Руководство области по гражданской защите

Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

1. Руководство гражданской обороной в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.

1.1. Государственную политику в области гражданской обороны осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Президентом Российской Федерации на решение задач в области гражданской обороны.

(п. 1.1 введен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

2. Руководство гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Руководство гражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют соответственно высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) и должностные лица местного самоуправления, возглавляющие местные администрации (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований).

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 01.05.2019 N 84-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Руководители федеральных органов исполнительной власти, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), должностные лица местного самоуправления, возглавляющие местные администрации (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований), и руководители организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения.

(п. 4 в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 84-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

Цели и задачи Управления гражданской обороны и защиты населения

ПОЛОЖЕНИЕ 

 управления гражданской обороны и защиты населения Главного управления МЧС России по Приморскому краю

1. Управление гражданской обороны и защиты населения Главного управления (далее по тексту — Управление) создано для организации работ по методическому сопровождению и участия в выполнении мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, инженерно-технических мероприятий, радиационной, химической, биологической и медицинской защиты, подготовки к ведению гражданской обороны, а также первоочередного обеспечения населения на территории Приморского края.

2. Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами (от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне»; от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»; от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне»), указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации (от 26 ноября 2007 года № 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации»; от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»), международными договорами Российской Федерации, иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, приказами МЧС России (Приказ МЧС России от 27 марта 2020 г. № 217 «Об утверждении Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» и Главного управления, а также настоящим Положением.

3. Управление осуществляет свою деятельность во взаимодействии со структурными подразделениями Главного управления, а также с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти и органами местного самоуправления Приморского края.

4. Структура Управления:

— отдел защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

— отдел мероприятий гражданской обороны;

— отдел подготовки населения;

— отдел инженерно-технических мероприятий, радиационной, химической, биологической, медицинской защиты и первоочередного обеспечения населения;

— группа прогнозирования чрезвычайной ситуации.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ

5. Основными задачами Управления являются:

5.1. Разработка и представление в установленном порядке предложения по реализации государственной политики в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществление контроля за их выполнением на территории Приморского края;

5.2. Осуществление методического руководства по совершенствованию системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, в том числе учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны;

5.3. Подготовка предложений по внесению изменений в законодательные и другие нормативные правовые акты по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

5.4. Осуществление в установленном порядке контроля за выполнением органами местного самоуправления, организациями и гражданами установленных требований по гражданской обороне, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в пределах своих полномочий.

5.5. Осуществление методического сопровождения и контроль за разработкой Плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Приморского края;

5.6. Осуществление методического руководства за созданием, хранением, использованием и восполнением резервов материальных ресурсов органами государственной власти и органами местного самоуправления Приморского края для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

5.7. Осуществление методического руководства и контроля за подготовкой и проведением эвакуационных мероприятий.

5.8. Координация деятельности главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации Дальневосточного федерального округа по вопросам, гражданской обороны и защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ

6. Управление в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие функции:

6.1. Участвует:

6.1.1. В подготовке материалов в ежегодный государственный доклада «О состоянии защиты населения и территорий Российской федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

6.1.2. В прогнозировании чрезвычайных ситуаций, связанных с паводками в рамках системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций.

6.1.3. В ежегодной корректировке Плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Приморского края и дополняет его сведениями в части касающейся МЧС России.

6.1.4. В разработке План мероприятий по смягчению рисков и реагированию на чрезвычайные ситуации в паводкоопасном периоде на территории Приморского края.

6.1.5. В развитии и совершенствовании комплекса организационных, инженерно-технических, медицинских мероприятий, а также радиационной, химической и биологической защиты населения, направленных на предотвращение или максимальное снижение потерь при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

6.1.6. В планировании и организации проведения мероприятий оперативной подготовки муниципального и регионального уровня.

6.2. Осуществляет:

6.2.1. Сбор и обработку информации в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

6.2.2. Взаимодействие с комиссией при Правительстве Приморского края по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, комиссиями по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципальных образований края в вопросах предупреждения и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

6.2.3. В пределах своих полномочий контроль деятельности, направленной на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций в связи с разливами нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе, внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации.

6.2.4. Методическое сопровождение и контроль за разработкой и ежегодной корректировкой Плана гражданской обороны и защиты населения Приморского края и дополняет его сведениями в части, касающейся МЧС России.

6.2.5. Территориальный учет городов, других населенных пунктов, отнесенных к группам по гражданской обороне.

6.2.6. Учет объектов, критически важных для безопасности Российской Федерации, осуществляющих свою деятельность на территории Приморского края.

6.2.7. осуществляет учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.

6.2.8. Сбор, обобщение, анализ и представление в МЧС России сведений по функционированию учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения.

6.2.9. Мероприятия по созданию, сохранению и использованию страхового фонда документации на объекты повышенного риска и объекты систем жизнеобеспечения населения.

6.2.10. Методическое руководство за созданием и поддержанием в готовности защитных сооружений и иных объектов гражданской обороны, организацией радиационной, химической, биологической и медицинской защиты населения, а также контроль в этой области.

6.2.11. Организационное, методическое руководство и контроль за накоплением, хранением и использованием для нужд гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств на территории Приморского края.

6.2.12. Методическое обеспечение подготовки органами государственной власти документов для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий от них.

6.2.13. В пределах компетенции контроль за выполнением владельцем опасного объекта требований законодательства Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

6.2.14. Контроль за разработкой и рассмотрение паспортов безопасности Приморского края и муниципальных образований.

6.2.15. Предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций на подводных потенциально опасных объектах во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации.

6.2.16. Методическое руководство и контроль при решении вопросов по подготовке населения края в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также при подготовке молодежи по основам безопасности жизнедеятельности в пределах своей компетенции.

6.2.17. Методическое руководство и контроль за организацией подготовки должностных лиц органов государственной власти субъекта Российской Федерации по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

6.2.18. Методическое руководство и контроль за подготовкой эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы.

6.2.19. Методическое сопровождение деятельности учебно-методического центра Приморского края и курсов гражданской обороны.

6.2.20. Методическое руководство и контроль за подготовкой и обучением населения в области ГОЧС.

6.2.21. Методическое руководство за созданием и обеспечением готовности сил и средств гражданской обороны в субъекте Российской Федерации, муниципальных образованиях и организациях, а также контроль в этой области.

