Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение дополнительного образования
«Дворец детского (юношеского) творчества Всеволожского района»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
Автор-составитель:
Е.П. Гайдабура,
руководитель научно-
методического отдела
МБОУДО ДДЮТ
Всеволожск
2021
Оглавление
Нормативно-правовые основания по организации работы методических объединений педагогических работников 1
Основные понятия и термины 2
Порядок работы методического объединения 3
Документация методического объединения 4
Планирование работы методического объединения 4
Цели и задачи деятельности методического объединения 5
Содержание и структура плана работы методического объединения 7
Заседания методического объединения 8
Анализ работы методического объединения 9
Протокол заседания методического объединения педагогических работников 11
Библиографический список 12
Совет: Для быстрого перехода на нужный раздел, нажмите CTRL и щелкните ссылку.
Нормативно-правовые основания по организации работы методических объединений педагогических работников
Настоящие методические рекомендации по организации методической работы в структурных подразделениях (далее Методические рекомендации) подготовлены в целях оказания помощи в организации и планирования методической работы в структурных подразделениях МБОУДО ДДЮТ Всеволожского района (далее ДДЮТ).
Методические рекомендации адресованы руководителям структурных подразделений, руководителям методических объединений педагогических работников, методистам ДДЮТ. Они адаптированы к деятельности данного образовательного учреждения дополнительного образования. При создании учитывались локальные и нормативные акты образовательного учреждения. В методических рекомендациях представлены шаблоны плана и анализа работы, протоколов заседаний и т.д. Материал структурирован по разделам и имеет содержание с гиперссылками для удобства работы с данным документом в электронном виде.
Методические рекомендации разработаны с учетом всех ниженазванных нормативно-правовых документов.
Методические рекомендации не являются нормативным актом, но рекомендуются к использованию при организации методической работы в структурных объединениях и методических объединений педагогических работников ДДЮТ в целях приведения документации к единообразию.
Методические рекомендации разработаны в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273).
- Приказ Министерства просвещения РФ от 09 ноября 2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Приказ № 196).
- Постановление Правительства РФ «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» от 26 февраля 2017 г. №1642.
- Приказ Минпросвещения России от 27.11.2018 N 247 «Об утверждении Типового положения об учебно-методических объединениях в системе общего образования».
- Устав МБОУДО ДДЮТ Всеволожского района.
- Программа развития ДДЮТ.
- Положение о методическом объединении педагогических работников ДДЮТ Всеволожского района.
- Положение о наставничестве в ДДЮТ.
Основные понятия и термины
Методическая работа – это составная часть профессионально-педагогической деятельности, в рамках которой создаются теоретические продукты, обеспечивающие педагогические действия. Система взаимосвязанных мер, действий, мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога, на развитие и повышение творческого потенциала педагогических коллективов. Цель методической работы – это оказание действенной помощи педагогам в улучшении организации процесса обучения и воспитания учащихся, обобщении и внедрении передового педагогического опыта, повышении теоретического уровня и педагогической квалификации педагогов. Методическая работа выстраивается в соответствии со следующими принципами: научности, гуманитаризации, системности, актуальности и востребованности, культуросообразности.
Методическое объединение педагогических работников (МО) — это объединение педагогических работников одного структурного подразделения и направленности, а так же близких профилей деятельности. МО организуется при наличии не менее 3 педагогических работников (по Положению о МО) по одному или нескольким видам деятельности; осуществляет проведение учебно-воспитательной, методической и опытно-экспериментальной, инновационной работы. Педагогические работники дополнительного образования в МО занимаются методической работой: разработкой частной методики по своему направлению, обсуждением различных приемов, методов, форм, методик, технологий обучения и воспитания по актуальным темам. Работа МО организуется на основе планирования, методической темы, принятой к реализации педагогическим коллективом, индивидуальных планов профессионального самообразования педагогов.
Методическое объединение – коллегиальный орган, способствующий повышению профессиональной мотивации, методической культуры педагогов и развитию их творческого потенциала. Деятельность МО является частью методической работы учреждения.
Порядок работы методического объединения
«Руководитель МО назначается учреждением ежегодно по представлению общего собрания МО из числа специалистов, компетентных в вопросах содержания деятельности данного профиля, обладающих организаторскими способностями, коммуникативной культурой. Квалификационные требования к руководителю МО – специалист, имеющий высшее или среднее специальное образование, высшую категорию и стаж педагогической деятельности не менее 3-х лет» (из Положения о методических объединениях педагогических работников, п. 4.4).
Работа методического объединения проводится в соответствии с планом работы на текущий учебный год. (Смотрите главу «Планирование работы методического объединения»)
Заседания методического объединения проводятся не реже четырех раз в год. По каждому из обсуждаемых на заседании вопросов принимаются рекомендации, которые фиксируются в протоколе заседания методического объединения. Рекомендации подписываются руководителем методического объединения. Заседания МО рекомендуется проводить в различных формах. (Смотрите главу «Формы проведения заседаний методического объединения») В конце года руководитель производит анализ работы МО.
Документация методического объединения
В своей деятельности руководитель МО для организации работы учитывает следующие документы:
- Нормативные документы и инструктивно-методические письма по методической работе.
- Устав ДДЮТ Всеволожского района.
- Положение о МО педагогических работников ДДЮТ.
- Программа развития ДДЮТ на 2021-2025 годы.
Руководитель МО ведет следующую документацию:
- план работы МО на текущий учебный год (включая сведения о МО);
- протоколы заседаний МО;
- анализ работы МО за учебный год;
- информационные и аналитические справки;
- методические разработки участников МО.
Документы хранятся у руководителя МО. В соответствии с Положением о методических объединениях педагогических работников, п. 4.3: «В конце учебного года заместитель директора по УВР анализирует работу МО и принимает на хранение (в течение 3 лет) план работы, протоколы заседаний МО, анализ работы МО за прошедший год». Планы и анализ работы представляются так же в научно-методический отдел в начале и конце учебного года соответственно. Координирует деятельность МО научно-методический отдел.
Планирование работы методического объединения
Из Положения о МО педагогических работников ДДЮТ:
«4.1. План работы методического объединения составляет руководитель МО не позднее 1 октября. Методическое объединение проводит не менее 4-х заседаний за учебный год; практические семинары с организацией тематических занятий, массовые мероприятия.
