Руководство лагеря это

[организационно-правовая форма,
наименование организации, предприятия]

Утверждаю

[должность, подпись, Ф. И. О. руководителя или иного
должностного лица, уполномоченного утверждать
должностную инструкцию]

[число, месяц, год]

М. П.

Должностная инструкция
начальника детского оздоровительного лагеря [наименование]

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных актов, регулирующих трудовые правоотношения в Российской Федерации.

1. Общие положения

1.1. Начальник детского оздоровительного лагеря относится к категории руководителей и непосредственноподчиняется [наименование должности руководителя].

1.2. На должность начальника детского оздоровительного лагеря принимается лицо, имеющее высшее образование и стаж педагогической работы не менее 3 лет или среднее специальное образование и стаж педагогической работы не менее 5 лет.

1.3. На должность начальник детского оздоровительного лагеря назначается и освобождается от должности приказом [наименование должности руководителя].

1.4. Начальник детского оздоровительного лагеря должен знать:

— нормативные акты по вопросам организации летнего отдыха детей, детского оздоровительного лагеря;

— законодательные акты, нормативные документы по вопросам воспитания и социальной защиты детей;

— требования к оснащению и оборудованию спален, игровых, других помещений лагеря;

— педагогику, педагогическую психологию;

— достижения современной психолого-педагогической науки и практики;

— основы физиологии, гигиены детей;

— законодательные, нормативные и локальные акты по охране труда;

— основы трудового законодательства;

— правила по охране окружающей среды;

— правила по охране труда и пожарной безопасности;

— правила внутреннего трудового распорядка.

1.5. Профессионально важные качества: [перечислить качества].

1.6. Должностные обязанности начальника детского оздоровительного лагеря в его отсутствие выполняет [вписать нужное].

2. Должностные обязанности

На начальника детского оздоровительного лагеря возлагаются следующие должностные обязанности:

2.1. Руководство деятельностью детского оздоровительного лагеря в соответствии с законодательством.

2.2. Защита интересов и прав детей, отдыхающих в детском оздоровительном лагере.

2.3. Организация выполнения образовательно-оздоровительных программ работы лагеря, контроль за их выполнением.

2.4. Создание благоприятного морально-психологического климата в лагере, отношений сотрудничества и доброжелательности в педагогическом и детском коллективах.

2.5 Осуществление контроля и анализа воспитательной деятельности в лагере, а также работы воспитателей.

2.6. Принятие и увольнение в установленном законодательством порядке работников детского оздоровительного лагеря.

2.7. Проведение инструктажа с работниками детского оздоровительного лагеря по технике безопасности, профилактике травматизма и предупреждению несчастных случаев с детьми (с обязательной регистрацией в специальном журнале).

2.8. Проведение инструктажа о персональной ответственности педработников за жизнь, здоровье и безопасность детей.

2.9. Разработка документации по охране труда.

2.10. Согласовывает и утверждает должностные инструкции сотрудников, знакомит принятых сотрудников с условиями труда.

2.11. Осуществляет систематический контроль за выполнением инструкций, правил и норм по охране труда и безопасности жизнедеятельности.

2.12. Контроль своевременности и качества проведения инструктажей воспитанников по охране труда и безопасности жизнедеятельности.

2.13. Составление графиков выхода на работу и графиков выходных дней для персонала лагеря, ведение учета детей.

2.14. Создание соответствующих условий для работы сотрудников, координация деятельности воспитателей и других работников лагеря.

2.15. Создание необходимых условий для реализации основных целей детского оздоровительного лагеря, а также программ воспитания и оздоровления.

2.16. Оказание помощи воспитателям, музыкальным работникам, руководителям физической культуры в составлении и координации планов воспитательной работы.

2.17. Консультирование всех категорий работников, непосредственно подчиняющихся начальнику лагеря, по организации и проведению воспитательных мероприятий.

2.18. Составление совместно с воспитателями плана работы лагеря на смену и подведение итогов работы.

2.19. Контроль за соблюдением санитарных норм, гигиенических нормативов, соответствие требованиям охраны труда условий для проведения воспитательного процесса и обеспечение безопасности жизнедеятельности детей на территории лагеря.

2.20. Организует профилактическую деятельность по безопасности жизнедеятельности: оформление и обновление стендов, уголков безопасности жизнедеятельности в холлах, игровых комнатах, организацию смотров, конкурсов, игровых мероприятий, направленных на усвоение навыков безопасного поведения детей в различных жизненных ситуациях и т. д.

2.21. Издание приказов и распоряжений по лагерю, регистрация и хранение которых осуществляются в соответствии с действующим законодательством.

2.22. Осуществление контроля за организацией учебно-воспитательного процесса, оздоровления и питания детей, состояния материально-технической базы.

2.23. Представление интересов детского оздоровительного лагеря в государственных органах и общественных организациях.

2.24. Взаимодействие и привлечение к совместной деятельности с детским оздоровительным лагерем различных учреждений и организаций.

2.25. Организация в соответствии с действующим законодательством финансово-хозяйственной деятельности детского оздоровительного лагеря.

2.26. Обеспечение своевременного предоставления установленной отчетности в соответствующие органы управления образованием.

3. Права работника

Начальник детского оздоровительного лагеря имеет право:

3.1. Запрашивать и получать необходимую информацию и документы, относящиеся к вопросам его деятельности.

3.2. Вносить предложения непосредственному руководителю по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей должностной инструкцией обязанностями.

3.3. Принимать участие в конференциях и совещаниях, на которых рассматриваются вопросы, связанные с его работой.

3.4. Отдавать распоряжения подчиненным работникам и котролировать их исполнение.

3.5. Координировать и контролировать работу воспитателей и других работников лагеря.

3.6. На благоприятные условия для профессиональной деятельности (соответствующее санитарным нормам помещение, самостоятельное планирование рабочего времени).

3.7. Вносить руководству представления о поощрении или наказании работников, находящихся в его подчинении.

3.8. Требовать от руководства оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.

3.9. На все предусмотренные законодательством социальные гарантии.

3.10. На иные права, предусмотренные трудовым законодательством.

4. Ответственность работника

Начальник детского оздоровительного лагеря несет ответственность:

4.1. За безопасность, жизнь и здоровье детей.

4.2. За соблюдение санитарно-гигиенических норм, правил техники безопасности жизнедеятельности и пожарной безопасности.

4.3. За принимаемые решения, связанные с организацией деятельности детей в рамках программы лагеря.

4.4. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ.

