Народный комиссариат тяжёлой промышленности СССР (Наркомат тяжёлой промышленности) — один из центральных органов управления в СССР, действовавший с января 1932 до января 1939 года и контролировавший производство тяжёлой промышленности.
История
Образован 5 января 1932 года на базе Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ) СССР.
8 декабря 1936 года из Народного комиссариата тяжёлой промышленности СССР выделен Народный комиссариат оборонной промышленности СССР.
22 августа 1937 года из Народного комиссариата тяжёлой промышленности СССР выделен Народный комиссариат машиностроения СССР.
24 января 1939 года был упразднён; на его базе были образованы Народный комиссариат топливной промышленности СССР, Народный комиссариат чёрной металлургии СССР, Народный комиссариат цветной металлургии СССР, Народный комиссариат электростанций и электропромышленности СССР, Народный комиссариат химической промышленности СССР и Народный комиссариат промышленности строительных материалов СССР.
Руководство
Структура
Источники
Институты государственной власти и управления СССР | ||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
_ | |||||||||||||
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
From Wikipedia, the free encyclopedia
The People’s Commissariat of Heavy Industry (Narkomtiazhprom; Russian: Народный комиссариат тяжёлой промышленности СССР) was a government ministry in the Soviet Union in 1930s.
Brief overview[edit]
The People’s Commissariat of Heavy Industry, known by the acronym NKTP, was founded in 1932 out of the Supreme Soviet of the National Economy and was responsible for all heavy industrial goods, including mining, machinery and defense goods.[1]
The defense industry assets were separated in December 1936, with the creation of the People’s Commissariat of the Defense Industry, and in August 1937 there was set up the People’s Commissariat for Mechanical Engineering.[2] In early 1939 the NKTP was divided into six separate commissariats.[2]
Succeeding commissariats[edit]
- People’s Commissariat of the Defense Industry
- People’s Commissariat for Mechanical Engineering
- People’s Commissariat of Fuel Industry
- People’s Commissariat of Ferrous Metallurgy
- People’s Commissariat of Non-Ferrous Metallurgy
- People’s Commissariat of Power Plants and Power Generating Industry
- People’s Commissariat of Chemical Industry
- People’s Commissariat of Construction Materials Industry
List of people’s commissars (ministers)[edit]
Source:[3][4]
- Sergo Ordzhonikidze (5.1.1932 — 25.2.1937)
- Valery Mezhlauk (25.2.1937 — 23.8.1937)
- Lazar Kaganovich (23.8.1937 — 24.1.1939)
Research institutes[edit]
Organisations they took responsibility for include:
- Leningrad Military Mechanical Institute
- Kharkiv Institute of Physics and Technology
- Reactive Scientific Research Institute
See also[edit]
- Narkomtiazhprom Building
References[edit]
- ^ Gregory, Paul R. (2004). The Political Economy of Stalinism: Evidence from the Soviet Secret Archives. Cambridge University Press. p. 154. ISBN 9780521533676.
- ^ a b Lewis, Robert A. (2016). Science and Industrialization in the U.S.S.R. Springer. pp. 61–65. ISBN 9781349037865.
- ^ «Governments of the Union of Soviet Socialist Republics 1917-1964». Archived from the original on 28 November 2017. Retrieved 28 November 2017.
- ^ «Governments of the Union of Soviet Socialist Republics 1964-1991». Archived from the original on 28 November 2017. Retrieved 28 November 2017.
All-Union Government of the Soviet Union |
|
---|---|
All-Union |
|
Ministries (list) |
|
Regional ministries |
|
State Committees and commissions |
|
Народный, комиссариат, тяжёлой, промышленности, СССР, Наркомат, тяжёлой, промышленности, Наркомтяжпром, один, из, центральных, органов, управления, Союза, ССР, действовавший, января, 1932, года, до, января, 1939, года, контролировавший, производство, тяжёлой, . Narodnyj komissariat tyazhyoloj promyshlennosti SSSR Narkomat tyazhyoloj promyshlennosti Narkomtyazhprom odin iz centralnyh organov upravleniya Soyuza SSR dejstvovavshij s yanvarya 1932 goda do yanvarya 1939 goda i kontrolirovavshij proizvodstvo tyazhyoloj promyshlennosti Narodnyj komissariat tyazhyoloj promyshlennosti Soyuza Sovetskih Socialisticheskih Respubliksokrashyonno NKTP SSSR NKTP Soyuza SSR Narkomat tyazhpromaObshaya informaciyaStrana SSSRData sozdaniya 1932 godaPredshestvennik Vysshij sovet narodnogo hozyajstva Soyuza SSRData uprazdneniya 1939 godaZameneno na smotrite razdel IstoriyaRukovodstvoPodchineno Sovet narodnyh komissarov Soyuza Sovetskih Socialisticheskih RespublikNachalnik Sm spisokUstrojstvoShtab kvartira Moskva Soderzhanie 1 Istoriya 2 Rukovodstvo 3 Struktura 4 Primechaniya 5 SsylkiIstoriya PravitObrazovan 5 yanvarya 1932 goda na baze Vysshego soveta narodnogo hozyajstva VSNH Soyuza SSR 8 dekabrya 1936 goda iz Narodnogo komissariata tyazhyoloj promyshlennosti Soyuza SSR vydelen Narodnyj komissariat oboronnoj promyshlennosti SSSR 22 avgusta 1937 goda iz Narodnogo komissariata tyazhyoloj promyshlennosti Soyuza SSR vydelen Narodnyj komissariat mashinostroeniya SSSR 24 yanvarya 1939 goda byl uprazdnyon na ego baze byli obrazovany Narodnyj komissariat toplivnoj promyshlennosti SSSR Narodnyj komissariat chyornoj metallurgii SSSR Narodnyj komissariat cvetnoj metallurgii SSSR Narodnyj komissariat elektrostancij i elektropromyshlennosti SSSR Narodnyj komissariat himicheskoj promyshlennosti SSSR i Narodnyj komissariat promyshlennosti stroitelnyh materialov SSSR Rukovodstvo PravitOrdzhonikidze Grigorij Konstantinovich 5 yanvarya 1932 goda 18 fevralya 1937 godaMezhlauk Valerij Ivanovich 25 fevralya 1937 goda 22 avgusta 1937 godaKaganovich Lazar Moiseevich 22 avgusta 1937 goda 24 yanvarya 1939 godaStruktura PravitV sostav narkomata vhodili sleduyushie glavnye upravleniya aviacionnoj promyshlennosti GUAP promyshlennosti vooruzhenij i boepripasov GUVP sudostroitelnoj promyshlennosti Glavmorprom himicheskoj promyshlennosti Glavorghimprom azotnoj promyshlennosti Glavazot elektrotehnicheskoj Glavesprom Glavtransmash Glavmetiz Glavmashprom Glavhimprom Glavnemet Glavselmash Glavstankoinstument Glavtochmash Glavrezina GUTAP Glavcvetmetobrabotka Glavalyuminij GUMP Vsesoyuznoe proizvodstvennoe obedinenie zavodov tochnoj industrii VOTI Vsesoyuznyj akkumulyatornyj trest Trest specialnyh stalej 1 Upravlenie protivovozdushnoj oborony i voenizirovannyh specchastej NKTP SSSR 1932 1939Etot razdel ne zavershyon Vy pomozhete proektu ispraviv i dopolniv ego Glavnoe upravlenie vysshih i srednih tehnicheskih uchebnyh zavedenij GLAVVTUZ Petrovskij David Aleksandrovich Primechaniya Pravit Simonov N S Voenno promyshlennyj kompleks SSSR v 1920 1950Ssylki PravitNarkomaty elektricheskoj promyshlennosti SSSREto statya zagotovka po gosudarstvovedeniyu Pomogite Vikipedii dopolniv etu statyu kak i lyubuyu druguyu Istochnik https ru wikipedia org w index php title Narodnyj komissariat tyazhyoloj promyshlennosti SSSR amp oldid 120435841, Википедия, чтение, книга,
