Понятие лидерства, руководства.
Типы руководителей и лидеров
Руководителем
считается лицо, направляющее и
координирующее
деятельность исполнителей, которые в
рамках
установленных полномочий обязаны
выполнять его требования.
Сам руководитель может брать на себя
функции исполнителя лишь для того,
чтобы разобраться в специфике
работы.
Сущность
деятельности руководителя состоит в
творческой
организаторской работе, причем по мере
роста должности
требования к творчеству увеличиваются.
Однако
руководитель не только организует, но
и направляет
работу сотрудников, способствует их
развитию, а при необходимости оказывает
влияние на поведение. Для обеспечения
эффективной работы руководитель должен
в максимальной
степени согласовывать интересы
индивидов, групп и
решение управленческих задач.
Особенность
положения руководителя состоит в
следующем:
он сосредотачивает функции реальной
решающей силы
и власти; имеет ограниченные и с каждым
уровнем иерархии
все более уменьшающиеся возможности
общения; как
правило, исключен из окружения и
первичного коллектива;
является воплощением справедливости,
поэтому выполняет для подчиненных
функции арбитра; все его поведение
постоянно оценивается подчиненными.
Руководство
—
это
процесс социальной организации и
управления деятельностью членов группы.
Управлять
деятельностью
людей — это значит оказывать на них
влияние, побуждая
работать на достижение целей организации.
Влияние
—
это
поведение одного лица, которое вносит
изменения
в поведение другого. Влиять
на других людей можно
через просьбу, пожелание, угрозу, шантаж,
приказ, мнение, идею
и т.д. Возможность влиять появляется в
том случае,
если одно лицо находится в определенной
зависимости от другого. Эти отношения
зависимости
определяются
как властные
отношения. Руководитель
имеет возможность
влиять на других потому, что он наделен
властью. Но руководитель должен быть
способным
оказывать влияние
на своих подчиненных, эффективно ими
управлять в целях
выполнения ими поставленных задач.
Реализация такой
способности есть лидерство.
Лидер
эффективно осуществляет формальное
и неформальное руководство. Итак,
определим
еще одно понятие. Лидерство
— это способность
оказывать влияние на отдельные личности,
группы, направляя их усилия на
достижение целей организации.
Должность
формально создает для руководителя
необходимые
предпосылки быть лидером коллектива,
но автоматически
не делает его таковым. Можно быть первым
лицом
в организации, но не являться фактическим
лидером,
так как он не утверждается приказом, а
психологически
признается окружающими как единственный,
кто способен
обеспечить удовлетворение их потребностей
и показать
выход из казалось бы безвыходных
ситуаций.
Понятие власти
Власть
–
это функция зависимости, а точнее,
взаимозависимости. Чем больше один
человек зависит от другого, тем больше
власти и у того, и у другого. Обладание
властью – это возможность влияния на
удовлетворение потребностей.
Формы
власти
можно классифицировать
так:
-
власть,
опирающаяся на принуждение, обоснована
верой в то, что руководитель имеет
возможность наказывать подчиненного; -
власть,
базирующаяся на вознаграждении,
основана на вере исполнителя в то, что
влияющий может удовлетворить потребности
исполнителя; -
экспертная
власть строится на вере в то, что
влияющий обладает специальными
знаниями, которые позволят удовлетворить
потребность; -
эталонная
власть – власть примера основана на
привлекательности черт влияющего
настолько, что его примеру хочется
следовать; -
законная
власть построена на вере исполнителя
в то, что влияющий имеет право отдавать
приказания, а долг исполнителя –
подчиняться.
Существует
много способов
управленческого влияния –
это и воздействие через общественные
нормы, принципы и мораль данной
организации, и прямые приказы, поручения,
и, наконец, негласный контроль,
манипулирование, закулисная игра и т.
д.
Влияние
и власть в равной мере зависят от
личности, на которую оказывается
влияние, а также от ситуации и способности
руководителя. Поэтому реальной абсолютной
власти не существует, так как никто не
может влиять на всех людей во всех
ситуациях. В организации, например,
власть только отчасти определяется
иерархией. Сколько власти имеет тот
или иной человек в данной ситуации,
определяется не уровнем его формальных
полномочий, а степенью зависимости от
другого лица. Чем больше зависимость
от другого лица, тем больше власть
данного лица.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Инфоурок
›
Другое
›Презентации›Руководство, власть, лидерство и партнерство
Руководство, власть, лидерство и партнерство
Скачать материал
Скачать материал
- Сейчас обучается 270 человек из 65 регионов
- Сейчас обучается 391 человек из 62 регионов
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Руководство: власть, лидерство и партнерство
Сухарникова Татьяна Ильинична
Преподаватель экономики и менеджмента -
2 слайд
Власть
Власть – это возможность оказывать определенное влияние на поведение людей с помощью права распоряжаться чем-либо, авторитета, подчинения своей воли.
Влияние – это поведение одного человека, которое вносит изменения в образ мыслей и действия другого человека.
Власть и влияние являются средствами, которыми располагает руководитель для решения разнообразных деловых ситуаций. Однако, в определенной степени и подчиненный имеет власть над руководителем.
Источник власти – контроль руководителя над ресурсами, используемыми для удовлетворения каких-либо потребностей подчиненного.
Различают 3 источника власти:
Власть личности
Власть собственников
Власть самого предприятия -
3 слайд
Существует несколько видов власти:
Власть, основанная на принуждении – дает возможность менеджеру унижать, запугивать людей.
Власть, основанная на вознаграждении — один из самых эффективных способов влияния на людей.
Власть, основанная на авторитете, знаниях, профессионализме, опыте руководителя — предполагает влияние через так называемую разумную в него веру.
Власть, основанная на примере – особенно эффективна, когда предприятие переживает кризисную ситуацию.
