Руководство музыкальным коллективом



В статье автор акцентирует внимание на изучении педагогом психологии управления и делает вывод, что сочетание разных педагогических подходов позволит лучше разобраться в механизмах, протекающих в коллективе и инструментах воздействия на него.

Ключевые слова: детский музыкальный коллектив, психология управления.

Психология управления является отраслью прикладной психологии, в настоящий момент она достаточно быстро развивается, что обуславливает новый интерес абсолютно различных сфер жизни. Психология управления — это отрасль науки, решающая такие задачи, как грамотная организация деятельности, управление, контроль, поддержание благоприятной атмосферы управляемой системы, решение педагогических и психологических проблем.

Уметь правильно управлять коллективом или подчиненными важно, т. к. от грамотно построенной управленческой модели зависит динамика и деятельность всего коллектива. Без представлений о том, какими механизмами реализуется управление невозможно быть уверенным в эффективности и релевантности своей деятельности.

Сейчас знания об этих механизмах легкодоступны, чем и пользуются все управленцы и педагоги. Необходимость в данных знаниях существует не только в рабочих коллективах, но и в детских образовательных сферах. Каждая сфера образования имеет свою специфику и особенности, что делает данную статью актуальной. В статье речь пойдет об одной такой сфере образования как музыкальное образование. В управлении детским музыкальным коллективом есть своя специфика, которую важно освещать.

Музыкальное воспитание — сложная педагогическая система, которая требует конкретных моделей управления, особенных мероприятий, поддержание должного психологического уровня комфорта и безопасности, постоянный контроль психологического состояния детей. Потому данная статья имеет особую значимость для музыкальных педагогов и управленцев музыкальными коллективами.

Развитие музыкальной культуры, воспитание особенного эмоционального отношения к музыке, научение созерцать и создавать творческие продукты — это процесс передачи культурного и исторического опыта молодому поколению. Это, в первую очередь, эстетическое воспитание и развитие способностей у детей, которые способствуют формированию картины мира, художественных взглядов, точку зрения на искусство, а также воспитание ценностей, нравственных качеств, идей.

По данным исследований таких психологов как А. Н. Леонтьев и Б. М. Теплов было выявлено, что интерес личности к музыке зависит от различных множественных факторов. Среди них культурные, социальные, демографические, географические, личностные качества индивида и т. д. [1, с. 11–21], [4].

Пение, игра на музыкальных инструментах, создание мелодии влияют на высшие психические функции и сознание ребенка. Влияние музыки может оказывать огромные изменения в психике и личности. Поэтому целесообразно учитывать все особенности каждого отдельного индивида и коллектива в целом для грамотного управления.

Л. Н. Толстой как-то сказал: «Для того, чтобы преподавание музыки оставило следы и воспринималось охотно, необходимо учить с самого начала искусству, а не умению петь и играть» [5, с. 62].

Итак, чтобы управлять музыкальным коллективом, необходимо изучить особенности коллектива и механизмы управления.

Музыкальный коллектив имеет ряд, отличительных от любого другого коллектива, черт. Одна из таких черт — необходимость в нравственно-этическом развитии личности детей. Музыкальная сфера образования ставит перед собой те же цели, что и любая сфера, затрагивающая искусство. Невозможно создать или оценить красоту продукта творчества без имения нравственных качеств. Поэтому, в процессе управления важно контролировать и способствовать развитию данных качеств. Еще одной отличительной чертой является «шатающийся» вопрос дисциплины. В каждом коллективе есть свой, установленный управляющим, уровень дисциплины, который дает возможность детям обучаться в системе, которую управляющий создает. Есть ряд мнений, которые строятся на классических и советских теориях педагогики о том, что в любом коллективе должна быть строгая дисциплина, иначе организация деятельности будет недостаточно эффективной. Как известно, творческие люди, занимающиеся музыкой, художественным изобразительным искусством и т. д. испытывают большую необходимость в свободе выбора и мышления, чем люди без творческих способностей [2]. Это обуславливается тонкой организацией личности, психологическими качествами личности, определенными особенностями развития личности. Жесткая дисциплина может не только не способствовать, но и разрушать мотивацию к обучению и способности чувствовать, что так значимо в любом творчестве. Потому, есть ряд мнений, которые выступают за предоставление большей свободы детскому коллективу в процессе обучения.

Существует такая педагогическая система — система Монтессори. Эта система была разработана в первой половине XX века Марией Монтессори. Мария была итальянским врачом и педагогом. Суть педагогики Монтессори заключается в идеях о свободном воспитании, особенное место в данной системе уделяется развитию органов чувств, с помощью специально созданной для этого среды [3].

Детей помещают в такую среду, в которой они могут развивать свои способности так, как могут сами путем поиска, проб и ошибок. В данной системе обучения внимание уделяется каждому ребенку отдельно от группы, учитываются психологические различия и способности каждого. Это способствует поддержанию высокого уровня мотивации и желанию.

При управлении детским музыкальным коллективом нужно использовать методы системы Монтессори с классическими методами педагогики совместно. Для организации процесса обучения необходима система и дисциплина, для развития творческих способностей нужен индивидуальный подход и среда для свободной реализации способностей детей. Поэтому так важно уметь грамотно совмещать педагогические методы, использовать их комплексно.

