Руководство лидерство конфликты

Различие между
управлением и лидерством. Лидерство –
возможность вести за собой людей.
Лидерство – это способность оказывать
влияние на отдельные личности и группы,
направляя их усилия для достижения цели
организации.

Говоря о влиянии,
мы имеем в виду ситуацию, когда один
человек вносит изменения в поведение
другого. Как правило, влияние может
оказываться только с помощью идей (К.
Маркс). Власть- это возможность влиять
на поведение других людей. В компании
должен существовать баланс власти. Чем
больше зависимость от другого лица, тем
больше власть данного лица. Власть
зависит от личности и ситуации. Существует
власть подчиненных над руководством
(например, контракты, которые могут
получить артисты и спортсмены).

Основные виды
власти

  1. Власть, основанная
    на принуждении. Влияние через страх.

  2. Власть, основанная
    на вознаграждении. Положительное
    подкрепление, но ограничения в ресурсах
    при выдаче вознаграждения.

  3. Экспертная –
    разумная вера. Исполнитель верит, что
    руководитель обладает исключительными
    знаниями, которые позволяют удовлетворить
    потребность. Данный тип власти менее
    устойчив, чем харизматическая.

  4. Харизматическая
    власть. Слепая вера в личные качества
    руководителя. Свойства руководителя
    могут быть просто привлекательны для
    исполнителя, он хочет быть таким же,
    власть примера.

  5. Законная власть
    — исполнитель верит, что руководитель
    имеет право отдавать приказы, основана
    на традициях. Может и вредить организации,
    подчиненные не хотят менять уклад
    руководства, структуру.

Убеждение и
участие
.
Последнее время наблюдается снижение
разрыва в образовании между руководителем
и подчиненными. Убеждение – эффективная
передача своей точки зрения. К исполнителю
переходит часть власти руководителя.
Но убеждение имеет медленное воздействие
на объект. Участие – привлечение в
управление. Исполнители вдохновляются
потребностями более высокого уровня.

Существует
несколько подходов к проблеме лидерства.

  1. Поведенческий
    подход – стиль руководства, как манера
    поведения. Автократичное и демократичное
    руководство. Первое не имеет успеха у
    зрелых подчиненных, второе по сути
    означает децентрализацию.

  2. Ситуационный
    подход – наличие ситуационных факторов
    обуславливают различное поведение в
    различных ситуациях. Возможно
    переформирование групп для психологической
    совместимости.

  3. Адаптивное
    руководство. Менять стиль руководства
    на протяжении карьеры. К. Арджирис –
    лучший стиль руководства (адаптивный),
    т.е. ориентированный на реальность.

Конфликт
– это отсутствие согласия между двумя
или более сторонами. Функциональный
конфликт повышает эффективность
организации.

Типы конфликтов

  1. Внутриличностный
    – два несовместимых распоряжения от
    руководителя.

  2. Межличностный,
    например, из-за ограниченности ресурсов.

  3. Между личностью
    и группой.

  4. Межгрупповой.
    Например, профсоюз и администрация.

Причины
конфликтов:

  • распределение
    ресурсов,

  • взаимосвязь задач,

  • различия в целях,
    ценностях, жизненном опыте, манере
    поведения,

  • плохие коммуникации.

Управление
конфликтами

  1. Структурные
    методы. Разъяснение требований,
    координационные механизмы – цепь
    команд, общие для организации цели
    (синергия, призыв не раскачивать лодку),
    эффективное вознаграждение по верным
    критериям (не выручка, а прибыль).

  2. Межличностные
    методы. Уклонение, сглаживание (девиз:
    мы все — одна команда), принуждение
    (любой ценой добиться своего), компромисс
    (частичное принятие точки зрения другой
    стороны).

Лидерство, влияние, власть. Виды власти

Руководитель организации — это человек, который одновременно с обладанием формальным статусом, является лидером, и эффективно управляет своими подчиненными.

Влияя на людей, он заставляет их выполнять порученную работу.

Лидерство — это способность оказывать влияние на отдельных людей и группы и направлять их усилия на достижение целей организации.

Влияние — это поведение отдельного человека, которое может вносить изменения в поведение, отношения, ощущения и т.п. другого человека.

Для того, чтобы лидерство и влияние были эффективными, руководители применяют власть.

Власть — возможность влиять на поведение людей.

Формы власти:

  1. Власть, основанная на принуждении. Влияние посредством страха. Руководитель имеет возможность наказать подчиненного (увольнение, понижение в должности, лишение денежного вознаграждения).
  2. Власть, основанная на вознаграждении. Награда дает положительные стимулы для качественного выполнения работы.
  3. Экспертная власть. Руководитель имеет влияние через веру подчиненных в его компетентность. Руководитель обладает специальными экспертными знаниями.
  4. Эталонная власть. Руководитель является эталоном, примером для подчиненных, которые хотят стать такими же как он.
  5. Законная (традиционная). Эта власть присуща всем руководителям, так как они наделены полномочиями управлять другими людьми. Персонал подчиняется руководителю, потому что верит, что он имеет право отдавать приказания. Привитые ценности, традиции учат, что подчинение приводит к удовлетворению личных потребностей.

Стили руководства

Стиль руководства — это обычная манера поведения руководителя, который оказывает влияние на подчиненных, и побуждает их к достижению целей организации.

Существует два подхода к определению стилей руководства:

  1. Поведенческий подход выделяет автократичный, демократичный и либеральный стиль руководства. Автократичный (авторитарный) руководитель навязывает свою волю работникам. Такой руководитель не обращает внимания на суждения своих подчиненных, он обращается к низшим потребностям работников, постоянно оказывает давление. Демократичный руководитель прислушивается к мнению подчиненных при принятии решений. Он обращается к более высоким потребностям людей. При таком стиле обязательна система контроля. Либеральный стиль предполагает практически полную свободу персонала в принятии решений, в определении целей своей работы и контроля за ее результатами.

    В зависимости от применяемых методов руководства, руководителей делят на сосредоточенных на работе, и сосредоточенных на человеке. Стиль руководства ориентируется или на деятельность, или на людей.

    Лайкерт выделяет четыре разновидности стилей руководства: эксплуататорско-авторитарная, благосклонно-авторитарная, консультативно-демократическая и основанная на участии.

  2. Ситуационный подход. Этот подход уделяет основное внимание оценке и учету ситуации, и выделяет три фактора, которые влияют на поведение руководителя:
    а) отношения между руководителем и коллективом;
    
б) структура задачи;
    
в) должностные полномочия руководителя.

Стиль руководства должен выбираться в зависимости от конкретной ситуации.

Выделяют четыре стиля руководства: стиль поддержки (ориентирован на человека); инструментальный стиль (ориентирован на задачу); стиль, поощряющий участие людей в принятии решений; стиль, ориентированный на эффективное достижение целей.
Для того, чтобы работать наиболее эффективно, руководитель должен применять различные стили, методы и типы влияния. Современный, адаптивный стиль руководства, ориентирован на учет реальности, и потому зависит от конкретной ситуации.

Искусство эффективно слушать

Выделяют десять правил эффективного слушания (К. Дэвис):

  1. Слушайте молча, дайте другому человеку говорить.
  2. Создайте благоприятную, свободную обстановку, чтобы говорящий мог раскрепоститься.
  3. Покажите свою заинтересованность, старайтесь понять говорящего, не перебивайте его.
  4. Не раздражайте говорящего, не постукивайте по столу, не перебирайте бумаги.
  5. Сочувствуйте говорящему, попытайтесь почувствовать себя на его месте, войдите в его положение.
  6. Не жалейте времени, чтобы выслушать человека, проявите терпимость. Не показывайте ему, что вы хотите уйти.
  7. Держите себя в руках, не показывайте своей раздраженности.
  8. Не вступайте в спор и не критикуйте говорящего. Это может рассердить его или заставить замолчать.
  9. Задавая вопросы, вы подбадриваете говорящего и показываете ему, что вы внимательно слушаете.
  10. Перестаньте говорить сами, и начните, наконец, слушать!
    Методы разрешения конфликтов

Конфликт — это несогласие между двумя или более сторонами. Стороны могут представлять как отдельные лица, так и группы лиц.

