Руководство капитаном судна

[организационно-правовая форма,
наименование организации, предприятия]

Утверждаю

[должность, подпись, Ф. И. О. руководителя или иного
должностного лица, уполномоченного утверждать
должностную инструкцию]

[число, месяц, год]

М. П.

Должностная инструкция капитана плавучего судна [наименование организации]

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации, Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2005 г. N 349 «Об утверждении Положения о дипломировании членов экипажей судов внутреннего плавания» и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

1. Общие положения

1.1. Капитан плавучего судна возглавляет экипаж судна, является его руководителем на основе единоначалия и подчиняется непосредственно судовладельцу.

1.2. Капитан плавучего судна назначается на должность и освобождается от должности приказом [наименование руководителя организации].

1.3. На должность капитана плавучего судна назначается лицо, являющееся гражданином Российской Федерации, имеющее высшее профессиональное образование по соответствующей специальности, диплом капитана, медицинское заключение о годности к такой работе по состоянию здоровья и стаж плавания на внутренних водных путях в должностях, относящихся к командному составу самоходных судов не менее [значение] месяцев.

1.4. Капитан плавучего судна осуществляет защиту законных интересов и прав членов экипажа и лиц, находящихся на судне.

1.5. Капитан плавучего судна является представителем судовладельца в отношении сделок, вызываемых нуждами судна, груза или плавания.

1.6. Капитан плавучего судна издает приказы по судну. Распоряжения капитана в пределах его полномочий подлежат беспрекословному исполнению всеми находящимися на судне лицами.

1.7. Во время отсутствия капитана плавучего судна его служебные обязанности возлагаются на старшего помощника капитана судна до получения распоряжения судовладельца.

1.8. Капитан плавучего судна должен знать:

— законодательство в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации;

— соответствующие нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

— устав службы на судах внутреннего водного транспорта, утвержденный в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти в области транспорта;

— трудовое законодательство Российской Федерации;

— устав о дисциплине, утвержденный Правительством Российской Федерации.

2. Должностные обязанности

2.1. Капитан плавучего судна обязан обеспечивать:

2.1.1. Надлежащее управление судном и руководство судовождением, безопасность плавания, поддержание порядка на судне, охрану окружающей среды, предотвращение причинения всякого вреда судну и находящимся на нем людям и грузу, выполнение производственных задач.

2.1.2. Соблюдение на судне законов Российской Федерации, международных и национальных правил, других нормативных и правовых актов законодательства о водном транспорте.

2.1.3. Организацию и контроль подготовки экипажа к борьбе за живучесть судна, а также к действиям по спасению людей.

2.1.4. Соблюдение правил перевозки пассажиров, грузов, багажа и должного уровня обслуживания пассажиров.

2.1.5. Соблюдение требований положения о рабочем времени и времени отдыха работников плавсостава, охрану труда на судне.

2.1.6. Выполнение требований правил по предотвращению загрязнения окружающей среды.

2.1.7. Своевременное предъявление судна к осмотрам и освидетельствованиям органам надзора.

2.1.8. Выполнение утвержденных графиков и расписаний движения судна.

2.2. Капитан плавучего судна обязан:

2.2.1. Сообщить соответствующим органам, судовладельцу о случившемся транспортном происшествии с судном, повреждении судном других судов или сооружений, порчи или утраты груза, багажа, несчастных случаев с людьми и принять меры по ликвидации последствий и причин происшествия, обеспечить своевременное оформление документов в установленном порядке, а также в соответствии с указаниями судовладельца.

2.2.2. Задержать лицо, подозреваемое в совершении преступления, до передачи его компетентным органам в ближайшем порту или населенном пункте, а также незамедлительно информировать об этом компетентные органы.

2.2.3. В случае нападения на судно с целью совершения противоправных деяний действовать в порядке, установленном Федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с Федеральными органами исполнительной власти в области государственной безопасности и в области внутренних дел.

2.2.4. Составить акт о каждом случае рождения или смерти на судне при участии двух свидетелей и медицинского работника (если он имеется на судне) и сделать запись в судовом журнале.

2.2.5. Уведомить судовладельца о случае смерти на судне и принять меры к сохранению тела умершего, которое передать родственникам или администрации ближайшего порта.

2.2.6. Обеспечить составление описи и сохранность на судне имущества умершего до передачи этого имущества согласно описи родственникам умершего или администрации ближайшего порта.

2.2.7. В случае исчезновения члена экипажа или пассажира при обстоятельствах, допускающих возможность его гибели, сделать запись в судовом журнале, составить соответствующий акт, а также опись оставшегося имущества пропавшего и передать акт и имущество администрации ближайшего порта.

2.2.8. Если член экипажа нуждается в неотложной помощи, которая не может быть оказана в плавании, зайти в ближайший порт, известить об этом судовладельца, портовые власти, а в случае захода в иностранный порт — также консула Российской Федерации.

2.2.9. Оказать помощь людям на воде, которым угрожает гибель, при условии, что это безопасно для судна, экипажа и пассажиров.

2.2.10. В случаях военной опасности принять все возможные меры к недопущению захвата судна, находящихся на нем людей, документов, груза и другого имущества.

2.2.11. Не реже одного раза в месяц проводить с участием старшего помощника капитана, старшего механика осмотр судна, судовой техники и предметов снабжения с записью результатов осмотра в судовом журнале.

2.2.12. Осуществлять контроль за правильным ведением судового журнала, журнала судовой радиосвязи и радиожурнала ГМССБ (если положено его ведение).

2.2.13. Оставлять судно последним, приняв все зависящие от него меры по спасению судового, машинного журналов, журнала судовой радиостанции, судовой печати, документов и ценностей.

2.3. Капитан плавучего судна при приемке и сдаче судна обязан:

2.3.1. Прием (сдача) судна производится только по указанию судовладельца и осуществляется капитаном лично.

2.3.2. Принять (сдать) все судовые документы — по описи, денежные суммы и ценные бумаги — по кассовой книге и судовую печать.

2.3.3. Принять (сдать) состояние судна по корпусу, техническим средствам, устройствам, предметам снабжения, неснижаемым запасам и имуществу.

2.3.4. Принять (сдать) имеющийся на судне груз и документы на него.

2.3.5. Получить от сдающего капитана необходимую информацию о конструктивных особенностях судна, его эксплуатационных и маневренных качествах, имевших место аварийных случаях и их последствиях.

2.3.6. Ознакомиться с экипажем судна, а в навигационный период проверить действия экипажа по борьбе за живучесть судна, другим судовым расписаниям и тревогам с записью в судовом журнале.

2.3.7. По результатам приемки (сдачи) судна составить акт по установленной форме, первый экземпляр которого направить судовладельцу.

2.4. Капитан плавучего судна перед вводом судна в эксплуатацию обязан:

2.4.1. Проверить соответствие состояния судна установленным техническим требованиям и соответствующим правилам.

2.4.2. Обеспечить эксплуатационную готовность судна к безопасному плаванию, укомплектование экипажем и всеми видами снабжения.

2.4.3. При приеме судна от завода-изготовителя организовать изучение и прием судовыми специалистами корпуса, механизмов, устройств, систем, других технических средств, а также имущества и документации в соответствии со спецификацией.

2.5. Капитан плавучего судна при выводе судна из эксплуатации или постановке на ремонт должен:

2.5.1. Обеспечить своевременное составление необходимой документации для производства ремонтных работ.

2.5.2. Принять меры к надлежащей охране судна и его безопасной стоянке; передать судно на ответственное хранение в пункте отстоя в порядке, определенном судовладельцем.

2.5.3. При постановке судна в док (на слип), выводе судна из дока (спуске со слипа) лично находиться на судне.

2.5.4. После постановки в док (на слип) совместно со старшим помощником капитана, старшим механиком произвести наружный осмотр корпуса, забортных отверстий, движительно-рулевого комплекса. После окончания ремонтных работ провести повторный осмотр. Результаты осмотра оформить установленным порядком и занести в судовой журнал.

