Профессия классного руководителя обновляется и изменяется. Ее и называть
начинают иначе: куратор, тьютор, классная дама, педагог-воспитатель, менеджер класса… Иногда за этой игрой слов стоит просто имитация инноваций, иногда – реальный поиск: меняются назначение, цели работы. Я считаю, что именование классного руководителя менеджером класса – это не просто дань моде. Это попытка соединить в целое новое дело (цель деятельности) и новое слово (название профессии).
Классные руководители – кто ЭТО… специалисты, которым необходимо руководить!
Возникают вопросы: — кем руководить? Чем управлять? Куда вести? И наконец: кто ему это поручил?
Определение слову «руководство». «Руководство – непосредственное воздействие на людей с целью выполнения ими поставленных задач».
Если следовать этому определению, то получается, что классный руководитель непосредственно (интересно, это как?!) воздействует на учащихся своего класса для того, чтобы они решали те задачи, которые им поручили: выполняли домашнее задание, ходили на дополнительные задания, репетировали спектакль, дежурили по школе…
Определение классного руководства в нормативных документах оказалось великое множество, похожих друг на друга. Например: «Классное руководство – основная и ведущая форма организации воспитательного процесса в образовательных учреждениях». А также: «Цель классного руководства – создание условий для саморазвития и самореализации учащихся».
Вывод: из этих определений следует, что классный руководитель решает задачи, связанные с развитием учащихся, создает для этого условия в образовательном процессе.
В общем, руководство – про одно, а классное руководство – совсем про другое. Получается, что для понимания сути дела нужно искать другое понятие.
Обратимся к понятию управление. «Управление – совокупность действий, которые обеспечивают достижение поставленных целей путем максимального использования и преобразования имеющихся ресурсов».
Уже ближе! Не прямое воздействие на людей, а преобразование условий. Правда, классическое понимание управления предполагает, что оно осуществляется на готовых схемах, разработанном функционале и очень четких задачах. Про работу педагога такого не скажешь. Получается, не подходит и это понятие, но, к счастью, есть близкое ему, более современное, которое описывает управление в ситуации высокой неопределенности.
Это – менеджмент. Менеджмент – управление процессом достижения целей в ситуации высокой неопределенности, предполагающее высокую свободу принятия решений и творчество того, кто управляет. Вот это – про нас!
Классное руководство как менеджмент – это управление образовательными условиями для решения каждым учеником класса задач своего социально личностного развития в ситуации высокой неопределенности.
А классный руководитель как менеджер класса – специалист, управляющий условиями социально-личностного развития детей в образовательном процессе.
Итак, от непосредственного воздействия на людей – к управлению ситуацией их деятельности. Так можно в сжатом виде определить основное изменение в сути деятельности классного руководителя, когда он становится менеджером класса.
Как же он осуществляет управление?
РЕСУРСЫ УПРАВЛЕНИЯ
Ресурс – это мера возможности выполнения какой-либо деятельности. Это то, на что мы можем опереться, делая свое дело. В качестве ресурсов могут быть рассмотрены люди, технологии, финансы, способности и умения. Ресурсы есть у любого управленца. Есть они и у руководителя, и у менеджера. Важно подчеркнуть, что профессиональные ресурсы, которые может использовать в своей работе менеджер, значительно шире, чем ресурсы руководителя.
Судите сами: на что в своей работе может опереться руководитель? На свои коммуникативные способности, на возможность поощрять и наказывать и, что очень
важно, свой авторитет. Это хорошие, но очень затратные механизмы достижения целей. Может быть, потому и называют классные руководители свою работу «карой
небесной»? Все приходится пропускать сквозь себя, воздействовать собственными эмоциями, убеждением. Менеджер тоже может использовать свой личностный ресурс, а может опереться и на иные возможности. Например, технологии работы, позволяющие организовывать ситуации развития. Или имеющееся у него право
привлечь для работы с ситуацией других специалистов – педагогов-предметников, психолога, педагогов дополнительного образования, а также родителей учащихся. Поговорим о ресурсах решения задач, которые появляются у менеджера класса, подробнее.
КАК СОЗДАЮТСЯ УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ
Важно уточнить, для чего создаются условия, какие именно аспекты развития входят в задачи педагога – менеджера класса. С моей точки зрения, быть менеджером класса – значит создавать условия:
• ценностного самоопределения и совершения на этой основе осознанного выбора (с принятием всех неизбежных следствий);
• испытания своих возможностей и самопознания на этой основе своих сильных и слабых сторон, постановки задач самовоспитания;
• творческого самораскрытия и созидательного авторского действия (опыт личного творчества очень важен для развития человека);
• эмоционального и ценностного проживания различных ситуаций, осознания и развития на этой основе своих чувств, умения их выражать;
• осуществления общественно значимого действия и оказания помощи тем, кто в ней нуждается, получения опыта толерантного поведения;
• самопрезентации, демонстрации своих возможностей и достижений другим людям;
• диалога и сотрудничества с другими людьми, отстаивания своей позиции, принятия мнения других.
Как, за счет каких технологий и методов менеджер может создавать такие ситуации? Арсенал средств достаточно широк.
Методы:
Педагогические: |
Психологические: |
методы ТРИЗ и коллективное творческое дело; |
методы большой психологической игры |
ролевые игры и ценностные дилеммы; |
тренинг личностного роста |
учебное и социальное проектирование; |
ценностный опрос и акция |
групповые дискуссии и дебаты |
методическая работа с погружением |
технология критического мышления. |
Как известно, классный руководитель почти за все отвечает сам, а педагог-менеджер обладает некоторой властью над ситуацией развития учащихся своего класса. Проявляется она в том, что он может привлекать к решению задач самых разных специалистов образовательного учреждения: психологов, педагогов-предметников, педагогов дополнительного образования, органы школьного самоуправления и т.д. Одной из наиболее перспективных направлений сотрудничества является сотрудничество с психологом.
ВОЗМОЖНОСТИ СОТРУДНИЧЕСТВА С ПСИХОЛОГОМ
Психолог и классный руководитель (в роли менеджера класса) очень нужны друг другу. Мне кажется, в школе они ближе всего друг к другу по своим профессиональным задачам, по пониманию детских проблем. Их сотрудничество может выстраиваться по-разному. Вот несколько вариантов.
• Менеджер класса сам определяет задачи и направления работы с классом, а психологу делегирует конкретные задачи или даже виды деятельности под них. Например: «Проведите, пожалуйста, у нас классный час про сотрудничество и
объясните на нем ученикам, почему это важно».
• Менеджер класса и психолог (каждый по отдельности) составляют свои планы работы с классом и отдельными учащимися. Сотрудничество заключается в техническом согласовании этих планов.
• Менеджер класса и психолог совместно обсуждают проблемы и задачи развития учеников класса, на этой основе ставят задачи собственной работы и распределяют
ответственность за их выполнение.
В общем виде такой подход к работе представлен на рис. 1.
Таким образом, можно выделить три этажа сотрудничества этих специалистов: 1) совместная постановка и уточнение задач развития учащихся; 2) совместное планирование с учетом логики развития тех или иных способностей, умений и ценностных ориентаций; 3) совместное решение задач, сценирование мероприятий. А у менеджера класса появляется надежный и постоянный партнер.
МЕНЕДЖЕР КЛАССА И ПЕДАГОГИ — ПРЕДМЕТНИКИ
Сегодня отношения классного руководителя и педагогов, преподающих в классе, крайне противоречивы. С одной стороны, классный руководитель чаще всего и сам предметник, а с другой, он понимает и знает про своих ребят значительно больше и смотрит на ситуацию сразу с нескольких сторон.
Для педагога-предметника в момент, когда он общается с классным руководителем, все ясно и просто: классный руководитель должен обеспечить дисциплину выполнение домашних заданий и вообще: «Вы знаете, что они сегодня мне устроили?». В этой ситуации классный руководитель считает себя ответственным и виноватым за пакости своих детей, а менеджер класса – нет.
Классный руководитель |
Менеджер |
строит отношения с предметниками преимущественно на личных контактах |
на основе закрепленного за каждым специалистом функционала |
начнет обсуждать с педагогом-предметником задачи, которые сейчас стоят, и что для их решения может сделать на своем уроке предметник. Вопрос дисциплины – это вообще вопрос профессионализма того, у кого на уроке ее нет! |
|
проявляет личную инициативу для того, чтобы встретиться с предметниками и передать им важную информацию о классе или отдельном ребенке |
собирает консилиум или мини-педсовет. |
Консилиум – чрезвычайно важный инструмент управления ситуацией в классе, который есть в распоряжении классного руководителя.
Консилиум позволяет поднять проблему или обрисовать круг задач, стоящих перед учениками, определить стратегию работы педагогического коллектива, распределить ответственность и закрепить обязанности.
В отношениях менеджера класса и педагогов-предметников консилиум – важнейшее средство построения нормальных деловых связей специалистов. Общая схема работы менеджера класса с таким ресурсом управления, как педагоги-предметники, представлена на рис. 2.
