Руководство конструктора цаги

Версия для печати

15 Июня 2020

В годы Великой Отечественной войны ученые ЦАГИ продолжали научную и просветительскую работу. Свидетельство этого — издание в 1943 году многотомного фундаментального труда «Руководство для конструкторов» (РДК), который обобщил опыт самолетостроительных ОКБ и института по созданию новой авиационной техники.

«Руководство для конструкторов» было выпущено институтом по заданию заместителя наркома авиационной промышленности, авиаконструктора А.С. Яковлева, который хорошо понимал значение этого труда. Работу над РДК контролировало Бюро новой техники, образованное при ЦАГИ в начале 1940 года. Редакторами первого раздела «Аэродинамика» были известные ученые-аэродинамики И.В. Остославский и В.Н. Матвеев, раздела «Прочность» — начальник ЦАГИ в годы войны, ученый в области прочности С.Н. Шишкин, «Гидромеханика» — талантливый физик, механик и математик, профессор Л.И. Седов.

В РДК были приведены исчерпывающие данные, необходимые для проектирования самолетов с поршневыми двигателями, даны указания по аэродинамической компоновке, методике расчета потребных и располагаемых мощностей, летных данных, поляры летательного аппарата и др. Каждый конструктор мог почерпнуть из научного издания информацию о методах аэродинамического проектирования винтов (в том числе и соосных), способах расчета характеристик устойчивости и управляемости, сопротивления капотов моторов воздушного охлаждения и тоннельных радиаторов моторов жидкостного охлаждения. Кроме того, в «Руководстве» подробно рассматривались методики исследования конструкции на прочность, гидростатического расчета морских самолетов.

Издание содержало огромное количество справочного материала по характеристикам крыльевых и винтовых профилей различного типа, аэродинамическому сопротивлению элементов самолета (фонари кабин, всасывающие и выхлопные патрубки, стрелковое, ракетное и бомбовое вооружение в разных вариантах подвески и др.). Также в труде описывалась экспериментальная база ЦАГИ, излагались методики проведения испытаний в трубах, на стендах прочности и опытовом бассейне института.

«Руководство для конструкторов» сыграло большую роль в дальнейшем проектировании самолетов в нашей стране. В том числе благодаря передовому опыту, сосредоточенному в РДК, боевая техника СССР активно совершенствовалась, и исход войны был предопределен.

Пресс-служба ЦАГИ

(495) 556-40-32

(495) 556-40-38

press@tsagi.ru

Вернуться к списку

Оставляя данные на сайте, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и защиты информации.

Защита данных

Администрация сайта aviationunion.ru (далее Сайт) не может передать или раскрыть информацию, предоставленную пользователем (далее Пользователь) при регистрации и использовании функций сайта третьим лицам, кроме случаев, описанных законодательством страны, на территории которой пользователь ведет свою деятельность.

Получение персональной информации

Для коммуникации на сайте пользователь обязан внести некоторую персональную информацию. Для проверки предоставленных данных, сайт оставляет за собой право потребовать доказательства идентичности в онлайн или офлайн режимах.

Использование персональной информации

Сайт использует личную информацию Пользователя для обслуживания и для улучшения качества предоставляемых услуг. Часть персональной информации может быть предоставлена банку или платежной системе, в случае, если предоставление этой информации обусловлено процедурой перевода средств платежной системе, услугами которой Пользователь желает воспользоваться. Сайт прилагает все усилия для сбережения в сохранности личных данных Пользователя. Личная информация может быть раскрыта в случаях, описанных законодательством, либо когда администрация сочтет подобные действия необходимыми для соблюдения юридической процедуры, судебного распоряжения или легального процесса необходимого для работы Пользователя с Сайтом. В других случаях, ни при каких условиях, информация, которую Пользователь передает Сайту, не будет раскрыта третьим лицам.

Коммуникация

После того, как Пользователь оставил данные, он получает сообщение, подтверждающее его успешную регистрацию. Пользователь имеет право в любой момент прекратить получение информационных бюллетеней воспользовавшись соответствующим сервисом в Сайте.

Ссылки

На сайте могут содержаться ссылки на другие сайты. Сайт не несет ответственности за содержание, качество и политику безопасности этих сайтов. Данное заявление о конфиденциальности относится только к информации, размещенной непосредственно на сайте.

Безопасность

Сайт обеспечивает безопасность учетной записи Пользователя от несанкционированного доступа.

Уведомления об изменениях

Сайт оставляет за собой право вносить изменения в Политику конфиденциальности без дополнительных уведомлений. Нововведения вступают в силу с момента их опубликования. Пользователи могут отслеживать изменения в Политике конфиденциальности самостоятельно.

