Руководство крестьянско фермерским хозяйством

11 июня 2003 года N 74-ФЗ


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О КРЕСТЬЯНСКОМ (ФЕРМЕРСКОМ) ХОЗЯЙСТВЕ

Принят

Государственной Думой

23 мая 2003 года

Одобрен

Советом Федерации

28 мая 2003 года

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 04.12.2006 N 201-ФЗ,

от 13.05.2008 N 66-ФЗ, от 30.10.2009 N 239-ФЗ, от 28.12.2010 N 420-ФЗ,

от 28.07.2012 N 133-ФЗ, от 25.12.2012 N 263-ФЗ, от 28.12.2013 N 446-ФЗ,

от 23.06.2014 N 171-ФЗ, от 29.12.2020 N 474-ФЗ, от 02.07.2021 N 299-ФЗ,

от 06.12.2021 N 407-ФЗ)

(см. Обзор изменений данного документа)

Настоящий Федеральный закон определяет правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств.

Настоящий Федеральный закон гарантирует гражданам право на создание крестьянских (фермерских) хозяйств и их самостоятельную деятельность.

Новые экономические
отношения в АПК предусматривают развитие
хозяйственных структур, основанных на
частной собственности и индивидуальном
или коллективном (семейном) труде, к
которым относятся крестьянские
(фермерские) хозяйства, личные подсобные
хозяйства граждан, а также их объединения.
В соответствии с Законом РФ «О крестьянском
(фермерском) хозяйстве» крестьянское
(фермерское) хозяйство является
самостоятельным хозяйствующим субъектом
с правами юридического лица, который
на основе использования отдельным
гражданином, семьей или группой граждан
находящейся в их собственности или
арендованной ими земли и имущества
осуществляет производство, переработку
и реализацию сельскохозяйственной
продукции.

Крестьянское
(фермерское) хозяйство

это форма свободного предпринимательства,
осуществляемого на принципах экономической
выгоды. Основным направлением деятельности
крестьянского хозяйства является
производство растениеводческой и
животноводческой продукции и продуктов
ее переработки. В процессе производственной
деятельности фермерские хозяйства
могут брать на себя решение и других
важных проблем при сохранении в качестве
основного вида деятельности производства,
переработки и реализации сельскохозяйственной
продукции.

Организация
фермерских хозяйств может происходить
различными путями:

    • создание фермерских
      хозяйств на базе внутрихозяйственного
      арендного подряда с последующим выкупом
      у хозяйства средств производства;

    • трансформация
      личного подсобного хозяйства в
      фермерское хозяйство;

    • создание фермерских
      хозяйств на конкурсной основе работниками
      со стороны и др.

Крестьянское
хозяйство является равноправным звеном
экономической системы наряду с
государственными, коллективными,
индивидуальными и другими предприятиями
и организациями.

Государство может
способствовать развитию крестьянских
хозяйств путем использования экономических
рычагов: процентных ставок по ссудам и
вкладам, налогов, цен, экономических
санкций, целевых государственных
субсидий, социальных и экономических
нормативов и др.

Вмешательство в
хозяйственную и иную деятельность
крестьянского хозяйства со стороны
государственных, общественных и
кооперативных органов не допускается,
за исключением случаев нарушения
собственниками и землепользователями
законодательства.

Крестьянское
(фермерское) хозяйство осуществляет
следующие основные функции и задачи:

    • самостоятельно
      определяет направления деятельности,
      объемы производства, формы и каналы
      реализации продукции, исходя из
      собственных интересов;

    • организует
      рациональное использование переданных
      ему во владение и использование
      сельскохозяйственных угодий в
      соответствии с целевым назначением,
      повышение их плодородия;

    • покупает,
      обменивает, продает, арендует, берет
      в долг у государственных, кооперативных
      и общественных предприятий и организаций,
      а также отдельных граждан любое
      имущество, необходимое для нормального
      ведения хозяйства, а также осуществляет
      строительство производственных
      объектов и жилья в порядке, установленном
      законом;

    • пользуется наравне
      с предприятиями других организационно-правовых
      форм хозяйствования материально-техническим
      обеспечением, транспортными,
      ремонтно-техническими, ветеринарными,
      научно-консультативными услугами
      государственных, кооперативных и
      общественных предприятий и организаций,
      а также граждан в порядке и на условиях,
      установленных законодательными актами;

    • использует в
      установленном порядке кратко- и
      долгосрочные займы (на текущие
      производственные цели, приобретение
      тракторов, комбайнов, автомобилей,
      другой сельскохозяйственной техники,
      строительство производственных
      объектов и жилья и т. д.), которые
      предоставляют отделения государственных
      и кооператив­ных банков, может
      получать займы от государственных и
      кооперативных хозяйств в соответствии
      с заключенными договорами;

    • самостоятельно
      вступает в договорные отношения с
      государственными, кооперативными и
      общественными предприятиями,
      организациями и гражданами;

    • вступает в деловые
      отношения с зарубежными предприятиями
      и организациями.