2.6. Капитан плавучего судна при подготовке судна к рейсу должен:

2.6.1. Проверить обеспечение технической и навигационной готовности судна, укомплектование всеми видами снабжения для предстоящего рейса.

2.6.2. Проверить срок действия судовых документов с учетом длительности предстоящего рейса.

2.6.3. Проверить наличие нужных для рейса навигационных карт, пособий для плавания, а также предварительную прокладку пути судна.

2.6.4. Поставить перед командным составом конкретные задачи по подготовке судна к рейсу, ознакомить с особенностями предстоящего рейса, получить информацию и проработать с судоводителями путевые и навигационно-гидрометеорологические условия рейса.

2.6.5. Перед погрузкой проверить грузовой план и утвердить его.

2.6.6. Перед отправлением судна в рейс принять от старшего помощника капитана, старшего механика и лица, ответственного за радиосвязь, доклад о готовности судна, наличии на борту членов экипажа и отсутствии посторонних лиц.

2.7. Капитан плавучего судна в период плавания обязан:

2.7.1. Обеспечить надлежащую организацию и несение вахт.

2.7.2. Следить за всеми изменениями обстоятельств и условий плавания, принятием должных мер предосторожности, осуществлять контроль за своевременным получением навигационной (путевой), гидрометеорологической, других видов информации и прогнозов погоды в соответствии с действующими правилами.

2.7.3. Изучать специальную лоцию района плавания и требовать этого от помощников капитана.

2.7.4. Немедленно прибыть на мостик по вызову вахтенного помощника, известить по прибытию голосом и, если есть необходимость, объявить о вступлении в управление судном с записью в судовом журнале.

2.7.5. Соблюдать установленный органом технического надзора район плавания судна.

2.7.6. При плавании в районе обязательной лоцманской проводки взять лоцмана, обеспечив ему безопасный прием (сход) на борт судна.

2.7.7. Принять все меры к спасанию человека, упавшего за борт; район поиска может быть покинут только после убеждения, что дальнейший поиск не принесет результатов.

2.7.8. При столкновении с другим судном запросить, не требуется ли помощь, и при необходимости оказать ее без опасности для своего судна, экипажа и пассажиров, взаимно согласовав свои действия.

2.7.9. При оказании помощи терпящему бедствие судну принять все меры для спасения людей, после чего предложить капитану судна, терпящему бедствие, подписать договор о спасении и приступить к работам по спасанию судна, груза и имущества.

2.7.10. Если судну грозит бедствие или создается угроза закрытия судового хода и оно нуждается в помощи, принять все возможные меры к тому, чтобы получить помощь от другого судна.

2.7.11. При подходе судна к району с ледовыми, штормовыми и другими опасными условиями плавания принять надлежащие меры по обеспечению безопасности плавания в соответствии с наставлениями, инструкциями и другими нормативными документами.

2.7.12. При освобождении от несения регулярной вахты должен находиться на мостике и руководить судовождением при входе в порт и выходе из него, следовании в узкости и других особо сложных условиях плавания.

2.8. Капитан плавучего судна при стоянке судна в порту обязан:

2.8.1. При подходе к порту подготовить судно, судовую и грузовую документацию для предъявления портовым властям.

2.8.2. По прибытию судна в иностранный порт известить об этом консула Российской Федерации или лицо им уполномоченное и сообщить сведения о судне и обстоятельствах плавания.

2.8.3. Убедиться в безопасной стоянке судна, организовать вахту, ее состав и продолжительность в зависимости от условий стоянки и обеспечения безопасности людей, судна, груза.

2.8.4. Покидая судно, оставить старшему или вахтенному помощнику капитана устное или письменное распоряжение относительно судовых работ, деятельности и безопасности судна, а также о месте своего пребывания на берегу.

2.8.5. Оставлять судно только на старшего помощника капитана или сменного помощника капитана.

2.9. [Другие должностные обязанности].

3. Права

Капитан плавучего судна имеет право:

3.1. Производить распределение обязанностей между членами экипажа по выполнению судовых работ.

3.2. Требовать от судовладельца замены членов экипажа при установлении несоответствия их занимаемой должности.

3.3. В случае необходимости отстранить от исполнения служебных обязанностей любого члена судового экипажа и направить его в распоряжение органа, принявшего на работу.

3.4. Объявлять авральные и аварийные работы, требующие участия всего экипажа или значительной части его; никто из находящихся на борту лиц не вправе отказаться от участия в них или заканчивать их ранее установленного срока.

3.5. Изолировать до прихода в первый российский порт лицо, действия которого угрожают безопасности судна или находящимся на нем людей и имущества.

3.6. В случае явной опасности для судна, людей, груза, оказании помощи другому судну или людям устанавливать повышенный, против норм, режим работы главной силовой установки или других технических средств, принимая на себя ответственность за последствия. Об отданных распоряжениях делается запись в судовом журнале.

3.7. Не выходить в рейс или приостановить его, если укомплектованность экипажа, техническое состояние судна или его технических средств не обеспечивают безопасность плавания, а также при сложившихся неблагоприятных условиях плавания или чрезмерной усталости экипажа. Об этих обстоятельствах надлежит сообщить судовладельцу с отражением факта в судовом журнале.

3.8. Отказаться от приема на борт судна отдельных грузов, если их погрузка и перевозка противоречат правилам перевозки грузов или создают угрозу безопасности судна, людей, груза.

3.9. Применять меры поощрения и налагать дисциплинарные взыскания на лиц экипажа судна в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3.10. Отстранять лоцмана от проводки в случаях сомнений в правильности рекомендаций или неправильных его действий и осуществлять в дальнейшем проводку самостоятельно в районах необязательной лоцманской проводки или потребовать замены лоцмана, если такая проводка является обязательной.

3.11. Удостоверять во время плавания завещания лиц, находящихся на борту судна.

3.12. Выбирать тот путь следования, который он сочтет безопасным с учетом ограничений, установленных органами технического надзора и классификации, а также состоянием судна и пути.

3.13. В случае болезни временно передавать командование судном старшему помощнику капитана, о чем немедленно докладывается судовладельцу. В судовой журнал записывается дата, время передачи командования и место нахождения судна.

3.14. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии.

3.15. Повышать свою профессиональную квалификацию.

3.16. Другие права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации.

4. Ответственность

Капитан плавучего судна несет ответственность:

4.1. За неисполнение, ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией — в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

4.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.3. За причинение материального ущерба работодателю — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].

Руководитель кадровой службы

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

Согласовано:

[должность]

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

С инструкцией ознакомлен:

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

I. Общие положения

1. На должность капитана назначается лицо, имеющее среднее профессиональное образование по программе подготовки специалистов среднего звена

или

высшее образование — специалитет.

2. Назначение на должность капитана, а также освобождение от нее производится приказом руководителя организации.

3. Опыт практической работы не менее восемнадцати месяцев в должности старшего помощника капитана.

4. Дополнительные требования:

— возраст не моложе 18 лет;

— прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований);

— прохождение инструктажа по охране труда и проверка знаний требований охраны труда;

— наличие диплома капитана, старшего помощника капитана;

— наличие свидетельств о прохождении специальных подготовок;

— знание английского языка для экипажей морских судов.