4.2. Заседания МО педагогических работников оформляются в виде протоколов.
Планирование работы методического объединения заключается в разработке мероприятий по различным направлениям деятельности с указанием сроков выполнения этих мероприятий, исполнителей, руководителей и лиц, ответственных за организацию и контроль исполнения.
Последовательность разработки плана работы включает:
• определение цели деятельности и задач для ее достижения;
• составление перечня мероприятий, подбор исполнителей и ответственных за их выполнение;
• сбор и анализ исходных данных, необходимых для планирования;
• определение ограничений, т.е. условий, требований и запретов, которые следует учитывать при планировании;
• анализ различных вариантов плана и выбор наиболее рационального;
• документирование плана и доведение его до исполнителей.
При планировании деятельности методического объединения следует руководствоваться:
- Нормативными документами и локальными актами, рекомендациями (Федеральных, региональных, муниципальных органов управления, внутренних актов образовательного учреждения).
- Планом работы ДДЮТ на текущий учебный год.
- Программой развития ДДЮТ на 2021-2025 годы.
- Санитарно-гигиеническими требованиями к условиям обучения.
- Графиками проведения основных мероприятий.
- Результатами анализа работы методического объединения за истекший учебный год.
Цели и задачи деятельности методического объединения
Тему, цель и основные задачи деятельности МО руководитель формирует, исходя из основных задач с учетом специфики работы. Цель и задачи деятельности МО должны отражать основные цели и задачи образовательного учреждения на текущий год, учитывать Программу развития ДДЮТ на 2021-2025 годы.
Поставленные цели должны быть конкретны и измеряемы. Это облегчает выработку критериев для оптимизации решаемых задач и позволяет оценивать эффективность функционирования МО.
Цели могут быть такими:
- Обеспечение качества дополнительного образования, реализации дополнительных общеразвивающих программ.
- Проверка, отработка и внедрение лучших традиционных и инновационных образцов педагогической деятельности.
- Совместная работа над планированием и реализацией целевого проекта №__ «Название», в котором отражены основные мероприятия программы, обеспечивающие модернизацию образовательного процесса в учреждении (из проекта «Программы развития ДДЮТ на 2021-2025 годы»).
- Профессиональное взаимное общение и обмен педагогическим опытом.
- Выработка единых подходов, критериев, норм и требований к оценке результатов деятельности учащихся и педагога ДО.
- Создание разнообразных условий для повышения педагогического мастерства педагогов.
- Внедрение дистанционного обучения в педагогический процесс: «Использование современных информационных технологий и Интернет-ресурсов в качестве источника трансляции и пропаганды деятельности учреждения (образовательная, просветительская, конкурсная, рекламная и т.д.). Повышение качества функционирования официального сайта, страницы учреждения в социальной сети «ВКонтакте» и на видеохостинге «YouTube». Осуществление учебного процесса с применением дистанционных образовательных платформ» (из проекта «Программы развития МБОУДО ДДЮТ на 2021-2025»).
- Развитие кадрового ресурса учреждения через развитие системы профессионального роста педагогических работников и привлечение молодых специалистов по актуальным и востребованным направлениям дополнительного образования («Основные задачи МБОУДО ДДЮТ на 2021-2022 учебный год»).
- Поддержка и расширение инновационной деятельности педагогов посредством внедрения современных технологий, реализации инновационных практик и интеграционных проектов, участия в работе инновационных образовательных площадок разного уровня («Основные задачи МБОУДО ДДЮТ на 2021-2022 учебный год»).
В работе методических объединений через различные виды деятельности предполагается решение следующих задач:
- обеспечение профессионального, культурного, творческого роста педагогических работников;
- освоение нового содержания, технологий и методов педагогической деятельности;
- организация экспериментальной, инновационной деятельности в рамках воспитательной работы по направленности;
- обобщение передового педагогического опыта, его пропаганда и внедрение в практику работы образовательного учреждения;
- выявление, поддержка и развитие творческих способностей детей;
- формирование навыков здорового образа жизни через творческие объединения дополнительного образования;
- создание условий для самореализации личности и социализации;
- воспитание высоких нравственных и гражданских качеств;
- создание условий для реализации творческого потенциала педагогов;
- совершенствование научно-методического обеспечения методического объединения;
- активизация творческого потенциала педагогических работников.
Внимание! Задачи являются «ступеньками» к достижению поставленной цели (целей). Приоритетные направления работы (виды деятельности) для каждого МО – свои.
Содержание и структура плана работы методического объединения
По форме представления план работы МО состоит из двух частей:
Сведения о МО |
План работы МО |
Сведения предоставляют информацию о МО в данном учебном году: название МО, цель работы, задачи, основные виды деятельности, руководитель, состав МО. Сведения о МО представляются в виде таблицы:
1. Сведения о МО
Раздел |
Содержание |
Название |
Полное наименование методического объединения педагогических работников |
Цель |
Сформулировать цель деятельности МО в данном учебном году |
Задачи |
Сформулировать задачи деятельности МО |
Основные виды деятельности |
Перечислить основные виды деятельности, осуществляющиеся МО. Можно выбрать из «Примерного перечня вопросов и мероприятий по направлениям деятельности методических объединений» |
Руководитель |
Ф.И.О. руководителя МО, должность |
Состав |
В состав методического объединения входят __ педагогических работников: (перечислить педагогических работников, участников МО с указанием должности и структурного объединения) |
План работы МО представляется в виде таблицы с перечислением основных мероприятий с указанием времени, места, краткого содержания и ответственных за исполнение (по форме «Плана работы учреждения на месяц»). Таким образом, будет удобнее формировать план работы структурного подразделения на месяц.
В плане обязательные разделы:
- Методические заседания (указывается тема заседания, форма, краткая информация);
- Консультации;
- Открытые занятия;
- Организационная и аналитическая деятельность;
Остальные разделы будут исходить из выбранных видов деятельности, на усмотрение руководителя МО.
