Руководство как формальное лидерство

Автор статьи

Кунилова Ксения

Эксперт по предмету «Менеджмент»

преподавательский стаж — 5 лет

Задать вопрос автору статьи

Особенности формального лидерства

В современной науке выделяют два основных типа лидерства:

  1. Формальное;
  2. Неформальное.

Определение 1

Формальное лидерство это воздействие индивида на других людей (подчиненных) в силу официально занимаемой им руководящей должности (директор, председатель, топ-менеджер и т. п.). Такой человек обладает определенными преимуществами и обязанностями, исходя из его статуса и занимаемой должности. Тот, кто наделен статусом формального лидера, не всегда выполняет сами лидерские функции.

Формальный лидер по большей части направляет работу других и одновременно несет персональную ответственность за все полученные результаты. Хороший менеджер постоянно контролирует сроки и действия сотрудников, он может вносить порядок и последовательность в те виды работ, которые выполняются сотрудниками. Свое взаимодействие с подчиненными руководитель (лидер) выстраивает на основе фактов и придерживаясь рамок по отношению к целям и задачам. Такое взаимодействие достаточно редко выходит на неформальный уровень, но и имеющиеся отношения вполне устраивают все стороны.

Логотип baranka

Сдай на права пока
учишься в ВУЗе

Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!

Получить скидку 3 000 ₽

Официально назначенный руководитель обладает некоторыми преимуществами. Например, он чаще становится лидером именно потому, что уже имеет конкретные навыки и полномочия в этих процессах. Но следует помнить еще и о том, что даже официально назначенный руководитель не считается лидером, ведь его признанию предшествует масса процессов. Лидерство вообще базируется чаще на неформальной основе, поскольку для того, чтобы человека признали главным, недостаточно просто установить его на эту должность.

Быть лидером – значит уметь вести за собой людей. Настоящие лидеры покоряют аудиторию своей убедительностью и харизмой. Они оказывают определенное психологическое воздействие, им хочется верить, доверять свои жизни, свою работу. А еще лидер – объективен. Он дает оценку всему происходящему, опираясь на опыт и те показатели, которые демонстрирует непосредственно исполнитель. Конечно, есть место и межличностным отношениям, но в таком случае лидерство носит скорее неформальный характер.

Кроме того, поведение формального руководителя зависит от того, стремится ли он продвигаться выше по служебной лестнице или удовлетворен своим настоящим положением и не особо интересуется дальнейшей карьерой. В первом случае руководитель, отождествляя себя с высшим руководством, а не с группой подчиненных, может считать, что эмоциональная привязанность к рабочей группе может стать тормозом на его пути. Приверженность руководителя своей группе может войти в противоречие с его личными амбициями и оказаться в конфликте с его приверженностью руководящей группе организации. Во втором случае он полностью отождествляет себя со своими подчиненными и стремится сделать все от него зависящее, чтобы защитить их интересы.

«Формальное и неформальное лидерство » 👇

Таким образом, формальный лидер – это человек, полностью погруженный в работу и не стремящийся вступить в межличностные неформальные контакты с подчиненными. Руководители выстраивают свои отношения соответственно ролям, которые подчиненные играют в той цепочке событий, где есть определенная структура компании, цели и задачи предприятия, планы и сроки. Как правило, формальное лидерство имеет особое значение в крупных организациях и корпорациях, где необходимо регулярно поддерживать крепкие связи и контролировать все процессы между структурными подразделениями компании.

Формальный лидер имеет особую поддержку. Она выражается в делегированных официальных полномочиях. Обычно лидер действует внутри отведенной ему функциональной области, поскольку он лучше всего понимает ее, полностью погружается в специфику процессов.

Сущностьи виды неформального лидерства

Определение 2

Неформальным лидером является человек, который не всегда занимает руководящую должность, но при этом его слова становятся очень весомыми для коллектива. У него нет полномочий для того, чтобы принимать какие-то важные решения, и он не имеет права управлять персоналом. Но его личность настолько сильная и яркая, что он внушает доверие сотрудникам, имея над ними определенный уровень власти.

Главное преимущество неформального лидера состоит в том, что он теснее и ближе общается с коллегами. Понимая, что им действительно нужно, какие проблемы есть в коллективе, он может быть влиятельнее, нежели формальный лидер. Все это именно из-за того, что у него имеется конкретный уровень эмпатии и понимания, а также участия непосредственно в выстраивании коллектива и в его жизни. Также неформальное лидерство примечательно еще и тем, что иногда коллектив находится под влиянием одного из коллег. При этом сотрудники сами этого до конца не понимают, нет осознания. Но они замечают, что есть человек, который может организовывать команду, грамотно распределять обязанности между сотрудниками и помогает им в решении задач.

В случае затруднений к неформальному лидеру обращаются намного чаще, чем к формальному. Во-первых, этот человек практически всегда находится на своем рабочем месте, а значит, он быстрее даст обратную реакцию и связь. Во-вторых, намного проще обсуждать некоторые проблемы и вопросы с человеком, который находится примерно на том же уровне, что и все остальные сотрудники. Лидер может увлечь за собой других людей, привлечь их к выполнению какой-либо деятельности, внушить им идею и желание действовать в сложившихся условиях. У него есть талант организатора, внутреннее чутье. Как правило, такому не учат в вузах, эти качества развиваются внутри человека и лишь подкрепляются, когда тот набирается опыта.

Существует 5 разновидностей неформальных лидеров:

  1. Организатор – занимается в основном организационными вопросами;
  2. Рубаха-парень – имеет хорошую фантазию и находит нестандартное решение проблем;
  3. Бунтарь – всегда знает, когда и как выразить свою мысль, которая может быть абсолютно противоположной той идее, которая высказывается формальным лидером;
  4. Дирижер – к нему обращается руководитель, если хочет выстраивать отношения с подчиненными;
  5. Серый кардинал – не претендует на главенство, но может оказывать влияние на коллектив.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

01.01.70

Лидерство и руководство

Лидерство и руководство — это два разных понятия. Руководство концентрирует внимание на том, чтобы люди делали вещи правильно, а лидерство — на том, чтобы люди делали правильные вещи.

Таблица 1. Матрица базовых стратегий

Руководство

Лидерство

1. Осуществляется регуляция официальных отношений группы как некоторой социальной организации

1. Осуществляется регуляция межличностных отношений в группе

2. Связано со всей системой общественных отношений и является элементом макросреды

2. Является элементом макросреды (так же, как сама малая группа)

3. Целенаправленный процесс, осуществляемый под контролем различных элементов социальной структуры

3. Возникает стихийно

4. Явление более стабильное

4. Явление менее стабильное и зависит в большей степени от настроения группы

5. Более определенная система различных санкций

5. Менее определенная система различных санкций

6. Процесс принятия решений значительно более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств и соображений, не обязательно связанных с данной группой

6. Решения принимают непосредственно по групповой деятельности

7. Сфера действий руководителя шире, поскольку он представляет малую группу в более широкой социальной системе

7. Сфера деятельности лидера — в основном малая группа

Существует различие между формальным лидерством — когда влияние исходит из официального положения в организации и естественным лидерством — когда влияние исходит из признания другими личного превосходства лидера. В большинстве ситуаций, конечно, эти два вида влияния переплетаются в большей или меньшей степени. Важно здесь не то, что лидер обладает качествами превосходства, а то, что его сторонники считают, будто он обладает этими качествами.

Лидерство — это психологическая характеристика поведения отдельных членов группы, а руководство — это социальная характеристика отношений в группе, и в первую очередь с точки зрения распределения ролей управления и подчинения. В отличие от лидерства руководство выступает как регламентированный обществом правовой процесс.

