Заместитель заведующего центром истории педагогики и образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», д.п.н. Анатолий Владимирович Овчинников
В начале XIX столетия российским царем-реформатором Александром I были проведены крупные изменения в управлении страной, в результате которых были созданы министерства, в том числе Министерство народного просвещения. «Министр Народного Просвещения, воспитания юношества и распространения наук имеет в непосредственном ведении своем Главное Училищное Правление с принадлежащими ему частями, Академию Наук, Российскую академию и все другие училища, кроме представленных попечению Любезнейшей Родительницы Нашей Императрицы Марии Федоровны, и находящихся по особому повелению Нашему в управлении других особ или мест; Типографии частные и казенные, исключая из сих последних состоящих также под непосредственным чьим-либо ведомством; Цензуру, издание ведомственных и всяких периодических сочинений, народные библиотеки, собрание крепостей, натуральные кабинеты, музеи и всякие учреждения, какие впредь для распространения наук заведены быть могут» — говорилось в документе.
Далее последовал Указ Императора «Об устройстве училищ», разработаны «Предварительные правила народного просвещения». Так началось создание системы управления отечественным образованием, во главе которого встало Министерство народного просвещения, прямым наследником богатых традиций которого стало Министерство науки и образования Российской Федерации. И сегодня, в год 215-летия этого органа государственной власти страны, крайне важно вспомнить основные вехи истории для того, чтобы четко выстраивать стратегию будущего.
В первые годы работы Министерства система российского образования состояла из уездных училищ, гимназий и университетов. До принятия в 1828 году нового устава гимназий и училищ, более консервативной направленности, чем первые документы, задача гимназического образования заключалась в том, чтобы готовить учащихся к поступлению в университет, а также «давать сведения, необходимые для благовоспитанного человека». Уездные училища должны были готовить к поступлению в гимназии и обеспечивать возможность детям из семей различного состояния получать необходимые знания для участия в промышленном производстве «сообразно их состоянию».
Вступивший на российский престол Николай I сразу же обратил внимание подданных на важность вопросов народного образования и воспитания. В манифесте 13 июля 1826 г., объявлявшем приговор участникам восстания декабристов, император сказал о настоятельной необходимости «нравственного воспитания детей». И это легло в основу дальнейшей деятельности Министерства, ставшего одним из главных идеологическим центров страны.
Министром народного просвещения Алексеем Семеновичем Шишковым, адмиралом в отставке, известным филологом, литератором и публицистом, был существенно изменен политический курс. Министерство стало контролировать деятельность всех приходских училищ. Был создан Комитет для рассмотрения учебных пособий, действовавший до 1837 года. За это время было рассмотрено 1960 рукописных и печатных материалов. Кроме того, сами члены Комитета приняли участие в составлении 39 учебников.
В 1833 году министром был назначен граф Сергей Семенович Уваров – крупный учёный-актиковед, который разработал программу развития образования, основанную на традициях русской государственности и культуры, с учетом тенденций развития культуры и образования других стран. В эти годы министерство фактически основало государственную систему профессионального образования.
В годы либерального правления Александра II министерством руководили: Авраам Сергеевич Норов (1853-1858), Евграф Петрович Ковалевский (1858-1861), Ефим Васильевич Путятин (28.06.1861-25.12.1861), Александр Васильевич Головнин (1861-1866) и Дмитрий Андреевич Толстой (1866 -1880). Каждый из них был образованнейшим человеком, ученым и государственным деятелем.
В это время Великих реформ, окончательно поставивших Россию на путь модернизации, министерство снова служило во благо будущего России. Оно активно проводило политику поддержки инициатив сельских обществ по устройству народных училищ, способствовало выделению льготных денежных кредитов на их строительство. Главная задача министерства состояла в том, чтобы, «во-первых, и заботиться о правильном всестороннем нравственно-религиозном, умственном, физическом и эстетическом образовании молодых поколений и, во-вторых, содействовать расширению области человеческих знаний вообще и в особенности распространению их в нашем отечестве».
Годы правления Александра III стали для министерства временем корректировки реформ в сторону усиления консервативно-традиционалистских начал в образовании. 24 апреля 1880 г. пост министра народного просвещения занял Андрей Александрович Сабуров, на протяжении многих лет прослуживший в ведомстве юстиции. Ровно через 11 месяцев, 24 марта 1981 года его сменил барон Александр Павлович Николаи, проведший большую часть своей государственной службы на Кавказе. После него, пост министра народного просвещения занял граф Иван Давыдович Делянов (1882 – 1897), работавший в министерстве, а до этого — попечителем С.-Петербургского учебного округа. Особенностью его правления стали активные поиски баланса светского и духовного начал в воспитании и обучении российских детей.
Министр народного просвещения доктор права, крупный специалист по римскому праву Николай Павлович Боголепов (1898-1901) поставил на очередь вопрос о коренном пересмотре системы среднего образования. В циркуляре от 8 июля 1899 г. попечителям учебных округов «Об учреждении комиссии по вопросу об улучшениях в средней школе» министр предлагал «…воспользоваться как достижениями уже успехами в педагогическом деле, так и указаниями многолетнего опыта, чтобы по возможности устранив существующие недостатки средней школы и вообще улучшить и сделать более успешным и плодотворным наше среднее образование». Министр представил на «высочайшее благовоззрение» основные черты новой реформы средней школы, в основе которой лежали национальные интересы. Повышалось внимание к задачам нравственного и физического воспитания учащихся, вносились изменения в учебные планы гимназий и реальных училищ. Но в начале 1901 г. министр был убит, и идеи реформы не воплотились.
Преемником Н.П. Боголепова стал генерал-адъютант Петр Семенович Ванновский (1901-1902), при котором продолжились работы по выработке стратегии реформирования отечественного образования.
Последние годы перед переломным 1917 годом Министерство проводило политику сохранения стабильности системы образования и его дальнейшего реформирования в тяжелых условиях социального конфликта, работая в тесном сотрудничестве с новым органом власти – Государственной Думой.
