Заместитель заведующего центром истории педагогики и образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», д.п.н. Анатолий Владимирович Овчинников
В начале XIX столетия российским царем-реформатором Александром I были проведены крупные изменения в управлении страной, в результате которых были созданы министерства, в том числе Министерство народного просвещения. «Министр Народного Просвещения, воспитания юношества и распространения наук имеет в непосредственном ведении своем Главное Училищное Правление с принадлежащими ему частями, Академию Наук, Российскую академию и все другие училища, кроме представленных попечению Любезнейшей Родительницы Нашей Императрицы Марии Федоровны, и находящихся по особому повелению Нашему в управлении других особ или мест; Типографии частные и казенные, исключая из сих последних состоящих также под непосредственным чьим-либо ведомством; Цензуру, издание ведомственных и всяких периодических сочинений, народные библиотеки, собрание крепостей, натуральные кабинеты, музеи и всякие учреждения, какие впредь для распространения наук заведены быть могут» — говорилось в документе.
Далее последовал Указ Императора «Об устройстве училищ», разработаны «Предварительные правила народного просвещения». Так началось создание системы управления отечественным образованием, во главе которого встало Министерство народного просвещения, прямым наследником богатых традиций которого стало Министерство науки и образования Российской Федерации. И сегодня, в год 215-летия этого органа государственной власти страны, крайне важно вспомнить основные вехи истории для того, чтобы четко выстраивать стратегию будущего.
В первые годы работы Министерства система российского образования состояла из уездных училищ, гимназий и университетов. До принятия в 1828 году нового устава гимназий и училищ, более консервативной направленности, чем первые документы, задача гимназического образования заключалась в том, чтобы готовить учащихся к поступлению в университет, а также «давать сведения, необходимые для благовоспитанного человека». Уездные училища должны были готовить к поступлению в гимназии и обеспечивать возможность детям из семей различного состояния получать необходимые знания для участия в промышленном производстве «сообразно их состоянию».
Вступивший на российский престол Николай I сразу же обратил внимание подданных на важность вопросов народного образования и воспитания. В манифесте 13 июля 1826 г., объявлявшем приговор участникам восстания декабристов, император сказал о настоятельной необходимости «нравственного воспитания детей». И это легло в основу дальнейшей деятельности Министерства, ставшего одним из главных идеологическим центров страны.
Министром народного просвещения Алексеем Семеновичем Шишковым, адмиралом в отставке, известным филологом, литератором и публицистом, был существенно изменен политический курс. Министерство стало контролировать деятельность всех приходских училищ. Был создан Комитет для рассмотрения учебных пособий, действовавший до 1837 года. За это время было рассмотрено 1960 рукописных и печатных материалов. Кроме того, сами члены Комитета приняли участие в составлении 39 учебников.
В 1833 году министром был назначен граф Сергей Семенович Уваров – крупный учёный-актиковед, который разработал программу развития образования, основанную на традициях русской государственности и культуры, с учетом тенденций развития культуры и образования других стран. В эти годы министерство фактически основало государственную систему профессионального образования.
В годы либерального правления Александра II министерством руководили: Авраам Сергеевич Норов (1853-1858), Евграф Петрович Ковалевский (1858-1861), Ефим Васильевич Путятин (28.06.1861-25.12.1861), Александр Васильевич Головнин (1861-1866) и Дмитрий Андреевич Толстой (1866 -1880). Каждый из них был образованнейшим человеком, ученым и государственным деятелем.
В это время Великих реформ, окончательно поставивших Россию на путь модернизации, министерство снова служило во благо будущего России. Оно активно проводило политику поддержки инициатив сельских обществ по устройству народных училищ, способствовало выделению льготных денежных кредитов на их строительство. Главная задача министерства состояла в том, чтобы, «во-первых, и заботиться о правильном всестороннем нравственно-религиозном, умственном, физическом и эстетическом образовании молодых поколений и, во-вторых, содействовать расширению области человеческих знаний вообще и в особенности распространению их в нашем отечестве».
Годы правления Александра III стали для министерства временем корректировки реформ в сторону усиления консервативно-традиционалистских начал в образовании. 24 апреля 1880 г. пост министра народного просвещения занял Андрей Александрович Сабуров, на протяжении многих лет прослуживший в ведомстве юстиции. Ровно через 11 месяцев, 24 марта 1981 года его сменил барон Александр Павлович Николаи, проведший большую часть своей государственной службы на Кавказе. После него, пост министра народного просвещения занял граф Иван Давыдович Делянов (1882 – 1897), работавший в министерстве, а до этого — попечителем С.-Петербургского учебного округа. Особенностью его правления стали активные поиски баланса светского и духовного начал в воспитании и обучении российских детей.
