Руководство лпу это

РУКОВОДИТЕЛИ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ КАК СУБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ

Толчёнова Е.А.

Российский государственный медицинский университет, кафедра общественного здоровья и здравоохранения, г. Москва

На кафедре общественного здоровья и здравоохранения РГМУ доцентом Толчёновой Е.А. проведено комплексное медико-социальное исследование менеджмента организации в здравоохранении. Основными элементами управления являются субъект, объект и технологии. Субъектом управления в здравоохранении на уровне Пензенской области на момент проведения исследования являлся министр здравоохранения и социального развития, заслуженный врач Российской Федерации, специалист высшей квалификационной категории по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье», кандидат медицинских наук Владимир Викторович Стрючков, на уровне лечебно-профилактических учреждений — главные врачи, на уровне отделений — заведующие отделениями. Средний возраст главных врачей 46,32 лет. Управленческий состав сферы здравоохранения Пензенской области имеет достаточно большой общий трудовой стаж: 2/3 — более 20 лет, 2/5- более 25 лет, 1/5- более 30 лет; при этом стаж руководящей деятельности незначителен: : более половины респондентов занимают руководящий пост менее 10 лет, 1/3 — менее 5 лет; практически отсутствуют респонденты со стажем руководящей деятельности выше 30 лет. Соответственно квалификационную категорию по общественному здоровью и здравоохранению имеет только третья часть руководителей ЛПУ Пензенской области (36,21%±2,82%), что достоверно меньше, чем по другой (клинической) специальности — более половины (54,14%±2,92%), р<0,001. Руководителей ЛПУ Пензенской области, не имеющих квалификационной категории, достоверно больше, чем таковых в Москве. Все руководители первого порядка имеют образование по организации здравоохранения и общественному здоровью. Более 2/3 (68,27%±2,73%) руководителей ЛПУ Пензенской области — демократы, почти пятая часть (17,93%±2,25%) — либералы, 7,59%±1,56% — автократы. Среди мужчин достоверно больше, чем среди женщин, либералов (29,76±4,99% против 12,62±2,31%, р<0,01) и достоверно меньше демократов (52,38±5,45% против 75,73±2,98%, р<0,01), в отличие от руководителей немедицинских учреждений ПО, где среди мужчин достоверно больше, чем среди женщин, автократов (21,43±4,90 против 6,88±2,00%). У руководителей ЛПУ Пензенской области преобладают хорошие отношения с подчиненными и другими руководителями (87,93%±1,91%). Руководителей ЛПУ Пензенской области, никогда не позволяющих себе сорваться, накричать на другого человека достоверно больше, чем руководителей немедицинских учреждений Пензенской области (24,14%±2,51% против 11,30%±2,09%, р<0,01) и руководителей ЛПУ Москвы (24,14%±2,51% против 14,35%±2,31%, р<0,05). Подчинённые доверяют руководителям ЛПУ Пензенской области. Руководителей, с которыми подчинённые делятся самым сокровенным, достоверно больше среди руководящего состава ЛПУ Пензенской области, чем немедицинских учреждений Пензенской области (36,21%±2,82% против 25,22%±2,55%, р<0,05). Удовлетворённых своей работой руководителей ЛПУ Пензенской области достоверно меньше, чем руководителей немедицинских учреждений Пензенской области (90,43%±1,94%, р<0,001) и руководителей ЛПУ Москвы (96,09%±1,28%, р<0,00001). Награждённых

руководителей ЛПУ Пензенской области (13,79%±2,02%) достоверно меньше, чем руководителей ЛПУ Москвы (20,43%±2,66%, р<0,05) и достоверно в 4 раза меньше, чем руководителей немедицинских учреждений Пензенской области (53,04%±3,29%, р<0,000000001). Правительству Пензенской области и муниципальных образований необходимо создать условия и стимулировать научный рост руководителей органов и учреждений здравоохранения как мощный рычаг позитивных перемен управления отраслью, а руководителям органов и учреждений здравоохранения продолжать всестороннее повышение своего образовательного ценза и повышать образовательный уровень резерва по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье».

ЛИТЕРАТУРА

1. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 4.

2. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 4.

3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 4.

4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 4.

5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 4.

6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 4.

7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 4.

8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 4.

9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 4.

10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 1999. Т. 2. № 4.

11. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 12.

12. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 12.

13. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 12.

14. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 12.

15. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 12.

Материалыг XI международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2010

16. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 12.

17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 12.

18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 12.

19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 1.

Материалыг XI международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2010

Минтруд подготовил профессиональный стандарт «руководитель медорганизации». В целом предполагается 5 основных направлений работы менеджеров в медицинской организации, которым не нужно заканчивать медицинский вуз

Публикация актуальна для слушателей курсов повышения квалификации по направлениям:

  • Организация здравоохранения и общественное здоровье

  • Государственное и муниципальное управление,

Эффективность деятельности медицинской организации во многом зависит от качества принимаемых управленческих решений. Для формирования управленческого потенциала отрасли сегодня необходимо предусмотреть единую систему специальной подготовки и допуска к рынку труда в сфере здравоохранения руководителей всех компетенций, востребованных в медицинских организациях. Особое значение в формировании управленческого потенциала имеют критерии отбора управленцев с немедицинским образованием в руководящий состав медицинской организации.

Профстандарт «Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья»

Сегодня существует профстандарт специалиста в области организации здравоохранения и общественного здоровья, но в нем не отражены те должности, которые предусмотрены в Едином квалификационном справочнике.

В квалификационных характеристиках по должностям, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 г. №541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения») содержатся должности руководителей, не предусмотренные профессиональным стандартом «Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья», утвержденным приказом Минтруда России от 07.11. 2017 г. №768н.

Требования к уровню образования директора медицинской организации

Требования к квалификации директора, заведующего, управляющего, начальника медицинской организации предусматривают возможность наличия высшего (экономического, юридического) образования, специальной подготовки по менеджменту в здравоохранении и стаж работы на руководящих должностях не менее 5 лет.

Медицина нуждается в специалистах с немедицинским образованием

Кроме того, анализ деятельности медицинских организаций на современном этапе развития здравоохранения в Российской Федерации, проведенный экспертами, участвующими в разработке проекта стандарта, показал, что спектр востребованных трудовых функций для привлечения специалистов с немедицинским образования предполагает расширение перечня должностей в медицинской организации,

Привлечение специалистов с немедицинским образованием к управлению медицинской организацией и подготовка таких специалистов по программе магистратуры «Общественное здравоохранение» и программе дополнительного профессионального образования «Организация здравоохранения и общественного здоровья» даст возможность эффективного решения задач здравоохранения на межсекторальном уровне и освободить специалистов с медицинским образованием от непрофильного труда.

Руководитель медицинской организации — кто это?

Цель профессиональной деятельности руководителя медицинской организации: обеспечение деятельности медицинской организации.

Стандарт профессиональной деятельности руководителя медицинской организации даст представление гражданам-получателям медицинских услуг об обязанностях соответствующих работников медицинских организаций по отношению к пациентам и их законным представителям.

Самим руководителям медицинских организаций профессиональный стандарт обеспечит понимание квалификационных требований и алгоритма профессиональной деятельности, необходимых для выполнения трудовой деятельности в сфере руководства медицинской организации в зависимости от должности и условий работы, что позволит определять набор навыков и умений для выполнения той или иной трудовой функции и профессионально реализовать обоснованные действия.

Профессиональный стандарт может применяться работодателями для контроля деятельности работников с целью повышения эффективности их труда, управления персоналом. Профессиональный стандарт может быть использован для планирования и организации мероприятий по профессиональному развитию работников, например:

  • для разработки индивидуального плана профессионального развития и карьерного роста работников;

  • для проведения оценки деятельности персонала в целях оптимизации использования потенциала работников;

  • для организации повышения квалификации работников.

