Руководство народным хором пятницкого год

ИСТОРИЯ

ИСТОРИЯ
Руководитель хора М.Е. Пятницкий

ИСТОКИ

В 1910 году под руководством М. Е. Пятницкого был организован хор крестьян Воронежской, Рязанской и Смоленской губерний. Коллектив был невелик: на известной фотографии тех лет Митрофан Ефимович запечатлен всего лишь с четырнадцатью хористами в народных костюмах.

Первый концерт хора, состоявшийся 2 марта 1911 года в Москве, произвел фурор. Публика, пришедшая в Малый зал Благородного собрания, с восхищением слушала подлинные, глубоко трогающие песни. Выступление крестьян по достоинству оценили С. В. Рахманинов и Ф. И. Шаляпин — великие русские музыканты, прекрасно знавшие и ценившие русскую народную песню.

До начала 1920-х годов певцов приглашали на концерты в Москву, после которых «артисты» разъезжались по своим деревням, возвращаясь к привычному крестьянскому труду. После Октября 1917 года у крестьянского хора началась новая жизнь. 22 сентября 1918 года на концерте хора перед кремлевскими курсантами присутствует Ленин, который приглашает Пятницкого на беседу в Кремль. Оценив достоинства и большой потенциал нового коллектива, Ленин обещает Пятницкому всяческое содействие. Участники хора переезжают на постоянное место жительство в Москву. Концертная деятельность становится более активной, а с открытием регулярного радиовещания в ноябре 1924 года Хор узнала и услышала вся страна.

ИСТОРИЯ

Программа первого концерта

ИСТОРИЯ

Участники первых концертов

ИСТОРИЯ

Афиша первого концерта

СТАНОВЛЕНИЕ

После смерти М. Е. Пятницкого в 1927 году коллективу было присвоено имя его основателя, а дело продолжил его племянник, Петр Михайлович Казьмин, незаурядная личность, большой знаток русского народного творчества.

В 1929 году в прессе тех лет развернулась кампания под девизом «нам нужен старый хор, поющий песни кулацкой деревни. Новой деревне — новые песни». Творческий кризис разрешил приход в хор в 1931 году талантливого композитора Владимира Григорьевича Захарова, который направил развитие коллектива по новому руслу. В репертуаре хора появились авторские песни, в том числе прославляющие начавшиеся коллективизацию, электрификацию, индустриализацию: «Вдоль деревни», «Прокати нас, Петруша, на тракторе», «Зелеными просторами» и др. А лирические песни В. Г. Захарова — «И кто его знает», «Провожанье», «В чистом поле» — запела вся страна. Они «уходили в народ» со временем становясь народными.

В годы Великой Отечественной войны Хор ведет активную концертную деятельность, выступая в составе фронтовых концертных бригад. Популярными в то время были прямые трансляции концертов из студии Дома звукозаписи, которые слышали в тылу и на фронтах рядовые и командиры, летчики и моряки, от которых потоком летели фронтовые треугольники по адресу: «В Хор Пятницкого» (они хранятся по сей день).

Всенародную известность приобретает песня «Ой, туманы мои, растуманы», написанная в 1943 году В. Захаровым на слова М. Исаковского, ставшая гимном всего партизанского движения.

9 мая 1945 года вместе с победителями хор принимал активное участие в празднествах, посвященных Великой Победе в Москве. В послевоенные годы гастрольно-концертная деятельность коллектива расширяется. С конца 1940-х годов он начал выезжать за границу, побывав во многих странах Европы. Хор становится знаменитым.

ИСТОРИЯ

П. М. Казьмин, художественный руководитель, заместитель художественного руководителя по художественной части (1927-1964). Народный артист РСФСР, лауреат государственной премии

ИСТОРИЯ

В.Г. Захаров, художественный руководитель (1931-1956), народный артист РСФСР, лауреат государственных премий.

ИСТОРИЯ

Т. А. Устинова, основатель и руководитель танцевальной группы (1938-1999), народная артистка СССР, лауреат государственных премий СССР, профессор

ИСТОРИЯ

В. В. Хватов, основатель и руководитель оркестра (1938-1958), народный артист РСФСР

В 1936 году в жизни Хора произошло знаменательное событие – он стал профессиональным коллективом в составе Московской государственной филармонии. В 1938 году в коллективе создается танцевальная группа. Ее основателем была Татьяна Алексеевна Устинова. Выдающийся балетмейстер, воспитанница Московского хореографического училища, она отдала хору более 60 лет своей творческой жизни. Т. А. Устинова изучила народный хореографический язык разных областей России и ввела его в свои танцевальные композиции. Она – автор знаменитого «воронежского шага», когда девушки, будто лебеди, неспешно плывут в хороводе.

В том же году в коллективе появляется оркестровая группа во главе с Василием Васильевичем Хватовым. Талантливый музыкант, он создал уникальный оркестр, в составе которого звучали баяны, гармони, рожки, жалейки, балалайки, домры, гусли, трещотки, что добавило в концерты новые краски, оттеняющие общее настроение исполняемых песен и танцев.

Во главе хора всегда стояли руководители, способные своим творчеством приумножить славу коллектива. Таким был Мариан Викторович Коваль, известный советский композитор, руководивший Хором в 1957–1962 годах. В 1959 году за большие творческие достижения коллектив был награжден орденом Трудового Красного знамени.

