Руководство методическим объединением учителей

Муниципальное бюджетное образовательное

учреждение дополнительного образования

«Дворец детского (юношеского) творчества Всеволожского района»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

Автор-составитель:

Е.П. Гайдабура,

руководитель научно-

методического отдела

МБОУДО ДДЮТ

Всеволожск

2021

Оглавление

Нормативно-правовые основания по организации работы методических объединений педагогических работников        1

Основные понятия и термины        2

Порядок работы методического объединения        3

Документация методического объединения        4

Планирование работы методического объединения        4

Цели и задачи деятельности методического объединения        5

Содержание и структура плана работы методического объединения        7

Заседания методического объединения        8

Анализ работы методического объединения        9

Протокол заседания методического объединения педагогических работников         11

Библиографический список        12

Совет: Для быстрого перехода на нужный раздел, нажмите CTRL и  щелкните ссылку.

Нормативно-правовые основания по организации работы методических объединений педагогических работников

Настоящие методические рекомендации по организации методической работы в структурных подразделениях (далее Методические рекомендации) подготовлены в целях оказания помощи в организации и планирования методической работы в структурных подразделениях МБОУДО ДДЮТ Всеволожского района (далее ДДЮТ).

Методические рекомендации адресованы  руководителям структурных подразделений, руководителям методических объединений педагогических работников, методистам ДДЮТ. Они адаптированы к деятельности данного образовательного учреждения дополнительного образования. При создании учитывались локальные и нормативные акты образовательного учреждения. В методических рекомендациях представлены шаблоны плана и анализа работы, протоколов заседаний и т.д. Материал структурирован по разделам и имеет  содержание с гиперссылками для удобства работы с данным документом в электронном виде.

Методические рекомендации разработаны с учетом всех ниженазванных нормативно-правовых документов.

Методические рекомендации не являются нормативным актом, но рекомендуются к использованию при организации методической работы в структурных объединениях и методических объединений педагогических работников ДДЮТ в целях приведения документации к единообразию.

Методические        рекомендации        разработаны        в соответствии со следующими нормативными документами:

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273).
  2. Приказ Министерства просвещения РФ от 09 ноября 2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Приказ № 196).
  3. Постановление Правительства РФ «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» от 26 февраля 2017 г. №1642. 
  4. Приказ Минпросвещения России от 27.11.2018 N 247 «Об утверждении Типового положения об учебно-методических объединениях в системе общего образования». 
  5. Устав МБОУДО ДДЮТ Всеволожского района.
  6. Программа развития ДДЮТ.
  7. Положение о методическом объединении педагогических работников ДДЮТ Всеволожского района.
  8.  Положение о наставничестве в ДДЮТ.

Основные понятия и термины

        Методическая работа – это составная часть профессионально-педагогической деятельности, в рамках которой создаются теоретические продукты, обеспечивающие педагогические действия. Система взаимосвязанных мер, действий, мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога, на развитие и повышение творческого потенциала педагогических коллективов. Цель методической работы – это оказание действенной помощи педагогам в улучшении организации процесса обучения и воспитания учащихся, обобщении и внедрении передового педагогического опыта, повышении теоретического уровня и педагогической квалификации педагогов. Методическая работа выстраивается в соответствии со следующими принципами: научности, гуманитаризации, системности, актуальности и востребованности, культуросообразности.

        Методическое объединение педагогических работников  (МО) — это объединение педагогических работников одного структурного подразделения и направленности, а так же близких профилей деятельности. МО организуется при наличии не менее 3 педагогических работников (по Положению о МО) по одному или нескольким видам деятельности; осуществляет проведение учебно-воспитательной, методической и опытно-экспериментальной, инновационной работы. Педагогические работники дополнительного образования в МО занимаются методической работой: разработкой частной методики по своему направлению, обсуждением различных приемов, методов, форм, методик, технологий обучения и воспитания по актуальным темам. Работа МО организуется на основе планирования, методической темы, принятой к реализации педагогическим коллективом, индивидуальных планов профессионального самообразования педагогов.

        Методическое объединение – коллегиальный орган, способствующий повышению профессиональной мотивации, методической культуры педагогов и развитию их творческого потенциала. Деятельность МО является частью методической работы учреждения.        

Порядок работы методического объединения

«Руководитель МО назначается учреждением ежегодно по представлению общего собрания МО из числа специалистов, компетентных в вопросах содержания деятельности данного профиля, обладающих организаторскими способностями, коммуникативной культурой. Квалификационные требования к руководителю МО – специалист, имеющий высшее или среднее специальное образование, высшую категорию и стаж педагогической деятельности не менее 3-х лет» (из Положения о методических объединениях педагогических работников, п. 4.4).

Работа методического объединения проводится в соответствии с планом работы на текущий учебный год. (Смотрите главу «Планирование работы методического объединения»)

Заседания методического объединения проводятся не реже четырех раз в год. По каждому из обсуждаемых на заседании вопросов принимаются рекомендации, которые фиксируются в протоколе заседания методического объединения. Рекомендации подписываются руководителем методического объединения. Заседания МО рекомендуется проводить в различных формах. (Смотрите главу «Формы проведения заседаний методического объединения») В конце года руководитель производит анализ работы МО.

