Руководство казачьими обществами

Перенижко Константин Яковлевич — первый заместитель (товарищ) атамана.

Родился 20 апреля 1977 года, в Краснодарском крае Красноармейского района, в станице Новониколаевская. В 2000 году окончил Кубанский государственный университет по двум специальностям: «преподаватель по специальности «История» и «юрист».

В 2001 году учитель истории, преподаватель ОБЖ в Каневской казачьей средней общеобразовательной школе № 3. С 2002 по 2008 год — начальник отдела культуры, образования и взаимодействия с СМИ в Кубанском казачьем войске. С 2008 по 2011 год — заместитель руководителя государственного учреждения Краснодарского края «Казаки Кубани». С 2011 по 2015 год — начальник отдела патриотического воспитания и традиционной культуры казачества департамента по делам казачества и работе с военнослужащими администрации Краснодарского края.

Летом 2012 года принимал активное участие в ликвидации последствий стихийных бедствий в г. Крымске Краснодарского края. В 2014 году Перенижко К.Я. в составе Кубанского казачьего войска участвовал в событиях воссоединения Крыма с Россией.

С 2016 по 2017 год — заместитель начальника отдела по делам казачества, кадровому, финансовому и правовому обеспечению деятельности департамента по делам казачества и военным вопросам Краснодарского края.

С 2017 по 2019 год — начальник отдела по делам казачества департамента по делам казачества и военным вопросам Краснодарского края. В октябре 2017 года, в ходе подготовки и проведения в городе Краснодаре первого Всероссийского Форума войсковых казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ Российской Федерации и заседания Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества К.Я. Перенижко обеспечивал решение ряда организационных вопросов. В ноябре 2018 года принимал участие в учредительном круге Всероссийского казачьего общества, который проходил в зале церковных соборов Храма Христа Спасителя.

С января 2020 года назначен заместителем атамана Всероссийского казачьего общества. Курирует вопросы молодежной политики, развития казачьего образования и культуры, а также взаимодействия с Русской Православной Церковью.

Награжден:

— ведомственной наградой Министерства обороны Российской Федерации Медаль «За возвращение Крыма» – 2014 год;

— государственной наградой Республики Крым «За защиту Республики Крыма»

— медалью ДОСААФ России «Первый трижды Герой Советского Союза А.И. Покрышкин» — 2017 год;

— памятной медалью «Патриот России».

____________________________________________________________________

Водолацкий Виктор Петрович — первый заместитель атамана.

Родился 19 августа 1957 года в селе Стефанидин Дар, Азовский район, Ростовская область. Прошёл срочную военную службу в Советской армии. С 1985 по 1990 год работал на предприятии объединённых котельных г. Азова Ростовской области, прошёл путь от инженера-теплотехника до директора; затем -заместитель генерального директора объединения «Ростовоблтеплокоммунэнерго».

В 1987 году получил диплом строительного техникума в Ростове-на-Дону. С 1992 года — первый заместитель мэра города Азова Виталия Певнева. В 1994 году Виктор Водолацкий был избран депутатом Азовской городской думы первого созыва. В 1995 году окончил психологический факультет Ростовского государственного университета.

На выборах в Государственную думу 2 созыва, которые состоялись 17 декабря 1995 года, Водолацкий В.П. баллотировался от «Союза казаков» по списку блока «Наш дом — Россия», в составе которого выступал «Союз казаков».

В 1996 году окончил экономический факультет Ростовского государственного университета. В октябре 1997 года был назначен руководителем Лицензионной палаты Ростовской области «Ростобллицензия». В 1998 году в Ростовском университете защитил диссертацию на тему «Организационные структуры социально-административного управления», получив степень кандидат социологических наук.

С 1999 года — заместитель губернатора Ростовской области по вопросам казачества и экологии. В мае 1999 года Совет атаманов Всевеликого войска Донского поставил временным атаманом реестрового казачества на Дону Виктора Водолацкого. В 1999 году Большой Круг Всевеликого войска Донского избрал Виктора Водолацкого, работающего заместителем губернатора Ростовской области по вопросам казачества и экологии, атаманом Всевеликого войска Донского с резиденцией в Новочеркасске.

В 2000 году Указом Президента Российской Федерации ему присвоен высший казачий чин «Казачий генерал». С 2002 года — заместитель губернатора Ростовской области — руководитель представительства Администрации Ростовской области при Правительстве Российской Федерации.

В 2006 году окончил факультет переподготовки и повышения квалификации Военной академии Генерального штаба Вооружённых Сил. В 2007 году избран депутатом Государственной думы пятого созыва. Член комитета по безопасности, председатель подкомитета по законодательству в сферах профилактики правонарушений, обеспечения участия населения и общественных организаций в охране правопорядка. В 2011 году в Южном федеральном университете в Ростове-на-Дону защитил диссертацию на тему «Казачество в современном обществе», получив степень доктор социологических наук.

С июня по ноябрь 2012 года -заместитель губернатора Ростовской области. В ноябре 2012 года стал депутатом Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации шестого созыва.

В сентябре 2016 года избран депутатом Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации седьмого созыва. Действительный член общественной организации «Академии социальных наук».  Посещал территорию самопровозглашенной Луганской Народной Республики.

С 2007 по 2019 год, в течение исполнения полномочий депутата Государственной Думы V, VI и VII созывов, выступил соавтором 333 законодательных инициатив и поправок к проектам федеральных законов.

Награды:

Орден Почета

Орден Дружбы

Почётный гражданин города Азова

Почётный гражданин Азовского района

____________________________________________________________________



Казарезов Игорь Валентинович — заместитель атамана.

Родился в 1965 году на нижнем Дону в городе Азове. В 1984 году проходил службу в Вооруженных силах СССР. Участвовал в боевых действиях во время военного конфликта в Афганистане.

Окончил Ростовский государственный педагогический институт, Ростовскую государственную экономическую академию и аспирантуру в Северо-Кавказской академии государственной службы, где получил научную степень кандидата политических наук.

С 1991 года Игорь Казарезов – активный участник возрождения казачества на Дону. Прошел путь от рядового казака до казачьего полковника, более 8-ми лет прослужив первым заместителем атамана войскового казачьего общества «Всевеликое войско Донское». При участии Игоря Казарезова во «Всевеликом войске Донском» многое достигнуто:

– была создана и успешно работает система непрерывного казачьего образования на Дону. На протяжении многих лет донские казачьи кадетские корпуса занимают лидирующие позиции во Всероссийском смотре-конкурсе на звание «Лучший казачий кадетский корпус»;

– разработаны и приняты нормативно-правовые документы, направленные на организацию деятельности казачьих дружин и несения казаками государственной службы;

– налажены связи с частями, соединениями, кораблями Вооруженных сил России. Из молодых казаков формировались экипажи больших десантных кораблей Черноморского флота «Азов» и «Новочеркасск», атомной подлодки «Гепард» Северного флота, проводился отбор в Президентский полк, в 205-ю отдельную мотострелковую казачью бригаду, воинские части, дислоцированные в Ростовской области;

– включен в базовое расписание казачьих образовательных учреждений предмет «Основы православной культуры»;

– сформирована казачья молодежная организация «Донцы», которая объединяет в своих рядах тысячи молодых казаков.

Игорь Валентинович принимал активное участие в организации подготовки и проведении четырех Всемирных конгрессов казаков, в котором принимали участие казаки России, ближнего и дальнего зарубежья.

С 2005 года по 2014 год работал в должности директора Департамента по делам казачества и кадетских учебных заведений Ростовской области.

С 2014 года трудился в должности советника, проректора МГТУ им. Разумовского (первый казачий университет). Курировал вопросы казачества, как в главном корпусе университета, так и в 15-ти его филиалах. Стаж на руководящих должностях более 22-х лет, в том числе государственной гражданской службы более 15 лет.

В декабре 2019 года приказом атамана казачьего генерала Николая Долуды назначен на должность первого заместителя (товарища) атамана Всероссийского казачьего общества.

____________________________________________________________________

Ефремов Валерий Васильевич — заместитель атамана по совершенствованию государственной и иной службы российского казачества.

