Руководство научными учащихся

Модернизация системы образования невозможна
без новых идей, подходов, современных технологий,
совместной работы учащихся и педагогов. Создание
такого опыта осуществляется в ходе
научно-исследовательской деятельности в
общеобразовательном учреждении.

Необходимость создания НОУ продиктована всем
ходом развития учебно-воспитательного процесса
в школе. Основным фактором личностного развития
является особая форма организации
педагогического процесса в виде
научно-исследовательской деятельности.

Целесообразность обращения к организации НОУ
обусловлена решением противоречий между:

  • необходимостью дать ученику возможность
    развивать свой интеллект в самостоятельной
    творческой деятельности, с учетом
    индивидуальных особенностей, склонностей и
    отсутствием условий индивидуальной работы с
    каждым способным учеником;
  • уровнем заданий районных и окружных предметных
    Олимпиад и недостаточными ЗУН школьников за
    пределами учебных программ;
  • стремлением учащихся к самостоятельности и
    неумением организовать свою
    учебно-познавательную деятельность и управлять
    ею;
  • необходимостью дифференциации образования и
    единообразием содержания и технологий обучения.

Организация научно-исследовательской
деятельности учащихся имеет ряд особенностей:

  1. Субъектами научно-исследовательской работы
    являются учащиеся и педагоги. Администрация
    школы организует учителей на постоянный поиск
    инноваций и преобразований
    воспитательно-образовательного процесса,
    привлекает к изучению учебных проблем учащихся,
    объединяя их в НОУ.
  2. Исследования носят прикладной характер и
    направлены на разработку и освоение программ
    совершенствование процесса обучения, воспитание
    и развитие учащихся, повышение его
    результативности в конкретном образовательном
    учреждении.
  3. Итоги школьной научно-исследовательской
    работы, как правило, не претендуют на выявление
    научных закономерностей и отличаются простотой
    оформления, что позволяет каждому желающему
    попробовать свои силы и получить «первый опыт»
    подобной деятельности.

В исследованиях интеллектуального развития
личности, содержащихся в работах Л.С. Выготского,
Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейна, А.Г. Ананьева и др.
выделяются различные аспекты данного
психического явления, но неизменно отличается
ведущая роль развития мышления в становлении
структуры интеллекта и познавательных
механизмов, что во многом определяет
направленность организации всего
воспитательно-образовательного процесса.

Задачи развития привычки к умственному труду
связаны с научно-исследовательской работой
учащихся. Теоретики обучения и воспитания
указывают на необходимость стимулирования
ученика к умственным усилиям. Для умственного
развития вредно, если знания усваиваются только
как сумма фактов, а не как сведения,
переработанные собственные мысли учащегося.
Такая постановка вопроса предполагает
рассмотрение проблемы развития личности в
тесной связи с задачами формирования
эмоциональной сферы, интеллектуальных, волевых и
морально-нравственных качеств, культуры
умственного труда.

Цели:

  • Выявление и выращивание интеллектуальных
    ресурсов общеобразовательного учреждения —
    учащихся, имеющихся развитые креативные
    способности.
  • Достижение максимального уровня развития
    способностей ребёнка.

Задачи:

— расширять кругозор учащихся в области
достижений отечественной и зарубежной науки;

— выявлять наиболее способных учащихся в разных
областях науки и развитие их творческих
способностей;

— активно включать учащихся школы в процесс
самообразования и саморазвития;

— совершенствовать умения и навыки
самостоятельной работы учащихся, повышать
уровень знаний и эрудиции учащихся в
интересующих их областях науки;

— организация научно-исследовательской
деятельности учащихся для усовершенствования
процесса обучения и профориентации.

В основу деятельности НОУ положены следующие
концептуальные позиции:

  • Научной основой ранней дифференциации детей по
    интересам служит учение о способностях (Л.С.
    Выготский, Б.М. Теплов, А.М. Матюшкин, В.Д. Шадриков
    и др).
  • Способности — это личностные образования,
    включающие знания и умения, которые сформированы
    на базе врождённых задатков человека и
    определяет его возможности в успешном освоении
    тех или иных деятельности.
  • Одарённость — высокий уровень развития
    интеллекта, качественно-своеобразное сочетание
    способностей, обеспечивающей успешное
    выполнение деятельности.
  • Талант — сочетание способностей, дающее
    самостоятельно и оригинально выполнять
    какую-либо сложную деятельность.
  • Развитие человека есть развитие его
    способностей (С.Л. Рубинштейн).
  • Наследуются неспособности, а возможности их
    развития — задатки (Л.С. Выготский).
  • Способности и интересы формируются и
    проявляются лишь в деятельности (А.Н. Леонтьев).
  • Основное разделение по способностям — это
    разделение людей на художественный
    (правополушарный, первосигнальный), мыслительный
    (левополушарный, второсигнальный) и средний (без
    преобладания одного или другого) типа (И.П.
    Павлов).

Содержание и формы работы НОУ

Основная работа НОУ — это секция, в которую
объединяются учащиеся тех классов, возраст
которых определён положением НОУ. В секцию
объединяются ребята, которые имеют общие
интересы в той или иной области знаний.

Основу нормативно-организационной базы НОУ
составляют [1]:

  • Положение о НОУ (приложение 1)
  • Устав НОУ (приложение 2)
  • Тематическое планирование секций (предметных
    кружков) НОУ на учебный год.

Научная деятельность включает в себя
организационные, трудовые и творческие процессы
по управлению этой деятельностью, организацию
выполнения ученических
научно-исследовательских работ, апробацию и
реализацию результатов выполнения ученических
научно-исследовательских работ.

Научно-исследовательская работа
осуществляется в тесном сотрудничестве
учащегося и руководителя. Учащиеся на занятиях
получают соответствующие задания для разработки
научно-исследовательского проекта, могут
создаваться экспериментальные группы, в том
числе и междисциплинарные (например:
биология-химия-экология и т.д.)

Учащиеся, взаимодействуя с учителями,
выполняют творческие задания и вносят свой вклад
в разработку темы, что является одним из
перспективных средств развития познавательной
активности школьников.

Проведение научно-исследовательской работы
предполагает наличие основных этапов,
характерных для научного поиска: постановка
проблемы, ознакомление с научно-популярной
литературой по данной тематике, овладение
методикой исследования, сбор собственного
материала, его анализ, обобщение, выводы.

Формами организации единой работы
являются:

  • Работа кружков по направлениям;
  • Индивидуальная, групповая работа учащихся под
    руководством учителей и других специалистов на
    базе школы;
  • Олимпиады по различным областям знаний;
  • Организация интеллектуальных игр по развитию
    познавательных интересов и творческих
    способностей;
  • Рецензирование научных работ учащихся при
    подготовке их к участию в конкурсах и
    конференциях;
  • Редактирование и издание ученических научных
    сборников.

Планирование работы научного общества
учащихся

Эффективность деятельности научного общества
учащихся зависит от того, насколько
последовательно осуществляется руководство
деятельностью учащихся и насколько
целесообразно планирование научного общества
учащихся.

План секции (предметного кружка) НОУ может
включать следующие разделы [1]:

  1. Познавательно-коммуникативная работа;
  2. Научно-исследовательская деятельность;
  3. Творческая деятельность;
  4. Воспитательская деятельность.

Познавательно-коммуникативная работа. Для
того, чтобы ребёнок захотел участвовать в
научно-исследовательской работе, у него
необходимо разбудить желание, сформировать
исследовательскую мотивацию, то есть ребёнок
должен захотеть понимать информацию и сообщать
её другим. Поскольку человек существо
социальное, он должен ещё в школе учиться
говорить обдуманно, целенаправленно, решать
проблемы, получать и передавать информацию,
работать с литературными источниками,
дискутировать и выступать с докладами, уметь
слушать других и себя. Для того, чтобы этому
научить, разбудить у детей исследовательский
интерес, задор, радость творчества, на это
направлена познавательно-просветительская
работа среди членов НОУ. Для проведения занятий
данного раздела могут привлекаться школьный
библиотекарь, психолог, учитель литературы и все
те, кто не равнодушен к детям, занимающимся в НОУ.
Школьный библиотекарь учит работать с каталогом,
научной литературой, развивает умение делать
выписки, аннотации, собирать научную информацию.
Школьный психолог развивает интеллектуальные
умения и коммуникативную культуру ученика.

Научно-исследовательская деятельность. Научно-исследовательская
деятельность предполагает работу каждой секции.
В первую очередь, это — задания
экспериментального и исследовательского
характера, которые выполняют учащиеся в рамках
своих тем:

  • Посещение предприятий, научных учреждений;
  • Знакомство с людьми, прославившими науку в
    данной области знаний.

Творческая деятельность. Творческая
деятельность каждой секции предполагает
подготовку и проведение конкурсов знатоков
науки или конкурсов интеллектуалов, научных
парадов, викторин, вечеров и т.д. Такая
деятельность НОУ и работа в секциях позволяет
сделать участие каждого ученика значимым,
стимулирует мотивацию участия большого
количества ребят в исследовательской и
экспериментальной работе.

Воспитательная деятельность. Главной
целью воспитания является выработка отношений
(выражение определённых связей между личностью и
другими людьми, окружающим миром, которые
затрагивают сферу её потребностей, знаний,
убеждений и т.д.). При планировании
воспитательной деятельности необходимо
наметить мероприятия, направленные на
воспитание следующих отношений:

  • Ответственность перед другими людьми и
    окружающей средой;
  • Способность к диалогу с представителями других
    сословий, наций, культур;
  • Понимание и принятие законов гражданского
    общества;
  • Понимание и потребность в принадлежности к
    национальной культуре;
  • Ответственное отношение к своему здоровью,
    образованию, морально-этическим нормам, кругу
    общения и т.д.

