организации научных исследований и проведения опытно-конструкторских разработок.

Докторанту́ра — формы повышения квалификации лиц с целью подготовки их к соисканию учёных степеней докторa наук; специализированное подразделение вуза или научно-исследовательского учреждения по подготовке преподавательских и научных кадров высокой квалификации — докторов наук.

Действительный член — в организациях, где допускаются различные виды членства, — член организации, имеющий относительно более высокий статус. В зависимости от устава организации действительный член может быть физическим или юридическим лицом.

Клиническая ординатура — это часть многоуровневой системы высшего профессионального образования медицинских работников в СССР и странах постсоветского пространства (кроме Казахстана). Ординатура, наряду с интернатурой, является этапом последипломного образования врачей на базе медицинских высших учебных заведений, научно-исследовательских институтов, а также институтов усовершенствования врачей. Окончившим подготовку в клинической ординатуре в дополнение к диплому о базовом высшем медицинском образовании…

Пермский федеральный исследовательский центр Уральского отделения Российской академии наук (сокр. ПФИЦ УрО РАН).

Патологическая физиология — раздел медицины и биологии, изучающий закономерности возникновения, развития и исхода патологических процессов; особенности и характер динамического изменения физиологических функций при различных патологических состояниях организма.

Дипло́мная рабо́та (Дипло́мный прое́кт) — один из видов выпускной квалификационной работы — самостоятельная творческая работа студентов, обучающихся по программам подготовки специалистов, бакалавров и магистров, выполняемая ими на последнем, выпускном курсе.

Моногра́фия (от греч. μόνος — «один, единый» и γράφειν — «писать») — научный труд в виде книги с углублённым изучением одной темы или нескольких тесно связанных между собой тем.

Экономическая кибернетика — одно из научных направлений кибернетики, которое занимается приложением идей и методов кибернетики к экономическим системам. В расширенном смысле под экономической кибернетикой понимают область науки, возникшую на стыке математики и кибернетики с экономикой, включая математическое программирование, исследование операций, экономико-математические модели, эконометрику и математическую экономику. Экономическая кибернетика рассматривает экономику, а также её структурные и…

Учебно-методическое объединение образовательных организаций (УМО) — государственно-общественная организация, созданная в системе образования в целях участия педагогических, научных работников, представителей работодателей в разработке федеральных государственных образовательных стандартов, примерных основных образовательных программ, координации действий организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в обеспечении качества и развития содержания образования.

Высшая математика — курс обучения в средних и высших учебных заведениях, включающий высшую алгебру и математический анализ.

История государства и права — историко-правовая наука, изучающая и выявляющая исторические закономерности развития системы государства и права. Предмет — изучение возникновения, развития и смены типов и форм государства и права, госорганов, институтов конкретных государств и народов в определённый период. История отечественного государства и права является политико-юридической, а не просто общеисторической дисциплиной. Как историко-правовая наука она позволяет создать основу теоретических и практических…

Адъю́нкт (от лат. adjunctus «присоединённый») — должность или звание помощника или заместителя в различных областях.

Тео́рия госуда́рства и пра́ва — это фундаментальная юридическая наука, которая изучает сущность, наиболее общие закономерности и тенденции происхождения, развития и функционирования государства и права в их постоянном взаимодействии, а также формирует общие для всех юридических наук понятия и категории. Без её усвоения проблематично разобраться в более конкретизированных, эмпиричных знаниях о государстве и праве, используемых основными юридическими науками.

Академия наук Республики Татарстан (сокр. АН РТ) — высшее государственное научное учреждение Республики Татарстан. Учреждена указом Президента Республики Татарстан М. Ш. Шаймиева № УП-138 от 30 сентября 1991 года «в целях обеспечения высокого уровня развития фундаментальных наук в республике, усиления их роли в решении актуальных проблем материальной и духовной культуры, народного хозяйства, координация научно-исследовательских работ, ведущихся в академических, отраслевых институтах и вузах». АН…

Нау́чный коммуни́зм — одна из трёх основных частей марксизма-ленинизма, наряду с марксистско-ленинской философией и политической экономией, дающая наиболее прямое, непосредственное, социально-политическое обоснование исторической миссии рабочего класса, условий и путей её осуществления; наука об общих социально-политических закономерностях, путях, формах и методах коммунистического преобразования общества.

Приглашённый профе́ссор (англ. visiting professor) — профессор, приглашённый для временной преподавательской или исследовательской работы в неосновном для него учебном заведении.

