Заместитель заведующего центром истории педагогики и образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», д.п.н. Анатолий Владимирович Овчинников
В начале XIX столетия российским царем-реформатором Александром I были проведены крупные изменения в управлении страной, в результате которых были созданы министерства, в том числе Министерство народного просвещения. «Министр Народного Просвещения, воспитания юношества и распространения наук имеет в непосредственном ведении своем Главное Училищное Правление с принадлежащими ему частями, Академию Наук, Российскую академию и все другие училища, кроме представленных попечению Любезнейшей Родительницы Нашей Императрицы Марии Федоровны, и находящихся по особому повелению Нашему в управлении других особ или мест; Типографии частные и казенные, исключая из сих последних состоящих также под непосредственным чьим-либо ведомством; Цензуру, издание ведомственных и всяких периодических сочинений, народные библиотеки, собрание крепостей, натуральные кабинеты, музеи и всякие учреждения, какие впредь для распространения наук заведены быть могут» — говорилось в документе.
Далее последовал Указ Императора «Об устройстве училищ», разработаны «Предварительные правила народного просвещения». Так началось создание системы управления отечественным образованием, во главе которого встало Министерство народного просвещения, прямым наследником богатых традиций которого стало Министерство науки и образования Российской Федерации. И сегодня, в год 215-летия этого органа государственной власти страны, крайне важно вспомнить основные вехи истории для того, чтобы четко выстраивать стратегию будущего.
В первые годы работы Министерства система российского образования состояла из уездных училищ, гимназий и университетов. До принятия в 1828 году нового устава гимназий и училищ, более консервативной направленности, чем первые документы, задача гимназического образования заключалась в том, чтобы готовить учащихся к поступлению в университет, а также «давать сведения, необходимые для благовоспитанного человека». Уездные училища должны были готовить к поступлению в гимназии и обеспечивать возможность детям из семей различного состояния получать необходимые знания для участия в промышленном производстве «сообразно их состоянию».
Вступивший на российский престол Николай I сразу же обратил внимание подданных на важность вопросов народного образования и воспитания. В манифесте 13 июля 1826 г., объявлявшем приговор участникам восстания декабристов, император сказал о настоятельной необходимости «нравственного воспитания детей». И это легло в основу дальнейшей деятельности Министерства, ставшего одним из главных идеологическим центров страны.
Министром народного просвещения Алексеем Семеновичем Шишковым, адмиралом в отставке, известным филологом, литератором и публицистом, был существенно изменен политический курс. Министерство стало контролировать деятельность всех приходских училищ. Был создан Комитет для рассмотрения учебных пособий, действовавший до 1837 года. За это время было рассмотрено 1960 рукописных и печатных материалов. Кроме того, сами члены Комитета приняли участие в составлении 39 учебников.
В 1833 году министром был назначен граф Сергей Семенович Уваров – крупный учёный-актиковед, который разработал программу развития образования, основанную на традициях русской государственности и культуры, с учетом тенденций развития культуры и образования других стран. В эти годы министерство фактически основало государственную систему профессионального образования.
В годы либерального правления Александра II министерством руководили: Авраам Сергеевич Норов (1853-1858), Евграф Петрович Ковалевский (1858-1861), Ефим Васильевич Путятин (28.06.1861-25.12.1861), Александр Васильевич Головнин (1861-1866) и Дмитрий Андреевич Толстой (1866 -1880). Каждый из них был образованнейшим человеком, ученым и государственным деятелем.
В это время Великих реформ, окончательно поставивших Россию на путь модернизации, министерство снова служило во благо будущего России. Оно активно проводило политику поддержки инициатив сельских обществ по устройству народных училищ, способствовало выделению льготных денежных кредитов на их строительство. Главная задача министерства состояла в том, чтобы, «во-первых, и заботиться о правильном всестороннем нравственно-религиозном, умственном, физическом и эстетическом образовании молодых поколений и, во-вторых, содействовать расширению области человеческих знаний вообще и в особенности распространению их в нашем отечестве».
Годы правления Александра III стали для министерства временем корректировки реформ в сторону усиления консервативно-традиционалистских начал в образовании. 24 апреля 1880 г. пост министра народного просвещения занял Андрей Александрович Сабуров, на протяжении многих лет прослуживший в ведомстве юстиции. Ровно через 11 месяцев, 24 марта 1981 года его сменил барон Александр Павлович Николаи, проведший большую часть своей государственной службы на Кавказе. После него, пост министра народного просвещения занял граф Иван Давыдович Делянов (1882 – 1897), работавший в министерстве, а до этого — попечителем С.-Петербургского учебного округа. Особенностью его правления стали активные поиски баланса светского и духовного начал в воспитании и обучении российских детей.
Министр народного просвещения доктор права, крупный специалист по римскому праву Николай Павлович Боголепов (1898-1901) поставил на очередь вопрос о коренном пересмотре системы среднего образования. В циркуляре от 8 июля 1899 г. попечителям учебных округов «Об учреждении комиссии по вопросу об улучшениях в средней школе» министр предлагал «…воспользоваться как достижениями уже успехами в педагогическом деле, так и указаниями многолетнего опыта, чтобы по возможности устранив существующие недостатки средней школы и вообще улучшить и сделать более успешным и плодотворным наше среднее образование». Министр представил на «высочайшее благовоззрение» основные черты новой реформы средней школы, в основе которой лежали национальные интересы. Повышалось внимание к задачам нравственного и физического воспитания учащихся, вносились изменения в учебные планы гимназий и реальных училищ. Но в начале 1901 г. министр был убит, и идеи реформы не воплотились.
Преемником Н.П. Боголепова стал генерал-адъютант Петр Семенович Ванновский (1901-1902), при котором продолжились работы по выработке стратегии реформирования отечественного образования.
Последние годы перед переломным 1917 годом Министерство проводило политику сохранения стабильности системы образования и его дальнейшего реформирования в тяжелых условиях социального конфликта, работая в тесном сотрудничестве с новым органом власти – Государственной Думой.
Теперь министерство должно было осуществлять общий контроль за развитием образования в стране и готовить соответствующие законодательные предложения. В этих условиях существенно усиливалась роль органов местного самоуправления, с которыми центральная власть должна была тесно сотрудничать.
В соответствии с изменением социокультурной и политической ситуации в стране, Министерство обозначило ряд важных мер организационно-педагогического характера. Например, каждый преподаватель должен был ежегодно детально прорабатывать свои программы и материал, руководствуясь примерными планами Министерства. Особое внимание обращалось на выполнение педагогических требований. «Необходимо воспитать в ученике сознание, что требуемое от него, безусловно, должно быть исполнено».