4.5. За причинение материального ущерба работодателю — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ;

4.6. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определенных действующим административным, уголовным, гражданским законодательством РФ.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа]

Руководитель кадровой службы

[подпись]

[инициалы, фамилия]

[число, месяц, год]

Согласовано:

[должность]

[подпись]

[инициалы, фамилия]

[число, месяц, год]

С инструкцией ознакомлен:

[подпись]

[инициалы, фамилия]

[число, месяц, год]

Должностная инструкция
директора детского оздоровительного лагеря с круглосуточным пребыванием детей

1. Общие положения

1.1. Данная должностная инструкция директора детского оздоровительного лагеря с круглосуточным пребыванием детей разработана на основании Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденного Приказом Минздравсоцразвития № 761н от 26.08.2010г в редакции от 31.05.2011г; с учетом СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных актов, регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем.
1.2. Директор детского оздоровительного лагеря (далее — ДОЛ) относится к категории руководителей, назначается и освобождается от должности в порядке, предусмотренном Уставом лагеря и Трудовым Кодексом Российской Федерации.
1.3. Настоящая должностная инструкция устанавливает должностные обязанности, права, ответственность и взаимоотношения директора детского оздоровительного лагеря с круглосуточным пребыванием детей.
1.4. Директор детского лагеря должен иметь высшее профессиональное образование по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом» и стаж работы на педагогических должностях не менее 5 лет или высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления или менеджмента и экономики и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет.
1.5. К работе директором детского оздоровительного лагеря допускается лицо, прошедшее предварительный (при поступлении на работу) и периодический медицинский осмотр, внеочередной медицинский осмотр по направлению работодателя, обязательное психиатрическое освидетельствование (не реже 1 раза в 5 лет), профессиональную гигиеническую подготовку и аттестации (при приеме на работу и далее не реже 1 раза в 2 года), вакцинации, а также имеющее личную медицинскую книжку с результатами медицинских обследований и лабораторных исследований, сведениями о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации с допуском к работе, не имеющее ограничений на занятия педагогической деятельностью, изложенных в статье 331 «Право на занятие педагогической деятельностью» Трудового кодекса Российской Федерации.
1.6. Директор детского оздоровительного лагеря несет ответственность за соблюдение данной должностной инструкции, за всю деятельность летнего оздоровительного лагеря с круглосуточным пребыванием детей, осуществляет общее руководство всеми подразделениями лагеря и следит за исполнением правил внутреннего распорядка.
1.7. Директор ДОЛ является распорядителем материальных ценностей, имеет право первой подписи на всех денежных и официальных документах.
1.8. Директор детского оздоровительного лагеря утверждает Правила внутреннего распорядка и осуществляет контроль деятельности всех служб лагеря и его сотрудников по обеспечению сохранности жизни и здоровья детей.
1.9. Директору предоставляется право приема и увольнения сотрудников детского оздоровительного лагеря с круглосуточным пребыванием детей. Директору ДОЛ непосредственно подчиняются все работники лагеря.
1.10. В своей деятельности директор детского лагеря руководствуется Конституцией и законами Российской Федерации, указами Президента и решениями правительства Российской Федерации; нормативно-правовыми документами общегосударственного, отраслевого, регионального уровней по вопросам отдыха и оздоровления, решениями администрации и органов управления образования всех уровней по вопросам воспитания и оздоровления детей.
Директор лагеря руководствуется Уставом, Правилами внутреннего трудового распорядка, должностной инструкцией директора детского оздоровительного лагеря, правилами и нормами охраны труда и пожарной безопасности, а также Конвенцией о правах ребенка.
1.11. Директор детского оздоровительного лагеря создает систему воспитательной и оздоровительной работы с детьми в соответствии с законами Российской Федерации, Уставом детского лагеря и настоящей должностной инструкцией.
1.12. Директор детского лагеря должен знать:

  • СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
  • Типовое положение о детском оздоровительном лагере, представленное письмом Минздравсоцразвития России № 18-2/10/1-7164 от 14.11.2011г.
  • законодательные акты, нормативные акты по вопросам организации оздоровительного отдыха детей, функционирования детского лагеря;
  • нормативные документы, касающиеся вопросов воспитания и социальной защиты детей;
  • требования к оснащению и оборудованию спален, игровых, других помещений детского оздоровительного лагеря;
  • педагогику и педагогическую психологию, достижения современной психолого-педагогической науки и практики;
  • основы социологии, физиологии и гигиены ребенка;
  • методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с детьми разного возраста, коллегами по работе;
  • технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
  • основы менеджмента, управления персоналом, управления проектами;
  • основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, презентациями, электронной почтой и браузерами;
  • Правила внутреннего трудового распорядка детского лагеря;
  • гражданское, административное, трудовое, бюджетное, налоговое законодательство в части, касающейся регулирования деятельности детских организаций;
  • правила по охране окружающей среды;
  • правила и нормы охраны труда и противопожарной защиты детского оздоровительного лагеря с круглосуточным пребыванием детей.
  • порядок действий при возникновении чрезвычайной ситуации в детском лагере.

1.13. Должностные обязанности директора детского оздоровительного лагеря в его отсутствие выполняет заместитель директора по воспитательной работе, который приобретает соответствующие права и несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на него в связи с замещением.

2. Функции

2.1. Осуществление общего руководства деятельностью детского лагеря с круглосуточным пребыванием детей в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2.2. Создание благоприятных условий для содержательного отдыха и оздоровления детей, личностного, творческого, духовно-нравственного развития, для занятия детей физической культурой и спортом, туризмом, расширения и углубления знаний об окружающем мире и природе, развития творческих способностей.
2.3. Создание условий для воспитания и адаптации детей к жизни в обществе, привития навыков самоуправления, чувства коллективизма и патриотизма, формирования у детей общечеловеческой культуры и ценностей.
2.4. Создание условий для обеспечения режима соблюдения требований действующих СанПиН при организации питания, режима соблюдения норм и правил охраны труда, пожарной и антитеррористической безопасности.