ПРЕИМУЩЕСТВА НОВОЙ ПОЗИЦИИ
Итак, от классного руководителя – к менеджеру класса. От руководства людьми – к управлению ситуацией. Что же дает классному руководителю такая профессиональная позиция? Я бы обозначила ее преимущества так: определенность целей, профессиональный подход и здоровьесбережение. Классный руководитель перестает быть человеком, обсуживающим чужие задачи, прежде всего – задачи педагогов-предметников и завуча по воспитательной работе. У него появляются
свои цели, связанные с социально-личностным развитием учащихся.
Его отношения с другими специалистами обретают договорную, деловую основу. От руководства на основе собственного личностного ресурса он переходит к управлению ситуацией на основе педагогических методов и технологий. Это бережет его силы.
Преимуществ немало. Стоит попробовать
«Класс менеджмент»
статья – обобщение опыта
Учитель английского языка
Кузнецова Ольга Николаевна
г. Чехов
2022 г.
Содержание
Актуальность темы
Что такое класс менеджмент
Стратегии управления классом
Некоторые приемы из собственного опыта
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Класс менеджмент
PPTX / 3.18 Мб
В данной статье я собираюсь представить обобщение своего опыта управления классом. Я учитель английского языка, и в своей работе я часто использую опыт зарубежных коллег. Classroom management (управление классом) является неотъемлемой частью обучения методике учителей в англоязычных странах. Большую часть информации по класс менеджменту я нашла в англоязычном сегменте Интернета. И мне хочется поделиться с русскоязычными коллегами своими находками, а также своим опытом применения методик по управлению классом.
Начнем с определения. Что же такое класс менеджмент или управление классом? Это широкий набор навыков и техник, который учитель использует на уроках, чтобы студенты во время урока были организованы, внимательны, сфокусированы на выполнении заданий. Класс менеджмент в широком смысле слова включает в себя поведение учителя и учеников, окружающую среду, активности, материалы, цели и задачи урока. Таким образом, понятие класс менеджмент шире, чем понятие дисциплины в классе.
Но традиционно понятие класс менеджмент используется в узком смысле, как набор правил и стратегий, используемых учителем для поддержания необходимой дисциплины в классе.
В своей статье я рассмотрю способы управления классом в традиционном смысле, или как создать деловую атмосферу на уроке.
Стратегии управления классом. Как объяснять задание на уроке
Убедитесь, что весь класс Вас слушает
Не раздавайте раздаточный материал до объяснения
Объяснение должно быть кратким и ёмким
Используйте жесты
На примере задания для третьего класса (смотри слайд 4) This is a clown. He`s got two brown eyes. He`s got one red nose. He`s got a big mouth. He hasn`t got fair hair. He`s got red hair. He`s happy.
Look at the picture. Take your coloured pencils and draw his eyes (учитель показывает на свои глаза и на картинку клоуна на место, где должны быть глаза), his nose (показывает на нос), his hair (на волосы), his mouth (рот).
После того, как задание объяснено, необходимо убедиться, что ученики его поняли. Для этого задаем вопросы на понимание инструкции. В нашем примере, это могут быть следующие вопросы: What colour is his hair? What colour is his nose? etc
Также мы можем попросить успешного ученика показать пример или объяснить задание для одноклассников.
Стратегии управления классом. Наглядные стратегии
Рассмотрим некоторые виды наглядных стратегий, которые я использую в своей работе
Таблица активности
Наполни банку
Используй зеленую пасту
Слайд 6 таблица активности. В начале каждого урока в таблице отмечаю присутствие, настроение, наличие домашнего задания. Заполнение первых трех столбцов можно делегировать ученикам. В течение урока отмечаю активность на уроке и использование русского языка. Ученики видят наглядный результат своей работы на уроке, нет вопросов к оцениванию, развивается способность к саморефлексии.
Слайд 7. Наполни банку — за каждый правильный ответ в банку кладем конфету/ бусину/ камушек. Когда ученики видят заполненную банку, у них растет уверенность в себе. Этот способ хорош как поддержание интереса и мотивации.
Слайд 7. Используй зеленую пасту. Я никогда не использую красную пасту. Проверяю работы зеленым, ставлю галочки напротив правильного ответа, затем считаю количество правильных ответов. Таким образом фокус смещается с ошибочных ответов на верные, у ученика растет уверенность в себе, он не боится совершить ошибку.
Стратегии управления классом. Вербальные стратегии
Повторение
Песни, чанты
Говорить естественным голосом, не кричать
Хвалить, а не ругать
Более подробно рассмотрим методику похвалы вместо замечаний (слайд 9). Суть в том, чтобы перефразировать замечание, превратив его в похвалу или благодарность, например «Спасибо, Женя, что ведешь себя тихо» вместо «Прекрати шуметь!» или «Замечательно, что ты держишь руки перед собой» вместо «Не трогай его!». Таким образом мы делаем акцент на правильном поведении. Здесь работает тот же принцип, что и с зеленой ручкой.
Стратегии управления классом. Невербальные стратегии
Четкий порядок действий
Выключение света
Жесты
Заведенный порядок, которому класс следует из урока в урок (приветствие, проверка домашнего задания, заполнение таблицы активности и т.д.) помогает избежать лишнего стресса, ученики чувствуют себя увереннее, когда знают последовательность действий на уроке.
Выключение света – действенный прием, когда нужно привлечь внимание класса или успокоить, не говоря при этом ни слова.
Жесты очень помогают на уроке, особенно с младшими школьниками, которые только начинают изучать английский. С их помощью можно объяснить задание, привлечь внимание, попросить о чем-нибудь.
Слайд 11 и 12. Приемы, которые я использую в работе для поддержания дисциплины.
На доске нарисовать солнышко и стирать лучики, если класс шумит или написать слово, например, English и стирать по одной букве. Также помогает поддерживать деловую атмосферу план на доске, выполненные задания отмечаем галочкой или зачеркиваем.
Слайд 13. Призы и награды
Лотерея
Призы
Купоны
Дети очень любят подарки, и даже распечатанная на черно-белом принтере раскраска-антистресс может стать для них приятным бонусом. Обычно такие небольшие призы использую на уроке обобщения материала.
Слайд 14. Игры на уроках
У каждого учителя есть игры, в которые с удовольствием и пользой играют дети. Я не буду останавливаться на них подробно, т.к. про игры можно написать отдельную статью. Если рассматривать игры в контексте управления классом, то это отличный способ для мотивирования детей.
Заключение.
Мы рассмотрели некоторые приемы поддержания рабочей атмосферы на уроке, среди них можно выделить наглядные (таблицы, банка с конфетами и т.д.), вербальные (похвала, песни, чанты и т.д.), невербальные (жесты, выключение света и т.д.), игры, призы и награды, а также некоторые приемы поддержания дисциплины (солнышко, метод «хвали, а не ругай», говорить спокойным тоном). Таким образом мы можем сделать вывод, что управление классом включает в себя гораздо больше, чем просто поддержание дисциплины. Это приемы и техники для поддержания детей мотивированными.
Спасибо за внимание.
Список использованной литературы:
https://learn.devereux.org/nd/guides/qs-BSP.html
https://www.edglossary.org/classroom-management/
Кащеева Анна Аркадьевна. Организация учебной деятельности на уроках английского языка: формирование коммуникативных конференций https://edu.1sept.ru
Приложение
Класс менеджмент
PPTX / 3.18 Мб
В чем проблема? Большинство учителей знает, как бывает сложно справиться с детьми. Но многие из них тратят время и силы на поддержание идеального порядка на уроке, а не на управление классом, потому что путают эти понятия. Из-за этого нередко теряется эффективность учебного процесса.
Как организовать? Чтобы организовать класс, важно соблюдать ряд принципов, благодаря которым работа с подопечными становится довольно простой задачей. Они направлены не только на получение знаний, но и развитие детей. Этой цели способствует множество факторов, которые мы сейчас с вами рассмотрим.
Оглавление:
- Суть управления классом
- Цель и задачи управления классом
- Что требуется для эффективного управления классом
- Введение процедур в управление классом
- Ошибки в управлении классом
- Роль взаимоотношений в управлении классом
- Класс-дизайн как подход управления учениками
- 10 советов для эффективного управления классом
Суть управления классом
Хорошо организованное управление классом дает следующее:
- Перед учениками открываются новые возможности.
- Образовательный и воспитательный процесс проходит без срывов.
- Выполняются все задачи по обучению.
И будущие учителя, и те, кто уже давно работают в этой профессии, знают о существовании такого понятия, как план урока. Благодаря его наличию осуществляется выполнение общего учебной программы. Но чтобы не отклоняться и четко следовать этому плану, необходимо грамотно и профессионально удерживать внимание класса, управлять им.
Если буквально в течение двух-трёх уроков не делать этого, то весь учебный процесс будет сбит, и вам придется потом нагонять упущенное, прилагая немалые усилия.
Пожалуй, каждый учитель сталкивался с картиной, когда в классе стоит гвалт, и никак не удается нормально организовать урок. Да, для этого существуют хорошие, работающие техники, но если изначально ученики не настроены на работу, то все равно часть времени теряется впустую.
Практика показывает, и учителя об этом знают, что хуже всего дети включаются в рабочий процесс после урока физкультуры, потому что в них всё еще продолжает кипеть энергия. Впрочем, и на самом первом уроке тоже бывает трудно добиться дисциплины. В таких случаях задача учителя – проявить по максимуму свой профессионализм и главное – не злиться. Если дети почувствуют вашу слабость, то внимания и послушания точно не ждите.