ИСТОРИЯ
М. В. Коваль, художественный руководитель (1957-1961) народный артист РСФСР

ВО ВЕСЬ ГОЛОС

В 1962 году в истории хора началась новая эпоха. Главный народный коллектив страны возглавил композитор Валентин Сергеевич Левашов, остававшийся на этом посту более двадцати лет. Задушевный, тонкий лирик, песни которого «за околицей», «Как не любить мне эту землю», «Поет гармонь на перекрестке» вошли в «золотой фонд» советского музыкального искусства.

Большое место в репертуаре хора этого периода занимают театрализованные вокально-хореографические сюиты и композиции, представляющие целые культурно-этнографические срезы разных областей России: «Брянские игрища», «Калужские переборы» и освещающие темы современной жизни: «Расцветай, земля весенняя», «Здравствуй, Волга!», «Поэма о Москве» Такие композиции требовали свободного владения сложным многоголосием и высокого исполнительского мастерства певцов, танцоров, музыкантов.

В 1968 году, получив высокое звание «академический», народный хор вошел в элиту отечественной культуры и искусства. Активно развивается гастрольная деятельность коллектива. С его программами смогли познакомиться и во всех уголках Советского союза, и за рубежом. География гастролей расширилась, искусству хора рукоплескали зрители более чем 40 государств. «Русские артисты берут наши сердца в свои руки», — восхищалась зарубежная пресса.

В 1986 году Хор имени Пятницкого награжден орденом Дружбы народов.

ИСТОРИЯ
В.С. Левашов, художественный руководитель (1962-1989) Народный артист СССР , лауреат Государственных премий СССР

РУССКИЙ ВСЕНАРОДНЫЙ ХОР

С 1989 года Хором имени Пятницкого руководит Александра Андреевна Пермякова. Много лет проработавшая в коллективе, человек большого таланта, непреклонной воли и безудержной энергии, в сложные годы перестройки она, взяв на себя бремя лидерства, не только сохранила коллектив, но и успешно развила достижения своих предшественников. Главное — возврат к исконным принципам народной музыки, к традициям, которые были заложены более ста лет назад М. Е. Пятницким. Хор никогда не стремился к этнографической достоверности. Сила его искусства именно в жизненности, в глубокой и неразрывной связью с современностью. «Песню не поют, ее играют», — любит повторять А. А. Пермякова и ставит во главу угла музыкальное действо. Оно связывает песню, танец, музыку, актерскую игру исполнителей в увлекательной калейдоскоп событий. Сцены будто рождаются на ходу: с одной стороны ни каких шаблонов, с другой ничего лишнего и случайного.

Такой подход требует высочайшего владения профессией. На сцене коллектив — единый организм, коллективная творческая личность, объединённая одной задачей и одним стремлением — раскрыть высокую нравственность и духовность русской песни, все красоту народного искусства России.

Сегодня в составе хора лучшие из лучших: певцы, танцоры, музыканты. Они приехали в коллектив из 30-ти регионов страны, среди них более 40 лауреатов всероссийских, международных и региональных конкурсов исполнителей — Россия в миниатюре, Россия молодая.

Любовь зрителей к хору не преходяща. Где бы они не выступали — залы переполнены. Это современные Россияне, для которых искусство хора — «Времен связующая нить», наши корни, наши истоки.

Концертные программы современного хора: «Россия — звонкая душа», «Россия — Родина моя», определяют основное кредо коллектива — служение Отечеству, которое он пронес через столетие.

Хор Пятницкого — национальное достояние России, ее гордость.

ИСТОРИЯ
А. А. Пермякова художественный руководитель (с 1995), народная артистка России, лауреат премии Правительства РФ, профессор

2021-02-08

Родоначальником народного хорового пения на профессиональной сцене и организатором первого в России народного хора стал Митрофан Ефимович Пятницкий (1864—1927), знаток певческого искусства, знаменитый «собиратель» русских песен. Он ездил по деревням и селам центральной России, слушал народных певцов. Более 400 песен, записанных на старинном валиковом фонографе, сохранились в архивах Митрофана Пятницкого. Пятницкий был настолько покорен народными исполнителями, что у него появилась мечта показать на концертной эстраде русскую песню в её подлинном виде, так, как она звучала веками.

«По диким степям забайкалья»

Первый концерт коллектива состоялся 2 марта 1911 года в Москве на сцене Благородного собрания. Перед публикой предстали поющие крестьяне — прямо от земли, от сохи, с завалинки. Первоначальный состав насчитывал восемнадцать человек из трех срединных российских губерний. И до начала 1920-х годов певцов приглашали на концерты в Москву, а затем они возвращались в свои деревни. Лишь через 10 лет Митрофан Пятницкий перевез участников хора на жительство в столицу, и они стали выступать в постоянном составе.
После смерти Пятницкого в 1927 году руководителем хора стал Пётр Михайлович Казьмин, племянник Митрофана Ефимовича, литературовед и фольклорист.

«Ой, то не вечер»

В 1931 году с приходом Владимира Григорьевича Захарова, в дальнейшем Народного артиста СССР, хор впервые запел авторские песни, в которых находила отражение переживаемая тогда эпоха — коллективизация, индустриализация. Среди них были и песни «Ой, туманы мои», «Песня о России». В. М. Молотов вспоминал, что песни хора нравились Сталину.

«Через реченьку мосток»

В 1936 году коллективу присвоен статус Государственного.

В 1938 году были созданы две новые профессиональные группы — танцевальная и оркестровая. Плясуны, как и певцы, тоже отбирались «из народа» — не по наличию специальной хореографической подготовки, а по наличию одарённости. Основателем и руководителем танцевальной группы ансамбля на протяжении 60 лет была Татьяна Алексеевна Устинова, балетмейстер, талантливый постановщик и репетитор, создатель более 200 танцевальных произведений, с 1961 года Народный артист СССР. Оркестр под руководством Василия Васильевича Хватова очень скоро стал неповторимым ансамблем всех бытовавших в народе музыкальных инструментов.