3. Должностные обязанности

Директор детского лагеря выполняет следующие должностные обязанности:
3.1. Осуществляет общее руководство детским оздоровительным лагерем, соблюдая требования законодательства, санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, содержанию и организации режима работы в стационарных учреждениях отдыха и оздоровления детей, Устава лагеря.
3.2. Решает кадровые, административные, финансовые, хозяйственные и иные вопросы в соответствии с Уставом детского оздоровительного лагеря.
3.3. Обеспечивает охрану жизни и здоровья детей во время пребывания в лагере, соблюдение прав и свобод детей и работников лагеря в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
3.4. Определяет стратегию, цели и задачи развития детского оздоровительного лагеря, принимает решения о программном планировании его работы, участии лагеря в различных программах и проектах, обеспечивает соблюдение требований, предъявляемых к условиям оздоровительно-досугового процесса, результатам деятельности лагеря и к качеству отдыха детей, непрерывное повышение качества условий для отдыха и оздоровления детей.
3.5. Обеспечивает подготовку лагеря (территории, помещений, оборудования) к сезону (смене).
3.6. Информирует территориальные органы, уполномоченные на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, о планируемых сроках заездов детей, режиме работы и количестве детей в срок не позднее, чем за два месяца до открытия каждого сезона.
3.7. Контролирует качество оказываемых услуг (условий пребывания в лагере, образовательно-воспитательных, оздоровительных и досуговых мероприятий, питания детей).
3.8. Организует разработку и утверждает план работы лагеря, образовательно-воспитательные и оздоровительные программы в лагере, положение о режиме и распорядке дня в лагере, Правила внутреннего трудового распорядка лагеря.
3.9. Создает условия для внедрения инноваций в деятельность лагеря, обеспечивает формирование и реализацию инициатив работников детского оздоровительного лагеря, направленных на улучшение работы лагеря и повышение качества условий для отдыха и оздоровления детей, поддерживает благоприятный морально-психологический климат в коллективе.
3.10. В пределах своих полномочий распоряжается финансовыми средствами, обеспечивает результативность и эффективность их использования.
3.11. В пределах установленных средств формирует фонд оплаты труда с разделением его на базовую и стимулирующую части, утверждает структуру и штатное расписание лагеря, осуществляет подбор и расстановку кадров.
3.12. Принимает меры по обеспечению лагеря квалифицированными кадрами, рациональному использованию и развитию их профессиональных знаний и опыта, создает условия для непрерывного повышения квалификации работников лагеря.
3.13. Принимает меры по обеспечению безопасности и условий труда, соответствующих требованиям охраны труда.
3.14. Планирует, координирует и контролирует работу структурных подразделений лагеря, работников лагеря.
3.15. Обеспечивает эффективное взаимодействие и сотрудничество с органами государственной власти, местного самоуправления, организациями, общественностью, родителями детей, отдыхающими в лагере (лицами, их заменяющими), гражданами.
3.16. Осуществляет контроль соблюдения правил пребывания посетителей, в том числе родителей (законных представителей) детей на территории детского оздоровительного лагеря.
3.17. Информирует родителей (законных представителей) об условиях отдыха и оздоровления детей (на сайте лагеря), несчастных случаях или заболеваниях детей во время пребывания в лагере.
3.18. Представляет детский оздоровительный лагерь в государственных, муниципальных, общественных и иных органах, учреждениях, иных организациях.
3.19. Обеспечивает учет, сохранность и пополнение материальной базы, соблюдение правил санитарно-гигиенического режима и охраны труда, учет и хранение документации, привлечение для осуществления деятельности, предусмотренной Уставом детского лагеря, дополнительных источников финансовых и материальных средств.
3.20. Обеспечивает представление учредителям ежегодного отчета о поступлении, расходовании финансовых и материальных средств и публичного отчета о деятельности детского оздоровительного лагеря в целом.
3.21. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
3.22. Директор детского оздоровительного лагеря обеспечивает:

  • выполнение требований санитарных правил всеми сотрудниками лагеря;
  • необходимые условия для соблюдения санитарных правил;
  • наличие личных медицинских книжек на каждого работника и своевременное прохождение ими периодических медицинских обследований, а также соблюдение периодичности вакцинации в соответствии с национальным календарем прививок;
  • организацию мероприятий по дезинфекции, дезинсекции и дератизации;
  • наличие аптечек для оказания первой медицинской помощи и их своевременное пополнение;
  • прохождение педагогических работников обучению навыкам оказания первой помощи.

3.23. Утверждает график работы педагогических работников детского лагеря. Продумывает основные вопросы содержания и организации работы лагеря круглосуточного пребывания.
3.24. Осуществляет систематический контроль качества воспитательного процесса в лагере и проведения мероприятий; посещает воспитательные и спортивные мероприятия, анализирует их форму и содержание, доводит результаты анализа до сведения педагогов.
3.25. Принимает родителей (лиц их заменяющих) по вопросам организации деятельности детского оздоровительного лагеря.
3.26. Обеспечивает своевременную и качественную замену временно отсутствующих воспитателей и вожатых детского оздоровительного лагеря.
3.27. Обеспечивает своевременное составление необходимой отчетной документации.
3.28. Осуществляет систематический контроль организации питания в летнем лагере.
3.29. Участвует в проведении административно-общественного контроля по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности, в расследовании несчастных случаев с работниками или детьми.
3.30. Организовывает проведение инструктажей с подчиненными сотрудниками по вопросам охраны труда, производственной санитарии, пожарной и антитеррористической безопасности с оформлением соответствующей документации и регистрации в журналах инструктажей.
3.31. Соблюдает свою должностную инструкцию и контролирует соблюдение санитарно-гигиенических норм, требований по охране труда и пожарной безопасности.
3.32. Устанавливает контакты с различными организациями, которые способны оказать со-действие детскому оздоровительному лагерю.

4. Права директора лагеря

Директор детского оздоровительного лагеря имеет право в пределах своей компетенции:
4.1. Без доверенности действовать от имени лагеря. Представлять интересы лагеря во взаимоотношениях с гражданами, юридическими лицами, органами государственной власти и управления.
4.2. Распоряжаться имуществом и средствами лагеря с соблюдением требований, определенных нормативными правовыми актами.
4.3. Требовать прекращения (приостановления) работ (в случае нарушения, несоблюдения установленных требований и т.д.), соблюдения установленных норм, давать указания по исправлению недостатков и устранению нарушений.
4.4. Издавать приказы и давать обязательные распоряжения работникам лагеря, касающиеся деятельности детского оздоровительного лагеря.
4.5. Утверждать Правила внутреннего распорядка, издавать и утверждать локальные акты, касающиеся деятельности детского оздоровительного лагеря.
4.6. Осуществляет контроль деятельности всех служб лагеря и его сотрудников по обеспечению сохранности жизни и здоровья детей детского лагеря.
4.7. Принимать и увольнять работников детского оздоровительного лагеря.
4.8. Проверять и контролировать работу непосредственно подчиненных работников.
4.9. Привлекать к дисциплинарной ответственности, поощрять работников детского оздоровительного лагеря круглосуточного пребывания детей.
4.10. Присутствовать на любых занятиях, мероприятиях, соревнованиях проводимых с воспитанниками оздоровительного лагеря.
4.11. Вносить в необходимых случаях временные изменения в график работы детского летнего лагеря.
4.12. Затребовать у сотрудников детского лагеря необходимые сведения, документы, объяснения и объяснительные.
4.13. Анализировать работу и давать оценку деятельности структурных подразделений детского оздоровительного лагеря.
4.14. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы и работы детского лагеря в целом, давать по ним объяснения.