Говоря об управлении классом на уроке, важно четко разграничивать ответственность и понимать, что «управление классом» и «поддержание дисциплины» — это немного не одно и то же.
- Управление классом подразумевает применение собственных методов и подходов для формирования на уроке обстановки, в которой полноценно и эффективно идёт процесс обучения. Ответственность за это лежит именно на вас.
- Дисциплина – это уже зона ответственности учеников. Тут всё зависит от их поведения, умения контролировать себя, сдерживать излишнюю импульсивность.
Понятно, что когда класс разбушевался, то напоминание о «зонах ответственности» вряд ли кого-то успокоит и приведет в чувства. Поэтому если стать в сторонке и ждать, пока само всё «рассосется»— толку будет мало.
Результат урока очень сильно зависит от умения организовать учеников. Особенно это касается общеобразовательных школ, где нужно проводить уроки в классах по 25-35 человек.
Учителя с достаточным опытом работы знают, что общение с классом – задача серьезная. Поэтому если хотите нормальной дисциплины и внимания на уроках – то в первые же дни общения осознанно работайте над этим.
Проведенные недавно исследования показали, что применение специальных техник по привлечению внимания и поддержанию рабочей обстановки в классе повышает успеваемость на 33%, а дисциплину – на 75%. Что, конечно же, отражается на эффективности и ценности занятий.
Цель и задачи управления классом
Таким образом, класс представляет собой систему, в которой ученики могут вести себя очень по-разному под влиянием многих факторов. Управление классом в современном образовательном пространстве подразумевает предупреждение осложнений и создание обстановки, в которой у детей будет желание хорошо себя вести и стремиться к получению знаний.
Задача учителя здесь:
- подготовить кабинет, то есть физическое пространство;
- продумать режим дня, учебную нагрузку, правила поведения.
Тут следует подчеркнуть, что главное – не железная дисциплина и контроль, а создание среды, в которой школьники непременно будут:
- лучше учиться;
- приобретать навыки самоконтроля, общения, применения полученных знаний.
Такая задача ставится и перед классным руководителем, и перед каждым учителем на его постоянных уроках.
Что дает организация правильного управления классом?
- Выполнение требований учителя входит в привычку
Наличие логичных и выполнимых правил учит школьников самоконтролю, выработке поведенческих привычек. Помните, к примеру, эту вечную фразу «звонок для учителя»? У детей резонно возникает вопрос почему. Понятнее и логичнее звучит такая формулировка: «Мы начинаем и заканчиваем урок по звонку».
Даже если учитель продолжает что-то говорить на перемене (немного не уложившись в границы урока), у учеников должно быть право выйти и не получить при этом замечание за нарушение дисциплины.
- Между учителем и учениками налаживается лучший контакт.
Дети начинают больше доверять учителю, а следовательно, и преуспевать в учебе, когда видят, что учитель на их стороне, а все его действия последовательны и обоснованы. Особенно это следует помнить начинающим педагогам, которым еще только предстоит завоевывать авторитет.
Вспомните, как смогли справиться с бунтами и добиться к себе уважения учителя в «Республике ШКИД»? Они требовали выполнения логичных правил, но притом проявляли к детям уважение, привлекали к творчеству, самоуправлению, и результаты не заставили себя долго ждать.
Что требуется для эффективного управления классом
Какие существуют рычаги для управления классом? Что поможет и установлению дисциплины, и усвоению знаний, и повышению разговорных навыков детей?
Введение правил поведения
Их следует обозначить буквально с первых уроков. Младшим огласите уже подготовленные правила, а со старшими можете обсудить их вместе. Купите плакаты с правилами поведения школьника, или предложите ученикам нарисовать их совместно.
Что касается количества этих правил, то достаточно четырех-шести, чтобы не запутывать детей. Разместите плакат где-то на виду, чтобы обращаться, когда понадобится.
Важно: обязательно сразу реагировать на нарушение правил. Например, где-то вверху на доске нарисуйте несколько (3-5) солнышек и стирайте по одному при каждом нарушении. Если по окончании урока все солнышки на месте – дети молодцы и заслужили поощрения, а какого именно – зависит от возраста.
Не стремитесь чаще повторять правила поведения, лучше поговорите с детьми о том, почему их нужно соблюдать. Запишите их, предложите ученикам самостоятельно выбрать те поведенческие нормы, которые кажутся наиболее важными.
Так вы сформируете перечень правил, не просто навязанных школьникам, а честно согласованных с ними. Далее постепенно вырабатывается модель поведения, в которой важно каждое слово и каждое действие, потому что ученики согласны с принятыми правилами и верят в их значимость.
Делегирование задач
В рамках управления классом на уроке приучайте детей к определенным обязанностям. Например, поручайте собирать и раздавать тетради при необходимости.
Пусть это делают дежурные. А еще – моют доску, пишут на ней дату и в целом помогают учителю. Это учит ответственности, а преподавателю позволяет сосредоточиться на образовательном процессе.
Учите детей оценивать свои успехи. Пусть, к примеру, сидящие за одной партой, сравнят, как они сделали домашнее задание. Не запрещайте этого делать, получатся только плюсы: у детей не останется повода для списываний, и к тому же они сами разберутся с допущенными ошибками.
Формирование рабочих пар или групп
Это, кстати, отличный вариант физкультурной паузы. Дайте задания, для которых нужно встать со своих мест, пройти по классу, что-то друг другу сказать. Такие краткосрочные виды деятельности (minglе activities) полезны, а на уроках иностранного языка, как показывает практика, особенно эффективны.
Для работы над совместным проектом включите в группу учеников и посильнее, и послабее, назначив слабых ответственными, а сильных – им в помощники. По ходу дела они научатся сами брать на себя распределение ролей.
Совет: когда даёте парные или групповые задания, будьте максимально точны и кратки в инструкциях, и всегда проверяйте, насколько они поняты.
Эффективная мотивация
Ученикам мотивация крайне необходима! Например, школьники в своем возрасте сомневаются в необходимости иностранного языка, и у них нет мотивации к его изучению, тогда выбирайте для уроков актуальные темы, представляющие интерес для детей.
Предлагайте посмотреть клипы на английском, проведите игру и разберитесь с применяемыми в ней лексическими формами и т. д. и т. п. Когда есть хорошая мотивация и дети увлечены – вопрос дисциплины отпадает сам собой.
Похвала
Завершающий пункт, однако не менее значимый. Ученикам важно чувствовать, что их старания не напрасны, поэтому не забывайте их хвалить.
Рекомендация: хвалите буквально каждого, вне зависимости от успеваемости и поведения. Звучит, возможно, странно, но попробуйте на уроке не замечать мелких нарушений и хвалить пусть даже за незначительные, но положительные действия, и вы увидите, как круто это работает.
Например, у кого-то из учеников проблемы с дисциплиной, он мешает вести урок. А вы его похвалите за то, что он начал записывать задачу (хотя другие может уже и закончили). То положительное, за что его похвалили, обязательно запомнится и на будущее закрепится в поведении.
Скажите отстающему, что он молодец, и подбодрите, чтобы поскорее подтягивался к остальным.
Старайтесь пореже произносить в приказном тоне слово «нельзя». Дети скорее втянутся в работу на уроке, если им давать понятные, четкие инструкции, а не запреты.
Введение процедур в управление классом
Довольно часто некие привычные процедуры в школе тоже выдаются за правила. Но всё же тут есть разница. «Поздороваться при входе», «Не перебивать, когда другой отвечает», «Поднять руку, если надо выйти из класса» — это как раз-то не правила, а процедуры. К ним нужно привыкнуть и просто выполнять. Если вы донесете это до школьников, они перестанут видеть в вас надсмотрщика, заставляющего ходить по струнке.
Помните, что дети не читают ваши мысли и у них нет вашего жизненного опыта. Объясните им, что делать при входе в класс, как попроситься выйти и т. п.
В ходе управления классом, процедурам необходимо научить еще до того, как начнется освоение непосредственно школьной программы. И это логично: сначала объяснить, как делать, а потом уже начинать выполнять.
Большое значение в управлении классом и поддержании дисциплины имеет организация современного образовательного пространства. Подумайте, как лучше расположить парты, расставьте и развесьте учебные материалы, список с правилами поведения. Согласно исследованиям, детей до 10 лет желательно рассаживать рядами. Так они лучше усваивают материал, не отвлекаются, не перешептываются, больше внимания уделяют работе.
Ошибки в управлении классом
Специалисты Университета Джона Хопкинса провели исследования и на примере 600 школ определили самые распространенные проблемы, касающиеся соблюдения дисциплины. Их оказалось шесть, и первые три в данном списке касаются как раз правил:
- Правила не сформулированы четко, либо дети считают их несправедливыми или необязательными для систематического выполнения.
- Ученики не верят, что правила что-то значат.
- Учителя сами не помнят правил, или не могут нормально донести их смысл.
- Взаимодействие между педагогами и администрацией слабое, или администрация вообще пассивна.
- На нарушения никто не обращает внимания.
- Педагоги слишком суровы и стараются чаще наказывать детей.
