Руководство образовательным процессом в вузе

Библиографическое описание:

Чупрова, Л. В. К вопросу об образовательном процессе в вузе в контексте его гармонизации / Л. В. Чупрова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь : Меркурий, 2012. — С. 167-170. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/58/2286/ (дата обращения: 21.05.2023).

Сегодня
чрезвычайно актуальным является вопрос об изменениях в
образовательном процессе, в ходе которого формируется современная
личность, активно проводятся попытки реформирования системы
образования. Обращение к этой проблеме во многом связано с эволюцией
философских воззрений, в соответствии с которыми в центр научной
картины мира выдвигается человек.

Образовательный
процесс как открытая самоорганизующаяся система в условиях
глобализации, отличающаяся гибкостью
организационной формы, содержания, средств и методов обучения,
открытостью в когнитивной и социально-эмоциональных сферах, требует
соответствующего управления. Управление
образовательным процессом основывается на общей теории управления
системами, в которой под управлением понимается функция
организованных систем, обеспечивающая их целостность,
функционирование и развитие.

Под
образовательным процессом понимается
профессионально организованное взаимодействие педагога с
обучающимися, включающее все элементы учебно-воспитательной работы.
Понятия «образовательный» и «педагогический»
процессы имеют много общего. Это наличие структуры, компонентов,
значения, функциональной направленности. Отличия: в
центре образовательного процесса стоит ученик, и
усилия всех педагогов направлены на его достижения. В
центре педагогического процесса находится педагог. Он
организатор и руководитель взаимодействиями с учащимися, внимателен к
тому, что и как усваивают обучающиеся.

В педагогике
педагогический процесс рассматривался в работах М.А. Данилова [2],
Б.Г. Лихачева [6], Ю.К. Бабанского [1], И.П. Подласого [7]. Общим для
всех является взгляд на педагогический процесс как взаимодействие его
составляющих, выявление его целостности.

Педагогический
процесс представляет собой определенную систему, компоненты которой –
это содержание, средства, методы, формы взаимодействия взрослых и
детей [5]. Слово «процесс»
свидетельствует о протяженности во времени, а слово «педагогический»
– о направленности на преобразование личности человека.
Педагогический процесс имеет
цель, содержание, деятельность и результат. Понятие «педагогический
процесс» в специальной литературе употребляется в широком и
узком смысле.

Педагогический
процесс в вузе в широком
смысле – это совокупность всех условий,
средств, методов, направленных на решение одной глобальной задачи.
Кроме глобальной задачи, педагогический процесс может быть направлен
и на содержание какой-то узкой конкретной
задачи (нравственного, эстетического воспитания).
Решить эти задачи помогают педагогу различные методы, средства, формы
организации. Конкретные задачи педагогического процесса
взаимосвязаны, реализуются и решаются на фоне других задач воспитания
и развития личности, так как педагогический
процесс обладает целостностью, общностью и единством.

Целостность педагогического
процесса можно понимать как внутреннее единство составляющих его
компонентов, их гармоническое взаимодействие при относительной
автономности. Целостность здесь выступает как синтетическое качество
педагогического процесса, характеризующее высший уровень его
развития, результат стимулирующих сознательных действий и
деятельности субъектов, функционирующих в нём.

Образовательный
процесс в вузе – это саморазвитие личности в культуре в
процессе ее свободного и ответственного взаимодействия с педагогом
системы образования и культурой при их помощи и посредничестве.

Цели
образования – содействие и помощь человеку в овладении
способами культурного самоопределения, самореализации и
самореабилитации, в понимании самого себя.

Содержанием
образовательного процесса должно стать не просто передача знаний,
умений и навыков, а уравновешенное развитие физической, умственной,
волевой, моральной, ценностной и др. сфер.

Знания –
только один из элементов этой сложной и многогранной структуры,
причем не самый существенный. В нее включаются ценностные ориентации
личности, ее нравственно-волевые черты, эмоциональные и физические
характеристики.

«Личностные
достижения» – достижения во всех сферах структуры
личности; это: умение применять знания на практике; умение принимать
решения и нести за них ответственность; умение противостоять
обстоятельствам и находить выход в сложных ситуациях; способность
выстраивать свою жизненную стратегию и следовать ей; способность
отстаивать свои убеждения; способность контактировать с другими
людьми и др.

Современная эпоха убеждает,
что прогресс знания при недостатке культуры, нравственного развития
порождает множество проблем, грозящих самому существованию
человечества.

С точки зрения философов,
осмысливающих проблемы современного образования, кризис образования
порожден, прежде всего, ориентацией на знание, так как содержание
школьных дисциплин на 20-30 лет отстает от содержания науки.
Следовательно, если ставить целью формирование знаний, умений и
навыков, то кризис непреодолим.

Философия образования
исследует сущность, структуру и динамику образования как социально
организованного канала внебиологического наследования.

Результат
образовательной деятельности, воплощенный в понятии «образованность»:
сертифицированный результат деятельности, определенный уровень
освоения социального опыта [4].

