Руководство нашего радио

Игорь Паньков – новый программный директор НАШЕго радио в интервью НСН рассказал, какие изменения ждут эфир в ближайшее время.

— Игорь, что такое твое радио: вчера, сегодня и завтра? Не конкретная  радиостанция, а то понятие о профессии, что живет в тебе? 

Для меня радио – это мой старый друг, который профессионально разбирается во всём. За те 20 лет, что я работаю на радио, в принципе, основы программирования радио не изменились. С появлением различных стриминговых платформ, с появлением возможности скачивать музыку в любом количестве и делать свои плейлисты радио сейчас делает больший акцент на уникальность производимого контента. Шоу, программы, рубрики, игры, розыгрыши призов. И, конечно, радио – это общение с любимыми ведущими в прямом эфире.  

— Это сейчас. А, давай, про завтра: радио через условные 10 лет, оно о чем?

Я думаю, что сильно ничего не изменится. Радио «хоронят» уже много лет, особенно с появлением новых технологий в интернете, но мы удивительно живучие. Из-за современных технологий и сервисов доля слушателей всех радиостанций, конечно же, снижается, но это незначительное количество. Радио было, есть и будет. О чём оно через 10 лет? Всё о том же (улыбается). 

— Ты неприлично долго работаешь на НАШЕм Радио, скажи, в чем сила этой радиостанции? 

В нашей музыке, наших музыкантах и, конечно, в самых преданных и любимых слушателях. Я искренне считаю, что такими преданными слушателями, как у нас, не может похвастаться ни одна радиостанция в стране. И для нас очень важно сохранять дружбу с музыкантами и доверие слушателей. 

— Но каждый новый программный директор приносит что-то «новое», чего ждать от тебя? 

Я, наверное, буду первым программным директором, который принесёт на НАШЕ радио что-то старое (смеётся). Шучу. Я работаю на НАШЕм Радио с 2002 года, с небольшим перерывом. За эти 20 лет я проработал с огромным количеством программных директоров, руководителей, ведущих, продюсеров и музыкантов. Со всем уважением отношусь к своим бывшим коллегам и благодарен им за бесценный опыт. Никаких революций и кардинальных изменений в программировании не будет. Конечно же, мы будем пробовать что-то новое, но аккуратно, без вреда для и так прекрасно работающего механизма. Хочу подчеркнуть, что у НАШЕго радио всё отлично, мы уверенно себя чувствуем и движемся вперёд к новым целям.

— Ого! Намекни, что появится в эфире? Например, вернется ли легендарный сериал «Негодяи», который в свое время делал «Квартет И»?

Мы дружим с «Квартетом И», сейчас у нас новый этап отношений. Совсем недавно мы разыгрывали поход ведущих и слушателей на их спектакль «День радио», была такая совместная история. Да и «Квартет И» зачастил к нам в гости. Не хочется прямо сразу открывать всех тайн, но, да, некоторые легендарные программы и рубрики обязательно вернутся в эфир.   

— Как изменятся те культовые программы НАШЕго Радио, которые до сих пор идут в эфире, например, «Чартова Дюжина»?

«Чартова дюжина» за долгие годы её существования часто менялась кардинально. Изначально, когда её вёл Миша Козырев, это был настоящий радио-спектакль, потом была чудесная Раиса Ивановна, которая фантастически вписалась в эфир, хотя она была из совершенно другого поколения, из другой плеяды ведущих. Тогда казалось, что это будут несовместимые вещи, но получилось очень интересно. Хочется чего-то особенного от нашего легендарного хит парада. Мы сейчас над этим работаем.

— Тебе не кажется, что радиостанции надо сокращать дистанцию со своими артистами, как с хэдлайнерами, так и с молодняком? Как это сделать? И надо ли? 

У нас отличные отношения и с нашими легендами, и с молодыми артистами. Не скрою, с новыми были небольшие сложности. Многие из них стали популярны благодаря интернету, и понимания зачем им радио у молодых артистов не было. Наоборот, у некоторых в сознании поселилась мысль, что «радио – это не модно и ненужно». На предложения о сотрудничестве мы порой слышали ответ: «А мы, вот, сходим в «Вечерний Ургант», тусанем с парой блогеров и взлетим до небес». 

Это так почти не работало. А в какой-то момент и вовсе сломалось. Сейчас, когда многие стриминговые платформы ушли, когда самые популярные ресурсы изменили алгоритмы просмотров и монетизацию, все возвращаются к аналоговому промоушену и продвижению своей музыки.  Поэтому, отвечая на ваш вопрос, скажу, что сейчас мы взаимодействуем с молодыми артистами плотнее, чем когда-либо. Как и раньше «народными» музыкантов делает радио. 

— Ежедневный ранний подъем в 5 утра на утреннее шоу, которое ты ведешь, улучшает директорский функционал, бодрит? 

 Самый популярный вопрос для ведущего утреннего шоу: как вы так рано встаёте? Я на него миллион раз отвечал и в эфире, и вне эфира. Если вы сядете в любую пригородную электричку в районе 5-6 утра, которая направляется в Москву, то, как правило, она будет битком. Люди в это время едут на работу. Это во сколько же они проснулись? Так что, это никакой не подвиг для утренних ведущих, к этому быстро привыкаешь. 

— Тогда скажи, как долго ты еще сможешь совмещать утреннее шоу и директорство?

 Буду совмещать и дальше. Я уже давно совмещаю роль ведущего утреннего шоу с должностью креативного директора, ранние подъёмы не помешают новым обязанностям. Понятное дело, что не из всех футболистов получались хорошие тренеры. Но это совершенно нормальный путь развития. Я, продолжая эту аналогию, становлюсь играющим тренером. 

 Совмещение работы – это концепт? Или остаточное явление?

 Это достаточно распространённое явление в нашей области. У каждого своё мнение по этому поводу, я лично считаю, что это хорошо и приносит пользу делу.  

— Ждут ли изменения утреннее шоу? 

 Пока мы временно с Александром Боном вдвоём ведём утреннее шоу.  Но мы в поисках той единственной и неповторимой, которая придёт на смену Тане Борисовой, которая, к сожалению, покинула нас. И, отвечая на все вопросы наших поклонников, скажу, что у Танечки все хорошо. Мы желаем ей удачи и благодарим за годы совместной работы. 

— Каким будет новый сезон на «Нашем радио»? 

Интересным. Помимо новых программ и рубрик будут лёгкие нотки ностальгии по старым, которых давно не было в эфире. Мы привлекли несколько талантливых коллег, которые начинали работать на НАШЕм радио со дня его открытия, чтобы тот легендарный (для слушателей НАШЕго радио) продукт делали те, кто его придумал. 

— Можешь уже ответить, что самое сложное в работе программного директора? 

Отказывать друзьям-музыкантам в ротации песен. Решение о постановки песни в эфир сейчас принимает худсовет, в который вхожу я и несколько моих коллег. Если большинство голосуют за «не в эфир», меня ждёт сложный разговор с друзьями-музыкантами или их директором. Не все готовы понять. 

— Окей, а теперь – о чём мечтаешь? 

Фестиваль «Нашествие» в 2023 году, где выступят «Ленинград», ДДТ, «Машина времени», «ЧайФ», «Сплин», Земфира, «Би-2», «АукцЫон», ЧИЖ & co и другие наши большие звезды. И, конечно, не только они. Мы очень скучаем по нашему фестивалю!!! По понятным причинам, вот уже третий год НАШЕСТВИЕ переносится, поэтому, так хочется в 2023 году сделать его невероятно мощным!!!


Паньков Игорь Сергеевич с 2002 по 2010 годы работал ведущим утреннего «ШыЗгара шоу» на НАШЕм радио. С 2007 года совмещал работу в эфире с работой креативного директора. В 2010-2015 гг. был ведущим утреннего шоу и креативным директором на радио Максимум. С 2015 года по настоящее время является ведущим утреннего шоу «Подъёмники» на НАШЕм радио, креативным и программным директором радиостанции. Женат, двое детей. Сын 17 лет и дочь 8 лет.  

Игорь Паньков — новый программный директор «Нашего радио» в интервью НСН рассказал, какие изменения ждут эфир в ближайшее время.

— Игорь, что такое твое радио: вчера, сегодня и завтра? Не конкретная радиостанция, а то понятие о профессии, что живет в тебе?

— Для меня радио – это мой старый друг, который профессионально разбирается во всём. Музыка, шоу, рубрики, игры, новости и так далее. За те 20 лет, что я работаю на радио, в принципе, основы программирования радио не изменились. С появлением различных стриминговых платформ, с появлением возможности скачивать музыку в любом количестве и делать свои плейлисты, радио сейчас делает больший акцент на уникальность производимого контента. Шоу, программы, рубрики, игры, розыгрыши призов. И, конечно, радио – это общение с любимыми ведущими в прямом эфире.