Министр народного просвещения доктор права, крупный специалист по римскому праву Николай Павлович Боголепов (1898-1901) поставил на очередь вопрос о коренном пересмотре системы среднего образования. В циркуляре от 8 июля 1899 г. попечителям учебных округов «Об учреждении комиссии по вопросу об улучшениях в средней школе» министр предлагал «…воспользоваться как достижениями уже успехами в педагогическом деле, так и указаниями многолетнего опыта, чтобы по возможности устранив существующие недостатки средней школы и вообще улучшить и сделать более успешным и плодотворным наше среднее образование». Министр представил на «высочайшее благовоззрение» основные черты новой реформы средней школы, в основе которой лежали национальные интересы. Повышалось внимание к задачам нравственного и физического воспитания учащихся, вносились изменения в учебные планы гимназий и реальных училищ. Но в начале 1901 г. министр был убит, и идеи реформы не воплотились.
Преемником Н.П. Боголепова стал генерал-адъютант Петр Семенович Ванновский (1901-1902), при котором продолжились работы по выработке стратегии реформирования отечественного образования.
Последние годы перед переломным 1917 годом Министерство проводило политику сохранения стабильности системы образования и его дальнейшего реформирования в тяжелых условиях социального конфликта, работая в тесном сотрудничестве с новым органом власти – Государственной Думой.
Теперь министерство должно было осуществлять общий контроль за развитием образования в стране и готовить соответствующие законодательные предложения. В этих условиях существенно усиливалась роль органов местного самоуправления, с которыми центральная власть должна была тесно сотрудничать.
В соответствии с изменением социокультурной и политической ситуации в стране, Министерство обозначило ряд важных мер организационно-педагогического характера. Например, каждый преподаватель должен был ежегодно детально прорабатывать свои программы и материал, руководствуясь примерными планами Министерства. Особое внимание обращалось на выполнение педагогических требований. «Необходимо воспитать в ученике сознание, что требуемое от него, безусловно, должно быть исполнено».
В первое десятилетие ХХ века развитие России шло интенсивными темпами. Быстро росло число учебных заведений. Министерство совместно с Государственной Думой воплотили в жизнь идею о создании школьно-строительного фонда, средства которого шли на строительство новых школьных зданий для реализации идеи всеобщего начального обучения. В кратчайшие исторические сроки планировалось создать реальные экономические и организационные условия для резкого повышения функциональной и общеобразовательной грамотности населения страны. «Многие формы жизни стали новыми, а формы обучения до того уже обветшали, что пришло время подумать об их усовершенствовании», писал об этом времени Дмитрий Иванович Менделеев.
Министерством выдвигалась задача воспитания грамотного российского гражданина, способного свободно владеть русским языком, правильно и логично выражать свои мысли, делая из них «правильно и логически построенные предложения». Педагогам настоятельно рекомендовалось усилить внимание к русскому языку и словесности, для чего давать больше письменных работ и сочинений.
Революционные события 1905 -1907 годов и последующие годы стали сложными для России. За десять лет смелось шесть министров народного просвещения: филолог, специалист по римской словесности Григорий Эдуардович Зенгер (1902 — 1904), боевой генерал и начальник академии Генштаба Владимир Гаврилович Глазов (1904 – 1905), известный юрист, нумизмат и археолог Иван Иванович Толстой (1905 — 1906), член Государственного Совета, политический и общественный деятель Пётр Михайлович Кауфман (1906 — 1908), профессор филологии Александр Николаевич Шварц (1908 — 1910), крупный ученый-юрист Лев Аристидович Кассо (1910 — 1914). При их руководстве министерство народного просвещения не только сохранило школьную систему страны, но и наладила диалог с правящим политическим большинством Государственной Думы, разработав долгосрочную стратегию развития образования, введения на всей территории страны обязательного начального образования.
Важную роль в этом принятый благодаря взвешенной образовательной политике Министерства 25 июня 1912 г. закон о высших начальных училищах. Этот закон закрепил достигнутые результаты, сделал возможным поставить более весомые задачи перед образовательной системой России, вовлекая все больше сословий в развитие культуры и просвещения.
В последние годы существования Российской империи министерство проводило активную деятельность по профессиональной подготовке учителей. Были созданы нормативные акты, регулировавшие правила получения звания учителя. Планировалось создать целую сеть краткосрочных курсов для подготовки педагогов.
Поскольку к российской школе проявляли интерес различные политические партии и движения, министерство неустанно провозглашало принцип непартийности обучения. Напротив, основой для развития российской школы должны были стать научные достижения наук о человеке.
Казалось, что идеи, задуманные Министерством народного просвещения и Государственной Думой, получат развитие, и Россия станет страной с высоким уровнем образования населения. Но история распорядилась иначе. Россия вступила в Первую мировую войну, что означало сокращение ассигнований на развитие образования. Перед страной встали другие задачи – задачи сохранения и выживания. И Министерство народного просвещения строго последовало их решению. В каждом учебном округе создавались особые педагогические комиссии, которые составили основу организации обучения детей в условиях военного времени. Особое внимание уделялось поддержки детей, оставшихся без родительского попечения. Министерство стало организатором широкой агитационно-патриотической работы не только среди учащихся, но и всего населения империи.
Тяжелые годы Первой мировой войны стали временем проверки на прочность взаимодействия власти и родительской общественности. Осознавая угрозу, нависшую над страной, сгладились многие противоречия, которые казались неразрешимыми еще совсем недавно – во время первой русской революции 1905-1907 годов. Вновь была выдвинута идея реформирования школьного образования в стране, одним из авторов которой стал министр народного просвещения, видный государственный деятель, граф Павел Николаевич Игнатьев (1915 — 1916). Но разумным и перспективным начинаниям крупного реформатора не суждено было сбыться.