Методы управления, которые необходимо использовать для эффективной работы в детском музыкальном коллективе следует выбирать, основываясь на особенностях коллектива. Следует учитывать все индивидуальные различия детей, возраст, психологические черты личности, способность к усвоению материала, навыки. Три кита, на которых держится эффективное управление это планирование, организация и контроль.

Планирование последовательных действий, разработка системы управления, подготовка необходимых ресурсов и предоставление точной и понятной информации коллективу — это основа будущей результативности. Организация включает в себя трудоемкий, непрерывный процесс взаимодействия с коллективом напрямую, использование ресурсов и управленческих навыков для создания оптимальной для обучения среды. Контроль является постоянным этапом и включает в себя проверку и выявление ошибок, неточностей в организации обучения, также контроль помогает в предоставлении актуальной информации на протяжении всего обучения, т. к. коллектив — постоянно изменяющийся, динамичный феномен.

При грамотном распределении сил, времени и подготовке, процесс обучения будет эффективен.

Также важно уметь выявлять органы самоуправления в детском коллективе, чтобы дети сами начали организовывать свою деятельность, что обязательно сыграет роль для достижения результата.

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод, что управление детским музыкальным коллективом является комплексным подходом разных педагогических моделей, нацеленных на результативность и эффективность деятельности детей. Важно понимать, что системы образования, созданные на данный момент, не могут полностью включить в себя все нужные аспекты для успешного обучения, учитывая все особенности разных сфер и обучающихся.

Для этого и целесообразно изучать прикладную психологию, а именно психологию управления. Сочетание разных подходов позволит лучше разобраться в механизмах, протекающих в коллективе и инструментах воздействия на него.

Любая успешная деятельность — результат огромных усилий и наличие требуемых знаний. Так как музыкальная сфера образования является очень актуальной на данный момент, вопрос о грамотном управлении выходит на первую линию.

Литература:

  1. Леонтьев, Д. А. Личность: человек в мире и мир в человеке / Д. А. Леонтьев // Вопросы психологии — М.: 1989. — № 3. — 11–21 с.
  2. Мясищев, В. Н. Проблемы способностей / В. Н. Мясищев — М.: 2002.
  3. Сорокова М. Г. Система М. Монтессори. Теория и практика / М. Г. Сорокова — М.: Издательский центр «Академия», 2013.
  4. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей / Б. М. Теплов — М.: 2004.
  5. Толстой, Л.Н. Полное собрание сочинений. Том 08. Педагогические статьи 1860–1863 / Л. Н. Толстой — М.: 1936. — 62 с.

Основные термины (генерируются автоматически): детский музыкальный коллектив, психология управления, коллектив, грамотное управление, детский коллектив, инструмент воздействия, музыкальная сфера образования, музыкальный коллектив, особенность коллектива, прикладная психология.

Что такое «Райдер»? Кто такой звукорежиссер группы? Чем отличается директор группы от менеджера? И правда ли, что, нанимая продюсера, группа продается с потрохами?

Этими вопросами рано или поздно может задаться любой развивающийся коллектив (хотя есть и исключения). Поэтому, руководствуясь поговоркой «Кто предупрежден — тот вооружен», рассмотрим наиболее распространенные организационные стороны группы и все-таки ответим на такие вопросы как «Что?», «Кто?» и «Зачем?».

Начнем наверно с определения статуса группы . Практически у всех «раскрученных» групп есть те самые продюсер, директор, менеджер (немного реже), звукорежиссер, техники и прочий рабочий народ. Также такие группы в обязательном порядке (опять же за рядом некоторых исключений) располагают интернет сайтом, пресс-релизом и райдером. Группы попроще, как правило, не располагают всем вышеуказанным, а лишь некоторыми составляющими. А начинающие группы вообще забивают на данный вопрос или просто не знают о его существовании. Так в каком статусе должна находиться группа, чтоб заиметь, скажем, пресс-релиз и звукорежиссера? Вообще четкой схемы или правила нет. Здесь большое влияние оказывает материальное положение группы. Если денег нет, то и разговор короткий. А если Ваш папа — Абрамович, то, даже будучи глухим паралитиком, из Вас определенно может получиться звезда Всероссийского масштаба. Здесь мы будем рассматривать среднестатистическую группу.

Есть три принципиальных пути развития организационных вопросов в группе:

  1. из расчета стать мировыми звездами, всей вышеуказанной «немузыкальной стороной» группа обзаводится сразу же после создания.
  2. получив признание со стороны, группа задумывается о распространении своей музыки и, следовательно, о необходимости наличия группы в интернете и расположению администрацией группы (менеджер, директор и т.д.)
  3. «Нас прет, и мы играем! Кто? Директор? Сайт? Да на х** они нужны!!!» Думаю, в пояснении данная позиция не нуждается!

Конечно, есть такое понятие как «золотая середина» и предпочтительнее, когда группа следует именно 2-м путем. Но и два других тоже имеют право на жизнь! Рассмотрим все три поподробней.