—Это сейчас. А, давай, про завтра: радио через условные 10 лет, оно о чем?

— Я думаю, что сильно ничего не изменится. Радио «хоронят» уже много лет, особенно с появлением новых технологий в интернете, но мы удивительно живучие. Из-за современных технологий и сервисов, доля слушателей всех радиостанций, конечно же, снижается, но это незначительное количество. Радио было, есть и будет. О чём оно через 10 лет? Всё о том же (улыбается)

— Ты неприлично долго работаешь на «Нашем Радио», скажи, в чем сила этой радиостанции?

— В нашей музыке, наших музыкантах и конечно в самых преданных и любимых слушателях. Я искренне считаю, что такими преданными слушателями, как у нас не может похвастаться ни одна радиостанция в стране. И для нас очень важно сохранять дружбу с музыкантами и доверие слушателей.

— Но каждый новый программный директор приносит что-то «новое», чего ждать от тебя?

— Я, наверное, буду первым программным директором, кто принесёт на Наше радио что-то старое (смеётся).

Шучу. Я работаю на «Нашем радио» с 2002 года, с небольшим перерывом. За эти 20 лет я проработал с огромным количеством программных директоров, руководителей, ведущих, продюсеров и музыкантов. Со всем уважением отношусь к своим бывшим коллегам и благодарен им за бесценный опыт. Никаких революций и кардинальных изменений в программировании Нашего радио не будет. Конечно же, мы будем пробовать что-то новое, но аккуратно без вреда для и так прекрасно работающего механизма. Хочу подчеркнуть, что у Нашего радио всё отлично, мы уверенно себя чувствуем и движемся вперёд к новым целям.

— Ого! Намекни, что появится в эфире? Например, вернется ли легендарный сериал «Негодяи», который в свое время делал «Квартет И»?

— Мы дружим с «Квартетом И», сейчас у нас новый этап отношений. Совсем недавно мы разыгрывали поход ведущих и слушателей на их спектакль «День радио», была такая совместная история. Да и «Квартет И» зачастил к нам в гости. Не хочется прямо сразу открывать всех тайн, но, да, некоторые легендарные программы и рубрики обязательно вернутся в эфир.

—Как изменятся те культовые программы «Нашего Радио», которые до сих пор идут в эфире, например, «Чартова Дюжина»?

— «Чартова дюжина» за долгие годы её существования часто менялась кардинально. Изначально, когда её вёл Миша Козырев, это был настоящий радио спектакль, потом была чудесная Раиса Ивановна, которая фантастически вписалась в эфир «Нашего радио», хотя она была из совершенно другого поколения, из другой плеяды ведущих. Тогда казалось, что это будут несовместимые вещи, но получилось очень интересно. Хочется чего-то особенного от нашего легендарного хит парада. Мы сейчас над этим работаем.

— Тебе не кажется, что радиостанции надо сокращать дистанцию со своими артистами, как с хэдлайнерами, так и с молодняком? Как это сделать? И надо ли?

— У нас отличные отношения и с нашими легендами, и с молодыми артистами. Не скрою, с новыми были небольшие сложности. Многие из них стали популярны благодаря интернету, и понимания, зачем им радио у молодых артистов не было. Наоборот, у некоторых в сознании поселилась мысль, что «радио – это не модно и ненужно». На предложения о сотрудничестве мы порой слышали ответ: «А мы, вот, сходим в «Вечерний Ургант», тусанем с парой блогеров и взлетим до небес».

Это так почти не работало. А в какой-то момент и вовсе сломалось. Сейчас, когда многие стриминговые платформы ушли, когда самые популярные ресурсы изменили алгоритмы просмотров и монетизацию, все возвращаются к аналоговому промоушену и продвижению своей музыки. Поэтому, отвечая на ваш вопрос, скажу, что сейчас мы взаимодействуем с молодыми артистами плотнее, чем когда-либо. Как и раньше «народными» музыкантов делает радио.

— Ежедневный ранний подъем в 5 утра на утреннее шоу, которое ты ведешь, улучшает директорский функционал, бодрит?

— Самый популярный вопрос для ведущего утреннего шоу: как вы так рано встаёте? Я на него миллион раз отвечал и в эфире, и вне эфира. Если вы сядете в любую пригородную электричку в районе 5-6 утра, которая направляется в Москву, то, как правило, она будет битком. Люди в это время едут на работу. Это во сколько же они проснулись? Так что, это никакой не подвиг для утренних ведущих, к этому быстро привыкаешь.

— Тогда скажи, как долго ты еще сможешь совмещать утреннее шоу и директорство?

— Буду совмещать и дальше. Я уже давно совмещаю роль ведущего утреннего шоу с должностью креативного директора, ранние подъёмы не помешают новым обязанностям. Понятное дело, что не из всех футболистов получались хорошие тренеры. Но это совершенно нормальный путь развития. Я, продолжая эту аналогию, становлюсь играющим тренером.

—Совмещение работы – это концепт? Или остаточное явление?

— Это достаточно распространённое явление в нашей области. У каждого своё мнение по этому поводу, я лично считаю, что это хорошо и приносит пользу делу.

— Ждут ли изменения утреннее шоу?

— Пока мы временно с Александром Боном вдвоём ведём утреннее шоу. Но мы в поисках той единственной и неповторимой, которая придёт на смену Тане Борисовой, которая, к сожалению, покинула нас. И, отвечая на все вопросы наших поклонников, скажу, что у Танечки все хорошо. Мы желаем ей удачи и благодарим за годы совместной работы.

—Каким будет новый сезон на «Нашем радио»?

— Интересным. Помимо новых программ и рубрик будут лёгкие нотки ностальгии по старым, которых давно не было в эфире. Мы привлекли несколько талантливых коллег, которые начинали работать на Нашем радио со дня его открытия, чтобы тот легендарный (для слушателей Нашего радио) продукт делали те, кто его придумал.

— Можешь уже ответить, что самое сложное в работе программного директора?

— Отказывать друзьям—музыкантам в ротации песен. Решение о постановки песни в эфир сейчас принимает худсовет, в который вхожу я и несколько моих коллег. Если большинство голосуют за «не в эфир», меня ждёт сложный разговор с друзьями—музыкантами или их директором. Не все готовы понять.

— Окей, а теперь – о чём мечтаешь?

— Фестиваль «Нашествие» в 2023 году, где выступят «Ленинград», ДДТ, «Машина времени», «ЧайФ», «Сплин», Земфира, Би-2, «АукцЫон», «ЧИЖ & co» и другие наши большие звезды. И, конечно, не только они. Мы очень скучаем по нашему фестивалю!!! По понятным причинам, вот уже третий год «Нашествие» переносится, поэтому, так хочется в 2023 году сделать его невероятно мощным!!!

Пресс-служба «Наше радио», ЗАО «Мультимедиа Холдинг»

Как давно вы сами слушаете «Наше радио»?

Игорь Паньков: Я слушаю «Наше радио» с первых дней открытия станции в декабре 1998 года. Я тогда учился в школе и жил в военном городке в Брянской области. Мой двоюродный брат, который жил в Москве, записывал мне эфиры на кассеты и отправлял почтой. Помню, как мне нравились телефонные розыгрыши «Шизгарики», где по кругу включались четыре записанные фразы, пока человек не бросит трубку. Было очень приятно делать их самому с 2002 года, когда я начал работать в утреннем шоу.

Вы приступили к обязанностям программного директора. Как вы оцениваете — в каком состоянии находится радиостанция сейчас, как ее работа корреспондируется с реалиями сегодняшнего времени?

Игорь Паньков: У «Нашего радио» все отлично, как и всегда, мы уверенно себя чувствуем и движемся вперед к новым целям. Смена программного директора носит исключительно технический характер, я не кризис-менеджер, и нет никакого смысла менять прекрасно работающий механизм.

Тем не менее, что-то бы вам хотелось изменить или добавить нового?

Игорь Паньков: Я работаю на «Нашем радио» с 2002 года, с небольшим перерывом. За эти 20 лет сотрудничал с огромным количеством программных директоров, руководителей, ведущих, продюсеров и музыкантов. Со всем уважением отношусь к своим бывшим коллегам и благодарен им за бесценный опыт. Никаких революций и кардинальных изменений в программировании «Нашего радио» не будет. Конечно же, мы будем пробовать что-то новое, но аккуратно. Зачем ломать то, что и так прекрасно работает?

Какие исполнители звучат на «Нашем радио» в 2022 году? Какие новые имена будут открыты? Что для этого делается?

Игорь Паньков: Любимые исполнители наших слушателей, которых слушатели знают многие годы, и, конечно же, молодые интересные артисты. По поводу новых имен, хотел бы обратить внимание на такие группы, как «КАЗУСКОМА», «Фазы» и «Плейлист Венкова». Наша музыкальная редакция внимательно следит за всеми новинками, и самые интересные попадают в эфир.