Экономические
отношения с государственными,
кооперативными и другими предприятиями
и организациями, отдельными лицами
осуществляются на основе договоров,
трудовых соглашений, торговых операций
по наличному и безналичному расчету,
производятся отчисления, определяемые
соответствующими нормативными актами,
по налогам, платежи в бюджет, в фонд
социального страхования и др. Деятельность
фермерского хозяйства базируется
преимущественно на личном труде его
членов, хотя в случае необходимости
законодательством разрешается привлечение
постоянных, сезонных и временных
работников.

Глава хозяйства
(фермер) самостоятельно руководит
делами, заключает от имени хозяйства
соглашения (договоры).

Произведенная
продукция, а также работы и услуги и
полученные доходы являются собственностью
фермерского хозяйства и используются
им по собственному усмотрению.

Фермерское
хозяйство имеет право в соответствии
с действующим законодательством
выступать основателем и участником
объединений, фирм, союзов, ассоциаций,
кооперативов, банков, консорциумов,
совместных и других предприятий и
организаций по производству, переработке
и реализации продукции, материально-техническому
обеспечению, внедренческому,
научно-консультативному, техническому,
ветеринарному и другим видам обслуживания,
приобретать и использовать средства
кредитных, страховых, других организаций
и получать от них доходы, сохраняя при
этом самостоятельность, а также покупать
и продавать ценные бумаги. В соответствии
с действующим законодательством
крестьянские (фермерские) хозяйства
самостоятельно или совместно с другими
организационно-правовыми формами
хозяйствования могут создавать ассоциации
крестьянских (фермерских) хозяйств.
При
этом они сохраняют самостоятельность,
права на земельные участки и право
юридического лица.

Главной целью
ассоциаций являются создание условий
для нормальной хозяйственной деятельности
ее участников, увеличение их доходов и
рост уровня социально-экономического
развития, а также организация совместного
производства, переработки и реализации
сельскохозяйственной продукции.

Основными задачами
фермерской ассоциации являются:

    • коллективное
      регулирование межфермерских
      взаимоотношений, в том числе координация
      производственных, коммерческих и иных
      связей между самими производителями
      и непроизводственными формированиями;

    • внедрение
      эффективных форм кооперации во все
      сферы деятельности, в том числе в
      производство, переработку и реализацию
      продукции; оказание методической и
      практической помощи в агротехническом,
      зооветеринарном, инженерном, экономическом
      обслуживании, финансово-кредитное
      обеспечение и др.;

    • формирование
      сбалансированной материально-технической
      базы и социальной инфраструктуры
      коллективного пользования, в том числе
      обеспечение производственного цикла
      материально-техническими услугами —
      нефтепродуктами, семенами, удобрениями,
      средствами защиты растений и животных,
      стройматериалами и др.;

    • коллективная
      защита законных интересов и прав
      участников ассоциации перед другими
      предприятиями, организациями,
      учреждениями.

Средства ассоциации
формируются за счет вступительных
взносов ее членов и ежегодных отчислений
участников. Ассоциация имеет право
заниматься коммерческой деятельностью,
прибыль от которой распределяется между
ее членами пропорционально их вкладу
в формирование ассоциации.

Организационные
основы функционирования и управления
в ассоциации определяются ее уставом,
который принимается на общем собрании
участников и утверждается в установленном
порядке.

Принципиальная
схема построения и управления ассоциацией
крестьянских хозяйств представлена на
рисунке 15.

Крестьянские
(фермерские)
хозяйства,

производственные
кооперативы и другие собственники

Общее собрание
глав крестьянских хозяйств, руководителей
других струк­тур-участников

Координационный
совет

Председатель
совета ассоциации (исполнительный
директор)

Финансово-расчетный
центр

Исполнительная
дирекция.

Отделы и службы
маркетинга, агрозоотехнического,
инженерного, ветеринарного и других
видов обслуживания

Кооперативы,
товарищества и другие формирования
производственного и обслуживающего
назначения (по производству и переработке,
ремонтно-техническому, транспортному,
строительному, энергетическому
обслуживанию, снабжению и сбыту и др.)

Рис. 15. Организационная
модель ассоциации крестьянских
(фермерских) хозяйств

Для выполнения
целей и задач ассоциации в ее составе
могут быть созданы финансово-расчетный
центр (коммерческий банк), подразделения
по производству, переработке продукции
и обслуживанию производства, различные
службы. При этом каждый участник, входящий
в состав ассоциации, может добровольно
участвовать во всех видах деятельности
или пользоваться услугами только
определенных ее служб.

Высшим органом
управления фермерской ассоциацией
является общее собрание глав крестьянских
хозяйств и других ее участников.