библиотека
, поиск, нажмите,
истории
, книги, статьи, wikipedia, учить, информация, история, секс, порно, скачать, скачать, sex, seks, porn, porno, скачать, бесплатно, скачать бесплатно, mp3, видео, mp4, 3gp, jpg, jpeg, gif, png, картинка, музыка, песня, фильм, игра, игры
Страница 6 из 11
Глава 14
НАРКОМ ТЯЖЕЛОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
В 1937 году, после смерти незабвенного нашего тов. Серго Орджоникидзе, я был утвержден народным комиссаром тяжелой промышленности, в первые месяцы с освобождением от обязанностей наркома путей сообщения, но в начале 1938 года, в связи с вновь возникшими трудностями на железных дорогах, меня вновь назначили народным комиссаром путей сообщения с оставлением меня народным комиссаром тяжелой промышленности. Это было тяжелое совместительство!
За годы первой и второй пятилеток наша промышленность гигантски выросла, она перевыполнила план Второй пятилетки. Наибольший рост дала тяжелая промышленность, которой партия и правительство обеспечивали преимущественное развитие. Однако при общем выполнении плана тяжелой промышленностью на 122% план по чугуну, углю и нефти не был выполнен. Наряду с огромными успе’хами и опережением по темпам роста других стран, в том числе и по чугуну, углю и нефти, мы все еще отставали в экономическом отношении и имели серьезные недостатки в использовании мощностей и освоении вновь построенных предприятий.
Соответственно ЦК и решал организационные вопросы. Так, например, по Наркомату тяжелой промышленности в 1937 году были выделены из Наркомтяжпрома два новых наркомата: Наркомат машиностроения и Наркомат оборонной промышленности, что укрепляло наши позиции и в области хозяйственной, и в области обороноспособности нашей Родины. В 1939 году из этих Наркоматов тяжелой промышленности выделился еще ряд наркоматов — можно себе представить, какой это был действительно «тяжелый» наркомат, когда им руководили такие выдающиеся деятели нашей партии, как Дзержинский, Куйбышев и Орджоникидзе.
Во второй половине 1937 года я был назначен наркомом тяжелой промышленности Советского Союза. Тяжелая промышленность продолжала расти быстрыми темпами, и в то же время отставали некоторые отрасли, в особенности освоение новых мощностей и новой техники. И здесь, в промышленности, сказывалось вредительство и борьба все еще шла за ликвидацию последствий этого вредительства.
Наряду с улучшением и ускорением хода нового строительства и ввода новых мощностей по чугуну, стали и прокату Коллегия Наркомтяжпрома развернула большую работу по разработке и внедрению технических новшеств и научно-технически подготовленных и разработанных рационализаторских предложений, дающих интенсификацию производства и наращивание мощностей на действующих предприятиях. Например, в 1938 году началось строительство доменной печи и кислородной установки, тогда уже было подсчитало, что производительность доменных печей при работе на кислородном дутье может быть увеличена в два раза; тогда же была разработана поверхностная закалка металла (профессор Вологдин и Гевелинг), что меня особенно заинтересовало в связи с тем, что применение, например, такой закалки стыков рельсов резко уменьшит износ рельсов в пути. По этому вопросу Вологдин был частым гостем у меня. Разрабатывался вопрос о применении бесслитковой прокатки, что должно увеличить производительность прокатных станов и т.д. и т.п.
Важное место занял такой прогрессивный вопрос, как пересмотр существовавшей специализации станов для обеспечения народного хозяйства прокатом высококачественных профильных и ходовых сортов металла. Это дело и в дальнейшем приковывало внимание металлургов, да и сейчас оно недоделано и имеются большие недостатки. При специализации станов необходимо было не допустить, чтобы это приводило к усугублению встречных и дальних перевозок металла. Все эти и другие мероприятия теснейшим образом были связаны с Третьим пятилетним планом в области черной металлургии.
Особое место занимала забота о подъеме промышленности цветной металлургии (медь, свинец, олово, алюминий, золото, редкие металлы и проч.), имевшей не только хозяйственное, но и важнейшее оборонное значение. С разрешения ЦК я выехал на Урал, ознакомился с состоянием предприятий тяжелой промышленности, в особенности усердно изучал медную, золотую промышленность, которую я Мало знал, и в заключение участвовал и выступил на указанном совещании.
Должен сказать, что если по металлургической и угольной промышленности я был более подготовлен всей предыдущей моей работой на Украине, в Екатеринославе, в Донецком бассейне и в последующем в ЦК ВКП(б) мне больше приходилось заниматься ими, то по химии, геологии, электростанциям, цветным металлам, по нефти мне пришлось «грызть гранит этой науки» с особым напряжением. Но, как всегда, партийному работнику помогает изучение дела непосредственно на месте, на предприятиях, в беседах и на совещаниях с рабочими, с инженерами и руководителями, с коммунистами, хотя этого было недостаточно, — приходилось брать уроки у крупных специалистов и из учебников. Особенно помогал дотошный разбор вопросов на совещаниях, активах, собраниях коммунистов и рабочих, когда удавалось расшевелить, раскачать критику и самокритику, раскрывающую нутро вопроса.