Будет ли фестиваль «Нашествие»? Изменится ли как-то его формат? 

Игорь Паньков: Фестиваль перенесен на 2023 год. Мы все безумно соскучились по «Нашествию» и всегда делаем все возможное и невозможное, чтобы его провести. Но существуют всем понятные и объективные причины, почему мы переносим фестиваль третий год подряд. Не все знают, но ковидные ограничения на массовые мероприятия во многих регионах страны не сняты. В дни, когда мы объявили о переносе на 2023 год, как раз наблюдался сильный рост заболеваемости. Масштаб «Нашествия» нельзя сравнить ни с одним фестивалем в России. Количество гостей, работников и ресурсов — огромное. Поэтому провести качественный, интересный, безопасный фестиваль, куда приезжает больше 200 000 человек, сейчас просто невозможно. Ждем всех на «Нашествии»-2023. Оно обязательно состоится. Все купленные ранее билеты действительны. Формат фестиваля мы не планируем изменять, но каждый год стараемся и делаем его лучше и удобней для наших гостей.

Как поживает любимый всеми хит-парад «Чартова Дюжина»? И одноименная премия? Возрастает ли в наше время доверие людей к топам, рейтингам и чартам? 

Игорь Паньков: Прекрасно поживает, развивается, становится еще интереснее, и по-прежнему всеми любим. У нас самые лучшие и преданные слушатели, они доверяют нам и нашему хит-параду, а мы — их голосам.

А кто именно слушает сегодня «Наше радио», и как меняется вещание?

Игорь Паньков: Если говорить о возрасте, то ядро аудитории — люди 30 лет и старше, но и молодежи среди наших слушателей много. Очень часто нам пишут в эфир сообщения: «Мы выросли на «Нашем радио». Родители возили детей в детский садик, школу, институт, слушая «Наше радио», малыши росли на наших песнях, полюбили их, и сейчас они уже возят своих детей в садик и школу под «Наше радио». К нам на «Нашествие» слушатели приезжают семьями: бабушки, дедушки, дети, внуки, правнуки. В этом плане мы — единственная радиостанция в России, которая может похвастаться такой преемственностью. «Наше радио» — это музыка поколений.

В регулярной рубрике «Волны» о самых ярких российских музыкальных медиафеноменах — радиостанция, которая в конце 90-х осуществила впечатляющий ребрендинг русского рока и придумала радикально новый формат, а к концу 2000-х стала символом окончательной инерции этого самого формата.

Что это было

Созданная уволенным с радио Maximum медиавизионером Михаилом Козыревым на деньги Руперта Мердока и Бориса Березовского радиостанция первой в России сосредоточилась на российской гитарной музыке — как классической («Кино», «Аквариум», «Пикник» и так далее), так и новорожденной. В первые годы существования, впрочем, роком жанровый диапазон «Нашего» отнюдь не ограничивался — тут появлялись и «Амега», и Леонид Агутин, и Кристина Орбакайте, — но главным достижением станции все равно стал перезапуск уже умершего, как многим казалось, жанра: во многом именно благодаря Козыреву и его команде в России появилась огромная новая генерация популярных гитарных групп — как тех, что остаются на плаву до сих пор («Би-2», «Ночные снайперы» и проч.), так и тех, что теперь воспринимаются исключительно как ностальгические приметы времени («Танцы минус», «Мультфильмы», «Жуки» и так далее). Вовремя почуяв новый тренд, заданный возникшими на радарах незадолго до «Нашего» Лагутенко и Земфирой, радио в первые годы радикально взбодрило здешнюю рок-музыку, снова сделав ее модной и молодежной.

Успех станции быстро экстраполировался и в мир за пределами радиочастот: запущенный в 1999-м фестиваль «Нашествие» и сейчас является самым массовым музыкальным сборищем в стране; параллельно издавались одноименные сборники, расставлявшие ориентиры в области новой музыки для тех, у кого по каким-то причинам не было доступа к эфирам. Постепенно, впрочем, новые коммерчески эффективные хедлайнеры задавили следующее поколение новичков, да и формат станции становился все более монолитным — и породил не одно поколение совершенно одинаковых групп, пытавшихся попасть в ротацию, играя как «Сплин» или «Король и Шут». В 2005-м основатель «Нашего» Козырев покинул станцию из-за разногласий с инвестором, после чего миссионерская составляющая из эфира исчезла совершенно (зато в эфире появилась запрещенная Козыревым «Гражданская оборона»): радио меняло руководство и менеджмент, шло на поводу у самой консервативной части аудитории, игнорировало новые имена кроме тех, которые игнорировать уже было невозможно, и в итогеокончательно превратилось в жупел. Последняя попытка вывести радиостанцию из анабиоза была предпринята год назад программным директором Семеном Чайкой (до этого ведущим передачи «Живые» на радио «Маяк»), который попытался разбавить эфир парой десятков ранее не фигурировавших в ротации старых групп (вроде Distemper) и новыми именами. Хотя вкусовые предпочтения Чайки не назовешь новаторскими, в эфир он приглашал, например, «Наадю» и «Краснознаменную дивизию имени моей бабушки». Так или иначе, ничего не получилось и у него: в мае 2014-го Чайка покинул свой пост, а руководство «Нашего» отчетливо заявило о возвращении к проверенной реакционной политике под лозунгом «Играем то, что нужно».

Михаил КозыревМихаил Козырев, генеральный продюсер «Нашего радио» (1998-2005)

«Запуская «Наше радио», мы пытались понять, удовлетворяет ли человека, который хочет послушать русскую музыку, «Русское радио». Было очевидно, что не удовлетворяет. Вкусы у людей очень разные, поэтому мы максимально широко развернули сеть, в которую стали ловить музыку, — от групп «Гости из будущего» и Hi-Fi до Леонида Агутина и Михея и «Джуманджи» (об этом можно судить по сборнику «Нашествие, шаг первый»). Все, что мы пробовали, слушателями неизбежно посылалось с высокой горы. Нам приходилось выбирать, что важнее оставить в эфире — электронный ремикс «Гостей из будущего» или полубардовские песни Константина Никольского. Константин Никольский всегда выигрывал. Может быть, это объяснялось тем, что поп-музыку можно было услышать на «Европе Плюс» или на «Русском радио», а другой край больше никто не крутил, поэтому люди выбирали наиболее характерные для рок-формата вещи. «Калинов мост», «Пикник», «Крематорий» — этого же всего нигде не было. До «Нашего» рок-музыка не могла собрать существенных площадок нигде в медийном пространстве, кроме «Максимума». Вот почему с появлением «Нашего» такая волна поднялась: стало ясно, куда нести музыку.

Со временем мы попали в ситуацию, при которой шаг влево или вправо воспринимался как попытка к бегству. У музыки чуть тяжелее, типа «Я и друг мой грузовик», не оказывалось никаких шансов, чуть легче — вроде какого-нибудь эксперимента Тани Булановой с альтернативным проектом «Табу» — тоже. У меня есть непроходящий комплекс вины перед теми, кого мы так толком и не сумели раскрутить в эфире. Мои личные симпатии по отношению к группам Tequilajazzz или «Аукцыон» каждый раз разбивались о полное непонимание предпочтений аудитории. Приходилось принимать, что голос их фанатов тонет в чарующем угаре поклонников «Кипелова» и «Арии». В этом плане моим персональным кошмаром, конечно, была «Чартова дюжина», хотя это самый интересный для слушателя формат — он всегда дослушает ее до конца, потому что любопытно, что там наверху. Идея, что в «Чартовой дюжине» присутствует еще что-то, помимо объявления номеров, возникла именно из-за того, что неделя за неделей приходилось объявлять те же самые песни. Тут же появился и «Квартет И», с которым мы придумали несколько рубрик — например, «Черновики», когда мы брали строчку из какого-нибудь набившего оскомину хита и сочиняли для нее смешные варианты. С нашим звукорежиссером Сережей Чиком мы аранжировали песни в совершенно противоположных им стилях — например, переигрывали песню Бутусова «Я шел к себе домой» в духе группы Rammstein или «Арию» в духе «Миража».