  1. Путь сомнительный как с творческой, так и с финансовой стороны. Опять же предполагает наличие если уж не папы Абрамовича, то хотя бы дяди из администрации города! В рок сфере практически невозможно пробиться, располагая только кучей денег. Будет замечательно, когда к количеству денег прибавляется соответствующее качество музыки. Но, к сожалению, российский слушатель, узнав, что группа пробилась не без солидных вложений, начинает кривить носом и перестает смотреть на музыку. И это неправильно. Вспомним хотя бы группу Cradle Of Filth . Хотя в данном случае будет уместнее назвать ее коммерческим проектом. Ведь группа собрана продюсерами. И как исключение из правила, группа состоялась и огромное количество поклонников их творчества давным-давно уже забыла, что начиналось все с коммерции. Но какой шанс стать вторыми «Крэдлами»? Да и надо быть вторыми? Первыми не получиться! Дорожка не то чтоб проторена, но уже и заасфальтирована!!! На эти вопросы группа должна отвечать еще до того момента, как вбухает огромное количество денег.
  2. Как говорилось выше, «золотая середина». Но, как и везде, есть свои плюсы и минусы. К минусам можно отнести долгий путь развития и риск все же прогореть. Но так сильно ли это важно для творческого человека?! Поговорим о плюсах. Один из главных это то, что группе не придется забивать на самовыражение и продаваться с потрохами! Также группа вполне реально может быть услышанной не только в своем родном городке, но и за его пределами. А хоть как громко и долго музыканты не будут горланить о том, что вот уже начинается «торговля музыкой», все равно захочется чтобы твои рифы и текст услышали и другие люди в других городах. И не будет это продажностью!!! Запомните: Если захотелось самовыражения за пределами родного райончика, то ничего постыдного здесь нет! Вот если в другие места лезем «тупо срубить бабосов и девак», то это уже коммерция. А ты же искусство несешь в массы! Так что ты не продавец, а творец. Или нет? На этот вопрос опять же отвечать тебе самому!
  3. Такой подход больше соответствует закоренелым пофигистам. Надеюсь, что последним также пофиг и на эту статью! А о плюсах и минусах этого пути можно сказать коротко: «Это все зависит от того, как вас прет!» Как и в любом правиле есть исключение и, возможно, ваша музыка станет востребованной благодаря только вашему драйву!

Теперь же, наверное, следует рассмотреть подробнее все организационные вопросы и дать определения. Начнем с команды группы. И, прежде всего, определим коротко и ясно:

«Для чего нужна команда?» — для того, чтобы музыканты не отвлекались от музыки и не перессорились, решая организационные вопросы. К команде условно отнесем всех участников и сотрудников группы, которые не задействованы непосредственно в выступлении на сцене, но без которых группа уже не та.

Продюсер

Говоря коротко, это такой человек, который может вас раскрутить.

Из раскрутки каждый может взять свое. Кто-то начнет более активно реализовывать свои мысли и идеи, а кто-то рубить бабосы и считать себя звездой вселенского масштаба. Последние нас интересуют меньше всего (о фабрике звезд, Тимати и т.п. чепухе мы и так много знаем!). А вот те, кто все же найдут в себе силы бороться с наплывом известности и денег и продолжат свое правое дело, достойны пожизненного уважения.

Но сейчас не о музыкантах, а о продюсере. Работа с продюсером носит узаконенный характер. То есть нужно заключать контракт. И вот тут уж слишком много хитростей и заморочек. Неправильно составленный или наспех подписанный контракт может сулить большими проблемами музыкантам. Поэтому многие рок-исполнители избегают работы с продюсерами. Сразу же надо заметить — не все продюсеры спят и видят как тебя бедного нае*ать и снять с тебя последние трусы. Но тут уж как повезет. В принципе до выбора продюсера или продюсерского центра можно и во всю свою карьеру не дойти и благополучно жить. Так что этот персонаж остается на личное рассмотрение!

Менеджер

Очень популярное и зачастую не совсем понятное слово. В рок-сфере, как впрочем, и в других, у слова «менеджер» есть куча приставок, означающих какую-либо определенную сферу деятельности менеджера. Вот, например, тур-менеджер, интернет-менеджер, пресс-менеджер, PR -менеджер и т.п.

Давайте расшифруем. Тур-менеджер – человек, отвечающий за концертный тур группы (если такой есть). Интернет-менеджер – человек, работающий в интернет среде от лица группы (как правило, он же является и веб-дизайнером и администратором сайта группы). Пресс-менеджер – человек, отвечающий за работу группы с прессой (зачастую решает с какими информационными источниками, о чем разговаривать). PR -менеджер – человек, занимающийся раскруткой группы (как правило неотъемлемая часть продюсерского центра).

И что же всю эту роту надо держать в группе? Нет. Очень часто все эти сложные обязанности выполняет один человек, называемый просто менеджер. С менеджерами реже, чем с продюсерами, заключаются контракты. Прежде всего, из-за того, что зачастую менеджером становиться хороший друг группы, которому в принципе не резонно «кидать» группу и группе «кидать» его. Но все же случаи контрактов имеют место (не у всех есть хорошие друзья!). Этот человек обязательно нужен группе, которая не собирается 20 лет играть в ближайшем клубе и так и не выезжать за его пределы.