Каждая из сторон добивается принятия другими только своей точки зрения. Раньше считалось, что конфликтов нужно избегать, что они приводят к неэффективной деятельности организации. Современные теории говорят, что в некоторых случаях конфликт не только возможен, но и желателен. Он способствует выявлению разнообразных мнений, альтернатив решения проблемы, предоставляет дополнительную информацию.

Конфликты бывают функциональные и дисфункциональные. Функциональный конфликт ведет к повышению эффективности организационной деятельности, а дисфункциональный — к понижению эффективности организации.

Типы конфликтов:

  1. Внутриличностный конфликт. Примером такого конфликта может служить ситуация, когда подчиненному даются противоречивые указания. Он также может быть вызван низкой степенью удовлетворенности работой, неуверенностью в себе.
  2. Межличностный конфликт. Этот тип конфликта проявляется, как борьба руководителей различных подразделений за использование ограниченных ресурсов, оборудования, капитала и т.п. Такой конфликт может возникнуть между кандидатами на повышение при одной свободной вакансии. Если люди не могут ладить друг с другом, происходит столкновение личностей, то есть межличностный конфликт.
  3. Конфликт между личностью и группой. Этот конфликт возникает тогда, когда отдельный человек, работающий в группе, не следует нормам поведения, установленным в этой группе.
  4. Межгрупповой конфликт. Примером является конфликт профсоюза и администрации, или конфликт между неформальными организациями, или конфликт между линейным и штабным персоналом, или конфликт между отделами в организации.

У конфликтов может быть несколько причин: распределение ограниченных ресурсов, зависимость выполнения задачи от других людей, различия в целях, различия в представлениях и ценностях, различия в манере поведения и жизненном опыте, плохие коммуникации.

Методы разрешения конфликта.

Существуют две методологии управления конфликтом: структурные и межличностные.

В структурных методах выделяют четыре способа разрешения конфликта:

  1. Разъяснение требований к работе. Руководитель должен разъяснить, каких результатов он ожидает от подчиненных, а также четко определить политику, процедуру и правила достижения результатов.
  2. Координационные и интеграционные механизмы. Самый распространенный механизм ? это построение цепи команд. Такое управление конфликтной ситуацией облегчает реализацию принципа единоначалия, так как подчиненный точно знает, кому он подчиняется. Основные механизмы интеграции — это управленческая иерархия, использование служб, которые осуществляют связь между отделами, межфункциональные и целевые группы, межотдельские совещания.
  3. Общеорганизационные комплексные цели. Это подход основан на направлении усилий всех участников конфликта на достижение общей цели, заданной и контролируемой вышестоящим руководителем.
  4. Структура системы вознаграждений. Этот метод предполагает поощрение тех людей, которые способствуют осуществлению общеорганизационных целей.

В межличностных методах выделяют пять техник разрешения конфликтов:

  1. Уклонение от конфликта, то есть руководитель избегает таких ситуаций, которые могут вызвать противоречия, разногласия.
  2. Сглаживание. Руководитель стремится показать, что причина конфликта не так важна, что не стоит сердиться по этому поводу. Он обращается к солидарности, сплоченности, стремится погасить конфликт. Хотя конфликт сглаживается, проблема все равно остается, эмоции накапливаются внутри, что может вызвать «взрыв».
  3. Принуждение. Руководитель, который пользуется этим методом, не интересуется мнением персонала, пытается заставить других принять свою точку зрения. Он подавляет инициативу подчиненных, что в конечном итоге вызывает возмущение.
  4. Компромисс. Этот метод предполагает принятие точки зрения другой стороны. Конфликт разрешается быстро, но может помешать правильному осмыслению проблемы.
  5. Решение проблемы. Руководитель старается найти наилучший вариант решения конкретной проблемы, рассмотреть все точки зрения, понять причины конфликта и найти решение, приемлемое для всех сторон конфликта.

Источник:
Мировая экономика, ereport.ru

Лидерство и стили руководства. Управление конфликтами в организации

Содержание

1. Лидерство и стили руководства

2. Виды конфликтов

3. Сущность конфликта

4. Причины возникновения конфликта в организации

5. Управление конфликтом

6. Мотивация

Список используемой литературы

1. Лидерство и стили руководства

Сильный управляющий должен быть сильным лидером. Управляющий, не обладающий навыками лидерства, подобен спасателю, который боится воды, не имеет значение запас знаний, если он не может быть использован.

Лидер — это личность, за которой все остальные члены группы признают право брать на себя наиболее ответственные решения, затрагивающие их интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы.

Он может быть назначен официально, а может и не занимать никакого официального положения, но фактически руководить коллективом в силу своих организаторских способностей. Руководитель назначен официально, извне, а лидер выдвигается «снизу». Лидер не только направляет и ведет своих последователей, но и хочет вести их за собой, а последователи не просто идут за лидером, но и хотят идти за ним. Исследования показывают, что знания и способности лидера оцениваются людьми всегда значительно выше, чем соответствующие качества остальных членов группы. Лидеру присущи следующие психологические качества: уверенность в себе, острый и гибкий ум, компетентность как доскональное знание своего дела, сильная воля, умение понять особенности психологии людей, организаторские способности. Однако анализ реальных групп показал, что порой лидером становится человек, и не обладающий перечисленными качествами, и, с другой стороны, человек может иметь данные качества, но не являться лидером. Возникла ситуативная теория лидерства, согласно которой лидером становится тот человек, который при возникновении в группе какой-либо ситуации имеет качества, свойства, способности, опыт, необходимые для оптимального разрешения этой ситуация для данной группы. В разных ситуациях группа выдвигает разных людей в качестве лидера. В исследованиях Б.Д. Парыгина выделены типы лидеров в зависимости от характера деятельности (универсальный лидер, ситуативный лидер), ее содержания (лидер-вдохновитель, лидер-исполнитель, деловой лидер, эмоциональный лидер) и стиля руководства (авторитарный лидер, демократический лидер).

Таким образом, лидером группы может стать только тот человек, кто способен привести группу к разрешению тех или иных групповых ситуаций, проблем, задач, кто несет в себе наиболее важные для этой группы личностные черты, кто несет в себе и разделяет те ценности, которые присущи группе. Лидер — это как бы зеркало группы, лидер появляется в данной конкретной группе, какова группа — таков и лидер. Человек, который является лидером в одной группе, совсем не обязательно станет вновь лидером в другой группе (группа другая, другие ценности, другие ожидания и требования к лидеру).

С точки зрения масштабности решаемых задач выделяют:

) бытовой тип лидерства (в школьных, студенческих группах, досуговых объединениях, в семье);

) социальный тип лидерства (на производстве, в профсоюзном движении, в различных обществах: спортивных, творческих и т.д.);

) политический тип лидерства (государственные, общественные деятели).

Существует несомненная связь между судьбой лидера бытового, лидера социального и лидера политического. Первый всегда имеет возможность выдвинуться в лидеры другого типа.

Лидер с организаторскими способностями в состоянии быстро и правильно оценивать ситуацию, выделять задачи, нуждающиеся в первоочередной реализации, отличать осуществимое от бесплодного прожектерства, достаточно точно рассчитать сроки решения задач. Мысль о том, что главная отличительная черта способного организатора состоит в умении быстро находить эффективные пути и средства решения задач, подтверждается на каждом шагу. Интересно высказывание на этот счет Наполеона Бонапарта: «Мой гений состоит в том, что одним быстрым взглядом я охватывал все трудности дела, но в то же время и все ресурсы для преодоления этих трудностей; этому обязано мое превосходство над другими».

Талант руководства людьми основывается на целом комплексе социально-психологических качеств и свойств. Большую роль играет доверие и любовь масс к своему лидеру.