В 1999-м Таня Буланова могла звучать так — и могла звучать на «Нашем радио»

Если бы с самого начала нами частично не владели американцы параллельно с Березовским, нам было бы гораздо легче. Для Березовского «Наше радио» было игрушкой: какие там доходы от радио, если у него есть Первый канал! Радиостанция была ему нужна только как сфера влияния: ему стратегически важно было получить Руперта Мердока в качестве своего партнера. Ну а американцы привыкли к тому, что если есть бизнес, то он должен приносить деньги. Если бы на кону были бы мои собственные деньги, я бы рисковал гораздо больше, но я должен был каждый год показывать цифры доходов и цифры рейтингов, обещать, что в этом году мы выйдем в ноль, а в том заработаем прибыль… Это не значит, что я шел против себя: все песни, которые на «Нашем радио» звучали, я мог слушать. Перед богом клянусь, что всем, кто делал что-то приемлемое, я старался давать возможность высказаться. Были феерические … [упущения] — например, с песней «Поэзия» группы «Полюса». Прекрасная история вышла с группой «7Б», которая оставила диск на проходной с песней «Молодые ветра» без названия, только с телефоном директора. Когда мы начали по нему звонить, он оказался отключен за неуплату. Я помню, что пришел на программу «Взгляд» к Саше Любимову и прямо с экрана сказал: «Ребята, кто нам оставил этот диск, пожалуйста, дозвонитесь до нас». Конечно, они позвонили в ту же ночь. Первые год-два я слушал все новые группы сам, потом придумал «Худсовет»: раздавал всем нашим диджеям по 10 пластинок, и раз в неделю мы собирались и ставили максимум по три отобранных песни каждый, и то на все новые диски не хватало времени.

Конечно, никто в таком количестве не играл Земфиру, как «Наше радио». Никто так согласованно с ее выпускающей компанией не шел по всем запускам ее новых песен (первой была «СПИД»). Эрнст принимал в этом участие, поскольку она его сразу покорила. То есть все выпускалось в таком треугольнике: компания Real Records, Первый канал, где крутились ее клипы, и «Наше радио». В тот момент, когда пластинка уже должна была выйти, я неожиданно обнаружил, что на ней будет красоваться логотип «Европы Плюс». Это был первый случай, когда я проклял продюсера Леонида Бурлакова, отдавшего диск «Европе Плюс» за нашей спиной: мы играли Земфиру вовсю, но у «Европы Плюс» была, конечно, куда большая аудитория.

Сорокаминутный репортаж со второго фестиваля «Нашествие», состоявшегося в 2000-м. Где-то на третьей минуте можно увидеть совсем молодую группу «Сансара»

«Нашествие» — это была глобальная авантюра. Тогда мы еще не могли посчитать, сколько билетов продали, сколько человек к нам приедет, а приехало гораздо, гораздо больше, чем мы планировали: мы переступали через палатки и тела, пробираясь к сцене. В общем, с точки зрения маркетинга это была очень правильная фишка, за которую нас, конечно, сразу возненавидели. Количество музыкантов, желавших попасть на «Нашествие», превышало количество тех, кто хотел попасть к нам в эфир. У музыкантов существовала иллюзия, что вот они выйдут, споют три песни — и все о них узнают. На самом деле это так не работало — в ту пору радиоэфиры были главным ключом к успеху. Поэтому, чтобы попасть на фестиваль, нужно было сначала попасть в эфир. Единственным исключением, пожалуй, была группа «Мертвые дельфины» — парень из Грозного, диск которого мне принес Вова Месхи, а я ему всегда очень доверял. Он был на «Нашествии» дважды, и оба раза мы ему придумывали интересные фишки: в первый раз он выступал с забинтованными руками, а во второй он пел песню «На моей луне» и в какой-то момент начинал подниматься над сценой на цепях в позе распятия.

Мой уход был связан с тем, что цифры рейтингов перестали расти. Моя вполне обоснованная позиция была такой: любой человек, который теоретически может слушать «Наше радио», его уже слушает. Инвесторов это не убеждало, потому что с каждым годом станций становилось больше, а рынок рекламный не рос с такой скоростью. Я предлагал: давайте мы эти деньги будем добирать не рекламой — вот у нас есть диски, вот фестиваль, вот еще один фестиваль, вот фестивали в разных городах, давайте телепрограммы еще продюсировать. Придумали «Неголубой огонек», «Новогоднюю ночь с Олегом Меньшиковым» — это все деньги, которые приносила наша творческая команда. Но их этот вариант не устроил. Что было после моего ухода — не хочется никого обижать, но цифры говорят сами за себя».

Юрий «Близорукий» СапрыкинЮрий «Близорукий» Сапрыкин, ведущий «Нашего радио» (1998–2003)

«Сначала речи о том, что «Наше радио» — это радиостанция каких-то валяющихся в грязи рокеров, вообще не было. Там перемешаны были Кристина Орбакайте с группой «Телевизор», Леонид Агутин со «Звуками Му», а группа «Ария» была представлена разве что песней «Улица роз» раз в пятилетку. Как сказал в свое время Илья Осколков-Ценципер, для успеха радио достаточно через каждые две песни крутить группу «Кино» — тогда это воспринималось не то что как откровение, а просто ничего подобного не было.

Несколько болванок с какой-то отборной дичью нарезал нам Артемий Троицкий. Я хорошо помню, как в одном из плейлистов обнаружил песню группы «ДК» «Рыба и овощи» с альбома «Непреступная забывчивость». Эта песня представляет собой 45-секундный кусок лингафонного курса русского языка. Мужчина говорит: «Верочка, что у нас сегодня на обед?» — «Рыба». — «А что еще?» — «Овощи». — «Вот хорошо!» И так повторяется два или три раза. Я, в отличие от программного директора, эту песню знал, поэтому с огромным восторгом однажды выдал ее в таком виде в эфир.

Клип «Алисы» на песню «Трасса Е-95»; в роли ангела — Валерий Панюшкин

У меня на «Нашем радио» в какой-то момент завелось вечернее разговорное шоу «Клиника-22», которое мы вели с Валерой Панюшкиным. Вообще, поставить Панюшкина вести прямой эфир было идеей не менее дикой, чем поставить песню «Рыба и овощи». Дело в том, что Панюшкин при всей своей небесной красоте и грандиозном таланте довольно сильно заикается. Известно, что Панюшкин произносил в клипе «Алисы» «Трасса Е-95» какие-то фразы, и однажды, когда он пришел в студию «Нашего радио», заиграла как раз эта песня, и Миша Козырев предложил: «Давай ты сейчас скажешь свою фразу из клипа «Выдры перегрызли все провода» — вот слушатели удивятся-то!» И вот во время проигрыша Панюшкин садится к микрофону и говорит: «Вы-в-в-в-в-вы-в-в, вы-в-в-в-в-вы». На этом проигрыш заканчивается и Кинчев начинает дальше петь. Думаю, слушатели действительно удивились.

В Москве тогда были взрывы домов, шла вторая чеченская, при этом все еще можно было спокойно обсуждать в довольно легкомысленном, а то и резком тоне. Нам нужно было все время придумывать какой-то конфликт, а поскольку Панюшкина с его либерального пути было уже не свернуть, я часто играл роль такого государственника. Путин тогда был не тем, что Путин сейчас, и эту позицию мне было занимать несколько проще, тем не менее в большей степени это была игра. Потом был «Курск», который совпал по времени с первым «Нашествием», и после того, что мы кричали об этом в эфире (тут уж мне никакой государственнической позиции не удалось занимать), к нам пришел программный директор и сказал — знаете, у нас у всех сегментов рейтинги растут, а у вас нет, мы вас закрываем. У Березовского в этот момент настали большие неприятности на Первом канале; как впоследствии стало понятно, это был период его разрыва с Путиным — нас просто задело осколком шрапнели от этого взрыва. Я абсолютно уверен, что Мише никто не звонил, но в историю про то, что у нас рейтинги не росли, я не верю ни секунды. На месте «Клиники» возникло развлекательное шоу «Красавица и чудовище», которое мы делали с Людой Стрельцовой, но степень свободы там была совершенно иной, и стало понятно, что от политической тематики станция отчетливо ушла, и это было для меня более болезненно, чем появление в эфире «Короля и Шута».

Песня «Короля и Шута» «Прыгну со скалы», кажется, до сих пор является абсолютным рекордсменом хит-парада «Чартова дюжина» по длительности пребывания на первой строчке

А произошло это примерно после выхода «Брата-2», уж не знаю почему. Началась какая-то волна патриотизма, появилось явное ощущение, что слово «наше» начинает обрастать какими-то новыми красками, начинается какое-то деление, бесконечная война с попсой, ощущение какого-то братства — и на этой волне туда поехали и «Король и Шут», и «Ария», и «Кукрыниксы», и «Пилот». В первый год работы «Нашего радио» был очень большой приток новых условно западнических групп от «Би-2» до «Мультфильмов», а потом поперли все эти почвенники и какое-то парадоксальное очарование эфира начало уходить. Года полтора я вел программу «Воздух», и из всех эфиров, как ни странно, мне больше всего запомнился эфир с «Королем и Шутом», когда у меня было ощущение какого-то упоительного ужаса, Горшок ходил с бутылкой Ballantine’s, поливая ей всех, эфир летел ко всем чертям. При этом был шквал вопросов: слушатели были абсолютной на той же королешутовской волне и общались междометиями в основном.