План каждой секции (предметного кружка)
рассчитан на 136 часов (4 часа в неделю). Его темы
могут перемещаться, расширяться. Количество
часов на конкретную тему варьируется
руководителем секции (предметного кружка) в
зависимости от конкретных условий: тема
исследования, уровень подготовки ребёнка,
наличие материала, его доступность. Необходимо
сочетание индивидуальных и групповых занятий с
преобладанием в отдельных темах первых.

По итогам работы за год Совет НОУ готовит отчет
по всем позициям плана и выступает с ним на
итоговом собрании. На этом же собрании педагоги
высказывают своё мнение о работе секций
(предметных кружков) и руководстве ими, выступают
с предложениями по организации
научно-исследовательской деятельности.

Структура организации НОУ

С целью чёткой организации работы сформирована
структура, позволяющая осуществлять процесс
научно-исследовательской деятельности <рисунок 1>.

Высший орган НОУ — собрание. Собрание
утверждает Совет НОУ, определяет состав каждой
секции, утверждает название НОУ, план его работы
на год (приложение 3), принимает
эмблему <рисунок 2> и девиз
НОУ. Общее собрание НОУ проводится два раза в год.

В Совет НОУ входит не менее пяти человек.
Заседания Совета НОУ — 2 раза в год. Заседания
совета НОУ дают возможность прогнозировать и
осуществлять контроль над организацией
научно-исследовательской работы в школе,
корректировать деятельность самого совета.
Содержание работы Совета НОУ направлено на
изучение результатов диагностики, проведения
анализа участия членов НОУ в предметных
олимпиадах, подготовку интеллектуальных
мероприятий, научных конференций.

Вступив в НОУ, ученик работает в одной из секций
(предметном кружке
), в которой проходят не
только консультации, но и регулярные занятия по
развитию интеллектуального потенциала и
творческих способностей. После того, как ребята
определились с тематикой своих научных работ и
секцией (предметным кружком), в которой они будут
работать, составляется расписание занятий по
каждой секции НОУ и определяется место и время их
проведения.

Итоговой инстанцией является научно —
исследовательская конференция
(приложение
4)
. Она созывается раз в год для
обсуждения хода и итогов
научно-исследовательской и
опытно-экспериментальной работы. На конференцию
могут быть представлены творческие работы
поискового и исследовательского характера,
выполненные членами школьных секций
индивидуально или в группе в форме доклада или
отчета об эксперименте. Защита работы может
сопровождаться слайдами, видеофрагментами,
рисунками, чертежами, схемами.

Материалы для организации и проведения
научно-практической конференции:

  1. Приказ «О проведении школьной
    научно-исследовательской конференции учащихся» (приложение 5)
  2. Приказ «О результатах работы школьной
    научно-исследовательской конференции учащихся»
    (приложение 6)
  3. Положение о научно-исследовательской
    конференции (приложение 7)
  4. Программа проведения предметных секций и
    конференции НОУ (приложение 8)
  5. Рекомендации членам жюри по оценке
    исследовательских работ учащихся (приложение
    9)
  6. Оценочный лист исследовательских работ
    учащихся (приложение 10)
  7. Рекомендации участникам НОУ по подготовке к
    публичному выступлению (приложение
    11)

Организация внутришкольного контроля за
деятельностью НОУ

Координацию и контроль за деятельностью НОУ
осуществляет методическая служба и
администрация школы.

В приложениях представлены справки по проверке
журналов и тематического планирования
предметных кружков НОУ (приложение
12, приложение 13)

Ожидаемые результаты деятельности НОУ

  • овладение учащимися знаниями, выходящими за
    пределы учебной программы,
  • освоение учащимися методов и приемов научного
    исследования,
  • овладение навыками работы и дополнительными
    литературными источниками

И как результат — Старшеклассник, чувствующий
вкус к поисково-исследовательской деятельности,
пропагандист в значимой для себя области знаний.

Литература.

  1. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская
    работа в школе. М., «Вербум-М», 2001.
  2. Развитие исследовательской деятельности
    учащихся. Методический сборник. М.: Народное
    образование, 2001.
  3. Сергеев Н.К. Особенности организации и
    содержания научно-исследовательской
    деятельности. М, 1993.
  4. Школьный реферат (составитель Т.Е. Заводова). Мн.:
    Изд. ООО «Красико-Принт», 2005.

Учитель: Ефанова Любовь  Митрофановна

МБОУ  СОШ №18, г.Белгород

Тема: Организация руководства и контроля научно-исследовательских работ учащихся  (Доклад на заседании методического объединения начальных классов)

Не существует сколько-нибудь

достоверных тестов на одаренность,

кроме тех, которые проявляются

в результате активного участия

хотя бы в самой маленькой поисковой

 исследовательской деятельности.

А.Н.Колмогоров.

       Много лет тому назад был высказан главный тезис назначения школы: «Школа должна заниматься поиском индивидуальности». Да, этот тезис абсолютно верен, но реализуется ли он сегодня, учитывает ли он возможности школы и возможности ребенка?

Жажда открытий, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье.

      Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Для этой цели в школах существуют научные общества учащихся (НОУ).

 Главная задача этих обществ – дать ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей. При этом существует главное правило участия в научно-исследовательской деятельности учеников – никакого принуждения и насилия над личностью ребенка. Личный интерес, личная увлеченность – пропуск в НОУ. Какое значение для учащихся имеет научное общество? Оно дает возможность осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке, знакомит с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, любознательность, учит общению со сверстниками и единомышленниками, дает возможность принимать участие в научных экспериментах и исследованиях. Потребность в выявлении «собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов» существует в любом обществе. Это необходимо делать потому, что поиск юных талантов позволит сохранить интеллектуальную элиту государства, а стало быть, сохранит существование и самого общества.

                Как сделать так, чтобы в нашей стране талант имел возможность развиваться и совершенствоваться? Для этого необходимо начинать работу с учащимися как можно раньше, и НОУ, его организация и деятельность, — одна из главных ступеней этого процесса.

  Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.

        Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы – поддержать и развивать его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

        Тесты на творческую способность, составленные американскими психологами показывают, что нестандартно мыслящих людей среди взрослых лишь около 2%.

В нашей школе действует научное общество. Основной задачей руководства и создания общества в нашей школе было выявление и воспитание одаренных детей, и стимулирование развития творчества школьников.

Как мы строим работу с учениками по написанию исследовательских работ? В начале каждого учебного года в классе на родительском собрании рассказываем о том, что у нас в школе можно заняться исследовательской деятельностью по любому предмету. Никого не принуждаем. Заранее оговариваем, что если вы не можете сами сформулировать тему, то можем это сделать вместе.

Ученики  классов, зная нашу систему, приходят к учителю и сообщают о теме. Мы стараемся привлекать к работе и «проблемных» учеников, которые стесняются аудитории, боятся ее, с трудом понимают суть исследования, но стремятся познать непознанное с помощью родительской поддержки.

Написание работы проходит следующие этапы:

— выбор и формулировка темы в самом общем виде;

— подбор источников и литературы;

— чтение, конспектирование, анализ источников и литературы;

— написание плана;

— уточнение темы;

— написание работы;

— публичное выступление.

Во время первых бесед с учеником мы знакомим его с традиционной структурой научной работы, с тем, что она состоит из введения, в котором формулируются тема, проблема, цели и задачи исследования, основной части, где описано собственное исследование, и заключения, в котором делаются выводы даются ответы на поставленные во введении вопросы. Мы всегда рекомендуем сначала написать основную часть, так как в процессе создания текста могут измениться цели и задачи. Потом пишется заключение как итог и выводы проделанной работы и, наконец, введение. Окончательное название работы формулируется в конце работы.

Важным этапом является подготовка к публичному выступлению и само выступление на научной конференции. Особую роль при его подготовке мы отводим двум элементам.

Первое: ученики, пишущие работу у одного руководителя, после написания текста научной работы отдают его на прочтение другому учителю, который «свежим взглядом» может заметить какие-то изъяны, недостатки, неточности.

Второе: перед самим выступлением на конференции обязательно проходят предварительные слушания докладов перед «домашней» аудиторией: руководителем, консультантом и другими докладчиками, причем после доклада идет его тщательный разбор всеми присутствующими. На таком обсуждении обращают внимание не только на содержание работы, но и на то, как ее устный вариант воспринимается слушателями.

Корректируется время, которое занимает чтение доклада, обращается внимание на интонацию и дикцию докладчика, задаются вопросы, которые возникают после прослушивания выступления. Такой тренинг очень полезен.

Результаты исследования вначале необходимо доложить на школьной конференции, обдумать и обсудить критические замечания и лишь, затем  выходить ,если это возможно, на городской, областной,региональный и Всероссийский уровни.

         Вместе с тем, метод учебно-исследовательской деятельности становится действенным средством вовлечения самих учителей в научно-исследовательскую работу. Учителя школы все чаще выступают авторами оригинальных программ по основам наук, инициаторами введения в учебные программы модулей, участниками проблемных семинаров и научно-практических конференций. 

Основные направления работы НОУ.