В первое десятилетие ХХ века развитие России шло интенсивными темпами. Быстро росло число учебных заведений. Министерство совместно с Государственной Думой воплотили в жизнь идею о создании школьно-строительного фонда, средства которого шли на строительство новых школьных зданий для реализации идеи всеобщего начального обучения. В кратчайшие исторические сроки планировалось создать реальные экономические и организационные условия для резкого повышения функциональной и общеобразовательной грамотности населения страны. «Многие формы жизни стали новыми, а формы обучения до того уже обветшали, что пришло время подумать об их усовершенствовании», писал об этом времени Дмитрий Иванович Менделеев.
Министерством выдвигалась задача воспитания грамотного российского гражданина, способного свободно владеть русским языком, правильно и логично выражать свои мысли, делая из них «правильно и логически построенные предложения». Педагогам настоятельно рекомендовалось усилить внимание к русскому языку и словесности, для чего давать больше письменных работ и сочинений.
Революционные события 1905 -1907 годов и последующие годы стали сложными для России. За десять лет смелось шесть министров народного просвещения: филолог, специалист по римской словесности Григорий Эдуардович Зенгер (1902 — 1904), боевой генерал и начальник академии Генштаба Владимир Гаврилович Глазов (1904 – 1905), известный юрист, нумизмат и археолог Иван Иванович Толстой (1905 — 1906), член Государственного Совета, политический и общественный деятель Пётр Михайлович Кауфман (1906 — 1908), профессор филологии Александр Николаевич Шварц (1908 — 1910), крупный ученый-юрист Лев Аристидович Кассо (1910 — 1914). При их руководстве министерство народного просвещения не только сохранило школьную систему страны, но и наладила диалог с правящим политическим большинством Государственной Думы, разработав долгосрочную стратегию развития образования, введения на всей территории страны обязательного начального образования.
Важную роль в этом принятый благодаря взвешенной образовательной политике Министерства 25 июня 1912 г. закон о высших начальных училищах. Этот закон закрепил достигнутые результаты, сделал возможным поставить более весомые задачи перед образовательной системой России, вовлекая все больше сословий в развитие культуры и просвещения.
В последние годы существования Российской империи министерство проводило активную деятельность по профессиональной подготовке учителей. Были созданы нормативные акты, регулировавшие правила получения звания учителя. Планировалось создать целую сеть краткосрочных курсов для подготовки педагогов.
Поскольку к российской школе проявляли интерес различные политические партии и движения, министерство неустанно провозглашало принцип непартийности обучения. Напротив, основой для развития российской школы должны были стать научные достижения наук о человеке.
Казалось, что идеи, задуманные Министерством народного просвещения и Государственной Думой, получат развитие, и Россия станет страной с высоким уровнем образования населения. Но история распорядилась иначе. Россия вступила в Первую мировую войну, что означало сокращение ассигнований на развитие образования. Перед страной встали другие задачи – задачи сохранения и выживания. И Министерство народного просвещения строго последовало их решению. В каждом учебном округе создавались особые педагогические комиссии, которые составили основу организации обучения детей в условиях военного времени. Особое внимание уделялось поддержки детей, оставшихся без родительского попечения. Министерство стало организатором широкой агитационно-патриотической работы не только среди учащихся, но и всего населения империи.
Тяжелые годы Первой мировой войны стали временем проверки на прочность взаимодействия власти и родительской общественности. Осознавая угрозу, нависшую над страной, сгладились многие противоречия, которые казались неразрешимыми еще совсем недавно – во время первой русской революции 1905-1907 годов. Вновь была выдвинута идея реформирования школьного образования в стране, одним из авторов которой стал министр народного просвещения, видный государственный деятель, граф Павел Николаевич Игнатьев (1915 — 1916). Но разумным и перспективным начинаниям крупного реформатора не суждено было сбыться.
Из столь краткого изложения следует, что на протяжении всего дореволюционного периода развития российского образования Министерство народного просвещения выступало в качестве основного государственного органа, который разрабатывал стратегию обучения и воспитания граждан. На протяжении более чем ста лет оно усматривало свою главную миссию в создании благоприятных условий для развития основного капитала любой страны – капитала человеческого, действуя в сложных социально-политических условиях изменяющейся России.
Каждый министр и высокий чиновник министерства оставил свой вклад не только на поприще управления, но и в государственной политике, науке и культуре. Несмотря на различные политические пристрастия и интересы каждый из них в меру сил и знаний беззаветно служил просвещению российского народа, честно исполняя свой человеческий долг. И сегодня духовное наследие организации народного образования заставляет вновь задуматься о судьбах великой России о ее перспективах участия в формировании мирового образовательного пространства в контексте прогрессивного развития человечества при сохранении и приумножении богатых гуманистических традиций нашей Родины.
(жирным
выделены те, о которых Рыбас говорил)
-
Завадовский
Пётр Васильевич (2 сентября 1802 —
11 апреля 1810)
В
бытность Завадовского министром
народного просвещения появились народные
школы, в уездах — уездные училиша, в
губерниях — гимназии; были учреждены
учебные округа, изданы уставы университетов
и основаны Казанский,
Харьковский и Дерптский университеты,
открыт Петербургский педагогический
институт.
-
Разумовский,
Алексей Кириллович (11 апреля 1810 —
10 августа 1816)
В
1810 г. Разумовский был назначен
министром народного просвещения. В
первые два года его управления были
открыты 72 приходских школы, 24 уездных
училища, несколько гимназий и других
учебных заведений; улучшено преподавание;
усилен надзор за воспитателями-иностранцами;
открыто несколько учёных обществ;
учреждена при Московском университете
первая кафедра славянской словесности;
при личном содействии Разумовского
выработан устав Царскосельского лицея
и состоялось его открытие. Ввел богословие как
главную дисциплину во всех учебных
заведения. После 1812 года он
значительно охладел к службе и последние
два года вовсе не занимался делами.
Будучи до назначения в министры членом
масонской ложи и последователем А.
Поздеева, с которым долго состоял в
переписке (она напечатана А. Васильчиковым
в его книге «Семейство Разумовских»),
Разумовский с 1810 г. подпал влиянию
иезуитов и, главным образом, известного
графа Жозефа де Местра. Последний
«буквально распоряжался им, диктовал,
чему должно учить русских и чему не
учить»; по его указанию, были выкинуты
из первоначальной программы лицея
греческий язык, археология, естественная
история, астрономия, химия и история
философских систем, как «не озаряющая
ума полезными истинами, а помрачающая
заблуждениями и недоумениями». Под
влиянием того же де Местра Разумовский
ввёл новые цензурные ограничения и
начал борьбу с виленским попечителем Адамом
Чарторыйским из-за обрусения Западного
края, сторонником которого явился де
Местр. Неудача в борьбе с Чарторыйским
и недоверие правительства к иезуитам
заставили Разумовского просить отставки,
которая и дана ему была в 1816 г.