Как вы поступаете, если видите, что зря старались, и тема урока всё же не усвоена? Поможете ученику, объясните заново весь материал, даже проведете ещё один урок, максимально продуманный и классный.
Примерно так же доносятся и правила поведения. Не спешите ругать и наказывать, попробуйте вместе с ребенком разобраться, в чем тут дело: «Тебя что-то постоянно отвлекает на уроках. Давай подумаем, что именно?», «Необязательно добиваться своего силой. Попробуй по-другому», «Почему у тебя так часто не сделана домашняя работа? В чем конкретно проблема?» А когда причина ясна, то становится понятно, как её устранять или обходить.
Если, например, принято решение не вывешивать в классе на стене список правил, то можно вместо этого придумать соглашение, в котором будут изложены обязательства и учителя, и учеников. Причем позиция детей тут не должна никак ущемляться и диктовать одно лишь послушание.
Наоборот, заинтересуйте их, дайте свободу, мотивацию к развитию, пусть учатся быть самостоятельными и дисциплинированными. Учитель и дети должны работать в тандеме: ученик – не опаздывать на уроки, уважительно разговаривать, учитель – проявлять внимательность, не пытаться унизить, откликаться, если нужна помощь и т.д.
Слишком большая строгость – это неверный, чаще всего малоэффективный подход к управлению классом. Требование железной дисциплины чревато плохими последствиями. По наблюдениям психологов это становится причиной довольно неожиданного побочного эффекта.
Жесткими дисциплинарными мерами чаще всего удается усмирить ученика с неприемлемым поведением. Он может стать послушнее, подчиниться вашим требованиям. Но вот что любопытно: на фоне всего этого негатив и неадекватность начинают проявлять другие ученики.
Поэтому тут есть смысл еще раз подчеркнуть: находите способы управлять классом, но не пытайтесь его жестко контролировать.
Если учитель не хочет описанной выше реакции от класса, он не станет слишком давить на нарушителя, а лишь донесет в ясной и понятной форме, какого ждет от него поведения. Если на уроке дети перешептываются, а учитель то и дело повторяет «Не болтать!», то на полминуты они может и замолчат. Но потом снова продолжат, и вновь успокоятся после очередного замечания.
Результатом станет постепенное рассеивание внимания, замедление мыслительных процессов, ухудшение эмоционального фона на уроках. Своим неверным подходом учитель сам толкает учащихся к неприемлемому поведению.
Роль взаимоотношений в управлении классом
Ученые-исследователи из Университета Миннесоты считают так: «Хорошо выстроенные отношения между учителем и учеником – это основа отличного обучения в школе». Если отношений нет или они были, но «развалились», ребенок станет учиться гораздо хуже, причем плохими станут и оценки, и поведение.
Далее, чем меньше правил, тем лучше взаимосвязь и понимание между учителем и детьми. Да, с правилами ребенок послушен, но они совершено заглушают в нем творческое начало. Это в спорте не обойтись без строгих правил, а отношениям они не идут на пользу.
Вот что можно делать для формирования положительных, взаимоприятных отношений в классе:
- Уделять больше времени общению, в частности – разговаривать с детьми по одному, с глазу на глаз. Это станет своеобразным вкладом в построение отношений. А позже сыграет вам на руку в ситуациях, когда нужно будет сделать ученику замечание за плохое поведение, например, или за низкую оценку.
- Мотивировать детей к проявлению инициативы. Им куда интереснее учится, если есть возможность рассказать о своих интересах, успехах, высказать собственную точку зрения. Не нужно в этом препятствовать, наоборот, выслушайте, похвалите, помогите советом.
- Приветствовать входящих в класс учеников. Несколько теплых приветственных слов или вопросов (пусть даже о погоде) улучшат настрой и общую атмосферу перед уроком.
- Выстраивать взаимодействие, используя исключительно позитивные приемы. Задавать открытые вопросы, внимательно слушать, демонстрировать заинтересованность, хвалить детей. Это помогает наладить теплое, легкое общение в классе (особенно важно для детей-интровертов, или со скромным характером).
Имейте в виду, что даже отлично выстроенные отношения разваливаются, если их не поддерживать. В управлении классом ошибка многих учителей – делать весь упор на успеваемость и забывать об эмоциональной составляющей. Это постепенно приведет к потере доверия, которое с таким трудом зарабатывалось.
Тут можно практиковать описанные выше приемы и в тандеме с ними использовать еще несколько других:
- Возьмите за правило по пятибалльной шкале оценивать и положительные, и отрицательные моменты в общении с детьми.
- Сделаете процесс общения регулярным, постоянно интересуйтесь, не нужна ли помощь, совет.
- Обязательно хвалите за всё хорошее, это не только радует детей, но и работает как профилактика плохих поступков, заранее предупреждая и предотвращая неадекватные проявления в поведении.
Если не получается наладить хорошие отношения, или они были, но стали хуже, нужно исправлять это в срочном порядке. Накопившиеся проблемы, недопонимание, постоянные замечания и конфликты постепенно действуют разрушающе. Если пустить это на самотек, ученик начнет отдаляться, хуже себя вести, потеряет интерес к учебе и жизни класса в целом. Разумеется, это плохо для всего коллектива.
И тут задача учителя – снова наладить хорошие отношения с детьми, придавая им максимально позитивную направленность.
Вот какими могут быть действия учителя в случаях, когда приходится заново налаживать отношения с учеником:
- Забыть о прошлых ошибках школьника, не припоминать его промахи, а постараться начать как будто новую жизнь.
- Не взваливать всю вину на хрупкие плечи ребенка, а самому прочувствовать свою собственную ответственность. Задать себе вопрос: «А сделал ли я всё возможное для того, чтобы данной проблемы не случилось?» Если поняли свою неправоту, то очень правильным шагом будет извиниться перед ребенком, а он после этого станет больше вас уважать и доверять.
- В управлении классом демонстрировать эмпатию. Что бы ни случилось, важно понимать, что позиция учителя по отношению к тем или иным событиям может отличаться от позиции школьника, и это нормально.
- Акцент следует делать не на проблеме, а на способах её решения. Это можно обсудить со всеми вместе, или с одним из учеников, чтобы остановиться на приемлемом для всех справедливом решении.
- Критиковать проступок, но ни в коем случае не человека, его совершившего. И ещё нельзя закреплять за нарушителем «звание» проблемного ребенка, иначе он может начать вести себя соответственно (раз уж от него этого ждут).
Класс-дизайн как подход управления учениками
Что касается управления классом в контексте современного образовательного пространства, то практиковать, например, самостоятельный выбор учениками рассадки не рекомендуется. Чаще всего это заканчивается ухудшением дисциплины. Хотя многие учителя именно гибкую систему рассадки используют в качестве рычага управления.
Если вы практикуете в работе разбивку учеников на небольшие группы, то в дизайне класса желательно провести соответствующие изменения, при условии, конечно, что условия позволяют это сделать. Кстати, если возложить ответственность за выбор на учеников, результат может оказаться очень даже интересным, дети с их фантазией способны выдавать весьма неординарные и притом эффективные решения.
В уютной обстановке заниматься спокойнее, а это способствует лучшей успеваемости. В новых школах сейчас практикуется обустройство игровых зон с креслами и диванами. Попробуйте разрешить некоторым детям расположиться там и во время урока. Если видите, что внимание рассеивается – пусть вернутся за парты.
Понимание правил зонирования современного образовательного пространства и грамотное его использование при организации учебного процесса в управлении классом сейчас называют класс-дизайном. Далее об основных необходимых функциональных зонах.
- Общее рабочее пространство для учащихся
Самая большая зона, основная в классе. В современных школах она может быть условно разбита на несколько пространств, оборудованных под разные виды деятельности.
- Место для индивидуальных занятий
Здесь располагаете детей для выполнения индивидуальных заданий. Парты тут лучше поставить одноместные, а если двухместные – то с разделителем. В этой зоне как раз можно расположить какие-то специальные гаджеты, если в классе предполагается их наличие.
- Зона для групповой деятельности
Если вы организовываете урок таким образом, что кому-то из учеников даете индивидуальные задания, а другие работают группой, то последних желательно разместись немного в стороне, например, где-то в конце аудитории. Можно сдвинуть парты, чтобы получился большой общий стол. Или расставить их по отдельности, но так, чтобы вокруг могли расположиться несколько учеников.
Здесь же самое место и для магнитно-маркерной доски, ею удобно пользоваться при совместных обсуждениях или мозговых штурмах.
- Зона проведения презентаций
Главный объект здесь – доска (простая либо интерактивная). Не будет лишней и магнитно-маркерная, и пробковая доска. На них удобно что-то записывать или прикалывать какие-то дополнительные материалы. Тут можно повесить плакаты с правилами, мотивационные плакаты, какие-то графики, схемы, детские работы. Либо разместить на досках информацию об уже выполненных проектах и о том, что еще предстоит сделать (к примеру, в рамках подготовки к Новому году).
- Пространство для фронтальной работы
Имеется в виду привычная схема рассадки напротив общей доски. Когда предстоит совместная работа, можно передвинуть сюда парты и стулья из других зон класса.