Власть, основанная на законных правах – которыми, наделяется руководитель предприятия, приводит к тому, что последний берет на себя обязанности планировать работу, принимать решения.
В результате сотрудник может удовлетворять свои потребности высшего порядка, реализовывать свой творческий потенциал, что в конечном счете будет способствовать повышению эффективности работы. -
4 слайд
Лидерство
Лидерство — это способность оказывать воздействие на людей с целью достижения намеченных целей.
Благодаря лидерству руководитель осуществляет процесс стабильного влияния на подчиненных.
Главное в работе менеджера-лидера заключается в доверии к нему людей. Доверие приобретается благодаря высокому профессионализму и уважению к людям.
Качество лидера – это наличие признаков или особенностей, которыми он отличается от других сотрудников.
По данным американской Академии менеджмента, лидерство ассоциируется со следующими качествами:
Стремление к достижению целей
Желание
Честность и прямота
Уверенность в себе
Интеллектуальный потенциал
Навыки и знания
Обратная связь
Контроль над эмоциями -
5 слайд
Слова «лидер» и «руководитель» являются близкими по значению, поскольку номинальный руководитель обязан быть лидером своего руководителя.
Руководство — умственный и физический процесс, приводящий к выполнению подчиненными официальных поручений менеджера и решению поставленных задач.
Стиль руководства – это совокупность приёмов поведения руководителя по отношению к подчиненных.
Авторитетный стиль руководства – властный, основанный на стремлении утвердить своё влияние, авторитет, стиль руководства.Стиль руководства
Авторитарный
Демократический
Либеральный
Агрессивный
Агрессивно-податливый
Эгоистичный
Добросердечный
Совещательный
Участвующий -
6 слайд
Партнерство
Искусство строить взаимоотношения с деловыми партнерами, сотрудниками – важная составная часть деятельности менеджера.
Здесь большая роль отводится способности влияния на людей, умению учитывать все факторы: внешний вид, осанку, поведение и т.д.
Для менеджера, который стремится к укреплению деловых отношений с партнерами, самое главное создание и укрепление своего имиджа.
Имидж – это собирательный образ, складывающийся в создании людей и связанный с конкретными представлениями.
Созданию и поддержанию достойного имиджа, является соблюдение основных на этике определенных правил:
Прежде чем критиковать сотрудника, вначале отметьте его положительные стороны в работе.
Не говорите с людьми в приказном тоне.
Уважайте мнение своих подчиненных.
Если вы в чем-то не правы, то открыто в этом признайтесь. -
7 слайд
Процесс создания конструктивной обстановки в коллективе зависит от многих факторов, причем большинство из них плохо поддаются управляющему воздействию.
Поэтому очень важно:
Создание атмосферы сотрудничества
Стремление к ясности общения
Владения эмоциями
Открытость для новой информации
Энергичное достижение своих целей -
8 слайд
Спасибо за внимание!
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 258 363 материала в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
-
Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Другие материалы
- 12.04.2021
- 230
- 2
- 12.04.2021
- 165
- 7
- 12.04.2021
- 110
- 0
- 12.04.2021
- 287
- 3
- 12.04.2021
- 105
- 0
- 12.04.2021
- 141
- 0
- 12.04.2021
- 3734
- 99
- 12.04.2021
- 474
- 0
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Специфика преподавания конституционного права с учетом реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС педагогических направлений подготовки»
-
Курс повышения квалификации «Финансы предприятия: актуальные аспекты в оценке стоимости бизнеса»
-
Курс повышения квалификации «Психодинамический подход в консультировании»
-
Курс повышения квалификации «Методы и инструменты современного моделирования»
-
Курс профессиональной переподготовки «Разработка эффективной стратегии развития современного вуза»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация технической поддержки клиентов при установке и эксплуатации информационно-коммуникационных систем»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация процесса страхования (перестрахования)»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление службой рекламы и PR»
-
Курс профессиональной переподготовки «Осуществление и координация продаж»
-
Курс профессиональной переподготовки «Технический контроль и техническая подготовка сварочного процесса»
-
Курс профессиональной переподготовки «Информационная поддержка бизнес-процессов в организации»
-
Курс профессиональной переподготовки «Гражданско-правовые дисциплины: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс профессиональной переподготовки «Стандартизация и метрология»
-
Курс профессиональной переподготовки «Стратегическое управление деятельностью по дистанционному информационно-справочному обслуживанию»
-
Скачать материал
-
12.04.2021
3045
-
PPTX
212.1 кбайт -
14
скачиваний -
Оцените материал:
-
-
Настоящий материал опубликован пользователем Сухарникова Татьяна Ильинична. Инфоурок является
информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайтЕсли Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.Удалить материал
-
- На сайте: 2 года и 6 месяцев
- Подписчики: 0
- Всего просмотров: 3496
-
Всего материалов:
2
Слайд 1
Руководство: власть, лидерство и партнерство Сухарникова Татьяна Ильинична Преподаватель экономики и менеджмента
Слайд 2
Власть Власть – это возможность оказывать определенное влияние на поведение людей с помощью права распоряжаться чем-либо, авторитета, подчинения своей воли. Влияние – это поведение одного человека, которое вносит изменения в образ мыслей и действия другого человека. Власть и влияние являются средствами, которыми располагает руководитель для решения разнообразных деловых ситуаций. Однако, в определенной степени и подчиненный имеет власть над руководителем. Источник власти – контроль руководителя над ресурсами, используемыми для удовлетворения каких-либо потребностей подчиненного. Различают 3 источника власти: Власть личности Власть собственников Власть самого предприятия
Слайд 3
Существует несколько видов власти: Власть, основанная на принуждении – дает возможность менеджеру унижать, запугивать людей. Власть, основанная на вознаграждении — один из самых эффективных способов влияния на людей. Власть, основанная на авторитете, знаниях, профессионализме, опыте руководителя — предполагает влияние через так называемую разумную в него веру. Власть, основанная на примере – особенно эффективна, когда предприятие переживает кризисную ситуацию. Власть, основанная на законных правах – которыми, наделяется руководитель предприятия, приводит к тому, что последний берет на себя обязанности планировать работу, принимать решения. В результате сотрудник может удовлетворять свои потребности высшего порядка, реализовывать свой творческий потенциал, что в конечном счете будет способствовать повышению эффективности работы.