Из столь краткого изложения следует, что на протяжении всего дореволюционного периода развития российского образования Министерство народного просвещения выступало в качестве основного государственного органа, который разрабатывал стратегию обучения и воспитания граждан. На протяжении более чем ста лет оно усматривало свою главную миссию в создании благоприятных условий для развития основного капитала любой страны – капитала человеческого, действуя в сложных социально-политических условиях изменяющейся России.
Каждый министр и высокий чиновник министерства оставил свой вклад не только на поприще управления, но и в государственной политике, науке и культуре. Несмотря на различные политические пристрастия и интересы каждый из них в меру сил и знаний беззаветно служил просвещению российского народа, честно исполняя свой человеческий долг. И сегодня духовное наследие организации народного образования заставляет вновь задуматься о судьбах великой России о ее перспективах участия в формировании мирового образовательного пространства в контексте прогрессивного развития человечества при сохранении и приумножении богатых гуманистических традиций нашей Родины.
Учрежден 7 января 1803 г. в качестве Департамента министра народного просвещения. 24 октября 1817 г. переименован в Департамент народного просвещения в составе Министерства духовных дел и народного просвещения. Заведовал учебными заведениями и учеными учреждениями, подведомственными Министерству народного просвещения. До 19 апреля 1904 г. был единственным департаментом в составе Министерства. Первоначально Департамент состоял из трех отделений: Хозяйственного, Распорядительного и Счетного. В дальнейшем дела в Департаменте народного просвещения распределялись по административно-территориальному признаку: по учебным округам. Каждому учебному округу соответствовало отдельное делопроизводство. С 18 июня 1863 г. департамент стал делиться на разряды: Инспекторский, Пенсионный, Ученых учреждений, Высших учебных заведений, Технических учебных заведений, Средних учебных заведений, Учительских семинарий и начальных училищ, Учительских институтов и городских училищ, Женских и частных учебных заведений, По образованию евреев, Общих дел. С 1867 по 1873 гг. существовал также особый Разряд Варшавского учебного округа. С 8 февраля 1893 г. в связи с созданием при департаменте Отделения промышленных училищ соответствующий разряд был упразднен (преобразован в это отделение). Разряды делились на делопроизводства. С 19 апреля 1904 г. из ведения департамента были исключены дела по личному составу и пенсиям профессорско-преподавательского состава и служащих всех учебных заведений, подведомственных Министерству народного просвещения. В связи с этим из состава Департамента были исключены Инспекторский и Пенсионный разряды. В связи с учреждением Департамента общих дел тогда же в составе Департамента народного просвещения был упразднен разряд общих дел. Разряд учительских институтов и городских училищ и Разряд учительских семинарий и городских училищ тогда же были объединены в Разряд учительских институтов, семинарий и низших учебных заведений. С 1907 г. в составе Департамента существовал Разряд по введению всеобщего обучения. Департамент был упразднен 9 июня 1917 г.
Отчеты по Министерству народного просвещения и приложения к ним, общие дела о научных учреждениях, высших, средних и низших учебных заведениях; об изобретениях; о порядке присвоения ученых степеней; о личном составе Департамента и т.п., материалы I, II и III отделений (дела о специальных мероприятиях правительства в связи с революцией 1848 г. в Европе; о научных учреждениях, высших, средних и низших учебных заведениях; о пожертвовании разными лицами денег, домов, библиотек, коллекций и другого в пользу учебных заведений; об открытии обсерваторий в Казани, Тифлисе и Астрахани; о деятельности специального комитета, учрежденного для пересмотра постановлений по Министерству народного просвещения; о деятельности ученых (М.В. Остроградского, Н.И. Пирогова, Н.Н. Зинина, М.Я. Киттары и др.), дела о деятельности научных просветительных обществ, в том числе об Обществе учреждения училищ взаимного обучения, с участием декабристов; об изобретателях (И.П. Кулибине и др.), участниках кругосветных путешествий; отчеты научных учреждений и учебных заведений, уставы, расписания занятий учебных заведений, дела о составлении отчетов по Министерству народного просвещения и учебным округам), дела об издании сборника постановлений по Министерству народного просвещения, дела по цензурной части, дела о волнениях в учебных заведениях, материалы секретного делопроизводства, дела по отдельным учебным округам, и др.
Журнал Министерства народного просвещения выходил с 1834-го по 1917 год. Официальный периодический журнал об успехах просвещения в России. Издатели журнала уверены в том, что «если для каждого человека необходим выход из грубой тьмы невежества и беспрерывное дальнейшее движение к свету, то для народов необходимо попечительное участие правительства в образовании. Только правительство имеет все средства знать и высоту успехов всемирного образования, и настоящие нужды Отечества».
