Руководство как одно из основных функций управления

Термин
«руководство» мы используем для описания
одной из функций менеджмента, которая
связана с управлением людьми при решении
какой-либо задачи. Большинство
исследований, проведенных по теории
руководства, показали, что попытка дать
четкое определение «руководства» не
имела большего успеха.

Понятие
руководства.

При определении
руководства
часто присутствуют четыре компонента:

• личные качества
и характеристики руководителя;

• стиль руководства;

• коммуникация;

• функции
руководителя (общие или основные функции
управления).

Некоторые
определения руководства учитывают те
или иные из перечисленных компонентов.

Руководство
– это процесс использования управляющим
личного влияния и коммуникаций.

Характерные
черты руководителей.
Большинство
исследований выделяет следующие важные
характерные черты руководителя.

Интеллектуальные
возможности

выше среднего, в идеале руководитель
должен быть немного умнее своих
подчиненных.

Инициатива
или способность понимать необходимость
действия, а затем действовать. Эта
характеристика, по-видимому тесно
связана с энергией и жизнестойкостью,
во многих случаях последнее снижается
с годами.

Уверенность
или способность
поверить в то, что ты делаешь. Эта черта
характера связана с пониманием человеком
его места в обществе, с сильным желанием
достичь цели. Однако эта уверенность
должна быть не агрессивной, а скорее
незаметной.

Способность
посмотреть на ситуацию

«с высоты
птичьего полёта»

– это способность преуспевающего
менеджера «подняться» над данной
ситуацией и рассмотреть ее в более
широком контексте, а затем «опуститься»
обратно и заняться более мелкими, но
конкретными делами.

Принципы
руководства.
Назовем
два основных принципа:

Первый
принцип

ориентация
руководства на конечную цель
.
Главная задача управляющего состоит в
том, чтобы направить действия работников
на четко определенные и ясно понимаемые
цели организации.

Второй
принцип

единство
цели
. Состоит
в согласовании целей фирмы и ее работников.
Организация функционирует наилучшим
образом, когда ее цели и цели отдельной
личности совпадают.

Роль
руководителя.

Каким должен быть хороший руководитель:

  • его
    отличает способность а) вдохновлять
    своих подчиненных и б) усиливать их
    стремление к достижению целей
    организации,;

  • он
    знает, куда ведет, и способен побуждать
    подчиненных следовать за собой;

  • для него характерны
    высокие результаты;

  • от
    гордиться высоким качеством своей
    работы и тем, что соответствует занимаемой
    должности.

Эффективность
труда руководителя.

Она оценивается результатами труда его
подчинённых. Поэтому менеджер должен
стремиться:

  • к
    эффективному использованию способностей
    и энергии подчиненных;

  • доказать
    свою способность стимулировать
    достижение высоких результатов каждым
    работником;

  • сформировать
    эффективное подразделение, привлекая
    в него и удерживая хороших работников.

Стиль
руководства.

Стал темой для обсуждения, после того
как К Левин
опубликовал свое исследование различных
стилей руководства в 1938 г. Он исследовал
три типа стилей:

  • диктаторский
    – руководитель сам решает, что нужно
    сделать и как;

  • демократический
    – решения
    принимаются после обсуждения;

  • попустительский
    – члены
    группы работают самостоятельно,
    руководитель сам является членом
    группы.

В
экспериментах Левина самой производительной
была работа при диктаторском
руководстве, но при этом необходимо
было присутствие руководителя, в
противном случае работа прекращалась.
Члены этой группы проявляли агрессивность
по отношению друг к другу и увлекались
поисками «козлов отпущения». Демократичное
руководство было самым популярным и
позволяло получить стабильные результаты
как по качеству, так и по производительности.
Попустительский
стиль руководства оказался самым плохим
во всех отношениях.

Стиль
руководства – это устойчивое мнение
руководителя относительно той степени
свободы, которая должна быть предоставлена
подчинённым в подготовке решений.