Особое внимание было обращено на геологию, было созвано широкое совещание геологов. Во главе геологов стоял такой замечательный крупный ученый, глубоко партийный человек, как Губкин Иван Михайлович. Мне лично частое общение с тов. Губкиным и посещение его управления особенно помогло познать, понять значение геологии, которой я всегда старался всемерно помогать, сохраняя свое глубокое уважение к геологам.
В Наркомтяжпроме большое и почетное место занимала топливная промышленность: угольная, нефтяная и торфяная — это были самые трудные отрасли тяжелой индустрии. В моей работе они заняли особо большое место, когда я был назначен наркомом топливной промышленности (опять по совместительству с работой наркома путей сообщения).
Должен подчеркнуть, что с шахтерским тяжелым трудом я близко соприкасался еще в дореволюционное время и проникся глубоким уважением и любовью к шахтерам и пониманием особенностей угольной промышленности. Кроме того, работая на Украине генеральным секретарем ЦК КП(б)У, затем секретарем ЦК ВКП(б), я по поручению ЦК непосредственно занимался угольной промышленностью, выезжал часто в Донбасс, Кузбасс и другие бассейны, и особенно в Подмосковный бассейн, которым я занимался как секретарь ЦК. Начиная с 1930 года ЦК и по его поручению МК особенно занялись делом развития Подмосковного угольного бассейна. Хотя его угли по качеству ниже донецких, но зато они ближе к месту потребления и при правильном теплотехническом режиме они, как это показала последующая практика, дают хороший эффект. Необходимо было преодолеть консерватизм и сопротивляемость московских потребителей и, главное, коренным образом реконструировать отсталый полукустарный Подмосковный бассейн.
В 1937 году угольная промышленность не выполняла плана добычи угля и в Донбассе, и сразу же после назначения нарком-тяжпромом я выехал в Донецкий бассейн. Совместно с обкомом партии, его секретарем Щербаковым были приняты организационно-хозяйственные мероприятия по улучшению работы шахт и рудоуправлений; были созваны партийными, профсоюзными и хозяйственными организациями слеты передовых шахтеров, охватившие по всему Донбассу около пятнадцати тысяч человек.
Усилиями шахтеров и парторганизаций мы в дальнейшем получили рост добычи угля в Донбассе и в других бассейнах. Улучшилась организация цикличности. Мы изучали положение по каждому тресту Донбассугля и принимали конкретные меры с учетом особенностей трестов. В результате добились того, что большинство трестов план выполняли и даже перевыполняли.
В июне 1938 г. был созван в Донбассе актив работников угольной промышленности. В результате этого актива и проведенного разбора положения по каждому тресту в отдельности, а в тресте — по крупным шахтам, были разработаны конкретные мероприятия, которые были рассмотрены и приняты Коллегией Наркомтяж-прома. Для устойчивости руководящих кадров шахт и укрепления их уверенности я после совещания в течение нескольких дней принял всех заведующих шахтами Донецкого бассейна и выдал каждому документ за подписью наркома об утверждении каждого из них заведующим шахтой, которого может освободить только нарком. Эту практику совещаний и разбора по каждому тресту мы распространили на все другие бассейны с вызовом в Коллегию Наркомтяжпрома, а затем Наркомтопа руководителей угольных трестов, иногда с участием некоторых заведующих шахтами и стахановцев — заслушивали их доклады и разрабатывали конкретные мероприятия по каждому из них.
По поручению ЦК была выделена комиссия под председательством Л.М. Кагановича, которая рассмотрела и окончательно доложила Политбюро проекты и по другим бассейнам. В октябре 1938 г. были приняты постановления ЦК и СНК о работе комбинатов и трестов «Кузбассуголь», «Москвауголь», «Урал-уголь», «Карагандауголь», «Востсибуголь», «Средазуголь», «Тквибулуголь» и «Ткварчелуголь». Эти постановления имели большое значение для всего дальнейшего развития угольных бассейнов. В мае 1939 г. ЦК ВКП(б) и СНК приняли решение, поставившее угольную промышленность в лучшее положение по материально-техническому обеспечению. Наркоматам было предписано выполнять заказы угольной промышленности наравне с военными заказами. Принятым Оргбюро ЦК постановлением было усилено внимание и помощь обкомов, ЦК нацкомпартий и всех местных организаций угольной промышленности. В ноябре 1939 г. ЦК в своем постановлении об улучшении партийно-политической работы в массах на шахтах Донбасса установил институт парторгов ЦК на крупных шахтах (около 100 шахт). Третьим пятилетним планом по угольной промышленности было предусмотрено постепенное изменение географии добычи угля и изживание ее неравномерности, когда Донбасс, имевший 5,4 % запасов угля в СССР, добыл в 1938 г. 58,9 % всей добычи угля по Союзу. Намеченный план увеличения добычи угля в новых районах, центральных и дальних, в том числе на открытых месторождениях и притом и бурых углей начал уже осуществляться в 1938 и 1939 годах. Это нашло свое выражение в конкретных цифровых заданиях по каждому бассейну в отдельности и в их выполнении. Соответственно было намечено строительство 573 шахт мощностью 166 млн т — в два раза больше, чем во Второй пятилетке. Намечалось строительство шахт и в таких районах, которые ранее не были известны, например в районе Чкалова — 10 шахт, Мангышлаке и т.п. Ускорилось строительство шахт — была поставлена задача строить шахту не 5-6 лет, а 10 месяцев, и в 1939 г. в Донбассе уже было построено несколько шахт за 10 месяцев. Важное значение в этом отношении имело ускорение проходки стволов и внедрение новой машины, уже сконструированной. Развернулась работа по ликвидации однобокости механизации добычи угля, за комплексную механизацию и внедрение новых, современных машин, особенно комбайнов, производящих и зарубку, и повалку угля.