Документация методического объединения

        В своей деятельности руководитель МО для организации работы учитывает следующие документы:

  1. Нормативные документы и инструктивно-методические письма по методической работе.
  2. Устав ДДЮТ Всеволожского района.
  3. Положение о МО педагогических работников ДДЮТ.
  4. Программа развития ДДЮТ на 2021-2025 годы.

        Руководитель МО ведет следующую документацию:

  1. план работы МО на текущий учебный год (включая сведения о МО);
  2. протоколы заседаний МО;
  3. анализ работы МО за учебный год;
  4. информационные и аналитические справки;
  5. методические разработки участников МО.

        Документы хранятся у руководителя МО. В соответствии с Положением о методических объединениях педагогических работников, п. 4.3: «В конце учебного года заместитель директора по УВР анализирует работу МО и принимает на хранение (в течение 3 лет) план работы, протоколы заседаний МО, анализ работы МО за прошедший год». Планы и анализ работы представляются так же в научно-методический отдел в начале и конце учебного года соответственно. Координирует деятельность МО научно-методический отдел.

Планирование работы методического объединения

Из Положения о МО педагогических работников ДДЮТ:

«4.1. План работы методического объединения составляет руководитель МО не позднее 1 октября. Методическое объединение проводит не менее 4-х заседаний за учебный год; практические семинары с организацией тематических занятий, массовые мероприятия.

4.2. Заседания МО педагогических работников оформляются в виде протоколов.

Планирование работы методического объединения заключается в разработке мероприятий по различным направлениям деятельности с указанием сроков выполнения этих мероприятий, исполнителей, руководителей и лиц, ответственных за организацию и контроль исполнения.

Последовательность разработки плана работы включает:

 • определение цели деятельности и задач для ее достижения;

 • составление перечня мероприятий, подбор исполнителей и ответственных за их выполнение;

 • сбор и анализ исходных данных, необходимых для планирования;

 • определение ограничений, т.е. условий, требований и запретов, которые следует учитывать при планировании;

 • анализ различных вариантов плана и выбор наиболее рационального;

 • документирование плана и доведение его до исполнителей.

При планировании деятельности методического объединения следует руководствоваться:

  1. Нормативными документами и локальными актами, рекомендациями  (Федеральных, региональных, муниципальных органов управления, внутренних актов образовательного учреждения).
  2. Планом работы ДДЮТ на текущий учебный год.
  3. Программой развития ДДЮТ на 2021-2025 годы.
  4. Санитарно-гигиеническими требованиями к условиям обучения.
  5. Графиками проведения основных мероприятий.
  6. Результатами анализа работы методического объединения за истекший учебный год.

Цели и задачи деятельности методического объединения

        Тему, цель и основные задачи деятельности МО руководитель формирует, исходя из основных задач с учетом специфики работы. Цель и задачи деятельности МО должны отражать основные цели и задачи образовательного учреждения на текущий год, учитывать Программу развития ДДЮТ на 2021-2025 годы.

        Поставленные цели должны быть конкретны и измеряемы. Это облегчает выработку критериев для оптимизации решаемых задач и позволяет оценивать эффективность функционирования МО.

Цели могут быть такими:

  • Обеспечение качества дополнительного образования, реализации дополнительных общеразвивающих программ.
  • Проверка, отработка и внедрение лучших традиционных и инновационных образцов педагогической деятельности.
  • Совместная работа над планированием и реализацией целевого проекта №__ «Название», в котором отражены основные мероприятия программы, обеспечивающие модернизацию образовательного процесса в учреждении (из проекта «Программы развития ДДЮТ на 2021-2025 годы»).
  • Профессиональное взаимное общение и обмен педагогическим опытом.
  • Выработка единых подходов, критериев, норм и требований к оценке результатов деятельности учащихся и педагога ДО.
  • Создание разнообразных условий для повышения педагогического мастерства педагогов.
  • Внедрение дистанционного обучения в педагогический процесс: «Использование современных информационных технологий и Интернет-ресурсов в качестве источника трансляции и пропаганды деятельности учреждения (образовательная, просветительская, конкурсная, рекламная и т.д.). Повышение качества функционирования официального сайта, страницы учреждения в социальной сети «ВКонтакте» и на видеохостинге «YouTube». Осуществление учебного процесса с применением дистанционных образовательных платформ» (из проекта «Программы развития МБОУДО ДДЮТ на 2021-2025»).
  • Развитие кадрового ресурса учреждения через развитие системы профессионального роста педагогических работников и привлечение молодых специалистов по актуальным и востребованным направлениям дополнительного образования («Основные задачи МБОУДО ДДЮТ на 2021-2022 учебный год»).
  • Поддержка и расширение инновационной деятельности педагогов посредством внедрения современных технологий, реализации инновационных практик и интеграционных проектов, участия в работе инновационных образовательных площадок разного уровня («Основные задачи МБОУДО ДДЮТ на 2021-2022 учебный год»).

        В работе методических объединений через различные виды деятельности предполагается решение следующих задач:

  • обеспечение профессионального, культурного, творческого роста педагогических работников;
  • освоение нового содержания, технологий и методов педагогической деятельности;
  • организация экспериментальной, инновационной деятельности в рамках воспитательной работы по направленности;
  • обобщение передового педагогического опыта, его пропаганда и внедрение в практику работы образовательного учреждения;
  • выявление, поддержка и развитие творческих способностей детей;
  • формирование навыков здорового образа жизни через творческие объединения дополнительного образования;
  • создание условий для самореализации личности и социализации;
  • воспитание высоких нравственных и гражданских качеств;
  • создание условий для реализации творческого потенциала педагогов;
  • совершенствование научно-методического обеспечения методического объединения;
  • активизация творческого потенциала педагогических работников.