Современное
образование, основанное на интеграции различных методов и различных
наук, способствует целостному осознанию мира и приросту креативного
потенциала личности: коэволюция человека, природы и общества
обусловливает нравственные принципы гармонизации их сосуществования,
а в среде образования – отход от предметной дифференциации
научного знания как средства эффективности обучения и поиск
оптимальных путей интеграции знания. Дифференцированное готовое
знание формирует репродуктивное мышление. Интеграция же знаний
невозможна без применения творческих усилий. Синергетический подход к
образованию предполагает разработку вариативных моделей учебного
процесса и содержания курсов, основополагающими принципами которых
будут интеграция и творческое развитие личности. В синергетический
подход к образованию органично вписывается метод системного анализа.
Главное в нем – логически обоснованное исследование проблемы и
использование соответствующих методов ее решения, которые могут быть
разработаны в рамках других наук. Системный анализ предполагает
междисциплинарность. Научная картина мира воссоздана методом
системного анализа и представляет собой модель, в основе которой
лежат данные конкретных наук о природе и обществе. Системный анализ –
это не только методологическая основа научных исследований и
разработки новых технических и управленческих решений. Его можно
расценивать как инструментарий для рационального овладения знаниями,
постижения их природы, способов их запоминания и систематизирования.
Он помогает осмыслению новых знаний. Овладение навыками системного
анализа способствует формированию творческого мышления, реинтеграции
информации на новом качественном уровне с пониманием системных
связей. Один древний мудрец утверждал, что унция знания стоит фунта
информации, а унция понимания – фунта знаний. Только хорошо
понятое знание дает качественный прирост личности. Говоря о
понимании, следует различать логическое понимание, обеспечивающее
репродуктивное усвоение информации, и глубинное понимание, т.е.
всестороннее овладение предметом размышления, при котором становятся
возможными «домысливание» и творческая деятельность.

В обществе
можно выделить два фундаментальных процесса – производство
материальных и производство духовных ценностей. Сфера материального
производства обеспечивает удовлетворение потребностей человека и
возможность реализации его способностей. Система образования вместе с
другими государственными институтами культуры и религии готовит
главную ценность общества – Человека. По выражению И.А. Ильина
«жизнь вообще имеет смысл и может совершенствоваться только
тогда, когда бережется и растится качество; нет его – и гибель
становится неминуемой. А качество творится и обеспечивается прежде
всего и больше всего культурой личного духа» [3].

Качественное
функционирование сферы материального производства возможно лишь при
условии компетентности персонала. Язык компетенций должен повысить
эффективность как образовательных процессов, так и процессов
производства.

Гармонизацию
образовательного процесса вуза необходимо проводить по спектрам
компетенций выпускника и рабочего места (должности) для того, чтобы
адекватно отразить требования НРК и профессиональных стандартов.
Структура макета федерального государственного образовательного
стандарта (ФГОС) содержит общекультурные и профессиональные
компетенции.

В настоящее
время проводится значительная научно-поисковая работа по определению
показателей и критериев оценки качества образования. Вместе с тем,
основной акцент в этих исследованиях сделан на итоговые результаты, и
недостаточное внимание уделяется функциональным характеристикам
непрерывного образовательного процесса в школе, к числу важнейших из
которых относится характер взаимоотношений между субъектами
образовательной деятельности. Возникает теоретическая необходимость
выявления и определения аксиологических основ педагогических
взаимоотношений между субъектами образовательной деятельности в
высшей школе. Под педагогическими взаимоотношениями мы понимаем
взаимоотношения, которые складываются в результате
субъект-субъектного педагогического взаимодействия между участниками
образовательного процесса.

В ходе
педагогического взаимодействия между различными субъектами
образовательной деятельности возникают смысловые барьеры, значительно
снижающие уровень взаимопонимания между преподавателями и студентами.
Управление процессом гармонизации взаимоотношений будет
способствовать преодолению таких барьеров.

Гармонизация
образовательного процесса в вузе представляет собой процесс
достижения определенного уровня взаимопонимания между субъектами
образовательной деятельности, оказывающий конструктивное влияние на
личностно и социально значимые результаты деятельности высшей школы.

Необходимо
отметить, что гармонизация активно исследовалась в контексте
коммунистического воспитания, нацеленного на формирование гармонично
развитой личности. Однако, как показали результаты социального
развития и образования в советских вузах, нельзя гармонизировать
личность, не гармонизируя педагогические отношения. В последнее время
гармонизация рассматривается как принцип (Ш.А. Амонашвили, В.И.
Загвязинский), стратегия (В.Н. Сагатовский, Ю.С. Запесоцкий)
педагогической деятельности. Вместе с тем, гармонизация
педагогических взаимоотношений субъектов образования как фактор,
повышающий эффективность модернизации высшей школы, еще недостаточно
изучена в теоретическом и технологическом плане.