Потом в какой-то момент меня позвали в «Афишу», я имел по этому поводу тяжелейший разговор с Мишей, который очень не хотел меня отпускать, хотя было понятно, что я не мог вечно сидеть и шутить между песнями. Думаю, Мише было просто приятно, что есть в эфире музыкальный критик, который пишет в самом модном журнале — хотя то, что я там писал, иногда было ему очень неприятно».

Антон ЧернинАнтон Чернин, сценарист и продюсер передач (1999–2009)

«На «Наше радио» я пришел уже пожившим двадцатичетырехлетним дядькой — до того я много лет проработал в тинейджерских журналах «Бумеранг» и «Маруся», шустрил на ТВ, придумывая сценарии для детских программ Первого канала. Но наступил август 1998-го, и той зимой я зарабатывал на жизнь продажей пластиковых контейнеров для микроволновых печей. А раз в неделю смотрел на ТВ-6 программу «Радиохит», которую вела моя безумно прекрасная бывшая однокурсница Карина (сейчас она выглядит даже лучше, чем тогда). Вот из этой программы в феврале я и узнал об открывшемся «Нашем радио». Позвонил, предложил свои услуги, сделал тестовое задание, услышал от Бори Барабанова вежливое «да, все хорошо, спасибо, мест нет, но вы позванивайте…» Ну я и начал позванивать. Когда бегаешь по Москве каждый день, видишь много такого, что в сводки информагентств не попадает. Так что после утреннего рейда по точкам я звонил на радио: «Боря, здравствуйте, в Москве произошло то-то и то-то (например, акция московских поэтесс в поддержку Билла Клинтона — каждая читала стихотворение, снимала с себя один предмет и кидала его в стиральную машину; место — библиотека около Новодевичьего монастыря, время — где-то между Моникой и Сербией), как насчет взять меня на работу?» Началось это в феврале, и к июню я достал всю информационную службу настолько, что Боря позвал меня на встречу к Мише Козыреву. Там мы познакомились с Андреем Клюкиным (ныне — организатор «Дикой мяты» и не менее десятка других городских фестивалей) и вместе начали продюсировать безымянное ночное шоу на «Нашем радио».

Первую пару эфиров Миша вел сам, потом образовались другие постоянные ведущие: Паштет (тогда еще из I.F.K.), Сид из «Тараканов», Чача Иванов из «Наива», золотое перо «Коммерсанта» Валера Панюшкин… По паре эфиров провели Дима Нестеров из «Свинцового тумана», волшебная Этери Чаландзия — журналист, психолог, будущая жена Максима Суханова — и Иван Иванович Охлобыстин. Тогда еще нормальный (хотя, подозреваю, он и сейчас просто валяет дурака). Феерической была подготовка охлобыстинских эфиров — в ту пору я, так получилось, вообще не ругался матом, а тут по ходу обсуждения цензурными были только предлоги и любимые Ваней «братско-сестринские отношения». Ничего, пару минут потерпел, а потом втянулся так, что до сих пор, уже на новых работах, коллеги морщатся. Но терпят.

С осени 1999-го шоу обрело название — «Клиника-22» — и постоянных ведущих: Заика Панюшкин и Юрий Близорукий, то есть Юрий Сапрыкин, который в те времена был звездой вечернего эфира «Нашего радио». В спорах со слушателями Валера всегда занимал жестко либеральную позицию, а Юра, как это ни трудно представить себе сегодня, — более охранительскую, что ли. Говорить они могли о чем угодно — от Путина до силиконовых имплантов, а пиком всей истории, на мой взгляд, стала программа про «Бит-битву». Был такой позорный концерт 18 марта 2000 года в поддержку Явлинского, с концепцией типа «панки vs рэпперы» —  причем музыканты не знали, что они играют за Явлинского (их приглашали от имени Комитета солдатских матерей). Вдобавок акцию провели во Дворце спорта «Динамо» на Лавочкина — тогда это был пустырь, к которому невозможно построить оцепление, так что туда пришли скинхеды и прекрасным образом отметелили и панков, и рэперов. Кому-то воткнули отвертку в шею, даже труп, кажется, был. И ни одно СМИ об этом не рассказало. А у нас можно было звонить в эфир и высказываться — причем и «Тараканы» звонили, у которых одного из музыкантов побили, и сами скины, которые были ужасно рады, что могут выговориться.

В 2000 году «Клиника» закрылась и началось более развлекательное шоу «Красавица и чудовище» с рубрикой «Оно вам надо» (она потом переросла в программу «Худсовет»), где дебютировала группа «Ночные снайперы» с «31-й весной». Вышло это практически случайно: я зашел в кабинет к Козыреву, он попросил меня выбрать диск из здоровенной стопки — и я вытянул «Снайперов». Оказалось, правда, что это была полутораминутная нарезка от Real Records без концовки, но у Сапрыкина эта песня была на кассете, правда, с зажеванным началом. Так что в первый раз «31-ю весну» мы ставили в таком склеенном виде.

Частая ротация песни «31-я весна» на «Нашем», в сущности, и превратила группу Дианы Арбениной в одного из хедлайнеров нового русского рока

В эту же встречу Миша предложил мне писать сценарии для хит-парада «Чартова дюжина», и это стало моим основным занятием на восемь с лишним лет. Дальше мы сделали программу «Летопись» про классические альбомы русского рока. Придумал ее Андрей Куренков, он же вел ее на пару с Людой Стрельцовой, а я был основным сценаристом. До сих пор вспоминаю интервью с покойным Георгием Гурьяновым: его квартира на Литейном с парадной даже не комнатой, а залой — хоть на роликах катайся — и во всю стену автопортрет хозяина в чем мать родила! (Мать, которая родила, — тут же, в маленькой комнатке.) А сам хозяин, картинно куря, глухим голосом рассказывает про запись «Попробуй спеть вместе со мной»: для этой песни нужен был семплер Prophet, такой был у Курехина, но хозяин категорически отказывался отдавать его в чужие руки. Не вопрос — Курехина вместе с семплером посадили в такси, привезли к Густаву, напоили в сосиску, и пока он отсыпался на диване, Юрий Каспарян прописал нужную партию.

Параллельно были фестивали «Нашествие» и «Чартова дюжина», «Неголубые огоньки» на Рен-ТВ, «Первая ночь с Олегом Меньшиковым» на НТВ — там я, кроме всего прочего, стал соавтором текста номера «Страдание» с «Дискотекой «Авария»… В начале 2005 года Мишу Козырева уволили, началось жесткое сокращение, но я остался. А «Чартову дюжину» стала вести Раиса Ивановна Шабанова, легендарный диктор «Маяка» с полувековым стажем. Очень не сразу мы нашли, как ее подавать. Она уже была культовым человеком для радио «Ультра»: советский ведущий, который вдруг стал говорить на сленге, — все просто выли от восторга! А на «Нашем радио» мы получали возмущенные письма: все думали, что это не настоящий человек, а какой-то актер. Я пытался писать ей на сленге, это не прокатило, но мы много разговаривали, и я в какой-то момент понял ее речь — литературную, но очень живую и энергичную. И она, в свою очередь, нашла точки соприкосновения с новой для себя музыкой — не слабо, когда человек на седьмом десятке становится фанатом «Гражданской обороны» и «Пикника»? В общем, Раису Ивановну приняли, и когда она впервые вышла на сцену «Нашествия» — поляна взревела от восторга, а я с облегчением выдохнул. 

В начале 2007 года пришел новый программный директор Олег Хлебников. Мы сперва дружили, потом уживались, потом перестали друг друга выносить, и в марте 2009-го я ушел. Контент радиостанции меняться перестал, и это раздражало больше всего: за два этих года в эфире не появилось ни одной новой группы, кроме «После 11» — и то нам ее уже когда-то приносили в программу «Оно вам надо». Притом что как раз тогда начала подниматься новая сцена — и, став в 2008-м арт-директором клуба Ikra, я прекрасно об этом знал! И ведь ладно бы Олег не разбирался в музыке (мало ли мы знаем таких программников) — но на самом деле у него колоссальная музыкальная эрудиция (своеобразно сочетающаяся с его брутальной внешностью), и сейчас у него на «Максимуме» очень четко представлен весь британский инди. А тогда все время хотелось спросить его: если ты столько всего знаешь, почему ты ничего не пропускаешь? Но генпродюсера Мишу Зотова новая линия Олега полностью устраивала: рейтинги растут (еще бы, на одних-то «голдах»!), деньги идут и от рекламы, и от СМС-игрушек… Только реклама обвалилась в 2008-м, как и у всех, а СМС-игры посыпались после моего ухода. Их, как оказалось, тоже надо уметь делать. И новую музыку нужно ставить, чтобы привлекать новую аудиторию. И находить эту новую музыку тоже надо уметь».