Внимание! Задачи являются «ступеньками» к достижению поставленной цели (целей). Приоритетные направления работы (виды деятельности) для каждого МО – свои.

Содержание и структура плана работы методического объединения

По форме представления план работы МО состоит из двух частей:

Сведения о МО

План работы МО

Сведения предоставляют информацию о МО в данном учебном году: название МО, цель работы, задачи, основные виды деятельности, руководитель, состав МО. Сведения о МО представляются в виде таблицы:

1. Сведения о МО

Раздел

Содержание

Название

 Полное наименование методического объединения педагогических работников

Цель

Сформулировать цель деятельности МО в данном учебном году

Задачи

Сформулировать задачи деятельности МО

Основные виды деятельности

Перечислить основные виды деятельности, осуществляющиеся МО.

Можно выбрать из «Примерного перечня вопросов и мероприятий по направлениям деятельности методических объединений»

Руководитель

Ф.И.О. руководителя МО, должность

Состав

В состав методического объединения входят __ педагогических работников: (перечислить педагогических работников, участников МО с указанием должности и структурного объединения)

План работы МО представляется в виде таблицы с перечислением основных мероприятий с указанием времени, места, краткого содержания и ответственных за исполнение (по форме «Плана работы учреждения на месяц»). Таким образом, будет удобнее формировать план работы структурного подразделения на месяц.

В плане обязательные разделы:

  1. Методические заседания (указывается тема заседания, форма, краткая информация);
  2. Консультации;
  3. Открытые занятия;
  4. Организационная и аналитическая деятельность;

Остальные разделы будут исходить из выбранных видов деятельности, на усмотрение руководителя МО.

2. План работы МО

п/п

Дата, время,

место проведения

Мероприятия

Ответственные

Методические заседания

Консультации

Открытые занятия

Мониторинг, диагностика, анкетирование

Организационная и аналитическая деятельность

Сентябрь

Планирование работы МО на текущий год

Май

Анализ работы МО за прошедший год

Методическая продукция

В течение года

Сбор и систематизация информационно-методических  материалов для педагогов

Ноябрь

Создание методической продукции: «Название. Педагог»

Руководитель МО                        _______________               / ________________________ /

Заседания методического объединения

Каждое заседание МО педагогических работников должно быть спланировано и подготовлено. Заседания рекомендуется проводить в различных формах, некоторые из которых представлены ниже. Возможно проведение заседаний с помощью видеоконференций.

Формы проведения заседаний методического объединения:

Теоретический семинар – эта форма наиболее подходит, когда необходимо познакомиться с нормативно-правовыми документами, новейшими достижениями науки и передового педагогического опыта. Руководитель МО, педагоги заранее готовят доклады, сообщения по обозначенным проблемам.

Семинар-практикум – педагоги знакомятся не только с теоретическими вопросами, но и изучают реализацию теоретических вопросов на практике (через открытые занятия, занятия элективных курсов, массовых  мероприятий, мастер-классов и т. д.).

Дискуссия – целенаправленный обмен суждениями, мнениями, идеями членов МО по какой-то проблеме, которая требует поиска истины.

Круглый стол – беседа, в которой «на равных» участвуют до 10 педагогов, которые делятся своим опытом, высказывают мнение по общей проблеме.

Конференция – подведение итогов работы (напр., над единой методической темой, по теме проекта и т.д.). Доклады участников должны сопровождаться таблицами, видеозаписями, фотографиями, мультимедийными презентациями и др. Выступления ограничиваются временными рамками и обязательно обсуждаются. По итогам конференции принимается решение.

Деловая игра – форма заседания, в которой педагоги овладевают реальным опытом, учатся активно решать проблемы. Игровая ситуация должна быть максимально приближена к реальной ситуации и актуальной для большинства членов МО. В конце игры подводятся итоги.

Мастер-класс – форма заседания, на котором представляется педагогический опыт, наиболее интересные и результативные способы преподавания. Предполагается, что педагог («мастер») передаёт остальным педагогам свой опыт путем прямого и комментированного показа приемов работы.

Методический ринг – состязание методических идей в реализации одной и той же проблемы.

Творческие отчеты – организация отчетов учителей по темам самообразования.

Педагогическая мастерская — форма обучения или совместной деятельности, альтернативная традиционному уроку,  лекции, семинарскому занятию, мастер-классу, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного творчества; форма  передачи автором  мастерской концепции и технологии своего педагогического опыта (своей педагогической системы).

и другие.

Анализ работы методического объединения «Название»

 за ________ учебный год

В состав методического объединения входили __ педагогов: (Перечислить)

Целью методического объединения являлось ________.

Ставились следующие задачи:

1.        

2.

3.

Анализ по основным видам деятельности

(в соответствии с целями и задачами)

Н-р:

  1. Создание и развитие учебно-методического комплекса, разработка заданий и редактирование учебных материалов для Приложений к ДОП.
  2. Проведение заседаний методического объединения (указать темы и даты проведения, указать причину, если заседание не проводилось):
  3.  Повышение квалификации педагогов через самообразование и КПК

4. Работа по инновационной деятельности.