Доверие к лидеру — это признание его высоких достоинств, заслуг и полномочий, признание необходимости, правильности и результативности его действий. Это внутреннее согласие с носителем авторитета, готовность действовать в соответствии с его установками. Ведь заставить идти за собой при отсутствии средств принуждения можно лишь на основе доверия. И доверие это означает, что люди находятся во внутреннем согласии и единении с лидером.

Структура механизмов воздействия лидеров на массу зависит от свойств последователей. Лидер находится в сильнейшей зависимости от коллектива. Группа, имея образ лидера, — модель, требует от реального лидера, с одной стороны, соответствия ей, а с другой — от лидера требуется способность выражать интересы группы. Только при соблюдении этого условия последователи не просто идут за своим лидером, но и желают идти за ним.

В соответствии со свойствами последователей лидером выстраиваются структуры воздействия на них. Эти структуры призваны обеспечить, во-первых, инициирование активности, координацию действий группы и обеспечение ее внешних связей и престижа. Во-вторых, для этого надо отрегулировать межличностные отношения в группе, обеспечить личностную поддержку членам группы.

Лидерство — это процесс социальной организации и управления.

Обязательное условие лидерства — обладание властью в конкретных формальных или неформальных организациях самых разных уровней и масштаба — от государства и даже группы государств до правительственных учреждений, местного самоуправления или народных и общественных групп и движений. Формализованная власть лидера закрепляется законом. Но во всех случаях лидер имеет социальную и психологическую, эмоциональную опору в обществе или в коллективах людей, которые за ним следуют.

Теория Лидерских качеств — На протяжении многих лет учёные пытались выделить основные особенности лидера. Но в ходе своих исследований им не удавалось выявить определённое количество черт личности, их было слишком много или же их определённое количество не подтверждалось дальнейшей практикой. Я предлагаю рассмотреть некоторые попытки.

Р. Столдилл выделил 5 таких черт:

·Ум или интеллектуальные способности

·Господство или преобладание над другими

·Уверенность в себе

·Активность и энергичность

·Знание дела

Но оказалось, что человек, обладающий всеми этими качествами, не обязательно является лидером. В процессе последующего изучения этого вопроса исследователи выделили четыре группы лидерских качеств: физиологические, психологические, интеллектуальные и личностно-деловые. Но и эти качества не явились гарантом лидерства.

Фрэнк Карделл не ставил перед собой задачу определить качества, необходимые для формирования лидерства. В своей книге он предлагает восемнадцать так называемых «разъединителей». Это черты характера и привычки, которые «разъединяют» нас от лидерства. Ниже следует перечень этих «разъединителей».

·Низкая самооценка и отсутствие уважения к себе

·Чрезмерная склонность к обману, отговоркам, оправданиям

·Внутренние картины в сознании, удерживающие нас на месте

·Нежелание простить и отпустить

·Недостаточное использование своего воображения

·Пренебрежение по отношению к своему творческому потенциалу

·Потребность быть всегда правым

·Слабые коммуникативные способности: неумение слушать и говорить

·Неспособность примирится со своими страхами

·Отсутствие ясных целей

·Недостаток обязательности

·Боязнь риска

·Неспособность принять ответственность за свою жизнь

·Потеря надежды

·Недостаток мужества

·Неумение фантазировать и мечтать

·Отсутствие любви к себе

·Тщеславие

Проблемы лидерства являются ключевыми для достижения организационной эффективности. С одной стороны, лидерство рассматривается как наличие определенного набора качеств, приписываемых тем, кто успешно оказывает влияние или воздействует на других, с другой, лидерство — это процесс преимущественно не силового воздействия в направлении достижения группой или организацией своих целей. Лидерство представляет собой специфический тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей.

Лидерство как тип отношений управления отлично от собственно управления и строится больше на отношении типа «лидер — последователь», чем «начальник — подчиненный». Не любой менеджер использует лидерство в своем поведении. Продуктивный менеджер не обязательно является эффективным лидером, и наоборот. Успех в управлении не компенсирует плохого лидерства.

Подходы к изучению лидерства различаются комбинацией трех основных переменных, привлекающих внимание исследователей по сей день: лидерские качества, лидерское поведение и ситуация, в которой действует лидер. Важную роль при этом играют характеристики и поведение последователей. Каждый из подходов предлагает свое решение проблемы эффективного лидерства.

Ранние традиционные концепции предлагали определять эффективное лидерство на основе либо качеств лидера, либо образцов его поведения. Ситуационность в этих случаях во внимание не принималась. Эти концепций в конечном счете утонули в бесконечном множестве выявленных качеств и образцов поведения, так и не создав завершенной теории.

Подходы основанные на ситуационности лидерства, предлагали объяснять эффективность лидерства через различные ситуационные переменные, т.е. через влияние внешних факторов, не принимая при этом во внимание лидера как личность. Новые концепции попытались объединить преимущества и достижения как традиционного, так и ситуационных подходов. В своих выводах эти концепции основываются на анализе лидерского характера и его взаимосвязи с имеющейся ситуации.

Новые подходы концентрируют свое внимание на способности лидера создать новое видение решения проблемы и, используя свою харизму, передать ее значение последователям таким образом, чтобы это вдохновило и вызвало у них энтузиазм к осуществлению действий по достижению целей.

2. Виды конфликтов

Конфликты подразделяются:

По количеству и уровню участников — на внутриличностные, межличностные, межгрупповые и организационные.

По характеру влияний — на рациональные и иррациональные.

По характеру причин — на объективные и субъективные.

По содержанию — на общественные и частные.

По природе — на формальные и неформальные.

По ранговым различиям — на горизонтальные и вертикальные.

По количеству причин — на однофакторные и многофакторные.

3. Сущность конфликта

Конфликт — это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями. Существенная сторона социального конфликта состоит в том, что эти субъекты действуют в рамках некоторой более широкой системы связей, которая модифицируется (укрепляется или разрушается) под воздействием конфликта.

Социология конфликта исходит из того, что конфликт есть нормальное явление общественной жизни; выявление и развитие конфликта в целом полезное и нужное дело. Не стоит вводить людей в заблуждение с помощью мифа о всеобщей гармонии интересов. Общество достигнет более эффективных результатов в своих действиях, если не будет закрывать глаза на конфликты, а будет следовать определенным правилам, направленным на регулирование конфликтов. Смысл этих правил в современном мире состоит в том, чтобы:

.не допускать насилия как способа разрешения конфликтов;

2.найти средства выхода из тупиковых ситуаций в тех случаях, когда насильственные действия все же совершились и стали средством углубления конфликтов;

лидерство стиль руководство конфликт

3.добиваться взаимопонимания между сторонами, противостоящими в конфликте.

Поскольку всякая организация есть своего рода объединение людей для совместной деятельности, в развитии их внутренних отношений наблюдаются определенные общие черты или признаки, понимание которых чрезвычайно важно. Одна из таких общих черт состоит в том, что всякая организация проходит в своем развитии через серию внутренних конфликтов, она не может существовать без внутренней напряженности и без столкновений между определенными позициями, представленными в ней, между группировками людей, между так называемыми кликами.

Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей. Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их всегда лежит отсутствие согласия. Поэтому определим конфликт как процесс взаимодействия между субъектами лицами или группами по поводу различия их интересов.

Отсутствие согласия обусловлено наличием разнообразных мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения и т.д. Однако оно не всегда выражается в форме явного столкновения. Это происходит только тогда, когда существующие противоречия, разногласия нарушают нормальное взаимодействие людей, препятствуют достижению поставленных целей. В этом случае люди просто бывают вынуждены каким-либо образом преодолевать разногласия и вступают в открытое конфликтное взаимодействие. В процессе конфликтного взаимодействия его участники получают возможность выражать различные мнения, выявлять больше альтернатив при принятии решений н именно в этом заключается важный позитивный смысл конфликта. Сказанное, конечно, не означает, что конфликт всегда носит положительный характер.

Существует четыре основных типа конфликтов: внутриличностный, межличностный, между личностью и группой, межгрупповой.