Разработанные на основании квалификационных характеристик Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих должностные инструкции могут быть уточнены с учетом профессиональных стандартов.

Основные задачи руководителя медицинской организации

Профессиональная деятельность таких специалистов предполагает решение множества организационно-управленческих задач: администрирование, анализ показателей общественного здоровья для выявления потребности населения в медицинской помощи на основе статистической информации всех уровней, выявление тенденций динамики показателей деятельности медицинской организации, принятие оптимальных управленческих решений, направленных на обеспечение качества и безопасности медицинской деятельности, управление финансовым и юридическим блоком в медицинской организации и, наконец, общее руководство медицинской организацией, в части блока трудовых функций, обеспечивающих доступность и качество медицинской помощи, но напрямую не затрагивающих лечебный процесс.

квалификационные требования к руководителю медицинской организации.png

Так, за рубежом многие образовательные программы строятся на развитии дуальных компетенций: с одной стороны менеджера общего профиля, сведущего в области статистики и количественного анализа, с другой – специалиста в сфере здравоохранения, хорошо осведомленного в вопросах общественного здоровья, структуры, организации и финансирования системы здравоохранения, знающего проблемы и требования общества, национальное законодательство и этические нормы.

Некоторые зарубежные университеты предлагают программы магистратуры по деловому администрированию именно в сфере администрирования здравоохранением Master of Business (Health) Administration (MBus(Hlth)). А при получении степени магистра в области государственного управления, что является необходимым условием для работы в правительственных структурах, выпускники могут фокусироваться на работе в различных секторах общественной жизни, в т.ч. в здравоохранении или общественном здоровье.

Руководитель медорганизации без медицинского образования

Профессиональный стандарт «Руководитель медицинской организации» разработан в соответствии с методическими рекомендациями по разработке профессиональных стандартов, утверждёнными приказом Минтруда России от 29.04.2013 г. № 170н и макетом профессионального стандарта, утверждённого приказом Минтруда России от 29.09.2014 г. № 665н. В представленном проекте профессионального стандарта «Руководитель медицинской организации» (далее-проект стандарта) объединены действия, умения и знания, свойственные специалистам с немедицинским образование, организующим деятельность персонала по обеспечению оказания медицинской помощи, а также требования к образованию и обучению, иные условия допуска специалистов к работе в сфере здравоохранения, как к виду профессиональной деятельности.

При описании трудовых функций были учтены положения нормативных правовых актов, определяющих деятельность медицинской организации, использована терминология Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и иных нормативных правовых актов в сфере охраны здоровья.

Зачастую руководители частных медицинских организаций имеют немедицинское, а экономическое, юридическое и иное образование в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 г. № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения». Приказ Данный предусматривает, что должность руководителя медицинской организации (за исключением должности «главный врач») могут занимать лица не только с высшим медицинским образованием, но и с высшим (экономическим, юридическим) образованием (при наличии специальной подготовки по менеджменту в здравоохранении).

В связи с этим возникла необходимость разработать отдельный профессиональный стандарт, описывающий требования к руководителям медицинских организаций.

Проект профессионального стандарта включает в себя не все возможные должности руководителей медицинских организаций различного уровня. Это обусловлено тем, что в настоящее время разрабатывается профессиональный стандарт «Руководитель коммерческой (некоммерческой) организации», включающий в себя квалификационные требования по управлению основными направлениями деятельности организации. Поэтому в проект профессионального стандарта «Руководитель медицинской организации» включаются только должности руководителей, характеризующиеся спецификой, связанной с отраслью здравоохранения.

Трудовые функции руководителя медицинской организации

В проекте профессионального стандарта «Руководитель медицинской организации» выделены следующие обобщенные трудовые функции:

  • «Администрирование деятельности медицинской организации и ее структурных подразделений» (ОТФ А);

  • «Менеджмент обеспечения качества и безопасности деятельности медицинской организации» (ОТФ В);

  • «Организация, координация и реализация деятельности по профилактике заболеваний и укреплению здоровья населения» (ОТФ С);

  • «Управление финансово-экономической сферой медицинской организации» (ОТФ D);

  • «Управление медицинской организацией» (ОТФ F).

На основе этих функций и выделяются должности: мененджер по качеству, финансовый директор и т.д.

В основу распределения трудовых функций и трудовых действий положен компетентностный подход, когда ведущим критерием подбора и расстановки кадров является не владение теоретическими знаниями, а умение применить их для решения практической задачи обеспечения качества и безопасности в сфере здравоохранения с учетом специфики деятельности конкретной медицинской организации.

  1. Выполнение обобщенной трудовой функции А предложено реализовывать путем выполнения следующих трудовых функций:«Управление процессами информационно-справочного сопровождения пациентов, управление формированием баз данных»;

  2. «Менеджмент процессов прикрепления и открепления пациентов к медицинской организации».

Выполнение обобщенной трудовой функции В предложено реализовывать путем выполнения следующих трудовых функций:

  1. «Разработка и внедрение системы менеджмента качества (СМК) в медицинской организации»;

  2. «Совершенствование системы менеджмента качества»;

  3. «Мониторинг осведомленности и обучение персонала»;

Выполнение обобщенной трудовой функции C предложено реализовывать путем выполнения следующих трудовых функций:

  1. «Оценка и прогноз состояния здоровья населения с учетом социальных детерминант и факторов риска заболеваний»;

  2. «Планирование, реализация и оценка мероприятий и программ по профилактике заболеваний и укреплению здоровья населения»;

  3. «Информирование и обучение населения по вопросам профилактики заболеваний и укрепления здоровья»;

Выполнение обобщенной трудовой функции D предложено реализовывать путем выполнения следующих трудовых функций:

  1. «Организация планирования деятельности медицинской организации»;

  2. «Организация финансово-экономической деятельности медицинской организации»;

  3. «Анализ эффективности деятельности медицинской организации»;

  4. «Обеспечение закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд медицинской организации»;

Выполнение обобщенной трудовой функции F предложено реализовывать путем выполнения следующих трудовых функций:

  1. «Стратегическое планирование и прогнозирование деятельности медицинской организации»;

  2. «Управление ресурсами медицинской организации»;

  3. «Взаимодействие с вышестоящими и партнерскими организациями»;

  4. «Обеспечение развития медицинской организации».

Основанием для такого подхода к структурированию документа стал анализ необходимых трудовых функций в медицинской организации на современном этапе, которые могут реализовать специалисты с немедицинским образованием.

Администрирование деятельности медицинской организации и ее структурных подразделений

В настоящее время в медицинских организациях сформировалось направление, охватывающее значительный объем работ административного характера, который нуждается в едином системном управлении и требует не сугубо медицинских знаний, а профессионального подхода к менеджменту и организации в здравоохранении. В рамках проектов «Бережливая поликлиника» и «Моя поликлиника» широкую распространенность получил опыт привлечения специалистов с немедицинским образованием к администрированию в медицинских организациях.

Высококвалифицированные администраторы с более широким кругом системных задач приходят в медицинских организациях на смену регистраторам, функции которых полностью переходят в автоматизированный режим.

Передача таких функций как управление процессами информационно-справочного сопровождения пациентов, управление формированием баз данных, менеджмент процессов прикрепления-открепления пациентов к медицинской организации, управление документооборотом медицинской организации специалистам с немедицинским образованием, позволит перераспределить нагрузку на медицинский персонал, что особенно важно в условиях недостатка врачей и медицинского персонала в медицинских организациях.

Менеджер по качеству и безопасности деятельности медицинской организации

Медицинская организация – это социально-техническая и экономическая отраслевая единица, ориентированная на обеспечение качества медицинских услуг, которая выполняет задачу удовлетворения их спроса на основе самостоятельных решений и ответственности за риск, в условиях внешних и внутренних ограничений, обусловленных задачами здравоохранения в целом.