5. Проведение тематических и индивидуальных консультаций для педагогов по всем вопросам учебной, методической, воспитательной, социальной, инновационной, экспериментальной и др. деятельности в учреждении.

6. Организационная и аналитическая деятельность

Руководителем МО были выполнены следующие документы:

7. Выводы: Положительное в работе, что требует доработки, предложения.

Цели  и задачи в основном достигнуты. Работу методического объединения педагогов за ________  уч.год можно считать удовлетворительной.

8. Примерные задачи МО на следующий год

Руководитель МО         ________________ / ____________ /

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

 «Дворец детского (юношеского) творчества Всеволожского района»

ПРОТОКОЛ

заседания методического объединения педагогических работников __________________(название)______________________

Тема: «____________________________________________»

__.__.2021                                                                                           №__

Присутствовали: ___  участника(ов) МО:

1.

2.

3.

4.

5.

Приглашенные:

1.

2.

Повестка дня:

1.

2.

3.

Выступили:

  1. По первому вопросу слушали

Постановили:

2. По второму вопросу слушали

Постановили:

3. По третьему вопросу слушали

Постановили:

Методические рекомендации по итогам работы методического объединения:

Руководитель МО               ____________________ / __________________ /      

(К протоколу прикладывается лист регистрации)                                              

Библиографический список

  1. Горбатова О.Н., Коханенко Д.В. В помощь руководителю муниципального методического объединения педагогов. Методические рекомендации по повышению эффективности работы муниципального методического объединения педагогов // Составители: Горбатова Ольга Николаевна,  Коханенко Дмитрий Васильевич // [Электронный ресурс] // Сайт: «metod-obr.ru» , Режим доступа: http://metod-obr.ru/images/geography/metod_rekom_MMO.pdf 
  2. Мельницкая Э.Ю. Основные формы и виды методической продукции в работе педагога дополнительного образования. Методическое    пособие // Составитель: Мельницкая Э.Ю.// [Электронный ресурс] // Сайт: «Мега-талант», Режим доступа: https://mega-talant.com/biblioteka/metodicheskoe-posobie-osnovnye-formy-i-vidy-metodicheskoy-produkcii-v-rabote-pedagoga-dopolnitelnogo-obrazovaniya-89884.html 
  3. Попова О.А. Практические рекомендации по работе методических объединений учителей-предметников. Методическая разработка // Составитель: О.А. Попова// [Электронный ресурс] // Сайт: «DOCPLAYER», Режим доступа: https://docplayer.ru/37132666-Prakticheskie-rekomendacii-po-rabote-metodicheskih-obedineniy-uchiteley-predmetnikov.html 
  4. Рекомендации по планированию работы методических объединений// [Электронный ресурс] // Сайт: «https://sch2098s.mskobr.ru/», Режим доступа: https://sch2098s.mskobr.ru/files/rekomendacii_po_planirovaniyu_raboty_mo.pdf 

Должностная инструкция руководителя методического объединения.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе тарифно-квалификационной характе-ристики методиста учреждения образования, утвержденной приказом Минобразования Российской Федерации и Госкомвуза Российской Федерации от 31 августа 1995 г. № 463/1268 по согласованию с Министерством труда Российской Федерации (постановление Минтруда России от 17 августа 1995 г. № 46). При составлении инструкции учтены также Примерные рекомендации об организации служ-бы охраны труда в образовательном учреждении системы Министерства образования Российской Федерации, утвержденные приказом Минобразования Российской Федерации от 27 февраля 1995 г. № 92.

1.1.Исполнение обязанностей руководителя методического объединения осуществляется на основании приказа директора школы. На период отпуска и временной нетрудоспособности руководителя методического объединения его обязанности могут быть возложены на учителя из числа наиболее опытных педагогов. Временное исполнение обязанностей в этих случаях осуществляется на основании приказа директора школы, изданного с соблюдением требований законодательства о труде.

1.2.руководитель методического объединения должен иметь высшее или среднее профессиональное образование и стаж работы не менее 3 лет на педагогических или руководящих должностях.

1.3.руководитель методического объединения подчиняется непосредственно заместителю директора (научно-методическая работа).

1.4.В своей деятельности руководитель методического объединения руководствуется Конституцией Российской Федерации, законом Российской Федерации «Об образовании», «Типовым положением об общеобразовательном учреждении», указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации, и решениями Правительства Региона и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся; административным, трудовым и хозяйственным законодательством; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и локальными правовыми актами школы (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией). Руководителя методического объединения соблюдает Конвенцию о правах ребенка.

2. ФУНКЦИИ

Основными направлениями деятельности руководителя методического объединения являются:

2.1.организация методической работы закрепленной группы учителей, руководство этой работой и контроль за ее выполнением.

3. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

Руководитель методического объединения выполняет следующие должностные обязанности:

3.1. анализирует:

— проблемы и результаты методической работы закрепленной группы учителей;

-форму и содержание посещенных уроков и других видов деятельности (не менее 60 часов в год);

3.2. прогнозирует:

— последствия запланированной методической работы;

3.3. планирует и организует:

— текущее и перспективное планирование деятельности закрепленных педагогов;

— разработку необходимой методической документации;

-осуществление контроля за выполнением программы и объективностью оценки результатов образовательной подготовки обучающихся у закрепленных педагогов;

— работу по подготовке и проведению административных контрольных работ;

— повышение квалификации и профессионального мастерства закрепленных педагогов;

3.4. координирует:

— разработку необходимой методической документации закрепленными педагогами;

— работу закрепленных учителей по выполнению учебных планов и программ;

3.5. руководит:

— работой методического объединения;

3.6. контролирует:

— работу своего методического объединения;

— объективность оценки результатов образовательной подготовки обучающихся у учителей своего методического объединения;

3.7. принимает участие в:

— разработке методических документов, обеспечивающих учебный процесс;

— корректировке планов и программ педагогов своего методического объединения;

— заседаниях методического объединения и методического совета;

3.8. консультирует:

— педагогов своего методического объединения по вопросам методической работы;

3.9. оценивает и экспертирует:

— методические разработки учителей своего методического объединения

3.10. редактирует:

— подготовленные к изданию методические материалы своего методического объединения.

4. ПРАВА

Руководитель  методического объединения имеет право в пределах своей компетенции:

4.1.присутствовать:

— на любых занятиях учителей своего методического объединения, проводимых с учащимися школы (без права входить в класс после начала занятий без экстренной необходимости и делать замечания педагогу в течение занятия);

4.2. привлекать:

— к дисциплинарной ответственности обучающихся за проступки, дезорганизующие учебно-воспитательный процесс, в порядке, установленном Правилами о поощрениях и взысканиях;

4.3. принимать участие:

— в разработке образовательной политики и стратегии школы, в создании соответствующих стратегических документов;

— в аттестации педагогов;

— работе Педагогического совета;

— в подборе и расстановке педагогических кадров своего методического объединения;

4.5. вносить предложения:

— о начале, прекращении или приостановлении конкретных методических проектов учителей своего методического объединения;

— о поощрении, моральном и материальном стимулировании учителей своего методического объединения;

— по совершенствованию учебно-методической работы;

4.6. контролировать и оценивать:

— ход и результаты групповой и индивидуальной учебно-методической работы, учителей своего методического объединения;

4.7. запрашивать:

— для контроля и внесения корректив рабочую документацию у непосредственных подчиненных;

— у руководства, получать и использовать информационные материалы и нормативно-правовые документы, необходимые для исполнения своих должностных обязанностей;

4.8. требовать:

— от закрепленных педагогов соблюдения норм и требований профессиональной этики, выполнения принятых школьным сообществом планов и программ (носящих обязательный характер);

4.9. повышать:

— свою квалификацию.

5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

5.1.За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, в том числе за не использование прав, предоставленных настоящей Инструкцией, повлекшее дезорганизацию образовательного процесса, председатель методического объединения несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.

5.2.За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, председатель методического объединения может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом Российской Федерации «Об образовании».

5.3.За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил организации учебно-воспитательного процесса председатель методического объединения привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством.

5.4.За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба (в том числе морального) в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей, а также прав, предоставленных настоящей Инструкцией, председатель методического объединения несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.

6. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ. СВЯЗИ ПО ДОЛЖНОСТИ

Руководитель методического объединения:

6.1. планирует свою работу на каждый учебный год и каждый учебный модуль под руководством заместителя директора (учебно-воспитательная работа)

6.2.представляет непосредственному руководителю письменный отчет о своей деятельности объемом не более двух машинописных страниц в течение 10 дней по окончании каждого учебного модуля;

6.3.получает от директора школы и непосредственного руководителя информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами;

6.4.систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в свою компетенцию, с педагогическими работниками и заместителями директора школы;

6.5.передает непосредственному руководителю информацию, полученную на совещаниях и семинарах, непосредственно после ее получения.

С инструкцией ознакомлен:

________________________________________________ /________________/

________________________________________________ /________________/

________________________________________________ /________________/

Дата ______________________

Модернизация современного отечественного образования предполагает не только обновление содержания образования, структурные и организационно-экономические изменения, но и совершенствование научно-методического обеспечения образовательного процесса.

Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связующая в единое целое всю систему работы школы, является методическая служба. Роль методической службы школы значительно возрастает в современных условиях в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать новые методики, приемы и формы обучения и воспитания.

Содержание методической работы в школе включает в себя следующие направления:

  • изучение нормативно-правовых документов органов образования, направленных на совершенствование учебно-воспитательного процесса;
  • изучение новых педагогических технологий;
  • изучение психолого-педагогических проблем обучения и воспитания, проблем управления образовательным процессом;
  • диагностику профессиональных запросов учителей;
  • подготовку учителей к аттестации;
  • курсовую переподготовку;
  • подготовку к участию в научно-практических конференциях;
  • организацию и проведение теоретических семинаров и методических дней;
  • мониторинг учебных достижений;
  • программа методическое обеспечение образовательного процесса;
  • работу по оснащению кабинетов программными, методическими, диагностическими материалами;
  • внеклассную работу по предметам;
  • организацию исследовательской деятельности учителей и учащихся;
  • изучение передового педагогического опыта коллег.

При планировании методической работы учителя гимназии стремятся отобрать те формы, которые реально позволили бы решать проблемы и задачи, стоящие перед школой.