Внутриличностный конфликт. Этот тип конфликта не полностью соответствует данному нами определению. Здесь участниками являются не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности, часто кажущиеся или являющиеся несовместимыми: потребности, мотивы, ценности, чувства и т.п.

Внутриличностные конфликты, связанные с работой в организации, могут принимать различные формы. Одна из наиболее распространенных это ролевой конфликт, когда различные роли человека предъявляют к нему противоречивые требования. Внутренние конфликты могут возникать на производстве вследствие перегруженности работой или, напротив, отсутствия работы при необходимости находиться на рабочем месте.

Межличностный конфликт. Это один из самых распространенных типов конфликта. В организациях он проявляется по-разному. Многие руководители считают, что единственной его причиной является несходство характеров. Действительно, встречаются люди, которым из-за различий в характерах, взглядах, манере поведения очень непросто ладить друг с другом. Однако, более глубокий анализ показывает, что в основе таких конфликтов, как правило, лежат объективные причины. Конфликты возникают между руководителем и подчиненным, например когда подчиненный убежден, что руководитель предъявляет к нему непомерные требования, а руководитель считает, что подчиненный не желает работать в полную силу.

По субъектному признаку во внутренней жизни каждой организации можно выделить следующие типы межличностных конфликтов:

а) конфликты между управляющими и управляемыми в рамках данной организации, причем конфликты между руководителем и рядовым исполнителем будут существенно отличаться от конфликтов между руководителем первой руки и менеджерами нижестоящих уровней;

б) конфликты между рядовыми сотрудниками;

в) конфликты на управленческом уровне, т.е. конфликты между руководителями одного ранга.

Конфликт между личностью и группой. Известно, что неформальные группы устанавливают свои нормы поведения, общения. Каждый член такой группы должен их соблюдать. Отступление от принятых норм группа рассматривает как негативное явление, возникает конфликт между личностью и группой.

Межгрупповой конфликт. Организация состоит из множества формальных и неформальных групп, между которыми могут возникать конфликты. Например, между руководством и исполнителями, между работниками различных подразделений, между неформальными группами внутри подразделений, между администрацией и профсоюзом.

Вся совокупность конфликтов, пронизывающих те или иные организации, так или иначе связана с методами управления ею. Ибо управление — ни что иное, как деятельность по разрешению конфликтов ради тех целей и задач, которые определяет суть организации. Руководитель призван разрешать частные конфликты, возникающие между подразделениями организации, между управляющими и работниками, между производителями и потребителями продукции, производителями и поставщиками исходных материалов во имя более общих интересов организации, которые он рассматривает в качестве целей своей управленческой деятельности.

4. Причины возникновения конфликта в организации

Итак, в общем виде в возникновении конфликтов можно выделить две стороны — объективную и субъективную. Объективное начало в возникновении конфликтов связано со сложной, противоречивой ситуацией, в которой оказываются люди. Плохие условия труда, нечеткое разделение функций и ответственности — такого рода проблемы относятся к числу потенциально конфликтогенных, т.е. объективно являются той возможной почвой, на которой легко возникают напряженные ситуации. Если люди поставлены в такие условия, то независимо от их настроя, характеров, сложившихся в коллективе отношений и наших призывов к взаимопониманию и сдержанности вероятность возникновения конфликтов довольно велика. Так, например, в одной организации мы столкнулись с недостаточной определенностью прав сотрудников отделов технического контроля ряда цехов. Это приводило к хронической напряженности в отношениях между рабочими цехов и работниками ОТК, на которых оказывалось систематическое давление. Примечательно, что неотрегулированность их взаимоотношений тянулась годами, столь же затяжными были и конфликты. Объективность этой конфликтной ситуации лишний раз подтверждалась тем, что работники отдела технического контроля, как и рабочие в цехах, за эти годы менялись, а конфликт оставался. Независимо от конкретных особенностей людей, в него втянутых, суть конфликта целиком определялась той противоречивой ситуацией, в которой оказались его участники. Следует сказать, что ситуаций, где отчетливо проступает объективное происхождение конфликтов, в реальной производственной практике возникает не так уж мало. Недостаточно гласно осуществляется распределение отпусков, нарушается график их распределения — и возникают конфликты. Не продуман перевод коллектива на бригадные формы работы, нарушены их принципы — легко возникают конфликты и осложнения с руководством, да и в отношениях работников между собой.

Устранение конфликтов, вызванных такими причинами, может быть достигнуто только изменением объективной ситуации. В этих случаях конфликты выполняют своего рода сигнальную функцию, указывая на неблагополучие в жизнедеятельности коллектива.

Проблема конфликта в организации осложняется, как правило, тем, что сама позиция руководителя или лидера организации оказывается весьма сложной и в какой-то мере неопределенной, противоречивой. С одной стороны, она выступает как важное преимущество и как показатель жизненного успеха, но, с другой стороны, она же является и позицией, подчиненной следующим, более высоким инстанциям в системе управления данной организацией. Это означает, что руководитель обязан как бы интегрировать все внутренние импульсы и проблемы данной организации, знать ее сильные и слабые стороны, располагать постоянно всей информацией о положении дел в наиболее напряженных ее точках, и, в то же время, он должен в каждый момент представлять интересы этой организации перед своим начальством, советом директоров или перед внешними структурами. Естественно, что в глазах подчиненных руководитель, даже самый демократичный, имеет один образ, а в глазах своего начальства — иной. Это объясняется не нравственным дефектом личности или ее лицемерием, а разными функциями, которые выполняет руководитель в иерархии управления. Требования, которые предъявляются ему сверху, не совпадают с требованиями, которые предъявляются снизу.

Один из наиболее важных аспектов в деятельности любой организации заключается в соотношении формальной, официальной структуры этой организации и неформальных, нигде не зафиксированных, реальных отношений между людьми в той же самой организации. В ходе совместной работы происходит стихийное распределение авторитетов и уважения друг к другу, которое имеет огромное значение с точки зрения эффективности организации.

В результате, чем больше совпадают формальная и неформальная структуры, тем благоприятнее обстановка для эффективности организации. И наоборот несовпадение или открытый конфликт между структурами блокирует деятельность организации. Задача лидера — хорошо знать и чувствовать этот источник внутреннего напряжения и вести дело таким образом, чтобы по возможности сблизить формальную и неформальную структуры организации.

Можно выделить несколько основных причин конфликтов в организациях.

Распределение ресурсов. Даже в самых крупных и богатых организациях ресурсы всегда ограничены. Необходимость распределять их практически неизбежно ведет к конфликтам. Люди всегда хотят получать не меньше, а больше, и собственные потребности всегда кажутся более обоснованными.

Взаимозависимость задач. Возможность конфликтов существует везде, где один человек (или группа) зависит от другого человека (или группы) в выполнении задачи. Например, руководитель производственного подразделения может объяснить низкую производительность труда своих подчиненных неспособностью ремонтной службы быстро и качественно чинить оборудование. Руководитель ремонтной службы может, в свою очередь, винить отдел кадров в том, что не приняты новые работники, в которых так нуждаются ремонтники.

Различия в целях. Вероятность этих конфликтов в организациях возрастает по мере увеличения организации, когда она разбивается на специализированные подразделения. Например, отдел сбыта может настаивать на производстве более разнообразной продукции, исходя из спроса (потребностей рынка); при этом производственные подразделения заинтересованы в увеличении объема выпуска продукции при минимальных затратах, что обеспечивается изготовлением простой однородной продукции. Отдельные работники тоже, как известно, преследуют собственные цели, не совпадающие с целями других.

Различия в способах достижения целей. У руководителей и непосредственных исполнителей могут быть разные взгляды на пути и способы достижения общих целей, т.е. при отсутствии противоречивых интересов. Даже если все хотят повысить производительность труда, сделать работу более интересной — о том, как это сделать, люди могут иметь самые разные представления. Проблему можно решить по-разному, и каждый считает, что его решение самое лучшее.