  1. Включение в научно-исследовательскую деятельность способных учащихся в соответствии с их научными интересами.
  2. Обучение учащихся работе с научной литературой, формирование культуры научного исследования.
  3. Знакомство и сотрудничество с представителями науки в интересующей области знаний, оказание практической помощи учащимся в проведении экспериментальной и исследовательской работы.
  4. Организация индивидуальных консультаций промежуточного и итогового контроля в ходе научных исследований учащихся.
  5. Привлечение научных сил к руководству научными работами учащихся.
  6. Рецензирование научных работ учащихся при подготовке их к участию в конкурсах и конференциях.
  7. Подготовка, организация и проведение научно-практических конференций, турниров, олимпиад.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Формы организации исследовательской деятельности

Следует отметить, что полноценное учебное исследование практически невозможно вместить в рамки традиционного урока. Просто не хватает времени, чтобы неторопливо и вдумчиво пройти этот сложный процесс этап за этапом. При этом необходимо помнить, что исследование (в том числе и учебное) может состояться только в том случае, если все элементы собраны вместе. Тогда они образуют систему, а сама учебная задача обретает исследовательский смысл. Но для этого нужны другие, не классно-урочные формы.

Практика проведения учебных исследований с младшими школьниками может рассматриваться как особое направление внеклассной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений и навыков.

В связи с этим можно рассматривать две основных формы учебных исследований: экспресс-исследования и долговременные исследования.

Экспресс-исследования. Эта форма предполагает массовое участие детей, и одаренных, и тех, кто не может быть отнесен к этой категории. Суть ее сводится к тому, что дети оперативно проводят кратковременные исследования по предложенной педагогом тематике. Например, третьеклассники, отправляясь на прогулку после учебного дня, могут получить индивидуальные задания для проведения эмпирических исследований по природоведению: исследовать, какие птицы живут в окрестностях школы, какие растут деревья, выявить основные признаки зимы, наблюдаемые в природе, как зимуют травы, как ложится снег и т. п.

Возможны не только эмпирические (построенные на наблюдениях и экспериментах), но и теоретические и, конечно же, фантастические экспресс-исследования. Для этого надо лишь обозначить круг проблем для сбора материала и, не затягивая время, включить детей в работу. Например, для проведения фантастических исследований можно предложить темы: архитектура будущего (проекты жилого дома будущего, школьного здания будущего, магазина и др.); неземные цивилизации; фантастические рассказы и др.  

Теоретические экспресс-исследования технически сложней, однако в плане обучения они очень продуктивны, и их легко можно привязать ко всем основным традиционным предметным дисциплинам. Но здесь с особой остротой проявляется проблема источников информации. 

Задача ребенка – собрать материал из книг и других источников по заранее предложенным темам, которые чаще всего связаны с историей, краеведением, музыкой, изобразительным искусством. 

Экспресс-исследования могут быть использованы как в рамках урока, так и во внеучебной деятельности учащихся.

Долговременные исследования реально можно осуществить лишь во внеурочной деятельности учащихся. Как правило, они выходят за рамки школьного курса, по тематике находятся на стыке различных областей знаний.  Темы данных исследований можно также объединить в три основные группы: эмпирические, фантастические и теоретические.

Методическая сторона данных исследований может быть условно поделена на шесть относительно самостоятельных этапов:

– ребенок выделяет и ставит проблему (выбор темы исследования);

– предлагает возможные варианты решения;

– собирает материал;

– делает обобщения;

оформляет результаты в виде доклада, макета, проекта и др.;

– проводит защиту результатов исследования.

Работа по организации долговременных исследований требует от педагога больших усилий. А. И. Савенков рекомендует педагогам, занимающимся данной работой, соблюдать ряд определенных правил. (Они представлены далее.)

1. Как выбрать тему исследования

Ответь на вопросы:

Что мне интересно больше всего?

Чем я хочу заниматься в первую очередь?

Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?

По каким учебным предметам я получаю лучшие отметки?

Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?

Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?

Какими могут быть темы:

фантастические

• эмпирические

• теоретические

2. Цель и задачи исследования

Определить цель исследования – значит ответить на вопрос о том, зачем ты его проводишь. Цель указывает общее направление, а задачи описывают основные шаги. Задачи исследования уточняют цель.

3. Гипотеза исследования

Предположим

Допустим

Возможно

Что, если

4. Организация исследования

• Подумать самостоятельно

Что я знаю об этом?

Какие суждения я могу высказать по этому поводу?

Какие выводы можно сделать из того, что уже известно о предмете исследования?

Окончание табл.

• Просмотреть книги по теме

Запиши важную информацию, которую узнал из книг

• Спросить у других людей

Запиши интересную информацию, полученную от других людей

• Просмотреть телематериалы

Запиши то необычное, что узнал из фильмов

• Использовать  Интернет

Запиши то новое, что ты узнал с помощью компьютера

• Провести наблюдение

Запиши интересную информацию, полученную с помощью наблюдений, удивительные факты и парадоксы

• Провести эксперимент

Запиши план и результаты эксперимента

5. Подготовка
к защите исследовательской работы

1. Выделить из текста основные понятия и дать им определения:

а) разъяснение посредством примера;

б) описание;

в) характеристика;

г) сравнение;

д) различие.

2. Классифицировать основные предметы, процессы, явления и события.

3. Выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы.

4. Ранжировать основные идеи по важности.

5. Предложить сравнения и метафоры.

6. Сделать выводы и умозаключения.

7. Указать возможные пути изучения.

8. Подготовить текст доклада.

9. Сделать схемы, чертежи, макеты

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТОВ

Презентация (защита) проекта должна быть публичной, с привлечением как авторов других проектов, так и зрителей (это могут быть учителя, родители). В ходе защиты ребенок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения. Презентация проектов необходима для завершения работы, для анализа проделанного, для самооценки и оценки со стороны, для демонстрации результатов.

Результатом работы над проектом является найденный способ решения его проблемы. Он (результат) должен быть материальным, то есть как-либо оформлен. Речь идет о продукте проектной деятельности: рисунки, плакаты, слайд-шоу, видеофильмы, альбомы, альманахи, web-сайты, газеты, костюмы, макеты, сценарии, рекламные проспекты, наборы открыток, планшеты, сборники и т. д.

Для успешной презентации нужно научить школьников сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, готовить наглядность, вырабатывать структурированную манеру изложения материала.

Виды презентаций проектов:

– доклад;

– слайд-шоу;

– компьютерная презентация;

– игра;

– стендовая презентация;

– концерт;

– литературный альманах;

– видеофильм;

– реклама;

– заочная экскурсия;

– спектакль;

– театрализованное представление;

– демонстрация электронных пособий и т. д.

Требования к презентации:

– защита-презентация проводится самим автором (индивидуальный проект), группой авторов (групповой проект), творческим коллективом (коллективный проект);

– перед началом публичной защиты-презентации проекта в жюри представляются паспорт проекта, оформленный в соответствии с установленными в школе нормами, и лист «Защита-презентация проекта» (см. Приложение);

– содержание и композиция защиты-презентации определяются авторами самостоятельно, однако в выступлении должны быть освещены следующие вопросы: актуальность и обоснование выбранной темы; цели и задачи проекта, степень их выполнения; краткое содержание, ключевые положения и выводы; этапы выполнения проекта, распределение обязанностей между участниками; обязательное определение степени самостоятельности в разработке и решении поставленных проблем; рекомендации по возможной сфере практического использования проекта;

– после завершения выступления участники проектной группы должны ответить на вопросы жюри и других участников презентации;

– в ходе защиты-презентации проекта можно использовать рекламно-пояснительную продукцию (рекламные плакаты, буклеты, программы, аннотации и т. д.).

Далее представлены возможные номинации проектов. В некоторых образовательных учреждениях широко применяется практика организации недели «Фестиваль проектов». Фестиваль может быть организован как в рамках одного класса или параллели, так и в рамках всей школы. Проведение такого мероприятия должно запомниться его участникам как настоящий праздник мысли и творчества. Любой фестиваль предполагает наличие каких-то номинаций. Ниже представлены некоторые номинации, которые, может быть, будут интересны педагогам-организаторам

Номинации проектов.

Проект-открытие.

Проект-проблема.

Проект-удивление.

Проект  универсальный

Проект-уникальность.

Проект-обозрение.

Проект забавный

Проект-эврика.

Проект академический.

Проект-панорама.

.

Проект-размышление.

Проект-творчество

Проект – полет фантазии.

Проект – мини.

Проект-эрудиция.

Проект – свободный выбор.

Проект-гармония.

Проект – глобальный.

Проект-исследование

Проект-сюрприз.

Подготовка к защите проекта и его презентация требуют большой подготовительной работы. Ее можно сделать более эффективной, если предложить участникам проекта какую-либо основу (клише) для подготовки к защите своей работы. Ниже представлен один из возможных вариантов шаблонов, которые могут быть полезны учащимся. Защита-презентация проекта

1. Тема___________________________________________________

2. Актуальность темы _______________________________________

3. Цель___________________________________________________

4. Участники проекта________________________________________

5. Класс __________________________________________________

6. Этапы выполнения проекта_________________________________

_________________________________________________________

7. Характеристика (вид проекта)_______________________________

8. Краткое содержание_______________________________________

      9. Используемые средства, методы _____________________________

10. Проведенное исследование в рамках проекта___________________

11. Форма представления, презентации ________________________

12. Распределение обязанностей между участниками проекта__________________________

13. Практическая значимость проекта___________________________

14. Результативность проекта (что получилось, какие положительные моменты, что не удалось, какие возникли проблемы, трудности)       __________________________________________

15. Пожелания и предложения участников проекта_________________

Оценивать проект не менее сложно, чем его защищать. Членам экспертной оценочной комиссии должна быть предложена определенная форма, содержащая параметры оценки. Далее представлена одна из возможных форм. Оценивание проекта

Класс ____ «___»

Ф. И. О. участников проекта        ____________       Тема проекта        ____________________________

                                                

Шкала оценки________________  

После проведения целесообразно провести анкетирование среди учащихся класса. Обработка его результатов позволит скорректировать работу организаторов , избежать возможных трудностей.  (Вариант такой анкеты)           Анкета для учеников