Одним из звеньев единой методической службы гимназии является школьное методическое объединение. Являясь не только руководителем кафедры физико-математического цикла, но и руководителем школьного методического объединения учителей математики, физики и информатики, я провожу довольно большую методическую работу. За время работы сформировались определённые принципы, методы и формы работы

Основное внимание в методической работе уделяется оказанию действенной помощи каждому учителю. Для того, чтобы эта помощь была реальной, работа строится на диагностической основе с учетом результатов анализа работы за прошедшие годы и выявленных недостатков.

Диагностика систематизирует методическую работу. Каждый учитель в течение 5 лет самостоятельно работает над своей проблемной темой, которая созвучна теме МО и школы, оформляет все материалы в папке по самообразованию, где сосредотачивается теоретический и практический материал по теме, разработки уроков и внеклассных мероприятий, творческие работы учащихся.

Вся работа отражается в отдельных методических папках, которые составляют единое целое, позволяющее увидеть реальную картину работы МО.

Папка № 1 Учебно-методическая деятельность

Задачи:

  • формирование банка данных педагогической информации (нормативно-правовая, научно-методическаяметодическая);

В данной папке собрана вся документация по нормативно-правовой базе:

  • Положение о МО гимназии;
  • приказ о назначении руководителя МО;
  • Положение о школьной олимпиаде;
  • Положение о методической неделе;
  • Положение о кафедре;
  • документация по итоговой аттестации учащихся и аттестации учителей;
  • документы,  изучаемые на заседаниях МО.

Папка №2: Программы, стандарты, проект стандарта нового поколения, календарно-тематическое планирование

Все программы, календарно-тематическое планирование, стандарты и проект стандарта нового поколения. Календарно-тематическое планирование утверждено директором гимназии и завучем физико-математического цикла. Такое расположение документов позволяет быстро найти необходимое и при проверке работы МО не требует приглашения учителя-предметника.

Папка № 3: Мониторинг учебной деятельности учителей физико-математического цикла.

Задачи мониторинга учебной деятельности

  • повышение профессиональной культуры учителя через участие в реализации методической идеи МОУ;
  • создание условий для повышения социально-профессионального статуса учителя
  • организация и проведение мониторинга обученности учащихся на основе научно-методического обеспечения учебных программ.

План по мониторингу представлен в таблице:

П/п

Мероприятие

Сроки

Ответственный

1

Анализ выполнения плана МО за 2008/2009 учебный год и утверждение плана МО на 2009/2010 учебный год.

август

Руководитель МО

2

Конкретизация социально-профессионального статуса членов МО

август

Руководитель МО

4

Проведение заседаний МО

каждый месяц

Руководитель МО

5

Участие в педагогических советах школы, методических семинарах, заседаний районных предметных секций, районных предметных олимпиадах.

1 раз в месяц

Члены МО

6

Актуализация нормативных требований Сан.П и Н, охраны труда для всех участников образовательного процесса.

Сентябрь, январь

Члены МО

7

Внедрение информационных технологий в организационно-педагогический процесс

В течение года

Члены МО

8

Справки по ВШК

В течение года

Руководитель МО, руководитель кафедры

9

Диагностика

В течение года

Руководитель МО, руководитель кафедры

10

Организация и проведение четвертных, полугодовых и итоговых контрольных работ по предметам

Ноябрь, декабрь, февраль, май

Члены МО

11

Организация и проведение методических недель

Ноябрь, декабрь, февраль

Члены МО

12

Изучение нормативных документов и методических рекомендаций по итоговой аттестации учащихся 9, 11 классов

декабрь, апрель, май

Члены МО

13

Составление пакета документов для проведения итоговой аттестации учащихся 9 классов

Апрель

Члены МО

14

Составление и утверждение плана работы МО на 2010/2011 учебный год

 май-июнь

Руководитель МО

П/п

Мероприятия

Сроки

Ответственный

Примечание

1

Организация и проведение контроля выполнения учебных программ, обязательного минимума содержания образования, корректирование прохождения программ по предметам

Январь, май

Руководитель МО,
члены МО

Справка и протоколы МО

2

Анализ входного контроля знаний, четвертных, полугодовых и итоговых контрольных работ

1 раз в 2 месяца

Руководитель МО,
Члены МО

Справка и протоколы МО

3

Анализ эффективности использования вариативной части школьного учебного плана

1 раз в полугодие

Руководитель МО, члены МО

Справка и протоколы МО

4

Анализ эффективности организации работы со слабоуспевающими учащимися в основной школе

1 раз в 3 месяца

Руководитель МО, члены МО

Справка и протоколы МО

5

Осуществление контроля выполнения практической части учебной программы по физике, математике, информатике

Январь, май

Руководитель МО

Справка

6

Анализ качества обученности учащихся по предметам физико-.мат. цикла за 1,2, 3, 4 четверти, 1 и 2 полугодие, год.

По окончании четверти, полугодия, года.

Руководитель МО,
члены МО

Справка и протоколы заседаний МО

7

Осуществление контроля за качеством составления пакетов документов для итоговой аттестации учащихся 9 по предметам физико-.мат. цикла

Апрель

Руководитель МО

Протокол заседаний МО

8

Оказание консультативной помощи при подготовке к экзаменам по предметам физико-.мат.цикла

Апрель — июнь

Члены МО

Нормативные документы по итоговой аттестации учащихся

9

Участие в работе малых пед. советах по предварительной итоговой успеваемости учащихся за четверть, полугодие

Октябрь
Декабрь
Февраль
Апрель

Члены МО

Информация

Папка № 4 Организация внеклассной работы по предметам.