Неудовлетворительная коммуникация. Конфликты в организациях очень часто связаны с неудовлетворительностью коммуникации. Неполная или неточная передача информации или отсутствие необходимой информации вообще является не только причиной, но и дисфункциональным следствием конфликта. Плохая коммуникация препятствует управлению конфликтами.

Различия в психологических особенностях. Это еще одна причина возникновения конфликтов. Как уже говорилось, не следует считать ее основной и главной, но игнорировать роль психологических особенностей тоже нельзя. Каждый нормальный человек обладает определенным темпераментом, характером, потребностями, установками, привычками и т.д. Каждый человек своеобразен и уникален.

Порой психологические различия участников совместной деятельности столь велики, что мешают ее осуществлению, повышают вероятность возникновения всех типов и видов конфликтов. В этом случае можно говорить о психологической несовместимости. Вот почему в настоящее время менеджеры все большее внимание уделяют подбору и формированию «слаженных команд».

Существование перечисленных источников, или причин, конфликтов увеличивает вероятность их возникновения, однако даже при большой возможности конфликта стороны могут не захотеть вступить в конфликтное взаимодействие. Иногда потенциальные выгоды от участия в конфликте не стоят затрат. Вступив же в конфликт, как правило, каждая сторона делает все, чтобы была принята ее точка зрения, достигнута ее цель, и мешает другой стороне делать то же самое. Здесь необходимо управление взаимодействием в конфликте. В зависимости от того, насколько эффективным оно будет, последствия конфликта станут функциональными или дисфункциональными. Это, в свою очередь, повлияет на вероятность возникновения последующих конфликтов.

5. Управление конфликтом

При эффективном управлении конфликтом его последствия могут играть положительную роль, т.е. быть функциональными, способствовать в дальнейшем достижению целей организации.

Различают структурные (организационные) и межличностные способы управления конфликтным взаимодействием.

В работах по управлению, особенно ранних, подчеркивалась важность гармоничного функционирования организации. Представители административного направления считали, что если найти хорошую формулу управления, то организация будет действовать, как отлаженный механизм. В рамках этого направления разрабатывались структурные методы «управления» конфликтами.

. Четкая формулировка требования. Одним из лучших методов управления, предотвращающих дисфункциональные конфликты, является разъяснение требований к результатам работы каждого конкретного работника и подразделения в целом; наличие ясно и однозначно сформулированных прав и обязанностей, правил выполнения работы.

. Использование координирующих механизмов. Строгое соблюдение принципа единоначалия облегчает управление большими группами «конфликтных ситуаций», так как подчиненный знает, чьи распоряжения он должен выполнять. Если у работников есть разногласия по какому-либо производственному вопросу, они могут обратиться к «третейскому судье» — их общему начальнику. В некоторых сложных организациях создаются специальные интеграционные службы, задачей которых служит увязка целей различных подразделений. В этом случае именно такая служба будет наиболее подвержена конфликтам.

. Установление общих целей, формирование общих ценностей. Этому способствует информированность всех работников о политике, стратегии и перспективах организации, а также их осведомленность о состоянии дел в различных подразделениях. Очень эффективным оказывается формулирование целей организации на уровне целей общества. Наличие общих целей позволяет людям понять, как им следует вести себя в условиях конфликта, превращая их в функциональные.

. Система поощрения. Установление таких критериев эффективности работы, которые исключают столкновение интересов различных подразделений и работников. Например, если премировать работников службы техники безопасности за количество выявленных нарушений правил безопасности, это приведет к нескончаемому дисфункциональному конфликту с производственными и эксплуатационными службами. Если поощрять всех работников за устранение выявленных нарушений, это приведет к снижению конфликтности и повышению безопасности.

Работа с конфликтами, конечно, не исчерпывается перечисленными методами. В соответствии с ситуацией могут быть найдены и другие эффективные организационные методы управления конфликтным взаимодействием.

Выделяются пять основных стратегий поведения в конфликтных ситуациях.

Настойчивость (принуждение). Тот, кто придерживается этой стратегии, пытается заставить принять свою точку зрения во что бы то ни стало: его не интересуют мнения и интересы других. При этом он либо игнорирует ту «цену» в своих отношениях с партнером, которая будет заплачена в результате его действий, либо просто не задумывается над этим. Принято считать, что, чем более долговременные в перспективе отношения связывают участников взаимодействия (как например в семье или организации), тем более целесообразно заботиться не только о сиюминутном выигрыше, но и о сохранении взаимоотношений. Данный стиль связан с агрессивным поведением, для влияния на других людей здесь используется власть, основанная на принуждении, и традиционная власть.

Этот стиль может быть эффективным, если он используется в ситуации, угрожающей существованию организации — и порой он просто обязан быть настойчивым. Существенным недостатком данной стратегии являются подавление инициативы подчиненных и возможность повторных вспышек конфликта из-за ухудшения взаимоотношений.

Уход (уклонение). Человек, придерживающийся этой стратегии, стремится уйти от конфликта. Такое поведение может быть уместным, если предмет разногласий не представляет для человека большой ценности, если ситуация может разрешиться сама собой (такое бывает редко, но все же бывает), если сейчас нет условий для продуктивного «разрешения» конфликта, но через некоторое время они появятся. Эффективна эта стратегия и в случае нереалистических конфликтов.

Приспособление (уступчивость) предполагает отказ человека от собственных интересов, готовность принести их в жертву другому, пойти ему навстречу. Эта стратегия может быть признана рациональном, когда предмет разногласии имеет для человека меньшую ценность, чем взаимоотношения с противоположной стороной, когда при «тактическом проигрыше» не гарантирован и «стратегический выигрыш». Если данная стратегия станет для менеджера доминирующей, то он, скорее всего, не сможет эффективно руководить подчиненными.

Компромисс. Этот стиль характеризуется принятием точки зрения другой стороны, но лишь до определенной степени. Поиск приемлемого решения осуществляется за счет взаимных уступок.

Способность к компромиссу в управленческих ситуациях высоко ценится, так как уменьшает недоброжелательность и позволяет относительно быстро преодолеть конфликт. Но через какое — то время могут проявиться и дисфункциональные последствия компромиссного решения, например, неудовлетворенность «половинчатыми решениями». Кроме того, конфликт в несколько измененной форме может возникнуть вновь, так как породившая его проблема была решена не до конца.

Сотрудничество (решение проблемы). Этот стиль основывается на убежденности участников конфликта в том, что расхождение во взглядах — это неизбежный результат того, что у умных людей есть свои представления, что правильно, а что нет. При такой стратегии участники признают право друг друга на собственное мнение и готовы его принять, что дает им возможность проанализировать причины разногласий и найти приемлемый для всех выход. Тот, кто опирается на сотрудничество, не старается добиться своей цели за счет других, а ищет решения проблемы. Кратко установку на сотрудничество обычно формулируют так: «Не ты против меня, а мы вместе против проблемы».

Сообразуясь с ситуацией, учитывая индивидуально — психологические особенности участников конфликта, менеджер должен применять различные межличностные стили разрешения конфликтов, однако стратегия сотрудничества должна быть основной, так как именно она чаще всего делает конфликт функциональным.

Но следует помнить, что нет универсальных способов преодоления конфликта. Для «решения» конфликта единственно возможным является полное вхождение в ситуацию. Только ответив на все эти вопросы, поняв суть данной организации, «вжившись» в сложившуюся на фирме ситуацию можно диагностировать конфликт, изучить его природу и дать рекомендации относительно оптимальной стратегии поведения и методов его преодоления.

Стратегическое вмешательство определяется несколькими шагами, то есть основными этапами урегулирования конфликта. Данные шаги будем рассматривать как своеобразные пункты, где должны определяться и приниматься существенные решения — о целесообразности вмешательств, их видах.