Теплофизика — совокупность дисциплин, представляющих теоретические основы энергетики. Включает термодинамику, тепломассообмен, методы экспериментального и теоретического исследования равновесных и неравновесных свойств веществ и тепловых процессов.

Нау́чно-иссле́довательская лаборато́рия — лаборатория для проведения экспериментов и научных исследований учёных и исследователей. Может быть присоединенной к ВУЗу или НИИ.

Аллерголо́гия (от греч. ἄλλος — другой, иной, чужой, ἔργον — воздействие и Λόγος — знание, слово, наука) — раздел медицины, изучающий аллергические реакции и заболевания, причины их возникновения, механизмы развития и проявления, методы их диагностики, профилактики и лечения.

Институ́т исто́рии РАНИОН — научно-исследовательское учреждение в РСФСР. Существовал в 1921—1929 годах в Москве.

Казанская государственная медицинская академия — образовательный филиал Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования Минздрава России с 2016 года, а до того самостоятельный вуз. Основан в 1920 году.

Политическая история — межотраслевая дисциплина на стыке истории и политологии, изучающая историю политических теорий и институтов, политических событий и их взаимосвязи в историческом аспекте. Любые значительные политические исследования так или иначе предполагают обращение к политической истории.

Дире́ктор (от лат. dirigere, directum — от di и regere — «управлять», мн. ч. — директора́; устар. жен. — директриса) — управляющий, руководитель, начальник компании, предприятия или учебного заведения.

Социология управления — отрасль социологической науки, изучающая механизмы социального управления и управленческие процессы в больших и малых социальных системах с учетом социокультурных и социально-экономических характеристик данных систем (общества, организаций). Социология управления — сфера научных социологических исследований, содержащая в себе исследование социальных механизмов и способов управленческого воздействия на общество, его отдельные сферы (экономическую, социальную, политическую…

Упоминания в литературе (продолжение)

Профессор, доктор биологических наук Стефан Яковлевич Вейсиг в 1944 году принял кафедру биологии Красноярского государственного медицинского института от профессора Ивана Ивановича Канаева, одновременно продолжая оставаться заведующим кафедрой зоологии Красноярского государственного педагогического института до 1949 года.

Руководитель авторского коллектива – Котова Светлана Аркадьевна, кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой педагогики начального образования и художественного развития ребенка Института детства РГПУ им. А. И. Герцена (разделы 1–8).

Заведующий кафедрой теории и методики футбола, кандидат педагогических наук, профессор Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, технический директор РФС, директор ВШТ

Рецензенты: заведующий кафедрой «Основы медицинских знаний» Белорусского государственного педагогического университета имени М. Танка, доктор медицинских наук, профессор В.П. Сытый; главный научный сотрудник Управления системной интеграции, академик Международной академии наук информации, информационных процессов и технологии при ООН, доктор технических наук, профессор В.О. Чернышев

Подымова Л. С., доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии образования Московского педагогического государственного университета

А. В. Петров, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой Южно-Уральского государственного университета

Чечулин Алексей Викторович, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой связей с общественностью и рекламы ГОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена»

Научный редактор, автор-составитель — Комарова Тамара Семеновна – заведующая кафедрой эстетического воспитания Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова, заслуженный деятель науки РФ, доктор педагогических наук, профессор, действительный член Международной академии наук педагогического образования, действительный член Международной педагогической академии. Автор многочисленных трудов по различным вопросам дошкольной педагогики, истории педагогики; создатель и руководитель научной школы.

Коржубаев Андрей Геннадиевич – заведующий кафедрой Новосибирского государственного университета, заведующий отделом Института экономики и организации промышленного производства СО РАН, доктор экономических наук, профессор

Заведующий кафедрой педагогики Военно-медицинской академии им. С. М. Кирова, заслуженный работник высшей школы РФ, доктор педагогических наук профессор А. В. Козлов

Егорова Мария Александровна – доктор юридических наук, доцент, и.о. заведующего кафедрой, профессор кафедры предпринимательского и корпоративного права юридического факультета им. М.М. Сперанского Института права и национальной безопасности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (гл. 4 § 2).

Григорьев С.Г. – член-корреспондент РАО, директор Института математики, информатики и естественных наук ГАОУ ВО «Московский городской педагогический унивеситет», заведующий кафедрой информатики и прикладной математики, доктор технических наук, профессор.