6.2.22. Взаимодействие и сотрудничество с органами управления функциональных и Приморской территориальной подсистем РСЧС по вопросам предупреждения чрезвычайных ситуаций, выполнения инженерно-технических, радиационных, химических, биологических и медицинских мероприятий, а также мероприятий гражданской обороны на территории края.

6.2.23. По согласованию с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления проверки готовности указанных органов к осуществлению мероприятий гражданской обороны и мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

6.2.24. Координацию и методическое обеспечение деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти Приморского края в целях стратегического планирования в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

6.2.25. Координацию деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на территории Приморского края.

6.2.26. Взаимодействие в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации с аппаратом полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приморском крае и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти Приморского края.

7.3. Организует:

7.3.1. Работу по разработке и корректировке Плана гражданской обороны Главного управления.

7.3.2. Выполнение мероприятий плана приведения в готовность гражданской обороны и плана гражданской обороны Главного управления.

7.3.3. Учет и отчетность по вопросам инженерно-технических, радиационных, химических, биологических и медицинских мероприятий в рамках защиты населения и территории Приморского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

7.3.4. Взаимодействие с ВУЗ, СУЗ, общеобразовательными учреждениями и молодежными объединениями в целях осуществления пропаганды здорового образа жизни среди учащейся молодежи и ранней ее профориентации в отношении профессий спасателя и пожарного.

7.4. Координирует деятельность детско-юношеского движения «Школа безопасности», студенческого корпуса спасателей, студенческих спасательных отрядов и других молодежных общественных организаций.

7.5. Рассматривает и согласовывает органам исполнительной власти Приморского края документы для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации.

7.6. Рассматривает и согласовывает предложения и сведения о границах зон затопления, подтопления, подготовленных уполномоченными органами исполнительной власти Приморского края.

ПОЛНОМОЧИЯ УПРАВЛЕНИЯ

11. Управлению предоставляется право:

11.1. Осуществлять контроль за исполнением нормативных правовых актов и иных актов по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

11.2. Запрашивать и получать в установленном порядке от структурных подразделений Главного управления справки и другие документы, необходимые для решения вопросов, входящих в компетенцию управления.

11.3. Запрашивать в установленном порядке от соответствующих должностных лиц территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций Приморского края, а также органов военного командования информацию и сведения, необходимые для выполнения возложенных функций и задач.

11.4. Привлекать по согласованию руководителей структурных подразделений Главного управления военнослужащих, сотрудников ФПС, федеральных государственных гражданских служащих этих подразделений для осуществления мероприятий, проводимых управлением гражданской защиты в соответствии с возложенными на него задачами.

11.5. Готовить в пределах своей компетенции предложения, проекты распоряжений, приказов структурным подразделениям Главного управления.

11.6. Участвовать в проведении мероприятий, организуемых другими структурными подразделениями Главного управления в соответствии с утвержденными планами и указаниями начальника Главного управления.

11.7. Осуществлять иные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

11.8. Запрашивать в установленном порядке от Главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации Дальневосточного федерального округа необходимых сведений по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Содержание

  • Чем занимается отдел гражданской защиты?
  • Кто руководит гражданской обороной?
  • Что входит в структуру гражданской обороны?
  • Какие функции выполняет Гражданская оборона в военное время?
  • Для чего нужны службы Гочс?
  • Сколько задач гражданской обороны?
  • Кто управляет го в организации?
  • Что такое управление гражданской обороной?
  • Кто является руководителем гражданской обороны Российской Федерации?
  • Что такое гражданская оборона РК?
  • Кто был первым начальником гражданской обороны ссср?
  • Сколько лет гражданской обороне?
  • Что представляет собой организация и ведение гражданской обороны в РФ?
  • Что входит в ГО и ЧС?
  • Как организуется Гражданская оборона на объектах?

Чем занимается отдел гражданской защиты?

Основные задачи отдела гражданской защиты

Осуществление в установленном порядке надзора за выполнением установленных требований по гражданской обороне, надзора и контроля в области защиты населения и территории муниципального образования от чрезвычайных ситуаций.

Кто руководит гражданской обороной?

Руководство гражданской обороной в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. Руководство гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители.

Что входит в структуру гражданской обороны?

Система гражданской обороны

Систему гражданской обороны составляют: органы повседневного управления по обеспечению защиты населения; силы и средства, предназначенные для выполнения задач гражданской обороны; … системы связи, оповещения, управления и информационного обеспечения.

Какие функции выполняет Гражданская оборона в военное время?

обеспечение устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

Для чего нужны службы Гочс?

осуществляет в установленном порядке сбор, обработку и обмен информацией в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Сколько задач гражданской обороны?

Для достижения этой цели в статье 2 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне» сформулированы основные задачи в области гражданской обороны (всего их 15):

Кто управляет го в организации?

Руководство ГО в организациях осуществляют их руководители, которые несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по ГО и защите населения (статья 11 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ).

Что такое управление гражданской обороной?

составная часть общегосударственной системы управления, предназначенная для решения задач гражданской обороны и представляющая собой совокупность взаимосвязанных между собой органов управления, пунктов управления и систем средств управления гражданской обороны, состоящих из системы связи, оповещения, автоматизированных …

Кто является руководителем гражданской обороны Российской Федерации?

Начальником гражданской обороны России является Председатель Правительства РФ. Министр РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий является по должности первым заместителем начальника Гражданской обороны Российской Федерации.

Что такое гражданская оборона РК?

Гражданская оборона – составная часть государственной системы гражданской защиты, предназначенная для реализации общегосударственного комплекса мероприятий, проводимых в мирное и военное время, по защите населения и территории Республики Казахстан от воздействия поражающих (разрушающих) факторов современных средств …

Кто был первым начальником гражданской обороны ссср?

История МПВО-ГО-МЧС России начинается с февраля 1918 года, когда в Петрограде был создан штаб воздушной обороны города. Руководил штабом Народный Комиссар по военным делам Н. И. Подвойский.

Сколько лет гражданской обороне?

Гражданской обороне России – 75 лет.

Что представляет собой организация и ведение гражданской обороны в РФ?

Гражданская оборона — система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного …

Что входит в ГО и ЧС?

Стенды по ГО и ЧС (стенды по гражданской обороне)

  • оповещение;
  • стихийные бедствия;
  • авария;
  • пожар;
  • терроризм;
  • защита;
  • первая помощь;
  • гражданская оборона.

11 апр. 2021 г.