Исходя из данного определения видно, что обеспечение качества медицинских услуг –это мультисекторальная функция, которая включает не только саму медицинскую помощь, но и ее хозяйственное, техногенное, экономическое и административное сопровождение. И рассматривать подходы к управлению качеством необходимо системно.

В Российской Федерации после обучения по программам подготовки специалистов в области управления качеством не предусмотрено отдельное изучение специфики отрасли здравоохранения. В связи с чем в проекте стандарта предусмотрено требование к образованию и обучению, наличие дополнительного профессионального образования в виде специальной подготовки в области организации здравоохранения.

Упоминание о должности уполномоченного по качеству в «Методических рекомендациях «Об организации контроля за соблюдением лицензионных требований и условий при осуществлении фармацевтической деятельности аптеками лечебно-профилактических учреждений», утвержденных Руководителем Росздравнадзора от 01.08.2008 г., имеет рекомендательный характер для аптек в учреждениях здравоохранения в части обеспечения качества лекарственных препаратов.

Менеджер по качеству в медицинской организации

В настоящем проекте стандарта управление качеством медицинской помощи будет идти через внедрение системы менеджмента качества и отработку стандартных операционных процедур для каждого этапа ее оказания, включая внедрение инновационного медицинского оборудования и процедуры эффективного межведомственного взаимодействия при оказании медицинской помощи

Государственной программой Российской Федерации «Развитие здравоохранения», утвержденной постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 No294, предусмотрено внедрение системы управления качеством медицинских услуг в 2015–16 гг. в 90%, а в последующие годы в 95% медицинских организаций.

Развитие этого направления требуют аккумуляции в единую систему управления качеством и безопасностью медицинской помощи.

акция бесплатные баллы НМО для врачей.png

Подготовленные кадры, способные реализовывать межсекторальное взаимодействие специалистов, обеспечивающих оказания медицинской помощи, будут замыкать на себе организационное и методическое руководство по обеспечению качества и безопасности медицинской помощи.

Организационно-управленческая деятельность в части обеспечения доступности и качества медицинской помощи включает в себя, в том числе, трудовые действия по разработке системы менеджмента качества и положений о внутреннем контроле качества и безопасности медицинской деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Профессиональная деятельность специалиста в области менеджмента качества предполагает решение множества организационных задач и принятие оптимальных управленческих решений, направленных на обеспечение качества и безопасности медицинской деятельности, через разработку, внедрение и совершенствование системы менеджмента качества всей медицинской организации. Виды основных трудовых функций и трудовых действий определены и гармонизированы относительно требований профессионального стандарта «Специалиста в области организации здравоохранения и общественного здоровья» к должностям главного врача и его заместителей с медицинским образованием (Приказ Минздрава России № 767-н от 07.11.2017).

Организация, координация и реализация деятельности по профилактике заболеваний и укреплению здоровья населения

Профилактика неинфекционных заболеваний и укрепление здоровья населения являются приоритетными стратегическими направлениями государственной политики в РФ в области охраны здоровья нации.

Организация профилактики в Российской Федерации в настоящее время базируется на реализации популяционной стратегии, стратегии высокого риска и стратегии вторичной профилактики. На практике выявляется значительный дефицит популяционной составляющей. Низкая активность первичного звена здравоохранения в этом направлении обусловлена загруженностью врачей.

Формирование инновационного профессионального кадрового потенциала, отвечающего современным требованиям системы охраны общественного здоровья, – один из путей эффективного решения новой стратегии «Здравоохранение».

Более пяти лет в медицинских вузах Российской Федерации идет подготовка и выпуск необходимых для страны современных профессиональных кадров в области профилактики заболеваний и укрепления здоровья населения – магистров по направлению подготовки 32.04.01 «Общественное здравоохранение», имеющих как медицинское, так и немедицинское базовое высшее образование. Данная магистерская программа изначально разрабатывалась при поддержке Минздрава России для создания необходимого странового кадрового потенциала для межсекторального решения проблем борьбы с неинфекционными заболеваниями и укрепления здоровья населения и организации и проведения профилактической деятельности в соответствии с современными международными подходами.

Наличие образования по направлению «32.04.01 «Общественное здравоохранение»

Однако, к сожалению, пока в Российской Федерации не существовало профессионального стандарта для должностей, требующих данный уровень образования. В связи с этим у выпускников данной инновационной образовательной программы возникают серьезные проблемы с трудоустройством, хотя потребность в таких специалистах на федеральном, региональном и местном уровнях очень высокая.

Безусловно, данная проблема требует скорейшего разрешения. И введение должности в медицинской организации «Уполномоченный по профилактике заболеваний и укреплению здоровья», обобщенной трудовой функцией которого является «Организация деятельности по профилактике заболеваний и укреплению здоровья населения», будет первым вкладом в появление на российском рынке труда магистров общественного здравоохранения, подготовленных из широкого спектра медицинских и немедицинских специалистов и осуществляющих свою деятельность в различных государственных, общественных и коммерческих структурах, что, в свою очередь, будет способствовать развитию межсекторального взаимодействия в сфере профилактики заболеваний, охраны и укрепления общественного здоровья.

Важнейшей составляющей для функционирования популяционного компонента профилактики в успешных проектах, опыт которых накоплен с середины прошлого века, является межсекторальное взаимодействие, которое, в соответствии с приказом Минздрава России от 30.09.2015 № 683 н осуществляется с органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, медицинскими организациями, образовательными организациями и физкультурно-спортивными организациями, общественными объединениями.

Также, в соответствии с приказом ФФОМС от 11 мая 2016 г. №88 «Об утверждении регламента взаимодействия участников обязательного медицинского страхования при информационном сопровождении застрахованных лиц на всех этапах оказания им медицинской помощи», в информировании граждан о возможных профилактических мероприятиях участвуют страховые представители.

Чем должны заниматься менеджеры по профилактике и укреплению здоровья населения?

Таким образом, уполномоченные по профилактике заболеваний и укреплению здоровья населения с базовым высшим немедицинским образованием могут осуществлять следующие трудовые действия (которые в настоящее время либо отсутствуют, либо возложены на врачебно-сестринский персонал):

1. В центрах медицинской профилактики (субъект РФ) и в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь:

  • оценка и прогноз состояния здоровья населения, его детерминант и факторов риска, факторов, способствующих укреплению здоровья;

  • мониторирование состояния здоровья населения и факторов риска основных заболеваний;

  • организация и проведение профилактических мероприятий и программ;

  • организация межсекторального взаимодействия на уровне субъекта РФ по проблемам профилактики заболеваний и укрепления здоровья;

  • организация межсекторального взаимодействия на территории прикрепления медицинской организации — координация взаимодействия между организациями (управами, школами, предприятиями, ЦСО, ДК и т.д.);

  • координация взаимодействия между министерствами и ведомствами, организация крупных популяционные мероприятий;

  • определение и отстаивание приоритетов в укреплении здоровья и профилактике заболеваний;

  • поиск и критический анализ профессиональной информации с помощью современных информационных технологий в международных базах данных;

  • организация и проведение научно-практических исследований по проблемам общественного здоровья;

  • составление аналитических отчетов и подготовка презентационных материалов по проблемам состояния здоровья населения и приоритетам профилактики и укрепления здоровья;

  • организация школ здоровья и школ для больных основными заболеваниями;

  • планирование, организация и координация реализации коммуникативных программ по профилактике заболеваний и укреплению здоровья и оценка их эффективности;

  • организация массовых акций, направленных на формирование здорового образа жизни населения;

  • формирование эффективных партнерских отношений с участниками коммуникативной программы на различных уровнях управления, с представителями различных слоев населения, в том числе и группами риска;

  • формирование межсекторальной команды для реализации коммуникативной программы;

  • планирование и реализация информационно-образовательных кампаний с привлечением средств массовой информации.