Д.В. Пятков – кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права юридического факультета Алтайского государственного университета, заведующий кафедрой гражданско-правовых дисциплин Западно-Сибирского филиала Российской правовой академии Минюста России

Рецензенты: В. Г. Помников, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой медико-социальной экспертизы и реабилитации при нервных болезнях Санкт-Петербургского института усовершенствования врачей-экспертов; Н. В. Скрипченко, доктор медицинских наук, профессор, заместитель директора по научной работе Научно-исследовательского института детских инфекций.

Труханов В.А. – доктор политических наук, профессор, заместитель заведующего кафедрой политологии и социологии Поволжской академии государственной службы им. П.А. Столыпина.

Евстифеев Р.В., доктор политических наук, доцент, заведующий кафедрой политологии Владимирского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Тамара Васильевна Шершень – кандидат юридических наук, доцент, заведующая кафедрой гражданского права и процесса ФГБОУ ВПО «Пермский государственный национальный исследовательский университет».

В апреле 1985 г. З.З. Зинатуллин избирается на должность заведующего кафедрой Удмуртского государственного университета. В январе 1987 г. ему присваивается ученое звание профессора. Профессор Зинур Зинатуллович Зинатуллин успешно сочетает преподавательскую, научную и организаторскую деятельность. Он является автором свыше 300 научных публикаций: в их числе 10 монографий, 18 учебных пособий (работы «Уголовно-процессуальное доказывание» (2003) и «Юридическая этика» (2010) рекомендованы Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебных пособий для студентов высших учебных заведений по специальности 021100 «Юриспруденция»). Он соавтор учебников по уголовному процессу, изданных коллективами ученых Ленинградского (1989), Казанского (2004), Оренбургского (2008) государственных университетов, курсов лекций по уголовному процессу (2000–2001), (2007–2010), «Профессиональная этика юриста» (2012), а также спецкурсам «Обвинение и защита по уголовным делам» (1989, 1997), «Уголовно-процессуальные функции» (1994, 2002) «Нравственные основы уголовно-процессуальной деятельности» (2007) и «Алгоритм применения уголовно-процессуальных норм» (2012).

Магденко Александр Дмитриевич – кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и истории права и государства Уральского филиала ФГБОУВО «Российской государственный университет правосудия» – глава 19;

Прохоров А. О. – доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей психологии Казанского (Поволжского) федерального университета

кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой клинической и специальной психологии факультета социальной медицины ФГБОУ ВПО «ГКА имени Маймонида» Людмила Викторовна Сенкевич;

5. Егорова Мария Александровна – доктор юридических наук, доцент, заместитель заведующего кафедрой предпринимательского и корпоративного права юридического факультета им. М.М. Сперанского ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ» – гл. 1 (за исключением ч. 2.5 и 2.6 § 2); § 1 гл. 3 (1.14 и 1.15 совместно с С.Д. Могилевским); § 3 гл. 3; § 4 гл. 3 (за исключением ч. 4.1.1.); § 1–3 гл. 5.

Глущенко Александра Васильевна, доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой учета, анализа и аудита Волгоградского государственного университета

О. Н. Астафьева, доктор философских наук, профессор, директор научно-образовательного центра «Гражданское общество и социальные коммуникации», заместитель заведующего кафедрой ЮНЕСКО Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ;

Бородкин Леонид Иосифович, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой исторической информатики, заместитель декана исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова

Микляева Наталья Викторовна – кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой педагогики и методики дошкольного образования Московского гуманитарного педагогического института, член-корреспондент МАНПО;

О. М. Буранок, доктор филологических наук, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой русской, зарубежной литературы и методики преподавания литературы Самарского государственного социально-педагогического университета

О. Ф. Шабров, доктор политических наук, профессор, заведующий кафедрой политологии и политического управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

С. Н. Морозюк, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой психологии факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета

Морозюк Светлана Николаевна, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой психологии факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета.

Вчерашнему школьнику сложно сориентироваться в структуре университета и должностях руководства. Мы расскажем об иерархии в вузе и поможем разобраться, кто здесь главный.

Нужна помощь?

Доверь свою работу кандидату наук!

Интересные материалы, которые облегчат студенческую жизнь, ждут в нашем образовательном телеграм-канале. А ещё мы подготовили специальную группу с акциями и выгодными предложениями.

Иерархия должностей в вузе

Поможем разобраться во внутренней системе университета.

Ректор

Ректор — это руководитель учебного заведения. Он определяет стратегию его развития, ищет дополнительные источники финансирования, распределяет фонды. Именно от его успешной деятельности во многом зависит престиж университета или академии.