Р
Ликерт
(1961)
развил подход К Левина, предложив четыре
стиля руководства:

жёсткий
авторитарный
(эксплуататорско-авторитарный),
подразумевающий жесткий контроль
сверху;

благожелательный
авторитарный
с
элементами отеческой заботы со стороны
начальства;

совещательный
(консультативный) руководство принимает
решение, но прежде советуется со всей
группой;

коллегиальный,
означающий совместное принятие решений
руководством и работниками (рис. 6.8.2.).

Рис 6.8.1.

Выбор
стиля руководства.
В
своей работе «Как выбирать стиль
руководства» Танненбаум и Шмидт (1958)
предложили подход к объяснению стиля
руководителя, который зависит от баланса
власти руководства и свободы действий
подчиненных (рис 6.8.2) Их теория гласит,
что применяемый стиль руководства
отражает четыре переменных и зависит
от них.

  • руководитель –
    его личность и предпочитаемый им стиль;

  • подчинённые –
    потребности, отношения и навыки
    подчиненных или сотрудников;

  • задание – требования
    и цели работы, которую надо выполнить;

  • ситуация
    организация,
    ее ценности и предрассудки.

Рис 6.8.2.

Хорошие
коммуникации – необходимое условие
успешного руководства. Коммуникация

– это процесс двустороннего обмена
мыслями и информацией, ведущий к
достижению взаимопонимания.

У
большинства людей процессы коммуникаций
занимают до 70 % времени .Способность
к коммуникациям

(умение говорить, слушать, писать и
читать) – это, видимо, одна из важнейших
способностей человека.

Поскольку
управляющие обязаны уметь заставить
работать других, они должны в совершенстве
владеть искусством коммуникаций. Оценки
показывают, что до 80 % времени
управляющих всех уровней расходуется
на различные виды коммуникаций.

Существуют
два основных направления распространения
деловой информации:

1) вертикальное
(вверх и вниз по уровням иерархии);

2) горизонтальное
(на одном уровне иерархии).

Эффективность
коммуникации и обратной связи по этим
направлениям существенно различна.
Эффективность горизонтальных потоков
достигает 80-90 %. Это объясняется тем,
что работающие на одном уровне управления
хорошо понимают характер работы своих
коллег, знают их проблемы и во многом
догадываются о содержании поступившего
сообщения.

Вертикальные
коммуникации менее эффективны, чем
горизонтальные. Исследования показали,
что только 20 – 25 % информации, исходящей
от дирекции предприятия, доходит до
рабочих и правильно понимается ими.

Соседние файлы в папке 12-06-2013_11-20-35

  • #
  • #
  • #
  • #

Аннотация: Дается представление об управлении как о функции менеджмента, определяются стили руководства и его принципы.

12.ppt

Смотреть на youtube || на ИНТУИТ в качестве: низком | среднем | высоком

Цель лекции: представить характеристику функции управления, представить стили управления и руководства.

Руководство – это поведение, при котором субъект реально влияет на деятельность объекта, обеспечивая движение к поставленной цели организации.

Под руководством понимается организационная функция менеджмента, которая заключается в управлении людьми, обеспечивающими эффективность деятельности организации или ее подразделений в целом. Термин «руководство» имеет два смысловых значения: это менеджеры и это деятельность менеджеров по управлению.

В обобщенном виде руководство может быть сведено к трем аспектам:

  • выдача директив относительно того, что следует делать;
  • налаживание сотрудничества между людьми;
  • обеспечение ресурсами, необходимыми для достижения поставленной цели.

Эффективность руководства можно выразить следующей формулой:

где ЭР – эффективность руководства; Р – лидер, которому делегирована власть. Он должен одновременно уметь влиять на подчиненных и эффективно управлять организацией для достижения поставленных целей; Л – это процесс влияния одного лица на других; В – это делегирование полномочия влиять на поведение других.