Общее собрание
утверждает устав, избирает исполнительные
и другие органы ассоциации, определяет
их функции, утверждает программы развития
и решает другие вопросы. Вместе с тем
полномочия и деятельность общего
собрания не должны ограничивать и
связывать свободу фермера (предпринимателя).
Общее собрание ассоциации избирает
координационный совет, осуществляющий
исполнительские функции и повседневную
координацию деятельности ассоциации.

Координационный
совет при необходимости нанимает рабочий
аппарат управления (исполнительную
дирекцию) ассоциации. Руководитель
исполнительного аппарата является
одновременно председателем координационного
совета. Роль этого аппарата сводится к
решению стратегических вопросов
производственно-финансовой деятельности
входящих в состав ассоциаций формирований,
координации их работы, оказанию
посреднических услуг и консультативной
помощи.

Исполнительный
аппарат содержится за счет отчислений
средств входящих в состав ассоциации
участников. Смета расходов на его
содержание утверждается на общем
собрании членов ассоциации.

Контрольные
вопросы и задания

1. Каковы пути
организации фермерских хозяйств?

2. Как осуществляется
управление фермерским хозяйством?

3. Что такое
ассоциация фермерских хозяйств? Опишите
схему управления ас­социацией.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Среди прочих форм предпринимательства существует такое понятие как крестьянско-фермерское хозяйство. Что значит ИП – глава КФХ? Может ли предприниматель оформить на себя фермерство или для этого потребуется особый порядок? Разберемся в законодательных нюансах.

Что такое КФХ

Понятие крестьянско-фермерского хозяйства обозначено в Законе № 74-ФЗ от 11.06.03 г. (далее – Закон). Согласно этому правовому документу КФХ представляет собой отдельную форму хозяйствования в виде объединения физлиц, имеющих общие активы и совместно осуществляющих деятельность в сельскохозяйственной сфере (п. 1 стат. 1). Создание такого субъекта допускается с участием одного гражданина, а регулирование предпринимательства осуществляется в соответствии с требованиями гражданского законодательства (п. 2, 3 стат. 1 Закона). Регистрация КФХ возможна как в виде фермерства, так и в виде ИП.

Кто может быть главой КФХ

Согласно п. 5 стат. 23 ГК главой хозяйства может являться физлицо, зарегистрированное в статусе ИП по общеустановленному порядку. Главное ограничение – наличие дееспособности. Указанная норма распространяется на граждан РФ, а также иностранных поданных и физлиц без гражданства. Прочими членами КФХ по стат. 3 закона вправе быть:

  • Ближайшие родственники главы – родители, супруги, сестры, дети, братья, бабушки, дедушки и внуки. Максимальное число ограничено тремя семьями, а минимальный возраст участников – 16 годами.

  • Другие граждане – количество таких лиц ограничено 5 членами.

Если хозяйство образуется по решению одного физлица, не требуется составление соглашения, а глава КФХ называется индивидуальным предпринимателем. Если же членов фермерства много, в обязательном порядке заключается соглашение (стат. 4 Закона). В этом документе определяется следующая информация:

  • Кто относится к членам КФХ.

  • Кто признан главой КФХ и какими полномочиями наделяется такой гражданин.

  • В каком порядке осуществляется управление.

  • Какими обязанностями и правами обладают прочие члены.

  • Как формируется и распределяется имущество КФХ.

  • По каким правилам принимаются и исключаются члены КФХ.

  • В каком порядке происходит распределение прибыли и иных доходов.

  • Другие условия.

Соглашение обязательно к единогласному подписанию всеми членами хозяйства, а степень родства подтверждается не устно, но документально. Таким образом, предприниматель – глава фермерского хозяйства по сути является руководителем (главой) такого бизнеса и непосредственно самим КФХ. Создание фермерства на базе ООО запрещено, так как внесение записей о главе КФХ выполняется налоговыми органами не в единый реестр юрлиц (ЕГРЮЛ), а в единый реестр предпринимателей (ЕГРИП). Согласно стат. 16 Закона главой хозяйства считается один из выбранных членов, если же участник – один, он автоматически считается главой, но при этом обязан узаконить свой статус, оформив ИП.

Фермерские хозяйства и индивидуальные предприниматели

В соответствии со стат. 5 Закона горегистрация КФХ проводится по законодательным нормам РФ. Фермерское хозяйство признается открытым с даты его регистрации в контрольных органах. Следовательно, из трактовки нормативных положений можно сделать вывод, что КФХ – отдельная форма хозяйствования. Заявителем при наличии нескольких членов считается выбранный единогласно глава, при сдаче документов в ИФНС предоставляется соглашение. В случае, когда участник один, составлять соглашение не требуется, а физлицо вправе заниматься фермерством после получения статуса ИП.

Какие различия существуют между главой КФХ и ИП? Если глава выбран по решению других членов, он должен действовать в интересах хозяйства и представляет не свои личные интересы, а общие. При этом его права и обязанности четко определены в законодательных нормах и разработанном соглашении. Если же деятельность ведется ИП, предприниматель выступает от собственного имени и в своих интересах, принимая все решения единогласно. Следовательно, ИП ничем не ограничен в ведении и управлении бизнесом, а глава КФХ имеет четко определенный круг прав и обязанностей.