Журнал публиковал Высочайшие повеления, министерские распоряжения и отчеты по министерству народного просвещения. В неофициальной части журнала материалы располагались по рубрикам: «Словесность и науки», «Известия об ученых и учебных заведениях в России», «Известия об иностранных ученых и учебных заведениях», «История просвещения и гражданского образования», «Новости и смесь: путешествия, новые иностранные книги, журналистика, разные известия» и т.д.
«Журнал» служил продолжением следующих изданий:
1. «Записки Департамента народного просвещения». Вышло в свет три книги этого издания – в 1825, 1827 и 1829-м годах.
2. «Журнал Департамента народного просвещения». Ежемесячный журнал. Выходил в Санкт-Петербурге в 1821 – 1824 годах. Редактор – Н. Ф. Остолопов.
3. «Периодические сочинения об успехах народного просвещения» – издание Главного управления училищ (предшественник Департамента народного просвещения) выходило по частям в Санкт-Петербурге в 1803 – 1819 годах. Редактор – академик Н. Я. Озерецковский.
С 1864 года стали выходить указатели к повременным изданиям Министерства народного просвещения начиная с 1803 года.
Среди сотрудников и авторов журнала — известный философ Э.Л.Радлов (помощник редактора, с 1899 года — редактор).
Журнал широкого профиля (гуманитарные науки), но в нем печатались философские статьи, имеется много официального материала, ценного для понимания истории философии в России.
Министерство народного просвещения
Работало в 1802-1817; 1824-1917 гг.
Центральное государственное учреждение, руководившее университетами, школами и училищами различных типов, научными учреждениями, библиотеками, музеями, типографиями.
Образовано манифестом от 8 сентября 1802 года «Об учреждении министерств» в целях «воспитания юношества и распространения наук».
Первым из центральных учреждений ведомства стала Комиссия об училищах (с 24 января 1803 по 18 июня 1863 — Главное правление училищ), состоявшая из попечителей университетов и учебных округов и назначенных императором членов под председательством министра народного просвещения.
Министерство народного просвещения руководило составлением уставов и правил для университетов, средних и низших учебных заведений, ведало назначением и перемещением профессорско-преподавательского состава, снабжало учебные заведения книгами и учебными пособиями. Высшим совещательным органом Министерства народного просвещения являлся учрежденный 7 января 1803 года Департамент народного просвещения, наделенный в осн. административно-распорядительными функциями.
В марте 1803 года образована Канцелярия Главного правления училищ и контора, управлявшая доходами правления.
В 1808 году на основе одной из экспедиций канцелярии и конторы образован Хозяйственный комитет.
Главными функциями Министерства народного просвещения в первые годы стали: образование системы учебных округов, увеличение числа университетов и превращение их в органы управления учебными заведениями, утверждение уставов университетов с их автономией в вопросах внутреннего управления и суда.
В 1804 – 1826 гг. Министерство народного просвещения осуществляло цензуру печати через цензурные комитеты при университетах.
5 ноября 1804 года утвержден «Устав учебных заведений, подведомственных университетам», по которому создавалась сеть местных учебных заведений, носивших всесословный характер. Одновременно Министерство народного просвещения открыло ряд привилегированных учебных заведений — лицеев. Согласно манифесту от 25 июля 1810 года «О разделении государственных дел на особые управления» к Министерство народного просвещения перешло управление всеми академиями и учебными заведениями, кроме военного и православного исповедания.
В 1817-1824 гг. аппарат Министерства народного просвещения был включен в состав Министерства духовных дел и народного просвещения. После воссоздания Министерства народного просвещения в его составе продолжал действовать Ученый комитет (27 марта 1817 — 10 сентября 1831, 5 мая 1856-1917), ведавший общими вопросами учебного характера и рассматривавший проекты учебных пособий.
20 января 1825 года начала работу Канцелярия министра народного просвещения и главноуправляющего духовными делами иностранных исповеданий (окончательное разделение этих ведомств состоялось 25 апреля 1812 года).
Канцелярия вела секретные дела, частную переписку министра, осуществляла перевод с иностранных языков и т.п.
С 10 сентября 1831 года в Департаменте народного просвещения сосредоточена статистическая работа, а с 31 мая 1835 -хозяйственные дела ведомства, руководство архивом министерства, книжным магазином, «Журналом Министерства народного просвещения». Главное правление училищ с 1835 года оставалось на правах Совета министра и решало дела, уже предварительно рассмотренные в Департаменте.
С 14 мая 1826 по 13 марта 1850 под руководством министра народного просвещения действовал межведомственный Комитет устройства учебных заведений. Он рассматривал новый университетский устав, уставы Нежинского и Ришельевского лицеев и т.п. При этом комитете на правах отделения действовал Комитет для рассмотрения учебных пособий.
С 22 апреля 1826 по 10 марта 1863 в Министерстве народного просвещения находилось Главное управление цензуры. Канцелярия этого управления в 1862-1863 именовалась Особенной канцелярией при министре народного просвещения.
С 24 декабря 1834 при Министерстве народного просвещения работала Археографическая комиссия (с 18 февраля1837 — постоянно действующее учреждение). Согласно новому положению (1904) она имела целью «научное описание и систематическое издание источников отечественной истории и памятников юридических и литературных».
