Термин
«руководство» мы используем для описания
одной из функций менеджмента, которая
связана с управлением людьми при решении
какой-либо задачи. Большинство
исследований, проведенных по теории
руководства, показали, что попытка дать
четкое определение «руководства» не
имела большего успеха.
Понятие
руководства.
При определении
руководства
часто присутствуют четыре компонента:
• личные качества
и характеристики руководителя;
• стиль руководства;
• коммуникация;
• функции
руководителя (общие или основные функции
управления).
Некоторые
определения руководства учитывают те
или иные из перечисленных компонентов.
Руководство
– это процесс использования управляющим
личного влияния и коммуникаций.
Характерные
черты руководителей. Большинство
исследований выделяет следующие важные
характерные черты руководителя.
Интеллектуальные
возможности
выше среднего, в идеале руководитель
должен быть немного умнее своих
подчиненных.
Инициатива
или способность понимать необходимость
действия, а затем действовать. Эта
характеристика, по-видимому тесно
связана с энергией и жизнестойкостью,
во многих случаях последнее снижается
с годами.
Уверенность
или способность
поверить в то, что ты делаешь. Эта черта
характера связана с пониманием человеком
его места в обществе, с сильным желанием
достичь цели. Однако эта уверенность
должна быть не агрессивной, а скорее
незаметной.
Способность
посмотреть на ситуацию
«с высоты
птичьего полёта»
– это способность преуспевающего
менеджера «подняться» над данной
ситуацией и рассмотреть ее в более
широком контексте, а затем «опуститься»
обратно и заняться более мелкими, но
конкретными делами.
Принципы
руководства. Назовем
два основных принципа:
Первый
принцип –
ориентация
руководства на конечную цель.
Главная задача управляющего состоит в
том, чтобы направить действия работников
на четко определенные и ясно понимаемые
цели организации.
Второй
принцип –
единство
цели. Состоит
в согласовании целей фирмы и ее работников.
Организация функционирует наилучшим
образом, когда ее цели и цели отдельной
личности совпадают.
Роль
руководителя.
Каким должен быть хороший руководитель:
-
его
отличает способность а) вдохновлять
своих подчиненных и б) усиливать их
стремление к достижению целей
организации,; -
он
знает, куда ведет, и способен побуждать
подчиненных следовать за собой; -
для него характерны
высокие результаты; -
от
гордиться высоким качеством своей
работы и тем, что соответствует занимаемой
должности.
Эффективность
труда руководителя.
Она оценивается результатами труда его
подчинённых. Поэтому менеджер должен
стремиться:
-
к
эффективному использованию способностей
и энергии подчиненных; -
доказать
свою способность стимулировать
достижение высоких результатов каждым
работником; -
сформировать
эффективное подразделение, привлекая
в него и удерживая хороших работников.
Стиль
руководства.
Стал темой для обсуждения, после того
как К Левин
опубликовал свое исследование различных
стилей руководства в 1938 г. Он исследовал
три типа стилей:
-
диктаторский
– руководитель сам решает, что нужно
сделать и как; -
демократический
– решения
принимаются после обсуждения; -
попустительский
– члены
группы работают самостоятельно,
руководитель сам является членом
группы.
В
экспериментах Левина самой производительной
была работа при диктаторском
руководстве, но при этом необходимо
было присутствие руководителя, в
противном случае работа прекращалась.
Члены этой группы проявляли агрессивность
по отношению друг к другу и увлекались
поисками «козлов отпущения». Демократичное
руководство было самым популярным и
позволяло получить стабильные результаты
как по качеству, так и по производительности.
Попустительский
стиль руководства оказался самым плохим
во всех отношениях.
Стиль
руководства – это устойчивое мнение
руководителя относительно той степени
свободы, которая должна быть предоставлена
подчинённым в подготовке решений.
Р
Ликерт (1961)
развил подход К Левина, предложив четыре
стиля руководства:
• жёсткий
авторитарный (эксплуататорско-авторитарный),
подразумевающий жесткий контроль
сверху;
• благожелательный
авторитарный с
элементами отеческой заботы со стороны
начальства;
• совещательный
(консультативный) руководство принимает
решение, но прежде советуется со всей
группой;
• коллегиальный,
означающий совместное принятие решений
руководством и работниками (рис. 6.8.2.).