В нашей школе проводится проектная неделя. Нам важно узнать твое мнение об этой работе. Заполни, пожалуйста, анкету, закончив следующие предложения:

1. Я готовлю проект по предмету _________________ потому, что

 _________________________________________________________

2. По-моему, проектная неделя нужна для _______________________

_________________________________________________________

3. Во время подготовки к проектной неделе я ____________________

4. Мне кажется, что в подготовке проекта самое трудное ___________

_________________________________________________________

5. Я участвую в проекте потому, что ___________________________

6. Самое важное, чтобы на проектной неделе я ___________________

Литература: 1.аудиокниги«Современные технологии обучения в начальной школе»,Издательство «УЧИТЕЛЬ»

                              2.  «Проектная деятельность», автор Н. Ю. Пахомова  

Научное общество учащихся как форма организации учебно-исследовательской деятельности

«Научное общество учащихся в современном образовательном пространстве»

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. «Школа должна заниматься поиском индивидуальностей». Этот тезис абсолютно верен, но реализуется ли он сегодня, учитывает ли он возможности образовательного учреждения и возможности ребенка? Все мы знаем, что учитель на уроке ведет фронтальное обучение со многими учащимися. Это практически не дает ему возможности в полной мере учитывать индивидуальные особенности каждого. Учитель вынужден ориентироваться на основную массу. Как же помочь детям наиболее полно раскрыть себя? Для этой цели в школах существуют научные общества учащихся. Работа в НОУ способствует и социализации личности учащихся, так как воспитывает в них активную жизненную позицию. Это очень актуально в наших постоянно меняющихся социально-экономических условиях.

Научные общества учащихся в школе это:
— средство воспитания активной жизненной позиции школьников, необходимой для их последующей успешной социализации;
— средство для развития уникальных творческих способностей наиболее одаренных учащихся;
— средство усовершенствования процесса обучения и профориентации.

Создание НОУ в образовательном учреждении дает следующие результаты:
— обучающиеся научатся самостоятельно приобретать новые знания, эффективно применять их на практике; критически и творчески мыслить, находить рациональные пути преодоления трудностей, генерировать новые идеи;
— у педагогов формируется и развивается мотивация к проведению исследовательской деятельности;
— формируется система исследовательской деятельности в образовательном учреждении во взаимодействии с ВУЗами.

Для того, чтобы лицей стал центром научно- исследовательской деятельности, была проведена большая подготовительная работа. И, в первую очередь, это изучение мнения педагогического и ученического коллектива. Так, социологический опрос, который провела администрация лицея, показал, что среди учащихся за создание НОУ высказались 48,8%, среди педагогов — 40% хотели бы работать руководителями секций. Эти данные показали, что в лицее достаточно популярна идея исследовательской работы, дети и педагоги понимают ее значимость и имеют к ней высокий интерес. Эта информация была проанализирована на педагогическом совете, посвященном организации научно-исследовательской работы учащихся и определена задача поддержки талантливых учеников как одна из приоритетных.

Были приняты положение о работе НОУ и устав.

Направления деятельности обучающихся лицея (членов НОУ):
— включение в научно-исследовательскую деятельность;
— приобретение исследовательских умений и навыков;
— становление исследовательской позиции.

Направления деятельности педагогов-руководителей:
— разработка индивидуальных программ для одаренных обучающихся;
— осуществление текущего руководства, оказание методической, организационной помощи в проведении исследования;
— оказание помощи учащимся при подготовке к выступлению на конференциях различного уровня;
— проведение целенаправленных наблюдений за учебной и внеурочной деятельностью учащихся;

Библиотекарь лицея учит работать с каталогом, научной литературой, развивает умения делать выписки, аннотации, собирать научную информацию. Психолог развивает интеллектуальные умения и коммуникативную культуру ученика.

Направления деятельности администрации лицея:
— задает общую стратегию развития научно-исследовательской работы (НИР);
— создает единый координационный центр НИР;
— создает условия для осуществления НИР;
— осуществляет систему стимулирования участников НИР;
— заключает договоры о сотрудничестве;
— оказывает помощь руководителю НОУ в выполнении плана НИР.

Руководитель школьного научного общества учащихся:
— осуществляет общее руководство исследовательской деятельностью в лицее;
— организует планирование работы НОУ;
— разрабатывает нормативную базу реализации исследовательской деятельности: положения, рекомендации, требования;
— проводит методическую работу с преподавателями по проблеме использования исследовательских, проектных и других развивающих технологий обучения;
— координирует деятельность административно-педагогического персонала по данному вопросу;
— консультирует руководителей ученических исследовательских работ;
— дает оценку текущему состоянию исследовательской деятельности в лицее, анализирует и корректирует ход исследовательской деятельности;
— организует проведение интеллектуального марафона, познавательных игр и конкурсов;
— оказывает помощь в проведении массовых мероприятий НОУ.

Высшим органом НОУ является собрание. На нем утверждается совет НОУ, в который входит не менее 5 человек, принимается план работы на год. Заседания совета НОУ проходят один раз в месяц. Основой НОУ являются секции, возглавляют которые учителя-руководители.

План работы научного общества учащихся включает в себя следующие разделы:
— заседания Совета научного общества учащихся;
— познавательно-коммуникативная работа с членами НОУ;
— научно-исследовательская деятельность;
— творческая деятельность.

На заседании Совета НОУ рассматриваются вопросы организации работы НОУ. Это и изучение членами Совета результатов диагностики, проведенной в классах, и содержание работы предметных научных секций, и анализ участия членов НОУ в предметных олимпиадах, и подготовка научных конференций. Планирование заседаний Совета НОУ дает возможность прогнозировать и осуществлять контроль за организацией научно-исследовательской работы в лицее, корректировать деятельность самого совета. По итогам года Совет НОУ готовит отчет по всем позициям плана и выступает с ним на итоговом педагогическом совете. На этом же педагогическом совете педагоги высказывают свое мнение о работе секций и руководстве ими, выступают с предложениями по организации научно-исследовательской работы на новый учебный год. Руководителям секций, а также обучающимся, которые наиболее активно участвовали в научно-исследовательской работе, вручаются грамоты.

Научное общество учащихся ведет работу по следующим направлениям (секциям):
— русский язык и литература;
— иностранные языки;
— математика;
— физика;
— информатика;
— экология;
— биология;
— химия;
— география;
— история;
— обществознание;
— краеведение.

Научно-исследовательская деятельность НОУ предполагает работу каждой секции. В первую очередь, это задания экспериментального и исследовательского характера, которые учащиеся выполняют в рамках своих тем, посещения научных учреждений, предприятий, встречи с людьми, прославившими науку в данной области, посещение выставок, связанных с проблематикой работ, встречи со студентами вузов, которые представляют те области знаний, по которым пишут работы учащиеся лицея.

Творческая деятельность каждой секции предполагает проведение конкурсов знатоков науки и конкурсов интеллектуалов, викторин. Такая деятельность НОУ и работы в секциях позволяет сделать участие каждого ученика значимым, стимулирует мотивацию участия большого количества ребят в исследовательской и экспериментальной работе.

Научно-практическая конференция лицея проходит один раз в год. Выступление на конференции помогает преодолеть неуверенность, откорректировать работу учащихся. Ребята готовят к выступлениям слайдовые презентации и буклеты. Победители школьной конференции направляются на областные конференции. Ежегодно проводятся Рябовские чтения среди учителей и учащихся-членов НОУ.

Результатом работы НОУ являются повышение интереса к предметам и к занятию исследовательской работой, улучшение успеваемости школьников по предметам, увеличение количества победителей и призеров в олимпиадах.

Учащиеся лицея являются призерами научно-практических конференций разного уровня.

1

МЕТОДИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ШКОЛЬНОГО
НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА

Матвеенко Елена
Юрьевна,

учитель географии
и биологии

МОУ «Нижнепенская
СОШ»

Научное общество учащихся является особой формой
развития одаренных учащихся. Научное общество учащихся (далее НОУ, ШНО)
является самостоятельным формированием, которое объединяет учащихся школы,
способных к научному поиску, заинтересованных в повышении своего
интеллектуального и культурного уровня, стремящихся к углублению знаний, как по
отдельным предметам, так и в области современных научных знаний.

Так как школьное общество учащихся объединяет довольно
большое  количество учащихся, проводящих исследования по разным предметным
областям, то необходимо объединить их в несколько направлений. Если в каждом
направлении детей более десяти, то направления можно разбить на секции.
Например, гуманитарное направление может быть представлено секциями истории,
краеведения, искусства и т.д.

Руководят направлениям школьного научного общества
педагоги предметники, но у обучающихся научный руководитель его исследования
необязательно должен быть руководителем направления или секции.

В каждом школьном научном обществе должен быть Совет,
который заслушивает анализ работы за прошлый год, утверждает план работы на текущий
год, вносит коррективы и руководит деятельностью общества.

В состав Совета входят руководитель общества,
руководители направлений и наиболее активные ученики-члены школьного научного
общества. Порядок и количество заседаний Совета, направления и секции
регламентируются школьным локальным актом.