Директор

Персонаж довольно туманный как в своем определении, так и в своих обязанностях. Если говорить проще, то директор — это о-о-очень хороший друг группы, который может выполнять обязанности, как менеджера, так и продюсера. И еще кучу разных вещей. Это зависит от директора. Главное преимущество перед двумя первыми – отсутствие (в 90% случаев) контрактов. Обязательным условием наличия директора в группе является полное доверие всей группы ему и, безусловно, его авторитет в глазах группы. В общем если у вас есть директор, то это хорошо, а если нет, то расстраиваться не надо (он есть мало у кого – крайне редкая особь мира музыкального).

Звукорежиссер

Очень необходимый человек для группы, относящейся к своему звуку очень серьезно. Он нужен как на концертах, так и на записи. Он знает все ваши фишки и примочки. Именно он поможет настроить всю эту канитель с проводами и рычажками так, чтобы люди разобрали, где гитара, а где барабаны. Но это в том случае, если он знает свое дело. Профессионализм приходит со временем. Сначала доверьте ему отстраивать звук на репетиции, а там глядишь и уже профессионал!!! По началу, конечно, можно доверять отстройку и «тамошним» звукачам, но со временем лучше обзавестись личным.

Вроде с командой группы разобрались. Теперь надо разъяснить, что такое райдер, релиз и т.п. и зачем они нужны! Пожалуй, начнем с базовой вещи. Такой, как сайт группы.

Сайт

Вещь очень нужная. Без нее распространить свою музыку и информацию о своей группе будет очень сложно. На нем есть вся информация о вашей группе, там вы общаетесь с поклонниками, от туда люди могут взять ваши творения. Вообще подробная статья как, что и зачем уже есть на этом сайте (Зачем музыкальной группе сайт).

Пресс-релиз

Термин, часто встречающийся в новостях и т.п. информационной сфере, также встречается и в рок сфере. Грубо говоря, это краткое изложение какой-либо новости или события в жизни группы. Также есть бессрочные пресс-релизы — краткая биография группы с кратким изложением основных ее данных.

Пресс-релизы очень нужны для того чтобы у человека, ничего не знающего о Вашей группе, после его прочтения появились хоть какие-то представления о вас и соответственно появился интерес послушать вашу музыку и может даже в последствии пригласить на концерт. Но этот «документ» должен быть написан грамотно, правильно и интересно. Опять же, на этом сайте уже есть более подробная статья о пресс-релизах — Как написать музыкальный пресс-релиз. В ней можно узнать, как они правильно пишутся и как их правильно распространять.

Райдер

Райдер – это свод условий, запрашиваемых группой и выполняемых организаторами, которые необходимы для успешного выступления группы. Необходимы, но не обязательны. Райдер бывает технический и бытовой. Часто райдер бывает обобщенный. В техническом описываются все аспекты аппаратуры, ее установки и настройки. В бытовом же излагаются требования к таким вещам как проживание (если концерт не в родном городе), питание, гримерка и т.п. Менее популярные группы не позволяют себе бытовой райдер. Это удел уже состоявшихся групп. «Сильно состоявшиеся» прописывают туда такие вещи как «розовенькие полотенца в гримерке» или «7 бутербродов с сыром, 5 с икоркой и 2 с колбаской. А еще вынь и полож 35 грибочков по 7 сантиметров росту».

Такие понты не в почете у организаторов. Любая же не «зазвездившаяся» группа должна иметь как минимум технический райдер. И опять же, без всяких там «буду играть только на зеленых шнурах»! С помощью райдера организаторы смогут узнать, какую аппаратуру вы принесете с собой, а какую нужно будет подготовить им. Что, несомненно, облегчит жизнь и вам, и им.

Подытожим

Если Вам не все равно, что будет с Вашей группой через пару лет, то Вам необходимо обзавестись такими вещами, как сайт, райдер и пресс-релиз. Не помешает наличие звукорежиссера и менеджера. Также будет не лишним (а иногда и очень нужным) директор. Единственный, с кем не совсем разобрались, так это продюсер. Каждый для себя решает сам – нужен он или нет. И каждый выбирает, каким из путей развиваться как группа (а может, кто-то предпочтет не развиваться!).
В любом случае, выбор за Вами. Дерзайте!!!

RiHard (Kaguar Evil Director)

Дата публикации: 18.04.2011, время: 18:28, рубрика: Музыкантам, СТАТЬИ.

УТВЕРЖДАЮ:

_______________________________

[Наименование должности]

_______________________________

_______________________________

[Наименование организации]

_______________________________

_______________________/[Ф.И.О.]/

«______» _______________ 20___ г.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

Директора музыкального коллектива

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет и регламентирует полномочия, функциональные и должностные обязанности, права и ответственность директора музыкального коллектива [Наименование организации в родительном падеже] (далее — Организация).

1.2. Директор музыкального коллектива относится к категории руководителей, назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя Организации.