На наш взгляд, можно
выделить следующие противоречия:

— между существующей
тенденцией гуманизации и демократизации педагогических
взаимоотношений в вузе, предполагающей повышение уровня
взаимопонимания субъектов образовательной деятельности, и
доминирующими административным и формально-ролевым подходами к
управлению педагогическими взаимоотношениями;

— между возрастающей
субъектностью обучающихся и объектным отношением педагогов;

— возрастание субъектности
педагогов и студентов не приводит практически к возрастанию
взаимопонимания между ними.

Это определило проблему
исследования, которая заключается в поиске, выборе теоретических
основ и разработке практической управленческой технологии
гармонизации педагогических взаимоотношений между субъектами
образовательной деятельности в высшей школе.

Гармонизация
образовательного процесса в вузе взаимоотношений должна
предусматривать повышение уровня взаимопонимания между субъектами
образования в отношении реализации требований педагогических
принципов работы вуза.

Управление процессом
гармонизации педагогических взаимоотношений между субъектами
образовательной деятельности высших учебных заведений является
важнейшим фактором, оказывающим положительное влияние на повышение
социально-направленных показателей ее деятельности;

Эффективным способом
повышения уровня гармонизации педагогических взаимоотношений
субъектов образовательной деятельности будет управленческая
технология, основанная на педагогическом мониторинге.

Профессиональная подготовка
специалиста ориентирована сегодня на становление профессиональной
компетентности, при этом компетентность специалистов становится
определяющей в решении профессиональных задач, следовательно,
обеспечить новое качество подготовки специалистов в высшем
профессиональном образовании возможно, если определить ядро
общепрофессиональной (универсальной) компетенции, которая
обеспечивает решение задач взаимодействия в профессиональной
деятельности, а также определить условия ее становления в процессе
профессионального образования специалистов.

Таким образом,
конкретному обществу соответствует определенный тип образования,
поскольку цели образования — социальные цели, образование- это
механизм подготовки человека к условиям совместного существования в
обществе. Гармонизация образовательного процесса в вузе
взаимоотношений должна предусматривать повышение уровня
взаимопонимания между субъектами образования в отношении реализации
требований педагогических принципов работы вуза.

Литература:

  1. Бабанский
    Ю.К. Оптимизация педагогического процесса / Ю.К.
    Бабанский – М., 2001.

  2. Данилов, М.А.
    Дидактика / М.А. Данилов –
    М, 1965.

  3. Ильин И.А.
    Собр. соч.: в 10 т. Т.1. – / И.А. Ильин –
    М.: Русская книга, 1993. С. 90-93.

  4. Заика И. Т.
    Модель оценки процесса управления знаниями / И. Т. Заика, Н. И.
    Гительсон, Н. Л. Скокова // Стандарты и качество. –
    2007. – N 8. –
    С. 55.

  5. Лихачев Б.П.
    Курс лекций. Изд. 4-е. перераб. и доп. / Б.П.
    Лихачёв – М.:
    Юрайт – М, 2001. – С. 70.

  6. Лихачев Б.Г.
    Педагогика / Б.Г. Лихачёв –
    М, 2011.

  7. Подласый И.П.
    Педагогика. В 2 Т. / И.И.
    Подласый – М.: Норма, 2009. С. 86-87.

Основные термины (генерируются автоматически): педагогический процесс, образовательный процесс, образовательная деятельность, системный анализ, высшая школа, гармонизация, глобальная задача, материальное производство, синергетический подход, современное образование.

Похожие статьи

Синергетический подход как форма многовариантности…

учебно-воспитательный процесс, система образования, система, синергетика, профессиональная подготовка сотрудников, синергетический подход, педагогическая система, процесс, образовательный процесс

Основные методологические подходы в педагогике

задача воспитателя, педагогический процесс, наблюдение, образовательный процесс, педагогический опыт, педагогическое явление, метод опроса, разрешение противоречия, намеченный план, подход.

Роль и сущность системного подхода в профессиональном…

системный подход, педагогическая система, профессиональное обучение, педагогический процесс, процесс, влияние, планируемый процесс образования, подготовка будущих учителей, метод образования

Необходимо ли тьюторство российской высшей школе?

педагогический процесс, образовательный процесс, образовательная деятельность, системный анализ, высшая школа, гармонизация, глобальная задача, материальное производство

Проблема инклюзивного образования в свете синергетического

Синергетика как возможная основа моделирования инклюзивных процессов в образовательных системах. Приводятся приоритеты и принципы развития инклюзивных процессов в образовании, а также основанные на них подходы к организации деятельности

Реализация системно-деятельностного подхода в процессе

учащийся, подход, урок, учитель, действие, учебная деятельность, ближайшее развитие, образовательный процесс, системный подход, познавательное развитие обучающихся.

Современные образовательные технологии в мировом

– содержание обучения; – средства педагогического взаимодействия; – организация учебного процесса

Современное общество ставит перед высшими учебными заведениями задачу подготовки специалиста знающего, мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и…

Синергетическая природа подготовки сотрудников…

синергетический подход, процесс обучения, студент, синергетика, синергетическое обучение, образовательный процесс, образовательная система, синергетический метод, учебно-воспитательный процесс

Методология современного образования. Болонский процесс

Болонский процесс. Автор: Гомбоева Дулма Олеговна. Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы.