5. Капитан должен знать:

5.1. Принципы работы радиолокационных средств, их ограничения, источники ошибок

5.2. Процедуры планирования и координации поисково-спасательных операций

5.3. Международные правила предупреждения столкновений судов в море

5.4. Содержание, применение и цели основных принципов несения навигационной вахты

5.5. Характеристики различных систем погоды, включая тропические циклоны, и способы избегать их центра и опасных четвертей

5.6. Действия, которые должны предприниматься, если посадка судна на мель неизбежна, и действия после посадки судна на мель

5.7. Действия, которые должны предприниматься, если столкновение неизбежно, после столкновения или при нарушении водонепроницаемости корпуса, произошедшем по какой-либо причине

5.8. Устройства аварийной буксировки и процедуры буксировки

5.9. Взаимодействие между проходящими судами, а также взаимодействие собственного судна с близлежащими берегами (канальный эффект)

5.10. Факторы, влияющие на выбор необходимой длины якорной цепи

5.11. Способы плавания с уменьшенной скоростью для предотвращения повреждений, причиняемых попутной волной своего судна

5.12. Управление судовой движительной установкой при помощи системы дистанционного управления

5.13. Практические меры, принимаемые при плавании во льдах, или вблизи льда, или в условиях обледенения судна

5.14. Международные правила рыболовства и экологической безопасности (для судоводителей рыбопромысловых судов)

5.15. Биологию моря и сырьевую базу рыбной промышленности (для судоводителей рыбопромысловых судов)

5.16. Влияние орудий лова на мореходные качества судна (для судоводителей рыбопромысловых судов)

5.17. Технологии переработки улова, правила транспортировки различных видов рыбопродукции (для судоводителей рыбопромысловых судов)

5.18. Особенности судовождения на промысле, влияние орудий лова на траекторию движения судна (для судоводителей рыбопромысловых судов)

5.19. Правила совместного плавания и ведения промысла (для судоводителей рыбопромысловых судов)

5.20. Основы теории поиска объектов, планирование и ведение гидроакустического поиска объектов промысла (для судоводителей рыбопромысловых судов)

5.21. Международные правила, кодексы и стандарты, а также национальные правила, касающиеся безопасной обработки, размещения, крепления и транспортировки грузов

5.22. Международные рекомендации, касающиеся остойчивости судна

5.23. Правила погрузки и балластировки для удержания напряжений в корпусе в приемлемых пределах

5.24. Эксплуатационные и конструктивные ограничения навалочных судов, ограничения с точки зрения прочности важнейших конструктивных элементов навалочного судна

5.25. Влияние груза и грузовых операций на посадку и остойчивость

5.26. Общие сведения о танкерах и операциях на танкерах

5.27. Основные принципы устройства судна, теории судна, факторы, влияющие на посадку и остойчивость, а также меры, необходимые для обеспечения безопасной посадки и остойчивости

5.28. Влияние повреждения и последующего затопления какого-либо отсека на посадку и остойчивость судна, а также контрмер, подлежащих принятию

5.29. Международные и национальные правила, отраслевые нормы и стандарты безопасной перевозки опасных грузов

5.30. Судовые документы

5.31. Политику компании в области безопасности и охраны окружающей среды, противонаркотическую и антиалкогольную политику

5.32. Процедуры по обеспечению безопасной эксплуатации судна и охраны окружающей среды, соответствующие применимым международным и национальным требованиям и стандартам

5.33. Процедуры внутренних проверок, пересмотра системы управления безопасностью и внедрения изменений

5.34. Порядок взаимодействия судна и судоходной компании в целях обеспечения управления безопасностью

5.35. Требования антикоррупционного законодательства Российской Федерации и ответственность за совершение коррупционных правонарушений

5.36. Основные меры по предупреждению коррупции в организации

5.37. Порядок ведения судового документооборота системы управления безопасностью

5.38. Правила проведения занятия, тренировки и учения с экипажем пассажирского судна

5.39. Методику расчета осадки, остойчивости и напряжений в корпусе пассажирского судна

5.40. Методы, позволяющие уменьшить панику и избежать ее при аварийных ситуациях

5.41. Методы общения при аварии судна с помощью неязыковых средств в тех случаях, когда устное общение практически невозможно

5.42. Порядок проверки надлежащего обеспечения водонепроницаемости закрытий

5.43. _____________________________________________________________________

6. Капитан подчиняется непосредственно ____________________________

7. На время отсутствия капитана (отпуск, болезнь, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное в установленном порядке. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее их исполнение.

8. ________________________________________________________________

II. Должностные обязанности

В обязанности капитана  входит:

1. Судовождение на уровне управления:

— Планирование рейса и судовождение в любых условиях с применением подходящих методов прокладки путей, принимая во внимание стесненные воды, метеорологические условия, льды, ограниченную видимость, системы разделения движения, районы служб управления движением судов, районы с сильными приливами

— Координация поисково-спасательных операций

— Организация несения вахты

— Обеспечение безопасного плавания путем использования информации от навигационного оборудования и систем, облегчающих процесс принятия решений

— Прогнозирование погоды и океанографических условий

— Организация и управление судовым экипажем при авариях, возникающих во время плавания

— Маневрирование и управление судном в любых условиях

— Эксплуатация систем дистанционного управления двигательной установкой, системами и службами машинного отделения

— Управление судном и составом при плавании по внутренним водным путям с использованием знаков береговой и плавучей навигационной обстановки, при прохождении крутых изгибов рек, мостов, шлюзов, подходе и отходе от причалов по течению и против него (для судоводителей судов внутреннего водного транспорта)

— Управление скоростным судном при плавании по внутренним водным путям (для судоводителей судов внутреннего водного транспорта)

— Выбор орудий рыболовства, технологии лова морепродуктов и их применение с учетом экологических последствий (для судоводителей рыбопромысловых судов)

— Предварительная проработка и планирование рейса судна с учетом лоций района плавания, атласов, требований руководств для плавания и навигационных пособий внутренних водных путей (для судоводителей судов внутреннего водного транспорта)

2. Обработка и размещение грузов на судне на уровне управления:

— Планирование погрузки, размещения, крепления и выгрузки груза

— Выполнение расчетов по диаграммам остойчивости и дифферента с использованием устройств для расчета напряжений в корпусе, включая автоматическое оборудование, использующее базу данных

— Организация мер безопасности при размещении и креплении грузов на судах с использованием всех имеющихся на судне данных, относящихся к погрузке и креплению груза

— Руководство мерами безопасности при обращении с грузом во время рейса, в том числе при транспортировке грузов, указанных в международных кодексах безопасной практики размещения и крепления грузов

— Оценка обнаруженных дефектов и повреждений в грузовых помещениях, на крышках люков и в балластных танках и принятие соответствующих мер

3. Управление операциями судна и забота о людях на судне на уровне управления:

— Организация выполнения требований законодательства Российской Федерации на судне

— Организация и обеспечение функционирования на судне системы управления безопасностью

— Обеспечение безопасности членов экипажа судна и пассажиров

— Обеспечение наличия на судне и действительности всех требуемых судовых документов и свидетельств

— Ознакомление членов экипажа судна, принятых на работу или назначенных на судно, с их обязанностями и устройством судна до выхода судна в рейс

4. Обеспечение перевозки пассажиров и их багажа на судне на уровне управления:

— Руководство операциями технологического процесса перед посадкой пассажиров на борт судна

— Организация процедуры безопасной посадки и высадки пассажиров, доставки пассажиров к месту стоянки судна в случае необходимости

— Организация размещения пассажиров и их питания на судне

— Информирование пассажиров о правилах поведения на борту судна и личной безопасности, в том числе инструктаж (занятия) по условиям оставления судна в аварийных ситуациях

III. Права

Капитан  имеет право:

1. Запрашивать и получать необходимую информацию, а так же материалы и документы, относящиеся к вопросам своей деятельности.

2. Повышать квалификацию, проходить переподготовку (переквалификацию)

3. Принимать участие в обсуждении вопросов, входящих в его функциональные обязанности.

4. Вносить предложения и замечания по вопросам улучшения деятельности на порученном участке работы.

5. Требовать от руководства организации оказания содействия, в том числе обеспечения организационно-технических условий и оформления установленных документов, необходимых для исполнения должностных обязанностей.

6. Изолировать лицо, действия которого не содержат признаков преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации, но создают угрозу безопасности судна или находящихся на нем людей и имущества.