Книжные памятники Свет

Обратная связь
Версия для слабовидящих

Войти

НЭБ

  • Коллекции и спецпроекты

  • Новости

  • Электронные читальные залы

  • Информация для библиотек

  • Вопросы и ответы

  • Обратная связь

Наши продукты

  • Книжные памятники

  • Свет

  • Мы в соцсетях

    Версия для слепых

    Руководство для конструкторов по проектированию самолетов

    Руководство для конструкторов по проектированию самолетов

    Скачать
    rusmarc-запись

    Руководство для конструкторов по проектированию самолетов

    Скачать rusmarc -запись

    Электронная копия документа недоступна

    1993

    Год издания

    Москва

    Место издания

    Издания

    Руководство для конструкторов по проектированию самолетов. Т. 1. Аэродинамика и динамика самолета

    Открыть

    Руководство для конструкторов по проектированию самолетов. Т. 3. Прочность самолета

    Открыть

    О произведении

    Издательство

    ЦАГИ

    Язык

    Русский

    Еще

    Библиотека

    Российская национальная библиотека (РНБ)

    Еще

    Ближайшая библиотека с бумажным экземпляром издания

    Пожалуйста, авторизуйтесь

    Вы можете добавить книгу в избранное после того, как
    авторизуетесь на портале. Если у вас еще нет учетной записи, то
    зарегистрируйтесь.

    Полный список книг:
    Бабич В.К., Баханов Л.Е., Герасимов Г.П., 2004 — Авиация ПВО России и научно-технический прогресс.djvu (9.7MB)

    Белавин Н.И., 1977 — Экранопланы.djvu (3.5MB)

    Бурдаков В.П., 1998 — Авиационная и ракетно-космическая техника. Введение в специальность.djvu (579.1KB)

    Ефимов И.П., Низовцева О.И., 1999 — Исследование приемников воздушных давлений, сборник лабораторных работ.pdf (254.4KB)

    Жабров А.А., 1938 — Как и почему летает планер.djvu (3.7MB)

    Павленко В.Ф., Дьченко А.А., Жулев В.И., 1984 — Боевая авиационная техника. Летательные аппараты, силовые установки и их эксплуатация.djvu (4.6MB)

    Перегуд М.С., Сошин Б.В., Назаров Н.Н., 1944 — Военные аэродромы. Изыскания и проектирование.djvu (5.9MB)

    Попов В.А., 1947 — Основы авиационной техники.djvu (30.0MB)

    Справочник авиаконструктора. Том 1.djvu (7.6MB)

    Справочник авиаконструктора. Том 2.pdf (29.2MB)

    Справочник авиаконструктора. Том 3.pdf (31.8MB)

    ЦАГИ, 1943 — Руководство для конструкторов. Том 1.djvu (20.2MB)

    ЦАГИ, 1992 — Самолетостроение в СССР, 1917-1945. Том 1.pdf (43.1MB)

    ЦАГИ, 1992 — Самолетостроение в СССР, 1917-1945. Том 2.pdf (49.0MB)
    ==============================

    Аэродинамика

    ==============================

    Азарьев И.А., Горшенин Д.С., Силков В.И., 1992 — Практическая аэродинамика дельтаплана.djvu (4.5MB)

    Аржаников Н.С., Мальцев В.Н., 1956 — Аэродинамика.djvu (7.5MB)

    Аржаников Н.С., Садекова Г.С., 1965 — Аэродинамика больших скоростей.djvu (5.7MB)

    Аржаников Н.С., Садекова Г.С., 1983 — Аэродинамика летательных аппаратов.djvu (4.9MB)

    Аронин Г.С., 1962 — Практическая аэродинамика. Учебник для летного состава.djvu (3.5MB)

    Аубакиров Т.О., Белоцерковский С.М., Желанников А.И., 1997 — Нелинейная теория крыла и ее приложения.djvu (8.2MB)

    Аэродинамика самолета.pdf (3.4MB)

    Байдаков В.Б., Клумов А.С., 1979 — Аэродинамика и динамика полета.djvu (3.2MB)

    Баранцев Р.Г., 1983 — Гиперзвуковая аэродинамика идеального газа.djvu (2.2MB)

    Берс Л., 1961 — Математические вопросы дозвуковой и околозвуковой газовой динамики.djvu (1.9MB)

    Богословский С.В., 2001 — Физические свойства газов и жидкостей.djvu (443.5KB)

    Бюшгенс Г.С., 1998 — Аэродинамика, устойчивость и управляемость сверхзвуковых самолетов.djvu (19.7MB)

    Валландер С.В., 1978 — Лекции по гидроаэромеханике.djvu (1.7MB)

    Висленев Б.В., Кузьменко Д.В., 1939 — Теория авиации.djvu (4.8MB)

    Гессоу А., Мейерс Г., 1954 — Аэродинамика вертолета.djvu (8.9MB)

    Глауэрт Г., 1931 — Основы теории крыльев и винта.djvu (1.2MB)

    Горшенин Д.С., Мартынов А.Н., 1977 — Методы и задачи практической аэродинамики.djvu (9.2MB)

    Дорренс У.Х., 1966 — Гиперзвуковые течения вязкого газа.djvu (4.2MB)

