Руководство моссовета театр моссовета

Руководство

  • Евгений
    Марчелли

    Художественный руководитель

  • Алексей
    Черепнев

    Директор

  • Валентина
    Панфилова

    Советник директора

  • Анастасия
    Бугаева

    Главный художник театра

Уважаемый пользователь!
Сайт нашего театра использует cookie-файлы для улучшения своей работы и опыта взаимодействия с ним.
Продолжая использовать этот сайт, Вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.

Согласен

Общество ,

08 сен 2020, 16:22 

0 

В Театре им. Моссовета представили нового художественного руководителя

Евгений Марчелли во время сбора труппы Театра имени Моссовета перед началом нового театрального сезона


Евгений Марчелли во время сбора труппы Театра имени Моссовета перед началом нового театрального сезона

В Театре имени Моссовета министр правительства Москвы Александр Кибовский представил его нового художественного руководителя — Евгения Марчелли. Об этом сообщается на сайте театра.

Как сообщает ТАСС, в своем выступлении Кибовский отметил, что данное назначение не спонтанное, оно было согласовано с труппой театра. «Это решение поддержано не только сообществом вовне, но и имеет хорошую проработку внутри», — сказал он. Труппа приняла Марчелли аплодисментами, передает агентство.

На протяжении 30 лет до своей смерти в 2016 году театр возглавлял народный артист России Павел Хомский. Он работал в театре с 1973 года, в 1985 году стал главным режиссером, а в 2000-м — художественным руководителем.

После этого театр находился под руководством его директора Валентины Панфиловой совместно с худсоветом труппы.

Евгений Марчелли окончил в 1985 году московское Театральное училище (ныне Театральный институт) им. Б. Щукина по специальности «режиссер драматического театра».

В августе 1991 года был назначен художественным руководителем в драматическом театре Советска в Калининградской области (ныне «Тильзит-театр»), позднее был худруком театров в различных регионах. С 2019 года Марчелли ставил спектакли в Москве, всего он поставил более 70 представлений.

Госуда́рственный академи́ческий теа́тр и́мени Моссове́та — драматический театр в Москве, отмеченный орденами Ленина и Трудового Красного Знамени. Основан в 1923 году литератором и режиссёром Сергеем Прокофьевым как театр рабочих Московского губернского совета профессиональных союзов (МГСПС)[1]. Своё современное название получил в 1938 году[2][3].

Государственный академический театр имени Моссовета
Логотип театра имени Моссовета.gif
Moscow Mossovet Theater asv2019-06.jpg
Здание театра, 2019 год
Прежние названия Театр имени МГСПС (1923—1929)
Театр имени МОСПС (1929—1938)
Тип театра драматический
Основан 1923 год
Основатель Сергей Иванович Прокофьев[К. 1]
Награды Орден ЛенинаОрден Трудового Красного Знамени
Здание театра
Местоположение  Россия, Москва
Адрес ул. Большая Садовая, 16
Метро Замоскворецкая линия Маяковская
55°46′04″ с. ш. 37°35′47″ в. д.HGЯO
Вместимость 894 места
Руководство
Директор Валентина Тихоновна Панфилова
Художественный руководитель Евгений Жозефович Марчелли
Сайт Официальный сайт
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

ИсторияПравить

Вход в сад «Аквариум» Триумфальной площади, 1901—1903 годы

Фонтан у здания театра, 2010 год

Афиша театра на ограде сада «Аквариум» в Москве, 2011 год

Становление театраПравить

В 1923 году по инициативе пролетариата столицы был организован первый в мире театр рабочих Московского губернского совета профессиональных союзов. Передвижным ансамблем — у театра не было собственного помещения — руководил режиссёр-энтузиаст Сергей Прокофьев. В труппу входило девять человек, а репертуар состоял из двух недорогих спектаклей для рабочих клубов: «Париж» Сергея Прокофьева и «Савва» Леонида Андреева. Спектакль «Савва» был показан в Колонном зале Дома Союзов и вызвал большой интерес публики. Поскольку коллектив поддерживался культурным отделом московских профсоюзов, решением Президиума МГСПС 3 марта 1923 года труппа получила официальный статус — Театр имени МГСПС[1][2][3].

До того, как у труппы появилось собственное помещение, она провела 350 представлений на разных площадках столицы. За первый год существования коллектив увеличился в несколько раз и объединился с филиалом бывшего Театра Корша. В 1924 году Театру имени МГСПС выделили театральное помещение в летнем саду «Эрмитаж»[1].

