Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение дополнительного образования
«Дворец детского (юношеского) творчества Всеволожского района»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
Автор-составитель:
Е.П. Гайдабура,
руководитель научно-
методического отдела
МБОУДО ДДЮТ
Всеволожск
2021
Оглавление
Нормативно-правовые основания по организации работы методических объединений педагогических работников 1
Основные понятия и термины 2
Порядок работы методического объединения 3
Документация методического объединения 4
Планирование работы методического объединения 4
Цели и задачи деятельности методического объединения 5
Содержание и структура плана работы методического объединения 7
Заседания методического объединения 8
Анализ работы методического объединения 9
Протокол заседания методического объединения педагогических работников 11
Библиографический список 12
Совет: Для быстрого перехода на нужный раздел, нажмите CTRL и щелкните ссылку.
Нормативно-правовые основания по организации работы методических объединений педагогических работников
Настоящие методические рекомендации по организации методической работы в структурных подразделениях (далее Методические рекомендации) подготовлены в целях оказания помощи в организации и планирования методической работы в структурных подразделениях МБОУДО ДДЮТ Всеволожского района (далее ДДЮТ).
Методические рекомендации адресованы руководителям структурных подразделений, руководителям методических объединений педагогических работников, методистам ДДЮТ. Они адаптированы к деятельности данного образовательного учреждения дополнительного образования. При создании учитывались локальные и нормативные акты образовательного учреждения. В методических рекомендациях представлены шаблоны плана и анализа работы, протоколов заседаний и т.д. Материал структурирован по разделам и имеет содержание с гиперссылками для удобства работы с данным документом в электронном виде.
Методические рекомендации разработаны с учетом всех ниженазванных нормативно-правовых документов.
Методические рекомендации не являются нормативным актом, но рекомендуются к использованию при организации методической работы в структурных объединениях и методических объединений педагогических работников ДДЮТ в целях приведения документации к единообразию.
Методические рекомендации разработаны в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273).
- Приказ Министерства просвещения РФ от 09 ноября 2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Приказ № 196).
- Постановление Правительства РФ «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» от 26 февраля 2017 г. №1642.
- Приказ Минпросвещения России от 27.11.2018 N 247 «Об утверждении Типового положения об учебно-методических объединениях в системе общего образования».
- Устав МБОУДО ДДЮТ Всеволожского района.
- Программа развития ДДЮТ.
- Положение о методическом объединении педагогических работников ДДЮТ Всеволожского района.
- Положение о наставничестве в ДДЮТ.
Основные понятия и термины
Методическая работа – это составная часть профессионально-педагогической деятельности, в рамках которой создаются теоретические продукты, обеспечивающие педагогические действия. Система взаимосвязанных мер, действий, мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога, на развитие и повышение творческого потенциала педагогических коллективов. Цель методической работы – это оказание действенной помощи педагогам в улучшении организации процесса обучения и воспитания учащихся, обобщении и внедрении передового педагогического опыта, повышении теоретического уровня и педагогической квалификации педагогов. Методическая работа выстраивается в соответствии со следующими принципами: научности, гуманитаризации, системности, актуальности и востребованности, культуросообразности.
Методическое объединение педагогических работников (МО) — это объединение педагогических работников одного структурного подразделения и направленности, а так же близких профилей деятельности. МО организуется при наличии не менее 3 педагогических работников (по Положению о МО) по одному или нескольким видам деятельности; осуществляет проведение учебно-воспитательной, методической и опытно-экспериментальной, инновационной работы. Педагогические работники дополнительного образования в МО занимаются методической работой: разработкой частной методики по своему направлению, обсуждением различных приемов, методов, форм, методик, технологий обучения и воспитания по актуальным темам. Работа МО организуется на основе планирования, методической темы, принятой к реализации педагогическим коллективом, индивидуальных планов профессионального самообразования педагогов.
Методическое объединение – коллегиальный орган, способствующий повышению профессиональной мотивации, методической культуры педагогов и развитию их творческого потенциала. Деятельность МО является частью методической работы учреждения.
Порядок работы методического объединения
«Руководитель МО назначается учреждением ежегодно по представлению общего собрания МО из числа специалистов, компетентных в вопросах содержания деятельности данного профиля, обладающих организаторскими способностями, коммуникативной культурой. Квалификационные требования к руководителю МО – специалист, имеющий высшее или среднее специальное образование, высшую категорию и стаж педагогической деятельности не менее 3-х лет» (из Положения о методических объединениях педагогических работников, п. 4.4).
Работа методического объединения проводится в соответствии с планом работы на текущий учебный год. (Смотрите главу «Планирование работы методического объединения»)
Заседания методического объединения проводятся не реже четырех раз в год. По каждому из обсуждаемых на заседании вопросов принимаются рекомендации, которые фиксируются в протоколе заседания методического объединения. Рекомендации подписываются руководителем методического объединения. Заседания МО рекомендуется проводить в различных формах. (Смотрите главу «Формы проведения заседаний методического объединения») В конце года руководитель производит анализ работы МО.
Документация методического объединения
В своей деятельности руководитель МО для организации работы учитывает следующие документы:
- Нормативные документы и инструктивно-методические письма по методической работе.
- Устав ДДЮТ Всеволожского района.
- Положение о МО педагогических работников ДДЮТ.