Родился 11 февраля 1962 года в городе Усть – Лабинске Краснодарского края, в казачьей семье. В 1979 году закончил среднюю школу № 2 станицы Медведовской Краснодарского края. В 1983 году закончил Федеральное государственное военное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Военная академия тыла и транспорта имени генерала армии А.В.Хрулева» Министерства обороны Российской Федерации по специальности «Командная тактическая обеспечения жидким топливом». В 2009 году закончил Краснодарский региональный институт агробизнеса по специальности – государственное и муниципальное управление.

В вооруженных силах проходил службу на офицерских должностях:

— с 1983 по 1996 годы — начальник службы ГСМ воинской части, соединения – г. Кяхта (Республика Бурятия), г. Волгоград;

— с 1996 по 1998 годы – заместитель начальника центральной базы ГСМ по технической части – начальник штаба местной обороны – г. Волгоград.

Присвоено воинское звание – подполковник.

Участник ликвидации последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции. Награжден пятью медалями министерства обороны и нагрудным крестом участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции. С 1998 года — пенсионер Министерства обороны РФ, подполковник запаса.

С 1998 по 2003 годы – директор общества с ограниченной ответственностью (оптовая реализация ГСМ и продовольствия) – г. Волгоград. С июня 2003 по июль 2004 года — начальник отдела по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций; руководитель комитета по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций, мобилизационной работе, взаимодействию с правоохранительными органами и казачеством администрации Тбилисского района Краснодарского края. С июля 2004 года по июнь 2008 года – помощник главы муниципального образования Тбилисский район Краснодарского края по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности, охране окружающей среды. По итогам аттестации присвоен квалификационный разряд по ведущей муниципальной должности – советник 3-го класса.

С 2006 года – казак Тбилисского хуторского казачьего общества Тбилисского районного казачьего общества Кавказского казачьего отдела Кубанского казачьего войска, в 2009 году присвоен казачий чин – войсковой старшина. С 2013 года по настоящее время – казак Пашковского станичного казачьего общества Екатеринодарского районного казачьего общества Екатеринодарского казачьего отдела Кубанского казачьего войска. С декабря 2008 по январь 2011 года – советник войскового атамана по государственной службе. С января по ноябрь 2011 года – помощник войскового атамана по организации уставной деятельности. С ноября 2011 года по декабрь 2012 года – заместитель атамана Кубанского казачьего войска по организации государственной службы. По совместительству, с ноября 2011 года по декабрь 2012 года – заместитель руководителя государственного казенного учреждения Краснодарского края «Казаки Кубани». С февраля 2013 года по май 2013 года – ведущий консультант Министерства гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и региональной безопасности Краснодарского края. В мае 2013 года присвоен первый классный чин государственной гражданской службы Краснодарского края «советник государственной гражданской службы Краснодарского края 2 класса».

С 2013 года по май 2020 года – заместитель атамана Кубанского казачьего войска по организации государственной службы. По совместительству, с июня 2013 года – заместитель руководителя государственного казенного учреждения Краснодарского края «Казаки Кубани». С июня 2013 года по июль 2015 года руководитель регионального отделения Казачьей партии Российской Федерации в Краснодарском крае.

В 2012 году как заместитель атамана Кубанского казачьего войска принимал активное участие в ликвидации последствий катастрофического наводнения в городе Крымске и Крымском районе. Под руководством находилось более 2000 казаков, которые были задействованы в поиске, спасении и эвакуации пострадавших. За умелое руководство, смелые и решительные действия по ликвидации последствий наводнения награжден грамотой Министерства регионального развития Российской Федерации.

В период подготовки и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, возглавлял оперативный штаб Кубанского казачьего войска и руководил группировкой казаков по охране общественного порядка, всестороннего обеспечения взаимодействия с органами МВД, ФСБ, местными органами власти. В ноябре 2014 года и в ноябре 2019 года готовил парадный расчет казаков Кубанского казачьего войска. 9 мая 2015 года участвовал в юбилейном Параде Победы на Красной площади в городе Москве. С июня 2020 года — заместитель атамана Всероссийского казачьего общества по совершенствованию государственной службы Российского казачества.

За высокий профессионализм и активное участие в организации и проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи награжден наградой Краснодарского края медалью «За выдающийся вклад в развитие Кубани» III степени. За вклад в возрождение и становление кубанского казачества награжден наградами Краснодарского края, в 2011 году медалью «Князь Григорий Потемкин», в 2012 году медалью «Атаман Антон Головатый», в 2015 году орденом «За выдающийся вклад в развитие кубанского казачества», в 2019 году медалью «За выдающийся вклад в развитие Кубани» I степени. За достигнутые трудовые успехи, активную общественную деятельность и многолетнюю добросовестную работу, в 2015 году награжден Почетной грамотой Президента Российской Федерации, как заместитель атамана Кубанского казачьего войска. Женат. Два сына – казаки казачьих обществ Кубанского казачьего войска.

26. Органами
управления казачьего общества являются:

1) Круг казачьего
общества (далее — Круг);

2) правление
казачьего общества (далее – правление);

3) атаман, его
заместитель.

27. Круг является
высшим органом управления
казачьим обществом. Он представляет
собой съезд казаков.

На заседании Круга
должно быть гарантировано
представительство не менее двух третей
казачьего общества.

28. Заседание
Круга созываются атаманом общества или
атаманом СЗКО ВВКО не реже одного раза
в год. Дата созыва и
место проведения заседания Круга
определяются правлением по согласованию
с Окружным атаманом СЗКО ВВКО (далее –
Окружной атаман), региональной рабочей
группой по делам казачества в Пермском
крае при Окружной комиссии Приволжского
федерального округа в составе Совета
при Президенте Российской Федерации
по делам казачества (далее – региональная
рабочая группа) и
утверждаются
приказом окружного атамана не менее
чем за один месяц до его проведения.

Заседание Круга,
на котором проводятся выборы атамана,
проходит по
месту нахождения правления, либо в ином
месте по решению
правления общества при согласовании с
Окружным атаманом.

На открытие заседания
Круга приглашается
уполномоченный представитель Русской
Православной Церкви.

30. Ответственность
за организационное обеспечение заседания
Круга возлагается
приказом атамана
казачьего общества на правление казачьего
общества.

Кругом избирается
есаулец для обеспечения порядка на
заседании Круга.

31. Внеочередное
заседание Круга может быть созвано:

1) по решению окружного атамана;

2) по решению атамана общества;

3) по решению не
менее чем двух третей членов правления
общества;

4) по требованию
не менее двух третей членов казачьего
общества;

32. К компетенции
Круга относятся следующие вопросы:

1) принятие и внесение
изменений в Устав казачьего общества;

2) определение
приоритетных направлений деятельности
казачьего общества, принципов
формирования и использования имущества;

3) образование
органов управления казачьего общества
и досрочное прекращения
их полномочий, в том числе избрание
атамана общества, совета
стариков, суда чести, контрольно-ревизионной
комиссии; определение
количественного состава правления
и его структуры;

4) прекращение
полномочий атамана общества по предложению
правления в
соответствии с представлением суда
чести;

5) назначение ликвидационной комиссии;

6) определение
порядка распоряжения имуществом
окружного казачьего общества,
в том числе порядка и условий передачи
имущества казачьего
общества.

7) распределение
полномочий по распоряжению имуществом
казачьего
общества между органами управления
казачьего общества,
в том числе между Кругом,
атаманом и правлением;

8) рассмотрение и
утверждение ежегодного отчета о
деятельности казачьего
общества, в том числе об исполнении
казаками принятых на себя обязательств
по несению государственной или иной
службы;

9) рассмотрение и утверждение отчета
атамана общества,
правления,
контрольно-ревизионной комиссии;

10) контроль за ходом
выполнения договоров (соглашений) о
несении казаками
государственной или иной службы,
заключенных в установленном порядке
казачьим обществом;

11) принятие мер по
обеспечению исполнения членами казачьего
общества принятых
обязательств по несению государственной
или иной службы;

12) контроль за ходом
осуществления членами казачьего общества
иной деятельности
на основе договоров (соглашений) казачьего
общества с органами военного
управления, территориальными органами
федеральных органов государственной
власти, органами исполнительной власти
Пермского края
и органами местного самоуправления;

13) соблюдение
установленного порядка выдачи
удостоверения казака, установленного
порядка присвоения чинов членам казачьего
общества;

14) утверждение
аудитора казачьего общества, определения
размера оплаты его услуг;

15) определение
порядка оказания материальной и иной
помощи семьям
погибших (умерших) казаков, а
также членам семей казаков, призванных
(поступивших) на военную службу;

16) рассмотрение
предложений и ходатайств членов казачьего
общества, включая
окружного атамана и атаманов казачьих
обществ, принятие
по ним решений;

17) утверждение
годового отчета и годового бухгалтерского
баланса;

18) утверждение
финансового плана и внесение в него
изменений;

19) участия казачьего
общества в других организациях.