- Место для размещения информации
Сюда можно отправлять учеников, получивших индивидуальные задания. Если в классе есть компьютеры, то как раз тут детям будет удобно ими пользовать, находить цифровую и прочую необходимую информацию. Если же компьютеры не предусмотрены, то положите здесь книги (учебники, художественные, научные издания). Материалы для индивидуальных или групповых занятий тоже уместно собрать именно здесь.
- Зона для хранения пособий
Тут хранят всё, что может пригодиться для проведения тех или иных уроков: пособия, наборы для практических или каких-то дополнительных занятий и т. п.
- Место учителя
Вне зависимости от зонирования классного кабинета рабочее место учителя остается постоянным. Его следует обустроить максимально комфортно, потому что в одном и том же классе учитель, как правило, проводит большую часть своего времени.
10 советов для эффективного управления классом
Для эффективного управления классом существуют особые приемы, которые будут полезны и начинающим, и уже опытным учителям. Далее приведены несколько методов и рекомендаций, которые помогут контролировать ситуацию даже в самых, казалось бы, критичных случаях.
-
- Действуйте по обстановке.
Конечно, существуют определенные правила, но в некоторых ситуациях лучше не требовать их неукоснительного выполнения, а проявить гибкость. Дети, зажатые строгими рамками, рано или поздно взбунтуются. Поэтому нет ничего страшного в том, чтобы иногда действовать просто по ситуации.
- Не наказывайте буквально за каждый проступок.
Этот совет перекликается с предыдущим. Не нужно спешить наказывать за всё подряд. Вы и сами от этого очень быстро устанете. Куда действеннее донести до учеников, что есть определенная грань, которую уж точно преступать нельзя. Тот, кто нарушит границы дозволенного, должен быть поставлен на место.
- Не наказывайте при всех.
Детям всегда очень важно, как они выглядят в глазах своих одноклассников и что те о них думают (особенно это заметно в среднем звене). Поэтому при попытке публичного наказания вы всегда встретите сопротивление, а это прямой путь к обострению конфликта и к потере авторитета.
Если ученик ведет себя совсем уж неадекватно, выведите его из аудитории переговорите наедине. Главное – спокойно, приводя конкретные доводы в пользу своей точки зрения. Непременно выслушайте, что скажет в ответ школьник. В большинстве случаев конфликт удается разрешить, и при этом ученик не чувствует себя униженным перед всем классом.
- Не переходите на крик, действуйте обдуманно.
Умение разговаривать спокойно и уравновешенно придает авторитета, как ничто другое, и в особенности – в глазах детей. Поэтому именно спокойствие – один из эффективнейших инструментов управления классом.
Криком вы может и подчините себе учеников на время, но авторитету нанесете непоправимый урон, и позже справляться с детьми станет лишь труднее.
- В первые же пять минут создайте правильную атмосферу.
Научитесь с самого начал урока задавать нужный тон в общении, ведите себя с учениками как с равными, максимально спокойно. Тогда в классе сложится рабочая обстановка, даже если дети только что пришли с урока физкультуры и всё еще возбуждены.
- Проявляйте эмпатию.
Дети ждут от вас не приказов, а понимания. У них, как и всех людей, есть свои проблемы, привычки, взгляды на жизнь. Относитесь к своим ученикам с эмпатией, вникайте в их трудности, предлагайте помощь. Это поможет наладить взаимопонимание.
- Действуйте по обстановке.
-
- Дайте возможность высказать своё мнение.
Желание высказаться и даже вступить в спор время от времени возникает у каждого ребенка. И такую возможность следует предоставлять. Так дети учатся дискутировать, убеждать оппонента в своей правоте. Уступите, если вам приводят весомые аргументы.
Многие педагоги считают нормой, даже не выслушав нормально ребенка, настоять на своём просто потому, что учитель старше, по определению мудрее, и его мнение не может быть неверным. Но дети ведь не глупцы! Что они должны чувствовать при таком подходе?
Конечно же, разговор должен носить конструктивный характер. И тут задача учителя – научить детей аргументировать свою точку зрения, не переходя на личности.
- Ведите себя уважительно.
Управление классом и вся работа в нем должны строиться на уважении. Имеется в виду человеческое отношение друг к другу, соблюдение личных границ учеников, сохранение своих собственных. Ни в коем случае нельзя ни на кого давить, принижать, насмехаться, обесценивать успехи.
- Последовательно соблюдайте установленные границы и правила.
Именно это способствует формированию атмосферы безопасности в классе. Ученики должны знать правила и границы дозволенного, точно понимать, какое наказание ждет нарушителей. И еще важный момент – дети знают, что и учитель тоже соблюдает эти правила. Так складывается безопасная атмосфера, в которой не возникает желания друг друга провоцировать или как-то конфликтовать.
- Дайте возможность высказать своё мнение.
- Обращайтесь к родителям.
В особенности, если речь идет о серьезных моментах, когда велика опасность нанесения вреда здоровью или имеют место иные угрозы. Например, наркотики, компьютерная зависимость, необъяснимое агрессивное поведение, случаи буллинга. Не боритесь с подобными проявлениями в одиночку, так вы вряд ли чего-то добьетесь.
Ребенок должен видеть, что важные для него взрослые объединяют свои усилия в стремлении помочь, и что установленные правила действуют не только в школе, но и дома.
Конечно же, когда отпрыска есть за что похвалить – тоже непременно доносите это до родителей. Так вы скорее заручитесь их поддержкой.
В управлении классом главный, пожалуй, момент – выстраивание атмосферы доверия, взаимопонимания. Когда в коллективе есть такая сплоченность – ни с успеваемостью, ни с поведением серьезных проблем, как правило, не возникает.
Фотографии: Unsplash. Иллюстрации: Юлия Замжицкая
Ученики болтают, отвлекаются и отвлекают остальных, не обращают внимания на слова учителя… Cложно найти педагога, который никогда не сталкивался с такими ситуациями. Как показывают исследования, их причина заключается в слабой организации уроков. Как избежать ошибок в управлении классом и укрепить дисциплину, Педсовету рассказали эксперты по работе с трудным поведением из фонда «Шалаш».
Что подразумевает эффективное управление классом
Класс — это система, в которой на успешное поведение ученика влияет множество факторов. Управлять им эффективно значит заранее предупреждать проблемы и создавать такую среду, в которой дети ведут себя надлежащим образом и успешно учатся. То есть:
- организовать физическое пространство в кабинете;
- определить правила поведения, учебную нагрузку и режим дня.
При этом цель управления классом — не установить идеальную дисциплину или полный контроль над школьниками, а именно организовать среду, в которой ученики:
- более качественно учатся,
- получают инструменты для самоконтроля, взаимодействия друг с другом и применения своих знаний.
Это задача не только классного руководителя, но и любого учителя, который регулярно ведет уроки в одних и тех же классах.
Чему способствует грамотное управление
Ученики привыкают к требованиям учителя
Понятные, выполнимые и логичные правила помогают ученикам самостоятельно регулировать свое поведение. Например, правило «звонок для учителя» в конце урока ставит детей в тупик — «почему звонок в начале урока для учеников, а в конце — для учителя?». В этом случае правило может звучать так: «Мы начинаем и заканчиваем урок по звонку». Если учитель не успел закончить урок в установленное время, он может продолжить его на перемене, но при этом дать ученикам право выйти из класса даже пока он говорит, и это не будет нарушением дисциплины.
Ученики и учитель находятся «в контакте»
Если дети чувствуют, что учитель действует последовательно, непредвзято и в их интересах, то они будут относиться к нему с доверием и успешнее заниматься. Это особенно важно для молодых и начинающих учителей, чей авторитет в глазах школьников еще не очень велик.
Например, в известной «Республике ШКИД» только через последовательное применение правил, уважительное отношение к ученикам, творческие задания и возможности самоуправления школьники прониклись уважением к учителям и перестали бунтовать.
Снижается уровень стресса
Стресс часто становится причиной проблемного поведения и мешает ученикам воспринимать содержание урока. Когда преподаватель использует стратегию управления классом и создает понятные правила поведения на уроке, это помогает детям снизить уровень неопределенности.
Кроме того, учитель может вовремя помочь ребенку с высоким уровнем стресса. Например, если у ученика не получается решать задачу возле доски перед всем классом, то можно давать ему самостоятельные задания, которые он лично покажет преподавателю после урока.
Как выстроить стратегию управления классом
Планировать уроки с учетом особенностей учеников
Чем больше внимания и времени учитель уделит подготовке уроков, тем легче ему будет их проводить. На этапе планирования стоит обозначить особенности детей, их групп, класса в целом и распланировать ход занятия и переходы между видами заданий. Это поможет избежать непредвиденных ситуаций и чувствовать себя уверенно, если все-таки что-то пойдет не так. В фонде «Шалаш» на каждом занятии всегда висит расписание, которое заранее подготовили ведущие. Оно может выглядеть вот так:
Организовать учебное пространство
Учителю будет гораздо легче поддерживать дисциплину, если он продумает расстановку парт, вывесит плакаты с учебными материалами и напоминаниями о правилах поведения на уроке. Рассадка детей играет большую роль в предупреждении нежелательного поведения. Учеников старше 10 лет лучше рассаживать по рядам, а не группами: исследования показывают, что сидящие в ряд ученики легче фокусируются на заданиях, меньше говорят вне очереди и больше работают.