Задачи:

  • формирование и развитие информационного пространства и информационных ресурсов образования, обеспечивающих взаимодействие между участниками образовательного процесса;
  • создание комфортных условий для интеллектуально-продвинутых учащихся, развития их творческих способностей.

П/п

Мероприятия

Сроки

Ответственный

Примечание

1

Организация и проведение индивидуально – групповых занятий по предметам физико-.мат. цикла

Август, в течение года

Члены МО

Программы индивидуальных и индивидуально- групповых занятий по предметам (протокол МО), рекомендации

2

Участие в организации и проведении школьной научно-практической конференции

март

Члены МО

План методической недели МО (протокол МО, сборник)

3

Составление и утверждение олимпиадных заданий по предметам

сентябрь

Члены МО

Протокол заседания МО

4

Организация и проведение школьного этапа олимпиад по предметам (“Школьный интеллектуальный марафон”)

Октябрь,

Члены МО

Отчет о результатах проведения олимпиады (сборник)

5

Организация участия учащихся в различных конкурсных мероприятиях (районных, городских, областных, Российских).

В течение года

Члены МО

Отдельный график координаторов мероприятий.

6

Составление плана работы с учащимися во время школьных каникул.

май

Члены МО

Отдельный план

Папка № 5. Наградной материал

В этой папке собраны все награды педагогов физико-математического профилдипломы, грамоты. 

Папка № 6. Аттестация учителей.

Здесь находятся все аттестационные листы (копии), экспертные заключения о присвоении категории ( копии), копии свидетельств о прохождении курсовой подготовки. Такая систематизация позволяет чётко определять сроки прохождения аттестации и курсовой переподготовки.

Папка № 7. Мониторинг педагогической деятельности учителя ( профессиональный рост учителя).

Здесь собрана информация о каждом учителе за последние три года. Это позволяет проследить его профессиональный рост. А всю информацию о работе учителя затем оформить в портфолио учителя.

Работа методической службы по такому плану позволяет проследить педагогический рост каждого учителя, хорошо видна работа всего профиля.

МБОУ «Барагашская СОШ

ПОЛОЖЕНИЕ

О
РУКОВОДИТЕЛЕ ШКОЛЬНОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

1.                
Общие положения.

1.1. Руководитель школьного методического объединения
учителей-предметников по предмету (далее – руководитель ШМО) избирается из
числа наиболее заслуженных и компетентных педагогов, специалистов учебного
предмета.

1.2. Руководитель ШМО должен иметь высшее образование (среднее
специальное по технологии), стаж педагогической работы не менее 3-х лет.

1.3. Руководитель ШМО назначается  приказом директора школы.

1.4. Руководитель ШМО осуществляет оперативное управление объединением учителей-предметников
по предмету.

1.5 Руководитель ШМО ежегодно сдает план работы на учебный год до 31
августа текущего года и сдает отчет о проделанной работе ШМО до 15 июня.

1.6. Отчет о работе руководителя ШМО заслушивается на заседании
Методического совета школы.

2. Функции

2.1. В своей деятельности руководитель ШМО призван выполнять
управленческие функции:

— планирование деятельности ШМО;

— организации коллективной деятельности педагогов, объединенных в ШМО;

— отслеживание качества созданных условий учебно-воспитательного
процесса, качества протекания учебного процесса и качества результатов
преподавания по предмету;

— анализ результатов коллективной деятельности педагогов, объединенных
в ШМО.

3. Должностные обязанности

Руководитель школьного методического объединения учителей обязан:

3.1. Обеспечить совершенствование уровня профессиональной и
методической подготовки педагогов по  предмету;

3.2. Содействовать изучению, сообщению и распространению
педагогического опыта.

3.3. Оказывать необходимую методическую помощь педагогам, объединенным
в ШМО, посещать уроки учителей-предметников, давать рекомендации по внедрению в
учебный процесс новых образовательных технологий

3.4. Участвовать в экспертизах элективных курсов, экзаменационных
материалов.

3.5. Обеспечить высокую результативность методической работы
объединения.

3.6. Организовать работу по совершенствованию учебно-воспитательного
процесса по предмету.

3.7. Участвовать в изучении состояния преподавания учебного предмета, в
проведении внутришкольного контроля.

3.8. Содействовать выполнению стандарта в образовательной области.

3.9. Использовать разные формы развития творческого потенциала
педагогов.

3.10. Изучать и своевременно знакомить учителей с нормативно-правовой
документацией, регулирующей деятельность учителей учебного предмета, новинками
педагогической и методической литературы.

3.11. Проводить диагностику знаний и умений учителя-предметника (по
заявкам).

3.12. Участвовать в проведении промежуточной аттестации обучающихся,
срезах знаний, тестировании и анкетировании учащихся.

3.13.Оказывать помощь  членам МО в подготовке и проведении практикумов,
семинаров, круглых столов, научно-практических конференций, педагогических
чтений в школе.

3.14. Давать заключение и оценку авторским программам, участвовать в
обсуждении методических разработок, статей для публикации в периодической
печати и научно-методических пособиях.

4. Права.