-
Голицын,
Александр Николаевич (10 августа 1816 —
15 мая 1824)
Назначенный
сначала обер-прокурором I департамента
Сената, 21 октября 1803 года, по
настоянию Александра I, взял на себя
должность обер-прокурора Святейшего
Синода. В 1810 году стал, при сохранении
прежней должности, главноуправляющим
иностранными исповеданиями, в
1816 году — министром народного
просвещения. Школьное дело было поставлено
в тесную зависимость от религиозных
верований и переживаний главы министерства,
и благочестие было признано основанием
истинного просвещения. Те же тенденции
сказались и в отношении Голицына к
литературе, в крайней придирчивости
цензуры. После того как в 1817 году
ведомства духовных дел и народного
просвещения были объединены в одно
министерство — Министерство
духовных дел и народного просвещения, —
стал во главе последнего, но был освобождён
от должности обер-прокурора. Такое
положение он занимал до 15 мая 1824 года,
когда происками архимандрита Фотия
(Спасского) должен был выйти в отставку
по обоим ведомствам, сохранив за собой
только звание главноначальствующего
над почтовым департаментом. Последнюю
должность занимал и при Николае I.
-
Шишков,
Александр Семёнович (15 мая 1824 —
25 апреля 1828)
Шишков
активно выступал против деятельности
учреждённого в 1817 году Министерства
духовных дел и народного просвещения во
главе с князем А. Н. Голицыным,
а также созданного последним Российского
библейского общества. Голицын назывался
одним из виновников упадка нравственности,
«разгула свободомыслия» и антиправославного
мистицизма в России: «кажется, как будто
все училища превратились в школы
разврата, и кто оттуда ни выйдет, тотчас
покажет, что он совращён с истинного
пути и голова у него набита пустотой, а
сердце самолюбием, первым врагом
благоразумия». В 1820-е стал одним
из главных идеологов охранительного
движения и партии, которая начала борьбу
с Голицыным и в которую также
входили А. А. Аракчеев, митрополит
Санкт-Петрбургский Серафим
(Глаголевский), архимандрит Фотий
(Спасский), М. Л. Магницкий и
другие. Им удалось добиться отставки
Голицына. 15 (27) мая 1824 года
Шишков был назначен на пост министра
народного просвещения и главноуправляющего
делами иностранных вероисповеданий.
Десять дней спустя новый министр
представил доклад об искоренении тайной
крамолы путем ужесточения цензуры, в
целом одобренный Александром. В первом
же заседании Главного правления училищ
Шишков сказал, что министерство должно
прежде всего оберегать юношество от
заразы «лжемудрыми умствованиями,
ветротленными мечтаниями, пухлой
гордостью и пагубным самолюбием,
вовлекающим человека в опасное заблуждение
думать, что он в юности старик, и через
то делающим его в старости юношею».
Осенью 1824 года Шишков представил
императору несколько записок,
обосновывавших необходимость закрытия
библейских обществ. Министр возражал
против переводов Священного Писания с
церковнославянского на современный
литературный язык, видя в этом кощунственный
перевод сакральных текстов с «языка
церкви» на «язык театра». Он смог добиться
запрета Христианского катихизиса митрополита
Филарета, поскольку тот был написан на
литературном, а не нацерковнославянском
языке. Шишков также доказывал необходимость
изъятия из обращения и уничтожения
книг, изданных Библейским обществом.
Стараниями Шишкова и его единомышленников
к концу 1824 года практически прекратили
свою работу «Известия» общества,
остановился перевод Библии, а в 1825
году было прервано издание Библии на
русском языке. Окончательно деятельность
Библейского общества была ликвидирована
в царствование Николая I после
событий 14 декабря 1825 года. Шишков был
членом Верховного уголовного
суда над декабристами и, будучи
человеком милосердным, выступил за
некоторое смягчение наказаний для них,
что, однако, во внимание принято не было.
Последствием восстания декабристов
стало также то, что, будучи явно под
впечатлением от восстания, Шишков
добился принятия 10 июня 1826 года нового
Устава о цензуре, который за свою
охранительность был прозван в либеральной
среде «чугунным». Согласно этому уставу,
запрещались все исторические сочинения,
если в них оказывалось неблагоприятное
расположение к монархическому правлению,
запрещались любые попытки прямого или
косвенного оправдания каких-либо
государственных возмущений, специально
оговаривалось запрещение
сочинений Руссо, Дидро, Монтескьё, Гельвеция и
других французских «просветителей».
Авторам вменялось в обязанность выводить
«спасительные поучения» из рассказов
о революции и обнаруживать благоприятное
расположение к монархическому правлению.
хранительность шишковского устава,
направленная прежде всего против
распространения революционных и
мистических идей, вызвала столь сильное
недовольство в либеральных и масонских
кругах, что уже в следующем году император
согласился на создание комиссии по
выработке очередного, более мягкого
цензурного устава (Шишкова в комиссию
не включили). Новый Устав о цензуре был
утверждён 22 апреля (4 мая) 1828 года,
а 23 апреля (5 мая) 1828 последовала
отставка Шишкова с поста министра
просвещения.
-
Ливен,
Карл Андреевич (25 апреля 1828 —
18 марта 1833) (АХТУНГ, САМЫЙ ЧОТКИЙ
ПОЦИК!)
В
качестве министра не внёс ничего нового
в систему управления народным образованием.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
04.12.2018389.63 Кб015.doc
- #
- #
- #
Здание Министерства народного просвещения в Санкт-Петрбурге на Чернышевской (Ломоносовской) площади. Архитектор К. И. Росси.
Министе́рство наро́дного просвеще́ния (МНП) — центральное государственное учреждение в Российской империи, руководившее учреждениями народного просвещения и науки. Существовало в 1802—1817 и 1824—1917 годах.
В 1817—1824 годах находилось в составе Министерства духовных дел и народного просвещения.