Согласно принятому 18 июня 1863 года «Учреждению Министерства народного просвещения» центральный аппарат Министерства народного просвещения включал Совет министра (рассматривал общие вопросы развития образования и науки в России), Департамент народного просвещения (ведал личным составом учебных заведений, инспекторскими, счетными, хозяйственными и судебными вопросами), Ученый комитет (рассматривал учебные программы, оценивал содержание книг, проекты уставов ученых обществ, отчеты лиц, имевших особые поручения от Министерства народного просвещения), при котором имелся особый отдел для рассмотрения книг, рекомендуемых для народного чтения.
В ведении Министерства народного просвещения находились Императорская Академия наук, Николаевская главная обсерватория, Императорская публичная библиотека, Румянцевский музей.
Во 2-й половине XIX в. Министерство народного просвещения особое внимание уделяло законодательной базе высшей и средней школы (Университетские уставы 18 июня 1863 и 23 августа 1884, Устав гимназии 19 ноября 1864, Устав училищ 15 мая 1872 и другим ).
В целях совершенствования управления учебными заведениями 14 июля 1864 года были образованы губернские, уездные и кое-где городские училищные советы, а в целях контроля за народными училищами и деятельностью земств в области народного образования 25 мая 1869 года учреждены должности инспекторов народных училищ.
13 ноября 1874 и 18 марта 1875 соответственно периодические издания «С.-Петербургские ведомости» и «St. Peterburger Zeitung» из чисто академических стали ведомственными.
С 1871 года действовала межведомственная Комиссия по устройству архивов.
22 апреля 1877 года при Министерстве народного просвещения образована Комиссия по международному обмену изданий по части наук и художеств.
В 1881 в Министерство народного просвещения передано большинство учебных заведений Министерства финансов, русскоязычные учебные заведения Финляндии и в бывших болгарских и немецких колониях, школы Закавказья.
В 1884 году при Ученом комитете образовано Отделение по техническому и профессиональному образованию, а в 1900 году уже в его составе Отдел по женскому профессиональному образованию.
В 1893 году при Департаменте народного просвещения открыто отделение, заведовавшее промышленными училищами.
31 мая 1904 года Министерство народного просвещения в очередной раз было реорганизовано.
Отныне в него входили: Совет министра, Департамент народного просвещения с состоявшим при нем Строительном комитетом, Отдел промышленных училищ, Департамент общих дел (дела по личному составу, составление финансовых смет, статистика ведомства и т.п.), Ученый комитет, Управление пенсионных касс народных учителей и учительниц, юрисконсультская часть, Постоянная комиссия народных чтений, Археографическая комиссия.
В 1915 году образовано бюро по вопросам среднего и высшего образования, в 1916 году — Советы по делам высших учебных заведений и профессионального образования.
В октябре 1917 года Министерство народного просвещения прекратило свое существование и его функции перешли к Народному комиссариату просвещения РСФСР.
Министры:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Название статьи:Министерство народного просвещения
Источник статьи:
Статьи, использованные при написании этой статьи: ПСЗ II. Т. 1. № 338; Т. 33. № 32819; Т. 37. № 38224; Т. 38. № 3 39751; Т. 40. № 42736; Т. 52. № 57204; ПСЗ III. T 4. № 2404; Т. 21. № 19904; СУ. 1904. № 60. Ст. 590; № 85. Ст. 869; 1910. № 117. Ст. 1246; Рождественский С.В. Ист. обзор деятельности Министерства нар. просвещения 1802-1902. Спб., 1902; Иванов А.Е. Высшая школа России в кон. XIX — нач. XX века. М., 1991; Он же: Ученые степени в рос. империи XVIII в. — 1917 г. М., 1994; Камоско Л.В. Деятельность Министерства нар. просвещения в кон. 60-х годов XIX в. // Московский ун-т: Сб. научных трудов аспирантов. М., 1970; Стаферова Е.Л. Министерство нар. просвещения и печать при А.В. Головнине // Отечественная история. 1995. № 5; Чесноков И.В. Министерство нар. просвещения и археографическо-издательская деятельность Академии наук в 80-х -1-й пол. 90-х годов XIX в. // Ист. записки. Воронеж, 1997. Вып. 2.
ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна
!
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию
- 0
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
Россия. Министерство народного просвещения.
Сборник постановлений по Министерству народнаго просвещения. — Санкт-Петербург : тип. Т-ва «Общественная польза», 1864-1904. — 27 см.
Т. 1: Царствование императора Александра I, 1802-1825. Т. 1. — 1864. — IV с., 1644, 44 стб., 42 с., 34 стб. : табл.
ещё
Читать Россия. Министерство народного просвещения.
Сборник постановлений по Министерству народнаго просвещения. — Санкт-Петербург : тип. Т-ва «Общественная польза», 1864-1904. — 27 см.
Т. 2: Царствование императора Николая I, 1825-1855. Отделение 1, 1825-1839. Т. 2. — 1864. — 1224 стб., 62 с., 42 стб., [3] с.
ещё
Читать Россия. Министерство народного просвещения.
Сборник постановлений по Министерству народнаго просвещения. — Санкт-Петербург : тип. Т-ва «Общественная польза», 1864-1904. — 27 см.