    Ентов В.М., 1980 — Биогидродинамика плавания и полета.djvu (2.6MB)

    Каменков Г.В., 1971 — Устойчивость движения. Колебания. Аэродинамика.djvu (2.8MB)

    Карафоли Е., 1956 — Аэродинамика крыла самолета. Несжимаемая жидкость.djvu (9.3MB)

    Карман Т., 1948 — Сверхзвуковая аэродинамика.djvu (1.1MB)

    Карман Т., 2001 — Аэродинамика. Избранные темы в их историческом развитии.djvu (2.2MB)

    Кашафутдинов С.Т., Лушин В.Н., 1994 — Атлас аэродинамических характеристик крыловых профилей.djvu (1.4MB)

    Ковалев М.А., Белова А.В., Маркевич Н.М., 1959 — Руководство к лабораторным работам по аэрогазодинамике.djvu (7.2MB)

    Кравец А.С., 1939 — Характеристики авиационных профилей.djvu (6.2MB)

    Краснов Н.Ф., 1976 — Аэродинамика. Том 1. Основы теории. Аэродинамика профиля и крыла.djvu (4.4MB)

    Краснов Н.Ф., 1980 — Аэродинамика. Том 2. Методы аэродинамического расчета.djvu (4.7MB)

    Краснов Н.Ф., Кошевой В.Н., Калугин В.Т., 1988 — Аэродинамика отрывных течений.djvu (5.3MB)

    Кюхеман Д., 1983 — Аэродинамическое проектирование самолетов.djvu (26.3MB)

    Лабораторные работы по аэродинамике.djvu (2.3MB)

    Лаврухин Г.Н., 2003 — Аэрогазодинамика реактивных сопел.djvu (11.8MB)

    Лилиенталь О., 1889 — Полет птиц как основа искусства летать.djvu (1.5MB)

    Липман Г.В., Пакет А.Е., 1949 — Введение в аэродинамику сжимаемой жидкости.djvu (3.9MB)

    Липницкий Ю.М., 2003 — Нестационарная аэродинамика баллистического полета.djvu (2.4MB)

    Лунев В.В., 1975 — Гиперзвуковая аэродинамика.djvu (6.9MB)

    Лысенко Н.М., 1977 — Практическая аэродинамика маневренных самолетов. Учебник для летного состава.djvu (4.2MB)

    Мартынов А.К., 1950 — Экспериментальная аэродинамика.djvu (24.1MB)

    Модели и методы аэродинамики 2001-2002.pdf (1.2MB)

    Мхитарян А.М., 1976 — Аэродинамика.djvu (8.1MB)

    Остославский И.В., 1957 — Аэродинамика самолета.djvu (9.6MB)

    Остославский И.В., Титов В.М., 1938 — Аэродинамический расчет самолетов.djvu (7.7MB)

    Патанкар С.В., Сполдинг Д., 1971 — Тепло- и массообмен в пограничных слоях.djvu (2.2MB)

    Пейн П.Р., 1963 — Аэродинамика и динамика вертолета.djvu (16.0MB)

    Петров К.П., 1985 — Аэродинамика элементов летательных аппаратов.djvu (4.6MB)

    Прандтль Л., 2000 — Гидроаэромеханика.djvu (5.9MB)

    Прицкер Д.М., Сахаров Г.И., 1968 — Аэродинамика.djvu (12.7MB)

    Радченко П.И., 1959 — Круговая обдувка профиля NACA 23012 в аэродинамической трубе Т-103Н ЦАГИ.djvu (725.4KB)

    Ромасевич В.Ф., Самойлов Г.А., 1980 — Практическая аэродинамика вертолетов.djvu (15.7MB)

    Седов Г.А., Ребров М.Ф., 1961 — Летчику о практической аэродинамике.djvu (1.9MB)

    Сычев В.В., Вассерман А.А, Козлов А.Д., 1978 — Термодинамические свойства воздуха.djvu (3.6MB)

    Тимошенко В.И., 1987 — Сверхзвуковые течения вязкого газа.djvu (2.4MB)

    Толстых А.И., 1990 — Компактные разностные схемы и их применение в задачах аэродинамики.djvu (2.9MB)

    Ушаков В.А., Красильщиков П.П.,Волков А.К., Гржегоржевский А.Н., 1940 — Атлас аэродинамических характеристик профилей крыльев.pdf (19.1MB)

    Хейз У.Д., Пробстин Р.Ф., 1962 — Теория гиперзвуковых течений.djvu (6.9MB)

    Хемш М., Нилсен Д., 1989 — Аэродинамика ракет. Том 1.djvu (5.5MB)

    Хемш М., Нилсен Д., 1989 — Аэродинамика ракет. Том 2.djvu (6.4MB)

    Шайнов В.И., Маслов А.Д., 1995 — Аэродинамическое проектирование лопастей воздушного винта.djvu (1.9MB)

    Шашкин А.П., 2001 — Основы прикладной газодинамики. Моделирование газодинамических течений.djvu (502.3KB)