В 1925 году новым руководителем стал опытный театральный деятель, актёр и бывший режиссёр Театра Корша Евсей Любимов-Ланской. Поначалу объединённая труппа показывала спектакли-однодневки на сезон: «Картонные герои», «Проститутка», «Воровка детей», но постепенно театр отошёл от подобного репертуара. Чтобы найти контакт с небогатой рабочей публикой, театр вступил в творческое сотрудничество с начинающими драматургами Владимиром Билль-Белоцерковским, Фёдором Гладковым, Владимиром Киршоном, Александром Афиногеновым, Николаем Погодиным и другими. Бывший матрос Владимир Билль-Белоцерковский предложил пьесу «Шторм» на тему революции — она была многократно отклонена другими театрами, актёры Театра имени МГСПС во время читки также высказались против, но режиссёр настоял на решении поставить спектакль по пьесе. Вопреки опасениям труппы, спектакль прошёл с ошеломительным успехом и сделал театр популярным[1].

Грозное дыхание великих, жестоких и решающих дней революции опалило аудиторию. Она была во власти подлинного шторма, сметающего наслоения целых веков и превращающего в песок твердыни окостенелых традиций и понятий.

Следующими спектаклями стали «Шторм» по пьесе Владимира Билль-Белоцерковского — о том, как увидеть героическое в повседневном и будничном; «Ржавчина» — по пьесе драматурга Владимира Киршона и А. Успенского — об участнике гражданской войны, который паразитировал на старых заслугах перед революцией; «Мятеж» — пьеса Дмитрия Фурманова оказалась незавершённой из-за смерти автора, работу над пьесой закончила труппа. В театре ставили спектакли на злободневные темы: в ответ на лозунг «Даёшь паровозы!» появилась пьеса «Рельсы гудят», на лозунг «Даёшь уголь!» — спектакль «Голос недр», на лозунг «Даёшь нефть!» — спектакль «Город ветров» и так далее. Также за несколько лет до появления фильма «Чапаев» в театре прошёл одноимённый спектакль[1].

Кризис и руководство ЗавадскогоПравить

В 1930 году театр стал называться Театром имени Московского областного совета профессиональных союзов[2][3]. Первые десять лет существования он был полемичным, такими были даже названия спектаклей: например, в ответ на спектакль «Луна с правой стороны» театр представлял публике постановку «Луна слева», в ответ на «Мглу» появился спектакль «Солнечная сторона». При этом театр не имел однозначного взгляда на репертуар и постепенно терял былую актуальность, спектакли становились проходными. В середине 1930-х годов в театре перестали ставить спектакли на современные темы: с 1935 по 1938 год была поставлена одна пьеса — «Сыновья», которая не стала заметным явлением. В театре начинался кризис. Чтобы изменить ситуацию, Евсей Любимов-Ланской пригласил актёров из бывшего MXATа 2-го. После этого появились спектакли «Васса Железнова» Максима Горького и «Салют, Испания!» Александра Афиногенова[1].

В 1938 году у театра появилось современное название[2][3]. К 1940-му приглашённые актёры и режиссёры по разным причинам ушли из театра. Творческий кризис усилился, и после гастролей на Дальнем Востоке, летом 1940 года, Евсей Любимов-Ланской пригласил в качестве главного режиссёра Юрия Завадского, ученика Константина Станиславского, Владимира Немировича-Данченко и Евгения Вахтангова — с которым пути театра пересекались ещё во время гастролей театра в 1936-м. Первый спектакль нового режиссёра — «Трактирщица» — стал визитной карточкой театра. Для объединения в спектаклях мастеров разных школ была использована пьеса «Машенька» Александра Афиногенова[1].

В труппу к Василию Ванину, Сергею Годзи, Нине Княгининской, Михаилу Розен-Санину, Николаю Темякову вошли ученики Юрия Завадского. В эти годы сформировался блистательный творческий коллектив театра, в нём играли Фаина Раневская, Вера Марецкая, Любовь Орлова, Николай Мордвинов, Ростислав Плятт, Леонид Марков, Людмила Шапошникова, Борис Иванов, Георгий Жжёнов, Геннадий Бортников, Александр Костомолоцкий, Маргарита Терехова и другие актёры. Юрий Завадский сохранил за театром репутацию лаборатории современной советской пьесы, но существенно изменил способы художественной выразительности. Условная форма, театральность сочетались с психологической разработкой характеров. Режиссёр руководил театром 37 лет. Последним его спектаклем стали «Петербургские сновидения». 5 апреля 1977 года Юрий Завадский скончался. После его смерти театром временно руководил Президиум худсовета, вопросы решались коллегиально[1].