4.1. Руководитель ШМО имеет право:

— участвовать в планировании деятельности Методического совета школы;

— самостоятельно планировать свою деятельность;

— требовать от членов ШМО необходимую информацию в пределах своей
компетенции;

— участвовать в работе экспертных групп при аттестации педагогов;

— повышать квалификацию;

— представлять к награждению педагогов  методического объединения на
грамоты комитета образования, министерства и правительства за успехи в обучении
и воспитании подрастающего поколения.

Все знают, что в школе главным является директор, знают и про заместителей  заведующих воспитательной и учебной частью. Но знакомы ли вы с такой непростой должностью, как руководитель школьных методических объединений? Я являюсь руководителем школьного методического объединения учителей английского языка уже на протяжении 8 лет. Как руководитель, я стремлюсь к созданию эффективной команды, в которой каждый будет работоспособен, инициативен и с чувством высокой ответственности. В данной статье. я поделюсь некоторыми секретами организации эффективной команды ШМО. 

Что такое ШМО? 

ШМО   это школьное методическое объединение учителей, преподающих один предмет или несколько предметов в рамках одной образовательной области.  Руководитель ШМО отвечает за работу учителей предметников, подчиняется  непосредственно заведующему учебной частью и ведет работу с районными методическими объединениями. 

Любая команда создается для положительного достижения цели. Если мы говорим о команде учителей английского языка в школе, то она работает для эффективного изучения иностранного языка школьниками, достижения высоких результатов на олимпиадах разного уровня и высоких показатели учащихся на ОГЭ/ЕГЭ . 

Ниже приведены некоторые моменты, которые помогают мне создавать эффективную команду в школе.  

Руководитель должен хорошо знать возглавляемый коллектив 

Он всегда поддерживает связь со всей командой. Не стоит поощрять межличностную конкуренцию, направляйте всех учителей к продуктивной работе. Развивайте личностные качества сотрудников и уважайте их интересы, так члены команды чувствуют, что они услышаны и их потребности учтены. Люди быстрее берут ответственность за то, что считают своим. 

Как руководитель ШМО, я организую ежемесячные собрания, на которых каждый учитель может поднять на обсуждение волнующий его вопрос, попросить помощи.  Конечно, у каждого преподавателя свое понимание образовательного процесса, что ведет к разным взглядам на разнообразные вопросы и ситуации. Умение руководителя рассмотреть все стороны одного вопроса и выслушать все мнения для принятия единственного решения является неотъемлемой частью для эффективной работы коллектива. В этом деле хорошо помогает brainstorming, позволяя высказывать всем участникам коллектива без конфликтов в коллективе. 

Руководитель должен понимать и правильно применять педагогические и организаторские склонности каждой личности в коллективе 

Он поощряет учителей проявлять инициативу и прилагает максимум усилий для реализации их идей. У нас в школе есть учитель, который организовал кружок драмы на английском языке с помощью нашего методического объединения. Другие учителя ШМО помогали в составление рабочей программы и привлекали детей к участию в данном кружке. 

Руководитель должен уметь объединять учителей в совместимые психологические группы для достижения положительного результата работы

Это учитывается, например, при составлении предметной недели английского языка, где учителя объединяются в группы для проведения мероприятий.  Учителям должно быть психологически комфортно работать в определенной группе. 

Руководитель должен уметь создавать баланс целей и индивидуальных интересов членов коллектива

Каждому члену команды стоит понимать общую цель, к которой движется команда и конкретно свою цель в данном потоке работы. Цель команды должна быть объяснена учителям простым и ясным языком, краткими и лаконичными фразами. На первом собрании учителей перед учебным годом мы всегда расставляем приоритеты на год, ставим цели и задачи. В этом году у нас главная цель внедрение нового исследовательского процесса в обучение иностранным языкам для достижения эффективного и высокого качества образовательного процесса.

Говоря о балансе целей ШМО и индивидуальными интересами, я имею в виду, внедрение в план ШМО активностей карьерного роста учителей, повышение компетенции через посещение курсов, участие в районных, областных и федеральных конкурсах для учителей, таких как «Педагог года».

Руководитель должен предоставлять отчётность.

Он приводит промежуточные результаты в виде отчетов и выступлений на собраниях. Это поможет команде осознать, что поставленная цель может быть достигнута, что их работа продуктивна. Учителя, в свою очередь, готовят отчеты по проведенным мероприятиям, с фотографиями, описывают те успехи, которые были достигнуты к концу учебного года и проводят самоанализ открытых уроков.

Каждый учитель в команде должен обладать определенной квалификацией для успешной работы. 

Задача руководителя следить за повышением квалификации учителей, прохождением актуальных курсов. Руководитель составляет график аттестации учителей, помогает в подготовке к аттестации и мотивирует учителей с первой категорией получать высшую категорию. 

Руководитель подает пример.  Слова это хорошо, но личный поступки всегда эффективнее. Если вы хотите успешной работы вашей команды, то вам надо научиться подавать пример. 

Я часто применяю вышеперечисленные принципы при планировании и организации работы нашего объединения. Попробуйте и вы!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Стиральная машина вятка катюша 1022р инструкция
  • Должностная инструкция повара в техникуме по профстандарту
  • Трубная металлургическая компания официальный сайт руководство
  • Телефоны руководства мвд москвы
  • Фертикс марка а инструкция по применению