Выделяются следующие основные стили управленческого руководства:

Дистанционный – руководитель не сближается с подчиненным.

Контактный – основан на постоянном общении руководителя с подчиненным.

Целеполагающий – руководитель предпочитает обозначить цели деятельности организации и предоставлять подчиненным самостоятельность в выборе путей достижения целей.

Делегирующий – руководитель передает часть своих полномочий подчиненным.

Существует также альтернативная классификация стилей руководства, согласно которой выделяются:

  1. Авторитарный стиль.
  2. Демократический стиль.
  3. Либеральный (попустительский) стиль.

Описательная характеристика авторитарного стиля (таблица 12.1):

Таблица
12.1.
Формальная и содержательная стороны авторитарного управления

Формальная сторона Содержательная сторона
  1. Деловые и краткие распоряжения.
  2. Запреты без снисхождения с угрозой и санкциями.
  3. Четкое выражение мысли, недружественный тон.
  4. Похвала и придирки являются субъективными.
  5. Эмоции не принимаются.
  6. Показ примеров не систематичен.
  7. Позиция руководителя – оставаться вне группы.

.

  1. Работа в группе планируются руководителем заранее и в полном объеме.
  2. Определяются только непосредственные цели, но дальние цели коллективу не известны.
  3. Голос руководителя решительный.

Описательная характеристика демократического стиля управления (таблица 12.2):

Таблица
12.2.
Формальная и содержательная стороны демократического управления

Формальная сторона Содержательная сторона
  1. Инструкции выдаются в форме предложений.
  2. Присутствует не сухая речь, а товарищеский тон.
  3. Похвала и порицание всегда с советами.
  4. Распоряжения и запреты производятся с обсуждениями.
  5. Позиция руководителя – находиться внутри группы.
  1. Мероприятия планируются вне группы.
  2. За реализацию предложений отвечают все.
  3. Все участки работы не только предлагаются.

Описательная характеристика попустительского стиля управления (таблица 12.3):

Таблица
12.3.
Формальная и содержательная стороны попустительского управления

Формальная сторона Содержательная сторона
  1. Конвенциальный тон.
  2. Отсутствие похвалы и порицания.
  3. Отсутствие сотрудничества.
  4. Позиция руководителя заключается в незаметном нахождении в стороне от группы.
  1. Дела в группе идут сами по себе.
  2. Руководитель не дает никаких указаний.
  3. Разделы работы складываются из индивидуальных интересов лидеров групп.

.

Известный социальный психолог Курт Левин предложил концепцию, согласно которой вся сложная структура лидерства располагается по шкале между полярными позициями (рисунок 12.1):

 Концепция лидерства по К. Левину

Рис.
12.1.
Концепция лидерства по К. Левину

По Лайкерту выделяются следующие стили руководства:

Эксплуататорско — авторитарный.

Благосклонно — авторитарный.

Консультативно – демократический.

Основан на участии.

Стили руководства по Макгрегору:

«Теория X» описывает черты авторитарного стиля руководства: жесткий контроль, принуждение к труду, негативные санкции, акцент на материальных стимулах.

«Теория У» определяет демократический стиль управления по следующим позициям: использование творческих способностей работников, гибкий контроль, исключение принуждения, высокий самоконтроль, побуждение к ответственности, морально-этические стимулы, заинтересованность в процессе труда, соучастие в управлении

Стили руководства по Блэйку – Моутону (рисунок 12.1):

 Управленческая решетка Блэйка-Моутона

Рис.
12.2.
Управленческая решетка Блэйка-Моутона

РУКОВОДСТВО КАК ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ КОФЕЙНИ «TRAVELERS COFFEE»

© Лукина С.А.1

Финансово-экономический институт Северо-Восточного федерального института, г. Якутск

Статья посвящена анализу руководства как функция управления в компаниях. В данной статье рассмотрены основные виды, стили руководства как функции управления. На эффективность работы руководителя влияет умение использовать возможности подчиненных, знание их, вера в сотрудников, способность откровенно с ними разговаривать, постановка задач вместо непосредственного руководства. Отрицательно влияет на результативность работы руководителя отсутствие уважения коллег при обсуждении и решении важнейших вопросов, присвоение себе результатов работы коллектива, пристрастное отношение к сотрудникам.