Рис 6.8.1.
Выбор
стиля руководства. В
своей работе «Как выбирать стиль
руководства» Танненбаум и Шмидт (1958)
предложили подход к объяснению стиля
руководителя, который зависит от баланса
власти руководства и свободы действий
подчиненных (рис 6.8.2) Их теория гласит,
что применяемый стиль руководства
отражает четыре переменных и зависит
от них.
-
руководитель –
его личность и предпочитаемый им стиль; -
подчинённые –
потребности, отношения и навыки
подчиненных или сотрудников; -
задание – требования
и цели работы, которую надо выполнить; -
ситуация
– организация,
ее ценности и предрассудки.
Рис 6.8.2.
Хорошие
коммуникации – необходимое условие
успешного руководства. Коммуникация
– это процесс двустороннего обмена
мыслями и информацией, ведущий к
достижению взаимопонимания.
У
большинства людей процессы коммуникаций
занимают до 70 % времени .Способность
к коммуникациям
(умение говорить, слушать, писать и
читать) – это, видимо, одна из важнейших
способностей человека.
Поскольку
управляющие обязаны уметь заставить
работать других, они должны в совершенстве
владеть искусством коммуникаций. Оценки
показывают, что до 80 % времени
управляющих всех уровней расходуется
на различные виды коммуникаций.
Существуют
два основных направления распространения
деловой информации:
1) вертикальное
(вверх и вниз по уровням иерархии);
2) горизонтальное
(на одном уровне иерархии).
Эффективность
коммуникации и обратной связи по этим
направлениям существенно различна.
Эффективность горизонтальных потоков
достигает 80-90 %. Это объясняется тем,
что работающие на одном уровне управления
хорошо понимают характер работы своих
коллег, знают их проблемы и во многом
догадываются о содержании поступившего
сообщения.
Вертикальные
коммуникации менее эффективны, чем
горизонтальные. Исследования показали,
что только 20 – 25 % информации, исходящей
от дирекции предприятия, доходит до
рабочих и правильно понимается ими.
Соседние файлы в папке 12-06-2013_11-20-35
- #
- #
- #
- #
Аннотация: Дается представление об управлении как о функции менеджмента, определяются стили руководства и его принципы.
12.ppt
Смотреть на youtube || на ИНТУИТ в качестве: низком | среднем | высоком
Цель лекции: представить характеристику функции управления, представить стили управления и руководства.
Руководство – это поведение, при котором субъект реально влияет на деятельность объекта, обеспечивая движение к поставленной цели организации.
Под руководством понимается организационная функция менеджмента, которая заключается в управлении людьми, обеспечивающими эффективность деятельности организации или ее подразделений в целом. Термин «руководство» имеет два смысловых значения: это менеджеры и это деятельность менеджеров по управлению.
В обобщенном виде руководство может быть сведено к трем аспектам:
- выдача директив относительно того, что следует делать;
- налаживание сотрудничества между людьми;
- обеспечение ресурсами, необходимыми для достижения поставленной цели.
Эффективность руководства можно выразить следующей формулой:
где ЭР – эффективность руководства; Р – лидер, которому делегирована власть. Он должен одновременно уметь влиять на подчиненных и эффективно управлять организацией для достижения поставленных целей; Л – это процесс влияния одного лица на других; В – это делегирование полномочия влиять на поведение других.
Выделяются следующие основные стили управленческого руководства:
Дистанционный – руководитель не сближается с подчиненным.
Контактный – основан на постоянном общении руководителя с подчиненным.
Целеполагающий – руководитель предпочитает обозначить цели деятельности организации и предоставлять подчиненным самостоятельность в выборе путей достижения целей.
Делегирующий – руководитель передает часть своих полномочий подчиненным.
Существует также альтернативная классификация стилей руководства, согласно которой выделяются:
- Авторитарный стиль.
- Демократический стиль.
- Либеральный (попустительский) стиль.
Описательная характеристика авторитарного стиля (таблица 12.1):
Формальная сторона | Содержательная сторона |
---|---|
. |
|
Описательная характеристика демократического стиля управления (таблица 12.2):
Формальная сторона | Содержательная сторона |
---|---|
|
|
Описательная характеристика попустительского стиля управления (таблица 12.3):
Формальная сторона | Содержательная сторона |
---|---|
|
. |
Известный социальный психолог Курт Левин предложил концепцию, согласно которой вся сложная структура лидерства располагается по шкале между полярными позициями (рисунок 12.1):
Рис.