Театр в военное времяПравить

С началом Великой Отечественной войны театр эвакуировали. Он показывал спектакли в Чимкенте и Алма-Ате, а также организовывал концерты на призывных пунктах, проводил спектакли на фронте, вёл работу в госпиталях. В годы войны Юрий Завадский определял задачи театра следующим образом[1]:

  И в минувших событиях войны, и в тех, которые еще предстоят, есть одна для искусства самая важная, самая значительная тема — это тема величия духа советского человека, глубины и самоотверженности его патриотизма, безграничной веры в правоту своего народа и в победу, его высокого героизма… Наше искусство обязано раскрыть эту тему во всей её широте и глубине. Оно обязано показать зрителю и читателю героя нашего времени, его характёр, его биографию, его психологию.  

В 1942 году Евсей Любимов-Ланской перешёл в Малый театр, а театр возглавил Юрий Завадский. В этом же году он получил звание народного артиста РСФСР, а актриса Вера Марецкая — Сталинскую премию за исполнение роли Надежды Дуровой. В 1943-м театр вернулся в столицу и до конца войны не только показывал спектакли, но и давал концерты на заводах и в госпиталях. В том же году Вере Марецкой присвоили звание народной артистки РСФСР, а в 1945-м за постановку спектаклей «Нашествие», «Отелло» и «Встреча в темноте» Сталинской премией был награждён и Юрий Завадский[1].

Коллектив театра успел за десять дней побывать в Лиинахамари, куда североморские лётчики доставили его на самолёте. Один из спектаклей в эту пору шёл в бывшем лагере для военнопленных. Ещё сохранилась ограда из густой проволоки с надписью «Барак № 2». Немцы были в Лиинахамари, и в этом бараке гибли советские люди, попавшие в руки фашистских палачей. Немцев вышибли, и сюда вернулась жизнь. В день спектакля барак был буквально набит битком советскими бойцами. Они смотрели спектакль, к которому два дня готовились: чистились, брились, мылись. Это был подлинный праздник для тех, кто защищает культуру, цивилизацию от варварства и разрушений, кто утверждает жизнь, радостную и счастливую.

Газета «Североморский лётчик»[1]

Работа после войныПравить

Театр Моссовета в саду «Аквариум» в Москве, 2011 год

Осенью 1947 года в здании театра решили провести ремонт, но здание настолько обветшало, что начало обрушаться. После этого театр на 12 лет переехал в здание Дворца культуры на площади Журавлёва — в бывший Введенский народный дом. Находившуюся рядом станцию метро «Электрозаводская» театральные завсегдатаи называли «Электрозавадской». Однако место оказалось неудачным — зрителей на новом месте оказалось крайне мало. По этой причине в театре сменили репертуар — начали ставить пьесы современных авторов, а позднее вернулись к «Шторму» и «Маскараду» Михаила Лермонтова. За десять послевоенных лет труппа значительно выросла: пришло большое количество молодых артистов из студии при театре, а спектакли стали показывать на двух площадках: на главной сцене в здании на площади Журавлёва и на сцене филиала[1][3].

В 1949 году театр наградили орденом Трудового Красного Знамени[2]. В 1952—1953 годах театр одним из первых выезжал на гастроли за границу — в Польшу, Болгарию и Румынию, спектакли проходили как в крупных городах (Варшаве, Софии, Бухаресте, Пловдиве, Варне, Плоешти), так и в небольших. Театр постоянно обращался к острым проблемам современности, а также одним из первых разработал производственную тему, пик развития которой пришёлся на 1970-е[1].

В 1954 году по проекту архитектора Михаила Жирова началось строительство нового здания театра в саду «Аквариум». В изначальном варианте здание было украшено различными архитектурными элементами, но после смерти Иосифа Сталина началась борьба с подобными излишествами и здание перестроили по упрощённому плану. При этом интерьеры здания в основном были завершены по первоначальному проекту[4]. Новое помещение передали театру в начале ноября 1959 года, и уже 5 ноября специально для строителей труппа представила первый спектакль[1].

В 1964 году театру присвоили статус академического, в 1973-м театр наградили орденом Ленина[2]. В середине 1960-х для показа экспериментальных постановок и спектаклей малой формы был создан «Театр в фойе»[3], в 1978 году в театре открылась «Малая сцена»[3].