Однако, несмотря на приведенные различия, и лидер, и руководитель имеют дело с одним и тем же типом проблем, связанных со стимулированием персонала организации, нацеливанием его на решение определенных задач, заботой о средствах, при помощи которых эти задачи могут быть решены.

Руководитель — это человек, который направляет работу других и несет персональную ответственность за ее результаты. Хороший менеджер вносит порядок и последовательность в выполняемую работу. Свое взаимодействие с подчиненными он строит больше на фактах и в рамках установленных целей.

Лидер воодушевляет людей и вселяет энтузиазм в работников, передавая им свое видение будущего и помогая им адаптироваться к новому, пройти этап изменений.

Руководители имеют тенденцию занимать пассивную позицию по отношению к целям. Чаще всего они по необходимости ориентируются на кем-то установленные цели и практически не используют их для проведения изменений. Лидеры, наоборот, сами устанавливают свои цели и используют их для изменения отношения людей к делу.

Официально назначенный руководитель подразделения обладает преимуществами в завоевании лидирующих позиций в группе, поэтому он чаще, чем кто-либо другой, становится лидером. Однако необходимо помнить, что быть руководителем не означает автоматически считаться лидером, так как лидерство в значительной мере базируется на неформальной основе.

Кроме того, поведение формального руководителя зависит от того, стремится ли он продвигаться выше по служебной лестнице или удовлетворен своим настоящим положением и особенно не стремится к продвижению. В первом случае руководитель, отождествляя себя с более крупными группами организации, нежели с группой подчиненных, может считать, что эмоциональная привязанность к рабочей группе может стать тормозом на его пути. Приверженность руководителя своей группе может войти в противоречие с его личными амбициями и оказаться в конфликте с его приверженностью руководящей группе организации. Во втором — он полностью отождествляет себя со своими подчиненными и стремится сделать все от него зависящее, чтобы защитить их интересы.

Руководители предпочитают порядок во взаимодействии с подчиненными. Они строят свои отношения с ними соответственно тем ролям, которые подчиненные играют в запрограммированной цепочке событий или в формальном процессе принятия и реализации решений. Это во многом происходит оттого, что менеджеры видят себя определенной частью организации или членами особого социального института. Лидеры подбирают и держат людей, которые понимают и разделяют их взгляды и идеи, отражаемые в лидерском видении. Лидеры учитывают потребности работников, воспринимаемые ими ценности и движущие ими эмоции. Лидеры склонны к использованию эмоций и интуиции и всегда готовы вызвать у своих последователей сильные чувства типа любви и ненависти. Лидеры не связывают уважение к себе с принадлежностью к определенной организации.

Руководители обеспечивают достижение целей подчиненными, контролируя их поведение и реагируя на каждое отклонение от плана. Лидеры строят свои отношения с подчиненными на доверии, мотивируя и вдохновляя их. Они закладывают доверие в основу групповой, совместной работы.

Используя свой профессионализм, различные способности и умения, руководители концентрируют свои усилия в области принятия решений. Они пытаются сузить набор путей решения проблемы. Решения часто принимаются на основе прошлого опыта. Лидеры, наоборот, предпринимают постоянные попытки разработки новых и неоднозначных решений проблемы. А самое главное, после того, как проблема ими решена, лидеры берут на себя риск и бремя выявления новых проблем, особенно в тех случаях, когда существуют значительные возможности для получения соответствующего вознаграждения.

Принято различать понятия лидера и руководителя как соответственно неформального и формального лидера. Процесс влияния через способности и умения или другие ресурсы, необходимые людям, получил название неформального лидерства. В этом случае влияние исходит из признания другими личного превосходства лидера. Формальное лидерство — это процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности, официального положения в организации.

Формальный лидер имеет поддержку в виде делегированных ему официальных полномочий и обычно действует в отведенной ему конкретной функциональной области. Неформальный лидер выдвигается за счет своих способностей оказывать влияние на других и благодаря своим деловым и личным качествам.

На практике, как правило, не наблюдается идеального соблюдения этих двух типов отношений в управлении. Исследования показывают, что значительная группа руководителей во многом обладает лидерскими качествами. Однако обратный вариант встречается в реальной жизни реже.

Стили лидерства и руководства

Основу для классификаций стилей руководства или стилей поведения дали теории, основанные на поведенческом подходе. При поведенческом подходе к лидерству эффективность определяется не столько личными качествами руководителя, сколько его манерой поведения по отношению к подчиненным. Немецкий психолог Курт Левин (1890-1947) провел серию экспериментов, на основе которых выделил три ставших классическими стиля управления:

  • авторитарный (или автократический, или директивный, или диктаторский);
  • демократический (или коллегиальный);
  • попустительский (или либерально-анархический, или нейтральный).

Авторитарный стиль управления.Для него характерны жесткое единоличное принятие руководителем всех решений («минимум демократии»), жесткий постоянный контроль за выполнением решений с угрозой наказания («максимум контроля»), отсутствие интереса к работнику как к личности. Сотрудники должны исполнять лишь то, что им приказано. При этом они получают минимум информации. Интересы сотрудников во внимание не принимаются.

За счет постоянного контроля этот стиль управления обеспечивает вполне приемлемые результаты работы по непсихологическим критериям: прибыль, производительность, качество продукции может быть хорошим.

Однако недостатков больше, чем достоинств:

  • высокая вероятность ошибочных решений;
  • подавление инициативы, творчества подчиненных, замедление нововведений, застой, пассивность сотрудников;
  • неудовлетворенность людей своей работой, своим положением в коллективе;
  • неблагоприятный психологический климат («подхалимы», «козлы отпущения», интриги) обусловливает повышенную психологически-стрессовую нагрузку, вреден для психического и физического здоровья.

Авторитарный стиль лежит в основе абсолютного большинства конфликтов из-за стремления управляющего к единовластию. Этот стиль управления целесообразен и оправдан лишь в критических ситуациях (аварии, боевые военные действия и т.п.).

Демократический стиль управления.Управленческие решения принимаются на основе обсуждения проблемы, учета мнений и инициатив сотрудников («максимум демократии»), выполнение принятых решений контролируется и руководителем, и самими сотрудниками («максимум контроля»); руководитель проявляет интерес и доброжелательное внимание к личности сотрудников, учету их интересов, потребностей, особенностей.

Демократический стиль является наиболее действенным, так как он обеспечивает высокую вероятность правильных взвешенных решений, высокие производственные результаты труда, инициативу, активность сотрудников, удовлетворенность людей своей работой и членством в коллективе, благоприятный психологический климат и сплоченность коллектива. Этот стиль управления предполагает взаимодействие на основе доверия и взаимопонимания. Руководитель ведет себя в данном случае как один из членов группы; каждый сотрудник может выражать свои мнения по разным вопросам, не опасаясь какой-либо мести либо одергивания. В зависимости от выполнения задачи руководство группой может передаваться от одного участника другому. При этом всячески стимулируется инициатива со стороны подчиненных, в коллективе создается благоприятный психологический климат.

Однако реализация демократического стиля возможна при высоких интеллектуальных, организаторских, психологически-коммуникативных способностях руководителя.

Попустительский стиль управленияхарактеризуется, с одной стороны, «максимумом демократии» (все могут высказывать свои позиции, но реального учета, согласования позиций не стремятся достичь), а с другой — «минимумом контроля» (даже принятые решения не выполняются, нет контроля за их реализацией, все пущено на самотек).

Этот стиль управления характеризуется безынициативностью, невмешательством в процесс тех или иных работ. Вследствие чего:

  • результаты работы обычно низкие;
  • люди не удовлетворены своей работой, руководителем, психологический климат в коллективе неблагоприятный;
  • нет никакого сотрудничества;
  • нет стимула добросовестно трудиться;
  • разделы работы складываются из отдельных интересов лидеров;
  • подгруппы; возможны скрытые и явные конфликты;
  • идет расслоение на конфликтующие подгруппы.