12.1.
Концепция лидерства по К. Левину
По Лайкерту выделяются следующие стили руководства:
Эксплуататорско — авторитарный.
Благосклонно — авторитарный.
Консультативно – демократический.
Основан на участии.
Стили руководства по Макгрегору:
«Теория X» описывает черты авторитарного стиля руководства: жесткий контроль, принуждение к труду, негативные санкции, акцент на материальных стимулах.
«Теория У» определяет демократический стиль управления по следующим позициям: использование творческих способностей работников, гибкий контроль, исключение принуждения, высокий самоконтроль, побуждение к ответственности, морально-этические стимулы, заинтересованность в процессе труда, соучастие в управлении
Стили руководства по Блэйку – Моутону (рисунок 12.1):
Рис.
12.2.
Управленческая решетка Блэйка-Моутона
РУКОВОДСТВО КАК ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ КОФЕЙНИ «TRAVELERS COFFEE»
© Лукина С.А.1
Финансово-экономический институт Северо-Восточного федерального института, г. Якутск
Статья посвящена анализу руководства как функция управления в компаниях. В данной статье рассмотрены основные виды, стили руководства как функции управления. На эффективность работы руководителя влияет умение использовать возможности подчиненных, знание их, вера в сотрудников, способность откровенно с ними разговаривать, постановка задач вместо непосредственного руководства. Отрицательно влияет на результативность работы руководителя отсутствие уважения коллег при обсуждении и решении важнейших вопросов, присвоение себе результатов работы коллектива, пристрастное отношение к сотрудникам.
Ключевые слова: руководство, эффективность, управление, менеджмент.
Актуальность темы исследования объясняется тем, что руководство является важной функцией управления и играет огромную роль в организации, компании. Без нужного руководителя производительность труда организации не будет повышаться, не будет эффективности работы и т.д. Поэтому руководство необходимо для управления.
«Менеджмент» — слово английского происхождения и означает «управлять». В общем виде менеджмент следует представлять как науку и искусство побеждать, умение добиваться поставленных целей, используя труд, мотивы поведения и интеллект людей. Речь идет о целенаправленном воздействии на людей с целью превращения неорганизованных элементов в эффективную и производительную силу. Другими словами, менеджмент -это человеческие возможности, с помощью которых лидеры используют ресурсы для достижения стратегических и тактических целей организации.
Менеджер — самостоятельная профессия с собственными профессионально-специфическими инструментами и навыками, явно отличающимися от других профессий. Способствовать тому, чтобы достигались самими сотрудниками, касается только профессии менеджера, а все другие профессии выполняют специальные задачи, но не задачи руководителя.
Целью работы является совершенствование руководства как функции управления. Объект исследования — работники кофейни «Travelers coffee» в Якутске.
1 Студент 2 курса кафедры Социологии и управления персоналом Финансово-экономического института.
Методом исследования является анкетирование. Это основной инструмент опроса и с помощью нее мы собираем только нужную информацию.
Руководство как функция управления — это целенаправленный процесс воздействия на коллективы (подчиненных) для выполнения конкретных определенных задач. Под руководством понимается организационная функция менеджмента, заключающаяся в управлении людьми, обеспечивающими эффективность предприятия или его подразделений в целом.
Термин «руководство» подразумевает два смысловых значения: это менеджеры и это деятельность менеджеров по управлению. «В обобщенном виде руководство может быть сведено к трем аспектам. Это: выдача директив относительно того, что нужно сделать; налаживание сотрудничества между людьми; обеспечение энергии, необходимой для достижения поставленной цели». В отличие от понятия «управление», которое характеризует процесс организации всей системы управления и производства, руководство направлено на конкретных людей, объединенных в коллективы.
Руководство требует умения прогнозировать ситуации и выдвигать соответствующие программы. Руководство должно быть гибким. Надо научиться менять свои суждения в зависимости от конкретных ситуаций. Нельзя в сложных ситуациях гнуть палку в одну сторону — она сломается. Руководству не нужно фанатизма и не нужно железной руки. Нужно проявлять терпимость и спокойствие. Нужно уметь идти на компромисс. Нужно уметь разделять власть.