33. Круг
рассматривает
другие вопросы, связанные с уставной
деятельностью казачьего
общества.

34. К исключительной
компетенции Круга относятся вопросы,
указанные в подпунктах 1 – 10 пунктах 32
настоящего устава.

Решения Круга по
вопросам, отнесенным настоящим уставом
к исключительной компетенции Круга,
принимается не менее чем двумя третями
голосов казаков – членов казачьего
общества, по иным вопросам – большинством
голосов от общего числа казаков.

35. Заседание
Круга правомочно,
если на нем присутствуют более двух
третей казаков
– членов казачьего общества, а также
уполномоченный представитель Русской
Православной Церкви.

36. Решения Круга
принимаются
открытым голосованием и оформляются
протоколом, который подписывается
атаманом общества, председателем Круга,
секретарем (писарем), а также есаульцем.

При этом заседание
Круга казачьего
общества – общего собрания членов
казачьего общества, правомочно, если в
нем участвуют не менее чем две трети от
общего числа членов казачьего общества.
Решение Круга казачьего
общества принимается большинством
голосов членов казачьего
общества.

37. Руководящим
коллегиальным органом казачьего общества
в период между заседаниями Круга является
правление.

В состав правления
входят по должности: окружной атаман,
первый заместитель (товарищ)
атамана, начальник штаба, заместители
атамана. Состав правления утверждается
приказом атамана общества. Председателем
правления является атаман казачьего
общества.

38. Правление
проводит свои заседания не реже одного
раза месяц

либо,
в случае необходимости, по решению
атамана общества или по требованию
любого из членов правления. Заседания
правления созываются атаманом казачьего
общества, а в его отсутствие – первым
заместителем (товарищем) атамана.

Порядок работы
правления, принятия и исполнения решений
определяются
положением, утверждаемым Кругом.

39. К
основным полномочиям правления относится
решение следующих вопросов:

1) определение перечня и состава комиссий
по направлениям деятельности
казачьего общества, а также комиссий и
прочих органов,
создаваемых для обеспечения проведения
заседаний Круга;

2) утверждение
положений о комиссиях по направлениям
деятельности казачьего общества,
а также комиссий и прочих органов,
создаваемых для обеспечения проведения
заседаний Круга;

3) утверждение
порядка согласования с Окружным атаманом
даты созыва и
места проведения заседаний
Круга;

4) рассмотрение
предложений окружного казачьего
общества;

5) выдвижение по
представлению совета стариков кандидатуры
на должность атамана казачьего
общества;

6) принятия решений
о внесении на рассмотрение
Круга по
представлению суда чести вопросов
о досрочном прекращении полномочий
атамана казачьего общества, первого
заместителя атамана, контрольно-ревизионной
комиссии;

7) иных вопросов, не
входящих в компетенцию Круга,
если это предусмотрено
соответствующим решением Круга
или настоящим Уставом.

40. Заседание правления
считается правомочным при условии
присутствия на
нем не менее чем двух третей его членов.
Решения правления принимаются
большинством голосов от общего числа
присутствующих на
заседании членов правления, если иное
не предусмотрено настоящим Уставом.

41. Решение о внесении
на рассмотрение Круга
по представлению
суда чести вопросов
о досрочном прекращении полномочий
атамана казачьего общества, товарища
атамана, контрольно-ревизионной комиссии
принимается не
менее чем двумя третями голосов членов
правления.

42. Атаман
казачьего общества является высшим
должностным лицом казачьего общества
и осуществляет
общее руководство его деятельностью.
Атаман несет
персональную ответственность за
деятельность
казачьего общества.

43. Атаман
избирается Кругом сроком на пять
лет.

Кандидатами на
должность атамана могут быть члены
казачьего
общества не
моложе 35 лет, пользующиеся доверием и
уважением казаков, обладающие
организаторскими способностями, высокой
нравственностью, имеющие
опыт управленческой деятельности и не
имеющих судимостей.

Кандидатуры
на должность атамана должны
быть согласованы
с Окружным атаманом,
а также получить благословение
уполномоченного представителя Русской
Православной Церкви.

44. Инициаторами
выдвижения кандидатуры на должность
атамана могут быть:

1) правление по
представлению совета стариков;

2) окружной атаман;

3) члены казачьего
общества в порядке самовыдвижения.

46. Атаман вступает
в должность после утверждения его
кандидатуры Окружным атаманом.

47. Избрание атамана
должно сопровождаться проведением
религиозного
обряда уполномоченным представителем
Русской Православной Церкви.

48. После
избрания Кругом члена казачьего общества
на должность атамана
и до утверждения его кандидатуры Окружным
атаманом,
правление назначает его исполняющим
обязанности.

49. В случае
принятия решения Окружным атаманом о
неутверждении в
должности атамана казачьего общества,
избранного Кругом,
правление
назначает исполняющим обязанности
атамана
назначенного приказом товарища атамана.

50. В случае
принятия Окружным атаманом решения о
неутверждении в
должности атамана казачьего общества,
избранного Кругом,
новые выборы
атамана должны состояться не позднее
шести месяцев с даты принятия
вышеуказанного решения.

51. Атаман (хуторское,
станичное, городское):

1) действует без
доверенности от имени казачьего общества;

2) представляет в
установленном порядке казачье общество
в федеральных
органах государственной власти, органах
государственной власти Пермского края
и органах местного самоуправления;

3) взаимодействует
с федеральным органом исполнительной
власти,
уполномоченном вести государственный
реестр казачьих обществ в Российской
Федерации, федеральными органами
исполнительной власти и (или)
их территориальными органами, органами
государственной власти Пермского края
и органами местного самоуправления по
вопросам уставной деятельности казачьего
общества;

4) организует и
обеспечивает осуществление уставной
деятельности казачьего
общества;

5) обеспечивает
надлежащее исполнение членами казачьего
общества принятых на себя обязательств
по несению государственной или иной
службы и других обязанностей;

6) вносит на
рассмотрении Круга количественный
состав правления, его структуру и условия
оплаты труда его членов;

7) согласовывает
устав казачьего общества;

8) обеспечивает
подготовку и ежегодное представление
в Окружное правление отчета о выполнении
взятых на себя членами казачьего обществ
обязательств
по несению государственной или иной
службы и других обязательств согласно
настоящему уставу;

9) подписывает
финансовые и иные документы, издает
приказы по вопросам, относящимся к
его компетенции;

10) вносит на
рассмотрение Круга вопросы,
относящиеся к уставной деятельности
казачьего общества;

11) осуществляет подготовку отчетов и
иных документов.

52. На период отпуска,
болезни атамана по его решению обязанности
атамана возлагаются на товарища
атамана.

53. Первый заместитель
(товарищ атамана) – член казачьего
общества, должностное лицо, назначаемое
приказом атамана (хуторское, станичное,
городское), обладает следующими
правами:

1) на основании доверенности, выданной
атаманом, действует
от имени казачьего общества, представляет
его интересы во всех
учреждениях, организациях и предприятиях,
органах государственной власти
и местного самоуправления, осуществляет
от имени казачьего
общества юридически значимые действия,
заключает договоры, в том числе трудовые,
совершает иные сделки, одобренные
советом атаманов;

2) при наличии
соответствующих полномочий, переданных
атаманом, осуществляет оперативное
руководство деятельностью казачьего
общества в соответствии с решениями
Круга и (или) совета атаманов;

3) решает иные
вопросы, не отнесенные к компетенции
Круга, атамана, правления.

54. Правление
является исполнительным органом
управления казачьего общества и
обеспечивает деятельность Круга,
атамана.

Правление осуществляет контроль за
исполнениями решений атамана.