Теперь министерство должно было осуществлять общий контроль за развитием образования в стране и готовить соответствующие законодательные предложения. В этих условиях существенно усиливалась роль органов местного самоуправления, с которыми центральная власть должна была тесно сотрудничать.
В соответствии с изменением социокультурной и политической ситуации в стране, Министерство обозначило ряд важных мер организационно-педагогического характера. Например, каждый преподаватель должен был ежегодно детально прорабатывать свои программы и материал, руководствуясь примерными планами Министерства. Особое внимание обращалось на выполнение педагогических требований. «Необходимо воспитать в ученике сознание, что требуемое от него, безусловно, должно быть исполнено».
В первое десятилетие ХХ века развитие России шло интенсивными темпами. Быстро росло число учебных заведений. Министерство совместно с Государственной Думой воплотили в жизнь идею о создании школьно-строительного фонда, средства которого шли на строительство новых школьных зданий для реализации идеи всеобщего начального обучения. В кратчайшие исторические сроки планировалось создать реальные экономические и организационные условия для резкого повышения функциональной и общеобразовательной грамотности населения страны. «Многие формы жизни стали новыми, а формы обучения до того уже обветшали, что пришло время подумать об их усовершенствовании», писал об этом времени Дмитрий Иванович Менделеев.
Министерством выдвигалась задача воспитания грамотного российского гражданина, способного свободно владеть русским языком, правильно и логично выражать свои мысли, делая из них «правильно и логически построенные предложения». Педагогам настоятельно рекомендовалось усилить внимание к русскому языку и словесности, для чего давать больше письменных работ и сочинений.
Революционные события 1905 -1907 годов и последующие годы стали сложными для России. За десять лет смелось шесть министров народного просвещения: филолог, специалист по римской словесности Григорий Эдуардович Зенгер (1902 — 1904), боевой генерал и начальник академии Генштаба Владимир Гаврилович Глазов (1904 – 1905), известный юрист, нумизмат и археолог Иван Иванович Толстой (1905 — 1906), член Государственного Совета, политический и общественный деятель Пётр Михайлович Кауфман (1906 — 1908), профессор филологии Александр Николаевич Шварц (1908 — 1910), крупный ученый-юрист Лев Аристидович Кассо (1910 — 1914). При их руководстве министерство народного просвещения не только сохранило школьную систему страны, но и наладила диалог с правящим политическим большинством Государственной Думы, разработав долгосрочную стратегию развития образования, введения на всей территории страны обязательного начального образования.
Важную роль в этом принятый благодаря взвешенной образовательной политике Министерства 25 июня 1912 г. закон о высших начальных училищах. Этот закон закрепил достигнутые результаты, сделал возможным поставить более весомые задачи перед образовательной системой России, вовлекая все больше сословий в развитие культуры и просвещения.
В последние годы существования Российской империи министерство проводило активную деятельность по профессиональной подготовке учителей. Были созданы нормативные акты, регулировавшие правила получения звания учителя. Планировалось создать целую сеть краткосрочных курсов для подготовки педагогов.
Поскольку к российской школе проявляли интерес различные политические партии и движения, министерство неустанно провозглашало принцип непартийности обучения. Напротив, основой для развития российской школы должны были стать научные достижения наук о человеке.
Казалось, что идеи, задуманные Министерством народного просвещения и Государственной Думой, получат развитие, и Россия станет страной с высоким уровнем образования населения. Но история распорядилась иначе. Россия вступила в Первую мировую войну, что означало сокращение ассигнований на развитие образования. Перед страной встали другие задачи – задачи сохранения и выживания. И Министерство народного просвещения строго последовало их решению. В каждом учебном округе создавались особые педагогические комиссии, которые составили основу организации обучения детей в условиях военного времени. Особое внимание уделялось поддержки детей, оставшихся без родительского попечения. Министерство стало организатором широкой агитационно-патриотической работы не только среди учащихся, но и всего населения империи.
Тяжелые годы Первой мировой войны стали временем проверки на прочность взаимодействия власти и родительской общественности. Осознавая угрозу, нависшую над страной, сгладились многие противоречия, которые казались неразрешимыми еще совсем недавно – во время первой русской революции 1905-1907 годов. Вновь была выдвинута идея реформирования школьного образования в стране, одним из авторов которой стал министр народного просвещения, видный государственный деятель, граф Павел Николаевич Игнатьев (1915 — 1916). Но разумным и перспективным начинаниям крупного реформатора не суждено было сбыться.
Из столь краткого изложения следует, что на протяжении всего дореволюционного периода развития российского образования Министерство народного просвещения выступало в качестве основного государственного органа, который разрабатывал стратегию обучения и воспитания граждан. На протяжении более чем ста лет оно усматривало свою главную миссию в создании благоприятных условий для развития основного капитала любой страны – капитала человеческого, действуя в сложных социально-политических условиях изменяющейся России.
Каждый министр и высокий чиновник министерства оставил свой вклад не только на поприще управления, но и в государственной политике, науке и культуре. Несмотря на различные политические пристрастия и интересы каждый из них в меру сил и знаний беззаветно служил просвещению российского народа, честно исполняя свой человеческий долг. И сегодня духовное наследие организации народного образования заставляет вновь задуматься о судьбах великой России о ее перспективах участия в формировании мирового образовательного пространства в контексте прогрессивного развития человечества при сохранении и приумножении богатых гуманистических традиций нашей Родины.
Министерство народного просвещения
Работало в 1802-1817; 1824-1917 гг.
Центральное государственное учреждение, руководившее университетами, школами и училищами различных типов, научными учреждениями, библиотеками, музеями, типографиями.
Образовано манифестом от 8 сентября 1802 года «Об учреждении министерств» в целях «воспитания юношества и распространения наук».
Первым из центральных учреждений ведомства стала Комиссия об училищах (с 24 января 1803 по 18 июня 1863 — Главное правление училищ), состоявшая из попечителей университетов и учебных округов и назначенных императором членов под председательством министра народного просвещения.