«Я на печке молотила»

В 1961 году хор награждён Орденом Трудового Красного Знамени.
В 1962 году хор возглавил известный композитор Валентин Сергеевич Левашов, чьи песни вошли в репертуар коллектива, Левашов привлёк к деятельному сотрудничеству с хором композиторов А. Новикова, В. Мурадели, В. Соловьёва-Седого, А. Пахмутову, Э. Колмановского, С. Туликова. Репертуар пополнился новым жанром вокально-хореографической композиции. Это были в первую очередь масштабные, эпические полотна народной жизни в синтезе слова, музыки и танца, представляющие целые культурно-этнографические срезы: брянские игрища, калужские переборы, курская пляска с частушками.
В 1968 году хору присвоено звание «Академический».

«Ой, вставала я ранешенько»

С 1989 года Хором имени Пятницкого руководит Александра Андреевна Пермякова. Много лет проработавшая в коллективе, человек большого таланта, непреклонной воли и безудержной энергии, в сложные годы перестройки она, взяв на себя бремя лидерства, не только сохранила коллектив, но и успешно развила достижения своих предшественников. Главное — возврат к исконным принципам народной музыки, к традициям, которые были заложены более ста лет назад М. Е. Пятницким. Хор никогда не стремился к этнографической достоверности.

«Вдоль по улице широкой»

Сила его искусства именно в жизненности, в глубокой и неразрывной связью с современностью. «Песню не поют, ее играют», — любит повторять А. А. Пермякова и ставит во главу угла музыкальное действо. Оно связывает песню, танец, музыку, актерскую игру исполнителей в увлекательной калейдоскоп событий. Сцены будто рождаются на ходу: с одной стороны ни каких шаблонов, с другой ничего лишнего и случайного. Такой подход требует высочайшего владения профессией. На сцене коллектив — единый организм, коллективная творческая личность, объединённая одной задачей и одним стремлением — раскрыть высокую нравственность и духовность русской песни, все красоту народного искусства России.

«Катюша»

Сегодня в составе хора лучшие из лучших: певцы, танцоры, музыканты. Они приехали в коллектив из 30-ти регионов страны, среди них более 40 лауреатов всероссийских, международных и региональных конкурсов исполнителей — Россия в миниатюре, Россия молодая. Любовь зрителей к хору не преходяща. Где бы они не выступали — залы переполнены. Это современные Россияне, для которых искусство хора — «Времен связующая нить», наши корни, наши истоки. Концертные программы современного хора: «Россия — звонкая душа», «Россия — Родина моя», определяют основное кредо коллектива — служение Отечеству, которое он пронес через столетие. Хор Пятницкого — национальное достояние России, ее гордость.

«Утушка луговая»

«Вот мчится тройка почтовая»

[url]http://pyatnitsky.ru/ru/history[/url]

ru.wikipedia.org

Государственный академический русский народный хор имени М.Е. Пятницкого — старейший профессиональный народный хор России.

Он был основан исследователем, собирателем и пропагандистом русского народного творчества Митрофаном Пятницким (1864-1927) 2 марта 1911 года.

В этот день в зале Благородного собрания (ныне Дом Союзов) в Москве состоялся первый концерт хора в составе 18 крестьян — певцов Воронежской, Рязанской и Смоленской губерний.

Первоначально хор выступал в селе Александровском Воронежской губернии, где исполнял крестьянские обрядовые песни — игровые, трудовые и др.

22 сентября 1918 года состоялись выступления хора в Кремле. Владимир Ленин дал высокую оценку исполнительскому искусству коллектива, указав на необходимость расширить его работу.

По указу Ленина в начале 1920-х годов все участники крестьянского хора были перевезены в Москву с предоставлением места работы.

В 1927 году, после смерти основателя коллектива, Русскому народному хору было присвоено имя Mитрофана Пятницкого.

В 1936 году коллективу присвоен статус «Государственный».

В 1938 году созданы танцевальная и оркестровая группы, которые возглавили народная артистка СССР Татьяна Устинова и народный артист РСФСР Василий Хватов.

В годы Великой Отечественной войны (1941-1945) Хор имени Пятницкого вел концертную деятельность в составе фронтовых концертных бригад. Песня в его исполнении «Ой, туманы мои, растуманы» стала своего рода гимном всего партизанского движения.

С 1945 года коллектив активно гастролировал по стране и являлся одним из первых, кому было доверено представлять Россию за рубежом.

В 1968 году коллективу присвоено звание «Академический».

Разнообразный репертуар Русского народного хора — от народных частушек и припевок до вокально-хореографических сюит и композиций — постоянно пополнялся новыми произведениями советских композиторов.

В 1961 году Хор имени Пятницкого награжден орденом Трудового Красного Знамени, в 1986 году — орденом Дружбы Народов.

В разные годом хором руководили Петр Казьмин, Владимир Захаров, Мариан Коваль, Валентин Левашов. С 1989 года коллектив возглавляет народная артистка РФ, профессор Александра Пермякова.

В последние годы хор исполняет концертные программы «Я горжусь тобой страна», «Россия — Родина моя», «Матушка Россия», «…Русь непокоренная, праведная Русь…».

В 2007 году коллектив награжден медалью правительства РФ «Патриот России». В 2008 году Хор имени Пятницкого стал лауреатом премии «Национальное достояние страны».