Ключевые слова: руководство, эффективность, управление, менеджмент.

Актуальность темы исследования объясняется тем, что руководство является важной функцией управления и играет огромную роль в организации, компании. Без нужного руководителя производительность труда организации не будет повышаться, не будет эффективности работы и т.д. Поэтому руководство необходимо для управления.

«Менеджмент» — слово английского происхождения и означает «управлять». В общем виде менеджмент следует представлять как науку и искусство побеждать, умение добиваться поставленных целей, используя труд, мотивы поведения и интеллект людей. Речь идет о целенаправленном воздействии на людей с целью превращения неорганизованных элементов в эффективную и производительную силу. Другими словами, менеджмент -это человеческие возможности, с помощью которых лидеры используют ресурсы для достижения стратегических и тактических целей организации.

Менеджер — самостоятельная профессия с собственными профессионально-специфическими инструментами и навыками, явно отличающимися от других профессий. Способствовать тому, чтобы достигались самими сотрудниками, касается только профессии менеджера, а все другие профессии выполняют специальные задачи, но не задачи руководителя.

Целью работы является совершенствование руководства как функции управления. Объект исследования — работники кофейни «Travelers coffee» в Якутске.

1 Студент 2 курса кафедры Социологии и управления персоналом Финансово-экономического института.

Методом исследования является анкетирование. Это основной инструмент опроса и с помощью нее мы собираем только нужную информацию.

Руководство как функция управления — это целенаправленный процесс воздействия на коллективы (подчиненных) для выполнения конкретных определенных задач. Под руководством понимается организационная функция менеджмента, заключающаяся в управлении людьми, обеспечивающими эффективность предприятия или его подразделений в целом.

Термин «руководство» подразумевает два смысловых значения: это менеджеры и это деятельность менеджеров по управлению. «В обобщенном виде руководство может быть сведено к трем аспектам. Это: выдача директив относительно того, что нужно сделать; налаживание сотрудничества между людьми; обеспечение энергии, необходимой для достижения поставленной цели». В отличие от понятия «управление», которое характеризует процесс организации всей системы управления и производства, руководство направлено на конкретных людей, объединенных в коллективы.

Руководство требует умения прогнозировать ситуации и выдвигать соответствующие программы. Руководство должно быть гибким. Надо научиться менять свои суждения в зависимости от конкретных ситуаций. Нельзя в сложных ситуациях гнуть палку в одну сторону — она сломается. Руководству не нужно фанатизма и не нужно железной руки. Нужно проявлять терпимость и спокойствие. Нужно уметь идти на компромисс. Нужно уметь разделять власть.

Принято выделять три типа руководства: автократический (авторитарный), демократический (коллегиальный) и либеральный (попустительский).

Автократический (авторитарный) тип руководства отличается чрезмерной централизацией власти, приверженностью к единоначалию, самовластным решением большинства вопросов организации, сознательным ограничением общения с подчиненными. Для руководителей этого типа характерны такие черты, как стремление к полному подчинению людей своей воле, неумение слушать и слышать, воспринимать критику или несогласие,, жесткий и тотальный контроль действий своих работников, считая при этом, что лучший метод воздействия на них — метод взысканий.

Анализируя авторитарный стиль руководства, автор Б.З. Зельдович особо отмечает, что авторитарный стиль характеризуется преобладанием единоличных способов управления, применением административных средств воздействия на подчиненных. Руководитель, как правило, привержен к преувеличению роли административных методов. Он самовластно решает большинство вопросов жизни коллектива без предварительного обсуждения с членами коллектива, сознательно ограничивает контакты с подчиненными.