Содержание
- 1 История министерства в 1802—1863 годах
- 2 История министерства в 1863—1904 годах
- 3 История министерства в 1904—1917 годах
- 4 Основные подразделения министерства
- 4.1 Главное правление училищ (1802—1863)
- 4.2 Совет министра народного просвещения (1863—1917)
- 4.3 Департамент народного просвещения (1803—1917)
- 4.4 Департамент общих дел (1904—1917)
- 4.5 Ученый комитет (1817—1831, 1856—1917)
- 4.6 Канцелярия министра народного просвещения (1825—1917)
- 4.7 Главное управление цензуры (1826—1863)
- 4.8 Совет по делам высших учебных заведений (1916—1917)
- 4.9 Совет по делам профессионального образования (1916—1917)
- 5 Основные комитеты и комиссии, существовавшие при министерстве
- 5.1 Комитет устройства учебных заведений (1826—1850)
- 5.2 Археографическая комиссия (1834—1837)
- 5.3 Комиссия по устройству архивов (1871, 1873—1885)
- 5.4 Постоянная комиссия народных чтений (1872—1917)
- 5.5 Комиссия по международному обмену изданий по части наук и художеств (1877—1917)
- 6 Министры народного просвещения и управляющие министерством
- 7 См. также
- 8 Литература (в хронологическом порядке)
- 8.1 Справочники по учебным заведениям
- 8.2 Статистические справочнки
- 9 Примечания
История министерства в 1802—1863 годах
Первым учрежденим для управления образованием в Российской империи стала Комиссия об учреждении народных училищ, образованная в 1782 году и двадцатью годами позже ставшая частью Министерства народного просвещения, образованого манифестом императора Александра I от 8 (20) сентября 1802 года «Об учреждении министерств» в целях «воспитания юношества и распространения наук». К его ведению манифестом были отведены:
типографии частные и казенные, издания ведомостей и всякие периодические издания, народные библиотеки, собрания редкостей, натуральные кабинеты, музеи и школы всех типов
Министерство руководило составлением уставов и правил для императорских университетов, средних и низших учебных заведений; ведало назначением и перемещением профессорско-преподавательского состава; занималось снабжением учебных заведений книгами и учебными пособиями. С 1803 года в ведении министерства находилась Императорская Академия наук.
Согласно Манифесту «О разделении государственных дел на особые управления» от 25 июля (6 августа) 1810 года к МНП перешло управление всеми академиями и учебными заведениями кроме военных и духовных. Манифест об «Общем учреждении министерств» от 25 июня (7 июля) 1811 года так обозначал сферу деятельности МНП:
§ 11. Министерство народного просвещения ведает все ученые общества, академии, университеты, все общие учебные заведения, исключая духовные, военные и те училища, кои особенно учреждены для образования юношества к отдельной какой-либо части управления, как-то: Горный корпус и другие сему подобные установления, кои, находясь в особенном ведомстве, сохраняют однако же в делах общих нужную связь и сношение с министром просвещения. [1]
Основными задачами МНП в первые годы его существования стало создание системы учебных округов: открытие новых университетов и превращение их в органы управления системой образования, а также составление и утверждение уставов учебных заведений на основах автономии в вопросах внутреннего управления и суда. 5 (17) ноября 1804 года утвержден «Устав учебных заведений, подведомственных университетам», согласно которому создавалась сеть местных учебных заведений, носивших всесословный характер. Наряду с ними был открыт ряд привелегированных учебных заведений — лицеев.
В 1804—1826 годах МНП осуществляло цензуру печатных изданий через специальные цензурные комитеты, созданные при университетах. В 1826 году для этой цели было создано специальное Главное управление цензуры (см. ниже).
В 1817—1824 годах Министерство народного просвещения было частью Министерства духовных дел и народного просвещения, создание и существование которого тесно связаны с деятельностью министра князя А. Н. Голицына. После расформирования этого министерства вопросы управления православным духовенством были переданы в Синод, а но дела иностранных исповеданий оставались в ведении МНП вплоть до 1832 года, когда они отошли к Министерству внутренних дел.
В 1834 году на МНП была возложена обязанность собирания и издания источников отечественной истории, для чего при нем была образована особая Археографическая комиссия (см. ниже).
История министерства в 1863—1904 годах
В 1863 году была проведена реорганизация Министерства народного просвещения, закрепленная принятым 18 (30) июня 1863 года «Учреждением Министерства народного просвещения». Согласно нему центральный аппарат министерства состоял из Совета министра, Департамента народного просвещения и Ученого комитета.
В ведении министерства находились Императорская Санкт-Петербургская Академия наук, Николаевская главная обсерватория, Императорская публичная библиотека, Румянцевский музей.
В ходе реформ Александра II Министерством народного просвещения были подготовлены Университетский устав 18 (30) июня 1863 года и Устав гимназий 19 ноября (1 декабря) 1864 года, отличавшиеся либеральной направленностью. Несколько позже был подготовлен также Устав училищ 15 (27) мая 1872 года. Эти нормативные документы сздали новую законодательную базу для деятельности учреждений образования. Для совершенствования управления учебными заведениями в 1864 году министерство образовало губернские и уездные училищные советы, а в 1869 году были созданы должности инспекторов народных училищ.
В 1874 и 1875 году ведомственными изданиями МНП стали газеты «Санкт-Петербургские ведомости» и «St. Peterburger Zeitung», бывшие до того академическими.
В 1881 году Министерству народного просвещения было передано большинство учебных заведений, находившихся в ведомстве Министерства финансов, а также целый ряд учебных заведений в Финляндии, Закавказье и др.
В 1880-е годы была скорректирована в сторону ужесточения контроля государственная политика в области высшего образования, что нашло отражение в новом Университетском уставе 23 августа (4 сентября) 1884 года .
История министерства в 1904—1917 годах
31 мая (13 июня) 1904 года была проведена еще одна реорганизация Министерства народного просвещения. В состав его центральных учреждений теперь входили Совет министра, Департамент народного просвещения, Департамент общих дел, Ученый комитет, а также Управление пенсионных касс народных учителей и учительниц, юрисконсульская часть, Постоянная комиссия народных чтений и другие учреждения.
Стремительный рост числа учебных заведений требовал от министерства активной деятельности. Целый ряд реформистских шагов был предпринят в министерство графа П. Н. Игнатьева. Для того, чтобы справиться с вопросами управления системой высшего образовния в марте 1916 в МНП были созданы Совет по делам высших учебных заведений и межведомственный Совет по делам профессионального образования.
В октябре 1917 года МПН прекратило свое существование, его функции перешли к Народному комиссариату по просвещению РСФСР.
Основные подразделения министерства
Главное правление училищ (1802—1863)
Первоначально (до января 1803 года) называлось комиссия об училищах. Под указанным названием существовало с 24 января (5 февраля) 1803 года по 18 (30) июня 1863 года. Состояло из попечителей университетов и учебных округов, а также особо назначенных императором членов. Работало под председательством министра народного просвещения.
После сосредотчения в 1835 году основных административных функций в Департаменте народного просвещения, главное правление выполняло функции совета при министре, решая дела, предварительно рассмотренные в департаменте.
В 1803 году образованы канцелярия Главного правления училищ и контора Главного правления училищ, занимавшаяся управлением доходами главного правления. В 1808 году на основе одной из экспедиций конторы и канцелярии образован хозяйственный комитет.
Совет министра народного просвещения (1863—1917)
Сменил Главное правление училищ. Согласно «Учреждению Министерства народного просвещения» (1863) в его ведении находилось рассмотрение общих вопросов развития образования и науки в России.
Подробнее см. отдельную статью.
Департамент народного просвещения (1803—1917)
Создан 7 (19) января 1803 года. Являлся высшим совещательным органом в МНП, был наделен главным образом административно-распорядительными функциями. С сентября 1831 года в департаменте была сосредоточена статистическая работа, а с июня 1835 года — хозяйственные дела МНП, руководство архивом и книжным магазином, а также «Журналом Министерства народного просвещения».