Русский народный хор имени Пятницкого — непременный участник праздничных мероприятий и концертов государственного значения. Он является базовым коллективом «Всероссийского фестиваля национальной культуры», фестиваля «Казачий круг», Дней славянской письменности и культуры, ежегодной торжественной церемонии вручения Премии правительства РФ «Душа России».

В июне 2015 года Хор имени Пятницкого отметил День России первым за свою вековую историю сольным выступлением в Иерусалиме в Израиле. В исполнении артистов хора прозвучали «Уральская рябинушка», «Приленская кадриль», «Хасбулат удалой», «На побывку едет», «Вдоль по улице», «Огней так много золотых».

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

2 марта. Народный хор имени Пятницкого

В этот день 2 марта 1911 года в Москве состоялось первое выступление русского народного хора Пятницкого.

Родоначальником народного хорового пения на профессиональной сцене и организатором первого в России народного хора стал Митрофан Ефимович Пятницкий (1864—1927), знаток певческого искусства, знаменитый «собиратель» русских песен. Он ездил по деревням и селам центральной России, слушал народных певцов. Более 400 песен, записанных на старинном валиковом фонографе, сохранились в архивах Митрофана Пятницкого. Пятницкий был настолько покорен народными исполнителями, что у него появилась мечта показать на концертной эстраде русскую песню в её подлинном виде, так, как она звучала веками.

Народный хор Пятницкого

«Народная песня, — говорил Митрофан Ефимович, — эта художественная летопись народной жизни, к глубокому сожалению вымирает с каждым днем… Деревня начинает забывать свои прекрасные песни… Народная песня исчезает, и ее надо спасать».

В 1910 году Митрофан Пятницкий создаёт хор из народных певцов Воронежской и Рязанской губерний, который впоследствии был назван его именем.

2 марта (17 февраля по старому стилю)  1911 года хор впервые выступил в Москве в зале Благородного собрания.

Зал Благородного собрания был полностью заполнен публикой. Медленно раздвинулся занавес, и перед зрителями предстала обыкновенная деревенская изба, вдоль бревенчатых стен стояли грубо сколоченные лавки. Русская печка, чугунки, кочерга, ухваты… Люлька, прялки, сундук с приданым…

Хор Пятницкого

Исполнители — 11 крестьян — спокойно и естественно чувствовали себя среди этой такой простой и привычной обстановки. Они не были профессиональными актерами. Впервые за тысячелетнюю историю России русские народные песни были представлены в авторском исполнении.

Именно этот «самодеятельный театр песни» произвел революцию в певческой культуре целой страны.

Песни пели никогда нигде не учившиеся, приехавшие в город только на время выступления простые русские крестьяне. Они пели проникновенно и бесхитростно, как это было принято в их родных деревнях. «Рядили они веками родную песню, как невесту к венцу, чтобы она, желанная, увидела свет Божий», — писал в те дни Пятницкий.

Выступление хора Пятницкого

А сегодня Государственный академический русский народный хор им. М.Е. Пятницкого — известный российский музыкальный коллектив, исполняющий народную музыку, — продолжает с успехом выступать, является лауреатом Премии «Национальное Достояние страны» и обладателем других государственных наград.

Шапочка и тапочки святителя Спиридона

На интересную рубрику >>

На главную страницу сайта - Семья и Вера

Пятницкий Митрофан Ефимович —  основатель и первый художественный руководитель русского народного хора

Российский музыкант. Певец. Заслуженный артист России. Исполнитель и собиратель русских народных песен. Основатель и первый художественный руководитель русского народного хора, получившего впоследствии его имя. Преподаватель вокала в театре имени Вахтангова.

Митрофан Пятницкий родился 3 июля 1864 года в селе Александровка, Воронежская область. Мальчик с детства увлекался пением и даже мечтал стать оперным певцом. Но поскольку семья жила бедно, то после церковно-приходской школы в 1876 году родители отправили сына в Воронежское духовное училище. Однако, учеба в семинарии не задалась: у юноши случился нервный срыв и родители оставили его дома.

Тогда Пятницкий стал осваивать разные профессии. Сначала выучился на слесаря, затем уехал на заработки в Воронеж, где устроился писарем в контрольной палате, а изучив бухгалтерское дело, стал работать экономом. Параллельно с работой, Митрофан увлекался сбором народных песен, которые тщательно записывал, и параллельно брал уроки пения у музыкального педагога Льва Михайловича Образцова, ставил голос. Эти занятия не прошли даром и весной 1896 года его прослушали в консерватории и даже согласились принять на учебу, невзирая на возраст.

Однако здесь вмешалась несчастная любовь и юноша вновь впал в глубокую депрессию. Вместо поездки в Москву, поступать в консерваторию, Пятницкий вернулся в родительский дом и несколько месяцев не общался ни с кем. В итоге его отправили в Воронежскую лечебницу для душевнобольных, а затем, стараниями друзей, переведен в подобную московскую больницу, где применялись передовые методы лечения. Лечение помогло, и через два года Пятницкий вновь смог общаться с людьми и устроился на работу делопроизводителем в эту же клинику в Москве, где проработал на протяжении двадцати четырех лет.

Параллельно с работой Митрофан продолжил и свои занятия музыкой, не оставляя идеи стать профессиональным певцом. Брал уроки вокала у известного московского педагога Камилло Эверарди и даже сумел подружиться с Федором Шаляпиным, который его очень поддерживал. Продолжал и свою работу по сбору песен: путешествуя по деревням, записал более четырехсот русских народных песен в исполнении самих крестьян.