6.___________________________________________________________

IV. Ответственность

Капитан несет ответственность:

1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

3. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

4. ____________________________________________________________________

Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с положениями (требованиями) Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197 ФЗ (ТК РФ) (с изменениями и дополнениями), профессионального стандарта «Судоводитель» утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 ноября  2019 г. № 745н и иных нормативно–правовых актов, регулирующих трудовые отношения.

Поделиться ссылкой:

Общество с ограниченной ответственностью «Бета»
ООО «Бета»

Должностная инструкция капитана судна

              277-ДИ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящая Должностная инструкция определяет должностные обязанности, права и ответственность Капитана судна ООО «Бета».

1.2. Капитан судна назначается на должность и освобождается от должности приказом генерального директора ООО «Бета».

1.3. Капитан судна подчиняется непосредственно генеральному директору ООО «Бета».

1.4. На должность Капитана судна назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование и стаж работы не менее трех лет.

1.5. Капитан судна должен знать:
– законы и иные нормативные правовые акты РФ, методические и нормативные документы, касающиеся эксплуатации судна и безопасности плавания;
– устройство и правила технической эксплуатации судна, судовой техники, грузоподъемность судна;
– правила эксплуатации радиоаппаратуры, основы радиотехники;
– лоцию и правила плавания на водоемах;
– основы организации труда и управления;
– основы трудового законодательства;
правила по охране труда и пожарной безопасности.

1.6. В своей деятельности Капитан судна руководствуется:
– локальными нормативными актами ООО «Бета», в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка;
– приказами (распоряжениями) генерального директора ООО «Бета» и непосредственного руководителя;
правилами по охране труда и пожарной безопасности;
– настоящей должностной инструкцией.

1.7. В период временного отсутствия Капитана судна его обязанности возлагаются на должностное лицо, назначаемое приказом генерального директора ООО «Бета».

2. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

Капитан судна выполняет следующие должностные обязанности:

2.1. Управляет судном, обеспечивает безопасность плавания, поддержание порядка на судне, соблюдение законов государства, международных, национальных и местных правил, других нормативных актов.
2.2. Поддерживает судно в рабочем состоянии, обеспечивает контроль и своевременное продление срока действия судовых документов.
2.3. Обеспечивает радиосвязь и техническое обслуживание радиоаппаратуры при отсутствии в штате радиоспециалистов.
2.4. Своевременно предъявляет судно и технические средства к освидетельствованию согласно требованиям правил технических инспекций государственного надзора.
2.5. Обеспечивает соблюдение правил по предотвращению загрязнения водной среды, правил по перевозке пассажиров и грузов.
2.6. Организует и контролирует техническую учебу экипажа, подготовку экипажа к борьбе за спасение судна и людей на воде, постоянное повышение квалификации экипажа.
2.7. Лично утверждает судовые расписания, контролирует правильное ведение судового журнала, ведение и хранение судовой документации.
2.8. В рейсе обеспечивает надлежащую организацию ходовых и стояночных вахт, следит за всеми изменениями гидрометеорологической обстановки, в особо сложных условиях плавания находится на мостике и лично управляет судном, в районах, где требуется обязательная лоцманская поддержка, берет лоцмана.
2.9. Принимает все меры к спасению человека, упавшего за борт, и покидает район поисков только после того, как убедится, что поиски безрезультатны.
2.10. Контролирует сохранность судна, оборудования, находящегося на судне.
2.11. Принимает меры для предохранения корпуса судна от преждевременного старения.
2.12. Обеспечивает наличие на судне полностью заполненных баков с пресной водой.
2.13. Контролирует уровень всех технологических жидкостей на судне (в т. ч. топлива, масла в двигателях, редукторах, генераторах, охлаждающей жидкости внутреннего контура главных двигателей и генератора и др.).
2.14. Контролирует уровень заряда и разряда аккумуляторов стартовых батарей (периодически), сервисных батарей (постоянно).
2.15. Если судну грозит бедствие и оно нуждается в помощи, обращается в спасательно-координационный центр данного региона и принимает все возможные меры для получения помощи.

3. ПРАВА

Капитан судна имеет право:
3.1. Требовать от генерального директора ООО «Бета» содействия в исполнении должностных обязанностей и реализации прав.
3.2. Повышать свою квалификацию.
3.3. Запрашивать лично или по поручению непосредственного руководителя от работников отчеты и документы, необходимые для выполнения должностных обязанностей.
3.4. Знакомиться с проектами решений генерального директора ООО «Бета», касающимися деятельности Капитана судна.
3.5. Представлять на рассмотрение генерального директора ООО «Бета» предложения по вопросам своей деятельности, в том числе ставить вопросы о совершенствовании своей работы, улучшении организационнотехнических условий труда, повышении размера зарплаты, оплате сверхурочных работ в соответствии с законодательством и положениями, регламентирующими систему оплаты труда работников ООО «Бета».
3.6. Получать от работников ООО «Бета» информацию, необходимую для ведения своей деятельности.

4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Капитан судна несет ответственность:
4.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, – в соответствии с действующим трудовым законодательством.
4.2. За другие правонарушения, совершенные в период ведения своей деятельности (в т. ч. связанные с причинением материального ущерба и ущерба деловой репутации ООО «Бета»), – в соответствии с действующим трудовым, гражданским, административным и уголовным законодательством.

5. УСЛОВИЯ РАБОТЫ

5.1. Режим работы Капитана судна определяется в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в ООО «Бета».
5.2. Работодатель проводит оценку эффективности деятельности Капитана судна в соответствии с Комплексом мероприятий по оценке эффективности, утверждаемым приказом генерального директора ООО «Бета».

Должностная инструкция разработана в соответствии с приказом генерального директора ООО «Бета»1-Пр от 01.06.2012.

Должностную инструкцию составил:

Начальник отдела кадров _________________________ Е.В. Васильева

С инструкцией ознакомлен:

________________ Н.В. Павлов

Юрист _________________________ Н.А. Павлов

MirMarine

  1. Главная
  2. Судоводитель
  3. Капитан судна. Полномочия капитана судна

Капитан судна. Полномочия капитана судна

Капитан является высшим должностным и доверенным лицом судовладельца на судне. Он несет полную ответственность за безопасную эксплуатацию судна, безопасность судового экипажа, сохранность самого судна и перевозимого груза, предотвращение загрязнения окружающей среды.

Капитан управляет судном на основе единоначалия и подчиняется непосредственно руководителю компании-судовладельца. Капитан издает приказы и распоряжения по судну, подлежащие неукоснительному исполнению всеми находящимися на судне лицами.

Капитан обладает исключительными полномочиями в принятии решений по обеспечению безопасной эксплуатации судна и обращения за помощью. Он не ограничен в праве
принятия под свою ответственность любых, по его мнению, адекватных сложившейся ситуации решений по обеспечению безопасности судна, судового экипажа, предотвращению загрязнения окружающей, особенно морской среды, сохранению груза и имущества.

Ответственность капитана судна

Капитан должен быть уверен, что весь комсостав, несущий вахту, впервые назначенный на судно, а также вернувшийся после отпуска или переведённый на другую должность, изучил Руководство по системе управления безопасностью (СУБ) настолько быстро, насколько это практически возможно.