Филипп ГалкинФилипп Галкин, программный директор «Нашего радио» (1998–2007, 2010–2011)

«Период увольнения Михаила Козырева (февраль 2005-го) был для меня одним из самых тяжелых и в работе, и в жизни. Козырев был человеком, который привел меня на радио, многому меня научил, я ему за это всегда буду благодарен. На место Козырева пришел Михаил Зотов, который ранее работал директором по маркетингу — американцы из News Corp. посчитали, что именно он должен возглавить холдинг. Я к Зотову относился с уважением, но с ним работать мне нравилось гораздо меньше. Я постоянно чувствовал дискомфорт. Интерес к работе пропал. Да и не только у меня.

Зотов полностью поменял вектор развития радиостанции. Он сделал акцент на бэк-каталог — те редкие новинки, которые и появлялись в эфире, были песнями коллективов, давно знакомых слушателям по хитам прошлых лет. Однако, надо отдать должное, именно Зотов насытил эфир фолк-музыкой. У нас появились «Мельница», Пелагея, и после эфиров на «Нашем» они стали звучать и на других радиостанциях.

Группа «Мельница» стала одним из немногих эфирных обновлений «Нашего» во второй половине 2000-х

Но в какой-то момент мне стало совсем неинтересно отвечать за эфир. Я поработал замом гендиректора по региональному развитию радиостанции, после чего ушел. В 2010-м году холдинг, которым владела радиостанция Rock FM, где я трудился программным директором, объединился с холдингом, куда входило «Наше». Образовался «Мультимедиахолдинг», и меня попросили вернуться в руководство «Нашего радио». Честно говоря, радиостанция досталась мне в плачевном состоянии: полный ужас творился в новом офисе со студиями — оборудование старое, гипсокартоновые стены, провода на полу… К тому же офис находился за МКАД на Новорижском шоссе. Принцип работы с эфиром был таким: если увольнялся какой-нибудь продюсер, то его рубрики прекращали существование в эфире, а эфирные программы становились короче за счет этих самых рубрик. Гениально просто придумано! Нетрудно догадаться, что творческий коллектив был очень слабым. К тому же холдинг покинул Михаил Зотов, а вместе с ним ушла команда, включая утреннее «Шизгара-шоу»: Оля Максимова, Коля Маклауд, Александр Бон, Игорь Паньков.

Предстояло выполнить большой объем работы: найти новых ведущих, запустить утреннее шоу, обучить музыкального редактора, организовать работу маркетинговой службы, отладить работу креативного отдела, открыть новый сайт радиостанции и так далее. Я все это сделал, но потом столкнулся с неуважением к себе со стороны владельца и принял решение уйти. Судя по тому, что после меня на «Нашем радио» сменилось за достаточно короткий срок аж пять менеджеров, мое решение было правильным».

Семен ЧайкаСемен Чайка, программный директор «Нашего радио» (2013–2014)

«Меня уговаривали прийти на «Наше радио» месяца три: просили поменять систему, избавиться от большого количества повторов и старого материала. Я понимал, что за годы радиостанция закостенела и проще создать что-то новое, чем менять старое, но в результате согласился. Первое, что я сделал, — отменил так называемые редакционные худсоветы, потому что из шести человек на них один я был за обновление формата и все молодые исполнители, не похожие на старых, отметались большинством голосов. Я убрал и онлайн-тестирование, когда слушатели должны были голосовать за песни, которые некоторое время побыли в эфире: многие их просто еще не слышали и поэтому голосовали против.

Когда я пришел на радиостанцию, там было 32 форматообразующих коллектива: можно было выключить радио в 2006 году, включить в 2010-м — и услышать все то же самое. Станция практически не росла в рейтингах, задолго до моего прихода закрылось множество филиалов в регионах, потому что людям надоедало слушать одно и то же и они уходили, а такого притока новой аудитории, как в Москве, там не было.  

Так звучит молодой ансамбль Patrick Cash. Стоило ли заменять на них «Мумий Тролля» — решать тебе, дорогой читатель

Менять формат я начал с того, что добавил в эфир новые и малоизвестные группы, по звучанию похожие на то, что уже звучало на «Нашем». Например, если «Ленинград» звучал на радиостанции десять раз в день, то три из них я начал ставить вместо него Distemper. То есть общее звучание эфира при этом не слишком изменилось — кто-то подумал, что это новые песни «Ленинграда», кто-то заинтересовался. Таким образом я ввел групп двенадцать, в том числе «Стимфонию», «Клинику» вместо «Арии», Patrick Cash с их «Румбой» вместо «Мумий Тролля».

Дальше я ввел программу «Будем знакомиться», в которой каждая новая песня появлялась с каким-то комментарием. В «Чартовой дюжине» я стал ставить не две, а четыре новинки каждую неделю. Отменив онлайн-тестирования, я не выкидывал новые песни из эфира, а продолжал крутить. Таким образом я раскрутил группу Сasual, которая стала победителем премии «Чартова дюжина», поднялись группы «Гильза», «ДМЦ», народ стал их воспринимать. Еще у меня была собственная программа «Живые», куда приходили такие группы, как Theodor Bastard, Cardio Beat, «Серебряная свадьба». С их помощью них я хотел привести в эфир молодую публику, которая сидит в «ВКонтакте».

Одно из светлых пятен в новой истории «Нашего» — концерт группы «Наадя» в эфире программы «Живые». Обратите внимание на реакцию публики, выраженную посредством зачитываемых в эфире СМС

В итоге рейтинги росли с июля по октябрь, а с ноября стали падать. Дело в том, что в это время на радиостанцию пришел новый консультант Алекс Абишев, русский австралиец, и предложил проект «Роктябрь»: каждый день месяца должен был быть посвящен одной форматообразующей группе. Таким образом, когда на радиостанцию начала возвращаться покинувшая ее аудитория, она вдруг получила месяц старья. Я не знаю, какие были резоны у консультанта, он австралиец, работал в Европе и не понимает менталитета русской аудитории и непопсовой музыки: почему люди это слушают, почему важен текст. Но мне было приказано следовать его советам. Следующим его проектом стали 500 лучших песен за всю историю «Нашего радио», мы сделали его в январе, тем самым подкормив падение рейтингов. В итоге новый генеральный директор Сергей Афанасьев устроил панику и потребовал все вернуть обратно. Теперь у станции формат семилетней давности, на ней крутится в общей сложности 600 песен. Появился новый слоган: «Играем то, что надо». Я, конечно, по этому поводу повеселился, потому что совершенно непонятно — что надо, кому надо? Как до моего прихода на «Наше радио» мне говорили, что это унылое говно, так станция теперь снова им и стала. Я, конечно, в этот момент ушел.

Я абсолютно убежден, что задача радиостанции — не только зарабатывать деньги, хотя это важно, но и прививать вкус, расширять кругозор. Сейчас язапускаю новую интернет-радиостанцию с перспективой выхода в FM, где буду продолжать делать то, что делал на «Нашем радио». Думаю, не позже осени она запустится».

Марина Зенкина

Volna.afisha.ru

НАШЕ Радио

НАШЕ Радио
Логотип «НАШЕго Радио»
Город

Москва

Страна

Россия Россия

Слоган

Сделано в России!

Формат

русский рок

Частота

101,7 МГц

Время вещания

круглосуточно

Зона вещания

Россия Россия,
Белоруссия Белоруссия,
Казахстан Казахстан

Дата начала вещания

14 декабря 1998

Основатель

Михаил Козырев

Владелец

News Media Radio Group

Руководители

Михаил Зотов

Сайт

http://nashe.ru/

On-line трансляция

http://mp3.nashe.ru/

«НА́ШЕ Ра́дио» — российская музыкальная радиостанция, вышла в эфир 14 декабря 1998 года. Одним из инвесторов радиостанции был Борис Березовский, а вдохновителем и художественным руководителем — Михаил Козырев. В настоящий момент радиостанция входит в холдинг News Media Radio Group, вместе с радиостанциями Ultra. НАШЕ Радио проводит еженедельный хит-парад «Чартова Дюжина» и ежегодный рок-фестиваль «НАШЕствие».

«НАШЕ Радио» слушают в России, а также за рубежом, через он-лайн трансляции.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Список радиопередач
  • 3 Ведущие
  • 4 Региональная сеть
    • 4.1 Планируемые частоты
    • 4.2 Бывшие города вещания
  • 5 См. также
  • 6 Ссылки
  • 7 Примечания

История

В июле 1998 года с радиостанции Maximum был уволен её программный директор Михаил Козырев, который находился на этом посту с 1994 года. Немного побыв в «вынужденном отпуске», он получил предложение от Бориса Березовского возглавить радионаправление в холдинге Logovaz News Corporation и организовать совершенно новую радиостанцию, в ротации которой была бы русская рок-музыка. Козырев принял предложение и возглавил НАШЕ Радио, которое начало работу 14 декабря 1998.