2. В страховых медицинских организациях

  • организация и проведение коммуникативных компаний по информирование пациентов об услугах профилактического характера;

Менеджер по экономике и финансам: Управление финансово-экономической сферой медицинской организации

Осуществление обобщенной трудовой функции «Управление финансово-экономической сферой медицинской организации» — это одна из обобщенных трудовых функций, которая не вызывает сомнения в привлечении кадров с немедицинским образованием, но и она предполагает знание не только общих подходов к планированию деятельности организации, анализу финансово-хозяйственной деятельности, но и знание специфической, характерной только для здравоохранения, системы обязательного медицинского страхования, правил оказания платных медицинских услуг, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации № 1006, особенностей государственных закупок (указание в конкурсной документации лекарственных препаратов не по их торговым наименованиям, а по международным непатентованным наименованиям и т.д.).

При разработке возможных наименований должностей использовались данные квалификационных характеристик, других нормативных правовых актов.

Баллы НМО для неврологов кардиологов терапевтов курс.png

Управление медицинской организацией

В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010г. №541н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» требования к квалификации директора, заведующего, управляющего, начальника медицинской организации предусматривают возможность наличия высшего профессионального (экономического, юридического) образование и специальной подготовки по менеджменту в здравоохранении и стаж работы на руководящих должностях не менее 5 лет.

В тоже время Постановление Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. N 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» в лицензионных требованиях, предъявляемых к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности (далее — лицензия) определяет  наличие у руководителя медицинской организации — высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификата специалиста, а также дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье».

Несмотря на указанные законодательные коллизии в современных условиях возрастает роль экономических и юридических знаний в практике руководителя медицинской организации.

Руководитель медицинской организации с немедицинским образованием реализует управленческие функции, связанные со стратегическим планированием организационного развития, обеспечением и внутренним контролем процессов административной и финансово-хозяйственной деятельности. Это в свою очередь позволяет системно выстраивать управленческую вертикаль медицинской организации и обеспечивать эффективность управленческой деятельности, и соответственно профессиональной специализации разделять трудовые функции и действия руководства, и обеспечивать системность и преемственность управленческих решений.

Скачать профстандарт «Руководитель медицинской организации»

Популярные статьи в категории:

Не нашли нужную информацию? Задайте вопрос менеджеру

Должностная инструкция заведующего отделением

I. Общие положения

1. На должность заведующего отделением назначается лицо, имеющее высшее образование — специалитет по одной из специальностей: «Лечебное дело», «Педиатрия», «Медико-профилактическое дело», «Стоматология» и обучение по программе интернатуры/ординатуры по основной специальности.

2. Опыт практической работы врачом-специалистом не менее трех лет.

3. Дополнительные требования:

— сертификат специалиста или свидетельство об аккредитации специалиста по основной специальности и повышение квалификации по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье»;

— прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

— отсутствие ограничений на осуществление медицинской деятельности, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Назначение на должность заведующего отделением, а также освобождение от нее производится приказом руководителя организации.

5. Заведующий отделением должен знать:

5.1. Принципы и методы мотивации работников структурного подразделения медицинской организации

5.2. Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи

5.3. Порядки оказания медицинской помощи, стандарты медицинской помощи, клинические рекомендации (протоколы лечения) по вопросам оказания медицинской помощи в соответствии с профилем деятельности медицинской организации

5.4. Методологию анализа и оценки показателей, характеризующих деятельность медицинской организации, и показателей здоровья населения

5.5. Порядок создания и деятельности врачебной комиссии

5.6. Требования к оформлению документации

5.7. Навыки делового общения: деловая переписка, электронный документооборот

5.8. Принципы и методы планирования деятельности структурного подразделения медицинской организации

5.9. Требования по обеспечению безопасности персональных данных пациентов и сведений, представляющих врачебную тайну

5.10. Трудовое законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты в сфере здравоохранения

5.11. Особенности санитарно-эпидемиологического режима медицинской организации

5.12. Правила эксплуатации медицинской техники в структурном подразделении медицинской организации

5.13. Виды, формы и методы внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в структурном подразделении медицинской организации

5.14. Правила внутреннего трудового распорядка медицинской организации

5.15. Основы менеджмента качества и безопасности медицинской деятельности в структурном подразделении медицинской организации

5.16. Методику сбора жалоб и анамнеза у пациентов (их законных представителей)

5.17. Методику физикального исследования пациентов (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация)

5.18. Клинические признаки внезапного прекращения кровообращения и (или) дыхания

5.19. Правила проведения базовой сердечно-легочной реанимации

6. Заведующий отделением подчиняется непосредственно ____________.

7. На время отсутствия заведующего отделением (отпуск, болезнь, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное в установленном порядке. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее их исполнение.

8. Заведующий отделением должен соблюдать:

— принципы врачебной этики и деонтологии в работе с пациентами (их законными представителями), коллегами;

— требования охраны труда и пожарной безопасности, правил внутреннего трудового распорядка;

— законодательство Российской Федерации в сфере охраны здоровья, в том числе прав граждан в сфере охраны здоровья.

II. Должностные обязанности

В обязанности заведующего отделением входит:

1. Организация деятельности структурного подразделения медицинской организации:

— Организация работы структурного подразделения медицинской организации

— Организация документооборота в структурном подразделении медицинской организации

— Разработка системы мотивации работников структурного подразделения медицинской организации

— Организация непрерывного совершенствования профессиональных знаний и навыков в течение трудовой жизни, а также постоянное повышение профессионального уровня и расширение квалификации медицинских работников структурного подразделения медицинской организации

— Взаимодействие с руководством медицинской организации и другими подразделениями медицинской организации

— Работа во врачебной комиссии медицинской организации

— Организация предоставления информационно-справочных материалов по профилактике социально значимых заболеваний, курения, алкоголизма, наркомании, включая просвещение и информирование граждан о факторах риска для их здоровья, формирование мотивации к ведению здорового образа жизни

— Формирование и поддержание корпоративной культуры медицинской организации

2. Планирование деятельности структурного подразделения медицинской организации:

— Планирование ресурсного обеспечения деятельности структурного подразделения медицинской организации

— Анализ результатов деятельности структурного подразделения медицинской организации

— Разработка и планирование показателей деятельности работников структурного подразделения медицинской организации

— Планирование деятельности структурного подразделения медицинской организации

— Составление графика работы, графика сменности и графика отпусков медицинских работников структурного подразделения медицинской организации

3. Контроль деятельности структурного подразделения медицинской организации:

— Организация мероприятий по обеспечению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в структурном подразделении медицинской организации

— Разработка проектов локальных актов медицинской организации

— Контроль состояния ресурсного обеспечения деятельности структурного подразделения медицинской организации

— Обеспечение соблюдения требований к эксплуатации медицинских изделий в структурном подразделении медицинской организации

— Контроль выполнения работниками структурного подразделения медицинской организации правил внутреннего трудового распорядка, санитарно-эпидемиологического режима

4. Оказание медицинской помощи в экстренной форме:

— Оценка состояния пациента, требующего оказания медицинской помощи в экстренной форме

— Распознавание состояний, представляющих угрозу жизни пациентов, включая состояние клинической смерти (остановка жизненно важных функций организма человека (кровообращения и (или) дыхания), требующих оказания медицинской помощи в экстренной форме

— Оказание медицинской помощи в экстренной форме пациентам при состояниях, представляющих угрозу жизни пациентов, в том числе клинической смерти (остановка жизненно важных функций организма человека (кровообращения и (или) дыхания)

— Применение лекарственных препаратов и медицинских изделий при оказании медицинской помощи в экстренной форме

III. Права

Заведующий отделением имеет право:

1. Запрашивать и получать необходимую информацию, а также материалы и документы, относящиеся к вопросам своей деятельности.