Современные интеграционные процессы, затрагивающие все мировое сообщество, также влияют и на систему высшего образования.

    1. Организация учебного процесса в вузе.

Образовательный
процесс в вузе коренным образом отличается
от обучения на любой из предыдущих
ступеней образования. От того, насколько
информирован новоиспеченный студент
об особенностях «вузовского» учебного
процесса, насколько он к ним адаптировался,
зависит успешность его обучения. С точки
зрения содержания, образовательный
процесс в вузе предполагает освоение
студентом системы общих и научных,
практических знаний об окружающей
действительности, получение знаний и
навыков применения методов исследовательской
работы, научного познания, приобретение
и закрепление нравственных качеств,
эстетического вкуса, ценностного
отношения к учебной деятельности,
профессии, труду и к миру в целом.

Иной является и
форма, в которой образовательный процесс
реализуется. Учебный процесс в вузе
организован так, чтобы обеспечить
выполнение требований к специалисту,
изложенных в государственном
образовательном стандарте. Обучение
студентов ведется по учебным планам.
Учебный план— основной документ, в
соответствии с которым в вузе осуществляется
организация учебного процесса по
подготовке выпускников конкретной
специальности в течение всего периода
обучения студентов в вузе. Учебный план
содержит: перечень изучаемых дисциплин;
объемы часов, отводимых на изучение
предусмотренных планом дисциплин;
установленные формы контроля. По учебному
плану ежегодно составляютсярабочие
учебные планы
, которые учитывают
требования утвержденного ректором на
данный учебный годграфика учебного
процесса
. Этим графиком регламентируется
количество учебных недель в каждом
семестре (осеннем и весеннем), даты
начала семестров, сессий, каникул,
практик. В рабочем учебном плане также
указываются зачеты и экзамены, выносимые
на сессии, а в графике учебного процесса
— сроки проведения учебных аттестаций.
Учебный процесс в вузе проводится порасписанию учебных занятий. Студенту
рекомендуется записать для себя, в каком
учебном корпусе Института располагаются
библиотека, учебные аудитории, номера
аудиторий, в которых располагаются
кафедры, деканат, время начала и окончания
занятий, чтобы четко планировать свое
пребывание в вузе и не допускать опозданий
на занятия.

Важно также
понимать, что учебная деятельность
протекает в совершенно новом формате.
Учебные занятия из уроков превращаются
в лекции, семинары, практические и
лабораторные занятия. Чтобы быстро
включиться и эффективно участвовать в
разных видах учебных занятий, нужно
понять их существенные характеристики.
Отметим кратко основное о сути разных
видов аудиторных занятий. Лекция
это логически стройное, систематическое,
последовательное и ясное изложение
учебных и научных вопросов. Она
предназначена для того, чтобы закладывать
основы научных знаний, определять
направление, основное содержание и
характер всех других видов учебных
занятий, а также самостоятельной работы
студентов.Практические занятия
это занятия, проводимые под руководством
преподавателя в учебной аудитории,
направленные на углубление
научно-теоретических знаний и овладение
определенными методами самостоятельной,
в том числе исследовательской, работы.Семинар— это практическое занятие
по гуманитарной дисциплине, на котором
студенты приобретают умения оформлять
рефераты, учатся конспектировать
первоисточники, устно излагать материал,
а также защищать научные положения и
выводы. Наконсультацияхрассматриваются вопросы, касающиеся
организации, и методики внеаудиторной
самостоятельной работы студентов,
связанные с уточнением тех или иных
научных данных, новых для студента
понятий, методов решения задач; даются
сведения о дополнительной литературе.

Особо хотелось бы
отметить, что важную роль в учебном
процессе вуза занимают аттестационные
мероприятия
, в ходе которых осуществляется
контроль знаний, полученных студентами.
Экзаменационные сессии проводятся
дважды в течение учебного года — в конце
каждого семестра. К сессии допускаются
студенты, не имеющие академической
задолженности за семестр и сдавшие все
зачеты. Продолжительность сессии —
три-четыре недели, количество экзаменов
— обычно три – пять (в условиях реализации
сокращенных основных образовательных
программ их может быть больше). Расписание
экзаменов составляется, исходя из
расчета выделения трех-четырех дней на
подготовку к каждому экзамену. Этого
времени вполне достаточно студенту для
повторения и систематизации изученного
материала по конкретной учебной
дисциплине.

Данные составляющие
образовательного процесса в вузе могут
быть реализованы лишь при условиях
наличия у студентов таких качеств и
способностей, как собранность,
настойчивость, воля, высокая эмоциональная
культура и навыков самовоспитания,
самообучения, самоуправления, самоконтроля,
самосовершенствования. Это связано в
первую очередь с возрастанием роли и
объема самостоятельности студента в
процессе приобретения новых знаний.
При этом в вузе также существенно
изменяется порядок контроля за ходом
обучения: контрольных мероприятий
становится меньше, они проводятся реже.
На смену ежедневным опросам на уроках
приходят экзаменационные сессии,
проводимые дважды в год, учебные
аттестация, организуемые дважды в
семестр; другие формы контроля,
осуществляемые по графику учебного
процесса. Такой порядок иногда вызывает
у некоторых студентов неверное
представление о легкости студенческой
жизни, что чревато серьезными негативными
последствиями, так как, например, низкие
оценки могут привести не только к
неприятным объяснениям в деканате, но
и к отчислению из Института еще до начала
экзаменационной сессии.