Демократический (коллегиальный) тип руководства, в отличие от автократического, предполагает коллегиальность, коллективное управление, предоставление подчиненным самостоятельности и инициативы, делегиро-

вание им полномочий, интенсивное общение с сотрудниками, заботу о мотивации их трудовой деятельности и ее стимулировании. Руководитель демократического типа во всей своей деятельности опирается на общественные организации, коллективное мнение, традиции предприятия.

Организации, в которых доминирует демократический стиль руководства, характеризуются высокой степенью децентрализации полномочий, активным участием работающих в принятии решений, созданием таких условий, при которых выполнение служебных обязанностей оказывается для них привлекательным, и вознаграждением для персонала является чувство причастности к достижению успеха.

Либеральный (попустительский) тип руководства отличается отсутствием размаха в деятельности, безынициативностью и постоянным ожиданием указаний сверху, нежеланием принимать на себя ответственность за решения. Как правило, руководители этого типа очень осторожны, непоследовательны в действиях, легко поддаются влиянию окружающих, недостаточно требовательны к подчиненным, пытаются завоевать «дешевый» авторитет.

Либеральный стиль отличают минимальное участие руководителя в управлении, отсутствие размаха в его деятельности, безынициативность и постоянное ожидание указаний сверху, нежелание принять на себя ответственность за решение проблем и за их последствия, когда они неблагоприятны. В целом стиль руководителя опосредуется, прежде всего, индивидуальными свойствами его личности, его профессиональной и нравственной компетентностью, общей культурой и интеллектом, особенностями характера и темперамента. Но на стиль руководства оказывают влияние как внешние социально-экономические факторы (экономическая ситуация, политическая обстановка, социальная среда, др.), так и внутренние факторы, характеризующие особенности организации (цели, организационная структура, традиции) и межличностные отношения в коллективе.

Кофейня «Travelers Coffee» находится по адресу ул. Ленина проспект, 6/1 в г. Якутск. Это кофейня высокого класса, где подается элитный кофе и предлагается широкий выбор блюд и других напитков. Очень важное значение в кофейне имеет атмосфера, ведь кофейня это одновременно место для встречи с друзьями и место, где можно провести время наедине с книгой. Здесь можно подолгу сидеть с ноутбуком и чашкой кофе, а можно проводить быстрые деловые встречи. Создать неповторимую атмосферу уютной кофейни вам помогут специалисты «Travelers Coffee». В кофейне «Travelers Coffee» преобладает демократический тип руководства. Потому что там оценивается творческая активность, новаторство, коллегиальность и стремятся самореализоваться и самоутвердиться. Они важные решения, действия принимают коллегиально, и это все способствует росту авторитета руководителя, развивает самоконтроль, самоуправление.

Для выявления эффективности работы руководства в кофейне «Travelers coffee» мы провели исследование. Было опрошено 6 человек из 13. В каче-

стве руководителя мы взяли администратора данного заведения и составили анкету по его работе. Т.к. администратор «Travelers Coffee» выполняет роль менеджера по персоналу, менеджера по закупкам и т.д.

На первый вопрос «Знание специфики работы менеджера» один человек ответил, что высокое, 4 сотрудника ответили — среднее и 1 — низкое. Это означает, что администратор в этой кофейне в большей степени знает свои полномочия, обязанности и функции.

На второй вопрос: «способность принимать решения» 2 ответили, что высокое, 3 человека ответили, что среднее и один ответил, что низкое. Это означает, что менеджер в этой организации практически не принимает решения достаточно хорошо, скорее обращается кому-либо за помощью в трудных ситуациях.

На третий вопрос: «Способность брать на себя ответственность» два сотрудника ответили, что высокая, 4 сотрудника — средняя. Также это показывает профессиональные качества руководителя, менеджера. Они должны обладать такими качествами.