Как организуется Гражданская оборона на объектах?

Гражданская оборона организуется по территориально-производственному принципу на всей территории республики. … Подготовка по гражданской обороне проводится заблаговременно, с учетом развития современных средств поражения и наиболее вероятных на данной территории, в отрасли или организации чрезвычайных ситуаций.

Интересные материалы:

Как сделать возврат в ЕГАИС?
Как сделать временную прописку иностранному гражданину?
Как сделать временную прописку на госуслугах?
Как сделать временную регистрацию без присутствия регистрируемого?
Как сделать временную регистрацию по месту?
Как сделать временную регистрацию в РФ?
Как сделать всплывающую панель задач?
Как сделать второй экран на телефоне?
Как сделать второй санузел?
Как сделать второй слайд в powerpoint?

Что такое ГО

Гражданская оборона (ГО) – это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Мероприятия по защите населения и объектов экономики начали активно проводиться в ряде стран уже в первую мировую войну 1914-1918 годы и играли важную роль во второй мировой войне 1939-1945 годы, когда удары с воздуха наносились по всей территории многих воевавших государств. В 50-60-х гг. XX в. в связи с появлением и развитием ядерного оружия, ракет, значительным повышением боевых возможностей авиации и др. средств вооруженной борьбы уязвимость тыла значительно возросла. В этих условиях гражданская оборона приобрела значение стратегического фактора и в большинстве крупных государств была оформлена организационно. В СССР гражданская оборона была создана в 1961 году. До этого функции защиты населения, промышленных объектов и городов от нападения противника с воздуха выполняла Местная противовоздушная оборона (См. Местная противовоздушная оборона).

Гражданская оборона (ГО)

Цели, основные задачи, мероприятия и сколько их

Согласно ст. 2 Федерального закона РФ «О гражданской обороне» № 28-ФЗ от 12.02.1998 имеется 15 основных задач в области гражданской обороны и защиты населения в Российской Федерации:

  1. Подготовка населения в области гражданской обороны.
  2. Оповещение населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
  3. Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы.
  4. Предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты.
  5. Проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки.
  6. Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
  7. Первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
  8. Борьба с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов.
  9. Обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому или иному заражению.
  10. Санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий.
  11. Восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
  12. Срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время.
  13. Срочное захоронение трупов в военное время.
  14. Обеспечение устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
  15. Обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

Кроме того, в случае крупномасштабных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при террористических актах силы и ресурсы гражданской обороны могут привлекаться для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР). Гражданская оборона организуется и ведется на территории всей страны.

Организация и ведение ГО

Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства. Это положение исходит из конституционных прав и обязанностей личности, общества и государства по защите от внешних и внутренних угроз. Организацией и ведением гражданской обороны, как составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государство выполняет три важнейшие функции:

  • обеспечение защиты и жизнедеятельности населения, спасения и оказания помощи пострадавшим (социальная);
  • сохранение мобилизационных людских ресурсов и военно-экономического потенциала страны (оборонная);
  • сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики выживания населения в военное время, защита материальных и культурных ценностей (экономическая).

Гражданская оборона предусматривает заблаговременную в мирное время подготовку государства к ведению гражданской обороны с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Это продиктовано необходимостью принятия упредительных мер по защите населения, материальных и культурных ценностей в условиях ведения войн с применением современных средств поражения, способных нанести значительный ущерб экономике страны и вызвать неоправданный рост потерь населения. Заблаговременная подготовка государства к ведению гражданской обороны включает целый комплекс мероприятий, проводимых в мирное время и обеспечивающих успешную реализацию каждой из основных задач в области гражданской обороны (см. Подготовка государства к ведению гражданской обороны). Ведение гражданской обороны, т.е. практическое осуществление мероприятий по непосредственной защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории РФ или отдельных ее местностях.

Организационное построение гражданской обороны позволяет обеспечивать:

  • соответствие ее структуры федеральному устройству страны;
  • преемственность методов управления, требующих относительной перестройки их в военное время;
  • необходимую централизацию и децентрализацию руководства.

Организационную основу гражданской обороны составляет:

  • руководство гражданской обороной, органы, осуществляющие управление гражданской обороной, эвакуационные органы;
  • комиссии по повышению устойчивости функционирования экономики и организаций в военное время;
  • силы гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в компетенцию которых входят вопросы защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Руководство гражданской обороной в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. Руководство гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители, на территориях субъектов РФ и муниципальных образований – соответственно главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления. Они несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий гражданской обороны в федеральных органах исполнительной власти на соответствующих территориях и в организациях.

Органы управления

В системе гражданской обороны и единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) в настоящее время создана и функционирует стройная система органов управления. В эту систему входят федеральные, региональные, муниципальные и объектовые органы управления.

Федеральные органы управления представляют МЧС России и структурные подразделения, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, федеральных органов исполнительной власти.

На территориях субъектов Российской Федерации функцию органов управления гражданской обороны несут главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации. Например, на территории Омской области органом управления гражданской обороны является Главное управление МЧС России по Омской области и т.д.

На территориях муниципальных образований органами, осуществляющими управление гражданской обороной, являются управления (отделы, секторы) ГОЧС администраций городов и сельских районов.

В администрациях сельских и городских поселений могут быть созданы нештатные органы управления гражданской обороны или функции органа управления могут быть возложены на заместителя главы сельского поселения.

Во всех организациях, независимо от сфер хозяйственной деятельности, форм собственности, органы управления гражданской обороны могут быть представлены штатными структурными подразделениями администраций, учреждений, предприятий (отделами, секторами и др.), уполномоченными на решение задач в области гражданской обороны или нештатными органами (например, штабами гражданской обороны).

Органы управления гражданской обороны, создаваемые в организациях, называются объектовыми.

Органы управления ГО

Органы управления гражданской обороной

После статьи по кнопке «Скачать» доступен плакат для учебного класса.

Таким образом, на всех уровнях государственного и муниципального управления в настоящее время созданы и функционируют соответствующие органы управления гражданской обороной.