В современной РоссииПравить

В 1990 году появилась новая сцена «Под крышей», где первым спектаклем показали «Калигулу»[3].

В 1993 году распоряжением правительства Москвы к 70-летию театра было выделено 25 миллионов рублей на капитальный ремонт основной сцены и завершение работ по строительству пристройки, выделены 6,5 миллионов на модернизацию театра, предоставлены квартиры для временного проживания приглашённых творческих работников, средства для закупки оборудования студии звукозаписи, 20 тонн мелованной бумаги для создания юбилейного альбома, а также несколько автомобилей «ВАЗ» для старейших работников театра[5].

В 1973 году в театре начал работать режиссёр-постановщик Павел Хомский[6], он стал главным режиссёром в 1985-м[6], а в 2000 году — худруком[6]. Хомский скончался 6 сентября 2016 года[6].

С 2016 по 2020 год художественным руководством театра занимался триумвират, в который входили Юрий Ерёмин, Андрей Кончаловский и Сергей Юрский[7].

8 сентября 2020 года художественным руководителем театра назначен Евгений Марчелли[8].

  • Здание театра в 2014 году

  • Здание театра в 2016 году

  • Зрительный зал в антракте рок-оперы

Труппа и репертуарПравить

См. также: Категория:Персоналии:Театр им. Моссовета

Народные артисты РСФСРПравить

  • Татьяна Бестаева
  • Александр Голобородько
  • Нина Дробышева
  • Валентина Талызина

Народные артисты РоссииПравить

  • Анатолий Васильев
  • Александр Домогаров
  • Николай Лебедев
  • Ольга Остроумова
  • Евгений Стеблов
  • Владимир Сулимов
  • Виктор Сухоруков
  • Маргарита Терехова
  • Александр Филиппенко

Заслуженные артисты РСФСРПравить

  • Леонид Евтифьев
  • Валентина Карева
  • Нэлли Пшённая

Заслуженные артисты РоссииПравить

  • Ольга Анохина
  • Александр Бобровский
  • Вячеслав Бутенко
  • Елена Валюшкина
  • Сергей Виноградов
  • Юлия Высоцкая
  • Владимир Горюшин
  • Екатерина Гусева
  • Ольга Кабо
  • Виталий Кищенко
  • Ирина Климова
  • Мария Кнушевицкая
  • Евгения Крюкова
  • Лариса Кузнецова
  • Гоша Куценко
  • Андрей Межулис
  • Валерий Сторожик
  • Леонид Фомин
  • Юрий Черкасов
  • Светлана Шершнева
  • Маргарита Шубина
  • Валерий Ярёменко
  • Александр Яцко

АртистыПравить

  • Владимир Андриянов
  • Антон Аносов
  • Валерий Анохин
  • Юрий Беркун
  • Елена Бероева
  • Галина Боб
  • Владислав Боковин
  • Станислав Бондаренко
  • Марк Вдовин
  • Лилия Волкова
  • Анна Гарнова
  • Виктор Гордеев
  • Алексей Гришин
  • Евгений Данчевский
  • Павел Деревянко
  • Александр Емельянов
  • Дмитрий Журавлёв
  • Сергей Зотов
  • Кристина Исайкина
  • Вера Каншина
  • Роман Кириллов
  • Марина Кондратьева
  • Нина Коновалова
  • Геннадий Коротков
  • Нил Кропалов
  • Александра Кузенкина
  • Олег Кузнецов
  • Надежда Лумпова
  • Яна Львова
  • Анна Михайловская
  • Лариса Наумкина
  • Олег Отс
  • Дмитрий Подадаев
  • Дмитрий Попов
  • Антон Поспелов
  • Владимир Прокошин
  • Анастасия Пронина
  • Евгений Ратьков
  • Татьяна Родионова
  • Дмитрий Савкин
  • Андрей Смирнов
  • Анастасия Тагина
  • Алексей Трофимов
  • Павел Усачев
  • Дмитрий Фёдоров
  • Михаил Филиппов
  • Юлия Хлынина
  • Татьяна Храмова
  • Алексей Шмаринов
  • Дмитрий Щербина
  • Маргарита Юдина