Капитан несёт ответственность, в числе прочего, за:

  • проведение на судне, в соответствии с положениями МКУБ, политики безопасности Компании, понимание и осознание важности этой политики судовым экипажем;
  • эффективное функционирование судовой системы управления безопасностью как составной части единой системы управления безопасностью Компании;
  • наличие и своевременное подтверждение судовых конвенционных, классификационных и предусмотренных национальным законодательством документов, удостоверяющих годность судна к плаванию, и свидетельств о страховании или ином финансовом обеспечении гражданской ответственности за ущерб от потенциально возможных аварийных происшествий и аварий;
  • организацию службы на судне, в том числе в аварийных ситуациях, распределение обязанностей, полномочий и ответственности;
  • организацию линий связи судна с судовладельцем, внутрисудовой связи и передачи сообщений об аварийных происшествиях, авариях и в других случаях, касающихся безопасности;
  • контроль соблюдения судовым экипажем международных, национальных и издаваемых судовладельцем правил и норм, обеспечивающих безопасную эксплуатацию судна и предотвращение загрязнения;
  • подготовку судовых планов действий в аварийных ситуациях, чрезвычайных мер по борьбе с загрязнением нефтью и судового руководства по обучению и тренировкам;
  • проведение занятий, обучения и тренировок по отработке судовым экипажем действий по выполнению инструкций в нормальных и экстремальных условиях;
  • ведение судовой документации — судового, машинного, радиожурнала, судового журнала нефтяных операций и т. д.;
  • организацию обеспечения судна международными и национальными нормативно -правовыми документами, необходимыми для обеспечения безопасной эксплуатации
    судна, ведения и обновления этих документов, ознакомление с ними соответствующих членов командного состава и судовой команды.

Обязанности капитана судна

Каждый капитан должен вести журнал распоряжений капитана по вахте по форме,
утверждённой судоходной компанией. Записи должны вноситься ежедневно с ясным указанием периодов времени, относящихся к отданным распоряжениям. Они должны включать безопасные маршруты следования судна, ожидаемые изменения курса, скорость, основные маяки или видимые появления береговой линии и любую другую информацию, рассматриваемую в качестве необходимой вахтенному помощнику для обеспечения безопасного плавания судна.

Перед заступлением на вахту каждый вахтенный помощник должен прочитать, подписать и хорошо понимать распоряжения, записанные в журнале распоряжений капитана по вахте.

При подготовке к рейсу капитан должен:

  • рассмотреть и утвердить грузовой план, убедившись, что принятый вариант загрузки обеспечивает безопасное плавание в предстоящем рейсе; капитан должен отказаться от опасного груза, для перевозки которого судно не приспособлено, а также вправе не принимать отдельные грузы, если их перевозка опасна по каким-либо конкретным обстоятельствам;
  • обеспечить контроль в ходе грузовых операций за правильностью размещения, укладки и крепления груза; капитан вправе прекратить грузовые операции, если нарушается их технология или допускаются отклонения от грузового плана;
  • проконтролировать обеспечение судна топливом, маслом, водой, продуктами питания и материально-техническим снабжением;
  • в соответствии с Руководством ИМО по планированию перехода проработать со своими помощниками навигационную и гидрометеорологическую обстановку и выбрать путь следования на предстоящем переходе (в рейсе).

В рейсе капитан должен:

  • контролировать навигационную и гидрометеорологическую обстановку, состояние и местоположение судна, несение ходовой вахты;
  • находиться на мостике и лично управлять судном:
    • – в условиях ограниченной видимости;
    • – если, по мнению капитана, судно находится в районе с повышенной интенсивностью судоходства;
    • – при плавании в стеснённых водах и на мелководье;
    • – при плавании во льдах;
    • – в штормовых условиях;
    • – при входе в порт или выходе из порта, постановке к причалу, отходе от причала или перешвартовке судна в порту;
    • – при посадке и высадке лоцмана или швартовного капитана;
    • – при постановке на якорь и снятии с якоря;
    • – в любое другое время, когда капитан считает, что условия могут представлять потенциальную угрозу безопасности судна;
  • взять лоцмана, если это необходимо, обеспечив безопасность его приёма и высадки; управление лоцманом не снимает с капитана ответственность за безопасность судна; поэтому, в случае сомнения в правильности подаваемых лоцманом команд, капитан может потребовать смены лоцмана, приняв временно управление судном на себя;
  • осуществлять предварительное планирование своего присутствия на мостике и делегирование своих полномочий вахтенному помощнику для того, чтобы обеспечить себе достаточный отдых. Вахтенные помощники должны знать, где и как они могут найти капитана в любое время. Если это невозможно, то три коротких сигнала общесудовой тревоги должны служить предпочтительным способом вызова капитана при чрезвычайной ситуации;
  • выйти немедленно на мостик по вызову вахтенного помощника капитана (вахтенный помощник должен иметь полную ясность, в каких случаях он обязан вызывать
    капитана на мостик, а также о том, что при любом сомнении в принятии какого-либо решения, относящегося к безопасности судна, груза и людей, считать, что такой случай наступил). Каждый случай смены капитаном вахтенного помощника для управления судном или передачи управления вахтенному помощнику должен быть заявлен и записан в журнал должным образом;
  • принять все меры к спасению человека, упавшего за борт; получив из любого источника сообщение о бедствии, обязан полным ходом следовать на помощь людям, терпящим бедствие; если он лишен возможности сделать это или в силу особых обстоятельств считает ненужным или излишним следовать им на помощь, то в судовом журнале необходимо сделать запись о причине, в силу которой он не последовал на помощь людям, терпящим бедствие;
  • при аварии судна, порче, повреждении или утрате перевозимого груза и багажа, причинении травмы людям и иных случаях, в результате которых могут быть предъявлены претензии к судну, принять все меры для оформления этих случаев установленным порядком и сообщить судовладельцу о происшедшем без задержек и в возможно полном объёме;
  • при аварийных повреждениях и авариях обеспечить немедленное принятие мер к срочному исправлению повреждений судовыми средствами и организацию действенной борьбы за живучесть судна;
  • при заходе судна в первый порт необходимо предъявить судно органам надзора для осмотра, определения объёма повреждений и возобновления (продления) срока действия судовых документов;
  • если судну грозит гибель и, по мнению капитана, оставаться на бедствующем судне опаснее, чем находиться в коллективных спасательных средствах, он не должен медлить с командой покинуть судно; капитан оставляет судно последним, приняв зависящие от него возможные меры к спасанию морской карты с прокладкой последнего участка пути, других морских карт данного рейса, судового журнала, машинного журнала и радиожурнала, лент навигационных приборов, документов и ценностей.

При подходе к порту капитан должен:

  • если требуется корректура заранее намеченного плана, ещё раз проработать совместно со штурманским составом план подхода к порту, определив точки изменения курса, снижения скорости или остановки двигателя, навигационные опасности, глубину под килем с учётом высоты прилива и возможной просадки судна при движении на мелководье и другие меры, направленные на безопасность подхода;
  • обеспечить проверку готовности к работе якорного и швартовного устройств, перейти с авторулевого на ручное управление рулем, проверить возможность отработки задним ходом (последняя операция обычно производится при приеме лоцмана);
  • обеспечивать постоянный контроль местоположения судна с нанесением на карту времени прохода отдельных ориентиров (также и в случае, если судно идет по командам лоцмана).

При стоянке судна капитан должен:

  • обеспечивать соблюдение местных портовых, таможенных, санитарных и иных правил, подготовить и предоставить судно и судовые документы портовым властям в той мере, как это предусмотрено Международными (конвенционными) и национальными нормами;
  • уходя на берег, дать указания старшему или вахтенному помощнику капитана о производстве необходимых работ, мерах обеспечения безопасности судна и сообщить место своего пребывания на берегу.

Литература

Справочник штурмана — Бурханов М.В [2010]

MirMarine

MirMarine – образовательный морской сайт для моряков.
На нашем сайте вы найдете статьи по судостроению, судоремонту и истории мирового морского флота. Характеристики судовых двигателей, особенности устройства вспомогательных механизмов и систем.

Категории

Морская история

Популярные теги

4.1.
Экипаж судна. Общие положения

Экипажем
судна называется коллектив лиц, служащих
на судне и занимающих на нем должности
согласно штатному расписанию. Он состоит
из капитана, других лиц командного
состава судна и судовой команды (п. 1 ст.
52 КТМ Российской Федерации). Зачисление
в экипаж судна производится на основании
приказа судовладельца и приказа капитана
по судну. Все члены экипажа назначаются
на судно и перемещаются по должности
только с согласия капитана. Лица,
зачисленные в экипаж судна и отправляющиеся
в рейс, вносятся в судовую роль. Правовая
регламентация экипажа судна отражена
в главе IV КТМ Российской Федерации,
которая состоит из двух параграфов,
содержащих 22 статьи.