2. План работы МО
№ п/п |
Дата, время, место проведения |
Мероприятия |
Ответственные |
Методические заседания |
|||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
Консультации |
|||
|
|||
Открытые занятия |
|||
|
|||
Мониторинг, диагностика, анкетирование |
|||
|
|||
|
|||
Организационная и аналитическая деятельность |
|||
|
Сентябрь |
Планирование работы МО на текущий год |
|
|
Май |
Анализ работы МО за прошедший год |
|
Методическая продукция |
|||
|
В течение года |
Сбор и систематизация информационно-методических материалов для педагогов |
|
|
Ноябрь |
Создание методической продукции: «Название. Педагог» |
Руководитель МО _______________ / ________________________ /
Заседания методического объединения
Каждое заседание МО педагогических работников должно быть спланировано и подготовлено. Заседания рекомендуется проводить в различных формах, некоторые из которых представлены ниже. Возможно проведение заседаний с помощью видеоконференций.
Формы проведения заседаний методического объединения:
Теоретический семинар – эта форма наиболее подходит, когда необходимо познакомиться с нормативно-правовыми документами, новейшими достижениями науки и передового педагогического опыта. Руководитель МО, педагоги заранее готовят доклады, сообщения по обозначенным проблемам.
Семинар-практикум – педагоги знакомятся не только с теоретическими вопросами, но и изучают реализацию теоретических вопросов на практике (через открытые занятия, занятия элективных курсов, массовых мероприятий, мастер-классов и т. д.).
Дискуссия – целенаправленный обмен суждениями, мнениями, идеями членов МО по какой-то проблеме, которая требует поиска истины.
Круглый стол – беседа, в которой «на равных» участвуют до 10 педагогов, которые делятся своим опытом, высказывают мнение по общей проблеме.
Конференция – подведение итогов работы (напр., над единой методической темой, по теме проекта и т.д.). Доклады участников должны сопровождаться таблицами, видеозаписями, фотографиями, мультимедийными презентациями и др. Выступления ограничиваются временными рамками и обязательно обсуждаются. По итогам конференции принимается решение.
Деловая игра – форма заседания, в которой педагоги овладевают реальным опытом, учатся активно решать проблемы. Игровая ситуация должна быть максимально приближена к реальной ситуации и актуальной для большинства членов МО. В конце игры подводятся итоги.
Мастер-класс – форма заседания, на котором представляется педагогический опыт, наиболее интересные и результативные способы преподавания. Предполагается, что педагог («мастер») передаёт остальным педагогам свой опыт путем прямого и комментированного показа приемов работы.
Методический ринг – состязание методических идей в реализации одной и той же проблемы.
Творческие отчеты – организация отчетов учителей по темам самообразования.
Педагогическая мастерская — форма обучения или совместной деятельности, альтернативная традиционному уроку, лекции, семинарскому занятию, мастер-классу, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного творчества; форма передачи автором мастерской концепции и технологии своего педагогического опыта (своей педагогической системы).
и другие.
Анализ работы методического объединения «Название»
за ________ учебный год
В состав методического объединения входили __ педагогов: (Перечислить)
Целью методического объединения являлось ________.
Ставились следующие задачи:
1.
2.
3.
Анализ по основным видам деятельности
(в соответствии с целями и задачами)
Н-р:
- Создание и развитие учебно-методического комплекса, разработка заданий и редактирование учебных материалов для Приложений к ДОП.
- Проведение заседаний методического объединения (указать темы и даты проведения, указать причину, если заседание не проводилось):
- Повышение квалификации педагогов через самообразование и КПК
4. Работа по инновационной деятельности.
5. Проведение тематических и индивидуальных консультаций для педагогов по всем вопросам учебной, методической, воспитательной, социальной, инновационной, экспериментальной и др. деятельности в учреждении.
6. Организационная и аналитическая деятельность
Руководителем МО были выполнены следующие документы:
7. Выводы: Положительное в работе, что требует доработки, предложения.
Цели и задачи в основном достигнуты. Работу методического объединения педагогов за ________ уч.год можно считать удовлетворительной.
8. Примерные задачи МО на следующий год
Руководитель МО ________________ / ____________ /
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
«Дворец детского (юношеского) творчества Всеволожского района»
ПРОТОКОЛ
заседания методического объединения педагогических работников __________________(название)______________________
Тема: «____________________________________________»
__.__.2021 №__
Присутствовали: ___ участника(ов) МО:
1.
2.
3.
4.
5.
Приглашенные:
1.
2.
Повестка дня:
1.
2.
3.
Выступили:
- По первому вопросу слушали
Постановили:
2. По второму вопросу слушали
Постановили:
3. По третьему вопросу слушали
Постановили:
Методические рекомендации по итогам работы методического объединения:
Руководитель МО ____________________ / __________________ /
(К протоколу прикладывается лист регистрации)
Библиографический список
- Горбатова О.Н., Коханенко Д.В. В помощь руководителю муниципального методического объединения педагогов. Методические рекомендации по повышению эффективности работы муниципального методического объединения педагогов // Составители: Горбатова Ольга Николаевна, Коханенко Дмитрий Васильевич // [Электронный ресурс] // Сайт: «metod-obr.ru» , Режим доступа: http://metod-obr.ru/images/geography/metod_rekom_MMO.pdf
- Мельницкая Э.Ю. Основные формы и виды методической продукции в работе педагога дополнительного образования. Методическое пособие // Составитель: Мельницкая Э.Ю.// [Электронный ресурс] // Сайт: «Мега-талант», Режим доступа: https://mega-talant.com/biblioteka/metodicheskoe-posobie-osnovnye-formy-i-vidy-metodicheskoy-produkcii-v-rabote-pedagoga-dopolnitelnogo-obrazovaniya-89884.html
- Попова О.А. Практические рекомендации по работе методических объединений учителей-предметников. Методическая разработка // Составитель: О.А. Попова// [Электронный ресурс] // Сайт: «DOCPLAYER», Режим доступа: https://docplayer.ru/37132666-Prakticheskie-rekomendacii-po-rabote-metodicheskih-obedineniy-uchiteley-predmetnikov.html
- Рекомендации по планированию работы методических объединений// [Электронный ресурс] // Сайт: «https://sch2098s.mskobr.ru/», Режим доступа: https://sch2098s.mskobr.ru/files/rekomendacii_po_planirovaniyu_raboty_mo.pdf
Должностная инструкция руководителя методического объединения.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе тарифно-квалификационной характе-ристики методиста учреждения образования, утвержденной приказом Минобразования Российской Федерации и Госкомвуза Российской Федерации от 31 августа 1995 г. № 463/1268 по согласованию с Министерством труда Российской Федерации (постановление Минтруда России от 17 августа 1995 г. № 46). При составлении инструкции учтены также Примерные рекомендации об организации служ-бы охраны труда в образовательном учреждении системы Министерства образования Российской Федерации, утвержденные приказом Минобразования Российской Федерации от 27 февраля 1995 г. № 92.