Согласно «Учреждению Министерства народного просвещения» (1863) в ведении департамента находились: личный состав учебных заведения, инспекторские, счетные, хозяйственные и судебные вопросы. С 1883 года в департаменте открыто специальное отделение, занимавшееся промышленными училищами.
Часть вопросов перешла впоследствии во вновь созданный в МНП Департамент общих дел.
Департамент общих дел (1904—1917)
Создан в 1904 году. Занимался делами по личному составу, составлением финансовых смет, статистическими вопросами и другими.
Ученый комитет (1817—1831, 1856—1917)
Создан в составе Министерства духовных дел и народного просвещения 27 марта (8 апреля) 1817. Ведал общими вопросами учебного характера и рассматривал проекты учебных пособий. Распущен 10 (22) сентября 1831 года. Вновь создан 5 (17) мая 1856 года.
Согласно «Учреждению Министерства народного просвещения» (1863) в ведении Ученого комитета находилось рассмотрение учебных программ, оценка содержания учебников, проекты уставов ученых обществ, отчеты лиц, имевших особые поручения по МНП. Особый отдел при комитете ведал рассмотрением книг, рекомендующихся для народного чтения.
В 1884 при комитете образовано Отделение по техническому и профессиональному образованию. В 1900 в составе последнего был выделен специальный отдел по женскому профессиональному образованию.
Подробнее см. отдельную статью.
Канцелярия министра народного просвещения (1825—1917)
Начала работу 20 января (1 февраля) 1825 года. Канцелярия вела секретные дела, частную переписку министра, занималась переводами с иностранных языков и тому подобной секретарской работой.
Главное управление цензуры (1826—1863)
Ведало цензурой в Российской империи. Образовано в соответствии с «Уставом о цензуре» 1826 года. Существовало с 22 апреля (4 мая) 1826 года по 10 (22) марта 1863 года. Расформировано в связи с передачей вопросов цензуры в Министерство внутренних дел.
Подробнее см. отдельную статью.
Совет по делам высших учебных заведений (1916—1917)
Был создан в марте 1916 г. для разработки и предварительного обсуждения законопроектов, правил, инструкций, общих мероприятий в министерстве с целью объединить управление подведомственными высшими учебными заведениями. Занимался эвакуацией высших школ, изучением финансового положения университетов и институтов, открытием новых вузов, разработкой правил приема и т. д.
Совет по делам профессионального образования (1916—1917)
Был создан при Министерстве народного просвещения 11 (24) марта 1916 года, с целью согласования управления высшими учебными заведениями различной ведомственной подчиненности. Совет являлся последней инстанцией в решении таких вопросов высшего специального образования, как издание законоположения о специальных высших школах, планирования их развития, координации их деятельности, а также согласования систем специального и общего высшего образования. Контроль за состоянием образования на местах предполагалось осуществлять силами губернских советов по делам профессионального образования, подчиненных имперскому. Однако совет практически не успел начать работу, он собирался на заседания только два раза.
Основные комитеты и комиссии, существовавшие при министерстве
Комитет устройства учебных заведений (1826—1850)
Межведомственный комитет, действовавший под руководством министра народного просвещения. Основной его задачей было рассмотрение уставов учебных заведений.
Подробнее см. отдельную статью.
Археографическая комиссия (1834—1837)
Учреждена указом Николая I от 24 декабря 1834 (5 января 1835) года для публикации материалов, собранных археографической экспедицией П. М. Строева. Согласно высочайше утвержденным «Правилам» от 18 февраля (2 марта) 1837 года стала самостоятельно действущим государственным учреждением.
Подробнее см. отдельную статью.
Комиссия по устройству архивов (1871, 1873—1885)
Учреждена по инициативе Н. В. Калачова для подготовки вопроса о принципах переустройства архивного дела в стране и обсуждения проблем устройства в России архивов и правил хранения в них документов. В 1871 году действовала как комиссия II Археологического съезда, с 1873 года существовала как межведомственная комиссия, учрежденная согласно постановлению Комитета министров от 27 февраля (11 марта) 1873 года . Деятельность ее прекратилась со смертью председателя — Н. В. Калачова.
Постоянная комиссия народных чтений (1872—1917)
Комиссия по международному обмену изданий по части наук и художеств (1877—1917)
Создана 22 апреля (4 мая) 1877 года.
Министры народного просвещения и управляющие министерством
- Граф Завадовский, Пётр Васильевич (2 (14) сентября 1802 — 11 (23) апреля 1810)
- Граф Разумовский, Алексей Кириллович (11 (23) апреля 1810 — 10 (22) августа 1816)
- Князь Голицын, Александр Николаевич (10 (22) августа 1816 — 15 (27) мая 1824)
- Шишков, Александр Семёнович (15 (27) мая 1824 — 25 апреля (7 мая) 1828)
- Князь Ливен, Карл Андреевич (25 апреля (7 мая) 1828 — 18 (30) марта 1833)
- Граф Уваров, Сергей Семёнович (21 марта (3 апреля) 1833 — 20 октября (2 ноября) 1849)
- Князь Ширинский-Шихматов, Платон Александрович (20 октября (2 ноября) 1849 — 7 (19) апреля 1853)
- Норов, Авраам Сергеевич (7 (19) апреля 1853 — 23 марта (4 апреля) 1858)
- Ковалевский, Евграф Петрович (23 марта (4 апреля) 1858 — 28 июня (10 июля) 1861)
- Граф Путятин, Евфимий Васильевич (28 июня (10 июля) 1861 — 25 декабря 1861 (6 января 1862))
- Головнин, Александр Васильевич (25 декабря 1861 (6 января 1862) — 14 (26) апреля 1866)
- Граф Толстой, Дмитрий Андреевич (14 (26) апреля 1866 — 24 апреля (6 мая) 1880)
- Сабуров, Андрей Александрович (24 апреля (6 мая) 1880 — 24 марта (5 апреля) 1881)
- Барон Николаи, Александр Павлович (24 марта (5 апреля) 1881 — 16 (28) марта 1882)
- Граф Делянов, Иван Давыдович (16 (28) марта 1882 — 29 декабря 1897 (10 января 1898))
- Боголепов, Николай Павлович (12 (24) февраля 1898 — 2 (15) марта 1901)
- Ванновский, Пётр Семёнович (24 марта (6 апреля) 1901 — 11 (24) апреля 1902)
- Зенгер, Григорий Эдуардович (11 (24) апреля 1902 — 23 января (5 февраля) 1904)
- Глазов, Владимир Гаврилович (10 (23) апреля 1904 — 18 (31) октября 1905)
- Граф Толстой, Иван Иванович (18 (31) октября 1905 — 24 апреля (7 мая) 1906)
- Кауфман, Пётр Михайлович (24 апреля (7 мая) 1906 — 1 (14) января 1908)
- Шварц, Александр Николаевич (1 (14) января 1908 — 25 сентября (8 октября) 1910)
- Кассо, Лев Аристидович (управляющий министерством с 25 сентября (8 октября) 1910, министр с 2 (15) февраля 1911 по 26 ноября (9 декабря) 1914)
- Граф Игнатьев, Павел Николаевич (9 (22) января 1915 — 27 декабря 1916 (9 января 1917))
- Кульчицкий, Николай Константинович (27 декабря 1916 (9 января 1917) — 28 февраля (13 марта) 1917)
- Мануйлов, Александр Аполлонович (2 (15) марта 1917 — 4 (17) июня 1917)
- Ольденбург Сергей Фёдорович (25 июля (7 августа) 1917 — 31 августа (13 сентября) 1917)
- Салазкин, Сергей Сергеевич (управляющий министерством с 4 (17) сентября 1917, министр с 8 (21) сентября 1917 по 25 октября (7 ноября) 1917)
См. также
- Министерство духовных дел и народного просвещения Российской империи
Литература (в хронологическом порядке)
- Рождественский С. В. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения 1802—1902. — СПб., 1902.