Назначение на
должность и освобождение от должности
членов правления
осуществляется атаманом. В состав
правления назначаются члены казачьего
общества.

Количественный состав правления, его
структура и условия оплаты труда его
членов определяется Кругом.
Назначение на должность членов правления,
а также их обязанности утверждаются
приказом атамана (хуторское, станичное,
городское).

Казачьи общества как форма некоммерческих организаций

На сегодняшний день на территории Российской Федерации существуют более 65 казачьих обществ разных видов. Так, Указом Президента РФ от 09.08.1995 № 835 была создана система учёта казачьих обществ, члены которых взяли на себя обязательства по несению государственной службы. Эта система именуется Государственным реестром казачьих обществ в Российской Федерации. Актуальность подобной организационно-правовой формы некоммерческих организаций, равно как и вопрос вступления в подобные организации растет изо дня в день.

Рассмотрим основные характеристики казачьего общества как организационно-правовой формы хозяйствования по законодательству РФ. Кроме того, представляется максимально важным рассказать Вам о порядке создания, а также нюансах процедуры государственной регистрации таких юридических лиц. Также, мы затронем немаловажный нюанс — виды казачьих обществ и их отличия друг от друга. Наконец, поговорим о структуре органов управления в казачьих обществах, так как следует акцентировать внимание на ряд законодательных особенностей.

  1. Что такое казачье общество?
  2. Какие существуют виды казачьих обществ?
  3. Могут ли казачьи общества осуществлять предпринимательскую деятельность?
  4. Имущество казачьих обществ. Каковы источники финансирования казачьих обществ?
  5. Порядок государственной регистрации казачьих обществ
  6. Порядок внесения казачьих обществ в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации
  7. Структура органов управления казачьим обществом
  8. Что мы имеем по итогу?

Что такое казачье общество?

Начнем с того, что деятельность казачьих обществ на территории регулируется не только ФЗ N 7-ФЗ от 12.01.1996 «О некоммерческих организациях», но и Федеральным законом от 5 декабря 2005 г. N 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества». В связи с этим, дефиниция понятия «казачье общество» можно обнаружить в тексте обоих законов.

Так, под казачьим обществом в соответствии со статьей 6.2 ФЗ №7 следует понимать не что иное, как форму самоорганизации граждан Российской Федерации, объединившихся на основе общности интересов в целях возрождения российского казачества, защиты его прав, сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества.

Если обратить внимание на сайт Всероссийского казачьего общества, то можно выделить несколько характерных признаков и черт, присущих данной организационно правовой форме:

  • Добровольный порядок объединения граждан в целях возрождения казачества и сохранения его культуры;
  • Возможность принять в состав некоммерческой организации исключительно граждан Российской Федерации, поскольку в соответствии с законодательством РФ члены казачьих обществ принимают обязательство по несению службы;
  • Цель деятельности — сохранения традиционного уклада жизни казаков земель России;
  • Казачье общество есть воплощение культурных и этнических особенностей народности;
  • Лидер казачьего общества — атаман;
  • Наименование казачьего общества содержит указание на вид такого общества;
  • У каждого члена казачьего общества имеется собственное удостоверение, подтверждающее факт принадлежности к какому-либо казачьему обществу.

Таким образом, можно сделать закономерный вывод о том, что казачье общество является особой организационно-правовой формой некоммерческих организаций с отличительными чертами. Следует понимать, что казачьи общества, как правило, создаются гражданами, которые считают себя преемниками казаков (в некоторых случаях — прямыми потомками), при этом они преследуют цель возрождения и поддержания культуры и традиций казаков. 

Какие существуют виды казачьих обществ?

В соответствии с законодательством Российской Федерации казачьи общества могут создаваться в 7 видах:

  • Хуторское казачье общество
  • Станичное казачье общество
  • Городское казачье общество

— первичное объединение граждан Российской Федерации и членов их семей-жителей одного или нескольких сельских и городских поселений либо иных населенных пунктов, внесенное в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации и члены которого в установленном порядке приняли на себя обязательства по несению государственной или иной службы;

  • Районное (юртовое) казачье общество

— казачье общество, которое создается (формируется) путем объединения хуторских, станичных и городских казачьих обществ;

  • Окружное (отдельское) казачье общество

— казачье общество, которое создается (формируется) путем объединения районных (юртовых) казачьих обществ и хуторских, станичных и городских казачьих обществ, не входящих в состав районных (юртовых) казачьих обществ;

  • Войсковое казачье общество

— казачье общество, которое создается (формируется) путем объединения окружных (отдельских) казачьих обществ и осуществляет свою деятельность на территориях двух и более субъектов Российской Федерации либо на территории одного субъекта Российской Федерации, который образован в результате объединения двух и более субъектов Российской Федерации;

  • Всероссийское казачье общество

— казачье общество, которое создается (формируется) путем объединения войсковых казачьих обществ, а также окружных (отдельских) казачьих обществ, не входящих в состав войсковых казачьих обществ. Устав всероссийского казачьего общества утверждается Президентом Российской Федерации.

Таким образом, следует акцентировать внимание на том, что имеет место быть некая аналогия с общественным организациями в части градации по уровню организации: от районной до общероссийской. В случае с казачьими обществами прослеживается подобная логика. К слову, на середину 2022 году на территории России зарегистрировано и осуществляют свою деятельность всего 11 войсковых казачьих обществ, распределенных по федеральным округам России. 

Кроме того, существует законодательное требование к численности членов казачьих обществ. В частности, в Единый государственный реестр казачьих обществ могут быть внесены такие казачьих общества, численность которых составляет: 

  • Для хуторских КО — 20 членов;
  • Для городских и станичных КО — 100 членов;
  • Для районных (или юртовых) КО — 300 членов;
  • Для окружных (или отдельских) КО — 1000 членов;
  • Для войсковых КО — 5000 членов.

Однако стоит сделать специальную оговорку относительно данного требования в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах. Так, согласно нормам действующего законодательства, требования в данных округах чуть ниже общефедеральных:

Казачьи общества, расположенные на территории Сибирского и Дальневосточного федеральных округов, подлежат внесению в государственный реестр, если фиксированная численность их членов, в установленном порядке принявших на себя обязательства по несению государственной или иной службы, составляет не менее:

  • Для хуторских КО — 10 членов;
  • Для городских и станичных КО — 30 членов;
  • Для районных (или юртовых) КО — 150 членов;
  • Для окружных (или отдельских) КО — 500 членов;
  • Для войсковых КО — 1000 членов.

Могут ли казачьи общества осуществлять предпринимательскую деятельность?

Так, согласно пункту 2 статьи 6.2 ФЗ N 7 от 12.01.1996 «О некоммерческих организациях» казачье общество вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, которая соответствует целям общество, для достижения которых собственно и было создано казачье общество. Вместе с тем, напоминаем, что на казачьи общества распространяет свое действие законодательство о некоммерческих организациях, поэтому казачье общество вправе также заниматься иной, приносящей доход деятельностью, но постольку, поскольку это служит достижению целей создания казачьего общества.

  • По общему правилу такой деятельностью может быть производство товаров и услуг, приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика. Однако осуществление подобной деятельности должно быть предусмотрено уставом казачьего общества.

Имущество казачьих обществ. Каковы источники финансирования казачьих обществ?

Начнем с того, что согласно пункту 3 статьи 6.2 ФЗ «О некоммерческих организациях» имущество, которое члены казачьего общества передали обществу является собственностью казачьего общества. В том числе к собственности казачьего общества по закону отнесено имущество, которое приобретено за счет доходов от деятельности общества. Напоминаем, что казачье общество вправе заниматься предпринимательской и иной приносящей доход деятельностью. Тем не менее отметим, что само казачье общество не несет ответственности и не отвечает по обязательствам своих членов, равно и наоборот — члены общества не отвечают по обязательствам самого казачьего общества.

Что касается источников финансирования казачьих обществ, то следует отметить, что основными источниками доходов для казачьих обществ являются федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты муниципальных образований. В то же самое время, что непосредственно порядок финансирования устанавливается Правительством РФ. Наглядным примером служит Постановление от 12 декабря 2019 года N 1645 «Об утверждении Правил предоставления субсидии из федерального бюджета Всероссийскому казачьему обществу».