1.3. Директор музыкального коллектива подчиняется непосредственно [наименование должности непосредственного руководителя в дательном падеже] Организации.

1.4. На должность директора музыкального коллектива назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование (экономическое, юридическое, культуры и искусства, педагогическое, техническое) и стаж работы на руководящих должностях не менее 5 лет.

1.5. Директор музыкального коллектива должен знать:

  • законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие производственную и финансово-экономическую деятельность организации исполнительских искусств;
  • методические и нормативные документы, касающиеся деятельности организаций культуры и искусства;
  • технологию творческо-производственного процесса, подготовки нового и проката текущего репертуара;
  • порядок составления и согласования перспективных репертуарных, производственно-финансовых планов, а также планов подготовки новых постановок, проката текущего репертуара;
  • перспективы технического, экономического и социального развития организации;
  • рыночные методы хозяйствования и управления;
  • порядок заключения и исполнения договоров;
  • художественно-творческие, научно-технические достижения и передовой опыт в сфере культуры и искусства;
  • порядок разработки и заключения отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров и регулирования социально-трудовых отношений;
  • теорию и практику менеджмента;
  • психологию управления;
  • социологию искусства;
  • сценическую технологию;
  • трудовое и гражданское законодательство;
  • авторское право;
  • правила по охране труда и пожарной безопасности.

1.6. В период временного отсутствия директора музыкального коллектива, его обязанности возлагаются на [наименование должности заместителя].

2. Должностные обязанности

Директор музыкального коллектива исполняет следующие обязанности:

2.1. Руководит творческой, производственной и финансово-экономической деятельностью музыкального коллектива.

2.2. Организует работу и взаимодействие артистического, художественного, управленческого персонала и работников структурных подразделений музыкального коллектива, направляет их деятельность на развитие и совершенствование творческо-производственного процесса с целью создания наиболее благоприятных условий для коллективного творчества с учетом конкретных художественных и социальных задач.

2.3. Обеспечивает выполнение организацией всех обязательств перед зрителями (слушателями), работниками музыкального коллектива, авторами и исполнителями произведений, федеральным, региональным и местным бюджетами, государственными внебюджетными социальными фондами, поставщиками, заказчиками.

2.4. Принимает меры по обеспечению музыкального коллектива квалифицированными кадрами, рациональному использованию работников организации, развитию их профессиональных знаний и умений, созданию безопасных и благоприятных для жизни и здоровья условий труда, соблюдению требований трудового законодательства.

2.5. Обеспечивает повышение эффективности творческо-производственной деятельности, применение принципа материальной заинтересованности и ответственности каждого работника за порученное ему дело и результаты работы всего коллектива, выплату заработной платы в установленные сроки.

2.6. Совместно с трудовым коллективом, представительным органом работников обеспечивает на основе принципов социального партнерства разработку, заключение и выполнение коллективного договора, соблюдение трудовой, творческой и производственной дисциплины.

2.7. Принимает решения по вопросам, касающимся финансово-экономической, творческой и производственной деятельности музыкального коллектива, неся ответственность за последствия принимаемых решений.

2.8. Обеспечивает соблюдение законности в деятельности музыкального коллектива и осуществлении ее хозяйственно-экономических связей, использование правовых средств для финансового управления и функционирования в рыночных условиях, укрепления договорной и финансовой дисциплины, регулирования социально-трудовых отношений.

2.9. Защищает имущественные интересы музыкального коллектива в суде, органах государственной власти и местного самоуправления.

В случае служебной необходимости директор музыкального коллектива может привлекаться к выполнению своих должностных обязанностей сверхурочно, в порядке, предусмотренном законодательством.

3. Права

Директор музыкального коллектива имеет право:

3.1. Без доверенности действовать от имени музыкального коллектива.

3.2. Представлять интересы музыкального коллектива во взаимоотношениях с гражданами, юридическими лицами, органами государственной власти и управления.

3.3. Распоряжаться имуществом и средствами музыкального коллектива с соблюдением требований, определенных нормативными правовыми актами, учредительными документами музыкального коллектива.

3.4. Открывать в банковских учреждениях расчетный и другие счета.

3.5. Давать обязательные для всех работников поручения и указания.

3.6. Выдавать доверенности на совершение гражданско-правовых сделок, представительство, пр., делегировать свои полномочия в порядке, определенном трудовым договором, своему заместителю (своим заместителям).

4. Ответственность и оценка деятельности

4.1. Директор музыкального коллектива несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, — и уголовную) ответственность за:

4.1.1. Невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных указаний непосредственного руководителя.

4.1.2. Невыполнение или ненадлежащее выполнение своих трудовых функций и порученных ему задач.

4.1.3. Неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.

4.1.4. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученной ему работы.

4.1.5. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности предприятия и его работникам.

4.1.6. Не обеспечение соблюдения трудовой дисциплины.

4.2. Оценка работы директора музыкального коллектива осуществляется:

4.2.1. Непосредственным руководителем — регулярно, в процессе повседневного осуществления работником своих трудовых функций.

4.2.2. Аттестационной комиссией предприятия — периодически, но не реже 1 раза в два года на основании документированных итогов работы за оценочный период.