Слайд 4
Лидерство Лидерство — это способность оказывать воздействие на людей с целью достижения намеченных целей. Благодаря лидерству руководитель осуществляет процесс стабильного влияния на подчиненных. Главное в работе менеджера-лидера заключается в доверии к нему людей. Доверие приобретается благодаря высокому профессионализму и уважению к людям. Качество лидера – это наличие признаков или особенностей, которыми он отличается от других сотрудников. По данным американской Академии менеджмента, лидерство ассоциируется со следующими качествами: Стремление к достижению целей Желание Честность и прямота Уверенность в себе Интеллектуальный потенциал Навыки и знания Обратная связь Контроль над эмоциями
Слайд 5
Слова «лидер» и «руководитель» являются близкими по значению, поскольку номинальный руководитель обязан быть лидером своего руководителя. Руководство — умственный и физический процесс, приводящий к выполнению подчиненными официальных поручений менеджера и решению поставленных задач. Стиль руководства – это совокупность приёмов поведения руководителя по отношению к подчиненных. Авторитетный стиль руководства – властный, основанный на стремлении утвердить своё влияние, авторитет, стиль руководства. Стиль руководства Авторитарный Демократический Либеральный Агрессивный Агрессивно-податливый Эгоистичный Добросердечный Совещательный Участвующий
Слайд 6
Партнерство Искусство строить взаимоотношения с деловыми партнерами, сотрудниками – важная составная часть деятельности менеджера. Здесь большая роль отводится способности влияния на людей, умению учитывать все факторы: внешний вид, осанку, поведение и т.д. Для менеджера, который стремится к укреплению деловых отношений с партнерами, самое главное создание и укрепление своего имиджа. Имидж – это собирательный образ, складывающийся в создании людей и связанный с конкретными представлениями. Созданию и поддержанию достойного имиджа, является соблюдение основных на этике определенных правил: Прежде чем критиковать сотрудника, вначале отметьте его положительные стороны в работе. Не говорите с людьми в приказном тоне. Уважайте мнение своих подчиненных. Если вы в чем-то не правы, то открыто в этом признайтесь .
Слайд 7
Процесс создания конструктивной обстановки в коллективе зависит от многих факторов, причем большинство из них плохо поддаются управляющему воздействию. Поэтому очень важно: Создание атмосферы сотрудничества Стремление к ясности общения Владения эмоциями Открытость для новой информации Энергичное достижение своих целей
Слайд 8
Спасибо за внимание!
метки: Стиль, Группа, Коллектив, Лидерство, Менеджер, Руководитель, Руководство, Деятельность
Руководство, лидерство И ПАРТНЕРСТВО
План: Руководство и лидерство: соотношение понятий. Лидерство и его источники: власть, авторитет, воля, интеллект, активность позиции. Нравственно-этическая характеристика лидерства. Процессы формирования и основные составляющие лидерства. Формальные и неформальные аспекты лидерства. Подходы зарубежных ученых к изучению лидерства: анализ структуры личности менеджера, анализ поведения менеджера, анализ структуры личности и поведения менеджера в условиях ситуационности. Проявление лидерства в стиле управления. Стиль как форма отношений между менеджером и подчиненными. Базовые стили лидеров. Тенденция развития стилей управления. Лидерство и культура в современном менеджменте. Лидерство и повышение эффективности управления. Способы реагирования лидера на изменчивость внешней среды.
Соотношение руководства и лидерства в системе управления
В теории управления различают руководство и лидерство как деятельность относительно самостоятельных субъектов управления. Руководство представляет собой процесс организации и управления совместной деятельностью членов коллектива, осуществляемый официально назначенным руководителем. Лидерство — процесс организации и управления общением и деятельностью членов малой группы и коллектива, осуществляемый лидером, определившимся в ходе спонтанно формирующихся межличностных отношений. Опытное изучение социально-психологических основ руководства и лидерства началось с 20-х годов XXв., однако в силу своей психологической сложности эта проблема не имеет общепринятого решения и по настоящий день.
Руководство, по мнению большинства специалистов, связано со статусной властью как производной от официальных, формальных отношений. Руководитель может назначаться вышестоящими инстанциями; он получает властные полномочия, в т.ч. право на применение позитивных и негативных санкций. Лидерство порождается системой неформальных отношений и по своей сути — психологический феномен, т.к. лидер может выдвигаться стихийно: он признается окружением за счет своих личностных качеств и может использовать право на санкции в отношении партнеров, однако эти санкции также неформальные. Таким образом, лидер использует личностную форму власти как одну из ее разновидностей. Он, как правило, не стремится навечно сохранить существующую систему отношений, охотно откликается на нововведения, может и пренебречь правилами управленческой иерархии, непосредственно обращаясь к источнику информации. Существует точка зрения на то, что в основе взаимодействия лидера с «подчиненными» лежит принцип равенства, т.к. лидер способен признать свои ошибки и не боится открыто принять необходимые меры для их исправления. Многие лидеры проявляют свойства авторитарного стиля, однако это не традиционная автократия, т.к. она основана на честном и уважительном отношении к личности партнеров. Лидеру свойственны настойчивость в достижении групповой цели и поиск единомышленников, он — постоянный ученик и должен «высовываться» и выделяться.