Чтобы успешно и
эффективно овладевать специальными
профессиональными знаниями, студенту
необходимо также знать некоторые общие
правила и технологии получения учебной
информации, иметь представление о
содержании учебного плана выбранной
специальности, о требованиях, предъявляемых
к выпускнику вуза. Вся эта информация
в совокупности образует содержание
курса «Культура интеллектуального
труда».

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

КРУГЛЫЙ СТОЛ «СТАТУС ИСТОРИИ в НАУЧНОМ. ИДЕОЛОГИЧЕСКОМ…

УДК 378+37.0

Худяков Виктор Николаевич

Доктор исторических наук, профессор кафедры отечественной истории «Омского государственного педагогического университета», vnh_ist@mail.ru, Омск.

Черненко Елена Викторовна

Кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории «Омского государственного педагогического университета», chernenko68@mail.ru, Омск.

управление образовательным процессом на этапе

РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛьНОЙ ПРОГРАММЫ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

Аннотация. Статья посвящена проблемам стратегического и оперативного руководства учебным процессом в педагогическом вузе. Особое внимание уделено проблемам управления образовательным процессом на уровне структурного подразделения университета. Обосновывается неэффективность «менеджерского подхода» к стратегическому и оперативному управлению образовательным процессом в педагогическом вузе.

Ключевые слова: образовательный процесс, стратегическое управление образовательным процессом, оперативное управление образовательным процессом, «менеджерский подход» к стратегическому и тактическому управлению образовательным процессом, компетентностная модель выпускника.

Khudyakov Viktor Nikolaevich

Doctor of History, the Professor of the Russian History Chair, of «Omsk State Pedagogical University», vnh_ist@mail.ru, Omsk.

Chernenko Elena Viktorovna

Candidate of History, Docent of the Russian History Chair, of of «Omsk State Pedagogical University», chernenko68@mail.ru, Omsk.

EDUCATIONAL MANAGEMENT IN THE IMPLEMENTATION STAGE OF BASIC EDUCATIONAL PROGRAM, «TEACTER EDUCATION»

Abstract: This article deals with the problems of the strategic and operational management of the educational process of the pedagogical university. Special attention is paid to the problems of management educational process at the level of the structural unit of the university. The ineffectiveness of «management approach» is settled down to the strategic and operational management of the educational process of the pedagogical university.

Keywords: educational process, strategic management of the educational process, the operational management of the educational process, «management» approach to the strategic and tactical management of the educational process, competence model of graduate.

Переход на новые образовательные стандарты высшего профессионального образования привел к значительным изменениям в стратегическом и оперативном управлении образовательным процессом в вузах. Ориентация современных образовательных стандартов высшего профессионального образования на результат, где в качестве такового выступает компетенция как готовность и способность выпускников высшей

школы решать профессиональные задачи на основе знаний и опыта, привела к отказу от традиционной дидактической модели образовательного процесса. Отказавшись от ориентации процесса образования на передачу и усвоение определенного перечня дидактических единиц, зафиксированных в стандартах II поколения, новая дидактическая модель предполагает нелинейный образовательный процесс, индивидуальный обра-

зовательный маршрут, переход от принципа систематичности к принципу системности обучения, деятельностную парадигму выбора образовательных технологий. Это вызывает перемещение на уровень вузов и их администраций функций по стратегическому управлению образовательным процессом, под которым понимается целенаправленное взаимодействие обучающих и обучающихся, направленное на формирование профессиональных компетенций последних.

В новых условиях стратегическое и оперативное управление образовательным процессом в вузе должно осуществляется как на уровне руководства вуза, так и на уровне конкретного факультета и конкретного преподавателя. В этой статье мы попытались выявить принципы, методы, формы стратегического и оперативного управления образовательным процессом на уровне структурного подразделения педагогического вуза. В качестве эмпирического опыта, подвергнутого обобщению и систематизации, выступает деятельность исторического факультета ОмГПУ в условиях внедрения бально-рейтинговой системы (БАРС) и перехода на ФГОС ВПО, осуществлявшийся период с 2008 по 2012 гг.

Стратегическое управление образовательным процессом представляет собой «направление в теории принятия решений, которое нацелено на развитие эффективной стратегии для оказания содействия в достижении корпоративных целей» [1]. Стратегическое управление образовательным процессом в вузе предполагает следующую последовательность действий: анализ текущего положения вуза в конкурентной среде и востребованности выпускников на рынке труда; выбор стратегического направления деятельности организации; имплементация — процесс реализации выбранной стратегии. Разработка стратегии вуза осуществляется в условиях неопределенности, которую порождают как процессы вне организации, так и внутри нее, что отличает стратегическое управление от долгосрочного планирования деятельности образовательного учреждения. Основными принципами стратегического планирования являются: ориентация на миссию организации, ее глобальные цели, конкурентоспособность, приоритеты как основу самостоятельных стратегий; предполо-

жение о взаимодействии вуза и окружающей среды [3].