Вскоре Митрофан и сам стал выступать на концертах, исполняя народные песни, которые слышал и любил с детства. Его все чаще стали приглашать не только на благотворительные вечера, но и на занятия со студентами. В 1903 году Пятницкий стал членом музыкально-этнографической комиссии при Московском обществе любителей естествознания, антропологии и этнографии.

После выхода в 1904 году книги Пятницкого «12 русских народных песен», он стал известен, а его вторая книга «Жемчужины старинной песни Великой Руси» пользовалась уже просто-таки невероятной популярностью. Причем Митрофан не ограничивался только собиранием песен и инструментальных наигрышей. Также собрал большую коллекцию народных инструментов и костюмов. В итоге, эта увлеченность народным музыкальным творчеством приводит Пятницкого к созданию ансамбля народной песни.

Все началось в 1910 году, когда Пятницкий встретил свою «музу»: 70-летнюю крестьянку Аринушку Колобаеву, обладавшую великолепным голосом и знавшую огромное количество песен. Женщина выступала с двумя дочерями и внучкой. Постепенно набрались и другие певцы. В результате, создан хор из певцов Воронежской и Рязанской областей.

«Крестьянский «  так  называл свой  хор  Пятницкий  впервые выступил в Москве в зале Благородного собрания  2 марта 1911 года. Зал Благородного собрания был полностью заполнен публикой. Медленно раздвинулся занавес, и перед зрителями предстала обыкновенная деревенская изба, вдоль бревенчатых стен стояли грубо сколоченные лавки. Русская печка, чугунки, кочерга. Люлька, прялки, сундук с приданым. Посетители увидели крестьян, которые пели как умели, но от всего сердца и широты своей души. Они даже не репетировали перед выходом. Крестьяне приехали в Москву из своих деревень и пели, как будто они не на сцене, а дома, на завалинке или в поле за работой, просто и искренне. На присутствующих их исполнение произвело невероятное впечатление. Во время первого выступления прозвучало 27 песен. Среди поклонников хора Пятницкого были Федор Шаляпин, Иван Бунин .

Успех пришел сразу. В 1912 году концерты хора проходили в консерватории, а песни «как на завалинке» завоевывали все больше поклонников. Хотя конкурентов у хора имелось немало, и среди них настоящие профессиональные коллективы, выступали они преимущественно в ресторанах, а Пятницкий ресторанами брезговал, а мечтал о высоком искусстве.

С началом Первой мировой войны выступления хора пришлось приостановить, так как многих хористов забрали в армию. Пятницкий не сдавался: «перетягивал» уцелевших хористов в Москву, устраивал их на работу, а вечерами репетировал. Работая в одной из московских больниц, куда поступали раненые, из их числа создал так называемый «хор инвалидов», с которым продолжал выступать. Но потом началась революция.

Полностью собрать и восстановить хор как исполнительский коллектив Митрофану Ефимовичу удалось лишь в 1919 году, объединив вокруг себя исполнителей и знатоков народных песен. На одном из выступлений крестьян присутствует Владимир Ильич Ленин. Говорят, его до мурашек тронуло пронзительное пение и он пообещал всяческую поддержку коллективу. Гастролей прибавилось, а крестьянам пришлось оставить хаты и перебраться в Москву.

          Вскоре хор вновь стал известным и популярным, и по его примеру создано большое количество профессиональных хоров. Сам же Пятницкий, оставаясь бессменным художественным руководителем хора до конца жизни, также занимался педагогикой. С 1921 года на протяжении четырех лет преподавал пение в Третьей студии Московского художественного академического театра. В 1925 году ему присвоено звание «Заслуженного артиста России».

Митрофан Ефимович Пятницкий скончался 21 января 1927 года в Москве. Похоронен великий певец и фольклорист на Новодевичьем кладбище столицы. В память о нем хор получил имя своего создателя, и сегодня Государственный русский народный хор имени Пятницкого, как и много лет, продолжает вести большую концертную и творческую деятельность.

        Культурная революция Митрофана Пятницкого

Звучит, может быть, и пафосно, но, по сути, так и было. Дворяне начала XX века предпочитали исключительно высокое искусство – балет, оперу, оперетту. Музыкант Митрофан Ефимович Пятницкий изменил эти привычки. В 1911 году он заставил всех слушать и любить народные песни.

         Судьба хора после смерти руководителя

В 1927 году основатель коллектива умер, и именно тогда хор стал официально называться Пятницким. На его место пришел фольклорист и литеротуровед Петр Михайлович Казьмин, родственник Митрофана Ефимовича.

 Авторские песни хор Пятницкого запел с приходом нового руководителя Захарова Владимира Григорьевича в 1931 году. В них отражалась эпоха того времени — индустриализация и коллективизация. Именно тогда и родилась «Песня о России».

В 1936-м в составе хора появилась танцевальная группа. Основала её Татьяна Алексеевна Устинова, впоследствии 60 (!) лет отдавшая коллективу. Чтобы создать народные танцы для хора, ей пришлось немало поездить по стране, изучая особенности движений разных регионов. Устинова – автор знаменитого «воронежского шага», когда девушки, словно лебёдушки, степенно плывут в хороводе, , а за оркестр нес ответственность Хватов Василий Васильевич.

Вокально-танцевальные композиции – своеобразная визитная карточка коллектива. Внедрил их Валентин Левашов, возглавивший коллектив в 1962 году. Сейчас «Брянские игрища», «Калужские переборы», «Расцветай, земля весенняя», «Здравствуй, Волга!», «Поэма о Москве» – золотой фонд Хора имени Пятницкого.