В
п. 2 ст. 52 КТМ Российской Федерации очерчен
круг лиц командного состава судна. В
него входят кроме капитана судна
помощники капитана судна, механики,
электромеханики, радиоспециалисты и
врачи. Уставы службы на судах к командному
составу относят и других судовых
специалистов. Это зависит от вида
деятельности судов (торговые,
рыбопромысловые, научно-исследовательские
и другие суда) и выполняемых членами
экипажа функций. Так, функции членов
экипажа рыбопромысловых судов будут
во многом отличаться от функций членов
экипажа торговых или научно-исследовательских
судов. Судовая команда состоит из
палубной команды, машинной команды и
других служащих на судне, которые не
относятся к командному составу судна.
На судне должен быть экипаж, полностью
обеспечивающий безопасность плавания.

Судовой
экипаж должен быть укомплектован
квалифицированными служащими, прошедшими
специальное обучение. Особые требования
в этой части предъявляются к судоводителям,
судовым механикам, электромеханикам и
радиоспециалистам: они должны иметь
специальное морское образование и
пройти испытание квалификационной
комиссии, которая присваивает звания,
установленные положением о званиях лиц
командного состава морских судов. К
занятию должностей членов экипажа судна
допускаются лица, имеющие дипломы и
квалификационные свидетельства,
установленные Положением о дипломировании
членов экипажей судов, утвержденным
Правительством Российской Федерации.
В зависимости от наличия того или иного
звания специалисты морского флота
допускаются к занятию определенных
должностей по своей специальности на
морских судах.

Каждый
член экипажа обязан:

соблюдать
требования международных, национальных
и местных правил, действующих нормативных
документов, приказов и распоряжений
судовладельца и капитана судна;

четко
и неукоснительно выполнять приказы
начальников;

знать
и четко выполнять свои обязанности по
судовым расписаниям; знать расположение
и уметь пользоваться судовыми техническими
средствами по борьбе за живучесть,
аварийно-спасательным и противопожарным
имуществом и инвентарем, индивидуальными
и коллективными спасательными средствами;
владеть приемами оказания первой
медицинской помощи в экстремальных
условиях;

знать
устройство и особенности судна, его
особый режим работы в экстремальных
условиях плавания и производственной
деятельности; быть готовым к оказанию
помощи другим судам, людям;

выполнять
объявленные капитаном авральные и
аварийные работы;

при
обнаружении опасности, грозящей судну,
людям, грузу, техническим средствам,
немедленно докладывать вахтенным и
непосредственным начальникам, одновременно
принимая все возможные меры к ее
ликвидации;

выполнять
правила технической эксплуатации,
техники безопасности, пожарной
безопасности и санитарные правила;
содержать помещения своего заведования
и жилые помещения в надлежащем порядке
и чистоте;

выполнять
международные, национальные и местные
требования по предотвращению загрязнения
морской среды;

покидать
судно только с разрешения капитана,
старшего помощника или вахтенного
помощника капитана;

обеспечивать
порядок и нормальную деятельность
судна;

соблюдать
честь и достоинство гражданина своей
страны.

Более
того, каждый член экипажа несет
ответственность согласно Уставу службы
на судах, невыполнение этих обязанностей
влечет дисциплинарную или иную
установленную законом ответственность.

Командный
состав судового экипажа является
администрацией судна, призванной
руководить действиями подчиненных,
лично участвовать в управлении судном
и должном использовании его техники и
оборудования. Члены судовой команды
подчиняются распоряжениям командного
состава экипажа судна.

Общими
обязанностями лиц командного состава
являются следующие:

1)
обеспечивать безопасность мореплавания,
подготовку подчиненных и готовность
средств своего заведования к борьбе за
живучесть судна;

2)
обеспечивать исправное состояние,
правильную техническую эксплуатацию
и надежную работу технических средств
своего заведования; планировать
проведение ремонтов, контролировать
сроки и качество их выполнения;

3)
руководить подчиненными и организовывать
их труд, проводить необходимые инструктажи;
обеспечивать выполнение правил
технической эксплуатации, техники
безопасности, пожарной безопасности и
санитарных правил;

4)
знакомить вновь назначенных на судно
лиц с его устройством и особенностями,
размещением аварийно-спасательного и
противопожарного имущества и инвентаря,
обязанностями по судовым расписаниям,
с правилами обслуживания заведования
и внутреннего распорядка и другими
служебными обязанностями;

5)
прием (передачу) дел своего заведования
оформлять установленным актом и рапортом
капитану (начальнику службы);

6)
организовывать и проводить техническую
учебу; внедрять технические
усовершенствования и прогрессивные
методы труда;

7)
докладывать капитану (начальнику службы)
о состоянии готовности службы (заведования)
к выходу судна в рейс в установленные
капитаном сроки;

8)
осуществлять контроль за несением вахт
и судовыми работами, за состоянием жилых
и служебных помещений своего заведования;

9)
информировать подчиненных о деятельности
судна; относиться с вниманием к их
заботам и нуждам, улучшать условия труда
и быта.

Каждое
судно должно иметь на борту экипаж,
члены которого имеют надлежащую
квалификацию и состав которого достаточен
по численности для обеспечения
безопасности плавания и защиты морской
среды, а также для выполнения требований
к соблюдению рабочего времени на борту
судна и недопущения перегрузки членов
экипажа судна работой. В зависимости
от типа и назначения судна, а также
района плавания и рода деятельности
минимальный состав экипажа судна
устанавливается соответственно
федеральным органам исполнительной
власти в области транспорта и федеральным
органом в области рыболовства по
согласованию с соответствующим
профсоюзным органом. Свидетельство о
минимальном составе экипажа судна,
обеспечивающего безопасность, выдается
соответственно капитаном морского
торгового порта и капитаном морского
рыбного порта, которыми осуществлена
регистрация судна (ст. 53 КТМ Российской
Федерации).

Согласно
п. 1 ст. 56 КТМ Российской Федерации в
состав экипажа судна, плавающего под
Государственным флагом Российской
Федерации, кроме граждан Российской
Федерации могут входить иностранные
граждане и лица без гражданства. Однако
капитаном судна, старшим помощником
капитана судна, старшим механиком и
радиоспециалистом в обязательном
порядке должны быть граждане России. К
работе на судне допускаются лица, имеющие
свидетельства (санитарный паспорт
моряка или международный сертификат
здоровья), удостоверяющие их годность
к такой работе по состоянию здоровья.

4.2.
Капитан судна. Уставные положения

«Капитан
является руководителем судового экипажа,
доверенным лицом государства, отвечающим
за сохранность судна, жизнь находящихся
на нем людей и перевозимый груз», —
гласила статья 60 Устава службы на судах
Министерства морского флота Союза ССР.
С таким утверждением нельзя не согласиться.
Так было с момента зарождения мореплавания,
так есть и так будет пока суда будут
выходить в море, потому что это
общепризнанная аксиома. Капитан судна
— это должностное лицо, возглавляющее
экипаж судна, на которое возложены
функции по управлению судном, в том
числе судовождение и принятие мер по
обеспечению безопасности плавания
судна, защите морской среды, поддержанию
порядка на судне, предотвращению
причинения вреда судну, находящимся на
судне людям и грузу (ст. 61 КТМ Российской
Федерации). Капитан должен иметь морское
звание капитана (штурмана) дальнего
плавания или капитана (штурмана) малого
плавания. Хотя капитан судна является
служащим судовладельца, в силу
национального законодательства он
обладает особыми правами и обязанностями.
Так, капитан судна признается представителем
судовладельца и грузовладельцев в
отношении договоров и исков, вызываемых
нуждами судна, груза и плавания, если
на месте нет иных представителей
судовладельца (например, капитан вправе
продать часть груза или судового
имущества, чтобы купить в иностранном
порту топливо, необходимое для завершения
рейса).