    Шевелев Ю.Д., 1986 — Пространственные задачи вычислительной аэрогидродинамики.djvu (7.7MB)

    Шмитц Ф.В., 1963 — Аэродинамика малых скоростей.djvu (1.4MB)

    Юрьев Б.Н., 1956 — Аэродинамический расчет вертолетов.djvu (5.6MB)
    =================================

    Воздушные винты

    =================================

    Александров В.Л., 1951 — Воздушные винты.djvu (5.4MB)

    Касторский В.Е., Курочкин Ф.П., 1948 — Практические работы по курсу воздушных винтов.djvu (3.9MB)

    Кравец А.С., 1941 — Характеристики воздушных винтов.djvu (10.1MB)

    Характеристики воздушного винта.djvu (430.3KB)
    ============================

    Вооружение

    ============================

    Авиационные пушки и оптические прицелы.pdf (232.3KB)

    Бравин Е.Л., Лунц Е.Б., Гуревич М.В., Дубнер М.С., 1941 — Стрелково-пушечное вооружение самолетов.djvu (3.7MB)

    Гладков Д.И., 1987 — Авиационное вооружение.djvu (2.3MB)

    Миропольский Ф.П., 1995 — Авиационные средства поражения.djvu (4.7MB)

    Эфрос И.Е., 1947 — Основы устройства прицелов для бомбометания.djvu (4.2MB)
    ===========================

    Двигатели

    ===========================

    Алемасов В.Е., Дрегалин А.Ф., Тишин А.П., 1980 — Теория ракетных двигателей.djvu (6.9MB)

    Баррер М., Жомотт А., Вебек Б.Ф., Ванденаерхове Ж., 1962 — Ракетные двигатели.djvu (21.1MB)

    Волков Е.Б., Сырицын Т.А., Мазинг Г.Ю., 1978 — Статика и динамика ракетных двигательных установок. Том 1.djvu (2.5MB)

    Волков Е.Б., Сырицын Т.А., Мазинг Г.Ю., 1978 — Статика и динамика ракетных двигательных установок. Том 2.djvu (4.2MB)

    Володин В.А., 1971 — Конструкция и проектирование ракетных двигателей.djvu (5.9MB)

    Вулис Л.А., 1954 — Тепловой режим горения.djvu (4.5MB)

    Гришин С.Д., Лесков Л.В., 1989 — Электрические ракетные двигатели космических аппаратов.djvu (2.0MB)

    Жовинский Н.Е., 1948 — Силовые авиационные установки. Том 1.djvu (3.7MB)

    Жовинский Н.Е., 1948 — Силовые авиационные установки. Том 2.djvu (2.9MB)

    Ильченко М.А., Крютченко В.В., Мнацаканян Ю.С., 1995 — Устойчивость рабочего процесса в двигателях летательных аппаратов.djvu (3.4MB)

    Кузьмин Г.А., 1962 — Конструкция авиационных двигателей.djvu (7.9MB)

    Мелькумов Т.М., Мелик-Пашаев Н.И., Чистяков П.Г., Шиуков А.Г., 1976 — Ракетные двигатели.djvu (8.0MB)

    Натанзон М.С., 1986 — Неустойчивость горения.djvu (3.5MB)

    Пирумов У.Г., Росляков Г.С., 1990 — Газовая динамика сопел.djvu (4.7MB)

    Раушенбах Б.В., 1961 — Вибрационное горение.djvu (5.4MB)

    Силкин Д., Классификация основных типов авиационных двигателей (статья).mht (326.2KB)

    Талантов А.В., 1975 — Основы теории горения.djvu (9.0MB)

    Физика и химия реактивного движения. Том 1.djvu (9.0MB)

    Физика и химия реактивного движения. Том 2.djvu (4.3MB)

    Физика и химия реактивного движения. Том 3.djvu (5.4MB)
    ===============================

    ДвигателиВРД

    ===============================

    Абианц В.Х., 1953 — Теория авиационных газовых турбин.djvu (3.9MB)

    Акимов В.М., Бакулев В.И., Шляхтенко С.М. (ред), 1987 — Теория и расчет воздушно-реактивных двигателей.djvu (6.0MB)

    Антонюк Л.М., Марусенко В.С. — Теория газотурбинных двигателей. Том 1.djvu (2.6MB)

    Бакулев В.И., 1996 — Термогазодинамические расчеты авиационных газотурбинных двигателей.djvu (1.2MB)

    Власенко М., — Основы теории авиационных турбореактивных двигателей.doc (9.1MB)

    Вьюнов С.А., Гусев Ю.И., Хронин Д.В. (ред), 1989 — Конструкция и проектирование авиационных газотурбинных двигателей.djvu (7.0MB)

    Гарьковский А.А., Чайковский А.В., Ловинский С.И., 1987 — Двигатели летательных аппаратов.djvu (4.5MB)

    Горбунов Г.М., Солохин Э.Л., 1967 — Испытания авиационных воздушно-реактивных двигателей.tif (6.9MB)