Возможно несовпадение формы и содержания действий руководителя, например внешне используется форма демократического стиля (демонстрация внешнего расположения, вежливости к подчиненным, проводится обсуждение проблемы), но в действительности решение руководителем давно уже принято единолично (маскировка авторитарного руководителя под «демократического»).

Стиль лидераотличается гибкостью, индивидуальным и ситуативным подходом. Он должен владеть всеми тремя стилями и умело применять их в зависимости от конкретной обстановки, специфики решаемых задач, социально-психологических особенностей сотрудников и своих личных качеств.

Качества и черты личности лидера

Изучение личностных психологических качеств, обусловливающих успех руководства, позволило выделить следующие необходимые качества и черты личности:

  • доминантность — умение влиять на подчиненных;
  • уверенность в себе;
  • эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость — умение руководителя контролировать свои эмоциональные проявления, саморегулировать эмоциональное состояние, осуществлять самоуправление и оптимальную эмоциональную разрядку;
  • креативность, способность к творческому решению задач, высокий практический интеллект;
  • стремление к достижению цели и предприимчивость, способность пойти на риск — разумный, а не авантюрный, готовность брать на себя ответственность в решении проблем;
  • ответственность и надежность в выполнении заданий, честность, верность данному обещанию и гарантиям;
  • независимость, самостоятельность в принятии решений;
  • гибкость поведения в изменяющихся ситуациях;
  • общительность, умение общаться, взаимодействовать с людьми.

Наличие у лидера четких личных ценностей и разумных личных целей крайне важно для успеха в деловой деятельности, карьере и личной жизни.

В свое время Генри Минтцберг назвал восемь основных качеств, которые должны быть присущи лидеру:

  1. Искусство быть равным, т.е. установить и поддерживать систему отношений с равными себе людьми.
  2. Искусство быть лидером — способность руководить подчиненными, справляться со всеми сложностями и проблемами, которые приходят к человеку вместе с властью и ответственностью.
  3. Искусство разрешать конфликты — способность выступать в роли посредника между двумя сторонами в конфликте, урегулировать неприятности, порождаемые психологическим стрессом.
  4. Искусство обрабатывать информацию — способность построить систему коммуникаций в организации, получать надежную информацию и эффективно ее оценивать.
  5. Искусство принимать нестандартные управленческие решения — способность находить проблемы и решения в условиях, когда альтернативные варианты действий, информация и цели неясны или сомнительны.
  6. Искусство распределять ресурсы в организации — способность выбрать нужную альтернативу, найти оптимальный вариант в условиях ограниченного времени и нехватки других видов ресурсов.
  7. Дар предпринимателя — способность идти на оправданный риск и на внедрение нововведений в организации.
  8. Искусство самоанализа — способность понимать позицию лидера и его роль в организации, умение видеть то, какое влияние лидер оказывает на организацию.

М. Вудкок, Д. Френсис, рассматривая качества руководителя, необходимые ему для успешной работы, результативного управления рабочей группой, выделили типичные слабые и высокие навыки руководства (табл. 2).

При этом руководителем должна осознаваться важность развития навыков эффективного руководства.

Таблица 2. Слабые и высокие навыки руководства

Слабые навыки руководства

Высокие навыки руководства

  • не принимает во внимание того, что лежит в основе поведения подчиненных;
  • избегает действий, связанных с наказанием;
  • следует устаревшему стилю руководства;
  • не имеет представления о воздействиях, влияющих на осуществление им своей
  • роли;
  • вызывает отрицательное отношение окружающих;
  • не стремится к ясности;
  • пускает работу подчиненных на самотек;
  • терпит посредственность;
  • недостаточно системно подходит к анализу работы;
  • мало делегирует полномочия;
  • обладает излишне негативным стилем;
  • пренебрегает возможностью положительно отметить работу подчиненных;
  • часто не справляется с «трудными» людьми;
  • не защищает собственную группу;
  • терпит минимальный вклад в работу;
  • не способен установить критерий успеха.
  • принимает во внимание поведение подчиненных;
  • устанавливает дисциплину, если это требуется;
  • приспосабливает стиль руководства к переменам;
  • понимает, что воздействует на выполнение им своей роли;
  • развивает добрые отношения с окружающими;
  • дает четкие указания;
  • регулярно анализирует работу подчиненных;
  • поощряет наилучшие примеры;
  • системно подходит к анализу работы;
  • квалифицированно передает полномочия;
  • избегает слишком частого применения негативного подкрепления;
  • создает позитивную обратную связь;
  • устанавливает приемлемые отношения с «трудными» людьми;
  • защищает свою группу, если возникает угроза;
  • ищет способы максимизации вклада в работу сотрудников;
  • устанавливает критерии успеха.

Автор: Владимир Гаджиевич Алиев

Источник: http://www.elitarium.ru/2006/12/18/liderstvo_i_rukovodstvo.html

Для эффективного
осуществления функций планирова­ния,
организации, мотивации, контроля
необходимо эффек­тивное руководство.

Руководство
процесс социальной организации и
управления деятельностью членов группы.
Управлять деятельностью людей — значит
оказывать на них влияние, побуждая
работать на достижение целей организации.

Как определить
влияние?

Влияние
поведение одного лица, которое
вносит из­менения
в поведение другого. Влиять на других
людей мож­но через просьбу, пожелание,
угрозу, шантаж, приказ, мне­ние, идею
и т.д. Возможность влиять появляется в
том случае, если одно лицо находится в
определенной зависи­мости от другого.
Эти отношения зависимости определя­ются
как властные отношения. Руководитель
имеет воз­можность влиять на других
потому, что он наделен влас­тью. Но
руководитель должен быть способным
оказывать
влияние на своих подчиненных, эффективно
ими управ­лять в целях выполнения ими
поставленных задач. Реализация такой
способности есть лидерство. Лидер
эффектив­но осуществляет формальное
и неформальное руководство. Итак,
определим еще одно понятие. Лидерство
— это
спо­собность оказывать влияние на
отдельные личности, груп­пы, направляя
их усилия на достижение целей организа­ции.

Неформальные
группы и организации возглавляются
лидерами, которые в отличие от формальных
не назнача­ются, а завоевывают признание
работников. Формальный лидер действует
в рамках делегируемых ему полномочий.
Действия неформального лидера определяются
интересами группы или организации и
могут выходить за рамки фор­мальных
отношений.

Руководство (или
лидерство) в формальной организа­ции
осуществляется субъектом (руководителем),
который наделен определенной властью.

Власть определяется
как возможность влиять на пове­дение
других людей.

С понятием «власть»
связано понятие властные полно­мочия.
Это объем прав, которыми располагает
руководи­тель при принятии решений
по финансовым, кадровым, материально-техническим
вопросам без согласования с выс­шим
руководством.

В теории менеджмента
существует не один подход к проблеме
лидерства (руководства):

  • подход с позиции
    личных качеств лидера, согласно которому
    эффективные руководители обладают
    определенным набором личных качеств.
    Сформировав в себе эти качества, можно
    стать эффективным руководителем;

  • поведенческий
    подход, который основной акцент де­лает
    на определение наиболее эффективного
    поведе­ния лидера, стиля руководства;

  • ситуационный, в
    рамках которого ученые пытаются
    определить, какое поведение и личные
    качества луч­ше всего соответствуют
    определенным ситуациям.

При ведем основные
положения теории личных качеств, которую
разработал У. Беннисом:

  1. Управление
    вниманием — способность лидера
    предста­вить результат деятельности
    так, чтобы это было привлекательным
    для других.