Проректор

Проректор — это заместитель ректора. Как правило, в крупных вузах их несколько:

  • по научной работе;
  • по научно-педагогической работе;
  • по учебно-воспитательной работе;
  • по взаимодействию с иностранными партнёрами;
  • по учебно-методической работе;
  • по административно-хозяйственной работе.

Они помогают ректору решать текущие проблемы, один из проректоров замещает ректора на период его отпуска или болезни.

Директор и декан

Если в составе университета есть отдельные институты, их возглавляют директора. Эти структурные единицы существуют только в крупных вузах России, чаще всего в учебном заведении есть несколько факультетов, во главе которых стоят деканы.

Обязанности у директоров и деканов идентичны: они руководят институтом или факультетом, выполняют административные функции:

  1. Организуют и руководят научной, учебной, воспитательной, методической работой.
  2. Руководят работой стипендиальной и приёмной комиссий.
  3. Отчисляют студентов из-за «хвостов», долгов за контрактное обучение или другие нарушения.
  4. Укрепляют и улучшают материальную базу.
  5. Решают организационные проблемы.

У директоров и деканов есть заместители (по учебной, воспитательной, научной и методической работе), а техническую работу (набор документов, координация со студентами и преподавателями и пр.) выполняют методисты деканата.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Директор и декан

Руководителей вуза, факультета и кафедры лучше знать в лицо

Заведующий кафедрой

Институты и факультеты состоят из нескольких кафедр. У каждого из этих структурных подразделений свой заведующий, в чьи обязанности входит:

  • разработка образовательных программ и учебных планов;
  • распределение учебной нагрузки между преподавателями;
  • организация и руководство практикой студентов;
  • проведение зачётов и экзаменов, защит курсовых и дипломных;
  • организация научно-исследовательской работы педагогов.

У него тоже есть свои заместители по разным направлениям работы.

Преподаватели

У преподавательского состава кафедры тоже есть своя иерархия: некоторые должности стоят выше других. Вот как они располагаются в порядке убывания:

  1. Профессор — имеет степень кандидата или доктора наук, у него небольшая учебная нагрузка, обычно преподаёт у магистров и аспирантов, занимается научной деятельностью.
  2. Доцент — эту должность, как правило, занимают кандидаты наук, которые ведут профильные дисциплины.
  3. Старший преподаватель — часто на эти вакансии устраиваются совместители, у которых есть практический опыт работы в отрасли.
  4. Ассистент — стартовая позиция в иерархии педагогов. Они проводят лабораторные работы и семинары, но вести лекции им обычно не доверяют. Часто на должность ассистента устраиваются аспиранты, чтобы начать получать педагогический стаж.

Доцент и профессор — не только должности, но и учёные звания. Они определяют научные достижения работников высшего образования.

Техническую работу (оформление документов, обслуживание оборудования и пр.) на кафедрах выполняют инженеры или лаборанты.

Посмотри примеры работ и убедись, что мы поможем на совесть!

Решить проблемы с преподавателями поможет студенческий сервис. Его эксперты знают, как подготовить учебную работу, к которой не придерётся ни один профессор.

Карина

Карина – противоречивая натура: любит фильмы Ларса фон Триера и песни Михаила Шуфутинского. В активе – два высших образования и тысяча прочитанных книг.

Заве́дующий ка́федрой (англ. department chair) — руководитель кафедры в высших учебных заведениях, как правило, профессор, доктор наук.

Определение

Согласно энциклопедическому словарю заведующий кафедрой ― это руководитель учебно-научного подразделения высшего учебного заведения[1].

Должностные обязанности

Заведующий кафедрой ― это выборная должность, избираемая членами учёным советом вуза или факультета из числа наиболее квалифицированных и авторитетных ученых, имеющих, как правило, ученое звание профессора или ученую степень доктора наук. Заведующий кафедрой лично осуществляет учебную, методическую и научно-исследовательскую работу по одной или нескольким родственным дисциплинам кафедры, ведет подготовку научно-педагогических кадров, осуществляя научное руководство аспирантами и докторантами[1].

Заведующий кафедрой входит в состав учёного совета вуза и факультета, Государственной аттестационной комиссии. Организует со студентами учебные занятия, производственные и преддипломные практики, экзамены и зачёты, подготовку учебных программ, учебников и учебных пособий, подготовку кадров, рассмотрение диссертаций, проведение научно-исследовательских работ. Занимается подбором штата профессорско-преподавательского состава кафедры, определением объёмом учебной нагрузки каждого члена штата, планированием работы кафедры, контролем качества работы кафедры и т.д[1].