ПримечанияПравить

Комментарии
  1. На официальном сайте театра есть только инициалы («С. И.»); источников полного имени найти не удалось, в старой версии статьи без ссылок долго было указано это отчество
Источники
  1. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Школьников, Петрусова, 1985.
  2. 1 2 3 4 5 6 Образцова, 1959.
  3. 1 2 3 4 5 6 7 8 Государственный академический театр имени Моссовета. РИА Новости (3 марта 2013). Дата обращения 19 июля 2018.
  4. Анисимов, 1984, с. 134.
  5. Советник главы ФСО раскрыл тайны кремлёвской стены (недоступная ссылка). Kremlin-Moscow.com (28 сентября 1992). Дата обращения 15 июля 2018. Архивировано 26 августа 2018 года.
  6. 1 2 3 4 Елена Слободян. Чем запомнился режиссёр Павел Хомский?. Аргументы и Факты (6 сентября 2016). Дата обращения 19 июля 2018.
  7. Театр Моссовета возглавит триумвират // «Вести FM», 9 ноября 2016
  8. Евгений Марчелли стал худруком Театра им. Моссовета // ТАСС, 8 сентября 2020

ЛитератураПравить

  • Академический ордена трудового Красного Знамени театр имени Моссовета 1923—1973: Альбом к 50-летию / Под ред. Т. Баженова. — М.: Искусство, 1973. — 166 с. — 15 000 экз.
  • Анисимов А. В. Театры Москвы: Время и архитектура. — М.: Московский рабочий, 1984. — 176 с. — 75 000 экз.
  • Коковкин С. Театр имени Моссовета. — М.: Искусство, 1985. — 296 с. — 20 000 экз.
  • Образцова А. Театр Моссовета. — М.: Искусство, 1959. — 223 с. — 7000 экз.
  • Театр московского пролетариата: Десять лет. — М.: Театр им. МОСПС, 1934.
  • Школьников В. М., Петрусова В. С. Государственный ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени академический театр имени Моссовета. — М.: Искусство, 1985. — 294 с.

СсылкиПравить

  • Официальный сайт театра

Официально представлен новый глава знаменитого театра

Подпишитесь и читайте «Экспресс газету» в:

«Экспресс газета» в Дзене
«Экспресс газета» в Яндекс.Новостях
«Экспресс газета» в Google Новостях

Министр столичного правительства Александр Кибовский представил вновь назначенного художественного руководителя Театра имени Моссовета Евгения Марчелли. Выступая перед труппой, чиновник особо отметил, что эта кандидатура была предварительно согласована с коллективом. Служащие театра выразили свое одобрение новому шефу аплодисментами.

Марчелли — выпускник Театрального училища имени Щукина (ныне — Театральный институт). Первым учреждением, которое он возглавил, стал драматический театр города Советска Калининградской области (сейчас это популярное место называется «Тильзит-театр»), впоследствии управлял еще несколькими театрами в разных регионах России. В 2019 году режиссер начал успешно покорять Москву со своими постановками; на данный момент в его творческой биографии порядка 70 спектаклей, пишет РБК.

Напомним, ранее на протяжении долгих лет Театр имени Моссовета возглавлял народный артист Павел Хомский. После его кончины в 2016 году осиротевший храм Мельпомены управлялся директором Валентиной Панфиловой совместно с худсоветом.

автор

Один из старейших в Москве – Театр имени Моссовета – готовится к своему 100-му сезону в сентябре. Художественный руководитель театра Евгений Марчелли рассказал в интервью «Ведомости. Городу» о том, чем собирается удивлять зрителя и как идет подготовка к премьере «Гамлета», которым откроют юбилейный год.

– Евгений, в прошлом месяце вы отпраздновали 65-летие. Как чувствуете себя после такой даты?

– Да так же, как и до нее. Ко всем этим красивым цифрам я отношусь с большой долей юмора и иронии. Фактически же ничего не меняется – человек сначала живет один день, потом два, год, 10 лет, потом 50 лет и один день… 

– Даже итогов для себя никаких не подводили?

– Нет, единственное, жалко, что начинаешь потихонечку задумываться о старости. Я люблю физические нагрузки, в бассейн, например, хожу. Становится страшно, что в какой-то момент мне станет это не по силам, что потеряю форму.

– А если говорить не о физической, а о творческой форме? 

– Она от возраста не зависит. Просто связь с тем, что тебя питает, вдохновляет, двигает в правильном направлении, вырубается и все. Как будто кто-то тумблер выключил – щелк! Дальше ты можешь логически что угодно делать: правильно выбирать пьесу, артистов, художников, а таинства того, что называется театром, уже не будет. В этом смысле мне очень повезло с моим учителем по режиссуре в Щукинском училище Александром Михайловичем Поламишевым. Он был гениальным, на мой взгляд, педагогом. Но я видел его собственные спектакли, поставленные в разных театрах, и меня они не вдохновляли. Тогда я очень четко понял, что можно как угодно грамотно режиссерски разобрать материал, но попробуй его поставь. Театр в этом плане удивительное место. Зашел дилетант и вдруг раз – пронзил навылет. По какому принципу, он и сам не знает. Интуиция! Мне кажется, театр, как парфюмерия, – больше интуитивная история, чем методологическая.