  2. Управление
    значением — способность так передать
    зна­чение созданного образа, идеи и
    видения, чтобы они были поняты и
    приняты.

  3. Управление доверием
    — способность построить свою деятельность
    так, чтобы получить полное доверие
    своих сотрудников.

  4. Управление собой
    — способность знать и вовремя при­знавать
    сильные и слабые стороны своей
    деятельности) умение привлекать для
    исправления слабых сторон ре­сурсы
    других людей.

Кроме того, У.
Беннисом сделал существенный вклад в
использование теории в практике,
сформулировал качества лидера на основе
интеллектуальных способностей, черт
характера и профессиональных навыков:

Интеллектуальные

Черты характера

Профессиональные
навыки

способности

лидера

Ум и логика;

Инициативность;

Умение заручиться

рассудительность;

гибкость;

поддержкой;

проницательность;

бдительность;

умение
кооперироваться;

оригинальность;

созидательность
и

концептуальность;

творчество;

умение завоевывать

образованность;

честность;

престиж;

знание дела;

целостность

Такт и
дипломатичность;

ораторские

личности;

качества;

смелость;

умение брать на
себя

любопытство,

самоуверенность;

риск. и
ответственность;

познавательность;

уравновешенность;

умение
организовывать;

интуиция

независимость;

умение убеждать;

самостоятельность;

умение менять
себя;

амбициозность;

умение быть
надежным;

потребность в

чувство юмора;

достижениях;

умение разбираться
в

настойчивость
и

людях

упорство;

энергичность;

властность;

работоспособность;

агрессивность;

стремление к

превосходству;

обязательность;

участливость

Организация
«пронизана»
отношениями власти. Без вла­сти нет
организации и нет порядка.

Власть определяется
не уровнем формальных полномо­чий, а
степенью зависимости от другого лица.
В этой связи руководитель обладает
властью над своими подчиненными, так
как они зависимы от ·него в вопросах
заработной платы, удовлетворения
социальных потребностей, предоставления
работы и т.п. По существу власть держится
на потребностях исполнителя или его
ожиданиях в отношении удовлетворения
потребностей, если подчиненный выполнит
указания (поручения) руководителя.

Власть начальника
над подчиненными — это только одна
сторона власти — видимая сторона. Но
есть и другая — власть подчиненных над
начальником. Ведь руководитель зависит
от подчиненных в вопросах получения
необходимой каче­ственной информации
для принятия решений, ответствен­ности
за результаты работы, которую выполняют
подчинен­ные, способности подчиненных
выполнять работу, нефор­мальных
контактов.

Таким образом,
власть — процесс двусторонний, по­этому
эффективный руководитель будет
поддерживать ба­ланс власти в
организации: использовать свою власть
над подчиненными в разумных пределах,
достаточных для до­стижения целей,
но не вызывающих непокорности подчи­ненных.

Власть проявляется
в определенных формах. Американ­ские
ученые выделили следующие пять форм
власти:

  1. Власть, основанная
    на принуждении.
    При
    этой форме подчиненный убежден в том,
    что руководитель может помешать
    удовлетворению какой-либо его потребности.
    Это влияние через страх. Данная форма
    власти приво­дит к определенному
    результату, но она не способствует
    раскрытию· потенциала работников. Эта
    форма власти требует значительных
    затрат на жесткий контроль, ко­торый
    в условиях научно-технического прогресса
    не все­гда возможен. Кроме того, в
    условиях жесткого конт­роля у
    работников появляется желание обманывать
    ру­ководителей, искажать отчетные
    данные и т.д.

  2. Власть, основанная
    на вознаграждении.
    Подчиненный
    верит, что руководитель имеет возможность
    удовлетво­рить его потребности.
    Рассматривается как наиболее эф­фективная
    форма власти. Однако ее применение
    возмож­но в том случае, если руководитель
    обладает достаточ­ными ресурсами.
    Кроме того, руководитель должен хорошо
    знать потребности подчиненных, а они
    могут сильно различаться у разных
    работников.

  3. Традиционная
    (законная)
    власть. В
    данном случае чело­век реагирует на
    должность, т. е. выполняет рекоменда­ции
    начальника, потому что так принято,
    сложилось исторически.

  4. Экспертная
    власть.
    Подчиненный
    верит в руководителя и ценность его
    знаний. Подчиненный убежден, что
    специальные знания руководителя
    позволят удовлетво­рить его потребности.

  5. Эталонная власть
    (или власть,
    основанная на харизме).

  6. Харизма — это
    власть, построенная не на логике,
    тради­ции, а на силе личных качеств
    и способностей лидера. Подчиненный
    выполняет распоряжения руководителя,
    потому что хочет ему подражать.
    Предполагается, что лидер должен
    обладать привлекательной внешностью,
    иметь хорошие риторические способности,
    уметь хоро­шо держаться и т.д. Однако
    исследования показали, что харизматические
    лидеры не имеют стандартного набора
    характеристик, т. е. так называемая
    теория «великих людей» не нашла
    практического подтверждения. Если
    подчиненные видят в лидере идеальные
    в их понима­нии черты, достойные
    подражания, они подчиняются ему
    беспрекословно.

Руководители в
своей деятельности используют все
фор­мы власти в различных сочетаниях.

В эпоху
научно-технической революции характер
труда, его содержание, а в связи с этим
требования к работнику очень сильно
меняются. Труд все в большей степени
стано­вится творческим, интеллектуальным,
становится той сфе­рой, в которой
человек может проявить заложенные в
нем способности и таланты.

Уровень образования
людей значительно повысился; есть
организации, в которых все сотрудники
имеют высшее образование, а в наукоемких
отраслях встречаются коллек­тивы,
где все сотрудники имеют ученые степени.
Если в первые десятилетия ХХ века
существовал интеллектyаль­ный разрыв
между руководителями и исполнителями,
то сегодня такая грань наблюдается
нечасто. Мотивы трудовой деятельности
диктуются не материальными потребностями,
а социальными: желание испытать чувство
достижения ре­зультата, радость
творческих успехов, самореализация и
т.п. В этих условиях использовать власть
принуждения по мень­шей мере абсурдно,
а властные отношения уступают место
отношениям сотрудничества. Толковый
словарь по управ­лению определяет
сотрудничество как совместное выполне­ние
работы, совместное участие в решении
проблемы или задачи. На психологическом
уровне происходит осознание каждым
участником непосредственного процесса
своей со­. причастности и значимости
в выполнении работы, своей органической
включенности в единое целое организации.
Сотрудничество руководителя и руководимых
означает демократизацию производственного
и управленческого процессов, когда
управленческие функции децентрализуются
(распределяются между участниками
организации) и реализуются совместно
с руководителями. Сотрудничеству
принадлежит будущее.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

На сегодняшний день каждый руководитель желает, чтобы его организация представляла собой устойчивую систему совместно взаимодействующих работников, ориентированных на достижение единой цели.

Именно такие сотрудники обеспечивают конкурентное преимущество компании, особенно в периоды экономического кризиса.

Актуальность данной темы обусловлена потребностью менеджеров в поиске новых направлений и методов управленческого взаимодействия и способов урегулирования конфликтов между формальными и неформальными системами в группе в условиях изменения социально-трудовых отношений.

Важнейшим фактором для повышения эффективности управления организацией является разработка системы эффективного организационного поведения, в частности, обусловленного уровнем и качеством лояльности персонала.

В лидерстве принято выделять два аспекта: формальное и неформальное лидерство.

Формальный лидер

Формальное лидерство — это приоритетное влияние лидера на группу в силу занимаемого им руководящего поста. Официальная должность предоставляет ее владельцу ряд административных прав, с помощью которых он может активно воздействовать на поведение своих подчиненных.