Вывод – КФХ – это не юрлицо, и не ИП. Это особая форма хозяйствования, на которую распространяются отдельные законодательные нормы. Регистрация КФХ происходит по алгоритму открытия ИП, не юрлица.

Индивидуальный предприниматель – глава крестьянского фермерского хозяйства

Мы выяснили, что глава крестьянского фермерского хозяйства предпринимателем может быть – стат. 23 ГК этого не запрещает. Обычный гражданин (не ИП) также вправе заниматься деятельностью в сельскохозяйственной сфере, если это участие закреплено в соглашении в связи с созданием КФХ. Какой способ выбрать для ведения подобного бизнеса – каждый решает самостоятельно с учетом имеющихся возможностей и поставленных целей.

При принятии решения продумайте, какие планируются масштабы деятельности; учитывайте, что предприниматель действует самостоятельно, а создание КФХ означает соблюдение утвержденного в хозяйстве соглашения. Кроме того, если вы соберетесь расширяться и задумаете нанять сотрудников со стороны (по трудовым договорам или в рамках ГПД), количество лиц ограничено 5 гражданами-участниками фермерства. Предприниматель же волен нанимать любое число работников. В то же время для КФХ государство предлагает большее разнообразие субсидий, льгот, ссуд и других видов поддержки.

Одним словом, как и при любом выборе, оценивая, в каком статусе зарегистрировать будущее фермерство, взвесьте все достоинства и недостатки – от процедуры открытия до используемой при ведении деятельности системы налогообложения.

Как открыть ИП КФХ

Для открытия КФХ или ИП для главы фермерства действует тот же алгоритм, что и для создания предпринимателя. Пакет необходимой документации подается в территориальное подразделение налоговой инспекции по адресу проживания главы хозяйства. Нормативные требования регулируются Законом № 74-ФЗ и Законом № 129-ФЗ от 08.08.01 г. Состав обязательных бланков включает в себя:

  • Унифицированное заявление – документ предоставляется по ф. Р21001 на регистрацию предпринимателя или ф. Р21002 – на регистрацию КФХ.

  • Соглашение членов КФХ – подается только в той ситуации, когда количество участников составляет более одного гражданина.

  • Копию удостоверяющего личность физлица (главы хозяйства) паспорта.

  • Платежная квитанция на перечисление госпошлины в объеме 800 руб.

  • Заявление на использование спецрежима – подается при решении работать на ЕСХН или УСН. Если документ не предоставить сразу, фермерство признается работающим на ОСНО (общей системе).

Документацию можно сдать в ИФНС лично или через представителя. При последнем способе предварительно оформляется нотариальная доверенность. Также разрешено отправить пакет форм по почте или через ТКС. На проведение процедуры регистрации отводится 3 дня (п. 3 стат. 22.1 Закона № 129-ФЗ). По результатам проверки и рассмотрения полученных сведений налоговики выдают свидетельство о госрегистрации главы КФХ, лист выписки о внесении данных в ЕГРИП, документ о постановке на учет в ФНС.

[ Дек. 30, 2017, 12:38 д.п. ]

11 июня 2003 г. N 74-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О КРЕСТЬЯНСКОМ (ФЕРМЕРСКОМ) ХОЗЯЙСТВЕ

(в ред. Федеральных законов от 04.12.2006 N 201-ФЗ, от 13.05.2008 N 66-ФЗ, от 30.10.2009 N 239-ФЗ, от 28.12.2010 N 420-ФЗ, от 28.07.2012 N 133-ФЗ, от 25.12.2012 N 263-ФЗ, от 28.12.2013 N 446-ФЗ, от 23.06.2014 N 171-ФЗ, от 29.12.2020 N 474-ФЗ, от 02.07.2021 N 299-ФЗ, от 06.12.2021 N 407-ФЗ)

Принят
Государственной Думой
23 мая 2003 года

Одобрен
Советом Федерации
28 мая 2003 года

Настоящий Федеральный закон определяет правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств.

Настоящий Федеральный закон гарантирует гражданам право на создание крестьянских (фермерских) хозяйств и их самостоятельную деятельность.

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства

1. Крестьянское (фермерское) хозяйство (далее также — фермерское хозяйство) представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.

2. Фермерское хозяйство может быть создано одним гражданином.

3. Фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

К предпринимательской деятельности фермерского хозяйства, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правовых отношений.

4. Фермерское хозяйство может признаваться сельскохозяйственным товаропроизводителем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 2. Государство и фермерское хозяйство

1. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления содействуют созданию фермерских хозяйств и осуществлению ими своей деятельности, оказывают поддержку фермерским хозяйствам, в том числе посредством формирования экономической и социальной инфраструктур для обеспечения доступа фермерским хозяйствам к финансовым и иным ресурсам, а также в соответствии с законодательством Российской Федерации о малом предпринимательстве.