– Интуитивный метод хорош, никто не спорит. Но сейчас вы руководитель крупного московского театра, и Депкульт требует от вас максимальной рациональности. Как с этим быть? 

– Выключать в себе руководителя, театрального деятеля. Но только на короткий срок, когда ты ставишь спектакль. Все остальное время – очень трезвая, логистическая, стратегически выверенная работа. Руководство театром – сложная задача.

– Вы уже полтора года руководите Театром имени Моссовета. Его нынешний репертуар – результат интуиции?

– Да, а также логики и компромисса. Наш театр, я считаю, находится на особой территории. Здесь действуют свои традиции, своя эстетика, наработанная программа. Их нельзя в один день прийти и разрушить. Театр имени Моссовета – это огромный корабль, который не так легко развернуть, но можно попробовать изменить его направление, придав новый импульс. Искать немного другую драматургию, приглашать интересных современных режиссеров… Придя на должность художественного руководителя, я пересмотрел весь репертуар и могу сказать, что это очень грамотный и профессиональный театр, но музейно-традиционный. Мне хотелось бы сохранить его академичность, сделав при этом более живым. Поэтому приглашаются новые режиссеры. Режиссеры приносят пьесы, не всегда, кстати, соответствующие моим вкусам. А я уже принимаю решение о постановке, исходя из необходимости более-менее равномерно занять артистов театра. Их в труппе, на минуточку, 100 человек: мастера, медийные лица, совсем молодые, которых со своего курса привел Андрей Сергеевич Кончаловский. Когда две этих составляющих – артисты и достойный материал – сходятся, мы приступаем к репетициям. Сейчас уже сложился план на три сезона вперед. 


Илья Золкин, Елена Лапина

– А что значит – пьесы, не соответствующие вашим вкусам? Есть примеры?

– Из последних – пьеса Татьяны Загдай «Человек в закрытой комнате». Когда режиссер Павел Пархоменко, поставивший до этого «Игроков» Гоголя и «Маму» Зеллера, дал ее почитать, мне показалось, что это какая-то чернуха. Девочка приехала хоронить отца, никак не может пристроить труп и возит его туда-сюда. Но Паша меня переубедил: «Это, наоборот, встреча родных людей. Но после смерти одного из них. Потому что до этого они жили и не знали друг друга». У меня у самого часто такое в жизни бывало. Вот есть в твоем окружении человек, и ты его присутствие не особо ценишь. А уходит он из жизни, и начинаешь жалеть, что многого не успел узнать, сказать, сделать. 

Сам я, конечно, ставлю только те пьесы, которые мне нравятся, которые вдохновляют или творчески стимулируют. 

– Вы, наверное, единственный сейчас руководитель театра, который сталкивается с таким количеством критики и неприятия в социальных сетях и телегам-каналах. Вас это как-то трогает?

– Но вам же пересылают эти тексты?

– Ну, не все, фрагменты. Что-то совсем уж густое и жирное я не читаю, потому что, безусловно, такое отношение травмирует. Но меня легко мочить, я человек из провинции. У меня нет никакой защиты в виде друзей и знакомых, которых приобретают, работая в столичных театрах. Я пришел в театр имени Моссовета с улицы в 60 с лишним лет. И да, меня начали мочить, как наглого выскочку, который пришел и согласился руководить крупнейшим из московских театров. Мне кажется, такого даже нельзя не мочить. Я бы и сам мочил, не оставляя живого места, если бы был из московских театральных кругов. Понимал ли я, что столкнусь с таким отношением? Да, и даже готовил себя к такому повороту. Ранит ли меня негативное отношение? Скажу честно, ранит, хотя думал, что не будет.

– Вы прошли огромный путь от артиста до режиссера и руководителя. Что в вашем случае было движущей силой?

– Поскольку папа работал в театре, руководил оркестром, то я вырос за кулисами. Но путь мой был еще длиннее – я успел поработать и реквизитором, и радистом, и монтировщиком.

– Вы могли в детстве насмотреться театральной жизни и навсегда отравиться ею. А вам она понравилась. Почему?