В Третьей пятилетке (1939 г.) шире развернулась работа по распространению цикличного метода работы, являющегося самым передовым коллективным стахановским методом работы. Борьба за цикличность была нелегкой, но с улучшением организации и комплексной механизации она пробивала себе дорогу все шире и глубже. Важное значение имели кадры рабочих, их устойчивость, квалификация, а также инженерно-технические и руководящие кадры, их подготовка, правильный подбор и использование и создание им необходимых условий. В 1939 году решением ЦК Правительство наградило большую группу шахтеров и работников угольной промышленности.
Следуя большевистскому правилу поддерживать все новое, положительное, Наркомтоп занимался таким новым делом, как подземная газификация углей, которая, по выражению Ленина, означает «переворот в промышленности». Газовая промышленность лишь начинала создаваться на основе введения в эксплуатацию первых месторождений природных газов. Мы ее не могли тогда широко развить из-за отсутствия труб большого диаметра и вообще нехватки труб даже для нефтяной промышленности.
Упомяну еще тот вид топлива, который, может быть, не столь «почетно» звучит, но имевший и сегодня имеющий важное значение в жизни страны — это торфяная промышленность. Нар-комтяжпром ею усиленно занимался и поддерживал ее и материально и морально, и особенно в ее механизации и изжитии сезонности, внедрении искусственного обезвоживания торфа и облегчении труда скромных, самоотверженных торфяников. Исключительное значение нефтяной промышленности общеизвестно — я особенно ощутил остроту этого дела, занимаясь в ЦК вопросами сельского хозяйства. Каждодневно я убеждался в том, что не может быть механизированного сельского хозяйства, тракторов, комбайнов, автомашин без нефтепродуктов, как и вообще всей современной индустрии. Но с производством и добычей нефти я был мало знаком, поэтому, придя в Наркомтяжпром, после поездки в Донбасс, я, по совету тов. Сталина, отправился в Баку, чтобы на месте пройти первый курс обучения у рабочих, инженеров и руководящих бакинских нефтяных работников.
Баку — это крупнейший и основной центр нефтяной промышленности, богатый славными революционными традициями. Я изучал нефтяную промышленность, побывал на всех бакинских промыслах и заводах, беседуя с рабочими, инженерами и проводя промысловые и заводские совещания активов, на которых самокритично вскрывались недостатки в эксплуатации и в бурении. Вместе с ЦК Компартии Азербайджана были проведены деловые совещания в Азнефти, на которых рассмотрели результаты проверки и претензии к наркомату. Выводы и разработанные совместно с партийными органами мероприятия по улучшению работы Азнефти и выполнению нефтяной промышленностью плана добычи нефти и его заводской переработки были очень ценные.
Я познакомился с кадрами, среди которых было много талантливых молодых инженеров, которые потом выдвинулись на крупную руководящую работу во вновь созданный Наркомат нефтяной промышленности, наркомом которого я был назначен, — Каламкаров, Байбаков, Евсеенко, Поповии, Беленький и другие. На месте были разработаны мероприятия по улучшению бытовых условий и повышению зарплаты рабочих-нефтяников. ЦК Компартии Азербайджана и Заккрайком партии приняли решение об улучшении и усилении партийно-политической и профсоюзной работы в соответствии с указаниями ЦК ВКП(б).
Должен особо подчеркнуть и ту большую помощь, которую оказывал ЦК Азербайджанской компартии и Закавказский крайком партии (в частности, Багиров и Берия), которые тогда активно включились в дело подъема бакинской нефтепромышленности.
Мое конкретное изучение действительности в Баку серьезно помогло мне в проведении созванного наркоматом Всесоюзного совещания нефтяников в Баку, которое имело большое значение для дальнейшей работы и развития нефтяной промышленности. Открывая совещание, я объяснил, почему мы собрали Всесоюзное совещание не в Москве, а в Баку. «Во-первых, — сказал я, — лично я стремился быть на месте, в Баку, чтобы, как говорится, рукой пощупать, посмотреть живых, работающих на нефти людей, а также оборудование, промыслы, заводы. Чтобы руководить, я должен изучать, и я учусь у любого, у каждого — от большого до малого. Учусь, конечно, не для того, чтобы все время учеником оставаться; учусь для того, чтобы взятое мною по нефтяной промышленности (так же, как и по металлу, по углю, по меди, по золоту и прочее) сочетать со своими знаниями в других областях и кое-чему поучить своих учителей. Я надеюсь, что собравшиеся здесь работники всех нефтяных районов страны сумеют честно вскрыть недостатки, без самобичевания, по-деловому; уверенно, глубоко и вдумчиво помогут нам всем разобраться в наших слабостях и недостатках, в последствиях вредительства и наметить практические меры полного оздоровления нефтяной промышленности». Должен сказать, что большую деловую помощь мне оказал тов. Сталин, как человек давно знающий нефтяную промышленность и ее главный центр — Баку. Когда я уезжал в Баку на Всесоюзное совещание, он дал мне ряд советов не только по общим, но и по технико-экономическим вопросам. На этом Всесоюзном совещании, на котором собрался цвет нефтяников, были разработаны важные и крупные вопросы и мероприятия по улучшению эксплуатации нефтескважин, осуществлению строгого технологического режима скважин.
Важное значение имела разработка вопроса о внедрении метода вторичной эксплуатации нефтяных скважин вместо забрасывания и списывания их как якобы исчерпавших свои нефтяные возможности. Важным было также скорейшее внедрение в бурении крупного для того, да и нынешнего времени изобретения, дающего большой эффект, — турбобура.
По нефтеперерабатывающим заводам острой была задача увеличения вы>одов бензина и других светлых нефтепродуктов, по улучшению качества нефтепродуктов, особенно высококачественного бензина, по внедрению новых видов крекингов и по скорейшему окончанию строящихся нефтеперерабатывающих заводов: Орского, Уфимского, Московского и Саратовского. Не менее важное значение приобрело улучшение геологической работы в нефтяной промышленности, по которой было особенно много споров на совещании, так как некоторые геологи, говоря железнодорожным языком, проявляли «предельчество» в своих доводах и расчетах мощности скважин и возможностей выкачки нефти.
За две недели, которые я провел в Баку, я многому научился, я не просто усвоил, а, так сказать, переработал в своем мозгу и душе.
Разобравшись в общем положении дел, мы установили, что нефтяная промышленность за 10 лет — с 1928 года по 1937 год — давала среднегодовой прирост 15 % в год, что обеспечило механизацию в народном хозяйстве, и особенно в коллективизированном сельском хозяйстве.