5. Ответственность директора лагеря

5.1. Директор детского оздоровительного лагеря несет ответственность:

  • за качество воспитательной работы и выполнение плана работы детского лагеря;
  • за жизнь и здоровье воспитанников, нарушение их прав и свобод в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • за действия (бездействия), повлекшие за собой последствия, опасные для жизни и здоровья детей, или иное нарушение их прав;
  • за качественную работу персонала детского лагеря;
  • за качественное и своевременное питание детей.

5.2. За неисполнение и ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка, должностной инструкции директора детского оздоровительного лагеря, работник несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном Трудовым законодательством Российской Федерации.
5.3. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью воспитанника лагеря, а также совершение иного аморального проступка директор лагеря может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.
5.4. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических требований к организации деятельности детского оздоровительного лагеря директор лагеря привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством Российской Федерации.
5.5. За причинение детскому лагерю или участникам лагеря ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.

6. Взаимоотношения. Связи по должности

6.1. Директор детского оздоровительного лагеря:

  • соблюдает утвержденный режим работы детского оздоровительного лагеря с круглосуточным пребыванием детей;
  • самостоятельно планирует свою работу на всю смену;
  • систематически проводит оперативные совещания с работниками детского лагеря;
  • получает от работников лагеря отчеты о проделанной работе;
  • знакомит с приказами, распоряжениями работников оздоровительного лагеря.

6.2. В случаях возникновения групповых инфекционных и неинфекционных заболеваний,
аварийных ситуаций в работе систем электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения,
водоотведения, технологического и холодильного оборудования, которые создают угрозу
возникновения и распространения инфекционных заболеваний и отравлений, директор детского оздоровительного лагеря в течение двух часов с момента выявления информирует территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный
санитарно-эпидемиологический надзор, и обеспечивает проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
6.3. Поддерживает связь с учреждениями, организациями и творческими коллективами для осуществления совместной деятельности по воспитанию и отдыху детей.
6.4. Способствует созданию благоприятного морально-психологического климата в лагере, отношений сотрудничества и доброжелательности — в педагогическом и детском коллективе оздоровительного лагеря.
6.5. Обеспечивает своевременное предоставление отчетности в соответствующие вышестоящие и контролирующие органы.

7. Заключительные положения

7.1. Ознакомление директора детского оздоровительного лагеря с данной должностной инструкцией осуществляется при приеме на работу до подписания трудового договора (контракта).
7.2. Один экземпляр должностной инструкции находится у работодателя, второй – у работника.
7.3. Факт ознакомления работника с настоящей должностной инструкцией подтверждается подписью в экземпляре должностной инструкции, а также в журнале ознакомления с должностными инструкциями.

Должностную инструкцию директора лагеря разработал: _________ /__________________/

С должностной инструкцией ознакомлен (а), один экземпляр получил (а)
«___»_____202__г. _________ /__________________/

Рекомендуем перейти к разделу:
Должностные инструкции для детского оздоровительного лагеря

Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

УТВЕРЖДЕНО

Директор

МБОУ «Никольская средняя общеобразовательная школа»

__________ /Мартынова Н.Н/

Приказ № 52 от «24» марта 2021г.

СОГЛАСОВАНО

Председатель ПО

_________ /Никитина Л.А/

протокол № 8 от «21»марта 2021г.

Должностная инструкция

начальника оздоровительного лагеря дневного пребывания

01

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с Федеральным Законом №273 от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 24 марта 2021 года; с учетом СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи, в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и другими нормативными актами, регулирующими трудовые отношения между работником и работодателем.

1.2. Начальник оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей назначается на период деятельности лагеря из числа педагогических работников и освобождается от должности директором общеобразовательного учреждения в порядке, предусмотренном Положением и Уставом общеобразовательного учреждения.

1.3. Начальник лагеря должен иметь высшее или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика», либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении, стаж педагогической работы не менее 3-х лет.

1.4. К работе начальником лагеря с дневным пребыванием детей допускается лицо, прошедшее предварительный (при поступлении на работу) и периодический медицинский осмотр, профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию (при приеме на работу и далее 1 раз в два года), вакцинацию, а также имеющее личную медицинскую книжку с результатами медицинских обследований и лабораторных исследований, сведениями о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации с допуском к работе.

1.5. Начальник лагеря в своей работе подчиняется директору общеобразовательного учреждения и заместителю директора по воспитательной работе.

1.6. Начальнику летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей непосредственно подчиняются все работники лагеря.

1.7. В своей деятельности начальник лагеря руководствуется Конституцией и законами Российской Федерации, указами Президента и решениями правительства Российской Федерации, решениями администрации и органов управления образования всех уровней по вопросам воспитания детей, правилами и нормами охраны труда и противопожарной защиты; а также Уставом, Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией и иными локальными правовыми актами общеобразовательного учреждения, Конвенцией о правах ребенка.

1.8. Начальник лагеря создает систему воспитательной работы с детьми в соответствии с Положением о лагере, Уставом общеобразовательного учреждения и настоящей должностной инструкцией.

1.9. Начальник пришкольного лагеря должен знать:

  • Федеральный Закон №273 от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации»;

  • СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;

  • Приказ Минпросвещения России от 17 марта 2020 г. № 104 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, образовательные программы среднего профессионального образования, соответствующего дополнительного профессионального образования и дополнительные общеобразовательные программы, в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации»;

  • Письмо от 13 марта 2020 г. № СК-150/03 «Об усилении санитарно- эпидемиологических мероприятий в образовательных организациях» (совместное письмо с Роспотребнадзором);

  • письмом от 26 марта 2020 г. № 07-2408 «О направлении информации с целью организационно-методической поддержки организации дистанционного образования обучающихся с ОВЗ»;

  • Письмо от 27 марта 2020 г. № 07-2446 «О направлении информации по вопросам психолого-педагогической поддержки обучающихся, родителей (законных представителей), педагогов в условиях распространения новой коронавирусной инфекции»;

  • Письмо от 7 мая 2020 г. № ВБ-976/04 «О реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий»;

  • Письмо от 12 августа 2020 г. № ГД-1192/03; № 02/16587-2020-24 «Об организации работы образовательных организаций в 2020-2021 учебном году» (совместное письмо с Роспотребнадзором).

  • Примерное положение о лагерях, организованных образовательными организациями, осуществляющими организацию отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время (с круглосуточным или дневным пребыванием), утвержденное приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 июля 2017г. № 656

  • законодательные акты, нормативные документы, касающиеся вопросов воспитания и социальной защиты детей, организации летнего отдыха детей.