Сформулировать четкие правила и регулярно их применять
Чёткие правила и план урока помогают ученикам понимать, чего от них ожидают и как нужно себя вести — они делают урок предсказуемым, а вместе с тем понятным и безопасным. Необходимо чтобы эти правила соблюдали все ученики без исключения, в любых ситуациях. То же самое касается и самих учителей.
Наблюдать за поведением учеников
Включенное наблюдение помогает чутко реагировать на возможные изменения. Полезно документировать процесс — записывать, какие стратегии работают и почему, а какие нет, как на них реагируют ученики. Это позволит учителю лучше понимать паттерны поведения учеников, адаптироваться к меняющемуся учебному процессу и анализировать эффективность педагогических методик. Фонд Шалаш предлагает уже готовую и протестированную форму для дневника наблюдений.
Скачать шаблон можно по ссылке
Хвалить за конструктивное поведение
Исследования показывают, что преподаватели редко хвалят своих учеников, особенно проблемных. При этом дети, которых поощряют чаще, ведут себя на уроках лучше, так как понимают, что учитель не скупится на одобрение, и оно доступно для них. Полезно хвалить учеников именно за конкретные действия. Например: «Вы сегодня были очень внимательными на занятии» или «Вы выполнили это задание намного быстрее, чем в прошлый раз».
Разнообразить формат урока
Чтобы ученикам было легче и интереснее, учитель может чередовать задания разных уровней сложности и продолжительности — дети решают несколько легких и коротких упражнений, адаптируются к темпу и переходят к сложным и продолжительным заданиям.
Полезно передавать инициативу классу — разрешить старшеклассникам провести занятиепо выбранной ими теме или устроить пресс-конференцию и отвечать весь урок на вопросы учеников.
Больше практических инструкций по работе с трудным поведением — на портале для учителей «Метод».
Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.
Подписаться
Establishing procedures, like having children raise their hands when they want to speak, is a type of classroom management technique.
Classroom management is the process teachers use to ensuring that classroom lessons run smoothly without disruptive behavior from students compromising the delivery of instruction. It includes the prevention of disruptive behavior preemptively, as well as effectively responding to it after it happens. Such disruptions may range from normal peer conflict[1] to more severe disturbances of the social class dynamics, such as bullying among students,[2] which make it impossible for the affected students to concentrate on their schoolwork and result in a significant deterioration of their school performance.
It is a difficult aspect of teaching for many teachers. Problems in this area causes some to leave teaching. In 1981, the US National Educational Association reported that 36% of teachers said they would probably not go into teaching if they had to decide again. A major reason was negative student attitudes and discipline.[3]
Classroom management is crucial in classrooms because it supports the proper execution of curriculum development, developing best teaching practices, and putting them into action. Classroom management can be explained as the actions and directions that teachers use to create a successful learning environment; indeed, having a positive impact on students achieving given learning requirements and goals.[4] In an effort to ensure all students receive the best education it would seem beneficial for educator programs to spend more time and effort in ensuring educators and instructors are well versed in classroom management.
Teachers do not focus on learning classroom management, because higher education programs do not put an emphasis on the teacher attaining classroom management; indeed, the focus is on creating a conducive learning atmosphere for the students.[5] These tools enable teachers to have the resources available to properly and successfully educate upcoming generations, and ensure future successes as a nation. According to Moskowitz & Hayman (1976), once a teacher loses control of their classroom, it becomes increasingly more difficult for them to regain that control.[6]
Also, research from Berliner (1988) and Brophy & Good (1986) shows that the time a teacher must take to correct misbehavior caused by poor classroom management skills results in a lower rate of academic engagement in the classroom.[7] From the student’s perspective, effective classroom management involves clear communication of behavioral and academic expectations as well as a cooperative learning environment.[8]
Techniques[edit]
Corporal punishment[edit]
Until recently, corporal punishment was widely used as a means of controlling disruptive behavior but it is now illegal in most schools. It is still advocated in some contexts by religious leaders such as James Dobson, but his views «diverge sharply from those recommended by contemporary mainstream experts» and are not based on empirical testing, but rather are a reflection of his faith-based beliefs.[9]
According to studies, taboo physical punishments like spanking or procedures used in Asia in the classroom such as standing, do not make students or children more aggressive. Consistency seems to play a greater role on whether outcomes could be negative.[10]
Corporal punishment is now banned in most schools in the United States, and in most developed countries. Although its effectiveness was never proven, the punishment was very disproportionately met. African American males were the most punished group. In a study conducted in 2006, 17.1 percent of students who experienced corporal punishment were African Americans, and 78.3 percent of total students were males.[11]
Good teacher-student relationships[edit]
Some characteristics of having good teacher-student relationships in the classroom involves the appropriate levels of dominance, cooperation, professionalism, and awareness of high-needs students. Dominance is defined as the teacher’s ability to give clear purpose and guidance concerning student behavior and their academics. By creating clear expectations and consequences for student behavior, this builds effective relationships. Such expectations may cover classroom etiquette and behavior, group work, seating arrangements, the use of equipment and materials, and also classroom disruptions. These expectations should always be enforced with consistency among all students within the class.[12] Inconsistency is viewed by students as unfair and will result in the students having less respect for the teacher. Assertive teacher behavior also reassures those thoughts and messages are being passed on to the student in an effective way. Assertive behavior can be achieved by using erect posture, appropriate tone of voice depending on the current situation, and taking care not to ignore inappropriate behavior by taking action.[13] Another great strategy to build a good teacher- student relationship is using inclusive pronouns. For example, if a class is misbehaving and are getting off track, instead of saying «you need to get back to work» a teacher may say «we’ve got a lot of work to do today, so let’s get back to it.» Another technique to establishing good teacher-student relationships is William Purkey’s «three pluses and a wish.» These pluses are complimenting that the teacher gives to the student before making a request. The pluses help the student get into a mindset that is more likely to cooperate with the teacher. An example might look like this: «Thanks so much for your participation in class today. I love hearing your comments. I think you provided a fair amount of educational insight to the discussion. I would appreciate if you could raise your hand before commenting, so that other students can follow your example.»
Preventive techniques[edit]
Preventive approaches to classroom management involve creating a positive classroom community with mutual respect between teacher and student. Teachers using the preventive approach offer warmth, acceptance, and support unconditionally – not based on a student’s behavior. Fair rules and consequences are established and students are given frequent and consistent feedback regarding their behavior.[14] One way to establish this kind of classroom environment is through the development and use of a classroom contract. The contract should be created by both students and the teacher. In the contract, students and teachers decide and agree on how to treat one another in the classroom. The group also decides on and agrees to what the group will do if someone violates the contract. Rather than a consequence, the group should decide how to fix the problem through either class discussion, peer mediation, counseling, or by one-on-one conversations leading to a solution to the situation.
Preventive techniques also involve the strategic use of praise and rewards to inform students about their behavior rather than as a means of controlling student behavior. To use rewards to inform students about their behavior, teachers must emphasize the value of the behavior that is rewarded and also explain to students the specific skills they demonstrated to earn the reward. Teachers should also encourage student collaboration in selecting rewards and defining appropriate behaviors that earn rewards.[15] This form of praise and positive reinforcement is very effective in helping students understand expectations and builds a student’s self-concept.
An often-overlooked preventative technique is to over-plan. Students tend to fill in the awkward pauses or silences in the class. When teachers over-plan, they have plenty of material and activities to fill the class time, thus reducing opportunities for students to have time to misbehave. Transition time can be an opportunity for students to be disruptive. To minimize this, transitions need to be less than 30 seconds. The teacher must be prepared and organized as well as students being prepared and organized for a day of learning. An organizational routine must be implemented at the beginning of the year and reinforced daily until it is instinctive.[16]
The Blue vs Orange Card Theory
The blue card vs orange card theory was introduced by William Purkey, which suggests that students need supportive, encouraging statements to feel valuable, able, and responsible.[17] «Many messages are soothing, encouraging and supportive. These messages are ‘blue cards’ — they encourage a positive self-concept. Other messages are critical, discouraging, demeaning. These cards are ‘orange’ — the international color of distress».[18] The goal is to fill the students’ ‘file box’ with more ‘blue cards’ than ‘orange cards’ to help with students’ perspective of learning.
Rote discipline[edit]
Also known as «lines», rote discipline is a sanction used for behavior management. It involves assigning a disorderly student sentence or the classroom rules to write repeatedly.