23 стр., 11500 слов
Вопрос 1. Понятие лидер в различных науках. Соотношение понятий …
… лидерство. УПРАВЛЕНИЕ — функция организованных систем, возникших естественным или искусственным путем. Различают У. в биологических, социальных, экономических, политических, технических, кибернетических и др. системах. РУКОВОДСТВО — социальная характеристика отношений … Бехтерева. А. Ф. Лазурский (1925 г.) в своей классификации личностей выделил тип практиков – реалистов, к которым относил в качестве …
Можно определить основные различия между руководством и лидерством, которые сводятся к следующему:
- Разновидности власти: у лидера — личностная власть, у руководителя — совокупность личностной и статусной при приоритете статусной.
- Лидерство связано с регулированием внутригрупповых межличностных отношений, носящих неофициальный характер, а руководство является средством регулирования отношений в рамках социальной организации.
- Лидерство возникает и функционирует преимущественно стихийно, характеризуется относительной стабильностью функций и проявлений, тогда как руководство представляет собой процесс целенаправленной и контролируемой деятельности социальных организаций и институтов и отличается большей стабильностью и постоянством в своих проявлениях.
- Процесс принятия решений в системе руководства носит более сложный и многократно опосредованный характер, чем в условиях лидерства.
Обобщая перечень различий, можно утверждать, что для поведения руководителя более характерны планирование действий подчиненных, распределение заданий и выявление путей их выполнения, разъяснение обязанностей, требование соблюдения определенных стандартов деятельности, критика неудовлетворительной работы. Руководство можно определить как процесс управления группой, осуществляемый начальником как посредником социальной власти на основе правовых норм и полномочий более широкой социальной общности, в которую включена данная малая группа.
Создается впечатление, что руководство и лидерство решают близкие социальные задачи: стимулирование группы, нацеливание ее на выполнение определенных задач, поиск средств эффективного решения. Однако лидерство представляет собой психологическую характеристику поведения отдельных членов группы, а руководство является определенным проявлением социальных отношений в группе, прежде всего с точки зрения распределения ролей управления — подчинения.
Не следует упрощать психологическую сущность феномена руководства. В управлении малой группой всегда присутствуют два пласта, два аспекта власти: формально-правовой, который может быть назван администрированием, и психологический, во многом сближающий руководителя с неформальным лидером по способам воздействия на членов группы. Следовательно, несмотря на то, что по своей психологической сущности феномены руководства и лидерства достаточно близки, ошибочным было бы представление о полном их соответствии в одном лице управленца.
3 стр., 1387 слов
Профессиональная деятельность руководителей в экстремальных ситуациях
… персонал (или руководство), материальные ресурсы предприятия, финансы и информацию. Вообще, экстремальных факторов, затрудняющих деятельность множество, по своей природе они отличаются значительным разнообразием. (1) Для руководителя это могут …
Против такого слияния можно привести несколько важных доводов. Во-первых, чаще всего лидер и руководитель группы имеют различную ориентацию: последний всецело направлен на достижение цели деятельности коллектива и решение стоящих перед ним задач, первый же больше ориентирован на внутригрупповые интересы и отношения. Во-вторых, можно выделить лишь достаточно специфический род групп, для которых будет эффективно слияние в одном лице руководителя и интеллектуального лидера. Речь идет, прежде всего, о научных коллективах, продуктивность которых повышается в том случае, если их руководитель способен лидировать в ведущей научной деятельности группы. В-третьих, существует немало типов социальных групп, где в силу существенных возрастных или статусных различий руководителя и членов группы описанное выше совмещение невозможно. Это в полной мере относится к студенческой группе. Преподаватель, сколь близок он бы ни был своим студентам, должен опираться в управлении группой в основном на властные функции и свой авторитет руководителя, а неформальные лидеры группы будут выявляться из рядов студентов. Таким образом, основным инструментом психологического влияния руководителя на группу является его воздействие как на нее в целом, так и на ее лидера (например, староста у студентов), что может рассматриваться как совмещение статусной и личной формы власти.
Несмотря на уже рассмотренные определенные различия руководства и лидерства, они все-таки имеют немало общего. Существует представление (Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская, 1991) о том, что их сближают следующие общие черты: руководитель и лидер осуществляют значимое социальное влияние в коллективе, только разными средствами. Они выполняют роль координаторов, организаторов деятельности членов социальных групп и используют субординационные отношения: в первом случае они четко регламентированы, во втором — заранее не предусмотрены.
Формирование социально-психологической структуры коллектива связано с выдвижением лидеров в неформальных малых группах и в коллективе в целом. Лидерство, повторим, связано с выражением, оформлением и регулированием внутригрупповых межличностных отношений, носящих неофициальный характер, что проявляется через личную форму власти, признаваемое группой право на влияние и оценку. Лидер олицетворяет систему предпочитаемых группой целей и ценностей, является их носителем и активным проводником в жизнь. В связи с этим лидером считается тот, чьи установки и ориентации становятся референтными, исходными эталонами для всех или большинства членов группы в оценке ими значимых аспектов ее жизнедеятельности. Лидер ведет группу, организует, планирует и управляет ее социальной деятельностью, проявляя при этом более высокий, чем все остальные члены группы, уровень активности.
7 стр., 3234 слов
Ситуативный стиль управления
… стило», такова и работа. В современной психологии управления под стилем руководства понимается относительно устойчивая система методов управленческой деятельности, являющаяся выражением определенной иерархически соподчиненной системы целей, … “X” и “Y” Мак Грегора. Согласно этой теории, руководители групп с высокой и низкой производительностью классифицировались по континууму, находящемуся в пределах …
Стили и эффективность управления и руководства
Стиль руководства можно рассматривать как частную форму стиля вообще. Учение о стилях в психологии относительно молодое, поэтому не существует общепринятого определения стиля (А.В. Либин, 1998).