    Грязнов Н.Д., Епифанов В.М., Иванов В.Л., 1985 — Теплообменные устройства газотурбинных и комбинированных установок.djvu (6.6MB)

    Джадж А., 1963 — Газотурбинные двигатели малой мощности.djvu (5.9MB)

    Иванов В.Л., 1989 — Методы расчетов теплообменных аппаратов газотурбинных установок.djvu (223.5KB)

    Казанджан П.К., Алексеев Л.П. и др. 1955 — Теория реактивных двигателей.djvu (3.3MB)

    Мавлютов Р.Р., 1981 — Концентрация напряжений в элементах авиационных конструкций.djvu (1.7MB)

    Михальцев В.Е., 1981 — Проектирование и расчет проточной части многоступенчатой газовой турбины.djvu (2.7MB)

    Наталевич А.С., 1979 — Воздушные микротурбины.djvu (2.5MB)

    Нечаев В.М., Ткачев Ф.И., Францев В.К., 1973 — Авиационные газотурбинные двигатели.djvu (1009.9KB)
    ===============================

    ДвигателиДВС

    ===============================

    Авиационные моторы ВВС иностранных государств. Воениздат, 1939.djvu (3.7MB)

    Баландин С.С., 1972 — Бесшатунные двигатели внутреннего сгорания.djvu (3.2MB)

    Бениович В.С., апазиди Г.Д., Бойко А.М., 1968 — Ротопоршневые двигатели.pdf (23.8MB)

    Жовинский Н.Е., 1948 — Силовые авиационные установки.djvu (7.0MB)

    Заикин А.Е., Гаршин В.Г., Воронцов А.Е., 1941 — Авиационные двигатели. Конструкция и расчет деталей.djvu (23.5MB)

    Кондрашов В.М., Григорьев Ю.С., Тупов В.В., 1990 — Двухтактные карбюраторные двигатели внутреннего сгорания.djvu (4.5MB)

    Мелькумов Т.М., 1940 — Авиационные дизели. Том 1.djvu (1.4MB)

    Мелькумов Т.М., 1940 — Авиационные дизели. Том 2.djvu (1.1MB)

    Орлин А.С., Вырубов Д.Н., Калиш Г.Г. и др, 1957 — Двигатели внутреннего сгорания. Том 1.djvu (10.5MB)

    Орлин А.С., Вырубов Д.Н., Калиш Г.Г. и др, 1957 — Двигатели внутреннего сгорания. Том 2.djvu (18.4MB)

    Рыбальчиков В.С., Поляков С.В., Герасименко В.Ф., 1955 — Теория поршневых авиационных двигателей.djvu (4.3MB)
    ===============================

    ДвигателиЖРД

    ===============================

    Беляев Е.Н., Чванов В.К., Черваков В.В., 1999 — Математическое моделирование рабочего процесса жидкостных ракетных двигателей.djvu (2.8MB)

    Болгарский А.В., 1957 — Расчет процессов в камере сгорания и сопле жидкосного ракетного двигателя.djvu (1.7MB)

    Васильев А.П., Кудрявцев В.М., 1983 — Основы теория и расчета жидкостных ракетных двигателей.djvu (7.1MB)

    Васильев А.П., Кудрявцев В.М., 1993 — Основы теории и расчета жидкостных ракетных двигателей. Том 1.djvu (5.1MB)

    Волков Е.Б., Головков Л.Г., Сырицын Т.А., 1970 — Жидкостные ракетные двигатели.djvu (8.0MB)

    Гахун Г.Г. (ред), 1989 — Конструкция и проектирование жидкостных ракетных двигателей.djvu (9.3MB)

    Добровольский М. В., Синярев Г.Б., 1955 — Жидкостные ракетные двигатели. Теория и проектирование.djvu (4.8MB)

    Добровольский М. В., Синярев Г.Б., 1957 — Жидкостные ракетные двигатели. Теория и проектирование.djvu (14.2MB)

    Добровольский М.В., 1968 — Жидкостные ракетные двигатели.djvu (10.7MB)

    Жуковский А.Е., Кондрусев В.С., Левин В.Я., Окорочков В.В., 1981 — Испытания жидкостных ракетных двигателей.djvu (2.8MB)

    Кудрявцев В.М., 1993 — Основы теории и расчета жидкостных ракетных двигателей. Том 2.djvu (3.2MB)

    Курпатенков В.Д., Кесаев Х.В., 1993 — Расчет камеры жидкостного ракетного двигателя.djvu (1.2MB)

    Мошкин Е.К., 1964 — Динамические процессы в ЖРД.djvu (2.4MB)

    Мошкин Е.К., 1970 — Нестационарные режимы работы ЖРД.djvu (4.5MB)

    Николаев Б.А., 1960 — Термодинамический расчет ракетных двигателей.djvu (3.9MB)