High Cards and Low Cards[edit]
An intervention technique created by William Purkey, used by the teacher that gives students the level of management needed. Low cards are a less invasive intervention to address what is happening. Some examples of a low card intervention are: raising the eyebrows, staring politely at the student, moving closer to the student while continually talking, calling student by name and asking if they are listening. High cards are a strong intervention to address what is happening. Some examples include: sending student to the principal’s office, keeping student after school, calling home.[19]
Systematic approaches[edit]
Assertive discipline[edit]
Assertive discipline is an approach designed to assist educators in running a teacher-in-charge classroom environment. Assertive teachers react to situations that require the management of student behavior confidently. Assertive teachers do not use an abrasive, sarcastic, or hostile tone when disciplining students.[20]
Assertive discipline is one of the most widely used classroom management tactics in the world. It demands student compliance and requires teachers to be firm. This method draws a clear line between aggressive discipline and assertive discipline.[20] The standards and rules set in place by assertive discipline are supported by positive reinforcement as well as negative consequences. Teachers using this approach carry themselves confidently and have no tolerance for class disruption. They are not timid, and remain consistent and just.[21]
Constructivist discipline[edit]
A constructivist, student-centered approach to classroom management is based on the assignment of tasks in response to student disruption that are «(1) easy for the student to perform, (2) developmentally enriching, (3) progressive, so a teacher can up the ante if needed, (4) based on students’ interests, (5) designed to allow the teacher to stay in charge, and (6) foster creativity and play in the classroom.»[22] Compliance rests on assigning disciplinary tasks that the student will want to do, in concert with the teacher rapidly assigning more of the task if the student does not initially comply. Once the student complies, the role of the teacher as the person in charge (i.e. in loco parentis) has been re-established peacefully, creatively, and with respect for students’ needs. Claimed benefits include increased student trust and long-term emotional benefits from the modeling of creative solutions to difficulties without resorting to a threat of violence or force.
Culturally responsive classroom management[edit]
Culturally responsive classroom management (CRCM) is an approach to running classrooms with all children [not simply for racial/ethnic minority children] in a culturally responsive way. More than a set of strategies or practices, CRCM is a pedagogical approach that guides the management decisions that teachers make. It is a natural extension of culturally responsive teaching, which uses students’ backgrounds, rendering of social experiences, prior knowledge, and learning styles in daily lessons. Teachers, as culturally responsive classroom managers, recognize their biases
and values and reflect on how these influence their expectations for behavior and their interactions with students as well as what learning looks like. There is extensive research on traditional classroom management and a myriad of resources available on how to deal with behavior issues. Conversely, there is little research on CRCM, despite the fact that teachers who lack cultural competence often experience problems in this area.[23]
Discipline without Stress, Punishments or Rewards[edit]
Discipline without Stress (or DWS) is a K-12 discipline and learning approach developed by Marvin Marshall described in his 2001 book, Discipline without Stress, Punishments or Rewards.[24] The approach is designed to educate young people about the value of internal motivation. The intention is to prompt and develop within youth a desire to become responsible and self-disciplined and to put forth effort to learn. The most significant characteristics of DWS are that it is totally noncoercive (but not permissive) and takes the opposite approach to Skinnerian behaviorism that relies on external sources for reinforcement. According to Marvin Marshall’s book, there are three principles to practice. The first principle is ‘ Positivity’, where he explains that, «Teachers [should be] practic[ing] changing negatives into positives. «No running» becomes «We walk in the hallways.» «Stop talking» becomes «This is quiet time.» The second principle as described by Marvin Marshall is ‘Choice’ by which he says, «Choice-response thinking is taught—as well as impulse control—so students are not victims of their own impulses.» The third principle is ‘Reflection’ and is explained as, «[because] a person can only control another person temporarily and because no one can actually change another person, asking REFLECTIVE questions is the most effective approach for actuating change in others.»
Provide flexible learning goals[edit]
Instructors can demonstrate a suitable level of strength by giving clear learning objectives, they can also pass on fitting levels of participation by giving learning objectives that can be changed based on the classes needs. Allowing students to participate in their own learning goals and outcomes at the start of a unit brings a sense of cooperation and mutual understanding between the instructor and student. One way of involving the students and in turn making them feel heard in the decision making of the class is by asking what topics they would find most intriguing in learning based on a guided rubric. This approach will engage and send a message to the students that the teacher is interested in the student’s interests. The student in turn will bring greater learning outcomes as well as a mutual respect. Posting appropriate learning objectives where the students can see them and refer to them is vital in carrying out the objectives. Make learning goals clear and not a mystery. Students who do not know what the teacher wants them to do are unlikely to learn the material and understand what is being taught. When the teacher also clearly knows the goal the lesson will progress more smoothly and they can work every student toward that central goal.[25]
The Good Behavior Game[edit]
The Good Behavior Game (GBG) is a «classroom-level approach to behavior management»[26] that was originally used in 1969 by Barrish, Saunders, and Wolf. The Game entails the class earning access to a reward or losing a reward, given that all members of the class engage in some type of behavior (or did not exceed a certain amount of undesired behavior). The GBG can be used to increase desired behaviors (e.g., question asking) or to decrease undesired behaviors (e.g., out of seat behavior). The GBG has been used with preschoolers as well as adolescents, however most applications have been used with typically developing students (i.e., those without developmental disabilities). In addition, the Game «is usually popular with and acceptable to students and teachers.»[27]
Positive classrooms[edit]
Robert DiGiulio has developed what he calls «positive classrooms». DiGiulio sees positive classroom management as the result of four factors: how teachers regard their students (spiritual dimension), how they set up the classroom environment (physical dimension), how skillfully they teach content (instructional dimension), and how well they address student behavior (managerial dimension). In positive classrooms student participation and collaboration are encouraged in a safe environment that has been created. A positive classroom environment can be encouraged by being consistent with expectations, using students’ names, providing choices when possible, and having an overall trust in students. So As educators, we have daily opportunities to help students grow confidence and feel good about themselves. Despite all the negativity that may be around them within their households. Through such actions as boosting their self-esteem through praise, helping them work through any feelings of alienation, depression, and anger, and helping them realize and honor their intrinsic worth as human beings. May result in better behavior in the long line jeopardy of the students.[28][29]
Praise in the Classroom[edit]
Using behavior specific praise (BSP) in the classroom can have many positive effects on the students and classroom management. BSP is when the teacher praises the student for the exact behavior that the student is exhibiting. For example, the student might normally have trouble staying in his seat and that would cause disruption in the classroom. When the student is staying in his or her seat, the teacher might say that they are proud of the way the student is staying in his or her seat and would tell the student how they feel. This would help the student feel validated for a positive behavior and would increase the likelihood of the positive behavior happening again.[30]
As a process[edit]
In the Handbook of Classroom Management: Research Practice and Contemporary Issues (2006),[31] Evertson and Weinstein characterize classroom management as the actions taken to create an environment that supports and facilitates academic and social–emotional learning. Toward this goal, teachers must:
- develop caring, supportive relationships with and among students
- organize and implement instruction in ways that optimize students’ access to learning
- use group management methods that encourage students’ engagement in academic tasks
- promote the development of students’ social skills and self–regulation
- use appropriate interventions to assist students with behavior problems.
As time management[edit]
In their introductory text on teaching, Kauchak and Eggen (2008)[32] explain classroom management in terms of time management. The goal of classroom management, to Kauchak and Eggen, is to not only maintain order but to optimize student learning. They divide class time into four overlapping categories, namely allocated time, instructional time, engaged time, and academic learning time.
Academic learning time[edit]
Academic learning time occurs when students participate actively and are successful in learning activities.[citation needed] Effective classroom management maximizes academic learning time.
Allocated time[edit]
Allocated time is the total time allotted for teaching, learning, routine classroom procedures, checking attendance, and posting or delivering announcements.
Allocated time is also what appears on each student’s schedule, for example «Introductory Algebra: 9:50-10:30 a.m.» or «Fine Arts 1:15-2:00 p.m.»
Engaged time[edit]
Engaged time is also called time on task. During engaged time, students are participating actively in learning activities—asking and responding to questions, completing worksheets and exercises, preparing skits and presentations, etc. This is an important part of the school day because when students are engaged (actively) they are learning.
Instructional time[edit]
Instructional time is what remains after routine classroom procedures are completed. That is to say, instructional time is the time wherein teaching and learning actually takes place. Teachers may spend two or three minutes taking attendance, for example, before their instruction begins. The time it takes for the teacher to do routine tasks can severely limit classroom instruction. Teachers must get a handle on classroom management to be effective.[33]
Common mistakes[edit]
In an effort to maintain order in the classroom, sometimes teachers can actually make the problems worse. Therefore, it is important to consider some of the basic mistakes commonly made when implementing classroom behavior management strategies. For example, a common mistake made by teachers is to define the problem behavior by how it looks without considering its function.[34]
Interventions are more likely to be effective when they are individualized to address the specific function of the problem behavior. Two students with similar looking misbehavior may require entirely different intervention strategies if the behaviors are serving different functions. Teachers need to understand that they need to be able to change the ways they do things from year to year, as the children change. Not every approach works for every child. Teachers need to learn to be flexible. Another common mistake is for the teacher to become increasingly frustrated and negative when an approach is not working.[34]
The teacher may raise his or her voice or increase adverse consequences in an effort to make the approach work. This type of interaction may impair the teacher-student relationship. Instead of allowing this to happen, it is often better to simply try a new approach.
Inconsistency in expectations and consequences is an additional mistake that can lead to dysfunction in the classroom.[34] Teachers must be consistent in their expectations and consequences to help ensure that students understand that rules will be enforced. To avoid this, teachers should communicate expectations to students clearly and be sufficiently committed to the classroom management procedures to enforce them consistently.