2. Повышать квалификацию, проходить переподготовку (переквалификацию)

3. Принимать участие в обсуждении вопросов, входящих в его функциональные обязанности.

4. Вносить предложения и замечания по вопросам улучшения деятельности на порученном участке работы.

5. Требовать от руководства организации оказания содействия, в том числе обеспечения организационно-технических условий и оформления установленных документов, необходимых для исполнения должностных обязанностей.

6. Принимать самостоятельные решения, руководствуясь квалификационными требованиями и должностными обязанностями

IV. Ответственность

Заведующий отделением несет ответственность:

1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

3. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с положениями (требованиями) Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197 ФЗ (ТК РФ) (с изменениями и дополнениями), профессионального стандарта «Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья» утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 7 ноября 2017г. №768н и иных нормативно–правовых актов, регулирующих трудовые отношения.

Источник

Квалификационные требования к руководителю медицинской организации

Автор: Светлана Гаврилова, эксперт-юрист RosCo — Consulting & audit

На практике не редко возникает вопрос: должен ли единоличный исполнительный орган и фактический руководитель медицинской организации иметь медицинское образование и профессионально разбираться в вопросах основной деятельности клиники или же ему достаточно быть способным администратором и разбираться непрофильных областях. Обратимся к законодательству и практике его применения.

Трудовой кодекс РФ и ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» № 323-ФЗ не содержит специальных квалификационных требований к должности «руководитель медицинской организации».

Данные требования содержаться в подзаконных нормативных актах, регулирующих квалификационные характеристики должностей, таких как:

Номенклатура должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утв. Приказом Минздрава РФ № 1183н от 20.12.2012 г.;

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения», утв. Приказом № 541н от 23.07.2010 г.

Перечень должностей, составляющих «Должности руководителей» раскрывается в Номенклатуре должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утв. Приказом Минздрава РФ № 1183н от 20.12.2012 г. Согласно этому документу «Должности руководителей» включены в п.1.1 раздела I «Медицинские работники».Из чего можно сделать вывод, что должности руководителей могут занимать только медицинские работники.

Итак, раздел I «Медицинские работники», подраздел 1.1. «Должности руководителей»:

главный врач (начальник) медицинской организации;

директор больницы (дома) сестринского ухода, хосписа;

заместитель руководителя (начальника) медицинской организации;

заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела, отделения, лаборатории, кабинета, отряда и другое) медицинской организации – врач — специалист;

заведующий (главный врач, начальник) структурного подразделения, осуществляющего медицинскую деятельность, иной организации;

главная медицинская сестра (главная акушерка, главный фельдшер).

В примечании к номенклатуре должностей сделана важная оговорка в отношении 3-х должностей из 6-ти выше перечисленных, а именно, в отношении:

«главного врача (начальника) медицинской организации»,

«заместителя руководителя (начальника) медицинской организации»,

«заведующего (главного врача, начальника) структурного подразделения, осуществляющего медицинскую деятельность, иной организации».

Примечание к документу говорит о том, что перечисленные выше 3 должности относятся к должностям медицинских работников в случае, если в их трудовые (должностные) обязанности входит осуществление медицинской деятельности.

В отношении оставшихся 3-х должностей, в том числе должности «директор больницы (дома) сестринского ухода, хосписа» такой оговорки нет.

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, утв. Приказом № 541н от 23.07.2010 г. в разделе II «Должности руководителей» не говорит об обязательном наличии медицинского образования в отношении должности:

Руководитель (главный врач, директор, начальник) федеральных бюджетных учреждений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека,

Директора больницы (дома) сестринского ухода и хосписа.

Работник на должности «главный врач (президент, директор, заведующий, управляющий, начальник медицинской организации)» может, как иметь, так и не иметь медицинское образование, но в любом случае обязан иметь сертификат специалиста по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» и стаж работы на руководящих должностях.

Приведем выдержки из нормативных документов.

Применительно к должности «главный врач (президент, директор, заведующий, управляющий, начальник медицинской организации)» предъявляются следующие квалификационные требования:

«Высшее профессиональное образование по специальности «Лечебное дело», «Педиатрия», «Медико-профилактическое дело», «Стоматология», послевузовское профессиональное образование и/или дополнительное профессиональное образование, сертификат специалиста по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» или высшее профессиональное (экономическое, юридическое) образование и специальная подготовка по менеджменту в здравоохранении, стаж работы на руководящих должностях не менее 5 лет. Для президента медицинской организации стаж работы в медицинских организациях не менее 25 лет.

Применительно к должности «директор больницы (дома) сестринского ухода, хосписа» предъявляются следующие требования к квалификации:

«Высшее профессиональное образование по специальности «Лечебное дело», «Педиатрия», «Сестринское дело», послевузовское профессиональное образование и/или дополнительное профессиональное образование, сертификат специалиста по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» или «Управление сестринской деятельностью», стаж работы в медицинских организациях не менее 5 лет или среднее профессиональное образование (повышенный уровень) по специальности «Сестринское дело», «Лечебное дело», «Акушерское дело» и сертификат специалиста по специальности «Организация сестринского дела», стаж работы в медицинских организациях не менее 10 лет».

В Письме Министерства труда и социальной защиты РФ № 14-0/10/В-2253 от 4 апреля 2016 г. со ссылкой на ТК РФ названы два случая, при наличии которых требования профессиональных стандартов обязательны:

если в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений (ст. 57 ТК РФ);

если требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения трудовой функции, установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст. 195.3 ТК РФ).

В других случаях эти требования носят рекомендательный характер.

Законодательство о лицензировании медицинской деятельности устанавливает требования к уровню образования руководителя медицинской организации (подп. в, г п. 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ № 291 от 16.04.2012 г.).

Так, у руководителя медицинской организации, заместителей руководителя медицинской организации, ответственных за осуществление медицинской деятельности, должно быть:

высшее медицинское образование;

послевузовское и (или) дополнительное профессиональное образование, предусмотренное квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения;

сертификат специалиста;

а также дополнительное профессиональное образование и сертификат специалиста по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье»;

наличие стажа работы по специальности не менее 5 лет.

Соответствие данным требованиям должно иметь документальное подтверждение.

Обращает на себя внимание и порождает конфликты на практике фраза «ответственных за осуществление медицинской деятельности».

Как видно из приведенных нормативных актов, существует коллизия между Единым квалификационным справочником, Номенклатурой должностей в сфере здравоохранения и Положением о лицензировании медицинской деятельности. В связи с этим, вызывает интерес оценка указанной коллизии судами.

Правоприменительная практика арбитражных судов.

Обнаруженная нами правоприменительная практика арбитражных судов свидетельствует о том, что контролирующие органы, как правило, отсутствие у руководителя медицинского образования всегда оценивают как нарушение лицензионных требований. К нарушителю применяется штраф по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

Арбитражные суды, рассматривая вопрос обоснованности применения штрафных санкций, в большинстве случаев, подтверждают правильность выводов контролирующих органов, и реже встают на сторону медицинской организации.

Ниже приведем примеры судебных решений: в первом случае суды рассматривали ситуацию, когда у руководителя есть медицинское образование, но нет сертификата специалиста по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье и стажа работы в медицинских организациях; во втором случае – нет медицинского образования.

Примеры судебных решений.

Решение Арбитражного суда Орловской области от 22 апреля 2016 г. по делу № А48-1595/2016.

«…документы, подтверждающие наличие у руководителя медицинской организации, заместителя руководителя медицинской организации, ответственного за осуществление медицинской деятельности, дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье», не представлены, что свидетельствует о неисполнении… требования пп.в п. 4 Постановления Правительства РФ от 16.04.2012 г. № 291 «О лицензировании медицинской деятельности …»».