В свою очередь они:

  • планируют и организуют выполнение мероприятий гражданской обороной, подготовку руководства состава гражданской обороной и всеобщее обязательное обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • осуществляют контроль за планированием эвакуационных мероприятий, накоплением фонда защитных сооружений, средств индивидуальной защиты и другого имущества гражданской обороны, организацией их хранения и содержания, соблюдением требований норм инженерно-технических мероприятий гражданской обороны;
  • организуют оповещение населения по сигналам гражданской обороны и обеспечивают готовность систем управления, связи и оповещения;
  • организуют и контролируют создание, подготовку и поддержание в состоянии постоянной готовности сил гражданской обороны;
  • обеспечивают управление силами гражданской обороны в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
  • организуют взаимодействие органов управления и сил, участвующих в совместном выполнении задач, в том числе и органах военного командования и др.

Следовательно, органы управления гражданской обороной играют главную роль в защите населений и территорий от опасностей, возникающих во время военных действий и занимают ведущее место в обеспечении устойчивого их функционирования в любых условиях обстановки.

В любом органе управления гражданской обороны, будь он штатный или нештатный, должны быть лица, выполняющие функции:

  • по решению внезапно возникающих задач (помощник руководителя органа управления по оперативным вопросам);
  • специалиста по связи;
  • специалиста по созданию, комплектованию сил гражданской обороны;
  • специалиста по решению задач материально-технического обеспечения;
  • специалиста по организации обучения работников учреждения, предприятия по вопросам гражданской обороны.

В орган управления гражданской обороной могут входить и другие специалисты.

При формировании органа управления гражданской обороны и включения в его состав должностных лиц необходимо учитывать профиль специальности их по занимаемой им штатной должности в данной организации. Например, в качестве специалиста по созданию, комплектованию сил гражданской обороны можно определить руководителя (работника) кадрового органа, а в качестве специалиста по связи – руководителя (работника) подразделения, обеспечивающего связь в данной организации.

Целесообразно, чтобы руководитель органа управления гражданской обороной в организациях имел властные полномочия, позволяющие ему, в отсутствии первого руководителя, осуществлять все мероприятия, направленные на защиту работников от опасностей, возникающих во время военных действий, сохранение производственного потенциала, материальных и культурных ценностей и обеспечение устойчивого функционирования организации в любых условиях обстановки в полном объеме.

В связи с тем, что в организациях властными полномочиями обладают только первые руководители и его заместители (частично), при формировании нештатного органа управления гражданской обороной необходимо его руководителем определить одного из заместителей первого руководителя (может быть – первого заместителя). А в случаях, когда в организациях создан и функционирует штатный орган управления гражданской обороной, его руководителя необходимо наделить соответствующими полномочиями. Эти полномочия должны находить отражение в положении об органе управления гражданской обороной, которое утверждается и вводится в действие распорядительным документом первого руководителя организации, который является руководителем гражданской обороны организации.

Также часто звучит вопрос: «В каком соотношении находятся органы управления гражданской обороны в организациях органами управления объектового звена территориальной подсистемы РСЧС? Не создают ли они неопределенность, не будут ли они мешать друг другу в практической деятельности?».

Такой вопрос возникает потому, что кроме органа управления гражданской обороны в организациях создаются органы управления объектового звена территориальной подсистемы РСЧС.

К ним относятся:

  • координирующий орган управления объектовым звеном – КЧСиОПБ, постоянно действующий орган управления – структурное подразделение, уполномоченное на решение задач в области гражданской обороны администрации организации;
  • орган повседневного управления – дежурно-диспетчерская служба (ДДС).

Да, такое множество органов управления может создавать некоторую неопределенность при решении практических задач. Поэтому первый руководитель организации, который по закону является руководителем гражданской обороны, должен определиться с концентрацией управления гражданской обороной и защитой от чрезвычайных ситуаций на одном органе. Таким органом может быть или штаб гражданской обороны (несмотря на то, что в законе «О гражданской обороне» слово «штаб» не упоминается) или КЧСиОПБ объектового звена территориальной подсистемы РСЧС.

Важно!!! Организация и ведение гражданской обороны в МЧС России регламентировано приказом МЧС России № 783 от 17.12.2008

Силы ГО

Силы гражданской обороны состоят из воинских формирований, специально предназначенных для решения задач в области гражданской обороны, организационно объединенных в войска гражданской обороны, спасательных служб и нештатных аварийно-спасательных формирований. Последние создаются в организациях, имеющих потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующие их, а также имеющих важное оборонное и экономическое значение или представляющих высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время. Для решения задач в области гражданской обороны могут привлекаться в установленном порядке Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования.

Серьезное значение придается гражданской обороне и в зарубежных странах. Законы о гражданской обороне приняты в большинстве ведущих и развитых стран: в США (1950), Великобритании (1948 и 1960), ФРГ (1957), Финляндии (1958), Швеции (1948), Норвегии (1953) и т.д. Органы руководства гражданской обороны в центре и на местах созданы с учетом особенностей государственного устройства стран. За последние годы в ряде ведущих зарубежных стран в связи с изменившимися военно-политическими и военно-техническими условиями происходит определенная трансформация взглядов на концептуальные основы гражданской обороны. К основным тенденциям в развитии гражданской обороны зарубежных стран следует отнести следующие. В большинстве стран полагают, что в современных условиях необходима гражданская оборона нового типа, способная быть эффективной не только в военное, но и в мирное время. Целесообразно и необходимо использовать силы и средства гражданской обороны для оказания помощи населению в ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф. Гражданская оборона все больше отходит от военной организации, так как ее мероприятия приобретают скорее социальный, чем военно-стратегический характер. В большинстве государств ответственность за гражданскую оборону возложена на министерства внутренних дел. В США органы гражданской обороны подчинены министерству внутренней безопасности, в Канаде – федеральному правительству, в Норвегии и Испании – министерству защиты населения. Только в отдельных странах гражданская оборона находится в ведении министерства обороны (Португалия, Швеция и др.). Особое внимание уделяется вопросам мобилизационной готовности гражданской обороны, так как значительно возрастает объем мероприятий на период развертывания систем гражданской обороны при переходе ее с мирного на военное время. Отмечается процесс перераспределения функций в области гражданской обороны. Это выражается в повышении прав и ответственности местных органов власти в решении задач гражданской обороны, передачи части управленческих функций из центра местным органам власти. Приоритетными мероприятиями в области гражданской обороны являются накопление фонда защитных сооружений (за счет строительства подземных сооружений двойного назначения), модернизация и растущие возможности оповещения населения, создание автоматизированной системы радиационного контроля, создание резервов материально-технических средств гражданской обороны в оптимально обоснованных объемах, качественная разработка планов гражданской обороны, совершенствование организационной структуры и технической оснащенности сил гражданской обороны, создание системы управления.