- Программа развития ДДЮТ на 2021-2025 годы.
Руководитель МО ведет следующую документацию:
- план работы МО на текущий учебный год (включая сведения о МО);
- протоколы заседаний МО;
- анализ работы МО за учебный год;
- информационные и аналитические справки;
- методические разработки участников МО.
Документы хранятся у руководителя МО. В соответствии с Положением о методических объединениях педагогических работников, п. 4.3: «В конце учебного года заместитель директора по УВР анализирует работу МО и принимает на хранение (в течение 3 лет) план работы, протоколы заседаний МО, анализ работы МО за прошедший год». Планы и анализ работы представляются так же в научно-методический отдел в начале и конце учебного года соответственно. Координирует деятельность МО научно-методический отдел.
Планирование работы методического объединения
Из Положения о МО педагогических работников ДДЮТ:
«4.1. План работы методического объединения составляет руководитель МО не позднее 1 октября. Методическое объединение проводит не менее 4-х заседаний за учебный год; практические семинары с организацией тематических занятий, массовые мероприятия.
4.2. Заседания МО педагогических работников оформляются в виде протоколов.
Планирование работы методического объединения заключается в разработке мероприятий по различным направлениям деятельности с указанием сроков выполнения этих мероприятий, исполнителей, руководителей и лиц, ответственных за организацию и контроль исполнения.
Последовательность разработки плана работы включает:
• определение цели деятельности и задач для ее достижения;
• составление перечня мероприятий, подбор исполнителей и ответственных за их выполнение;
• сбор и анализ исходных данных, необходимых для планирования;
• определение ограничений, т.е. условий, требований и запретов, которые следует учитывать при планировании;
• анализ различных вариантов плана и выбор наиболее рационального;
• документирование плана и доведение его до исполнителей.
При планировании деятельности методического объединения следует руководствоваться:
- Нормативными документами и локальными актами, рекомендациями (Федеральных, региональных, муниципальных органов управления, внутренних актов образовательного учреждения).
- Планом работы ДДЮТ на текущий учебный год.
- Программой развития ДДЮТ на 2021-2025 годы.
- Санитарно-гигиеническими требованиями к условиям обучения.
- Графиками проведения основных мероприятий.
- Результатами анализа работы методического объединения за истекший учебный год.
Цели и задачи деятельности методического объединения
Тему, цель и основные задачи деятельности МО руководитель формирует, исходя из основных задач с учетом специфики работы. Цель и задачи деятельности МО должны отражать основные цели и задачи образовательного учреждения на текущий год, учитывать Программу развития ДДЮТ на 2021-2025 годы.
Поставленные цели должны быть конкретны и измеряемы. Это облегчает выработку критериев для оптимизации решаемых задач и позволяет оценивать эффективность функционирования МО.
Цели могут быть такими:
- Обеспечение качества дополнительного образования, реализации дополнительных общеразвивающих программ.
- Проверка, отработка и внедрение лучших традиционных и инновационных образцов педагогической деятельности.
- Совместная работа над планированием и реализацией целевого проекта №__ «Название», в котором отражены основные мероприятия программы, обеспечивающие модернизацию образовательного процесса в учреждении (из проекта «Программы развития ДДЮТ на 2021-2025 годы»).
- Профессиональное взаимное общение и обмен педагогическим опытом.
- Выработка единых подходов, критериев, норм и требований к оценке результатов деятельности учащихся и педагога ДО.
- Создание разнообразных условий для повышения педагогического мастерства педагогов.
- Внедрение дистанционного обучения в педагогический процесс: «Использование современных информационных технологий и Интернет-ресурсов в качестве источника трансляции и пропаганды деятельности учреждения (образовательная, просветительская, конкурсная, рекламная и т.д.). Повышение качества функционирования официального сайта, страницы учреждения в социальной сети «ВКонтакте» и на видеохостинге «YouTube». Осуществление учебного процесса с применением дистанционных образовательных платформ» (из проекта «Программы развития МБОУДО ДДЮТ на 2021-2025»).
- Развитие кадрового ресурса учреждения через развитие системы профессионального роста педагогических работников и привлечение молодых специалистов по актуальным и востребованным направлениям дополнительного образования («Основные задачи МБОУДО ДДЮТ на 2021-2022 учебный год»).
- Поддержка и расширение инновационной деятельности педагогов посредством внедрения современных технологий, реализации инновационных практик и интеграционных проектов, участия в работе инновационных образовательных площадок разного уровня («Основные задачи МБОУДО ДДЮТ на 2021-2022 учебный год»).
В работе методических объединений через различные виды деятельности предполагается решение следующих задач:
- обеспечение профессионального, культурного, творческого роста педагогических работников;
- освоение нового содержания, технологий и методов педагогической деятельности;
- организация экспериментальной, инновационной деятельности в рамках воспитательной работы по направленности;
- обобщение передового педагогического опыта, его пропаганда и внедрение в практику работы образовательного учреждения;
- выявление, поддержка и развитие творческих способностей детей;
- формирование навыков здорового образа жизни через творческие объединения дополнительного образования;
- создание условий для самореализации личности и социализации;
- воспитание высоких нравственных и гражданских качеств;
- создание условий для реализации творческого потенциала педагогов;
- совершенствование научно-методического обеспечения методического объединения;
- активизация творческого потенциала педагогических работников.