Источники

  1. 1,0 1,1 1,2 Заведующий кафедрой//Управление персоналом: Энциклопедический словарь/Под ред. А.Я. Кибанова ― М.: Инфра-М, 1998 ― 453с. ― С.83 ― ISBN 5-86225-904-X

Заведующий кафедрой

Заведующий кафедрой

Заведующий кафедрой — руководитель кафедры в высших учебных заведениях, как правило, профессор, доктор наук.

Обычно заведующие кафедрами являются также членами Учёного совета факультета и/или высшего учебного заведения.

Под его руководством работают профессора, доценты, ассистенты, старшие преподаватели, ведущие, старшие и младшие научные сотрудники, аспиранты и другие сотрудники кафедры, организуется работа учебных лабораторий и кабинетов. Заведующий кафедрой несёт персональную ответственность за организацию учебной, методической, научной (в том числе подготовка аспирантов) и иных работ на кафедре.

 Просмотр этого шаблона Структура вуза
Профессиональное
образование

Высшее (Бакалавриат • Магистратура • Специалитет) • Послевузовское (Аспирантура (интернатура • адъюнктура) • Докторантура • Дополнительное)

Основные подразделения

Факультет • Кафедра

Управление

Президент • Канцлер • Ректор • Проректор • Учёный совет • Попечительский совет • Декан • Деканат • Заведующий кафедрой

Преподаватели

Профессор • Доцент • Старший преподаватель • Преподаватель • Ассистент

Студенты

Курс • Поток • Группа • Староста

Категория:

  • Высшие учебные заведения

Wikimedia Foundation.
2010.

Полезное

Смотреть что такое «Заведующий кафедрой» в других словарях:

  • заведующий, заведующая — Вопрос Как правильно: «заведующий (заведующая) чем» или «чего»?      Слово заведующий (заведующая) управляет тв. п.: заведующий (заведующая) чем заведующий, заведующая кафедрой, базой, складом, отделом, сектором, производством, редакцией, кадрами …   Словарь трудностей русского языка

  • Багров, Владислав Гавриилович — Заведующий кафедрой квантовой теории поля Томского государственного университета (ТГУ). Родился 1 октября 1938 г. в г. Томске. В 1961 г. окончил ТГУ; в 1964 г. аспирантуру, в 1969 г. докторантуру при Московском государственном университете.… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Королев, Анатолий Акимович — Заведующий кафедрой истории ИМ с 1992 г.; родился 16 апреля 1940 г. в п. Епифань Тульской области; окончил Тульский государственный педагогический институт в 1964 г., кандидат исторических наук, доктор исторических наук, академик РАЕН; 1969 1973… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Меликсетов, Арлен Ваагович — Заведующий кафедрой истории Дальнего Востока и Юго Восточной Азии Института стран Азии и Африки (ИСАА) при МГУ им. М. В. Ломоносова; родился 1 января 1930 г. в г. Москве; окончил исторический факультет МГУ в 1953 г., доктор исторических наук,… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Ильюшенко, Владимир Николаевич — Заведующий кафедрой радиоэлектроники и защиты информации, проректор по научной работе Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР). Родился 1 января 1947 г. в с. Ягодном Асиновского района Томской области. В …   Большая биографическая энциклопедия

  • Козьменко, Владимир Матвеевич — Заведующий кафедрой истории России Российского университета дружбы народов с 1995 г.; родился 5 мая 1941 г. в п. Глушково Курской области; окончил факультет журналистики Казахского государственного университета, кандидат наук, доктор наук,… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Лукьянов, Герман Александрович — Заведующий лабораторией Института высокопроизводительных вычислений и баз данных с 1997 г.; родился 24 декабря 1936 г. в г. Ленинграде; окончил Ленинградский Военно механический институт в 1960 г., доктор технических наук, профессор, член… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Ахметзянов, Марат Халикович — Заведующий кафедрой строительной механики Сибирского государственного университета путей сообщения. Родился 13 октября 1932 г. в г. Казань, из служащих. Окончил Новосибирский институт инженеров железнодорожного транспорта (НИИЖТ) в 1956 г.,… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Кориков, Анатолий Михайлович — Заведующий кафедрой автоматизированных систем управления Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР). Родился 1 января 1942 г. в г. Орске Оренбургской области. В 1966 г. окончил Томский государственный… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Островский, Анатолий Михайлович — Заведующий кафедрой Сибирского государственного университета путей сообщения. Родился 25 мая 1937 г. в г. Белебей Башкирской АССР, из служащих. Окончил Новосибирский институт инженеров железнодорожного транспорта в 1964 г. Доктор технических наук …   Большая биографическая энциклопедия

1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 Заведующий кафедрой относится к категории руководителей.