Источник: От МПВО к гражданской защите: Исторический очерк. Под редакцией С.К. Шойгу. –М., 1998; Федеральный закон РФ № 28-ФЗ от 12.02.1998 «О гражданской обороне».

Руководство
гражданской обороной на территориях
субъектов Российской Федерации и
муниципальных образований осуществляют
соответственно главы органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации
и руководители органов местного
самоуправления. Полномочия органов
государственной власти Российской
Федерации, органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации,
органов местного самоуправления и
организаций определены Федеральным
законом «О гражданской обороне» №
28-ФЗ, 1998 г. и изменениями к нему (№ 123-ФЗ,
2002 г. и № 122-ФЗ, 2004 г.).

Руководители
федеральных органов исполнительной
власти, органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, органов
местного самоуправления и организаций
(далее — руководители гражданской
обороны) несут
персональную ответственность

за организацию и проведение мероприятий
гражданской обороны в федеральных
органах исполнительной власти, на
соответствующих территориях и в
организациях.

Они
осуществляют непосредственное
повседневное руководство гражданской
обороной через органы управления,
специально уполномоченные на решение
задач в области гражданской обороны.

Органами,
осуществляющими управление гражданской
обороной, являются:

на
федеральном уровне — Министерство
Российской Федерации по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий стихийных
бедствий (МЧС России);

в
федеральных округах Российской Федерации
— региональные центры по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий стихийных
бедствий (региональные центры);

в
субъектах Российской Федерации —
главные управления МЧС России по
субъектам Российской Федерации (главные
управления МЧС России);

в
федеральных органах исполнительной
власти и организациях для планирования
и организации выполнения мероприятий
гражданской обороны, контроля за их
выполнением создаются штатные структурные
подразделения (отделы, сектора, группы)
или назначаются отдельные работники
(в зависимости от объема работы),
уполномоченные решать задачи гражданской
обороны и задачи по предупреждению и
ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Задачи,
функции и полномочия МЧС России определены
указом Президента Российской Федерации
от 11 июля 2004 г. № 868.

Региональные
центры и главные управления МЧС России
по субъектам Российской Федерации
комплектуются военнослужащими войск
гражданской обороны, лицами начальствующего
состава Государственной противопожарной
службы и гражданским персоналом.
Руководители указанных территориальных
органов назначаются в установленном
порядке МЧС России. Задачи, функции и
полномочия регионального центра и
главного управления МЧС России по
субъекту Российской Федерации определены
«Положением о территориальном органе
Министерства Российской Федерации по
делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий
стихийных бедствий — региональном
центре по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий» и
«Положением о территориальном органе
Министерства Российской Федерации по
делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий
стихийных бедствий — органе, специально
уполномоченном решать задачи гражданской
обороны и задачи по предупреждению и
ликвидации чрезвычайных ситуаций по
субъекту Российской Федерации»,
утвержденными приказами МЧС России
соответственно от 1 октября 2004 г. № 458
и от 6 июня 2004
г. № 372.

Вопросы
создания органов, осуществляющих
управление гражданской обороной на
территориях, не отнесенных к группам
по гражданской обороне, регламентируются
правовыми актами субъектов Российской
Федерации.

Структурные
подразделения федеральных органов
исполнительной власти, уполномоченные
на решение задач в области гражданской
обороны, создаются по решению руководителей
федеральных органов исполнительной
власти за счет численности и фонда
заработной платы, установленной для
данного органа. Порядок создания
(назначения) в организациях структурных
подразделений (работников), уполномоченных
на решение задач в области гражданской
обороны, определен постановлением
Правительства Российской Федерации от
10 мая 1999 г. № 782.

Количество
работников в структурном подразделении
по гражданской обороне или отдельных
работников по гражданской обороне в
составе других подразделений организации
определяется, исходя из следующих
принципиальных положений: в организациях,
отнесенных к категориям по ГО в
соответствии с постановлением
Правительства Российской Федерации от
19 сентября 1998 г. № 1115 «О порядке отнесения
организаций к категориям по гражданской
обороне» с количеством работающих до
500 чел. — 1 освобожденный работник; с
количеством работающих от 500 до 2 000
человек — 2—3 освобожденных работника;
от 2 000 до 5 000 человек 3—4 освобожденных
работника, свыше 5 000 человек — 5—6
освобожденных работников; в организациях,
не отнесенных к категориям по гражданской
обороне, с количеством работающих свыше
200 человек 1 освобожденный работник; в
организациях, не отнесенных к категориям
по ГО, с количеством работающих до 200
человек работа по ГО может выполняться
в установленном порядке по совместительству
одним из работников организации.

Полномочия
органов государственной власти, органов
исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, органов местного
самоуправления и организаций в области
гражданской обороны

Президент
Российской Федерации:

определяет
основные направления единой государственной
политики в области гражданской обороны;

утверждает
План гражданской обороны и защиты
населения Российской Федерации; —
вводит в действие План гражданской
обороны и защиты населения Российской
Федерации на территории Российской
Федерации или в отдельных ее местностях
в полном объеме или частично;

утверждает
структуру, состав войск гражданской
обороны и штатную численность
военнослужащих войск гражданской
обороны, утверждает Положение о войсках
гражданской обороны Российской Федерации;

осуществляет
иные полномочия в области гражданской
обороны в соответствии с законодательством
Российской Федерации.

Правительство
Российской Федерации:

обеспечивает
проведение единой государственной
политики в области гражданской обороны;

руководит
организацией и ведением гражданской
обороны;

издает
нормативные правовые акты в области
гражданской обороны и организует
разработку проектов федеральных законов
в области гражданской обороны;

определяет
порядок отнесения территорий к группам
по гражданской обороне в зависимости
от количества проживающего на них
населения и наличия организаций, играющих
существенную роль в экономике государства
или влияющих на безопасность населения,
а также организаций — к категориям по
гражданской обороне в зависимости от
роли в экономике государства или влияния
на безопасность населения;

определяет
порядок создания убежищ и иных объектов
гражданской обороны, а также порядок
накопления, хранения и использования
в целях гражданской обороны запасов
материально-технических, продовольственных,
медицинских и иных средств;

определяет
порядок эвакуации населения, материальных
и культурных ценностей в безопасные
регионы; определяет порядок обучения
населения способам защиты от опасностей,
возникающих при ведении военных действий
или вследствие этих действий;

осуществляет
иные полномочия в области гражданской
обороны в соответствии с законодательством
Российской Федерации и указами Президента
Российской Федерации.