Министерство народного просвещения руководило составлением уставов и правил для университетов, средних и низших учебных заведений, ведало назначением и перемещением профессорско-преподавательского состава, снабжало учебные заведения книгами и учебными пособиями. Высшим совещательным органом Министерства народного просвещения являлся учрежденный 7 января 1803 года Департамент народного просвещения, наделенный в осн. административно-распорядительными функциями.
В марте 1803 года образована Канцелярия Главного правления училищ и контора, управлявшая доходами правления.
В 1808 году на основе одной из экспедиций канцелярии и конторы образован Хозяйственный комитет.
Главными функциями Министерства народного просвещения в первые годы стали: образование системы учебных округов, увеличение числа университетов и превращение их в органы управления учебными заведениями, утверждение уставов университетов с их автономией в вопросах внутреннего управления и суда.
В 1804 – 1826 гг. Министерство народного просвещения осуществляло цензуру печати через цензурные комитеты при университетах.
5 ноября 1804 года утвержден «Устав учебных заведений, подведомственных университетам», по которому создавалась сеть местных учебных заведений, носивших всесословный характер. Одновременно Министерство народного просвещения открыло ряд привилегированных учебных заведений — лицеев. Согласно манифесту от 25 июля 1810 года «О разделении государственных дел на особые управления» к Министерство народного просвещения перешло управление всеми академиями и учебными заведениями, кроме военного и православного исповедания.
В 1817-1824 гг. аппарат Министерства народного просвещения был включен в состав Министерства духовных дел и народного просвещения. После воссоздания Министерства народного просвещения в его составе продолжал действовать Ученый комитет (27 марта 1817 — 10 сентября 1831, 5 мая 1856-1917), ведавший общими вопросами учебного характера и рассматривавший проекты учебных пособий.
20 января 1825 года начала работу Канцелярия министра народного просвещения и главноуправляющего духовными делами иностранных исповеданий (окончательное разделение этих ведомств состоялось 25 апреля 1812 года).
Канцелярия вела секретные дела, частную переписку министра, осуществляла перевод с иностранных языков и т.п.
С 10 сентября 1831 года в Департаменте народного просвещения сосредоточена статистическая работа, а с 31 мая 1835 -хозяйственные дела ведомства, руководство архивом министерства, книжным магазином, «Журналом Министерства народного просвещения». Главное правление училищ с 1835 года оставалось на правах Совета министра и решало дела, уже предварительно рассмотренные в Департаменте.
С 14 мая 1826 по 13 марта 1850 под руководством министра народного просвещения действовал межведомственный Комитет устройства учебных заведений. Он рассматривал новый университетский устав, уставы Нежинского и Ришельевского лицеев и т.п. При этом комитете на правах отделения действовал Комитет для рассмотрения учебных пособий.
С 22 апреля 1826 по 10 марта 1863 в Министерстве народного просвещения находилось Главное управление цензуры. Канцелярия этого управления в 1862-1863 именовалась Особенной канцелярией при министре народного просвещения.
С 24 декабря 1834 при Министерстве народного просвещения работала Археографическая комиссия (с 18 февраля1837 — постоянно действующее учреждение). Согласно новому положению (1904) она имела целью «научное описание и систематическое издание источников отечественной истории и памятников юридических и литературных».
Согласно принятому 18 июня 1863 года «Учреждению Министерства народного просвещения» центральный аппарат Министерства народного просвещения включал Совет министра (рассматривал общие вопросы развития образования и науки в России), Департамент народного просвещения (ведал личным составом учебных заведений, инспекторскими, счетными, хозяйственными и судебными вопросами), Ученый комитет (рассматривал учебные программы, оценивал содержание книг, проекты уставов ученых обществ, отчеты лиц, имевших особые поручения от Министерства народного просвещения), при котором имелся особый отдел для рассмотрения книг, рекомендуемых для народного чтения.
В ведении Министерства народного просвещения находились Императорская Академия наук, Николаевская главная обсерватория, Императорская публичная библиотека, Румянцевский музей.
Во 2-й половине XIX в. Министерство народного просвещения особое внимание уделяло законодательной базе высшей и средней школы (Университетские уставы 18 июня 1863 и 23 августа 1884, Устав гимназии 19 ноября 1864, Устав училищ 15 мая 1872 и другим ).
В целях совершенствования управления учебными заведениями 14 июля 1864 года были образованы губернские, уездные и кое-где городские училищные советы, а в целях контроля за народными училищами и деятельностью земств в области народного образования 25 мая 1869 года учреждены должности инспекторов народных училищ.
13 ноября 1874 и 18 марта 1875 соответственно периодические издания «С.-Петербургские ведомости» и «St. Peterburger Zeitung» из чисто академических стали ведомственными.
С 1871 года действовала межведомственная Комиссия по устройству архивов.
22 апреля 1877 года при Министерстве народного просвещения образована Комиссия по международному обмену изданий по части наук и художеств.
В 1881 в Министерство народного просвещения передано большинство учебных заведений Министерства финансов, русскоязычные учебные заведения Финляндии и в бывших болгарских и немецких колониях, школы Закавказья.
В 1884 году при Ученом комитете образовано Отделение по техническому и профессиональному образованию, а в 1900 году уже в его составе Отдел по женскому профессиональному образованию.
В 1893 году при Департаменте народного просвещения открыто отделение, заведовавшее промышленными училищами.
31 мая 1904 года Министерство народного просвещения в очередной раз было реорганизовано.
Отныне в него входили: Совет министра, Департамент народного просвещения с состоявшим при нем Строительном комитетом, Отдел промышленных училищ, Департамент общих дел (дела по личному составу, составление финансовых смет, статистика ведомства и т.п.), Ученый комитет, Управление пенсионных касс народных учителей и учительниц, юрисконсультская часть, Постоянная комиссия народных чтений, Археографическая комиссия.