Оперативное управление отличается тем, что оно направлено не на определение глобальной цели вуза, а на выбор оптимальных средств и методов имплементации, планирование и выполнение таких процессов как распределение работ, контроль их хода и качества исполнения, эффективное использование ресурсов, диспетчеризация процесса обучения.

В организационном плане стратегическое управление образовательным процессом предполагает формирование адекватной системы управления вузом. Традиционная система управления сформировалась в процессе становления российского университетского образования в XVIII — XIX вв. Ее базовые единицы — кафедры, деканат, Совет факультета, ученый совет университета, ректорат. Насколько эта система способна и готова отвечать на «вызовы времени», то есть соответствовать целям и задачам современного высшего профессионального образования?

Сегодня во властных государственных структурах сформировался «менеджерский подход» к организации системы управления вузами. Суть этих представлений заключается в том, чтобы, не меняя структурные компоненты системы, изменить ее кадровый компонент, тем самым адаптировав к реалиям времени. Результатом этих изменений должно стать сосредоточение функции стратегического управления образовательным процессом в руках менеджеров, основной задачей которых становится выявление «точек роста», выработка на их основе долгосрочных программ развития, организация эффективного использования ресурсной базы, в том числе и кадрового состава. Возможно, что подобная модель и представляется более рациональной, но, тем не менее, не учитывает специфики учреждения, деятельность которого направлена не на производство товаров и услуг, а на формирование профессиональной компетенции выпускников.

Процесс образования, являясь в основе своей процессом когнитивным и творческим, не может быть выработан исключительно на основе деятельности менеджеров. Любые попытки «спускать» стратегические установки «сверху», как правило, не «при-

сваиваются» педагогическими коллективами и приводят к открытому противодействию или к скрытому саботажу их реализации. В связи с этим более эффективным представляется подход к выработке стратегии развития с позиции коллективного творчества при инициирующей и организаторской роли управленцев различного уровня.

В современных условиях «выживаемость» вузов зависит от качества стратегической модели развития образовательного процесса каждого факультета, которая хотя и является производной от стратегии развития университета в целом, но вполне автономна в пределах компетенции структурного подразделения. Модель современной стратегии развития факультета в педагогическом вузе может быть определена как «стратегия выживания». Каковы ее параметры?

Моделирование «стратегии выживания» факультета начинается с анализа внешней и внутренней среды. Анализ внешней среды предполагает выявление потребности общества и государства в специалистах определенной квалификации, характеристику конкурентной среды ранка образовательных услуг по подготовке специалистов соответствующего профиля, определение динамики потребности и востребованности выпускников на рынке труда. Результатом этой деятельности является определение квалификационных характеристик конкурентно-способного выпускника. Представляется, что в современных условиях эффективным подходом, обеспечивающим устойчивое развитие структурного подразделения, является конструирование компетентностной модели выпускника, направленной на реализацию подготовки квалифицированных кадров в области педагогики и образования, и модели выпускника «поддержки», как правило, формируемой исходя из позиции востребованности на рынке образовательных услуг. Эти модели позволяют определить те основные образовательные программы, которые составят основу долгосрочного планирования деятельности факультета.

Для факультета истории, философии и права ОмГПУ «базовой» основной образовательной программой с 2012 г. стало «Педагогическое образование» в формате пятилетнего бакалавриата и магистратуры. Двухпрофильный бакалавриат в направ-

лении подготовки «Педагогическое образование» имеет как плюсы, так и минусы. К плюсам относится соответствие подобной структуры подготовки потребностям работодателя, так бакалавры педагогического образования профиля «История», устраиваясь на работу в учебные заведения, параллельно преподают такие предметы как «Право», «Обществознание», «Философия», «Экономика» и т. д. Пятилетний бакалавриат позволяет существенно усилить практическую подготовку выпускников за счет увеличения объема практик, что соответствует современной парадигме высшего профессионального образования.

Минусом двухпрофильного бакалавриата является то обстоятельство, что в результате принципа равенства профилей количество часов подготовки на каждый, в сравнении с одним профилем подготовки, сокращается примерно на 20 кредитных единиц. В условиях реализации компетентностного подхода в образовании это считается не большой потерей, так как касается часов теоретической подготовки. Но в условиях, когда студент одновременно должен освоить два самостоятельных профиля, каждый из которых имеет свою специфику, более тысячи часов «знаний» приобретают особое значение и в формировании способности студентов решать профессиональные задачи.

Основной образовательной программой «поддержки» на факультете истории, философии и права с 2006 г. является подготовка по специальности «Государственное и муниципальное управление». После перехода на новые образовательные стандарты — основная образовательная программа направления подготовки «Государственное и муниципальное управление». Наличие этой программы позволяет не только привлечь коммерческих студентов, но и расширить возможности вуза по обеспечению индивидуального образовательного маршрута обучающихся. Подготовка бакалавров государственного и муниципального управления осуществляется в очно-заочной и заочной формах обучения.