Как и любая другая некоммерческая организация, казачье общество может иметь дополнительные источники финансирования, среди которых следует выделить:

  • Добровольные взносы;
  • Доходы, полученные от различных видов экономической деятельности, предусмотренной уставом казачьего общества;
  • Доходы от распоряжения собственностью казачьего общества (сдача в аренду, например);
  • Выручка от реализации товаров и предоставления услуг;
  • Иные финансовые поступления, не запрещенные законодательством РФ.

Порядок государственной регистрации казачьих обществ

Спешим Вам напомнить, что казачье общество есть не что иное, как некоммерческая организация, в связи с чем государственную регистрацию такого юридического лица осуществляет Министерство юстиции РФ и его территориальные органы. 

В Министерство юстиции на государственную регистрацию НКО предоставляются следующие документы, составленные в соответствии с требованиями закона и Минюста:

  1. Устав казачьего общества (3 экземпляра);
  2. Решение (Протокол) о создании казачьего общества (2 экземпляра);
  3. Заявление по форме Р11001 о создании казачьего общества (нотариально заверенное);
  4. Заявление по форме Р11001 о создании казачьего общества (простое прошитое);
  5. Документы на адрес для общества (выписка из ЕГРН/свидетельство о праве собственности + гарантийное письмо);
  6. Реестр членов казачьего общества;
  7. Квитанция, подтверждающая оплату пошлины за государственною услугу регистрации НКО в оригинале (при регистрации НКО с помощью ЭЦП — государственная пошлина не оплачивается).

Министерство юстиции осуществляет правовую экспертизу всех документов (Устава, Протокола, заявления гарантийного письма и т.д.), входящих в пакет документов при их направлении на государственную регистрацию.

По результатам рассмотрения всех документов Минюст выносит положительное решение о государственной регистрации и направляет документы НКО для регистрации в орган Федеральной налоговой службы. Однако, может быть вынесен и отказ в государственной регистрации, который можно оспорить в вышестоящий орган или в судебном порядке.

Затем налоговый орган вносит казачье общество в Единый государственный реестр и присваивает ему основной государственный номер (ОГРН), ставит некоммерческую организацию на учет в территориальный налоговый орган, присваивает идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), выгружает данные о вновь созданной некоммерческой организации в территориальный налоговый орган, в Фонд социального страхования, Пенсионный Фонда Российской Федерации и РОССТАТ.

Как правило, все эти действия ФНС занимают не более 7 рабочих дней, после чего документы направляются назад в Министерство юстиции, с новыми регистрационными данными и свидетельствами. Минюст визирует устав НКО, оформляет свидетельство Минюста, формирует весь пакет документов, подписывает его у начальника управления. Затем Минюст уведомляет заявителя о возможности получения готового пакета документов.

В результате успешной государственной регистрации казачьего общества заявитель получает на руки следующий пакет документов:

  • Свидетельство Министерства юстиции о государственной регистрации;
  • Лист записи о внесении записи в ЕГРЮЛ;
  • Устав с отметкой Министерства юстиции;
  • Свидетельство о постановке на налоговый учет;
  • Выписку из ЕГРЮЛ.

Весь срок регистрации казачьего общества составляет порядка 35 рабочих дней.

Порядок внесения казачьих обществ в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации

Как уже было сказано ранее, в Российской Федерации ведется государственный реестр казачьих обществ. Соответственно, порядок внесения новых казачьих обществ в реестр не менее важен, чем порядок государственной регистрации при создании. 

Так, процесс внесения в реестр регулируется Указом Президента от 21 сентября 2003 года N 1096 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном вести государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации», а также соответствующим приказом Минюста, поскольку именно этот орган ведет данный реестр. 

Для внесения казачьего общества в государственный реестр казачьих обществ атаман подает следующие документы лично или через портал Госуслуг:

  • Заверенное заявление по форме № ГРКО01;
  • Заверенная заявителем копия решения высшего органа управления казачьего общества о ходатайстве о внесении данного казачьего общества в государственный реестр;
  • Заверенная заявителем копия решения высшего органа управления казачьего общества о принятии на себя членами указанных казачьих обществ обязательств по несению государственной службы;
  • Список членов казачьего общества;
  • Заверенные заявителем копии решений высших органов управления казачьих обществ о вхождении в состав данного казачьего общества.

В результате рассмотрения пакета документов, поданного атаманом казачьего общества Министерство юстиции принимает решение либо о включении в реестр, либо об отказе. В последнем случае — Минюст указывает на причины отказа. За заявителем остается право повторной подачи, либо оспаривания вынесенного отказа.

Структура органов управления казачьим обществом

Важно помнить, что структура органов управления некоммерческой организации определяется уставом данной организации. Как некоммерческая организация, казачье общество в своей структур имеет:

1. Единоличный исполнительный орган в лице атамана. В компетенцию атамана, как правило входит:

  • Представление интересов казачьего общества в органах государственной власти и действие от имени казачьего общества без доверенности;
  • Осуществление текущего руководства деятельностью организации;
  • Обеспечение надлежащего исполнения казаками принятых на себя обязательств;
  • Подписание бухгалтерской и иной документации;
  • Издание внутренних приказов и распоряжений;

2. Высший коллегиальный орган управления (например, общее собрание членов казачьего общества), к исключительной компетенции которого относится:

  • Принятие решений о внесении изменений в Устав;
  • Определение порядка принятия членов в состав, либо исключение из членов казачьего общества;
  • Вопросы реорганизации и ликвидации казачьего общества;
  • Избрание контрольно-ревизионного органа;
  • Утверждение ежегодных отчетов о деятельности казачьего общества;
  • Утверждение годовой бухгалтерской отчетности;
  • Определение размера членских взносов и порядка их внесения.

3. Контрольно-ревизионный орган (например, ревизор или ревизионная комиссия), в сферу ответственности которого входит:

  • Осуществление надзора за деятельностью органов управления казачьим обществом; 
  • Согласование совершения обществом сделок;
  • Иные контрольно-надзорные функции.

Вместе с тем, важно понимать, что уставом казачьего общества могут быть предусмотрены в том числе иные органы управления обществом. Кроме того, компетенция каждого органа также прописывается в уставе в соответствии с нормами закона.

Реорганизация и ликвидация казачьего общества

Действующее российское законодательство предусматривает возможность реорганизации казачьего общества. Так, реорганизация возможно по решению высшего коллегиального органа управления, принятого в соответствии с нормами закона и уставом казачьего общества. Казачье общество может быть реорганизовано в ассоциацию (союз) или же в автономную некоммерческую организацию.

Что касается ликвидации казачьего общества, то решение о ликвидации также принимает высший коллегиальный орган некоммерческой организации. К слову, основаниями для ликвидации казачьего общества могут служить следующие основания:

  • Отсутствие финансовых и иных средств для реализации целей, ради которых было создано общество;
  • Невозможность достижения целей, ради которых НКО была создана;
  • В случае несоответствия деятельности казачьего общества его уставным целям (по инициативе Минюста);
  • В иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Что мы имеем по итогу?

Таким образом, резюмируя все вышеизложенное, следует отметить, что казачье общество, являясь довольно-таки специфичной организационно-правовой формой некоммерческих организаций, все же снискала популярность на территории Российской Федерации. Процедура создания такой НКО и последующего внесения в государственный реестр казачьих обществ обладает специфичными чертами и подводными камнями.

Вместе с тем специалисты Партнер НКО готовы помочь Вам с процедурой государственной регистрации казачьего общества. Кроме того, наши юристы и бухгалтеры готовы в любое время ответить на интересующий Вас вопрос, а также с радостью принять на юридическое или бухгалтерское сопровождение.

Ваш Партнер НКО!


Остались вопросы?

Пишите или звоните!

8 (495) 003-45-71 (МСК),
8 (812) 629-00-03 (СПБ),
8 (800) 100-60-71 (по России).

Форум НКО — крупнейшее сообщество НКО в России.


Вам также может быть интересно:

  • Составление заявления по созданию обществнной организации
  • Документы после регистрации ОО

Каза́чьи о́бщества, организационно-правовая форма юридического лица в Российской Федерации, в которой создаются некоммерческие организации граждан РФ, объединяющихся для сохранения самобытности казачества, а также в иных целях, предусмотренных законодательством.