Принято выделять три типа руководства: автократический (авторитарный), демократический (коллегиальный) и либеральный (попустительский).
Автократический (авторитарный) тип руководства отличается чрезмерной централизацией власти, приверженностью к единоначалию, самовластным решением большинства вопросов организации, сознательным ограничением общения с подчиненными. Для руководителей этого типа характерны такие черты, как стремление к полному подчинению людей своей воле, неумение слушать и слышать, воспринимать критику или несогласие,, жесткий и тотальный контроль действий своих работников, считая при этом, что лучший метод воздействия на них — метод взысканий.
Анализируя авторитарный стиль руководства, автор Б.З. Зельдович особо отмечает, что авторитарный стиль характеризуется преобладанием единоличных способов управления, применением административных средств воздействия на подчиненных. Руководитель, как правило, привержен к преувеличению роли административных методов. Он самовластно решает большинство вопросов жизни коллектива без предварительного обсуждения с членами коллектива, сознательно ограничивает контакты с подчиненными.
Демократический (коллегиальный) тип руководства, в отличие от автократического, предполагает коллегиальность, коллективное управление, предоставление подчиненным самостоятельности и инициативы, делегиро-
вание им полномочий, интенсивное общение с сотрудниками, заботу о мотивации их трудовой деятельности и ее стимулировании. Руководитель демократического типа во всей своей деятельности опирается на общественные организации, коллективное мнение, традиции предприятия.
Организации, в которых доминирует демократический стиль руководства, характеризуются высокой степенью децентрализации полномочий, активным участием работающих в принятии решений, созданием таких условий, при которых выполнение служебных обязанностей оказывается для них привлекательным, и вознаграждением для персонала является чувство причастности к достижению успеха.
Либеральный (попустительский) тип руководства отличается отсутствием размаха в деятельности, безынициативностью и постоянным ожиданием указаний сверху, нежеланием принимать на себя ответственность за решения. Как правило, руководители этого типа очень осторожны, непоследовательны в действиях, легко поддаются влиянию окружающих, недостаточно требовательны к подчиненным, пытаются завоевать «дешевый» авторитет.
Либеральный стиль отличают минимальное участие руководителя в управлении, отсутствие размаха в его деятельности, безынициативность и постоянное ожидание указаний сверху, нежелание принять на себя ответственность за решение проблем и за их последствия, когда они неблагоприятны. В целом стиль руководителя опосредуется, прежде всего, индивидуальными свойствами его личности, его профессиональной и нравственной компетентностью, общей культурой и интеллектом, особенностями характера и темперамента. Но на стиль руководства оказывают влияние как внешние социально-экономические факторы (экономическая ситуация, политическая обстановка, социальная среда, др.), так и внутренние факторы, характеризующие особенности организации (цели, организационная структура, традиции) и межличностные отношения в коллективе.
Кофейня «Travelers Coffee» находится по адресу ул. Ленина проспект, 6/1 в г. Якутск. Это кофейня высокого класса, где подается элитный кофе и предлагается широкий выбор блюд и других напитков. Очень важное значение в кофейне имеет атмосфера, ведь кофейня это одновременно место для встречи с друзьями и место, где можно провести время наедине с книгой. Здесь можно подолгу сидеть с ноутбуком и чашкой кофе, а можно проводить быстрые деловые встречи. Создать неповторимую атмосферу уютной кофейни вам помогут специалисты «Travelers Coffee». В кофейне «Travelers Coffee» преобладает демократический тип руководства. Потому что там оценивается творческая активность, новаторство, коллегиальность и стремятся самореализоваться и самоутвердиться. Они важные решения, действия принимают коллегиально, и это все способствует росту авторитета руководителя, развивает самоконтроль, самоуправление.
Для выявления эффективности работы руководства в кофейне «Travelers coffee» мы провели исследование. Было опрошено 6 человек из 13. В каче-
стве руководителя мы взяли администратора данного заведения и составили анкету по его работе. Т.к. администратор «Travelers Coffee» выполняет роль менеджера по персоналу, менеджера по закупкам и т.д.
На первый вопрос «Знание специфики работы менеджера» один человек ответил, что высокое, 4 сотрудника ответили — среднее и 1 — низкое. Это означает, что администратор в этой кофейне в большей степени знает свои полномочия, обязанности и функции.