Анализ внутренней среды направлен на выявление способности и готовности кадрового состава обеспечивать реализацию выбранной стратегии, достаточности ресурсного обеспечения стратегического развития,

гибкость и мобильность организационных структур факультета. Несмотря на достижения современной науки и техники, профессорско-преподавательские кадры остаются тем элементом в образовательном процессе, от которого зависит качество образования. В современных условиях основной функцией преподавателя становится сопровождение студента в освоении ООП, преподаватель выступает как дизайнер учебной среды и технологий обучения, организатор самостоятельной работы студента, что в условиях сокращения аудиторной нагрузки имеет определяющее значение для качества образования. Соответственно кадровая политика вуза и его структурного подразделения во много определяет границы возможного в реализации той или иной стратегии развития.

На уровне региональных государственных вузов в последние десятилетия сложились общие принципы формирования профессорско-преподавательского состава. Например, принцип подготовки кадров собственными силами, как правило, на основе выпускников этого же вуза, прошедших через аспирантуру и защитивших в итоге кандидатские диссертации. Чаще всего, аспирантуры и научные руководители являются представителями той же научной школы, что и их выпускники. В результате мы наблюдаем не столько развитие научных школ, сколько их воспроизводство. В этом есть смысл, когда мы говорим о единстве требований, преемственности и традициях. Но механизм воспроизводства коварен тем, что сохраняет не только позитивные, но и негативные черты. Профессорско-преподавательские коллективы по-существу «варятся в собственном соку».

Современная система подготовки кадров для высшей школы находится в стадии реорганизации, результат которой пока неочевиден. Изменение системы научных званий и степеней, сокращение числа советов по защите кандидатских и докторских диссертаций, числа аспирантур и докторантур с неизбежностью внесет коррективы в действующую структуру подготовки научных кадров.

Еще одна проблема, поставленная перед руководителями вузов и их структурных подразделений федеральными образовательными стандартами — привлечение к подготовке

бакалавром и магистров профессионалов-практиков и приглашенных специалистов, должна решаться как на уровне стратегического, так и оперативного управления образовательным процессом. На уровне стратегии развития университета решить эту проблему возможно путем интеграции вуза во внешнюю профессиональную среду. Оперативное управление этим процессом требует детальной проработки, особенно с позиции финансовой составляющей и должно быть максимально гибким, так как привлекаемые специалисты, не являясь штатными работниками подразделений университета, как правило, не могут быть интегрированы в матрицу постоянного расписания. В случае, если приглашенные процессора являются иногородними, их работу в вузе осложняет целый ряд организационных и финансовых сложностей, что в конечном итоге приводит к минимизации их участие в образовательном процессе.

Непосредственно с кадровой проблемой связана проблема педагогического управления образовательным процессом. Она предполагает осуществление оперативного управление образовательным процессом на уровне структурного подразделения, осуществляемое кафедрами и деканатом, и деятельность конкретного преподавателя по организации и управлению образовательным процессом на уровне реализации конкретной дисциплины учебного плана. Представляется, что существует некоторая корреляция этих уровней и управленческих усилий: чем качественнее выстроено управление образовательным процессом на уровне деканата и кафедры, тем эффективнее деятельность преподавателя по организации учебной деятельности студентов и, как следствие, более высокие результаты обучения.

Определяя организационный и педагогический уровень управления образовательным процессом, имеет смысл раскрыть цель и задачи, методы и технологии каждого из них. Практика внедрения принципов болон-ского процесса в российское высшее образование ярко продемонстрировала особую роль управленческих структур факультета в переходе на нелинейный образовательный процесс и бально-рейтинговую систему (БаРС). В этом процессе декан, заместители декана, заведующие кафедрами выступают

не столько как менеджеры, сколько как тьюторы, организующие и сопровождающие образовательный процесс. Соответственно, говорить о возможности достижения требуемого от современной высшей школы ком-петентностного результата возможно только в том случае, если стратегическое и оперативное управление будет осуществляться не менеджером, а управленцем-педагогом, способным сочетать в себе квалификацию менеджера и владение современными технологиями организации и реализации целей и задач образовательного процесса.

Организационный уровень оперативного управления образовательным процессом имеет своей целью создание организационных, психолого-педагогических, информационных, ресурсных условий для повышения эффективности процесса обучения, результатом которого является формирование профессиональных компетенций выпускника в соответствие с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

В основе оперативного управления образовательными процессом лежит основная образовательная программа, которая определяет базовые направления в подготовке выпускников. Разработка основой образовательной программы по профилям подготовки исходит из определения квалификационных характеристик выпускника, которые и закладывают основу для моделирования учебного плана конкретного профиля/ магистерской программы направления подготовки. Классический подход, сформированный длительной практикой реализации дидактических единиц содержания, в новых условиях оказался востребованным. Это привело к тому, что попытка «втиснуть» традиционный набор дисциплин, определявших подготовку специалиста по той или иной специальности, в «прокрустово ложе» кредитных единиц нового учебного плана завершилась «обрезанием» в первую очередь базовых дисциплин. Отсюда массовое недовольство бакалавриатом, компетенциями и кредитными единицами.