Внимание! Задачи являются «ступеньками» к достижению поставленной цели (целей). Приоритетные направления работы (виды деятельности) для каждого МО – свои.
Содержание и структура плана работы методического объединения
По форме представления план работы МО состоит из двух частей:
Сведения о МО |
План работы МО |
Сведения предоставляют информацию о МО в данном учебном году: название МО, цель работы, задачи, основные виды деятельности, руководитель, состав МО. Сведения о МО представляются в виде таблицы:
1. Сведения о МО
Раздел |
Содержание |
Название |
Полное наименование методического объединения педагогических работников |
Цель |
Сформулировать цель деятельности МО в данном учебном году |
Задачи |
Сформулировать задачи деятельности МО |
Основные виды деятельности |
Перечислить основные виды деятельности, осуществляющиеся МО. Можно выбрать из «Примерного перечня вопросов и мероприятий по направлениям деятельности методических объединений» |
Руководитель |
Ф.И.О. руководителя МО, должность |
Состав |
В состав методического объединения входят __ педагогических работников: (перечислить педагогических работников, участников МО с указанием должности и структурного объединения) |
План работы МО представляется в виде таблицы с перечислением основных мероприятий с указанием времени, места, краткого содержания и ответственных за исполнение (по форме «Плана работы учреждения на месяц»). Таким образом, будет удобнее формировать план работы структурного подразделения на месяц.
В плане обязательные разделы:
- Методические заседания (указывается тема заседания, форма, краткая информация);
- Консультации;
- Открытые занятия;
- Организационная и аналитическая деятельность;
Остальные разделы будут исходить из выбранных видов деятельности, на усмотрение руководителя МО.
2. План работы МО
№ п/п |
Дата, время, место проведения |
Мероприятия |
Ответственные |
Методические заседания |
|||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
Консультации |
|||
|
|||
Открытые занятия |
|||
|
|||
Мониторинг, диагностика, анкетирование |
|||
|
|||
|
|||
Организационная и аналитическая деятельность |
|||
|
Сентябрь |
Планирование работы МО на текущий год |
|
|
Май |
Анализ работы МО за прошедший год |
|
Методическая продукция |
|||
|
В течение года |
Сбор и систематизация информационно-методических материалов для педагогов |
|
|
Ноябрь |
Создание методической продукции: «Название. Педагог» |
Руководитель МО _______________ / ________________________ /
Заседания методического объединения
Каждое заседание МО педагогических работников должно быть спланировано и подготовлено. Заседания рекомендуется проводить в различных формах, некоторые из которых представлены ниже. Возможно проведение заседаний с помощью видеоконференций.
Формы проведения заседаний методического объединения:
Теоретический семинар – эта форма наиболее подходит, когда необходимо познакомиться с нормативно-правовыми документами, новейшими достижениями науки и передового педагогического опыта. Руководитель МО, педагоги заранее готовят доклады, сообщения по обозначенным проблемам.
Семинар-практикум – педагоги знакомятся не только с теоретическими вопросами, но и изучают реализацию теоретических вопросов на практике (через открытые занятия, занятия элективных курсов, массовых мероприятий, мастер-классов и т. д.).
Дискуссия – целенаправленный обмен суждениями, мнениями, идеями членов МО по какой-то проблеме, которая требует поиска истины.
Круглый стол – беседа, в которой «на равных» участвуют до 10 педагогов, которые делятся своим опытом, высказывают мнение по общей проблеме.
Конференция – подведение итогов работы (напр., над единой методической темой, по теме проекта и т.д.). Доклады участников должны сопровождаться таблицами, видеозаписями, фотографиями, мультимедийными презентациями и др. Выступления ограничиваются временными рамками и обязательно обсуждаются. По итогам конференции принимается решение.
Деловая игра – форма заседания, в которой педагоги овладевают реальным опытом, учатся активно решать проблемы. Игровая ситуация должна быть максимально приближена к реальной ситуации и актуальной для большинства членов МО. В конце игры подводятся итоги.
Мастер-класс – форма заседания, на котором представляется педагогический опыт, наиболее интересные и результативные способы преподавания. Предполагается, что педагог («мастер») передаёт остальным педагогам свой опыт путем прямого и комментированного показа приемов работы.
Методический ринг – состязание методических идей в реализации одной и той же проблемы.
Творческие отчеты – организация отчетов учителей по темам самообразования.
Педагогическая мастерская — форма обучения или совместной деятельности, альтернативная традиционному уроку, лекции, семинарскому занятию, мастер-классу, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного творчества; форма передачи автором мастерской концепции и технологии своего педагогического опыта (своей педагогической системы).
и другие.
Анализ работы методического объединения «Название»
за ________ учебный год
В состав методического объединения входили __ педагогов: (Перечислить)
Целью методического объединения являлось ________.
Ставились следующие задачи:
1.
2.
3.
Анализ по основным видам деятельности
(в соответствии с целями и задачами)
Н-р:
- Создание и развитие учебно-методического комплекса, разработка заданий и редактирование учебных материалов для Приложений к ДОП.
- Проведение заседаний методического объединения (указать темы и даты проведения, указать причину, если заседание не проводилось):
- Повышение квалификации педагогов через самообразование и КПК
4. Работа по инновационной деятельности.