2. Вмешательство федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в хозяйственную и иную деятельность фермерского хозяйства не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

ГЛАВА 2. СОЗДАНИЕ ФЕРМЕРСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Статья 3. Право на создание фермерского хозяйства

1. Право на создание фермерского хозяйства имеют дееспособные граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

2. Членами фермерского хозяйства могут быть:

1) супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, а также дедушки и бабушки каждого из супругов, но не более чем из трех семей. Дети, внуки, братья и сестры членов фермерского хозяйства могут быть приняты в члены фермерского хозяйства по достижении ими возраста шестнадцати лет;

2) граждане, не состоящие в родстве с главой фермерского хозяйства. Максимальное количество таких граждан не может превышать пять человек.

Статья 4. Соглашение о создании фермерского хозяйства

1. В случае создания фермерского хозяйства одним гражданином заключение соглашения не требуется.

2. Граждане, изъявившие желание создать фермерское хозяйство, заключают между собой соглашение.

3. Соглашение о создании фермерского хозяйства (далее — соглашение) должно содержать сведения:

1) о членах фермерского хозяйства;

2) о признании главой фермерского хозяйства одного из членов этого хозяйства, полномочиях главы фермерского хозяйства в соответствии со статьей 17 настоящего Федерального закона и порядке управления фермерским хозяйством;

3) о правах и об обязанностях членов фермерского хозяйства;

4) о порядке формирования имущества фермерского хозяйства, порядке владения, пользования, распоряжения этим имуществом;

5) о порядке принятия в члены фермерского хозяйства и порядке выхода из членов фермерского хозяйства;

6) о порядке распределения полученных от деятельности фермерского хозяйства плодов, продукции и доходов.

4. К соглашению прилагаются копии документов, подтверждающих родство граждан, изъявивших желание создать фермерское хозяйство.

5. Соглашение подписывается всеми членами фермерского хозяйства.

6. По усмотрению членов фермерского хозяйства в соглашение могут включаться иные не противоречащие гражданскому законодательству условия.

7. Изменения, касающиеся состава фермерского хозяйства, должны быть внесены в соглашение, заключаемое членами фермерского хозяйства.

Статья 5. Государственная регистрация фермерского хозяйства

Фермерское хозяйство считается созданным со дня его государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

ГЛАВА 3. ИМУЩЕСТВО ФЕРМЕРСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Статья 6. Состав имущества фермерского хозяйства

1. В состав имущества фермерского хозяйства могут входить земельный участок, жилой дом, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственные и иные техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и иное необходимое для осуществления деятельности фермерского хозяйства имущество. (в ред. Федеральных законов от 04.12.2006 N 201-ФЗ, от 02.07.2021 N 299-ФЗ)

2. Плоды, продукция и доходы, полученные фермерским хозяйством в результате использования его имущества, являются общим имуществом членов фермерского хозяйства.

3. Имущество фермерского хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если соглашением между ними не установлено иное.

Доли членов фермерского хозяйства при долевой собственности на имущество фермерского хозяйства устанавливаются соглашением между членами фермерского хозяйства.

4. Перечень объектов, входящих в состав имущества фермерского хозяйства, порядок формирования имущества фермерского хозяйства устанавливаются членами фермерского хозяйства по взаимному согласию.

Статья 7. Владение и пользование имуществом фермерского хозяйства

Члены фермерского хозяйства сообща владеют и пользуются имуществом фермерского хозяйства. Порядок владения и пользования имуществом фермерского хозяйства определяется соглашением, заключенным между членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона.

Статья 8. Распоряжение имуществом фермерского хозяйства

1. Порядок распоряжения имуществом фермерского хозяйства определяется соглашением, заключенным между членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона.

2. Распоряжение имуществом фермерского хозяйства осуществляется в интересах фермерского хозяйства главой фермерского хозяйства.

3. По сделкам, совершенным главой фермерского хозяйства в интересах фермерского хозяйства, отвечает фермерское хозяйство своим имуществом, определенным в статье 6 настоящего Федерального закона. Сделка, совершенная главой фермерского хозяйства, считается совершенной в интересах фермерского хозяйства, если не доказано, что эта сделка заключена главой фермерского хозяйства в его личных интересах.

Статья 9. Раздел имущества фермерского хозяйства

1. При выходе из фермерского хозяйства одного из его членов земельный участок и средства производства фермерского хозяйства разделу не подлежат.

2. Гражданин в случае выхода его из фермерского хозяйства имеет право на денежную компенсацию, соразмерную его доле в праве общей собственности на имущество фермерского хозяйства. Срок выплаты денежной компенсации определяется по взаимному согласию между членами фермерского хозяйства или в случае, если взаимное согласие не достигнуто, в судебном порядке и не может превышать год с момента подачи членом фермерского хозяйства заявления о выходе из фермерского хозяйства.