Компетентностный учебный план должен создаваться исходя из иных принципов организации образовательного процесса. Смысл имеет не столько дидактическая единица содержания, выраженная в конкрет-

ной дисциплине, сколько способность этой дидактической единицы формировать компетенцию — способность решать профессиональные задачи. Именно поэтому произошло изменение соотношение лекционных и практических занятий в структуре аудиторной нагрузки студентов.

Как достичь оптимального результата в создании компетентностного учебного плана? Эту задачу возможно решить лишь совместными усилиями педагогического коллектива через деятельность учебно-методических комиссий, кафедр и деканата. Ими должна быть сформирована модель поэтапного формирования профессиональных компетенций бакалавров/ магистров педагогического образования. В основе этой модели лежат следующие педагогические принципы:

— постепенности и последовательности в формировании компетенций;

— взаимосвязи и преемственности уровней формирования компетенций;

— солидарности действий профессорско-преподавательского состава по формированию компетенций;

— соответствие требований к результатам обучения уровню сформированности компетенций. Только четкое определение параметров этой модели способно обеспечить создание учебного плана ориентированного на конкретный компетентностный результат.

Одна из функций этой модели лежит в плоскости разведения уровней основания основной образовательной программы: ба-калариата и магистратуры, определяя тем самым стратегию процесса обучения студентов. Ее возможно использовать в создании индивидуальных образовательных маршрутов студентов в условиях реализации нелинейного образовательного процесса.

Подобная модель ограничит круг необходимых и достаточных дисциплин для формирования общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенция. Кроме этого, модель позволяет определить как информационную, так и технологическую составляющую конкретных дисциплин, включенных в учебный план, а, следовательно, и деятельность профессорско-преподавательского состава по их реализации. В связи с этим, одним из условий реализации образовательного процесса в

логике требований федерального образовательного является создание команды единомышленников, понимающих и поддерживающих новации в организации учебного процесса. Достичь этого возможно лишь путем системы семинаров, где участники не только овладевают новыми профессиональными и педагогическими технологиями, но и в ходе обсуждения этих вопросов вырабатывают общие позиции по ряду принципиальных вопросов организации процесса обучения. Организация подобных семинаров, приглашение профессиональных педагогов-тренеров — основная задача деканата на этапе внедрения новых ФГОС и принципов Болонского процесса.

Педагогический уровень управления образовательным процессом определяется деятельностью профессорско-преподавательского состава факультета, нацеленной на достижение результата в освоении конкретной дисциплины учебного плана. Позиция преподавателя высшей школы сегодня определяется как позиция тьютора: проектировщика, технолога, организатора, корректировщика процесса обучения. Эта позиция в корне меняет профессиональную деятельность профессорско-преподавательского состава вуза. Все более возрастает востребованность методической и технологической подготовки кадров, способных реализовать требования нового образовательного стандарта по формированию общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных компетенций бакалавров и магистрантов [2].

Таким образом, стратегическое и тактическое (оперативное) управление образовательным процессом взаимосвязаны и взаимозависимы, представляют собой

многоуровневые и полиаспектные явления. «Менеджерский» подход к управлению образовательным процессом программ подготовки бакалавров и магистров педагогического образования в условиях реализации новой дидактической модели образования способен, скорее, навредить нежели способствовать повышению эффективности подготовки бакалавров и магистров. Причина этого в отсутствии у менеджеров педагогической и методической подготовки, необходимой для оперативного руководства образовательным процессом, без чего невозможно определиться с адекватной стратегией развития вуза.

Попытки разделить функции между управленцами-менеджерами и управленцами-педагогами изначально содержат в себе элементы конфликтности и противостояния, где победа окажется на стороне менеджеров, обладающих правом распоряжаться ресурсами вуза и его структурных подразделений. Это означает, что образовательный процесс будет подчинен не принципам целесообразности и эффективности образовательного процесса, а «бухгалтерскому» расчету затрат и прибыли.

Библиографический список

1. Зуб А. Т. Стратегический менеджмент. Теория и практика. — М.: АспектПресс, 2002. -415 с. [Электронный ресурс]. URL: http://sbiblio. com/BIBLIO/archive/zub_strategical_menegement/ l.aspx (дата обращения 17.12.2012)

2. Левина М. М. Технологии профессионального педагогического образования. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 272 с.

3. Стратегическое управление. Основные понятия и определения [Электронный ресурс]. URL: http://www.stplan.ru/articles/theory/strman. htm (дата обращения: 14.12.2012).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как распечатать руководство пользователя
  • Крем элоком инструкция по применению взрослым цена
  • Дентамет гель для десен цена инструкция по применению взрослым
  • Инструкция по применению гектора от клопов
  • Бидоп кор инструкция по применению цена отзывы аналоги