    Овсянников Б.В., Боровский Б.И., 1986 — Теория и расчет агрегатов питания жидкостных ракетных двигателей.djvu (3.3MB)

    Полянский А.Р., 2004 — Расчет охлаждения ЖРД с использованием электронных таблиц.djvu (819.6KB)

    Ринг Е., 1988 — Двигательные установки ракет на жидком топливе.djvu (11.7MB)

    Салахутдинов Г.М., 1984 — Развитие методов теплозащиты жидкостных ракетных двигателей.djvu (2.5MB)

    Саттон Д., 1952 — Ракетные двигатели.djvu (8.4MB)

    Синяев Г.Б., Добровольский М.В., 1955 — Жидкостные ракетные двигатели.djvu (4.8MB)

    Тимнат У.М., 1987 — Ракетные двигатели на химическом топливе.djvu (6.4MB)

    Шаулов Ю.Х., Лернер М.О., 1961 — Горение в жидкостных реактивных двигателях.djvu (2.7MB)
    ================================

    ДвигателиПВРД

    ================================

    Александров В.Н., Быцкевич В.М., Яновский Л.С., 2006 — Интегральные воздушно-реактивные двигатели на твердых топливах (основы теории и расчета).djvu (4.5MB)

    Артемов О.А., 2006 — Прямоточные воздушно-реактивные двигатели (расчет характеристик).djvu (11.4MB)

    Барановский С.И., Зикеева Ю.В., Козляков В.В., 1988 — Газодинамический расчет прямоточных ВРД и их характеристик.djvu (1.2MB)

    Бондарюк М.М., Ильяшенко С.М., 1958 — Прямоточные воздушно-реактивные двигатели.djvu (8.4MB)

    Говоров А.Н., Гусев В.А., Орлов П.В., 1963 — Теория прямоточных воздушно-реактивных двигателей.djvu (2.2MB)

    Денегин Н.В., Мельников В.В., Петраш В.Я., 1983 — Проектирование летательных аппаратов с прямоточными воздушно-реактивными двигателями.djvu (1.5MB)

    Орлов Б.В., 1967 — Основы проектирования ракетно-прямоточных двигателей для беспилотных летательных аппаратов.djvu (6.9MB)

    ЦАГИ исполнится 105 лет

    Кирилл Сыпало (справа) и Сергей Чернышёв

    Все, кто считает знаменитый Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ) создателем самолётов, вертолётов, беспилотников, – они ошибаются. ЦАГИ не создатель. Это организация высочайшего экспертного уровня. В институте могут «приговорить» любой летательный аппарат к забвению или, напротив, вылечить его от «детских» болезней. Под разрешением на первый полёт нового воздушного судна всегда стоит виза ЦАГИ. Лётно-исследовательский институт имени М.М. Громова тоже начинался в ЦАГИ, был одним из его отделений, но потом стал самостоятельной структурой, его основная задача – лётный эксперимент. А ЦАГИ был и остаётся столпом аэрокосмической науки.

    ЦАГИ – задел на будущее

    Когда периодически встречаете сообщения типа «учёные ЦАГИ разработали сверхтяжёлый транспортный самолёт «Слон» грузоподъёмностью 180 тонн, который придёт на замену Ан-124 «Руслан», – не верьте. В ЦАГИ проработали наиболее перспективный с точки зрения компоновки и аэродинамики вариант. Многочисленные продувки моделей в трубах, компьютерное моделирование – да. А дальше Объединённая авиастроительная корпорация (ОАК) и входящие в неё конструкторские коллективы, например «Ильюшин», будут создавать будущего тяжеловеса. И вполне вероятно, воспользуются наработками и рекомендациями учёных ЦАГИ.

    Небольшой исторический факт – во время Великой Отечественной войны на территорию ЦАГИ не упала ни одна бомба. Люфтваффе запретили совершать налёты на ЦАГИ, германским авиастроительным структурам было важно сохранить для себя, для своих целей и задач этот бриллиант в короне советской науки. Чисто немецкий практицизм – им казалось, что фашистские войска вот-вот возьмут Москву, а там и до сегодняшнего Жуковского, бывшего Стаханова, – рукой подать. И самые лучшие в мире аэродинамические трубы, лаборатории, стенды, результаты прикладных и фундаментальных исследований института встанут на службу Третьему рейху. К счастью, история и героический советский народ этого варианта развития событий не допустили.

    Поживиться фашистам было бы чем – построенные к 1939 г. циклопические аэродинамические трубы остаются уникальными сооружениями по сей день. Дозвуковая аэродинамическая труба Т-101 была самой большой в мире, рабочая часть эллиптического сечения – 24х14 метров. Сегодня она самая большая в Европе. В первой половине прошлого века её размеры позволяли продувать не модели летательных аппаратов, а настоящие, полноразмерные самолёты, те же истребители и бомбардировщики времён Второй мировой. Позже пришлось всё же заняться уменьшенными копиями, самолёты сильно подросли в размерах. И когда входишь в отделение, где расположены трубы Т-101 и Т-104 (там продуваются и настраиваются силовые установки, авиационные двигатели), в огромном пространстве цеха стоят громадные модели самолётов Ту-160, Ил-114, Ту-204. Они меньше, чем настоящие, лётные экземпляры, чтобы поместиться в воздушном потоке, который генерирует труба Т-101. Говорят, на Западе стали отказываться от натурных экспериментов, перешли на компьютерное моделирование, а в результате «косяки» конструкций стали вылезать на этапе лётных испытаний. В ЦАГИ одно дополняет другое.