- Ерошкин Н. П. Министерства России первой половины XIX века — фондообразователи центральных государственных архивов СССР. — М., 1980.
- Ерошкин Н. П. История государственных учреждений дореволюционной России. — М., 1981.
- Ерошкин Н. П. Крепостническое самодержавие и его политические институты (1-я половина XIX века). — М., 1981.
- Иванов А. Е. Высшая школа России в конце XIX — начале XX века. — М., 1991.
- Государственность России: Словарь-справочник. Кн. 3. — М., 2001. — С. 87-89.
Справочники по учебным заведениям
- Списки учебных заведений ведомства Министерства народного просвещения (кроме начальных) по городам и селениям: Справочная книга, составленная по официальным сведениям за … [1883/84, 1890/91] год. — СПб., 1883, 1890.
- Учебные заведения ведомства Министерства народного просвещения: Справочная книга, составленная по официальным сведениям за … [1895, 1898, 1905, 1907-1909, 1911-1916] год. — СПб., 1883-1916.
- Памятная книжка Министерства народного просвещения на 1865 год. СПб, 1865
Статистические справочнки
- Подробный список учебным заведениям, учрежденным в царствование императора Николая Павловича (с 1825 по 1836 г.). // Журнал Министерства народного просвещения. 1836. Ч. 9. № 3. — С. 594-608.
- Таблицы учебных заведений всех ведомств Российской империи, с показанием отношения числа учащихся к числу жителей. — СПб., 1838. — V, 109 с.; 1 л. карт.
- Хронологический список высших и средних учебных заведений ведомства Министерства народного просвещения, основанных или преобразованных с 1855 по 1880 гг. — СПб., 1880. — 36 с.
- Дубровский А. В. Сведения по статистике народного образования в Европейской России. 1872-1874. — СПб., 1879. — [4], XXVI, 136 с.; 1 л. карт. — (Статистический временник Российской империи. Сер. 2. Вып. 16).
- Дубровский А. В. Университеты и средние учебные заведения 50-ти губерний Европейской России и 10-ти губерний Привислянских по переписи 20-го марта 1880 г. — СПб., 1888. — XIX, 454 с. — (Статистика Российской империи. Вып. 3).
- Дубровский А. В. Университеты и средние учебные заведения мужские и женские в 50-ти губерниях Европейской России и 10-ти губерниях Привислянских по переписи 20-го марта 1880 г. — СПб., 1888. — VIII, ПО, 35 с. — (Временник Центрального статаистического комитета. Вып. 1).
- Дубровский А. В. Специальные учебные заведения мужские и женские в 50-ти губерниях Европейской России и 10-ти губерниях Привислянских по переписи 20-го марта 1880 года. — СПб., 1890. — 248 с. — (Статистика Российской империи. Вып. 8).
- Историко-статистический очерк общего и специального образования в России. — СПб., 1883 (обл.: 1884). — 11, 257 с.
Примечания
- ↑ Российское законодательство X—XX вв. В 9 т. Т.6. Законодательство первой половины XIX века. М., 1988.
Wikimedia Foundation.
2010.
Министерство народного просвещения
Работало в 1802-1817; 1824-1917 гг.
Центральное государственное учреждение, руководившее университетами, школами и училищами различных типов, научными учреждениями, библиотеками, музеями, типографиями.
Образовано манифестом от 8 сентября 1802 года «Об учреждении министерств» в целях «воспитания юношества и распространения наук».
Первым из центральных учреждений ведомства стала Комиссия об училищах (с 24 января 1803 по 18 июня 1863 — Главное правление училищ), состоявшая из попечителей университетов и учебных округов и назначенных императором членов под председательством министра народного просвещения.
Министерство народного просвещения руководило составлением уставов и правил для университетов, средних и низших учебных заведений, ведало назначением и перемещением профессорско-преподавательского состава, снабжало учебные заведения книгами и учебными пособиями. Высшим совещательным органом Министерства народного просвещения являлся учрежденный 7 января 1803 года Департамент народного просвещения, наделенный в осн. административно-распорядительными функциями.
В марте 1803 года образована Канцелярия Главного правления училищ и контора, управлявшая доходами правления.
В 1808 году на основе одной из экспедиций канцелярии и конторы образован Хозяйственный комитет.
Главными функциями Министерства народного просвещения в первые годы стали: образование системы учебных округов, увеличение числа университетов и превращение их в органы управления учебными заведениями, утверждение уставов университетов с их автономией в вопросах внутреннего управления и суда.
В 1804 – 1826 гг. Министерство народного просвещения осуществляло цензуру печати через цензурные комитеты при университетах.
5 ноября 1804 года утвержден «Устав учебных заведений, подведомственных университетам», по которому создавалась сеть местных учебных заведений, носивших всесословный характер. Одновременно Министерство народного просвещения открыло ряд привилегированных учебных заведений — лицеев. Согласно манифесту от 25 июля 1810 года «О разделении государственных дел на особые управления» к Министерство народного просвещения перешло управление всеми академиями и учебными заведениями, кроме военного и православного исповедания.
В 1817-1824 гг. аппарат Министерства народного просвещения был включен в состав Министерства духовных дел и народного просвещения. После воссоздания Министерства народного просвещения в его составе продолжал действовать Ученый комитет (27 марта 1817 — 10 сентября 1831, 5 мая 1856-1917), ведавший общими вопросами учебного характера и рассматривавший проекты учебных пособий.
20 января 1825 года начала работу Канцелярия министра народного просвещения и главноуправляющего духовными делами иностранных исповеданий (окончательное разделение этих ведомств состоялось 25 апреля 1812 года).