Стороны конфликта должны стремиться к позитивному разрешению конфликта и действовать соответствующим образом с помощью консультанта. Поэтому очень важно установить хорошие взаимоотношения с обеими сторонами, не отдавая предпочтения ни одной из них, поскольку в таком случае его деятельность не будет эффективной:

. установить на ранней стадии взаимоотношения с обеими сторонами;

. разъяснить свои намерения относительно данной конфликтной ситуации;

. обеспечить себе поддержку.

Необходимо ясно представлять себе структуру сторон — участников конфликта.

Неясное лидерство, внутренняя силовая борьба, острое соперничество могут стать значительным препятствием к разрешению конфликта. Очень важно знать неформальных лидеров и знать не только их мнение, но и степень их готовности к активному соучастию в процессе урегулирования конфликта.

6. Мотивация

Рабочие места, приносящие радость, или когда мотивирует сама работа; эти строки могли бы быть заголовками рекламного проспекта, в котором фабрика конторской мебели представляя бы свои новинки, на ярмарке. Но настроение, которое создает хороший интерьер. быстро испаряется, если мебель была размещена в рабочих помещениях, не отвечающих потребностям людей. Мебель сама по себе не мотивирует. Многие разработки, сделанные с большим энтузиазмом, с радостью, даже несмотря на жертвы, выполнялись в совершенно неприспособленных, иногда просто жалких условиях. Работа может приносить радость, даже если мебель замещают ящики из-под апельсинов. И все-таки мы предлагаем переоборудовать учреждения под базы вместилищ этих южных фруктов. Нас интересует то, что делает работу радостной и интересной.

15 критериев Мотивирующей организации труда.

1. Любые действия должны быть осмысленными. В первую очередь это относится к тому, кто требует действия от других.

Уверены ли вы в том, что ваши управляющие действуют так же?

. Большинство людей испытывают радость от работы, отвечая за нее, удовлетворяя свою потребность в личной причастности к результатам деятельности, к работе с людьми (клиентами, поставщиками, пациентами). Они хотят вести с ними переговоры, знать их проблемы, и не только, производственные. Они хотят, чтобы их действия были важны для кого-то конкретно.

Дают ли рабочие места, «заподозренные» в том, что они порождают безразличие и незаинтересованность, возможность строить подобные межличностные отношения? Или сотрудник остается изолированным? Как восстановить с ним контакт?

Список используемой литературы

1. Вудкок М., Фресис Д. Раскрепощенный менеджер. — М.: Дело, 1994.

. Кибанов А.Я. Управление персоналом организаций. — М.: ИНФРА-М, 1997.

. Для подготовки данной работы были так же использованы материалы с сайта http://www.elitarium.ru/

Слайд 1Лидерство и конфликтология.
Методики и инструменты воздействия.

Лидерство и конфликтология. Методики и инструменты воздействия.


Слайд 2Лидерство
Лидер(от англ. leader— ведущий, первый, идущий впереди)— лицо в какой-либо

группе, пользующееся большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием, которое проявляется как

управляющие действия.
Но, в первую очередь, лидер – это человек, который научился контролировать, мотивировать и направлять самого себя для выполнения своих целей и задач.
Процесс образования лидеров во многом определяется ролевыми потребностями группы, на которые во многом влияет стиль руководства вожатого. В малой группе процессы лидерства участников проявляются обратно пропорционально степени директивности управления группой вожатым. Если вожатый берет на себя не только руководящие функции, но и лидерские, то неизбежно и его более интенсивное взаимодействие с другими участниками, претендующими на роль лидеров. На некоторых этапах развития группы возможно даже стремление лидеров группы вызвать вожатого на откровенное противостояние, чтобы отстоять свой лидерский статус.

ЛидерствоЛидер(от англ. leader— ведущий, первый, идущий впереди)— лицо в какой-либо группе, пользующееся большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием,


Слайд 3Лидерство
Суверен — иначе, «патриархальный повелитель». Лидер в образе строгого, но

любимого отца. Способен подавлять отрицательные эмоции и внушить людям уверенность

в себе. Его выдвигают в лидеры на основе любви и почитают.
Вожак — в нем последователи видят выражение своих желаний, соответствующих определенному групповому стандарту. Личность вожака — носитель таких стандартов. Ему стараются подражать члены группы.
Тиран — становится лидером, потому что внушает последователям чувство повиновения и безотчетного страха. Лидер-тиран — это доминирующая, авторитарная личность, обычно его боятся и подчиняются ему.

ЛидерствоСуверен — иначе, «патриархальный повелитель». Лидер в образе строгого, но любимого отца. Способен подавлять отрицательные эмоции и


Слайд 4Лидерство
Соблазнитель — становится лидером, играя на слабостях других. Выступает в

роли «магической силы», давая выход подавленным эмоциям других людей. Предотвращает

конфликты, снимает напряжение. Его обожают и часто не замечают всех его недостатков.
Организатор — объединяет последователей, выступает как сила для поддержания Я-концепции и удовлетворения потребности каждого. Умеет снимать чувство вины, тревоги. Его уважают.
Герой — лидер, жертвующий собой ради других. Часто выразительно проявляется в ситуациях группового протеста. Его храбрость объединяет людей. На него ориентируются, видят в нем стандарт справедливости. А он умеет увлечь за собой других.
Дурной пример — выступает как источник заразительности для бесконфликтной личности, заряжает других эмоционально.

ЛидерствоСоблазнитель — становится лидером, играя на слабостях других. Выступает в роли «магической силы», давая выход подавленным эмоциям


Слайд 5Лидерство
Кумир — влечет, притягивает, заряжает последователей положительной энергией. Его любят, боготворят,

идеализируют.
Изгой или козел отпущения — это, по существу, антилидеры. Они служат

объектом агрессивных тенденций, из-за чего развиваются групповые эмоции. Часто группа объединяется для борьбы с антилидером, но в случае его исчезновения группа распадается, если нет других общегрупповых стимулов.

ЛидерствоКумир — влечет, притягивает, заряжает последователей положительной энергией. Его любят, боготворят, идеализируют.Изгой или козел отпущения — это, по существу,


Слайд 6Лидерство
Ситуационное лидерство основано на убеждении, что дети могут и хотят

развиваться и что не существует единственного, самого лучшего стиля управления

для поощрения этого развития. Рекомендуется подгонять стиль руководства к конкретной ситуации. В модели «Ситуационного лидерства» имеются четыре основных стиля: 1.указание; 2.наставничество (обучение); 3.поддержка; 4.делегирование. Эти стили сопоставляются с четырьмя основными уровнями развития ребенка: 1.начинающий энтузиаст; 2.разочарованный ученик; 3.способный, но осторожный исполнитель; 4.уверенный в себе «профессионал».

ЛидерствоСитуационное лидерство основано на убеждении, что дети могут и хотят развиваться и что не существует единственного, самого


Слайд 7Лидерство
Различают лидеров-созидателей и лидеров-разрушителей.
Лидер-созидатель действует в интересах дела, в интересах

организации и всех ее членов, которых он ведет за собой.
Лидер-разрушитель

действует в своих собственных интересах, для него на первом плане не дело, не люди, а собственное эгоистическое желание показать себя, используя для этого дело и окружающих (зачастую во вред и делу, и людям). Лидера выдвигает деятельность. Поэтому через специально организованную разнообразную по содержанию деятельность можно обеспечить не только ситуации, направленные на сплочение организации, но и, прежде всего, благоприятные возможности для успеха ребят, обладающих развивающимся потенциалом влияния на сверстников.
Для развития организации как коллектива, характерна постоянная смена лидеров в зависимости от вида, характера и содержания деятельности, что обеспечивает каждому члену организации возможность пребывания в роли лидера и приобретения навыков организации других детей и самоорганизации.

ЛидерствоРазличают лидеров-созидателей и лидеров-разрушителей.Лидер-созидатель действует в интересах дела, в интересах организации и всех ее членов, которых он


Слайд 8Чем отличаются лидерство и руководство?
Лидерство и руководство — это разные

вещи. Руководство концентрирует внимание на том, чтобы ребята делали вещи

правильно, а лидерство — на том, чтобы ребята делали правильные вещи. Значительная группа вожатых, как руководителей, обладает и лидерскими качествами. Однако, несмотря на приведенные различия, и лидер, и руководитель имеют дело с одним и тем же типом проблем, связанных со стимулированием коллектива подопечных, нацеливанием его на решение определенных задач, заботой о средствах, при помощи которых эти задачи могут быть решены.