    Здесь, в аэродинамических трубах, доводили до ума и винтовентилятор революционного сверхмощного и экономичного двигателя НК-93, который в случае серийного выпуска сделал бы наши «илы» и «тушки» недосягаемыми для конкурентов. Сотрудники ЦАГИ так и сказали: «Жаль, отличная была машина…»

    Благодаря экспериментальной базе ЦАГИ, продувкам моделей на флаттер, штопор, критические углы атаки, срыв потока опытные самолёты и вертолёты выкатывают из цехов авиазаводов и поднимают в небо практически без переделок. А пилоты заранее представляют себе поведение машин в небе.

    Хотим вернуться в лётный эксперимент

    Генеральный директор ЦАГИ, член-корреспондент РАН Кирилл Сыпало, в частности, заявил:

    – Институт уверенно встречает своё 105-летие, мы состоятельны в финансовом плане, у нас достаточно много работы, мы активно участвуем в рамках гражданских программ создания современной авиационной техники, прежде всего наших флагманов, самолётов МС-21 и «Сухой Суперджет». Сейчас проходят финальные испытания для выдачи новых сертификатов типа этих летательных аппаратов, в новых конфигурациях в рамках программы импортонезависимости.

    Активно развивается вертолётная тематика, в том числе уникальные проекты по созданию винтокрылых аппаратов принципиально новых схем. Мы берём курс на создание широкой линейки демонстраторов, чтобы быть ближе к промышленности, чтобы наши работы не заканчивались просто формулами и отчётами. Мы снова хотим вернуться в лётный эксперимент. В определённом смысле это возвращение к истокам создания ЦАГИ, когда в составе института были и конструкторское бюро, и лётно-испытательная станция, которая впоследствии превратилась в ЛИИ. e_SClBe_SClBВ определённом смысле слова, развиваясь по спирали, мы в своём новом очередном витке развития, в новом технологическом укладе, с новыми задачами приступаем в том числе и к новым стройкам. Вы сегодня смогли увидеть два новых объекта, уже возведён один, по испытаниям нового композитного крыла, точнее, прототипа кессона этого крыла для перспективного широкофюзеляжного самолёта. Вводится в строй новый корпус для прочностных испытаний. Словом, ЦАГИ живёт, развивается.

    Кирилл Сыпало поделился интересной информацией, что в ЦАГИ приступили к испытаниям прототипа кессона крыла из композиционных материалов для широкофюзеляжного самолёта, который придёт на замену сегодняшнему флагману российской гражданской авиации Ил-96. Будет это российско-китайский CR-929 совместной разработки или чисто отечественный самолёт, не совсем понятно, но работы уже идут:

    – На самом деле эта технология, отработанная на МС-21, начинает дальше развиваться, а крыло для широкофюзеляжного самолёта – это совсем другая песня, это значительно более сложная технологическая конструкция, и сейчас мы вместе с коллегами собрали уникальный стенд, и ни одна страна в мире не располагает такими возможностями. Изготовлен первый экземпляр прототипа, второй экземпляр, ресурсный, будет выставлен на МАКСе. Первый, для статических испытаний, мы постараемся сломать, чтобы определить предел прочности этой конструкции, но, по предварительным расчётам, нам это не удастся сделать. А в августе мы приступим к ресурсным испытаниям второго экземпляра прототипа кессона. Это задел на будущее широкофюзеляжной авиации. Это технологическая программа, ключевая для создания широкофюзеляжных самолётов следующего поколения.

    Была бы тема, специалист найдётся

    Научный руководитель ФАУ «ЦАГИ», вице-президент РАН Сергей Чернышёв:

    – В этих стенах я провёл всю свою рабочую жизнь после окончания физтеха. Хочу сказать, что для меня большое удовольствие работать с молодой, энергичной командой Кирилла Ивановича, руководителя ЦАГИ. Понимаю, как непросто в новых условиях тянуть тяжёлый воз ведущего научного центра страны в области авиастроения. Пятитысячный коллектив института занимается практически всеми проблемами, связанными с двигающимися в атмосфере и в воде аппаратами. Я считаю, что в значительной степени мы остались мощной авиационной державой благодаря заделу, который сделали наши деды и отцы. Наша задача, как минимум, не уронить честь и двигаться дальше в решении задач, которые ставит перед нами страна.