1.2 На должность заведующего кафедрой назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование и стаж научной, научно-педагогической работы или практической деятельности по профилю кафедры не менее 5 лет.

1.3 Должность заведующего кафедрой является выборной. На эту должность избираются лица, из числа квалифицированных специалистов соответствующего профиля, имеющих ученую степень или звание. Порядок выборов на указанную должность определяется Уставом университета. Избранный заведующий кафедрой назначается на должность приказом ректора университета.

1.4 Заведующий кафедрой — организует работу кафедры и непосредственно руководит кафедрой.

1.5 Заведующий кафедрой должен знать:

  • Конституцию РФ;
  • Законы, постановления правительства и нормативные акты Минобразования России по вопросам образования и воспитания обучающихся;
  • Конвенцию о правах ребенка;
  • Педагогику, педагогическую психологию;
  • Основы физиологии, гигиены;
  • Теорию и методы управления образовательными системами.

1.6 В своей деятельности заведующий кафедрой руководствуется:

  • законодательством Российской Федерации; законом РФ «Об образовании»;
  • федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»;
  • государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования;
  • нормативными документами федерального государственного органа управления образованием;
  • уставом университета;
  • коллективным договором;
  • правилами внутреннего распорядка университета;
  • положением о кафедре университета;
  • приказами ректора;
  • распоряжениями, указаниями проректора по учебной работе и иными нормативными и распорядительными актами администрации университета;
  • настоящей должностной инструкцией.

1.7 Заведующий кафедрой подчиняется непосредственно декану факультета (директору института), в состав которого входит кафедра.

1.8 На время отсутствия заведующего кафедрой (болезнь, отпуск, командировка) его обязанности исполняет заместитель, а если нет такового, то другое должностное лицо кафедры, назначенное заведующим кафедрой письменным распоряжением по кафедре.

2 ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

Заведующий кафедрой обязан:

2.1 Осуществлять планирование, организацию и контроль учебной, учебно-методической, научно-методической, научной и научно-исследовательской работы кафедры по всем формам получения образования.

2.2 Рассматривать и утверждать на заседаниях кафедры распределение учебной нагрузки между преподавателями, индивидуальные планы работы преподавателей, план работы кафедры.

2.3 Осуществлять контроль качества проведения всех видов учебных занятий преподавателями кафедры и всех форм итогового контроля.

2.4 Утверждать графики работы преподавателей кафедры и учебно-вспомогательного персонала.

2.5 Контролировать выполнение индивидуальных планов преподавателей, плана работы кафедры, плана и графика работы учебно-вспомогательного персонала.

2.6 Контролировать разработку рабочих программ по дисциплинам, закрепленным за кафедрой, и в установленном порядке представлять их к согласованию и утверждению.

2.7 Читать лекции для студентов по одной или нескольким дисциплинам.

2.8 Проводить контроль качества и количества методического обеспечения дисциплин, читаемых на кафедре. Своевременно организовывать работы по укомплектованию закрепленных за кафедрой курсов необходимыми и достаточными методическими материалами.

2.9 Осуществлять руководство подготовкой к изданию учебников, учебных пособий, конспектов лекций, методических указаний и другого методического материала по дисциплинам, закрепленным за кафедрой.

2.10 Принимать личное участие в научно-методической работе кафедры в составе методической комиссии по специальности, научно-методического совета факультета, института, университета.

2.11 Проводить анализ и обсуждение на заседаниях кафедры итогов текущего контроля, экзаменационной сессии, результатов защиты выпускной квалификационной работы и госэкзамена, на основе результатов анализа разрабатывать и реализовывать необходимые мероприятия, направленные на улучшение организации учебного процесса и повышение качества подготовки специалиста.

2.12 Осуществлять подбор и комплектование штатов профессорско-преподавательского состава, научно-исследовательского, учебно-производственного и учебно-вспомогательного персонала кафедры, обеспечивать рациональное распределение обязанностей между ними, способствовать созданию нормального психологического климата в коллективе.