Т. 2: Царствование императора Николая I, 1825-1855. Отделение 2, 1840-1855. Т. 2. — 1864. — 1352, 12 стб., 105 с., 48 стб.
ещё
Читать Россия. Министерство народного просвещения.
Сборник постановлений по Министерству народнаго просвещения. — Санкт-Петербург : тип. Т-ва «Общественная польза», 1864-1904. — 27 см.
Т. 3: Царствование императора Александра II, 1855-1864. Т. 3. — 1865. — 1434, 140, 42 стб., [3] с. : табл.
ещё
Читать Россия. Министерство народного просвещения.
Сборник постановлений по Министерству народнаго просвещения. — Санкт-Петербург : тип. Т-ва «Общественная польза», 1864-1904. — 27 см.
Т. 4: Царствование императора Александра II, 1865-1870. Т. 4. — 1871. — [2] с., 1752 , 144 стб., 44 с., 44, 40 стб., : табл.
ещё
Читать Россия. Министерство народного просвещения.
Сборник постановлений по Министерству народнаго просвещения. — Санкт-Петербург : тип. Т-ва «Общественная польза», 1864-1904. — 27 см.
Т. 5: Царствование императора Александра II, 1871-1873. Т. 5. — 1877. — 2258 стб., 53, [1] с., 30, 30 стб., [1] л. портр. : табл.
ещё
Читать Россия. Министерство народного просвещения.
Сборник постановлений по Министерству народнаго просвещения. — Санкт-Петербург : тип. Т-ва «Общественная польза», 1864-1904. — 27 см.
Т. 6: Царствование императора Александра II, 1874-1876. Т. 6. — 1878. — 1830 стб., 59 с., 40, 44 стб.
ещё
Читать Россия. Министерство народного просвещения.
Сборник постановлений по Министерству народнаго просвещения. — Санкт-Петербург : тип. Т-ва «Общественная польза», 1864-1904. — 27 см.
Т. 7: Царствование императора Александра II, 1877-1881. Т. 7. — 1883. — 2294 стб., 63 с., 76 стб.
ещё
Читать Россия. Министерство народного просвещения.
Сборник постановлений по Министерству народнаго просвещения. — Санкт-Петербург : тип. Т-ва «Общественная польза», 1864-1904. — 27 см.
Т. 8: Царствование императора Александра III, 1881-1883 годы. Т. 8. — 1892. — 1758, 36 стб.
ещё
Читать Россия. Министерство народного просвещения.
Сборник постановлений по Министерству народнаго просвещения. — Санкт-Петербург : тип. Т-ва «Общественная польза», 1864-1904. — 27 см.
Т. 9: Царствование императора Александра III, 1884 год. Т. 9. — 1893. — 1352 стб., [3] с.
ещё
Читать Россия. Министерство народного просвещения.
Сборник постановлений по Министерству народнаго просвещения. — Санкт-Петербург : тип. Т-ва «Общественная польза», 1864-1904. — 27 см.
Т. 10: Царствование императора Александра III, 1885-1888 годы. Т. 10. — 1894. — 1490, 130 стб., [4] с.
ещё
Читать Россия. Министерство народного просвещения.
Сборник постановлений по Министерству народнаго просвещения. — Санкт-Петербург : тип. Т-ва «Общественная польза», 1864-1904. — 27 см.
Т. 11: Царствование императора Александра III, 1889-90 гг. Т. 11. — 1895. — 1908 стб., [4] с.
ещё
Читать Россия. Министерство народного просвещения.
Сборник постановлений по Министерству народнаго просвещения. — Санкт-Петербург : тип. Т-ва «Общественная польза», 1864-1904. — 27 см.
Т. 12: Царствование императора Александра III, 1891-1893 годы. Т. 12. — 1896. — 1960, 54 стб., [5] с.
ещё
Читать Россия. Министерство народного просвещения.
Сборник постановлений по Министерству народнаго просвещения. — Санкт-Петербург : тип. Т-ва «Общественная польза», 1864-1904. — 27 см.
Т. 13: Царствование государей императоров Александра III и Николая II, 1894-1895 годы. Т. 13. — 1898. — 2258, 76 стб., [4] с. : табл.
ещё
Читать Россия. Министерство народного просвещения.
Сборник постановлений по Министерству народнаго просвещения. — Санкт-Петербург : тип. Т-ва «Общественная польза», 1864-1904. — 27 см.
Т. 14: Царствование государя императора Николая II, 1896 год. Т. 14. — 1900. — 1514, 40 стб., [2] с. : табл.
ещё
Читать Россия. Министерство народного просвещения.
Сборник постановлений по Министерству народнаго просвещения. — Санкт-Петербург : тип. Т-ва «Общественная польза», 1864-1904. — 27 см.
Т. 15: Царствование государя императора Николая II, 1897-1898 годы. Т. 15. — 1902. — 2110, 64 стб., [3] с. : табл.
ещё
Читать Россия. Министерство народного просвещения.
Сборник постановлений по Министерству народнаго просвещения. — Санкт-Петербург : тип. Т-ва «Общественная польза», 1864-1904. — 27 см.