Федеральные
органы исполнительной власти:

принимают
нормативные акты в области гражданской
обороны, доводят их требования до
сведения бюджетных организаций,
находящихся в их ведении, и контролируют
их выполнение;

разрабатывают
и реализуют планы гражданской обороны,
согласованные с федеральным органом
исполнительной власти, уполномоченным
на решение задач в области гражданской
обороны, организуют проведение мероприятий
по гражданской обороне, включая подготовку
необходимых сил и средств;

осуществляют
меры, направленные на сохранение
объектов, существенно необходимых для
устойчивого функционирования экономики
и выживания населения в военное время;

создают
и поддерживают в состоянии постоянной
готовности технические системы управления
гражданской обороны и системы оповещения
населения об опасностях, возникающих
при ведении военных действий или
вследствие этих действий;

создают
и содержат в целях гражданской обороны
запасы материально — технических,
продовольственных, медицинских и иных
средств.

Органы исполнительной
власти субъектов Российской Федерации:

организуют
проведение мероприятий по гражданской
обороне, разрабатывают и реализуют
планы гражданской обороны и защиты
населения;

осуществляют
меры по поддержанию сил и средств
гражданской обороны в состоянии
постоянной готовности;

организуют
подготовку и обучение населения способам
защиты от опасностей, возникающих при
ведении военных действий или вследствие
этих действий;

создают
и поддерживают в состоянии постоянной
готовности к использованию технические
системы управления гражданской обороны,
системы оповещения населения об
опасностях, возникающих при ведении
военных действий или вследствие этих
действий, защитные сооружения и другие
объекты гражданской обороны;

планируют
мероприятия по подготовке к эвакуации
населения, материальных и
культурных ценностей в безопасные
районы, их размещению, развертыванию
лечебных и
других учреждений, необходимых для
первоочередного обеспечения пострадавшего
населения;

планируют
мероприятия по поддержанию устойчивого
функционирования организаций в военное
время;

создают
и содержат в целях гражданской обороны
запасы материально — технических,
продовольственных, медицинских и иных
средств

Органы
местного самоуправления

самостоятельно
в пределах границ муниципальных
образований:

проводят
мероприятия по гражданской обороне,
разрабатывают и реализовывают планы
гражданской обороны и защиты населения;

проводят
подготовку и обучение населения способам
защиты от опасностей, возникающих при
ведении военных действий или вследствие
этих действий;

поддерживают
в состоянии постоянной готовности к
использованию системы оповещения
населения об опасностях, возникающих
при ведении военных действий или
вследствие этих действий, защитные
сооружения и другие объекты гражданской
обороны;

проводят
мероприятия по подготовке к эвакуации
населения, материальных и культурных
ценностей в безопасные районы;

проводят
первоочередные мероприятия по поддержанию
устойчивого функционирования организаций
в военное время;

создают
и содержат в целях гражданской обороны
запасы продовольствия, медицинских
средств индивидуальной защиты и иных
средств.

Общими
обязанностями руководителей федеральных
органов исполнительной власти являются:

разработка
и реализация планов гражданской обороны
и защиты населения федеральных органов
исполнительной власти, методическое
руководство планированием мероприятий
гражданской обороны в бюджетных
организациях, находящихся в их ведении;

создание
и поддержание в состоянии постоянной
готовности технических систем управления,
связи и оповещения гражданской обороны;

обеспечение
защиты работников федеральных органов
исполнительной власти от опасностей,
возникающих при ведении военных действий
или вследствие этих действий;

разработка
и осуществление мероприятий по эвакуации
работников федеральных органов
исполнительной власти; принятие мер по
заблаговременной подготовке базы для
их размещения в загородной зоне;

разработка
и принятие (в пределах своих полномочий)
нормативных актов в области гражданской
обороны и доведение их до бюджетных
организаций’ находящихся в их ведении;

осуществление
мер по поддержанию сил и средств
гражданской обороны в состоянии
постоянной готовности;

создание
и содержание в целях гражданской обороны
запасов материально — технических,
продовольственных, медицинских и иных
средств;

разработка
и осуществление мероприятий, направленных
на сохранение объектов, существенно
необходимых для устойчивого функционирования
экономики и выживания населения в
военное время, а также мероприятий по
снижению опасности возникновения
вторичных очагов поражения, выполнение
норм проектирования инженерно-технических
мероприятий гражданской обороны при
проектировании, строительстве и
реконструкции зданий и сооружений;

разработка
и представление в установленном порядке
проектов планов мероприятий гражданской
обороны, требующих капитальных вложений
и материально-технических средств,
осуществление контроля за реализацией
утвержденных планов;

методическое
руководство созданием нештатных
аварийно-спасательных формирований в
бюджетных организациях, находящихся в
их ведении;

обеспечение
светомаскировки подведомственных
объектов;

организация
проведения мероприятий по гражданской
обороне, включая подготовку необходимых
сил и средств;

организация
и проведение научно-исследовательских,
опытно-конструкторских и проектных
работ по тематике гражданской обороны.

Общими
обязанностями глав органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации
являются:

руководство
гражданской обороной и обеспечение ее
постоянной готовности к выполнению
возложенных задач;

организация
проведения мероприятий по выполнению
задач гражданской обороны на соответствующей
территории;

разработка и
реализация планов гражданской обороны
и защиты населения;

организация
управления гражданской обороной,
создание, развитие (реконструкция) и
поддержание в готовности пунктов
управления, систем оповещения и связи,
а также систем разведки, наблюдения,
прогнозирования, информации и контроля
за радиоактивным, химическим и
биологическим (бактериологическим)
заражением;

организация
подготовки органов управления гражданской
обороны, обучения населения способам
защиты от опасностей, возникающих при
ведении военных действий или вследствие
этих действий;

организация
разработки и представления в установленном
порядке проектов мероприятий гражданской
обороны, требующих капитальных вложений
и материально-технических средств,
контроль за реализацией утвержденных
планов;

организация
заблаговременного накопления и хранения
в мобилизационном резерве техники и
специального имущества для нужд
гражданской обороны;

накопление
и поддержание в готовности защитных
сооружений и средств индивидуальной
защиты;

оповещение
и информирование органов управления
гражданской обороны и населения об
угрозе нападения противника, опасности
заражения и катастрофического затопления,
а также в случае возникновения аварий,
катастроф и стихийных бедствий;