«Ignoring and approving» is an effective classroom management strategy. This involves ignoring students when they behave undesirably and approving their behavior when it is desirable. When students are praised for their good behavior but ignored for their bad behavior, this may increase the frequency of good behavior and decrease bad behavior. Student behavior may be maintained by attention; if students have a history of getting attention after misbehavior, they may continue this behavior as long as it continues to get attention. If student misbehavior is ignored, but good behavior results in attention, students may instead behave appropriately to acquire attention.[35] There are however also studies showing that ignoring problematic student behavior, such as bullying other students, can be perceived as tacit approval by the perpetrators and might exacerbate their behavior.[2]
See also[edit]
- Behavior management
- Behavioral engineering
- Child development
- Delaney card
- Educational psychology
References[edit]
- ^ Burger, C. (2022). «School bullying is not a conflict: The interplay between conflict management styles, bullying victimization and psychological school adjustment». International Journal of Environmental Research and Public Health. 19 (18): 11809. doi:10.3390/ijerph191811809. ISSN 1661-7827. PMC 9517642. PMID 36142079.
- ^ a b Burger, C., Strohmeier, D., Kollerová, L. (2022). «Teachers can make a difference in bullying: Effects of teacher interventions on students’ adoption of bully, victim, bully-victim or defender roles across time». Journal of Youth and Adolescence. 51 (12): 2312–2327. doi:10.1007/s10964-022-01674-6. ISSN 0047-2891. PMID 36053439. S2CID 252009527.
- ^ Wolfgang, Charles H; Glickman, Carl D (1986). Solving Discipline Problems. Allyn and Bacon. ISBN 978-0205086306.
- ^ Soheili, Fariba; Alizadeh, Hamid; Murphy, Jason M.; Bajestani, Hossein Salimi; Ferguson, Eva Dreikurs (2015). «Teachers as Leaders: The Impact of Adler-Dreikurs Classroom Management Techniques on Students’ Perceptions of the Classroom Environment and on Academic Achievement». The Journal of Individual Psychology. Project Muse. 71 (4): 440–461. doi:10.1353/jip.2015.0037. ISSN 2332-0583. S2CID 147203759.
- ^ Eisenman, Gordon; Edwards, Susan; Cushman, Carey Anne (2015). «Bringing Reality to Classroom Management in Teacher Education» (pdf). Professional Educator. 39 (1). ISSN 0196-786X. ERIC EJ1062280.
- ^ Moskowitz, G.; Hayman Jr., J.L. (1976). «Success strategies of inner-city teachers: A year-long study». Journal of Educational Research. 69 (8): 283–289. doi:10.1080/00220671.1976.10884902.
- ^ Berliner, D. C. (1988). Effective classroom management and instruction: A knowledge base for consultation. In J. L. Graden, J. E. Zins, & M. J. Curtis (Eds.), Alternative educational delivery systems: Enhancing instructional options for all students (pp. 309–325). Washington, DC: National Association of School Psychologists.Brophy, J. E., & Good, T. L. (1986). Teacher behavior and student achievement. In M. C. Wittrock (Ed.), Handbook of research on teaching (3rd ed., pp. 328–375). New York: Macmillan.
- ^ Allen, J.D. (1986). Classroom management: students’ perspectives, goals, and strategies. American Educational Research Journal, 23, 437-459.
- ^ Bartkowski, John P.; Ellison, Christopher G. (1995). «Divergent Models of Childrearing in Popular Manuals: Conservative Protestants vs. the Mainstream Experts». Sociology of Religion. 56 (1): 21–34. doi:10.2307/3712036. JSTOR 3712036.
- ^ «The Truth About Physically Punishing Children». ESLinsider. Retrieved 2015-11-21.
- ^ «Corporal Punishment Persists in U.S. Schools». Education Week. 2013-10-23.
- ^ «How to Develop Positive Classroom Management». Edutopia. Retrieved 2020-10-30.
- ^ Marzano, Robert J. (September 2003). «The Key to Classroom Management». Educational Leadership. 61 (1): 6–13.
- ^ Bear, G.G. (2008). Best practices in classroom discipline. In Thomas, A. & Grimes, J. (Eds.), Best Practices in School Psychology V (1403-1420). Bethesda, MD: National Association of School Psychologists
- ^ Bear, G.G., Cavalier, A., & Manning, M. (2005). Developing self-discipline and preventing and correcting misbehavior. Boston: Allyn & Bacon.
- ^ «5 Quick Classroom-Management Tips for Novice Teachers». Edutopia. Retrieved 2020-10-30.
- ^ Purkey, William W.; Stanley, Paula H. (1990-05-06). «A Blue and Orange Card Metaphor for Counselors». Journal of Counseling & Development. 68 (5): 587. doi:10.1002/j.1556-6676.1990.tb01418.x. ISSN 0748-9633.
- ^ Purkey, William (1986). Positive Discipline: A Pocketful of Ideas. National Middle School Association. ISBN 1560900318.
- ^ Purkey, William W., and David B. Strahan. Inviting Positive Classroom Discipline. Hawker Brownlow Education, 2004.
- ^ a b «Assertive Discipline | Child Discipline in the Classroom». www.behavioradvisor.com. Retrieved 2017-12-11.
- ^ «Lee Canter’s assertive discipline; positive behavior management for today’s classroom, 4th ed.» Reference & Research Book News, Feb. 2010. Academic OneFile, http://link.galegroup.com/apps/doc/A224421968/AONE?u=txshracd2575&sid=AONE&xid=ab58f676. Accessed 11 Dec. 2017.
- ^ Helman, Daniel (January 2017). «Constructivist Discipline for a Student-Centered Classroom». Academic Exchange Quarterly. Retrieved 17 November 2017.
- ^ «Culturally Responsive Classroom Management Strategies» (PDF). www.steinhardt.nyu.edu/metrocenter. Metropolitan Center for Urban Education. Retrieved 10 March 2015.
- ^ Marshall, Marvin (2001). Discipline without Stress, Punishments or Rewards. Los Alamitos: Piper Press. ISBN 978-0-9700606-1-7.
- ^ ASCD. «Educational Leadership:Building Classroom Relationships:The Key to Classroom Management». www.ascd.org.
- ^ Responding to rule violations or rule following: A comparison of two versions of the Good Behavior Game with kindergarten students. Journal of School Psychology, 48, 337-355.
- ^ Tingstrom, D.H., Sterling-Turner, H.E., Wilczynski, S.M. (2006). The Good Behavior Game: 1969-2002. Behavior Modification, 30, 2, 225-253.
- ^ «Feeling Good About Themselves».
- ^ Lucero, Rodrick. «Building a Positive Classroom Culture and Climate». Teaching @ CSU. Colorado State University. Retrieved 3 April 2016.
- ^ Owens, J. S., Holdaway, A. S., Smith, J., Evans, S. W., Himawan, L. K., Coles, E. K., Girio-Herrera, E., Mixon, C. S., Egan, T. E., & Dawson, A. E. (2018). Rates of Common Classroom Behavior Management Strategies and Their Associations with Challenging Student Behavior in Elementary School. Journal of Emotional and Behavioral Disorders, 26(3), 156–169.
- ^ Evertson, Carolyn M.; Weinstein, Carol S., eds. (2006). Handbook of classroom management: research, practice, and contemporary issues. Mahwah, N.J: Lawrence Erlbaum Associates. ISBN 978-0-8058-4753-6.
- ^ Kauchak, D., and Eggen, P. (2008). Introduction to teaching: Becoming a professional (3rd ed.). Upper Saddle River, NJ: Pearson Education, Inc.
- ^ «Teachers: Classroom Management Plan». teachersindex.com. Retrieved 2015-11-02.
- ^ a b c Barbetta, Patricia M.; Norona, Kathleen Leong; Bicard, David F. (2005). «Classroom Behavior Management: A Dozen Common Mistakes and What to Do Instead». Preventing School Failure: Alternative Education for Children and Youth. 49 (3): 11–19. doi:10.3200/PSFL.49.3.11-19. S2CID 144950223.
- ^ Madesen, Charles (1968). «Rules, Praise, And Ignoring: Elements Of Elementary Classroom Control» (PDF). Journal of Applied Behavior Analysis. 1 (2): 139–50. doi:10.1901/jaba.1968.1-139. PMC 1310990. PMID 16795170. Retrieved 5 March 2015.
- Eisenman, Gordon; Edwards, Susan; Cushman, Carey Anne (2015). «Bringing Reality to Classroom Management in Teacher Education» (pdf). Professional Educator. 39 (1). ISSN 0196-786X. ERIC EJ1062280.
- Soheili, Fariba; Alizadeh, Hamid; Murphy, Jason M.; Bajestani, Hossein Salimi; Ferguson, Eva Dreikurs (2015). «Teachers as Leaders: The Impact of Adler-Dreikurs Classroom Management Techniques on Students’ Perceptions of the Classroom Environment and on Academic Achievement». The Journal of Individual Psychology. Project Muse. 71 (4): 440–461. doi:10.1353/jip.2015.0037. ISSN 2332-0583. S2CID 147203759.
- https://www.webpages.uidaho.edu/cte492/Modules/M6/Top10-Tips-ClassroomDispline_Mgmt.pdf
External links[edit]
- Contemporary Educational Psychology/Chapter 7: Classroom Management and the Learning Environment
- New York Times profile of Delaney Cards and their creator