Руководство наблюдениями в разных возрастных группах доу

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление и презентация на тему «Особенности педагогического руководства сюжетно — ролевой игрой в разных возрастных группах ДОУ «(с учётом ФГТ).

В данном выступлении раскрыта роль сюжетно — ролевой игры на современом этапе. её отражение в нормативных документах. Дан сравнительный анализ двух подходов к организаци и руководству сюжетно ролевой …

руководство и организация сюжетно-ролевой игры в разных возрастных группах

особенности сюжетно-ролевой игрывиды  сюжетно-ролевой игрыруководство игройтематика игр и развитие сюжетв в разных возрастных группах…

Особенности педагогического руководства сюжетно — ролевой игрой в разных возрастных группах ДОУ

Развитие дошкольника осуществляется в различных видах деятельности: познавательной, элементарной трудовой, изобразительной, коммуникативной. Основным видом деятельности в дошкольном возрасте является …

Консультация для педагогов на тему «Руководство сюжетно-ролевыми играми в разных возрастных группах»

совместная деятельность педагога с детьми…

Руководство и управление играми с правилами в разных возрастных группах

В дошкольной педагогике игра с правилами используется как частное дидактическое средство (позволяющее развивать у детей двигательные навыки, сенсорные операции, давать им новые знания), организуется и…

Роль взрослого в организации игровой деятельности дошкольника. Особенности руководства играми в разных возрастных группах ДОУ.

Игра занимает весьма важное место в жизни дошкольника и является преобладающим видом его самостоятельной деятельности. Она имеет большое значение для развития ребенка, в ней развиваются действия в пре…

Картотека наблюдений в разных возрастных группах

Картотека наблюдений в разных возрастных группах…

Доклад
на тему: Методика руководства наблюдениями дошкольников разного возраста

подготовила
воспитатель

Молгачёва
Ю.А.

Методика
руководства наблюдениями дошкольников разного возраста.

Младшие группы. Продумывая организацию
и руководство наблюдениями детей, воспитателю необходимо учитывать особенности
психических процессов, уровень познавательной деятельности малышей. Известно,
что внимание маленьких детей привлекают яркие, подвижные объекты. Поэтому лучше
первые наблюдения организовывать за животными, а не за растениями. В этом
возрасте дети еще не умеют держать поставленную перед ними цель, точно
следовать предложенному им плану, подводить итог наблюдению. Объем формируемых
представлений довольно ограничен.

В связи с этим в начале наблюдения
основной задачей воспитателя является привлечение внимания детей к объекту.
Можно использовать разнообразные сюрпризные игровые приемы. Затем организуется
рассматривание объекта. Учитывая то, что внимание детей прежде всего привлекают
действия животного, воспитатель различными приемами побуждает его к активному
поведению (кормит кролика, играет с котенком бумажным бантиком), а затем
обращает внимание детей на то, как ест животное, смотрит, какие издает звуки.
Педагог задает детям вопросы, побуждая назвать то или иное действие.

Большое значение при этом имеют
приемы обследования. Обследование объектов помогает выделить их сенсорные
признаки Например, для того, чтобы малыши знали, какая у котенка шерстка, им
предлагают осторожно ее погладить и определить, пушистая или гладкая она.
Воспитатель использует и подражание движениям, звукам. Например, предлагает
детям сложить ладони и подвигать ими, как рыбка хвостиком, помяукать, как
котенок, и т. д. Во второй половине года в ходе наблюдения в младшей группе
можно использовать сравнение. Воспитатель подбирает два животных или растения и
предлагает сравнить их. Можно сравнивать живой объект с изображением на
картинке. Основной задачей сравнения является установление признаков отличия
одного объекта от другого. Малыши увидят, что животные и растения отличаются
друг от друга по величине, цвету, характеру движения и т. д.

Важно, чтобы во время наблюдения дети
вели себя свободно, естественно, чтобы они могли проявлять свое отношение к
животным, растениям. Многое здесь зависит от взрослого. Когда воспитатель дает
возможность всем детям активно действовать, свободно высказываться и проявлять
свои чувства, малыши получают большую радость от общения с природой.

 В конце наблюдения, чтобы усилить
эмоциональное впечатление детей от общения с животными или растениями,
целесообразно спеть им песенку, прочитать стихотворение, связанные с темой
наблюдения, или поиграть в такую игру, где действует соответствующий персонаж.

 Наблюдения за животными и растениями
в младших группах следует проводить неоднократно. Полезно их повторять как со
всей группой, так и с небольшими подгруппами и даже индивидуально. Очень
хорошо, если наблюдения связываются с игрой, изобразительной деятельностью,
например: «Посмотрим елочку, а потом нарисуем ее» или «Посмотрим, не надо ли
обтереть листья у фикуса».

 Средняя группа. Воспитанники средней
группы уже обладают некоторым запасом конкретных представлений о природе.
Рассматривая окружающие предметы, они способны воспринимать их в деталях.
Вместе с тем самостоятельное наблюдение в этом возрасте еще несовершенно. Дети
не могут выделить характерных признаков отличия, увидеть общие признаки у
нескольких объектов. Воспитанники средней группы постепенно учатся принимать
задачу наблюдения, поставленную воспитателем. Во время наблюдения дети
вслушиваются в вопросы воспитателя и, следуя заданному им плану, рассматривают
объект. В итоге наблюдения при целенаправленном руководстве каждый из них может
составить целостный образ наблюдаемого объекта и дать его словесное описание.

Возросшие возможности восприятия
пятилетних детей позволяют усложнить содержание наблюдения. Ребят учат
рассматривать не только животных, но и растения, причем могут предложить как
один, так и два объекта одновременно. Теперь во время наблюдения каждый ребенок
(или небольшая группа в 2—3 человека) получает объект (или несколько) для
индивидуального рассматривания. Это так называемое наблюдение с использованием
раздаточного материала. Начиная со средней группы организуется длительное
наблюдение за развитием и ростом животных, растений.

Объем представлений, которые
формируются в ходе наблюдения в средней группе, также значительно расширяется.
Детей продолжают знакомить с особенностями внешнего вида некоторых растений и
животных, выделяют составные части, характерные признаки каждого из них.
Наблюдая за животными, дети узнают, кроме того, о том, как они передвигаются,
чем питаются, где обитают. Постепенно дошкольники начинают понимать некоторые
связи и отношения между объектами природы. На этой основе становится возможным
формирование знаний о некоторых приспособлениях животных и растений к
окружающей среде.

Наблюдение в средней группе
начинается с постановки воспитателем познавательной задачи, которая нередко
совпадает с практической деятельностью, например: «Будем рассматривать кролика
и научимся за ним ухаживать», «Рассмотрим рыбку и будем рисовать ее». В ходе
наблюдения воспитатель пользуется различными приемами, помогающими ему
сосредоточить внимание детей на особенностях внешнего вида, жизненных
проявлениях животного, установить необходимые связи и отношения.

Особое внимание следует уделить
формированию у детей умения рассказывать о результатах наблюдения. С этой целью
педагог продумывает приемы, активизирующие речь детей: задает один и тот же
вопрос в разных вариантах разным детям, предлагает проговаривать хором трудные
и новые слова, выбирать наиболее точное обозначение признака из двух-трех
предложенных воспитателем и т. д. Детей учат сравнивать объекты по признакам
различия и сходства.

 В средней группе начинают
использовать и личный опыт детей. Например, рассматривая вместе с ребенком
котенка, воспитатель просит малыша вспомнить, какого цвета котенок живет у них
дома, что он любит есть, как играет и т. д. Этот прием способствует
возникновению интереса к наблюдению, желания поделиться пережитыми
впечатлениями, формированию обобщенных представлений о животных.