В 1915 году образовано бюро по вопросам среднего и высшего образования, в 1916 году — Советы по делам высших учебных заведений и профессионального образования.
В октябре 1917 года Министерство народного просвещения прекратило свое существование и его функции перешли к Народному комиссариату просвещения РСФСР.
Министры:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Название статьи:Министерство народного просвещения
Источник статьи:
Статьи, использованные при написании этой статьи: ПСЗ II. Т. 1. № 338; Т. 33. № 32819; Т. 37. № 38224; Т. 38. № 3 39751; Т. 40. № 42736; Т. 52. № 57204; ПСЗ III. T 4. № 2404; Т. 21. № 19904; СУ. 1904. № 60. Ст. 590; № 85. Ст. 869; 1910. № 117. Ст. 1246; Рождественский С.В. Ист. обзор деятельности Министерства нар. просвещения 1802-1902. Спб., 1902; Иванов А.Е. Высшая школа России в кон. XIX — нач. XX века. М., 1991; Он же: Ученые степени в рос. империи XVIII в. — 1917 г. М., 1994; Камоско Л.В. Деятельность Министерства нар. просвещения в кон. 60-х годов XIX в. // Московский ун-т: Сб. научных трудов аспирантов. М., 1970; Стаферова Е.Л. Министерство нар. просвещения и печать при А.В. Головнине // Отечественная история. 1995. № 5; Чесноков И.В. Министерство нар. просвещения и археографическо-издательская деятельность Академии наук в 80-х -1-й пол. 90-х годов XIX в. // Ист. записки. Воронеж, 1997. Вып. 2.
ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна
!
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию
- 0
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
Здание в С.-Петербурге, где в 1833–1917 размещалось Министерство народного просвещения Российской империи. 1828–33. Архитектор К. И. Росси. Ныне административное здание. Фото 2011.
Фото А. И. Нагаева
МИНИСТЕ́РСТВО НАРО́ДНОГО ПРОСВЕЩЕ́НИЯ (МНП), центр. гос. учреждение в России, ведавшее вопросами образования и науки. Должность министра нар. просвещения учреждена министерской реформой 1802, ему подчинены совещат. органы – Комиссия об учреждении нар. училищ (1782–1803), а также вновь образованная Комиссия об училищах (1802; с 1803 Гл. правление училищ, с 1863 Совет министра), которая подготовила Предварит. правила нар. просвещения от 24.1(5.2).1803, определившие основы системы учебных заведений всех уровней. В 1803 учреждён Деп-т нар. просвещения – осн. структурная часть МНП.
Формировалась система местного управления МНП. В 1803 образованы первые учебные округа МНП: Дерптский (в 1893–1918 Рижский), Казанский, Моск., С.-Петерб., Харьковский, Виленский (1803–32, 1850–63); позднее созданы Белорус. (1829–50), Одесский (1830–1918), Киевский (1832–1918), Варшавский (1839–1861/62, 1867–1918), Кавк. (1848–60, 1883–1918), Оренбургский (1874–1918) и Зап.-Сиб. (1885–1918) учебные округа. Учебный округ возглавлял (до 1835 совм. с училищным комитетом ун-та) попечитель учебного округа (1803–1918; в некоторых регионах их обязанности исполняли губернаторы и генерал-губернаторы), который осуществлял управление (до 1835 – надзор) учебными заведениями всех уровней: высшими и средними – непосредственно, начальными (осн. часть учебных заведений) – через промежуточные инстанции. Начальные школы после образования МНП переданы из ведения приказов общественного призрения в подчинение директоров губернских гимназий и смотрителей уездных училищ. Позднее для управления ими введены должности инспекторов нар. училищ: в Сев.-Зап. крае (1863), в 33 губерниях Европ. России и Бессарабской обл. (1869), почти на всей территории Рос. империи (к нач. 20 в.). Первоначально они подчинялись прямо попечителю учебного округа и ведали начальными школами всей губернии, в 1874 подчинены губернским директорам нар. училищ. Число инспекторов росло (787 в 1914), их участки уменьшались вплоть до одного или части уезда или крупного города в нач. 20 в. С 1864 часть функций по управлению начальными училищами осуществляли межведомств. губернские и уездные училищные советы. Их состав окончательно определён в 1874: предводитель дворянства (пред.), инспектор или директор нар. училищ, представители от МВД, православного духовенства и органов местного земского и гор. самоуправления (содержали и осуществляли хозяйств. обслуживание большинства начальных учебных заведений), с 1895 – также земские начальники (по делам школ своих участков).
Манифестом имп. Александра I от 24.10(5.11).1817, «дабы христианское благочестие было всегда основанием истинного просвещения», МНП упразднено, Деп-т нар. просвещения и Гл. правление училищ наряду с Синодом, адм. и хозяйств. учреждениями при нём и Департаментом духовных дел иностранных исповеданий вошли в состав Мин-ва духовных дел и нар. просвещения. Оно упразднено с отставкой министра – кн. А. Н. Голицына – в 1824, тогда же МНП восстановлено (дела иностр. исповеданий оставались в его подчинении до 1832).