Самое общее определение стиля делает акцент на способе взаимодействия личности с миром — как предметным, так и социальным. Можно связать стиль с конкретными формами жизнедеятельности, при этом он станет атрибутом личности в этой конкретной деятельности. Либин определяет стиль как устойчивый и интегральный паттерн индивидуально-личностных проявлений человека через предпочитаемую форму взаимодействия с социальной и предметной средой. Общим для существующих представлений о стиле является акцент на устойчивости и целостности поведения и деятельности человека в определенных условиях среды. Руководство и управление — это особые формы профессиональной деятельности, которые требуют адаптации социально-психологических свойств субъектов этих форм деятельности. В связи с этим очевидна возможность формирования стилей в профессиональной управленческой деятельности как устойчивых и интегральных систем личностно-детерминированных способов управления и руководства.
Начало развития теории стилей руководства было положено К. Левиным, который в 1938г. предложил три типа стилей.
- Авторитарный (диктаторский).
Характерны деловые краткие распоряжения, запреты с угрозой, неприветливый тон с подчиненными, субъективные похвала и порицание. Позиция руководителя — вне группы или выше ее. Дела в коллективе (группе) планируются руководителем заранее. Ршения принимаются единолично. Голос руководителя — решающий, при этом подчиненные знают лишь непосредственные, ближние цели, дальние — неизвестны.
- Демократический. Руководитель доводит до подчиненных инструкции в форме предложений, поэтому для него типичны товарищеский тон, уважительное и внимательное отношение к коллегам, при этом позиция руководителя — внутри группы и коллектива. Распоряжения и запреты сочетаются с дискуссиями, похвала и порицание — с советами. Мероприятия планируются не заранее, а в группе, решения принимаются на основе коллегиального обсуждения, за реализацию которых отвечают руководитель и подчиненные.
- Попустительский. Руководитель с доминированием этого стиля не проявляет склонности к похвале и порицаниям, для него типичны полная устраненность от дел коллектива и отсутствие сотрудничества. Члены группы работают самостоятельно, при этом сам руководитель в ее составе. Дела в группе идут сами по себе, т.к.
руководитель не дает никаких указаний, фронты работы складываются из отдельных интересов лидеров подгрупп.
Наряду с понятием «стиль руководства» существует представление о стиле управления, соотношения между которыми достаточно неопределенны и сложны, т.к. не удается полностью и непротиворечивым образом развести эти два вида профессиональной деятельности. Как же соотносятся между собой стиль руководства и стиль управления? Понятие стиля руководства является более широким, т.к. охватывает сферу межличностных отношений, носящих и официальный, и неофициальный характер, в то время как стиль управления связан непосредственно с решением конкретных управленческих задач. В литературе по теории и практике управления коллективом представлен широкий спектр стилей управления, которые совпадают, по существу, со стилями руководства.
Авторитарный стиль, для которого характерно единоначалие менеджера в решении как больших, так и малых задач, стоящих перед коллективом. В организации, где доминирует авторитарный стиль управления, все ждут, что решит их менеджер. Такой стиль предполагает, что инициатива и последнее слово, как правило, остаются за главой коллектива, как и все наиболее значимые указания и распоряжения. Однако у авторитарного стиля имеются, как и у любого другого, не только минусы, но и плюсы. Способность менеджера взять на себя персональную ответственность, особенно в критической ситуации, — это, несомненно, его достоинство, но авторитарный стиль подавляет инициативу и творческие начинания, которые идут снизу, в чем заключается его главный недостаток.
Коллегиальный стиль. Для менеджеров с этим стилем главная установка — надо посоветоваться с коллективом. Последним словом в данном случае будет то, как и что решит коллектив. Наряду с очевидными достоинствами в рамках этого стиля имеются и недостатки, суть которых особенно проявляется в тех ситуациях, когда даже вопросы, не требующие детального обсуждения, часто выносятся на коллективное обсуждение.
Плановый стиль. Для менеджеров, демонстрирующих этот стиль, главное — план, программа. Управление на основе четкого и глубоко проработанного плана, безусловно, положительное качество субъектов этого стиля. Однако слишком точное следование плану часто создает и определенный тормоз для маневра, инициативы и оперативной перестройки деятельности.
Авральный стиль спешки и компанейщины, когда цель часто достигается любой ценой. Способность управленца мобилизовать себя на решение приоритетной задачи из блага превращается в бедствие для коллектива, который в условиях авральной работы заметно снижает ее качество. При таком стиле управления с неизбежностью возникают и конфликтные ситуации.
Либеральный стиль часто и не без основания называют еще и попустительским. Коллектив как бы «плывет по воле волн»: подчиненные преимущественно сами не только решают возникающие перед ними проблемы, но и имеют возможность не особенно считаться с мнением своего менеджера. При всех очевидных недостатках этого стиля положительным является то, что инициатива подчиненных не подавляется. Либеральный стиль опасен для субъекта тем, что он характеризует его как беспринципного и неделового человека, что рано или поздно приводит к падению авторитета менеджера.
Регламентирующий, или контролирующий стиль, для которого в противоположность либеральному стилю характерна постоянная регламентация того, что необходимо делать, как и в какие сроки. Для подчиненных постоянное регламентирование и контроль превращаются в большую проблему, т.к. это создает в коллективе нервозную обстановку и формирует сложный психологический климат.
Перестроенный стиль. У субъекта этого стиля всегда масса идей и проектов, в связи с которыми он постоянно видоизменяет цели и задачи работы. При этом коллектив постоянно находится как бы в состоянии налаживания дела, что порождает ситуацию незавершенности, и фактически деятельность коллектива сводится к перестройкам ради них самих.