организация
создания и поддержания в состоянии
постоянной готовности к использованию
локальных систем оповещения;

ввод
в действие плана гражданской обороны
и защиты населения и приведение в
готовность гражданской обороны в
установленном порядке;

обеспечение
защиты населения от опасностей,
возникающих при ведении военных действий
или вследствие этих действий;

планирование
мероприятий по подготовке к эвакуации
населения, материальных и культурных
ценностей в безопасные районы, их
размещению, развертыванию лечебных и
других учреждений, необходимых для
первоочередного жизнеобеспечения
пострадавшего населения;

организация
и проведение аварийно-спасательных и
других неотложных работ в очагах
поражения и в ходе ликвидации последствий
аварий, катастроф и стихийных бедствий;

обеспечение
выполнения при проектировании,
строительстве и реконструкции городов
и организаций норм проектирования
инженерно-технических мероприятий
гражданской обороны;

планирование
мероприятий по поддержанию устойчивого
функционирования организаций в военное
время;

организация
выполнения мероприятий по защите
сельскохозяйственных животных, растений,
продовольствия, пищевого сырья, фуража,
водоисточников и систем водоснабжения
от современных средств поражения;
создание и содержание в целях гражданской
обороны запасов материально -технических,
продовольственных, медицинских и иных
средств;

планирование
мероприятий по светомаскировке объектов
и населенных пунктов с заинтересованными
органами;

организация
пропаганды по вопросам гражданской
обороны.

Общими
обязанностями руководителей органов
местного самоуправления (выполняемых
самостоятельно в границах муниципальных
образований) являются:

руководство
гражданской обороной и обеспечение ее
постоянной готовности;

разработка
и реализация планов гражданской обороны
и защиты населения, проведение мероприятий
гражданской обороны;

поддержание
в состоянии постоянной готовности к
использованию системы оповещения
населения об опасностях, возникающих
при ведении военных действий или
вследствие этих действий;

проведение
подготовки и обучения населения способам
защиты от военных действий или вследствие
этих действий;

организация
создания и поддержания в постоянной
готовности к использованию локальных
систем оповещения;

проведение
мероприятий по подготовке к эвакуации
населения, материальных и культурных
ценностей в безопасные районы;

создание
и поддержание в постоянной готовности
к использованию фонда защитных сооружений,
средств индивидуальной защиты;

осуществление
мер по поддержанию сил и средств
гражданской обороны в состоянии
постоянной готовности;

организация
создания нештатных аварийно-спасательных
формирований;

проведение
первоочередных мероприятий по поддержанию
устойчивого функционирования организаций
в военное время;

обеспечение
выполнения норм проектирования
инженерно-технических мероприятий
гражданской обороны при проектировании,
строительстве и реконструкции городов
и организаций;

создание
и содержание в целях гражданской обороны
запасов продовольственных, медицинских
средств индивидуальной защиты и иных
средств;

ввод
в действие планов гражданской обороны
и защиты населения, приведение в
готовность гражданской обороны
муниципальных образований в установленном
порядке;

организация
и проведение аварийно-спасательных и
других неотложных работ в очагах
поражения и в ходе ликвидаций последствий
аварий, катастроф и стихийных бедствий;

проведение
мероприятий по светомаскировке и другим
видам маскировки населенных пунктов и
организаций.

Общими обязанностями
руководителей организаций являются:

планирование
и проведение мероприятий по гражданской
обороне, разработка и реализация планов
гражданской обороны;

издание
приказов, отдача распоряжений и указаний
в пределах своей компетенции по вопросам
гражданской обороны, а также привлечение
в установленном порядке лиц, зачисленных
в нештатные аварийно-спасательные
формирования гражданской обороны для
выполнения мероприятий гражданской
обороны;

обеспечение
защиты своих работников от опасностей,
возникающих при ведении военных действий
или вследствие этих действий; обучение
их способам защиты от данных опасностей;

создание
и поддержание в состоянии постоянной
готовности к использованию локальной
системы оповещения;

проведение
мероприятий по поддержанию устойчивого
функционирования организаций в военное
время;

создание
и содержание в целях гражданской обороны
запасов материально -технических,
продовольственных, медицинских и иных
средств;

создание
и поддержание в состоянии постоянной
готовности сил и средств гражданской
обороны; создание, обучение и укомплектование
нештатных аварийно-спасательных
формирований личным составом, оснащение
техникой и материально-техническими
средствами; введение в действие планов
гражданской обороны с последующим
докладом вышестоящим органам управления
гражданской обороны;

личное
руководство проведением аварийно-спасательных
и других неотложных работ на объекте;

проведение
мероприятий по световой и другим видам
маскировки.

Руководители
организаций являются непосредственными
организаторами гражданской обороны на
своих объектах и несут личную
ответственность за ее постоянную
готовность, а также за своевременное
выполнение задач гражданской обороны.
Они выполняют указания и распоряжения
по организации и ведению гражданской
обороны вышестоящего руководителя по
ведомственной принадлежности, а также
руководителя органа местного самоуправления
по месту дислокации организации.

Обязанности
органов управления, уполномоченных на
решение задач в области гражданской
обороны

МЧС
России является федеральным органом
исполнительной власти, уполномоченным
на решение задач в области гражданской
обороны. На
МЧС России возлагается:

разработка
предложений по формированию основ
единой государственной политики в
области гражданской обороны и их
реализация; организация разработки и
внесение на рассмотрение Президента
Российской Федерации и Правительства
Российской Федерации проектов
законодательных и других нормативных
правовых актов по вопросам гражданской
обороны;

разработка
и внесение в Правительство Российской
Федерации для представления Президенту
Российской Федерации предложений о
порядке введения в действие Плана
гражданской обороны и защиты населения
на территории Российской Федерации или
в отдельных ее местностях в полном
объеме или частично;

осуществление
разработки и контроля за реализацией
федеральных целевых программ в области
гражданской обороны, реализация в
установленном порядке полномочий
государственного заказчика федеральных
целевых программ по вопросам гражданской
обороны;

организация
в установленном порядке подготовки
должностных лиц федеральных органов
исполнительной власти, органов
исполнительной власти субъектов
Российской Федерации по вопросам
гражданской обороны;

организация
проведения научно-исследовательских
и опытно-конструкторских работ в области
гражданской обороны;

разработка
и утверждение показателей для отнесения
организаций к категориям по гражданской
обороне в установленном порядке, в
зависимости от их роли в экономике
государства или влияния на безопасность
населения;