1.1.Исполнение обязанностей руководителя методического объединения осуществляется на основании приказа директора школы. На период отпуска и временной нетрудоспособности руководителя методического объединения его обязанности могут быть возложены на учителя из числа наиболее опытных педагогов. Временное исполнение обязанностей в этих случаях осуществляется на основании приказа директора школы, изданного с соблюдением требований законодательства о труде.
1.2.руководитель методического объединения должен иметь высшее или среднее профессиональное образование и стаж работы не менее 3 лет на педагогических или руководящих должностях.
1.3.руководитель методического объединения подчиняется непосредственно заместителю директора (научно-методическая работа).
1.4.В своей деятельности руководитель методического объединения руководствуется Конституцией Российской Федерации, законом Российской Федерации «Об образовании», «Типовым положением об общеобразовательном учреждении», указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации, и решениями Правительства Региона и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся; административным, трудовым и хозяйственным законодательством; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и локальными правовыми актами школы (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией). Руководителя методического объединения соблюдает Конвенцию о правах ребенка.
2. ФУНКЦИИ
Основными направлениями деятельности руководителя методического объединения являются:
2.1.организация методической работы закрепленной группы учителей, руководство этой работой и контроль за ее выполнением.
3. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ
Руководитель методического объединения выполняет следующие должностные обязанности:
3.1. анализирует:
— проблемы и результаты методической работы закрепленной группы учителей;
-форму и содержание посещенных уроков и других видов деятельности (не менее 60 часов в год);
3.2. прогнозирует:
— последствия запланированной методической работы;
3.3. планирует и организует:
— текущее и перспективное планирование деятельности закрепленных педагогов;
— разработку необходимой методической документации;
-осуществление контроля за выполнением программы и объективностью оценки результатов образовательной подготовки обучающихся у закрепленных педагогов;
— работу по подготовке и проведению административных контрольных работ;
— повышение квалификации и профессионального мастерства закрепленных педагогов;
3.4. координирует:
— разработку необходимой методической документации закрепленными педагогами;
— работу закрепленных учителей по выполнению учебных планов и программ;
3.5. руководит:
— работой методического объединения;
3.6. контролирует:
— работу своего методического объединения;
— объективность оценки результатов образовательной подготовки обучающихся у учителей своего методического объединения;
3.7. принимает участие в:
— разработке методических документов, обеспечивающих учебный процесс;
— корректировке планов и программ педагогов своего методического объединения;
— заседаниях методического объединения и методического совета;
3.8. консультирует:
— педагогов своего методического объединения по вопросам методической работы;
3.9. оценивает и экспертирует:
— методические разработки учителей своего методического объединения
3.10. редактирует:
— подготовленные к изданию методические материалы своего методического объединения.
4. ПРАВА
Руководитель методического объединения имеет право в пределах своей компетенции:
4.1.присутствовать:
— на любых занятиях учителей своего методического объединения, проводимых с учащимися школы (без права входить в класс после начала занятий без экстренной необходимости и делать замечания педагогу в течение занятия);
4.2. привлекать:
— к дисциплинарной ответственности обучающихся за проступки, дезорганизующие учебно-воспитательный процесс, в порядке, установленном Правилами о поощрениях и взысканиях;
4.3. принимать участие:
— в разработке образовательной политики и стратегии школы, в создании соответствующих стратегических документов;
— в аттестации педагогов;
— работе Педагогического совета;
— в подборе и расстановке педагогических кадров своего методического объединения;
4.5. вносить предложения:
— о начале, прекращении или приостановлении конкретных методических проектов учителей своего методического объединения;
— о поощрении, моральном и материальном стимулировании учителей своего методического объединения;
— по совершенствованию учебно-методической работы;
4.6. контролировать и оценивать:
— ход и результаты групповой и индивидуальной учебно-методической работы, учителей своего методического объединения;
4.7. запрашивать:
— для контроля и внесения корректив рабочую документацию у непосредственных подчиненных;
— у руководства, получать и использовать информационные материалы и нормативно-правовые документы, необходимые для исполнения своих должностных обязанностей;
4.8. требовать:
— от закрепленных педагогов соблюдения норм и требований профессиональной этики, выполнения принятых школьным сообществом планов и программ (носящих обязательный характер);
4.9. повышать:
— свою квалификацию.
5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
5.1.За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, в том числе за не использование прав, предоставленных настоящей Инструкцией, повлекшее дезорганизацию образовательного процесса, председатель методического объединения несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.
5.2.За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, председатель методического объединения может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом Российской Федерации «Об образовании».
5.3.За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил организации учебно-воспитательного процесса председатель методического объединения привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством.
5.4.За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба (в том числе морального) в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей, а также прав, предоставленных настоящей Инструкцией, председатель методического объединения несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.
6. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ. СВЯЗИ ПО ДОЛЖНОСТИ
Руководитель методического объединения:
6.1. планирует свою работу на каждый учебный год и каждый учебный модуль под руководством заместителя директора (учебно-воспитательная работа)
6.2.представляет непосредственному руководителю письменный отчет о своей деятельности объемом не более двух машинописных страниц в течение 10 дней по окончании каждого учебного модуля;
6.3.получает от директора школы и непосредственного руководителя информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами;
6.4.систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в свою компетенцию, с педагогическими работниками и заместителями директора школы;
6.5.передает непосредственному руководителю информацию, полученную на совещаниях и семинарах, непосредственно после ее получения.
С инструкцией ознакомлен:
________________________________________________ /________________/
________________________________________________ /________________/
________________________________________________ /________________/
Дата ______________________
Что это? Методическое объединение педагогов – это профессиональное сообщество, которое решает задачи, касающиеся повышения мастерства учителей. Мероприятия, проведенные в его рамках, помогают улучшить качество образования, а также оказывают поддержку преподавателям.
Виды? В зависимости от уровня различают предметные методические объединения в школе, районные (муниципальные), региональные и всероссийские. Характер их проведения разный, но цель у всех одна.