  • решения органов управления образованием по вопросам, касающимся организации летне­го оздоровительного отдыха школьников;

  • законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную и физкультурно-спортивную деятельность;

  • педагогику и педагогическую психологию, достижения современной психолого-педагогической науки и практики;

  • современные педагогические технологии развивающего обучения;

  • основы социологии, физиологии и гигиены школьника;

  • методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с детьми разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;

  • технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;

  • основы менеджмента, управления персоналом, управления проектами;

  • основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, презентациями, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;

  • Правила внутреннего трудового распорядка пришкольного лагеря;

  • требования к оснащению и оборудованию спален, игровых и других помещений;

  • трудовое законодательство Российской Федерации;

  • правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты лагеря.

  • порядок действий при возникновении чрезвычайной ситуации в лагере.

2. Функции

2.1. Осуществление общего руководства деятельностью лагеря с дневным пребыванием детей в соответствии с  Положением о лагере  и законодательством Российской Федерации.

2.2. Создание необходимых условий для содержательного досуга детей, личностного, творческого, духовно-нравственного развития, для занятия детей физической культурой и спортом, туризмом, расширения и углубления знаний об окружающем мире и природе, развития творческих способностей, организации общественно полезного труда, формирования и развития позитивной мотивации здорового образа жизни, правопослушного поведения в обществе.

2.3. Создание условий для воспитания и адаптации детей к жизни в обществе, привития навыков самоуправления, чувства коллективизма и патриотизма, формирования у детей общечеловеческой культуры и ценностей,

2.4. Создание условий для укрепления здоровья детей, обеспечения режима соблюдения требований действующих САНПиН в организации питания, санитарно-эпидемиологического режима, соблюдения норм и правил охраны труда, пожарной и антитеррористической безопасности.

3. Должностные обязанности

Начальник  оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей выполняет следующие должностные обязанности:

3.1. Осуществляет общее руководство всеми направлениями деятельности  лагеря с дневным пребыванием детей в соответствии с  Положением о лагере  и законодательством РФ.

3.2. Организует качественное выполнение летней образовательно-оздоровительной программы школы и плана работы лагеря, соответственно контролирует их выполнение.

3.3. Несет ответственность за безопасность жизни и здоровья детей, находящихся в лагере, за перевозку детей всеми видами допустимого транспорта.

3.4. Начальник лагеря является ответственным лицом за организацию и полноту выполнения требований СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи, в том числе обеспечивает:

а) наличие в лагере настоящих санитарных правил и санитарных правил, предъявляющих требования к организации питания воспитанников в оздоровительном лагере и доведение их содержания до сотрудников;

б) выполнение требований санитарных правил всеми сотрудниками лагеря;

в) необходимые условия для соблюдения санитарных правил;

г) наличие личных медицинских книжек на каждого работника и своевременное прохождение ими периодических медицинских обследований, а также соблюдение периодичности вакцинации в соответствии с национальным календарем прививок;

д) организацию мероприятий по дезинфекции, дезинсекции и дератизации;

е) наличие аптечек для оказания первой медицинской помощи и их своевременное пополнение;

ж) прохождение педагогических работников обучению навыкам оказания первой помощи.

3.5. Составляет совместно с воспитателями лагеря план работы лагеря на смену и подводит итоги работы.

3.6. Составляет график работы педагогических работников дневного лагеря.

3.7. Составляет и подбирает методические разработки различных воспитательных мероприятий, сценариев праздников и т.п.

3.8. Координирует и оказывает методическую помощь воспитателям, музыкальным работникам, руководителям физической культуры в составлении и координации планов воспитательной работы.

3.9. Продумывает основные вопросы содержания и организации работы лагеря дневного пребывания.

3.10. Осуществляет систематический контроль качества воспитательной деятельности в лагере и проведения мероприятий; посещает воспитательные и спортивные мероприятия, анализирует их форму и содержание, доводит результаты анализа до сведения педагогов.

3.11. Организует просветительскую работу среди родителей воспитанников лагеря, принимает родителей (лиц их заменяющих) по вопросам организации деятельности школьного оздоровительного лагеря.

3.12. Обеспечивает своевременную и качественную замену временно отсутствующих воспитателей и вожатых детского оздоровительного лагеря.

3.13. Обеспечивает своевременное составление необходимой отчетной документации.

3.14. Осуществляет систематический контроль организации питания в летнем лагере.

3.15. Участвует в комплектовании пришкольного лагеря, учитывая социальное положение детей, принимает меры по сохранению контингента воспитанников.

3.16. Контролирует соблюдение детьми правил поведения  в лагере.

3.17. Обеспечивает защиту интересов и прав детей во время их пребывания в дневном лагере.

3.18. Обеспечивает выполнение воспитателями и вожатыми возложенных на них обязанностей по обеспечению безопасности жизнедеятельности воспитанников.

3.19. Участвует в проведении административно-общественного контроля по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности, в расследовании несчастных случаев с работниками или детьми.

3.20. Инструктирует подчиненных сотрудников по вопросам охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии, противопожарной и антитеррористической безопасности с оформлением соответствующей документации и регистрации в журналах инструктажей.

3.21. Соблюдает свою должностную инструкцию и контролирует соблюдение санитарно-гигиенических норм, требований, правил по охране труда, пожарной безопасности при проведении различных воспитательных мероприятий.

3.22. Организует взаимосвязь с родителями (законными представителями) воспитанников.

3.23. Оперативно извещает директора школы о каждом несчастном случае, принимает меры по оказанию первой доврачебной помощи и, в случае необходимости, организации транспортировки в медицинское учреждение.

3.24. Устанавливает контакты с различными организациями, которые способны оказать со­действие школьному лагерю с дневным пребыванием детей.

3.25. Привлекает родителей воспитанников для участия в совместной деятельности по улучшению процесса воспитания и отдыха детей в летнем лагере.

3.26. Начальник лагеря должен иметь следующую документацию:

  • заявления родителей и учащихся;

  • списки учащихся;

  • список сотрудников лагеря дневного пребывания;

  • приказы директора школы по лагерю;

  • графики работы летнего лагеря и его работников;

  • план работы пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей и др.

4. Права начальника лагеря

Начальник лагеря дневного пребывания имеет право в пределах своей компетенции:

4.1. Издавать приказы и давать обязательные распоряжения воспитателям, вожатым и другим работникам лагеря, касающиеся деятельности летнего оздоровительного лагеря при общеобразовательном учреждении.

4.2. Создавать программу по оздоровлению и отдыху детей в пришкольном лагере.

4.3. Проверять и контролировать работу непосредственно подчиненных работников.

4.4. Вносить предложения директору общеобразовательного учреждения о привлечении  к дисциплинарной ответственности, поощрении работников лагеря.

4.5. Присутствовать на любых занятиях, мероприятиях, соревнованиях проводимых с детьми.

4.6. Вносить в необходимых случаях временные изменения в график работы лагеря.