4.3. Основным критерием оценки работы директора музыкального коллектива является качество, полнота и своевременность выполнения им задач, предусмотренных настоящей инструкцией.

5. Условия работы

5.1. Режим работы директора музыкального коллектива определяется в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в организации.

5.2. В связи с производственной необходимостью директор музыкального коллектива обязан выезжать в служебные командировки (в том числе местного значения).

С инструкцией ознакомлен ___________/____________/ «____» _______ 20__ г.

(подпись)

Задачи и обязанности музыкального руководителя

  • О профессии «музыкальный руководитель»

  • Каковы цели и задачи музыкального руководителя?

  • Функции и обязанности специалиста

  • Каким требованиям должен соответствовать музыкальный руководитель

  • Плюсы и минусы профессии

  • Как стать музыкальным руководителем

Музыка – удивительный мир, полный эмоций, образов, впечатлений и скрытых смыслов. Она развивает усидчивость, внимание, воображение и абстрактное мышление, помогает увидеть нестандартные решения самых обычных вопросов, способствует гармоничному развитию личности человека, раскрывает его потенциал. 

Знакомство с музыкой начинается с самого юного возраста. А одним из проводников в этот загадочный мир звуков, мелодий, великих композиторов и исполнителей становится музыкальный руководитель или музыкальный воспитатель в детском саду. 

Рассмотрим особенности этой профессии.

О профессии «музыкальный руководитель»

Задачи и обязанности музыкального руководителя

Музыкальный руководитель – это педагог, который знакомит детей с миром музыки – с богатой палитрой звуков и мелодий, способных вызывать самые разные чувства, эмоции, ассоциации, зрительные образы, и отвечает за их творческое и эстетическое развитие. Это многогранная профессия, обладатель которой может быть одновременно и профессиональным музыкантом, и исполнителем, и талантливым педагогом, и сценаристом, и хорошим психологом, и режиссером-постановщиком, и организатором. Музыка в умелых руках становится уникальным инструментом, позволяющим расширить кругозор, сформировать эстетический вкус, развить эмоциональный интеллект, раскрепоститься, обнаружить и раскрыть творческий потенциал. 

Музыкальные руководители (их еще называют музыкальными работниками или воспитателями), как правило, работают именно в детских образовательных учреждениях – детских садах и развивающих клубах, во дворцах культуры, хотя теоретически они могут заниматься и обучением взрослых людей. 

Знакомство с музыкой не ограничивается лишь прослушиванием подобранных педагогом произведений. Под чутким управлением воспитателя дети учатся петь, красиво двигаться под музыку, танцевать, занимаются гимнастикой, изучают возможности различных музыкальных инструментов. Таким образом подрастающему поколению прививается интерес, любовь к искусству, что положительно влияет на формирование и развитие эмоциональной сферы ребенка, его творческих способностей. Это особенно актуально сегодня – в век инновационных технологий, компьютеров, планшетов, смартфонов и прочих гаджетов, перетягивающих все внимание с человека на себя.

Каковы цели и задачи музыкального руководителя?

Задачи и обязанности музыкального руководителя

Обозначим основные цели, которых должен достичь в своей работе музыкальный руководитель:

  • приобщить ребят к искусству;

  • воспитать любовь к музыке;

  • развить художественное (эстетическое) восприятие;

  • развить эмоциональную отзывчивость;

  • сформировать музыкальный вкус;

  • обнаружить и всячески содействовать развитию музыкальных способностей. 

То есть главной целью специалиста можно считать развитие художественно-творческих способностей ребят. Для этого музыкальный руководитель, опираясь на принципы последовательности и постепенности, систематичности и повторности, решает несколько задач:

  • развивает у детей чувство ритма;

  • развивает навыки правильного интонирования;

  • учит чувствовать и понимать различные формы музыкальных произведений;

  • знакомит ребят с музыкальной грамотой – различными элементами выразительности, которые применяются в музыке, музыкальными жанрами и стилями, с композиторами и исполнителями, а также со способами записи музыки;

  • знакомит своих подопечных с музыкальными инструментами и формирует навыки игры на них (тех, что доступны для детей).

Таким образом, педагог закладывает кирпичики фундамента музыкальной культуры, обогащает внутренний мир детей, способствует формированию их музыкального вкуса и, возможно, создает предпосылки для творческой самореализации в будущем.

Функции и обязанности специалиста

Задачи и обязанности музыкального руководителя

В своей работе музыкальный руководитель выполняет несколько важных функций:

  1. Информационную – он делится с детьми информацией посредством музыки. Это требует глубокого знания предмета, умения эти знания передавать в доступной для детского восприятия форме. Педагог должен уметь ярко, профессионально исполнять музыкальные произведения и объяснять подопечным их содержание, использовать вспомогательные средства (аудио- и видеозаписи, пластинки). Сюда же относится организация и проведение праздничных мероприятий, музыкально-литературных гостиных и т. д. 

  2. Развивающую – педагог помогает раскрыть творческий потенциал детей, развить их уникальные способности, учит их самостоятельно мыслить, при этом учитывает индивидуальность каждого ребенка и выбирает оптимальные формы и методы работы. 