В ходе наблюдения в средней группе
рекомендуется использовать загадки, песенки, потешки, стихи, связанные с
содержанием занятия. Воспитатель может предложить детям вспомнить известные им
стихи и прочитать их сверстникам.

Воспитанники средней группы начинают
осваивать несложные способы ухода за растениями и животными; поэтому в ходе
наблюдения педагог может предложить им выполнить несложные трудовые действия:
покормить рыбку (птичку), помыть кормушку (поилку) и т. д.

У детей необходимо сформировать
отчетливое представление о наблюдаемом объекте, знание о некоторых способах
ухода за ним, бережное отношение. Поэтому, завершая наблюдение, следует с
помощью вопросов выяснить, как дети усвоили знания. Вопросы нужно
сформулировать так, чтобы они были интересны ребятам и вели к обобщению
полученных знаний. Например: «Расскажите, как будем ухаживать за кроликом» или
«А как вы узнаете снегиря, если увидите его на улице?» Результатом наблюдения
может стать и практическая деятельность детей: отражение наблюдаемого объекта в
рисунке, уход за ним в уголке природы.

В средней группе более широко, нежели
в младшей, проводятся наблюдения за растениями. Рассматривание растений можно
организовать во время труда: например, предложить детям рассмотреть семена
перед посадкой. В середине года начинают организовывать наблюдения за
растениями с познавательной целью (на занятиях). Примером такого занятия может
быть «Рассматривание и сравнение бегонии и алоэ».

Старшая группа. В старшем дошкольном
возрасте дети способны не только принимать познавательную задачу, поставленную
взрослым, но и самостоятельно ставить ее во время разнообразной деятельности:
игровой, трудовой, изобразительной. Довольно часто самостоятельная постановка
задач в старшем дошкольном возрасте связана и с познавательной деятельностью,
возникновением в ходе ее вопросов, противоречий.

Наблюдение становится все более
планомерным. Дети могут сами наметить несложный план наблюдения («Сначала
рассмотрим, какой кролик, потом что и как он ест, как передвигается») и
действовать в соответствии с ним. Восприятие ребят становится более
расчлененным (дифференцированным). Под руководством воспитателя дошкольники
вычленяют в объектах характерные и существенные для целой их группы
«признаки. На этой основе возможно формирование обобщения. Характерно для
наблюдения и то, что дети могут рассматривать объект не изолированно, а в
системе его связей с окружающим миром: место и среда обитания, приспособление к
окружающей среде. Таким образом, знания, навыки и умения детей усложняются.

В старшей группе воспитатель знакомит
детей с новыми объектами, которые можно наблюдать в ближайшем окружении, и с
теми, которые обитают в других климатических зонах. Детей продолжают знакомить
с особенностями внешнего вида, образом жизни животных (движение, питание,
сезонные приспособления, защита от врагов, рост и развитие). Вместе с тем
важной задачей, которую решает воспитатель, является установление связей между
внешним видом животного, его образом жизни и средой обитания. Организуются 
наблюдения и с использованием раздаточного материала.

Формирование у детей старшего
дошкольного возраста более  сложных знаний требует от воспитателя и усложнения
методики организации, и проведения наблюдения. Наблюдение начинается ,(м с
постановки перед детьми познавательной задачи, например: «Сегодня мы будем
рассматривать попугайчиков, чтобы научиться за ними ухаживать». Затем
воспитатель задает детям разнообразные и. вопросы. Некоторые совсем несложные,
например когда ребенок ,,. должен узнать и различить внешние признаки объекта:
кто это? Какие части тела есть у птиц? И т. д. Более сложные вопросы заставляют
ребенка припомнить то, что он видел раньше: чем мы кормили снегирей? — или
сопоставить объекты и найти в них признаки различия и сходства: чем отличается
попугай от снегиря? Что общего у всех птиц? Широко используются поисковые
вопросы, направленные на установление связей  и отношений:  почему у попугая
клюв короткий, сильный, загнутый в виде крючка? Какой корм может есть попугай?
Почему попугай легко лазает по стенкам клетки?

Воспитанникам старшей группы
предоставляется большая самостоятельность в использовании известных им способов
наблюдения, определении его плана и подведении итогов. Воспитатель помогает
детям в случае затруднений вопросами, использует модели, обеспечивающие полноту
и точность восприятия, установление связей и отношений, подводит их к
самостоятельным выводам. Результаты наблюдения дети отражают в речи, используют
в различной деятельности (трудовой, изобразительной и т.д.).

Подготовительная к школе группа.
Основная тенденция познавательной деятельности детей седьмого года жизни —
стремление к обобщению. Это объясняется тем, что способности ребят видеть
существенные признаки в предметах и явлениях природы возросли. Наблюдение
становится более самостоятельным.

Задачей воспитателя является
формирование в процессе наблюдений обобщенных элементарных понятий, подведение
детей к пониманию все более сложных закономерностей, существующих в природе,
воспитание самостоятельности.

Организуя наблюдение с детьми этого
возраста, воспитатель отбирает материал, способствующий систематизации и
обобщению знаний, помогающий видеть в объектах и явлениях природы существенные
признаки. На основе выделения этих существенных, общих   признаков  у  детей  
формируются   элементарные понятия: «животные», «растения», «живое», «неживое»,
«зима», «лето» и т. д. Педагог помогает воспитанникам увидеть общие
закономерности между средой обитания и внешним видом растений и животных, между
условиями существования и их потребностями, образом жизни.

Так же как и в старшей группе,
наблюдение начинается с постановки перед детьми познавательной задачи. Но
теперь в ходе занятия воспитатель чаще использует вопрос-задание, требующее от
детей умения наблюдать и планомерно отчитываться о результатах наблюдения.
Например, во время наблюдения за аквариумными рыбками воспитатель дает такое
задание: «Посмотрите и расскажите, чем отличается гуппи от рыбки, которая жила
у нас раньше?» Дополнительные вопросы он задает лишь в случае затруднений,
предоставляя детям возможность самостоятельно понаблюдать за новой рыбкой.
Чаще, чем в старшей группе, педагог использует сравнение по общим (сходным)
признакам, что дает возможность подводить детей к усвоению элементарных
понятий.

Воспитатель стремится к тому, чтобы
обследовательские действия детей были осознанными. С этой целью
обследовательские действия используются для проверки полученных в ходе
наблюдения впечатлений. Воспитатель с помощью вопросов побуждает детей к
осознанию способа получения знаний: как ты об этом узнал? Проверь. Широко
используются трудовые действия, обеспечивающие формирование навыков и умений по
уходу за растениями и животными. Хорошо, если воспитатель загадывает детям
загадки, читает стихи, рассказывает интересные истории, так как все это
способствует расширению знаний дошкольников. Особое место среди педагогических
методов и приемов занимают вопросы поискового характера. Именно они помогают
детям понять взаимосвязь между наблюдаемыми явлениями природы. Заканчивается
наблюдение обобщением.

Метод
это
способ совместной деятельности взрослого
ребенка, направленный на достижение
определенного образовательно-воспитательного
результата — усвоение знаний, выработка
навыков и умений, развитие способностей,
формирование нравственных качеств,
привычек поведения. Наблюдение — это
целенаправленное восприятие, сложный
познавательный процесс, в котором
проявляется единство чувственного и
рационального. Наблюдения проводятся
под руководством воспитателя. Это
способствует умственному развитию
детей и формированию у них правильных
представлений о живой и неживой природе.
При этом необходимо использовать
различные анализаторы детей.

Наблюдения
проводятся на специальных занятиях
(наблюдение за рыбкой, кошкой с котятами),
на экскурсиях.

Классификация
наблюдений по А.И.Ивановой.

Наблюдения
можно классифицировать по разным
принципам.

  1. По
    характеру наблюдаемых объектов:

  • Наблюдения
    за растениями;

  • Наблюдения
    за животными;

  • Наблюдения
    за объектами неживой природы.