Казачье общество – это внесённая в государственный реестр казачьих обществ корпоративная некоммерческая организация (некоммерческая корпорация), члены которой объединяются для сохранения традиционного образа жизни и культуры российского казачества, а также принимают на себя обязательства по несению государственной или иной службы в соответствии с законодательством [ст. 123.15 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ)]. Казачьи общества могут быть хуторскими, станичными, городскими, районными (юртовыми), окружными (отдельскими), войсковыми; некоторые из них входят в состав Всероссийского казачьего общества.

История возникновения казачьих обществ. Правовое регулирование

Первые казачьи общества возникли в начале 1990-х гг. Их создание связано с реализацией государственной политики по реабилитации казачества. Как правовая категория они впервые упомянуты в Указе Президента РФ от 15 июня 1992 г. № 632 «О мерах по реализации Закона РФ «О реабилитации репрессированных народов» в отношении казачества» (далее – Указ Президента РФ). В первоначальной редакции в этом документе предусматривалось получение казачьими обществами статуса юридического лица, определялись отдельные особенности их правового положения (в части имущества, земельных отношений, порядка принятия и согласования уставов и др.). К числу особенностей Указ Президента РФ относил вопросы персонального состава: в казачьи общества могли объединяться граждане, относящие себя к прямым потомкам казаков, и иные граждане, в установленном порядке добровольно вступившие в казачество, а также их фиксированную численность. Вместе с тем в документе не было сказано, являются ли казачьи общества самостоятельной организационно-правовой формой (видом) юридического лица или их правовое положение охватывается уже имеющимися организационно-правовыми формами (видами) юридических лиц. Впоследствии они стали рассматриваться (и создаваться) как виды общественных объединений.

Дальнейшее развитие законодательства о казачестве и казачьих обществах неразрывно связано с государственной политикой в области казачества, в основу которой было положено представление о связи его с государственной службой. Как отмечалось в одном из первых концептуальных государственных документов по этому вопросу – Основных положениях концепции государственной политики по отношению к казачеству, одобренных Постановлением Правительства РФ от 22 апреля 1994 г. № 355 «О концепции государственной политики по отношению к казачеству», – «казачество большую часть своей истории было связано с государственной службой, и именно в период своей государственной службы казачество приобрело те черты, которые характеризуют его как специфическую часть российского народа. Сочетание службы государству и специфического военно-земледельческого уклада жизни явилось предпосылкой становления традиционных форм государственной службы казачества, доказавшей свою высокую эффективность на протяжении нескольких столетий».

В 1995 г. был принят документ, предусматривающий ведение специального государственного реестра казачьих обществ, – Указ Президента РФ от 9 августа 1995 г. № 835 «О государственном реестре казачьих обществ в Российской Федерации». И тем не менее, несмотря на попытки сформулировать критерии особенности казачьих обществ как формы юридического лица, установление их правового положения в 1990-х гг. не было завершено.

Важный этап в развитии правового положения казачьих обществ приходится на середину – конец 2000-х гг.

Во-первых, был принят Федеральный закон от 5 декабря 2005 г. № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества» (Закон о государственной службе российского казачества), в котором дано официальное определение казачьего общества как добровольного объединения граждан РФ в форме некоммерческой организации; были определены (впервые на уровне федерального закона) основные положения порядка ведения государственного реестра казачьих обществ; установлены основные положения порядка заключения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления муниципальных образований договоров (соглашений) с казачьими обществами для выполнения ими определённых функций публичного характера.

Во-вторых, была принята Концепция государственной политики РФ в отношении российского казачества от 3 июля 2008 г. (утверждена Президентом РФ), в которой подчёркивалась роль казачьих обществ в формировании основных принципов государственной политики в отношении российского казачества, таких как участие в разработке и реализации государственной политики в отношении российского казачества; взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления с казачьими обществами; их подконтрольность органам государственной власти и органам местного самоуправления по вопросам государственной и иной службы в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ, а также муниципальными правовыми актами. В числе приоритетов государственной политики эта Концепция называла привлечение членов казачьих обществ к выполнению обязанностей государственной и иной службы, их привлечение для решения ряда иных вопросов местного значения и публичного характера.

В-третьих, логичным продолжением правового регулирования деятельности казачьих обществ стало принятие Федерального закона от 3 июня 2009 г. № 107-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О некоммерческих организациях» и ст. 2 Федерального закона «О государственной службе российского казачества»», которым Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (Закон о некоммерческих организациях) был дополнен положениями о казачьем обществе как одной из самостоятельных форм некоммерческих организаций. Казачьи общества определялись как форма самоорганизации граждан РФ, объединившихся на основе общности интересов в целях возрождения российского казачества, защиты его прав, сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры (ст. 6.2). При этом подробно правовое положение казачьих обществ в Законе о некоммерческих организациях не было сформулировано, делалась отсылка к иному законодательству в части определения особенностей их правового положения, создания, реорганизации, ликвидации и управления.

Следующий этап развития правового регулирования казачьих обществ связан с реформой гражданского законодательства, проведённой на основании Концепции развития гражданского законодательства (одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 7 октября 2009). На основании этой Концепции был разработан и принят Федеральный закон от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой ГК РФ и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», которым была осуществлена реформа положений ГК РФ о юридических лицах. В результате этого казачьи общества, внесённые в государственный реестр казачьих обществ, получили актуальный правовой статус юридического лица с закреплением соответствующей организационно-правовой формы (ст. 50, 123.15 ГК РФ).

Правовое положение казачьих обществ

В систему юридических лиц, которые могут быть созданы в РФ, входят:

  • казачьи общества как вид некоммерческой организации (ст. 50 ГК РФ);

  • казачьи общества как корпорация (ст. 65.1, 123.1 ГК РФ);

  • казачьи общества как специальная форма некоммерческой организации, созданная в целях реализации государственной политики в отношении российского казачества (ст. 123.15 ГК РФ и Закон о государственной службе российского казачества).

Последняя особенность правового положения казачьего общества предопределяет структуру регулирования вопросов создания, прекращения, управления и деятельности казачьих обществ, которая закреплена в ст. 123.15 ГК РФ: в первую очередь применяются специальные нормы Закона о государственной службе российского казачества, затем, в той части, в которой отношения не урегулированы этим законом, – нормы ГК РФ (в редакции после изменений 2014), а далее нормы Закона о некоммерческих организациях.

Специфика казачьих обществ как организации, созданной в целях реализации государственной политики в отношении российского казачества, выражается и в наличии ряда документов стратегического характера, в которых среди прочего определяются подходы государства к участию казачьих обществ в различного рода публичных отношениях.

После 2008 г. было принято 2 таких стратегических документа государства: Стратегия развития государственной политики РФ в отношении российского казачества до 2020 г., утверждённая Президентом РФ 15 сентября 2012 г. № Пр-2789, и Стратегия государственной политики РФ в отношении российского казачества на 2021–2030 гг., утверждённая Указом Президента РФ от 9 августа 2020 г. № 505.

Казачье общество как юридическое лицо может быть создано путём учреждения; реорганизация юридического лица иной организационно-правовой формы в казачье общество в настоящее время не предусмотрена.

После государственной регистрации казачьего общества в качестве юридического лица оно проходит процедуру внесения сведений в государственный реестр казачьих обществ – специальный государственный информационный ресурс, содержащий сведения обо всех казачьих обществах. Внесению в государственный реестр казачьих обществ подлежат те из них, в которых фиксированная численность членов соответствует численности, установленной органом, уполномоченным в области ведения реестра по согласованию с уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти по взаимодействию с казачьими обществами [приказ Минюста России от 12 мая 2021 № 73 «О численности членов казачьих обществ, в установленном порядке принявших на себя обязательства по несению государственной или иной службы, которая необходима для внесения казачьего общества в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации» (приказ Минюста России от 12 мая 2021 № 73)].

Органом, уполномоченным вести указанный государственный реестр, является Министерство юстиции РФ (Указ Президента РФ от 21 сентября 2003 № 1096 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном вести государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации»).