Чем отличаются лидерство и руководство?Лидерство и руководство — это разные вещи. Руководство концентрирует внимание на том, чтобы


Слайд 9Чем отличаются лидерство и руководство?
Сравнение базовых стратегий
Руководство:
Осуществляется регуляция официальных отношений

группы как некоторой социальной организации
Связано со всей системой общественных отношений

и является элементом макросреды
Целенаправленный процесс, осуществляемый под контролем различных элементов социальной структуры
Явление более стабильное
Более определенная система различных санкций
Процесс принятия решений значительно более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств и соображений, не обязательно связанных с данной группой
Сфера действий руководителя шире, поскольку он представляет малую группу в более широкой социальной системе

Чем отличаются лидерство и руководство?Сравнение базовых стратегийРуководство:Осуществляется регуляция официальных отношений группы как некоторой социальной организацииСвязано со всей


Слайд 10Чем отличаются лидерство и руководство?
Лидерство:
Осуществляется регуляция межличностных отношений в группе
Является

элементом макросреды (так же, как сама малая группа)
Возникает стихийно
Явление менее

стабильное и зависит в большей степени от настроения группы
Менее определенная система различных санкций
Решения принимают непосредственно по групповой деятельности
Сфера деятельности лидера — в основном малая группа

Чем отличаются лидерство и руководство?Лидерство:Осуществляется регуляция межличностных отношений в группеЯвляется элементом макросреды (так же, как сама малая


Слайд 11Чем отличаются лидерство и руководство?
Руководитель — это человек, который направляет

работу других и несет персональную ответственность за ее результаты. Вносит

порядок и последовательность в выполняемую работу. Свое взаимодействие с детьми он строит больше на фактах и в рамках установленных целей.
Лидер воодушевляет ребят и вселяет энтузиазм в подопечных, передавая им свое видение будущего и помогая им адаптироваться к новому, пройти этап изменений.
Руководители имеют тенденцию занимать пассивную позицию по отношению к целям. Чаще всего они по необходимости ориентируются на кем-то установленные цели и практически не используют их для проведения изменений.
Лидеры, наоборот, сами устанавливают свои цели и используют их для изменения отношения ребят к их деятельности.

Чем отличаются лидерство и руководство?Руководитель — это человек, который направляет работу других и несет персональную ответственность за


Слайд 12Чем отличаются лидерство и руководство?
Руководители обеспечивают достижение целей подопечными, контролируя

их поведение и реагируя на каждое отклонение от плана.
Лидеры

строят свои отношения с подопечными на доверии, мотивируя и вдохновляя их. Они закладывают доверие в основу групповой, совместной работы.
Официально назначенный руководитель группы обладает преимуществами в завоевании лидирующих позиций в группе, поэтому он чаще, чем кто-либо другой, становится лидером. Однако необходимо помнить, что быть руководителем не означает автоматически считаться лидером, так как лидерство в значительной мере базируется на неформальной основе.
Исследования показывают, что значительная группа руководителей во многом обладает лидерскими качествами.

Чем отличаются лидерство и руководство?Руководители обеспечивают достижение целей подопечными, контролируя их поведение и реагируя на каждое отклонение


Слайд 13

Необходимые черты личности лидера

доминантность — умение влиять на подопечных;
уверенность в

себе;
эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость — умение руководителя контролировать свои эмоциональные

проявления, саморегулировать эмоциональное состояние, осуществлять самоуправление и оптимальную эмоциональную разрядку;
креативность, способность к творческому решению задач, высокий практический интеллект;
стремление к достижению цели и предприимчивость, способность пойти на риск — разумный, а не авантюрный, готовность брать на себя ответственность в решении проблем;
ответственность и надежность в выполнении заданий, честность, верность данному обещанию и гарантиям;
независимость, самостоятельность в принятии решений;
гибкость поведения в изменяющихся ситуациях;
общительность, умение общаться, взаимодействовать с ребятами.

Необходимые черты личности лидера доминантность — умение влиять на подопечных;уверенность в себе;эмоциональная уравновешенность и


Слайд 14 Восемь основных качеств, которые должны быть присущи лидеру
Искусство быть

равным, т.е. установить и поддерживать систему отношений с равными себе.
Искусство

быть лидером — способность руководить подопечными, справляться со всеми сложностями и проблемами, которые приходят к человеку вместе с властью и ответственностью.
Искусство разрешать конфликты — способность выступать в роли посредника между двумя сторонами в конфликте, урегулировать неприятности, порождаемые психологическим стрессом.
Искусство обрабатывать информацию — способность построить систему коммуникаций в организации, получать надежную информацию и эффективно ее оценивать.
Искусство принимать нестандартные управленческие решения — способность находить проблемы и решения в условиях, когда альтернативные варианты действий, информация и цели неясны или сомнительны.
Искусство распределять ресурсы в организации — способность выбрать нужную альтернативу, найти оптимальный вариант в условиях ограниченного времени и нехватки других видов ресурсов.
Дар предпринимателя — способность идти на оправданный риск и на внедрение нововведений в организации.
Искусство самоанализа — способность понимать позицию лидера и его роль в организации, умение видеть то, какое влияние лидер оказывает на организацию.

Восемь основных качеств, которые должны быть присущи лидеруИскусство быть равным, т.е. установить и поддерживать систему отношений


Слайд 15Слабые навыки руководства
не принимает во внимание того, что лежит в

основе поведения подопечных;
избегает действий, связанных с наказанием;
следует устаревшему стилю руководства;
не

имеет представления о воздействиях, влияющих на осуществление им своей
роли;
вызывает отрицательное отношение окружающих;
не стремится к ясности;
пускает деятельность подопечных на самотек;
терпит посредственность;
недостаточно системно подходит к анализу деятельности;
мало делегирует полномочия;
обладает излишне негативным стилем;
пренебрегает возможностью положительно отметить успехи подопечных;
часто не справляется с «трудными» ребятами;
не защищает собственную группу;
терпит минимальный вклад в общую деятельность;
не способен установить критерий успеха.

Слабые навыки руководстване принимает во внимание того, что лежит в основе поведения подопечных;избегает действий, связанных с наказанием;следует


Слайд 16Конфликтология
КОНФЛИКТ – столкновение противоположно направленных, несовместимых потребностей, мотивов, интересов, чувств,

актов поведения. Протекает с высоким эмоциональным накалом. 
КОНФЛИКТ – (от лат.

conflictus — столкновение) — противоречие во взглядах и в отношениях, столкновение расходящихся, противоположных интересов, острый спор.
Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их всегда лежит противоречие между двумя или более сторонами.
Можно ли прожить без конфликтов? Нет.
Как реагировать на конфликт? Как на задачу, требующую понимания и решения.
Как не реагировать на конфликт? Паниковать. Скрывать. Принимать необдуманные решения.