5. Проведение тематических и индивидуальных консультаций для педагогов по всем вопросам учебной, методической, воспитательной, социальной, инновационной, экспериментальной и др. деятельности в учреждении.
6. Организационная и аналитическая деятельность
Руководителем МО были выполнены следующие документы:
7. Выводы: Положительное в работе, что требует доработки, предложения.
Цели и задачи в основном достигнуты. Работу методического объединения педагогов за ________ уч.год можно считать удовлетворительной.
8. Примерные задачи МО на следующий год
Руководитель МО ________________ / ____________ /
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
«Дворец детского (юношеского) творчества Всеволожского района»
ПРОТОКОЛ
заседания методического объединения педагогических работников __________________(название)______________________
Тема: «____________________________________________»
__.__.2021 №__
Присутствовали: ___ участника(ов) МО:
1.
2.
3.
4.
5.
Приглашенные:
1.
2.
Повестка дня:
1.
2.
3.
Выступили:
- По первому вопросу слушали
Постановили:
2. По второму вопросу слушали
Постановили:
3. По третьему вопросу слушали
Постановили:
Методические рекомендации по итогам работы методического объединения:
Руководитель МО ____________________ / __________________ /
(К протоколу прикладывается лист регистрации)
Библиографический список
- Горбатова О.Н., Коханенко Д.В. В помощь руководителю муниципального методического объединения педагогов. Методические рекомендации по повышению эффективности работы муниципального методического объединения педагогов // Составители: Горбатова Ольга Николаевна, Коханенко Дмитрий Васильевич // [Электронный ресурс] // Сайт: «metod-obr.ru» , Режим доступа: http://metod-obr.ru/images/geography/metod_rekom_MMO.pdf
- Мельницкая Э.Ю. Основные формы и виды методической продукции в работе педагога дополнительного образования. Методическое пособие // Составитель: Мельницкая Э.Ю.// [Электронный ресурс] // Сайт: «Мега-талант», Режим доступа: https://mega-talant.com/biblioteka/metodicheskoe-posobie-osnovnye-formy-i-vidy-metodicheskoy-produkcii-v-rabote-pedagoga-dopolnitelnogo-obrazovaniya-89884.html
- Попова О.А. Практические рекомендации по работе методических объединений учителей-предметников. Методическая разработка // Составитель: О.А. Попова// [Электронный ресурс] // Сайт: «DOCPLAYER», Режим доступа: https://docplayer.ru/37132666-Prakticheskie-rekomendacii-po-rabote-metodicheskih-obedineniy-uchiteley-predmetnikov.html
- Рекомендации по планированию работы методических объединений// [Электронный ресурс] // Сайт: «https://sch2098s.mskobr.ru/», Режим доступа: https://sch2098s.mskobr.ru/files/rekomendacii_po_planirovaniyu_raboty_mo.pdf
Должностная инструкция руководителя методического объединения.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе тарифно-квалификационной характе-ристики методиста учреждения образования, утвержденной приказом Минобразования Российской Федерации и Госкомвуза Российской Федерации от 31 августа 1995 г. № 463/1268 по согласованию с Министерством труда Российской Федерации (постановление Минтруда России от 17 августа 1995 г. № 46). При составлении инструкции учтены также Примерные рекомендации об организации служ-бы охраны труда в образовательном учреждении системы Министерства образования Российской Федерации, утвержденные приказом Минобразования Российской Федерации от 27 февраля 1995 г. № 92.
1.1.Исполнение обязанностей руководителя методического объединения осуществляется на основании приказа директора школы. На период отпуска и временной нетрудоспособности руководителя методического объединения его обязанности могут быть возложены на учителя из числа наиболее опытных педагогов. Временное исполнение обязанностей в этих случаях осуществляется на основании приказа директора школы, изданного с соблюдением требований законодательства о труде.
1.2.руководитель методического объединения должен иметь высшее или среднее профессиональное образование и стаж работы не менее 3 лет на педагогических или руководящих должностях.
1.3.руководитель методического объединения подчиняется непосредственно заместителю директора (научно-методическая работа).
1.4.В своей деятельности руководитель методического объединения руководствуется Конституцией Российской Федерации, законом Российской Федерации «Об образовании», «Типовым положением об общеобразовательном учреждении», указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации, и решениями Правительства Региона и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся; административным, трудовым и хозяйственным законодательством; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и локальными правовыми актами школы (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией). Руководителя методического объединения соблюдает Конвенцию о правах ребенка.
2. ФУНКЦИИ
Основными направлениями деятельности руководителя методического объединения являются:
2.1.организация методической работы закрепленной группы учителей, руководство этой работой и контроль за ее выполнением.
3. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ
Руководитель методического объединения выполняет следующие должностные обязанности:
3.1. анализирует:
— проблемы и результаты методической работы закрепленной группы учителей;
-форму и содержание посещенных уроков и других видов деятельности (не менее 60 часов в год);
3.2. прогнозирует:
— последствия запланированной методической работы;
3.3. планирует и организует:
— текущее и перспективное планирование деятельности закрепленных педагогов;
— разработку необходимой методической документации;
-осуществление контроля за выполнением программы и объективностью оценки результатов образовательной подготовки обучающихся у закрепленных педагогов;
— работу по подготовке и проведению административных контрольных работ;
— повышение квалификации и профессионального мастерства закрепленных педагогов;
3.4. координирует:
— разработку необходимой методической документации закрепленными педагогами;
— работу закрепленных учителей по выполнению учебных планов и программ;
3.5. руководит:
— работой методического объединения;
3.6. контролирует:
— работу своего методического объединения;
— объективность оценки результатов образовательной подготовки обучающихся у учителей своего методического объединения;
3.7. принимает участие в:
— разработке методических документов, обеспечивающих учебный процесс;
— корректировке планов и программ педагогов своего методического объединения;
— заседаниях методического объединения и методического совета;
3.8. консультирует:
— педагогов своего методического объединения по вопросам методической работы;
3.9. оценивает и экспертирует:
— методические разработки учителей своего методического объединения
3.10. редактирует:
— подготовленные к изданию методические материалы своего методического объединения.
4. ПРАВА
Руководитель методического объединения имеет право в пределах своей компетенции:
4.1.присутствовать:
— на любых занятиях учителей своего методического объединения, проводимых с учащимися школы (без права входить в класс после начала занятий без экстренной необходимости и делать замечания педагогу в течение занятия);
4.2. привлекать:
— к дисциплинарной ответственности обучающихся за проступки, дезорганизующие учебно-воспитательный процесс, в порядке, установленном Правилами о поощрениях и взысканиях;
4.3. принимать участие:
— в разработке образовательной политики и стратегии школы, в создании соответствующих стратегических документов;
— в аттестации педагогов;
— работе Педагогического совета;
— в подборе и расстановке педагогических кадров своего методического объединения;
4.5. вносить предложения:
— о начале, прекращении или приостановлении конкретных методических проектов учителей своего методического объединения;
— о поощрении, моральном и материальном стимулировании учителей своего методического объединения;
— по совершенствованию учебно-методической работы;
4.6. контролировать и оценивать:
— ход и результаты групповой и индивидуальной учебно-методической работы, учителей своего методического объединения;
4.7. запрашивать:
— для контроля и внесения корректив рабочую документацию у непосредственных подчиненных;
— у руководства, получать и использовать информационные материалы и нормативно-правовые документы, необходимые для исполнения своих должностных обязанностей;
4.8. требовать:
— от закрепленных педагогов соблюдения норм и требований профессиональной этики, выполнения принятых школьным сообществом планов и программ (носящих обязательный характер);
4.9. повышать:
— свою квалификацию.
5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
5.1.За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, в том числе за не использование прав, предоставленных настоящей Инструкцией, повлекшее дезорганизацию образовательного процесса, председатель методического объединения несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.
5.2.За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, председатель методического объединения может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом Российской Федерации «Об образовании».
5.3.За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил организации учебно-воспитательного процесса председатель методического объединения привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством.
5.4.За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба (в том числе морального) в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей, а также прав, предоставленных настоящей Инструкцией, председатель методического объединения несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.
6. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ. СВЯЗИ ПО ДОЛЖНОСТИ
Руководитель методического объединения:
6.1. планирует свою работу на каждый учебный год и каждый учебный модуль под руководством заместителя директора (учебно-воспитательная работа)
6.2.представляет непосредственному руководителю письменный отчет о своей деятельности объемом не более двух машинописных страниц в течение 10 дней по окончании каждого учебного модуля;
6.3.получает от директора школы и непосредственного руководителя информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами;
6.4.систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в свою компетенцию, с педагогическими работниками и заместителями директора школы;
6.5.передает непосредственному руководителю информацию, полученную на совещаниях и семинарах, непосредственно после ее получения.
С инструкцией ознакомлен:
________________________________________________ /________________/
________________________________________________ /________________/
________________________________________________ /________________/
Дата ______________________
Модернизация современного отечественного образования предполагает не только обновление содержания образования, структурные и организационно-экономические изменения, но и совершенствование научно-методического обеспечения образовательного процесса.
Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связующая в единое целое всю систему работы школы, является методическая служба. Роль методической службы школы значительно возрастает в современных условиях в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать новые методики, приемы и формы обучения и воспитания.
Содержание методической работы в школе включает в себя следующие направления:
- изучение нормативно-правовых документов органов образования, направленных на совершенствование учебно-воспитательного процесса;
- изучение новых педагогических технологий;
- изучение психолого-педагогических проблем обучения и воспитания, проблем управления образовательным процессом;
- диагностику профессиональных запросов учителей;
- подготовку учителей к аттестации;
- курсовую переподготовку;
- подготовку к участию в научно-практических конференциях;
- организацию и проведение теоретических семинаров и методических дней;
- мониторинг учебных достижений;
- программа методическое обеспечение образовательного процесса;
- работу по оснащению кабинетов программными, методическими, диагностическими материалами;
- внеклассную работу по предметам;
- организацию исследовательской деятельности учителей и учащихся;
- изучение передового педагогического опыта коллег.
При планировании методической работы учителя гимназии стремятся отобрать те формы, которые реально позволили бы решать проблемы и задачи, стоящие перед школой.