Оглавление:
- Школьное методическое объединение учителей
- Методическое объединение педагогов ДОУ
- Методическое объединение педагогов дополнительного образования
- Районное методическое объединение педагогов
Содержание
- Школьное методическое объединение учителей
- Методическое объединение педагогов ДОУ
- Методическое объединение педагогов дополнительного образования
- Районное методическое объединение педагогов
Школьное методическое объединение учителей
Методическое объединение педагогов представляет собой главное профессиональное подразделение методической школьной службы, которое организует учебно-воспитательные, экспериментальные, методические, научно-исследовательские и внеклассные мероприятия, направленные на разные дисциплины (отдельные или смежные) с целью улучшения качества образования.
Заседания методического объединения педагогов происходят только при участии минимум пяти преподавателей по одному предмету или одной направленности.
Директор образовательного учреждения формирует, изменяет и закрывает профессиональное методическое объединение педагогов по представлению руководителя методической службы (заместителя директора по учебно-воспитательной работе).
ШМО (школьное методическое объединение) находятся под руководством главы методической службы. Они основываются в своей работе на Конвенции о правах ребенка, Конституции и законах, решениях Правительства РФ, указах Президента, органах управления образованием и воспитанием всех должностей, а также на Уставе и локальных школьных актах.
К деятельности методического объединения педагогов относятся:
- создание и реализация на высшем профессиональном уровне УВП, и, как было указано ранее, научно-исследовательской, методической, экспериментальной деятельности по одному или нескольким предметам;
- повышение качества и эффективности методик образования по различным типам уроков и их реализации в материально-технического плане, а также повышение профессионализма преподавателей, оценка процесса обучения учеников и организация педагогических исследований и экспериментов;
- удовлетворение потребностей учеников в интеллектуальном, духовном и нравственном совершенствовании.
Формами работы методического объединения педагогов являются:
- организация различных педагогических экспериментов по вопросам обучающих и воспитательных методик и добавления их в УВП;
- встречи, заседания, совещания, семинары по учебно-методическим направлениям, творческие отчеты преподавателей;
- внеклассные мероприятия и открытые занятия;
- выступления, доклады, дискуссии по учебно-воспитательной методике и вопросам общей психологии и педагогики;
- контролирование и реализация в УВП условий руководящей документации, осуществление недель дисциплин и методик с целью взаимного присутствия на учебных занятиях, наблюдение за качеством проведения уроков.
Ключевые направления деятельности МО:
- Проведение анализа результатов предметного образования.
- Помощь в разработке учебных программ, внесение корректировок в положения к минимальному объему и содержанию образовательных курсов.
- Продумывание интегрированных учебных планов по дисциплине и координирование их с программами смежных предметов для более качественного овладения учениками требований ГОС.
- Организация открытых уроков и внеклассных мероприятий по дисциплине.
- Написание и обговаривание докладов по вопросам педагогической методики образовательных дисциплин, повышения профессионализма и разряда квалификации преподавателей.
- Проведение дискуссий по вопросам методик различных обучающих занятий.
- Обсуждение вопросов формирования исследовательской деятельности обучающихся.
- Полная организация педагогических экспериментов по исследованию и добавлению новых информационно-образовательных технологий.
- Совершенствование учебных материалов и аудиторий.
- Взаимодействие с другими методическими объединениями педагогов для обмена опытом и решения общих проблем.
- Обеспечение организованной работы экспертов и наставников с молодыми преподавателями без опыта.
- Разработка требований к проведению предметных олимпиад и конкурсов.
Методическое объединение педагогов ДОУ
Собрания методических объединений педагогов ДОУ выступают одной из самых действенных и полезных форм системы непрерывного образования воспитателей. МО планируются во время всего учебного года и плавно внедряются в обычную образовательную практику.
Главной целью методического объединения педагогов является обеспечение эффективной помощи всем членам коллектива. В процессе его деятельности выполняется ряд педагогических задач, таких как:
- Совершенствование педагогических навыков воспитателей посредством участия в разнообразных формах проведения МО (мастер-классы, проблемные группы, обмены гостями, педагогические мастерские и др.)
- Обеспечение активного взаимодействия с родителями воспитанников.
- Внедрение в учебный процесс сказок как средства воспитания в малышах нравственных и моральных качеств.
- Обеспечение развития познавательной деятельности дошкольников через интегративные занятия.
На протяжении учебного года организуется три-четыре заседания методического объединения воспитателей, где большое внимание уделяется выбору формы их проведения.
Формирование объединения педагогов в форме гостевого обмена опытом, методобъединения-мастерской, работа проблемной группы способствуют развитию педагогического мастерства воспитателей. Все это совершенствует образовательно-воспитательный процесс при работе с дошкольниками, что подтверждается результатами итогового тестирования учителей об учебном прогрессе детей.
Методическое объединение педагогов дополнительного образования
Методическое объединение организуется, если есть минимум три педагога дополнительного образования одной области и возглавляется преподавателем высшей квалификационной категории по приказу директора. Но членами этого объединения могут быть и учителя других дисциплин и направлений.
Цель деятельности методического объединения педагогов дополнительного образования – постоянное повышение квалификации преподавателей этого типа образования путем организации общего методического пространства.
Деятельность методического объединения педагогов дополнительного образования сконцентрирована на следующих задачах:
- изучение нормативно-правовой документации и информационных материалов, в том числе методических писем в сфере образования;
- формирование образовательных программ по дисциплине с учетом многоуровневости и вариативности;
- профессиональный анализ индивидуальных предметных планов, авторских программ и методик, а также их результатов;
- взаимное посещение уроков для дальнейшего самоанализа и оценки своего прогресса;
- проведение открытых уроков для наблюдения за методиками работы со сложными темами по дисциплине;
- исследование различных примеров продвинутого педагогического опыта;
- ознакомление с различными авторскими методическими разработками и анализ подходов преподавания дисциплины;
- отчеты о профессиональном самообразовании преподавателей; присутствие на курсах повышения квалификации;
- распространение актуальных технологий, идей, опыта работы учителей для непрерывного повышения квалификации;
- поддержка передовой деятельности в опытно-экспериментальной работе педагогов ДО;
- исследование, обобщение и применение инновационного педагогического опыта коллег;
- организация процесса самообразования педагогов ДО и руководство за их творческой работой.