Консервативный стиль управления во главу угла ставит незыблемость традиций, раз и навсегда установленных ритуалов, принципов и способов решения управленческих задач. Этот стиль несет уверенность в стабильности, устойчивости коллектива, но такой коллектив чаще всего плетется в хвосте событий.
Дипломатический стиль. Менеджер с этим стилем слывет в коллективе дипломатом, который способен договориться и решить проблему там, где, казалось бы, нет никаких реальных возможностей. Он делает главную ставку в принятии решений на личные контакты, а часто и на личные связи. Однако гибкость его поведения в сложных ситуациях делового общения нередко превращается в демагогию. Управленец с дипломатическим стилем часто меняет свои требования, указания так, как ему это выгодно, исходя из складывающейся ситуации.
Документальный стиль. Управленец с документальным стилем придает исключительно большое значение документам, письменным распоряжениям и, как следствие, скатывается к «бумаготворчеству» и бюрократизму. Тратя много сил и времени на подготовку различных документов и справок, такой менеджер стремится перестраховать себя на случай всяких проверок, но у него уже не остается времени на живое общение с коллегами, непосредственное руководство коллективом. Позитивным моментом этого стиля является хорошая организация делопроизводства и порядок в текущих и архивных документах.
Лидерский стиль характеризуется тем, что его субъект увлекает, вдохновляет коллектив на решение тех проблем, в которые он глубоко верит. Лидер уверен в себе и в реальности выполнения выдвигаемых планов и программ. Он, как правило, обладает оптимизмом и проявляет его в решении проблем, стоящих перед коллективом. Если лидер имеет высокий уровень творческих способностей, то он становится творческим руководителем коллектива. К недостаткам этого стиля следует отнести следующее: лидер часто пренебрегает административными средствами руководства коллективом.
Административный стиль. Этот стиль характерен для управленцев, которые строго следуют всем указаниям и распоряжениям, идущим сверху, и доводят их выполнение до логического конца, чего бы это ни стоило. Позитивные моменты стиля — владение знаниями механизма административного управления организацией, должностных инструкций и других атрибутов власти. Если сопоставить между собой классификацию базовых моделей стилей руководства, берущих свое начало от исследований Левина, с только что перечисленными стилями управления, то становятся очевидными большая конкретность и подробность последней системы. Можно обратить внимание на пересечение функций руководства и управления в представленной классификации, что позволяет рассматривать ее и в качестве системы стилей руководства.
Главная черта эффективного руководства — гибкость. В зависимости от специфики ситуации руководитель должен использовать преимущества того или иного стиля руководства и управления, а также уметь нейтрализовать его слабые стороны. Эффективность руководства зависит от комбинации стилей, что определяется конкретными целями, задачами и условиями профессиональной ситуации, не в последнюю очередь связана с успешной адаптацией руководителя к новым управленческим задачам и обусловлена его общими умственными способностями.
Основная цель деятельности руководителя — интеграция усилий работников аппарата управления для принятия и реализации решений, воздействие через аппарат на весь коллектив предприятия с тем, чтобы выполнить поставленные задачи. Это требует от руководителя умения определять ключевые, стратегические, перспективные участки, «узкие места» производства и уделять им особое внимание.
В деятельности руководителя необходимо органическое соответствие выполняемых им функций, прав, полномочий и ответственности. Важно на всех уровнях управления четко определить соотношение прав и ответственности. Большие права при малой ответственности создают условия для административного произвола, субъективизма, необдуманных решений. При большой же ответственности и малых правах даже самый старательный работник нередко оказывается бессильным, и спросить с него в полной мере за порученное дело трудно.
Анализ стилей основывается на разнообразных подходах.
Личностный подход. Согласно личностной теории, лучшие из руководителей обладают определенным набором общих для всех личностных качеств. К ним относятся: уровень интеллекта и знания, впечатляющая внешность, честность, здравый смысл, инициативность, социальное и экономическое образование, высокая степень уверенности в себе. Исследования показывают, что лидеры, как правило, отличаются интеллектом, стремлением к знаниям, надежностью, ответственностью, активностью, социальным участием и социальным статусом. С другой стороны, человек не становится руководителем только благодаря тому, что он обладает некоторым набором личностных свойств.
Поведенческий подход создал основу для классификации стилей руководства. Согласно поведенческому подходу эффективность определяется не личностными качествами руководителя, а его манерой поведения по отношению к подчиненным. Поведенческий подход углубил понимание лидерства, сосредоточив внимание на поведении руководителя, желающего побудить людей к достижению целей организации. Его основной недостаток заключается в тенденции исходить из предположения, что существует какой-то один оптимальный стиль управления. Но не существует одного наилучшего стиля руководства, эффективность стиля зависит от характера конкретной ситуации.
Ситуационный подход основан на положении о том, что для эффективного управления стили поведения и личностные качества руководителя должны соответствовать конкретной ситуации. Результаты их исследований показывают, что руководитель-лидер должен уметь вести себя по-разному в различных ситуациях.
Характеристика различных стилей руководства приведена в таблице Стили руководства и их характеристика
Формальная сторона |
Содержательная сторона |
Авторитарный (директивный) стиль |
|
Деловые краткие распоряжения; запреты без снисхождения, с угрозой; четкий язык, неприветливый тон; похвала и порицание субъективны; эмоции в расчет не принимаются; показ приемов — не система; позиция руководителя — вне группы, держит дистанцию, не общителен, единолично решает вопросы |
Дела в группе планируются руководителем заранее (во всем их объеме); определяются лишь непосредственные цели, дальние — неизвестны; голос руководителя — решающий |
Демократический (коллегиальный) стиль |
|
Инструкции в форме предложений; не сухая речь, а товарищеский тон; похвала и порицание — с советами; распоряжения и запреты — с дискуссиями; позиция руководителя — внутри группы, распределяет ответственность в соответствии с переданными полномочиями |
Мероприятия планируются не заранее, а в группе, инициатива в руках подчиненных; за реализацию предложений отвечают все; все разделы работы не только предлагаются, но и обсуждаются |
Либеральный (нейтральный, попустительский) стиль |
|
Тон — конвенциальный; отсутствие похвалы, порицания; никакого сотрудничества; позиция руководителя — быть в стороне от группы, снять с себя всякую ответственность |
Дела в группе идут сами собой; руководитель не дает указаний; предложения по разделам работы складываются из отдельных интересов или исходят от лидеров подгрупп |
Следует отметить, что в чистом виде представители какого-либо стиля фактически не встречаются. Речь идет о тяготении руководителя к одному из стилей.