«НАШЕ Радио» — одна из ведущих российский станций. Жизнь «НАШЕго Радио» началась в 1998 году с песни «В наших глазах» группы Кино. Далее в эфире зазвучали Аквариум, ДДТ, Алиса и многие другие коллективы из «музыкальной энциклопедии русского рока».

За годы существования «НАШЕ Радио» добилось широкой популярности и всероссийского охвата вещания, формируя у слушателей представление о российской рок-музыке в соответствии со своим форматом. Сегодня песни таких групп, как Агата Кристи, ДДТ, Алиса, Король и Шут, Сплин, БИ-2, Земфира составляют основу плейлиста радиостанции, занимают высокие позиции в хит-параде «Чартова Дюжина». С помощью «Нашего Радио» стали популярными многие до этого малоизвестные исполнители из России и ряда других постсоветских стран — Украины, Белоруссии, Молдавии, Эстонии, Латвии. Радиостанцию, однако, иногда критикуют за то, что она, исходя из специфических музыкальных пристрастий, отказывается предоставлять эфир некоторым известным рок-группам (в частности, называется Сектор Газа), таким образом представляя аудитории неполную картину постсоветского рока.

Ежедневно на волну НАШЕго Радио настраиваются два миллиона россиян. А каждое лето слушатели объединяются на самом крупном российском рок-фестивале «НАШЕствие» (проводится с 1999 года). В 2006 году фестиваль побил все рекорды, собрав за три дня на трех сценах под открытым небом на мысе Средиземный (Рязанская область) около 120 групп и почти 120 тысяч зрителей.

С 1 февраля 2005 Михаил Козырев оставил пост генерального продюсера радиостанции.

В декабре 2008 года НАШЕ Радио отметило свое десятилетие. Празднование проходило в московском театре «Новая Опера» 11 декабря. В мероприятии принимали участие такие исполнители, как Александр Васильев, А. Ф. Скляр, Илья Чёрт, Пелагея, Светлана Сурганова, Король и Шут, Крематорий, Смысловые Галлюцинации, Мумий Тролль, Юта. Интересной особенностью было то, что все 600 билетов на мероприятие не продавались, а разыгрывались в эфире — в спецрубриках программ «ШЫзгара Шоу» и «Кафе», а также в игре «Клевер Клуб».

Список радиопередач

  • «Чартова Дюжина»
  • «ШЫзгара Шоу»
  • «Кафе»
  • «За сценой»
  • «Наша география»
  • «Клевер Клуб» (первое название «Большой четверг»)
  • «Худсовет»
  • «ЗачЁт»
  • «Воздух» — живые выступления рок музыкантов в студии НАШЕго радио по вторникам в 20.00 (выходит нерегулярно)
  • «Словарный запас»
  • «Русский пантеон»
  • «Имена»

Ведущие

  • ШЫзгара Шоу: Оля Максимова, Коля Маклауд, Игорь Паньков, Александр Бон
  • Кафе: Павел Картаев, Катя Сундукова
  • Чартова Дюжина: Раиса Ивановна
  • Воздух: Вахтанг Махарадзе
  • За сценой: Татьяна Борисова
  • НАШИ новости (информационная служба): Татьяна Борисова, Анна Богатырёва
  • Клевер Клуб: Павел Картаев, Людмила Стрельцова
  • Зачёт: Людмила Стрельцова
  • Словарный запас: Александр Бон
  • Русский пантеон: Михаил Кожухов
  • Худсовет: Вадим Самойлов
  • Наша география: Михаил Кожухов
  • Имена: Павел Картаев

Региональная сеть

По состоянию на июнь 2009 г. передатчики расположены в следующих городах: [1]

Город Частота Населённые пункты в зоне покрытия Дата начала вещания Официальный сайт в регионе
Архангельск 104,7 МГц Архангельск, Северодвинск, Новодвинск 06.09.2001 [1]
Белёв 102,2 МГц Белёв 2008
Болхов 103,2 МГц Болхов, Мценск 07.05.2009 [2]
Екатеринбург 100,4 МГц Екатеринбург, Арамиль, Среднеуральск, Первоуральск, Верхняя Пышма 06.04.2000 [3]
Ижевск 103,8 МГц Ижевск, Воткинск, Сарапул, Можга
Йошкар-Ола 102,2 МГц Йошкар-Ола и окрестности 04.09.2003
Калининград 101,3 МГц Калининград, частично Куршская коса
Караганда 107,0 МГц Караганда и окрестности [4]
Кишинёв 101,3 МГц Кишинёв, Новые Анены, Страшены, Оргеев [5]
Краснодар 104,7 МГц Краснодар, Белореченск, Усть-Лабинск, Тимашевск, Адыгейск
Ливны 100,8 МГц Ливны, Ливенский район, Колпнянский район, Покровский район, 27.03.2008 [6]
Могилёв 98,6 МГц Могилёв и окрестности [7]
Москва 101,7 МГц Москва, Московская область, Балабаново 14.12.1998 [8]
Миасс 101,0 МГц Миасс, Златоуст [9]
Моршанск 102,6 МГц Моршанск и близлежащие населённые пункты
Мурманск 103,0 МГц Мурманск, Мурмаши, Пушной, Абрам-Мыс, Кильдинстрой
Орёл 100,4 МГц Орёл, Кромы, Фатеж, Поныри 27.03.2008 [10]
Пермь 100,0 МГц Пермь, Нытва, Оханск, Краснокамск, Кунгур, Добрянка, Усть-Качка [11] неофициальный сайт
Петрозаводск 105,7 МГц Петрозаводск, Кондопога [12]
Санкт-Петербург 72,14 МГц; 104,0 МГц Санкт-Петербург, Тосно, Гатчина, Луга, Всеволожск и др. 11.07.2001 [13]
Снежинск 107,2 МГц Снежинск и окрестности 02.2009
Сочи 105,2 МГц Сочи, по морю практически всё Черноморское побережье [14]
Тамбов 72,56 МГц Тамбов, Рассказово, Котовск 2007
Тула 101,9 МГц Тула, Богородицк, Плавск, Новомосковск, Венев, Алексин, Киреевск, Щёкино, Ясногорск, Заокск, Болохово, Донской, Липки, Северо-Задонск, Узловая 30.07.2001 [15]
Урай 103,2 МГц Урай и окрестности
Челябинск 73,52 МГц; 103,5 МГц Челябинск, часть Челябинской области [16]
Южно-Сахалинск 101,7 МГц Южно-Сахалинск и окрестности (кроме Невельска) 31.12.2007

Планируемые частоты

Липецк — 101,7 МГц
Лянтор — 105,7 МГц
Самара — 96,3 МГц

Бывшие города вещания

Ранее НАШЕ Радио вещало в следующих городах:

Город Частота Период вещания
Абакан 104,2 МГц
Армавир 96,1 МГц 2007 — 30.04.2008
Архангельск 101,6 МГц 03.04.2001 — 05.09.2001
Астрахань 103,2 МГц ? — 01.2006
Белгород 66,68 МГц
Белгород 102,2 МГц
Белгород 104,7 МГц 21.03.2000 — 31.10.2001
Белгород 107,2 МГц 06.2002 — 01.08.2003
Братск 102,9 МГц ? — 18.03.2007
Брянск 103,5 МГц ? — 12.04.2004
Бугуруслан 104,1 МГц ? — 15.06.2001
Бузулук 101,8 МГц
Владикавказ 103,5 МГц
Владимир 104,8 МГц
Владимир 73,91 МГц
Владимир 72,83 МГц 06.2003 — 12.02.2009
Волгоград 103,6 МГц ? — 23.07.2007
Волгодонск 103,8 МГц ? — 04.2008
Выборг 107,9 МГц Один день 01.06.2005
Вышний Волочёк 105,7 МГц
Дзержинск 104,5 МГц 30.02.2008 — 30.12.2008
Иваново 103,6 МГц 19.08.2000 — 04.07.2004, 13.08.2004, 29.09.2004 — 29.12.2004
Иркутск 100,9 МГц
Ишим 107,8 МГц
Калуга 67,67 МГц Один день 15.06.2008
Комсомольск-на-Амуре 1629 кГц
Кострома 71,00 МГц 2002 — 2003
Краснодар 103,7 МГц
Красноярск 72,50 МГц 01.05.2004 — 03.10.2005
Курск 102,1 МГц 03.2000 — 04.05.2003
Курск (неофициально) 1602 кГц 04.06.2008 — 02.11.2008
Курск (неофициально) 101,7 МГц 18.08.2008 — 05.04.2009
Курск (неофициально) 100,1 МГц 05.04.2009 — 24.05.2009
Лангепас 107,6 МГц
Луга 100,8 МГц 12.12.2004 — ?
Надым 103,3 МГц
Нижневартовск 101,6 МГц
Нижний Новгород 100,9 МГц ? — 22.08.2006
Новороссийск 107,4 МГц ? — 03.2007
Новосибирск 103,9 МГц 15.04.2001 — 15.12.2002
Новотроицк 102,0 МГц
Ноябрьск 105,3 МГц
Нягань 103,5 МГц
Омск 103,0 МГц
Орёл 100,9 МГц 27.12.2002 — ?, 2005 — 21.05.2007
Оренбург 101,8 МГц 11.12.2000 — 21.08.2003
Псков 66,83 МГц 29.03.2004 — 31.10.2007
Ростов-на-Дону 68,33 МГц
Ростов-на-Дону 103,0 МГц 01.07.1999 — 31.12.2006
Салехард 103,8 МГц
Самара 102,1 МГц 18.05.2000 — 07.03.2009
Саранск 104,5 МГц Одна неделя июня 2003
Саратов 107,3 МГц
Сургут 101,3 МГц ? — 01.02.2007
Тверь 105,5 МГц ? — 18.03.2004
Тобольск 107,9 МГц 12.05.2000 — 02.2001
Томск 106,1 МГц ? — 28.10.2006
Тюмень 104,6 МГц
Улан-Удэ 101,5 МГц был план
Урай 107,6 МГц
Усть-Илимск 103,2 МГц
Усть-Илимск 104,7 МГц
Ухта 101,9 МГц ? — 07.03.2007
Хабаровск 711 кГц
Хабаровск 765 кГц
Хабаровск 103,7 МГц
Ханты-Мансийск 105,3 МГц
Череповец 101,2 МГц
Шадринск 101,7 МГц ? — 31.12.2006
Ярославль 104,7 МГц