Одним из звеньев единой методической службы гимназии является школьное методическое объединение. Являясь не только руководителем кафедры физико-математического цикла, но и руководителем школьного методического объединения учителей математики, физики и информатики, я провожу довольно большую методическую работу. За время работы сформировались определённые принципы, методы и формы работы
Основное внимание в методической работе уделяется оказанию действенной помощи каждому учителю. Для того, чтобы эта помощь была реальной, работа строится на диагностической основе с учетом результатов анализа работы за прошедшие годы и выявленных недостатков.
Диагностика систематизирует методическую работу. Каждый учитель в течение 5 лет самостоятельно работает над своей проблемной темой, которая созвучна теме МО и школы, оформляет все материалы в папке по самообразованию, где сосредотачивается теоретический и практический материал по теме, разработки уроков и внеклассных мероприятий, творческие работы учащихся.
Вся работа отражается в отдельных методических папках, которые составляют единое целое, позволяющее увидеть реальную картину работы МО.
Папка № 1 Учебно-методическая деятельность
Задачи:
- формирование банка данных педагогической информации (нормативно-правовая, научно-методическаяметодическая);
В данной папке собрана вся документация по нормативно-правовой базе:
- Положение о МО гимназии;
- приказ о назначении руководителя МО;
- Положение о школьной олимпиаде;
- Положение о методической неделе;
- Положение о кафедре;
- документация по итоговой аттестации учащихся и аттестации учителей;
- документы, изучаемые на заседаниях МО.
Папка №2: Программы, стандарты, проект стандарта нового поколения, календарно-тематическое планирование
Все программы, календарно-тематическое планирование, стандарты и проект стандарта нового поколения. Календарно-тематическое планирование утверждено директором гимназии и завучем физико-математического цикла. Такое расположение документов позволяет быстро найти необходимое и при проверке работы МО не требует приглашения учителя-предметника.
Папка № 3: Мониторинг учебной деятельности учителей физико-математического цикла.
Задачи мониторинга учебной деятельности
- повышение профессиональной культуры учителя через участие в реализации методической идеи МОУ;
- создание условий для повышения социально-профессионального статуса учителя
- организация и проведение мониторинга обученности учащихся на основе научно-методического обеспечения учебных программ.
План по мониторингу представлен в таблице:
П/п |
Мероприятие |
Сроки |
Ответственный |
1 |
Анализ выполнения плана МО за 2008/2009 учебный год и утверждение плана МО на 2009/2010 учебный год. |
август |
Руководитель МО |
2 |
Конкретизация социально-профессионального статуса членов МО |
август |
Руководитель МО |
4 |
Проведение заседаний МО |
каждый месяц |
Руководитель МО |
5 |
Участие в педагогических советах школы, методических семинарах, заседаний районных предметных секций, районных предметных олимпиадах. |
1 раз в месяц |
Члены МО |
6 |
Актуализация нормативных требований Сан.П и Н, охраны труда для всех участников образовательного процесса. |
Сентябрь, январь |
Члены МО |
7 |
Внедрение информационных технологий в организационно-педагогический процесс |
В течение года |
Члены МО |
8 |
Справки по ВШК |
В течение года |
Руководитель МО, руководитель кафедры |
9 |
Диагностика |
В течение года |
Руководитель МО, руководитель кафедры |
10 |
Организация и проведение четвертных, полугодовых и итоговых контрольных работ по предметам |
Ноябрь, декабрь, февраль, май |
Члены МО |
11 |
Организация и проведение методических недель |
Ноябрь, декабрь, февраль |
Члены МО |
12 |
Изучение нормативных документов и методических рекомендаций по итоговой аттестации учащихся 9, 11 классов |
декабрь, апрель, май |
Члены МО |
13 |
Составление пакета документов для проведения итоговой аттестации учащихся 9 классов |
Апрель |
Члены МО |
14 |
Составление и утверждение плана работы МО на 2010/2011 учебный год |
май-июнь |
Руководитель МО |
П/п |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственный |
Примечание |
1 |
Организация и проведение контроля выполнения учебных программ, обязательного минимума содержания образования, корректирование прохождения программ по предметам |
Январь, май |
Руководитель МО, |
Справка и протоколы МО |
2 |
Анализ входного контроля знаний, четвертных, полугодовых и итоговых контрольных работ |
1 раз в 2 месяца |
Руководитель МО, |
Справка и протоколы МО |
3 |
Анализ эффективности использования вариативной части школьного учебного плана |
1 раз в полугодие |
Руководитель МО, члены МО |
Справка и протоколы МО |
4 |
Анализ эффективности организации работы со слабоуспевающими учащимися в основной школе |
1 раз в 3 месяца |
Руководитель МО, члены МО |
Справка и протоколы МО |
5 |
Осуществление контроля выполнения практической части учебной программы по физике, математике, информатике |
Январь, май |
Руководитель МО |
Справка |
6 |
Анализ качества обученности учащихся по предметам физико-.мат. цикла за 1,2, 3, 4 четверти, 1 и 2 полугодие, год. |
По окончании четверти, полугодия, года. |
Руководитель МО, |
Справка и протоколы заседаний МО |
7 |
Осуществление контроля за качеством составления пакетов документов для итоговой аттестации учащихся 9 по предметам физико-.мат. цикла |
Апрель |
Руководитель МО |
Протокол заседаний МО |
8 |
Оказание консультативной помощи при подготовке к экзаменам по предметам физико-.мат.цикла |
Апрель — июнь |
Члены МО |
Нормативные документы по итоговой аттестации учащихся |
9 |
Участие в работе малых пед. советах по предварительной итоговой успеваемости учащихся за четверть, полугодие |
Октябрь |
Члены МО |
Информация |
Папка № 4 Организация внеклассной работы по предметам.