3. Гражданин, вышедший из фермерского хозяйства, в течение двух лет после выхода из него несет субсидиарную ответственность в пределах стоимости своей доли в имуществе фермерского хозяйства по обязательствам, возникшим в результате деятельности фермерского хозяйства до момента выхода его из фермерского хозяйства.

4. При прекращении фермерского хозяйства в связи с выходом из него всех его членов имущество фермерского хозяйства подлежит разделу между членами фермерского хозяйства в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Статья 10. Наследование имущества фермерского хозяйства

Наследование имущества фермерского хозяйства осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

ГЛАВА 4. ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЕ И ПРИОБРЕТАЕМЫЕ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФЕРМЕРСКИМ ХОЗЯЙСТВОМ ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 446-ФЗ)

Статья 11. Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для осуществления фермерским хозяйством его деятельности (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 446-ФЗ)

1. Для осуществления фермерским хозяйством его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 446-ФЗ)

2. Для строительства зданий, строений и сооружений, необходимых для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий. (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 446-ФЗ)

3. Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, формируются в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 446-ФЗ)

4. На земельном участке из состава земель сельскохозяйственного назначения, в том числе занятом сельскохозяйственными угодьями, используемом крестьянским (фермерским) хозяйством для осуществления своей деятельности, допускаются строительство, реконструкция и эксплуатация одного жилого дома с количеством этажей не более трех, общая площадь которого составляет не более пятисот квадратных метров и площадь застройки под которым составляет не более 0,25 процента от площади земельного участка. Образование земельного участка (земельных участков) из земельного участка, на котором расположен такой жилой дом, в случаях, если это приводит к уменьшению площади исходного земельного участка, не допускается, за исключением случаев, связанных с изъятием земельного участка (земельных участков) для государственных и муниципальных нужд. (в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 299-ФЗ)

5. Законами субъектов Российской Федерации могут быть определены муниципальные образования, на территориях которых не допускаются строительство, реконструкция и эксплуатация жилых домов на земельных участках из состава земель сельскохозяйственного назначения, используемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления своей деятельности. (в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 299-ФЗ)

Статья 12. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления фермерским хозяйством его деятельности (в ред. Федеральных законов от 28.12.2013 N 446-ФЗ, от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

1. Порядок предоставления земельных участков для осуществления фермерским хозяйством его деятельности устанавливается Земельным кодексом Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

2.-5. Пункты утратили силу. (в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

6. Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка для осуществления фермерским хозяйством его деятельности может быть оспорено в судебном порядке. (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 446-ФЗ)

6.1. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставляемых для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

7. Минимальные размеры земельных участков не устанавливаются для фермерских хозяйств, основной деятельностью которых является садоводство, овощеводство защищенного грунта, цветоводство, виноградарство, семеноводство, птицеводство, пчеловодство, товарное рыбоводство или другая деятельность в целях производства сельскохозяйственной продукции по технологии, допускающей использование земельных участков, размеры которых менее минимальных размеров земельных участков, установленных законами субъектов Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 28.12.2010 N 420-ФЗ)

8. Пункт утратил силу. (в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

Статья 13. Выдел земельного участка в счет земельной доли, возникшей в результате приватизации сельскохозяйственных угодий

1. Гражданин, являющийся участником общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, имеет право требовать выдела земельного участка в счет земельной доли, возникшей при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, расширения такой деятельности. (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 446-ФЗ)

2. Условия и порядок выдела земельного участка в счет земельной доли, возникшей в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, для целей, указанных в пункте 1 настоящей статьи, определяются в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

ГЛАВА 5. ЧЛЕНЫ ФЕРМЕРСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Статья 14. Прием новых членов в фермерское хозяйство и прекращение членства в фермерском хозяйстве

1. В фермерское хозяйство могут быть приняты новые члены в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 3 настоящего Федерального закона.

2. Прием новых членов в фермерское хозяйство осуществляется по взаимному согласию членов фермерского хозяйства на основании заявления гражданина в письменной форме.

3. Членство в фермерском хозяйстве прекращается при выходе из членов фермерского хозяйства или в случае смерти члена фермерского хозяйства.

4. Выход члена фермерского хозяйства из фермерского хозяйства осуществляется по его заявлению в письменной форме.

Статья 15. Права и обязанности членов фермерского хозяйства

1. Члены фермерского хозяйства устанавливают по взаимному согласию внутренний распорядок фермерского хозяйства, права и обязанности с учетом квалификации и хозяйственной необходимости, а также ответственность за неисполнение установленных обязанностей.

2. Каждый член фермерского хозяйства имеет право на часть доходов, полученных от деятельности фермерского хозяйства в денежной и (или) натуральной форме, плодов, продукции (личный доход каждого члена фермерского хозяйства). Размер и форма выплаты каждому члену фермерского хозяйства личного дохода определяются по соглашению между членами фермерского хозяйства.