Под формальным лидерством принято понимать приоритетное влияние определенного лица на группу, которое основывается на руководящем положении этого лица, связанного с обладанием определенными ресурсами и властью.

Формальное лидерство осуществляется установленными административными и регламентированными правилами назначения персоналом, коллективом и подразумевает в основном функциональные, т. е. действенные отношения.

Неформальный лидер

Неформальное (реальное) лидерство основывается на заслуженном авторитете лидера, на его действительном умении выполнять роль лидера, на добровольном признании за ним права на руководство со стороны членов группы.

Неформальное лидерство понимается как субъективные способности, готовность и умения человека выполнять функции лидера, при этом со стороны членов группы должно быть признание за этим человеком руководства. На самом деле, неформальные лидеры — ценный ресурс. В идеальной ситуации такой лидер сам поддерживает решения руководителя и служит ему надежной опорой, добиваясь поддержки коллектива. При таком благоприятном сценарии именно неформальному лидеру можно поручать отдельные сложные задачи и проекты, освобождая время руководителя

Основными причинами образования неформальных групп являются следующие факторы:

1)потребность в социальной принадлежности;

2)потребность в помощи;

3) потребность в защите;

4)потребность в общении.

При этом, руководство -это всегда формальное лидерство, а лидерство подразумевает неформальное влияние.

Конфликт и пути его решения

Конфликтные ситуации между формальными и неформальными системами отношений могут возникать из-за различий в функциональных позициях в разных системах отношений. То есть происходит перенос неформальных взаимоотношений на формальные вопросы, и наоборот. Так же таким конфликтам способствует оппортунистическое поведение коллег друг с другом и различие их интересов

Можно сделать вывод, что в основном причинами конфликтов в данной организации являются субъективные причины, связанные с индивидуально — психологическими особенностями каждого человека и объективные причины, связанные со спецификой рабочего процесса организации. Так же, конфликты происходят из-за различия интересов и форм экономического или социального неравенства членов организации.

Варианты разрешения конфликтов:

1. Нахождение компромисса между руководителем и неформальным лидером, например, разграничение сфер влияния (формальной и неформальной)

2. Осознание, что неформальное лидерство не есть плохо

3. Обсуждение формального лидера с неформальным плана роста

Текущая страница: 8 (всего у книги 10 страниц) [доступный отрывок для чтения: 2 страниц]

38. Формальное и неформальное лидерство

Лидер как руководитель и сотрудник может быть формальным и неформальным. Формальный лидер, например, назначен для осуществления руководства конкретным участком работы, подразделением. Неформальный лидер (например, несанкционированный лидер организационной структуры) – это человек, который в силу своих способностей и личностных качеств способен увлечь и повести за собой людей. Воздействие неформального лидера на ход работы организации нередко может быть даже более значимым, чем воздействие формального лидера, не располагающего качествами, необходимыми для успешного управления людьми.

Формальное лидерство – это когда степень воздействия зависит от занимаемой должности, статуса в организации;

Неформальное лидерство – когда влияние исходит из признания другими членами организации личного превосходства лидера. В большинстве ситуаций формальное и неформальное лидерство переплетаются теснейшим образом и оказывают непосредственное влияние друг на друга. Во многом от этого и зависят управление организацией и ее существование.

По способу становления лидер может быть также формальным или неформальным. Формального лидера назначают сверху или же выдвигают. При этом формальный лидер приобретает официальный статус руководителя.

Неформальный лидер становится и получает признание в обществе, организации в силу своих выраженных личностно-психологических и иных качеств. Своим влиянием он воздействует на поведение персонала и может составить оппозицию руководителю. Умение лидера независимо от формального и неформального типа влиять на людей дает ему возможность использовать власть, которую он получает от последователей.

Неформальный лидер отличается тем, что последователь признает лидера членом организации в том случае, когда он доказал свою компетентность и ценность. Он, как было сказано выше, получает свою власть от последователей, так как они признают его в качестве лидера и признают его авторитет. Для сохранения своего статуса он должен предоставлять сотрудникам возможность удовлетворять свои индивидуальные потребности, которые не могут быть достигнуты другими способами отличными от предложенных лидером. Отношением персонала является тот факт, что они удовлетворяют лидерскую потребность в управлении и оказывают необходимую поддержку в решении необходимых и значимых для лидера задач.

Формальное лидерство осуществляется установленными административными и регламентированными правилами назначения персоналом, коллективом и подразумевает в основном функциональные, т. е. действенные отношения. Неформальный лидер в свою очередь возникает на базе индивидуальных отношений членов организации. Формальное и неформальное лидерство дополняют друг друга и сочетаются в лице влиятельного управляющего, но также могут вступать и в конфликт, тогда продуктивность деятельности организации падает.

Формальные лидеры – это деловые и официальные личности. Неформальные лидеры – это личные и неофициальные люди. Реализация деятельности и задач формирует в организации систему отношений, которые разделяются на формальные и неформальные. Формальные отношения возникают между участниками организации при выполнении ими конкретных производственных ролей. Эти отношения отражают функциональные связи между руководителями и сотрудниками, в основе которых лежат нормы, стандарты, права и обязанности.

Между формальными и неформальными отношениями нет ясной границы, они находятся в тесной связи. Формальная связь может способствовать появлению к жизни неформальной связи, тормозить или ускорять динамику развития и придавать этим отношениям определенную направленность и социальный характер. Неформальная связь может воздействовать на формальную, приобретая стабильность, и при этом перерастать в формальные отношения. Они могут дополнять друг друга, помогать конкретизировать и способствовать интересам формальных связей, но в то же время могут быть дисгармоничными и дискомфортными. Неформальные отношения должны служить дополнением формальным. Это зависит от руководителя коллектива. Управляющий лидер является формальным лидером, а, следовательно, последователи – подчиненные неформальные, у которых будут свои неформальные лидеры. Эффективным способом является влияние формального лидера на подчиненных через неформального лидера, завоевав его доверие.

Роль формального лидера – руководителя в организации и тот факт, что он наделен официальными полномочиями или избран другими участниками организационного становления, ставят его в положение, несколько отличное от положений неформальных естественных лидеров. Стремление подняться по карьерной лестнице побуждает его отождествлять себя с более крупными структурами организации, нежели с обществом своих подопечных. Формальный лидер может считать, что эмоциональная привязанность к какому-либо рабочему коллективу не должна быть препятствием на пути достижения цели, продвижения по служебной лестнице. Отождествление себя с руководящим звеном организации – источник удовлетворения его личных амбиций. Если формальный лидер предполагает, что обстоятельства не позволят подняться выше, и если он сам не особенно стремится к этому, такой руководитель решительно отождествляет себя со своими подчиненными и делает все от него зависящее, чтобы защитить и реализовать их интересы и цели.

Формальные лидеры прежде всего предопределяют, какими методами им следует достичь поставленной цели. Как правило, методом воздействия на персонал, в соответствии с детально разработанными планами организуют и направляют в необходимое русло работу подчиненных, занимая при этом нейтральную позицию. Свой коммуникативный процесс взаимодействия с окружающими формальные лидеры строят на базе регламентации прав и обязанностей, а также стараются не выходить за границы дозволенных параметров поведения. При этом они видят себя и других членами одной организации, в которой должны господствовать определенный порядок и дисциплина.

Неформальные лидеры, наоборот, определяют, к каким целям необходимо стремиться, формулируя их самостоятельно, не вдаваясь в излишние подробности, проявляя инициативу. Их последователями становятся те люди, которые разделяют их взгляды и готовы идти за ними, невзирая на трудности. Неформальные лидеры при этом оказываются в роли вдохновителей в противоположность формальным руководителям, которые обеспечивают достижение целей с помощью стимулирования и поощрения, вознаграждения или наказания. Как правило, неформальные лидеры не контролируются окружающими, а строят отношения с последователями в процессе коммуникации, на доверии к ним.