В ведении МНП состояла осн. часть учебных заведений, в т. ч. университеты, большинство институтов гуманитарного профиля и часть инж.-технич. вузов (всего 28 гос. и 39 обществ. и частных вузов к 1917), почти все средние общеобразоват. учебные заведения (гимназии, реальные училища) и большинство начальных (приходские, уездные, «министерские», городские и земские училища, высшие начальные училища), а также некоторые виды средних спец. учебных заведений (учительские семинарии и ин-ты и др.), лицеи (кроме Царскосельского с 1822), мед. учебные заведения (1810–82), православные духовные академии (1810–24). МНП участвовало в организации низшего и среднего проф.-технич. образования (с 1888). В последней трети 19 в. ведомству нар. просвещения переданы (гл. обр. из подчинения МВД): ветеринарные институты (1873), православные (1873) и евангелическо-лютеранские (1886–87) начальные училища в Прибалтике, башкирские, киргизские (казахские) и татарские школы (1874), училища горного ведомства (1879), центр. училища в болг. и нем. колониях (1881), речные и мореходные средние учебные заведения (1881–98), начальные училища при римско-католич. (1892) и армяно-григорианских (1897) приходах и др. Доля начальных общеобразоват. школ, находившихся в ведении МНП, в 1897–1910 возросла с 42 до 59,5% (59,9 тыс. учебных заведений), доля учеников от общего числа учащихся в начальных школах всех ведомств – с 61,5 до 67,5% (4473 тыс. чел.). Централизация управления начальным образованием завершена с переходом в ведение МНП школ ряда казачьих войск, остававшихся в подчинении Воен. мин-ва (1916), а после Февр. революции 1917 – всех начальных учебных заведений Синода и др. ведомств [20.6(3.7).1917].
МНП утверждало в должностях (с 1835) или назначало (с 1884) преподавательский состав университетов, управляло казёнными средними учебными заведениями, давало разрешение на открытие частных учебных заведений, надзирало за их деятельностью и выдавало разовые и постоянные пособия некоторым из них, следило за работой домашних учителей. Рассматривало вопросы учебно-воспитат. характера, программы, учебники и учебные пособия и допускало их к употреблению в учебных заведениях всех уровней и для нар. чтений. С 1908 вело работы по введению всеобщего начального обучения. Осуществляло цензуру книг и периодич. изданий, за исключением духовных и военных, а также театрально-драматических (в 1862–63 цензура передана в МВД, где было создано Главное управление по делам печати). Ведомство издавало «Журнал Министерства народного просвещения» (1834–1917; преобладали материалы по истории, литературоведению, классич. филологии, педагогике), а также газеты «Санкт-Петербургские ведомости» (1874–1904) и «St. Petersburger Zeitung» (1875–1917).
МНП выступало с ходатайствами перед верховной властью о материальных нуждах подведомственных ему автономных учреждений – Петерб. АН (с 1802), АХ (1811–29), Имп. публичной б-ки (ныне РНБ) (1810–50, 1863–1917), Румянцевского (1828–50, 1861–1917) и Исторического (с 1882) музеев, археографических комиссий, астрономических (с 1862) и метеорологических (с 1884) обсерваторий и др. науч. организаций. Утверждало уставы науч., лит., худож. и просветительных обществ, следило за их соблюдением, выдавало пособия некоторым обществам и участвовало в подготовке науч. съездов, субсидировало провинциальные публичные библиотеки (с 1834), архивные комиссии (с 1884).
После Окт. революции 1917 вместо МНП учреждён Народный комиссариат просвещения РСФСР, затем созданы аналогичные наркоматы в др. союзных республиках (в 1946 все преобразованы в республиканские министерства, которые в 1966–88 являлись органами Мин-ва просвещения СССР). Высшие и средние спец. учебные заведения управлялись союзными и союзно-республиканскими ведомствами – Всесоюзным к-том по делам высшей школы при СНК СССР (1936–1946), Мин-вом высшего образования СССР (1946–53, 1954–59), Мин-вом культуры СССР (1953–54), Мин-вом высшего и среднего спец. образования СССР (1959–88), Гос. к-том СМ СССР (с 1978 Гос. к-т СССР) по проф.-технич. образованию (1959–63, 1965–88). В 1988–1991 управление всеми ступенями образования сосредоточено в Гос. к-те СССР по нар. образованию. Органы управления образованием в РФ – Мин-во образования РФ (до кон. 1991 – РСФСР; 1990–1996, 1999–2004), Мин-во общего и проф. образования РФ (1996–99), Мин-во образования и науки РФ (с 2004).
Список руководителей ведомства см. в приложении «Государственные учреждения России, СССР, РФ» в томе «Россия».
(жирным
выделены те, о которых Рыбас говорил)
-
Завадовский
Пётр Васильевич (2 сентября 1802 —
11 апреля 1810)
В
бытность Завадовского министром
народного просвещения появились народные
школы, в уездах — уездные училиша, в
губерниях — гимназии; были учреждены
учебные округа, изданы уставы университетов
и основаны Казанский,
Харьковский и Дерптский университеты,
открыт Петербургский педагогический
институт.
-
Разумовский,
Алексей Кириллович (11 апреля 1810 —
10 августа 1816)
В
1810 г. Разумовский был назначен
министром народного просвещения. В
первые два года его управления были
открыты 72 приходских школы, 24 уездных
училища, несколько гимназий и других
учебных заведений; улучшено преподавание;
усилен надзор за воспитателями-иностранцами;
открыто несколько учёных обществ;
учреждена при Московском университете
первая кафедра славянской словесности;
при личном содействии Разумовского
выработан устав Царскосельского лицея
и состоялось его открытие. Ввел богословие как
главную дисциплину во всех учебных
заведения. После 1812 года он
значительно охладел к службе и последние
два года вовсе не занимался делами.
Будучи до назначения в министры членом
масонской ложи и последователем А.
Поздеева, с которым долго состоял в
переписке (она напечатана А. Васильчиковым
в его книге «Семейство Разумовских»),
Разумовский с 1810 г. подпал влиянию
иезуитов и, главным образом, известного
графа Жозефа де Местра. Последний
«буквально распоряжался им, диктовал,
чему должно учить русских и чему не
учить»; по его указанию, были выкинуты
из первоначальной программы лицея
греческий язык, археология, естественная
история, астрономия, химия и история
философских систем, как «не озаряющая
ума полезными истинами, а помрачающая
заблуждениями и недоумениями». Под
влиянием того же де Местра Разумовский
ввёл новые цензурные ограничения и
начал борьбу с виленским попечителем Адамом
Чарторыйским из-за обрусения Западного
края, сторонником которого явился де
Местр. Неудача в борьбе с Чарторыйским
и недоверие правительства к иезуитам
заставили Разумовского просить отставки,
которая и дана ему была в 1816 г.