Статья 16. Глава фермерского хозяйства

1. Главой фермерского хозяйства по взаимному согласию членов фермерского хозяйства признается один из его членов. В случае, если фермерское хозяйство создано одним гражданином, он является главой фермерского хозяйства.

2. Глава фермерского хозяйства должен действовать в интересах представляемого им фермерского хозяйства добросовестно и разумно и не вправе совершать действия, ущемляющие права и законные интересы фермерского хозяйства и его членов.

Статья 17. Полномочия главы фермерского хозяйства

Глава фермерского хозяйства:

организует деятельность фермерского хозяйства;

без доверенности действует от имени фермерского хозяйства, в том числе представляет его интересы и совершает сделки;

выдает доверенности;

осуществляет прием на работу в фермерское хозяйство работников и их увольнение;

организует ведение учета и отчетности фермерского хозяйства;

осуществляет иные определяемые соглашением между членами фермерского хозяйства полномочия.

Статья 18. Смена главы фермерского хозяйства

1. В случае невозможности исполнения главой фермерского хозяйства своих обязанностей более чем шесть месяцев или его смерти либо добровольного отказа главы фермерского хозяйства от своих полномочий члены фермерского хозяйства признают по взаимному согласию главой фермерского хозяйства другого члена фермерского хозяйства.

2. Смена главы фермерского хозяйства должна быть указана в соглашении, заключенном членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона.

3. Смена главы фермерского хозяйства не влечет за собой прекращение его членства в фермерском хозяйстве.

ГЛАВА 6. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФЕРМЕРСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Статья 19. Виды деятельности фермерского хозяйства

1. Основными видами деятельности фермерского хозяйства являются производство и переработка сельскохозяйственной продукции, а также транспортировка (перевозка), хранение и реализация сельскохозяйственной продукции собственного производства.

2. Члены фермерского хозяйства самостоятельно определяют виды деятельности фермерского хозяйства, объем производства сельскохозяйственной продукции исходя из собственных интересов.

3. Перевозками, осуществляемыми автомобильным транспортом фермерского хозяйства для собственных нужд, считаются перевозки:

1) сырья, кормов;

2) произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции;

3) сельскохозяйственной техники и запасных частей к ней;

4) семян;

5) удобрений;

6) горюче-смазочных материалов;

7) иных используемых для обеспечения нужд фермерского хозяйства грузов.

4. Фермерское хозяйство может реализовывать на используемом им для осуществления своей деятельности земельном участке из земель сельскохозяйственного назначения сельскохозяйственную продукцию собственного производства с использованием помещений, расположенных в объектах капитального строительства, некапитальных строениях, сооружениях, входящих в состав имущества фермерского хозяйства, или нестационарных торговых объектов при условии размещения таких объектов на данном земельном участке, не относящемся к сельскохозяйственным угодьям. Требования к помещениям, указанным в настоящем пункте, устанавливаются законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Размещение нестационарных торговых объектов на данных земельных участках допускается без проведения работ, связанных с нарушением почвенного слоя земельного участка. (в ред. Федерального закона от 06.12.2021 N 407-ФЗ)

ГЛАВА 7. ОБЪЕДИНЕНИЯ ФЕРМЕРСКИХ ХОЗЯЙСТВ

Статья 20. Объединения фермерских хозяйств

Фермерские хозяйства в целях координации своей предпринимательской деятельности, представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов фермерских хозяйств по территориальному и отраслевому признакам, а также могут быть учредителями, участниками, членами коммерческих и некоммерческих организаций.

ГЛАВА 8. ПРЕКРАЩЕНИЕ ФЕРМЕРСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Статья 21. Основания прекращения фермерского хозяйства

1. Фермерское хозяйство прекращается:

1) в случае единогласного решения членов фермерского хозяйства о прекращении фермерского хозяйства;

2) в случае, если не осталось ни одного из членов фермерского хозяйства или их наследников, желающих продолжить деятельность фермерского хозяйства;

3) в случае несостоятельности (банкротства) фермерского хозяйства;

4) в случае создания на базе имущества фермерского хозяйства производственного кооператива или хозяйственного товарищества;

5) на основании решения суда.

2. Споры, возникшие в связи с прекращением фермерского хозяйства, разрешаются в судебном порядке.

Статья 22. Порядок прекращения фермерского хозяйства

Прекращение фермерского хозяйства осуществляется по правилам Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правоотношения.