  3. Мобилизационную – музыкальный руководитель умеет заинтересовывать, удерживать внимание, увлекать, включает эмоционально-волевую сферу детей. Помогают ему в этом творческие задания, яркие фрагменты музыкальных произведений, элементы игры. 

  4. Ориентационную – учит понимать красоту музыки, направляет (ориентирует), формирует отношение к музыке как к ценности.

  5. Конструктивную – конструирует процесс обучения: составляет план, выбирает содержание, наглядные и музыкальные материалы, структурирует занятия.

  6. Организаторскую – проводит консультации (групповые и индивидуальные), участвует в педсоветах и родительских собраниях, ведет работу в кружках. 

  7. Коммуникативную – педагог находится в тесном контакте и с коллегами, и с детьми, и с родителями, что требует от него навыков общения, умения устанавливать доброжелательные отношения с самыми разными людьми.

  8. Исследовательскую – как любой педагог, музыкальный руководитель должен держать руку на пульсе, заниматься саморазвитием, совершенствовать свои компетенции, регулярно проходить повышение квалификации, читать специальную литературу, посещать семинары и конференции, посвященные актуальным проблемам. 

Что же входит в обязанности специалиста:

  • диагностика музыкальных способностей ребенка;

  • выявление одаренных в музыкальном плане детей;

  • формирование эмоционального интеллекта и развитие творческих способностей;

  • подбор музыкального репертуара, который будет доступным для понимания и восприятия детей;

  • формирование эстетического восприятия, музыкального вкуса;

  • координация работы педагогического персонала и родителей;

  • организация музыкальных занятий, утренников и творческих вечеров, участие в подготовке и проведении праздников, развлекательных мероприятий (тематических постановок, квестов, игр);

  • музыкальное сопровождение утренней зарядки, занятий физкультурой, праздничных и развлекательных мероприятий в образовательном учреждении;

  • проведение индивидуальных и групповых занятий музыкой;

  • участие в разработке образовательной программы учебного заведения и т. д.

Каким требованиям должен соответствовать музыкальный руководитель

Задачи и обязанности музыкального руководителя

Эта творческая профессия относится сразу к двум направлениями – «человек-человек» и «человек-художественный образ». С одной стороны, музыкальный руководитель постоянно общается и взаимодействует с людьми – детьми и их родителями, с коллегами-педагогами, с музыкантами. С другой стороны, эта специальность имеет непосредственное отношение к творчеству и связана с созданием и воспроизведением художественных образов и музыкальных композиций. 

Тому, кто решит посвятить себя этому непростому, но увлекательному делу пригодятся такие личные качества, как:

  • внимательность;

  • выдержка;

  • любовь в детям;

  • способность концентрироваться;

  • хорошая память;

  • умение сохранять беспристрастность;

  • музыкальные и артистические способности;

  • творческое мышление;

  • коммуникабельность;

  • умение находить подход к любому человеку;

  • увлеченность;

  • эрудиция;

  • доброжелательность;

  • уравновешенность;

  • педагогический такт;

  • чуткость и деликатность;

  • культура речи и общения.

К профессиональным компетенциям, которыми должен обладать педагог – специалист по музыкальному, эстетическому воспитанию, относятся:

  • владение техникой игры на музыкальном инструменте (или инструментах) на уровне профессионала;

  • знание основ детской психологии и педагогики;

  • знание возрастных особенностей развития детей;

  • понимание специфики восприятия музыки в дошкольном возрасте;

  • владение методикой музыкального воспитания и обучения детей;

  • знание основ дефектологии и методик обучения детей с особенностями развития;

  • владение методами и приемами воспитания эстетического вкуса, формирования музыкальной, художественной культуры;

  • владение приемами диагностики уровней музыкального развития ребенка, определения его музыкальных возможностей;

  • умение находить индивидуальный подход к детям;

  • знание детского музыкального репертуара – как классического, так и современного;

  • умение разрабатывать и адаптировать имеющиеся программы музыкального воспитания и обучения детей;

  • владение современными технологиями и программами в музыкальном образовании и воспитании и т. д. 

Плюсы и минусы профессии

Задачи и обязанности музыкального руководителя

Чтобы дополнить портрет музыкального руководителя, остановимся на преимуществах и недостатках этой профессии. 

К минусам можно отнести следующие моменты:

  • скромная зарплата в государственных образовательных учреждениях;

  • работа с детьми – это всегда огромная ответственность;

  • большой объем бумажной работы – оформление всевозможных планов, документов, заполнение журналов;

  • необходимость контактировать с родителями учеников, в том числе решать различные спорные, конфликтные ситуации;

  • в группе может быть до 25-30 человек;

  • подготовка к занятиям, организация и проведение масштабных мероприятий требуют много времени и усилий. 

Какие плюсы можно найти в работе музыкальным руководителем:

  • возможность в полной мере проявить свои творческие способности;

  • возможность решать множество интересных, в том числе сложных, задач;

  • полный соцпакет и возможность взять продолжительный отпуск в теплое время года;

  • возможность расти и развиваться вместе с учениками;

  • возможность видеть реальные результаты своей работы и радоваться прогрессу, который показывают малыши;

  • возможность почувствовать себя немного волшебником, который помогает раскрыться творческому потенциалу ребят;

  • возможность совмещать работу в детском саду с частными уроками.