Во время Великой Отечественной войны хор выступал на передовой как фронтовая концертная бригада.. 9 мая 1945 года артисты пели на Красной площади в честь Великой Победы. В коллективе бережно хранят письма с фронта.  В 1943 году Владимир Захаров сочинил на стихи Михаила Исаковского песню «Ой, туманы мои,  растуманы». Она становиться гимном партизанского движения .

С 1956 по 1962 годы руководителем хора был Мариан Коваль — народный артист РСФСР и советский композитор, за это время хор получил Орден Трудового Красного Знамени.

Левашов Валентин Сергеевич, известный композитор, возглавил хор Пятницкого и привлек к сотрудничеству А. Пахмутову, А. Новикова, С. Туликова и других великих людей. Теперь в репертуаре появился новый жанр — вокально-хореографическая композиция.

С 1989 года Хором имени Пятницкого руководит Александра Андреевна Пермякова. В 1971-м она пришла в коллектив простой артисткой и вряд ли даже мечтала стать директором и худруком. За сильный характер её прозвали «железной леди».

У Александры Андреевны уникальная судьба. Родилась в Тамбовской губернии, в крестьянской семье. Несмотря на то, что всегда любила петь, по настоянию отца поступила в оптико-механический техникум. Получив красный диплом,  пошла работать в НИИ. Но самодеятельность не оставляла, участвовала в вокальных конкурсах. Там её и приметила солистка Хора имени Пятницкого Александра Прокошина, сидевшая в жюри, и позвала в родной коллектив. Так начался путь Александры Андреевны.

В 1990 году Александре Пермяковой пришлось буквально возрождать коллектив. Экономическая ситуация в стране была аховая: зарплат не платили, гастролей почти не было. Из хора стали уходить голоса. Пришлось самой искать по стране новые. У Пермяковой жёсткий отбор! И не только творческий. Очень большое внимание внешним данным. Девушки все как на подбор красавицы! Ростом не менее 165 см, с размером одежды не более 44! Ну а парни обязательно должны быть статными!

В 1960–1970-е годы прошлого века основу репертуара хора составляли песни композиторов, написанные специально для коллектива. Сейчас же это подлинно народные композиции разных областей России. К вековому юбилею хора многие регионы присылали в подарок коллективу записи песен, собранных в экспедициях. Кстати, поют их артисты на местных диалектах. «Липецкие припевки» – на диалекте Липецкого уезда Тамбовской губернии, Владимирские – на владимирском.

 Сегодня в Пятницком поют, танцуют, играют около 90 артистов из 30 российских регионов. Главный критерий при отборе — одаренность. Чтобы работать в самом часто гастролирующем коллективе мира, нужен  

большой талант. Неслучайно самый длинный номер хора… выход на поклон! 

Хор побывал в каждом регионе России и посетил более 40 стран мира.

From Wikipedia, the free encyclopedia

The Pyatnitsky Russian Folk Chorus (Russian: Государственный академический русский народный хор им. М. Е. Пятницкого) is a Russian musical group which was established by Mitrofan Pyatnitsky in 1910 initially with 18 peasants from Voronezh, Ryazan and Smolensk gubernias. The peasant chorus held its first performance at the Small hall of the Moscow Nobility Club (later the October Hall of the House of Trade Unions) on March 2, 1911.

Pyatnitsky focused on traditional Russian song. The performers sang, enacted dance scenes and played folk instruments. One of the first renowned soloists in the chorus was Arina Kolobayeva. In its early years the chorus received high praise from Russian musicians Sergei Rachmaninov and Fyodor Chaliapin.

In 1918, the chorus transferred its base to Moscow. After hearing the chorus, Lenin personally noted the necessity of expanding the chorus’s activities, having it perform in concert halls, factories and plants. In 1925, Mitrofan Pyatnitsky was awarded the title of Merited Artist of the Republic.

After Pyatnitsky’s death, the company was named after him and its leadership was taken over by Pyotr Kazmin. In 1931, the chorus was joined by Vladimir Grigorievich Zakharov, who enhanced the chorus’s repertoire with his songs. The ensemble was enlarged with a dance group and orchestra of Russian folk instruments in the 1930s, led by Vasily Khvatov. In 1962, Valentin Levashov became the company’s art director.

The chorus has its own folklore studio with a collection of folklore materials and recordings. Today, the chorus has over 100 members. The chorus has been awarded numerous state awards. In its long existence, it has visited every port of the former Soviet Union and toured Czechoslovakia, Poland, Bulgaria, Romania, Hungary, Austria, Finland, Canada, Israel, Japan, Sweden, Mexico, Germany, USA, Australia, New Zealand, Norway and Luxembourg.

The group has often performed on stage with Alexander Rosenbaum.[1][2][3]

References[edit]

  1. ^ Есаул — Александр Розенбаум и Хор им. Пятницкого on YouTube
  2. ^ Александр Розенбаум / Русский народный хор имени М.Е. Пятницкого — Песня отрока on YouTube
  3. ^ Александр Розенбаум и Русский народный хор имени М.Е. Пятницкого — Неформат / Бабья доля on YouTube

Sources[edit]

  • Soviet Song and Dance Companies — Gosconcert, USSR, 1977.

Александров Д. М.

История возникновения Государственного
русский народный

хор имени М. Е. Пятницкого

Родоначальником народного хорового
пения на профессиональной сцене и организатором первого в России народного хора
стал Митрофан Ефимович Пятницкий (1864-1927), знаток певческого искусства,
знаменитый «собиратель» русских народных песен.