2.13 Планировать, контролировать и принимать участие в подготовке и повышении квалификации научно-педагогических работников и инженерно-технического персонала кафедры, оказывать методическую помощь начинающим преподавателям в овладении педагогическим мастерством.

2.14 Организовывать и руководить научно-исследовательской работой по профилю кафедры, привлекать к научным исследованиям студентов, организовывать их участие в конференциях, выставках, конкурсах, олимпиадах, проводимых университетом или другими вузами.

2.15 Проводить работу по защите авторских прав сотрудников кафедры на интеллектуальную собственность.

2.16 Принимать необходимые меры по координации работ с другими кафедрами и научными подразделениями университета. Организовывать необходимые мероприятия по внедрению результатов НИР в производство.

2.17 Организовывать систематическую связь с выпускниками кафедры, а также с предприятиями и учреждениями, в которых они работают, с целью своевременной корректировки учебного процесса на кафедре.

2.18 Организовывать и постоянно контролировать ведение документации кафедры согласно утвержденной номенклатуре дел кафедры.

2.19 Своевременно доводить до сведения сотрудников кафедры приказы, распоряжения, решения и другие документы деканата, администрации университета, касающиеся учебной и научной деятельности кафедры, факультета (института), университета и контролировать их исполнение сотрудниками кафедры

2.20 Своевременно выполнять виды работ, касающиеся кафедры, указанные в регламенте типовых процедур управления университетом.

2.21 Контролировать и принимать все необходимые меры по охране труда, промсанитарии и противопожарной безопасности на кафедре с целью обеспечения безопасности работы в учебных, научных помещениях кафедры, полного исключения производственного травматизма и профзаболеваний сотрудников.

3 ПРАВА

Заведующий кафедрой имеет право:

3.1 Издавать в пределах своих полномочий распоряжения по кафедре, регламентирующие её работу, обязательные для исполнения всеми работниками кафедры, её структурными подразделениями и студентами.

3.2 Участвовать в работе любого структурного подразделения университета, где обсуждаются и решаются вопросы, относящиеся к деятельности кафедры.

3.3 Избирать и быть избранным в Ученые советы университета, факультета (института).

3.4 Вносить необходимые корректировки в любые планы работы кафедры и её сотрудников, в рабочие программы и другую учебную документацию с последующим их утверждением в установленном порядке.

3.5 Вносить на рассмотрение кафедры предложения по совершенствованию её учебной, научной и иной деятельности.

3.6 Распределять и перераспределять учебную нагрузку между профессорско-преподавательским составом кафедры в пределах годовой нормы учебной нагрузки с целью рационального использования трудовых ресурсов кафедры при выполнении всех видов деятельности, в том числе, по решению кафедры, на определенный период снижать учебную нагрузку тем, кому поручено выполнение важной для кафедры или университета учебно-методической или госбюджетной научно-исследовательской работы или на период защиты диссертации.

3.7 Посещать и контролировать все виды учебных занятий, а также экзамены и зачеты, проводимые преподавателями кафедры, а заведующие профилирующей кафедрой при согласовании своих проверок с другими заведующими кафедрами — все виды занятий студентов той специальности, по которой выпускают специалистов, вносить, в случае необходимости, свои предложения по улучшению проведения занятий.

3.8 Назначать внештатных заместителей по основным видам работ кафедры.

3.9 Привлекать к участию в организации и проведении учебного процесса персонал НИС кафедры в установленном порядке.

3.10 Привлекать в установленном порядке к выполнению научных исследований профессорско-преподавательский состав и учебно-вспомогательный персонал кафедры, студентов, а также при необходимости — сотрудников других кафедр университета, иных организаций и предприятий.

3.11 На условиях штатного совместительства лично руководить или заниматься научной деятельностью, финансируемой за счет привлеченных средств предприятий или организаций.

3.12 Требовать письменные отчеты от сотрудников кафедры по любому виду выполняемой работы.

3.13 Подбирать в установленном порядке кандидатуры сотрудников кафедры и кандидатов в аспиранты и представлять их на утверждение ректору.

3.14 Руководить подготовкой аспирантов и соискателей.

3.15 Принимать к рассмотрению диссертации, представляемые к защите сотрудниками кафедры или (по представлению ректора университета) другими соискателями.

3.16 Представлять в установленном порядке руководству университета предложения по приему в штат кафедры работников, увольнению и перемещению в должности сотрудников кафедры, моральному и материальному их поощрению, вносить предложения о наложении взыскания на сотрудника вплоть до отстранения его от работы.