ОРГАНИЗАЦИЯ
НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЕ

Организация
любого вида деятельности в школе начинается с подготовки нормативной базы.
Главными документами, регулирующими и подтверждающими деятельность школьного
научного общества (далее – ШНО), являются:

— приказ о создании или
организации ШНО в школе, закреплении ответственных лиц по секциям и общее
руководство (Приложение 1);

— локальные акты (например, Положение
о школьном научном обществе (Приложение 2), Положение о
научно-исследовательской работе (деятельности) учащегося, Положение о школьной
научной конференции, Положение о банке одаренных детей (и/или занимающихся
исследовательской деятельностью), Положение о банке педагогов-руководителей
ученических исследовательских работ, Положение о банке ученических
исследовательских работ, Положение об опытнической работе в школе, Банк
достижений ШНО и т.д.);

— девиз и эмблема ШНО;

— план работы ШНО на учебный год
(Приложение 3);

— анализ работы за прошлый год;

— список учеников, членов ШНО;

— список педагогов, закрепленных
приказом директора за деятельностью ШНО;

— структура ШНО с указанием
направлений (секций) ШНО;

— протоколы педсоветов, на
которых рассматривались вопросы деятельности ШНО (2 раза в год);

— алгоритм исследователя (Приложение
4);

— методические рекомендации (или
требования) по оформлению ученических исследовательских работ (Приложение 5);

— методические рекомендации по
защите и представлению исследовательских работ (Приложение 6);

— методические рекомендации по
написанию тезисов исследовательских работ;

— методические рекомендации по
оформлению стендовых презентаций исследовательских работ;

— методические рекомендации по
написанию рецензии на исследовательскую работу;

— методические рекомендации по подготовке
компьютерных презентаций исследовательских работ;

— перечень тем, закрепленных приказом
директора школы  за учеником и руководителем на учебный год (Приложение 7);

— банки данных (см. выше) с
возможной выдачей сертификата о занесении в банк;

— банк достижений ШНО;

— график организации занятий по
исследовательской деятельности в школе;

— и др.

Литература

1.      Осипова,
Г. И. Опыт организации исследовательской деятельности школьников: «Малая
академия наук» [Текст] / Г. И. Осипова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 154 с.

2.      Татьянкин,
Б. А. Исследовательская деятельность учащихся в профильной школе [Текст] / Б.
А. Татьянкин,  О. Ю. Макаренков,                Т. В. Иванникова, И. С.
Мартынова и др. – М.: 5 за знания, 2007. – 272 с. – («Электив»).

3.      Обухов,
А. Учить учителя [Текст] / А. Обухов  // Исследовательская работа школьников. –
2007. – № 3. – С. 3.

4.      Рождественская,
И. В. Управление программой интеллектуально-творческого развития личности на
основе исследовательской деятельности педагогов и учащихся [Текст]
/                 И. В. Рождественская // Исследовательская работа школьников.
– 2007. – № 4. – С. 44-51.

5.      Савенков,
А. И. Подготовка педагога к работе в условиях исследовательского обучения
[Текст] / А. И. Савенков // Исследовательская работа школьников. – 2007. – № 3.
– С. 4-8.

Приложение 1

Приказ

от «___» _________
г.                                                                                 
№ ______

Об организации
работы школьного

научного общества
«_____» в 20__-20__ уч. году

В целях творческого развития учащихся, повышения их
интеллектуального уровня, развития исследовательских навыков педагогов и
школьников

                                                        приказываю:

1.                            
Организовать дальнейшую
работу школьного научного общества (далее ШНО) в 20__-20__ уч.г.

2.                            
Руководителем ШНО
назначить _______________, в обязанности которой вменить ведение отчетной и
текущей документации, организацию работы ШНО, оказание консультативной помощи
педагогам и обучающимся школы.

3.                            
Определить направления 
деятельности ШНО и руководителей направлений:

— естественно-научное (рук. _________)

— историко-краеведческое (рук. _________)

— филолого-лингвистическое (рук. _________)

— техническое (рук. ________)

— физико-математическое (рук. ___________)

— начальных классов (рук. __________)

— прикладной информатики (рук. __________)

— духовно-нравственное (рук. ____________)

4.                            
Выполнение
исследовательских работ учащимися школы вести в рамках внеурочной работы по
предметам.

5.                            
Контроль за исполнением
приказа оставляю за собой.

Директор ______ / ___________.

С приказом  ознакомлены:

Приложение 2

Принято на
педагогическом совете МОУ «Нижнепенская средняя общеобразовательная школа»

Протокол № __ от
____________г.

УТВЕРЖДЕНО

Приказом по школе № ____

 от «___» ______ 20___ г.

Директор

МОУ «Нижнепенская СОШ»

 ______ Е.Ю. Матвеенко

Положение

о Школьном Научном Обществе «Потенциал»

Общие положения

1.                    
Школьное научное общество
учащихся (далее ШНО) является самостоятельным формированием, которое объединяет
учащихся школы, способных к научному поиску, заинтересованных в повышении
своего интеллектуального и культурного уровня, стремящихся к углублению знаний,
как по отдельным предметам, так и в области современных научных знаний.

2.                    
Непосредственное
руководство научным обществом учащихся осуществляет лицо, назначенное приказом
директора школы.

Положение о научном обществе  рассматривается на
заседании совета школьного научного общества и принято общим собранием членов ШНО.
Собрание – это высший орган ШНО. Собрание проводится в начале учебного года и
только после того, как в школе изучены научные  интересы учащихся и их
отношение к научной деятельности. На общем собрании утверждается  совет ШНО, в
который входит не менее 5-10 человек, определяется состав каждой секции
закрепленный за ней педагог,  план  работы ШНО на год.

         Общее собрание НОУ проходит два раза в год. Занятия в секциях
проходят по утвержденному приказом директора графику. Научно-исследовательская
конференция школы проходит 1 раз в год.

Цели задачи научного общества учащихся

1.    
Формирование
исследовательской культуры обучающихся.

2.    
Выявление наиболее
одаренных учащихся в разных областях науки и развитие их творческих
способностей.

3.    
Активное включение обучающихся
школы в процесс самообразования и самосовершенствования.

4.    
Совершенствование умений и
навыков самостоятельной работы обучающихся, повышения уровня знаний и эрудиции
в интересующих областях науки.

5.    
Организация
научно-исследовательской деятельности обучающихся для усовершенствования
процесса обучения и профориентации.

 

Основные направления работы педагогов в рамках ШНО

·                   
Включение в
научно-исследовательскую деятельность способных обучающихся  в соответствии с
их научными интересами в рамках направлений ШНО.

·                   
Обучение обучающихся
работе с научной литературой, формирование культуры научного исследования.

·                   
Знакомство и
сотрудничество с представителями науки в интересующей области знаний, оказание
практической помощи учащимся в проведении экспериментальной и исследовательской
работы.

·                   
Организация индивидуальных
консультаций промежуточного и итогового контроля в ходе научных исследований
учащихся.

·                   
Рецензирование и
консультирование научных работ учащихся при подготовке их к участию в конкурсах
и конференциях.

·                   
Подготовка, организация и
проведение научно-практических конференций, турниров, олимпиад.

·                   
Редактирование и издание
ученических научных сборников.

Запись в ШНО определяется на основании
желания учащихся участвовать в научно-исследовательской работе, результатов диагностических
исследований и рекомендаций учителей-предметников.

Приложение 3

«Утверждаю»

директор МОУ «____________ СОШ»

 _________   /__________

«___» ___________ 20,, г.

План работы научного общества учащихся

МОУ «____________ средняя общеобразовательная школа»

на 20__-20__ учебный год

Месяц

Направление деятельности

сентябрь

Заседание НОУ №1. Организация деятельности НОУ в прошлом году.

Рассматриваемые вопросы:

1.    
Анализ работы НОУ за
прошлый учебный год.

2.    
Обсуждение плана работы.

3.    
Составление списка
участников НОУ в новом учебном году.

4.    
Формирование направлений
деятельности НОУ.

5.    
Знакомство с банком тем,
предлагаемых школьникам для написания исследовательской работы.

6.    
Организация занятий  в
Центре поддержки одаренных детей

октябрь

Заседание НОУ №2. Участие школьников в конкурсах исследовательских
работ муниципального, регионального и федерального уровней

Методические консультации для руководителей проектов.

Работа над проектами:

— работа в библиотеке с научной литературой;

— сбор материала по теме исследования;

— систематизация материала по проблеме;

-Разработка критериев рецензирования представленных работ.

Проведение школьного этапа Всероссийской предметной олимпиады

ноябрь 

Консультации для
учащихся по вопросам выполнения исследовательского проекта

Оформление
исследовательской работы.

Муниципальный  этап
Всероссийской олимпиады школьников

декабрь

Олимпиада по
предмету «Основы православной культуры»

Муниципальные
конкурсы «Первые шаги в науке», «Я – исследователь»

январь

Муниципальный этап
олимпиады по школьному краеведению

февраль

Заседание НОУ №3.
«Об итогах участия в конкурсах исследовательских работ во всероссийских
предметных олимпиадах»

март

 Международный
математический конкурс-игра «Кенгуру»

Конкурсы
«Национальное достояние России», им. Вернадского, «Открытие»

апрель

Заседание НОУ №4.
«Об итогах работы НОУ. Подведение итогов»

май

 Награждение
победителей и призеров конкурсов, олимпиад, руководителей исследовательских
работ по итогам года.

Информационное обеспечение

1.

Создание банка данных о членах НОУ, их работе

Октябрь

2.

Размещение информации о НОУ на сайте школы в Интернете

Январь

3.

Информация о наиболее значимых достижениях учащихся в СМИ

1 раз в четверть

4.

Информация о деятельности НОУ на заседаниях педсовета, методсовета,
управляющего совета

По плану

5.

Награждение учащихся по итогам деятельности в НОУ

Май

Приложение 4

Алгоритм исследования

1.Выбор темы

Правила:

а) новизна, творчество,
оригинальность,

б) не брать общие
темы,

в) подготовленность
юного исследователя,

г) реальность
выполнения намеченной работы

2.Выяснение современного состояния избранной проблемы

а) просмотр
литературы, 

б) критический анализ
исследований по определенной проблеме,

в) обработка
историографического материала

3.Составление   
плана

а) определение объема
и содержания отдельных частей, глав, параграфов;

б) подбор материала к
главам и параграфам;

в) определение
собственной концепции на разрабатываемую проблему .

4.Накопление материала

а) составление основной библиографии,

б) изучение источников (документы, мемуары,
переписка),

в) исследование периодических изданий,

г) обработка выявленных фактов  (анализ, проверка подлинности и
исторической достоверности).

5.Изложение результатов исследования (отчет)

Введение (актуальность, новизна, характеристика источников,
анализ литературы, замысел автора, цель исследования);

— Основная часть (результаты исследования);

— Дополнение и приложение (фото, копии, планы,
схемы, таблицы);

— Оформление работы (титульный лист, заглавие,
переплет).

6.Публичная защита доклада

а) лаконичность изложения –(5-7 мин),

в) доклад основного содержания,

г) выводы исследования,

д) ответы на вопросы оппонентов.

Приложение 5

Требования к научно-исследовательской работе учащегося

·                  
Должна представлять собой
самостоятельное исследование по теме в какой либо области знаний;

·                  
Должна представлять собой
эксперимент, проведенный в научной области, построение модели какого-либо
явления, создания технического устройства, доказательство какого-либо факта,
выявление причин и свойств;

·                  
Работа должна содержать
результаты исследований;

·                  
Должна соответствовать
формальным критериям, содержать цели, задачи исследования, гипотезу,
характеристику того, что известно по этой проблеме (обзор литературы по
проблеме), методику исследования, завершаться выводами, в которых излагаются
результаты исследования;

·                  
Главным этапом
исследования является ее защита.

Титульный лист:

·                  
Информация о конкурсе или
конференции, на которой представляется работа, о секции или направлении

·                  
Учебное заведение, в
котором выполнена работа

·                  
Название работы (тема)

·                  
Сведения об авторе и
научном руководителе

·                  
Сведения о времени и месте
выполнения работы

·                  
Общие правила оформления
текста исследовательской работы

·                  
Объем ученической
исследовательской работы обычно  от 5 до 25 страниц печатного текста, доклада —
от 1 до 5 страниц в зависимости от отведенного времени.

·                  
К тексту, выполненному на
компьютере, предъявляются следующие требования:  размер шрифта 12–14, Times New
Roman, обычный; интервал между строк — 1,5–2; размер полей: левого — 30
мм, правого — 10 мм, верхнего — 20 мм, нижнего — 20
мм (при изменении размеров полей необходимо учитывать, что правое и левое, а
также верхнее и нижнее поля должны составлять в сумме 40
мм).

·                   
Текст печатается на одной
стороне страницы. Сноски и примечания печатаются на той же странице, к которой
они относятся через один интервал, более мелким шрифтом, чем текст.

·                   
Все страницы нумеруются
начиная с титульного листа; цифру номера страницы ставят вверху по центру
страницы; на титульном листе номер страницы не ставится.

·                   
Каждый новый раздел
(введение, главы, параграфы, заключение, список источников, приложения)
желательно начинать с новой страницы.

·                   
Расстояние между названием
раздела, заголовками главы или параграфа и последующим текстом должно быть
равно трем интервалам. Заголовок располагается посередине строки, точку в конце
заголовка не ставят.

·                   
Наличие ссылок на
источники (антиплагиат);

·                   
Жаргон, слэнг, резкие
слова нацисткой, антирелигиозной направленности, сарказм, критика исследований
коллег недопустимы;

Приложение 6

Методические рекомендации по защите и представлению
исследовательских работ

Культура выступления

1. Регламент выступления на секции – до 5-7 минут.

2. Регламент выступления на конференции – до 7 минут.

3. Выступление должно проходить четко, продуманно,
ярко.

4. Работа может сопровождаться наглядным материалом
(презентация, диаграммы, таблицы, схемы, фотографии, макеты).

Во
время конференции учащийся-исследователь:

·       
 Публично докладывает о
результатах своего исследования перед участниками конференции;

·       
 После доклада отвечает на
заданные ему вопросы;

·       
 Завершив выступление,
становится слушателем других докладов.

Публичное
выступление учащихся-исследователей носит характер дискуссии и происходит в
обстановке дружественной заинтересованности, но с повышенными требованиями к
обоснованности, достоверности, самостоятельности, теоретической и практической
значимости проведенного исследования.

Основное
содержание публичного выступления докладчика должно отражать суть, краткий ход,
личный вклад в проведенное исследование, главные итоги: теоретическую и
практическую новизну и значимость результатов. Докладчик должен понимать, что
за строго ограниченное время он должен изложить объем информации, способный
расширить существующие границы представлений слушателей по теме проведенного
исследования.

План
выступления:

Пункты

Варианты:

1.Приветствие, представление

«Добрый
день! Меня зовут …»

2. Название темы исследования

«Название
темы:__________________________________»

3. Актуальность исследования
(обоснование выбора темы исследования)

«Актуальность и выбор темы
исследования определены следующими факторами:…»

4. Кратко о поставленной цели
исследования и способах ее достижения

«Цель моего исследования -___________________________.

Основные задачи
исследования:

1._______________________________________.

2._______________________________________.

3._______________________________________…»

5. Кратко о новых результатах
в ходе проведенного исследования

«В ходе проведения
исследования получены следующие новые теоретические (или) практические
результаты:…»

6. Выводы по результатам  исследования

«На основании проведенного
исследования и полученных результатов можно сделать следующие выводы:…»

7. Кратко о дальнейших шагах
по теме исследования

«Считаю, что данная тема
имеет перспективы развития в следующих направлениях:…»

8. Благодарность за внимание к
выступлению

«Благодарю за проявленное
внимание к моему выступлению»

Успех
учащегося-исследователя на конференции во многом зависит от формы публичного
выступления. Наличие у докладчика куража (в лучшем понимании этого слова),
эмоций, обращения к слушателям и жюри, свободная ориентация в результатах
исследования, как правило, создает положительную эмоциональную атмосферу у всех
участников конференции.

Факторы, влияющие
на успех публичного выступления

До, во время
и после выступления на конференции учащемуся-исследователю необходимо учесть
существенные факторы, непосредственно связанные с формой публичного выступления
– это внешний вид и речь докладчика, используемый им демонстрационный материал,
а также форма ответов на вопросы в ходе дискуссии. Ниже приведены рекомендации
к каждому из обозначенных факторов.

Внешний
вид докладчика

·       
Одежда – чистая, деловая,
комфортная, не яркая (желательно, парадная школьная форма).

·       
Мимика – отражающая
уверенность и дружелюбие по отношению к аудитории.

·       
Движения – свободные, уверенные,
жестикуляция умеренная.

Речь

·       
Громкость – доступная для
восприятия слов отдаленными слушателями, но без крика и надрыва.

·       
Произношение слов –
внятное, четкое, уверенное, полное (без глотания окончаний), с правильным
литературным ударением.

·       
Темп – медленный – в
значимых зонах информации, средний – в основном изложении, быстрый – во
вспомогательной информации.

·       
Интонация – дружественная,
спокойная, убедительная, выразительная, без ироничных и оскорбительных
оттенков.

·       
Направленность речи –
должна быть ориентирована в сторону основной аудитории, а не к председателю
(ведущему) и членам комиссии, если они находятся сбоку или сзади докладчика.

Демонстрационный
материал

·       
Приборы, модели,
конструкции и другие наглядные предметы.

Наглядные предметы и действия
над ними являются эффективным средством успешного взаимодействия с
присутствующими. Демонстрация реальных предметов привлекает внимание,
способствует оперативному пониманию и усвоению новой информации. Докладчику
необходимо заранее предусмотреть (при необходимости подготовить) место для
размещения наглядных предметов.

При демонстрации работы
предметов или при проведении опытов докладчику необходимо соблюдать технику
безопасности жизни людей, а также целостность, чистоту помещения.

·       
Слайды, кино- и
видеоролики, компьютерные презентации.

Видеоматериалы являются
современными средствами изобразительной наглядности и эффективны для восприятия
информации присутствующими. Докладчику необходимо заранее предусмотреть (при
необходимости подготовить и проверить) технические и организационные средства
демонстрации видеоматериалов.

·       
Плакаты, схемы, чертежи,
таблицы, графики, рисунки и другие материалы, оформленные на бумажном носителе.

«Бумажный» материал должен быть
удобен для восприятия присутствующими, кроме того, удобен докладчику при
переноске, демонстрации, креплении и снятии. Содержание плакатов, схем и т.д.
рекомендуется рисовать/писать в увеличенном масштабе. Докладчику необходимо
заранее предусмотреть (при необходимости подготовить) место не только для
удобной демонстрации плакатов, но и подготовить средства их оперативного
крепления и последующего снятия. Во время ссылки на тот или иной плакат
докладчику рекомендуется пользоваться обычной и/или лазерной указкой.

Возможен вариант, когда
докладчик заранее готовит необходимое количество малоформатных копий плакатов,
схем и т.д. и до выступления раздает их присутствующим.

·       
Записи на доске,
флипчарте.

Записи на доске (флипчарте)
обогащают устное выступление, но при этом докладчику необходимо учитывать
временные затраты на запись, а также следить за четкостью и аккуратностью ее
исполнения.

Дискуссия по теме доклада.

После основного выступления
начинается дискуссия по теме доклада, в котором имеют право участвовать все
присутствующие на конференции. Докладчику в устной форме могут задавать любые
вопросы, связанные с темой проведенного исследования. Вопросы могут быть
разными и по содержанию и по форме: уточняющие, проверяющие, развивающие и др.
Докладчик должен быть готов, прежде всего, психологически к такому разнообразию
вопросов.

Во время
ответа докладчик должен проявлять тактичность к лицам, задающим ему вопросы.
Прежде чем отвечать на вопрос, необходимо внимательно выслушать и при
необходимости уточнить и записать вопрос. Рекомендуется на заданный вопрос
отвечать сразу, а не выслушивать все вопросы, а затем на них отвечать.
Докладчику надо учитывать, что краткий, четкий и хорошо аргументированный ответ
на предыдущий вопрос может исключить малосущественные дополнительные вопросы.

Если при
ответе возможны ссылки на текст исследовательской работы, то их рекомендуется
делать. Это придает ответам наибольшую убедительность и одновременно позволяет
подчеркнуть достоверность результатов проведенного исследования.

Благодарность
докладчика в адрес присутствующих и лиц, задающих вопросы, создаст общее
положительное впечатление о публичном выступлении учащегося-исследователя.

Приложение 7.

Утверждаю

Директор

МОУ «__________ СОШ»

________  /__________

«___» ________ 20__ г.

Закрепление тем исследовательских работ на 20__-20__
уч. год

п/п

Фамилия, имя учащегося

Класс

Тема исследовательской работы

Предметная область

Руководитель

1.

Шабалина Юлия

10

Святитель трудных лет Руси (Алексий)

Православие, история

Матвеенко Е.Ю.

3.      

Научное общество обучающихся

«Мудрая сова»

МКОУ СОШ №2

Барабинского района

Новосибирской области

Руководитель:

учитель физики

Гребенщикова Т.С.

ПОЛОЖЕНИЕ О НАУЧНОМ ОБЩЕСТВЕ ОБУЧАЩИХСЯ

Современное общество нуждается в компетентных, талантливых, неординарно мыслящих людях. Успешному решению этой проблемы должно способствовать научное общество учащихся.

НОО – это добровольное творческое школьное объединение учителей и учащихся, с целью совершенствования знаний, умений, навыков школьников, развития их интеллектуальных способностей и приобщение их к научно-исследовательской работе, развитие основных компетенций и расширение круга общения и коммуникативности.

Общие положения

  1. Научное общество учащихся является самостоятельным формированием, которое объединяет учащихся школы, способных к научному поиску, заинтересованных в повышении своего интеллектуального и культурного уровня, стремящихся к углублению знаний как по отдельным предметам, так и в области современных научных знаний.

  2. Непосредственное руководство научным обществом учащихся осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе.

Создание «НОО» позволяет:

— попробовать свои силы в научно-исследовательской деятельности;

— раскрыть свой талант и способности, найти свою область приложения;

— развивать коммуникабельность, доброжелательность и чуткость, расширять круг интересов и умений;

— учиться самоанализу и самосовершенствованию;

— учиться отстаивать своё мнение и умению выслушивать оппонента;

— развивать различные компетентности.

Положение о научном обществе рассматривается на заседании совета научного общества и принимается общим собранием членов НОО.

На общем собрании утверждается совет НОО, в который входит не менее 5-10 человек, определяется состав каждой секции, утверждается название школьного НОО, план его работы на год, эмблема и девиз.

Общее собрание НОО проходит 2 раза в год.

Заседания совета НОО – 1 раз в четверть.

Научно-исследовательская конференция проводится 1 раз в год .

Структура НОО:

Руководитель НОО (заместитель директора по УВР);

Президент НОО (ученик старших классов);

Руководители секций по предметам (педагоги школы).

Основные направления работы НОО:

  1. Включение в научно-исследовательскую деятельность способных учащихся в соответствии с их научными интересами.

  2. обучение учащихся работе с научной литературой, формирование культуры научного исследования.

  3. оказание помощи в проведении экспериментальной и исследовательской работы.

  4. организация индивидуальных консультаций в ходе научных исследований.

  5. рецензирование научных работ, подготовка к участию в научно-практических, исследовательских конференциях, олимпиадах, интеллектуальных играх.

  6. редактирование и издание ученических научных сборников

  7. знакомство и сотрудничество с представителями науки в различных областях знаний.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ НОО:

Основная цель – создание условий для выявления, развития и поддержки учащихся, одаренных в области научного творчества; развития интеллектуального творческого потенциала, самореализации личности учащегося в исследовательской проектной деятельности.

Педагогические задачи:

содействие повышению престижа и популяризации научных знаний, получение учащимися более широких, чем школьные, знаний в избранной области современной науки;

— приобщение учащихся к исследовательской деятельности, их адаптация в научной среде путем проведения исследований и участия в конференциях и конкурсах;

— освоение учащимися методов и приемов научного поиска;

— формирование у школьников познавательной активности;

— содействие профессиональному самоопределению учащихся;

— формирование активной гражданской позиции учащихся.

Научно-методические задачи:

— осуществление научно-методического сопровождения, направленного на совершенствование содержания и качества научного творчества школьников;

— создание информационного пространства, в рамках которого осуществляется доступ к базе данных, необходимых для успешного проведения исследовательской работы;

— выявление и пропаганда передовых педагогических технологий работы с интеллектуально одаренными детьми.

Задачи НОО:

— формирование научных взглядов учащихся;

— овладение способами деятельностей: учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной;

— освоение ключевых компетенций: ценностно-смысловой, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной;

— развитие личности способной к самоактуализации в постоянно изменяющихся социально-культурных условиях;

— создание условий, способствующих повышению уровня образованности учащихся;

— пропаганда знаний;

— участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях в рамках деятельности ОУ в школе, городе, регионе;

— обучение навыкам работы с лабораторным оборудованием, методами научных исследований, научной литературой;

— формирование навыков выступления и аргументированного отстаивания своей позиции;

— формирование целостного представления об окружающем мире;

— решение задач предпрофильного и профильного обучения;

— социализация учащихся в современном мире;

— ориентация на выбор будущей профессии

Деятельность НОО

  1. НОО координирует научно-исследовательскую работу обучающихся.

  2. НОО осуществляет консультационную помощь обучающимся и их научным руководителям посредством предоставления имеющейся литературы (методкабинет), консультаций и собеседований с участниками научно-практических конференций, педагогами, занимающимися научно-исследовательской деятельностью и имеющими практический опыт участия в конференциях.

  3. НОО осуществляет помощь в подготовке материала к школьной и городской научно-практической конференции (стенд, оформление работы).

  4. НОО организует и проводит школьную научно-практическую конференцию, школьные предметные конференции.

  5. НОО разрабатывает и выносит на утверждение методического совета школы критерии оценки научно-практической работы в рамках школьной конференции.

  6. НОО может выдвигать научно-практические работы учащихся для участия в городской конференции.

  7. НОО участвует в работе районного научного общества, сотрудничает с другими школьными научными обществами.

  8. НОО ведет пропаганду научно-исследовательской работы среди учащихся школы.

  9. НОО ходатайствует перед администрацией школы о награждении активных членов общества, участников и победителей городских и краевых научно-практических конференций.

  10. НОО предлагает кандидатуры экспертов (жюри) школьной научно-практической конференции.

  11. Состав жюри утверждается решением методического совета школы.

 Содержание и формы  работы научного общества учащихся:

1. Составление программ и разработка проектов и тем исследований;

2. Знакомство с методами и технологией научных исследований:

— умение работать с научной литературой;

— отбирать, систематизировать и анализировать материал; решать рационализаторско – изобретательские задачи;

— умение грамотно оформлять научную работу;

— выступать перед аудиторией с докладом, дискутировать;

3. Участие в научных экспедициях;

4. Проведение научно – практических конференций, дискуссий, семинаров;

5. Участие в конференциях НОУ разных уровней;

6. Подготовка школьных научных сборников; публикаций в вузовские сборники, региональные научные журналы, предметные журналы;

7. Проведение внеклассных мероприятий в ОУ (викторины, олимпиады, беседы и т.д.);

8. Встречи с учёными, изобретателями, сотрудниками библиотек, музеев, архивов;

9. Экскурсии в библиотеки, музеи, научные учреждения;

10. Экскурсии в учреждения среднего и высшего профессионального образования.

Документация НОО

  • Протоколы заседаний

  • План работы общества

  • Положение о школьном научном обществе

  • Протоколы заседаний экспертных групп школьной научно-практической конференции

Итоги работы

  1. Итоги работы НОО подводятся на общем собрании НОО.

  2. Лучшие достижения членов НОО рекомендуются на муниципальные и краевые конференции.
    3.По результатам работы НОО ходатайствует о награждении активных участников НОО. Решение о поощрении выдвигается Советом НОО и утверждается руководителем ОУ.

УСТАВ НОО

В научное общество учащихся может вступить каждый ученик, имеющий интерес к научной деятельности и получивший рекомендацию учителя-предметника.

Участники НОО.

1. Членами общества являются учащиеся 1-11 классов, изъявившие желание активно участвовать в работе одной или двух секций общества.

2. Учащиеся – исполнители исследовательской работы имеют право:

— выбрать тему в соответствии со своими интересами;

— использовать для выполнения исследования материально-техническую и информационно-справочную базу образовательного учреждения;

— получать регулярную методическую и организационную помощь от руководителей и консультантов;

— свободно использовать собственные результаты исследовательской деятельности в соответствии с авторским правом;

-представлять результаты выполнения ученической исследовательской работы для получения зачёта или оценки по соответствующему предмету;

— добровольно выйти из состава общества.

3. Члены НОО могут избирать и быть избранными в ученический совет; получать отзыв о своей творческой работе от ученического совета и научного руководителя.

4. К обязанностям исполнителей ученической исследовательской работы относится:

— выполнение исследования в соответствии с требованиями, утверждёнными образовательным учреждением;

— соблюдение графика работы в соответствии с рабочей программой исследования;

— соблюдение полной сохранности и бережного использования материальных ресурсов и справочно-информационных материалов образовательного учреждения, а также вспомогательных учреждений (библиотек, архивов, музеев т.п.).

5. За активную деятельность в НОО и выполнение конкретных работ школьники награждаются специальными дипломами, грамотами, призами.

 Структура управления и организации деятельностью НОО

1. Научное общество учащихся выбирает совет, во главе которого стоит президент. Также членом совета является руководитель НОО из числа преподавателей ОУ. Президент совета выбирается открытым голосованием из числа учащихся – членов НОО сроком на два года.

2. Совет научного общества учащихся:

а) Утверждает план работы НОО на учебный год;

б) Заслушивает отчёты членов общества о проделанной работе;

в) Организовывает школьные конференции, выставки, экспедиции;

г) Взаимодействует с советами городского школьного НОО и студенческих обществ ВУЗов;

д) Оказывает помощь в организации внеклассных мероприятий по предметам.

3. Президент НОО избирается из числа учащихся 9 -10-х классов:

а) Участвует в составлении плана НОО на учебный год и контролирует его реализацию (совместно с руководителем НОО)

б) Готовит материалы для рассмотрения на заседаниях совета и на собраниях НОО.

4. Руководитель НОО:

а) Готовит материалы для рассмотрения на заседаниях  совета и собраниях НОО (совместно со старостой);

б) Составляет отчёт о проделанной работе;

в) Представляет тематику выбранных тем исследований заместителю директора ОУ по учебно – воспитательной работе, на заседаниях научно – методического совета школы;

г) Осуществляет взаимодействие с научными обществами других образовательных учреждений.

5. Курирует научную деятельность отдельных членов НОО, занимающихся исследовательской работой, учитель – предметник, выполняющих в данном случае функции научного руководителя.

6. Ученический совет НОО возглавляет руководитель, назначаемый директором ОУ из числа учителей ОУ.

7. НОО работает по плану, утверждённому директором школы.

8. Контроль за работой НОО осуществляется директором ОУ и заместителем директора по УВР

9. Участники НОО:Членами НОО являются учащиеся 1 – 11-х классов, изъявившие желание участвовать в работе общества в соответствии с данным Положением.

.

10. Организационная и финансовая поддержка НОО осуществляется  администрацией школы

План работы

школьного научного общества «Мудрая сова» МКОУ СОШ №2

на 2014 – 2015 учебный год

Цели и задачи научного общества учащихся:

1.    Расширение кругозора учащихся в области достижений отечественной и зарубежной науки.

2.    Выявление наиболее одаренных учащихся в разных областях науки и развитие их творческих способностей.

 3.    Активное включение учащихся школы в процесс самообразования и саморазвития.

4.    Совершенствование умений и навыков самостоятельной работы учащихся, повышение уровня знаний и эрудиции в интересующих областях науки.

5.   Организация научно-исследовательской деятельности учащихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации.  

Месяц

Направление деятельности

Мероприятия

Ответственный

Сентябрь-октябрь

Работа руководителя НОУ по организации деятельности НОУ в новом учебном году

1.Анализ работы за прошедший год

2. Обсуждение плана работы, обновление эмблемы, девиза НОУ.

3. Составление списка участников НОУ в новом учебном году

4. Знакомство с темами для написания исследовательских проектов

5. Определение группы учащихся для подготовки к конкурсам и олимпиадам.

6. Обсуждение плана муниципальных, краевых и Всероссийских мероприятий и планирование участия в них членов НОУ.

Руководитель НОУ

учителя-предметники,

библиотекарь

Октябрь

Работа руководителя НОУ

1. Информирование членов НОУ об основных требованиях к проектной и исследовательской работе

2. Информирование членов НОУ о правилах ведения документации проекта

3. Выборы совета НОУ, президента НОУ и его заместителя

4. Подготовка к Всероссийской олимпиаде школьников.

Работа руководителей проектов

Консультации для учащихся по вопросам: методика проекта,

специфика исследовательских работ

Работа исполнителей проектов

Выбор темы проекта.

Сбор информации по теме проекта

Работа совета НОУ

Планирование инструктажей для учащихся «Ведение документации проекта. Критерии и требования к оформлению исследовательских работ»

Общее собрание членов НОУ

Занятия для учащихся

Поиск информации,

посещение консультаций и инструктажей

Составление графика инструктажей

Руководитель НОУ

Руководители проектов

Исполнители проектов

Президент НОУ

Ноябрь

Работа руководителя НОУ

Контроль и корректирование работы НОУ над проектами. Контроль за ходом выполнения, сроками и результатами проводимых работ, прием промежуточных отчетов членов НОУ.

Организация участия завершённых проектов в научно-исследовательских конкурсах.

Организация участия подготовленных учащихся в муниципальном этапе Всероссийской олимпиаде школьников.

Работа руководителей проектов

Консультации для учащихся по вопросу методики проекта и методики проведения исследования

Работа исполнителей проектов

Сбор информации по теме проекта

Работа совета НОУ

Проведение инструктажей для учащихся «Ведение документации проекта. Разработка научного аппарата проблемы исследования»

Посещение инструктажей и занятий, помощь в их подготовке и проведении,

сбор отчетной документации первого этапа работы

Консультации

Поиск информации,

посещение консультаций и инструктажей

Занятия для учащихся

Руководитель НОУ

Руководители проектов

Исполнители проектов

Совет НОУ

Декабрь

Работа руководителя НОУ

Контроль и корректирование работы НОУ над проектами. Контроль за ходом выполнения, сроками и результатами проводимых работ, прием промежуточных отчетов членов НОУ.

Организация участия завершённых проектов в научно-исследовательских конкурсах.

Организация участия подготовленных учащихся в муниципальном этапе Всероссийской олимпиаде школьников.

Организация школьного интеллектуального марафона.

Работа руководителей проектов

Консультации для учащихся по вопросу методики проекта и методики проведения исследования

Работа исполнителей проектов

Обработка информации по теме проекта, предварительные выводы.

Составление тезисов.

Работа совета НОУ

Проведение инструктажей для учащихся «План написания учебно-исследовательской работы»

Посещение инструктажей и занятий, помощь в их подготовке и проведении,

сбор отчетной документации второго этапа работы

Консультации

Работа с информацией,

посещение консультаций и инструктажей

Занятия для учащихся

Руководитель НОУ

Руководители проектов

Исполнители проектов

Совет НОУ

Президент НОУ

Январь

Работа руководителя НОУ

Контроль и корректирование работы НОУ над проектами.

Контроль за ходом выполнения, сроками и результатами проводимых работ, прием промежуточных отчетов членов НОУ.

Совещание для руководителей проектов

Итоги участия членов НОУ в предметных олимпиадах и исследовательских конкурсах за 1 полугодие

Организация и проведение школьной научно- практической конференции младших школьников «Я — исследователь». Организация семинара для учителей школы по вопросам проведения научно-исследовательской  работы с учащимися.

Работа руководителей проектов

Консультации для учащихся по вопросу методики проекта и методики проведения исследования

Работа исполнителей проектов

Обработка информации по теме проекта, предварительные выводы

Работа совета НОУ

Проведение инструктажей для учащихся «Организация работы с литературными источниками. Оформление библиографических данных»

Посещение инструктажей и занятий, помощь в их подготовке и проведении,

сбор отчетной документации

второго этапа работы

Совещание

участие

Консультации

Работа с информацией,

посещение консультаций и инструктажей

Занятия для учащихся

Руководитель НОУ

Руководители проектов

Исполнители проектов

Совет НОУ

Президент НОУ

февраль

Работа руководителя НОУ

Контроль и корректирование работы НОУ над проектами. Контроль за ходом выполнения, сроками и результатами проводимых работ, прием промежуточных отчетов членов НОУ.

Организация участия завершённых проектов в научно-исследовательских конкурсах.

Работа руководителей проектов

Консультации для учащихся по вопросу методики проекта и методики проведения исследования

Работа исполнителей проектов

Оформление выводов по теме проекта

Работа совета НОУ

Проведение инструктажей для учащихся «Методы и этапы научного исследования»

Посещение инструктажей и занятий, помощь в их подготовке и проведении,

сбор отчетной документации третьего этапа работы

Консультации

Работа с информацией,

посещение консультаций и инструктажей

Занятия для учащихся

Руководитель НОУ

Руководители проектов

Исполнители проектов

Совет НОУ

Президент НОУ

Февраль-март

Подготовка к участию и участие в городских, региональных межсетевых научно-практических конференциях

Подготовка к участию в районной научно-практической конференции

Выбор проектов для участия в конференциях

Работа руководителей и исполнителей проекта

Подготовка к выступлению на конференциях

Совещание по планированию всех членов НОУ

Репетиции

Участие

Репетиция

Руководитель НОУ

Совет НОУ

Руководители проектов

март

Школьная научно-практическая конференция

Анализ результатов участия в конференциях

Организация выставки достижений школьников

«Наши исследовательские проекты»

Конференция

Совещание совета НОУ

Руководитель НОУ

Совет НОУ

Президент НОУ

май

Подведение итогов работы НОУ

Общее собрание всех членов НОУ

Руководитель НОУ

Президент НОУ

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как упаковать плоский подарок в подарочную бумагу пошаговая инструкция
  • Препарат детримакс актив инструкция по применению
  • Эйфа ац 600 инструкция как принимать взрослым
  • Книга ваз 2105 руководство по ремонту
  • Антидиарин для телят инструкция по применению