-
Голицын,
Александр Николаевич (10 августа 1816 —
15 мая 1824)
Назначенный
сначала обер-прокурором I департамента
Сената, 21 октября 1803 года, по
настоянию Александра I, взял на себя
должность обер-прокурора Святейшего
Синода. В 1810 году стал, при сохранении
прежней должности, главноуправляющим
иностранными исповеданиями, в
1816 году — министром народного
просвещения. Школьное дело было поставлено
в тесную зависимость от религиозных
верований и переживаний главы министерства,
и благочестие было признано основанием
истинного просвещения. Те же тенденции
сказались и в отношении Голицына к
литературе, в крайней придирчивости
цензуры. После того как в 1817 году
ведомства духовных дел и народного
просвещения были объединены в одно
министерство — Министерство
духовных дел и народного просвещения, —
стал во главе последнего, но был освобождён
от должности обер-прокурора. Такое
положение он занимал до 15 мая 1824 года,
когда происками архимандрита Фотия
(Спасского) должен был выйти в отставку
по обоим ведомствам, сохранив за собой
только звание главноначальствующего
над почтовым департаментом. Последнюю
должность занимал и при Николае I.
-
Шишков,
Александр Семёнович (15 мая 1824 —
25 апреля 1828)
Шишков
активно выступал против деятельности
учреждённого в 1817 году Министерства
духовных дел и народного просвещения во
главе с князем А. Н. Голицыным,
а также созданного последним Российского
библейского общества. Голицын назывался
одним из виновников упадка нравственности,
«разгула свободомыслия» и антиправославного
мистицизма в России: «кажется, как будто
все училища превратились в школы
разврата, и кто оттуда ни выйдет, тотчас
покажет, что он совращён с истинного
пути и голова у него набита пустотой, а
сердце самолюбием, первым врагом
благоразумия». В 1820-е стал одним
из главных идеологов охранительного
движения и партии, которая начала борьбу
с Голицыным и в которую также
входили А. А. Аракчеев, митрополит
Санкт-Петрбургский Серафим
(Глаголевский), архимандрит Фотий
(Спасский), М. Л. Магницкий и
другие. Им удалось добиться отставки
Голицына. 15 (27) мая 1824 года
Шишков был назначен на пост министра
народного просвещения и главноуправляющего
делами иностранных вероисповеданий.
Десять дней спустя новый министр
представил доклад об искоренении тайной
крамолы путем ужесточения цензуры, в
целом одобренный Александром. В первом
же заседании Главного правления училищ
Шишков сказал, что министерство должно
прежде всего оберегать юношество от
заразы «лжемудрыми умствованиями,
ветротленными мечтаниями, пухлой
гордостью и пагубным самолюбием,
вовлекающим человека в опасное заблуждение
думать, что он в юности старик, и через
то делающим его в старости юношею».
Осенью 1824 года Шишков представил
императору несколько записок,
обосновывавших необходимость закрытия
библейских обществ. Министр возражал
против переводов Священного Писания с
церковнославянского на современный
литературный язык, видя в этом кощунственный
перевод сакральных текстов с «языка
церкви» на «язык театра». Он смог добиться
запрета Христианского катихизиса митрополита
Филарета, поскольку тот был написан на
литературном, а не нацерковнославянском
языке. Шишков также доказывал необходимость
изъятия из обращения и уничтожения
книг, изданных Библейским обществом.
Стараниями Шишкова и его единомышленников
к концу 1824 года практически прекратили
свою работу «Известия» общества,
остановился перевод Библии, а в 1825
году было прервано издание Библии на
русском языке. Окончательно деятельность
Библейского общества была ликвидирована
в царствование Николая I после
событий 14 декабря 1825 года. Шишков был
членом Верховного уголовного
суда над декабристами и, будучи
человеком милосердным, выступил за
некоторое смягчение наказаний для них,
что, однако, во внимание принято не было.
Последствием восстания декабристов
стало также то, что, будучи явно под
впечатлением от восстания, Шишков
добился принятия 10 июня 1826 года нового
Устава о цензуре, который за свою
охранительность был прозван в либеральной
среде «чугунным». Согласно этому уставу,
запрещались все исторические сочинения,
если в них оказывалось неблагоприятное
расположение к монархическому правлению,
запрещались любые попытки прямого или
косвенного оправдания каких-либо
государственных возмущений, специально
оговаривалось запрещение
сочинений Руссо, Дидро, Монтескьё, Гельвеция и
других французских «просветителей».
Авторам вменялось в обязанность выводить
«спасительные поучения» из рассказов
о революции и обнаруживать благоприятное
расположение к монархическому правлению.
хранительность шишковского устава,
направленная прежде всего против
распространения революционных и
мистических идей, вызвала столь сильное
недовольство в либеральных и масонских
кругах, что уже в следующем году император
согласился на создание комиссии по
выработке очередного, более мягкого
цензурного устава (Шишкова в комиссию
не включили). Новый Устав о цензуре был
утверждён 22 апреля (4 мая) 1828 года,
а 23 апреля (5 мая) 1828 последовала
отставка Шишкова с поста министра
просвещения.
-
Ливен,
Карл Андреевич (25 апреля 1828 —
18 марта 1833) (АХТУНГ, САМЫЙ ЧОТКИЙ
ПОЦИК!)
В
качестве министра не внёс ничего нового
в систему управления народным образованием.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
04.12.2018389.63 Кб015.doc
- #
- #
- #
Управлять образованием, да ещё проводить какие-то реформы для государства — дело нелёгкое. С одной стороны, необходимо следовать интересам государственной власти, с другой — нужно распространять науку и просвещение. Эти цели далеко не всегда сочетаются друг с другом.
Насколько удачной может быть попытка примирить эти цели? Три примера из российской истории со времён Александра I до Владимира Ленина не дают ответа на этот вопрос, но предоставляют ценные поводы для размышления.