Существуют разные формы деятельности методического объединения педагогов дополнительного образования:
- Семинары, совещания, дискуссии по учебно-методическим вопросам, творческие отчеты преподавателей и т.п.
- Заседания МО по вопросам учебно-воспитательных методик.
- Открытые мероприятия по дисциплинам.
- Доклады, сообщения, выступления и дискуссии по методикам обучения и воспитания, а также общей психологии и педагогики.
- Организация предметных методических недель.
- Взаимопосещение занятий.
- Анализ качества проведения уроков.
- Формирование и проведение педагогических экспериментов по поиску, распространению и внедрению новых обучающих информационных технологий.
Методическое объединение педагогов дополнительного образования в своей работе полагается на нормативные документы, приказы, инструкции и локальные акты, устанавливающие цели и задачи всей методической работы.
Районное методическое объединение педагогов
Районное методическое объединение педагогов (РМО) – это профессиональное собрание преподавателей района, созданное для реализации методического сопровождения их профессионального и личностного развития исходя из рабочих интересов, сотрудничества и коммуникации.
Оно представляет собой структурно-методическое подразделение, которое организует образовательную, воспитательную, проектную, методическую, исследовательскую и инновационную деятельность. Это организация по работе с повышением педагогического мастерства учителей района, поощрения их саморазвития и самореализации, а также и совершенствования образования.
Правильная и квалифицированная подготовка условий работы РМО подразумевает организацию методического сопровождения так, чтобы каждый преподаватель имел возможность проявить основные личностные функции своей специальности, а также удовлетворить свои педагогические потребности. Результативность деятельности РМО основывается на структурных и активизирующих факторах. Соблюдение первых позволяет контролировать процесс, а применение вторых – членов методических формирований.
Цель РМО заключается в контроле за качеством образования в регионе, эффективности учебного процесса в ходе коллективного поиска, исследования и введения лучших моделей педагогической деятельности, профессиональной коммуникации, разработки общих методик, требований, правил оценки результатов обучения учеников и профессиональной деятельности учителей.
Деятельность РМО регулируется положением о данной структуре, содержащим следующие пункты: назначение РМО, приоритетные направления деятельности, цели, задачи.
Принято реализовать деятельность РМО по двум важным направлениям: организационная работа и учебно-методическая работа.
Организационная работа содержит:
- общее описание членов РМО (формирование банка данных);
- диагностику профессионального уровня кадров учителей;
- планирование работы на определённый срок;
- структурирование работы по реализации плана;
- подведение итогов работы за конкретный период;
- заполнение необходимых документов РМО.
Учебно-методическая работа состоит из:
- анализ итогов учебного процесса;
- оценка эффективности педагогического опыта и его использования на практике;
- подготовку учеников к различным конкурсам, предметным олимпиадам и интеллектуальным состязаниям;
- организацию и реализацию внеклассных мероприятий по учебным дисциплинам.
Мероприятия по созданию условий для деятельности РМО организуются в соответствии с планом работы региона на данный учебный год. План создается главой РМО исходя из направлений деятельности, обсуждается на собрании районного методического объединения, обговаривается с методистом.
При составлении плана деятельности РМО главными принципами выступают:
- научность и аналитичность;
- общность цели, задач и средств их реализации;
- необходимость действительности, максимальной понятности планируемых событий и возможности непредвзятой проверки их выполнения (диагностичности намеченной цели и составленных задач);
- потребность в учёте общественного заказа, традиций, особенностях и положительного опыта педагогической районной работы;
- основания мотивации преподавателей и их рабочих принципов, ценностных ориентиров, опыта и уровня профессионализма;
- коллегиальная методика;
- рациональность выбранных форм исполнения рабочего плана;
- возможность регулирования реализации плана мероприятий, его своевременного редактирования;
- делегирование обязанностей плана между педагогами РМО с учетом их возможностей.
Чтобы планирование методической работы РМО принесло хорошие результаты, стоит иметь в виду предыдущий опыт, а также подлинность, объективность исходных данных.
Методическое объединение — это группа педагогов, которые совместными усилиями пытаются решать воспитательные и развивающие задачи. Оно включает учителей-предметников гуманитарных, математических, естественных, художественных дисциплин. Отдельно в каждой школе функционирует и методическое объединение учителей начальных классов.
Состав
В зависимости от специфики образовательного учреждения (числа педагогов) в каждой группе может быть 4-7 учителей одного направления деятельности. В рамках малокомплектных сельских школ формируется кустовое учебно-методическое объединение. В нем в очной либо дистанционной форме работают коллеги из нескольких школ.
Содержание деятельности
Работа методического объединения учителей достаточно многогранна и разнообразна. Учители анализируют вопросы, касающиеся повышения уровня учебной и воспитательной работы, качества навыков и знаний школьников, внедрения в практику инновационных педагогических методик. В ходе заседаний педагоги обсуждают учебники и образовательные комплекты (учебники, рабочие тетради), знакомятся с результатами апробации инноваций.
Работа методического объединения связана с составлением разнообразных проверочных тестов и контрольных работ для школьников, а также детальной проработкой результатов их проведения.
Характер деятельности
Методическое объединение — это группа творческих и ярких коллег. Их работа осуществляется по четкому плану. В нем формулируются особенности педагогической работы педагогов данного профиля, ставятся цели и задачи на новый учебный год, выявляются основные педагогические и организационные мероприятия:
- экспертиза материалов;
- оформление кабинетов;
- определение тем для самообразования;
- создание графика проведения открытых уроков и внеклассных мероприятий;
- определение тем для проведения заседаний.
Руководство МО
Кто возглавляет методическое объединение? Начальные классы в основном курирует заместитель директора по УВР, а руководитель группы назначается один из педагогов, который пользуется заслуженным уважением и доверием у своих коллег. В конце каждого полугодия составляется отчет по работе МО, в котором отмечаются направления деятельности, полученные результаты.
К примеру, методическое объединение воспитателей создается на базе детского дошкольного учреждения. Оно включает творческих и ярких людей, которые ищут оптимальные воспитательные приемы при работе с подрастающим поколением.
Методическое объединение — это совокупность единомышленников, заинтересованных в повышении собственного интеллектуального и профессионального уровня.
План работы МО
Предлагаем вариант планирования методической работы учителей ЕНЦ на полугодие.
- Работа над методическими темами.
- Обобщение опыта работы: публикации, выступления, мастер-классы.