  1. По
    месту проведения наблюдений:

  • В
    групповой комнате;

  • На
    участке;

  • В
    лесу, в поле и т. д.

  1. По
    количеству детей:

  • Индивидуальные
    (1-4 ребенка);

  • Групповые
    (5-10 детей);

  • Коллективные
    (вся группа).

  1. По
    причине их проведения:

  • Случайные;

  • Запланированные;

  • Поставленные
    в ответ на вопрос ребенка.

  1. По
    характеру включения в педагогический
    процесс:

  • Эпизодические
    (проводимые от случая к случаю);

  • Систематические.

  1. По
    продолжительности:

  • Кратковременные
    (от 5 до 15 минут);

  • Длительные
    (свыше 15 минут).

  1. По
    количеству наблюдений за одним и тем
    же объектом:

  • Однократные;

  • Многократные,
    или циклические.

  1. По
    месту в цикле:

  • Первичные;

  • Повторные;

  • Заключительные
    и итоговые.

  1. По
    характеру мыслительных операций:

  • Констатирующие
    (позволяющие увидеть какое-то одно
    состояние объекта или одно явление вне
    связи с другими объектами и явлениями);

  • Сравнительные
    (позволяющие увидеть динамику процесса
    или отметить изменения в состоянии
    объекта);

  • Обобщающие
    (наблюдения, в которых прослеживаются
    общие закономерности процесса, изучаемого
    ранее по отдельным этапам).

  1. По
    характеру познавательной деятельности
    детей:

  • Иллюстративные
    (детям все известно, и наблюдение только
    подтверждает знакомые факты);

  • Поисковые
    (дети не знают заранее, каков будет
    результат);

  • Решение
    задач наблюдения.

  1. По
    способу применения в аудитории:

  • Демонстрационные;

  • Фронтальные.

Демонстрационными
называются наблюдения, при которых в
аудитории имеется всего один объект, и
этот объект находится в руках педагога.
Педагог сам проводит опыт (“демонстрирует
его”), а дети следят за ходом и результатами.

Фронтальными
называются такие наблюдения, при которых
в аудитории имеется много объектов, и
они находятся в руках детей. Наблюдения
этого типа компенсируют недостатки
демонстрационных наблюдений.

Организация
и методика руководства наблюдениями в
разных возрастных группах.

а)
Организация наблюдений:

1.
Наблюдаемый объект должен быть доступен
для восприятия каждому ребенку,
участвующему в наблюдении. В каждом
конкретном случае воспитатель продумывает,
сколько детей могут одновременно
участвовать в работе и как они должны
стоять или сидеть, чтобы иметь возможность
получить необходимую чувственную
информацию об объекте — рассмотреть
его, ощутить характер наблюдаемой
поверхности, определить его температуру,
тяжесть объекта, исходящие от него
звуки, запах. Так вдоль длинной грядки
можно разместить всю группу, а вокруг
аквариума — не более пяти человек.

2.
Словесная информация воспитателя не
должна подменять непосредственного
восприятия объекта. Воспитатель должен
словесно обозначать все то, что видят
дети, но слово должно следовать за
восприятием: только в этом случае у
ребенка формируется полноценное знание.

3.
Восприятие любых объектов должно быть
непродолжительным, поскольку наблюдение
— это психическая деятельность, требующая
сосредоточенного внимания, волевого
усилия, умственного напряжения. Во время
наблюдений дети не должны разговаривать,
играть, манипулировать предметами.
Оптимальное время для интенсивной
умственной деятельности детей (в
зависимости от возраста) — от 3 до 10 минут.

4.
Наблюдение строится по определенной
структуре: начало, основная часть и
заключительная часть.

Перед
началом наблюдений необходимо собрать
детей и сконцентрировать их внимание.
Здесь нецелесообразно использовать
неожиданные эффекты, вызывающие сильные
эмоции: эмоциональное возбуждение не
позволит детям включиться в интенсивную
умственную работу. Наилучшими являются
организационные приемы, которые вызывают
легкие положительные эмоции и готовность
детей к совместной деятельности с
педагогом:

призыв
вместе посмотреть что-то интересное;

ласковая
интригующая интонация;

загадка-описание,
загадка-действие о предмете наблюдения.

Вторая
— основная — часть обеспечивает детям
самостоятельное получение чувственной
информации. Педагог предлагает малышам
посмотреть на объект и задает им вопросы.
Между вопросами должны быть паузы в 2-3
секунды. Эти секунды молчания и тишины
очень важны: они позволяют детям
сосредоточиться и, наблюдая за рыбкой,
камнем, растением, найти ответ на вопросы.

Основная
часть наблюдения должна быть цельной,
единой. Ее нельзя прерывать рассказами,
пояснениями, стихами, играми, загадками.
Но по прошествии нескольких секунд
наблюдения можно предложить детям
показать, как рыба открывает и закрывает
рот, как прикрывает глаза птица.
Наблюдения, удачно сопряженные с
действиями, помогают детям понять
механизмы жизнедеятельности наблюдаемых
организмов, облегчают получение
информации.

Завершить
работу можно игрой или чтением сказки,
стихотворения, рисованием.

Для
того чтобы работа по наблюдению за
природными объектами была эффективной,
педагог должен к ней подготовиться:

продумать
место и время проведения занятия, способ
оптимального размещения детей вокруг
объекта;

убрать
предметы, которые могли бы отвлечь
малышей;

настроить
правильную подсветку и так далее.

Правильно
организованные наблюдения позволят
активизировать исследовательскую
деятельность детей, побудят их к
самостоятельному экспериментированию
и будут способствовать формированию
бережного отношения ребенка к окружающему
миру.

Результаты
программы экологического воспитания
детей посредством наблюдений за природой:

у
детей появилось желание общаться с
природой и отражать свои впечатления
через различные виды деятельности;

сформировано
осознанно-правильное отношение к
объектам и явлениям природы;

сформированы
начала экологической культуры детей;

дети
получают практические знания по охране
природы;

развиваются
речевые навыки детей;

дети
учатся экспериментировать, анализировать,
делать выводы.

б)
Руководство наблюдениями в разных
возрастных группах.

Младшие
группы.

Продумывая организацию и руководство
наблюдениями детей, воспитателю
необходимо учитывать особенности
психических процессов, уровень
познавательной деятельности малышей.
Известно, что внимание маленьких детей
привлекают яркие, подвижные объекты.
Поэтому лучше первые наблюдения
организовывать за животными, а не за
растениями. В этом возрасте дети еще не
умеют держать поставленную перед ними
цель, точно следовать предложенному им
плану, подводить итог наблюдению. Объем
формируемых представлений довольно
ограничен.

В
связи с этим в начале наблюдения основной
задачей воспитателя является привлечение
внимания детей к объекту. Можно
использовать разнообразные сюрпризные
игровые приемы: например, неожиданно
принести животное в группу или сказать
детям, что их приглашают в гости кролики,
а можно заинтересовать малышей с помощью
персонажей кукольного театра, забавных
игрушек. Затем организуется рассматривание
объекта. Учитывая то, что внимание детей
прежде всего привлекают действия
животного, воспитатель различными
приемами побуждает его к активному
поведению (кормит кролика, играет с
котенком бумажным бантиком), а затем
обращает внимание детей на то, как ест
животное, смотрит, какие издает звуки.
Педагог задает детям вопросы, побуждая
назвать то или иное действие.
Большое
значение при этом имеют приемы
обследования. Обследование объектов
помогает выделить их сенсорные признаки,
например, для того, чтобы малыши знали,
какая у котенка шерстка, им предлагают
осторожно ее погладить и определить,
пушистая или гладкая она. Воспитатель
использует и подражание движениям,
звукам. Например, предлагает детям
сложить ладони и подвигать ими, как
рыбка хвостиком, помяукать, как котенок,
и т. д. Во второй половине года в ходе
наблюдения в младшей группе можно
использовать сравнение. Воспитатель
подбирает два животных или растения и
предлагает сравнить их. Можно сравнивать
живой объект с изображением на картинке.
Основной задачей сравнения является
установление признаков отличия одного
объекта от другого. Малыши увидят, что
животные и растения отличаются друг от
друга по величине, цвету, характеру
движения и т. д.
Обучая детей, воспитатель
четко ставит вопрос, направляя их
внимание на сравниваемые признаки,
например: «Посмотрите на воробья и
голубя: кто из них больше?» или «Какого
цвета перышки у воробья и какого — у
голубя?»