Порядок ведения реестра (в том числе порядок включения в реестр казачьего общества) регулируется административным регламентом Министерства юстиции РФ по предоставлению государственной услуги по внесению казачьих обществ в государственный реестр казачьих обществ в РФ (приказ Министерства юстиции РФ от 2 июля 2012 № 129) и приказом Министерства юстиции РФ от 13 октября 2011 г. № 355 «Об утверждении порядка ведения государственного реестра казачьих обществ в Российской Федерации».

Поскольку казачье общество является некоммерческой корпорацией, то в ней предполагается участие нескольких лиц. Максимальное количество участников не ограничено, минимальное – определяется приказом Министерства юстиции РФ от 12 мая 2021 г. № 73. Фиксированная численность, необходимая для целей включения казачьего общества в государственный реестр казачьих обществ РФ:

  • не менее 10 членов – для хуторских казачьих обществ;

  • не менее 20 членов – для станичных и городских казачьих обществ;

  • не менее 150 членов – для районных (юртовых) казачьих обществ;

  • не менее 300 членов – для окружных (отдельских) казачьих обществ;

  • не менее 1,5 тыс. членов – для войсковых казачьих обществ;

  • не менее 20 членов – для хуторских казачьих обществ, действующих на территории субъектов РФ, расположенных в пределах Центрального и Южного федеральных округов;

  • не менее 100 членов – для районных (юртовых) казачьих обществ, действующих на территории субъектов РФ, расположенных в пределах Уральского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов;

  • не менее 500 членов – для окружных (отдельских) казачьих обществ, действующих на территории субъектов РФ, расположенных в пределах Центрального и Южного федеральных округов;

  • не менее 40 тыс. членов – для Всероссийского казачьего общества.

ГК РФ, Закон о некоммерческих организациях, а также Закон о государственной службе российского казачества не предусматривают ограничений для участия граждан РФ в казачьих обществах. Нормой, определяющей круг потенциальных участников казачьего общества, является п. 3 Указа Президента РФ, в соответствии с которым в казачьи общества могут объединяться граждане, относящие себя к прямым потомкам казаков и выразившие желание совместно восстанавливать и развивать традиционные для казачества формы хозяйствования, возрождать и сохранять его культуру и быт, участвовать в несении государственной и иной службы; граждане, в установленном порядке добровольно вступившие в казачество.

Таким образом, формальных ограничений для вступления в казачьи общества у граждан РФ нет, однако те граждане, которые не являются прямыми потомками казаков, для вступления в их члены предварительно должны добровольно вступить в казачество. Члены районных (юртовых), окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ в обязательном порядке должны являться членами входящих в их состав хуторских, станичных, городских казачьих обществ (п. 3.7 Указа Президента РФ).

Участие гражданина РФ в казачьем обществе влечёт для него определенные ограничения. К примеру, в соответствии со ст. 4 Закона о государственной службе российского казачества члены казачьего общества, внесённого в государственный реестр казачьих обществ, принявшие на себя обязательства по несению государственной или иной службы, обязаны приостановить свое членство в политических партиях, иных общественных объединениях, преследующих политические цели, не вправе вступать в них и принимать участие в их деятельности. Члены казачьего общества не отвечают по его обязательствам.

Учредительные документы. Органы управления

Единственным учредительным документом является устав.

Специальных требований к содержанию устава нет; требования определяются общими положениями ст. 52 ГК РФ и ст. 14 Закона о некоммерческих организациях. При этом нормативные правовые акты (ст. 2 Закона о государственной службе российского казачества, пункты 3.2–3.6 Указа Президента РФ; Типовое положение о согласовании и утверждении уставов казачьих обществ, утверждённое приказом Федерального агентства по делам национальностей России от 6 апреля 2020 № 45) предусматривают процедуры предварительного согласования и утверждения уставов казачьих обществ различного уровня:

  • уставы хуторских, станичных, городских казачьих обществ, создаваемых (действующих) на территориях городских, сельских поселений, муниципальных, городских округов, внутригородских районов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, согласовываются с атаманом районного (юртового) либо окружного (отдельского) казачьего общества [если эти общества осуществляют деятельность на территории субъекта РФ, на которой создаются (действуют) названные общества] и утверждаются главами городских, сельских поселений, муниципальных, городских округов, внутригородских районов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения;

  • уставы хуторских, станичных, городских казачьих обществ, создаваемых (действующих) на территориях двух и более городских или сельских поселений, входящих в состав одного муниципального района, согласовываются с главами соответствующих городских, сельских поселений, а также с атаманом районного (юртового) либо окружного (отдельского) казачьего общества [если районное (юртовое) либо окружное (отдельское) общество осуществляет деятельность на территории субъекта РФ, на которой создаются (действуют) названные казачьи общества] и утверждаются главой муниципального района;

  • уставы хуторских, станичных, городских казачьих обществ, создаваемых (действующих) на территориях двух и более внутригородских районов, входящих в состав одного городского округа с внутригородским делением, на территориях двух и более внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, согласовываются с главами этих внутригородских районов или муниципальных образований, а также с атаманом районного (юртового) либо окружного (отдельского) казачьего общества [если районное (юртовое) либо окружное (отдельское) общество осуществляет деятельность на территории субъекта РФ, на которой создаются (действуют) названные общества] и утверждаются главой городского округа с внутригородским делением, высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) города федерального значения либо уполномоченным им должностным лицом;

  • уставы районных (юртовых) казачьих обществ, создаваемых (действующих) на территориях муниципальных районов, согласовываются с атаманом окружного (отдельского) казачьего общества [если оно осуществляет деятельность на территории субъекта РФ, на которой создаются (действуют) названные общества] и утверждаются главами муниципальных районов;

  • уставы районных (юртовых) казачьих обществ, создаваемых (действующих) на территориях двух и более муниципальных районов, внутригородских муниципальных образований, городов федерального значения либо на территориях муниципальных районов и муниципальных округов, муниципальных районов и городских округов, согласовываются с главами соответствующих муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов и внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, а также с атаманом окружного (отдельского) казачьего общества [если оно осуществляет деятельность на территории субъекта РФ, на которой создаются (действуют) названные казачьи общества] и утверждаются высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ;

  • уставы окружных (отдельских) казачьих обществ, создаваемых (действующих) на территории субъекта РФ, согласовываются с атаманом войскового казачьего общества [если войсковое казачье общество осуществляет деятельность на территории субъекта РФ, на которой создаются (действуют) названные казачьи общества] и утверждаются высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ;

  • уставы окружных (отдельских) казачьих обществ, создаваемых (действующих) на территориях двух и более субъектов РФ, согласовываются с высшими должностными лицами (руководителями высших исполнительных органов государственной власти) соответствующих субъектов РФ, а также с атаманом войскового казачьего общества [если оно осуществляет деятельность на территориях субъектов РФ, на которых создаются (действуют) названные казачьи общества] и утверждаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти по взаимодействию с казачьим обществом;

  • уставы войсковых казачьих обществ, осуществляющих деятельность на территориях двух и более субъектов РФ либо на территории одного субъекта РФ, который образован в результате объединения двух и более субъектов РФ, согласовываются с высшими должностными лицами (руководителями высших исполнительных органов государственной власти) соответствующих субъектов РФ, а также с атаманом Всероссийского казачьего общества и утверждаются уполномоченным органом;

  • устав Всероссийского казачьего общества утверждается Президентом РФ.

Формирование имущественной основы деятельности казачьего общества осуществляется его членами, а также в результате деятельности общества. Имущество, переданное казачьему обществу его членами, а также имущество, приобретённое за счёт доходов от его деятельности, является собственностью общества.

Система управления казачьего общества детально специальными нормативными актами не определена и во многом остается на усмотрение самих членов общества, а также лиц, осуществляющих согласование и утверждение его устава.

Высшим органом управления общества является общее собрание членов общества, чаще всего именуемое в соответствии с историческими традициями «сход», «круг» и др.

Исследователи отмечают, что в казачьих обществах могут создаваться специальные консультативные органы, в задачи которых входит контроль решений общих собраний, а также решение ряда иных вопросов деятельности общества.