Постановление Верховного Суда РФ от 27.10.2014 г. № 302-КГ14-2669 по делу № А33-11226/2013.

«…на момент проведения проверки Министерством здравоохранения Красноярского края в нарушение вышеизложенных лицензионных требований должность главного врача общества занимал Лукашевский Николай Геннадьевич, назначенный приказом № 2а от 1 июня 2009 года, окончивший Красноярский государственный медицинский институт по специальности стоматология в 1986 году, прошедший интернатуру с 1 августа 1986 года по 30 июня 1987 года по специальности стоматология хирургическая, имеющий сертификат специалиста по специальности стоматология ортопедическая, который не имеет профессиональной подготовки по специальности организация здравоохранения и общественное здоровье».

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 18 августа 2015 г. по делу № А40-180007/2013

«…в нарушение подпункта «в» пункта 4 Положения у руководителя — генерального директора Соколова В.Л. (приказ от 05.09.2012 № 08-к) отсутствует высшее медицинское образование, у заместителя генерального директора по лечебной работе Рябовой О.И. (приказ от 16.09.2012 № 09/К, трудовой договор от 16.09.2012) отсутствует дополнительное профессиональное образование и сертификат специалиста по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье.

Суд Кассационной инстанции считает правомерным назначение обществу административного штрафа в пределах санкции части 4 статьи 14.1 КОАП РФ.

Ссылки общества на получение лицензии на законном основании и по требованиям законодательства на дату ее получения, не оказывают влияния на правомерность привлечения к административной ответственности. Обстоятельства получения лицензии не подлежат установлению в рамках настоящего спора. Судами установлено, что на момент проведения проверки, обществом осуществлялась деятельность с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией)»».

Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 5 марта 2015 г. по делу № Ф03-213/2015.

«В результате проверки установлено, что директор общества, являющегося медицинской организацией, не имеет высшего медицинского образования и сертификата специалиста по организации здравоохранения и общественному здоровью».

Постановление Одинадцатого арбитражного апелляционного суда от 13 февраля 2014 г. по делу № А55-24619/2013

«Из материалов дела видно, что на момент проверки руководство ООО «ЛОТОС» осуществляла генеральный директор Бормотова О.А…., имеющая диплом о высшем образовании по квалификации «менеджер» по специальности «сестринское дело», полученный 15 июня 2010 года, и стаж работы по специальности менее 5 лет.

Из представленных… документов усматривается, что Бормотова О.А. занимает должность директора, в ее обязанности входит непосредственное осуществление руководства финансовой и хозяйственной деятельности общества по оказанию медицинских услуг населению, с решением вопросов, требующих специальных познаний в медицинской сфере.

Довод общества о возможности несоответствия его действующего единоличного исполнительного органа предъявляемым к должности требованиям суд первой инстанции обоснованно отклонил.

Положение о лицензировании медицинской деятельности не предусматривает каких-либо изъятий из требований к руководителю медицинской организации, являющемуся в данном случае специальным субъектом, вне зависимости от решений иных органов, в том числе его личных, как единоличного исполнительного органа общества.

Представленные обществом должностная инструкция заместителя директора ООО «ЛОТОС» по медицинской части, положение о внутреннем контроле качества и безопасности медицинской деятельности ООО «ЛОТОС», приказ от 21 января 2013 года № 1/21-01-13 «О порядке внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в ООО «ЛОТОС» являются внутренними актами организации, которые не освобождают субъектов медицинской деятельности от соблюдения требований законодательства в сфере лицензирования отдельных видов деятельности».

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 7 ноября 2014 г. по делу N А03-13309/2014.

«руководитель медицинской организации — Грицай О.В. не имеет высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификата специалиста, а также дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье»….

…лицензионными требованиями в регулируемой сфере деятельности является наличие у руководителя медицинской организации… ответственных за осуществление медицинской деятельности… высшего медицинского образования…, и сертификата специалиста по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье».

Квалифицирующим признаком при применении названной нормы права является факт возложения на соответствующее должностное лицо (руководителя, заместителей руководителя, руководителя структурного подразделения) ответственности за осуществление медицинской деятельности.

Вместе с тем, из представленных Обществом документов следует, что Грицай О.В. не отвечает за осуществление медицинской деятельности, в Обществе имеется два руководителя: директор и начальник медицинской службы, приказом от 09.01.2013 N 3-1 распределены должностные обязанности, входящие в компетенцию начальника медицинской службы и директора. При этом, именно в должностные обязанности начальника медицинской службы входят обязанности, связанные с осуществлением медицинской деятельности, что подтверждается также и утвержденной в Обществе инструкцией начальника медицинской службы.

В обязанности директора Грицай О.В. входит исключительно организация и оперативное руководство производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельностью. Все лица, занимающие (или занимавшие ранее) должность начальника медицинской службы имеют высшее медицинское образование, необходимые квалификацию, стаж работы и т.д.

В связи с чем, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о необоснованном вменении Управлением в вину Общества указанного нарушения».

Источник

Схема
организационной структуры управления,
приведенная ниже, отражает статическое
положение подразделений и должностей
и характер связи между ними.

Организационная
структура управления КГБУЗ ККБ:

.

В
данном учреждении линейно–функциональная
система управления, при которой
вышестоящее звено концентрирует все
функции управления, а объект управления
выполняет управляющие команды только
своего субъекта управления.

Линейно-функциональная
структура
реализует принцип демократического
централизма, при котором подготовка и
обсуждение решений производятся
коллективно (коллегиально), а принятие
решения и ответственность за его
выполнение возложены на первого
руководителя. Такая структура объединяет
лучшие свойства линейной (четкие связи
подчиненности, централизация управления
в одних руках) и функциональной
(разделение труда, квалифицированная
подготовка решений) структур.

  1. Организация работы главной медицинской сестры.

Основными
направлениями в деятельности главной
медицинской сестры

являются:


работа с кадрами (распределение медсестер
по подразделениям ККБ в

соответствии
с их психологическими качествами и
уровнем подготовки,

последипломное
обучение, ротация, подбор резерва
руководителей);


обеспечение и контроль санэпидрежима;


организация и контроль качества оказания
сестринской помощи;


контроль расходования медикаментов.

  1. Формы взаимодействия заместителя главного врача по

сестринским
вопросам с главным врачом и со старшими
сёстрами

отделений

В
КГБУЗ ККБ — функциональная система
управления, при которой линейные звенья
принимают решения, а функциональные
подразделения информируют и помогают
линейному руководителю вырабатывать
и принимать конкретные решения.
Вышестоящее звено концентрирует все
функции управления, а объект управления
выполняет управляющие команды только
своего субъекта управления.

Линейно-функциональная
структура реализует принцип
демократического централизма, при
котором подготовка и обсуждение решений
производятся коллегиально, а принятие
решения и ответственность за его
выполнение возложены на первого
руководителя. Такая структура объединяет
лучшие свойства линейной (четкие связи
подчиненности, централизация управления
в одних руках) и функциональной
(разделение труда, квалифицированная
подготовка решений) структур.

Схема
линейно — функционального управления.

Заместителям
руководителей сестринской службы,
делегируются соответствующие
линейно-функциональные полномочия.
При этом подбирается сильная и
квалифицированная команда, возглавляя
которую заместитель главного врача по
сестринским вопросам может сфокусировать
свои силы на стратегических направлениях
развития сестринской службы.

4.2. Ознакомилась с планом работы главной медицинской сестры на 2012 г.