На второй вопрос: «способность принимать решения» 2 ответили, что высокое, 3 человека ответили, что среднее и один ответил, что низкое. Это означает, что менеджер в этой организации практически не принимает решения достаточно хорошо, скорее обращается кому-либо за помощью в трудных ситуациях.
На третий вопрос: «Способность брать на себя ответственность» два сотрудника ответили, что высокая, 4 сотрудника — средняя. Также это показывает профессиональные качества руководителя, менеджера. Они должны обладать такими качествами.
На четвертый вопрос: «Способность делегировать полномочия» тоже 1 человек ответил, что высокая такая способность, 3 человека — средняя и 2 -низкая. Это означает, что он практически не умеет профессионально делегировать полномочия, и, кажется, просто выполняет свои обязанности.
На пятый вопрос: «Особенности мотивационной сферы» половина ответили, что высокие, и половина — средние. Это, по нашему мнению, лучшее профессиональное качество. Потому что руководитель должен мотивировать себя, своих подчиненных, только тогда компания или организация достигнет наилучших результатов.
На шестой вопрос: «Ориентация на достижение результатов» 4 человека считают, что есть, 2 — нет. В принципе руководитель этого заведения ориентируется на достижение результатов. Если не будет на этом ориентироваться, то организация пойдет на убытки и т.д.
На седьмой вопрос: «Ориентация на сотрудничество» 2 человек ответил, что она есть, 4 человека — нет. Это показывает, что руководитель не пытается сотрудничать с другими похожими организациями, но, надеемся, что есть связи с другими организациями.
На восьмой вопрос: «Способность к анализу» 2 сотрудника считают, что она высокая и 4 сотрудника ответили, что средняя. В принципе это нормально. Менеджер по персоналу должен уметь анализировать определенные ситуации.
На вопрос: «Навыки планирования и контроля» 3 человека ответили, что они развитые, 3 ответили, что они есть, но слаборазвиты. Это тоже, в принципе, хороший показатель. Потому что их менеджер по персоналу имеет навыки планирования и контроля и работает над этим.
На десятый вопрос: «Отношение к подчиненным, коллегам» 2 человека ответили, что оно ровное, а 4 — справедливое. Руководители должны быть в контакте со своими работниками и должны относиться ко всем равно.
Данная организация имеет свои минусы и плюсы, преимущества и недостатки. Но как менеджеры по персоналу, так и руководители в каждой организации должны иметь равные качества и требования.
Таким образом, можно сделать вывод, что администратор ориентирован на достижение результата, он способен брать на себя ответственность, умеет мотивировать персонал и т.д. Но выяснили, что он, т.е. как менеджер по персоналу, не сотрудничает с другими. Ведь опыт играет важную роль в развитии организации. В результате проведенного исследования мы выявили, что администратор выполняет несколько обязанностей, но это не мешает ему выполнять свои обязанности, он точно выполняет функции и менеджера по персоналу, и руководителя, т.е. администратора.
Список литературы:
1. Вересов Н.Н. Работа менеджера над собой [Электронный ресурс] // Библиотека учебной и научной литературы. — Режим доступа: http://www.I-U.ru (дата обращения: 17.05.2016).
2. Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Формирование системы управления персоналом на предприятии: учеб. пособие. — М.: Дело, 2011. — С. 254.
3. Легенчук Г.Г. Основы менеджмента: учеб. пособие [Электронный ресурс] / xBook, версия II-2.1b. — SCO, 2010. — С. 192.
4. Кривогорницына В.К., Борисова УС. Производственная практика в ресторанном холдинге «Праздник жизни» // Экономика и социум. — 2013. -№ 3. — С. 361-363.
НОРМАТИВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА КАК ИНСТРУМЕНТ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ
1 2 © Хабибуллина Э.И. , Дарякин А.А.
Институт управления, экономики и финансов Казанского (Приволжского)
федерального университета, г. Казань
В данной статье рассматриваются нормативы надежности коммерческого банка. Обосновываются особенности мониторинга выполнения экономических нормативов разных видов в процессе реализации внутренней банковской политики.
1 Магистрант кафедры Банковского дела.
2 Доцент кафедры Банковского дела, кандидат экономических наук.