Значительную роль в управлении обществом играет атаман, отдельные особенности избрания (утверждения) которого определяются ст. 5 Закона о государственной службе российского казачества и Порядком утверждения атаманов хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) казачьих обществ, создаваемых (формируемых) либо действующих в пределах территории, на которой осуществляет свою деятельность иное казачье общество (приказ Федерального агентства по делам национальностей России от 31 января 2020 № 9). Особенности избрания таковы:

  • атаман хуторского, станичного, городского, районного (юртового) или окружного (отдельского) казачьего общества избирается высшим органом управления казачьего общества сроком на пять лет;

  • атаман войскового казачьего общества избирается высшим органом управления казачьего общества сроком на пять лет и утверждается Президентом РФ по представлению уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти по взаимодействию с казачьим обществом;

  • атаман Всероссийского казачьего общества назначается и освобождается от должности Президентом РФ по представлению уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти по взаимодействию с казачьим обществом;

  • атаманом казачьего общества может быть гражданин РФ – член хуторского, станичного или городского казачьего общества.

Кандидатом на должность атамана не может быть выдвинут член хуторского, станичного или городского казачьего общества:

  • имеющий неснятую или непогашенную судимость;

  • содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда;

  • которому в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством предъявлено обвинение в совершении преступления;

  • подвергнутый административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных определёнными статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) (в течение срока, когда гражданин РФ считается подвергнутым административному наказанию);

  • признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

  • замещающий должность, на которую распространяются ограничения и запреты, установленные в целях противодействия коррупции Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, если это повлечёт за собой конфликт интересов;

  • ранее освобождённый от должности атамана казачьего общества в случае непредставления атаманом войскового казачьего общества сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представивший заведомо недостоверные или неполные сведения.

Казачье общество по решению его членов может быть преобразовано в ассоциацию (союз) или автономную некоммерческую организацию. Иных положений о реорганизации законодательство не содержит. Прекращение деятельности общества осуществляется в общем порядке, установленном для прекращения юридических лиц, – путём ликвидации, исключения из единого государственного реестра юридических лиц как недействующего юридического лица, а также как следствие реорганизации.

Дата публикации:  26 августа 2022 г. в 17:14 (GMT+3)

Атаман

Сидаков Алексей Николаевич

г. Каменск-Шахтинский, ул. Ленина, д. 74 

don.okr.vvd@mail.ru

Первый заместитель (товарищ) атамана

Теребунсков Евгений Евгеньевич

Начальник штаба — заместитель атамана

Семиглазов Анатолий Владимирович

Председатель совета стариков

Солоненко Николай Алексеевич

ГКО «Каменск-Шахтинский»

Атаман

Первый заместитель (товарищ) атамана

Акимов Юрий Леонидович

Начальник штаба — заместитель атамана

Крекин Сергей
Анатольевич;

Председатель Совета стариков

Поляков Валерий Петрович

Правление и штаб КД: г. Каменск-Шахтинский, ул. Ленина, 74

штаб 8-863-65-7-61-44

gko.kamensk-shahtinsk@mail.ru

Усть-Белокалитвинский юрт

Атаман

Тимошенко Николай Анатольевич

Первый заместитель (товарищ) атамана

Гришанов Сергей Леонидович

Начальник штаба — заместитель атамана

Председатель Совета стариков

Романов Валерий Павлович

Правление и штаб КД: г. Белая Калитва, ул. Большая, 13

8 (86383) 2-50-99

asfbelka@yandex.ru

ГКО «Станица Усть-Белокалитвинская»

Атамана

Сягайло Сергей Леонидович 

Первый заместитель (товарищ) атамана

Тарасенко Федор Николаевич

Начальник штаба — заместитель атамана

Межинский Анатолий Михайлович

Председатель Совета стариков

Романов Валерий Павлович



Правление и штаб КД: г. Белая Калитва, ул. Энгельса, 100

8 (86383) 2-57-44 

gp04449@donpac.ru 

ГКО «Город Гуково«

Атаман

Безбородых Игорь Николаевич

Первый заместитель (товарищ) атамана

Меркулов Анатолий Юрьевич

Начальник штаба — заместитель атамана

Ханенко Александр Петрович

Председатель Совета стариков

Самохвалов Владимир Александрович

Правление и штаб КД: г. Гуково, ул.К. Маркса, 116

8 (86361) 5-51-53

bezborodyx65@yandex.ru

ГКО «Гундоровское»

Атаман

Перешеин Леонид Леонидович

Первый заместитель (товарищ) атамана

Артюхов Олег Иванович

Начальник штаба — заместитель атамана

Председатель Совета стариков

Воденеев Сергей Стефанович

Правление и штаб КД: г. Донецк, ул.Мира, 49 

gko-gundorovskoe@ya.ru

ГКО «Зверево»

Атаман

Позняк Сергей Анатольевич             

Первый заместитель (товарищ) атамана -начальник штаба 

Данилов Эдуард Сергеевич

Председатель Совета стариков

Солоненко Николай Алексеевич

Правление и штаб КД: г.Зверево, ул.Ивановская, 28 

kazakzverevo@mail.ru

Глубокинский юрт

Атаман

Гольнев Виктор Александрович

Первый заместитель (товарищ) атамана

Теребунсков Евгений Евгеньевич

И.о. Начальник штаба — заместитель атамана

Тарасов Олег Витальевич

Председатель Совета стариков

Матвеенко Николай Иванович

Правление и штаб КД: п. Глубокий, ул. Артема, 230

shtab.glubokinskiy.yurt@mail.ru

ГКО «Глубокинское» 

Атаман

Статник Владимир Борисович

Первый заместитель (товарищ) атамана

Начальник штаба — заместитель атамана

Корастелов Андрей Валерьевич

Председатель Совета стариков

Матвеенко Николай Иванович

Правление и штаб КД: п. Глубокий, ул. Артема, 230

korastelovandrei@yandex.ru

Сулинский юрт

Атаман

Чернухин Сергей Васильевич 

Первый заместитель (товарищ) атамана

Медведев Станислав Сергеевич

Начальник штаба — заместитель атамана

Литовченко Андрей Анатольевич

Председатель Совета стариков

Ягин Александр Александрович

Правление и штаб КД: г. Красный Сулин, ул. Культуры, д.1 

sulin.yurt@mail.ru

ГКО «Станица Сулинская»

Атаман

Заднепровский Геннадий Викторович  

Первый заместитель (товарищ) атамана

Заславский Семён Наумович

Начальник штаба — заместитель атамана

Леонов Денис Григорьевич

Председатель Совета стариков

Чигирин Евгений Петрович

Правление и штаб КД: г. Красный Сулин, ул. Культуры, д.1 

sulin.yurt@mail.ru

ГКО «Углеродовское»

Атаман

Яцков Александр Александрович 

Первый заместитель (товарищ) атамана

Литовченко Александр Иванович

Начальник штаба — заместитель атамана

Воликов Дмитрий Юрьевич

Председатель Совета стариков

Правление и штаб КД: г. Красный Сулин, ул. Культуры, д.1 

sulin.yurt@mail.ru

Миллеровский юрт

Атаман

Первый заместитель (товарищ) атамана

Парфенов Владислав Александрович

Начальник штаба — заместитель атамана

Панфилов Павел Антонович

Председатель Совета стариков

Кузнецов Николай Васильевич

Правление и штаб КД: г. Миллерово, ул. М. Горького, 23 

8 (86385) 2-90-78

millerovskiiurt@yandex.ru

ГКО «Станица Миллеровская»

Атаман

Топольсков Роман Александрович

Первый заместитель (товарищ) атамана

Шляхов Станислав Анатольевич

Начальник штаба — заместитель атамана

Черников
Евгений Вячеславович

Председатель Совета стариков

Яценко Владимир Николаевич

Правление и штаб КД: г. Миллерово, ул. Луначарского, д.20 

sobranie@millerovo.donpac.ru

Митякинский юрт

Атаман

Лавренко Владимир Петрович

Первый заместитель (товарищ) атамана

Башлаев Александр Николаевич

Начальник штаба — заместитель атамана

Краснянский Игорь Юрьевич

Председатель Совета стариков

Обухов Григорий Зиновьевич

Правление и штаб КД: п. Тарасовский, ул. Ленина, 41

edds-tarasovka@yandex.ru

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Indesit iwsd 6105 b инструкция на русском
  • Indesit iwsd 6105 b инструкция на русском
  • Tc4s 14r инструкция по программированию на русском языке
  • Смарт браслет d13 инструкция по применению
  • Влияние на высшее руководство