См. также

  • Нашествие
  • Чартова Дюжина

Ссылки

  • НАШЕ Радио Россия. Официальный сайт
  • НАШЕ Радио онлайн
  • Сайт интеллектуальной игры «Клевер Клуб»
  • НАШЕ Радио на Moskva.FM
  • Города вещания НАШЕго Радио
  • Фан-клуб НАШЕго Радио

Примечания

  1. http://nashe.ru/nashe-net/

Радиостанции Москвы

По названию

Business FM • Classic • Jazz • Love Radio • Megapolis FM • Радио Next • NewTone FM • Relax FM • ULTRA • Авторадио • Алла • Вести FM • Вояж FM • Говорит Москва • Голос Америки • Дача • Детское радио • Добрые песни • Европа Плюс • Звезда • Карнавал • Кекс FM • Кино FM • Комсомольская правда • Культура • Лорнет • Маяк • Мелодия • Милицейская волна • Монте-Карло • Моя семья • Народное Радио • Наше радио Немецкая волна • Орфей • Первое популярное радио • Радио 7 • Радио 95.2ФМ • Радио России • Радонеж • Ретро FM • Русская служба Би-би-си • Русская служба новостей • Русское радио • Свобода • Свежее радио • Серебряный дождь • Сити-FM • Спорт • Теос • Финам FM • Хит FM • Христианский церковно-общественный канал • Шансон • Эхо Москвы • Юмор FM • ЮFM

По частоте
РТС 1 кнопка • 2 кнопка • 3 кнопка
ДВ 153 • 198 • 261
СВ

549 • 612 • 693 • 810 • 846 • 873 • 1044 • 1116 • 1134 • 1260

УКВ (FM)

66,44 • 66,86 • 68,0 • 67,22 • 68,30 • 68,84 • 69,26 • 70,19 • 71,30 • 72,14 • 73,40 • 73,82 • 87,5 • 87,9 • 88,3 • 88,7 • 89,1 • 89,5 • 89,9 • 90,3 • 90,8 • 91,2 • 91,6 • 92,0 • 92,4 • 92,8 • 93,2 • 93,6 • 94,0 • 94,4 • 94,8 • 95,2 • 95,6 • 96,0 • 96,8 • 97,2 • 97,6 • 98,0 • 98,4 • 98,8 • 99,2 • 99,6 • 100,1 • 100,9 • 101,7 102,1 • 102,5 • 103,0 • 103,4 • 104,7 • 105,2 • 105,7 • 106,2 • 106,6 • 107,0 • 107,4 • 107,8

Радиостанции Санкт-Петербурга

РТС

Радио России • Маяк • Петербург

ДВ

Маяк

СВ

Маяк • Радиогазета «Слово» / Православное радио • Радио России • Мария • Теос • Орфей • Немецкая волна / RFI • BBC • Град Петров • Звезда • РМР / Содружество / Голос России

УКВ

Радио России • Маяк • Love Radio • Ваня • Gardarica • Петербург • Балтика • Ретро FM • Наше радио Европа Плюс • Мелодия • Зенит

FM

Дорожное радио • Ретро FM • Авторадио • Юмор FM • Вести • Зенит • Эрмитаж • Хит FM • Кекс FM • Эхо Москвы • Ваня • Европа+ • Петроград — Русский Шансон • Эльдорадио • РОКС • Gardarica • Детское радио • Наше радио Шансон • Балтика • Love Radio • Монте-Карло • Рекорд • Маяк • Business FM • Русское радио

Радиостанции Нижнего Новгорода

По названию

Радио России • Маяк • Милицейская волна • Образ • Приволжье • Левый Берег • Юмор FM • Добрые Песни • Радио 7 • Серебряный дождь • Ретро FM • Хит-fm • Авторадио • Русское радио • Рандеву • Европа Плюс • Наше радио Love Radio • Радио Спорт • Шансон • Арсенал • Нижегородская объединённая ГТРК • Мега FM

По частоте
РТС

1 кнопка / 1 кнопка / 1 кнопка • 2 кнопка

ДВ

нет

СВ

нет

УКВ

67,94 / 67,94 • 68,57 • 70,16 • 71,45 • 72,41 • 73,01 • 73,43

FM

95,6 / 96,4 • 100,0 • 100,4 • 100,9 • 101,4 • 101,9 • 102,9 • 103,4 • 103,9 • 104,5 • 104,9 • 105,9 • 106,4 • 106,9 • 107,4 / 107,4 • 107,8

Радиостанции Краснодара

ДВ

Чечня Свободная — 171 ДВ

СВ

Маяк — 666 СВ • Радио России — 1008 СВ, 1089 СВ, 1116 СВ • Радио России-Краснодар — 1089 СВ • Радио России-Майкоп — 1089 СВ • Голос России — 1089 СВ, 1170 СВ • Радио России-Кубань — 1116 СВ • Международное радио Китая — 1170 СВ • IBRA Радио — 1170 СВ • Юность — 1539 СВ

УКВ

Радио России — 66,20 УКВ, 67,58 УКВ, 67,97 УКВ, 68,36 УКВ 71,81 УКВ, 73,86 УКВ • Радио России-Кубань — 66,20 УКВ, 67,97 УКВ, 68,36 УКВ, 71,81 УКВ • Радио Звезда — 66,41 УКВ • Юность — 66,74 УКВ, 67,76 УКВ, 71,03 УКВ, 72,71 УКВ • Маяк — 66,98 УКВ, 67,19 УКВ, 69,74 УКВ, 70,07 УКВ • Радио России-Краснодар — 67,58 УКВ • Радио России-Адыгея — 67,58 УКВ • Авторадио — 68,15 УКВ • Народное Радио — 68,72 УКВ

FM

Милицейская волна — 88,3 FM • Шансон — 100,8 FM, 106,8 FM • Русское радио — 100,8 FM, 101,8 FM • Ретро FM — 101,2 FM • Русское радио — 101,8 FM • Европа Плюс — 102,2 FM, 104,4 FM • Первое радио — 102,7 FM, 103,3 FM, 104,5 FM, 104,9 FM • Авторадио — 103,2 FM • Радио 7 — 103,7 FM • Добрые песни — 104,2 FM • Наше радио — 104,7 FM • Рокс FM — 105,2 FM, 105,8 FM, 107,0 FM • Радио Звезда — 107,4 FM • Радио 107 — 107,7 FM

Российские радиосети

Авторадио • Голос России • Европа Плюс • Зенит • Маяк • Милицейская волна • Наше радио Орфей • Ретро FM • Радио России • Радио Дача • Вести • Русское радио • Дорожное радио • Серебряный дождь • Хит FM • Эхо Москвы • Love Radio • Свобода • Рекорд • Шансон • Радио 7 • Сибирь • Heart FM • ЮFM • Юнитон

Wikimedia Foundation.
2010.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Лего дупло 10848 инструкция по сборке
  • Аркаде гербицид инструкция по применению на картофеле
  • Диоксидин от насморка детям инструкция по применению
  • Распашные ворота дорхан инструкция по настройке
  • Как обновить ibox combo f5 signature инструкция на русском