Т. 16: Царствование государя императора Николая II, 1899-й год. Т. 16. — 1903. — 1622, 40 стб., [2] с. : табл.
ещё
Читать Россия. Министерство народного просвещения.
Сборник постановлений по Министерству народнаго просвещения. — Санкт-Петербург : тип. Т-ва «Общественная польза», 1864-1904. — 27 см.
Т. 17: Царствование государя императора Николая II, 1900-й год. Т. 17. — 1904. — 2284, 36 стб., [3] с. : табл.
ещё
Читать Россия. Министерство народного просвещения.
Сборник постановлений по Министерству народнаго просвещения. — Санкт-Петербург : тип. Т-ва «Общественная польза», 1864-1904. — 27 см.
Алфавитный указатель к Сборнику постановлений по Министерству народнаго просвещения (1802-1864). — 1866. — 260 стб., [2] с.
ещё
Читать Россия. Министерство народного просвещения.
Сборник постановлений по Министерству народнаго просвещения. — Санкт-Петербург : тип. Т-ва «Общественная польза», 1864-1904. — 27 см.
Алфавитный указатель к Сборнику постановлений по Министерству народнаго просвещения (1802-1881). — 1888 (обл. 1889). — VI с., 570 стб.
ещё
Читать Россия. Министерство народного просвещения.
Сборник постановлений по Министерству народнаго просвещения. — Санкт-Петербург : тип. Т-ва «Общественная польза», 1864-1904. — 27 см.
Дополнение к Сборнику постановлений по Министерству народнаго просвещения, 1803-1864. — 1867. — 1096 стб., 9 с., 28. 66 стб., [2] с. : табл.
ещё
Читать Россия. Министерство народного просвещения.
Сборник постановлений по Министерству народнаго просвещения. — Санкт-Петербург : тип. Т-ва «Общественная польза», 1864-1904. — 27 см.
Алфавитный указатель к Сборнику постановлений по Министерству народнаго просвещения, 1881-1900. — 1906. — 350 стб., [3] с.
ещё
Читать
Здание в С.-Петербурге, где в 1833–1917 размещалось Министерство народного просвещения Российской империи. 1828–33. Архитектор К. И. Росси. Ныне административное здание. Фото 2011.
Фото А. И. Нагаева
МИНИСТЕ́РСТВО НАРО́ДНОГО ПРОСВЕЩЕ́НИЯ (МНП), центр. гос. учреждение в России, ведавшее вопросами образования и науки. Должность министра нар. просвещения учреждена министерской реформой 1802, ему подчинены совещат. органы – Комиссия об учреждении нар. училищ (1782–1803), а также вновь образованная Комиссия об училищах (1802; с 1803 Гл. правление училищ, с 1863 Совет министра), которая подготовила Предварит. правила нар. просвещения от 24.1(5.2).1803, определившие основы системы учебных заведений всех уровней. В 1803 учреждён Деп-т нар. просвещения – осн. структурная часть МНП.
Формировалась система местного управления МНП. В 1803 образованы первые учебные округа МНП: Дерптский (в 1893–1918 Рижский), Казанский, Моск., С.-Петерб., Харьковский, Виленский (1803–32, 1850–63); позднее созданы Белорус. (1829–50), Одесский (1830–1918), Киевский (1832–1918), Варшавский (1839–1861/62, 1867–1918), Кавк. (1848–60, 1883–1918), Оренбургский (1874–1918) и Зап.-Сиб. (1885–1918) учебные округа. Учебный округ возглавлял (до 1835 совм. с училищным комитетом ун-та) попечитель учебного округа (1803–1918; в некоторых регионах их обязанности исполняли губернаторы и генерал-губернаторы), который осуществлял управление (до 1835 – надзор) учебными заведениями всех уровней: высшими и средними – непосредственно, начальными (осн. часть учебных заведений) – через промежуточные инстанции. Начальные школы после образования МНП переданы из ведения приказов общественного призрения в подчинение директоров губернских гимназий и смотрителей уездных училищ. Позднее для управления ими введены должности инспекторов нар. училищ: в Сев.-Зап. крае (1863), в 33 губерниях Европ. России и Бессарабской обл. (1869), почти на всей территории Рос. империи (к нач. 20 в.). Первоначально они подчинялись прямо попечителю учебного округа и ведали начальными школами всей губернии, в 1874 подчинены губернским директорам нар. училищ. Число инспекторов росло (787 в 1914), их участки уменьшались вплоть до одного или части уезда или крупного города в нач. 20 в. С 1864 часть функций по управлению начальными училищами осуществляли межведомств. губернские и уездные училищные советы. Их состав окончательно определён в 1874: предводитель дворянства (пред.), инспектор или директор нар. училищ, представители от МВД, православного духовенства и органов местного земского и гор. самоуправления (содержали и осуществляли хозяйств. обслуживание большинства начальных учебных заведений), с 1895 – также земские начальники (по делам школ своих участков).