3.17 Вносить декану факультета предложения о представлении студентов за успехи в учебе и активное участие в НИРС к различным формам морального и (или) материального поощрения, вносить предложения о наложении взыскания на студента, вплоть до отчисления из университета.

3.18 Пользоваться бесплатно услугами социально-бытовых, лечебных и других структурных подразделений университета в соответствии с уставом университета и коллективным договором.

3.19 В установленном порядке обжаловать приказы, распоряжения и другие организационно-распорядительные акты администрации университета.

4 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Заведующий кафедрой несет ответственность за:

4.1 Низкий уровень организации учебной, научно-методической и научной работы кафедры.

4.2 Реализацию образовательно-профессиональной программы в меньшем объеме, чем предписывает государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности.

4.3 Низкое качество подготовки специалистов по закрепленным за кафедрой дисциплинам и специальностям.

4.4 Использование материально-технической базы кафедры не по её функциональному назначению.

4.5 Нарушение прав и академических свобод работников кафедры и студентов.

4.6 Невыполнение обязанностей, предусмотренных Уставом университета, действующими правовыми актами и должностной инструкцией.

4.7 Не обеспечение безопасных условий труда работникам кафедры при проведении учебных занятий в помещениях, закрепленных за кафедрой.

4.8 Ненадлежащее обеспечение пожарной безопасности и выполнение противопожарных мероприятий во вверенном структурном подразделении и закрепленных помещениях.

4 ВЗАИМООТНОШЕНИЯ

5.1 Заведующий кафедрой принимает к исполнению поручения ректора, выраженные в устной или письменной форме.

5.2 Заведующий кафедрой принимает к исполнению выраженные в устной или письменной форме и непосредственно ему адресованные поручения первого проректора университета, первого проректора по учебной работе, проректоров по учебной и научной работе, а также поручения ректора, переданные через помощников, поставив в известность об этом декана факультета (директора института) по подчиненности.

5.3 Заведующий кафедрой принимает к исполнению поручения, не касающиеся прямых его должностных обязанностей, других лиц администрации университета, не перечисленных в п. 5.1 и п. 5.2, только при наличии резолюции проректора или декана по подчиненности.

5.4 Заведующий кафедрой может получить информацию от служб и структурных подразделений университета, если это не входит в прямые обязанности последних, на основе соответствующего запроса с визой декана факультета (директора института) или проректора в зависимости от подчиненности структурного подразделения, в которое направлен запрос.

5.5 Заведующий профилирующей кафедрой может отдавать распоряжения студентам только той специальности, по которой осуществляется выпуск специалистов. Студентов другой специальности заведующий кафедрой может привлекать к выполнению какой-либо работы только с разрешения декана того факультета (директора института), в ведении которого студенты этой специальности находятся.

5.6 Порядок взаимодействия кафедры с деканатом, со студентами, с другими структурными подразделениями университета в вопросах организации, планирования и управления учебным процессом определены «Регламентом типовых процедур управления университетом».

Заведующий кафедрой

25 Август 2011

Тематика: словарь абитуриента

Заведующий кафедрой – это руководитель кафедры в высших учебных заведениях. Обычно он имеет ученую степень или звание профессора, доктор наук или доцента. Заведующий кафедрой также может состоять в учёном совете факультета и/или вуза.

Заведующий кафедрой избирается каждые 5 лет из числа наиболее квалифицированных и авторитетных специалистов, чей профиль соответствует профилю факультета. Он, как правило, должен иметь ученую степень или звание, и преподавать в данном вузе не менее 5 лет. Возраст кандидата не должен превышать 65 лет.

Под руководством зав. кафедрой работают профессора, доценты, ассистенты, старшие преподаватели, научные сотрудники, аспиранты и другие сотрудники кафедры. Он организует работу учебных лабораторий и кабинетов, и несёт персональную ответственность за организацию учебной, методической, научной и иных работ на кафедре. Кроме того заведующий кафедрой сам преподает какие-то дисциплины в своем вузе, принимает участие в подготовке и проведении факультетских мероприятий.

Следите за важными новостями образования в нашей группе ВКонтакте:

Комментарии (1)


1

Оцените комментарий:
Ответить


16 Ноябрь 2019 в 01:57

Хорошо написано.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Чаговит инструкция по применению отзывы аналоги
  • Инструкция к зарядному устройству зу 90м
  • Умвд россии по г невинномысску руководство
  • Мотилиум суспензия для приема внутрь инструкция
  • Коэнзим q10 для чего нужен организму женщины инструкция по применению