В организации, где общий уровень развития ниже среднего, неформальный лидер чаще всего выступает в роли эксперта и наставника, советчика по любым вопросам или эмоционального центра, он может подбодрить, посочувствовать, помочь. В коллективе с высоким интеллектуальным потенциалом и высоким по статусу (т. е. организации, где прописаны и структурированы правила поведения, моральные императивы) лидер является прежде всего источником идей, консультантом по самым сложным проблемам. В то же время и в той и другой ситуации неформальная лидерская позиция – это интегративная сторона самого общества, организатор действий, образец подражания, с которым остальные сверяют свое поведение.

Неформальный лидер выражает интересы персонала, он является стабилизатором положения, своего рода контролирующим элементом, ответственным за то, чтобы конкретные действия каждого из его членов не противоречили общим организационным интересам, не подрывали сплоченность группы. В необходимых случаях он может вступить в связи с этим в конфликт с руководством, провоцируя даже в сфере производственной деятельности.

Оптимальным вариантом решения проблемы в конфликтной ситуации при наличии возможности с неформальным лидером лучше идти на компромисс, предложив лидеру одновременно официальную должность, которой он обычно не имеет, но вполне заслуживает. Причем неформальному лидеру, получившему должностные полномочия, будет гораздо проще управлять коллективом, и до определенной степени он сможет пренебрегать интересами коллектива ради интересов официальной организации, на что люди, доверяя ему, согласятся. Но официальные решения приходится все же корректировать с учетом приоритетов персонала, иначе злоупотребление его доверием опасно.

Становление лидера формального и неформального происходит непредвиденно, не по штатному расписанию компании. Неформальный руководитель организации назначается извне, вышестоящим руководством, ему дают соответствующие административные полномочия, он имеет право на применение санкций. Лидер выдвигается из круга лиц, в сущности, равных или близких ему по статусу и служебному положению. Вместе с тем руководитель также может применять санкции в отношении кого-то из партнеров, но эти санкции носят скорее неофициальный характер. Здесь следует обратить внимание на такой факт: как бы человек ни стремился стать лидером, он никогда им не станет (это касается неформального лидерства), если окружающие не воспримут его как лидера, а без умения и практики это абсолютно невозможно. В управлении, т. е. в отношении формального лидерства, дело обстоит совсем иначе. Менеджер нередко назначается на свою должность независимо от восприятия его подчиненными.

Существует еще одно немаловажное различие между формальным и неформальным лидерством. Оно заключается в том, что формальный лидер – более социальная личность, а неформальный – психологический феномен, хотя в то же время имеется и немало общего. Формальное и неформальное лидерство являются средством координации, организации отношений членов социальных общностей, средством управления ими. Только формальное лидерство присутствует, как уже говорилось, в системе формальных, официальных отношений, а неформальный феномен – в системе отношений неформальных, неофициальных.

Формальный и неформальный лидеры реализуют процессы социального влияния в организации. Тому и другому типу лидерства присущ момент известной субординации отношений. Причем в официальном отношении руководитель выступает достаточно отчетливо и закреплен административными инструкциями, а в неформальном лидерстве регламентированные инструкции присутствуют гораздо менее заметно и заранее никак не очерчены. В процессе развития организации, структуризации неформальное лидерство способно переходить в формальное, а формальный лидер становится неформальным, т. е. нет определенной, четкой границы между этими двумя феноменами лидерства, происходит процесс протекания и трансформации из одного состояния в другое. Сегодня эффективный руководитель организации – это человек, который одновременно является неформальным лидером и эффективно управляет своими подчиненными.

Формальное лидерство имеет склонность к формальной, т. е. объективной, стороне процесса деятельности организации, а лидерство – к субъективной. Неформальная власть обращается к человеку как к личности, формальная – к человеку как к должности. И если при небольшой структурированной системе управления неформальный лидер и формальный обычно уживаются в одном лице, то в более сложных системах управления эти роли обычно разделяются. Формальное лидерство обеспечивается громоздкими нормами, правилами, инструкциями и обязанностями. Неформальное лидерство образуется изнутри группы, появляется стихийно и является своеобразным символом общности. Как уже было сказано, неформальный лидер пользуется большим влиянием в коллективе, он может стать как серьезной проблемой, так и надежной опорой руководителя.

Власть лидер получает из рук членов неформальной общности. Она не отличается стабильностью существования, поскольку зависит от отношений с коллегами, остальным персоналом и руководством, форм активности и коммуникаций. Как правило, неформальными лидерами становятся люди обаятельные, коммуникабельные, имеющие опыт и навыки, способные применять теории искусства управления на практике.

Гораздо чаще неформальные лидеры влияют на организацию положительно. Внутри групп осуществляются обмен информацией, достижение общей цели, удовлетворение потребностей в принадлежности и признании, а также адаптация молодых сотрудников. Именно такие группы создают корпоративную культуру.

Таким образом, лидер независимо от того, является ли он формальным или неформальным, – это человек, который обладает моральным, иерархическим, профессиональным и харизматическим характеристиками.

39. Общение, внимание, обратная связь

Общение – один из видов коммуникативной деятельности, это процесс взаимодействия, направленный на обмен информацией, взаимное познание, развитие отношений. Общение формирует и созидает общество.

Общение – это важнейшая форма взаимодействия между людьми. Общение возникает в связи с появлением у человека потребности совместной деятельности.

Понятие «общение» изначально принадлежит к основным категориям в психологической науке.

В психологии выделяют несколько функций общения, это:

1) информационная функция, которая подразумевает передачу каких-либо сведений, обмен мнениями и т. д.;

2) побудительная функция – предполагает стимуляцию активности другого субъекта по общению, подталкивает его на выполнение тех или иных действий;

3) контактная функция – предусматривает установление контакта: передачу и принятие сообщения;

4) понимание – подразумевает восприятие смысла сообщения и понимания;

5) координационная функция – ориентирована прежде всего на согласования действий по организации совместной работы;

6) функция влияния – рассматривается как изменение состояния, поведения, мнения другого субъекта, оказывает влияние на принятие решения;

7) функция установления отношений – предполагает определение своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих отношений сообщества, в котором предстоит существовать индивиду.

В современной психологии выделяют 3 стороны общения:

1) коммуникативную;

2) интерактивную;

3) перцептивную.

Цель человеческого общения заключается в удовлетворении не только биологических потребностей, но и социальных, культурных, познавательных, творческих, потребностей интеллектуального роста, нравственного, профессионального развития и др.

Суть общения заключается в информации, передаваемой при контактах людей, это информация о внутреннем состоянии, потребностях, мире, приобретенном опыте, навыках и умениях. По структуре своего содержания общение разнообразно.

Содержательная форма общения представлена как комплекс материальной, когнитивной, мотивационной, стимулируемой и деятельностной составляющих.

При материальном общении происходит обмен предметами и продуктами деятельности, служащими средством удовлетворения человеческих потребностей.

При когнитивном общении определяется обмен значимой информацией, который предоставляет людям возможность изучать личностные особенности друг друга.

Кондиционное общение – это взаимовлияние людей, направленное на то, чтобы привести друг друга в определенное физическое или психологическое состояние.

При мотивационном общении осуществляется взаимопередача друг другу навыков к реализации потребностей. Мотивационное общение позволяет приобрести определенные мотивы и цели деятельности. Тем самым стимулируется развитие человека.

Деятельностное общение связано видами познавательной деятельности, служит способом передачи специализированной информации.