Хор им. Пятницкого занимает особое
место в истории народно-певческого искусства, собранный из крестьян
Воронежской, Рязанской и Смоленской губерний. Первый концерт хора крестьян
состоялся в феврале 1911 года в Москве. На присутствующих произвели
неизгладимое впечатление исполненные хорам песни, былины, сказания и народные
игры: «от них веяло простотой, искренностью, задушевностью и вместе с тем
величием и той могучей силой, которая способна ребенка хоть на одно мгновение
превратить в богатыря».

Несмотря на тяжелые условия
дооктябрьского периода, когда хор Пятницкого мог выступать лишь в кофейнях и
трактирах, а репетиции проводились в маленькой квартире самого Митрофана
Ефимовича, благодарное дело энтузиаста народной музыки не заглохло.

В 1904 году Пятницкий издал книгу «12
песен», которая принесла ему небывалую известность, он давал уроки пения,
участвовал в концертах. После выхода в свет его второй книги «Жемчужины
старинной песни» на Пятницкого обратили внимание ученые, у него появились
друзья и поклонники. Были и те, кто считал его чудаком, несостоявшимся певцом.

За свою жизнь Митрофан Ефимович
записал около 400 песен и обрядов. Кроме этого, он собирал народные костюмы и
инструменты, ездил по деревням и селам центральной России, слушал народных
певцов. Пятницкий был настолько покорен народными исполнителями, что у него
появилась мечта показать на концертной эстраде русскую песню в ее подлинном
виде, так, как она звучала веками. Первый концерт коллектива состоялся 2 марта
1911 года в Москве на сцене Благородного сообщества. Перед публикой предстали
поющие крестьяне – прямо от земли, от сохи, с завалинки. Первоначальный состав
насчитывал восемнадцать человек из трех среднерусских губерний. В 1914 году
Пятницкий только-только начал заниматься становлением хора, как началась: Первая
мировая война, затем грянула революция. И лишь в 1919 году Мирофану Ефимовичу
удалось сплотить вокруг себя любителей русской песни. Певцы, не имевшие
специального образования, обладали хорошим слухом, имели отличные вокальные
данные. Хористы, их было уже около тридцати человек, часто выступали перед
бойцами Красной Армии, в рабочих поселках, деревнях и селах.

После Великой Октябрьской
социалистической революции народные хоровые коллективы первые в истории
получили государственную поддержку и широчайшую слушательскую аудиторию.
Извечной любовью русского человека к песне объясняется возникновение по всей
стране огромного количества народных любительских хоровых коллективов. Не
которые из них достигли высокого мастерства. После Октябрьской революции хор им.
М. Е. Пятницкого был полупрофессиональным коллективом. Один из руководителей
хора имен Пятницкого П. М. Казьмин писал: «Хор приблизительно до 1935 года не
знал закрепленных за певцами партий, как это имеет место сейчас. Большенство
певцов были подлинно народными певцами, которые с малых лет знали данную песню
и могли ее петь свободно…». Впервые десятилетия хор продолжал традиции
импровизационного пения с подголосками, воспринятые от мастеров русского пения
– крестьян, собранных Митрофаном Ефимовичем. Репертуар состоял из старинных
песен.

Нужны были песни нового времени, в
которых исторически сложившиеся народно-песенные традиции сочетались бы с
чертами новой советской культурой.

С приходом В. Г. Захарова в 1931 году
хор имени Пятницкого решительно пошел вперед, развевая свой исполнительский
стиль, и стал одним из ведущих профессиональных хоровых коллективов страны.

Новые песни хора, написанные В.
Захаровым, удивительно соединили в себе народную самобытную основу с
современностью тематики и музыкального языка.

Расширение репертуара, изменение
состава певцов и условия широкой концертной деятельности повлияли на
исполнительский стиль хора в целом. Хор имени Пятницкого поставил задачу
отобразить в своем исполнительстве многообразие русской национальной культуры
различных областей. В его репертуаре – и кубанская песня «Ночь уж наступила», и
сибирская «Сронила колечко», и курские наигрыши, и северные хороводы, и
сормовские, ярославские, подмосковные частушки.

В последние годы хор делает большой
акцент на произведения советских композиторов, с чем нельзя не согласиться,
важно, чтобы эти произведения наилучшем образом использовали выразительные
возможности народных голосов и развивали национальный музыкальный
песенно-хоровой стиль.

В хоровом коллективе им. М. Е.
Пятницкого культивируется манера пения в одном натуральном регистре – грудном.
Но, несмотря на, то, что грудной регистр обладает многообразной красочностью и
выразительностью, он не может заменить всей полноты народного двухрегистрового
звучания.

Нотные и фонографические записи
первого хора крестьян им. Пятницкого запечатлели русское пение во всем его
диапазоне и яркой колоритности.

Хору имени Пятницкого присуща особая
манера пения – плотным, компактным, с несколько напряженным звуком. Пожалуй, ни
один из областных концертных хоров не обладает такой силой и монолитностью
хорового звучания. Прочны певческие традиции этого коллектива, неисчерпаемы
творческие возможности. Оркестр народных инструментов хора им. Пятницкого
выступает со своей программой. Хореографическая группа хора имени Пятницкого
поражает традиционной техникой и народной изобразительностью – от нежного
девичьего хоровода до танцевальной картины народного гуляния, заканчивающегося
общей пляской всех участников, где «русская удаль бьет и кипит».

Хору им. М. Е. Пятницкого под силу
большие народные сцены или «действа». На памяти у многих его исполнителей сцена
«За околицей», «Крестьянская свадьба».