 

Как стать музыкальным руководителем

Задачи и обязанности музыкального руководителя

Ключевые требования к претендентам на должность музыкального руководителя такие:

  • профессиональное владение музыкальным инструментом (или инструментами) и среднее специальное образование (код направления 53.02.01);

  • высшее или среднее профессиональное образование по специальности «Образование и педагогика». 

Разобраться в тонкостях профессии и получить диплом государственного образца, который подтвердит вашу компетентность и повысит шансы найти интересную работу, вы можете в нашей Академии на курсе «Музыкальный руководитель в ДОО. Планирование и реализация музыкального образования детей дошкольного возраста с учетом требований ФГОС ДО».

Музыкальный коллектив и его руководитель

Знаменитый
актер и режиссер немого кино Чарли
Чаплин

в своей книге «Моя автобиография» так
выра­зил свое отношение
к музыкантам, играющим в орке­стре
:
«Если
бы меня спросили, в каком мужском
об­ществе я предпочел бы вращаться,
наверное, я выбрал бы людей своей
профессии. Однако Дуглас Фербенкс был
единственным актером, который стал мне
близ­ким другом. Встречаясь на
голливудских приемах со звездами, я
стал относиться к ним скептически —
может быть попросту нас было там слишком
много. И атмосфера там бывала не столько
дружеской, сколь­ко вызывающей на
соревнование; стремясь привлечь к себе
внимание, человек шел, словно сквозь
строй, подвергаясь язвительной критике.
Нет, звезды среди звезд дают мало света
и еще меньше тепла.

Писатели
— милые люди, но они не из тех, кто охотно
что-то дают другим. Они не любят делиться
тем, что знают сами. Большей частью они
прячут свое бо­гатство в переплеты
своих книг. Ученые могли бы стать
чудесными друзьями, но одно их появление
в гости­ной парализует все ваши мысли.
Художники обычно ужасно скучны —
большинство из них стремится вас уверить,
что они больше философы, чем художники.
Поэты, несомненно, являются существами
высшего класса — они приятны, терпимы
и прекрасные това­рищи. Но мне кажется,
все-таки, что легче всего дру­жить с
музыкантами. По-моему, нет ничего теплее
и трогательнее зрелища симфонического
оркестра. Ро­мантический свет пюпитров,
настройка инструмен­тов и внезапная
тишина при появлении дирижера словно
утверждают общественный, основанный
на тесном сотрудничестве характер их
искусства»
.

Исполнение
музыкального произведения коллек­тивом
музыкантов действительно требует
огромного взаимопонимания и умения
подчинять свои действия единой воле
дирижера, отвечающего за конечный
ре­зультат усилий многих музыкантов
.

Воспитание
сплоченного музыкального коллекти­ва
— это задача, которая встает перед
многими дири­жерами хоров и оркестров
;
решение этой задачи по­мимо чисто
музыкальных проблем включает в себя и
некоторые психологические, связанные
с закономер­ностями общения людей
друг с другом.

Этапы становления коллектива

С
точки зрения психологии коллектив есть
груп­па людей, объединяющих свои
усилия для выполне­ния общественно-полезной
деятельности. До того, как группа
достигнет высокой стадии развития,
име­нуемой коллективом, она проходит
ряд этапов.

Так, различают:

  1. диффузную
    группу, в которой отношения людей не
    связаны содержанием общей деятельности.
    Тако­вой группой могут стать жильцы
    многоквартирно­го дома или пассажиры
    пригородной электрички;

  2. ассоциацию
    — группу, в которой межличностные
    отношения связаны с общей деятельностью,
    но эти отношения не проникают в глубь
    личности. Таковы клубы любителей по
    интересам, болель­щики одной спортивной
    команды, школьники од­ной школы;

  3. корпорацию
    — группу, в которой члены тесно объединены
    друг с другом, однако деятельность
    преследует узкокорпоративные цели,
    имеющие антиобщественную направленность.

Попадая
в общество других людей, человек может
довольно значительно менять свое
поведение
.
Еще М. Бехтерев
установил, что коллектив
может дей­ствовать на людей трояко:

либо
он будет усиливать личность и увеличивать
ее возможности, либо она останется
безразличной к коллективу, либо коллектив
выступит в роли тормоза для проявлений
потенций личности.
Каков
будет
результат взаимодействия, за­висит
от исходных установок как коллектива,
так и личности
.
Если мысли и чувства индивида идут в
на­правлении основных дел коллектива,
то попавший в нее индивид будет и острее
чувствовать и глубже мыслить; если же
установки индивида будут идти враз­рез
с коллективом, то последний будет
оказывать тор­мозящее действие на
индивида.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Мануал для лексуса скачать
  • Руководство министра здравоохранения рф
  • Руководство для швейной машинки чайка 143
  • Как убавить звук на телефоне панасоник стационарный трубка инструкция
  • Должностная инструкция проводника по сопровождению животных