На четвертый вопрос: «Способность делегировать полномочия» тоже 1 человек ответил, что высокая такая способность, 3 человека — средняя и 2 -низкая. Это означает, что он практически не умеет профессионально делегировать полномочия, и, кажется, просто выполняет свои обязанности.

На пятый вопрос: «Особенности мотивационной сферы» половина ответили, что высокие, и половина — средние. Это, по нашему мнению, лучшее профессиональное качество. Потому что руководитель должен мотивировать себя, своих подчиненных, только тогда компания или организация достигнет наилучших результатов.

На шестой вопрос: «Ориентация на достижение результатов» 4 человека считают, что есть, 2 — нет. В принципе руководитель этого заведения ориентируется на достижение результатов. Если не будет на этом ориентироваться, то организация пойдет на убытки и т.д.

На седьмой вопрос: «Ориентация на сотрудничество» 2 человек ответил, что она есть, 4 человека — нет. Это показывает, что руководитель не пытается сотрудничать с другими похожими организациями, но, надеемся, что есть связи с другими организациями.

На восьмой вопрос: «Способность к анализу» 2 сотрудника считают, что она высокая и 4 сотрудника ответили, что средняя. В принципе это нормально. Менеджер по персоналу должен уметь анализировать определенные ситуации.

На вопрос: «Навыки планирования и контроля» 3 человека ответили, что они развитые, 3 ответили, что они есть, но слаборазвиты. Это тоже, в принципе, хороший показатель. Потому что их менеджер по персоналу имеет навыки планирования и контроля и работает над этим.

На десятый вопрос: «Отношение к подчиненным, коллегам» 2 человека ответили, что оно ровное, а 4 — справедливое. Руководители должны быть в контакте со своими работниками и должны относиться ко всем равно.

Данная организация имеет свои минусы и плюсы, преимущества и недостатки. Но как менеджеры по персоналу, так и руководители в каждой организации должны иметь равные качества и требования.

Таким образом, можно сделать вывод, что администратор ориентирован на достижение результата, он способен брать на себя ответственность, умеет мотивировать персонал и т.д. Но выяснили, что он, т.е. как менеджер по персоналу, не сотрудничает с другими. Ведь опыт играет важную роль в развитии организации. В результате проведенного исследования мы выявили, что администратор выполняет несколько обязанностей, но это не мешает ему выполнять свои обязанности, он точно выполняет функции и менеджера по персоналу, и руководителя, т.е. администратора.

Список литературы:

1. Вересов Н.Н. Работа менеджера над собой [Электронный ресурс] // Библиотека учебной и научной литературы. — Режим доступа: http://www.I-U.ru (дата обращения: 17.05.2016).

2. Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Формирование системы управления персоналом на предприятии: учеб. пособие. — М.: Дело, 2011. — С. 254.

3. Легенчук Г.Г. Основы менеджмента: учеб. пособие [Электронный ресурс] / xBook, версия II-2.1b. — SCO, 2010. — С. 192.

4. Кривогорницына В.К., Борисова УС. Производственная практика в ресторанном холдинге «Праздник жизни» // Экономика и социум. — 2013. -№ 3. — С. 361-363.

НОРМАТИВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА КАК ИНСТРУМЕНТ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ

1 2 © Хабибуллина Э.И. , Дарякин А.А.

Институт управления, экономики и финансов Казанского (Приволжского)

федерального университета, г. Казань

В данной статье рассматриваются нормативы надежности коммерческого банка. Обосновываются особенности мониторинга выполнения экономических нормативов разных видов в процессе реализации внутренней банковской политики.

1 Магистрант кафедры Банковского дела.

2 Доцент кафедры Банковского дела, кандидат экономических наук.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Беспроводная сеть настройка руководство
  • Руководство по инсталляции программного средства основные пункты
  • Асер планшет руководство по
  • Ооо специалист руководство
  • Как принимать омез до или после еды инструкция по применению