КОМАНДА — ОСНОВА УСПЕХА
Команда — это те, с кем менеджер работает ежедневно. Высокий профессионализм и ответственность членов команды, слаженность их работы, взаимная поддержка обеспечивают успех. И наоборот, плохой подбор команды может сделать беспомощным даже самого сильного менеджера. Если приказы не исполняются, письма теряются, встречи срываются, то ожидать эффективной работы фирмы невозможно.
Создание команды — одно из самых важных дел менеджера. Можно сказать, что команда — его основной инструмент работы. Недаром, меняя место службы, менеджер часто «перетаскивает» за собой и свою команду. Большое значение имеет психологическая совместимость членов команды. В ней не должно быть случайных людей. Возникновение ссор и раздоров в команде сильно снижает ее эффективность. Поэтому зачинщиков ссоры целесообразно удалить из команды, даже если их профессионализм весьма высок.
Менеджер должен заботиться о членах своей команды, помогать им в различных ситуациях, поддерживать положительную мотивацию по отношению к команде, применяя как моральные, так и материальные стимулы. Команда должна быть дружной. Однако при этом полезно поддерживать некоторую дистанцию между членами команды, чтобы дружеские отношения не мешали деловым результатам. Именно поэтому обычно не рекомендуют включать в команду родственников и друзей детства, поскольку в их отношении трудно отделить деловые отношения от иных.
РАСПОРЯДИТЕЛЬСТВО
Менеджер управляет с помощью распоряжений, приказов, которые с помощью своей команды доводит до всех подчиненных и добивается их выполнения. Приказы и распоряжения могут быть письменные и устные, а также доведенные до адресата с помощью компьютера и электронной почты. Они должны однозначно восприниматься исполнителями, быть ясными, четкими и по возможности короткими. Иногда нужна вводная часть, разъясняющая необходимость данного приказа.
Важные приказы, особенно касающиеся сложных проблем, необходимо оформлять письменно. Связано это с тем, что каждый из собеседников запоминает разговор по-своему. Обычно в памяти остается то, что выгодно данному лицу.
Приказы оформляются по правилам, принятым в делопроизводстве. Необходимо помнить, что некоторые виды приказов, в частности, по кадровому составу, могут быть обжалованы в суде.
В деятельности многих менеджеров переплетены решения управленческих и профессиональных задач. Например, главный инженер химического завода — только менеджер, но и инженер. Главный врач больницы должен уметь не только управлять, но и лечить. Менеджеры такого типа должны время от времени демонстрировать свои возможности в профессиональной деятельности, а проявленная ими некомпетентность сильно снижает уважение сотрудников.
Но есть и менеджеры, для которых управленческие задачи отделены от профессиональных. Зачастую человек не может быть компетентным во всех областях, к которым относится деятельность его организации. Причина проста — «нельзя объять необъятное». Так, ректор университета или директор крупного научно-исследовательского института выступает, прежде всего, как администратор, согласующий интересы отдельных подразделений, в профессиональной деятельности которых он разбирается поверхностно. При этом он дополнительно к работе менеджера обычно заведует кафедрой или отделом, выступая при этом как профессионал.
Таком образом, на вопрос можно ли руководить тем, в чем не разбираешься? Ответ — да. Но при этом надо включить высококвалифицированных профессионалов в состав команды и воздерживаться от высказываний и единоличных решений по вопросам, в которых не разбираешься.
КООРДИНАЦИЯ
11. ЛИДЕРСТВО И ПАРТНЕРСТВО. СТИЛИ — Стр 2
Необходимость в координации. При строгом разделении труда по горизонтали и вертикали особо важной становится координация деятельности. Необходимо создание формальных механизмов координации, в противном случае совместная деятельность окажется невозможной, а отдельные функциональные области или лица будут сосредоточиваться на обеспечении своих интересов, а не всей организации в целом. Одним из механизмов координирования является формулирование и сообщение всем сотрудникам целей организации в целом, а также каждого из ее подразделений в связи с этими общими целями. В принципе каждая функция управления играет определенную роль в координировании деятельности организации. Руководители всегда должны ставить перед собой вопрос: что ими делается для обеспечения координации специализированного разделенного труда.
Совещания
Одно из основных условий успешной деятельности организации — согласованность действий менеджеров этой организации. Они не только не должны противоречить друг другу, напротив, необходимо, чтобы они дополняли друг друга и вели к одной цели — цели фирмы, выраженной в долгосрочных и оперативных планах. Обратим внимание на важность эффективной организации потоков информации. Она должна быть достаточной, но не излишней. Поэтому совершенно необходимы регулярные совещания менеджеров. Не так легко грамотно подготовить и провести совещание, добиться принятия полезных для работы фирмы решений. Необходимо заранее обеспечить участников необходимой информацией, организовать деловую дискуссию, подавлять основанную на эмоциях перепалку и одновременно не превращать заседание в монолог начальника, и т.д. Это — наука и искусство, которыми должен владеть менеджер. Надо иметь в виду, что хорошо разработаны и методы срыва совещаний, превращения их в пустое времяпровождение, а также методы организации коллективного принятия решений, выгодных кому-либо лично, но не фирме. Менеджер должен быть готов к активной борьбе с подобными поползновениями.