  1. Общие
    организационные мероприятия:

  1. подготовить
    анализ работы сестринского персонала
    ККБ за 2011 год

  2. составить
    план работы Совета медсестер и главной
    медсестры на 2012

год
с учетом невыполненных мероприятий в
предыдущем году

  1. готовить
    и проводить заседания Совета медсестер

  2. проводить
    еженедельные планерки со старшими
    медицинскими

сестрами
отделений

  1. готовить
    и проводить заседания секторов Совета
    медсестер

  2. участвовать
    в административных обходах с главным
    врачом.

Докладывать
о результатах анкетирования, состоянии
работы и

перспективах
деятельности среднего медперсонала
данного отделения

  1. проводить
    комплексные проверки отделений с
    руководителями

секторов
и членами секторов по подготовке
отделений к

лицензированию
по сестринскому делу.

  1. Организация
    работы по повышению квалификации
    среднего

медицинского
персона:

  1. составить
    план-заявку в ЦПК на повышение
    квалификации медсестер

КГБУЗ
ККБ на полугодие 2012 года и I полугодие
2013 года.

  1. продолжить
    обучение медицинских сестер вновь
    поступивших

и
вернувшихся из декретного отпуска в
перевязочном кабинете

обучающего
типа на базе отделения ортопедии,
процедурном кабинете

обучающего
типа на базе отделения неврологии и на
посту

медицинской
сестры обучающего типа на базе
эндокринного отделения.

  1. совместно
    с руководителем операционно-перевязочного
    сектора

собрать
списки перевязочных медицинских сестер
хирургических
отделений, составить план обучения,
провести занятия с медицинским
сестрами о правилах работы перевязочных
кабинетах.

  1. совместно
    с руководителями секторов провести
    обучение медицинских сестер на знание
    действующих приказов по санэпидрежиму,
    СП, СаНПиНов.

  2. совместно
    с юридической службой КГБУЗ ККБ провести
    обучение медсестер по теме : «Права
    пациента».

  3. провести
    общебольничную планерку для среднего
    медперсонала на тему: «Профилактика
    парентеральных гепатитов»

  4. провести
    общебольничную планерку для среднего
    медперсонала на тему: «Острый инфаркт
    миокарда»

  5. принимать
    непосредственое участие в работе
    методического кабинета.

  1. подготовка
    к конкурсу «Лучшая старшая медицинская
    сестра» посвященный Дню медицинской
    сестры.

  1. Работа с
    кадрами.

  1. составить список
    старших медсестер и их резерва
    контролировать обучение резерва
    ст.медсестер на местах.

  2. проводить внеплановые
    проверки отделений в вечернее время
    и выходные дни с целью контроля за
    работой среднего и младшего медперсонала
    и качества оказания медицинской помощи

  3. проводить отбор
    вновь поступивших медсестер и контроль
    за их расстановкой в отделениях

  1. Организационно-методическая деятельность

  1. про должать
    работу с медицинским колледжем, КрасГМУ,
    медицинскими училищами (г. Дивногорск)
    по практической подготовке студентов

4.2.оказывать
практическую помощь в оснащении кабинета
для студентов КМФК

  1. совместно с
    КМФК продолжить отработку документации
    новых сестринских технологий по уходу
    за больными. Отраслевой стандарт
    «Протокол ведения больных — сердечная
    недостаточность»

  1. Научная
    организация труда

  2. Работа
    в Региональной ассоциации средних
    медицинских работников Красноярского
    края

  3. Личный
    профессиональный план

  1. .подготовить
    отделения больницы к лицензированию
    по сестринскому делу.

  1. проводить практические
    занятия со студентами КГМА (факультет
    ВСО), КФМК, Базового медицинского
    колледжа

  2. продолжить изучение
    Государственной Программы развития
    здравоохранения и в частности
    «Сестринского дела». Приказ М3 РФ № 4
    от 09.01.2000 г.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература


Полина Н.А.

1


1 НОУ ВПО «Нижегородский институт менеджмента и бизнеса»

Попытки реформирования с точки вливания финансовых ресурсов, внесения изменений, базирующихся на устаревших управленческих технологиях, показали свою нерезультативность. Возникла потребность во внедрении технологий современного менеджмента в деятельность медицинских организаций. Ресурсное обеспечение отрасли и рациональное использование имеющихся ресурсов, развитие альтернативных источников финансирования, информатизация системы управления – решение этих задач позволит найти пути совершенствования системы управления в учреждении здравоохранения. Применение единых принципов управления организацией в системе медицинского менеджмента позволяет эффективно управлять на всех уровнях управления ЛПУ. В статье рассмотрены модели и единые принципы управления в учреждении, роль руководства и медицинских работников в организации менеджмента по оказанию медицинской помощи населению, представлена обобщенная схема управления ЛПУ.

принципы управления

персонал

структура управления

технологии современного менеджмента

Лечебные учреждения

1. Егоршин, А.П. Основы менеджмента: учебник для ВУЗов. / А.П. Егоршин. – Н. Новгород: НИМБ, 2008.-320 с.

2. Кулагина, Э.Н. Экономика и управление лечебно-профилактическим учреждением: Монография/ Э.Н. Кулагина, С.В. Киселев, А.В. Разумовский, Н.А. Полина — Н. Новгород: НИМБ, 2006–163 с.

3. Кораблев, В.Н. Методика экономического анализа в учреждениях здравоохранения стационарного типа / В.Н. Кораблев // Экономика здравоохранения. – 2002. – № 11 . – С. 17–20.

4. Князюк, Н.Ф. Методология построения интегрированной системы менеджмента медицинских организаций. Монография /Н.Ф. Князюк, И.С. Кицул /.- М.: Издательский дом Менеджер здравоохранения, 2013.- 312 с.

5. Полина, Н.А. Управление многопрофильным лечебно-профилактическим учреждением: Монография / Н.А. Полина /– Н.Новгород: НИМБ, –2012. –280 с.

Для российского здравоохранения в настоящее время особенно актуальной является проблема повышения эффективности деятельности медицинских учреждений и организации медицинской помощи населению. В этой связи необходимо найти решение таких задач, как ресурсное обеспечение отрасли и рациональное использование имеющихся ресурсов, развитие альтернативных источников финансирования, информатизации системы управления и оказания медицинских услуг населению и создание условий для внедрения современных высокотехнологичных медицинских технологий и т. д.

Необходимость решения этих сложных задач, в свою очередь, требует новых форм, методов и моделей управления всеми звеньями системы здравоохранения и протекающими в ней экономическими процессами, включая создание моделей управления на основе комплексного системного подхода на уровне лечебно-профилактического учреждения, отрасли, территории.

Однако практика показывает, что существующий организационно-экономический механизм управления системой здравоохранения и её структурными составляющими недостаточно адаптирован к реальным рыночным условиям. Данное обстоятельство во многом обусловливает низкую эффективность управления здравоохранением. Попытки реформирования с точки вливания финансовых ресурсов, внесения изменений, базирующихся на устаревших управленческих технологиях, показали свою нерезультативность. Возникла потребность во внедрении технологий современного менеджмента в деятельность медицинских организаций. Применяя эти условия можно надеяться на использование инновационных технологий диагностики и лечения заболеваний, которые позволят решить стратегические задачи развития здравоохранения России.

В медицинской деятельности управление ориентировано на производство, распределение, обращение, потребление медицинских товаров и услуг, участников этих процессов (персонал и организации, осуществляющие здравоохранительную деятельность) и на пациентов-потребителей услуг.

Лечебно-профилактическое учреждение представляет собой комплексное учреждение, которое обеспечивает население всеми видами лечебно-диагностической помощи, проводит широкие мероприятия профилактического и социально-экономического плана (реабилитация больных и инвалидов, снижение уровня заболеваемости и заболеваемости с временной утратой трудоспособности и т. п.).