4.7. Затребовать у работников пришкольного лагеря дневного пребывания необходимые сведения, документы, объяснения и объяснительные.

4.8. Требовать от администрации школы создания безопасных, сберегающих здоровье условий труда непосредственно для работников и отдыха — для воспитанников лагеря.

4.9. Анализировать работу и давать оценку деятельности сотрудников дневного оздоровительного лагеря.

4.10. Обращаться в отдел управления образования, судебные и правовые органы, организации, учреждения и предприятия по вопросам воспитания, социальной защиты детей, отдыхающих в лагере.

4.11. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы и работы пришкольного лагеря в целом, давать по ним объяснения.

4.12. Иметь благоприятные условия для профессиональной деятельности (соответствующие санитарным нормам помещение, самостоятельное планирование рабочего времени).

5. Ответственность начальника лагеря

5.1. Начальник пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей несет ответственность:

  • за качество воспитательной работы и выполнение плана работы пришкольного лагеря;

  • за жизнь и здоровье воспитанников, нарушение их прав и свобод в соответствии с законодательством Российской Федерации;

  • за действия (бездействия), повлекшие за собой последствия, опасные для жизни и здоровья детей, или иное нарушение их прав;

  • за качественную работу персонала лагеря дневного пребывания детей;

  • за качественное и своевременное питание детей.

5.2. За неисполнение и ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка, Положения о лагере, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, должностной инструкции начальника лагеря дневного пребывания детей, начальник лагеря несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.

5.3. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью воспитанника лагеря, а также совершение иного аморального проступка начальник лагеря может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации».

5.4. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических требований к организации деятельности пришкольного оздоровительного лагеря начальник лагеря привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством

5.5. За причинение школе или участникам пришкольного лагеря ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.

5.6. За нарушение санитарного законодательства начальник лагеря и ответственные лица в соответствии с должностными инструкциями несут ответственность в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.

6. Взаимоотношения. Связи по должности

6.1. Начальник оздоровительного лагеря:

  • соблюдает утвержденный режим работы лагеря дневного пребывания детей;

  • самостоятельно планирует свою работу на всю смену и на каждый день;

  • систематически проводит оперативные совещания с работниками лагеря;

  • ежедневно получает от работников лагеря отчеты о проделанной работе;

  • получает от директора общеобразовательного учреждения приказы, распоряжения, знакомит с ними ра­ботников лагеря;

  • информирует администрацию школы о возникших трудностях в ходе реали­зации воспитательной программы и планов.

6.2. Во всех случаях возникновения групповых инфекционных заболеваний, аварийных ситуаций в работе систем водоснабжения, канализации, технологического и холодильного оборудования, а также других выявленных нарушений санитарных правил, которые создают угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых отравлений, начальник оздоровительного лагеря обязан незамедлительно (в течение 1 часа) информировать орган, уполномоченный осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, для принятия в установленном законодательством Российской Федерации мер. Источник: http://ohrana-tryda.com/node/649

6.3. Поддерживает связь с внешкольными учреждениями, организациями и творческими коллективами для осуществления совместной деятельности по воспитанию и отдыху детей.

6.4. Способствует созданию благоприятного морально-психологического климата в лагере, отношений сотрудничества и доброжелательности — в педагогическом и детском коллективе оздоровительного лагеря.

6.5. Обеспечивает своевременное предоставление отчетности в соответствующие органы управления образованием.

7. Заключительные положения

7.1. Ознакомление работника с данной должностной инструкцией осуществляется перед началом работы в пришкольном оздоровительном лагере.

7.2. Один экземпляр инструкции находится у работодателя, второй – у сотрудника.

7.3. Факт ознакомления работника с настоящей должностной инструкцией подтверждается подписью в экземпляре должностной инструкции, хранящемся у директора школы, а также в журнале ознакомления с должностными инструкциями.

Должностную инструкцию разработал: _____________ /Савенок М.И/

С должностной инструкцией ознакомлен (а), один экземпляр получил (а) и обязуюсь хранить его на рабочем месте.

«27» марта 2021г. _____________ /_______________________/

X d9964b24m.jpg

Вожатому во взаимодействии с подопечными часто приходится быть и руководителем и лидером.
Лидерство и руководство — это два разных понятия. Руководство концентрирует внимание на том, чтобы люди делали вещи правильно, а лидерство — на том, чтобы люди делали правильные вещи.

Существует различие между формальным лидерством — когда влияние исходит из официального положения вожатого в детском отряде и естественным лидерством — когда влияние исходит из признания другими личного превосходства лидера. В большинстве ситуаций, конечно, эти два вида влияния переплетаются в большей или меньшей степени. Важно здесь не то, что лидер обладает качествами превосходства, а то, что его сторонники считают, будто он обладает этими качествами.

Лидерство — это психологическая характеристика поведения отдельных членов группы, а руководство — это социальная характеристика отношений в группе, и в первую очередь с точки зрения распределения ролей управления и подчинения. В отличие от лидерства руководство выступает как регламентированный обществом правовой процесс.

Однако, несмотря на приведенные различия, и лидер, и руководитель имеют дело с одним и тем же типом проблем, связанных со стимулированием подопечных, нацеливанием их на решение определенных задач, заботой о средствах, при помощи которых эти задачи могут быть решены.

Руководитель — это человек, который направляет деятельность других и несет персональную ответственность за ее результаты. Хороший вожатый вносит порядок и последовательность в выполняемую деятельность. Свое взаимодействие с подопечными он строит больше на фактах и в рамках установленных целей.

Лидер воодушевляет детей и вселяет энтузиазм в них, передавая им свое видение будущего и помогая им адаптироваться к новому, пройти этап изменений.

Руководители имеют тенденцию занимать пассивную позицию по отношению к целям. Чаще всего они по необходимости ориентируются на кем-то установленные цели и практически не используют их для проведения изменений. Лидеры, наоборот, сами устанавливают свои цели и используют их для изменения отношения детей к делу.

Официально назначенный руководитель обладает преимуществами в завоевании лидирующих позиций в группе, поэтому он чаще, чем кто-либо другой, становится лидером. Однако необходимо помнить, что быть руководителем не означает автоматически считаться лидером, так как лидерство в значительной мере базируется на неформальной основе.

Руководители предпочитают порядок во взаимодействии с подопечными. Они строят свои отношения с ними соответственно тем ролям, которые подопечные играют в запрограммированной цепочке событий или в формальном процессе принятия и реализации решений. Это во многом происходит оттого, что вожатые видят себя определенной частью детского лагеря, как организации или членами особого социального института. Лидеры подбирают и держат людей, которые понимают и разделяют их взгляды и идеи, отражаемые в лидерском видении. Лидеры учитывают потребности детей, воспринимаемые ими ценности и движущие ими эмоции. Лидеры склонны к использованию эмоций и интуиции и всегда готовы вызвать у своих последователей сильные чувства типа любви и ненависти. Лидеры не связывают уважение к себе с принадлежностью к определенной организации.