С
трехлетнего возраста в наблюдение можно
включать отдельные поисковые действия.
Например, во время кормления щенка
предложить ему разный корм: мясо, рыбу,
овощи — и после наблюдения спросить
детей, что щенок больше всего любит
есть.
Важно, чтобы во время наблюдения
дети вели себя свободно, естественно,
чтобы они могли проявлять свое отношение
к животным, растениям. Многое здесь
зависит от взрослого. Когда воспитатель
дает возможность всем детям активно
действовать, свободно высказываться и
проявлять свои чувства, малыши получают
большую радость от общения с природой.
В
конце наблюдения, чтобы усилить
эмоциональное впечатление детей от
общения с животными или растениями,
целесообразно спеть им песенку, прочитать
стихотворение, связанные с темой
наблюдения, или поиграть в такую игру,
где действует соответствующий персонаж.

Наблюдения
за животными и растениями в младших
группах следует проводить неоднократно.
Полезно их повторять как со всей группой,
так и с небольшими подгруппами и даже
индивидуально. Очень хорошо, если
наблюдения связываются с игрой,
изобразительной деятельностью, например:
«Посмотрим елочку, а потом нарисуем ее»
или «Посмотрим, не надо ли обтереть
листья у фикуса».

Средняя
группа.

Воспитанники средней группы уже обладают
некоторым запасом конкретных представлений
о природе. Рассматривая окружающие
предметы, они способны воспринимать их
в деталях. Вместе с тем самостоятельное
наблюдение в этом возрасте еще
несовершенно. Дети не могут выделить
характерных признаков отличия, увидеть
общие признаки у нескольких объектов.
Воспитанники средней группы постепенно
учатся принимать задачу наблюдения,
поставленную воспитателем. И если эта
задача совпадает с практической
деятельностью, то воспринимается она
довольно легко, например: «Хомячок будет
у нас жить, научимся за ним ухаживать».

Во
время наблюдения дети вслушиваются в
вопросы воспитателя и, следуя заданному
им плану, рассматривают объект. В итоге
наблюдения при целенаправленном
руководстве каждый из них может составить
целостный образ наблюдаемого объекта
и дать его словесное описание.

Возросшие
возможности восприятия пятилетних
детей позволяют усложнить содержание
наблюдения. Ребят учат рассматривать
не только животных, но и растения, причем
могут предложить как один, так и два
объекта одновременно. Теперь во время
наблюдения каждый ребенок (или небольшая
группа в 2—3 человека) получает объект
(или несколько) для индивидуального
рассматривания. Это так называемое
наблюдение с использованием раздаточного
материала. Начиная со средней группы,
организуется длительное наблюдение за
развитием и ростом животных, растений.

Объем
представлений, которые формируются в
ходе наблюдения в средней группе, также
значительно расширяется. Детей продолжают
знакомить с особенностями внешнего
вида некоторых растений и животных,
выделяют составные части, характерные
признаки каждого из них. Наблюдая за
животными, дети узнают, кроме того, о
том, как они передвигаются, чем питаются,
где обитают. Постепенно дошкольники
начинают понимать некоторые связи и
отношения между объектами природы. На
этой основе становится возможным
формирование знаний о некоторых
приспособлениях животных и растений к
окружающей среде.

Наблюдение
в средней группе начинается с постановки
воспитателем познавательной задачи,
которая нередко совпадает с практической
деятельностью, например: «Будем
рассматривать кролика и научимся за
ним ухаживать», «Рассмотрим рыбку и
будем рисовать ее». В ходе наблюдения
воспитатель пользуется различными
приемами, помогающими ему сосредоточить
внимание детей на особенностях внешнего
вида, жизненных проявлениях животного,
установить необходимые связи и отношения.

Широко
используются вопросы к детям, которые
теперь необязательно будут связаны с
действиями животного во время кормления,
игры и т. д. Воспитанники средней группы
в состоянии слышать вопросы, обращенные
к ним, и отвечать на них, отвлекаясь от
проявлений животных, вызывающих
непосредственный интерес. Кроме вопросов,
направленных на уточнение знаний об
основных частях объектов, их особенностях:
кто это? Какого цвета шерстка? Какой
формы туловище? И т. д.,— следует задавать
вопросы, направленные на установление
детьми элементарных связей и отношений
между объектами природы, так называемые
поисковые вопросы, например: почему
рыбка телескоп плавает медленно, а гуппи
— быстро? Почему хомячок так ловко
лазает по лесенке?

Особое
внимание следует уделить формированию
у детей умения рассказывать о результатах
наблюдения. С этой целью педагог
продумывает приемы, активизирующие
речь детей: задает один и тот же вопрос
в разных вариантах разным детям,
предлагает проговаривать хором трудные
и новые слова, выбирать наиболее точное
обозначение признака из двух-трех
предложенных воспитателем и т. д. Детей
учат сравнивать объекты по признакам
различия и сходства.

В
средней группе начинают использовать
и личный опыт детей. Например, рассматривая
вместе с ребенком котенка, воспитатель
просит малыша вспомнить, какого цвета
котенок живет у них дома, что он любит
есть, как играет и т. д. Этот прием
способствует возникновению интереса
к наблюдению, желания поделиться
пережитыми впечатлениями, формированию
обобщенных представлений о животных.

В
ходе наблюдения в средней группе
рекомендуется использовать загадки,
песенки, потешки, стихи, связанные с
содержанием занятия. Воспитатель может
предложить детям вспомнить известные
им стихи и прочитать их сверстникам.

Воспитанники
средней группы начинают осваивать
несложные способы ухода за растениями
и животными; поэтому в ходе наблюдения
педагог может предложить им выполнить
несложные трудовые действия: покормить
рыбку (птичку), помыть кормушку (поилку)
и т. д.

У
детей необходимо сформировать отчетливое
представление о наблюдаемом объекте,
знание о некоторых способах ухода за
ним, бережное отношение. Поэтому, завершая
наблюдение, следует с помощью вопросов
выяснить, как дети усвоили знания.
Вопросы нужно сформулировать так, чтобы
они были интересны ребятам и вели к
обобщению полученных знаний. Например:
«Расскажите, как будем ухаживать за
кроликом» или «А как вы узнаете снегиря,
если увидите его на улице?» Результатом
наблюдения может стать и практическая
деятельность детей: отражение наблюдаемого
объекта в рисунке, уход за ним в уголке
природы.

В
средней группе более широко, нежели в
младшей, проводятся наблюдения за
растениями. Рассматривание растений
можно организовать во время труда:
например, предложить детям рассмотреть
семена перед посадкой. В середине года
начинают организовывать наблюдения за
растениями с познавательной целью (на
занятиях). Примером такого занятия может
быть «Рассматривание и сравнение бегонии
и алоэ».

Старшая
группа.

В старшем дошкольном возрасте дети
способны не только принимать познавательную
задачу, поставленную взрослым, но и
самостоятельно ставить ее во время
разнообразной деятельности: игровой,
трудовой, изобразительной. Довольно
часто самостоятельная постановка задач
в старшем дошкольном возрасте связана
и с познавательной деятельностью,
возникновением в ходе ее вопросов,
противоречий.