Таким
образом, капитан судна отвечает за
управление судном, обеспечение
безопасности плавания, поддержание
порядка на судне. Распоряжения капитана
в пределах его полномочий обязательны
для всех лиц, находящихся на судне.
Согласно ст. 26 Устава службы на судах
рыбопромыслового флота Российской
Федерации, утвержденного приказом
Председателя Роскомрыболовства, капитан
осуществляет управление судном на
основе единоначалия и подчиняется
непосредственно судовладельцу. Все
указания, относящиеся к деятельности
судна, передаются только капитану,
который отвечает за их выполнение.

Как
видно из вышеприведенного, капитан
судна в целях выполнения возложенных
на него функций, наделяется правами и
обязанностями, содержание и объем
которых определяются нормами права
(установленными или санкционированными
государственной властью). Это законы
Российской Федерации (Конституция,
Гражданский кодекс, Кодекс торгового
мореплавания, Кодекс законов о труде и
др.) и подзаконные акты: постановления
Правительства Российской Федерации,
приказы, инструкции, правила и другие
акты федеральных органов исполнительной
власти в области транспорта и рыболовства.
Участие Российской Федерации в целом
ряде международных конвенций, правилами
которых обязаны руководствоваться
морские суда для обеспечения безопасности
мореплавания, предотвращения загрязнения
морской среды и в других целях, расширяет
круг прав и обязанностей капитана судна.

4.3.
Права и обязанности капитана судна

Капитан
судна обладает комплексом прав и
обязанностей, связанных с руководством
экипажем и осуществлением административных
полномочий. Надлежащее управление
судном и безопасное плавание его
обеспечиваются путем должной организации
работы всех служб судна, содержания
судна и имеющегося на нем оборудования
в исправном техническом состоянии,
укомплектования судна квалифицированными
специалистами и принятия капитаном
правильных решений навигационного
порядка.

При
подготовке к плаванию капитан обязан
проверить наличие на судне необходимых
откорректированных навигационных карт
и пособий для рейса, проработать со
штурманским составом условия плавания
по маршруту следования судна, а также
назначить точное время готовности судна
к отходу. Во время плавания капитан
обязан осуществлять контроль за
своевременным и качественным определением
местонахождения судна вахтенными
помощниками капитана. Назначение и
изменение курса судна является правом
только капитана. Он вправе давать
распоряжения об отклонении от назначенного
ранее маршрута всякий раз, когда это
вызвано обстоятельствами плавания или
необходимостью оказания помощи терпящим
бедствие судам и людям.

При
форс-мажорных ситуациях, когда возникает
опасность для судна, людей и груза,
вахтенный помощник капитана может
изменить назначенный капитаном курс,
однако он должен немедленно поставить
капитана в известность об этом.

Обо
всех авариях и аварийных происшествиях,
а также о несчастных случаях на судне
капитан обязан немедленно докладывать
в установленном порядке судовладельцу
и принимать все зависящие от него меры
к обеспечению безопасности людей, судна
и груза. Вплоть до завершения рейса
капитан обязан обеспечить сохранность
и неприкосновенность морских карт с
нанесенной на них прокладкой и других
навигационных документов, в которых
отражено маневрирование судна. При
аварии с судном такие документы должны
сохраняться до ее расследования. В
соответствии со ст. 66 КТМ Российской
Федерации, в случае если судну грозит
неминуемая гибель, капитан судна
разрешает членам экипажа оставить судно
после принятия всех мер по спасанию
находящихся на судне пассажиров. Капитан
судна оставляет судно последним после
принятия зависящих от него мер по
спасению судового журнала, машинного
журнала и радиожурнала, карт данного
рейса, лент навигационных приборов,
документов и ценностей.

Капитан
обладает целым рядом прав и обязанностей,
связанных с коммерческой эксплуатацией
судна. Реализуя свои права и выполняя
обязанности, капитан должен организовать
коммерческую работу на судне таким
образом, чтобы эксплуатация судна была
не только рентабельной, но и приносила
значительную прибыль. Он обязан обеспечить
подготовку всех помещений судна, в
которых перевозится груз, для его
сохранной перевозки, проверить
правильность его размещения. Перед
приемкой груза капитан рассматривает
предварительный грузовой план и
утверждает его, если предложенный
вариант загрузки обеспечивает безопасность
плавания и сохранность груза. В
соответствии со ст. 30 Устава службы на
судах рыбопромыслового флота Российской
Федерации капитан имеет право отказаться
от приема на борт отдельных грузов, если
их погрузка или перевозка противоречит
правилам морской перевозки опасных
грузов, другим существующим правилам
или угрожает безопасности судна, людей,
груза.

Осуществляя
свои права и обязанности в части
административных полномочий, капитан
издает приказы по судну, утверждает
должностные инструкции и судовые
расписания, которые являются основой
организации службы на судах, так как
определяют обязанности всех членов
экипажа, а также лиц, временно пребывающих
на судне в качестве пассажиров. На судах
должны быть следующие судовые расписания:
штатное, по судовым тревогам, по
заведованиям, по швартовным операциям,
по распорядку жизни экипажа, его
размещению и правилам поведения на
судне.

В
силу Устава о дисциплине работников
морского транспорта, а также Устава о
дисциплине работников рыбопромыслового
флота (уставы о дисциплине утверждаются
Правительством Российской Федерации)
капитан имеет право применять поощрения
и налагать дисциплинарные взыскания
на членов экипажа: замечание, выговор,
строгий выговор и списание с судна с
одновременным направлением судовладельцу
представления о наложенном взыскании
— и высказать свое мнение о дальнейшем
использовании этого работника. Согласно
п. 2 ст. 67 КТМ Российской Федерации капитан
имеет право в случае необходимости
отстранять от исполнения служебных
обязанностей любого члена экипажа
судна. В таком случае соответственно
применяются правила, установленные ст.
58 Кодекса «Репатриация членов экипажа
судна». Эти правила обязывают
судовладельца обеспечить за свой счет
доставку списанного с судна члена
экипажа в порт, предусмотренный в
трудовом договоре (контракте) или
коллективном договоре, а при отсутствии
таких указаний в договорах — в порт
приема его на работу, с содержанием до
прибытия к месту назначения. Однако п.
5 ст. 58 предусматривает, что если причины,
вызвавшие репатриацию члена экипажа
судна, возникли по его вине при исполнении
им служебных обязанностей, то судовладелец
имеет право на возмещение расходов по
репатриации в соответствии с
законодательством Российской Федерации.

Капитан
судна обладает соответствующими правами
и обязанностями при осуществлении им
функций, присущих органам государства.
В частности, он имеет право задержать
и изолировать до прихода в отечественный
порт лицо (включая пассажира), действия
которого не содержат признаков уголовно
наказуемого деяния, но угрожают
безопасности судна или находящихся на
нем людей и имущества (п. 3 ст. 67 КТМ
Российской Федерации). Иная ситуация
складывается тогда, когда на судне,
находящемся в море, совершено уголовно
наказуемое деяние. В таком случае капитан
имеет право и обязан произвести дознание
в установленном законодательством
порядке; задержать и изолировать лицо,
подозреваемое в совершении преступления,
до прихода в первый отечественный порт
для передачи его с материалами дознания
соответствующим властям. В этой ситуации
капитан выступает в качестве органа
дознания и обязан на основании статьи
69 КТМ Российской Федерации руководствоваться
уголовно-процессуальным законодательством
Российской Федерации, а также Инструкцией
о производстве дознания на судах,
находящихся в плавании, утвержденной
Генеральным прокурором Российской
Федерации.