Средства общение – это способ достижения и удовлетворения потребностей с помощью общения. Можно выделить несколько типов общения: непосредственный и опосредованный, прямой и косвенный.

С помощью органов человека осуществляется вербальное общение. Оно необходимо человеку. Общение начинает формироваться при рождении и развитии человека.

Общение делится на деловое, личностное и целевое. Деловое общение присутствует в совместной деятельности и нацелено прежде всего на повышение качества и продуктивности функционирования, т. е. деловое общение сосредоточено на деятельности. Личностное общение определяется психологическими проблемами человека, т. е. познанием себя и других людей, отношением к окружающему миру, разрешением внутренних проблем и т. п. Целевое общение является средством удовлетворения значимых потребностей.

Внимание – это психологический процесс человека, выраженный в сосредоточенности на определенных объектах. При этом человек может одновременно отвлекаться от других объектов в течение определенного периода времени.

Внимательность проявляется в конкретных психических процессах (например, человек присматривается, заучивает, рассуждает, обдумывает и т. д.).

Внимание бывает произвольным и непроизвольным. При непроизвольном внимании психические процессы человека работают без сознательных волевых усилий и установок.

Наряду с непроизвольным вниманием большую роль играет и произвольная форма внимания, которая связана с сознательно поставленной целью. Произвольное внимание всегда носит преднамеренный характер. Внешние факторы, такие как шум, запахи, свет, как следствие, раздражают индивида, мешая сконцентрировать свое внимание на интересующем его объекте. Однако в последние годы психологи выявили, что некоторые внешние раздражители не всегда мешают концентрации, а наоборот, позволяют сосредоточиться. Такими раздражителями могут служить тихая классическая музыка, шум листвы и т. д.

Внимательность играет очень большую роль в жизни человека. Для достижения успеха необходима высокая концентрация внимания. Чтобы добиться успеха в работе, нужно развивать внимание, уметь сосредотачиваться на любом объекте и предмете независимо от времени.

Обратная связь

Отправитель информации ожидает, что получатель отправит ему сигнал, подтверждающий факт, он получит сообщение и объяснит степень понимания или непонимания информации. Это и есть обратная связь.

Устойчивый характер обратной связи позволяет существенно повысить надежность и значимость обмена информацией.

Эффективный обмен информацией обеспечивает краткость, четкость сообщений.

40. Поведенческие паттерны: пассивность, агрессивность, манипулятивность, ассертивность

Пассивность поведения свойственна человеку, для которого характерна только пассивная реакция в любых жизненных ситуациях. Такой человек замкнут.

Пассивный человек будет молча страдать и терпеть. Люди с пассивным поведением спрашивают разрешения на то, что другие люди считают своим неотъемлемым правом.

Человек, у которого пассивный стиль, является обычным стилем поведения, чаще всего не уверен в себе и чувствует себя неловко почти во всех ситуациях. Его преследуют постоянный дискомфорт и чувство неполноценности.

Пассивность в определенных ситуациях свойственна той категории людей, поведение которых обычно неуверенно и неустойчиво, которые в определенных жизненных ситуациях испытывают значительный стресс.

Итак, действующее пассивное лицо обычно лишает себя возможности выразить свои чувства. После такой реакции человек чувствует себя ущемленным, так как, давая возможность другим решать за себя, сам редко достигает цели.

Пассивный сотрудник в организации четко следует должностным инструкциям, у него отмечаются исполнительность и аккуратность. Такой стиль поведения был характерен в советский период, поскольку пассивное поведения исключает проявление инициативы и самостоятельности.

Агрессивный человек может достичь своей цели, он в то же время может вызвать чувства ненависти, гнева и возмущения.

Агрессивное поведение противоположно пассивному поведению. Это особенно заметно в наше время. Агрессивное поведение получило большую популярность, оно приносит определенные и ощутимые результаты. На какой-то период деятельности такое поведение будет конструктивным. Агрессивный стиль поведения неустойчив, его постоянная динамика может привести к стрессовому состоянию.

Пассивное и агрессивное поведение часто вызывает негативные чувства к пассивно или агрессивно действующему лицу – от чувства симпатии до чувства гнева и презрения.

Манипулированное поведение по-своему оказывает положительное и позитивное воздействие на развитие организации и деятельность сотрудников. При манипулировании человек, руководитель не заявляет прямо о своей цели, при этом он провоцирует и подстегивает другого на совершение нужного ему поступка и действия. Руководитель может выглядеть положительным, хорошим и приятным в общении человеком. Создавая определенный имидж, руководитель-манипулятор подкупает своим примером, вызывает ответное желание быть хорошим сотрудником. Если не реорганизовывать свой имидж, через некоторое время у сотрудников организации появится ощущение, что их используют и все, что они видят, является фарсом. В настоящее время ни одна эффективно развивающаяся компания не может обойтись без использования методов и приемов манипулирования.

Термин «ассертивность» происходит от англ. assert – «настаивать, отстаивать свои права». Ассертивность – естественность и независимость от влияния внешней среды, способность самостоятельно регулировать собственное поведение и отвечать за него.

Ассертивное поведение основано на понимании каждым сотрудником своих прав и обязанностей и уважительном отношении к правам и обязанностям других. Такое поведение предполагает уверенную и активную позицию внутри компании и в окружающей среде. Оно ориентировано на сотрудничество, эффективную работу и позитивное взаимоотношение. Основным свойством такого поведения является индивидуальная ответственность каждого члена коллектива.

Под ассертивностью понимается ответственность за свое собственное поведение. Ассертивный человек не винит другого человека за его поведение.

Ассертивный человек демонстрирует самоуважение и уважение к другим людям.

В данном случае главными чертами ассертивного человека являются три следующих качества – честность, открытость и прямота в разговоре. Он позволяет сказать то, что думает или чувствует по какому-либо вопросу, не расстраивая при этом своего партнера по общению.

Ассертивный человек – показатель уверенности и позитивной установки. Ассертивное поведение предусматривает развитие уверенности и позитивной установки.

Ассертивный человек умеет внимательно слушать и понимать. Ассертивность не позволяет невнимательно слушать. Он стремится понять точку зрения другого человека.

Ассертивный паттерн помогает руководителю в поиске решения и нахождении простых выходов из сложных ситуаций.

Почему важно поддерживать хорошие отношения руководителю с неформальным лидером? Он может считаться потенциальным заменителем места руководители, а как говорят, что врагов надо держать рядом. Подробнее рассмотрим эту проблему.

Руководителю коллектива следует взять инициативу по формированию эффективных взаимоотношений с неформальным лидером в свои руки. Предлагается решить вопрос следующим образом :

1. Признать существование неформального лидера и осознать, что его увольнение повлечет за собой ухудшение положения в формальной организации. Поэтому менеджеру следует признать неформального лидера, работать с ним и не угрожать его существованию

2. Выслушивать мнение неформального лидера. Девис пишет: »Каждому руководителю надлежит знать, кто является неформальными лидерами и работать с ними, поощряя того, кто не мешает, а способствует достижению целей организации. Когда неформальный лидер противостоит своему работодателю, его широкое влияние может подорвать мотивацию и удовлетворенность выполняемой работой у сотрудников формальной организации».

3. Перед тем, как предпринимать какие-либо действия необходимо просчитать их возможное отрицательное воздействие на неформального лидера.

4. Чтобы ослабить сопротивление переменам со стороны неформального лидера, необходимо разрешить ему участвовать в принятии решений.

5. Быстро выдавать точную информацию, тем самым, препятствуя распространению слухов.