ГЛАВА 9. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 23. Заключительные и переходные положения

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона признать утратившими силу:

Закон РСФСР от 22 ноября 1990 года N 348-I «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 26, ст. 324);

Постановление Верховного Совета РСФСР от 22 ноября 1990 года N 349-I «О введении в действие Закона РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 26, ст. 325);

Закон РСФСР от 27 декабря 1990 года N 461-I «Об изменениях в Законе РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» в связи с принятием Постановления Съезда народных депутатов РСФСР «О программе возрождения российской деревни и развития агропромышленного комплекса» и Закона РСФСР «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 1, ст. 5);

статью 7 Закона Российской Федерации от 24 июня 1992 года N 3119-I «О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс РСФСР, Гражданский процессуальный кодекс РСФСР, Регламент Верховного Совета РСФСР, законы РСФСР «О Еврейской автономной области», «О выборах народных депутатов РСФСР», «О дополнительных полномочиях местных Советов народных депутатов в условиях перехода к рыночным отношениям», «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», «О земельной реформе», «О банках и банковской деятельности в РСФСР», «О Центральном банке РСФСР (Банке России)», «О собственности в РСФСР», «О предприятиях и предпринимательской деятельности», «О государственной налоговой службе РСФСР», «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», «О приоритетном обеспечении агропромышленного комплекса материально-техническими ресурсами», «О местном самоуправлении в РСФСР», «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР», «О государственной пошлине»; законы Российской Федерации «О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации», «О товарных биржах и биржевой торговле» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 34, ст. 1966);

статью 2 Закона Российской Федерации от 28 апреля 1993 года N 4888-I «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Закона РСФСР «О плате за землю» и налогового законодательства России» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 21, ст. 748);

пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 21 марта 2002 года N 31-ФЗ «О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 12, ст. 1093).

3. Крестьянские (фермерские) хозяйства, которые созданы как юридические лица в соответствии с Законом РСФСР от 22 ноября 1990 года N 348-I «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», вправе сохранить статус юридического лица. (в ред. Федеральных законов от 30.10.2009 N 239-ФЗ, от 25.12.2012 N 263-ФЗ, от 29.12.2020 N 474-ФЗ)

На такие крестьянские (фермерские) хозяйства нормы настоящего Федерального закона, а также нормы иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств, распространяются постольку, поскольку иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правоотношения.

Президент Российской Федерации
В.ПУТИН

Москва, Кремль

11 июня 2003 года

N 74-ФЗ

Управление крестьянскими хозяйствами

Способы организации КФХ

КФХ образуется:

  • На основании договора аренды земель, площадей, создания КФХ с выкупом у хозяйства средств производства.
  • При наличии личного подсобного хозяйства и использовании его в качестве фермерского хозяйства.
  • Прочее.

Нормативно-правовые акты

КФХ является ценным звеном экономической системы Российской Федерации, в связи с чем осуществляется его поддержка и развитие путем предоставления государственных субсидий, льготных процентных ставок по ссудам и налогам и прочее.

Государство и другие общественные организации не вправе вмешиваться в деятельность КФХ, исключением является факт нарушения законодательства Российской Федерации. Деятельность контролируется Законом № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и ГК РФ, ч.1, ст. 86.1.

Организация КФХ

В процессе работы фермерское хозяйство (в лице главы) имеет право выполнять следующие действия:

  • Самостоятельно выбирать способы и объемы сельхоздеятельности, а также каналы реализации продукции.
  • Контролировать использование сельхозпродукции согласно ее назначению.
  • Совершать любые операции с объектами недвижимости, необходимыми для поддержания КФХ.
  • Организовывать возведение производственных объектов согласно законодательству РФ.
  • На основании договора выступать представителем во взаимоотношениях с иными предприятиями.

Продукция, произведенная КФХ, все работы и услуги, а также полученные от них доходы являются исключительной собственностью КФХ и расходуются им по личному усмотрению. При необходимости у КФХ есть возможность не только применения личного труда, но и привлечения к деятельности работников.

Продукция, произведенная КФХ, все работы и услуги, а также полученные от них доходы являются исключительной собственностью КФХ и расходуются им по личному усмотрению.

Управление в крестьянском фермерском хозяйстве осуществляет фермер, он же глава хозяйства. Его задача – лично руководить делами и оформлять от имени КФХ необходимые соглашения и договоры.

Сохранить и преумножить

КФХ совместно с другими организационно-правовыми формами хозяйствования вправе, сохраняя свою самостоятельность, создавать ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств с целью:

  • Приумножения прибыли.
  • Увеличения уровня развития.
  • Увеличения объемов производства за счет совместного производства и реализации продукции.
  • Представление интересов участников перед иными учреждениями;

Однако фермер является лидером на бумаге, но по факту представляет хозяйство в целом. Поэтому контроль и управление могут осуществлять также:

  • Другие члены КФХ.
  • Производственные кооперативы и другие собственники.
  • Координационный совет.
  • Финансово-расчетный центр.
  • Дирекция.
  • Службы маркетинга.

Фермер является лидером на бумаге, но по факту представляет хозяйство в целом.
Если фермер действует в личных интересах, нарушая права других участников хозяйства, он может быть смещен с должности.

Back to top button

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Стиральная машина хотпоинт аристон аквалтис инструкция по применению
  • Paraview руководство пользователя на русском
  • Нет высказывания российского руководства
  • Как правильно написать инструкцию по работе
  • Ренгалин таблетки для рассасывания от чего инструкция по применению