Но в то же время ощущалась диспропорция, выражающаяся в отставании нефтяной промышленности от развития механизации в стране, в особенности в сельском хозяйстве, что серьезно сказывалось в период посевной и уборочной кампаний.
Развитие новых нефтяных районов страны на Востоке, в особенности таких перспективных, как Башнефть и других, поставило задачу их всемерного освоения и максимального развития. Но в то же время необходимо было все время помогать остающемуся сегодня, в 1938 году, основным центру обеспечения страны нефтепродуктами — Бакинскому, имеющему 29 % запасов нефти, но дающим 75 % добычи и переработки нефти по Союзу. Конкретные задачи и мероприятия по подъему и развитию добычи и переработки разрабатывались по каждому нефтяному району: Грозному, Майкопу, Эмбанефти, Дагнефти, Башнефти, Прикамнефти, Востокнефти, Туркменнефти, Узбекнефти, Грузнефти. Кроме того, необходимо было форсировать геолого-разведочные работы на Волге, где, по данным геологов, имелась большая нефть, в Сибири, на Ухте и т.д.
Но пока мы создавали «второе Баку» на Востоке, главными оставались мероприятия по увеличению добычи и переработки нефти в нашем замечательном кормильце — в славном революционном Баку, от которого ЦК и Правительство требовали прежде всего выполнения плана 1938 года. Были разработаны мероприятия по выполнению плана 1938 года, являющиеся в то же время и мероприятиями, обеспечивающими выполнение Третьего пятилетнего плана и нового мощного подъема нефтяной промышленности. В своем выступлении на совещании в Баку я говорил: «Мы должны ясно установить, что, собственно, лежит в основе неустойчивости добычи и какой фундамент, какие кирпичи мы должны закладывать для того, чтобы мы не только вырвались (можно ведь на месяц вырваться, а потом опять отстать), — нам не это нужно, нам нужно устойчивое выполнение плана. Должен вам сказать, что к разработке мероприятий я всегда подхожу с большим напряжением. Некоторым кажется так, что вот нарком, ему власть дана, да к тому еще он и секретарь ЦК, да вообще, одним словом, он человек не из пугливых, вот он, значит, и начнет нажимать. Это ошибочное представление, товарищи. Нефть очень серьезное, глубокое дело. Вообще любое дело, если ты добросовестно хочешь к нему подойти, не по бумажке, не по-канцелярски, любое дело представляет из себя сложный лабиринт, в котором надо прежде всего разобраться. По мере моих сил я старался разобраться. Я ставлю перед вами те вопросы, в которых я уверен, что я разобрался. Те же вопросы, в которых я не разобрался, я и ставить сейчас не буду перед вами. Я выступаю не как пропагандист, не как дискуссант. Я выступаю перед вами как нарком, директивы которого потом, после обсуждения, станут обязательными для вас, и поэтому я говорю только то, в чем я уверился, что эти вопросы можно и нужно поставить на этом совещании и решить их. Первое и решающее условие, создающее устойчивость или неустойчивость в добыче, — это соотношение между фонтанной добычей и механизированной добычей. Или мы будем работать как рвачи — сегодня урвали, а там хоть трава не расти, как многие работают, или мы будем работать как серьезные государственные люди, понимающие, куда дело идет, — как надо организовать добычу, чтобы она не зависела только от «Богом посланного» фонтана, бьющего нефтью, без всякой помощи механизма. Фонтанная добыча неустойчива, сегодня бьет фонтан, а завтра может перестать, а между тем фонтанная добыча растет, а удельный вес механизированной добычи уменьшается. Это не значит, что фонтаны нужно искусственно придерживать, но это значит не допускать легкомысленного отношения к механизированной, устойчивой добыче. Не идти по линии наименьшего сопротивления, когда люди ищут легких хлебов, — появился фонтанчик, зачем же мне, дескать, возиться с поддержанием работы старой скважины, да еще дающей всего две-три тонны? Не лучше ли ее вовсе «списать» — и с плеч долой. А ведь все дело в том, что зачастую дает она всего две-три тонны из-за того, что «хозяин» ее не промывает, не подымает, не ремонтирует, вот она-то, «божья коровка», и молочка — нефти не дает. Отсюда и преступно-легкомысленная практика массового «списывания», ликвидации многих действующих скважин. Поэтому первое, что мы требуем, — это действительно на деле, а не словесными приветствиями ввести 2300 скважин в действие, составить график ввода, обеспечить оборудованием, в первую очередь за счет ремонта старого, обеспечить людьми и пустить в ход. Я понимаю, что это дело сложное, оно связано со строительными работами, новыми расчетами по труду, но это все выполнимое дело. И вы обязаны действовать, а не только «приветствовать». Пока что не пахнет даже решимостью, напряжением воли, организацией дела, но имейте в виду, что мы будем строго проверять исполнение.
Я знаю, что многие из слушающих меня думают: «Хорошо поешь, товарищ нарком, а оборудования не даешь». Я этот вопрос не обойду, а скажу вам: то, что .вы не сумеете отремонтировать, мы вам дадим, а пока знаю: из-за оборудования у вас стоят всего 642 скважины, а в ожидании ремонта — 1100 скважин, в ожидании электроэнергии — 164 и в ожидании «обследования» — это псевдоним «смертного приговора» — 584 скважины. Как видите, главное здесь не в оборудовании, а в бесхозяйственности. Ликвидируйте ее, и вы оживите много скважин, создадите большую ус-. тойчивость в добыче и измените соотношение между фонтанной добычей и механизированной.
Но вот здесь и начинается главная работа в эксплуатации». Остро был поставлен вопрос об увеличении выхода нефти из скважины. Когда в Грозном мне геологи и инженеры говорили, что таков, мол, технологический режим, я им отвечал, что у вас плохой режим, уж ежели мы уничтожили царский режим, то мы сможем улучшить и ваш отсталый технологический режим. На совещании были разработаны меры улучшения этого технологического режима. Хотя нефтяная промышленность отличается от угольной, но на совещании было уделено внимание внедрению цикличности и в нефтяную промышленность. Значительное место и внимание было уделено работе геологов как по эксплуатационной линии, так особенно в бурении. Бурение выпятилось как важнейший вопрос, решающий расширенное воспроизводство добычи нефти. Среди бурильщиков были замечательные образцы стахановской работы. В качестве важнейшей была заострена задача более широкого внедрения стахановских методов работы, и особенно сокращения аварий, которых было немало. Часто бывали и такие аварии, когда после того, как пробурились 1500 метров в глубину, оставалось 50 или даже 10 метров и вдруг авария — и пропала не только работа, но и трубы. В 1937 году таюш путем было потеряно в скважинах 65 тысяч метров труб. И здесь, как и на железнодорожном транспорте, я столкнулся с «предельческим» противопоставлением качества бурения его скорости, тогда как стахановцы-бурильщики доказали на практике полное сочетание качества и безаварийности с новой стахановской скоростью. Естественно, что все эти и другие вопросы, в том числе и о цикличности бурения, были заострены на совещании, в том числе и в моем выступлении, особенно о внедрении новой техники в бурении и о замечательном изобретении — о турбобуре, говорился и ставился вопрос и о морской добыче, и об углублении скважин.