Руководители обеспечивают достижение целей подчиненными, контролируя их поведение и реагируя на каждое отклонение от запланированного ранее. Лидеры строят свои отношения с подопечными на доверии, мотивируя и вдохновляя их. Они закладывают доверие в основу групповой, совместной деятельности.

Используя свой опыт, различные способности и умения, руководители концентрируют свои усилия в области принятия решений. Они пытаются сузить набор путей решения проблемы. Решения часто принимаются на основе прошлого опыта. Лидеры, наоборот, предпринимают постоянные попытки разработки новых и неоднозначных решений проблемы. А самое главное, после того, как проблема ими решена, лидеры берут на себя риск и бремя выявления новых проблем, особенно в тех случаях, когда существуют значительные возможности для получения соответствующего бонуса.

Принято различать понятия лидера и руководителя как соответственно неформального и формального лидера. Процесс влияния через способности и умения или другие ресурсы, необходимые людям, получил название неформального лидерства. В этом случае влияние исходит из признания другими личного превосходства лидера. Формальное лидерство — это процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности, официального положения в организации.

Формальный лидер имеет поддержку в виде делегированных ему официальных полномочий и обычно действует в отведенной ему конкретной функциональной области. Неформальный лидер выдвигается за счет своих способностей оказывать влияние на других и благодаря своим личным качествам.

Стили лидерства и руководства

Основу для классификаций стилей руководства или стилей поведения дали теории, основанные на поведенческом подходе. При поведенческом подходе к лидерству эффективность определяется не столько личными качествами руководителя, сколько его манерой поведения по отношению к подопечным.

Выделим три ставших классическими стиля управления:

  • авторитарный (или автократический, или директивный, или диктаторский);
  • демократический (или коллегиальный);
  • попустительский (или либерально-анархический, или нейтральный).

Авторитарный стиль управления. Для него характерны жесткое единоличное принятие руководителем всех решений («минимум демократии»), жесткий постоянный контроль за выполнением решений с угрозой наказания («максимум контроля»), отсутствие интереса к ребенку как к личности. Дети должны исполнять лишь то, что им приказано. При этом они получают минимум информации. Интересы детей при этом во внимание не принимаются.

За счет постоянного контроля этот стиль управления обеспечивает вполне приемлемые результаты деятельности по непсихологическим критериям.
Однако недостатков больше, чем достоинств:

  • высокая вероятность ошибочных решений;
  • подавление инициативы, творчества подопечных, замедление нововведений, застой, пассивность детей;
  • неудовлетворенность детей своей деятельностью;
  • неблагоприятный психологический климат («подхалимы», «козлы отпущения», интриги) обусловливает повышенную психологически-стрессовую нагрузку, вреден для психического и физического здоровья.

Авторитарный стиль лежит в основе абсолютного большинства конфликтов из-за стремления управляющего к единовластию. Этот стиль управления целесообразен и оправдан лишь в критических ситуациях.

Демократический стиль управления. Управленческие решения принимаются на основе обсуждения проблемы, учета мнений и инициатив подопечных («максимум демократии»), выполнение принятых решений контролируется и руководителем, и самими детьми («максимум контроля»); руководитель проявляет интерес и доброжелательное внимание к личности подопечных, учету их интересов, потребностей, особенностей.

Демократический стиль является наиболее действенным, так как он обеспечивает высокую вероятность правильных взвешенных решений, высокие результаты деятельности, инициативу, активность детей, удовлетворенность детей своей деятельностью и членством в коллективе, благоприятный психологический климат и сплоченность коллектива. Этот стиль управления предполагает взаимодействие на основе доверия и взаимопонимания. Руководитель ведет себя в данном случае как один из членов группы; каждый ребенок может выражать свои мнения по разным вопросам, не опасаясь какой-либо мести либо одергивания. В зависимости от выполнения задачи руководство группой может передаваться от одного участника другому. При этом всячески стимулируется инициатива со стороны подопечных, в коллективе создается благоприятный психологический климат.

Однако реализация демократического стиля возможна при высоких интеллектуальных, организаторских, психологически-коммуникативных способностях руководителя.

Попустительский стиль управления характеризуется, с одной стороны, «максимумом демократии» (все могут высказывать свои позиции, но реального учета, согласования позиций не стремятся достичь), а с другой — «минимумом контроля» (даже принятые решения не выполняются, нет контроля за их реализацией, все пущено на самотек).

Этот стиль управления характеризуется безынициативностью, невмешательством в процесс той или иной деятельности. Вследствие чего:

  • результаты деятельности обычно низкие;
  • дети не удовлетворены своей деятельностью, руководителем, психологический климат в коллективе неблагоприятный;
  • нет никакого сотрудничества;
  • разделы деятельности складываются из отдельных интересов лидеров;
  • подгруппы; возможны скрытые и явные конфликты;
  • идет расслоение на конфликтующие подгруппы.

Возможно несовпадение формы и содержания действий руководителя, например внешне используется форма демократического стиля (демонстрация внешнего расположения, вежливости к подопечным, проводится обсуждение проблемы), но в действительности решение руководителем давно уже принято единолично (маскировка авторитарного руководителя под «демократического»).

Стиль лидера отличается гибкостью, индивидуальным и ситуативным подходом. Он должен владеть всеми тремя стилями и умело применять их в зависимости от конкретной обстановки, специфики решаемых задач, социально-психологических особенностей подопечных и своих личных качеств.

Качества и черты личности лидера

Изучение личностных психологических качеств, обусловливающих успех руководства, позволило выделить следующие необходимые качества и черты личности:

  • доминантность — умение влиять на подопечных;
  • уверенность в себе;
  • эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость — умение руководителя контролировать свои эмоциональные проявления, саморегулировать эмоциональное состояние, осуществлять самоуправление и оптимальную эмоциональную разрядку;
  • креативность, способность к творческому решению задач, высокий практический интеллект;
  • стремление к достижению цели и предприимчивость, способность пойти на риск — разумный, а не авантюрный, готовность брать на себя ответственность в решении проблем;
  • ответственность и надежность в выполнении заданий, честность, верность данному обещанию и гарантиям;
  • независимость, самостоятельность в принятии решений;
  • гибкость поведения в изменяющихся ситуациях;
  • общительность, умение общаться, взаимодействовать с детьми.

Наличие у лидера четких личных ценностей и разумных личных целей крайне важно для успеха в деятельности.