Согласно
ст. 70 КТМ Российской Федерации капитан
судна наделяется правами и обязанностями
нотариуса, а именно: капитан вправе
удостоверить завещание, сделать запись
в судовом журнале о каждом случае
рождения ребенка на судне и о каждом
случае смерти на судне. Удостоверение
завещаний производится капитаном в
соответствии с Инструкцией о порядке
удостоверения завещаний капитанами
морских судов, плавающих под Государственным
флагом Российской Федерации. В случае
смерти на судне капитан обязан составить
акт при участии двух свидетелей и
судового медицинского работника (врача
или фельдшера), если такой имеется.

«В
случае смерти, болезни или иной причины,
препятствующих капитану выполнять свои
служебные обязанности, обязанности
капитана судна до получения распоряжения
судовладельца возлагаются на старшего
помощника капитана судна», — определено
ст. 73 КТМ Российской Федерации. Статья
32 Устава службы на судах рыбопромыслового
флота Российской Федерации значительно
шире трактует ситуацию, когда капитан
не в состоянии исполнять свои служебные
функции, а именно: «В случае болезни
(смерти) капитана, внезапного психического
расстройства или иного состояния,
которое угрожает безопасности судна
или находящихся на нем людей, в командование
судном вступает (временно) старший
помощник капитана, с немедленным
донесением об этом судовладельцу,
флагману группы (руководителю промысла),
а в иностранном порту — консулу. В судовом
журнале делается соответствующая
запись».

Капитан
судна несет все виды ответственности:
дисциплинарную, административную,
материальную и уголовную.

Дисциплинарная
ответственность. На капитана, нарушившего
служебную (трудовую) дисциплину, т.е. не
исполнившего или ненадлежащим образом
исполнившего по своей вине возложенные
на него служебные обязанности, может
быть наложено дисциплинарное взыскание,
предусмотренное уставами о дисциплине.
Дисциплинарное взыскание не может быть
наложено позднее одного месяца со дня
обнаружения проступка, а если проступок
был совершен во время плавания, то с
момента возвращения судна в отечественный
порт. Во всех случаях дисциплинарное
взыскание не может быть наложено позднее
шести месяцев (для капитанов судов
дальнего плавания — одного года) со дня
совершения проступка.

Административная
ответственность. В случае если меры
дисциплинарного воздействия будут
признаны недостаточными, то применяются
меры административного взыскания, к
которым следует отнести штраф и лишение
морского диплома на срок от одного года
до трех лет. Капитан может быть привлечен
к административной ответственности за
нарушение правил таможенного режима,
правил безопасности судовождения,
охраны труда, санитарных правил и правил
охраны морской среды или водных ресурсов,
если такие действия не являются уголовно
наказуемыми. Штраф на капитана налагается
компетентными органами (службами) в
соответствии с административным
законодательством Российской Федерации.
Штраф в административном порядке
запрещается налагать позднее одного
месяца со дня совершения проступка.

Материальная
ответственность. В соответствии с
действующими нормативными актами
капитан, по вине которого причинен ущерб
судовладельцу, несет материальную
ответственность в размере действительного
ущерба, но не более одной трети его
месячного оклада. Однако в случаях,
когда ущерб причинен действиями капитана,
содержащими признаки уголовно наказуемых
деяний, капитан несет полную материальную
ответственность (по решению суда).

Уголовная
ответственность. В установленных законом
случаях капитан может быть привлечен
к уголовной ответственности, в частности,
в случаях:

неоказания
помощи людям, гибнущим на море или на
ином водном пути, если эта помощь могла
быть оказана капитаном без серьезной
опасности для своего судна, его экипажа
и пассажиров;

нарушения
правил судовождения, вызвавших тяжелые
последствия (гибель судна, людей или
разрушение причальных коммуникаций);

повреждения
морского телеграфного кабеля или
трубопровода:

загрязнения
морской среды веществами, вредными для
здоровья людей или для живых ресурсов
моря;

нарушения
правил труда, выразившегося в действии
или бездействии капитана, повлекших
гибель людей;

злоупотребления
властью или служебным положением,
повлекшего большие негативные последствия.

К
уголовной ответственности капитан
может быть привлечен лишь по приговору
суда.

Взаимоотношения
капитана с властями иностранного
государства. Во время пребывания судна
в территориальном море, внутренних
водах и портах иностранных государств
капитан должен неукоснительно соблюдать
законы, правила и обычаи прибрежного
государства. Необходимую информацию о
законодательстве государства пребывания
судна капитан может получить от
отечественного консула (консула
государства флага судна), а при его
отсутствии — от агента судовладельца.
Это особенно важно при заходе судна в
незнакомый порт, а тем более в порт,
ранее не посещаемый, государства, флаг
которого несет данное судно.

Согласно
Консульскому уставу Российской Федерации
капитан может обратиться за содействием
и необходимой помощью к консулу порта,
который входит в консульский округ,
государства его аккредитации. В случае
необходимости консул является посредником
в сношениях капитана с портовыми и
другими местными властями. Он содействует
капитану в розыске пропавших или
дезертировавших членов экипажа, а также
в ситуации, когда необходимо оставлять
тяжелобольного члена экипажа на излечение
в государстве пребывания консула, и
обеспечивает доставку его на родину.

Во
время пребывания судна в водах иностранного
государства члены экипажа и пассажиры
судна подпадают в силу суверенитета
прибрежного государства под действие
его уголовных законов. В связи с этим
компетентные власти прибрежного
государства могут производить обыск,
арестовывать лиц, совершивших преступление.
Однако любые действия на борту судна
должны производиться с ведома и в
присутствии капитана и консульских
(дипломатических) представителей
государства, под флагом которого плавает
судно. Современная международная
практика идет по пути ограничения
юрисдикции прибрежного государства в
отношении преступлений, совершенных
на борту иностранного судна, если только
последствия преступления не затрагивают
безопасность этого государства или
интересы его граждан. При получении от
консула сведений о неприменении
прибрежным государством в определенных
случаях своей юрисдикции в силу соглашений
капитан вправе принимать решение об
осуществлении функций органа дознания.

Однако
при осуществлении этих функций капитан
должен соблюдать определенные условия.
Так, при необходимости выполнить
отдельные неотложные действия за
пределами судна (например, произвести
в больнице опрос потерпевшего) капитан
обязан получить разрешение на такие
действия компетентных властей прибрежного
государства. Их разрешение требуется
также для производства опросов граждан
этого государства и других действий с
их участием, даже если они по каким-то
причинам находятся на борту судна. Это
правило не касается случаев приобщения
к материалам дознания заявлений и
собственноручных объяснений иностранных
граждан, а также различных документов,
имеющих отношение к дознанию. Капитан
должен проводить дознание в правовом
поле государства пребывания судна с
учетом действующих международных
соглашений.

В
случае задержания капитаном лица,
подозреваемого в совершении преступления,
местные власти в любом случае вправе
проверить законность такого задержания.
Право на проверку законности произведенного
капитаном задержания сохраняется за
местными властями, даже если такое
задержание имело место до захода судна
в иностранный порт. При этом в одних
странах обоснованность задержания
подозреваемого проверяется на основании
законодательства государства флага
судна (например, в Великобритании,
Нидерландах), в других — на основании
законодательства государства пребывания
судна (например, в Норвегии, Дании).

Капитанам
судов следует иметь в виду, что в тех
случаях, когда документы и акты
составляются при участии иностранных
властей или исходят от властей и граждан,
они должны быть легализованы консулом
округа, в котором такие документы
оформлены.Консульская легализация
заключается в установлении и
засвидетельствовании подлинности
подписей на этих документах и актах и
соответствия их законам государства
пребывания судна и консула. Без легализации
такие документы считаются недействительными
и правового значения не имеют.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как собрать коптильню горячего копчения инструкция
  • Восстания под руководством косинского наливайко тараса трясило павлюка гуни острянина
  • Карандаш назальный звездочка инструкция по применению
  • Энтомозан с инструкция как разводить для коров дозировка по применению
  • Пустырник импловит таблетки инструкция по применению