КонфликтологияКОНФЛИКТ – столкновение противоположно направленных, несовместимых потребностей, мотивов, интересов, чувств, актов поведения. Протекает с высоким эмоциональным накалом. КОНФЛИКТ


Слайд 17Конфликтология
Факторы возникновения конфликтов:
Внешние обстоятельства, связанные с предыдущими нерешенными ситуациями (ребенка

отправили в лагерь без его согласия, родители едут отдыхать отдельно

в это же время, в семье происходят изменения и ребенок чувствует себя «лишним»: новые браки, новые дети и др.)
Степень удовлетворенности-неудовлетворенности потребностей ( в первую очередь физиологических: бытовые условия, питание)
Несоответствие ожиданиям (фантазия нарисовала одну картинку, приехали – картинка не вырисовывается никак)
Количество пространства свободного движения (нельзя самому выйти за территорию, постоянное присутствие других, отчет о передвижениях старшим)
Внешний барьер (наличие или отсутствие возможности выйти из ситуации: сменить комнату, отряд, лагерь, страну. планету)
Степень совпадений или расхождений целей в группе (если все хотят строить космический корабль, а один танцевать самбу, то последнему сложнее всех

КонфликтологияФакторы возникновения конфликтов:Внешние обстоятельства, связанные с предыдущими нерешенными ситуациями (ребенка отправили в лагерь без его согласия, родители


Слайд 18Конфликтология
Виды конфликтов:
— мотивационный (основанный на ответе на вопрос «кто с

какой целью приехал в лагерь?”)
— информационный (« а мне сказали,

что…»)
— статусный (борьба за лидерство, как без нее ?)
Форма проявления:
— непосредственный (открытый, явный, «лицом к лицу»)
— опосредованный (задействованы третьи лица, продумываются «сценарии» и.т.д)
Типы конфликтов:
-Внутриличностный конфликт
-Межличностный конфликт
-Конфликт между личностью и группой
-Межгрупповой конфликт

КонфликтологияВиды конфликтов:- мотивационный (основанный на ответе на вопрос «кто с какой целью приехал в лагерь?”)- информационный («


Слайд 19Конфликтология
Способы разрешения:
— насилие
— разъединение
— примирение
Общение — главный инструмент при улаживании

конфликта. Уладить конфликт — значит сохранить взаимоотношения.
Конфликтными днями смены, по

мнению психологов, являются 12-13 дни. Именно в эти дни постарайтесь быть особенно внимательными к настроению детей и коллег. Помня об этом, старайтесь не обижаться и не раздражаться по пустякам, уходить от конфликтов.

КонфликтологияСпособы разрешения:- насилие- разъединение- примирениеОбщение — главный инструмент при улаживании конфликта. Уладить конфликт — значит сохранить взаимоотношения.Конфликтными


Слайд 20Конфликтология
КАК РАЗРЕШИТЬ КОНФЛИКТ?
Назревающие конфликты лучше предупреждать, но если случилось столкнуться

с конфликтной ситуацией, есть 7 шагов для «улаживания этого дела».
ПЕРВЫЙ

ШАГ Снимаем маски. Честность — идеальная основа для улаживания конфликта.
ВТОРОЙ ШАГ Выявляем подлинную проблему. Не всегда то, что лежит на поверхности является истинной причиной возникновения конфликта.
ТРЕТИЙ ШАГ Отказываемся от установки «только победа».
ЧЕТВЕРТЫЙ ШАГ Находим несколько возможных решений.
ПЯТЫЙ ШАГ Оцениваем варианты — выбираем лучший работающий.
ШЕСТОЙ ШАГ Говорим так, чтобы нас наверняка услышали. Сначала привлечь внимание, например, вопросами: Вы (ты) меня понимаете? Не позволите объяснить? Затем изложить сюжет разговора и, наконец, убедиться, что вас услышали.
СЕДЬМОЙ ШАГ Признаем ценность отношений и бережем их.

КонфликтологияКАК РАЗРЕШИТЬ КОНФЛИКТ?Назревающие конфликты лучше предупреждать, но если случилось столкнуться с конфликтной ситуацией, есть 7 шагов для


Слайд 21Конфликтология
Пример:
— Я вижу, тут ссорятся. Вам помочь или вы сами

разберетесь?
— Помоги, скажи ему, что…
— Стоп! Я здесь только помогаю

вам услышать друг друга. Правила такие: никто никого не обижает, говорим по очереди. Будем разговаривать, пока вы не поймете друг друга и не придете к решению, которое устроит обоих. Кто первый?

КонфликтологияПример:- Я вижу, тут ссорятся. Вам помочь или вы сами разберетесь?- Помоги, скажи ему, что...- Стоп! Я


Слайд 22Конфликтология
Всегда ли возможно решение, приводящее к примирению?
Нет.
Если конфликт затянулся или

причина его такова, что «мирись-мирись и больше не дерись» ничего

не меняет – оставьте в покое идею райского благолепия, признайте открыто, что лично вы решить это не можете и отдайте решение третьим лицам (психологу, директору, кому там еще можно, кто решает за весь лагерь, а не за конкретный отряд). Хочет ребенок перейти в другой отряд – перейдет и все , это уже не ваш вопрос.
Всегда ли можно обойтись без насилия?
Да.
По той же схеме: если вы не почувствовали эйфорической радости от решения конфликта в вашем отряде- отдайте решении третьим лицам.
То есть наш выбор еще меньше, чем написано в книжках по конфликтологии. Будем пробовать примирение или разъединение в пределах отряда. Вторым особо не увлекайтесь – иначе будете перетаскивать кровати еще несколько недель, пока все желающие переезжать не успокоятся.

КонфликтологияВсегда ли возможно решение, приводящее к примирению?Нет.Если конфликт затянулся или причина его такова, что «мирись-мирись и больше


Слайд 23Конфликтология
Что предложить на обсуждении конфликта?
Признание наличия конфликта (вслух, открыто).
Договор о

самой идее разрешения конфликта.
Описание конфликта.
Исследование возможных вариантов решения (нельзя использовать

меньше 2-х вариантов).
Выбор приемлемого решения.
Воплощение решения в жизнь (как можно быстрее).
Оценка принятого решения.
ИТОГ:
Закрепление принятого решения в виде положительных поощрений.

КонфликтологияЧто предложить на обсуждении конфликта?Признание наличия конфликта (вслух, открыто).Договор о самой идее разрешения конфликта.Описание конфликта.Исследование возможных вариантов


Слайд 24Конфликтология
Примеры:
1.Мальчик 12 лет с самого начала смены постоянно ругался с

девочкой 12 лет. Девочка по комплекции была больше, чем он.

Дело не закончилось только конфликтом на словах, начались драки. Девочке хватало одного удара, чтобы мальчик оказался на полу. Он стал действовать «умнее»: ночью мазал ее пастой, ставил подножки и т.д. Далее начались откровенные угрозы: «Кислоту на лицо вылью…». В ходе развития конфликта вожатые разговаривали с детьми, выясняли причины, наказывали, но ничего не помогло. Поэтому дожили до конца смены, следя за детьми, чтобы они не причинили друг другу физического ущерба.
2.Ребенок просится домой, объясняя это тем, что ему скучно, что хочет к маме. Любые попытки чем-либо его увлечь отвергает.

КонфликтологияПримеры:1.Мальчик 12 лет с самого начала смены постоянно ругался с девочкой 12 лет. Девочка по комплекции была


Слайд 25ЛИТЕРАТУРА
Козырев Г.И. Конфликтология: Учебник. – М.:ИНФРА-М, 2010. – 304с.

Морозов А.

В. Психология влияния: хрестоматия / сост. А. В. Морозов. —

Харьков : Гуманит. Центр, 2009. — 558 с.

Немов Р. С. Психология: учебник для вузов по непсихологическим спец. / Р. С. Немов. — М. : Юрайт ; М. : Юрайт, 2010. — 639 с.

Баданина Л. П. Основы общей конфликтологии: учебное пособие. -;М: Флинта, 2012

Анцупов А. Я. Конфликтология: новые способы и приемы профилактики и разрешения конфликтов: учебник для вузов / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. — 4-е изд., испр. и доп. — М. : ЭКСМО, 2011. — 510 с. : ил. — (Психологическое образование). — Библиогр.: с. 468-480.

ЛИТЕРАТУРАКозырев Г.И. Конфликтология: Учебник. – М.:ИНФРА-М, 2010. – 304с.Морозов А. В. Психология влияния: хрестоматия / сост. А.


Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ренгалин таблетки от кашля инструкция для детей 6 лет
  • Инструкция написана брошюра напечатана рекомендации получены
  • Как построить ковчег своими руками инструкция
  • Ксо новация руководство по эксплуатации
  • Liitokala lii 100b инструкция на русском