1. Александр Голицын и народное благочестие
А.Н. Голицын. Портрет Карла Брюллова (1840 г.)
Источник: rmuseum.ru
Князь Александр Николаевич Голицын руководил отечественным образованием в Российской империи времён Александра I. Вернее, он руководил общим ведомством, ответственным не только за образование, но и за «дела духовные». Это было так называемое двойное министерство — Министерство духовных дел и народного просвещения, которое просуществовало всего около семи лет и было расформировано из-за взаимного недовольства представителей церкви и образовательных учреждений.
В детстве Александр Голицын был другом будущего императора, а вскоре после его восшествия на престол был назначен обер-прокурором высшего органа церковного управления — Святейшего Синода.
По легенде, узнав об этом назначении, Голицын сказал императору: «Какой я обер-прокурор Синода? Вы знаете, что я не имею веры», на что Александр ответил: «Ну полно, шалун, образумишься».
Позднее князь действительно немного образумился, но всю жизнь тяготел скорее к мистицизму, чем к традиционному православию, участвовал в спиритических сеансах и даже поддерживал распространение оккультной литературы.
Влияние религии на образование в это время было огромным. Царский указ об основании нового министерства требовал, «чтобы христианское благочестие было основанием истинного просвещения». Учреждённый при министерстве Комитет для проверки учебников должен был проверить учебные пособия и изъять из них всё, что «противоречит христианскому учению» и ведёт к неисполнению обязанностей перед семьёй, церковью и государством. Провозглашалась следующая цель:
Народное воспитание, основу и залог благосостояния государственного и частного, посредством лучших учебных книг направить к истинной, высокой цели: к водворению в составе общества России постоянного и спасительного согласия между верою, ведением и властию или, другими выражениями, между христианским благочестием, просвещением умов и существованием гражданским.
Обряд посвящения в масоны. А.Н. Голицын, как и многие его современники, не только принадлежал к ложе, но и всерьёз увлекался спиритизмом.
Источник: petersburglike.ru
В начале своего царствования Александр I планировал провести реформу народного образования, но большая часть его замыслов реализовалась только в виде проектов. Разработанный учебный план предполагал, что ученики гимназий должны были получить энциклопедические знания по широкому набору дисциплин. Но такая программа не устраивала купечество и чиновников, поэтому к старшим классам количество учеников сокращалось со 100 до 10-12.
Насаждение благочестия, которое проводилось под руководством Голицына, тоже давало неутешительные результаты. Особенно разрушительной такая политика была для университетов. Новые учебные планы для Казанского университета — одного из крупнейших высших учебных заведений страны — предполагали, что учителя физики обязаны в течение всего курса указывать «на премудрость Божию и ограниченность наших чувств и орудий для познания непрестанно окружающих нас чудес».
Провинившегося студента одевали в монашескую хламиду, вешали на шею табличку с надписью «грешник» и отправляли каяться в карцер.
Если ранее университеты могли сами назначать преподавателей и утверждать учебные планы, то теперь эта деятельность перешла под контроль министерства. Неугодных преподавателей отстраняли от учебной деятельности под предлогом борьбы с распространением вредных учений. В расписаниях гимназий и училищ стало намного больше Священного писания, и намного меньше философских знаний, статистики, естественного права и эстетики.
В то же время Голицын сделал немало для того чтобы улучшить материальное положение учителей: были установлены пенсии, увеличились расходы на снабжение начальных учебных заведений, были упорядочены должностные полномочия и правила повышения чина.
В 1824 году Александр Голицын был отстранён от должности, а Министерство расформировано. Религиозность князя была «не того рода»: церковным иерархам не нравилось увлечение князя спиритизмом и поддержка, которую он оказывал другим конфессиям. Среди учителей и преподавателей ему тоже мало кто симпатизировал. В истории российского образования это была не первая и не последняя попытка помирить религию с просвещением, которая закончилась неудачей.
2. Дмитрий Толстой: латынь и греческий против нигилизма
Дмитрия Толстого принято считать одним из самых реакционных государственных деятелей, ответственных за развитие образования в России. Он возглавлял Министерство народного просвещения при Александре II и одновременно служил обер-губернатором Священного Синода — то есть, как и Александр Голицын, совмещал руководство «делами духовными» с делами просвещения.
Он искренне считал, что только уваровская троица — Православие, Самодержавие, Народность — является опорой российской государственности и сохраняет страну. Покушение на императора, которое произошло незадолго до его назначения на пост министра народного просвещения, ознаменовала собой переход от либеральных реформ к консервативным контр-реформам. Толстому не пришлось менять свою позицию: он как был, так и оставался консерватором и сторонником «особого пути» развития России. Но на этом особом пути, по его мнению, можно было следовать в том числе и западным моделям.
Прежде всего я русский, и пламенно желаю величия России в европейском смысле… Примем же и мы всемирную цивилизацию всецело, и перестанем быть ея обезьянами, ея мишурными подражателями.
— Дмитрий Толстой
За четырнадцать лет работы в Министерстве Толстой успел провести целый ряд реформ. Прежде всего его имя ассоциируется с распространением модели классического образования в гимназиях и училищах. Усиленное преподавание греческого, латыни и математики, по его мысли, должно было сдерживать нигилистические настроения и направить умы молодых поколений в правильное русло.
Толстой симпатизировал идеям видного публициста Михаила Каткова, который считал опасным злом распространение в России материалистического мировоззрения. Уроки словесности, истории и естествознания взращивают «поверхностное умствование» и ведут к отрицанию авторитетов. Вместо этого умы новых поколений следует наставить на верный путь латинской грамматикой и математическими теоремами.
Государь Александр Николаевич с императрицею в крестьянской сельской школе. Гравюра. 1870-е гг.
Источник: historydoc.edu.ru
Толстой вслед за Катковым выступал за сокращение учебных часов, которые отводились на преподавание словесности и естествознания. Именно по его инициативе в России распространяются классические гимназии, в которых на изучение латинского языка отводилось до 49 часов в неделю, греческого — до 36 часов. Ученики должны были осваивать сложнейшие правила грамматики и синтаксиса: предполагалось, что это развивает ум и способствует основательности мышления.