Задачи:
- формирование и развитие информационного пространства и информационных ресурсов образования, обеспечивающих взаимодействие между участниками образовательного процесса;
- создание комфортных условий для интеллектуально-продвинутых учащихся, развития их творческих способностей.
П/п |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственный |
Примечание |
1 |
Организация и проведение индивидуально – групповых занятий по предметам физико-.мат. цикла |
Август, в течение года |
Члены МО |
Программы индивидуальных и индивидуально- групповых занятий по предметам (протокол МО), рекомендации |
2 |
Участие в организации и проведении школьной научно-практической конференции |
март |
Члены МО |
План методической недели МО (протокол МО, сборник) |
3 |
Составление и утверждение олимпиадных заданий по предметам |
сентябрь |
Члены МО |
Протокол заседания МО |
4 |
Организация и проведение школьного этапа олимпиад по предметам (“Школьный интеллектуальный марафон”) |
Октябрь, |
Члены МО |
Отчет о результатах проведения олимпиады (сборник) |
5 |
Организация участия учащихся в различных конкурсных мероприятиях (районных, городских, областных, Российских). |
В течение года |
Члены МО |
Отдельный график координаторов мероприятий. |
6 |
Составление плана работы с учащимися во время школьных каникул. |
май |
Члены МО |
Отдельный план |
Папка № 5. Наградной материал
В этой папке собраны все награды педагогов физико-математического профилдипломы, грамоты.
Папка № 6. Аттестация учителей.
Здесь находятся все аттестационные листы (копии), экспертные заключения о присвоении категории ( копии), копии свидетельств о прохождении курсовой подготовки. Такая систематизация позволяет чётко определять сроки прохождения аттестации и курсовой переподготовки.
Папка № 7. Мониторинг педагогической деятельности учителя ( профессиональный рост учителя).
Здесь собрана информация о каждом учителе за последние три года. Это позволяет проследить его профессиональный рост. А всю информацию о работе учителя затем оформить в портфолио учителя.
Работа методической службы по такому плану позволяет проследить педагогический рост каждого учителя, хорошо видна работа всего профиля.
МБОУ «Барагашская СОШ
ПОЛОЖЕНИЕ
О
РУКОВОДИТЕЛЕ ШКОЛЬНОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
1.
Общие положения.
1.1. Руководитель школьного методического объединения
учителей-предметников по предмету (далее – руководитель ШМО) избирается из
числа наиболее заслуженных и компетентных педагогов, специалистов учебного
предмета.
1.2. Руководитель ШМО должен иметь высшее образование (среднее
специальное по технологии), стаж педагогической работы не менее 3-х лет.
1.3. Руководитель ШМО назначается приказом директора школы.
1.4. Руководитель ШМО осуществляет оперативное управление объединением учителей-предметников
по предмету.
1.5 Руководитель ШМО ежегодно сдает план работы на учебный год до 31
августа текущего года и сдает отчет о проделанной работе ШМО до 15 июня.
1.6. Отчет о работе руководителя ШМО заслушивается на заседании
Методического совета школы.
2. Функции
2.1. В своей деятельности руководитель ШМО призван выполнять
управленческие функции:
— планирование деятельности ШМО;
— организации коллективной деятельности педагогов, объединенных в ШМО;
— отслеживание качества созданных условий учебно-воспитательного
процесса, качества протекания учебного процесса и качества результатов
преподавания по предмету;
— анализ результатов коллективной деятельности педагогов, объединенных
в ШМО.
3. Должностные обязанности
Руководитель школьного методического объединения учителей обязан:
3.1. Обеспечить совершенствование уровня профессиональной и
методической подготовки педагогов по предмету;
3.2. Содействовать изучению, сообщению и распространению
педагогического опыта.
3.3. Оказывать необходимую методическую помощь педагогам, объединенным
в ШМО, посещать уроки учителей-предметников, давать рекомендации по внедрению в
учебный процесс новых образовательных технологий
3.4. Участвовать в экспертизах элективных курсов, экзаменационных
материалов.
3.5. Обеспечить высокую результативность методической работы
объединения.
3.6. Организовать работу по совершенствованию учебно-воспитательного
процесса по предмету.
3.7. Участвовать в изучении состояния преподавания учебного предмета, в
проведении внутришкольного контроля.
3.8. Содействовать выполнению стандарта в образовательной области.
3.9. Использовать разные формы развития творческого потенциала
педагогов.
3.10. Изучать и своевременно знакомить учителей с нормативно-правовой
документацией, регулирующей деятельность учителей учебного предмета, новинками
педагогической и методической литературы.
3.11. Проводить диагностику знаний и умений учителя-предметника (по
заявкам).
3.12. Участвовать в проведении промежуточной аттестации обучающихся,
срезах знаний, тестировании и анкетировании учащихся.
3.13.Оказывать помощь членам МО в подготовке и проведении практикумов,
семинаров, круглых столов, научно-практических конференций, педагогических
чтений в школе.