Хоровое многоголосие в партитурах
народных песен не бывает выдержанными. Соединение в унисон так же характерно,
как расширение до шести-девяти и даже двенадцати самостоятельных мелодий.
Например, в песне для женского состава «Горы Воробьевские».

Расположение на сцене хора
Пятницкого: хор стоит полукругом в два ряда: первый – женский, второй –
мужской.

Диапазон женских голосов определяется
местными особенностями пения. Певцы хора имени Пятницкого, исполняют песни
Воронежского области, Уральского края в натуральном грудном регистре, поэтому
предельные звуки высоких голосов (до-ре) второй октавы.

Особое умение некоторых певцов с
одинаковой легкостью исполняют, как порти высоких, так и низких голосов. В
двухголосной песне не редко певцы ведут поочередно, то низкий, то высокий
голос. Так Л. Николашина поет в группе низких альтах, а в песне В. Захарова
«Русская красавица» она в запеве поет основную мелодию, а М. Подлатова вторит.

Одна из самых первых серьезных задач
– выработка единой манеры пения у всех певцов. Немалую роль для певческой речи,
манеры имеет говор певцов. Основных говоров в русском языке три: «окающие»,
«акающие» и «якающие». Нельзя искусственно изменять говор народных певцов,
сохраняя естественный говор певцов, нужно помнить, что искусственно насаждать и
культивировать его там, где он не имеет традиционной устойчивости, нельзя. В
хоре имени Пятницкого используется одни из методов вокального воспитания:
перенимание «с голоса» манеры пения, при общении более опытных певцов с
молодыми участниками. Слабо вокально подготовленных певцов рассаживают среди
исполнителей с прочными навыками и яркой манерой местного пения.

Распевание проводилось в начале
занятий и помогает быстрой «организации» коллектива, собирания внимния певцов.
Основной манерой для распевания берется из разучиваемого репертуара, или
используются специальные упражнения для выработки конкретного певческого
навыка.

Роль жеста в народном пении очень
велика. По народной традиции многие песни сопровождаются движениями рук,
головы, что помогает выразить выразить характер или ритмический, эмоциональный
пульс пени. Выход хора на сцену: певцы идут в два ряда – мужчины и женщины с
двух сторон к центру. Идут как на гулянье, свободно общаясь между собой, как бы
разговаривая, глядя друг на друга. Их жесты не принужденные, повороты головы
характнрны, мимика разнообразна. А в каждом исполнителе – яркая
индивидуальность.

Работа над песнями с элементами
движения основана на изучении живой традиции. В хоре им. Пятницкого каждый
творец имеет свою индивидуальность, пляшет соответственно своему характеру,
натуре, особенностям танцевальной техники. И. Турыенков – известный шутник и
балакур, П. Сорокин – яркий, технический очень сильный танцор, А. Климов –
имеет свою степенную и мягкую манеру плясать. И в этом разнообразии – сила
коллективного творчества.

Творческие проявления певцов могут
быть самыми разнообразными. Иногда это подголоски выступающие на общем хоровом
фоне, а иногда варианты мелодии, во многом сходны с ней. Все найденные певцами
варианты и подголоски к основной мелодии тщательно выверяются на репетиции индивидуальной
проверке и по группам. После тщательного отбора, лучшие варианты записываются
на ноты. После записи хоровой партитуры отдельные голоса е закрепляются за
партиями и группами. В таком законченном виде она выносится на эстраду. Певцы
поют точно заученные партии. Лишь в отдельных случаях наиболее опытным и
одаренным разрешается пень на сцене не по партиям, а «вокально».

Знакомить хор с новой песней лучше
всего в хорошем исполнении ансамбля, дуэта или самого руководителя. В хоре им.
М. Е. Пятницкого не разучивается новая песня с хором, прежде чем она не
выучилась и не распевалась «на голоса» в группе ведущих певцов-умельцев. А они
уже знакомили хор, исполняя песня в собственном распеве или в обработки. Такой
показ – яркий творческий стимул для коллектива.

В хоре им. Пятницкого занятия по
музыкальной теории сочетаются с коллективным пением сольфеджио. В
сольфеджировании певцы сразу же практическипретворяют полученные теоретические
знания, при этом они тактируют, что помогает выработки ровного темпа, ощущению
сильной доли, а значит и фразировкой в песни. Основная практическая задача
занятий – научить певцов петь по нотам с тем, чтобы ускорить процесс освоения
песенного материала и внести в него элемент сознательности, а также суметь при
импровизационном распеве суметь его записать. В хоровом коллективе им.
Пятницкого, как правило, систематически проводятся беседы и лекции по
разнообразным вопросам музыкальной и хоровой культуры. В них принимают участие
и художественный руководитель, и хормейстер, и фольклористы, и сами участники
хоров. Эта форма музыкально-образовательной работы повышает уровень знаний
артистов хора, расширяет их общий и музыкальный кругозор. В беседах обсуждаются
темы из истории русской музыки, народного творчества, статьи о хоровом искусстве
из музыкальных жанров. Такие лекции и беседы служат школой культурного и
музыкального развития артистов хора.

Список литературы

1. Н. В. Калугина «Методика работы с
русским народным хором». М., 1977.

2. Материалы с сайта http://www.pyatnitsky.ru/

3. http://photo.peoples.ru/art/music/national/pyatnichkiy/3.shtml

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Aquarely краска для волос инструкция по применению
  • Бонвива в таблетках инструкция по применению
  • Солумедрол инструкция по применению цена в ампулах
  • Солумедрол инструкция по применению цена в ампулах
  • Элевит пронаталь при грудном вскармливании инструкция по применению