О всех мероприятиях и о совещании я доложил Политбюро ЦК партии, которое их одобрило. Впоследствии наркомат был разделен на угольную и нефтяную промышленность, был создан самостоятельный Наркомат нефтяной промышленности, наркомом которого я был назначен опять по совместительству с НКПС.
Наркомата тяжелой промышленности ( Здание Наркомтяжпрома , России : Народный комиссариат тяжёлой промышленности СССР ) было правительственное министерство в Советском Союзе в 1930 году .
Содержание
-
1 Краткий обзор
- 1.1 Последующие комиссариаты
- 2 Список наркомов (министров)
- 3 научно-исследовательских института
- 4 См. Также
- 5 ссылки
Краткий обзор
Народный комиссариат тяжелой промышленности, известный под аббревиатурой НКТП, был основан в 1932 году из состава Верховного Совета народного хозяйства и отвечал за всю тяжелую промышленность , включая горнодобывающую промышленность, оборудование и оборонную продукцию.
Активы оборонной промышленности были выделены в декабре 1936 года, когда был создан Наркомат оборонной промышленности , а в августе 1937 года был создан Наркомат машиностроения. В начале 1939 г. НКТП был разделен на шесть отдельных комиссариатов.
Последующие комиссариаты
- Народный комиссариат оборонной промышленности
- Наркомат машиностроения
- Народный комиссариат топливной промышленности
- Наркомат черной металлургии
- Наркомат цветной металлургии
- Народный комиссариат электрических станций и электроэнергетики
- Народный комиссариат химической промышленности
- Народный комиссариат промышленности строительных материалов
Список наркомов (министров)
Источник :
- Серго Орджоникидзе (5.1.1932 — 25.2.1937)
- Валерий Межлаук (25.2.1937 — 23.8.1937)
- Лазарь Каганович (23.8.1937 — 24.1.1939)
Научно-исследовательские институты
Организации, за которые они взяли на себя ответственность, включают:
- Ленинградский военно-механический институт
- Харьковский физико-технический институт
Смотрите также
- Здание Наркомтяжпрома
Рекомендации
Эта статья про Советский Союз — незавершенная . Вы можете помочь Википедии, расширив ее . |
Народный комиссариат тяжелой промышленности — Peoples Commissariat of Heavy Industry — Wikipedia
В Народный комиссариат тяжелой промышленности (Наркомтяжпром; русский: Народный комиссариат тяжёлой промышленности СССР) был правительственное министерство в Советский союз в 1930-е гг.
Содержание
- 1 Краткий обзор
- 1.1 Последующие комиссариаты
- 2 Список наркомов (министров)
- 3 Научно-исследовательские институты
- 4 Смотрите также
- 5 Рекомендации
Краткий обзор
Народный комиссариат тяжелой промышленности, известный под аббревиатурой НКТП, был основан в 1932 г. Верховный Совет народного хозяйства и отвечал за все тяжелая промышленность товары, в том числе горнодобывающие, машиностроительные и оборонные.[1]
Активы оборонной промышленности были выделены в декабре 1936 г. с созданием Народный комиссариат оборонной промышленности, а в августе 1937 г. был создан Наркомат машиностроения.[2] В начале 1939 г. НКТП был разделен на шесть отдельных комиссариатов.[2]
Последующие комиссариаты
- Народный комиссариат оборонной промышленности
- Наркомат машиностроения
- Народный комиссариат топливной промышленности
- Наркомат черной металлургии
- Наркомат цветной металлургии
- Народный комиссариат электрических станций и электроэнергетики
- Народный комиссариат химической промышленности
- Народный комиссариат промышленности строительных материалов
Список наркомов (министров)
Источник:[3][4]
- Серго Орджоникидзе (5.1.1932 — 25.2.1937)
- Валерий Межлаук (25.2.1937 — 23.8.1937)
- Лазарь Каганович (23.8.1937 — 24.1.1939)
Научно-исследовательские институты
Организации, за которые они взяли на себя ответственность, включают:
- Ленинградский военно-механический институт
- Харьковский физико-технический институт
Смотрите также
- Здание Наркомтяжпрома
Рекомендации
- ^ Грегори, Пол Р. (2004). Политическая экономия сталинизма: свидетельства из советских секретных архивов. Издательство Кембриджского университета. п. 154. ISBN 9780521533676.
- ^ а б Льюис, Роберт А. (2016). Наука и индустриализация в СССР. Springer. С. 61–65. ISBN 9781349037865.
- ^ «Правительства Союза Советских Социалистических Республик 1917-1964 гг.». В архиве из оригинала 28 ноября 2017 г.. Получено 28 ноября 2017.
- ^ «Правительства Союза Советских Социалистических Республик 1964-1991 гг.». В архиве из оригинала 28 ноября 2017 г.. Получено 28 ноября 2017.
Всесоюзное Правительство Советского Союза |
|
---|---|
Всесоюзный |
|
Министерства (список ) |
|
Региональные министерства |
|
Государственные комитеты и комиссии |
|
Народный комиссариат тяжёлой промышленности СССР
- Народный комиссариат тяжёлой промышленности СССР (Наркомат тяжёлой промышленности, Наркомтяжпром) — один из центральных органов управления Союза ССР, действовавший с января 1932 до января 1939 года и контролировавший производство тяжёлой промышленности.
Источник: Википедия
Связанные понятия
Наро́дный комиссариа́т (наркома́т) — в Советском государстве (в РСФСР, в других союзных и автономных республиках, в СССР) в 1917—1946 годах — центральный орган исполнительной власти, ведающий управлением в отдельной сфере деятельности государства или в отдельной отрасли народного хозяйства; аналог министерства. Как правило, во главе Народного комиссариата стоял Народный комиссар (нарком), входящий в правительство — Совет Народных Комиссаров соответствующего уровня.