На замечания о том, что бессмысленно обременять детские головы мертвечиной, граф отвечал, что на такой основе можно отвергнуть изучение любых наук в пользу простого ремесла.
В так называемых «реальных» училищах, обучение в которых должно было подготовить к конкретной профессии, древние языки ввести было нельзя. Зато вместо этого можно было занять учебные часы черчением и математикой. Даже естественные науки должны были преподаваться не «научно», а «технологически» — с расчётом на конкретные цели, т.е. без «вредной метафизики».
В либеральных кругах деятельность Толстого встретила отпор, а его личность оценивалась исключительно негативно. Публицист М. Стасюлевич, к примеру, дал графу такую характеристику: «Он — ума мелкого, самых поверхностных идей, характера ничтожного, доступного влиянию всякой просвирни».
Но встречались и противоположные оценки. Французский автор В. Лафорет писал о нём так: «Это человек обширной учености, ума серьёзного и глубокого, характера твёрдого, не поддающегося никакому влиянию, не принадлежащий ни к какой партии, идущий прямо к своей цели». По-видимому, в личности Толстого сочетались разные стороны. Он не был простым противником просвещения. Скорее он хотел использовать и ограничить просвещение так, чтобы оно не мешало интересам государства и аристократии.
3. Анатолий Луначарский: большевик среди интеллигентов, интеллигент среди большевиков
А.В. Луначарский. Портрет Николая Фешина (1920 г.)
Источник: nevsepic
Анатолий Луначарский был первым министром просвещения в Советской России. Его фигура — одна из самых необычных и противоречивых среди тех, кто когда-либо занимал эту должность. Луначарский был одним из самых образованных людей своей эпохи: говорил на десятке языков, был эрудитом, учёным и плодовитым литератором (впрочем, довольно посредственным).
О себе он говорил: «Большевик среди интеллигентов, интеллигент среди большевиков». Луначарский прикладывал все усилия для того, чтобы привлечь интеллигенцию к сотрудничеству с советской властью, терпимо относился к авангардным течениям в искусстве, был знаком со многими зарубежными литераторами и даже заслужил самые позитивные характеристики некоторых из них:
Как я хотел бы, чтобы во Франции был какой-нибудь Луначарский, с таким же пониманием, такой же искренностью и ясностью в отношении политики, искусства и всего, что живо!
— Ромен Роллан1917 г.
Политика большевиков предполагала полное переустройство системы образования и замену её идеологической составляющей. Школы нужно было превратить «из орудия классового господства буржуазии в орудие коммунистического переустройства общества». Далеко не все согласны сделать образование проводником очередной идеологии; во многих городах в этой связи проходят учительские забастовки. Луначарский уже в 1917 году призывает внимательно относится к педагогам и учитывать их точку зрения.
Под руководством Луначарского проводится реформа школьного обучения: вводится бесплатное общее образование, разрабатываются новые программы и методики преподавания, создаются знаменитые ликбезы — школы по ликвидации безграмотности для взрослых и беспризорников.
Правительство стремилось преодолеть былые классовые привилегии. Правда, вместо них вводились новые: как среди учителей, так и среди учеников поощрялось пролетарское и крестьянское происхождение, а «буржуазия» постепенно вытесняется из преподавательской профессии. Создаются рабочие факультеты — во выражению Луначарского, «пожарные лестницы в вузы для рабочих» — которые должны были сформировать новую классовую элиту.
Какие цели ставились перед новой системой обучения? Статьи Луначарского отвечают на этот вопрос: обучение должно быть направлено не на благо отдельной личности, а на благо всего коллектива. Нужно воспитать человека, «который не будет противопоставлять себя обществу, а почувствует себя строителем, будет помнить, что силы, которыми он располагает, должны быть развёрнуты до максимума не для того только, чтобы ему быть счастливым, а для того, чтобы строить общее счастье, вложить от себя какую–то ценность в это строительство».
Ликбез о государственном устройстве СССР для домохозяек, 1930-е гг.
Источник: pinterest.com
Вся система образования от первых классов школы до университета должны быть подчинена интересам нового социалистического общества.
Важное место в этой системе стало занимать трудовое обучение. Учебные программы были политизированы, и в эти бурные годы это воспринималось как необходимая мера. В то же время Луначарский выступает против ниспровержения «старой культуры», защищает театр и исторические памятники. Пролетариат, по его мнению, должен не отвергать, а сохранять и впитывать достижения прошлого. В то же время он был инициатором создания Пролеткульта, члены которого призывали «сжечь Рафаэля», и сторонником печально известного «философского парохода» — высылки за границу известных мыслителей и деятелей культуры.
Современники называли Луначарского «эквилибристом мысли»: его умение лавировать и соединять непримиримые позиции многим казалось лживым притворством. Леонид Андреев, к примеру, писал о этом так:
…Луначарский со своим лисьим хвостом страшнее и хуже всех других Дьяволов из этой свирепой своры. Он трус и чистюля, ему хочется сохранить приличный вид и как можно больше запутать людей, зная, что каждое новое «имя», каждый профессор, учёный интеллигент или просто порядочный человек соответственно уменьшает его личную ответственность.
— Леонид Андреевиз письма В.Л. Бурцеву, 9 сентября 1919 г.
Но если Луначарский кого-то и обманывал, то в первую очередь, по-видимому, самого себя. Несмотря на внешнее согласие с политикой партии, в правительственных кругах он всё равно выделялся. В должности министра просвещения его можно представить только в эти «относительно вегетарианские» годы советской истории. И всё-таки дальнейшие реформы образования, в том числе и те, с которыми мы сталкиваемся сегодня, строились во многом на той основе, которую заложил именно этот неоднозначный человек.
В оформлении статьи использована посмертная фотография Александра II Николаевича (1881 г.).
Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.