Наблюдение
становится все более планомерным. Дети
могут сами наметить несложный план
наблюдения («Сначала рассмотрим, какой
кролик, потом что и как он ест, как
передвигается») и действовать в
соответствии с ним. Восприятие ребят
становится более расчлененным
(дифференцированным). Под руководством
воспитателя дошкольники вычленяют в
объектах характерные и существенные
для целой их группы «признаки. На этой
основе возможно формирование обобщения.
Характерно для наблюдения и то, что дети
могут рассматривать объект не изолированно,
а в системе его связей с окружающим
миром: место и среда обитания, приспособление
к окружающей среде. Таким образом,
знания, навыки и умения детей усложняются.

В
старшей группе воспитатель знакомит
детей с новыми объектами, которые можно
наблюдать в ближайшем окружении, и с
теми, которые обитают в других климатических
зонах. Детей продолжают знакомить с
особенностями внешнего вида, образом
жизни животных (движение, питание,
сезонные приспособления, защита от
врагов, рост и развитие). Вместе с тем
важной задачей, которую решает воспитатель,
является установление связей между
внешним видом животного, его образом
жизни и средой обитания. Организуются 
наблюдения и с использованием раздаточного
материала.

Формирование
у детей старшего дошкольного возраста
более  сложных знаний требует от
воспитателя и усложнения методики
организации, и проведения наблюдения.
Наблюдение начинается ,(м с постановки
перед детьми познавательной задачи,
например: «Сегодня мы будем рассматривать
попугайчиков, чтобы научиться за ними
ухаживать». Затем воспитатель задает
детям разнообразные и. вопросы. Некоторые
совсем несложные, например когда ребенок
,,. должен узнать и различить внешние
признаки объекта: кто это? Какие части
тела есть у птиц? И т. д. Более сложные
вопросы заставляют ребенка припомнить
то, что он видел раньше: чем мы кормили
снегирей? — или сопоставить объекты и
найти в них признаки различия и сходства:
чем отличается попугай от снегиря? Что
общего у всех птиц? Широко используются
поисковые вопросы, направленные на
установление связей  и отношений: 
почему у попугая клюв короткий, сильный,
загнутый в виде крючка? Какой корм может
есть попугай? Почему попугай легко
лазает по стенкам клетки?

Воспитанникам
старшей группы предоставляется большая
самостоятельность в использовании
известных им способов наблюдения,
определении его плана и подведении
итогов. Воспитатель помогает детям в
случае затруднений вопросами, использует
модели, обеспечивающие полноту и точность
восприятия, установление связей и
отношений, подводит их к самостоятельным
выводам. Результаты наблюдения дети
отражают в речи, используют в различной
деятельности (трудовой, изобразительной
и т. д.).

Подготовительная
к школе группа.

Основная тенденция познавательной
деятельности детей седьмого года жизни
— стремление к обобщению. Это объясняется
тем, что способности ребят видеть
существенные признаки в предметах и
явлениях природы возросли. Наблюдение
становится более самостоятельным.

Задачей
воспитателя является формирование в
процессе наблюдений обобщенных
элементарных понятий, подведение детей
к пониманию все более сложных
закономерностей, существующих в природе,
воспитание самостоятельности.

Организуя
наблюдение с детьми этого возраста,
воспитатель отбирает материал,
способствующий систематизации и
обобщению знаний, помогающий видеть в
объектах и явлениях природы существенные
признаки. На основе выделения этих
существенных, общих   признаков 
у  детей   формируются  
элементарные понятия: «животные»,
«растения», «живое», «неживое», «зима»,
«лето» и т. д. Педагог помогает воспитанникам
увидеть общие закономерности между
средой обитания и внешним видом растений
и животных, между условиями существования
и их потребностями, образом жизни.

Так
же как и в старшей группе, наблюдение
начинается с постановки перед детьми
познавательной задачи. Но теперь в ходе
занятия воспитатель чаще использует
вопрос-задание, требующий от детей
умения наблюдать и планомерно отчитываться
о результатах наблюдения. Например, во
время наблюдения за аквариумными рыбками
воспитатель дает такое задание:
«Посмотрите и расскажите, чем отличается
гуппи от рыбки, которая жила у нас
раньше?» Дополнительные вопросы он
задает лишь в случае затруднений,
предоставляя детям возможность
самостоятельно понаблюдать за новой
рыбкой. Чаще, чем в старшей группе,
педагог использует сравнение по общим
(сходным) признакам, что дает возможность
подводить детей к усвоению элементарных
понятий.

Воспитатель
стремится к тому, чтобы обследовательские
действия детей были осознанными. С этой
целью обследовательские действия
используются для проверки полученных
в ходе наблюдения впечатлений. Воспитатель
с помощью вопросов побуждает детей к
осознанию способа получения знаний:
как ты об этом узнал? Проверь. Широко
используются трудовые действия,
обеспечивающие формирование навыков
и умений по уходу за растениями и
животными. Хорошо, если воспитатель
загадывает детям загадки, читает стихи,
рассказывает интересные истории, так
как все это способствует расширению
знаний дошкольников. Особое место среди
педагогических методов и приемов
занимают вопросы поискового характера.
Именно они помогают детям понять
взаимосвязь между наблюдаемыми явлениями
природы. Заканчивается наблюдение
обобщением.

ТЕОЕРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Содержит материалы для теоретического изучения темы 3.2 «Методика руководства наблюдениями за живым объектом в разных возрастных группах», в объеме, установленным учебной программой по учебной дисциплине «Методика экологического образования» профессионального компонента типового учебного плана по специальности 2-01 01 01 «Дошкольное образование» для реализации образовательной программы среднего специального образования, обеспечивающей получение квалификации специалиста со средним специальным образованием.

Результат изучения темы: раскрывает объем знаний о животных в разных возрастных группах; подготовку педагога к проведению наблюдения; описывает экологический подход к содержанию и организации наблюдения в с детьми в уголке природы, на участке и в непосредственном окружении; указывает структуру наблюдения за живым объектом, раскрывает методику проведений наблюдения в разных возрастных группах.

Ключевые вопросы: Объём знаний о животных в разных возрастных группах; подготовка к проведению наблюдения; методика руководство наблюдениями в разных возрастных группах.

3.2 МЕТОДИКА РУКОВОДСТВА НАБЛЮДЕНИЯМИ ЗА ЖИВЫМ ОБЪЕКТОМ (животным) В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ

Содержание:

  1. Объём знаний о животных в разных возрастных группах.

  2. Структура наблюдения за живым объектом.

  3. Методика руководства наблюдением за живыми объектами в разных возрастных группах.

1. Объём знаний о животных в разных возрастных группах.

Особенности наблюдения:

  1. Его можно организовать в обстановке, натуральной для животного, где животное ведёт себя свободно.

  2. Оно позволяет отметить динамику жизни, развития и поведения животного – длительное обучение;

  3. Содействует непосредственным контактам с животными.

Содержание объёма знаний детей разных возрастных групп о животных представлен в учебной программе дошкольного образования (2019 г.), образовательная область «Ребенок и природа», подраздел

Знания, которые даются дошкольникам о животных, можно разделить на 2 группы:

Знания о разнообразных представителях фауны (расширяют кругозор, содействуют интеллектуальному развитию)

Знания можно объединять в 3 группы:

— внешний вид, жизненные проявления (часть тела, выдаваемые звуки, характерные движения, особенности питания и размножения);

— среда обитания, характер приспособления к условиям жизни (окраска, особенности построек и поведение, формы охраны, сезонный уклад жизни);

— польза, которую приносят животные.

Знания о возможных формах взаимодействия человека и животных (уход за животными, способ помощи и охраны). Эти знания определяют правила поведения в природе, нормы морального отношения к природе.