3.14. Давать заключение и оценку авторским программам, участвовать в
обсуждении методических разработок, статей для публикации в периодической
печати и научно-методических пособиях.
4. Права.
4.1. Руководитель ШМО имеет право:
— участвовать в планировании деятельности Методического совета школы;
— самостоятельно планировать свою деятельность;
— требовать от членов ШМО необходимую информацию в пределах своей
компетенции;
— участвовать в работе экспертных групп при аттестации педагогов;
— повышать квалификацию;
— представлять к награждению педагогов методического объединения на
грамоты комитета образования, министерства и правительства за успехи в обучении
и воспитании подрастающего поколения.
Все знают, что в школе главным является директор, знают и про заместителей — заведующих воспитательной и учебной частью. Но знакомы ли вы с такой непростой должностью, как руководитель школьных методических объединений? Я являюсь руководителем школьного методического объединения учителей английского языка уже на протяжении 8 лет. Как руководитель, я стремлюсь к созданию эффективной команды, в которой каждый будет работоспособен, инициативен и с чувством высокой ответственности. В данной статье. я поделюсь некоторыми секретами организации эффективной команды ШМО.
Что такое ШМО?
ШМО — это школьное методическое объединение учителей, преподающих один предмет или несколько предметов в рамках одной образовательной области. Руководитель ШМО отвечает за работу учителей предметников, подчиняется непосредственно заведующему учебной частью и ведет работу с районными методическими объединениями.
Любая команда создается для положительного достижения цели. Если мы говорим о команде учителей английского языка в школе, то она работает для эффективного изучения иностранного языка школьниками, достижения высоких результатов на олимпиадах разного уровня и высоких показатели учащихся на ОГЭ/ЕГЭ .
Ниже приведены некоторые моменты, которые помогают мне создавать эффективную команду в школе.
Руководитель должен хорошо знать возглавляемый коллектив
Он всегда поддерживает связь со всей командой. Не стоит поощрять межличностную конкуренцию, направляйте всех учителей к продуктивной работе. Развивайте личностные качества сотрудников и уважайте их интересы, так члены команды чувствуют, что они услышаны и их потребности учтены. Люди быстрее берут ответственность за то, что считают своим.
Как руководитель ШМО, я организую ежемесячные собрания, на которых каждый учитель может поднять на обсуждение волнующий его вопрос, попросить помощи. Конечно, у каждого преподавателя свое понимание образовательного процесса, что ведет к разным взглядам на разнообразные вопросы и ситуации. Умение руководителя рассмотреть все стороны одного вопроса и выслушать все мнения для принятия единственного решения является неотъемлемой частью для эффективной работы коллектива. В этом деле хорошо помогает brainstorming, позволяя высказывать всем участникам коллектива без конфликтов в коллективе.
Руководитель должен понимать и правильно применять педагогические и организаторские склонности каждой личности в коллективе
Он поощряет учителей проявлять инициативу и прилагает максимум усилий для реализации их идей. У нас в школе есть учитель, который организовал кружок драмы на английском языке с помощью нашего методического объединения. Другие учителя ШМО помогали в составление рабочей программы и привлекали детей к участию в данном кружке.
Руководитель должен уметь объединять учителей в совместимые психологические группы для достижения положительного результата работы
Это учитывается, например, при составлении предметной недели английского языка, где учителя объединяются в группы для проведения мероприятий. Учителям должно быть психологически комфортно работать в определенной группе.
Руководитель должен уметь создавать баланс целей и индивидуальных интересов членов коллектива
Каждому члену команды стоит понимать общую цель, к которой движется команда и конкретно свою цель в данном потоке работы. Цель команды должна быть объяснена учителям простым и ясным языком, краткими и лаконичными фразами. На первом собрании учителей перед учебным годом мы всегда расставляем приоритеты на год, ставим цели и задачи. В этом году у нас главная цель — внедрение нового исследовательского процесса в обучение иностранным языкам для достижения эффективного и высокого качества образовательного процесса.
Говоря о балансе целей ШМО и индивидуальными интересами, я имею в виду, внедрение в план ШМО активностей карьерного роста учителей, повышение компетенции через посещение курсов, участие в районных, областных и федеральных конкурсах для учителей, таких как «Педагог года».
Руководитель должен предоставлять отчётность.
Он приводит промежуточные результаты в виде отчетов и выступлений на собраниях. Это поможет команде осознать, что поставленная цель может быть достигнута, что их работа продуктивна. Учителя, в свою очередь, готовят отчеты по проведенным мероприятиям, с фотографиями, описывают те успехи, которые были достигнуты к концу учебного года и проводят самоанализ открытых уроков.
Каждый учитель в команде должен обладать определенной квалификацией для успешной работы.
Задача руководителя следить за повышением квалификации учителей, прохождением актуальных курсов. Руководитель составляет график аттестации учителей, помогает в подготовке к аттестации и мотивирует учителей с первой категорией получать высшую категорию.
Руководитель подает пример. Слова — это хорошо, но личный поступки всегда эффективнее. Если вы хотите успешной работы вашей команды, то вам надо научиться подавать пример.
Я часто применяю вышеперечисленные принципы при планировании и организации работы нашего объединения. Попробуйте и вы!