Система управления ЛПУ подчинена общим закономерностям и включает в свою структуру следующие основные элементы: определение целей и задач; подсистему сбора и обработки информации; этапы подготовки, обоснования и принятия решений; подсистемы реализации решений оперативной корректировки, контроля исполнения принятых решений, оценки эффективности функционирования системы.

Значимой задачей является совершенствование управления на уровне лечебно-профилактического учреждения. Каждая медицинская организация в ходе своего функционирования накапливает корпоративные знания, относительно:

– норм, правил, методов и стиля принятия управленческих решений;

– целей и специализации ЛПУ, возможности развития в определенном нужном направлении, действующих медико-технологических процессов, их принципах организации и методах функционирования;

–показателей и критериев оценки качества медицинской помощи;

–потребностей в специалистах по всем направлениям деятельности ЛПУ;

–данные о стоимости лечебных, диагностических и сервисных услуг в данном ЛПУ;

–протоколов и стандартов ведения лечебно-диагностического процесса.

Способ формирования и применения корпоративного знания во многом определяется применяемыми в ЛПУ методами управления: традиционное командно-административное управление и современные инновационные методы управления.

При традиционном командно-административном управлении без использования компьютерных информационно-аналитических систем, управляющая информация поступает по иерархическим ступеням к исполнителю и обратно.

Современные инновационные методы управления базируются на принципе широкого использования в управлении корпоративного знания, основанного на применении информационно-аналитических систем, позволяющих объединить медико-технологические и экономические информационные потоки с использованием единой учетно-аналитической единицы (законченного случая лечения больного, клинико-статистической группы и т. п.).

Организация системы управления является ключевым делом руководителя. В теории менеджмента существуют три разные модели организации управления с личным распределением рабочего времени (рис.1).

Диспетчерское управление

80%

20%

Оперативное управление

Стратегическое управление

Текучка, отсутствие регламентов, решение вопросов по мере поступления, «авралы», конфликты

Разработка стратегического плана, комплексных программ, реализация изменений

Регламентное управление

50%

50%

Оперативное управление

Планомерное управление

Текучка, отсутствие регламентов, решение вопросов по мере поступления, «авралы», конфликты

Стратегическое видение, решение плановых задач, четкие регламенты, равномерная загрузка людей, минимум конфликтов

Стратегическое управление

20%

80%

Оперативное управление

Стратегическое управление

Текучка, отсутствие регламентов, решение вопросов по мере поступления, «авралы», конфликты

Диагностический анализ, стратегическое планирование, целевые программы, управление изменениями

Рис.1. Модели организации управления[2]

Выбор модели зависит от стиля первого руководителя, численности сотрудников и размеров организации, уровня бюрократии, стадии жизненного цикла, профессионализма менеджеров, наличия стратегического плана, уровня организации труда, степени разработки плановых и нормативных документов и многих других факторов [1].

В основу целевой установки, т.е. конечной цели управления учреждения, положены два основных критерия:

— обеспечение максимальной эффективности использования фондов больницы: коек, медицинской техники, медицинских кадров, бюджета;

— обеспечение высокого уровня лечебно-диагностического процесса и благополучных исходов лечения больных.

Управленческая деятельность, основанная на целеполагании, экономическом анализе, прогнозировании, стратегическом и текущем планировании, организации (координации), мотивации, учете и контроле (мониторинге), может быть более детально представлена как процесс, состоящий из последовательных этапов, которые в совокупности образуют цикл управления (рис.2).

Ядром этого управленческого цикла становится информационно-аналитическая система, которая обеспечивает все виды деятельности управленческой системы необходимой и аналитической информацией. При этом сам непосредственный цикл управления включает все виды работ информационно-аналитической системы: сбор, хранение, обработка, передача, анализ.

В системе управления ЛПУ особая роль отводится главному врачу. Во главе современного учреждения должен стоять профессионально подготовленный врач, имеющий специальную подготовку по организации и управлению учреждением, с которым заключается контракт. Одним из решающих условий рациональной организации труда главного врача больницы является установление его обязанностей и прав (компетенции). В распределении обязанностей и прав имеется прямая зависимость между главным врачом больницы и его заместителями.

В основу определения компетенции прав и обязанностей главного врача больницы и его заместителей должны быть положены: Устав учреждения, положение о больнице, главном враче, заместителях. На основе этих документов главный врач издает приказ о распределении прав и обязанностей между руководящими работниками больницы с учетом выполняемых задач, объемов и особенностей работы, что фиксируется в соответствующих должностных инструкциях. Заместители главного врача и заведующие структурными подразделениями должны четко знать свои права и обязанности, вышестоящего руководителя, а также непосредственно подчиненных им работников.

Рис.2. Схема элементов процесса управления[1]

Особое значение в системе управления больницы занимают заведующие отделениями. Они являются основным промежуточным звеном в управлении больницей. Регулируют и корректируют все мероприятия по лечению больных, организуют своевременность, полноценность и адекватность обследования, консультативную помощь, диагностику и лечение больных. Заведующий отделением призван обеспечить в срок первичные, этапные (как правило, раз в неделю или декаду) и заключительные осмотры больных, ежедневный осмотр тяжелобольных. Основной задачей заведующего отделением в повседневной деятельности – это добиваться эффективного контроля за качеством лечебно-диагностического процесса.

Лечащий врач и средние медицинские работники выполняют обязанности исполнительного уровня. Несмотря на то, что лечащий врач не выполняет управленческие функции, он является главным производителем затрат. Лечащий врач в повседневной практике назначает лечение, тем самым от него зависит движение потоков финансов и пациентов. Недооценка и выпадение этого уровня из системы управления ЛПУ обрекает на провал многие управленческие решения и является одной из причин затратного механизма лечебно-диагностического процесса» [3].

Применение единых принципов управления организацией в системе медицинского менеджмента позволяет эффективно управлять на всех уровнях управления ЛПУ. Это:

— единоначалие власти и ответственность, единство руководства, централизация: порядок, вертикальные иерархические связи, управление, стабильность, инициатива;

— дисциплина, справедливость, корпоративный дух;

— создание миссии организации: каждый человек заслуживает уважения, каждый пациент имеет право на качественное медицинское обслуживание.

Обобщенная схема управления ЛПУ представлена на рис. 3:

Рис.3. Схема управления лечебно-профилактическим учреждением. [5]

Создание структур управления, необходимых для того, чтобы руководители, отвечающие за общее управление ресурсами и принятие решений на разных уровнях, должным образом реализовали предоставленные им полномочия и эффективно взаимодействовали друг с другом для оправдания ожиданий населения. Структуры управления должны обеспечивать подотчетность перед менеджментом и пользователями, а также предусматривать возможности для участия в них представителей всех заинтересованных сторон (особенно пациентов и уязвимых групп населения).

Управление медицинским учреждением представляет собой такие процессы, как управление программами здравоохранения, лечебно-диагностическими технологиями, кадрами, материальными ресурсами, финансами и многое другое. Характер управления в значительной мере зависит от организации лечебно-диагностического процесса в каждом конкретном учреждении, но принципы, методы и технологии управления остаются одними и теми же, и их рационально применять в обобщенном плане.

Рецензенты:

Мазин А.Л., д.э.н., зав. кафедрой экономики НИМБ, профессор Нижегородского института менеджмента и бизнеса, г. Нижний Новгород.

Разумовский А.В., д.м.н., главный врач ГБУЗ НО «Городская клиническая больница № 13», г. Нижний Новгород.


Библиографическая ссылка

Полина Н.А. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ В УЧРЕЖДЕНИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1.
;

URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19417 (дата обращения: 22.05.2023).


Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Телеканал отр руководство
  • Инструкция как мыть посуду в детском саду по санпин
  • Руководство по mac на русском
  • Бортовой компьютер киа церато 3 инструкция
  • Biesseworks editor руководство