  1. СТРУКТУРА НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ЖИВЫМ ОБЪЕКТАМ (ЖИВОТНЫМ).

Руководство наблюдением состоит из 4 моментов:

  1. Подготовка воспитателя к проведению наблюдения.

  2. Подготовка детей к наблюдению.

  3. Проведение самостоятельного наблюдения (руководство деятельностью детей в ходе наблюдения).

  4. Закрепление полученных знаний в ходе наблюдения.

  1. Подготовка воспитателя к проведению наблюдения

А) выбор объекта наблюдения — зависит от требований ученой программы дошкольного образования данной возрастной группы; наличия и особенностей объекта;

Обязательные условия: наблюдение не должно наносить вред живому существу. Животное должно адаптироваться на новом месте, для этого необходимо накануне наблюдения внести животное в группу, но только после ухода детей. Утром, в день наблюдения животное не кормят.

Б) выбор места наблюдения — желательно заранее найти место в природе или по возможности создать в группе типичные для животного условия проживания;

В) формулировка цели наблюдения — воспитатель выделяет воспитательные, образовательные, развивающие задачи, намечает словарную работу;

Г) организация наблюдения — форма и способ организации. Выбор способа организации зависит от особенностей живого объекта (размер, характер передвижения, возможность или невозможность контакта).

Требования к рассадке детей:

  • Чтоб всем было хорошо видно (соответствует расстояние и размещение, свет на объект падает с боку детей);

  • Чтоб дети и объект были в безопасности (педагог должен помнить, что у детей младшего дошкольного возраста на первых порах отношений с животным наблюдается реакция хватания и сжимания, но бывают и неожиданные моменты в поведении животных).

  1. Подготовка детей к наблюдению

Подготовка детей к наблюдению происходит с целью:

А) выяснить имеющиеся знания детей об объекте (за 2-3 дня до наблюдения проводится предварительная беседа);

Б) вызвать интерес ожидания будущего наблюдения (во вторую половину дня предварительного наблюдения или утром в день наблюдения). Используют приёмы: младшая группа (рассмотреть игрушечное животное или рисунок; внести в группу клетку и спросить «Чей это домик?»; прочитать стихотворение, спеть песенку, провести игру.) Старшая группа: показать предметы ухаживания за животным и спросить для чего это нужно; совместно с детьми рассмотреть клетку для животного; дать детям задание принести и подготовить корм для животного, а потом спросить «Какое животное это любит?»; чтение художественных произведений; небольшой рассказ о животном, диафильм.

В) по необходимости напомнить детям правила поведения на месте наблюдении.

3. Проведение наблюдения за живым объектом.

Структура наблюдения:

  1. Вступительная часть (начало наблюдения)

Цель: сконцентрировать внимание детей на объекте, заинтересовать, создать необходимую эмоциональную атмосферу. Наблюдения должны начинаться разнообразно: (сюрпризный момент; простое, но эмоциональное сообщение о госте; создание проблемных ситуаций, решение умственных задач (прослушивание на магнитофоне записи голоса животных, издаваемых звуков); — показ предметов ухода и спросить «Для ухода за кем это нужно?»

II. Основная часть (обследуется объект)

Цель: удовлетворить интерес детей, дать возможность поделиться впечатлениями, создать первичное отношение к объекту.

Мл. гр. = 8-10 мин.

Ср. гр. = 10-15 мин.

Ст. гр. = 15 мин. и больше.

Успех наблюдения зависит от поведения животного, детей и от умения воспитателя ориентироваться в неожиданных обстоятельствах.

Основная часть включает в себя:

2.1.Свободное рассматривание объекта детьми (1-2 мин.). Восприятие объекта целиком.

Цель: утолить интерес детей, дать возможность поделиться впечатлениями, создать первоначальные представления об объекте.

Детям разрешается обмениваться мыслями, но тихо, чтоб не напугать животное. Если не дать детям свободно рассмотреть объект, они не будут слышать вопросы воспитателя.

2.2.Обследование объекта

Цель: изучение объекта (выделение особых частей, свойств), формирование представлений.

Младшая группа – представления о внешнем виде (основные части тела, окраска, размер, покров); представления о жизненных проявлениях (движения, питание, звуки; старшая группа – среда проживания и характер приспособления к условиям жизни; рост и развитие животных; правила ухода за животными; польза, которую приносят животные.

2.3 Трудовая деятельность

Цель: сформировать умения и навыки по ухаживанию за живыми объектами.

Младшая группа – элементарные трудовые поручения (покормить, попоить)

Старшая группа – уход за животным (ряд трудовых операций в определённой последовательности); моделирование природных условий существования (обустройство садка для насекомых, террариума для ползунов, аквариума для земноводных).

III. Заключительная часть.

Цель: обобщить и систематизировать знания детей, сделать выводы, подвести итоги.

Младшая и средняя группа — на уровне представлений.

Старшая группа — на уровне рассуждений и понятий.

Приёмы: Младшая группа – вызвать интерес к объекту обратно (спеть песенку, провести подвижную игру, прочитать стихотворение).

Старшая группа – рассказ о том, как дежурные должны ухаживать за животным; обобщающий рассказ воспитателя; установка на дальнейшее наблюдение за объектом; сочинить загадку по описанию объекта; дидактические игры на классификацию (морские и речные рыбы)

3. МЕТОДИКА РУКОВОДСТВА НАБЛЮДЕНИЕМ ЗА ЖИВЫМИ ОБЪЕКТАМИ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ.

МЛАДШАЯ ГРУППА (3-4 года)

Продумывая организацию и руководство наблюдениями детей, воспитателю необходимо учитывать особенности психических процессов, уровень познавательной деятельности малышей.

Известно, что внимание маленьких детей привлекают яркие, подвижные объекты. Поэтому лучше первые наблюдения организовывать за животными, а не за растениями. В этом возрасте дети еще не умеют держать поставленную перед ними цель, точно следовать предложенному им плану, подводить итог наблюдению. Объем формируемых представлений довольно ограничен. В связи с этим в начале наблюдения основной задачей воспитателя является привлечение внимания детей к объекту. Можно использовать разнообразные сюрпризные игровые приемы: например, неожиданно принести животное в группу или сказать детям, что их приглашают в гости кролики, а можно заинтересовать малышей с помощью персонажей кукольного театра, забавных игрушек. Затем организуется рассматривание объекта. Учитывая то, что внимание детей прежде всего привлекают действия животного, воспитатель различными приемами побуждает его к активному поведению (кормит кролика, играет с котенком бумажным бантиком), а затем обращает внимание детей на то, как ест животное, смотрит, какие издает звуки. Педагог задает детям вопросы, побуждая назвать то или иное действие.

Большое значение при этом имеют приемы обследования. Обследование объектов помогает выделить их сенсорные признаки, например, для того, чтобы малыши знали, какая у котенка шерстка, им предлагают осторожно ее погладить и определить, пушистая или гладкая она. Воспитатель использует и подражание движениям, звукам. Например, предлагает детям сложить ладони и подвигать ими, как рыбка хвостиком, помяукать, как котенок, и т. д. Во второй половине года в ходе наблюдения в младшей группе можно использовать сравнение. Воспитатель подбирает два животных или растения и предлагает сравнить их. Можно сравнивать живой объект с изображением на картинке. Основной задачей сравнения является установление признаков отличия одного объекта от другого. Малыши увидят, что животные и растения отличаются друг от друга по величине, цвету, характеру движения и т. д. Обучая детей, воспитатель четко ставит вопрос, направляя их внимание на сравниваемые признаки, например: «Посмотрите на воробья и голубя: кто из них больше?» или «Какого цвета перышки у воробья и какого — у голубя?» С трехлетнего возраста в наблюдение можно включать отдельные поисковые действия. Например, во время кормления щенка предложить ему разный корм: мясо, рыбу, овощи — и после наблюдения спросить детей, что щенок больше всего любит есть.