Трест (от англ. trust) — одна из форм монополистических объединений, в рамках которой участники теряют производственную, коммерческую, а порой даже юридическую самостоятельность.
Конструкторское бюро (КБ), структурное подразделение производственной или проектной организации, занимающееся конструированием продукции или её составных частей.
Рабо́че-крестья́нская инспе́кция (Рабкри́н, РКИ) — система органов власти, занимавшаяся вопросами государственного контроля. Систему возглавлял Наро́дный комиссариа́т Рабо́че-крестья́нской инспе́кции (НК РКИ). Создан в 1920 году, расформирован 11 февраля 1934 года. Вместо РКИ была создана Комиссия советского контроля при СНК СССР. С 1923 действовал совместно с Центральной контрольной комиссией ВКП(б) как единый советско-партийный орган, при этом нарком РКИ по совместительству возглавлял ЦКК.
Государственный комитет обороны (ГОКО, ГКО ) — созданный на время Великой Отечественной войны чрезвычайный орган управления, обладавший всей полнотой военной, политической и хозяйственной власти в СССР.
Министерство среднего машиностроения СССР (Минсредмаш СССР, МСМ СССР) — центральный орган государственного управления СССР, осуществлявший функции по управлению атомной отраслью промышленности и обеспечивавший разработку и производство ядерных боезарядов.
Комиссия советского контроля при СНК СССР (КСК) — орган государственного контроля в СССР. Была создана 11 февраля 1934 года вместо ликвидированного Наркомата Рабоче-Крестьянской Инспекции (РКИ).
Шара́шка (также шарáжка, шара́га от «шарашкина контора») — разговорное название НИИ и КБ тюремного типа, подчинённых НКВД/МВД СССР, в которых работали осуждённые учёные, инженеры и техники. В системе НКВД именовались «особыми техническими бюро» (ОТБ), «особыми конструкторскими бюро» (ОКБ) и тому подобными аббревиатурами с номерами.
Первая пятилетка — первый пятилетний план развития народного хозяйства СССР. Был принят в 1928 году на пятилетний период 1928—1932 годов, и выполнен за четыре года и три месяца (по крайней мере так было объявлено). По итогу его выполнения СССР из аграрной страны превратился в индустриальную страну.
Вторая пятилетка или «Пятилетка коллективизации» — второй пятилетний план развития народного хозяйства СССР. Утвержден XVII съездом ВКП(б) в 1934 году на пятилетний период с 1933 по 1937 годы.
Центра́льный исполни́тельный комите́т СССР (ЦИК СССР) — высший орган государственной власти СССР в 1922—1938 годах, избираемый Всесоюзными съездами Советов и периодически (а на практике — эпизодически) собираемый на сессии в промежутках между Всесоюзными съездами Советов.
Сове́т наро́дных комисса́ров УССР (СНК, Совнарко́м) — c 19 февраля 1920 по 15 марта 1946 высший исполнительный и распорядительный (в первый период существования также и законодательный) орган УССР.
Прораб (сокращение от «производитель работ») — должность руководителя среднего звена на стройке.
VIII Всероссийский съезд Советов — съезд Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов РСФСР, проходивший 22—29 декабря 1920 года в Москве.
Министе́рство госуда́рственного контро́ля СССР — центральный союзно-республиканский орган государственного управления СССР, осуществлявший надзор за производственной, хозяйственной и финансовой деятельностью государственных, кооперативных, общественных организаций, учреждений, предприятий. Министерство государственного контроля СССР осуществляло руководство деятельностью соответствующих министерств государственного контроля союзных республик, входивших в СССР.
Дело Промпартии — организованный властью СССР крупный судебный процесс по сфабрикованным материалам по делу о вредительстве в 1925—1930 годах в промышленности и на транспорте, состоявшийся 25 ноября — 7 декабря 1930 года. В феврале 1936 года ЦИК СССР помиловал некоторых осуждённых. В 1989 все осуждённые по делу были реабилитированы.
Атомная промышленность — совокупность предприятий и организаций, связанных организационно и технологически, которые производят продукцию, работы и услуги, применение которых основано на использовании ядерных технологий и достижений ядерной физики.
Местная промышленность (сокр.местпром) — обобщенный термин, который использовался в СССР и постсоветских странах в период перехода к рыночной экономике для обозначения предприятий местного значения. Эти предприятия рассматривались как отдельная отрасль экономики, охватывающая малые и средние предприятия — заводы, фабрики, производственные объединения, научно-исследовательские институты, проектно-конструкторские организации, предприятия бытового обслуживания населения и т. п. — обладавшие государственной…
Научно-производственное объединение (абб. НПО), также научно-производственное предприятие (абб. НПП) — организация любой организационно-правовой формы, проводящая научные исследования и разработки наряду с их освоением в производстве и выпуском продукции. Как правило, в структуру НПО входят научно-исследовательские, проектно-конструкторские, технологические организации, опытные производства и промышленные предприятия.
Те́хник — название профессии по Общероссийскому классификатору профессий, должностей и тарифных разрядов (ОКПДТР), связанной с использованием всевозможной техники. В организациях техником принято называть человека, в данный момент работающего по этой профессии. Как правило для выполнения обязанностей техника достаточно среднего специального образования.
Третья пятилетка — третий пятилетний план развития народного хозяйства СССР (1938—1942) проходил в условиях, когда начиналась Великая Отечественная война. Ассигнования на оборону пришлось резко увеличить: в 1939 году они составляли четвёртую часть государственного бюджета, в 1940 — уже до одной трети, а в 1941 году — 43,4 процента.
ГОЭЛРО́ (сокр. от Госуда́рственная комиссия по электрифика́ции Росси́и) — государственный план электрификации РСФСР после Октябрьской революции 1917 года. Разработан Государственной комиссией по электрификации России по заданию и под руководством В. И. Ленина. Одобрен VIII Всероссийским электротехническим съездом, созваным декретом Совета народных комиссаров. План ГОЭЛРО с рядом замечаний и дополнений был принят Советом Народных Комиссаров, который принял 21 декабря 1921 г постановление «О плане…
Вредительством в советском уголовном праве назывались действия, направленные на подрыв любой отрасли советской экономики (промышленности, сельского хозяйства, торговли, денежной системы и т. п.) или деятельности государственных органов или общественных организаций. Обязательным признаком вредительства считалось осознанность действий, проводящихся именно с целью ослабления советского государства. Вредительство в форме бездеяльности называлось саботажем.