Канцелярия вела секретные дела, частную переписку министра, осуществляла перевод с иностранных языков и т.п.
С 10 сентября 1831 года в Департаменте народного просвещения сосредоточена статистическая работа, а с 31 мая 1835 -хозяйственные дела ведомства, руководство архивом министерства, книжным магазином, «Журналом Министерства народного просвещения». Главное правление училищ с 1835 года оставалось на правах Совета министра и решало дела, уже предварительно рассмотренные в Департаменте.
С 14 мая 1826 по 13 марта 1850 под руководством министра народного просвещения действовал межведомственный Комитет устройства учебных заведений. Он рассматривал новый университетский устав, уставы Нежинского и Ришельевского лицеев и т.п. При этом комитете на правах отделения действовал Комитет для рассмотрения учебных пособий.
С 22 апреля 1826 по 10 марта 1863 в Министерстве народного просвещения находилось Главное управление цензуры. Канцелярия этого управления в 1862-1863 именовалась Особенной канцелярией при министре народного просвещения.
С 24 декабря 1834 при Министерстве народного просвещения работала Археографическая комиссия (с 18 февраля1837 — постоянно действующее учреждение). Согласно новому положению (1904) она имела целью «научное описание и систематическое издание источников отечественной истории и памятников юридических и литературных».
Согласно принятому 18 июня 1863 года «Учреждению Министерства народного просвещения» центральный аппарат Министерства народного просвещения включал Совет министра (рассматривал общие вопросы развития образования и науки в России), Департамент народного просвещения (ведал личным составом учебных заведений, инспекторскими, счетными, хозяйственными и судебными вопросами), Ученый комитет (рассматривал учебные программы, оценивал содержание книг, проекты уставов ученых обществ, отчеты лиц, имевших особые поручения от Министерства народного просвещения), при котором имелся особый отдел для рассмотрения книг, рекомендуемых для народного чтения.
В ведении Министерства народного просвещения находились Императорская Академия наук, Николаевская главная обсерватория, Императорская публичная библиотека, Румянцевский музей.
Во 2-й половине XIX в. Министерство народного просвещения особое внимание уделяло законодательной базе высшей и средней школы (Университетские уставы 18 июня 1863 и 23 августа 1884, Устав гимназии 19 ноября 1864, Устав училищ 15 мая 1872 и другим ).
В целях совершенствования управления учебными заведениями 14 июля 1864 года были образованы губернские, уездные и кое-где городские училищные советы, а в целях контроля за народными училищами и деятельностью земств в области народного образования 25 мая 1869 года учреждены должности инспекторов народных училищ.
13 ноября 1874 и 18 марта 1875 соответственно периодические издания «С.-Петербургские ведомости» и «St. Peterburger Zeitung» из чисто академических стали ведомственными.
С 1871 года действовала межведомственная Комиссия по устройству архивов.
22 апреля 1877 года при Министерстве народного просвещения образована Комиссия по международному обмену изданий по части наук и художеств.
В 1881 в Министерство народного просвещения передано большинство учебных заведений Министерства финансов, русскоязычные учебные заведения Финляндии и в бывших болгарских и немецких колониях, школы Закавказья.
В 1884 году при Ученом комитете образовано Отделение по техническому и профессиональному образованию, а в 1900 году уже в его составе Отдел по женскому профессиональному образованию.
В 1893 году при Департаменте народного просвещения открыто отделение, заведовавшее промышленными училищами.
31 мая 1904 года Министерство народного просвещения в очередной раз было реорганизовано.
Отныне в него входили: Совет министра, Департамент народного просвещения с состоявшим при нем Строительном комитетом, Отдел промышленных училищ, Департамент общих дел (дела по личному составу, составление финансовых смет, статистика ведомства и т.п.), Ученый комитет, Управление пенсионных касс народных учителей и учительниц, юрисконсультская часть, Постоянная комиссия народных чтений, Археографическая комиссия.
В 1915 году образовано бюро по вопросам среднего и высшего образования, в 1916 году — Советы по делам высших учебных заведений и профессионального образования.
В октябре 1917 года Министерство народного просвещения прекратило свое существование и его функции перешли к Народному комиссариату просвещения РСФСР.
Министры:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Название статьи:Министерство народного просвещения
Источник статьи:
Статьи, использованные при написании этой статьи: ПСЗ II. Т. 1. № 338; Т. 33. № 32819; Т. 37. № 38224; Т. 38. № 3 39751; Т. 40. № 42736; Т. 52. № 57204; ПСЗ III. T 4. № 2404; Т. 21. № 19904; СУ. 1904. № 60. Ст. 590; № 85. Ст. 869; 1910. № 117. Ст. 1246; Рождественский С.В. Ист. обзор деятельности Министерства нар. просвещения 1802-1902. Спб., 1902; Иванов А.Е. Высшая школа России в кон. XIX — нач. XX века. М., 1991; Он же: Ученые степени в рос. империи XVIII в. — 1917 г. М., 1994; Камоско Л.В. Деятельность Министерства нар. просвещения в кон. 60-х годов XIX в. // Московский ун-т: Сб. научных трудов аспирантов. М., 1970; Стаферова Е.Л. Министерство нар. просвещения и печать при А.В. Головнине // Отечественная история. 1995. № 5; Чесноков И.В. Министерство нар. просвещения и археографическо-издательская деятельность Академии наук в 80-х -1-й пол. 90-х годов XIX в. // Ист. записки. Воронеж, 1997. Вып. 2.
ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна
!
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию
- 0
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
Здание в С.-Петербурге, где в 1833–1917 размещалось Министерство народного просвещения Российской империи. 1828–33. Архитектор К. И. Росси. Ныне административное здание. Фото 2011.
Фото А. И. Нагаева
МИНИСТЕ́РСТВО НАРО́ДНОГО ПРОСВЕЩЕ́НИЯ (МНП), центр. гос. учреждение в России, ведавшее вопросами образования и науки. Должность министра нар. просвещения учреждена министерской реформой 1802, ему подчинены совещат. органы – Комиссия об учреждении нар. училищ (1782–1803), а также вновь образованная Комиссия об училищах (1802; с 1803 Гл. правление училищ, с 1863 Совет министра), которая подготовила Предварит. правила нар. просвещения от 24.1(5.2).1803, определившие основы системы учебных заведений всех уровней. В 1803 учреждён Деп-т нар. просвещения – осн. структурная часть МНП.