Важно, чтобы во время наблюдения дети вели себя свободно, естественно, чтобы они могли проявлять свое отношение к животным, растениям. Многое здесь зависит от взрослого. Когда воспитатель дает возможность всем детям активно действовать, свободно высказываться и проявлять свои чувства, малыши получают большую радость от общения с природой.

В конце наблюдения, чтобы усилить эмоциональное впечатление детей от общения с животными или растениями, целесообразно спеть им песенку, прочитать стихотворение, связанные с темой наблюдения, или поиграть в такую игру, где действует соответствующий персонаж.

Наблюдения за животными в младших группах следует проводить неоднократно. Полезно их повторять как со всей группой, так и с небольшими подгруппами и даже индивидуально. Очень хорошо, если наблюдения связываются с игрой, изобразительной деятельностью, например: «Посмотрим на котика, а потом нарисуем его по контуру»

СРЕДНЯЯ ГРУППА (4-5 лет)

Воспитанники средней группы уже обладают некоторым запасом конкретных представлений о природе. Рассматривая окружающие предметы, они способны воспринимать их в деталях. Вместе с тем самостоятельное наблюдение в этом возрасте еще несовершенно. Дети не могут выделить характерных признаков отличия, увидеть общие признаки у нескольких объектов. Воспитанники средней группы постепенно учатся принимать задачу наблюдения, поставленную воспитателем. И если эта задача совпадает с практической деятельностью, то воспринимается она довольно легко, например: «Хомячок будет у нас жить, научимся за ним ухаживать».

Объем представлений, которые формируются в ходе наблюдения в средней группе, также значительно расширяется. Детей продолжают знакомить с особенностями внешнего вида животных, выделяют составные части, характерные признаки каждого из них. Наблюдая за животными, дети узнают, кроме того, о том, как они передвигаются, чем питаются, где обитают. Постепенно дети начинают понимать некоторые связи и отношения между объектами природы. На этой основе становится возможным формирование знаний о некоторых приспособлениях животных к окружающей среде.

Наблюдение в средней группе начинается с постановки воспитателем познавательной задачи, которая нередко совпадает с практической деятельностью, например: «Будем рассматривать кролика и научимся за ним ухаживать», «Рассмотрим рыбку и будем рисовать ее».

В ходе наблюдения воспитатель пользуется различными приемами, помогающими ему сосредоточить внимание детей на особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях животного, установить необходимые связи и отношения. Широко используются вопросы к детям, которые теперь необязательно будут связаны с действиями животного во время кормления, игры и т. д. Воспитанники средней группы в состоянии слышать вопросы, обращенные к ним, и отвечать на них, отвлекаясь от проявлений животных, вызывающих непосредственный интерес. Кроме вопросов, направленных на уточнение знаний об основных частях объектов, их особенностях: кто это? Какого цвета шерстка? Какой формы туловище? И т. д.- следует задавать вопросы, направленные на установление детьми элементарных связей и отношений между объектами природы, так называемые поисковые вопросы, например: почему рыбка телескоп плавает медленно, а гуппи — быстро? Почему хомячок так ловко лазает по лесенке?

Особое внимание следует уделить формированию у детей умения рассказывать о результатах наблюдения. С этой целью педагог продумывает приемы, активизирующие речь детей: задает один и тот же вопрос в разных вариантах разным детям, предлагает проговаривать хором трудные и новые слова, выбирать наиболее точное обозначение признака из двух-трех предложенных воспитателем и т. д. Детей учат сравнивать объекты по признакам различия и сходства. В средней группе начинают использовать и личный опыт детей. Например, рассматривая вместе с ребенком котенка, воспитатель просит малыша вспомнить, какого цвета котенок живет у них дома, что он любит есть, как играет и т. д. Этот прием способствует возникновению интереса к наблюдению, желания поделиться пережитыми впечатлениями, формированию обобщенных представлений о животных. В ходе наблюдения в средней группе рекомендуется использовать загадки, песенки, потешки, стихи, связанные с содержанием занятия. Воспитатель может предложить детям вспомнить известные им стихи и прочитать их сверстникам. Воспитанники средней группы начинают осваивать несложные способы ухода за растениями и животными; поэтому в ходе наблюдения педагог может предложить им выполнить несложные трудовые действия: покормить рыбку (птичку), помыть кормушку (поилку) и т. д.

У детей необходимо сформировать отчетливое представление о наблюдаемом объекте, знание о некоторых способах ухода за ним, бережное отношение. Поэтому, завершая наблюдение, следует с помощью вопросов выяснить, как дети усвоили знания. Вопросы нужно сформулировать так, чтобы они были интересны ребятам и вели к обобщению полученных знаний. Например: «Расскажите, как будем ухаживать за кроликом» или «А как вы узнаете снегиря, если увидите его на улице?» Результатом наблюдения может стать и практическая деятельность детей: отражение наблюдаемого объекта в рисунке, уход за ним в уголке природы.

СТАРШАЯ ГРУППА (5-6 лет)

В старшем дошкольном возрасте дети способны не только принимать познавательную задачу, поставленную взрослым, но и самостоятельно ставить ее во время разнообразной деятельности: игровой, трудовой, изобразительной. Довольно часто самостоятельная постановка задач в старшем дошкольном возрасте связана и с познавательной деятельностью, возникновением в ходе ее вопросов, противоречий. Наблюдение становится все более планомерным. Дети могут сами наметить несложный план наблюдения («Сначала рассмотрим, какой кролик, потом что и как он ест, как передвигается») и действовать в соответствии с ним. Восприятие ребят становится более расчлененным (дифференцированным). Под руководством воспитателя дети вычленяют в объектах характерные и существенные для целой их группы «признаки. На этой основе возможно формирование обобщения. Характерно для наблюдения и то, что дети могут рассматривать объект не изолированно, а в системе его связей с окружающим миром: место и среда обитания, приспособление к окружающей среде. Таким образом, знания, навыки и умения детей усложняются.

В старшей группе воспитатель знакомит детей с новыми объектами, которые можно наблюдать в ближайшем окружении, и с теми, которые обитают в других климатических зонах. Детей продолжают знакомить с особенностями внешнего вида, образом жизни животных (движение, питание, сезонные приспособления, защита от врагов, рост и развитие).

Формирование у детей старшего дошкольного возраста более сложных знаний требует от воспитателя и усложнения методики организации, и проведения наблюдения. Наблюдение начинается (с постановки перед детьми познавательной задачи, например: «Сегодня мы будем рассматривать попугайчиков, чтобы научиться за ними ухаживать». Затем воспитатель задает детям разнообразные вопросы. Некоторые совсем несложные, например когда ребенок… должен узнать и различить внешние признаки объекта: кто это? Какие части тела есть у птиц? И т. д. Более сложные вопросы заставляют ребенка припомнить то, что он видел раньше: чем мы кормили снегирей? — или сопоставить объекты и найти в них признаки различия и сходства: чем отличается попугай от снегиря? Что общего у всех птиц? Широко используются поисковые вопросы, направленные на установление связей и отношений: почему у попугая клюв короткий, сильный, загнутый в виде крючка? Какой корм может есть попугай? Почему попугай легко лазает по стенкам клетки? Воспитанникам старшей группы предоставляется большая самостоятельность в использовании известных им способов наблюдения, определении его плана и подведении итогов. Воспитатель помогает детям в случае затруднений вопросами, использует модели, обеспечивающие полноту и точность восприятия, установление связей и отношений, подводит их к самостоятельным выводам. Результаты наблюдения дети отражают в речи, используют в различной деятельности (трудовой, изобразительной и т. д.).