- Повышение мотивации у обучающихся к предметам ЕНЦ путем вовлечения их во внеурочную проектную и исследовательскую деятельность. Работа с одаренными и талантливыми детьми.
- Повышение квалификации: курсы повышения квалификации, аттестация.
- Повышения внимания к профильному обучению: элективные и факультативные курсы.
Вопросы, рассматриваемые в 1 четверти:
- Планирование мероприятий в рамках декады экологии.
- Подготовка к школьному туру Всероссийской олимпиады по математике, экономике, физике, информатике, химии, биологии, экологии географии.
- Планирование участия педагогов МО во Всероссийском конкурсе методических разработок.
- Разное (вопросы о выдвижении кандидатур на награждение ведомственными наградами, анализ проблем).
- Отчеты по темам самообразования по графику.
Заседания МО во 2 четверти:
- Планирование декады математики, информатики.
- Отчеты по темам самообразования по графику.
- Разное.
Отчетность
Так как методическое объединение — это группа, которая создается по приказу директора образовательной организации, ее руководитель составляет отчет о работе по форме, выбранной в школе (детском саду). Что должно быть включено в отчетность? В первую очередь отмечается собственное образование. Методические объединения – форма работы, позволяющая повышать профессионализм современного педагога. Предлагаем вариант отчета по работе МО ЕНЦ за полугодие.
Тема работы: «Системно-деятельностный подход при формировании и развитии школьников при внедрении образовательных стандартов нового поколения».
Цели деятельности:
- формирование у обучающихся основных компетенций путем вовлечения их в практическую деятельность;
- выявление оптимальных методических приемов и образовательных программ по техническим и естественным дисциплинам;
- систематизация лучшего опыта работы учителей-предметников;
- создание комфортного климата в педагогическом коллективе
Задачи творческой группы учителей ЕНЦ
Работа педагогов направлена на решение следующих задач:
- формирование позитивной ситуации, повышение мотивации школьников для мотивации их на приобретение новых умений и навыков;
- модернизация методики проведения разнообразных мониторингов, направленных на выявление проблем;
- подбор способов решения конфликтных ситуаций;
- развитие одаренных детей посредством включения в профессиональную деятельность современных педагогических методик воспитания и обучения;
- совершенствование работы с одаренными учащимися;
- повышение значимости внеурочной деятельности;
- работа по обобщению и обмену опытом между преподавателями
Работа МО осуществляется по трем направлениям:
- преподавание предметов в соответствии с современными требованиями к уроку;
- внедрение инновационных программ и технологий для повышения качества обучения математике, физике, информатике, химии;
- внеурочная деятельность, направленная на развитие творческих способностей учащихся и повышение интереса к изучению предметов.
Темы по самообразованию
Для повышения своего профессионального уровня каждый педагог работает над конкретной проблемой. Темы для самообразования:
- системно-деятельностный подход в обучении математики в рамках ФГОС;
- методы формирования у обучающихся математических знаний;
- развитие УДД на уроках математики;
- инновационные подходы в преподавании химии
Педагоги принимали участие в следующих семинарах и профессиональных конкурсах:
- конференция «Решения в области ИКТ в образовании»;
- семинар «Организация проектной работы»;
- олимпиада «Проекты и исследования в современном отечественном образовании»;
- всероссийский конкурс для педагогов «Лучшая методическая разработка»
За анализируемый период учителями-предметниками МО были проведены мастер-классы, оформлены публикации:
- в федеральном проекте «Звезды нового века»;
- на сайте «Инфоурок»;
- в районном методическом сборнике
Для повышения уровня преподавания педагоги систематически проходят курсовую подготовку. За рассматриваемый период учителя ЕНЦ освоили следующие курсы:
- «Решение заданий ОГЭ и ЕГЭ: математика», 48 ч.;
- «Информатика и программирование в 8-11 классах», 72 ч.;
- «Решение заданий ОГЭ и ЕГЭ: математика», 24 ч.;
- «Химия. Углубленная и олимпиадная подготовка учащихся», 72 ч.;
- «Физика. Углубленная и олимпиадная подготовка учащихся», 72 ч.
В рамках заседаний МО учителей ЕНЦ коллеги делились опытом работы над темой по самообразованию, анализировали проведенные ими открытие уроки и внеурочные мероприятия.
Работа с талантливыми детьми
Отдельное внимание в любом методическом объединении уделяется организации работы с одаренными и талантливыми детьми. В рамках заседаний учителя проговаривают методики раннего выявления талантливых детей, что позитивно отражается на формировании познавательного интереса у школьников к преподаваемым дисциплинам. Результатом такой работы является наличие призером и победителей районного, областного этапов всероссийской предметной олимпиады.
В рамках внедрения образовательных стандартов нового поколения обязательным элементом является вовлечение школьников в проектную и исследовательскую деятельность. На заседаниях методического объединения учителя ЕНЦ делятся опытом проектной и исследовательской работы со своими подопечными. За анализируемый период ребята стали победителями и призерами престижных конференций и творческих конкурсов разного уровня:
- международного конкурса «Безопасный мир» от проекта «Кругозор»;
- международного квеста по предпринимательству;
- международного конкурса «Мириады открытий»;
- всероссийского конкурса «Энергия и среда обитания»;
- конкурса творческих проектов школьников от компании «Сименс»;
- научно-практической конференции «Шаг в будущее»
Заключение
В любой образовательной организации осуществляется планомерная и систематическая работа, направленная на продвижение инновационного педагогического опыта, обсуждение спорных вопросов, касающихся воспитания и обучения подрастающего поколения.
План работы, составляемый в каждом предметном объединении, является четкой структурой, позволяющей оценивать эффективность самообразования учителей и воспитателей, предотвращать «профессиональное выгорание» работников. При правильном подходе МО педагогов является стимулом для развития учителей-предметников.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ПЕДАГОГОВ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация: Статья посвящена деятельности
методического объединения дополнительного образования. В статье указаны задачи
методического объединения, формы его работы, права и обязанности, а также
функции и документация.
Ключевые слова: методическое объединение,
дополнительное образование детей, педагог дополнительного образования,
методист.
Annotation: The article is devoted to the activities of the
methodical association of additional education. The article identifies the
tasks of the
methodological association, the forms of its work, rights
and obligations, as well as functions and documentation.