    На самом деле мы отраслевой институт в системе Минпромторга, но ЦАГИ как государственный научный центр всегда имел такое двойное соподчинение, но не формальное. Мы называли его институтом со звёздочкой, то есть в плане научно-методической работы, научной программы мы регулярно докладываем в РАН, согласовывая свои планы, приоритеты развития. Сегодня вы видите двух членов РАН, в институте есть ещё несколько, и ЦАГИ всегда славился своими ведущими учёными в областях, связанных с механикой, машиностроением, управлением, автоматизацией, а также, как сейчас модно говорить, с искусственным интеллектом и так далее. ЦАГИ – крупнейший в мире авиационно-космический исследовательский центр с точки зрения сосредоточения в одном месте такого экспериментального оборудования, установок для исследования различных направлений.

    ЦАГИ меня всегда поражал тем, что, когда возникала какая-то проблема, водород ли, ядерная установка ли, аэростат ли, всегда найдутся специалисты, которые в этом хорошо понимают – настолько разветвлённая тематика в институте, поэтому ЦАГИ свои задачи как главного государственного эксперта в области авиационной науки, без сомнений, выполняет.

    Когда-то в ЦАГИ было около 15 тысяч сотрудников, но реформы и оптимизации недавнего прошлого заметно сократили кадровый состав. Сейчас услышал от одного из специалистов фразу: «Народу стало меньше, а работы заметно прибавилось, приходится пахать за семерых».

    Второй век – полёт нормальный

    У ЦАГИ, можно сказать, два отца-основателя. Днём появления ЦАГИ – Центрального аэрогидродинамического института считается 1 декабря 1918 года. Именно тогда по прямому указанию В.И. Ленина было издано постановление о создании Научно-технического отдела при Высшем совете народного хозяйства. Второй отец-основатель ЦАГИ – профессор Императорского технического училища и Московского государственного университета Николай Егорович Жуковский, учёный с мировым именем. Он, по настоянию своих студентов и учеников, обратился к руководству молодой республики с предложением создать комплексный научный центр. Впрочем, без особых надежд: Гражданская война, разруха, безработица, голод. До науки ли здесь? Но понимание нашёл, большевики умели смотреть в далёкое завтра, они видели, что в новом веке без науки делать нечего. Самолёты, дирижабли, скоростные средства передвижение на земле, воде и в воздухе на коленке не построить.

    После смерти Н.Е. Жуковского в 1921 г. ЦАГИ возглавил его соратник – С.А. Чаплыгин, видный учёный в области механики, внёсший важнейший вклад в формирование научного облика института.

    В последующие десятилетия структура ЦАГИ неоднократно менялась, оптимально приспосабливаясь к спектру решаемых задач и потребностям народного хозяйства, но в неприкосновенности оставалось одно – высочайшая научная школа и дух коллегиальности. Отделялись в самостоятельные научные организации Центральный институт авиационного моторостроения ЦИАМ (1930 г.), Всероссийский институт авиационных материалов ВИАМ (1932 г.), ЛИИ (1941 г.), ОКБ А.Н. Туполева (1936 г.), СибНИА (1946 г.) и ряд других, впоследствии всемирно известных организаций.

    Экспериментальная база института позволила в довоенный период проводить исследования по аэродинамике, гидродинамике, динамике полёта и прочности летательных аппаратов. В ЦАГИ под руководством А.Н. Туполева в период 1924–1936 гг. были созданы такие этапные для отечественной авиации самолёты, как ТБ‑1, ТБ-3 и другие.

    Интенсивная работа института, направленная в предвоенные годы в первую очередь на прогресс самолётостроения, проходила в тесном сотрудничестве с ОКБ и заводами. Ещё в 1925 г. были завершены работы по формированию «Норм прочности самолётов» – важнейшего для развития авиации документа, который впоследствии постоянно совершенствовался по мере эволюции авиационной техники.

    В условиях военного времени в 1943 г. ЦАГИ выпустил фундаментальное издание – «Руководство для конструкторов». Так результаты фундаментальных исследований внедрялись в повседневную работу конструкторов и проектантов, закладывая прочную основу научного подхода к самолётостроению.

    С ростом скоростей самолётов в 1930‑е годы на московской площадке ЦАГИ стало тесно. Площадку для строительства нового комплекса экспериментальных установок выбрали в пойме Москвы-реки неподалёку от дачной платформы Отдых. Первый камень в основание нового ЦАГИ был заложен в 1935 г., а уже через четыре года в строй вступил блок больших труб Т-101 и Т‑104. Совершенно новой установкой стала аэродинамическая труба переменного давления Т-106, позволявшая получать большие околозвуковые скорости. Именно благодаря продувкам самолётов в этих трубах постоянно росли характеристики боевых машин Великой Отечественной, даже при одних и тех же двигателях.

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Необак окси дез средство инструкция по применению скачать бесплатно
  • Тройка диалог руководство
  • Delonghi magnifica инструкция по чистке от накипи
  • Carel easy инструкция на русском pdf
  • Ростелеком универсальный пульт дистанционного управления руководство пользователя