разработка
в установленном порядке предложений
об отнесении территорий к группам по
гражданской обороне в зависимости от
количества проживающего населения и
наличия организаций, играющих существенную
роль в экономике государства или влияющих
на безопасность населения, а также о
создании убежищ и иных объектов
гражданской обороны, о накоплении,
хранении и использовании в целях
гражданской обороны запасов
материально-технических, продовольственных,
медицинских и иных средств;

организация
разработки федеральными органами
исполнительной власти, органами
исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, органами местного
самоуправления и организациями
мобилизационных мероприятий гражданской
обороны;

руководство
созданием и поддержанием в состоянии
постоянной готовности технических
систем управления гражданской обороны
и систем оповещения населения об
опасностях, возникающих при ведении
военных действий или вследствие этих
действий, контроль за созданием и
деятельностью этих систем;

контроль
за созданием локальных систем оповещения
в районах размещения потенциально
опасных объектов;

методическое
руководство созданием и обеспечением
готовности сил и средств гражданской
обороны в субъектах Российской Федерации,
муниципальных образованиях и организациях,
а также контроль в этой области;

организационное
и методическое руководство накоплением,
хранением и использованием в целях
гражданской обороны запасов
материально-технических, продовольственных,
медицинских и иных средств;

методическое
руководство созданием и поддержанием
в готовности убежищ и иных объектов
гражданской обороны, организацией
радиационной, химической, биологической
и медицинской защиты населения, а также
контроль в этой области;

обеспечение
осуществления мероприятий по оперативному
оборудованию территорий в части,
касающейся гражданской обороны;

сбор
и обработка информации в области
гражданской обороны, информирование
населения через средства массовой
информации и по иным каналам о
прогнозируемых и возникающих чрезвычайных
ситуациях, мерах по обеспечению
безопасности населения и территорий,
приемах и способах защиты, а также о
прогнозе в области ГО;

осуществление
государственного надзора за выполнением
федеральными органами исполнительной
власти, органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, органами
местного самоуправления, организациями
и гражданами установленных требований
по гражданской обороне; участие в
проведении государственной экспертизы
градостроительной документации и
проектов строительства объектов в
части, касающейся соблюдения требований
по гражданской обороне;

разработка
и представление в установленном порядке
в Правительство Российской Федерации
для утверждения Президентом Российской
Федерации проекта Плана гражданской
обороны и защиты населения Российской
Федерации;

участие
в разработке мобилизационного плана
экономики Российской Федерации в части,
касающейся мероприятий в области
гражданской обороны;

осуществление
мер, направленных на сохранение объектов,
существенно необходимых для устойчивого
функционирования экономики и выживания
населения в военное время, создание и
содержание в целях гражданской обороны
запасов материально-технических,
продовольственных, медицинских и иных
средств, разработка и реализация плана
гражданской обороны МЧС России,
организация проведения мероприятий по
гражданской обороне. включая подготовку
необходимых сил и средств, создание и
поддержание в состоянии постоянной
готовности технических систем управления
гражданской обороны МЧС России;

методическое
руководство и контроль организации
обучения населения способам защиты от
опасностей, возникающих при ведении
военных действий или вследствие этих
действий;

участие
в разработке Генеральным Штабом
Вооруженных Сил Российской Федерации
плана применения Вооруженных Сил
Российской Федерации, мобилизационного
плана Вооруженных Сил Российской
Федерации и федеральной государственной
программы оперативного оборудования
территорий Российской Федерации в целях
обороны, обеспечение осуществления
мероприятий по оперативному оборудованию
территорий в части, касающейся гражданской
обороны;

организация
по согласованию с Генеральным Штабом
Вооруженных Сил Российской Федерации
планирования в установленном порядке
действий и применения войск гражданской
обороны для выполнения задач в целях
обороны Российской Федерации, подготовка
войск гражданской обороны к совместным
с Вооруженными Силами Российской
Федерации действиям в целях обороны
Российской Федерации;

осуществление
текущего и перспективного планирования
мобилизационного развертывания войск
гражданской обороны; определение
потребности специалистов для войск
гражданской обороны и подготовка их в
образовательных учреждениях МЧС России
и других образовательных учреждениях;

поддержание
боевой и мобилизационной готовности
органов управления, войск гражданской
обороны;

координация
деятельности и взаимодействие с
Вооруженными Силами Российской Федерации,
другими войсками, воинскими формированиями
и органами при решении задач в области
гражданской обороны;

создание,
реорганизация и ликвидация в установленном
порядке территориальных органов,
спасательных центров, соединений,
воинских частей и подразделений войск
гражданской обороны, комплектование
их личным составом, тарификация их
утвержденных штатов и штатных перечней,
а также организация их материального,
технического, финансового и других
видов обеспечения;

проведение
в установленном порядке проверок
готовности федеральных органов
исполнительной власти к осуществлению
мероприятий гражданской обороны; —
осуществление по согласованию с органами
исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и органами местного
самоуправления проверок готовности
указанных органов к проведению мероприятий
гражданской обороны;

осуществление
международного сотрудничества в области
гражданской обороны.

В
начале 2000 г. впервые Указом Президента
Российской Федерации был утвержден
План гражданской обороны Российской
Федерации, разработанный с учетом
требований Федерального закона «О
гражданской обороне». 5 января 2004 г.
Президентом Российской Федерации были
утверждены «Основы единой государственной
политики в области гражданской обороны
на период до 2010 года». Документ подобного
рода в области гражданской обороны был
принят в нашей стране впервые. В нем
заложены концептуальные основы подготовки
государства к ведению гражданской
обороны в новых политических и
социально-экономических условиях,
определены задачи и основные направления
единой государственной политики в
области гражданской обороны, пути
реализации этой политики.

Дальнейшее
развитие этот документ получил в «Основах
единой государственной политики
Российской Федерации в области гражданской
обороны на период до 2020 года», утвержденных
Президентом Российской Федерации
(Пр-2613) 03.09.2011г.

Это программный
документ на ближайшие годы в области
совершенствования и развития гражданской
обороны.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Кроватка bebizaro heirloom инструкция по сборке
  • Hey clay инструкция по лепке динозавров
  • Бильтрицид 600 мг инструкция по применению
  • Триганде таблетки для чего применяется инструкция по применению
  • Ново сед капсулы инструкция по применению цена отзывы аналоги