Манифестом имп. Александра I от 24.10(5.11).1817, «дабы христианское благочестие было всегда основанием истинного просвещения», МНП упразднено, Деп-т нар. просвещения и Гл. правление училищ наряду с Синодом, адм. и хозяйств. учреждениями при нём и Департаментом духовных дел иностранных исповеданий вошли в состав Мин-ва духовных дел и нар. просвещения. Оно упразднено с отставкой министра – кн. А. Н. Голицына – в 1824, тогда же МНП восстановлено (дела иностр. исповеданий оставались в его подчинении до 1832).
В ведении МНП состояла осн. часть учебных заведений, в т. ч. университеты, большинство институтов гуманитарного профиля и часть инж.-технич. вузов (всего 28 гос. и 39 обществ. и частных вузов к 1917), почти все средние общеобразоват. учебные заведения (гимназии, реальные училища) и большинство начальных (приходские, уездные, «министерские», городские и земские училища, высшие начальные училища), а также некоторые виды средних спец. учебных заведений (учительские семинарии и ин-ты и др.), лицеи (кроме Царскосельского с 1822), мед. учебные заведения (1810–82), православные духовные академии (1810–24). МНП участвовало в организации низшего и среднего проф.-технич. образования (с 1888). В последней трети 19 в. ведомству нар. просвещения переданы (гл. обр. из подчинения МВД): ветеринарные институты (1873), православные (1873) и евангелическо-лютеранские (1886–87) начальные училища в Прибалтике, башкирские, киргизские (казахские) и татарские школы (1874), училища горного ведомства (1879), центр. училища в болг. и нем. колониях (1881), речные и мореходные средние учебные заведения (1881–98), начальные училища при римско-католич. (1892) и армяно-григорианских (1897) приходах и др. Доля начальных общеобразоват. школ, находившихся в ведении МНП, в 1897–1910 возросла с 42 до 59,5% (59,9 тыс. учебных заведений), доля учеников от общего числа учащихся в начальных школах всех ведомств – с 61,5 до 67,5% (4473 тыс. чел.). Централизация управления начальным образованием завершена с переходом в ведение МНП школ ряда казачьих войск, остававшихся в подчинении Воен. мин-ва (1916), а после Февр. революции 1917 – всех начальных учебных заведений Синода и др. ведомств [20.6(3.7).1917].
МНП утверждало в должностях (с 1835) или назначало (с 1884) преподавательский состав университетов, управляло казёнными средними учебными заведениями, давало разрешение на открытие частных учебных заведений, надзирало за их деятельностью и выдавало разовые и постоянные пособия некоторым из них, следило за работой домашних учителей. Рассматривало вопросы учебно-воспитат. характера, программы, учебники и учебные пособия и допускало их к употреблению в учебных заведениях всех уровней и для нар. чтений. С 1908 вело работы по введению всеобщего начального обучения. Осуществляло цензуру книг и периодич. изданий, за исключением духовных и военных, а также театрально-драматических (в 1862–63 цензура передана в МВД, где было создано Главное управление по делам печати). Ведомство издавало «Журнал Министерства народного просвещения» (1834–1917; преобладали материалы по истории, литературоведению, классич. филологии, педагогике), а также газеты «Санкт-Петербургские ведомости» (1874–1904) и «St. Petersburger Zeitung» (1875–1917).
МНП выступало с ходатайствами перед верховной властью о материальных нуждах подведомственных ему автономных учреждений – Петерб. АН (с 1802), АХ (1811–29), Имп. публичной б-ки (ныне РНБ) (1810–50, 1863–1917), Румянцевского (1828–50, 1861–1917) и Исторического (с 1882) музеев, археографических комиссий, астрономических (с 1862) и метеорологических (с 1884) обсерваторий и др. науч. организаций. Утверждало уставы науч., лит., худож. и просветительных обществ, следило за их соблюдением, выдавало пособия некоторым обществам и участвовало в подготовке науч. съездов, субсидировало провинциальные публичные библиотеки (с 1834), архивные комиссии (с 1884).
После Окт. революции 1917 вместо МНП учреждён Народный комиссариат просвещения РСФСР, затем созданы аналогичные наркоматы в др. союзных республиках (в 1946 все преобразованы в республиканские министерства, которые в 1966–88 являлись органами Мин-ва просвещения СССР). Высшие и средние спец. учебные заведения управлялись союзными и союзно-республиканскими ведомствами – Всесоюзным к-том по делам высшей школы при СНК СССР (1936–1946), Мин-вом высшего образования СССР (1946–53, 1954–59), Мин-вом культуры СССР (1953–54), Мин-вом высшего и среднего спец. образования СССР (1959–88), Гос. к-том СМ СССР (с 1978 Гос. к-т СССР) по проф.-технич. образованию (1959–63, 1965–88). В 1988–1991 управление всеми ступенями образования сосредоточено в Гос. к-те СССР по нар. образованию. Органы управления образованием в РФ – Мин-во образования РФ (до кон. 1991 – РСФСР; 1990–1996, 1999–2004), Мин-во общего и проф. образования РФ (1996–99), Мин-во образования и науки РФ (с 2004).
Список руководителей ведомства см. в приложении «Государственные учреждения России, СССР, РФ» в томе «Россия».
9715 / 12876