Неформальный лидер влияет на сплоченность коллектива. Сплоченность – это мера тяготения членов коллектива друг к другу. Высокосплоченная группа – это группа, члены которой испытывают сильную тягу друг к другу и считают себя похожими. Поскольку сплоченный коллектив хорошо работает, высокий уровень сплоченности повышает эффективность всей организации. У высокосплоченных групп бывает меньше проблем в общении, а те, что бывают, — менее серьезные, чем у других. У них меньше недопонимания, напряженности, враждебности и недоверия. Отрицательно высокая сплоченность коллектива может сказаться при несовпадении целей коллектива и его руководства.

Руководитель может найти возможность увеличить эффект сплоченности тем, что будет периодически проводить собрания и делать упор на глобальные цели коллектива, а также даст возможность каждому члену коллектива, в том числе и неформальному лидеру увидеть его личный вклад в достижение этих целей. Руководитель может также укрепить сплоченность, разрешая периодические встречи подчиненных для обсуждения потенциальных или актуальных проблем, эффекта предстоящих перемен для производственной деятельности, а также новых проектов и приоритетов в будущем.

В то же время руководителю необходимо предотвратить негативное последствие сплоченности, которое может проявиться в групповом единомыслии – тенденции подавления своих действительных взглядов с тем, чтобы не нарушать гармонию группы. Если никто не высказывает отличных от других идей или убеждений, проблема решается с меньшей эффективностью, так как вся необходимая информация и альтернативные решения не обсуждаются и не оцениваются.

В лидерстве принято выделять два аспекта: формальное и неформальное лидерство.

Формальное лидерство — это приоритетное влияние лидера на группу в силу занимаемого им руководящего поста. Официальная должность предоставляет ее владельцу ряд административных прав, с помощью которых он может активно воздействовать на поведение своих подчиненных.

Под формальным лидерством принято понимать приоритетное влияние определенного лица на группу, которое основывается на руководящем положении этого лица, связанного с обладанием определенными ресурсами и властью.

Неформальное (реальное) лидерство основывается на заслуженном авторитете лидера, на его действительном умении выполнять роль лидера, на добровольном признании за ним права на руководство со стороны членов группы.

Неформальное лидерство понимается как субъективные способности, готовность и умения человека выполнять функции лидера, при этом со стороны членов группы должно быть признание за этим человеком руководства.

Основными причинами образования неформальных групп являются следующие факторы:

1)потребность в социальной принадлежности;

2)потребность в помощи;

3) потребность в защите;

4)потребность в общении.

При этом, руководство — это всегда формальное лидерство, а лидерство подразумевает неформальное влияние. По своему замыслу понятие «руководить» предполагает наличие соответствующей классификации, преимущества по сравнению с подчиненными в управленческих качествах, и, соответственно, наличие делового авторитета, который вкупе с личным авторитетом создает отличные предпосылки для неформального лидерства.

И формальные, и неформальные группы должны быть по необходимости как-то организованы, что и происходит в действительности. Основным и относительно наиболее простым способом такой организации является выделение среди членов группы человека, на которого возлагаются функции по ее координации. Однако если в неформальных группах этот человек выделяется самой группой, делегируется ею в эту позицию, то в формальных группах он, как правило, ставится в эту позицию в силу внешних причин. Поэтому для неформальной группы характерно наличие неофициального лидера, а для формальной — наличие лидера официального — руководителя.

Взаимодействие формальных и неформальных групп в коллективе — явление естественное и распространенное. Оно есть в каждом коллективе. Подобно многим факторам, действующим в области управления, оно несет в себе как отрицательные, так и положительные моменты.

Идеальным состоянием коллектива является такое, при котором формальные и неформальные группы максимально совпадают. Такое совпадение формальной и неформальной структур создает сплоченность в коллективе и дает заметный производственный эффект. При несовпадении структур, когда руководитель не пользуется авторитетом в коллективе, а групповые нормы и правила расходятся с коллективными, в коллективе может возникнуть борьба между формальной и неформальной структурами, которая препятствует эффективной деятельности.

Для более правильного управления организацией необходимо сочетать формальное и неформальное управление, взаимодополнять одно другим. главным является найти такое сочетание формального и неформального управления, которое бы в максимальной степени влияло на повышение эффективности управления. Факторы, от которых зависит такое сочетание:

1. Качество персонала: профессионализм, образование, отношение к работе, отношение к менеджеру, динамика личности (самообразование, профессиональный рост и прочее);

2. Личность: человеческие качества, коммуникабельность, профессионализм, доброжелательность, целеустремленность;

3. Социально-экономическая обстановка, внешняя и внутренняя. Влияет на возможности варьировать соотношение формального и неформального управления;

4. Психологический климат, существующий в управляемом коллективе. Он выступает и как следствие неформального управления. Следствия всегда расширяют или сужают наши возможности.

В понимании формального и неформального управления могут проявляться различные тенденции изменения их сочетания. Существуют объективные границы этих изменений, за которыми формальное управление или, точнее попытка формализации управления ведет к неустойчивости управляемой системы и в дальнейшем к ее разрушению. Это ситуация превращения человека в машину, робот. Но есть объективные границы усиления неформального управления в рамках определенной организации или, точнее, определенного уровня управляемости. За этой границей система также скатывается к кризисным ситуациям и разваливается. Это ситуации безответственности, отсутствия контроля, конфликтности, но если сочетание формального и неформального управления строится в условиях повышения управляемости, тогда степень формализации управления имеет предел, потому что превратить человека в робота невозможно. А вот степень неформального управления может увеличиваться неограниченно. Это объясняется тенденциями развития человека, его сознания, профессиональной подготовки, системы ценностей и прочее. И тогда изменение соотношения формального и неформального управления приобретает другую форму, и тенденции изменения этого сочетания становятся разнообразными, предполагают выбор одной из них по динамическим характеристикам роста соотношения формального и неформального управления.

В итоге, хочу сказать, что очень важно понимать приоритетное влияние конкретного лидера на группу вне зависимости от его полномочий и сектора управления, а также неформальная организация может помочь формальной в достижении ее целей, поэтому руководство должно признать существование неформальной организации и осознать, что ее уничтожение повлечет за собой уничтожение и формальной организации.

Библиографический список:

  1. Дейнека, А.В. Управление человеческими ресурсами: Учебник для бакалавров / А.В. Дейнека, В.А. Беспалько. — М.: Дашков и К, 2014. — 392 c.
  2. Дементьева, А.Г. Управление человеческими ресурсами: Теория и практика: Учебник / А.Г. Дементьева, М.И. Соколова. — М.: Аспект-Пресс, 2015. — 352 c.
  3. Кафидов, В.В. Управление человеческими ресурсами: Учебное пособиеСтандарт третьего поколения / В.В. Кафидов. — СПб.: Питер, 2013. — 208 c.
  4. Макарова, И.К. Управление человеческими ресурсами: уроки эффективного HR-менеджмента: Учебное пособие / И.К. Макарова. — М.: Дело АНХ, 2015.
  5. https://studwood.ru/1086068/menedzhment/vzaimodeystvie_formalnyh_neformalnyh_liderov 422 c.

СПИСОК ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ССЫЛОК

  • Структура организационной культуры
  • Понятие и основные критерии, классификация управленческих решений
  • Проектирование креативной рекламы. Творческий и производственные процессы
  • Функции арт-директора в процессе производства рекламного продукта
  • How should you use your time
  • Наглядность способствует более быстрому пониманию
  • Имидж
  • Воля и самоорганизация
  • Политика Центрального Банка России в период пандемии коронавируса и её эффективность
  • Управление знаниями в организации
  • Социальные конфликты в организации
  • Теория человеческого капитала

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Фм модулятор carg7 инструкция по применению
  • Лекарство хондрамин инструкция по применению цена отзывы
  • Кто должен утверждать инструкции по охране труда в организации
  • Коллективного руководства это в истории
  • Энам таблетки от давления инструкция как принимать взрослым