Назовем восемь основных качеств, которые должны быть присущи лидеру:

  1. Искусство быть равным, т.е. установить и поддерживать систему отношений как с равными себе людьми.
  2. Искусство быть лидером — способность руководить подопечными, справляться со всеми сложностями и проблемами, которые приходят к человеку вместе с властью и ответственностью.
  3. Искусство разрешать конфликты — способность выступать в роли посредника между двумя сторонами в конфликте, урегулировать неприятности, порождаемые психологическим стрессом.
  4. Искусство обрабатывать информацию — способность построить систему коммуникаций в отряде, получать надежную информацию и эффективно ее оценивать.
  5. Искусство принимать нестандартные управленческие решения — способность находить проблемы и решения в условиях, когда альтернативные варианты действий, информация и цели неясны или сомнительны.
  6. Искусство распределять ресурсы — способность выбрать нужную альтернативу, найти оптимальный вариант в условиях ограниченного времени и нехватки других видов ресурсов.
  7. Способность идти на оправданный риск и на внедрение нововведений.
  8. Искусство самоанализа — способность понимать позицию лидера и его роль в отряде, умение видеть то, какое влияние лидер оказывает на остальных.

Матрица базовых стратегий

Руководство Лидерство
Осуществляется регуляция официальных отношений группы как некоторой социальной среды Осуществляется регуляция межличностных отношений в группе
Связано со всей системой общественных отношений и является элементом макросреды Является элементом макросреды (так же, как сама малая группа)
Целенаправленный процесс, осуществляемый под контролем различных элементов социальной структуры Возникает стихийно
Явление более стабильное Явление менее стабильное и зависит в большей степени от настроения группы
Более определенная система различных санкций Менее определенная система различных санкций
Процесс принятия решений значительно более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств и соображений, не обязательно связанных с данной группой Решения принимают непосредственно по групповой деятельности
Сфера действий руководителя шире, поскольку он представляет малую группу в более широкой социальной системе Сфера деятельности лидера — в основном малая группа

«Лидер должен делать то, это и третье на десерт…»

Есть множество правил и лидеров, которые следуют своим собственным, индивидуальным правилам. Какие же всё-таки работают на практике и стоит ли оно того? Определенно, некоторые заслуживают того, чтобы прислушаться к ним.

Правило ТОП-1 — наслаждайся. Командой, атмосферой, работой, приключениями в процессе этой работы. Важно делать это не через «не могу», а действительно желать заниматься делом, гореть им, не сгорая.

Прислушиваться к команде, особенно в важные моменты, уже считается базовой задачей лидера. Помимо тех ситуаций, где требуется срочное твердое решение, необходимо знать, что думают остальные.

«Узнавай новое каждый день» — это уже не просто правило, а девиз по жизни. Никогда не знаешь, где тебе пригодиться знание того, как делать гифки.

Люди всю жизнь учатся на ошибках, как своих, так и чужих. Лидеры — тоже люди.

Прежде чем совершить какую-нибудь глупость (или самый настоящий храбрый поступок), ответь себе на главный вопрос: «Зачем?». Ответ на самом деле заставляет задуматься о необходимости и смысле действий.

«Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!» — сказала Королева Алисе когда-то давно, а мы все еще бежим. Мы создаем команде дорогу, по которой она бежит со всех ног, из тех идей, проектов, ко(а)мпании и конкурсов, на которых она преображается и растет.

Самая лучшая импровизация всегда самая отрепетированная! Продумай всё необходимое и непредвиденное.

Когда нет вдохновения, идей, настроения и прочего, чего тебе не хватает, — не расстраивайся! Попробуй выйти из зоны комфорта. Знакомство с новыми людьми — отличный повод.

Китайская пословица гласит: «Либо не начинай, либо, начав, не сдавайся». Пословицы на деревьях не растут и как картошку их не выкопаешь. Их передает народ. А уж лидер точно знает, что стоит идти до конца.

Твори добро, причиняй справедливость! Но, в разумных рамках. Старайся не получать за это на орехи и думай, прежде чем кидаться в омут с головой.

«Лидер» — это испытание, призывающее оглянуться на свои достижения, осознать навыки и открыть путь новым идеям. «Везёт тому, кто везёт».

Перед тем, как что-то сделать, ответь на главный вопрос: «Зачем?». Он на самом деле важный, потому что именно в этот момент ты понимаешь — надо это тебе или нет.

Каждый человек мыслит по-своему, но кое-что ученые привели к обобщению. Например, что можно выделить 2 (два) вида мышления:

Критическое и НЕкритическое (пока все просто, да?).

Про Некритическое говорить не будем, это не так КРИТИЧНО. Мы все-таки не хлеб крошить пришли. Так что поговорим о КРИТИЧЕСКОМ мышлении, да. Что это такое и с чем его едят.

Критическое мышление — активный способ мышления. Он связан с обработкой получаемой информации и требует постоянных усилий. Человек, мыслящий критически, смотрит на вопрос шире: подвергает факты сомнению, ищет причины и мотивы, а красиво изложенные аргументы воспринимает как только одну из точек зрения.

Один умный американский ученый — Эдвард Глейзер — перечислил навыки и умения критического мышления. На заметку, это было еще в 1941 году! В последствии, именно эти положения легли в основу дальнейшего изучения критического мышления.

  • распознавать проблемы и находить способы их решения;
  • собирать и раскладывать по полочкам необходимую информацию;
  • распознавать неподтверждённые предположения и оценки;
  • толковать информацию и давать оценку доказательствам;
  • видеть наличие или отсутствие логических связей между выводами;
  • делать правомерные выводы и подвергать их сомнению.

С тем, что такое критическое мышление разобрались. А
теперь — некоторые советы для его развития, потому что люди не рождаются со способностью критически мыслить — это навык, который приобретается с годами и опытом.

  • Не надо гадать. Изучайте всё новое. Пусть это станет хорошей привычкой.
  • Сначала изучите вопрос, а потом оценивайте информацию. Этот навык научит отличать правду от лжи.
  • Всё подвергайте сомнению.
  • В планах заходите дальше ровесников.
  • Всегда думайте о последствиях.
  • Научитесь понимать, как работает ум.
  • Также можно использовать некоторые упражнения, которые заставляют вас серьезно подумать и прикинуть варианты. Среди них: шесть шляп мышления, рыбий скелет, корзина с идеями, кластеры и многое другое.

Это далеко не все, что можно узнать о критическом мышлении — лишь верхушка айсберга. Его развитие целиком зависит от тебя самого, того, на сколько далеко ты сможешь продвинуться самостоятельно. Я верю, что у тебя все получится. И ты верь. Вперед и с песней!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Флутинекс инструкция по применению спрей для носа
  • Axion дефибриллятор дки н 11 инструкция
  • Цинковая мазь инструкция по применению от чего для детей помогает
  • Филиал ртрс мрц руководство
  • Управление росгвардии по тамбовской области руководство