Формировалась система местного управления МНП. В 1803 образованы первые учебные округа МНП: Дерптский (в 1893–1918 Рижский), Казанский, Моск., С.-Петерб., Харьковский, Виленский (1803–32, 1850–63); позднее созданы Белорус. (1829–50), Одесский (1830–1918), Киевский (1832–1918), Варшавский (1839–1861/62, 1867–1918), Кавк. (1848–60, 1883–1918), Оренбургский (1874–1918) и Зап.-Сиб. (1885–1918) учебные округа. Учебный округ возглавлял (до 1835 совм. с училищным комитетом ун-та) попечитель учебного округа (1803–1918; в некоторых регионах их обязанности исполняли губернаторы и генерал-губернаторы), который осуществлял управление (до 1835 – надзор) учебными заведениями всех уровней: высшими и средними – непосредственно, начальными (осн. часть учебных заведений) – через промежуточные инстанции. Начальные школы после образования МНП переданы из ведения приказов общественного призрения в подчинение директоров губернских гимназий и смотрителей уездных училищ. Позднее для управления ими введены должности инспекторов нар. училищ: в Сев.-Зап. крае (1863), в 33 губерниях Европ. России и Бессарабской обл. (1869), почти на всей территории Рос. империи (к нач. 20 в.). Первоначально они подчинялись прямо попечителю учебного округа и ведали начальными школами всей губернии, в 1874 подчинены губернским директорам нар. училищ. Число инспекторов росло (787 в 1914), их участки уменьшались вплоть до одного или части уезда или крупного города в нач. 20 в. С 1864 часть функций по управлению начальными училищами осуществляли межведомств. губернские и уездные училищные советы. Их состав окончательно определён в 1874: предводитель дворянства (пред.), инспектор или директор нар. училищ, представители от МВД, православного духовенства и органов местного земского и гор. самоуправления (содержали и осуществляли хозяйств. обслуживание большинства начальных учебных заведений), с 1895 – также земские начальники (по делам школ своих участков).
Манифестом имп. Александра I от 24.10(5.11).1817, «дабы христианское благочестие было всегда основанием истинного просвещения», МНП упразднено, Деп-т нар. просвещения и Гл. правление училищ наряду с Синодом, адм. и хозяйств. учреждениями при нём и Департаментом духовных дел иностранных исповеданий вошли в состав Мин-ва духовных дел и нар. просвещения. Оно упразднено с отставкой министра – кн. А. Н. Голицына – в 1824, тогда же МНП восстановлено (дела иностр. исповеданий оставались в его подчинении до 1832).
В ведении МНП состояла осн. часть учебных заведений, в т. ч. университеты, большинство институтов гуманитарного профиля и часть инж.-технич. вузов (всего 28 гос. и 39 обществ. и частных вузов к 1917), почти все средние общеобразоват. учебные заведения (гимназии, реальные училища) и большинство начальных (приходские, уездные, «министерские», городские и земские училища, высшие начальные училища), а также некоторые виды средних спец. учебных заведений (учительские семинарии и ин-ты и др.), лицеи (кроме Царскосельского с 1822), мед. учебные заведения (1810–82), православные духовные академии (1810–24). МНП участвовало в организации низшего и среднего проф.-технич. образования (с 1888). В последней трети 19 в. ведомству нар. просвещения переданы (гл. обр. из подчинения МВД): ветеринарные институты (1873), православные (1873) и евангелическо-лютеранские (1886–87) начальные училища в Прибалтике, башкирские, киргизские (казахские) и татарские школы (1874), училища горного ведомства (1879), центр. училища в болг. и нем. колониях (1881), речные и мореходные средние учебные заведения (1881–98), начальные училища при римско-католич. (1892) и армяно-григорианских (1897) приходах и др. Доля начальных общеобразоват. школ, находившихся в ведении МНП, в 1897–1910 возросла с 42 до 59,5% (59,9 тыс. учебных заведений), доля учеников от общего числа учащихся в начальных школах всех ведомств – с 61,5 до 67,5% (4473 тыс. чел.). Централизация управления начальным образованием завершена с переходом в ведение МНП школ ряда казачьих войск, остававшихся в подчинении Воен. мин-ва (1916), а после Февр. революции 1917 – всех начальных учебных заведений Синода и др. ведомств [20.6(3.7).1917].
МНП утверждало в должностях (с 1835) или назначало (с 1884) преподавательский состав университетов, управляло казёнными средними учебными заведениями, давало разрешение на открытие частных учебных заведений, надзирало за их деятельностью и выдавало разовые и постоянные пособия некоторым из них, следило за работой домашних учителей. Рассматривало вопросы учебно-воспитат. характера, программы, учебники и учебные пособия и допускало их к употреблению в учебных заведениях всех уровней и для нар. чтений. С 1908 вело работы по введению всеобщего начального обучения. Осуществляло цензуру книг и периодич. изданий, за исключением духовных и военных, а также театрально-драматических (в 1862–63 цензура передана в МВД, где было создано Главное управление по делам печати). Ведомство издавало «Журнал Министерства народного просвещения» (1834–1917; преобладали материалы по истории, литературоведению, классич. филологии, педагогике), а также газеты «Санкт-Петербургские ведомости» (1874–1904) и «St. Petersburger Zeitung» (1875–1917).
МНП выступало с ходатайствами перед верховной властью о материальных нуждах подведомственных ему автономных учреждений – Петерб. АН (с 1802), АХ (1811–29), Имп. публичной б-ки (ныне РНБ) (1810–50, 1863–1917), Румянцевского (1828–50, 1861–1917) и Исторического (с 1882) музеев, археографических комиссий, астрономических (с 1862) и метеорологических (с 1884) обсерваторий и др. науч. организаций. Утверждало уставы науч., лит., худож. и просветительных обществ, следило за их соблюдением, выдавало пособия некоторым обществам и участвовало в подготовке науч. съездов, субсидировало провинциальные публичные библиотеки (с 1834), архивные комиссии (с 1884).
После Окт. революции 1917 вместо МНП учреждён Народный комиссариат просвещения РСФСР, затем созданы аналогичные наркоматы в др. союзных республиках (в 1946 все преобразованы в республиканские министерства, которые в 1966–88 являлись органами Мин-ва просвещения СССР). Высшие и средние спец. учебные заведения управлялись союзными и союзно-республиканскими ведомствами – Всесоюзным к-том по делам высшей школы при СНК СССР (1936–1946), Мин-вом высшего образования СССР (1946–53, 1954–59), Мин-вом культуры СССР (1953–54), Мин-вом высшего и среднего спец. образования СССР (1959–88), Гос. к-том СМ СССР (с 1978 Гос. к-т СССР) по проф.-технич. образованию (1959–63, 1965–88). В 1988–1991 управление всеми ступенями образования сосредоточено в Гос. к-те СССР по нар. образованию. Органы управления образованием в РФ – Мин-во образования РФ (до кон. 1991 – РСФСР; 1990–1996, 1999–2004), Мин-во общего и проф. образования РФ (1996–99), Мин-во образования и науки РФ (с 2004).
Список руководителей ведомства см. в приложении «Государственные учреждения России, СССР, РФ» в томе «Россия».