СТАРШАЯ ГРУППА (6-7 ЛЕТ)

Основная тенденция познавательной деятельности детей седьмого года жизни — стремление к обобщению. Это объясняется тем, что способности ребят видеть существенные признаки в предметах и явлениях природы возросли. Наблюдение становится более самостоятельным.Задачей воспитателя является формирование в процессе наблюдений обобщенных элементарных понятий, подведение детей к пониманию все более сложных закономерностей, существующих в природе, воспитание самостоятельности.

Организуя наблюдение с детьми этого возраста, воспитатель отбирает материал, способствующий систематизации и обобщению знаний, помогающий видеть в объектах и явлениях природы существенные признаки. На основе выделения этих существенных, общих признаков у детей формируются элементарные понятие: «животные Педагог помогает воспитанникам увидеть общие закономерности между средой обитания и внешним видом животных, между условиями существования и их потребностями, образом жизни.

Так же как и в старшей группе, наблюдение начинается с постановки перед детьми познавательной задачи. Но теперь в ходе занятия воспитатель чаще использует вопрос-задание, требующий от детей умения наблюдать и планомерно отчитываться о результатах наблюдения. Например, во время наблюдения за аквариумными рыбками воспитатель дает такое задание: «Посмотрите и расскажите, чем отличается гуппи от рыбки, которая жила у нас раньше?» Дополнительные вопросы он задает лишь в случае затруднений, предоставляя детям возможность самостоятельно понаблюдать за новой рыбкой. Чаще, чем в старшей группе, педагог использует сравнение по общим (сходным) признакам, что дает возможность подводить детей к усвоению элементарных понятий.

Воспитатель стремится к тому, чтобы обследовательские действия детей были осознанными. С этой целью обследовательские действия используются для проверки полученных в ходе наблюдения впечатлений. Воспитатель с помощью вопросов побуждает детей к осознанию способа получения знаний: как ты об этом узнал? Проверь. Широко используются трудовые действия, обеспечивающие формирование навыков и умений по уходу за животными. Хорошо, если воспитатель загадывает детям загадки, читает стихи, рассказывает интересные истории, так как все это способствует расширению знаний детей.

Особое место среди педагогических методов и приемов занимают вопросы поискового характера. Заканчивается наблюдение обобщением.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

1.Раскройте объем знаний о животных у детей разных возрастных групп.

2.Раскройте особенности наблюдения.

3. Раскройте подготовку педагога к проведению наблюдения.

4. Опишите экологический подход к содержанию и организации наблюдения с детьми в уголке природы, на участке и в непосредственном окружении.

5. Укажите структуру наблюдения за живым объектом.

6. Раскройте методику проведения наблюдения за живым объектом в младшем дошкольном возрасте.

7. Раскройте методику проведения наблюдения за живым объектом в среднем дошкольном возрасте.

8. Раскройте методику проведения наблюдения за живым объектом в старшем дошкольном возрасте.

Литература:

  1. Гончарова Е.В. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста: Курс лекций для студентов высших педагогических учебных заведений. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008. – 326 с

  2. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования дошкольников: учеб.пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / С. Н. Николаева. — 7-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 272 с.

  3. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 184 с.

  4. Нечаева, В.Г. Воспитание дошкольника в труде. — М., Просвещение, 1990.

Приложение 1

ЖИВОТНЫЕ КАК ОБЪЕКТЫ

НАБЛЮДЕНИЯ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ

Объекты наблюдения

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Звери

— домашние

— дикие

Кошка, собака, корова, свинья и их детёныши.

Лиса, заяц, медведь и их детёныши.

+ конь, овца и их детёныши.

+белка, ёжик и их детёныши

+ щенки 2 пород

+животные других климатических зон: верблюд, олень

Птицы

Цыплёнок и птица уголка природы (канарейка)

3-4 вида птиц (воробей, ворона, голубь)

4-5 зимующих птиц (воробей, ворона) и 3-4 перелётных птицы (аист, ласточка, трясогузка) и водоплавающие птицы (утки, гуси).

Ползучие животные

черепаха степная, болотная, ящерица

Земноводные

Лягушка, жаба

Жаба

Жаба и лягушка

Насекомые

Мотыли и жуки

+ комары и стрекозы

+ кузнечики и муравьи

Рыбы

Золотой и серебряный карась, золотая рыбка

+меченосец, телескоп, сомик, гуппи, верховка.

+гуппи, сколярия, вьюн

1. Руководство наблюдениями в разных возрастных группах

Руководство наблюдениями
в разных возрастных группах
Младшие группы.
Внимание маленьких детей привлекают яркие, подвижные
объекты, поэтому первые наблюдения лучше организовывать
за животными. В этом возрасте дети еще не умеют держать
поставленную перед ними цель, следовать предложенному
плану, подводить итог.
Начинается наблюдение с привлечения внимания детей к
объекту, используя для этого сюрпризные игровые приемы,
затем
организуется
рассматривание
объекта,
с
использованием приемов обследования, подражания,
позднее сравнение и поисковые действия.

2.

Младшие группы.
В конце наблюдения для усиления эмоционального
впечатления, целесообразно почитать стихотворение, спеть
песенку, поиграть в игру, связанную с темой наблюдения.
Наблюдения следует проводить неоднократно, связывая их с
игрой и изобразительной деятельностью.

3.

Средняя группа.
Самостоятельное наблюдение детей еще
несовершенно, они не могут выделить характерные
признаки отличия, увидеть общие признаки у
нескольких объектов, но способны воспринимать
объект в деталях.
Воспитанники постепенно учатся принимать задачу
наблюдения, вслушиваются в вопросы и, следуя
заданному им плану, рассматривают объект.
В результате могут составить целостный образ и
дать его словесное описание.

4.

Средняя группа.
Наблюдение начинается с постановки
познавательной задачи. Широко используются
вопросы на уточнение знаний об объекте,
особенностях, поисковые вопросы (направленные на
установление элементарных связей и отношений
между объектами природы).
В ходе наблюдений необходимо использовать
загадки, потешки, песни, игры, связанные с темой.
Завершая наблюдения, следует с помощью
вопросов выяснить, как дети усвоили знания, а
результат наблюдения в последующем отобразить в
рисунке.

5.

Старшая группа.
Дети способны сами ставить познавательную задачу,
наметить несложный план наблюдений. Восприятие
у детей старшего возраста становится более
дифференцированным, они могут выделить в
объектах характерные признаки для целой группы,
что позволяет формировать обобщения.
Важно для наблюдения и то, что дети могут
рассматривать объект не изолированно, а в системе
с окружающим миром.

6.

Старшая группа.
Наблюдение начинается с постановки
познавательной задачи, затем разнообразные
вопросы, при этом необходимо широко
использовать поисковые вопросы, направленные на
установление связей и отношений.
Результаты наблюдения дети отражают в речи,
используют в различных видах деятельности
(трудовой, изобразительной и т.д.).

7.

Подготовительная группа.
Основная тенденция познавательной деятельности
детей седьмого года жизни – стремление к
обобщению.
Наблюдение становится более самостоятельным.
В процессе наблюдения основной задачей является
формирование обобщенных элементарных понятий,
подведение детей к пониманию все более сложных
закономерностей, существующих в природе.

8.

Подготовительная группа.
Наблюдение начинается с постановки
познавательной задачи. Необходимо чаще
использовать вопрос-задание, требующие от детей
умения наблюдать и планомерно отчитываться о
результатах наблюдения, задавать вопросы
поискового характера.
Заканчивается наблюдение обобщением.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Препарат для сосудов мексидол инструкция по применению
  • Мануал аккорд 6 на русском языке
  • Мобильный комплекс забота инструкция по применению
  • Бетадин свечи при беременности в первом триместре инструкция по применению
  • Клареол гель от папиллом цена отзывы аналоги инструкция по применению