– Мне всегда нравилась эта территория безответственной работы. Я пытался найти себе другое применение, даже устраивался лаборантом в НИИ, чертежником. Но там все четко было: служба с 9 утра до 6 вечера, перекур на 10 минут каждые 2 часа. И вот эта бесконечная, монотонная работа меня угнетала. А в театре ты сам организовываешь свой день. И каждый день – праздник: спектакли, зрители, цветы и вот это вот все. Переживания, ночные репетиции, премьеры даются нелегко, но и в этом есть свой кайф. Я год проучился в Новокузнецке в металлургическом институте и отлично помню, как в июне на гастроли из родного Фрунзе приехал мой театр, где я до этого проработал три года. Естественно, как я всех там встретил, как зашел в театр, так больше из него и не вышел. 

– Ушли, как за цыганским табором?

– Да, попросил папу пойти в институт, забрать документы. Самому было стыдно. И все, больше я из театра не выходил. Работал осветителем, кричал через весь зал номера фонарей, пока однажды режиссер не сказал: «Жень, а ты не хочешь артистом стать?» «С чего, вдруг?» «Голос, – говорит, – у тебя мощный». И начал я потихонечку эту мысль в себе вынашивать. Втайне от родителей поехал поступать. В Москве везде пролетел, а в Ярославле поступил, и с первого же курса меня затащило в режиссуру. Начал делать отрывки, этюдики, подсказывать что-то однокурсникам. Но все это втихаря, чтобы мастера не узнали. И где-то на 3-м курсе меня вдруг осенило – почему бы не поставить спектакль? Опять же подпольно, по выходным, дома. Это был водевиль Эжена Лабиша, мы показали его мастерам, и вместо ожидаемого скандала нам разрешили его играть, как играют дипломные спектакли. С этого момента я понял, что режиссура – это моя профессия. Дальше уже было Щукинское училище, разные театры, десятки спектаклей, и вдруг я стал одним из лучших режиссеров театральной провинции. Меня это тогда очень удивило, потому что и до того у меня были приличные работы. А с «Тильзит-театром» мы даже по миру смогли поездить. 

– Сколько в том «Тильзит-театре» было зрителей в зале? 

– Советск – очень маленький город. Зрителей, прямо скажем, не было. Любой спектакль мог пройти 8-10 раз максимум, несмотря на то что мы его репетировали 2-3 месяца, умирали, разбивались, мучались. 

– В чем тогда для вас был смысл?

– Я был молод, театр был главным сумасшедшим явлением в моей жизни. Сначала вся труппа должна была подчиняться строгому режиму монастыря – только работа, это уже потом начались развлечения. Мы были вместе 24/7 двенадцать месяцев в году! Репетировали на море, после алкогольных посиделок, при свечах, рыдая. Так было с «Ромео и Джульеттой». Много радикальных идей мы реализовали, печальных в том числе. Кончилось все тем, что в наш театр перестали ходить зрители. Как-то раз на «Маскарад» был продан один единственный билет. И тот командировочному дядьке, у которого гостиница оказалась по соседству. Он хотел уйти, но мы его закрыли и заставили смотреть спектакль. 50 человек на сцене – и они потрясающе сыграли! Это был лучший «Маскарад»! Так что творчески у меня что-то получалось, а вот по организаторской части успехи сначала были не очень большими.

– Сколько зрителей сейчас в Театре имени Моссовета? И поменялись ли они с вашим приходом?

– Слава богу, зал заполняется. Инерция это или хорошая работа нашей билетной службы – это вопрос, потому что, да, мне хотелось бы немного поменять публику. Сейчас она в основном возрастная, женская, консервативная. А нужно, чтобы в Театр имени Моссовета приходила молодежь. И не только на школьную программу. Пока же ее еще мало, и самый малопосещаемый спектакль – это мои «Жестокие игры». Но на него ходит совсем другая публика. Та, которая расположена ко всему новому. Для которой не обязательно наличие медийных персон на сцене, как, например, в комедии «8 любящих женщин». Я утопически убежден, что со временем такой публики будет все больше и больше. 2-3 года на это нужно. 


Илья Золкин, Елена Лапина

– Почему вы решили поставить «Гамлета»? 