Key words: methodical association, additional education of
children, teacher of additional education, methodologist.
Методическое объединение педагогов
дополнительного образования – это основная и универсальная форма
профессионального объединения, способствующая росту творческой активности
педагогических кадров.
Методическое объединение создается,
реорганизуется и ликвидируется приказом директора образовательной организации
по представлению заместителя директора по учебно-воспитательной работе. Такое
объединение подчиняется непосредственно заместителю директора образовательной
организации по учебно-воспитательной работе.
Методическим объединением образовательной
организации осуществляется руководство учебно-воспитательной, методической
работой.
Организовать методическое объединение возможно
только при наличии не менее 5 педагогов по нескольким направлениям одной
образовательной области. [1]
Деятельность методического объединения
реализуется на основе Конвенции о правах ребенка, Конституции и законах РФ,
указах Президента России, решений Правительства РФ, органов управления
образованием всех уровней, а также устава, локальных актов образовательной
организации, приказах и распоряжениях его директора.[3]
Типовые (примерные) программы, которые
рекомендованы Министерством образования и науки Российской Федерации, а также
модифицированные (адаптационного характера) и радикальные программы определяют
содержание образования методического объединения педагогов дополнительного
образования. При необходимости разрабатываются соответствующие
экспериментальные программы. [2]
Работа методического объединения
предполагается решение следующих задач:
— обеспечить профессиональный, культурный, творческий рост
педагогов;
— осваивать новое содержание,
технологии и методы педагогической деятельности;
— создать атмосферу
ответственности за конечные результаты труда;
— изучить и анализировать состояние
преподавания определенной образовательной области;
— обобщить прогрессивный
педагогический опыт, внедрять в практику работы образовательной организации.
Содержание деятельности методического
объединения включает в себя следующие действия:
— изучить нормативную и
методическую документацию по вопросам образования;
— отобрать содержание и составить
рабочие программы по дисциплинам с учетом вариативности и разноуровности их
преподавания;
— анализировать авторские
программы и методики педагогов;
— организовать взаимопосещения
занятий с последующим самоанализом педагога и анализом достигнутых результатов;
— выработать единые требования к оценке результатов освоения
обучающимися программ;
— обобщить и распространить
передовой опыт педагогов, работающих в методическом объединении;
— организовать работу по
накоплению дидактического материала;
— ознакомить с методическими
разработками различных авторов по направлению одной образовательной области;
— проводить творческие отчеты,
посвященные профессиональному самообразованию педагогов, работе на курсах
повышения квалификации, заслушивание отчетов о творческих командировках;
— организовывать и проводить
различные конкурсы, фестивали и смотры-отчеты в образовательной организации;
— организовывать работу по
активизации творческого потенциала педагогов.
К основным формам работы методического
объединения относят: заседания, круглые столы, семинары по учебно-методическим
проблемам, творческие отчеты педагогов, открытые уроки и внеклассные
мероприятия, лекции, доклады, сообщения и дискуссии по методикам обучения и
воспитания, вопросам общей педагогики и психологии, организационно-
деятельностные игры.
Деятельность методического объединения
начинает свою работу с избирания руководителя и секретаря. В обязанности
руководителя методического объединения входит:
— планирование работы
методического объединения;
— оказание методической помощи
молодым специалистам;
— контроль проведения и
подписания протоколов заседаний методического объединения.
В обязанности секретаря методического
объединения входит ведение протоколов его заседаний, которые должны проводиться
не реже одного раза в четверть.
Можно выделить основные права методического
объединения:
— выражение пожеланий руководству
образовательной организации при распределении учебной нагрузки;
— требование от администрации
своевременного обеспечения членов методического объединения всей необходимой
инструктивной, нормативной и научно-методической документацией;
— проведение конкурсов
профессионального мастерства.
В свою очередь к обязанностям каждого
участника методического объединения относят:
— участие в заседаниях
методического объединения;
— стремление к повышению уровня
профессионального мастерства;
— знание тенденций развития
методики преподавания направления;
— владение основами самоанализа
педагогической деятельности;
— своевременное изучение нормативных документов по вопросам
организации обучения в соответствующей образовательной области;
— активное участие в разработке
открытых мероприятий (занятий, внеклассных мероприятий и др.)
Функции методического объединения педагогов дополнительного
образования представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Функции методического объединения педагогов
дополнительного образования
Функция Описание
организационная Организация
коллективного планирования работы методического объединения педагогов
дополнительного образования;
организация взаимодействия творческих
объединений в педагогическом процессе;
организация изучения современных технологий
воспитания, форм и методов воспитательной работы.
координирующая координация деятельности разных творческих
объединений;
оказание помощи педагогам в подготовке к
аттестации.
корректирующая выработка и регулярная коррекция принципов
воспитания социализации обучающихся.
обобщающая обсуждение программ педагогов дополнительного
образования, материалов обобщения передового опыта
работы педагогов.
контролирующая контроль ведения банка
достижений обучающихся в
дополнительном образовании.
Документация, которую необходимо вести
методическому объединению педагогов дополнительного образования, должна
включать:
— годовой план работы
методического объединения;
— протоколы заседаний
методического объединения;
— программы, тематический план
деятельности педагогов дополнительного образования, аналитический материал по
итогам проведенных мероприятий, инструктивно-методические документы, касающиеся
работы педагогов дополнительного образования;
— материалы для методического
сборника по приоритетным направлениям деятельности системы дополнительного
образования.
Таким образом, методическое объединение
педагогов дополнительного образования – это основная и универсальная форма
профессионального объединения. Оно нацелено на рост творческой активности
педагогов, на повышение качества их работы, а также на обобщение и
распространение педагогического опыта. К основным функция можно отнести
организационную, координирующую, корректирующую, обобщающую, контролирующую.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ
1. Запрягаева И. Н. Создание
коллективных методических разработок как форма повышения квалификации и фактор
развития педагогического коллектива многопрофильного клуба //Дополнительное
образование.-2004. — N 11. — С. 16-17
2. Типовое положение об
образовательном учреждении дополнительного образования детей (утв.
постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 233) (с изменениями от 22
февраля 1997 г., 8 августа 2003 г., 1 февраля 2005 г., 7 декабря 2006)
3. 15. Федеральный закон от 29
декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
[Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/документы/2974 (Дата
обращения: 01.12.2018)