Юлия Валерьевна Шульгина
Эксперт по предмету «Менеджмент»
преподавательский стаж — 10 лет
Задать вопрос автору статьи
Власть как компонент руководства
Руководство, власть и партнерство – это элементы управленческих взаимоотношений.
Успехи менеджеров оцениваются не по их личным достижениям в решении каких-либо задач, а по достижениям возглавляемой ими команды. В связи с этим профессионализм менеджеров в первую очередь проявляется в том, насколько им удается побудить к работе подчиненных. Побуждение или мотивирование людей может производиться только путем воздействия на них определенным образом.
Определение 1
Властью называют способность оказывать влияние на поведение людей.
Власть может прикладываться к отдельному человеку, группе людей или организации целиком. Власть представляет собой функцию зависимости, а если быть более точным – взаимозависимости. Чем сильнее зависимость одного человека от другого, тем сильнее власть. Обладание властью означает наличие возможности оказывать влияние на удовлетворение потребностей.
Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!
Получить скидку 3 000 ₽
Власть может проявляться в разных формах:
- власть, базирующаяся на принуждении. Она подкрепляется тем фактом, что начальник может наказать подчиненного, применяя доступные административные меры воздействия (объявить выговор, оштрафовать),
- власть, опирающаяся на вознаграждение. В ее основе лежит уверенность в том, что руководитель может удовлетворить имеющиеся у исполнителя потребности (вознаградить, выписать премию),
- экспертная власть. Основой является наличие у руководителя специальных знаний, позволяющих удовлетворять потребности,
- эталонная власть. Если влияющий имеет настолько привлекательные черты, что окружающие хотят следовать его примеру, это может стать основой построения власти,
- законная власть. Этот вид власти возникает, если исполнитель уверен, что влияющий наделен правом отдавать приказы, а долгом исполнителя является подчинение.
Управленческое воздействие может реализоваться через:
- принципы и мораль, действующие в данной фирме,
- общественные нормы,
- поручения,
- прямые приказы,
- манипулирование,
- негласный контроль,
- закулисную игру и т.д.
«Руководство, власть и партнерство» 👇
На власть и влияние в равной степени воздействуют как личность, на которую адресовано влияние, так и способности руководителя, и внешняя ситуация. Поэтому нельзя выделить абсолютную реальную власть. Ни один человек не способен влиять в любой ситуации на всех людей. Так, в организациях иерархия влияет на власть только частично. Объем власти того или иного человека в конкретной ситуации зависит не только от имеющихся у него формальных полномочий, но и от степени зависимости от другого лица. Чем выше степень зависимости, тем больше объем власти.
В то же время не только начальники имеют власть над подчиненными, но и подчиненные над начальниками. Это проявляется даже в жестко иерархических организациях (таких, как военизированные структуры). Руководители должны понимать, что, так как у подчиненных тоже есть власть, полное использование своей власти в одностороннем порядке может привести к противодействию со стороны подчиненных.
Перед каждым эффективным руководителем стоит задача поддержания разумного баланса власти, достаточной для того, чтобы организация достигала своих целей, но в то же время не вызывающей чувства непокорности и протеста у подчиненных. Кроме того, власть над руководителем имеют не только его подчиненные, но и коллеги-руководители, а также секретари и помощники руководителей более высокого ранга, обладающие необходимым информационным ресурсом.
Партнерство как компонент руководства
Определение 2
Под партнерством понимают взаимодействие нескольких лиц (юридических или физических), в котором отсутствует ярко выраженная иерархия.
Основные черты партнерства:
- отсутствие выраженных отношений «подчиненный-начальник»,
- свобода обмена идеями и мнениями,
- максимальная концентрация возможностей и способностей каждого, ориентированная на достижение общих целей,
- взаимопомощь и поддержка,
- добровольное признание, что групповые цели и ценности имеют приоритет,
- высокий уровень самоконтроля и взаимного контроля.
Партнерские отношения между руководителем и подчиненным имеют следующие преимущества:
- у работника формируется ответственность за качество выполняемой им работы. Он может проявлять инициативу, не ощущает себя зажатым в рамки отданного приказа, может самореализоваться, проявить себя,
- повышается четкость выполнения поставленных задач, причем исполнитель может найти более рациональные пути, чем изначально предполагал начальник,
- подчиненный не чувствует, что требования начальника сводятся к «переходу на личности».
При этом следует четко разграничивать разумные партнерские отношения и дружбу между начальником и подчиненным, которая может породить неприятные ситуации. Так, если в коллективе формируются неформальные отношения, это может привести к следующему:
- несправедливое распределение задач и негативная реакция со стороны других подчиненных на появление «любимчика». Даже если руководитель стремится не выделять своего друга, недобросовестные работники могут начать оправдывать свои неудачи именно его особым положением,
- соблазн для подчиненного начать извлекать выгоду из дружбы с руководителем. Например, он может начать чаще отпрашиваться в рабочее время, апеллируя к известным начальнику (как другу) семейным обстоятельствам. В таком случае начальнику сложнее отказать в просьбе, а обязанности перекладываются на других подчиненных,
- вполне обоснованные требования и претензии по качеству выполненной работы подчиненный может воспринять с негативом, решить, что начальник зазнался и самоутверждается, относится к другу с недостаточным пониманием.
В ситуации дружеских отношений любое столкновение интересов, рабочий конфликт будут восприниматься резче. Кроме того, усложнится формирование отношений с другими коллегами. Поэтому не следует выводить партнерство за пределы рабочих отношений, расширяя общение с начальником (или подчиненным) в свободное время и посвящая его в нюансы личной жизни.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме