Руководство об отмене постановления

Разъясняет старший прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе Гиззатуллин Д.З.

Административное право одна из самых объемных из отраслей национального права России. Правоотношения, складывающиеся в рамках данной отрасли, многочисленны и многообразны. Как следует из многочисленных источников, административное право — это отрасль права (система правовых норм), регулирующая общественные отношения в сфере управленческой деятельности государственных органов и должностных лиц по исполнению публичных функций государства в процессе осуществления исполнительной власти органами государства.

Нормативным правовым актом, регулирующим определение и назначение вида наказания за совершенные правонарушения в рамках указанных общественных отношений, является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ).

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, рассматриваются в пределах компетенции в том числе и судом.

Глава 30 КоАП РФ определяет весь процесс обжалования назначенного наказания за совершенное правонарушение: субъекты, порядок, сроки и т.д.

Итак, постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления (в некоторых случаях — в пятидневный срок со дня вручения или получения копий постановлений (ст. 30.3 КоАП РФ)).

Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное судьей, может быть обжаловано лицом только в вышестоящий суд. Соответственно, в районный суд либо в областной или другой соответствующий ему суд (п. 1 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ).

КоАП РФ не содержит конкретного перечня оснований для возврата жалоб на постановление по делам об административных правонарушениях.

На практике наиболее частым случаем возврата жалоб без рассмотрения является пропуск срока обжалования. Однако, в случае пропуска, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей (ч. 2 ст. 30.3 КоАП РФ).

Также подлежит возвращению жалоба, не подписанная заявителем, поскольку отсутствие подписи не позволяет достоверно установить волю лица на обжалование постановления и однозначно его идентифицировать.

Необходимо обратить внимание, что постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

По результатам рассмотрения жалобы может быть вынесено одно из следующих решений: об оставлении постановления без изменения; об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление; об отмене постановления и о прекращении производства по делу; об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, правомочному рассматривать дело (ст. 30.7 КоАП РФ).

Если брать случай об отмене постановления, то такая отмена происходит при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление по об административном правонарушении.

Из содержания ст. 24.5 КоАП РФ следует, что основаниями для отмены постановления могут служить наличие хотя бы одного из следующих обстоятельств: отсутствие события административного правонарушения, отсутствие состава административного правонарушения, действия лица в состоянии крайней необходимости, истечение сроков давности привлечения к административной ответственности, смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении и иные обстоятельства.

​​​​​​​

Порядок и основания отмены постановлений об административных правонарушениях, вынесенных судом (Отдел по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе )

Разъясняет старший прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе Гиззатуллин Д.З.

Административное право одна из самых объемных из отраслей национального права России. Правоотношения, складывающиеся в рамках данной отрасли, многочисленны и многообразны. Как следует из многочисленных источников, административное право — это отрасль права (система правовых норм), регулирующая общественные отношения в сфере управленческой деятельности государственных органов и должностных лиц по исполнению публичных функций государства в процессе осуществления исполнительной власти органами государства.

Нормативным правовым актом, регулирующим определение и назначение вида наказания за совершенные правонарушения в рамках указанных общественных отношений, является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ).

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, рассматриваются в пределах компетенции в том числе и судом.

Глава 30 КоАП РФ определяет весь процесс обжалования назначенного наказания за совершенное правонарушение: субъекты, порядок, сроки и т.д.

Итак, постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления (в некоторых случаях — в пятидневный срок со дня вручения или получения копий постановлений (ст. 30.3 КоАП РФ)).

Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное судьей, может быть обжаловано лицом только в вышестоящий суд. Соответственно, в районный суд либо в областной или другой соответствующий ему суд (п. 1 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ).

КоАП РФ не содержит конкретного перечня оснований для возврата жалоб на постановление по делам об административных правонарушениях.

На практике наиболее частым случаем возврата жалоб без рассмотрения является пропуск срока обжалования. Однако, в случае пропуска, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей (ч. 2 ст. 30.3 КоАП РФ).

Также подлежит возвращению жалоба, не подписанная заявителем, поскольку отсутствие подписи не позволяет достоверно установить волю лица на обжалование постановления и однозначно его идентифицировать.

Необходимо обратить внимание, что постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

По результатам рассмотрения жалобы может быть вынесено одно из следующих решений: об оставлении постановления без изменения; об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление; об отмене постановления и о прекращении производства по делу; об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, правомочному рассматривать дело (ст. 30.7 КоАП РФ).

Если брать случай об отмене постановления, то такая отмена происходит при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление по об административном правонарушении.

Из содержания ст. 24.5 КоАП РФ следует, что основаниями для отмены постановления могут служить наличие хотя бы одного из следующих обстоятельств: отсутствие события административного правонарушения, отсутствие состава административного правонарушения, действия лица в состоянии крайней необходимости, истечение сроков давности привлечения к административной ответственности, смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении и иные обстоятельства.

​​​​​​​

  • Что можно обжаловать?
    Исходя из ст.30.1, 30.9, 30.10, 30.12 КоАП РФ можно обжаловать:
    1) Постановления по делу об административном правонарушении, не вступившие в законную силу;

    2) Постановления по делу об административном правонарушении, вступившие в законную силу;

    3) Последующие решения по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении;

    4) Определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

    2. Кто имеет право на обжалование постановления по делам об административном правонарушении, не вступившего в законную силу?

    Правом на обжалование обладают лица, указанные в ст.30.1 КоАП РФ, а именно:
    1) Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (ст.25.1 КоАП РФ);
    2) Потерпевший (ст.25.2 КоАП РФ);
    3) Законные представители физического лица и юридического лица (ст.25.3-25.4 КоАП РФ);
    4) Защитник и представитель (ст.25.5 КоАП РФ);
    5) Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей (ст.25.5.1 КоАП РФ).

    2.1. Обладает ли прокурор правом принесения протеста на постановление по делам об административном правонарушении (ПДАП)?

    Да, в соответствии со ст.30.10 КоАП РФ прокурор вправе приносить протесты на:
    1) Не вступившее или вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении;
    2) И (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление

    2.2. Обладает ли лицо, уполномоченное законом составлять протокол об административном правонарушении, правом на обжалование постановления (ПДАП), вынесенного судьей?

    Да, согласно ч.1.1 ст.30.1 КоАП РФ такое лицо вправе обжаловать ПДАП, вынесенное судьей, в вышестоящий суд. Но это право касается только постановлений, не вступивших в законную силу. Если постановление уже вступило в законную силу, то подобное право у такого лица отсутствует (ст.30.12 КоАП РФ).

    3. Куда обжалуются постановления по делам об административном правонарушении, не вступившие в законную силу?

    Все зависит от лица или органа, которым вынесено постановление (ст.30.1 КоАП РФ):

    Судьей — в вышестоящий суд (например, мировой судья вынес постановление, обжалование осуществляется в районный суд);

    Коллегиальным органом — в районный суд по месту нахождения коллегиального органа;

    Должностным лицом — вышестоящему должностному лицу или в вышестоящий орган либо в районный суд по месту рассмотрения дела (военнослужащие — в гарнизонный военный суд). То есть в данном случае предоставлено право выбора, куда подавать жалобу.

    Важно!
    В п.3 ч.1 ст.30.1 КоАП РФ предусмотрен именно альтернативный путь обжалования постановления (ПДАП), вынесенного должностным лицом; мнение о том, что для обжалования постановления (ПДАП) необходимо сначала обратиться с жалобой к вышестоящему лицу и в вышестоящий орган, а только потом в суд, — ошибочен. Жалобу можно направлять по выбору или сразу в суд, или в вышестоящий орган/вышестоящему лицу (см., например, Определение Московского городского суда от 16.11.2016 по делу N 7-14132/2016).

    Постановление (ПДАП), вынесенное иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, — в районный суд по месту рассмотрения дела;

    Внимание!
    Если жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подана одновременно и в суд, и в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, то согласно ч.2 ст.30.1 КоАП РФ жалоба рассматривается судом.

    3.1. Когда дело об оспаривании решения административного органа подведомственно арбитражному суду, а когда суду общей юрисдикции?

    Постановление по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством, а именно в порядке, установленном § 2 гл.25 АПК РФ. К сожалению, на практике нет четкого понимания, какие все-таки дела подведомственны арбитражным, а какие судам общей юрисдикции.

    Частично ответ на вопрос о том, какие дела подведомственны будут судам общей юрисдикции, дан в п.33 Постановления ВС РФ N 5, а также в ответе на вопрос 10 Раздела VI Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации 1 (2014).

    В суд общей юрисдикции обжалуются постановления и решения по делам об административном правонарушении, если объективная сторона правонарушения направлена на нарушение или невыполнение норм законодательства в сфере:

    а) санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
    б) в области охраны окружающей среды и природопользования;
    в) безопасности дорожного движения;
    г) пожарной безопасности;
    д) законодательства о труде и охране труда.

    4. В какой срок обжалуется не вступившие в законную силу постановление (ПДАП)?

    Согласно ч.1 ст.30.3 КоАП РФ, по общему правилу, срок на обжалование — десять суток со дня вручения или получения копии постановления. Аналогичный срок закреплен и в ч.2 ст.208 АПК РФ.

    Для дел, указанных в ч.3 ст.30.3 КоАП РФ, (связаны с избирательным процессом) — пять дней со дня вручения или получения копии постановления.

    Важно!
    Пропуск установленного законом срока на обжалование постановления административного органа о привлечении к административной ответственности либо отказ в его восстановлении является достаточным и самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления о признании незаконным и об отмене постановления административного органа (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13.02.2015 N Ф01-6271/2014 по делу N А39-1552/2014) или жалобы на постановление по делу об административном правонарушении.

    Внимание!
    В последнее время в делах об обжаловании суды применяют по аналогии положения п.1 ст.165.1 ГК РФ о юридически значимых сообщениях, а именно положение о том, что сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

    Например, уклонение от получения корреспонденции или халатное отношение к получению и обработке корреспонденции приведет к тому, что постановление по делу об административном правонарушении суд посчитает врученным привлеченному к ответственности лицу в установленные законом сроки (Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2016 N 04АП-2137/2016 по делу N А19-619/2015)

    5. Может ли быть восстановлен срок на обжалование постановления (ПДАП)?

    Да, такой срок согласно ч.2 ст.30.3 КоАП РФ может быть восстановлен по ходатайству лица, подавшего жалобу.
    Такое ходатайство может как содержаться в тексте жалобы, так и подаваться в виде отдельного документа, как следует из смысла ч.2 ст.30.3 КоАП РФ.

    В ходатайстве или в части жалобы, содержащей ходатайство, должно содержаться:
    а) указание на причины, которые послужили причиной пропуска срока;
    б) просьба восстановить срок.

    Ходатайство рассматривается судьей или должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу. Ходатайство рассматривается в порядке гл.30 КоАП РФ с обязательным извещением лица, которое подает ходатайство.

    Об отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении выносится определение (ч.4 ст.30.3 КоАП РФ).

    Важно!
    Несмотря на то что КоАП РФ не предусматривает возможности обжалования определения об отклонении ходатайства о восстановлении названного срока, это определение исходя из общих принципов осуществления правосудия может быть обжаловано, поскольку оно исключает возможность дальнейшего движения дела об административном правонарушении, что влечет нарушение права лица, привлеченного к административной ответственности, на защиту (абз.2 п.31 Постановления ВС РФ N 5).

    Возникает вопрос: можно ли обжаловать определение суда о восстановлении пропущенного срока? Данное определение не создает препятствий для движения дела, не лишает заинтересованных лиц права на обжалование принятого по делу судебного акта, потому, если иное не предусмотрено законом, не подлежит обжалованию. В частности, такая позиция встречается в системе арбитражных судов. Например, АС округа отметил, что выраженное в соответствующем судебном акте определение суда о восстановлении процессуального срока обжалованию не подлежит (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 13.02.2012 по делу N А56-24343/2011).

    6. Какие причины могут посчитать уважительными для восстановления срока подачи жалобы на постановление (ПДАП), а какие нет?

    Судья или должностное лицо, правомочное рассматривать жалобу, оценивает уважительность причины пропуска, исходя из обстоятельств пропуска и длительности пропуска (срока пропуска), а также насколько причина пропуска препятствовала обжалованию постановления. Как правило, такими причинами могут стать процессуальные нарушения извещения лица о рассмотрении дела и вынесении постановления, недоставка корреспонденции по вине организации связи, тяжелая болезнь или длительная командировка гражданина или ИП и т.п. Наиболее трудно восстановить срок для обжалования юридическим лицам.

    Что касается перечня причин, то такого исчерпывающего перечня нет из-за многообразия ситуаций на практике.

    Например, суды не признали уважительными причинами пропуска:
    — кадровые перестановки в организации (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 22.03.2016 N Ф07-405/2016 по делу N А21-3432/2015);
    — получение корреспонденции работником, а не руководителем организации (Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 03.12.2014 N Ф02-4844/2014 по делу N А19-19571/2013);
    — отсутствие организации по юридическому адресу, указанному в ЕГРЮЛ (Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2016 N 13АП-16064/2016 по делу N А56-8153/2016);
    — нахождение ответственного за обжалование лица на «больничном» (Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2016 N 13АП-10112/2016 по делу N А21-9235/2015);
    — болезнь, если она не лишает возможности обжаловать постановление и лицо было уведомлено надлежащим образом о вынесении постановления по делу (Определение Московского городского суда от 24.11.2016 по делу N 7-14657/2016);
    — первоначальное обращение с жалобой к вышестоящему лицу или в вышестоящий орган, поскольку такое обращение не препятствует одновременному обращению с жалобой в суд (Определение Московского городского суда от 16.11.2016 по делу N 7-14492/2016);
    — смена места жительства, если соответствующие органы, участвующие в рассмотрении дела, не были уведомлены о смене адреса (Решение Верховного Суда РФ от 17.11.2016 N 1-ААД16-1).

    Суды посчитали причины уважительными:
    — незначительное время пропуска (два дня) (Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 27.09.2010 по делу N А33-2698/2010). Между тем это скорее исключение, чем правило;
    — судья, установив, что жалоба неподведомственна для рассмотрения данным судом, вопреки требованиям ч.4 ст.30.2 КоАП РФ возвратил жалобу заявителю, из-за чего срок был пропущен (Постановление Верховного Суда РФ от 15.11.2016 N 5-АД16-49);
    — отсутствуют доказательства вручения копии постановления законному представителю юридического лица либо получения его по почте (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 13.12.2010 по делу N А15-390/2010);
    — суд общей юрисдикции принял решение по делу, которое в дальнейшем было отменено в связи с неподведомственностью спора СОЮ (Решение АС г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.08.2011 по делу N А56-24343/2011, оставлено в силе Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2011, Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 13.02.2012);
    — ошибка в исчислении срока на обжалование судьей — от даты вынесения постановления, в то время как надо от даты вручения или получения копии (Определение Московского городского суда от 16.11.2016 по делу N 7-14774/2016);
    — в постановлении отсутствует разъяснение порядка обжалования (Постановление Верховного Суда РФ от 03.10.2016 N 74-АД16-10).

    6.1. Восстанавливает ли пропущенный срок суд общей юрисдикции, если ранее заявление было подано в арбитражный суд, который вынес определение о неподведомственности дела арбитражному суду?

    На данный вопрос нет однозначного ответа, т.к. все зависит от обстоятельств дела.

    Например, если:
    а) заявление в арбитражный суд подано в пределах срока на обжалование;
    б) заявление в СОЮ подано сразу после оглашения арбитражным судом резолютивной части определения о возврате заявления в связи с неподведомственностью дела суда;

    то высока вероятность восстановления пропущенного срока. По крайней мере, есть положительное решение Верховного Суда РФ в схожих обстоятельствах. (Постановление Верховного Суда РФ от 06.07.2015 N 9-АД15-8).

    Однако, немало и отрицательных примеров, когда суды отказывали в восстановлении срока (и чаще всего отказывают). Подробнее см. разъяснения к «Шаг 2» второго раздела данного материала.

    7. Что выносится по итогам рассмотрения жалобы на постановление (ПДАП)?

    По результатам рассмотрения жалобы выносится решение.

    Важно: если по результатам рассмотрения жалобы принят акт, озаглавленный иначе, чем решение, это может быть расценено на нарушение процессуальных требований рассмотрения жалобы и послужить основанием для отмены такого акта (см., например, Постановление Тамбовского областного суда от 15.09.2016 по делу N 4А-216/2016: подана жалоба на постановление мирового судьи по делу об административном правонарушении, судья районного суда по результатам рассмотрения вынес постановление, а не решение, что повлекло отмену областным судом такого постановления).

    8. Можно ли обжаловать решение, принятое по жалобе на постановление (ПДАП), и если да, то какие лица обладают таким правом?

    Да, такое решение может быть обжаловано. Согласно ст.30.9 КоАП РФ правом на обжалование обладают лица, которые имеют право обжаловать само постановление (ПДАП) — см. ответ на вопрос 2.

    Кроме того, правом на обжалование решений обладают:
    а) должностное лицо, которое выносило обжалуемое постановление;
    б) руководитель коллегиального органа и органа, созданного в соответствии с законом субъекта РФ, — если постановление выносилось таким органом.

    Прокурор также согласно ч.1 ст.30.10 КоАП РФ обладает правом принесения протеста на решения, принятые по жалобам на постановления по делу об административном правонарушении.

    9. В какой орган обжалуются решения по жалобам на постановление по делу об административном правонарушении?

    Решение обжалуется в порядке, установленном в ст.30.9 КоАП РФ, а именно, если решение вынесено:

    Судьей — то в вышестоящий суд;

    Вышестоящим должностным лицом или вышестоящий органом — в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд.

    10. В какой срок может быть обжаловано решение по жалобе на постановление (ПДАП)?

    В соответствии с ч.3 ст.30.9 КоАП РФ для обжалования решений установлены сроки, аналогичные срокам в ст.30.3 КоАП РФ, а именно в течение десяти суток со дня вручения или получения копии жалобы. А по делам, указанным в ч.3 ст.30.3 КоАП РФ, (избирательный процесс) — в течение пяти.

    В случае пропуска срока обжалования он может быть восстановлен по ходатайству лица, пропустившего срок (см. ответы на вопросы 6-8).

    Важно!
    Если жалоба рассматривалась арбитражным судом, то согласно ч.5 ст.211 АПК РФ решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
    Принесение протеста прокурора осуществляется в такие же сроки (ч.1 ст.30.10 КоАП РФ).

  • 11. Можно ли обжаловать постановления (ПДАП) и решения по жалобам на постановления, если они вступили в законную силу. Какие лица обладают правом на такое обжалование и куда подается соответствующая жалоба/протест и в какие сроки?

    Да, согласно ст.30.12 КоАП РФ решения по жалобам на постановления и сами постановления (ПДАП), вступившие в законную силу, могут быть обжалованы.
    Важно!

    Для обжалования вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях и (или) последующих решений по жалобам на такие постановления не имеет значения, обжаловалось ли такое постановление или решение в ином порядке, поскольку КоАП РФ в ст.30.12-30.19 не выдвигает подобного условия.

    Административные правонарушения — явление довольно распространённое. Пожалуй, сложно найти компанию, в отношении которой ни разу не выносилось предписание административным органом.  Дело в том, что административное законодательство затрагивает очень широкий круг правоотношений в сфере дорожного движения, экологии, налогового и таможенного законодательства, защиты персональных данных, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны собственности, промышленности, строительства, сельского хозяйства и прочих сфер жизнедеятельности человека. Большинство противоправных действий карается административным наказанием, и только некоторые, представляющие значительную общественную опасность, влекут уголовную ответственность.

    В настоящей статье мы поговорим о том, как оспорить незаконное постановление по делу об административном правонарушении.

    Пошаговая инструкция «Как оспорить постановление по делу об административном правонарушении?»

    Шаг 1. Подготовьте жалобу на постановление

    Порядок подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении регламентируется ст. 30.1 — 30.9 КоАП РФ.

    Согласно ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана по общему правилу в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. По административным правонарушениям при проведении выборов и референдумов (ст. 5.1 — 5.25, 5.45 — 5.52, 5.56, 5.58, 5.69 КоАП РФ) жалоба подается в течение 5 суток.

    Срок на подачу жалобы, пропущенный по уважительной причине, может быть восстановлен по ходатайству заявителя.

    Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении должна содержать:

    • наименование органа, в который направляется жалоба
    • сведения о лице, подавшем жалобу
    • сведения о других участниках производства по делу об административном правонарушении
    • реквизиты обжалуемого постановления по делу об административном правонарушении
    • доводы лица, подавшего жалобу, с указанием оснований для отмены или изменения постановления по делу об административном правонарушении
    • перечень документов, прилагаемых к жалобе
    • дату документа, подпись заявителя (данные представителя с приложением копии доверенности, если подписывает представитель по доверенности)

    В какой орган подавать жалобу на постановление по делу об административном правонарушении?

    • на постановление, вынесенное судьей — в вышестоящий суд
    • на постановление, вынесенное коллегиальным органом — в районный суд по месту нахождения коллегиального органа
    • на постановление, вынесенное должностным лицом — в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела
    • на постановление, вынесенное иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, — в районный суд по месту рассмотрения дела

    Как обжаловать постановление об административном правонарушении? Жалоба

    Шаг 2. Подготовьте документы для обжалования постановления по делу об административном правонарушении

    Приложите к жалобе на постановление по делу об административном правонарушении следующие документы:

    • копия постановления по делу об административном правонарушении

    • копии документов, подтверждающие доводы заявителя, изложенные в жалобе

    • копия документа, удостоверяющего личность (для заявителей — физических лиц), копия свидетельства о регистрации заявителя в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя

    • копии решений по результатам рассмотрения жалоб, если такие решения вынесены

    • копии жалобы, число которых соответствует числу других участников производства по делу об административном правонарушении (в производстве по делу об административном правонарушении участвуют лицо, в отношении которого ведется производство, потерпевший, законные представители физических и юридических лиц, прокурор)

    • копия документа, удостоверяющего полномочия представителя (если жалоба подписана представителем)

    • ходатайство о восстановлении срока подачи жалобы, копии документов, подтверждающих уважительность причин (если жалоба подается позже установленного срока)

    За рассмотрение жалобы на постановление по делу об административном правонарушении пошлина не уплачивается.

    Шаг 3. Подайте жалобу на постановление в уполномоченный орган

    Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье, в орган, должностному лицу, вынесший постановление по делу, или непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным рассматривать жалобу. В первом случае жалоба передается в вышестоящий орган (суд), уполномоченный рассматривать жалобу, в течение 3 суток (а при оспаривании приостановления деятельности юридического лица, административного ареста или выдворения — в тот же день).

    Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана нарочно, письмом по почте или через электронную систему (если имеется техническая возможность в соответствующем органе власти).

    Шаг 4. Примите участие при рассмотрении жалобы

    Вышестоящий орган, должностное лицо должны рассмотрение жалобу на постановление по делу об административном правонарушении в течение 10 дней.

    Районный суд рассматривает жалобу на постановление по общему правилу в течение 2 месяцев (сокращенный срок рассмотрения по административным правонарушениям в сфере проведения выборов и референдумов, а также при рассмотрении жалоб на административный арест или выдворение, приостановление деятельности). Как правило, при рассмотрении жалобы проводится 2-3 судебных заседания. Рекомендуется принять участие в судебных заседаниях при рассмотрении жалобы, чтобы поддержать изложенные в жалобе доводы и представить развернуто суду свою правовую позицию.

    Шаг 5. Получите решение по результату рассмотрения жалобы и обжалуйте его при несогласии

    По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений:

    • об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения
    • об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление
    • об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление
    • об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания
    • об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом

     

    Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении оглашается немедленно после его вынесения. Копия решения направляется лицу, в отношении которых было вынесено постановление по делу, а также потерпевшему в течение 3 суток.

    Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, и (или) решение вышестоящего должностного лица по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд. 


    Нужна помощь в подготовке жалобы на постановление по делу об административном правонарушении или комплексное сопровождение? Закажите услуги наших административных юристов по  обжалованию постановлений в вышестоящем органе или суде. Позвоните нам по телефону 8 (495) 223-48-91 или оставьте заявку на сайте, мы с вами свяжемся в ближайшее время и ответим на все ваши вопросы!

    Заказать услуги юриста

    Услуги судебных юристов

    Мы предлагаем комплексные услуги юристов по защите интересов доверителей в судах.

    • Представительство интересов в судах первой инстанции
    • Представительство интересов в судах апелляционной инстанции
    • Представительство интересов в судах кассационной инстанции
    • Представительство интересов в Верховном суде
    • Юристы по жилищным спорам
    • Юристы по земельным спорам
    • Юристы по наследственным делам
    • Юристы по семейным спорам
    • Юристы по трудовым спорам
    • Юристы по гражданским делам
    • Юристы по административным делам
    • Юристы по арбитражным делам

    Требуется помощь юриста в судебном споре?

    Вы можете заказать комплексные услуги опытных судебных юристов, оценщиков и экспертов в Юридической фирме «Двитекс».

    Для заказа услуг позвоните нам по телефону 8 (495) 223-48-91
    или оставьте заявку на сайте

    Заказать звонок

    Рекомендуемые статьи этой категории:

    1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    1.1. Настоящая Политика конфиденциальности в отношении обработки персональных данных пользователей сайта https://www.dvitex.ru/ (далее – Политика конфиденциальности) разработана и применяется в ООО Юридическая фирма «Двитекс», ОГРН 1107746800490, г. Москва, пер. Голутвинский 1-й, дом 3-5, оф 4-1 (далее – Оператор) в соответствии с пп. 2 ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее по тексту – Закон о персональных данных).

    1.2. Настоящая Политика конфиденциальности определяет политику Оператора в отношении обработки персональных данных, принятых на обработку, порядок и условия осуществления обработки персональных данных физических лиц, передавших свои персональные данные для обработки Оператору (далее – субъекты персональных данных) с использованием и без использования средств автоматизации, устанавливает процедуры, направленные на предотвращение нарушений законодательства Российской Федерации, устранение последствий таких нарушений, связанных с обработкой персональных данных.

    1.3. Политика конфиденциальности разработана с целью обеспечения защиты прав и свобод субъектов персональных данных при обработке их персональных данных, а также с целью установления ответственности должностных лиц Оператора, имеющих доступ к персональным данным субъектов персональных данных, за невыполнение требований и норм, регулирующих обработку персональных данных.

    1.4. Персональные данные Субъекта персональных данных – это любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу.

    1.5. Оператор осуществляет обработку следующих персональных данных Пользователей:

    • Фамилия, Имя, Отчество;
    • Адрес электронной почты;
    • Номер телефона;
    • иные данные, необходимые Оператору при оказании услуг Пользователям, для обеспечения функционирования Сайта.

    1.6. Оператор осуществляет обработку персональных данных Субъектов персональных данных в следующих целях:

    • обеспечение возможности обратной связи от Специалистов Оператора по запросам Пользователей;
    • обеспечение возможности онлайн оплаты заказанных на Сайте услуг;
    • обеспечения исполнения обязательств Оператора перед Пользователями;
    • в целях исследования рынка;
    • информирования Субъекта персональных данных об акциях, конкурсах, специальных предложениях, о новых услугах, скидок, рекламных материалов и других сервисов, а также получения коммерческой или рекламной информации и бесплатной продукции, участия в выставках или мероприятиях, выполнения маркетинговых исследований и уведомления обо всех специальных инициативах для клиентов;
    • статистических целях;
    • в иных целях, если соответствующие действия Оператора не противоречат действующему законодательству, деятельности Оператора, и на проведение указанной обработки получено согласие Субъекта персональных данных.

    1.7. Оператор осуществляет обработку персональных данных субъектов персональных данных посредством совершения любого действия (операции) или совокупности действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств, включая следующие:

    • сбор;
    • запись;
    • систематизацию;
    • накопление;
    • хранение;
    • уточнение (обновление, изменение);
    • извлечение;
    • использование;
    • передачу (распространение, предоставление, доступ);
    • обезличивание;
    • блокирование;
    • удаление;
    • уничтожение.

    2. ПРИНЦИПЫ ОБРАБОТКИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ

    2.1. При обработке персональных данных Оператор руководствуется следующими принципами:

    • законности и справедливости;
    • конфиденциальности;
    • своевременности и достоверности получения согласия субъекта персональных данных на обработку персональных данных;
    • обработки только персональных данных, которые отвечают целям их обработки;
    • соответствия содержания и объема обрабатываемых персональных данных заявленным целям обработки. Обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки;
    • недопустимости объединения баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместимых между собой;
    • хранения персональных данных в форме, позволяющей определить субъекта персональных данных, не дольше, чем этого требуют цели обработки персональных данных;
    • уничтожения либо обезличивания персональных данных по достижению целей, их обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей.

    2.2. Обработка персональных данных Оператором осуществляется с соблюдением принципов и правил, предусмотренных:

    • Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных»;
    • Настоящей Политикой конфиденциальности;
    • Всеобщей Декларацией прав человека 1948 года;
    • Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года;
    • Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года;
    • Положениями Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека (Минск, 1995 год), ратифицированной РФ 11.08.1998 года;
    • Положениями Окинавской Хартии глобального информационного общества, принятой 22.07.2000 года;
    • Постановлением Правительства РФ от 01.11.2012 года № 1119 «Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных»;
    • Приказом ФСТЭК России от 18.02.2013 года № 21 «Об утверждении Состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных»;
    • Иными нормативными и ненормативными правовыми актами, регулирующими вопросы обработки персональных данных.

    3. ПОЛУЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ.

    3.1. Персональные данные субъектов персональных данных получаются Оператором:

    • путем предоставления субъектом персональных данных при регистрации на Сайте, при подаче заявок, заявлений, анкет, бланков, заполнении регистрационных форм на сайте Оператора или направления по электронной почте, сообщения по телефону службы поддержки Оператора;
    • иными способами, не противоречащими законодательству РФ и требованиям международного законодательства о защите персональных данных.

    3.2. Оператор получает и начинает обработку персональных данных Субъекта с момента получения его согласия.

    3.3. Согласие на обработку персональных данных дается субъектом персональных данных с момента начала использования сайта, в том числе, путем проставления отметок в графах «Я согласен на обработку персональных данных, с условиями и содержанием политики конфиденциальности», посредством совершения субъектом персональных данных конклюдентных действий.

    3.4. Субъект персональных данных может в любой момент отозвать свое согласие на обработку персональных данных. Для отзыва согласия на обработку персональных данных, необходимо подать соответствующее заявление Оператору по доступным средствам связи. При этом Оператор должен прекратить их обработку или обеспечить прекращение такой обработки и в случае, если сохранение персональных данных более не требуется для целей их обработки, уничтожить персональные данные или обеспечить их уничтожение в срок, не превышающий 30 (Тридцати) дней с даты поступления указанного отзыва.

    3.5. В случае отзыва Субъектом персональных данных согласия на обработку персональных данных, Оператор вправе продолжить обработку персональных данных без согласия Субъекта персональных данных только при наличии оснований, указанных в Законе о персональных данных.

    3.6. Субъект персональных данных вправе выбрать, какие именно персональные данные будут им предоставлены. Однако, в случае неполного предоставления необходимых данных Оператор не гарантирует возможность субъекта использовать все сервисы и продукты Сайта, пользоваться всеми услугами Сайта.

    3.7. Субъект персональных данных в любой момент может просматривать, обновлять или удалять любые персональные данные, которые включены в его профиль. Для этого он может отредактировать свой профиль в режиме онлайн в личном кабинете или отправить электронное письмо по адресу info@dvitex.ru.

    4. ПОРЯДОК ОБРАБОТКИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ

    4.1. Оператор принимает технические и организационно-правовые меры в целях обеспечения защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения, а также от иных неправомерных действий.

    4.2. При обработке персональных данных Оператор применяет правовые, организационные и технические меры по обеспечению безопасности персональных данных в соответствии со ст. 19 Федерального закона «О персональных данных», Постановлением Правительства РФ от 01.11.2012 №1119 «Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных», Методикой определения актуальных угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, утвержденной ФСТЭК РФ 14.02.2008 г., Методическими рекомендациями по обеспечению с помощью криптосредств безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных с использованием средств автоматизации, утвержденных ФСБ РФ 21.02.2008 г. № 149/54-144.

    4.3. Для авторизации доступа к Сайту используется Логин и Пароль. Ответственность за сохранность данной информации несет субъект персональных данных. Субъект персональных данных не вправе передавать собственный Логин и Пароль третьим лицам, а также обязан предпринимать меры по обеспечению их конфиденциальности.

    4.4. При передаче персональных данных Оператор соблюдает следующие требования:

    • не сообщает персональные данные субъекта персональных данных третьей стороне без выраженного согласия, за исключением случаев, когда это необходимо в целях обработки персональных данных, предупреждения угрозы жизни и здоровью субъекта персональных данных, а также в случаях, установленных законодательством;
    • не сообщает персональные данные в коммерческих целях без выраженного согласия субъекта персональных данных;
    • информирует лиц, получающих персональные данные, о том, что эти данные могут быть использованы лишь в целях, для которых они сообщены, и требует от этих лиц принятия надлежащих мер по защите персональных данных. Лица, получающие персональные данные Пользователя, обязаны соблюдать режим конфиденциальности;
    • разрешает доступ к персональным данным только уполномоченным лицам, при этом указанные лица должны иметь право получать только те персональные данные, которые необходимы для выполнения конкретных функций.

    4.5. Оператор вправе раскрыть любую собранную о Пользователе данного Сайта информацию, если раскрытие необходимо в связи с расследованием или жалобой в отношении неправомерного использования Сайта, либо для установления (идентификации) Пользователя, который может нарушать или вмешиваться в права Администрации сайта или в права других Пользователей Сайта, а также для выполнения положений действующего законодательства или судебных решений, обеспечения выполнения условий настоящего Соглашения, защиты прав или безопасности иных Пользователей и любых третьих лиц.

    4.6. Третьи лица самостоятельно определяют перечень иных лиц (своих сотрудников), имеющих непосредственный доступ к таким персональным данным и (или) осуществляющих их обработку. Перечень указанных лиц, а также порядок доступа и(или) обработки ими персональных данных утверждается внутренними документами Третьего лица.

    4.7. Оператор не продаёт и не предоставляет персональные данные третьим лицам для маркетинговых целей, не предусмотренных данной Политикой конфиденциальности, без прямого согласия субъектов персональных данных. Оператор может объединять обезличенные данные с иной информацией, полученной от третьих лиц, и использовать их для совершенствования и персонификации услуг, информационного наполнения и рекламы.

    4.8. Обработка персональных данных производится на территории Российской Федерации, трансграничная передача персональных данных не осуществляется. Оператор оставляет за собой право выбирать любые каналы передачи информации о персональных данных, а также содержания передаваемой информации.

    4.9. Личная информация, собранная онлайн, хранится у Оператора и/или поставщиков услуг в базах данных, защищенных посредством физических и электронных средств контроля, технологий системы ограничения доступа и других приемлемых мер обеспечения безопасности.

    4.10. Субъект персональных данных осознаёт, подтверждает и соглашается с тем, что техническая обработка и передача информации на Сайте Оператора может включать в себя передачу данных по различным сетям, в том числе по незашифрованным каналам связи сети Интернет, которая никогда не является полностью конфиденциальной и безопасной.

    4.11. Субъект персональных данных также понимает, что любое сообщения и/или информация, отправленные посредством Сервера Оператора, могут быть несанкционированно прочитаны и/или перехвачены третьими лицами.

    5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    5.1. В случае возникновения любых споров или разногласий, связанных с исполнением настоящих Правил, Субъект персональных данных и Оператор приложат все усилия для их разрешения путем проведения переговоров между ними. В случае, если споры не будут разрешены путем переговоров, споры подлежат разрешению в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.

    5.2. Настоящие Политика конфиденциальности вступают в силу для Субъекта персональных данных с момента начала использования Сайта Оператора и действует в течение неопределенного срока.

    5.3. Настоящие Политика конфиденциальности могут быть изменены и/или дополнены Оператором в любое время в течение срока действия Правил по своему усмотрению без необходимости получения на то согласия Субъекта персональных данных. Все изменения и/или дополнения размещаются Оператором в соответствующем разделе Сайта и вступают в силу в день такого размещения. Субъект персональных данных обязуется своевременно и самостоятельно знакомиться со всеми изменениями и/или дополнениями. При несогласии Субъекта персональных данных с внесенными изменениями он обязан отказаться от доступа к Сайту, прекратить использование материалов и сервисов Сайта.

    Порядок обжалования постановлений и решений по делам об административных правонарушениях регламентирован главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

    Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано следующими лицами:

    лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении;

    потерпевшим (физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред);

    законными представителями физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или потерпевшего, являющихся несовершеннолетними либо по своему физическому или психическому состоянию лишенных возможности самостоятельно реализовывать свои права;

    законными представителями юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим;

    защитником лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении;

    представителем потерпевшего;

    уполномоченным при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей.

    Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано:

    вынесенное судьей – в вышестоящий суд;

    вынесенное коллегиальным органом – в районный суд по месту нахождения коллегиального органа;

    вынесенное должностным лицом – в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела;

    вынесенное руководителем соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, их заместителями, руководителями структурных подразделений соответствующих органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, их заместителями – в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, в уполномоченный соответствующим нормативным правовым актом Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации или соглашением о передаче осуществления части полномочий федеральный орган исполнительной власти либо в районный суд по месту рассмотрения дела;

    вынесенное иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, – в районный суд по месту рассмотрения дела.

    Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное судьей, может быть также обжаловано в вышестоящий суд должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении.

    В случае, если жалоба на постановление по делу об административном правонарушении поступила в суд и в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, жалобу рассматривает суд.

    По результатам рассмотрения жалобы выносится решение.

    Постановление по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

    Определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении обжалуется в соответствии с правилами, установленными для обжалования постановления по делу об административном правонарушении.

    Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу.

    Жалоба на постановление судьи о назначении административного наказания в виде административного ареста либо административного выдворения подлежит направлению в вышестоящий суд в день получения жалобы.

    Жалоба может быть подана непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать.

    В случае, если рассмотрение жалобы не относится к компетенции судьи, должностного лица, которым обжаловано постановление по делу об административном правонарушении, жалоба направляется на рассмотрение по подведомственности в течение трех суток.

    Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается.

    Жалоба на постановление судьи о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности подлежит направлению в вышестоящий суд в день получения жалобы.

    Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

    В случае пропуска срока подачи жалобы указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

    Жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1 — 5.25, 5.45 — 5.52, 5.56, 5.58, 5.69 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, могут быть поданы в пятидневный срок со дня вручения или получения копий постановлений.

    Об отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении выносится определение.

    При подготовке к рассмотрению жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья, должностное лицо:

    1) выясняют, имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения жалобы данными судьей, должностным лицом, а также обстоятельства, исключающие производство по делу;

    2) разрешают ходатайства, при необходимости назначают экспертизу, истребуют дополнительные материалы, вызывают лиц, участие которых признано необходимым при рассмотрении жалобы;

    3) направляют жалобу со всеми материалами дела на рассмотрение по подведомственности, если ее рассмотрение не относится к компетенции соответствующих судьи, должностного лица.

    Сроки рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении:

    Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подлежит рассмотрению в десятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в орган, должностному лицу, правомочным рассматривать жалобу.

    Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подлежит рассмотрению в двухмесячный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в суд, правомочный рассматривать жалобу.

    Жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1 — 5.25, 5.45 — 5.52, 5.56, 5.58, 5.69 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат рассмотрению в пятидневный срок со дня их поступления со всеми материалами в суд, правомочный рассматривать жалобы.

    Жалоба на постановление об административном аресте либо административном выдворении подлежит рассмотрению в течение суток с момента подачи жалобы, если лицо, привлеченное к административной ответственности, отбывает административный арест либо подлежит административному выдворению.

    Жалоба на постановление о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности подлежит рассмотрению в пятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами в вышестоящий суд, уполномоченный рассматривать соответствующую жалобу.

    Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассматривается судьей, должностным лицом единолично.

    При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении:

    1) объявляется, кто рассматривает жалобу, какая жалоба подлежит рассмотрению, кем подана жалоба;

    2) устанавливается явка физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу, а также явка вызванных для участия в рассмотрении жалобы лиц;

    3) проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя;

    4) выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении жалобы в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения жалобы;

    5) разъясняются права и обязанности лиц, участвующих в рассмотрении жалобы;

    6) разрешаются заявленные отводы и ходатайства;

    7) оглашается жалоба на постановление по делу об административном правонарушении;

    8)  проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом;

    9) в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.

    Судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

    По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений:

    1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;

    2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;

    3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;

    4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;

    5) об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.

    Решение по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении должно содержать следующие сведения:

    1) должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их адрес;

    2) дата и место рассмотрения дела;

    3) сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело;

    4) обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;

    5) статья Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу;

    6) мотивированное решение по делу;

    7) срок и порядок обжалования постановления.

    В случае наложения административного штрафа в постановлении по делу об административном правонарушении помимо вышеуказанных сведений, должна быть указана информация о получателе штрафа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа, а также информация о сумме административного штрафа, который может быть уплачен в размере половины суммы наложенного административного штрафа.

    При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится определение о передаче жалобы на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что ее рассмотрение не относится к компетенции данных судьи, должностного лица.

    Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении оглашается немедленно после его вынесения.

    Копия решения по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении в срок до трех суток после его вынесения вручается или высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых было вынесено постановление по делу, а также потерпевшему в случае подачи им жалобы либо прокурору по его просьбе.

    Копия вынесенного судьей решения по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, в срок до трех суток после его вынесения направляется должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении.

    Копия вынесенного судьей решения по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, рассмотренному органом, должностным лицом, в срок до трех суток после его вынесения направляется в орган, должностному лицу, вынесшим постановление.

    Решение по жалобе на постановление об административном аресте либо административном выдворении доводится до сведения органа, должностного лица, исполняющих постановление, а также лица, в отношении которого вынесено решение, и потерпевшего в день вынесения решения.

    Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, и (или) решение вышестоящего должностного лица по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд.

    Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное коллегиальным органом, органом, созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, и (или) решение судьи по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в вышестоящий суд.

    Подача последующих жалоб на постановление по делу об административном правонарушении и (или) решения по жалобе на это постановление, их рассмотрение и разрешение осуществляются в вышеназванном порядке.

    Решение суда по жалобе на вынесенное должностным лицом постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано также и должностным лицом, вынесшим такое постановление.

    Решение суда по жалобе на вынесенное коллегиальным органом, органом, созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано также руководителем коллегиального органа, органа, созданного в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, вынесших такое постановление.

    Не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление могут быть опротестованы прокурором.

    Протест прокурора на постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения по жалобам на это постановление рассматриваются в установленном порядке.

    Копия решения по протесту прокурора на постановление по делу об административном правонарушении направляется прокурору, принесшему протест, защитнику (представителю, уполномоченному при Президенте РФ по защите прав предпринимателей), в трехдневный срок после вынесения решения.

    Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов могут быть обжалованы заинтересованными лицами.

    Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов могут быть опротестованы прокурором.

    Право принесения протеста принадлежит прокурорам субъектов Российской Федерации и их заместителям, Генеральному прокурору Российской Федерации и его заместителям, а в отношении военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, — прокурорам военных округов, флотов и приравненным к ним прокурорам, Главному военному прокурору и их заместителям.

    Вступившее в законную силу решение по результатам рассмотрения жалобы, протеста на постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано должностным лицом, вынесшим постановление.

    Вступившее в законную силу решение по результатам рассмотрения жалобы на вынесенное судьей постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано должностным лицом, направившим это дело на рассмотрение судье.

    Жалобы подаются, протесты приносятся в верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов Москвы и Санкт-Петербурга, суды автономной области и автономных округов, Верховный Суд Российской Федерации.

    Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов правомочны пересматривать председатели верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов Москвы и Санкт-Петербурга, судов автономной области и автономных округов или их заместители, Председатель Верховного Суда Российской Федерации, его заместители либо по поручению Председателя Верховного Суда Российской Федерации или его заместителей судья Верховного Суда Российской Федерации.

    Верховный Суд Российской Федерации рассматривает жалобы, протесты на вступившие в законную силу постановление судьи по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов на указанное постановление. Указанные постановление и решения рассматриваются Верховным Судом Российской Федерации в случае, если они были рассмотрены председателями соответствующих верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов Москвы и Санкт-Петербурга, судов автономной области и автономных округов или их заместителями.

    Вступившие в законную силу решения арбитражных судов по делу об административном правонарушении, решения, принятые ими по результатам рассмотрения жалоб, протестов (представлений), пересматриваются Верховным Судом Российской Федерации, если были исчерпаны все предусмотренные арбитражным процессуальным законодательством способы их обжалования в арбитражных судах. Указанные решения пересматриваются в Верховном Суде Российской Федерации в соответствии с правилами, установленными Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

    Вступившие в законную силу постановления судьи гарнизонного военного суда по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов пересматриваются окружными (флотскими) военными судами и Судебной коллегией по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в соответствии с правилами, установленными настоящим Кодексом.

    Жалоба подается, протест приносится в суд, полномочный пересматривать такие жалобы, протесты.

    Жалоба, протест на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов должны содержать:

    1) наименование суда, в который подается жалоба, приносится протест;

    2) сведения о лице, подавшем жалобу, прокуроре, принесшем протест;

    3) сведения о других участниках производства по делу об административном правонарушении;

    4) указание на постановление по делу об административном правонарушении, решение по результатам рассмотрения жалоб, протестов;

    5) доводы лица, подавшего жалобу, прокурора, принесшего протест, с указанием оснований для пересмотра вступивших в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов;

    6) перечень материалов, прилагаемых к жалобе, протесту;

    7) подпись лица, подавшего жалобу, прокурора, принесшего протест.

    К жалобе, протесту должны быть приложены:

    1) копия постановления по делу об административном правонарушении;

    2) копии решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов, если такие решения вынесены;

    3) копия документа, которым удостоверяются полномочия законного представителя физического или юридического лица, копия доверенности или выданный соответствующим адвокатским образованием ордер, которыми удостоверяются полномочия защитника, представителя, в случае, если жалоба подписана указанными лицами;

    4) копия жалобы, протеста, число которых соответствует числу других участников производства по делу об административном правонарушении.

    О принятии к рассмотрению жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов судья выносит определение.

    Судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов, обязан известить лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также потерпевшего о подаче жалобы, принесении протеста и предоставить указанным лицам возможность ознакомиться с жалобой, протестом и подать возражения на них.

    В случае, если жалоба подается, протест приносится с нарушением требований, предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях, указанные жалоба, протест возвращаются лицу, подавшему жалобу, прокурору, принесшему протест.

    По жалобе, протесту, принятым к рассмотрению, постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов проверяются исходя из доводов, изложенных в жалобе, протесте, и возражений, содержащихся в отзыве на жалобу, протест.

    Судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.

    Решение по жалобе, протесту выносится не позднее двух месяцев со дня поступления жалобы, протеста в суд, а в случае истребования дела об административном правонарушении  — не позднее одного месяца со дня поступления дела в суд.

    Повторные подача жалоб, принесение протестов по тем же основаниям в суд, ранее рассмотревший вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов на такое постановление, не допускаются.

    Решение по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов принимается в форме постановления.

    По результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится одно из следующих решений:

    1) об оставлении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста без изменения, а жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов без удовлетворения;

    2) об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения Кодекса об административных правонарушениях и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение;

    3) об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело;

    4) об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

    В постановлении, принимаемом по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов, указываются:

    1) наименование суда, рассмотревшего жалобу, протест;

    2) номер дела, дата и место принятия постановления;

    3) фамилия и инициалы судьи, рассмотревшего жалобу, протест;

    4) наименование лица, подавшего жалобу, прокурора, принесшего протест;

    5) указание на обжалуемые, опротестуемые постановление по делу об административном правонарушении, решение по результатам рассмотрения жалоб, протестов;

    6) краткое содержание обжалуемых, опротестуемых постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов;

    7) доводы и требования, содержащиеся в жалобе, протесте;

    8) возражения, содержащиеся в отзыве на жалобу, протест;

    9) мотивы и основания для оставления без изменения, изменения или отмены вступивших в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов со ссылкой на статьи Кодекса об административных правонарушениях и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях;

    10) решение по результатам рассмотрения жалобы, протеста.

    Постановление подписывается принявшим его судьей.

    Постановление, принятое по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов, вступает в законную силу со дня его принятия.

    Как отметил один из адвокатов, недосказанность в УПК создает предпосылки для злоупотреблений, позволяющих руководителю отменять постановления следователя за пределами разумного срока. Другой посчитал, что вопрос об отмене постановления о возбуждении уголовного дела – это проблема, осложненная балансом интересов, которую даже КС не стал разрешать.

    Конституционный Суд опубликовал Определение № 1448-О от 9 июня 2022 г. об отказе в принятии к рассмотрению жалобы на п. 2 и 2.1 ч. 1 ст. 39 УПК РФ, определяющих полномочия руководителя следственного органа, касающиеся отмены незаконных и необоснованных постановлений следователей.

    С февраля 2017 г. Евгений Халилов подвергался уголовному преследованию в рамках трех дел, возбужденных последовательно и затем соединенных в одно производство. Впоследствии уголовное преследование по обвинению в совершении двух из трех инкриминированных ему преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков было прекращено по реабилитирующим основаниям. Постановлением от 15 сентября 2018 г. следователь П. возбудил в отношении мужчины еще одно уголовное дело по признакам преступления, относящегося к незаконному обороту наркотиков, и впоследствии Евгения Халилова задержали по подозрению в его совершении.

    В конце сентября 2018 г. руководитель следственного органа отменил постановления следователя о прекращении уголовного преследования как незаконные. В марте 2019 г. руководитель следственного органа отменил все постановления о возбуждении уголовных дел в отношении Евгения Халилова, указав, что в них отсутствуют ссылки на повод и основание для возбуждения дела, а три из четырех дел возбуждены лицом, которое не могло участвовать в производстве по уголовному делу и принимать процессуальные решения. При этом во внимание были приняты умышленные действия, свидетельствующие о личной заинтересованности в исходе уголовного дела следователя П., который впоследствии был осужден в том числе за фальсификацию доказательств по уголовному делу в отношении Евгения Халилова.

    Вместе с тем по итогам новой доследственной проверки вновь были возбуждены три уголовных дела в отношении Евгения Халилова по признакам трех ранее инкриминированных ему преступлений. Поводом к возбуждению одного из них был признан рапорт следователя П., а обстоятельства, установленные этим следователем по трем возбужденным им делам, также были учтены среди поводов и оснований для возбуждения новых дел, как и в составе соответствующих доказательств. Новые уголовные дела были соединены в одно производство у другого следователя с новым исчислением процессуальных сроков, а Евгений Халилов вновь был задержан в качестве подозреваемого с последующим предъявлением ему обвинения.

    В связи с этим мужчина обжаловал в порядке ст. 125 УПК РФ постановление руководителя следственного органа от 20 марта 2019 г., в частности указав, что тот не наделен, в отличие от прокурора, полномочием на отмену в ходе предварительного расследования постановлений о возбуждении уголовных дел. Тем не менее суд счел, что положения ст. 39 УПК РФ наделяют руководителя следственного органа правом отменять постановления должностных лиц по уголовным делам, находящимся в производстве подчиненного следственного органа, без ограничений по видам отменяемых решений, а равно по срокам и стадиям производства по делу. Впоследствии ВС отказался рассматривать кассационную жалобу заявителя, уголовное дело в отношении которого в настоящее время направлено в суд.

    В жалобе в Конституционный Суд Евгений Халилов указал, что п. 2 и 2.1 ч. 1 ст. 39 УПК РФ противоречат Конституции, поскольку позволяют руководителю следственного органа отменять акт о возбуждении уголовного дела в течение неопределенного срока вопреки процессуальным действиям и решениям, принятым в предварительном расследовании по этому делу и затрагивающим конституционные права граждан, притом что впоследствии по тем же обстоятельствам возбуждены новые уголовные дела и начато повторное уголовное преследование того же лица. Заявитель также сослался на неконституционность этих норм и в том, что они позволяют руководителю следственного органа самостоятельно (помимо судебного решения) отменять постановление о прекращении уголовного дела по реабилитирующим основаниям, которое следователь вынес более года назад, и эта отмена влечет возобновление уголовного преследования.

    Отказывая в принятии жалобы, Конституционный Суд напомнил, что оспариваемые нормы не освобождают руководителя следственного органа от обязанности своевременно выносить законные и обоснованные решения. Соответственно, они не содержат положений, допускающих произвольное применение в отношении отмены руководителем следственного органа постановлений следователя о возбуждении уголовного дела и сами по себе не дают оснований к их истолкованию в нарушение конституционных прав, поименованных в жалобе заявителя. «Сказанное вместе с тем не исключает уточнения в процессуальном законе оснований, порядка и сроков отмены руководителем следственного органа незаконных или необоснованных постановлений о возбуждении уголовного дела. Что же касается доводов Евгения Халилова о допущенных в ходе предварительного расследования нарушениях процессуального закона, то они подлежат оценке в рамках судебного разбирательства по его уголовному делу, тем более что из ответа Верховного Суда РФ на запрос Конституционного Суда РФ следует, что заявителем не исчерпаны все возможности для обжалования постановленных в его отношении процессуальных решений», – отмечено в определении Суда.

    КС добавил, что заявитель также оспаривает конституционность п. 2 и 2.1 ч. 1 ст. 39 УПК, исходя из того, что они, по его мнению, дают руководителю следственного органа право самостоятельно отменять постановление следователя о прекращении уголовного дела по реабилитирующим основаниям за пределами года после его вынесения. Это, однако, исключено ч. 1.1 ст. 214 УПК РФ, согласно которой отмена постановления о прекращении уголовного дела или уголовного преследования по истечении одного года со дня его вынесения допускается на основании судебного решения, принимаемого в порядке, установленном ст. 125, 125.1 и 214.1 Кодекса.

    В рассматриваемом случае, как пояснил Суд, Евгений Халилов не обращался с такими доводами в суд за обжалованием соответствующих процессуальных актов руководителя следственного органа, а суды в его деле не принимали решений по жалобам, поданным по такому основанию, не давали в этом аспекте оценки обстоятельствам дела и не выясняли возможность истолкования и применения оспариваемых заявителем законоположений в том смысле, в каком, на его взгляд, из них следует право руководителя следственного органа отменить постановление о прекращении уголовного преследования за пределами года по его вынесении.

    Адвокат, управляющий партнер АБ «Правовой статус» Алексей Иванов отметил, что в заявитель ставил под сомнение соответствие Конституции полномочия руководителя следственного органа, позволяющие отменять акт о возбуждении уголовного дела в течение неопределенного срока, как затрагивающие конституционные права граждан. «По этому вопросу сложно не согласиться с КС РФ, поскольку полномочия руководителя следственного органа включает в себя право отменить незаконное постановление следователя. Полномочия руководителя следственного органа не являются абсолютными, они простираются на правоотношения, регламентированные УПК РФ, а должностное лицо обязано своевременно выносить законные и обоснованные решения, а не спустя продолжительное время, на что обращал внимание заявитель. Однако КС РФ не увидел в этом нюансе правовой неопределенности. Вместе с тем эта недосказанность создает предпосылки для злоупотреблений, позволяющих руководителю отменять постановления следователя за пределами разумного срока», – полагает он.

    С другой стороны, по словам эксперта, даже в случае несвоевременной отмены руководителем следственного органа постановления следователя, суды не усматривают здесь существенных нарушений, если не истекли сроки, предусмотренные ст. 78 УПК РФ: «В итоге получается формально все правильно, а по существу безобразие».

    Адвокат АП г. Москвы, партнер Адвокатского бюро «Бартолиус» Сергей Гревцов согласился с КС РФ относительно того, что по вопросу отмены постановления о прекращения уголовного дела руководителем следственного органа какой-либо правовой проблемы нет, поскольку процедура и сроки определены УПК. «Более того, хочу отметить, что на личном опыте неоднократно убеждался в том, что судебный контроль, предусмотренный ст. 214 УПК РФ, работает достаточно эффективно. А вот вопрос об отмене постановления о возбуждении уголовного дела – это проблема, осложненная балансом интересов, которую даже КС не стал разрешать», – полагает он.

    По словам эксперта, для лица, в отношении которого было незаконно возбуждено уголовное дело, не имеют значения процедура и сроки его отмены. «В его понимании оно должно быть отменено в любой момент, когда руководителю следственного органа стала очевидна незаконность решения подчиненного следователя. В свою очередь, для заявителя или потерпевшего отсутствие пресекательных сроков отмены постановления о возбуждении уголовного дела создает правовую неопределенность. Несмотря на то что на практике уже выработались определенные внутренние правила и процедуры отмены решения подчиненных сотрудников руководителем следственного органа – я считаю, что законодателю необходимо определить единообразный подход принятия таких решений, устранив неуместную для уголовного процесса по этому вопросу диспозитивность», – убежден Сергей Гревцов.

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Театр комедии руководство
  • Ptv vissim руководство пользователя
  • Стоп цистит для кошек инструкция по применению цена отзывы
  • Тилозин для курей инструкция по применению
  • Весы кухонные электронные energy en 405 инструкция