– Ой, это опять моя отчаянная глупость! Каждый режиссер хочет поставить два спектакля – «Чайку» и «Гамлета». А у меня еще есть третий – «Фауст» Гете. «Чайку» я уже ставил, «Фауста» вынашиваю, а вот про «Гамлета» подумал, что хватит вынашивать. Нужно брать и делать, а то засохнет и снова начнется долгий период размышлений. Мне это интересно еще и потому, что есть три приглашенных артиста – Кирилл Быркин (актер Тетра наций) на роль Гамлета и Анна Галинова (актриса Тетра наций) на роль Офелии. Не то чтобы в нашем театре нет никого на эти роли – есть, и блестящие актеры. Но у Кирилла и Ани уникальные типажи. Я когда встретил Быркина во время работы в Театре наций над спектаклем «Страсти по Фоме», то сразу подумал, что мой Гамлет должен быть вот таким. Физиологически таким. Ну а к нему – нестандартная Офелия. Некое такое существо. Как Аня Галинова. Клавдия должен был играть Александр Домогаров. Сначала он сказал, что подумает, а потом ушел на три месяца в отпуск – как раз на период работы над спектаклем. Поэтому пригласили крутого артиста Сергея Юшкевича из «Современника», он принес с собой ощущение нового для меня театра, другой школы. Премьера «Гамлета» – в начале октября, а летом я начну репетировать «Бесприданницу» Островского.

– Впереди у вас еще столетие Театра имени Моссовета – страшная цифра!

– Опять же это только цифра. Театру – сто, а нашему в нем пребыванию у кого-то 60 лет, у кого-то шесть, у кого-то полтора года. Мы лишь взяли эстафетную палочку и пробуем передать ее дальше. Не более того. А сам сезон хочется построить интересно, творчески насыщенно, с огромным количеством премьер. У Театра имени Моссовета же раньше одна-две премьеры в год были, а сейчас – восемь. После «Гамлета» и «Бесприданницы» я снова примусь за «Маскарад» Лермонтова.

– Вам не кажется, что лермонтовский «Маскарад» с его карточными играми, дуэлями и интригами в высшем свете Петербурга рифмуется с сегодняшними «Содержанками» Богомолова?

– «Содержанки» – это территория бесконечного и безрезультатного поиска радости, удовольствия, счастья. Это все такая безответственность, одноразовый ожог, а в «Маскараде» наоборот. Их роднит разве что тема некой гульбы. Арбенин завязал с игрой, женился на молодой женщине и впал в состояние фантастического счастья, с возрастом стал мудрым, но немощным. Однако бывших игроков не бывает. Зашел, сыграл одну партию, все страсти забурлили в нем снова, и Арбенин начинает фантастическое падение, но уже с удовольствием. И тащит за собой жену. Дело даже не в ревности к любовнику, он ревнует ее к жизни. Жена молодая, ей жить, а ему – умирать. И он хочет ее увести за собой. Вообще маскарад – территория, где, надев маску, можно быть самим собой. Творить что хочешь. Маска скроет все твои дикие желания.

– А у вас в жизни есть маска?

– Она у всех есть. И не одна. С детьми мы одни, с нашими животными другие, с близкими людьми третьи, в компании четвертые. Я прихожу в тот же театр и надеваю маску художественного руководителя.

– У кого-то маска срастается с лицом, а кто-то остается живым человеком.

– Ну вот это трудный момент. С годами ты неизбежно забираешься в футляр, но мне как можно дольше хочется оставаться живым. Даже играя роль художественного руководителя. Поэтому внутри театра я предлагаю свободное общение с артистами – без отчеств, на «ты». Мы занимаемся очень тонкими вещами, и в нашем деле важно доверие, короткая дистанция. К тому же можно обращаться на «вы» и нахамить в секунду – это же не магическая защита.

Мне хочется в театре сохранять человеческие взаимоотношения. Я захожу и со всеми здороваюсь – по 10 раз, по 20, чтобы никого не пропустить, чтобы никто не мог сказать, что я зазнался. И да, это тоже маска. Я не такой приветливый. Если в поезде еду, то из всех пассажиров в купе только я молчу. Буду двое суток ехать – двое молчать. Я не люблю быть в центре внимания, не люблю свои юбилеи отмечать. Меня в день рождения даже в театре не было. Мама так в детстве воспитала – заходишь в автобус, говори тихо. И вот до сих пор неловко, когда кто-то обращает на меня внимание.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ксалаком глазные капли инструкция по применению побочные действия
  • Стиральная машина leran wms 14085 wd инструкция
  • Ситаглиптин 50 мг инструкция по применению взрослым таблетки
  • Микозорал таблетки инструкция по применению цена отзывы
  • Глимепирид канон инструкция по применению цена отзывы аналоги