Истпарт — Комиссия по истории Октябрьской революции и РКП(б), научно-исследовательское учреждение, которое занималось сбором, хранением, научной обработкой и изданием материалов по истории Коммунистической партии и Октябрьской революции. Как самостоятельное учреждение Комиссия действовала в 1920—1928 годах, а ее региональные отделения — до 1939 года.
IX Всероссийский съезд Советов — Всероссийский съезд Советов, проходивший в Москве с 23 по 28 декабря 1921 года. Среди вопросов, обсуждавшихся на съезде: внешняя и внутренняя политика правительства, ход новой экономической политики, развития сельского хозяйства, помощь голодающим, восстановление промышленности, трансформация ВЧК в ГПУ при НКВД. Съезд утвердил декрет СНК «Об электрификации Р.С.Ф.С.Р.», закрепивший шаги по выполнению плана ГОЭЛРО.
Комсомо́льская путёвка — документ, по которому в СССР районный комитет ВЛКСМ направлял комсомольца на временную или постоянную работу на ударные стройки или на службу в Вооружённые Силы СССР.
Наро́дный комиссариа́т просвеще́ния РСФСР (Наркомпрос РСФСР) — орган государственной власти РСФСР, контролировавший в 1920—1930-х годах практически все культурно-гуманитарные сферы: образование, науку, библиотечное дело, книгоиздательство, музеи, театры и кино, клубы, парки культуры и отдыха, охрану памятников архитектуры и культуры, творческие объединения, международные культурные связи и др.
Исполни́тельный комите́т (кратко Исполко́м) — исполнительный орган власти, исполнительно-распорядительный орган Советов, существовавший в России, РСФСР и СССР в XX веке. Исполком — коллегиальный орган общего управления, в компетенцию которого входило: руководство государственным, хозяйственным и социально-культурным строительством; организация проведения в жизнь предписаний вышестоящих государственных органов; разработка с широким участием масс проектов планов развития хозяйства и культуры в пределах…
Министерство электронной промышленности СССР (МЭП) было образовано 2 марта 1965 года на базе Государственного комитета по электронной технике СССР. Упразднено 1 декабря 1991 года постановлением Госсовета СССР.
Сове́т наро́дных комисса́ров (аббр.: совнарком, СНК) — наименование советского правительства в Советской России, СССР и республиках Союза ССР, использовавшееся в период c 1918 по 1946 годы.
Отде́л техни́ческого контро́ля (ОТК) — самостоятельное подразделение производственной организации (предприятия), которое осуществляет независимый контроль соответствия продукции установленным требованиям и гарантирует это соответствие потребителю. Отдел технического контроля подчиняется высшему руководству организации (предприятия), что обеспечивает независимость контроля.
Пятилетка или Пятилетний план — метод планирования развития стран, включающий разработку целевых показателей социально-экономического развития на срок 5 лет.
Металлические конструкции (также: металлоконструкции, сокр.: МК) — общее название конструкций из металлов и различных сплавов, используемых в различных областях хозяйственной деятельности человека: строительстве зданий, станков, масштабных устройств, механизмов, аппаратов и т. п.
Созда́ние сове́тской а́томной бо́мбы (военная часть атомного проекта СССР) — фундаментальные исследования, разработка технологий и практическая их реализация в СССР, направленные на создание оружия массового поражения с использованием ядерной энергии. Мероприятия в немалой степени были стимулированы деятельностью в этом направлении научных учреждений и военной промышленности других стран, в первую очередь нацистской Германии и США. В 1945 году, 6 и 9 августа американские самолёты сбросили на японские…
Технический проект — стадия разработки конструкторской документации на изделие или стадия создания автоматизированной системы.
Отдел рабочего снабжения (ОРС) — организация (предприятие) государственной розничной торговли в СССР.
Наро́дный комиссариа́т торго́вли и промы́шленности — центральный государственный орган РСФСР по управлению делами торговли и промышленности в 1917—1920 годах. Учреждён декретом ВЦИК от 27 октября 1917 года «Об учреждении Совета народных комиссаров», преобразован в Народный комиссариат внешней торговли постановлением Совнаркома РСФСР от 11 июня 1920 года.
Народный комиссариат продовольствия РСФСР — центральный государственный орган РСФСР. Образован в 1917 Декретом об учреждении Совета Народных Комиссаров от 27 октября 1917 года. Ликвидирован в 1924 году.
Народный комиссариат по морским делам РСФСР — государственный орган РСФСР, осуществлявший руководство военно-морским флотом. Действовал с февраля 1918 года (после упразднения Морского министерства) по 12 ноября 1923 года. Создан наряду с Народным комиссариатом по военным делам и в 1923 году совмещён с ним, образовав Народный комиссариат по военным и морским делам.
Министерство монтажных и специальных строительных работ СССР (сокр. Минмонтажспецстрой) — орган государственного управления в СССР, согласно Конституции СССР являвшийся союзно-республиканским министерством, ведавшим строительными и монтажными работами на промышленных и гражданских объектах СССР.
Центральный институт организаторов народного просвещения им. Е. А. Литкенса (ЦИОНП) Главпрофобра Наркомата просвещения РСФСР (в 1922-24) — педагогический институт в Москве в 1921-1924 гг. Образован постановлением Наркомпроса в начале 1921 г., начал действовать с 10 июня 1921 г. Ликвидирован постановлением СНК РСФСР от 6 июля 1924 г. и Наркомпроса от 28 августа 1924 г. с передачей функций Академии коммунистического воспитания (АКВ) им. Н. К. Крупской. Впоследствии был выделен из состава АКВ и послужил…
Министе́рство СССР (от лат. ministro — «служу», «управляю») — центральный орган государственного управления в СССР, осуществлявший отраслевое управление в период с 1946 по 1992 годы. Наряду с государственными комитетами и агентствами министерства осуществляли свою деятельность в рамках правительства СССР.
Центральный мусульманский комиссариат — организация созданная 17 января 1918 г. при Наркомнаце для помощи в организации жизни и деятельности мусульманского населения РСФСР. Первым председателем стал Мулланур Вахитов. В деятельности Мускома принимали активное участие Мирсаид Султан-Галиев и Мустафа Субхи.